Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗВО"-"ЗЯТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗВО"-"ЗЯТ")

ЗВОННИЦА

ЗВОННИЦА (ст.-слав. - голос) - специальное сооружение, архитектурная надстройка православного храма, предназначенная для колоколов и совершения обрядового колокольного звона. Звон колоколов - элемент храмового богослужения, введен на Руси в XI в. Он используется для приглашения к богослужению, оповещает о его начале, во время наиболее важных молитвословий, во время праздников. Различают колокольные звоны по их музыкальным свойствам: благовест, трезвон, перезвон и перебор. За своеобразие и богатство звука некоторым колоколам на Руси давали имена. Колоколам приписывается магическая сила, способная отгонять «нечистую силу», болезни.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ)

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ) (ст.-слав. - из хорошего дерева) - это мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое, психическое и духовное благополучие в соответствии с половозрастными и индивидуальными особенностями. Здоровый образ жизни включает в себя: физическую культуру, трудовую и умственную активность, полноценную семейную жизнь и высокую нравственность. Здоровый образ жизни, исключающий дурные привычки, нарушение гигиенических правил и режима дня, а также безнравственные поступки, обеспечивает качество жизни: отсутствие духовных и физических недугов, высокую работоспособность, радостное настроение, уверенность в успехе, благополучие. Воспитанию детей в духе здорового образа жизни должна способствовать организация жизнедеятельности семьи, школы и среды. Образование просто обязано быть здоровьесберегающим.

ЗДРАВОМЫСЛИЕ

ЗДРАВОМЫСЛИЕ (ц.-слав. - здоровый) - положительное интеллектуальное качество личности, выражающееся как способность здраво, т.е. толково мыслить, рассуждать с учетом реальных условий, с ответственностью за последствия своих высказываний. Здравомыслие - это трезвость суждений, основанных на знании жизни, обстоятельств, себя лично и своих собеседников. Это осторожность и неторопливость суждений, возвышенность аргументов, умеренность заявок и утверждений. Это то, что называют «здравый смысл».

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ - это практический способ мышления, построенный на обобщении наблюдений и результатов личного жизненного опыта с элементами природной интуиции. Здравый смысл - это соотношение суждений и действий с массовой практикой, учет конкретной ситуации, точный расчет на ближайший успех. Достоинство этого способа мышления состоят в его практичности, естественности, предсказуемости, доступности. Недостатки его состоят в ограниченности, узости, выражающейся в неприятии науки, в непроникновении в сущность и глубину явлений, в игнорировании отдаленного будущего, в неспособности решать нестандартные задачи. В его основе - опыт и стандартная логика. Здравый смысл помогает в разрешении массы жизненных проблем, он помогает обществу «стоять на земле» и трезво судить о жизни, он - гарант преодоления извращений, уродств, стабильности жизненных традиций. Здравый смысл - это ситуативно смыслообразующий способ жизнедеятельности человека. Это путь к мудрости. К сожалению, фетишизация науки и излишняя заорганизованность общества привели к принижению роли этого естественного способа мыследеятельности человека.

«ЗЕЛЕНЫЕ»

«ЗЕЛЕНЫЕ» (ст.-слав. - зелень) - общественно-политическое движение демократической направленности, сторонники которого ведут борьбу против загрязнения окружающей среды (движение «зеленых»), требует от государственных структур и руководителей предприятий проводить мероприятия по охране природы и среды обитания, а также ставят вопрос об уничтожении атомного и химического оружия. Основной принцип «зеленых» - гармония человека и природы в сохраненной окружающей среде. Движение «зеленых» началось на Западе с так называемой «зеленой революции», когда произошло внедрение в производство новых высокоэффективных агроприемов и методов, создание высокоурожайных сортов зерновых и т.д. Как самостоятельное движение оно оформилось в конце 70-х годов. В некоторых странах «зеленые» создали свои политические партии и вошли в состав парламентов. «Зеленые» также входят в состав Европарламента.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ (др.-рус. - побеги озими) - это цвет земной растительности - травы, листвы. По утверждению физиологов пребывание в этом цвете способствует формированию и росту живого организма, образованию мышечных волокон, повышает защитные свойства организма, замедляет ритм биения сердца. Психологи относят зеленый цвет к успокаивающим цветам, возвращающим надежду, уверенность и свободу духа, освежающим, способствующим созерцательности. Крест Христа чаще всего представляют зеленым. Это цвет праздников Святой Троицы, Святого Духа, Входа Господня в Иерусалим, дней памяти преподобных. Зеленый цвет используется в таких сочетаниях, как «зеленая улица», «зеленый свет светофора», «зеленая лампа», «зеленая скатерть» президиума и др. Но у этого цвета есть и другое значение - он олицетворяет середину и даже посредственность и безликость, поскольку равноудален от голубого небесного и красного цвета ада. И тогда в народе говорят: «зеленая тоска», «зеленый змий» (о водке), недозрелые зеленые овощи, «зеленый цвет лица», «зеленая молодежь». Часто данный цвет используется в прямом смысле: «зелененькая» (о долларе), «зеленый друг» (о растении). В политике этот цвет означает альтернативу: отказ от сверхтехнизации жизни и пропаганду возврата к естественному образу жизни - «движение зеленых». В целом и чаще всего в русской культуре это цвет весны, надежды и расцвета.

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ - это земля, на которой Авраам заключил Завет (союз) с Богом (Палестина, именуемая в то время Ханааном). Считается, что именно она предназначена евреям для жизни, ибо именно туда повел Моисей свой народ из египетского рабства. «Земля обетованная» имеет и другой, иносказательный смысл. Это земля рая, где действуют неземные высоко нравственные законы, где существует мир, любовь и достаток. Вообще слово «земля» символически связано с идеями плодородия и защиты человека.

ЗЕМЛЯЧЕСТВО

ЗЕМЛЯЧЕСТВО - общественное объединение на правах клуба. Землячество - общественное объединение людей по национальному признаку или уроженцев одной территории, но проживающих среди другой национальности или в другой территории. Возникли они в средневековой Европе в университетах, первоначально как объединения студентов по признаку национальности. Позже возник территориальный принцип единения. Землячества создаются для представления и защиты интересов меньшинства среди большинства, для общения близких по культуре людей, для поддержания памяти о доме и близких людях, для взаимопомощи и поддержки. Это своеобразные культурные миниавтономии. Сегодня землячества создаются по-прежнему в университетах, но могут создаваться как городские образования. Землячества есть форма поддержания и развития разнообразия культур средствами самоуправления граждан.

ЗЕМСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

ЗЕМСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - учебно-воспитательные учреждения, создаваемые в дореволюционной России местным самоуправлением территорий - земствами. Это могли быть начальные общеобразовательные школы, начальные профессиональные школы, воскресные школы, библиотеки, народные чтения, учительские семинарии, курсы по повышению квалификации учителей. Через них образование в России приобретало народный и национальный, а также общественный характер. Каждое учебное заведение создавалось земской управой по инициативе общественности, в их создание вкладывались общественный деньги, собираемые земством в качестве налога и меценатства. Земская школа в свое время достигала большой популярности у народа и признания правительства благодаря тому, что обучение в ней было максимально приближено к жизни, к образовательным потребностям основной массы населения и благодаря высокого уровня духовно-нравственного воспитания своих учащихся. Учитель, согласно концепции земского образования, почитался не «кладезем знаний», из которого ученик наполнялся как «сосуд», а «проводником отрока в лабиринте жизни». В концепцию входило сотрудничество с приходским священником. Система земского просвещения России создала высококультурные центры в провинции и стала духовными очагами уездов и губерний, «кузницей патриотизма». Признание земского образования и просвещения как наиболее приспособленного к специфике российской жизни побудило современных реформаторов вернуться к этому опыту и возродить его в форме муниципальных образовательных учреждений.

ЗЕМСТВО

ЗЕМСТВО - система местного самоуправления, создаваемая в губерниях и уездах дореволюционной России. В его задачу входила организация всей жизнедеятельности, хозяйства в своих территориях. Земская власть включала в себя земские управы, приказы, старост, полицию, суды, организацию финансов. В их ведение было передано: пути сообщения, общественное здравоохранение, почта, народное образование, кустарная промышленность, сельское хозяйство и культура. Земское самоуправление, как местное управление, было достаточно автономным, самостоятельным; часть должностных лиц в нем избирались; существовал земской собор. Особенность земств - в их полной ответственности за целостное развитие территорий, за нравственное состояние и благополучие проживающих в них граждан России. Понятие земщины возникло еще при Иване Грозном, когда в 1565 году он впервые разделил земли «государственные» и «земские». К государственным были отнесены те, что содержали царский двор и опричников, все остальные - земские. Повсеместное земское самоуправление было введено после отмены крепостного права - с 1864 года. Земство в России окончательно стало обозначать общественное гражданское начало в организации жизни народа. В этом и была выражена демократизация власти в стране.

ЗИМА

ЗИМА (др.-рус.) - время года, для северного полушария, ведущее свой отсчет с момента зимнего солнцестояния (22 декабря) и до дня весеннего равноденствия (21 марта). Это самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне. В него входят три месяца: декабрь, январь, февраль. Декабрь - последний, 12-й месяц года. Его народные названия - «грудень», «студень», «снежень». Это холодный и снежный месяц. Православие 4 декабря отмечает один из самых больших своих двунадесятых праздников - Введение в храм Пресвятой Богородицы. Январь - начало года. Имя свое этот месяц получил в честь Януса - кузнеца из этрусков, который мастерил замки для дверей, а после смерти почитался у язычников богом всех дверей и ворот. Действительно, январь как бы открывает год («Январь год начинает»). Это богатый на праздники месяц: Новый год, Рождество Христово, Старый новый год, Васильев день, Обрезание Господне, Богоявление, Татьянин день. В народе январь именовался как «сечень» -месяц, наиболее благоприятный для рубки леса. Февраль, именуемый в народе «лютый» из-за сильных морозов. Это месяц очищения перед Великим постом. На этот месяц приходится другой двунадесятый православный праздник - Сретение Господне. Зима для русского народа была своего рода точкой отсчета событий, по прожитым зимам считали годы («сколько лет - сколько зим»). Зима всегда отождествлялась с холодом, суровостью, сложностью жизни. Народ ее называл «прибирухой», всякое сложное дело связывал с ней («где раки зимуют»). Зимой утеплялись жилые дома, дворяне открывали свои зимние дворцы, в которых разводились зимние сады. Психологи утверждают, что родившиеся зимой люди имеют сложный и противоречивый характер, упрямы, себялюбивы, но целеустремленны, нередко флегматичного темперамента. Символом зимы стал старик у огня с непокрытой седой головой на фоне зимнего пейзажа.

ЗЛО

ЗЛО (ст.-слав. - горе) - нравственно-этическая категория, обозначающая любые отрицательные явления общественной и личной жизни, ведущие к разрушению духовного, душевного и биологического потенциала человека и вызывающие ответное зло. Зло - это всегда сверхмерность, что-то чрезмерное, сильное, извращенное. Оно проявляется как негативное состояние личности (страдания, страх, боль, нищета, унижения), как силы, вызывающие эти состояния (природные стихии, общественно-экономические условия, поступки людей), как личностные качества человека (невежество, лень, жестокость, цинизм). Зло является антиподом добра, соседствует с ним, нередко им питается и даже вырастает из него. Так, излишняя забота о человеке может сделать его беспомощным и нечувствительным к чужому горю. Зло относительно: «нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется». Человека, испытывающего и приносящего зло, называют злым, злонравственным, злюкой. Согласно православному учению зло легче побеждается добром - кротостью, терпением, любовью, само же зло рассматривается как состояние духа, уподобляющего человека сатане.

ЗЛОБНОСТЬ

ЗЛОБНОСТЬ - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как агрессия, мстительность, недоверие, подозрительность, насилие, угроза, жестокость, ненависть и т.д. Злобный человек живет низшими эмоциями, инстинктами, страстями. Злобность - вид невежества. Наличие у человека этого качества свидетельствует о его низком духовно-нравственном развитии. Злобность как качество личности школьника представляет собой большую педагогическую проблему. Злобному ребенку трудно уживаться с коллективом, против его поступков часто восстает коллективное мнение, у него нет друзей, он не может любить и прощать, он нередко ходит в отверженных, он одинок. Православная педагогика советует злобность побеждать любовью и терпением.

ЗЛОДЕЯНИЕ

ЗЛОДЕЯНИЕ - действие, поступок, повлекший за собой нарушение обычаев, традиций, законов как некой общепринятой гармонии. Это преступление против нравственности, посягание на духовные или материальные ценности. Злодеяние - это обман, глумление над святынями, насилие, убийство и прочие преступления, совершаемые как намеренно, так и ненамеренно. Намеренные злодеяния совершают люди с качествами злобности, а ненамеренные, случайные могут совершаться людьми вполне миролюбивыми, но неосторожными или доверчивыми.

ЗЛОПАМЯТНОСТЬ

ЗЛОПАМЯТНОСТЬ - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как мстительность, обида, непрощение по отношению к обидчику. Злопамятность - это память на плохое, на причиненное зло и ответ злом на зло. Это качество является отрицательным, ибо в основе имеет низшие человеческие чувства, инстинкты, оно мешает человеку быть искренним, терпеливым, добрым. Неумение прощать мешает гармонично жить и самому человеку: разрушает его психику, доводит до агрессии, ненависти. Совершение мести успокаивает его. Преодолеть его можно самовнушением, самовоспитанием и через просвещение, особенно православное.

ЗЛОРАДСТВО

ЗЛОРАДСТВО - нравственно-отрицательное качество личности, выражающееся как радость, удовольствие от причинения зла кому бы то ни было, как чувство наслаждения, удовлетворения при виде несчастий или унижений другого лица. Злорадный человек тешится бедствием, несчастием другого. Дети иногда проявляют это качество при соревнованиях, на фестивалях, конкурсах по отношению к проигравшему сопернику. В воспитательной работе это качество преодолевается.

ЗЛОСЛОВИЕ

ЗЛОСЛОВИЕ - нравственно-отрицательное качество личности, проявляющееся как использование слова в антигуманных безнравственных целях принесения кому-либо неприятностей, боли и другого зла. Злословие существует в различных формах: клевета, сплетни, коварные насмешки, уколы, намеки, упреки, осуждения, пересуды, наговоры. Злословие - показатель низкого духовно-нравственного развития человека. Оно поражает общество и коллективы в периоды их духовной слабости. Бывает сильно распространенным в подростковых сообществах, особенно среди девочек. Преодолевается увлеченностью общественно полезными делами, покаянием, трудом.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ (ст.-слав. - земной, ползающий) - мифический герой русского фольклора (былин, сказок, песен), представляющий силы зла и разрушения. Иногда это дракон, имеющий от 3-х до 12-ти голов. Змей Горыныч связан с огнем - дышит огненным пламенем и проходит сквозь огонь. Он легко чувствует себя в стихии воды - может испить море и водой из себя затушить любой пожар. Он летает по небу, но живет в пещере и охраняет глубоко спрятанные несметные богатства или у кого-то похищенную невесту. Змей Горыныч - существо демонического характера, он многолик. В русской культуре он символизирует разрушение, смерть, темные силы, которые посильно преодолеть смелому, умному, честному и доброму человеку. Преодоление еще большей силы возвышает достоинства героя.

«ЗНАКОВАЯ ЭКОНОМИКА»

«ЗНАКОВАЯ ЭКОНОМИКА» (ц.-слав. - знать) - метод воспитания, состоящий в наглядном материализованном поощрении правильного поведения. Это утилитарный метод подкрепления поведенческих реакций, их коррекции и укрепления. «Знаки» при этом оформлены в виде жетонов, которые либо выдаются воспитаннику, либо отбираются по числу хороших или плохих поступков. Затем, за эти жетоны учащемуся предоставляются льготы, дополнительные права либо поощрения в виде сладостей, игрушек, книг и даже денег. «Знаковая экономика» - это особая педтехника, рассчитанная на выработку привычек дисциплинированности и организованности в пределах контролируемого пространства и в определенное школьное время. Такой метод применяется в американской школе при воспитании трудных детей. Нечто подобное делается в некоторых отечественных школах, в спецшколах, иногда не только применительно к правонарушителям, но и к тем, кто отлично учится. Им выдаются стипендии.

ЗНАМЕНИЕ

ЗНАМЕНИЕ (др.-рус. - знак, печать) - явление природы или образа, признак, особая примета, предсказывающие, предупреждающие людей о грядущих, как правило, судьбоносных событиях. Воспринимаются людьми как небесный знак, Божественное ниспослание, предвещение чего-то важного. Русь знавала знамения Божией Матери несколько раз в самые острые моменты своей истории. В честь Курской иконы «Знамение» Божией Матери и иконы Божией Матери «Знамение" Абалакской церковью учрежден праздник 10 декабря (по новому стилю). Сам термин, как и само явление знамения родились на Руси и впервые отмечены в 1170г.

ЗНАМЯ

ЗНАМЯ (др.-рус. - признак) - атрибут государства, организации или движения, имеющий символический смысл, выражающий нравственные идеалы, убеждения его имеющих. В натуре это полотнище на древке. Под знаменем строятся, борются, дают обещания, объединяются. Его хранят с почетом, на видном месте. Знамя - символ единения, воплощение духа единения людей.

ЗНАНИЕ

ЗНАНИЕ (др.-рус. - делать известным) языковая форма отражения действительности и способов ее познания и преобразования. Знание существуют в форме понятий, суждений, законов и т.д. Оно имеет структуру (конкретное и абстрактное знание), функции (оперативное и перспективное знание) и содержание (тему, объект, предмет языкового отражения). Оно существует в письменной и устной форме. Знание - это интеллектуальная собственность и общественное достояние. Это одно из начал человеческой жизни как личности, как общественного существа. Некоторые, наиболее глубокие знания носят сакральный характер и открываются, т.е. становятся доступными далеко не всем. Лишь талантливые ученые, поэты, художники «видят» в действительности значительно больше, чем большинство людей. В системе образования дидактическим эквивалентом знаний является содержание образования (обучения). В этом смысле здесь знание - это результат учебной деятельности учащихся, учебная информация, ими усваиваемая. Усвоенные знания есть основа умений и навыков. Знание беспредельно, исторично, динамично.

ЗНАЧЕНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ - это функция предмета или явления, выполняемая ими (потенциально или актуально) в процессе человеческой деятельности и общения. Значение - это то, как может быть использован предмет или явление, для чего они нужны, их роль и место, которые отводятся им в жизни и деятельности. Функции определяются в зависимости от природы самого предмета и явления, от понимания их человеком, от степени использования. Каждый предмет и явление, в свою очередь, являются носителями смыслов. Именно наделенные смыслами они входят в состав определенной деятельности.

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ - каждый предмет или явление являются носителями одновременно и значения, и смысла. Значение - это функции и назначение предмета и явления. Смысл - это их «потребительская стоимость», т.е. историческое прошлое, традиции употребления, заложенный опыт использования, отношение к ним, оценка и т.д. Примером может служить явление воспитания. Значение его кроется в создании условий для развития личности. Смысл же выражается не кратким научным определением, а в более широком описании: воспитание - это «питание» человека особыми условиями, средствами, обеспечивающими развитие заложенных потенциальных возможностей, это воспарение, возвышение человека над прагматическим земным «питанием», бытием, над телесным его материальным состоянием. Значениями чаще пользуется наука, которая требует точности, определенности. Смыслами - искусство и сама жизнь, где благодаря смыслу из значения воссоздаются образы, более яркие, емкие, голограммные, чем дает значение. Смыслы как бы определяют качество предмета или явления, их историчность, личную и общественную ценность.

ЗОЛОВКА

ЗОЛОВКА - сестра мужа, с которой, по русской народной традиции, положено было дружить. Ей дарились подарки, она почиталась. Через золовку обеспечивался авторитет у свекрови, ее отношение к невестке, она нередко была «громоотводом» в их отношениях.

«ЗОЛОТАЯ МОЛОДЕЖЬ»

«ЗОЛОТАЯ МОЛОДЕЖЬ» - так образно, с долей иронии называют молодежь богатую, предающуюся пустым развлечениям. Такое определение молодежи впервые родилось во времена Французской революции - так называли роялистическую молодежь - сторонников монархии, выходцев из высоких сословий. Хорошо с блеском одетые, сытые, благополучные, много говорящие, они и стали прообразом «золотой молодежи» - молодежи легкого, беззаботного поведения, имеющую опору в лице «высоких» и богатых родителях. В отечественном лексиконе это понятие еще более расширило свои границы. «Золотой молодежью» стали называть беспечных, заносчивых молодых людей, серьезно нигде не трудящихся и роскошно живущих на средства родителей. Это развлекающиеся бездельники.

ЗОЛОТАЯ СВАДЬБА

ЗОЛОТАЯ СВАДЬБА - самый значительный юбилей супружеской жизни - 50-летие со дня бракосочетания. По русской традиции этот день отмечается широко, с приглашением гостей, с подарками и поздравлениями. Нередко этот праздник имитирует настоящую свадьбу. Золотая свадьба - повод для общественного чествования и юбилейных наград, для собирания на праздник, по возможности, друзей юности и всех родных. В этот юбилей, по русскому обычаю, положено дарить золотые вещи.

«ЗОЛОТОЕ» ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ

«ЗОЛОТОЕ» ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ - одно из древнейших нормативных требований, выражающих общечеловеческое содержание нравственности, в разных формах сформулированных почти у всех народов. Текст правила дан в Евангелии: «(Не) поступай по отношению к другому так, как бы ты (не) хотел, чтобы он поступал по отношению к тебе». Правило имеет и несколько другую формулировку: «Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе». Это золотое правило прошло все века, этапы, государства, правления, становясь житейской мудростью и основой нравственного сознания индивида. Оно позволяет личности брать на себя ответственность и действовать самостоятельно, ставя себя на место другого.

«ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ»

«ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» - принцип гармонии, состоящий в соблюдении пропорций при построении, создании чего-нибудь. «Золотое сечение» - это математический принцип соблюдения пропорциональных отношений части и целого: целое так относится к своей большей части, как большая часть относится к меньшей. Основанные на нем архитектурные постройки, в частности, православные храмы вызывают ощущение целостности, эргономичности, эстетичности, общей гармонии. Этот принцип считается самым совершенным и идеальным. Его также используют в живописи, скульптуре, музыке. От этого понятия «золотое сечение» появилось много других, с тем же смыслом совершенства. Например, «золотое правило» поведения («не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»), «золотая середина», означающее умеренность, компромисс, соглашение. «Золотое сечение» ныне осмысливается как всеобщее правило гармонии, которая достигается не за счет выбора или разрушения, а за счет соотношений, связей, взаимодействия частей и целого.

«ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ»

«ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ» - так образно и саркастически в народе называют поклонение деньгам и богатству, относя это к акту языческого идолопоклонства. Само словосочетание имеет библейскую историю. В Старом Завете рассказывается, как Аарон у горы Синай велел израильтянам снять с себя золотые украшения и отлить из них золотого тельца. И сказал Аарон: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской». И стали евреи поклоняться фигурке «золотого тельца» и приносить ему жертву. И хотел Бог за это идолопоклонство истребить народ израилев. Но Моисей уговорил Бога помиловать народ, он уничтожил тельца на огне и стер его в прах, чем отрекся от идолопоклонства.

«ЗОЛОТЫЕ РУКИ»

«ЗОЛОТЫЕ РУКИ» - так образно, с высоким почтением русский народ стал называть людей, умеющих руками делать все, за что ни возьмутся они. Это о «мастерах на все руки». Эти руки стали «золотыми» по самой высокой значимости умений, по высокому качеству рукоделия. Так говорили о столярах, о слесарях, о домовитых хозяевах, способных и дом срубить, и мебель сделать, и украсить все резьбой. Так говорили об умельцах горшечниках, местных художниках. Словом, о людях ремесленного рукомесла.

ЗОМБИРОВАНИЕ

ЗОМБИРОВАНИЕ - упрощение роли и функций души, духа в человеческой жизнедеятельности, доведение их до уровня примитивных мироощущений приятного - неприятного, легкого - трудного, хочу - не хочу. Достигается это путем проникновения в тайны генов сознания человека. В результатах зомбирования формируется новый тип человека - человекоподобного рабочего, раба, послушного исполнителя чьей-то воли, с зашоренным сознанием и парализованной собственной волей. Примером может служить система гипертрофированного преувеличения роли той или иной идеологии в жизни людей, в частности, идеологии атеизма, коммунизма. «Зомбирование» произошло от староафриканского слова «зомби». В негритянских племенах существует верование, будто жрецы и колдуны могут лишать людей души и делать их своими рабами. Это человеческое состояние и называется «зомби», как крайне апатичное, с потерей способности к рассуждениям и рациональным действиям. Зомбирование - это всякое клиширование сознания, вдалбливание в головы идеологии, типов суждений и поведения. Альтернативой зомбированию является развивающее и культурологическое образование, а также духовно-нравственное воспитание.

ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (гр. - пояс, область) - совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Это сегодняшний день ребенка, степень его готовности к новому этапу жизни, к завтрашнему дню. Зона актуального развития определяется по уровню общего развития, степени сформированности тех или иных качеств, прочности усвоенного человеческого опыта, творческости применения приобретенного в процессе образования и воспитания багажа. Это и уровень обученности и воспитанности ребенка. На базе наличествующего в зоне актуального развития простраивается зона его ближайшего развития.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - потенциально существующие, но не реализованные психические возможности ребенка, поддающиеся развитию с помощью учителя уже в ближайшее время. Определяется по готовности и способности ребенка решать умственные задачи с помощью взрослого - учителя, родителя. Выявление зоны ближайшего развития помогает развивать ребенка постепенно, поэтапно, без насилия над его психикой. Выделение зон определяется зависимостью обучения от уровня психического развития ребенка. Подобный подход целесообразен и в воспитании, в том числе в нравственном. Базой развития ребенка в «зоне ближайшего развития» является достигнутый уровень в «зоне актуального развития». Зона ближайшего развития определяется, например, уровнем обучаемости и воспитуемости ребенка, диспозицией личности. Как только ребенок развивается в этой ближайшей зоне, она тут же переходит в «зону актуального развития», а «зоной ближайшего развития» становится новый этап его жизни, новые его потенциальные возможности. И так, ступенька за ступенькой идет рост м развитие человека.

ЗРЕЛОСТЬ

ЗРЕЛОСТЬ - так называется общее состояние человека, у которого предельно высоко развиты все его качества и структура в соответствии с нормой для конца данного периода его жизнедеятельности. Наиболее принятые нормы периодизации относят достижение зрелости к периоду завершения юности и начала старения организма. Однако, есть опыт более широкого применения понятия по отношению к завершению каждого возрастного этапа. Зрелость как процесс включает в себя стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость. Можно говорить о зрелости сформированности личности в целом, а также отдельных ее качеств. Бывают случаи преждевременной зрелости, сокращения сроков ее достижения.

ЗУБРЕЖКА

ЗУБРЕЖКА - метод учения ученика, состоящий в бессмысленном заучивании, запоминании текста путем многократного механического повторения. Зубрежка относится к числу малопродуктивных методов учения, хотя иногда неизбежных и сознательно используемых для обеспечения прочности знаний. Зубрежка противопоказана развивающему обучению, излишне используемая, она тормозит развитие ребенка.

ЗЯТЬ

ЗЯТЬ (др.-рус.) - муж дочери, муж сестры, муж золовки. По русской народной традиции он - почитаемый человек, но требующий постоянной помощи и поддержки. Не зря это отражено в поговорке: «зять любит взять». На зяте тоже лежит ответственность за родителей своей жены. Он обязан им помогать, оказать помощь, заботиться о них, почитать их. В некоторых территориях зятя зовут «свояк».

Предыдущая страница Следующая страница