Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Я"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я"

ЯВОЛЕНУС ПРИСК

ЯВОЛЕНУС ПРИСК - Iavolenus Priscus, римский ученый юрист, родился в 79 г., умер в 138 г. от Р. X.; из его сочинений много извлечений в дигестах. Он имел официальные должности в Африке и Сирии. Он был преемником Целия Сабина. Плиний (ер. 6, 15) упоминает о его dubia sanitas.

ЯД

ЯД - Venēnum.

Древние пригатовливали яды как медленно-, так и быстродействующие, преимущественно из aconitum, cicuta, salamandra, lupus marinus и т. д. В Риме изготовление ядов достигло своего высшего развития в первые века после Р. X. В общем смысле venemim означало любое лекарственное средство.

ЯКОРЬ

ЯКОРЬ - Ancŏra, α́γκυρα, изобретение его приписывают то тирренцам (Евпаламу), то царю Мидасу, Я. которого еще во времена Павсания (1, 4, 5) хранился в храме Зевса в Анкирах. Первоначально вместо Я. служили камни (λογγω̃νες), куски дерева, налитые внутри свинцом, иногда корзины, наполненные камнями, или мешки, набитые песком. У Гомера моряки, повернув корабль кормою к суше, с носа бросают (έκβάλλειν) в воду прикрепленные к канатам якорные камни (ευναί), а с кормы на сушу - причалы, которые привязывают затем (προμνήσι' ανάψαι) к дереву, выступу скалы или к камню, пригодному для этой цели. Позднее придумали железные Я. с зубьями (οδόντες dentes) или крючьями (загнутые, und), сначала только с одним зубом, έτερόστομοι, затем с двумя, αμφίσομοι или αμφίβολοι. Поднимать Я. (αι́ρειν τας αγκύρας, solvere) - значит отправляться в плавание. Каждый корабль имел несколько Я., но самый важный, употреблявшийся только в крайности, назывался ίερα, sacra, отсюда sacram ancoram solvere = прибегнуть к последнему средству спасения.

ЯКСАРТ

ЯКСАРТ - Iaxartes, Ίαξάρτης, туземное имя Силис, Сыр, река Внутренней Азии, берущая начало в Comedarum montes (Мустаге), по другим (Strab. 11, 510, Arr. 3, 30, 7), менее верно, в индийском Кавказе, Гиндукуше, течет сперва на север, потом на запад, отделяет Согдиану от области «скифов номадов» и будто бы изливается в Scythia intra Imaum в Каспийское море, между тем как в действительности она впадает в Аральское озеро. Древние часто смешивали ее с Танаисом и называли этим именем, т. к. предполагали сообщение Каспийского моря с Меотидой и представляли себе пограничной рекой между Европой и Азией то Танаис, то Я. И тогда еще, когда уже известно было различие обеих рек, называли иногда Я. Танаисом, во внимание к Александру Великому. Arr. 3, 30, 3. Curt. 6, 2, 13 и т. д. По Гумбольдту, смешение происходило оттого, что на обеих реках жили аланы, а на языке их «тан», «дон» означало воду.

ЯМБОГРАФЫ

ЯМБОГРАФЫ - Iambogrăphi, ι̉αμβογρ̉αφοι. Почти одновременно с развитием элегии из эпоса возникла и ямбическая поэзия; но между тем как элегия, удерживая дактилический размер стиха и эпический язык, еще тесно примыкала к эпосу, ямбическая поэзия, поставившая себе целью безжалостно раскрывать и бичевать все порочное, слабое и дурное в человеческих отношениях и человеческой природе, - пробила бодро и смело совершенно новый, особый путь в отношении к языку и размеру. Язык уклоняется от эпического, безыскуcствен и прост и заимствован из способа выражения обыденной жизни; размер ямбический принадлежит к так называемому двойному роду ритма (γένος διπλάσιον), где арзис имеет двойную длину против тезиса и производит впечатление легкости, подвижности, задорности, сравнительно со спокойным дактилическим размером, в котором арзис равнoй длины с тезисом. Ямбом первоначально назывались заигрывание и насмешки, употребительные при праздниках Деметры, и, вероятно, ямбические стихотворения возникли из этой своеобразной черты культа Деметры (Ямбой звали прислужницу богини). Своим же художественным развитием ямб обязан гению Архилоха Паросского. Его следует считать настоящим творцом этого рода поэзии и изобретателем применяемого в ней триметра, да вообще, его заслуги относительно развития греческой версификации велики, т. к. он изобрел множество новых метров. Он происходил из древнего жреческого рода, был сын Телесикла, который в 15-ю или 18-ю ол. (ок. 700 г. до Р. X.) вывел колонию с Пароса на Фасос. Архилох сопровождал туда своего отца; но, разочаровавшись в своих ожиданиях, он опять оставил остров и вернулся, вероятно постранствовав несколько, в Парос, где он, по преданию, погиб во время войны против Наксоса. Это был человек раздражительного характера, полный горечи и презрения ко всему, который, будучи сам по себе несчастлив, жил в постоянной вражде и раздорах с окружающим миром. Сильнее всего испытало его гнев семейство Ликамба. Последний обещал поэту выдать за него младшую из своих дочерей, Необулу, не сдержал своего слова; тогда Архилох осмеял и обесславил его с дочерьми в таких ямбах, что они со стыда и отчаяния, говорят, все повесились. Это хотя и похоже на сказку, рассказ все-таки характеризует убийственную силу Архилоховых ямбов. Архилох, как поэт, был весьма разносторонен; кроме ямбов, он писал элегии и эпиграммы, трохаические тетраметры, эподы, гимны и др. Но из его стихотворений, написанных на древнеионическом диалекте, уцелело лишь несколько небольших отрывков (изд. Liebel, 2-е изд., 1818). Относительно музыки Архилох также имел громадные заслуги. Древние высоко ценили его и ставили его на одну доску с Гомером, Пиндаром и Софоклом (Cic. or. 1, 2. Quint. 10, 1, 60. Val Max. 5, 3. Vell. Pat. 1, 5, 2. Longin, de subl. 33, 5). К Архилоху примыкает его младший современник Симонид из Аморга, сын Кринета, написавший 2 книги элегий и 2 книги ямбов. Будучи уроженцем Самоса, он вывел колонию в Аморг; это все, что мы знаем о его жизни. От его ямбов остались отрывки, из которых два длиннее других, в 24 и 118 стихов. Последний (carmen de mulieribus) содержит общее изображение мелких характеров, причем разные дурные качества женщин производятся от характеристических особенностей разных зверей, от которых якобы произошли женщины. Ямбы Симонида вообще содержат более общие взгляды на жизнь, нападки на целые классы людей, а не на отдельные личности, как стихи Архилоха. Последнему он уступает в таланте и силе, равно как в грации и легкости (Собрание отрывков, Велькер, 1835). Третий представитель ямбической поэзии - Гиппонакс Эфесский, прославившийся в 60 ол. (540 до Р. X.). Он бежал от тиранов своею родного города, Афенагора и Команта, в Клазомены; здесь он, по-видимому, поссорился с ваятелями Бупалом и Афенисом, которые изобразили невеликого ростом и некрасивого Гиппонакса в карикатурном виде. За это поэт отомстил едкими ямбами, до того острыми, что оба они, как Архилоховы Ликамбиды, будто бы, повeсились. Гиппонакс по своей страстной едкостью приближается к Архилоху; он столь же гениален и остроумен, не имея, однако, того огня и вдохновения; но сатира также менее бьет на личности. Оригинально и ново его обращение с ямбическим стихом; в ямбическом триметре он ставит на место последнего ямба спондей или трохей, вследствие чего стих внезапно и забавно обрывается и ослабевает. Такие стихи называются холиямбами (хромыми, сказонтами). Кроме ямбических стихотворений, Гиппонакс писал пародии; многие считают его изобретателем этого рода поэзии. Вероятно, современником Гиппонакса был Ананий, которому некоторые приписывали изобретение хромых ямбов, между тем как другие говорят, что Гиппонакс изобрел сказонт, а Ананий - исхиоррогик, где спондей находится в пятой и шестой стопах. (Собр. отрывков Гиппонакса и Анания, Велькер, 1817; Холиямбы Мейнеке, в Лахманновом изд. Бабрия). Из древних Я. упомянем еще о Солоне, который, по своей гуманности, пользовался ямбом не столько для нападения, сколько для защиты от нападок на его политическую деятельность. Из его ямбов сохранилось несколько отрывков; самый длинный из них состоит из 21 стиха. Из позднейших ямбических поэтов назовем Эсхриона из Самоса или Митилены (332 г. до Р. X.), Фойника из Колофона (308 г. до Р. X.), Парменона из Византии, Гермия из Курия, Герода или Геронда, поэта Александрийского периода, изобретателя так называемых миниямбов, маленьких характерных насмешливых сценок, которому из римлян подражал, напр., Гней Маций. Лучшие изд. отрывков греческих Я. - Бергка, poet. Lyr. Gr., II, стр. 683 и слл. (3-е изд.). Римляне также употребляли ямб в carmen maledicum. Известнейшие писатели в этом роде Furius Bibaculus, Catullus, Calvus и Horatius в эподах. Из времен Империи сюда могут быть отнесены лишь некоторые пьесы Марциала и Анзония.

ЯМВЛИХ

ЯМВЛИХ - Iamblĭchus, Ίάμβλιχος,

1. уроженец Вавилона или Сирии, во 2 в. от Р. X. написал δραματικόν, эротический роман (любовная история Родана и Синониды), полный странных приключений, в которых играли большую роль магия и теургия. Извлечение из него сохранилось у Фотия;

2. неоплатоник из Халкиды в Кэлесирии, времен Константина Великого, ученик Порфирия и Анатолия. Мы имеем 5 из 10 книг его сочинения περὶ Πυθαγόρου αι̉ρέσεως, из которых каждая составляла самостоятельное целое. Первая книга трактует περὶ βίου Πυθαγορικου̃ (изд. Кисслинга, 1815 и Вестермана в Кобетовом изд. Диогена Лаэртского), из второй сохранился προτρεπτικός λόγος ει̉ς φιλοσοφίαν (изд. Кисслинга, 1812), из третьей - περὶ μαθηματικη̃ς ε̉πιστήμης (отрывки у Виллуазона, Anecd., II, р. 188 - 225). Сомнительна подлинность сочинения περὶ μυστηρίων λόγος (изд. Партея 1857). Комментарии о Платоне, Аристотеле и халдейской философии потеряны. Смешивая учения Пифагора и Платона с восточными религиозными представлениями, он учил, что боги (θεοὶ νοητοί), демоны, души мира и людей и материя возникли в постепенной дегрессии к несовершенности от светлого и разумного первоначального существа; учил о необходимости мантики и теургии для воссоединения с божеством, вследствие слабости и греховности людей, славил эллинскую древность в ущерб христианству и сам приобрел славу святого человека и чудотворца; о его деяниях сообщает его биограф Евнаний.

ЯНИКУЛ

ЯНИКУЛ - Ianicŭlum

и Ianicŭlus, см. Roma, Рим, 2, 4.

ЯНИТОР

ЯНИТОР - Ianĭtor, называемый также ostiarius, привратник в доме знатных римлян, раб, который имел жезл, как нынешние швейцары (Petron. 134), и им прогонял незваных гостей. см. Domus, Дом, 7. Желающие войти стучались молотком, привязанным у двери (malleus), или дергали за колокольчик (tintinnabulum). Suet. Oct. 91. Узнав имя гостя, ianitor отворял дверь, отодвигая легкую задвижку, или отказывал по приказанию хозяина. Cic. de or. 2, 68.

ЯНУА

ЯНУА - Ianŭa.

По Цицерону (Cic. de n. d. 2, 27) двери обыкновенных домов (profanarum aedium) назывались ianuae в противоположность дверям храмов (fores). Они делались из дуба, иногда также из меди (Plin. n. h. 34, 3. Camillus aerata ostia habebat in domo) и выкладывались золотом и слоновой костью, как и valvae (см. Domus, Дом, 5, 6, особенно Cic. Verr. 4, 56). Ianuae отворялись внутрь, и считалось знаком особенного почета, если кто-либо мог открывать дверь своего дома на улицу (что всегда делалось с храмовыми fores), напр., П. Валерий Публикола и его брат (Plin. n. h. 36, 15). В этом случае, открывая дверь, надо было внутри стучать (pulsare), чтобы этим предостеречь прохожих.

ЯНУС

ЯНУС - Ianus, 1. один из важнейших римских богов, которому нет соответствующего в греческой мифологии. Это был бог входов и проходов, дверей и ворот, под защитой которого каждый входил в дом или город и выходил из них. Поэтому он имел в руке ключ, которым запирал и отворял дверь (claviger, clusius, patulcius), и папку или жезл, как рабы стерегущие двери домов. Его изображения, помещавшиеся у дверей и в проходах, имели два лица, обращенных в противоположные стороны, из которых одно смотрело наружу, другое внутрь (geminus, bifrons, biceps). Но он не только бог входа в смысле места, но и в отношении ко времени и всякой деятельности, бог начала и начинания в обширнейшем смысле. Его силой всякая вещь и всякое дело при своем начале получает освящение и через это счастливое продолжение и преуспевание, т. к. хороший исход основан на хорошем начале. Итак, Я. - бог великого значения, деятельный во всем, который, давая хорошее начало, благословляет предприятие и благоприятствует ему. К Юпитеру, правителю всех судеб, он относится как первый по порядку к высшему. Как бог начала в отношении ко времени, он каждое утро призывался жрецами под именем pater matutinus (Horat. Sat. 2, 6, 20), потому что он, как привратник неба, открывал поутру ворота Олимпа и запирал их вечером; ему был посвящен первый месяц года (Ianuarius) и первый день года (Kalendae Ianuariae) был его главным праздником. В этот день ему приносили жертвы, состоявшие преимущественно из медовых пирогов (Ianual), воздерживались от всяких слов, предвещающих дурное, приветливо желали друг другу счастья и дарили разные сладости в знак желания, чтобы год прошел в сладком довольстве. Также и первый день каждого месяца был посвящен Я. и ознаменовывался жертвой, состоявшей из вина, фимиама и плодов. Сказание, будто Я. царствовал в Италии ранее Юпитера и Сатурна и основал храмы всем богам, основано также на значении его как бога всякого начала во времени. Его призывали при каждом важном предприятии; консул, вступая в свой должность, просил его благословения; земледелец приносит ему жертву при начале посева и жатвы (consivius); в каждой молитве сперва призывался он, и при больших празднествах в честь богов он получал первую жертву. Особенно торжественное почтение оказывалось этому богу при начале войны, когда войско проходило в поле через открытые ворота, и, вероятно, также при заключении мира. Нума в нижней части расположенного на форуме argiletum'a устроил ianus, т. е. ворота для объявления войны и мира; если они были открыты, то это значило, что государство взялось за оружие; если закрыты - что оно в мире со всеми народами. Liv. 1, 19. Этот ianus был посвящен богу Я., изображение которого там стояло; в позднейшее время он обыкновенно называется храмом, под именем Ianus Geminus, I. Bifrons, I. Quirinus (Hоr. Оd 4, 15, 8) portae belli по Эннию, Горацию (Horat. Sat. 1, 4, 61) и Вергилию (А. 7, 607). Когда решались начать войну, то консул отправлялся к этому храму Я. и отпирал его двойные двери, приглашая юношей, способных носить оружие, пройти с ним сквозь двери (Verg. Aen. 7, 601 и далее). Подобная же церемония совершалась, по-видимому, и по заключении мира, когда двери Я. запирались. О Я. см. Ov. fast, 1, 63 и далее. Таково было значение Я. у римлян. Но первоначально он был бог неба или солнца, вместе с Iana, богиней луны, который обусловливает и распределяет изменение в жизни природы, бог года и времени, ведущий годы, месяцы и дни. Это принимается в особенности ввиду этимологии слова Ianus - Ζὰν - Ζεύς и из сопоставления с Я. этрусского бога предсказаний (ауспиций);

2. крытый проход, арка, состоящая из каменного свода с колоннами и другими украшениями, с 4 воротами и фронтонами, оттуда quadrifrons. Это были или постройки для украшения, или места собрания менял, купцов и др., т. е. род биржи, особенно ad medium Ianum. У Горация (Horat. Sat. 2, 3, 18, ср. 1, 1, 54) упоминается в особенности I. suminus et imus при arcus Fabianus вблизи храма Кастора; кроме того, такие же здания были и в других местах города, особенно в портиках и табернах, окружавших форум. У Ливия (41, 32) мы читаем о 3 iani, воздвигнутых цензором Фульвием Флакком в 175 г. до Р. X. в Синуэссе. Понятно, что пышность этих построек все более возрастала; для них брали паросский и иной дорогой мрамор и украшали их самыми блестящими и роскошными статуями.

ЯПЕТ

ЯПЕТ - см. Иапет.

ЯПИГИ

ЯПИГИ - IapСћges, Ίάπυγες, народность в Калабрии, удержала свою национальность до первых времен Рима, потом была элленизована и наконец романизована. Polib. 2, 24. Strab. 6, 277. 280. 282. Сохранилось много надписей, как памятники их языка; по всей вероятности, язык этот был индоевропейский, но он еще не разобран.

ЯПИГИЙСКИЙ МЫС

ЯПИГИЙСКИЙ МЫС - Iapygium promunturium

или Solentinum prom, Ίαπυγία 'άκρα, юго-восточная оконечность Италии, которой с востока оканчивается Тарентский залив, н. Капо-ди-Леука. Strab. 2, 109. 123 и пр.

ЯПИДЫ

ЯПИДЫ - см. Иапиды.

ЯПИКС

ЯПИКС - Iapyx, Ίάπυξ,

1. сын Ликаона, по другим - Дедала, переселился с колонией критян, которые были впоследствии названы япигами, в Италию Hdt. 7, 170;

2. см. Venti, Ветры.

ЯСОН

ЯСОН - Iāson, 1. см. Argonautae, Аргонавты,

2. см. Pherae, Феры.

ЯФФА

ЯФФА - см. Иоппия.

Предыдущая страница