Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИМИ"-"ИНТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИМИ"-"ИНТ")

ИМИДЖ

ИМИДЖ (англ. - образ, изображение) - закрепленное в общественном сознании, созданное у окружающих мнение о человеке, организации, деле, их ведущих качествах, обеспечивающее затем целостное и устойчивое их восприятие. За высокий имидж борются, его создают и поддерживают. От него зависит успех деятельности, отношения людей, личное достоинство. Наличие имиджа заставляет человека (организацию) последовательно следовать заданной поведенческой модели, что делает более устойчивым поведение людей, подчас даже вопреки их внутренним изменениям. Имидж формируется самими людьми, иногда с помощью рекламы, средств массовой информации. Технология создания имиджа составляет самостоятельную отрасль социальной психологии. Так, имидж политика перед выборами создается специалистами - имиджмейкерами, рекомендующими претенденту на власть одеваться, улыбаться, двигаться и говорить так, чтобы оставлять приятное впечатление о себе и вызывать доверие в народе. Каждый человек, начиная с юношеских лет, имеет свой имидж, меняющийся крайне редко и тяжело на протяжении всей последующей жизни.

ИМИТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИМИТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (лат. - подражание) - деятельность, как проявление человеческой активности, лишь внешне похожая на целенаправленную, целесообразную, проектируемую и результативную деятельность, на самом деле обладающая как раз обратными качествами - подражательностью, подделкой, бессмысленностью, случайностью, низкой эффективностью, а то и полным ее отсутствием. Имитация деятельности - это всегда обман - суетная бурная работа, проявляющаяся как ложная активность. Так нередко действуют чиновники, не заинтересованные в результатах труда, некоторые общественные деятели, желающие сохранить свое «доходное место», привилегии, избежать упреков в плохой работе и даже в целях карьеризма. Как правило, имитация деятельности встречается у людей с низким уровнем профессионализма и отсутствия нравственной ответственности.

ИМПЕРАТИВ ПОВЕДЕНИЯ

ИМПЕРАТИВ ПОВЕДЕНИЯ (лат. - повелительный) - поведенческая модель, включающая нормы поведения, безусловно соблюдаемые как внутренний самоприказ, людьми одной общности (этноса, общественной организации, учреждения, страны в целом). Это своего рода норма долженствования, обязательности, естественно выполняемая человеком или добровольно принятая на себя. Так, известны стереотипы национального поведения (русский отличается от грузина), профессионального (учитель всегда узнаваем), общественного (по принадлежности к той или иной партии), должностного и др. Свой императив поведения существует у учащихся одного образовательного учреждения, чем они и отличаются друг от друга.

ИМПРОВИЗАЦИЯ

ИМПРОВИЗАЦИЯ (лат. - внезапно, непредвиденно) - так называется деятельность, совершаемая без предварительной подготовки на основе фантазии и творческого подхода. Это деятельность - экспромт, основанный на интуиции. Как правило, импровизация широко используется в художественном творчестве как особый способ создания художественного произведения. Зародилась она в глубокой древности в играх, представлениях скоморохов, фокусников и ярмарочных артистов - лицедеев. Все, что они делают перед публикой, изобретают на ходу. Импровизировать стали и в профессиональном искусстве, особенно в музыке, поэзии. В основе импровизации лежит инсайт - озарение. Умению импровизации можно научиться. В педагогической деятельности оно особенно необходимо в свободном общении с учащимися при решении конфликтных ситуаций.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ (лат. - толчок) - нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как склонность действовать под влиянием первого побуждения (импульса), спонтанно, внезапно, немотивированно и не поддаваться контролю. Импульсивность также проявляется как неадекватная реакция на ситуацию. Часто появляется как результат перевозбуждения, особенно у людей психически неуравновешенных. Различают четыре типа импульсивности: эмоциональная, возникающая под воздействием страсти, ревности, злобы; двигательная, характерная для эпилептиков и сумасшедших; одержимость; стереотипная, возникающая по шаблону, нередко по привычке и от безнаказанности и плохого воспитания. Импульсивность преодолевается воспитанием воздержанности.

ИМЯ

ИМЯ (ст.-слав.) - словесное обозначение каждого конкретного человека, позволяющее обращаться к нему, выделяя из других. Это этнический и культурологический знак, имеющий принципиальное значение для самоопределения, самоидентификации человека, в конечном итоге для судьбы в целом. Право на имя является личным правом каждого гражданина, оно заносится во все документы. Однако совершеннолетний человек может через загс переменить имя. Кроме имени человеку дается отчество (по имени отца) и фамилия родителей. У славян было поверье, будто существует лишь то, что имеет название. Во времена родового общества людям давали «рекло», которым обобщенно именовали ведущие признаки данного человека. Поэтому те старые имена похожи на современные прозвища - Лихач, Косой, Коновал. Параллельно существовал опыт родовых имен. С принятием христианства имена давались по «Святцам» - спискам имен святых. При рождении из них ребенку выбиралось имя, которое возвышало человека, призывало его к высокому служению. Выбор имени - это во многом выбор судьбы ребенка. Смена имени влечет за собой ломку сознания человека, распад связи времен в личном восприятии жизни, потерю социальных ориентиров.

ИНВАЛИДНОСТЬ

ИНВАЛИДНОСТЬ (лат. - бессилие, слабость) - низкий уровень физического здоровья человека, с которого определяется потеря трудоспособности. Инвалидность устанавливается медиками и квалифицируется по трем группам сложности: 1 группа - полная утрата трудоспособности и необходимость ухода за больным; 2 группа - нетрудоспособность с необходимостью постороннего ухода; 3 группа - частичная нетрудоспособность с необходимостью облегченных условий труда. Инвалидность в детском возрасте - это следствие травм, в том числе родовых, заболевания и наследственности. В стране создана система реабилитации таких детей, им обеспечивается социальная защита. Детей-инвалидов обучают в условиях, учитывающих характер заболевания, с ними проводится работа по адаптации их к жизни в обществе и труду, организуется общение со здоровыми детьми.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ (лат. - отрицание причинности) - философское учение, утверждающее существование абсолютной свободы воли, поступков, которые не зависят ни от внутренних или внешних причин, а от исходящих из природы человека и как самоопределяющихся факторов жизнедеятельности. Воля, по учению индетерминистов, - это признание возможности индивидуально и самостоятельно действовать или выбирать способ действия, независимость от воздействующих факторов. Индетерминизм отрицает существование прямых причинно-существенных связей и объективных закономерностей, обусловливающих явления природы, общества и мышления. Это учение возникло в противоположность детерминизму.

ИНДИВИД

ИНДИВИД (лат. - неделимое) - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, в единстве и целостности всех его особенностей - биологических, психологических и индивидуальных. В этом смысле и новорожденный - индивид, ибо обладает всем набором лишь ему присущих признаков. Индивид - это частный случай природы и общественного развития человека на Земле. Индивид обладает всем набором возможностей определять собственное поведение, развивать свою психику, определяться в системе нравственных ценностей.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ - одно из основных правил реализации педагогического принципа природосообразности воспитания и обучения. Соблюдение этого правила обязывает учителя или родителя учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, отказаться от практики фронтального нивелированного взаимодействия и перейти взаимодействию, построенному на интересе, устремлениях, склонностях и возможностях каждого ребенка в отдельности, а также отказаться от использования социально соотносимых норм оценивания его успехов и перейти к оценке индивидуальных достижений в сравнении с его прошлыми достижениями. Индивидуализация воспитания и обучения требует разработки индивидуальных программ развития ученика, применения личностно ориентированных образовательных технологий и перехода к проектированию образовательных систем на основе Д-стратегии.

ИНДИВИДУАЛИЗМ

ИНДИВИДУАЛИЗМ (лат. - неделимое, особь) - нравственное качество личности, выражающееся в словах, поступках и отношениях, основанных на приоритете прав, интересов и потребностей личностных над коллективными и общественными. Это такое качество, которое обеспечивает удовлетворение только личных потребностей и игнорирование всех иных. Индивидуализм - это также соответствующая мировоззренческая концепция признания самоценного самостоятельного значения только за единичным и рассмотрения общества как внешнего совместного существования индивидов, т.е. единичных факторов. Как качество личности и как мировоззренческая идея, индивидуализм имеет как позитивные формы своего проявления (альтруизм, самостоятельность, автономность жизнеобеспечения), так и негативные формы (авторитаризм, эгоизм, анархизм, нигилизм, цинизм, экстремизм). Задача педагога - направить развитие индивидуализма по нравственному пути, придать ему духовные основания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - устойчивое целостное единство всех элементов деятельности отдельного педагога по воспитанию, обучению и развитию учащихся. У каждого учителя складывается своя индивидуальная педагогическая система, отличная от системы другого учителя. На протяжении всей профессиональной деятельности учитель ведет продуманный отбор тех или иных элементов педагогического процесса, вводит в свою деятельность новые, совершенствует уже используемые, обеспечивая эффективность своей работы. Источником выбора может быть и собственный опыт, опыт коллег, литература, рекомендации ученых и др. Все это делается с учетом личных особенностей и возможностей, внешних факторов, господствующих в обществе педагогических идей. Индивидуальная педагогическая система всегда политехнологична: в ней можно обнаружить заимствования из других технологий. Все дело в том, что сам учитель все это «уложил» в эффективную систему. Индивидуальная педагогическая система - явление одновременно устойчивое и динамичное. Устойчивость ей придают духовно-нравственные ценности и профессиональные убеждения учителя. Динамичность, гибкость неизбежны, ибо система всегда испытывает на себе влияние среды и вынуждено адаптироваться в ней. В противном случае учитель либо стагнирует, либо получает имидж консерватора. Отдельные, наиболее эффективные подсистемы оформляются как оригинальные авторские технологии. Они описываются и служат источником для создания новых технологий, для использования в практике как передовой педагогический опыт.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - составная часть дифференциальной психологии, занимающаяся изучением закономерностей формулирования индивидуальных особенностей человека и самих особенностей. Индивидуальная психология тесно связана с психологией личности, ее предмет - индивид с его глубинными пластами психики. Осуществляя индивидуализацию воспитания и обучения, учитель опирается на методологию индивидуальной психологии при выборе подходов и методов изучения учащегося. Большую помощь индивидуальная психология может оказать при организации личностно ориентированного обучения.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСТВО

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСТВО - это форма организации профессионального обучения, при которой квалифицированный работник ведет практическую подготовку учащегося непосредственно на рабочем месте. Индивидуальное прикрепление обучающегося к высококвалифицированному работнику в целях непосредственной передачи опыта практической деятельности имеет глубокую историю. Оно возникло еще в дореволюционное время и использовалось как самостоятельная форма начальной профессиональной подготовки. Индивидуальное ученичество в современной системе профессионально-технического образования используется как одна из многих форм практической подготовки учащихся. Его применяют при подготовке специалистов по редким немассовым профессиям, при индивидуальной подготовке специалистов художественных промыслов, а также при проведении производственной практики по массовым профессиям. Индивидуальное ученичество имеет различные варианты: индивидуальное прикрепление учащегося к работнику производства соответствующей специальности; включение учащегося в состав рабочей бригады. И в том, и в другом случае осуществляется индивидуальное наставничество. По технологии индивидуальное ученичество сводится к личной передаче практического опыта трудовой деятельности от наставника к учащемуся. Делается это методами показа действий, тренинга, упражнений, репродуктивного воспроизведения учащимся наблюдаемых действий, совета, рекомендаций, личного примера и др.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - свойство личности отличаться от всех других, быть неповторимой, своеобразной. Это свойство проявляется как индивидуально-психологические особенности человека и человеческого поведения, присущие только ему и никому другому. Индивидуальность возникает прежде всего как культурологическое свойство личности, как «представителя» высокого уровня развития «человека культурного». Благодаря своей индивидуальности человек только и может быть субъектом деятельности, в том числе учебной, пройдя перед этим две других культурных стадии - индивида и личности. Индивидуальность - это всегда носитель культуры, это человек, обеспечивающий свой независимый рост и развитие.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - педагогический принцип обучения и воспитания детей. Он реализуется как изучение и учет индивидуальных особенностей (индивидуальности) каждого ребенка, как выбор форм, методов, средств взаимодействия с ребенком в учебной и внеучебной деятельности в соответствии с этими особенностями, как создание специальных педагогических условий для развития индивидуальности в каждом ребенке. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания в 80-е годы перерос в более глубокий принцип индивидуализации обучения и воспитания, а в 90-е годы 20 столетия в личностно -ориентированный подход. Реализация этого подхода гарантирует школе, семье создание ненасильственной культурологической системы природосообразного развития ребенка.

ИНЕРТНОСТЬ

ИНЕРТНОСТЬ (лат. - покой) - качественная характеристика поведения человека, проявляющаяся как малоподвижность, недеятельность, вялость, неизменяемость каких-либо его проявлений - нервной системы, мышления, чувств, деятельности, стиля поведения. Это общее свойство человеческой натуры сохранять состояние покоя при любых изменениях внешней среды. Инертность иногда выражается как косность, ригидность мыслительной деятельности. Как правило, инертность бывает причиной пониженной обучаемости и воспитуемости у детей, их упрямства, нередко низкой общественной и другой активности.

ИНЖЕНЕРИЯ ЗНАНИЙ

ИНЖЕНЕРИЯ ЗНАНИЙ - научное направление, занимающееся разработкой языков и форм представления знаний, методов их наполнения и использования при решении тех или иных проблем, исследованием процедур проверки корректности знаний. Инженерия знаний разрабатывает такие формы предъявления знаний, как их компоновка, сжатие, логическое моделирование, семантические сети, укрупненные дидактические единицы, предметная, графическая и знаковая форма моделирования, символика, блок-схемы, опорные конспекты, генетическое древо, матрицы учебной информации, рисунки, числовая символика и др. Инженерия знаний имеет задачу обеспечить знаниям мобильность, гибкость, непротиворечивость, доступность. Здесь занимаются поиском операций и форм переработки и использования информации, в том числе и учебного материала.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ

ИНИЦИАТИВНОСТЬ (лат. - начинать) - положительное качество личности, проявляющееся как внутреннее побуждение и способность начать новое дело, сделать первый шаг, самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем. Инициатива - это всегда творчество, ибо это выбор сохранить ситуацию в прежнем виде или преобразовать ее. Инициативность - существенная сторона воли, состоящая не в простом действии по необходимости или под влиянием чьих-то указаний, а в действиях творческих, требующих смелости, находчивости и ответственности за последствия. Это качество личности проявляется как осознанное стремление к движению, преобразованию, изменению чего бы то ни было. Инициативность - необходимейшее качество для политической, предпринимательской и художественно - творческой деятельности. Инициативность может быть устойчивым свойством личности, а может проявляться ситуативно.

ИНИЦИАЦИЯ

ИНИЦИАЦИЯ (лат. - начинать, посвящать) - обряд ритуального посвящения человека в новый возрастной статус. Это сложный процесс подготовки человека к выполнению новой возрастной роли, к серьезным изменениям в своей жизни, затрагивающим и душу, и тело. Главная задача, инициации - переключить внимание, энергию человека на новую роль, деятельность. Обряд инициации родился у первобытных народов, где происходило ритуальное посвящение мальчиков в юноши, юношей - во взрослые мужчины. Каждый такой обряд - это проверка, испытание того, что может делать человек на следующей жизненной ступени. Инициация проводилась и с женщинами. В настоящее время эти обряды упрощены, не считая вручения паспорта. В игровой форме они сохранились во внеклассной работе с учащимися, при посвящении в студенты.

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - процесс вхождения человека в культуру как способ своей жизнедеятельности. Это процесс освоения культуры не только как предмет познания, а прежде всего как источник проживания своей личной жизни. Человек осваивает обычаи, привычки, культурные обычаи и стереотипы мышления, поведения и отношении своего или иного народа для использования их в жизни. Инкультурация протекает как присвоение культуры, вхождение в нее и использование ее. Фактически это процесс интериоризации культуры как способа жизни. Инкультурация по сути близка социализации, включит ее в себя. Понимание и технологизация этого процесса крайне необходимы школам народной культуры, школам с поликультурной ориентацией. Это понятие является одним из основных в культурологической образовательной парадигме.

ИННОВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ИННОВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - способность учителя воспринимать предлагаемые педагогические инновации без отторжения и создавать условия для их практического применения. Инновационная готовность - это сложное состояние учителя, включающее в себя: понимание необходимости собственного роста, знание базисных основ профессиональной деятельности, критическое отношение к своей деятельности, наличие собственного профессионального опыта, расположенность к поиску и опытно-экспериментальной работе, умение распознавать педагогическую инновацию, отличать от традиционного и квалифицировать ее, способность нести ответственность за результаты использования инновации, воля к действию и инициатива.

ИННОВАЦИЯ

ИННОВАЦИЯ (лат. - обновлять) - принципиально новое образование: новая идея, принцип, форма, содержание, структура и т.д., существенно меняющие сложившуюся практику. Инновация - это то, что привнесено в данную систему из другой или что впервые изобретено. Благодаря инновациям у общества, организации появляется шанс подняться на более высокую ступень развития. Инновация - это культурный феномен, объективно присутствующий в жизни, во всех сферах общественного бытия. Носителями инноваций, в том числе и в образовании, являются высоко способные люди, талантливые профессионалы. Ценность педагогической инновации определяется ее полезностью физическому, психическому, общественному и духовному развитию ребенка, самого учителя, образовательного учреждения в целом.

ИНОЧЕСТВО

ИНОЧЕСТВО (др.-слав. - един) - пребывание в монашеском сане, независимо от духовного звания. Инок - это монашествующий мужчина, инокиня -женщина. Иночеством называли образ жизни отшельников, пустынножителей.

ИНСПИРАЦИЯ

ИНСПИРАЦИЯ (лат. - вдохновение) - мыслительная операция перевода абстрактных понятий в «живые» мыслеобразы, это как бы «оживление» понятий и переживание их умом и сердцем. С помощью инспирации в душе человека развивается духовно-душевная деятельность по наполнению существованием отвлеченных от конкретной жизни слов и мыслей. Благодаря инспирации знания переходят во взгляды, убеждения и привычки.

ИНСТИНКТИВНЫЙ УМ

ИНСТИНКТИВНЫЙ УМ ( лат. - побуждающий) - «внутренний», сокровенный, глубокий ум, основанный на информации о том, что когда - либо было с человеком, в том числе на наследственной био-физиологической информации, таящейся в подсознании человека. Инстинктивный ум - это предчувствия, интуиция, предугадывание по сходству новой ситуации с уже бывшей в подсознании. Этот ум в основе своей имеет целостное восприятие мира целыми поколениями, выдающий безотчетное, бессознательное знание, рождающий неожиданные побуждения к действию. Некоторые ученые относят инстинктивный ум к Божественному коду в человеке. Он «знает», как отвечать на ситуацию, он «подскажет» верный путь в решении проблемы. Развитый инстинктивный ум, считают многие, есть единственный способ избежать дурных последствий. Стоит только человеку смириться перед ним, прислушаться к нему, смиренно предоставить себя воле Всепонимающего Бога, как снимутся многие проблемы и человек поумнеет.

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ - принцип восстановления естественной целостности познавательного процесса на основе установления связей и отношений между искусственно разделенными компонентами педагогического процесса. Интегративный подход используется при формировании содержания обучения и образовательных технологий, при проектировании процесса подготовки и проведения форм организации педпроцесса (урока, лекции, семинара), при формировании индивидуальных педагогических систем и т.д. Интегративный принцип расширяет зону действий педагога (в том числе ученого-исследователя). Он предусматривает соединение искусственно, механически разделенных учебных предметов, педагогических функций, составляющих подструктур и их компонентов. Интеграция позволяет воссоединить те или иные элементы как по вертикали (через межпредметные и управленческие связи), так и по горизонтали (через внутрипредметные, технологические связи). С помощью интегративного подхода можно преодолевать дальнейшую денатурализацию процесса обучения, способствовать достижению его природосообразности и сближению с жизнью.

ИНТЕЛЛЕКТ

ИНТЕЛЛЕКТ (лат. - познание, понимание) - это высший уровень развития человеческой сущности, выраженный в мыслительных способностях человека, интегрирующих в себе познавательную чувственную и волевую сферы. В практической жизни интеллект условно сводят к мышлению человека, лишь немного расширяя зону функционирования. Вот почему, говоря об интеллекте, учитель чаще говорит об уме, разуме, рассудке ученика. Действительно, интеллект - это мыслительная способность постигать, ставить и разрешать проблемы. Признаки наличия интеллекта: это способности и умение обучаться (обучаемость), оперировать абстракциями, символами и обобщениями, умение выделять главное, извлекать опыт из своей и чужой жизни и др. Проверяется это через качество выполнение умственных операций над разнородным информационным материалом. Интеллект зависит от генотипа человека, его генной программы, но также и от воспитания и обучения. Интеллект есть психический механизм приспособления человека к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности. Чем больше человек осваивает путей решения задач и их сочетаний, тем более гарантий его адаптации к жизни и деятельности. В этом случае интеллект выступает видом деятельности человека, обеспечивающей равновесие его со средой и самим собой. Интеллект обеспечивает устойчивое и в тоже время подвижное равновесие между универсумом и мышлением человека. Термин «интеллект» используется также применительно к некоторым техническим устройствам (например, компьютер) и тогда говорят об «искусственном интеллекте», «гибридном интеллекте».

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ (лат. - познание, ум) - крайняя форма проявления интеллекта, когда рациональное, формально логическое доминирует над эмоционально-чувственным и волевым. Интеллектуализм - это особый тип, склад мышления, предпочитающего иметь дело с символами, логикой, идеальными и абстрактными объектами. Именно такой подход был заложен в философское учение такого же названия, которое фетишизировало роль рационального познания жизни, признавало первенство интеллекта перед чувственной и волевой сферой человека. Интеллектуализм, более того, сводит духовную природу человека только к интеллекту, чем явно искажает ее сущность и назначение. Рожденный античной философией интеллектуализм до сих пор жив и даже оказывает прямое и косвенное влияние на формирование содержания современного отечественного образования на всех уровнях.

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ (лат. - понимающий, мыслящий) - степень образованности и воспитанности человека, проявляющиеся как готовность к постоянной умственной деятельности, к освоению своей и иной культуры, как способность постоянно приобретать знания, понимать других людей. Интеллигентность есть высокая степень развития мышления, и особенно политического, этического, философского, обеспечивающего глобальность мировосприятия, способность быстро адаптироваться в инокультурной среде. Данное качество личности не несет в себе национальных особенностей, оно внеисторично и внекультурно, оно скорее космополитично. Чаще всего термин употребляется для обозначения этикетного качества человека, характеризующего его культуру общения.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - это образованный культурный слой российского общества с особым типом мировоззрения, сориентированного на следование западным идеям, ценностям, образцам поведения как эталонным и более высоким, чем собственно российские. Первоначально термин появился в середине второй половины XIX века для обозначения так называемых «прогрессивных», «передовых» людей, которые «подчиняют национальную культуру идеям Запада и настроены радикально, революционно». К интеллигенции относили людей не по профессиональным или сословным признакам, а по политической солидарности в критике русского православия, русской культуры, русской истории как будто отстающих в своем развитии от западной цивилизации. Идеологами Октябрьской революции были именно интеллигенты, расшатывающие духовно-нравственное и историческое сознание народа. За годы советской власти понятие «интеллигенция» было переозначено. Советская интеллигенция, как прослойка между классами рабочих и крестьян, была представлена как народная, патриотическая сила. Но в конце XX-го века, в перестройку, как и прежде, интеллигенция отождествлялась с борцами и критиками режима власти, с ее разрушителями, сторонниками прав человека, личной свободы и общечеловеческих ценностей. Прозападная антирусская направленность части российской интеллигенции до сих пор проявляется в призыве «жить по западному», проповеди западного образа жизни, пропаганде западной культуры и полном непонимании специфики и проблем народа, его культуры, отрицание самоценности его истории.

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ (лат. - напряженный) - принцип организации системы обучения, максимально использующая внутренние резервы для повышения эффективности образования. Интенсификация - это рационализация структуры системы образования. Интенсификация - это рационализация структуры системы образования и функций субъектов системы; введение новых, более эффективных образовательных технологий; переход на многоуровневое образование, обеспечивающее удовлетворение разнообразных образовательных потребностей; смена принципов обучения и реализация гуманизации, регионализации и демократизации образования как принципов, стимулирующих развитие системы. Интенсификация обучения ведет к более рациональному использованию учебного времени, активизации функций субъектов образования, повышает энергичность и напряженность, стимулирует познавательную деятельность учащихся.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV