Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХЕМ"-"ХЮБ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХЕМ"-"ХЮБ")

ХЕМОНИЯ

ХЕМОНИЯ - Haemonĭae, см. Thessalia, Фессалия.

ХЕОПС

ХЕОПС - Cheops, Χέοψ, на древнеегипетском языке Chufu, царь древнеегипетского Мемфисского государства, строитель высочайшей пирамиды, которой основание занимает площадь в окружности около 716 футов. Hdt. 2. 124. Diod. Sic. 1, 63 (где он называется Chemmis).

ХЕРЕМОН

ХЕРЕМОН - Chaerēmon, Χαφήμων,

1. афинский трагический поэт, живший ок. 375 г. до Р. X., он писал для обдуманного и сознательного чтения и употреблял все средства выразительного, живописного слога (γραφικη λέξις), поэтому, в силу требуемой им внимательности, он не годился для театрального представления, подобно тому как Филемона считали более удобным для чтения, а Менандра для исполнения на сцене. Его стиль вообще изыскан, возвышен фигурами речи, изобилует теплыми живописными красками и вместе с тем отличается мастерским построением стиха. Его вкус характеризует Афеней (13, р. 607), предлагая отборные образчики. см. собрание отрывков у Наука trag. Graec. fragm. стр. 606 слл. Монография: Bartsch, de Chaeremone poeta tragico (1843);

2. стоик, смотритель Александрийской библиотеки, по свидетельству Свиды, прибыл по приглашению в Рим и вместе с перипатетиком Александром из Эг (Αιγαί) руководил воспитанием Нерона. Он писал о иероглифах, также о религии и истории своего отечества. Немногие отрывки из его сочинений собраны в fragm. hist. Graec. Миллера, т. III.

ХЕРЕФОН

ХЕРЕФОН - Chaerĕphon, Χαιρεφω̃ν, сфеттиец, благороднейший и пламенный почитатель Сократа (Plat. Apol. 5.). Однажды он отправился к дельфийскому оракулу с вопросом: есть ли кто-нибудь мудрее Сократа, и получил такой ответ: σοφος Σοφοκλη̃ς σοφώτερος δ' Ευριπίδης, ανδρων δ' απάντων Σωκράτης, σοφώτατος. ср. Хеn. Socrat. 1, 2, 48. 2, 3, 1. Его называют также как автора трагедии «Гераклиды».

ХЕРЕЯ

ХЕРЕЯ - Chaerĕa, C. Cassius, служил в Германии в должности центуриона (Tac. ann. 1, 32), а потом был трибуном в императорской охранной страже в Риме. Его нежный голос и мягкое обращение со всеми давали повод Калигуле преследовать его бранными словами и колкими оскорблениями (он называл его Priapus, Venus и т. д.) с целью выставить его в смешном виде. X. из мести составил против него заговор. Заговорщики решились убить императора на предстоявшем театральном представлении, в котором он сам пожелал выступить в роли танцора. X. первый нанес ему рану, и Калигула пал под ударами заговорщиков. Усилия X. восстановить опять Республику были, однако, безуспешны; Клавдий войсками был провозглашен императором и тотчас велел казнить X., который мужественно шел на смерть, а также и других убийц своего предшественника. Suet. Calig. 56-58. Dio Cass. 59, 29. Suet. Claud. 11. Aur. Vict. Caes. 3.

ХЕРИЯ

ХЕРИЯ - Choerĭlus, Χοιρίλος,

1. один из древнейших аттических трагиков, упоминается уже ок. 64 ол. (524 г.) как соперник Пратина, Фриниха и Эсхила, но, кажется, мало или даже вовсе не возвышался над сатирической драмой (δρα̃μα σατυρικόν), началом трагедии. До нас не дошло даже отрывков его произведений;

2. X. Самосский, см. Epos, Эпос, 5.

ХЕРОНЕЯ,

ХЕРОНЕЯ, - Chaeronēa,

Χαιρώνεια, город в Беотии, на склоне крутого утеса, между рекой Кефисом и горой Фурием, известный победой Филиппа над греками в 338 г. до Р. X. и победой Суллы над Архелаем в 85 г. до Р. X. (см. Orchomenos); родина историка Плутарха. От города, равно как и от колоссального льва, который стоял на восток от него, как памятник павших в сражении с Филиппом афинян, уцелели значительные остатки, где теперь находится деревня Капрена. Ср.: Vischer, Erinnerungen aus Griechenland, стр. 590 слл.

ХЕРОНЕЯ

ХЕРОНЕЯ - Chaeronēa, Χαιρώνεια, город в Беотии, на склоне крутого утеса, между рекой Кефисом и горой Фурием, известный победой Филиппа над греками в 338 г. до Р. X. и победой Суллы над Архелаем в 85 г. до Р. X. (см. Orchomenos, Орхомен); родина историка Плутарха. От города, равно как и от колоссального льва, который стоял на восток от него, как памятник павших в сражении с Филиппом афинян, уцелели значительные остатки, где теперь находится деревня Капрена. ср.: Vischer, Erinnerungen aus Griechenland, стр. 590 слл.

ХЕРСОНЕС

ХЕРСОНЕС - Chersonēsus, ή Χερσόνησος, в аттическом диалекте Χερρόνησος. Так назывались следующие полуострова:

1. Фракийский X., Chersonësus Thracica, часто называвшийся просто X.; он простирался в юго-западном направлении между Фракийским морем и Геллеспонтом и при Кардии посредством перешейка (ίσθμός) в 36 стадий ширины, защищенного стеной, соединялся с материком. Западный мыс при входе в Геллеспонт назывался Мастусией, н. Саро Greco. Греки (афиняне) основали здесь колонии, но потом они были вытеснены персами, а затем колониями владели македоняне, Антиох Сирийский и наконец римляне. Hdt. 6, 33-36. Теперь он называется Дарданельским портом или Галлиполи;

2. Таврический или Скифский X., н. Крым, в Эвксинском Понте, соединяется узким перешейком Τάφρος или Τάφραι (н. Перекон) с землею скифов-номадов. Вдоль южного берега с запада на восток тянулась цепь гор, самым южным мысом на западе был Κριοΰ Μέτωπον, н. Карадже или Ага-Бурун; еще несколько далее на запад находился мыс Парфений, известный храмом и культом Артемиды ('Ά. Ταυροπόλος), которой приносились человеческие жертвы. Полуостров отделялся от восточного берега Понта Киммерийским Босфором. Он был богат соляными озерами. Западная часть его называлась также Гераклейским X., куда из Понта переселились гераклейцы и основали город X. (развалины близ Шуршей);

3. Chersonësus (Marmarica), н. Раксатин;

4. самая южная оконечность острова Сардинии, н. Саро Teulada;

5. город на острове Крит при мысе Зефирие;

6. Кимврский X., н. Ютландский полуостров, см. Cimbri, Кимвры; кроме того, это название имели мысы близ Индоны, Афонской горы, Теоса, Карфагена и др.

ХЕРУСКИ

ХЕРУСКИ - Cherusei, германское племя, впервые упоминаемое Цезарем (Caes. b. g. 6, 10), потом союз германских народов. Они жили в Средней Германии между Везером и Эльбой, так что конец их области заходил даже за Везер, где они граничили с бруктерами и хаттами. Во времена Цезаря silva Bacenis отделяла их от свевов. По Тациту, северо-восточную границу их владений составлял latus agger в области между городами Minden и Hameln. Друз, проникнув в 9 г. до Р. X. в Германию до Эльбы, в первый раз пришел в их область. Сначала они были в зависимости от римлян и некоторые поступали к ним на службу, но когда Квинтилий Вар начал притеснять их, они соединились с враждебными им прежде хаттами, с марзами и бруктерами и под предводительством арминия разбили Вара в 9 г. от Р. X. в тевтобургском лесу. см. Arminius. Внутренние раздоры вредили им более, чем вторжение Германика в 15 г., во время споров между Арминием и Сегестом и в 16 г., когда Арминий был разбит на идизиавизском поле. Война, возгоревшаяся между Арминием и Марободуем в 17 г., привлекла на их сторону лонгобардов и сенонов, и вызванный из Рима Итал (Italus), сын брата Арминиева Флавия, только при помощи первых мог поддержать свое княжеское достоинство. Tac. ann. 11, 16, 17. Внутренний разлад и войны с хаттами ослабляли их все более и более, что можно видеть из описания Тацита (Tac. Germ. 36); затем они вовсе не появляются в истории. Название их должно производить от hairu, меч, по смыслу, следовательно, оно подходит к имени Saxones.

ХИЛИАРХ

ХИЛИАРХ - Χιλίαρχος, у греков предводитель хилиархии, которая состояла из 1024 человек и располагалась в фаланге так, что во фронте стояло 64 человека. ср. Phalanx, Фаланга.

ХИЛОН

ХИЛОН - Chilo, Χειλών,

1. см. Septem sapientes, Семь мудрецов;

2. Соперник спартанского законодателя Ликурга, у которого он оспаривал право на престол, т. к. он сам принадлежал к древнему дому Проклидов, тогда как Ликург не был царского рода. Когда X. обещаниями раздела полей склонил на свою сторону большую часть граждан, Ликург для спасения своей жизни должен был бежать, но впоследствии сам X. с гражданами вынужден был обратиться в бегство. Polib. 4, 81.

ХИМЕРА

ХИМЕРА - Chimaera, Χίμαιρα, извергавшее огонь чудовище, имевшее вид спереди льва, сзади дракона и посередине козы. X. была вскормлена карийским царем Амисодаром и убита Беллерофонтом (Il. 6, 179 слл. 16, 329.); по Гесиоду, она была дочь Тифаона и Ехидны и имела три головы: льва, козы и дракона. Позднейшие писатели соединяют оба эти представления различным образом. Местом пребывания ее называли то Фригию, то Ливию, то Египет, то Индию и видели в ней олицетворение вулканических свойств Ликии. Родина этого мифа, вероятно, Сикион и Коринф; там X. представлялась мрачным, зимним существом подобно Пифону. Ее изображение находилось в виде герба, на сикионских монетах.

ХИОНИД

ХИОНИД - Chionides, Χιωνίδης, афинянин, живший около 450 г. до Р. X., замечателен как πρωταγωνιστης τη̃ς αρχαίας κωμωδίας и во всяком случае - комик, произвединия которого впервые обнаруживают художественный способ изложения. До нас дошли только немногие отрывки из двух его произведений. ср.: Меinеkе, hist, crit. соm. Gr. 27 слл.

ХИОС

ХИОС - Chios или Chius, Χίος, остров на северо-западе от Самоса, против Ионийского полуострова, образуемого мысом Μίμας, в 60 стадиях от материка. Простираясь на 18, 5 кв. мили, этот чрезвычайно плодородный остров доставлял лучшее греческое вино, очень хороший мрамор и лучшую мастику, кроме того, винные ягоды и тонкую глину. Высочайшей вершиной гористого острова была гора, так называемая Πελιναι̃ον o́ρος, на севере юго-восточный мыс назывался Посейдонием, южная оконечность - Фанами (Φάναι, н. Fana или Саро Mastico). Древнейшими обитателями острова были тирренские пеласги или лелеги, к которым впоследствии присоединились критяне, карийцы и эвбейцы; затем овладели им ионяне. Главный город его X. (также ионийский союзный город), с хорошей гаванью, находился на середине восточного берега и был родиной Гомера, трагика Иона и историка Феопомпа; несколько на север - Дельфиний (н. Delphine) с хорошей гаванью; на западном берегу - Болисс (Βώλισσος).

ХИРОГРАФ

ХИРОГРАФ - Chirographum, χειρόγραφον, в обширном смысле рукопись, в более тесном - долговая запись должника. Она называлась также syngrapha. Различие, сделанное Ps. Ascon. к Cic. Verr. 1, 36, между этими обоими документами, неверно.

ХИРОМАНТИЯ

ХИРОМАНТИЯ - Chiromantia, см. Divinatio, Дивинация, 12.

ХИРОН

ХИРОН - Chiron, Χείρων, см. Centauri, Кентавры.

ХИРОТОНИЯ

ХИРОТОНИЯ - Χειροτονία, поднятие рук - самый употребительный способ подачи голосов в греческих народных собраниях как при рассуждениях о государственных делах, так и при выборах. Часто это называлось ψηφίζεσθαι, откуда результат голосования - ψήφισμα. Голос меньшинства назывался αποχειροτονία. В отдельных филах это действие, по-видимому, называлось обыкновенно αι́ρεσις. Таким образом, избранные должностные лица назывались χειροτονητοί или αίρετοί, в противоположность тем, которые были определяемы по жребию, так называемым κληρωτοί или κυαμευτοί. Aeschin. Tim. 21. Ctes. 13, 27. Хеn. Socrat. 1, 2, 9.

ХИТОН

ХИТОН - Χιτών, см. Vestimenta, Одежда, 1.

ХИТРОСТЬ

ХИТРОСТЬ - Dolus, слово это, встречающееся и в греческом и в осском языках, в латинском vox média и поэтому до 5 в. по основании Рима соединяется с эпитетами bonus и malus. Начиная с этого времени оно употребляется в смысле хитрости, коварства, которое, однако, в точном юридическому языке обозначалось выражением dolus malus, пока и сюда не проникло менее тщательное обозначение. Сульпиций Руф, по свидетельству Ульпиана (Dig. 4, 3, 1. § 2), определяет понятие dolus следующим образом: machinatio quaedam alterius decipiendi causa, cum aliud Simulator, et aliud agitur, a Лабеон: est omnis calliditas, fallacia, machinatio ad circumveniendum, fallendum, decipiendum alterum adhibita. Понятие dolus расширилось, когда стали противопоставлять ему bona fides и обозначать им все, что противоречит требованиям гражданских правил честности и верности. Нынешние юристы разумеют под словом dolus обман; неточно, потому что понятие обмана слишком узко. Учение о dolus важно в отношении к законным обязательствам, потому что dolus обязывает к вознаграждению за понесенный другим убыток. В уголовном праве dolus malus обозначает скорее противозаконное намерение и дурной замысел, нежели само действие. При разбирательстве большей части преступлений весьма важно, совершены ли они с dolus или без dolus, т. е. был ли умысел совершить дурное дело, или же случилось оно culpa и casu; наказание соразмерялось с намерением виновного при совершении преступления.

ХИТРОСТЬ, КОВАРСТВО

ХИТРОСТЬ, КОВАРСТВО - Dolus,

слово это, встречающееся и в греческом и в осском языках, в латинском vox média и поэтому до 5 в. по основании Рима соединяется с эпитетами bonus и malus. Начиная с этого времени оно употребляется в смысле хитрости, коварства, которое, однако, в точном юридическому языке обозначалось выражением dolus malus, пока и сюда не проникло менее тщательное обозначение. Сульпиций Руф, по свидетельству Ульпиана (Dig. 4, 3, 1. § 2), определяет понятие dolus следующим образом: machinatio quaedam alterius decipiendi causa, cum aliud Simulator, et aliud agitur, a Лабеон: est omnis calliditas, fallacia, machinatio ad circumveniendum, fallendum, decipiendum alterum adhibita. Понятие dolus расширилось, когда стали противопоставлять ему bona fides и обозначать им все, что противоречит требованиям гражданских правил честности и верности. Нынешние юристы разумеют под словом dolus обман; неточно, потому что понятие обмана слишком узко. Учение о dolus важно в отношении к законным обязательствам, потому что dolus обязывает к вознаграждению за понесенный другим убыток. В уголовном праве dolus malus обозначает скорее противозаконное намерение и дурной замысел, нежели само действие. При разбирательстве большей части преступлений весьма важно, совершены ли они с dolus или без dolus, т. е. был ли умысел совершить дурное дело, или же случилось оно culpa и casu; наказание соразмерялось с намерением виновного при совершении преступления.

Dominium,

собственность и право собственности. Право собственности первоначально было принадлежностью одних лишь римских граждан, потому что они только имели commercium (см. это слово), и потому такая собственность называлась dominium iustum, ex iure Quiritium. Этой чисто римской собственности противополагалась естественная собственность, dominium in bonis, перегринов, не способных владеть римской собственностью в строгом смысле. Древнейшей формой иска на собственность была vindicatio (см. это слово), рядом с которой впоследствии появились и другие формы иска.

ХЛАМИДА

ХЛАМИДА - Χλαμύς и χλαι̃να, см. Vestimenta, Одежда, 2.

ХЛЕБНЫЙ МЯКИШ

ХЛЕБНЫЙ МЯКИШ - Άπομαγδαλιαί.

Греки не знали салфеток, а употребляли для вытирания рук за столом хлебный мякиш, смятый в тесто (απομαγδαλιά); гостям для той же цели предлагалось и нарочно приготовленное тесто. После употребления эти куски хлеба бросали собакам, отсюда название κυνάς. У римлян, напротив, были в употреблении особые тарае (см. это слово).

ХЛОРИДА

ХЛОРИДА - Chloris, Χλωρίς, см. Neleus, Нелей, Flora, Флора, и Venti, Ветры, 6.

ХЛОЯ

ХЛОЯ - Chloë, Χλόη, см. Δημήτηρ, Деметра, 3.

ХОАСП

ХОАСП - Choaspes, Χοάσπης,

1. река в Сусиане, протекает мимо Сус и неподалеку от слияния Тигра и Евфрата вливается в соединенную большую реку, н. Керах. Ее чистую воду персидские цари постоянно возили с собою в серебряных сосудах. Hdt. 1, 188;

2. река в Индии, впадающая в западный приток Инда - Κωφήν. Strab. 15, 697. Curt. 8, 10, 22. С ней, может быть, тождественна река, названная у Arr. 4, 23, 2. Χοής.

ХОЕС

ХОЕС - Χώες, (праздник кружек) см. Dionysus, Дионис, 8.

ХОР

ХОР - Chorus, χορός, означает собственно определенное место для танцев (отсюда εύρύχορος как эпитет городов у Гомера) и, по всей вероятности, родственно с χόρτος, hortus. Потом это слово означало:

1. всякое большее или меньшее число лиц, выступавших в хороводах при религиозных праздниках и торжественных процессиях;

2. в греческой трагедии и древнейшей комедии определенное число актеров, которые присутствовали как принимающие участие свидетели представляемого действия и определенное для перерывов танцами время представления наполняли пением.

В праздники Диониса X. были первоначальной и главной составной частью торжества и послужили основанием для трагедии и комедии; в их пении и танцах при совершении жертв собственно и состояло торжество. Со временем между отдельными частями и перерывами их песен выступало лицо, которое занимало публику рассказами или даже разговорами с лицами, находившимися в X., и давало всему X. некоторый покой и отдых. Отсюда мало-помалу развился диалог и драм в собственном смысле. X. отступил на задний план, некоторым образом сделался побочным и несущественным в представлении и получил то значение и место, которое он занимает в сохранившихся для нас трагедиях и комедиях. В них X. является в определенном числе лиц (в трагедиях 12, позднее 15, а в комедиях 24), которые играют роль опытных, рассудительных, бесстрастных мужей или старцев, женщин и даже девиц, стоят в некоторых отношениях и связи с лицами действия и без страстного увлечения, спокойно и рассудительно, сопровождают действие на сцене то советами и утешениями, то ободрениями и предостережениями, не принимая в нем деятельного участия. Когда действие на некоторое время приостанавливается, напр. в антрактах, X. поет или произносит большие лирические пьесы, имеющие связь с действием, и тем старается повлиять на ход его. По новейшим исследованиям эти лирические пьесы исполнялись то всеми хоревтами вместе, то полухором, то меньшими отделениями его (ζυγά), то отдельными лицами. Этим песням хора, сопровождавшимся выразительными танцами и мимикой, трагики придавали большую цену; они вырабатывались тщательно и с большим искусством. Позднейшие трагики, начиная с Агафона, а может быть, уже и Еврипид, допускали иногда хоровые песни, не имевшие связи с действием, так называемые εμβόλιμα. Когда X. не поет, а говорит, представителем его является, обыкновенно, предводитель Χ., κορυφαίος, а в известных случаях его заменяют предводители полухоров, παραστάται. Χ. имел свое особенное место в оркестре и обыкновенно оставлял его не прежде, как по окончании пьесы. В исключительных случаях, напр. в «Евменидах» Эсхила, он находился на сцене. Редко он удалялся во время действия и потом появлялся опять. Так было в «Аянте» Софокла и в «Алкестиде» и «Елене» - Еврипида. Первое появление X., обыкновенно с правой стороны зрителей, называлось πάροδος; удаление его во время пьесы - μετάστασις, второе появление - επιπάροδος, удаление в конце пьесы - α́φοδος. Χ. в продолжение всей пьесы не всегда оставался на одном и том же месте в оркестре, но менял его по свойству пьесы и песен. Часто он делился на два полухора (напр., Soph. Ai. 866 слл.); но, кроме того, он исполнял гораздо более искусные движения и эволюции, особенно танцы. Эти танцы в различных родах драмы имели особенные названия. Танец в трагедии назывался εμμέλεια, (Эммелия), в комедии - κόρδαξ, в сатирической драме - σίκιννις. И хоровые песни имели особенные названия. Первая песнь всего X. после пролога называлась πάροδος; песни между отдельными эпизодами, т. е. актами или перерывами драмы, назывались στάσιμα; жалобные песни, поочередно певшиеся хором и актерами, назывались κομμοί или κομματικα μέλη. Поэт, желавший поставить на сцену свою драму, должен был испросить дозволение на это у архонта (χορον αιτεΐν); если он получал дозволение, то один из зажиточных граждан, как χορηγός, должен был на свои средства поставить X. и позаботиться обо всем, что необходимо было для его содержания, снабжения всем нужным и обучения, см. Λειτουργία, Литургия, 2. Вследствие недостатка в хорегах, а также и вследствие устранения из комедии парабаза (см. Comoedia, Комедия, 4) прекратили наконец и комический X., между ол. 94, 2 и 97, 4. Роль его исполнялась теперь отдельным лицом. Это нововведение, до которого еще дожил Аристофан (ср. его ком. Πλου̃τος), оставалось в средней и новой комедии и отсюда перешло в комедии других народов. Набираемые в X. лица - χορευταί; получавшие и от государства плату, прежде всего должны были подвергаться испытанию, причем особенное внимание обращалось на то, чтобы они не были иностранцами. Затем их обучал χοροδιδάσκαλος, при котором состоял также ορχηστροδιδάσκαλος. Сначала это дело исполняли сами поэты, по крайней мере, это определенно говорится об Эсхиле. Отличившиеся хореги в память своей победы посвящали медный треножник или маленький круглый храм из мрамора, на куполообразной крыше которого ставился этот треножник. Один такой памятник из времен ол. 111, 2 сохранился в Афинах, см. Lysicrates, Лисикрат.

ХОРЫ

ХОРЫ - 'Όροι, каменные доски в Афинах, которые ставились перед заложенными имениями в знак того, что эти имения заложены. Отметить имение такими досками, как залог долга, называлось α̉φορίζειν τò χωρίον, а само имение - α̉φωρισμένον. На доске отмечалось имя архонта, кредитора и сумма долга (напр., ε̉πὶ Θεοφράστου 'άρχοντος 'όρoς χωρίου τιμη̃ς ε̉νοφειλομένης Φανοστράτω Παιανιει̃ δισχιλίων δραχμω̃ν). Таким образом, эти доски соответствовали нашим ипотечным книгам.

ХОСРОЙ

ХОСРОЙ - Cosroës или Osroës, Όρρόης, царь парфян и современник Траяна, в борьбе с которым потерял большую часть своих владений. Только во время владычества Адриана он снова признан был царем. Dio Cass. 58, 17. 30. Spartian. Hadr. 13. Аиr. Vict. Caes. 13.

ХРАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХРИСА

ХРИСА - Chryse, Χρύση, ή,

1. город в Троаде на западном берегу, на холме, с гаванью; недалеко от него находился храм Аполлона Сминфея, при котором жрецом был Хрисес, отец Хрисеиды; храм этот использовался еще во времена Плиния. Strab. 13, 604. Plin. 5, 30, 32;

2. небольшой, соседний с Лемносом остров, на котором, по Софоклу, Филоктет ужален был змеем, охранявшим священное место нимфы X. Впоследствии этот остров вместе с таинственной нимфой был поглощен морем (Paus. 8, 33, 2.);

3. см. Dardanus, Дардан;

4. см. Phlegyas, Флегий.

ХРИСАОР

ХРИСАОР - Chrysaor, Χρυσαώρ, см. Γοργώ, Горгона.

ХРИСЕИДА

ХРИСЕИДА - Chryseis, Χρυσηΐς и Chryses, Χρύσης, см. Agamemnon, Агамемнон, и Troianum bellum, Троянская война, 4.

ХРИСИПП

ХРИСИПП - Chrusippus, Χρύσιππος,

1. см. Atreus, Атрей;

2. X. стоик, родился ок. 282 г. до Р. X. и умер ок. 208 г., сын Аполлония, из Тарса или Сол (Σόλοι, Солы) в Киликии, в Афинах ученик Клеанфа и, может быть, также Зенона, по другим свидетельствам - также академиков Аркесилая и Лакида, по смерти Клеанфа преемник его по кафедре в Стое. Отличаясь остроумием и диалектической изворотливостью, он скоро сделался опорой школы, так что о нем можно было сказать: ει μη γαρ ήν Χρύσιππος, ουκ αυ́ ήν Στοά. Его производительность была необыкновенная: ему приписывают 705 сочинений. Diog. Lanrt. 7, 7, 180. Он обращался более к практической стороне и к ифике, опровергал господствовавшее тогда теоретическое направление перипатетиков и положил основание науке естественного права. Он писал также комментарии к Гомеру, Гесиоду и Пиндару. Монограф. С. Petersen (Alt. 1827) и Baguet (Löwen 1822);

3. образованный вольноотпущенник (libertus) Цицерона, который приставил его к своему сыну Марку. Когда X. тайно оставил последнего и оказался виновным в других преступлениях, Цицерон объявил отпущение его на волю недействительным. Cic. ad Att. 7, 2, 8. 5, 3.

ХРИСОГОН

ХРИСОГОН - Chrysogŏnus, Χρυσόγονος, как вольноотпущенник Суллы, носил praenomen С. Cornelius и пользовался у диктатора доверием, которое привело его к самым гнусным злоупотреблениям. О его ложных обвинениях и непозволительных интригах мы узнаем из речи Цицерона pro Roscio Amerino. ср. Osenbrbggen, Введ. к его изданию Cic. Rosc. Am. стр. 67.

ХРИСОПОЛЬ

ХРИСОПОЛЬ - Chrysopŏlis, Χρυσόπολις, укрепленное место в Вифинии при Босфоре, против Константинополя, н. Скутари, обыкновенный пункт переправы между Азией и Европой. Хеn. Anab. 6, 3, 16. Strab. 12, 563.

ХРИСОСТОМ

ХРИСОСТОМ - Chrysostŏmus, см. Dio, Дион, 2.

ХРИСОТЕМИДА

ХРИСОТЕМИДА - Chrysothĕmis, Χρυσόθεμις, см. Agamemnon, Агамемнон.

ХРОНОЛОГИЯ

ХРОНОЛОГИЯ - Chronologĭa.

Счисление времени основывается или на движении Земли и Луны, которым обусловливается деление на года, месяцы и дни, или же на каких-нибудь произвольных исходных пунктах, назначенных законодателями. Поэтому различают астрономическую хронологию, определяющую продолжительность естественных промежутков времени, и хронологию историческую, показывающую искусственные или гражданские деления времени у различных народов, равно как и те события, которые приняты за исходные пункты различных летосчислений или эр. Сколько известно, египтяне первые стали употреблять солнечный год. И именно год в 12 месяцев, по 30 дней каждый, с 5 дополнительными днями, начало которого вследствие не вставки 1/4 дня совпадало с тем же днем юлианского календаря (20 июля, восход Сириуса) лишь на 1461 год, так что 1461 египетский год = 1460 юлианским годам. Этот промежуток времени назывался периодом Сириуса, потому что этот день был днем весеннего восхода Сириуса. Подобное же деление года находим мы и у аранцев. Из греков точнее всего нам известно времяисчисление афинян. Они делили свой лунный год на 12 месяцев, поочередно в 30 и 29 дней, которые делились на 3 декады. Сравнение лунного года с солнечным достигалось посредством вставления 3 месяцев, по 30 дней каждый, в промежуток времени в 8 лет (Octaëteris), именно таким образом, что в течение одной октаетериды 5 лет имело по 354 дня и 3 года - по 384, так что 2922 дня = 8 юлианским годам. День начинался, как и у всех народов, делящих время по движению Луны, с захода солнца. Времяисчисление римлян находилось до 46 г. до Р. X. в очень шатком положении. Вместо этрусского года, принятого Ромулом и состоявшего из 10 месяцев или 304 дней, Нума ввел лунный год в 355 дней или 12 месяцев (четыре месяца по 31 дню, семь по 29 и один в 28). К этому году децемвиры прибавили в каждый второй год 22 дня, а в каждый четвертый 23, которые вставлялись между 23 и 24 февраля (intercalaris s. mercedonius mensis). Юлий Цезарь ввел в 46 г. солнечный год со вставным днем через каждые четыре года (после 23 февраля). Вследствие делавшихся до тех пор произвольных вставок понтифексов календарь пришел в большой беспорядок, и для исправления его пришлось 708 г. от основания Рима (48 г. до Р. X.) (annus confusionis ultimus) продлить на 445 дней, прибавив, кроме обычного вставочного месяца, еще два таких же, содержавших вместе 67 дней. см. Annus, Год. Но т. к. ежегодно вставлялось около 11 1/4 минут лишних, то папа Григорий XIII приказал в 1582 г. исправить год, выпустив 10 дней. Annus, Год, II.

ХТОНИЙ

ХТОНИЙ - Χθόνιος, подземный, прозвание подземных богов (см. Religio, Религия, 4) как, напр., Гадеса, Гермеса, Деметры, Персефопы, также Диониса; οί χθόνιοι - подземные тени;

2. землеродный; так называется один из пяти Σπαρτοί, которые остались в живых, см. Cadmus, Кадм;

3. туземный, χθόνιοι θεοί, отечественные боги.

Χύτροι, см. Dionysus, Дионис, 8.

ХУДОЖНИКИ

ХУДОЖНИКИ - см. Живопись.

ХЮБРИС

ХЮБРИС - 'Ύβρις, было каждое оскорбление δι' αι̉σχρουργίας, телесное насилие (напр., варварское обращение с рабами), διὰ πληγω̃ν, ударами, διὰ λόγων, бранью. Оба первые рода могли сделаться предметом γραφὴ 'ύβρεως. Наказание зависело от оценки партий (см. Άγὼντιμητός, Судебное определение); могли приговорить даже к смерти. Компетентными судьями были фесмофеты. Под словом 'ύβρις также разумеется умышленное злодеяние, в отличие от неумышленного, 'άτη (culpa).

Предыдущая страница Следующая страница