Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕД"-"ПОД")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕД"-"ПОД")

«ПЕДАГОГИКА МЕРОПРИЯТИЙ»

«ПЕДАГОГИКА МЕРОПРИЯТИЙ» - так называется принцип построения системы внеклассной работы школы, как набора разнообразных мероприятий, не обязательно связанных между собой и с интересами самих учащихся. Внешне данный принцип вытекает из педагогики действия, когда любые мероприятия идентифицировались с формами деятельности. Фетишизация мероприятий, оценка результатов деятельности школ и классов по числу их проведения превратили воспитательные системы школ в формальные, оторванные от жизни, не интересные детям, не способствующие их росту и развитию. Мероприятия как самоцель лежали в основе традиционной системы школьного воспитания, сложившейся еще при советской власти. Остатки ее до сих пор можно встретить в некоторых образовательных учреждениях.

ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ

ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ - принцип гуманистической педагогики, сущность которого заключается в идеях воспитания через любовь, доверие и терпимость к ребенку, опоры на положительные нравственные качества, следования природе ребенка. Педагогика ненасилия отрицает необходимость применения жестких насильственных методов и средств воспитания человека, признает методы мягкого, опосредованного воздействия и право ребенка двигаться в развитии своим темпом. Этот принцип является определяющим в таких образовательных технологиях, как «свободное воспитание» (Руссо, Л.Н. Толстой), гумано-личностной Ш.А. Амонашвили, системы В.А. Сухомлинского, а также в технологиях дистанционного обучения, в автодидактике, артпедагогике и др. Во всех этих технологиях отрицается наказание как стимулирующий метод, требование как стимулирующее средств. Сторонники педагогики ненасилия опираются на педагогику личности, педагогику действия, на поощрение лучших проявлений человека и предоставление человеку условий для интенсивного, но свободного развития.

ПЕДАГОГИКА ОТНОШЕНИЙ

ПЕДАГОГИКА ОТНОШЕНИЙ - так называется принцип построения системы внеклассной работы школы, в основе которого лежит идея приоритетного внимания к формированию воспитательных отношений между детьми, детьми и педагогами. Согласно принципа «педагогики отношений» именно отношения есть основа и наиболее эффективное средство воспитания и обучения, именно от отношений и ради них следует подбирать, проектировать и осуществлять те или иные мероприятия. Данный принцип родился в 70-е годы в противовес господствующему принципу «педагогики мероприятий» и стал сразу же представлять в отечественной педагогике гуманистическую линию ее развития. Он же лег в основу родившейся в 80-е годы «педагогики сотрудничества».

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА - система педагогических взглядов, а также общественно-педагогическое движение в отечественной педагогике 80-90-х годов ХХ-го столетия, ее гуманистическая ветвь как антипод господствующей тоталитарной педагогики. Основные идеи педагогики сотрудничества: отказ учителя от отношения с учеником как с объектом своего педагогического воздействия и субъективация его позиции в педагогическом процессе; гуманизация, в смысле очеловечивание отношений ученика и учителя, смягчение школьных нравов; признание прав ребенка и семьи как субъектов образовательного процесса; гуманитаризация содержания образования; демократизация школы через предоставление права выбора технологий обучения, учебных дисциплин; развитие самоуправления учащихся, в том числе и в учебном процессе. Педагогика сотрудничества решала проблемы взаимоотношений всех субъектов образования (ученика, семьи, учителя и школы) в новом нетрадиционном для тех лет направлении. Она представляла гуманистическую ветвь развития отечественной педагогики, стала основой формирования альтернативных форм и методов обучения и воспитания. На основе ее идей родились такие новационные педагогические системы, как «школа самоопределения» (А.Н. Тубельский), гуманно-личностная система Ш.А. Амонашвили и др.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - наука о более полном, целостном, системном представлении о человеке как предмете воспитания, образования и обучения, это система знания о его развитии под влиянием конкретных образовательных систем. Педагогическую антропологию занимают вопросы исторической природы человека, его воспитания с точки зрения эволюционной теории. Она синтезирует в себе данные естественных наук, философии, психологии, теологии, космологии, искусствоведения в их обращенности к человеку. Это путь к предельно полному синтезу знаний человека о себе, обеспечивающих решение стоящих образовательных задач. В основе этой относительно новой развивающейся науки лежат педагогические идеи об общечеловеческом значении веры в силы и возможности творческой самореализации каждого человека, чуткого отношения к интересам и потребностям особенно детской натуры, о целесообразности создания «педагогики ненасилия». Цель образования может и должна вытекать из природы ребенка, воспитание есть развитие естественных потенций растущего человека, а учебно-воспитательный процесс должен простраиваться по законам развития детского организма. Основы отечественной педагогической антропологии заложены трудами Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. Становление этой науки в современных условиях символизирует развитие гуманистического и демократического направления в педагогике и системе образования России.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это деятельность по воспитанию и обучению людей, основанная на специальной профессиональной подготовке педагога и соответствующая нормам и правилам его личного поведения в процессе этой деятельности. Виды педагогической деятельности разнообразны: обучающая, воспитательная, организаторская, просвещенческая, исследовательская, управленческая. При выполнении конкретных функций (при занятии должности) эти виды педагогической деятельности могут переплетаться, совмещаться, синтезироваться. Продуктом педагогической деятельности является более совершенный, нравственно воспитанный и развитый человек. Каждое время предъявляет свои требования как к педагогу, так и к его деятельности в сфере образования.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ - это отклоняющееся от нормы развитие и поведение ребенка, возникшие по педагогическим причинам: плохо скоординированного и противоречивого воспитания; безнадзорности, беспризорности и бесконтрольности; применения неэффективных форм и методов воспитания и обучения; завышения или занижения воспитательных и образовательных целей и требований; пренебрежения индивидуальными особенностями и правами ребенка; жестокого обращения с ребенком и др. Ликвидация педагогической запущенности в более зрелом возрасте затрудняется тем, что синзитивные, т.е. наиболее благоприятные внутренние процессы у ребенка прошли и не были своевременно использованы. Не вылеченные вовремя всякие отклонения от нормы требуют значительно больших усилий, чем своевременное формирование нормы. И все-таки педагогическая запущенность может быть ликвидирована в процессе перевоспитания, если в ее основу будет положено воспитание духовно-нравственных качеств личности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ - элемент, составляющая часть педагогической деятельности, рождающийся непосредственно по ходу и в самой деятельности, без предварительной подготовки, и выражающий творческое, а нередко интуитивное начало этой деятельности. Известно, что педагогическая деятельность во всех отношениях явление сложное, поскольку ее приходится совершать в постоянно меняющихся ситуациях. Педагогу приходится ориентироваться «на ходу», принимать нестандартные решения и вводить в заранее продуманный план новые, только что придуманные, вновь родившиеся элементы. Педагогическая импровизация осуществляется публично, на глазах у детей, в свою очередь, способствуя созданию неординарных ситуаций. Педагогическая импровизация может рассматриваться и как метод воспитания и обучения, ибо она обладает значительным потенциалом развития как детей, так и самого учителя. Учитель, не способный к педагогической импровизации, склонен к ранней профессиональной стагнации.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ - это профессиональное качество педагога, выражающееся как способность и умение замечать, видеть, выявлять мало заметные, но существенные внешние признаки поведения ребенка и на этой основе правильно интерпретировать его поступки, адекватно воспринимать и понимать его и его состояние. Педагогическая наблюдательность включает в себя педагогическую рефлексию, остроту восприятия, внимание к ребенку, психологическую зоркость, эмпатию. Исследования показывают, что это качество учитель может сознательно сформировать у себя, самодиагностируя устоявшиеся «зоны наблюдения» и «мертвые зоны», куда наблюдение «не доходит», и корректируя их. Педагогическая наблюдательность является ведущим, системообразующим качеством педагога.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая особенности социализации и развития психики человека в условиях и под влиянием его участия в учебно-воспитательной деятельности школы, училища, клуба и т.д. Педагогическая психология изучает психические явления, протекающие у учащегося человека и закономерности педагогического процесса, порождающие их.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИММЕТРИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИММЕТРИЯ (греч. - соразмерность) - принцип гармонизации внешних и внутренних педагогических факторов, уравновешивания принципов, методов. средств, качественных сторон чего бы то ни было. Например, в педагогике известны антиномичные ряды, типа «воспитание - самовоспитание», «образование - самообразование», «обучение - самообучение», «управление - самоуправление» и т.д. Известно также симметричное построение дидактических принципов («научности - доступности», «личностно-ориентированного индивидуального и коллективного обучения и др.), методов поощрения и наказания, личностных духовно-нравственных качеств (авторитарность - демократичность, аккуратность - небрежность, активность - пассивность и т.д.). Симметрично построены семь смертных грехов и семь добродетелей в православии в его нравственных законах. Педагогическая симметрия подтверждает действие закона, сформулированного пять тысяч лет тому назад египетским мудрецом Гермесом Трисмегистом. Его закон сформулирован как «принцип аналогий»: «Что вверху, то и внизу, что на Небе, то и на Земле».

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития воспитанников. Основные признаки педагогических систем: полнота компонентов (факторов), причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей идей, выполняющих системообразующую функцию; появление целостных качеств у объекта созданной системы. Педагогические системы могут быть самыми различными. Педагогическими системами являются совокупности учебно-воспитательных учреждений страны, региона (области, республика, района) и условий их функционирования. Здесь различают суперсистемы, большие, средние и малые педагогические системы. Педагогические системы - это и образовательные технологии в единстве всех своих элементов (например, система развивающего обучения по Давыдову). К педагогическим системам относятся совокупность целей, принципов, форм и методов, а также условий их реализации, направленная на решение поставленных воспитательных или образовательных задач. Например, так мы говорим о системах интеллектуального развития, духовно-нравственного воспитания, воспитания коллектива и коллективизма и т.д. Такой системой можно считать индивидуальную педагогическую деятельность отдельного учителя, сложившуюся в устойчивую целостность всех составляющих компонентов.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ - составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в данный момент и в данных условиях. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных и продолжающих друг друга ситуаций. Педситуация - это своего рода акт в пьесе, который отличается от других участниками, местом и временем совершения, заложенными идеями и другими факторами. Эта клеточка педпроцесса концентрирует в себе все его достоинства и недостатки. Педситуации могут быть стихийными и предварительно спроектированными учителем. По месту возникновения и протекания различают ситуации на уроке, дома, на улице, после уроков и др. По степени оригинальности: стандартные, нестандартные. По заложенным противоречиям: конфликтные и бесконфликтные. В учебно-воспитательном процессе используются проблемные и производственные ситуации, ситуации успеха и др. Нередко ситуации инициируют творчество как со стороны ученика, так и со стороны учителя. К таковым, например, относятся ситуации морального творчества, способствующие поиску новых нравственных способов разрешения конфликта.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА - приемы и способы использования педагогом своих природных психофизиологических данных в целях совершенствования и обогащения педагогического процесса и повышения результативности воспитания и обучения учащихся. В состав педагогической техники входят: речевая техника (культура речевого общения), мимика, пантомима, приемы саморегуляции и контактного взаимодействия. Педтехника входит составной частью в педагогическую технологию, является основой ее практической реализации.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ (И ОБУЧЕНИЯ)

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ (И ОБУЧЕНИЯ) (лат. - личность) - создание в процессе воспитания и обучения специальных условий, обеспечивающих самореализацию каждой личности через ее влияние на жизнедеятельность других людей. Это возможно посредством привнесения в педагогический процесс личного опыта, убеждений, воли, отношений, творчества, способных оказать воздействие на взгляды, мысли, чувства и поступки других участников этого педпроцесса. Персонализация воспитания и обучения - это не просто определение ролевых позиций каждого учащегося, а личное присутствие «живого человека» с его страстями, желаниями, переживаниями, способными корректировать, обогащать, изменять чувства, сознание, поступки других людей. Через персонализацию возникают социально значимые деяния, взаимообучение, в той или иной степени преобразование жизни каждого учащегося. Ученик при этом становится субъектом познания, а весь процесс воспитания и обучения превращается в личностно ориентированный. Персонализация личности при этом определяется степенью влияния на своих друзей-учащихся.

ПЕРСОНАЛИЗМ

ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. - личность) - философское учение, рассматривающее личность и ее духовные ценности внешней ценностью и смыслом земной цивилизации. При этом личность видится как активно действующее существо, занимающее в обществе положение соответственно степени влияния на его развитие, на мысли, чувства и поведение его членов. Даже по отношению к познанию человек рассматривается в аспекте познавательной деятельности влияния на других людей, что требует персонализации обучения и воспитания. Персонализм утверждает преимущества индивидуальных особенностей, мотивов, ценностей перед общественными, ибо они, через самоактуализацю личности, ведут к общественному прогрессу. Персонализм, при этом, дает христианское объяснение этой активности личности: высшее воплощение человеческого духа есть Бог, к которому человек обращен в своем совершенстве и любовью и верой. Идеи персонализма нашли свое наиболее полное воплощение в католицизме. В русский язык термин «персона», в смысле «портрет», «фигура» вошел уже с середины XVII века. В настоящее время отдельные идеи персонализма находят свое воплощение в концепции персонализации воспитания и обучения в рамках парадигмы личностно ориентированного образования.

ПЕРСПЕКТИВИЗМ

ПЕРСПЕКТИВИЗМ (лат. - внимательно разглядывает) - философское учение, рассматривающее познание как выражение личной позиции познающего, его особой индивидуальной точки зрения. Сторонники перспективизма не признают всеобщности познания: перспективы многообразны - все зависит от того, с какой точки зрения рассматривать объект и где «стоит» познающий. Эта точка зрения на познание, в целом не получившая широкого признания, может быть использована при персонализации обучения в личностно ориентированном образовании. Это значит, что в педагогическом процессе надо большее место отводить присутствию личного опыта учащегося. Термин «перспектива» в русском языке появился при Петре I, а вслед за ним пришли и родственные ему научные понятия из сферы философии, психологии.

ПЕСНЯ

ПЕСНЯ (ст.слав. - петь) - жанр музыкального искусства, имеющий в основе выразительные возможности человеческого голоса, вокальные интонации и мелодию. Песня возникла в народном искусстве для отражения настроения и чаяний народа. Сначала песни передавались изустно - из уст в уста, затем стали записываться нотными и словесными текстами. Песни бывают обрядовые, трудовые, плясовые, застольные, религиозные, военные и др. Среди них есть и детские песни. Есть также сольные, хоровые, групповые песни; песни с запевом и припевом. Песня - любимый народный жанр в искусстве, по отношению к ней люди нередко мерили свою жизнь. Так возникли фразеологические выражения: «долгая песня», в смысле дела, требующего дополнительное время для своего завершения; «лебединая песня», в смысле наиболее значимого жизненного дела, наиболее яркого проявления таланта. Различают песни народные и авторские. В настоящее время развита «песенная индустрия» на основе эстрадной песни. Песня в школе играет огромную роль: дети их учат на уроках пения и музыки, во внеклассной работе - на огоньках, в турпоходах. Требует своего возрождения массовое хоровое пение. В подростковом возрасте, особенно девочки, любят вести песенники, напоминающие личные дневники с записями полюбившихся и популярных песен.

ПЕССИМИЗМ

ПЕССИМИЗМ (лат. - наихудший) - отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как безрадостный взгляд человека на мир, на свою жизнь, на людей. Это мировоззренческая позиция проявляется в характере через мрачность, уныние, подозрительность, недоверие, видение преимущественно зла. Пессимисты считают этот мир только лежащим во зле, жизнь воспринимают как цепь страданий и бедствий. Существует так называемый педагогический пессимизм, когда педагог любым детским ошибкам и проступкам приписывает злой умысел и дурные мотивы, а свою деятельность оценивает как неблагодарную и бесполезную. Педагог с такой чертой характера не доверяет детям, подозревает их в злых намерениях, часто из-за этого ссорится с ними.

ПЕТРОВ ДЕНЬ

ПЕТРОВ ДЕНЬ - церковный и одновременно народный праздник в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, который приходится на 12 июля по новому стилю. Именно Петр и Павел, призванные к служению Господу от рыбацких занятий, стали ревностными служителями и учениками Спасителя. Считается, что именно они положили начало проповеди христианского учения, за что и были жестоко казнены Нероном. Впервые праздник был введен в Риме, затем стал популярным во всем христианском мире. Это день на Руси совпадает с началом сенокоса, когда, по поверьям и приметам перестает петь соловей. Праздник предваряет многодневный пост (Петров пост), который создает особый настрой у верующих и способствует серьезной работе.

ПЕТРОВ ПОСТ

ПЕТРОВ ПОСТ - пост, установленный в память первоверховных апостолов Петра и Павла. Продолжительность его зависит от дня празднования Пасхи и длится от 8 до 42 дней. Время поста - июнь-июль месяцы. Заканчивается он Петровым днем, т.е. праздником в честь этих апостолов - 12 июля. Этот пост не строгий - кроме среды и пятницы разрешается есть рыбу. Однако, груз принимаемых на себя обязанностей зависит от самого верующего, от его благочестивых побуждений. Степень строгости поста согласуется со священником, который знает и нравственные силы, и физическое состояние человек. Ограничения в пище есть одно из средств достижения духовного совершенства.

ПЕЧАЛЬ

ПЕЧАЛЬ (ст.слав. - печь, жечь) - психическое состояние души, проявляющееся как уныние, тоска, огорчения, грусть, малодушие, скорбь. Печать есть потеря надежды на Бога, неблагодарение Его, отречение от креста. Это одна из страстей, основанных на нетерпении, ропоте, скорби. В русской культуре печаль нередко понимается и как забота (попечение, попечительство). Когда-то было слово «печальник» - так называли человека, долго предававшегося печали. Все это слова от одного корня - «печь», т.е. жечь душу, мучить ее, теснить.

ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (лат. - первый) - детская общественно-политическая организация, объединяющая детей вокруг идеи служения Родине, обществу, коммунизму, конкретным людям - вождям. Созданная в 1922 году в рамках советской политической системы она была сильно идеологизирована и фактически проводила в жизнь «планы партии», нередко расходящиеся с общественными и особенно детскими особенностями и интересами. Пионерская организация - это массовые добровольные детские объединения, имеющие в своем арсенале много форм организации детского досуга - пионерские сборы, костры, турпоходы, рейды, труддесанты и др. Существовала Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина, которая делилась на дружины при школах и в лагерях, в свою очередь дружины подразделялись на отряды, а те - на звенья. В пионерской организации было развито детское самоуправление. Она основывалась на идеях самовоспитания пионеров и шефства над младшими - октябрятами. Руководил пионерией комсомол, из числа комсомольцев подбирались вожатые. В школе большую помощь в работе с пионерами оказывали учителя, особенно классные руководители. В настоящее время пионерские организации создаются вне школы как исключительно добровольные отряды и дружины; в них произошла смена ориентиров - отход от политики и партийной «принадлежности», отказ от атеизма. Правда, кое-где они по-прежнему формируются при КПРФ - коммунистической партии Российской Федерации. Пионерская организация сыграла значительную роль в воспитании детей и подростков в обществе поголовного участия взрослых в государственном производстве. Она не выработала своего потенциала и при определенном преобразовании вновь может стать детским организатором и воспитателем, но уже на высоких духовных основах.

ПИСАНКА

ПИСАНКА (ст.слав. - рисовать, набрасывать) - так называется пасхальное яйцо, разрисованное символическими рисунками или украшенное орнаментом. Это яйцо, получившее образ, смысл. Обычай делать в праздник писанки корнями уходит в седую старину, эпоху космологического язычества (кстати, имелся очень у многих народов). В древних курганах, особенно восточных славян, находят их достаточно много. Это было своего рода народное декоративное искусство. Эти «старые» яйца-писанки донесли до нас космологические представления наших предков. На них воспроизводились солнце, звезды, земля, окруженная волнами океана. Почитались лишь яйца домашней птицы, с которой человек был связан бытовыми и магико-ритуальными отношениями. С Рождества Христова писание яиц вошло в пасхальный обряд. Писанки делают из настоящих живых яиц, на которые наносят иконы, тексты молитв, орнаменты. Их хранят по много лет, выставляют напоказ, ими любуются, обмениваются, их дарят. Писанки почитаются как «письмо к Богу», «родимое пятнышко народа». Такие яйца имеют добрые смыслы: писанки, замечено народом, уносят из дома зло, скрепляют семью. Писанки могут быть специального назначения: если на них колосок - это пожелание урожая, алая роза - объяснение в любви, сосна - к здоровью и т.д. У русского народа есть верование - зло и добро в году зависят от писанок: если их сделано много - будет больше счастья и покоя и наоборот.

ПЛАНЕТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ

ПЛАНЕТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ (лат. - звезда) - стиль культуры мышления нашего времени, состоящий в отношении к Земле как части Солнечной системы. Это дает принципиально новый взгляд на мир, его проблемы, на свое место на Земле и пути решения глобальных и личных проблем в их взаимосвязи и взаимозависимости. Планетарное мышление - мышление экологическое. Оно позволяет по особому анализировать и оценивать конкретные ситуации, процессы, системы, более глобально, широко, разносторонне, целостно. Планетарное мышление позволяет прогнозировать, предвидеть результаты своей деятельности (или бездеятельности), оценивать поступки с позиций их последствий. Такое мышление необходимо человеку в борьбе за выживание, за сохранение природы, рациональное использование космоса. Ученые, прогнозирующие пути развития человечества, считают наличие такого мышления у большинства людей путем ко всеобщему миру и благоденствию. Формирование именно такого мышления является задачей образовательной системы.

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ (лат. - ровный) - способ внутрисемейного регулирования рождаемости по числу детей и срокам их рождения. При этом нельзя планировать избавление от детей способами аборта и контрацепции, являющимися по сути способами убийства детей. Ребенок может помешать окончить институт, защитить диссертацию, нарушить какие-то планы. Убивать детей аморально. Реальный способ планирования - воздержание, учет времени постов. Иных способов нет. Иначе происходит подмена понятий добра и зла. Отвергая и тем более уничтожая детей, люди отвергают свое спасение.

ПЛАТИНОВАЯ СВАДЬБА

ПЛАТИНОВАЯ СВАДЬБА - четырнадцатый по счету и предпоследний свадебный юбилей, в русской народной культуре празднуемый в честь 65-летия со дня главной свадьбы - дня создания семьи. На праздник собирается вся родня, особенно «близкая» - дети, внуки, правнуки. Это для них праздник не меньше, чем для супругов, проживших совместно в мире и согласии долгих 65 лет. Для наследников это символ прочности, долголетия, надежности, веры, любви. Поэтому даря подарки, помогая пожилым людям, более молодые помогают себе, через воспитание детей обеспечивают себе свою старость. «Платиновая» свадьба следует за бриллиантовой (60-летия) и символизирует более высокую «пробу», прочность, ценность.

ПЛАЩАНИЦА

ПЛАЩАНИЦА (др.рус. - широкое полотно, простыня) - это большое во весь рост, изображение тела Иисуса Христа на полотнище в том виде, в каком оно снято было со креста и положено во гроб. Близко по смыслу к «плащанице» слово «плат», т.е. платок, которым священник утирает причащающимся верующим губы и вытирает края чаши после причастия. Плат хранится на престоле в алтаре. Плащаницу же в Великую пятницу перед Пасхой особо торжественно выносят из алтаря на середину церкви для поклонения верующих. Церковь имеет также плащаницу усопшей Богородицы, употребляемую при богослужении в праздник Успения.

ПЛЕМЯННИК

ПЛЕМЯННИК (племянница) (ст.слав. - племя) - сын (дочь) брата или сестры (родных, двоюродных, троюродных). Так именуют соответственно ребенка двоюродного брата (сестры) - двоюродный племянник, троюродного брата (сестры) - троюродный племянник. Племянники, по русским обычаям, относятся к числу ближайших родственников семьи, ведь они детям в семье приходятся двоюродными или троюродными братьями и сестрами.

ПЛУТОВСТВО

ПЛУТОВСТВО (ст.слав. - путать) - способ обмана людей посредством мошенничества, хитрых проделок, сознательной путаницы, смешивания, хвастовства, введения в заблуждение. Плут - это сознательный мошенник, человек, живущий бесшабашно, плутающий в потемках, опутывающий ложной информацией других людей. Плутовство может быть чертой характера людей бездуховных, ленивых, неискренних.

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. - множественный) - философское учение о существовании множества независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, форм и принципов знаний, теорий, методов, равноправных и суверенных личностей и групп, ценностей и ценностных ориентаций, идеологий и убеждений, конкурирующих друг с другом и борющихся за признание. Плюрализм проявляется в многообразии оценок одного и того же с разных сторон, в разных аспектах. В конце ХХ-го столетия была сделана попытка использовать идеи плюрализма в перестройке системы отечественного образования на демократических началах. Педагогический плюрализм понимался как право существования разных концепций обучения и воспитания, разных целей, идей, образовательных технологий, оказывающих разнонаправленное воздействие на молодежь. В итоге это привело к потере общих ориентиров в системе образования и грозило разрушением единого образовательного пространства.

ПОБРАТИМСТВО

ПОБРАТИМСТВО - обычай вступления людей в отношения любви и взаимных обязательств не по кровному родству, а по родству духа и души. Обычай содержал в себе обряд обмена нательными крестами и потому назывался «крестовым братством» («по Богу братья»). После совершения обряда отношения побратимов переходили в другое качество. Крестовый брат - заступник, поддержка в трудных делах, соратник в бою с врагом, гарантия взаимной выручки не только в сражениях, но и в мирной жизни. Побратимство определялось соседством, дружбой, хозяйственно-деловыми отношениями. Но иногда на это шли враждующие люди, особенно сильные и самостоятельные. Тогда происходило братание равновеликих. Таким было побратимство Добрыни Никитича и Ильи Муромца, когда взаимное послушание одного другому сочеталось с послушанием и старшему - победившему. Нарушить заповедь побратимства - значит преступить закон. Узы эти сильнее кровного родства. До XIX века побратимство освещалось русской православной церковью: побратимы клялись перед иконой. Обычай этот был развит у сибирских крестьян, донских казаков. В основе обычая лежала вера русского народа в святость братства.

ПОВЕДЕНИЕ

ПОВЕДЕНИЕ (ст.слав. - по-ведать) - внешняя форма активности человека (по достижению цели) на протяжении относительно длительного времени. Поведение - это совокупность поступков и действий, объединенных единым стилем, совершаемых согласно убеждениям, взглядам, знаниям («ведению»). Поведение есть единство познавательных и активных (активационных) факторов. Оно зависит не только от биологических особенностей человека и объема его экологической ниши, но и от полученного воспитания. Поведение есть основное средство связи человека с внешней средой, и оно во многом определяется видом деятельности, выполняемыми функциями, нормами морали. Потому по-разному оценивают поведение ученика и поведение учителя, поведение личности и поведение коллектива. Стержнем любого поведения являются духовно-нравственные качества человека, определяющие выбор между добром и злом. Близко к этому понятию стоит понятие дисциплины. Различают уровни поведения: рефлексивный, инстинктивный, научение, рассудочная деятельность. По характеру поведение может быть агрессивным, т.е. демонстрирующим свое превосходство в силе; девиантным, т.е. отклоняющимся от нормы; опосредованным правилами и требованиями; полевым, т.е. ориентированным на ситуацию и условия среды и др.

ПОВЕРЬЕ

ПОВЕРЬЕ (ст.слав. - около веры) - безотчетная вера во что-нибудь (приметы, случаи, предания, обычаи, привычки), принятие каких-либо действий и идей за истину без доказательств. Поверье - это часть мировоззрения народа, сопровождающаяся чувствами, отношениями. Поверья близки приметам по происхождению, ибо и те, и другие основываются на реальном опыте и народной мудрости, что иногда носит иллюзорный характер. Так, в русском народе были поверья о черной кошке, переходящей дорогу, о медном пятаке под пяткой, способствующем успешной сдаче экзамена, а запрете убираться в доме в день отъезда гостей или хозяев и др.

ПОВИНОВЕНИЕ

ПОВИНОВЕНИЕ (ст.слав.) - следование требованиям, послушание, добровольное выполнение обязательств, подчинение нормам и правилам, смирение перед людьми, законом, властью. Повиновение означает также признание своей вины, своего греха, проступка. По-христиански исповедь и есть повиновение перед Богом и Церковью. Дети и подростки должны быть приучены к повиновению родителям, взрослым, учителям в рамках общих требований, обычаев, законов, общественных традиций. В противном случае прерывается преемственность поколений, разрушается система передачи опыта одного поколения другому, разрастается опасный нигилизм.

ПОГРЕБЕНИЕ

ПОГРЕБЕНИЕ (ст.слав. - под землей) - похороны умершего человека согласно христианского чина. В чин, т.е. правила погребения православного мирского человека входит: омывание тела, одевание в чистые одежды, уложение в дощатый гроб, окропление святой водой, возложение на грудь (в руки) иконы, чтение Псалтыря, отпевание. При опущении гроба в могилу поется лития, гроб с телом полагается помещать лицом к востоку. Похороны русских людей воплощают мифологизированные отношения между живыми и мертвыми, потомками и предками, «этим» и «тем» светом. В дохристианскую эпоху существовало сожжение трупов на костре. Погребение осуществляется на кладбищах, называемых еще погостами.

ПОДВИГ

ПОДВИГ (ст.слав. - двигаться далее) - доблестный поступок в сфере труда или ратного дела. Это героизм, самоотверженность, жертвенность. Подвиг - это поступок, совершаемый по высоким мотивам, лишенным эгоистических устремлений. Лишь подвигаясь вперед, мы совершенствуемся. Подвиг связан с таким движением. Совершение подвига необходимо каждому человеку для того, чтобы самому духовно вырасти, дать пример малым и слабым, укрепить в себе гордость духа. Совершая подвиги, мы достигаем жизненных удач, делаемся подвижниками. О подвигах мечтают подростки и юноши, именно в этом возрасте героизм воспринимается как служение людям и отечеству.

Предыдущая страница Следующая страница