Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РЕТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РЕТ")

РА

РА - Rha, ΄Ρα̃, река в азиатской Сарматии, вытекающая из двух источников, в земле гипербореев, и по соединении обоих рукавов (н. Волга и Кама) впадает в Каспийское море, несколько раз переменяя направление своего течения; н. Волга.

РАБИРИИ

РАБИРИИ - Rabirĭi, 1. С. Rab., римский сенатор, обесславленный за безбожные насилия над апулийскими земледельцами, в 63 г. был защищаем Цицероном и Гортензием вследствие поднятого против него Лабианом по наущению Цезаря обвинения (perduellionis) в утайке государственных денег, осквернения священных мест, принятии участия в убиении трибуна Сатурнина и в других преступлениях (Cic. Rab. 3. Aur. Vict. vir. ill. 73). В то же время его спасла знать (nobilitas) под предводительством Метелла Целера тем, что прервала комиции, так обвинение не было вновь поднято;

2. С. Rabirius Postumus, приемный сын вышеназванного, собственный сын К. Курия (Cic. Rab. Post. 17), во время процесса Габиния также был обвиняем в подкупе; его защищал Цицерон за то, что он способствовал возвращению его из изгнания. Рабирий позволял себе такие насилия над царем египетским Птолемеем Авлетом, и такие угнетения народа, что был принужден бежать от ярости александрийцев. Cic. Rab. Post. 14. Поэтому он должен был отчасти исправить причиненный им вред. Защита Цицерона, как кажется, не имела успеха. Р. был изгнан, возвратился во время диктатуры Цезаря (Suet. Caes. 12) и служил в 46 г. до Р. X. под его начальством в Африке. Caes. b. Afr. 8;

3. С. Rab., эпический поэт, которого древние очень высоко ценили. Vell. Pat. 2, 36. Ov. ex Pont. 4, 16, 5. Quint. 10, 1, 90. Найденный в Геркулануме отрывок стихотворения об актийской войне и смерти Клеопатры (около 60 гексаметров) не без основания приписывается ему (новейшее издание у Riese в его Anthologia lat., стр. 3 слл. и у Bährens'a в его poetae Lat. min., т. I, стр. 212 слл).

РАБОНИЙ

РАБОНИЙ - Rabonĭus, Lucius, один из опекунов П. Юния, которых жестоко истязал в 74 г. до Р. X. претор Веррес. Cic. Verr. 1, 50.

РАБОТОРГОВЕЦ

РАБОТОРГОВЕЦ - Mango, α̉νδραποδοκάπηλος, иначе называющийся venalicius; получил такое название будто бы потому, что вел за руку (manu agebat) связанных между собою невольников; он привозил их целый корабль, затем выставлял их голыми с привешенными дощечками, на которых были написаны телесные и нравственные недостатки каждого; впрочем, он отвечал и за непоказанные недостатки. Cic. off. 3, 17. На тех из невольников, за которых не хотел ручаться, он надевал шляпы (pileati, Gell. 7, 4). Но вообще он не скупился на многословие, расхваливая свой товар. Horat. ер. 2, 2, 4 слл.

РАБСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАБУЛЕЙ

РАБУЛЕЙ - Rabulēius, 1. Gaius, в 486 г. до Р. X. был народным трибуном и противился предложенному консулом Спурием Касейем закону о разделе общественных земель. Dion. Hal. 8, 75;

2. M. Rab., децемвир в 451 г. до Р. X. Liv. 3, 35.

РАВДИЙСКИЕ РАВНИНЫ

РАВДИЙСКИЕ РАВНИНЫ - Raudĭi campi, см. Campi Raudii, Раудийские поля.

РАВЕННА

РАВЕННА - Ravenna, ΄Ραύεννα или ΄Ραβεννα, город в циспаданской Галлии, на речке Бедезисе, в расстоянии одной мили от Адриатического моря, укрепленный своим положением между болотами и топями. Он, по-видимому, был основан греческими колонистами из Фессалии (Strab. 5, 213) до Августа он оставался довольно незначительным. Последний же избрал его местом стоянки для части римского флота, почему и приказал заложить большую гавань на близлежащем берегу. Таким образом, город в скором времени достиг цветущего состояния (Suet. Oct. 49. Tac. ann. 4, 5) и значительно увеличился в объеме. Природа и искусство сделали его почти неприступной крепостью, и он считался оплотом Италии. Его можно назвать Венецией Римской империи, т. к. он был изрезан каналами. Здесь находилась знаменитая школа фехтования. Немецкий герой Арминий воспитывался здесь, римские императоры, начиная с Гонория, избрали этот город своей резиденцией, и Теодорих Великий, по свержении Одоакра, сделал его столицей своего нового государства.

РАВНЫЕ

РАВНЫЕ - 'Όμοιοι, Согласно учреждениям Ликурга, дорическое население в Лаконии образовало настоящее господствующее сословие в противоположность населению покоренному, но лично свободному и имеющему право владения, периэкам, и порабощенным илотам (см. Ε'ίλωτες, Илоты). Установленное учреждениями Ликурга равенство относительно поземельной собственности было причиной политического равноправия, которое получал каждый при посредстве спартанского воспитания, образа жизни, общих сисситий и других учреждений, имеющих в виду поглощение личности большой государственной общиной. Уменьшение числа граждан вследствие войн и данное законом Епитадея (после Пелопоннесской войны; точного определения времени дать нельзя) гражданам право дарить свои наделы другим лицам при жизни или на случай смерти имели последствием неравенство в собственности, которое повело к упадку Ликурговой конституции, потому что при неравенстве имущества более бедные уже не были в состоянии по-прежнему принимать участие целой массой в воспитании и общем образе жизни, и было совершенно естественно, что они должны были потерпеть ограничение также и в своих правах, сравнительно с более состоятельными людьми. Эти последние исключительно получили теперь название «равных» ('όμοιοι), которое ранее обозначало всех спартанских граждан как равноправных. Менее зажиточные лица были названы υ̉πομείονες (меньшие). Р. образовали, вероятно, μικρὰ ε̉κκλησία, и из них избирались геронты; υ̉πομείονες имели доступ только к должности эфоров. Хеn. Laced. 3, 4. 10. 7.

РАВРИКИ

РАВРИКИ - Raurĭci, не Rauraci, ΄Ραυρικοί, народ в кельтской Галлии, к северу от гельветов, между ними, секванами, трибокками и Рейном - от устья Аара до Базеля, впоследствии до Брейзаха, 23.000 тысячи человек из них выселились с гельветами. Caes. b. g. 1. 5. 29. 7, 75. Между их городами самым значительным была Augusta, ныне Аугст, на восток от Базеля.

РАГИ

РАГИ - ΄Ραγαί, город в Восточной Мидии, теперь развалины Рай. Strab. 1, 60. Arr. 3, 20, 2.

РАДАМАНФ

РАДАМАНФ - Rhadamanthys, ΄Ραδάμανθυς, сын Зевса и Европы, брат Миноса (Ноm. Il. 14, 322), бежал от него из Крита в Окалею в Беотии и женился там на Алкмене. По Гомеру (Ноm. Od. 4, 564), он по смерти обитает, как привилегированный сын Зевса, в Елисейских полях, где Зевс дозволил некоторым, особенно любимым, героям из своей родни получить нетленное тело. Впоследствии он считался, за свою справедливость, судьей в Елисейских полях (Pind. ol. 2, 75) или в Адy. Ему приписывается древнейший закон о кровавой мести. В Ноm. Od. 7, 323. Гомер намекает на сказание о Р., о котором мы ничего более не знаем.

РАЗБОЙ

РАЗБОЙ - Latrocinium.

Latrones grassatores наказывались, и притом обыкновенно смертной казнью, в Риме консулами и преторами, в провинции наместниками. Сулла в своем законе lex Cornelia de sicariis отнес разбойников к категории убийц. Это постановление оставалось в силе и во все время Империи.

РАЗБОЙНИКИ

РАЗБОЙНИКИ - см. Разбой.

РАЗБОЙ, РАЗБОЙНИКИ

РАЗБОЙ, РАЗБОЙНИКИ - Latrocinium.

Latrones grassatores наказывались, и притом обыкновенно смертной казнью, в Риме консулами и преторами, в провинции наместниками. Сулла в своем законе lex Cornelia de sicariis отнес разбойников к категории убийц. Это постановление оставалось в силе и во все время Империи.

РАЗВОД

РАЗВОД - Remancipatĭo.

Заключенный через coemptio (см. Matrimonium, Брак, 8) брак мог быть расторгнут по одностороннему заявлению (Cic. ad. fam. 8, 7). Однако формальное уничтожение имевшего место в браке manus было еще другим актом, выражаемым словом remancipatio.

РАЗДЕЛ ЗЕМЛИ

РАЗДЕЛ ЗЕМЛИ - Γη̃ς α̉ναδασμός, раздел земли, соединенный с отпущением долгов (χρεω̃ν α̉ποκοπή), была одна из мер, которые обыкновенно применялись в греческих государствах, когда народ (δη̃μος) одерживал верх над господствующей аристократией. О мудром примирительном решении вопроса Солоном, вопреки требованию народной партии, желавшей раздела земли, т. е. о так называемой σεισάχθεια, см. Φυλή, Фила, 5.

РАКОВИННАЯ ГАВАНЬ

РАКОВИННАЯ ГАВАНЬ - Μυòς 'όρμος, (от μυ̃ς, раковина), значительный портовый город у Аравийского залива, построенный Птолемеем Филадельфом; от него остались развалины; н. Абушар. Strab. 16, 769.

РАКОТИС

РАКОТИС - I.

Racōtes,

΄Ρακώτης или -ις, древний город в Нижнем Египте, на месте позднейшей Александрии. Tac. hist. 4, 84. Strab. 17, 792. 802.

II.

Rhacōtis,

см. Alexandria, Александрия, 10.

РАМБАКИЯ

РАМБАКИЯ - I.

Rambacĭa,

΄Ραμβακία, город оритов, лежавший недалеко от берега Индийского моря и устья Инда в Гедрозии, где Александр основал колонию. Arr. 6, 21, 5.

II.

Rhambacĭa,

΄Ραμβακία, местечко Оритов, на берегу Гедрозии, где Александр основал колонию. Arr. 6, 21, 5.

РАМЗЕС ВЕЛИКИЙ

РАМЗЕС ВЕЛИКИЙ - Ramses, царь египетский. Из многих царей 18-й и 19-й фиванских династий, которые возвели Египет на высоту славы и блеска (1443-1326), особенно знаменит один, которого греки называют Сезострисом или Сезозисом, а Тацит (Tac. ann. 2, 60), равно как и надписи, Р. или Рамессу, 1283-1217. Ему одному они приписывают все завоевания египтян в Передней Азии, Нубии и т. д., как и все самые большие постройки в Фивах и Нубии и сооружения для борьбы с наводнениями и для защиты страны от врагов (стена от Пелузия до Гелиополя), относящиеся ко всему этому периоду. Hdt. 2, 102 слл. Diod. Sic. I, 53 слл. Strab. 15, 687. ср.: Дункер, История древнего мира, т. I.

РАММИЙ

РАММИЙ - Rammĭus, Licius, из Брундузия, был так богат, что оказывал гостеприимство чужестранным послам и римским полководцам. Персей желал употребить его для убиения знатных римлян и послал ему для этой цели яд; но Р. донес об этом римлянам, в 172 г. до P. X. Liv. 42, 17.

РАМН

РАМН - Ramnes, см. Tribus, Триба, 1.

РАМНУНТ

РАМНУНТ - Rhamnūs, ΄Ραμνου̃ς, демос в Аттике, на Еврине, в 60 стадиях от Марафона, с крепостью и знаменитым храмом Фемиды, вероятно разрушенным персами, близ которого впоследствии был построен храм Немезиды (потому ΄Ραμνουσία, η̉ ε̉ν ΄Ραμνου̃ντι θεά, Rhamnusia virgo). Стоявшая в нем колоссальная статуя богини, державшей в правой руке чашу, а в левой яблочную ветвь, была созданием Агоракрита, а по другим источникам - Фидия. От обоих храмов сохранились значительные развалины. Paus. 1, 33, 2 слл. Strab. 9, 396. 399. Plut. Phoc. 25. Demetr. 33. Ov. trist. 5, 8, 9.

РАМНУСИЯ

РАМНУСИЯ - Rhamnusĭa, см. Nemesis, Немезида, и Rhamnus, Рамнунт.

РАМПСИНИТ

РАМПСИНИТ - Rhampsinītus, ΄Ραμψίνιτος, богатый мифический царь Египта, сын Протея, о сокровищах которого Геродот (2, 121) рассказывает историю, похожую на кражу сокровищ Трофония и Агамеда (см. Agamedes, Агамед). Далее Геродот повествует (2, 122), что Р. при жизни спускался в преисподнюю, играл с Деметрой в кости, то выигрывая, то проигрывая, и что под конец он вернулся на землю, получив от богини вышитое золотом полотенце. От этого египтяне производили следующий праздник: жрецы в один день ткали одежду и выводили выбранного ими из своей среды с завязанными глазами на дорогу к храму Деметры, в который его вводили и выводили два волка. В основании этого мифа лежат представления, относящиеся к хлебопашеству. Богатая сокровищница означает богатые недра земли, из которых добываются и извлекаются сокровища жатвы; игра в кости с Деметрой относится к переменяющемуся расположению и нерасположению богини плодородия, вытканное золотом полотенце есть образное представление нивы, которая от проведенных плугом борозд называется тканью. Миф о схождении в преисподнюю и выходе из нее развился из представления об изменении семян в представление о перемене света и тьмы, лета и зимы; потому Р., по свидетельству Геродота, считался также основателем двух колоссов у храма Фтаса (Гефеста), из которых один, обращенный к югу, назывался летом и почитался как благотворное существо, другой же назывался зимой и считался неприветливым. Затем египтянин связывал с этим представлением идею о чередовании смерти и жизни, идею о переселении душ. По новейшим исследованиям, Р., кажется, был действительно историческое лицо.

РАМСЕС

РАМСЕС - Rhamses, см. Ramses, Рамзес Великий.

РАМФИЙ

РАМФИЙ - Ramphĭas, ΄Ραμφίας, в качестве одного из посланников спартанцев вел переговоры с Афинами, до начала Пелопоннесской войны, и в 422 г. начальствовал над войском в Фессалии. Thuc. 1. 139. 5, 12 сл.

РАПСОДЫ

РАПСОДЫ - ΄Ραψωδοί, певцы, говорившие речитативом эпические стихотворения, свои или чужие. Это название можно с вероятностью произвести от ράπτειν α̉οιδήν, от соединения эпических песен, и оно относится только к особенному способу произносить эпические стихи; он походил на пение, но без аккомпанемента музыки, и мог быть применен к каждому стихотворению в эпическом тоне, даже к таким, которые были написаны и не героическим гекзаметром, если только в них, в противоположность лирической поэзии, повторялся равномерно тот же стих, на манер гекзаметра. Таким образом декламировали ямбы Архилоха и Симонида. Древним Р. следует приписать заслугу распространения гомеровых песен между греками, см. Homerus, Гомер, 5. Они составляли многочисленный и уважаемый класс, который, однако, с течением времени утратил свое значение. Plat. Ion 530 С. Хеn. Socrat. 4, 2, 10. sympos. 3, 6. Они носили праздничные одежды, впоследствии при пении «Илиады» красный, а при пении «Одиссеи» фиолетовый плащ и держали в продолжение пения в руках жезл, что подало повод неосновательно производить их название от ράβδος, жезл. В позднейшие времена из живой декламации развилась определенная драматическая жестикуляция, так что рапсодика сделалась элементом υ̉ποκριτική.

РАРИЙСКОЕ ПОЛЕ

РАРИЙСКОЕ ПОЛЕ - ΄Ράριον πεδίον, называлась западная часть Элевсинского поля в Аттике, тогда как восточная часть называлась Θριάσιον πεδίον; на нем, по свидетельству элевсинцев, Деметра сама посеяла первый хлеб. Часть, лежавшая в сторону Мегары, как посвященная богине, совсем не могла быть употребляема и называлась потому γη̃ ι̉ερά или ο̉ργάς. Paus. 1. 38, 6.

РАСПЯТИЕ

РАСПЯТИЕ - Crux, казнь через распятие на кресте, которая произошла из повешения на arbor infelix. Это было самое жестокое наказание и применялось, собственно, лишь к рабам, а впоследствии к иностранцам и гражданам, которые были humiles. Грабеж, морской разбой, убийство, мятеж, государственная измена наказывалась Р. Осужденный на смерть, неся furca или patibulum, под ударами бичей и прутьев препровождался на место казни, где его поднимали на сшх, столб, утвержденный на лобном месте, таким образом, что patibulum образовывало перекладину креста. К ней осужденного плотно пригвождали за руки, а ноги прибивали к столбу. Изображение Спасителя, несущего Свой крест, противоречит римскому обычаю, потому что лишь patibulum fertur, damnati in crucem aguntur, tolluntur, cruci affiguntur, а выражения - cruci figere не встречается. Новое исследование с точки зрения христианской археологии предложил Zestermann в двух лейпцигских программах (1866-1867).

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА - I.

Άποπέμπειν, αποπομπή, απόπεμψις-απόλειψις, απολείπειν, απόλειψν γράφασθαι,

выражения, которыми обозначалось расторжение брака, развод; первые употреблялись по отношению к мужу, разводящемуся с женой, вторые по отношению к жене, покидающей мужа. Впрочем, в обыденном употреблении это различие не строго соблюдалось. Разводы в Афинах совершались очень легко и часто. Άπόπεμψις состояла в том, что муж просто отсылал жену и ее приданое в дом того, под чьей властью она находилась до брака, т. е. к тому, кто был ее κύριος. Напротив, от жены, желавшей развода, требовалось, чтобы она лично представила архонту письменное заявление, в котором должны были быть изложены основания для развода. Если обе стороны согласны были на развод и если при том не возникало спора из-за приданого, то он совершался без дальнейших юридических формальностей. Протестовать против законности развода муж мог посредством представления архонту обвинения απολείψεως, а жена - посредством обвинения αποπέμψεως. ср.: Plut. Alc. 8. Meier und Schömann, Att. Process, стр. 413 слл.

II.

Divortium,

от глагола disvertere, расходиться; отсюда и другая форма слова divertium, собственно, развод брака по обоюдному согласию, в противоположность repudium, расторжению по требованию одной стороны. В Риме издревле господствовала полная свобода относительно расторжения браков (со стороны мужа), за исключением заключенных по обряду confarreatio патрицианских браков, которые считались ненарушимыми (Dion. Hal. 2, 25), пока и для них не введена была форма развода чрез diffarreatio, в случае преступления жены. Одни лишь браки жрецов, заключенные через confarreatio, остались навсегда ненарушимыми. Но хотя разводы допускались, однако на брак вообще смотрели как на столь священное учреждение, что они расторгались только в случаях крайней необходимости. Существовали законные основания для расторжения брака (Plut. Rom. 22) и расследование их подлежало семейному суду. Кто пренебрегал этим судом и легкомысленно разводился с женой, того постигала nota censoris. Val. Max. 2, 9, 2. В XII таблицах уже говорилось о расторжении браков, но определения их на этот счет нам неизвестны. Cic. Phil. 2, 28. Несмотря на это, многие писатели утверждают, что первый развод в Риме случился лишь в 234 г. до Р. X. (Gell. 4, 3. 17, 21, Val. Max. 2, 1. 4 и др.), а это по многим причинам невозможно. Это было, скорее, первое расторжение брака, последовавшее без вины жены, из чего впоследствии ошибочно заключили, что это был вообще первый пример развода. С тех пор произвол заменил древнюю строгость нравов; разлюбить жену или пожелать вступить в новый брак считалось достаточным поводом к расторжению супружеских уз. Сулла женат был пять раз, Цезарь четыре раза, Помпеи пять раз, Антоний, не считая его сожительства с Клеопатрой, четыре раза, а дочь Цицеронова была замужем три раза. Цицерон развелся с двумя женами без особенного к тому повода. Во время Империи было еще хуже. Жены с таким же легкомыслием, как и мужья, пользовались признанным мало-помалу и за ними правом развода, который, впрочем, для виновной стороны был сопряжен с известными убытками относительно имущественных прав (см. Dos, Приданое, и ludicium, Судопроизводство, 28). При христианских императорах стали относиться построже к этому делу, и древняя свобода в расторжении браков была ограничена. Формы, в которых совершался развод, за исключением diffarreatio, не были предписаны законом. Муж обращался к жене со словами вроде: res tuas tibi habeto или agito, foras exi и т. п. Отказывались также от брака устно через вестника; этот способ Августом возведен был в законную форму и требовалось, чтобы такой отказ происходил в присутствии семи свидетелей. Наконец, формула развода пересылалась письменно (libellus divortii). Remancipatio, (см. Развод), есть лишь уничтожение так называемой Manus.

РАСТОЧИТЕЛЬ

РАСТОЧИТЕЛЬ - Prodĭgus, который за неумеренные траты или дурное управление имуществом, по определению XII таблиц, мог быть обвиняем родственниками перед претором, после чего он должен был отказаться от распоряжения своим имуществом (bonis interdicere, говорилось о преторе) и ему назначался один из родственников по мужскому колену попечителем (curator). Cic. Cat. m. 7, Horat. ер. 1, 102 слл.

РАСТОЧИТЕЛЬ (МОТ)

РАСТОЧИТЕЛЬ (МОТ) - Prodĭgus,

который за неумеренные траты или дурное управление имуществом, по определению XII таблиц, мог быть обвиняем родственниками перед претором, после чего он должен был отказаться от распоряжения своим имуществом (bonis interdicere, говорилось о преторе) и ему назначался один из родственников по мужскому колену попечителем (curator). Cic. Cat. т. 7, Hor. ер. 1, 102 слл.

РАТОМАГ

РАТОМАГ - Ratomăgus, ΄Ρατόμαγος, главный город племени галлов-веллокассов на берегу Секваны, н. Руан.

РАУДИЙСКИЕ ПОЛЯ

РАУДИЙСКИЕ ПОЛЯ - Campi Raudii, равнина Gallia transpadana, не близ Вероны, а значительно ниже Верцелл, неподалеку от впадения Сезии в По, где 30 июля 101 г. до Р. X. (Plut. Маr. 26) Марий и Катул разбили кимвров наголову. Vell. Pat. 2, 12. Plut. Маr. 24 сл. Liv. epit. 68.

РАФИЯ

РАФИЯ - Raphīa, ΄Ράφεια или -ία, город на берегу Палестины, на юго-западе от Газы, с редко посещавшимся портом, н. Рефа. Здесь был побежден в кровопролитной битве Антиох Великий, в 216 г. до Р. X. Polib. 5, 80. Strab. 16, 759. Liv. 35, 13.

РАЦИЙ

РАЦИЙ - Rhacĭus, см. Divinatio, Дивинация, 7.

РАЦИЛИЙ

РАЦИЛИЙ - Racilĭus, народный трибун в 57 г. до Р. X., защищал Цицерона против Клодия (Cic. ad Qu. fr. 2, 1, 2. Cic. ad. fam. 1, 7, 2); может быть, одно и то же лицо с Л. Рацилием, убитым в 46 г. в Испании. Caes. b. Al. 42 слл.

РЕАТА

РЕАТА - Reāte, ΄Ρέατος, ΄Ρεάτιον, ныне Риети, древний город аборигенов или пеласгов, впоследствии завоеванный сабинянами, в Средней Италии на озере Велипе и солевозной дороге, главный сборный пункт сабинян, затем римская префектура и, наконец, свободный город, родина великого ученого М. Теренция Варрона. Cic. Cat. m. 3, 2. 5. Liv. 2, 2. Suet. Vesp. 1. Местность была великолепная, с храмом (Cic. Cic. ad Att. 4, 15) и прекрасным водопадом, образовавшимся от расселины горы М. Курия-Дентата. ср. Liv. 25, 7. 26, 11. 23. 28, 45. Tac. ann. 1, 79.

РЕГАЛИАН

РЕГАЛИАН - Regaliānus, дакиец, был отличен Валерианом и солдатами в Мизии провозглашен при Галлиене императором, победоносно сражался с сарматами, но был убит солдатами и провинциалами в 263 г. от Р. X. из страха мести Галлиена.

РЕГИЛЛЫ

РЕГИЛЛЫ - Regilli, L. Aem. Regillus, претор в 190=564, командуя флотом, он с помощью родосцев победил в морской битве Антиоха, царя сирийского, за что и удостоен был чести так называемого triumphus navalis (Liv. 37, 14-32. 58).

РЕГИЛЛЬСКОЕ ОЗЕРО

РЕГИЛЛЬСКОЕ ОЗЕРО - Regillus lacus, η̉ ΄Ρηγίλλη λίμνη, маленькое озеро в Лациуме, на востоке от Рима, между Габиями и Лабиком; но теперь не могут достоверно указать его место. Некоторые усматривают его в Lago della Cava на Алгиде, вернее всего, им считают ныне сухую долину Изидоро. Оно прославилось битвой, происшедшей там с латинцами в 496 г. до Р. X. Liv. 2, 19. 3, 20. 6, 2. Cic. div. 2, 2. Dion. Hal. 6, 3.

РЕГИНА

РЕГИНА - Regīna, 1. см. Iuno, Юнона;

2. см. Rex sacrificulus.

РЕГИУМ

РЕГИУМ - Rhegĭum, ΄Ρήγιον, н. Reggio, значительный город на берегу Сицилийского пролива, в Бруттии (Hdt. 1, 176), основанный ок. 725 г. до Р. X. халкидийцами из Эвбеи и мессенцами из Пелопоннеса, под предводительством Антимнеста из Занклы. Мессенское народонаселение долгое время имело перевес; во главе стоял начальник из их среды, до тех пор, пока в 461 г. до Р. X. сыновья последнего властителя, Анаксила, не были изгнаны. Diod. Sic. 11. 76. По своему положению и торговле город скоро сделался значительным, вследствие чего Дионисий напал на него и взял его после одиннадцатимесячной осады (Polib. 1, 6); с этого времени он уже не достигал своего прежнего цветущего состояния. В 279 г. городом завладели кампанцы, стоявшие там римским гарнизоном, и производили грабежи и убийства, пока римляне не наказали бунтовщиков. Polib. 1, 6 сл. 3, 26, 6. Землетрясение и междоусобные войны римлян так уменьшили число его жителей, что Август пополнил его выборными из морских солдат. От Регия или, вернее, от несколько севернее лежащего ΄Ρηγίνων στηλίς переплывали через Мессининский пролив. Название производилось или от ρήγνυμι (от совершившегося здесь прорыва моря), или от regium «царский»; вероятно, это название сицилийского происхождения. Strab. 6, 257 слл.

РЕГИУМ ЛЕПИДЫ

РЕГИУМ ЛЕПИДЫ - Regĭum Lepĭdi или Lepĭdum, ΄Ρήγιον Λέπιδον, местечко Бойев между Мутиной и Танетом в циспаданской Галлии, впоследствии преобразовано консулом М. Эмилием Лепидом в колонию; ныне Reggio. Cic. ad. fam. 11. 9. 12, 5. Tac. hist. 2, 50.

РЕГИФУГИЙ

РЕГИФУГИЙ - Regifugĭum, старинная, имевшая свое начало при царях, церемония в Риме, справлявшаяся 24 февраля, в которой Rex sacrificulus приносил жертву на месте комиций и поспешно убегал после жертвы. В этом находили намек на бегство Тарквиния Гордого, случившееся 24 февраля 509 г. до Р. X. Ov. fast. 2, 685 слл. О настоящем значении церемонии нам также мало известно, как и римлянам позднейших времен. Эта была, вероятно, примирительная жертва. Уже при Августе смешивали этот религиозный обряд с другим - 24 марта и 24 мая, при котором Rex sacrificulus также приносил жертву на месте комиций и после того поспешно уходил домой, т. к., пока он оставался на месте комиций, не могли происходить никакие политические или судебные совещания.

РЕГИЯ

РЕГИЯ - Regĭa, называлось прежде всего царское место Нумы на форуме и на Sacra via, рядом с храмом Весты и с Fornix Fabianus. Plut. Rom. 18. Num. 14. Cic. Мil. 14. В этом древнем центре римского судьи хранились священные копья Марса; хранились ли здесь же и Анцилии - неизвестно. На этом месте приносились многие жертвы, напр., великого жреца (pontif. maximus), который имел здесь казенную квартиру; здесь избирались Арвальские братья и посвящались в авгуры. Кроме того, было еще много Regiae, напр., Тулла Гостилия, Анка Марция, Тарквиния. Liv. 1, 41.

РЕГУЛ

РЕГУЛ - Regŭlus, см. Attilii, Атилии, 2-6.

РЕДОНЫ

РЕДОНЫ - Redŏnes, ΄Ρήδονες, значительный народ в Восточной Галлии, принадлежавший к Ареморике, с главным городом Кондате; н. Ренн. Caes. b. g. 2, 34.

РЕЙН

РЕЙН - Rhēnus, ΄Ρη̃νος, пограничная река между Галлией и Германией, по свидетельству Цезаря (Caes. b. g. 4, 10), вытекала из Лепонтcких Альп, по Тациту (Tac. Germ. 1), из Ретийских, правильнее, с горы Адула. Пройдя на запад через озеро Венетское или Бригантинское (н. Боденское озеро), он поворачивает на север и принимает множество притоков, из которых самыми значительными были: с правой стороны Ницер, Мён и Луппия, с левой Мозелла и Моза. Цезарь перечисляет племена, жившие на его берегах в Галлии (Caes. b. g. 4, 10); на восточной стороне жили ретийцы, винделики, маттиакийцы, сугамбры, тенктеры, узипеты, бруктерии, фризийцы. На границе Батавии Р. разделялся на два главных рукава (Verg. Aen. 8, 724. Rhеnus bicornis y так называемого Schenkenschanz), из которых западный Vacalus, Vahalis (н. Вааль) соединялся с Маасом и образовывал остров Батавов. Указание Цезаря (Caes. b. g. 4, 10) multis capitibus in Oceanum influit считалось уже в древности неверным. Восточный рукав удерживал имя Р. После того как Друз в 10 и 9 гг. до Р. X. приказал вырыть каналы для облегчения затрудненного озерами и болотами выхода в море (Tac. ann. 1, 60. 63. 70. 2, 6. 13. 54. Tac. Germ. 34), упоминаются три устья, позднее опять только 2. Цезарь был первым римлянином, перешедшим с войском Р. между Нейвидом и Кобленцом; по свидетельству философа Гелера, первый раз около Урмица, вблизи Анжера (Caes. b. g. 4, 17 слл.), во второй раз ближе к Кобленцу, у острова Нидерверта (Caes. b. g. 6, 9 слл.). Но мнения по этому предмету расходятся.

РЕКС

РЕКС - см. Царь.

РЕКС САКРИФИКУС

РЕКС САКРИФИКУС - Rex sacrificŭlus, sacrifĭcus или sacrōrum,

жреческая должность, установленная римлянами тотчас же по изгнании царей для совершения их sacra, которые прежде принадлежали царям. Liv. 2, 2, 3. 39. Подобным образом и греки сохранили по местам, по отмене царского достоинства, титул βασιλεύς для обозначения жреца, заступившего его место. Супруга Regis sacr., также исполнявшая должность жрицы, называлась Regina sacrorum. Избрание совершал Pontifex maximus при содействии всей коллегии и авгуров, и притом только из сословия патрициев. Его должность была тождественной и значилась в очень высоком ранге; в этом отношении он стоял даже выше чем Pontifex max., но был подчинен ему в служебной деятельности. Он не мог вместе с этим саном исправлять никакой мирской должности. Liv. 40, 42. Эта должность оставалась неприкосновенной до позднейших времен Империи.

РЕЛИГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕМ

РЕМ - Remus, см. Romulus, Ромул.

РЕМЫ

РЕМЫ - Remi, ΄Ρη̃μοι, одно из могущественнейших бельгийских племен на Матроне; по их северной границе протекала Аксона (н. Эн). Caes. b. g. 2, 3. 5. Они были соседями нервиев, веромандуев, свессионов и белловаков (Caes. b. g. 7, 90) и клиентами карнутов (Caes. b. g. 6, 40); за скорую их покорность они были под покровительством Цезаря. Из городов замечательнейшими были Дурокортор (н. Реймс) и Дурокаталауны (н. Шалон, на Марне). Strab. 4, 194.

РЕНЕЯ

РЕНЕЯ - Rhenēa, см. Delus, Делос.

РЕС

РЕС - I.

Res,

означает на языке римского права вообще всякий объект права, которому противополагается человек как субъект права; в теснейшем смысле под этим словом разумеются видимые, телесные объекты права, следовательно, отнюдь не права действия и т. д. Подразделения res различны, или res divini iuris и res humani iuris (последние опять publicae или privatae, по Гаю), или res privatae (quae in nostro patrimonio sunt) и res quae extra patrimonium sunt, последние опять делятся на res divini iuris communes omnium (напр., воздух, вода и т. д.), res publicae (имущество государства, напр., Ager publicus), res universitаtis (имущество корпорации). Вещи бывают corporales и incorporales; к последним принадлежат все права, повинности и т. д. Другое деление разлагает их на mobiles и immobiles.

II.

Rhesus,

΄Ρη̃σος,

1. речной бог в Вифинии, сын Океана и Фетиды. Hesiod. theog. 340. Ноm. Il. 12, 20;

2. сын Ейонея (или речного бога Стримона и Музы Евтерны или Каллиопы), царь фракийский, явившийся как союзник на помощь троянцам, с ослепительно белыми конями, от которых зависела судьба Трои. Именно если бы они поели троянского корма или напились из Ксанфа перед Троей, то Троя не могла бы быть покорена. Поэтому в первую же ночь, проведенную Резом под Троей, на него напали Диомед и Одиссей; пока Диомед убивал Реза и еще 12 фракийцев, Одиссей угнал лошадей. Ноm. Il. 10, 434 слл. Eur. Rhesus. Verg. Aen. 1, 469 слл.

РЕС, (I)

РЕС, (I) - Res,

означает на языке римского права вообще всякий объект права, которому противополагается человек как субъект права; в теснейшем смысле под этим словом разумеются видимые, телесные объекты права, следовательно, отнюдь не права действия и т. д. Подразделения res различны, или res divini iuris и res humani iuris (последние опять publicae или privatae, по Гаю), или res privatae (quae in nostro patrimonio sunt) и res quae extra patrimonium sunt, последние опять делятся на res divini iuris communes omnium (напр., воздух, вода и т. д.), res publicae (имущество государства, напр., ager publicus), res universitаtis (имущество корпорации). Вещи бывают corporales и incorporales; к последним принадлежат все права, повинности и т. д. Другое деление разлагает их на mobiles и immobiles.

РЕС, (II)

РЕС, (II) - Rhesus,

΄Ρη̃σος, 1) речной бог в Вифинии, сын Океана и Фетиды. Hesiod. theog. 340. Нот. Il. 12, 20; 2) сын Ейонея (или речного бога Стримона и Музы Евтерны или Каллиопы), царь фракийский, явившийся как союзник на помощь троянцам, с ослепительно белыми конями, от которых зависела судьба Трои. Именно если бы они поели троянского корма или напились из Ксанфа перед Троей, то Троя не могла бы быть покорена. Поэтому в первую же ночь, проведенную Резом под Троей, на него напали Диомед и Одиссей; пока Диомед убивал Реза и еще 12 фракийцев, Одиссей угнал лошадей. Нот. Il. 10, 434 слл. Eur. Rhesus. Verg. А. 1, 469 слл.

РЕСКРИПТ

РЕСКРИПТ - Rescriptum, ответное письмо императора на запрос частного лица или чиновника (ср. переписку Плиния с Траяном, Plin. ep. l. 10) и целого учреждения касательно спорных вопросов. Если они были более пространны, то назывались epistulae; адресованные целым учреждениям носили название pragmaticae sanctiones. Их изготовлял quaestor sacri palatii, и император подписывал их пурпурно-красными чернилами.

РЕСТИТУЦИЯ

РЕСТИТУЦИЯ - Restitutĭo, (in integrum rest.) возвращение к прежнему положению, производилось претором, если были нравственные основания к тому, чтобы устранить известные лишения, определенные кому-нибудь законом, поэтому через restitutio мог быть уничтожен судебный приговор. В древнейшие времена оно принадлежало в криминально-судебном отношении народу, если надо было возвратить изгнаннику, cui aqua et igni interdictum erat, его прежние права, как, напр., Камиллу. Liv. 5, 46. Во времена гражданских смут случайные властители присваивали себе это право народа (так, Цезарь, Caes. b. c. 3, 1. Cic. ad Att. 10, 4. 14, 13); в особенности возвращенные из изгнания получали все свои права обратно. Во время Империи право restitutio, получившее уже общее значение помилования, которое, однако, часто даровалось без возвращения всех прав, а именно без возвращения прежнего имущества, - имели уже императоры, а не народ, Tac. hist. 1, 90. Причинами для restitutio были: невольная отлучка, несовершеннолетие, принуждение и страх и другие особенные основания.

РЕТ

РЕТ - Rhoetus, ΄Ροι̃τος,

1. у римских поэтов центавр, который, может быть, соответствовал встречающемуся у греческих поэтов Раку. На свадьбе Пирифоя он был ранен Дриантом и бежал. Ov. met. 12, 300. Verg. Georg. 2, 456;

2. умерщвленный Вакхом гигант (Horat. Od. 2, 19, 23), носивший также имя Эврита;

3. товарищ Фипея, убитый Персеем. Ov. met. 5, 38;

4. царь маррубиев в Италии; его сын Анхемол бежал от него к Давну, отцу Турна, потому что он провинился перед своей мачехой Касперией. Verg. Aen. 10, 388.

РЕТИАРИЙ

РЕТИАРИЙ - Retiarĭus, см. Gliadiatores, Гладиаторы, 7.

РЕТРЫ

РЕТРЫ - ΄Ρη̃τραι, назывались основные законы Ликурга в Спарте, как непосредственные изречения Дельфийского оракула. Число их было очень невелико. О трех часто говорит Плутарх; к ним прибавился еще четвертый закон о государственном устройстве. Plut. Lycurg. 6. 13. Agesil. 26. Плутарх также ясно говорит, что Ликург получил в прозе эти законы и изречения из Дельф. Поэтому очень неправдоподобно и сомнительно принимать стихотворную форму этих законов за первоначальную.

РЕТЫ

РЕТЫ - ΄Ρει̃τοι, ΄Ρειτοί, см. Attica, Аттика, 4.

Предыдущая страница Следующая страница