Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "М" (часть 7, "МЕТ"-"МИМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 7, "МЕТ"-"МИМ")

МЕТАГЕЙТНИОН

МЕТАГЕЙТНИОН - Μεταγειτνίων, см. Annus, Год, I.

МЕТАГЕН

МЕТАГЕН - Metagěnes, Μεταγένης,

1. поэт древней аттической комедии, живший во времена Аристофана, происходил из низкого сословия; известны еще некоторые заглавия его драм;

2. архитектор из Кноса на острове Крите, сын Херсифронa, способствовавший вместе со своим отцом развитию и улучшению ионического архитектурного ордена; он принимал также участие в постройке храма Артемиды Эфесской;

3. архитектор в Афинах из дема Ксипеты, продолжавший во времена Перикла постройку храма для мистерий в Элевсине после смерти Корэба, который начал ее. Plut. Per. 13.

МЕТАЛЛА

МЕТАЛЛА - Metalla, 1. damnatio in metalla, во время императоров служила наказанием для personae humiles и имела несколько степеней; см. Servitus poenae, Наказание рабов;

2. μέταλλα, рудники, см. Πρόσοδοι, Доходы государства, 1, 7.

МЕТАНА

МЕТАНА - Methāna, Μέθανα, Μεθήνη (родственное с μέθυ), город в Арголиде на полуострове, выдающемся в море к северу от Трэзена напротив Этны с крепостью на крутой горе, при подошве которой расположен был сам город, еще и н. Метана. Thuc. 4, 45. Strab. 8, 374.

МЕТАНИРА

МЕТАНИРА - Metanira, Μετάνειρα, см. Δημήτηρ, Деметра, 2.

МЕТАПА

МЕТАПА - Metăpa, Μέταπα, этолийский город на северном берегу озера Трихониды, к западу от Фермона, разрушенный Филиппом III Македонским. Polib. 5, 7.

МЕТАПОНТ

МЕТАПОНТ - Metapontĭum или Metapontum, Μεταπόντιον, греческий город на восточном берегу Лукании, при Тарентском заливе. По словам одних, он был основан Нестором, а по другим - Эпеем, строителем деревянного коня под Троей. Позже, как передают, этот город был разрушен луканцами, но по желанию сибаритов выстроен снова. Во время Пирра он должен был подчиниться римлянам, а во 2-ю Пуническую войну перешел на сторону карфагенян. (Liv. 22, 61. 25, 15) и с тех пор исчезает из истории. Strab. 6, 264.

МЕТЕК

МЕТЕК - Μέτοικος, см. Ξένος, Иностранец.

МЕТЕЛЛЫ

МЕТЕЛЛЫ - Metelli, см. Caecilii, Цецилии.

МЕТИДА

МЕТИДА - Metis, Μη̃τις, олицетворение мудрости, дочь Океана и Тефисы (Hesiod. theog. 358), которая посредством рвотного заставила Кроноса вырыгнуть проглоченных им детей. Она была первою супругой Зевса; но т. к. ему было предсказано (Метидою, или Ураном, или Геей), что она произведет на свет сначала дочь, а затем сына, которому суждено получить власть, то он проглотил ее и затем из своей головы родил Афину. Теперь Зевс уже не боится более Метиды; находясь внутри его, она возвещает ему добро и зло. Hesiod. theog. 866 слл.

МЕТИДРИОН

МЕТИДРИОН - Methydrium, Μεθύδριον, город в Аркадии, на крутой возвышенности между реками Малэтом и Милаоном по дороге из Орхомена в Олимпию. Thuc. 5, 58. Strab. 8, 388.

МЕТИМНА

МЕТИМНА - Methymna, Μήθυμνα, у Скилака Μέθυμνα, самый северный и после Митилены самый значительный город на острове Лесбосе, с хорошею и обширной гаванью; с того времени как спартанцы в 407 г. разграбили его, он значительно упал. В окрестностях его добывалось превосходное лесбосское вино. Horat. Sat. 2, 8, 50. M. была родиной исторического писателя Гелланика и певца Ариона. Thuc. 3, 2. 18. 6, 85. 7, 57. Liv. 45, 31. Хеn. Hell. 1, 2, 12.

МЕТИОН

МЕТИОН - Metīon, Μητίων, сын Эрехфея и Праксифеи, родил от Алкиппы Дедала и Евпалама (последний называется иногда отцом Дедала). По сикионскому преданию - Сикион является сыном М. Сыновья его, Метиониды, лишили Пандиона владычества над Афинами, но были в свою очередь изгнаны сыновьями Пандиона.

МЕТИОСЕДУМ

МЕТИОСЕДУМ - Metiosēdum, см. Melodunum, Мелодунум.

МЕТИОХА

МЕТИОХА - Metiǒche, см. Menippe, Мениппа.

МЕТОН

МЕТОН - Meton, Μέτων,

1. сын Павсания, межевщик и архитектор, известный особенно как астроном. Для определения годового вращения солнца он поставил на Пикне (Пнике, Πνύξ) изобретенный им прибор (η̉λιορόπιον) и старался сравнять солнечный и лунный год посредством круга в 19 лет = 235 месяцам и 6940 дням, считая от 13 Скирофориона 432 г. до Р. X. На этот 19-тилетний период (ε̉ννεακαιδεκαετερίς) смотрели как на некоторое усовершенствование в науке, но в употреблении остался прежний восьмилетний период (ο̉κτωετερίς). Diod. Sic. 12, 36. По пословице: α̉ναβάλλεσθαί τι ει̉ς τòν Μέτωνος, значило - откладывать что-либо на долгое время (в долгий ящик). Cic. ad Att. 12, 3, 2;

2. M. с острова Пароса, пифагорейский философ;

3. отец философa Эмпедокла;

4. см. Architecti, Архитекторы, 6.

МЕТОНА

МЕТОНА - Methone, Μεθώνη,

1. город на юго-западной оконечности Мессении, называемый также Μοθώνη; здесь поселены были спартанцами после 2-й Мессенской войны жители города Навплии; имел хорошую гавань; н. Модон. Strab. 8, 350. Paus. 4, 3, 10. 35, 1. 24, 4;

2. колония эретрийцев при Фермейском заливе в Македонии, н. Элевферо-Кори; при осаде ее Филипп Македонский потерял глаз. Thuc. 6, 7. Strab. 7, 330;

3. город в Фессалии, упоминаемый уже Гомером (Il. 2, 716. Μηθώνη), вероятно, Магнесия; в историческое время о нем не упоминается. Strab. 9, 436.

МЕТОПА

МЕТОПА - Metopa, μετόπη, см. Columna, Колонна.

МЕТРЕТ

МЕТРЕТ - Metretes, см. Mensura, Мера.

МЕТРОДОР

МЕТРОДОР - Metrodoros, Μητρόδωρος,

1. славный рапсод, упоминаемый Платоном;

2. философ с острова Хиоса, ок. 330 г. до Р. X., последователь Демокрита и учитель абдеритян Анаксарха и Гиппократа. Более о жизни и философии его ничего неизвестно. Cic. acad. 2, 23. Diog. Laert. 9, 58;

3. эпикуреец родом из Афин (раеnе alter Epicurus. Cic. fin. 2, 28), умер незадолго до Эпикура (277 г. до Р. X.). Цицерон часто упоминает о нем (напр., Cic. tusс. 2, 6, 17. Cic. fin. 2, 3, 7. Cic. de n. d. 1, 40, 113), но обыкновенно порицает его заодно с Эпикуром; сочинения его потеряны;

4. М. из Скепсиса в Мисии, академик, ритор и государственный муж на службе у царя Митридата Евпатора, жил ок. 100 г. до Р. X. и обладал необыкновенной памятью. Cic. de or. 2, 88. 90. 3, 20. Cic. tusс. 1, 24, 59. Plin. 28, 7. 34, 7. Будучи послан к царю Тиграну, он изменил Митридату; отправленный Тиграном обратно, он умер в дороге. За свою глубокую ненависть к римлянам был прозван Μισορώμαιος. Язык его отличался риторичностью и оригинальностью;

5. М. из Стратоникеи в Карии, учение Карнеада, сначала был эпикурейцем, а затем сделался академиком; жил ок. 110 г. до Р. X. Cic. de or. 1, 11, 45. acad. 2, 6, 16. Diod. Laert. 10, 9;

6. живописец, занимавшийся также философией, в 168 г. до Р. X. Plin. 35, 11;

7. вольноотпущенник Цицерона, образованный врач. Cic. ad Att. 15, 1, В. Cic. ad. fam. 16, 20;

8. греческий поэт, сочинявший эпиграммы, писал также по географии и астрономии, жил, вероятно, в царствование Константина Великого.

МЕТРОНОМЫ

МЕТРОНОМЫ - Μετρονόμοι, числом 15, по другим 10, были должностные лица в Афинах, избиравшиеся по жребию и наблюдавшие за весами и мерами.

МЕТРООН

МЕТРООН - Μητρω̃ον, в Афинах храм матери богов Реи Кибелы, находившийся на площади между храмом Аполлона Πατρω̃ος и ратушей. Он служил государственным архивом для хранения законов и постановлений (τὰ δημόσια γράμματα). Ключ от него хранил очередной ε̉πιστάτης. Lycurg. Leocr. 66. Dem. Aristog. 1, 98.

МЕТРОПОЛЬ

МЕТРОПОЛЬ - Metropŏlis.

Μητρόπολις,

1. древнейшая резиденция и гавный город в северной части Фригии; другой город того же имени (Liv. 38, 15) лежал при Апамее Киботе (Κιβωτός) по дороге к Синнаде;

2. город в Лидии, в Каистрской равнине, богатой вином, между Смирной и Эфесом. Strab. 14, 632;

3. город в Фессалии на левом берегу Пенея между Гомфами и Фарсалом. Strab. 9, 437 сл.;

4. город в южной части Эпира, недалеко от восточного берега Амбракийского залива, с крепостью; н. Лыковица. Thuc. 3, 107.

МЕТТИИ

МЕТТИИ - Mettii, или Metii, древний латинский род:

1. Mettius Fufetius, диктатор в Альбе после смерти царя Клуилия, предложивший для решения спора за господство между Альбой и Римом известный поединок Горациев с Курациями. После победы римлян он замыслил вероломную измену в то время, как Тулл Гостилий позволил ему принять участие в войне с вейентами (Liv. 1, 23 сл. 26); за это римский царь приказал разорвать его лошадьми. Liv. 1, 28. Val. Max. 7, 4, 1;

2. M. Mett. был послан во время галльской войны Цезарем с поручением к Ариовисту, но был задержан последним в плену и только по поражении германцев снова получил свободу. Caes. b. g. 1, 47. 53;

3. Mett. Pomposinus, позволил обмануть себя одному звездочету, сказавшему, что ему предстоит еще высокое назначение. Подозрительный Домициан велел казнить Меттия за то, что он нарисовал на стене карту земли и усердно изучал историю Ливия. Suet. Dom. 10. Vesp. 14. Dio Cass. 67, 12;

4. Met. Carus принадлежал к числу многочисленных доносчиков при Домициане. Tac. Agr. 45. Plin. ep. 1, 8. По своему происхождению от Гракхов заслуживает упоминания;

5. Met. Marullus, отец старшего Гордиана.

МЕТУЛ

МЕТУЛ - Metūlum, Μετου̃λον, укрепленный город япидов, на границе с Либурнией, на крутой горе у реки Колаписа, н. Медлинг на реке Кульпе. Жители отчаянно боролись против Октавиана, так что последний подвергался опасности лишиться жизни. Strab. 4, 207. App. 3, 18. Dio Cass. 49, 35.

МЕХАНИКА

МЕХАНИКА - Mechanĭca, см. Mathematica, Математика.

МЕЦЕНАТ

МЕЦЕНАТ - Maecēnas, см. Cilnii, Цильний.

МЕЦИЙ

МЕЦИЙ - Maecĭus, Sp. Maec. Таrра, эстетик и критик, живший во время Августа, имел отношения к Помпею (55 г. от Р. X.). Horat. Sat. 1, 10, 38. Cic. ad. fam. 7, 1. 1.

МЕЦИЛИИ

МЕЦИЛИИ - Metilii, 1. Sp. Metilius, народный трибун в 460 г. до Р. X., старавшийся о прочном установлении земельного закона, которого, впрочем, не мог провести вследствие противодействия некоторых из своих товарищей. Liv. 4, 48;

2. наместник в Иудее; для спасения своей жизни во время восстания в Иерусалиме он должен был перейти в иудейство, Jos. b. Iud. 2, 18.

МИГДОН

МИГДОН - Mygdon, Μύγδων,

1. царь бебриков, брат Амика, убитый Гераклом в походе на амазонок;

2. сын Акмона, отец Корэба, царь фригийцев, которые по его имени названы мигдонами. Поэтому campi Mygdonii. Horat. Od. 3, 16, 41., opes Mygdoniae. Horat. Od. 2, 12, 22. Вместе с Отреем и Приамом он сражался с амазонками. Ноm. Il. 3, 186.

МИГДОНЫ

МИГДОНЫ - MСћgdŏnes, Μύγδονες,

1. обитатели Мигдонии, македонской области (Hdt. 7, 123. Thuc. 2, 99. 100), фракийского происхождения; см. Macedonia, Македония;

2. народ, переселившийся из Фракии в Бифинию и живший около горы Олимпа и Даскилитского озера. Strab. 7, 295. 12, 564. 575.

МИДАС

МИДАС - Midas, Μίδας, сын Гордия, древний царь бригов. Он вывел свой город из Македонии во Фригию, где они получили название фригийцев. Hdt. 7, 73. 8, 138. Когда он был ребенком, муравьи носили ему в рот зерна хлеба, предвещая этим в будущем богатство. Cic. div. 1, 36. Однажды опьяневший Силен сбился с пути во время шествия Диониса и попал в розовые сады М. (находившиеся, по общему мнению, в Македонии, вблизи Бермийского хребта); здесь поймали его крестьяне, связали венками и привели к царю М., который радушно принял мудрого учителя Диониса и беседовал с ним (Cic. tusс. 1, 48), а на 10 день отвез обратно к Дионису. В награду за это бог предложил ему просить чего только он пожелает; М. просил, чтобы все, к чему он прикоснется, обращалось в золото. Но т. к. пища, которой он прикасался, также обращалась в золото, то М. стал просить бога, чтобы он взял от него эту милость обратно. Дионис приказал ему выкупаться в источнике Пактола, от чего этот источник стал изобиловать золотом. Ov. met. 11, 90 слл. По другим сказаниям, М. поймал Силена или Сатира у так называемого ключа М. (у города Анкиры, основанного M. Paus. 1, 4, 5, или у Фимбрия и Тириея. Хеn. Anab. 1, 2, 13, или на паннонской границе, Bion. ар. Athen. 2, р. 45. С.). М. налил вина в воду источника, а Силен или Сатир, напившийся этой воды, заснул. По этим сказаниям, М. получает богатства от Диониса; первоначально же он был фригийским силеном, находившимся в числе спутников Диониса. Остатками его первоначальной природы следует считать отличающие его сатировы или ослиные уши. Он получил их, по сказаниям, после музыкального состязания Пана (или Марсия) с Аполлоном, на котором судьей был Тмол (или же сам М.). Хотя Тмол, а за ним и все слушатели отдали предпочтение кифаре Аполлона перед флейтою Пана, но М. не согласился с этим и за это получил от Аполлона ослиные уши. М. тщательно скрывал их под своей фригийской шапкой, но цирюльник его открыл их. Т. к. последний не смел никому об этом рассказывать, а между тем про себя тайну эту он сохранять не мог, то он выкопал в земле яму, прошептал туда: «У царя М. ослиные уши» - и засыпал яму землей; на этом месте вырос потом тростник, который шепотом рассказывал об этой тайне, так что всему свету это стало известно. Ov. met. 11, 146 слл. Этот М. с ослиными ушами, изнеженный фригийский царь и покровитель культа Диониса, служил часто предметом аттической сатирической драмы. В последнем сказании выказывается противоположность между фригийской игрой на флейте (господствовавшей на празднике Диониса) и эллинской игрой на Аполлоновой кифаре, подобно тому как и в сказании о Марсии (см. Marsyas, Марсий).

МИДИЙСКАЯ СТЕНА

МИДИЙСКАЯ СТЕНА - Medĭcus muras, τò Μηδίας καλούμενον τει̃χος, по Страбону, выстроенная уже Семирамидою, в 6 милях к северу от нынешнего Багдада, из обожженных кирпичей, длиною в 20 парасангов, вышиною в 100 футов и шириною в 20 футов. Она соединяла Евфрат и Тигр в том месте, где обе реки приближаются друг к другу, и разделяла Месопотамию и Вавилонию, защищая их от мидийских нападений. Хеn. Anab. 1, 7, 15. 2, 4, 12. В настоящее время от нее нет никаких следов.

МИДИЯ

МИДИЯ - Media, η̉ Μηδία, по-древнеперсидски Мада, т. е. срединная земля. М., большая область Внутренней Азии, граничила на востоке с Парфиею и Гирканиею, на юге с Персидою и Сусианою, на западе с Ассириею и Армениею, на севере с Каспийским морем (следовательно, занимала теперешние провинции Асербейджан и Гилан, Ирак, Аджем и западную часть Масендерана). Почва этой страны, славившейся превосходными лошадьми (Νισαι̃οι 'ίπποι, Hdt. 3, 106), была большею частью очень плодородна. (Medica mala). Пересекаемая различными отрогами Тавра, она представляла совершенно гористую местность; на западе τò Κάσπιον 'όρoς, далее к югу Хоатр, соединявшийся на востоке с Загром, н. Загрош, с загрскими или мидийскими проходами (н. Сарпильские проходы), далее до самой Парфии Парахоафер, н. Эльвенд или Бактрский горный хребет. Посередине всей страны в северо-западном направлении проходят Иасинские горы (н. Демавенд) с Касцийскими проходами, н. Сирдарах. Из рек замечательны: Камбис (н. Навару?), Кир (может быть, н. Шах-Руд), Амард (н. Кизил-Озен). В западной части, Матиана (см. Matiana, Матиана), лежало соленое озеро Спаута (вернее, Капаута) или Матиана, н. озеро Урмийское. Жители, первоначально называвшиеся арийцами, по преданию, стали называться мидянами лишь впоследствии (сама страна, однако, в Ветхом Завете постоянно называется Madaï). Они отличались храбростью, но впоследствии изнежились; поклонялись звездам, жрецы их назывались магами. В юго-восточной части, в Великой Мидии, лежала Экбатана или Agbatana, по-персидски Hagmatana, н. Гамадан, на 12 стадий к югу от Оронта в превосходной местности, летняя резиденция персидских и парфянских царей; Раги (΄Ράγαι), н. развалины Раи, бывший впоследствии главным городом парфян, называвшийся также Европом и Арсакиею, был самым большим городом всей области; в Атропатене (Асербейджан, т. е. огненная земля, вследствие множества нефтяных источников), Газа или Газака, летнее местопребывание мидийских царей, на восточной стороне озера Спауты. В северной части у Каспийского моря обитали дикие племена, не имевшие никакого общего названия. Strab. 11, 522 слл. 15, 732 слл. Plin. 6, 13, 16. 14, 17.

МИЗЕРИКОРДИЯ

МИЗЕРИКОРДИЯ - Misericordia, также Clementia, олицетворение сочувствия, ср. 'Έλεος, Элеос.

МИЗИЯ

МИЗИЯ - Musĭa, η̉ Μυσία, северо-западная провинция Малой Азии, по Страбону, названная так от букового дерева (бук у лидийцев назывался μυσός), большое количество которого находится особенно в местности Олимпа. Границами страны были: на севере Пропонтида и Геллеспонт, на западе Эгейское море, на юге Лидия, на востоке Фригия и Бифиния (река Риндак и гора Олимп). М. распадалась на 5 частей; они были:

1. Малая Μ. (Μ. η̉ μικρά), северная часть, вдоль Пропонтиды до Олимпа;

2. Великая Μ. (Μ. η̉ μεγάλη), южная часть страны;

3. Троада (η̉ Τρώας), северная часть западного берега от мыса Сигея до мыса Лектона у Адрамиттского залива;

4. Эолида (η̉ Αι̉ολίς), южная часть западного берега между реками Каиком и Гермом;

5. Тевфрания (η̉ Τευθρανία), узкая полоса вдоль южной границы (Strab. 13, 615). Под персидским господством М. принадлежала ко 2-й сатрапии (Hdt. 3. 90), но занимала только северо-восточную часть всей обозначенной выше области. К горам М. принадлежали: Ида, с вершинами Гаргаром и Котилом, Теми (н. Демирджи-Даг) с южными отрогами Пиндасом и Сарденою. Между мысами важнейшие: Рэтей (н. Интэпе), Сигей (н. Иенишехр), Лектон (н. мыс Баба или S. Maria), Кана (н. Карадаг) и др. У западного берега находился Адрамиттский залив (н. Адрамити). Число рек, которые все невелики, значительно. В Пропонтиду впадают: Риндак (н. Адирнас) с Макестом (н. Сусурли), Эсен, Граник (н. Коджа-Су); в Геллеспонт: Пес (н. Бейрамдере), Перкот, Симоент (н., вероятно, Думбрек) и Скамандр (н. Мендере-Су). На западном берегу впадают: Сатниоент (н. Тузла), Евен (н. Мадара), Каик (н. Бакыр-Чай) с Мисием (н. Бергама). Из озер находятся: Аполлониатида (н. Улубад) у подошвы Олимпа; Артиния или озеро Милетопольское (н. Абуллония) и Птелей у Офриния на берегу Геллеспонта. Жители всегда распадались на две различных народности: в древнейшие времена - на фригийцев и троянцев, потом на мисийцев и эолян. Мисийцы были, вероятно, вышедшее из Фракии племя (Hdt. 7, 74). О троянцах см. Troas, Троада. Из городов замечательны:

a) в Малой М.: Плакия, Кизик, Приап, Парий, Лампсак, Абид на берегу, Аполлония, Милетополь (н. Муалитч?), Зелея, Гергиф, Скепсис, Перкота внутри страны;

b) в Трояде: Дардан, Рэтей, Сигей, Александрия Троадская, Ларисса, Гамаксит, Мирик, Ассос, Гаргар, Адрамиттий, Илион, Арисба, Фимбра;

c) в Эолиде особенно города союза (см. Aeolis, Эолида);

d) в Великой Мисии и Тевфрании: Пергам, Парфений, Галисарна и др. Strab. 12, 563 слл. Mеla 1, 18.

МИЙЯ

МИЙЯ - Myia, Μυι̃α,

1. дочь Пифагора и Феано, супруга атлета Милона Кротонского. Дошедшее до нас и приписываемое ей письмо к некоей Филиде, принадлежит более позднему времени;

2. поэтесса, упоминаемая рядом с Коринною и Сапфо, вероятно, это только прозвание Коринны, подобно тому как Сапфо прозвана была пчелой или Μoυσω̃ν τέττιξ;

3. другая поэтесса из Спарты, которой приписываются гимны в честь Аполлона и Артемиды.

МИКАЛА

МИКАЛА - Mycăle, Μυκάλη, западный отрог ионийской горы Мессогиса, против острова Самоса образует мыс Трогилий (Канапица, по-итальянски S. Maria). Здесь в морском заливе шириною в 7 стадий побеждены были персы Леотихидом и Ксантиппом в славной морской битве в 479 г. до Р. X. Hdt. 9, 96 слл. ср. также Ноm. Il. 2, 869. Hdt. 1, 148. 7, 80. Thuc. 1, 14. 89. 8, 79. Strab. 13, 636.

МИКАЛЕСС

МИКАЛЕСС - Mycallessus, Μυκαλησσός, древний город Беотии (Ноm. Il. 2, 498) в области Танагры, между Фивами и Халкидикой на запад от Авлиды. По преданию, этот город так назван потому, что корова, указывавшая путь Кадму, на этом месте замычала. После того как толпа фракийских наемников, находившихся на службе у афинян, напала в 414 г. на этот довольно значительный город и избила почти всех жителей, М. более и более падал, а во времена Павсания был совершенно в развалинах. Thuc. 7, 29 сл. Paus. 1, 23, 3. 9, 19, 4. Сохранились только незначительные развалины.

МИКЕНЫ

МИКЕНЫ - Мусēnае, Μυκη̃ναι, также Μυκήκη (Ноm. Il. 4, 52), весьма древний, «хорошо построенный, с широкими улицами, богатый золотом» город Арголиды, столица потомков Данаевых, а затем Пелопидов, под владычеством которых город достиг высокой степени значения и могущества. Позднее М. пали. Когда жители М. послали к Фермопилам и Платеям войска для отражения персов (Hdt. 7, 202. 9, 27), то аргивяне, соблюдавшие постыдный нейтралитет, рассердившись за это, напали на них вместе с жителями Тегеи и Клеон в 463 г. до Р. X. Недостаток в съестных припасах заставил жителей оставить укрепленный город, после чего они частью отправились в Керинию в Axee, a частью к Александру Македонскому. Павсаний (2, 16, 5 слл.) описывает уцелевшие еще в его время значительные остатки города: Циклопскую окружную стену с Львиными воротами, сокровищницу Атрея, гробницы Атрея и Агамемнона. Эти развалины и тепеть почти в таком же виде находятся при деревне Карвати. Раскопки Генриха Шлимана дали весьма интересные результаты; найдены не только еще одна так называемая сокровищница (см. Architecti, Архитекторы, 1) и развалины трех других подобных зданий, но и внутри кремля гробницы, относящиеся к доэллинскому времени, древние золотые украшения, кольца, маски и т. д. ср.: Schliemann, Mykenä (1878).

МИКЕРИН

МИКЕРИН - Mycerīnos, Μυκερίνος, собственно Менкера, египетский царь, наследовавший престол после известных строителей пирамид Хеопса и Хефрена. Он открыл снова храмы, запертые его предшественниками, и построил небольшую, в 218 футов высоты, но изящную пирамиду при Гизе. Hdt. 2, 129-134. Хотя жрецы, рассказы которых слышал Геродот, из теократических целей относили этих царей к периоду упадка, но, по свидетельству Манефона и по надписям, они (Суфис I и II Менхерес) принадлежат к 4 мемфисской династии, почти за 2500 лет до Р. X.

МИКИ

МИКИ - Μυκοί, по Геродоту (3, 93. 7, 68), азиатский народ, принадлежавший к 14 сатрапии, местожительство которого с точностью неизвестно.

МИКИФ

МИКИФ - MicСћthus, Μίκυθος,

1. см. Anaxilaus, Анаксилай, 1;

2. фиванский юноша, которого подкупил за 5 талантов персидский посланник Диомедон, чтобы тот склонил Епаминонда на сторону персов. Nep. Ер. 4.

МИКОН

МИКОН - I.

Micon,

Μίκων,

1. см. Sculptores, Скульпторы, 3 и Pictores, Живопись, 3;

2. литейщик в Сиракузах, отлил около 215 г. до Р. X. две статуи Гиерона II по приказанию сыновей последнего; одна изображала его стоящим, а другая сидящим на лошади. Paus. 6, 12, 4.

II.

Mycŏnus,

Μύκονος, римляне называют также Мусоnе, н. Микони, небольшой, скалистый кикладский остров, на юго-восток от Теноса и на север от Делоса. Сказание перенесло на этот остров мифическую битву гигантов, и все избитые Гераклом гиганты погребены под этим островом. Отсюда произошла поговорка: πάντα υ̉πò μίαν Μύκονον, когда разнородные вещи соединились под одной рубрикой, наше: «Все в одну кучу». Несмотря на каменистую почву и недостаток воды, остров не совсем бесплоден и производит достаточное количество фиговых плодов, вина и ячменя; но главным занятием жителей как прежде, так и теперь было мореходство. За свою мелочность и жадность они пользовались дурною славой (Μυκόνιος γείτων). На острове было два города. Hdt. 6, 118. Thuc. 3, 29. Strab. 10, 487.

МИЛАН

МИЛАН - см. Медиоланум.

МИЛАНИОН

МИЛАНИОН - Milanĭon, Μειλανίων, см. Atalanta, Аталанта.

МИЛАСЫ

МИЛАСЫ - Mylāsa, τὰ Μύλασα (у Геродота и Полибия Μύλασσα), самый большой и прекрасный город во внутренней Карии, в 80 стадиях от берега, столица древних царей. Римляне объявили его свободным, но позже город пострадал от разрушения некоторых частей. Большая часть построек и особенно издалека видный храм Зевса Осогона были сделаны из превосходного белого мрамора, добывавшегося из крутой скалы, у подножия которой город был расположен; н. Милас или Мелиссос с развалинами. Гавань его называлась Фиском (Φύσκος). Hdt. 1, 171. Polib. 16, 24, 6. Strab. 14, 685 сл. Paus. 8, 10.

МИЛЕТ

МИЛЕТ - Milētus, Μίλητος,

1. сын Аполлона и Ареи (или Деионы) с острова Крита. В одно время его полюбили Миной, Сарпедон и Радамантий; от первого он бежал в Карию с Сарпедоном и основал там город М. Или, по другому сказанию, он бежал потому, что старый Миной подозревал его в стремлении завладеть престолом. Ov. met. 9, 441 слл. В Карии Кианея, дочь Меандра, родила от него Кавна и Библиду;

2. замечательный город Малой Азии; уже Гомер (Il. 2, 868) называет его городом карийцев; впоследствии он был особенно замечателен как ионийская колония. Он лежал против устья Меандра, на мысе, вдающемся в Латмийский залив. М. основал много важных колоний (80 г.), особенно в Понте: Кизик, Синопу, Абид, Томы, Ольбию и др., даже Навкратис в Египте. Он был родиной философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, логографов Кадма, Гекатея и Дионисия. Этот город потерял свое значение, когда во время Ионической войны персы завоевали и разграбили его (Hdt. 5, 30. 35. 6, 18) и особенно когда он подвергся той же участи и от Александра. Arr. 1, 19. Во время процветания город состоял из двух частей: внешнего и внутреннего города; обе части были окружены одной общей стеной, кроме того, внутренняя часть имела особые укрепления. Четыре гавани его были защищены близлежащими Трагасейскими островами (Ладе, Дромиск, Перне). Теперь берег имеет другой вид вследствие наносов. М. славился в древности шерстью (Verg. 9, 3, 306. 4, 334), также розами и морской пенкой. На 180 стадий к югу от M., y селения Дидим, стоял древний, основанный раньше города, храм Аполлона Дидимского с оракулом; храмом и оракулом заведовали по наследству жрецы из рода Бранхидов. Храм этот был разрушен Ксерксом, но снова великолепно восстановлен; развалины его существуют поныне. Strab. 14, 634 слл;

3. древний город, лежавший, по Гомеру (Il. 2, 647), на восточном берегу Крита; во время Страбона он был уже разрушен. Имя его, как полагают, перешло на знаменитый ионический город М.

МИЛЕТОПОЛЬ

МИЛЕТОПОЛЬ - Miletopŏlis и Miletopolītes lacus, см. Mysia, Мизия.

МИЛИАДА

МИЛИАДА - MilСћas, η̉ Μιλυάς, по Геродоту (1, 173), первоначально - древнее имя Ликий, позже имя гористой страны между Ликией, Памфилией и Фригией, во время Селевкидов название полосы между городами Термессом и Сагалассом, западная часть которой носила название Кабалии (главный город Кибира). Римляне, после поражения Антиоха, подарили эту страну Евмену. Страна эта была суровая, но имела много плодородных равнин. Жители назывались Μιλύαι. Hdt. 7, 77.

МИЛИТТА

МИЛИТТА - Mylitta, Μύλιττα, семитическая богиня, культ которой особенно процветал в Вавилоне и оттуда перешел к ассириянам и персам. Она была отожествляема с греческой Афродитой Уранией и почиталась праматерью мира, женским производительным началом, рядом с которым Бел или Ваал представлял мужское производительное начало. Hdt. 1, 131. 199.

МИЛИТЫ

МИЛИТЫ - Milĭtes, 1. Augustales, солдаты, прибавленные Августом, a Flaviales - Веспасианом к легионам; но в каком виде это было сделано, это неясно из заметки Вегеция (2, 7);

2. Augustani или Augustiani, набранный Нероном отряд, состоявший из 5000 молодых и здоровых плебеев, которым командовали молодые всадники (в тесном смысле называемые Augustani). Обязанность их состояла в том, что они сопровождали Нерона в его артистических путешествиях, помогали одерживать триумфы и прославляли его игру. Они наряжены были как актеры и вместо оружия носили кифары и плектры. Они делились на группы (factiones) и были выучены выражать одобрение своему господину, играющему на сцене стройно и гармонически; иногда в такт они громким хором подхватывали игру (ευ̉ρύθμως ε̉κβοα̃ν); в антрактах они исполняли респонсории. Публика в разных городах, не привыкшая к подобного рода зрелищам, также подхватывала, увлекаясь ими, часто также громко выражала свое участие и сбивала с толку августанов, так что часто вся эта недостойная затея Нерона кончалась дракой. Мысль завести таких Augustani milites дали Нерону александрийцы (modulatis Alexandrinorum laudationibus). Suet. Nero. 20. 25. Tac. ann. 14, 15. 16, 5. Dio Cass. 61, 20. 63. 8;

3. m. diruti, солдаты, наказанные убавкой жалованья;

4. m. duplares или duplicarii, получавшие в награду двойной паек хлеба;

5. m. navales, матросы и солдаты морского экипажа, между обязанностям которых не было, впрочем, никакой разницы;

6. m. subitarii или tumultuarii, солдаты наскоро набранные в случае внезапной войны (Liv. 3, 4. 40, 26);

7. m. tunicati, оштрафованные тем, что должны были стоять в одной тунике перед палаткой полководца. Suet. Oct. 24.

МИЛОН

МИЛОН - Milo, 1. T. Annius M. Papianus, сын Гая Папия Цельза, уроженца г. Ланувия, и Аннии. Отец его матери, Гай Анний, усыновил внука. Будучи народным трибуном вместе с П. Клодием, в 57 г. до Р. X. он поссорился с последним, т. к. тот хлопотал по желанию Помпея о возвращении Цицерона из ссылки. Публичные ссоры между Клодием и М. возникли с тех пор, как Клодий насильственно напал на М.; Милон, покрытый множеством ран, собрал толпу гладиаторов и силой добился принятия предложения о возвращении Цицерона. Cic. Sest. 40. Vil. 36. Когда Цицерон вздумал возобновить свой разрушенный дом на прежнем месте, которое было ему возвращено, то Клодий старался помешать исполнению этого намерения; но М. расстроил с помощью своей шайки комиции, на которых Клодий надеялся быть выбранным в эдилы, в начале 56 г. Клодий достиг, однако, своей цели и затем обвинил М. в насилии. Разбирательство дела, в котором присутствовал сам М., было прервано при помощи грубого насилия, Клодий и его приверженцы прогнаны, а обвинению против М. не дали дальнейшего хода. Cic. ad Qu. fr. 2, 3. Его брак с Фавстой, дочерью Суллы, не был счастлив (в 55 г. до Р. X.). Cic. ad Att. 4, 13. 5, 8. В следующем году (54 г.) он добивался консульства, но т. к. Помпей, вопреки обещанию, не помогал ему, то он и не достиг этой должности. Клодий со своими шайками гладиаторов производил также открытые насилия, дал на Sacra via M. настоящее сражение, силой разогнал комиции и подал жалобу на Цицерона и М.; Цицерон защищал М. В 52 г. (20 января) жестокая борьба между М. и Клодием окончилась смертью Клодия. М. со своими провожатыми шел в город Лавиний и по пути встретился с Клодием, возвращавшимся в Рим из своих имений также с вооруженными людьми; между спутниками их завязалась ссора, во время которой Клодий, оглянувшись, чтобы узнать причину ее, был ранен рабом М.; подоспевший М. окончательно убил его. Cic. Мil. 10, 17. Убийство Клодия взволновало римскую чернь; при возвращении в Рим М. и трибун Целий, друг его, едва избежали смерти; многие приверженцы их были перебиты. Во время этих замешательств Помпей был выбран единственным консулом. Помпей старался возбудить в народе подозрение против М., потерявшего его расположение, и настоял на принятии некоторых законов против насилия. М., против которого по преимуществу были направлены эти законы, был предан суду и, несмотря на знаменитую защитительную речь Цицерона (Cic. Мil. 1. Plut. Pomp. 55), приговорен был к ссылке в Массилию; имущество его было продано для уплаты долгов. Цезарь не возвратил его впоследствии из ссылки, но он самовольно прибыл в Италию, набрал в Кампании шайку удальцов, но, вероятно, погиб в Апулии;

2. Μίλων, атлет родом из Кротона, прославившийся своей силой и прожорством. Во время Олимпийских игр он перенес четырехлетнего быка через ристалище и съел его в один день. В сражении против сибаритов в 510 г. до Р. X. он, как рассказывают, шел впереди своих сограждан с палицей и львиной шкурой. Он погиб следующим образом: однажды он хотел расколоть руками ствол дерева, в который он вогнал клин, но застрял в трещине и был разорван дикими зверями. Strab. 6, 263.

МИЛЫ

МИЛЫ - Mylae, Μύλαι,

1. колония Занклы (Мессаны) в Сицилии, основанная ок. 716 г. до Р. X. на узкой полосе северного берега острова, в плодородной местности, с крепостью (Thuc. 3, 90). Город известен происходившими вблизи его: удачною битвою Дуилия в 1-ю Пуническую войну в 260 г. до Р. X. и морским сражением, в котором Агриппа разбил флот С. Помпея в 36 г. до Р. X.; н. Милаццо. Polib. 1, 10. App. b. с. 5, 105 слл. Dio Cass. 49, 3;

2. укрепленный город в фессалийской провинции Гестеотиде, может быть, недалеко от города Киретий, на скалистой возвышенности правого берега реки Европы. Liv. 42, 54.

МИЛЬВИЙСКИЙ МОСТ

МИЛЬВИЙСКИЙ МОСТ - Milvius pons, см. Roma, Рим, 11.

МИЛЬТИАД

МИЛЬТИАД - Miltiădes, Μιλτιάδης,

I. старший из рода Филаидов, сын Кипсела, современник и соперник Писистрата. По призыву долонков, теснимых соседними племенами, он отправился в 559 г. до Р. X. в Херсонес Фракийский, сделался их главою и основал самостоятельное государство. Hdt. 6, 34 слл. За ним последовали сыновья его сводного брата Кимона (сына Стесагорова), убитого Писистратидами:

1. Стесагор, продолжавший воевать с Лампсаком и

2. знаменитый М., архонт афинский в 524 г., посланный туда Писистратидами по смерти Стесагора. Он женился на Гегесипиле, дочери фракийского царя Олора, завоевал Лемнос и прогнал оттуда пеласгов (Hdt. 6, 140), но должен был содействовать Дарию в походе против скифов. Его совет - разрушить мост через Дунай и, уничтоживши персидское войско, освободить ионийских греков, не был приведен в исполнение благодаря противодействию Гестиея. Когда, после подавления ионийского восстания, финикийские корабли покорили и острова, М. возвратился в 494 г., не без опасности, в Афины; сын же его Метиох был взят в плен. Hdt. 6, 41. В Афинах враги его семейства, не желавшие процветания дома Филаидов, привлекли его к народному суду за то, что он присвоил себе во Фракии власть тирана. Он оправдался перед народом, изложил тамошние обстоятельства и указал на свои заслуги. Народ сумел оценить его и выбрал его в 490 г. одним из 10 полководцев для войны с персами. Зная отлично персидский способ ведения войны и склонив на свою сторону полемарха Каллимаха, он добился того, что решено было дать сражение в открытом поле; когда все другие полководцы добровольно вручили ему главное начальство, то он, разумно воспользовавшись местностью, быстрым нападением на персов при Марафоне выиграл сражение (в сентябре 490 г.). Hdt. 6, 103 слл. Plut. Arist. 5. N ер. Milt. 4. Justin. 2, 9. B награду за это на картине, изображавшей Марафонское сражение и поставленной в στοὰ ποικίλη, его изображение было помещено на первом плане; впоследствии ему соорудили и другие памятники. Будучи слишком высокого мнения о своем влиянии и желая еще большей военной славы, а отчасти и побуждаемый личной местью (против Лисагора), он предпринял поход против островов, соединившихся с персами, особенно против Пароса. Предприятие это не имело успеха; сам он сильно ушибся при падении и должен был через 26 дней возвратиться в Афины. Тогда против него снова выступили его прежние враги, особенно Алкмеониды. Ксантипп обвинил его в том, что он обманывал народ и злоупотреблял его доверим. Его приговорили к денежному штрафу в 50 талантов. Т. к. он не мог внести этой суммы, то его посадили в тюрьму, где он скоро умер; по другим известиям, он скончался от ран еще до произнесения приговора. Plat. Gorg. 516. D. Hdt. 6, 40. 104 слл. 132 слл. Nep. Milt. Plut. Cim. в начале.

МИЛЯ

МИЛЯ - Milliarium, (miliarium) и milliare, mille passuum (μίλιον), римский столб для обозначения миль, называвшийся также lapis, т. к. для обозначения миль употреблялись каменные столбы. Они обозначались обыкновенно буквами m. p. (mille passuum = 5000 римских футов = 8 стадиям = 0,2 географической мили) и стояли по всей Италии: на них было иногда написано имя строителя дороги или того, кто воздвиг столб, а впоследствии и имя императора, которому посвящался столб. Первый столб в Риме, от которого начиналось счисление (обыкновенно, однако, считались с городских ворот) и у которого сходились все провинциальные дороги, стоял на форуме у храма Сатурна; он был позолочен (m. aureum) и был воздвигнут Августом как curator viarum (см. Roma, Рим, 15). Tac. hist. 1, 27. Базис этого золотого столба найден в новейшее время при раскопках вблизи Триумфальной арки Септимия Севера, в северо-восточном углу форума. На столбах, найденных в Галлии, расстояние обозначено по leucae или leugae (отсюда lieues) = 1500 passus.

МИМ

МИМ - Mimus, μι̃μος, собственно подражатель, в особенности же мимический актер, который, подражая смешным образом известным личностям или голосам животных (Phaedr. 5, 5. Auson. epigr. 76), потешал публику на улицах и площадях или забавлял на пирах знатных людей. Plut. Sull. 2. 36. Этот обычай перешел потом на сцену, и из простого диалога образовалось целое представление. Греческий μι̃μος образовался в Сицилии, и его начало связывается с именем Софрона (см. монографию Grysar'a, 1838, Iahn, prolegg. ad Pers., p. 93 слл.). Сицилийские греки отличались веселым нравом, добродушным остроумием, тонкой наблюдательностью и особой способностью подражать другим. Предметом их сатир и острот были не только политические дела, но особенно множество деревенских праздников и увеселений, даваемых там ежегодно преимущественно в честь Деметры. Талант Софрона состоял в том, что он верно изображал разные сословия, их нравы и обстоятельства жизни; эти изображения Софрона и суть μι̃μος. Они распадаются на серьезные, с нравственной подкладкой (σπουδαι̃οι) и шутливые (γελοι̃οι), которые должны были возбуждать смех шутливым изображение разных сословий и их особенностей. Встречаются еще α̉νδρει̃οι καὶ γυναικει̃οι, смотря по тому, изображались ли характеры мужчин или женщин. Мимы Софрона не были литературной новинкой, они входили уже в мимические представления сицилийцев; но вследствие искусства изображения, верности и оригинальности они имели значение поэтических произведений, хотя написаны были прозой. Такого мнения о них был уже Аристотель (poët. 1, 8). Т. к. Софрон изображал по преимуществу привычки, образ мыслей и речи низших сословий, то в его произведениях встречались грубые и сильные, но в то же время меткие и остроумные выражения, и его мимы полны шуток и поговорок простолюдинов. Эти мимы не предназначались для представления на сцене, хотя и составляли часть многих деревенских увеселений. Одним словом, Софрон ввел своими мимами в литературу то, чем забавляли публику прежде импровизаторы (собрание отрывков Botzon, 1867). Платон перенес эти мимы в Афины и пользовался ими при сочинении своих диалогов. Феокрит, удачно сохранив тон и характеристику мимов, дал им более приличную и поэтическую форму, так что из них выработался новый вид поэзии - идиллия. Софрон имел несомненное влияние и на римского сатирика Персия. Как греческий М. образовался из народного быта и народных шуток в Сицилии, точно таким же образом развился и римский М. в Нижней Италии. Такие же обстоятельства вызвали и здесь мимические представления, которые, вероятно, уже рано распались на две различные отрасли: на мимический диалог и театральный М. Первого рода М., подобно греческому, был импровизацией, представлял популярный, остроумный разговор и вызывал смех. Театральный М., напротив того, служил прибавлением и дополнением к трагедии под названием exodium (см. Эксод) и был чисто римским изобретением. Liv. 7, 2. Сюжеты для этих mimi брали из жизни простого народа, и т. к. в них комически подражали всем особенностям этой жизни, особенно в изображении известных народных типов (поэтому η̉θολόγοι, η̉θοποιοί, in quibus describuntur hominum mores. Cp. Cic. de or. 2, 59), то и сами представления получили от этого название mimi. T. к. в мимах рассчитывали на смех зрителей, то они имели шуточный и грубый характер и неблагопристойности составляли главную их часть. Определенного, строго проведенного плана в мимах не было, связи между отдельными частями было, кажется, мало, конец зависел не от хода действия, а от прихоти и произвола играющих. Написанные мимы поэтому были, вероятно, не что иное, как очерки, состоявшие только из нескольких главных частей, чтобы актер знал порядок, в каком следуют сцены одна за другой, так что оставалось достаточно простора для импровизаций и остроумных шуток. Язык их был простонародный, поэтому неправильный и грубый. Главный актер назывался archimimus. Главные роли в М. распределялись между мужчинами и женщинами; представление и разговоры сопровождались звуками флейты; маски не употреблялись. Самым обыкновенным костюмом был пестрый кафтанчик, танцовщицы являлись в коротких тонких юбках (subucula). Затем актеры носили тонкие, едва видные подошвы, так что они казались босыми, почему и назывались excalceati и planipedes. Актеры, а особенно актрисы не пользовались хорошей нравственной репутацией, но, несмотря на это, их принимали в дома и общества римских вельмож, особенно во времена императоров. В римских театрах, как уже сказано, мимы давались как прибавление к настоящим драмам на передней части просцениума, задняя часть которого отделялась от передней занавесью (Siparium). Когда именно мимы стали даваться в виде добавления к драмам, нельзя сказать с достоверностью; они вытеснили ателланы, которые раньше были в ходу. Вместе с пантомимами они просуществовали на римской сцене со времен Суллы все время римских императоров. В 45 г. Цезарь также устроил блестящее представление (Cic. ad. fam. 12, 18), на котором состязался римский всадник Децим Либерий с сирийцем Публилием Сиром; последний одержал верх ср. Grysar der röm. Mimus (1854). Собрание уцелевших отрывков у Ribbeck'a в Com. Lat. reliquiae.

Предыдущая страница Следующая страница