Реальный словарь классических древностей
ОДИССЕЙ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОДИССЕЙ

ОДИССЕЙ - Odysseus, Όδυσσεύς, Ulixes (неправильно Ulysses), царь острова Итаки. Отец его бал Лаерт, сын Аркейсия, а мать Антиклея, дочь мудрого Автолика; жена его Пенелопа была дочь Икария и Перибэи или Поликасты (см. Hippocoon, Гиппокоон, 1). Послегомеровские сказания, которые старались связать родством доисторические личности, отличавшиеся остротой ума, делают его сыном Сисифа и Антиклеи до брака ее с Лаертом. Soph. Phil. 417. Ov. met. 13, 32. Тотчас по рождении Автоликом, который пришел тогда с Парнасса в Итаку, мальчику было дано имя О., «сердитый», «ибо я пришел на землю сердитый на многих». Ноm. Od. 19, 406 слл. Имя это, вероятно, имеет отношение к гневу, в котором О. избивает женихов. В «Одиссее» же имя имеет страдательный смысл (1, 60 слл.): «подверженный гневу богов». Из обстоятельств его юношеского возраста Гомер упоминает, как он, посетив деда своего Автолика, был там ранен на охоте диким кабаном (Ноm. Od. 19, 413 слл.), далее о его путешествии в Мессену, куда послал его Лаерт, чтобы он потребовал вознаграждения за похищенных мессенянами с Итаки овец. Там встретил он ищущего своих лошадей Ифита, который подарил ему огромный лук своего отца Еврита, получив от него взамен меч и копье. Ноm. Od. 21, 13 слл., ср. далее Ноm. Od. 1, 259 слл. По одному позднейшему сказанию, Пенелопа досталась ему в жены как приз за состязание в беге, а по другому, ее сосватал за О. Тиндарей у брата своего Икария в благодарность за то, что он дал ему разумный совет заставить поклясться женихов Елены, что они будут мстителями за всякое оскорбление избранному ею жениху. Телемах, сын О. и Пенелопы, был еще грудным ребенком, когда О. после долгих просьб Агамемнона решился принять участие в походе под Трою. Ноm. Od. 11, 447. 24, 116. На 12 кораблях он повел туда кефаленцев (Il. 2, 631). Под Троей О. отличался храбростью, смелой предприимчивостью, красноречием, хитростью и ловкостью и поэтому преимущественно употреблялся для посольств и переговоров. Примеры деятельности его в этом роде см. Il. 1, 311. 9, 169. 225. 19, 154. 238 слл. 10, 254 слл. Ноm. Od. 4, 242 слл. 262 слл. 11, 508. По смерти Ахилла ему достается в споре с Аяксом (Эантом), сыном Теламона, оружие героя (Ноm. Od. 11, 545. Ov. met. 13, 1 слл.). Он был вообще первым лицом в греческом лагере, и благодаря его разумным советам и деятельному участию Троя наконец была взята (см. Troianum bellum, Троянская война). Когда после разрушения Трои он вместе с другими греками отправился в отечество (Ноm. Od. 3, 153. слл.), то морская волна прибила его к Исмару, городу киконов на фракийском берегу, где при ночном нападении на город он потерял 72 своих спутника. Ноm. Od. 9, 39. слл. При дальнейшем плавании, когда он хотел обогнуть мыс Малею, буря опять угнала его корабли и после 9 дней пригнала их к земле лотофагов на ливийском берегу (9, 82 слл.). Трое из его спутников, посланные на разведку, были угощены жителями сладким лотосом и пожелали остаться в земле лотофагов, так что О. палкой должен был загнать их на корабли. Земля лотофагов есть последний реальный пункт в странствованиях О., дальнейшее плавание его происходит в фантастических странах отдаленного Запада, в стране чудес, отдельные местности которой географически невозможно определить. Прежде всего прибыл О. в землю циклопов, где он с 12 спутниками входил в пещеру великана Полифема, сына Посейдона и нимфы Фоосы. Полифем заложил вход в пещеру огромным камнем, съел уже 6 из его спутников, тогда О. напоил его вином и ослепил, а сам с остальными спутниками выбрался из пещеры, спрятавшись под брюхом баранов. Циклоп молит о мщении отца своего Посейдона, который с этого времени преследует О. и не допускает его до отечества (9, 116 слл.). Затем О. прибывает к острову Эола (Ноm. Od. 10, 1 слл.), потом к лестригонам (см. Лестригоны), питающимся человеческим мясом, от которых он уходит только с одним кораблем (10, 80 слл.). На острове Ээе волшебница Цирцея, дочь Гелиоса и Персеи, сестра Эета и Гекаты, обращает часть спутников его в свиней, но по просьбе О. вновь возвращает им человеческий облик (10, 133 слл.). Целый год живут они здесь в довольствии и веселье, пока наконец спутники О. напоминают ему об отъезде (10, 466 слл.). Но Цирцея прежде приказывает герою отправиться через океан на далекий Запад, чтобы там в рощах Персефоны, в преддверии ада, спросить душу Тиресия о том, как ему достигнуть отечества. О. исполняет это (Оd. 11). Когда он принес предписанные Цирцеей жертвы и обеты теням умерших, являются ему из мрака ада тени не только Тиресия, но и многих героев и героинь, а также матери его Антиклеи. Тиресий возвещает ему, что Посейдон затрудняет ему возвращение в отечество, но, впрочем, они могут достигнуть отечества, если пощадят стада Гелиоса на Фринакии. Тогда О. возвращается на остров Цирцеи, которая указывает ему дальнейший путь, сообщает средства избавиться от опасности и посылает попутный ветер (12, 1 слл.). Они благополучно проходят мимо островов Сирен (см. Сирен острова) и Планкт (блуждающие скалы, то сталкивающиеся, то останавливающиеся неподвижно, отличные от Симплегад) (12, 166 слл.), между Сциллой (см. Скилла) и Харибдой, (см. Харибда), и приходят к острову Фринакии, где пасутся священные стада Гелиоса (12, 260 слл.). Спутники принуждают О. пристать к острову, и он берет с них клятву, что они не убьют ни одного животного из стада. Но мучимые голодом они убивают лучшего быка в то время, когда О. спал. За это Зевс, по жалобе Гелиоса, поражает молнией их корабль, когда они были опять на море, и все они погибают в волнах, за исключением одного О., который на обломках корабля спасается на Огигию, остров нимфы Калипсо, дочери Атланта (12, 403-453). Семь лет проводит он у прекрасной нимфы, которая хочет сделать его своим мужем и удерживает от возвращения домой, обещая ему бессмертие и вечную юность. Но льстивые речи ее не могут заглушить в сердце героя тоски по родине и дорогой супруге. Наконец над ним сжалилась Афина, его божественная покровительница, и во время отсутствия Посейдона она доводит дело в собрании богов до того, что Зевс решает возвратить О. на родину и посылает Гермеса к Калипсо с приказанием отпустить О. Ноm. Od. 1, 13. 43 слл. 4, 555 слл. 5, 1 слл. 7, 244 слл. Отплыв на приготовленной им самим лодке, он на 18-й день приближается к Схерии, острову феаков, но его замечает Посейдон и разбивает его лодку. Инона Левкофея спасает его на землю моряков феаков (5, 278 слл.). На берегу он встречается с дочерью царя Навсикаей, которая и приводит его к своим родителям Алкиною и Арете; они приняли его дружелюбно (Ноm. Od. 6) и, богато одарив, отсылают в отечество (Ноm. Od. 13). После двадцатилетнего отсутствия он наконец приходит в свое отечество. Дом его в последние три года терпит большие притеснения, т. к. 100 благородных мужей из Итаки, Самы, Дулихия и Закинфа ищут руки его прекрасной, благоразумной и верной супруги Пенелопы и расточают его имущество, между тем как престарелый Лаерт в уединении доживает свои печальные дни (1, 245. 13, 377). Пенелопа умела посредством хитрости отдалить свое решение и заставить долго ждать докучливых соискателей ее руки: она упросила их обождать, пока она окончит гробовое покрывало своему тестю. Но что она успевала соткать днем, то распускала ночью, и так продолжалось три года, пока на четвертый год одна из служанок не выдала ее тайну женихам, которые и принудили ее окончить работу. 2, 88 слл. Теперь она должна была сделать решительный выбор, и она обещала избрать из них того, который при состязании в стрельбе из лука окажется победителем, стреляя из лука О., в надежде, что никто из них не будет в состоянии натянуть его. Накануне дня состязания возвращается домой О. Превращенный Афиной в старого нищего, он из гавани отправляется в свой хутор, где вел хозяйство его старый верный слуга Евмей (δι̃ος υ̉φορβός) (Ноm. Od. 14); там он встретился с сыном своим Телемахом (Ноm. Od. 16), который только что возвратился из Пилоса и Спарты, где он спрашивал о судьбе отца и едва избежал козней женихов. Эти последние порешили избавиться от него, т. к. он в последнее время, достигнув зрелого возраста и наделенный Афиной мужеством и силой, представлял значительную помеху их планам (Ноm. Od. 1-4). Отец с сыном обдумывают план мести, и О. под видом нищего отправляется в город, где он в своем доме как нищий сносит много оскорблений от высокомерных женихов (Ноm. Od. 17. 18). На следующий день, в праздник мстительного стрелка Аполлона, было устроено состязание в стрельбе из лука О., но ни один из женихов не мог натянуть огромный лук. Тогда нищий натягивает лук и, попав в цель, направляет стрелы на женихов, которых и убивает всех с помощью Афины, Телемаха и некоторых верных слуг (Od. 21. 22). После этого он открывает супруге, кто он, и идет отыскивать своего старого отца. Между тем родственники женихов, получив известие о гибели их, поднимают оружие, но Афина в образе Ментора улаживает мирно дело (Od. 23. 24). О распределении этого материала в «Одиссее» см. Homerus, Гомер. У Гомера О. является ловким, хитрым и изобретательным человеком; он обладает красноречием, благоразумием и мудростью; вместе с тем он отважный и смелый воин и терпеливый страдалец. В позднейших сказаниях он является, напротив, трусливым, лживым и коварным. Verg. Aen. 2, 164. Ov. met. 13, 6 слл. О кончине О. Тиресий (Ноm. Od. 11, 134 слл.) предсказал, что отрадная смерть постигнет его вне моря (ε̉ξ α̉λός = 'έξω α̉λός), которая мирно унесет его в то время, как народы вокруг будут благоденствовать и процветать. На основании гомеровского ε̉ξ α̉λός, последующие сказания создали легенду, что Телегон, сын О. и Цирцеи, был послан матерью отыскивать отца. Пригнанный бурей к берегам Итаки, он начал грабежом добывать себе пищу, и когда О. и Телемах схватили его, то он убил отца и труп привез в Ээю (отсюда Telegonus parricida, Horat. Od. 3, 29, 8). Острие умертвившего его копья было из иглы морского ежа, т. к. смерть его должна была выйти из моря. По одним сказаниям, Цирцея воскресила мертвого, по другим - он привезен был в Тиррению, где и сожжен на горе Перг. Телегон, говорят, женился на Пенелопе, которая вместе с Телемахом следовала за трупом О. на Ээю. От этого брака родился Итал. Телегон считался основателем Тускула и Пренеста. Ov. fast. 3, 92. Hor. в названном месте. Телемах же женился на Цирцее и имел от нее сына Латина; по другим сказаниям, он женился на Кассифоне, дочери Цирцеи, убил Цирцею, за что в свою очередь был убит Кассифоной. Говорят, что у него была еще дочь Рома, вышедшая замуж за Энея, а от Поликасты, дочери Нестора, или Навсикаи, дочери Алкиноя, у него был, говорят, сын Персептолис. По Гесиоду (Hesiod. theog. 1011 слл.), у О. от Цирцеи, кроме Телегона, были еще сыновья Агрий и Латин, а от Калипсо Навзифой и Навзиной.

В начало словаря