Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "А" (часть 2, "АДВ"-"АНА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АДВ"-"АНА")

«АДВОКАТ ДЬЯВОЛА»

«АДВОКАТ ДЬЯВОЛА» - так называют участника беседы, спора, дискуссии, который чаще всего высказывает суждения, отрицательно характеризующие явления, отвергает их позитивные качества, а также активно использует факты, предрасполагающие к негативному разрешению обсуждаемых проблем. Это, как правило, люди с гипертрофированным ощущением зла, выступающие в роли обвинителей, обличителей пороков. В педагогическом коллективе, в семье встречаются такие люди, вечно всем недовольные, брюзги, мелочные критиканы. С ними чрезвычайно трудно уживаться, неприятно общаться, ибо они своей мрачной картиной мира убивают настроение, веру в справедливость. Раннее проявление такого качества в детях должно настораживать взрослых и становиться предметом особого педагогического внимания. «Адвокат дьявола» используется иногда как метод экспертизы. С помощью такого типа людей производится оценка достоверности тех или иных идей, предложений. Им специально вменяется в обязанность найти аргументы «против», чтобы затем, в случае их опровержения, убедиться в качестве рассматриваемых программ, проектов, идей. Именно в таком смысле этот термин используется в католической церкви для названия человека, выражающего сомнение в святости канонизируемого лица. Благодаря «адвокату дьявола» возникает дискуссия и доказываются (или опровергаются) основания причисления усопшего к лику святых. Спор, как правило, ведется с «адвокатом Бога». Часто «адвокатом дьявола» называют сочувствие человека к своим собственным слабостям, жаление себя, соблазн поддаться страстям.

АДЕПТ

АДЕПТ (лат. - достигший) - человек, постигший таинства какой-либо веры, учения, науки, искусства или идеи и ставший ревностным их последователем и проповедником. Первоначально это слово было связано с алхимией, где значило «владеющий тайнами философского камня». Тайны бытия и человеческой мысли составляют основу культа, которого строго придерживаются его адепты и оберегают от ересей и сомнений. В современном русском языке слово «адепт» по своему лексическому значению все более сближается со словом «сектант», т.е. владеющий ложным таинством.

АЗБУКА

АЗБУКА (др.-рус. - аз, буки) - письменное упорядоченно изложенное собрание букв, выражающих звуки какого-либо языка. Слово «азбука» произошло как аббревиатура из первых двух букв старославянского алфавита: азъ и букы. Оно и обозначает алфавит. Существует также ножная азбука, азбука Морзе и др. Азбука излагается и изучается по букварю. В школе, при изучении письма, используется «разрезная азбука», составляющая «кассу букв и слогов», кубики - азбука, магнитная доска с металлическими буквами. В России XVI-XVII вв. возникли певческие азбуки для обучения знаменному пению. Эти азбуки использовали церковнославянский алфавит для обозначения интонаций при пении «знамен» - текстов духовного содержания.

АЗБУЧНАЯ ИСТИНА

АЗБУЧНАЯ ИСТИНА - фразеологическое выражение, употребляемое в педагогической, ученической и студенческой среде при характеристике высказываемых или написанных кем-либо элементарных, простых и всем понятных, как азбука, идей, суждений, взглядов. В разговорной речи нередко используется с негативным или насмешливым оттенком, если высказываемые неоспоримые истины выдаются за новые, необычные или оригинальные. С таким же значением употребляется выражение «прописные истины».

АЗЫ

АЗЫ (др. рус. - первая буква Азъ) - фразеологический оборот в русском языке, обозначающий самое начало чего-либо, самое простое, элементарное знание или самые основы его. Педагоги часто упрекают своих учащихся, что они не знают «азов предмета», им нередко приходится с учащимися «повторять азы» т.е. ранее пройденные основы знаний по предмету. Произошло слово от старославянской буквы Азъ (А).

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА (лат. - научная, философская) - это школа, следующая древне-европейским философским и педагогическим традициям, имеющая претензию на изысканность, классическое изящество, высокую научность, взыскательность к культуре и интеллекту своих педагогов и учащихся. Академические школы, в современном понимании, дают детям «продвинутое» образование. В России это, как правило, гимназии и лицеи, создаваемые при университетах. В такие школы идет строгий конкурсный отбор учащихся. Дети ориентируются на продолжение образования в вузе.

АКАФИСТ

АКАФИСТ (гр. - неседальное пение) - разновидность христианского богослужения в церкви, выражающегося в хвалебном песнопении и молитве Спасителю, Богоматери и святым угодникам. Состоит он из двадцати пяти строф, каждая из которых несет свою мысль: вступление, приветствие, похвальное воззвание, молитвенное обращение и др. Первый акафист, составленный в VII в. в Константинополе, был посвящен Богородице. Акафисты включаются в богослужения, исполняются всеми присутствующими в церкви как песня - гимн. По церковным правилам их пропевают торжественно и непременно стоя, отчего и само слово «акафист», в переводе с греческого, означает «неседальное пение».

АКВАКУЛЬТУРА

АКВАКУЛЬТУРА (лат. - вода, возделывание) - теория и методика «мягкого» рождения и первичного воспитания новорожденного ребенка в водной среде. Создатели и сторонники аквакультуры считают современные родильные дома образцом конвейерной индустрии, вредной для человека. Аквакультура обеспечивает сохранение энергетического поля целостного детского организма в его единстве с материнским и отцовским биополями. Ранний разрыв энергетических связей ребенка с родителями, согласно этой теории, далее ведет к возникновению у него психофизиологической патологии, к утрате изначального чувства родства, причастности к семье, к роду, к культуре своего народа, нации. Аквакультурой также называют всякое другое разведение полезных организмов в водной среде. Например, выращивание полезных водорослей, моллюсков, рыб и др. организмов в морях, лиманах, реках, искусственных водоемах.

АККУЛЬТУРАЦИЯ

АККУЛЬТУРАЦИЯ (англ. - к образованию) - это влияние различных культур друг на друга, процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа. Аккультурация может происходить естественным путем, когда менее развитый народ добровольно перенимает часть культуры другого народа, как правило, более развитого. Она также возможна искусственным путем, т.е. насильственной сменой культуры народа. При этом происходит ассимиляция культуры менее сильного народа. В последнее время появилось словосочетание «аккультурация молодежи», означающее этническую консолидацию подрастающего поколения, адаптацию национальных меньшинств (диаспор) к культуре «больших» народов, в среде которых они живут или вновь поселяются. Идеи аккультурации лежат в основе школы диалога культур. Иногда это понятие используется для обозначения процесса лишения народа своей культуры на истоирчески своей территории с целью манипулирования его сознанием и действиями.

АККУРАТНОСТЬ

АККУРАТНОСТЬ (лат. - точный) - черта характера человека, выражающая этику его отношений к себе, к труду, к вещам, к людям. Аккуратность проявляется в любви человека к порядку, в тщательности выполнения действий и обещаний, во внешней опрятности, в исполнительности, точности и т.п. Аккуратный человек - это точный, верный, бережливый, осторожный, опрятный человек. Термины «аккуратность», «аккуратный» в русский язык вошли в начале XVIII века, со времен Петра I.

АКСЕЛЕРАЦИЯ

АКСЕЛЕРАЦИЯ (лат. - ускорение) - так называется явление ускоренного физического и полового созревания детей, возникшее во второй половине XX столетия. Это выражается в превышении установленных средних норм веса, роста ребенка, в сокращении сроков полового созревания. При этом социальное взросление может происходить нормально и даже отставать, порождая инфантилизм. Акселерация происходит под влиянием биологических, экологических и социальных факторов. В школьной среде мальчиков и девочек, явно опережающих в физическом и половом развитии своих сверстников, часто дразнят акселератами. Изучением явления акселерации занимаются такие науки, как антропология, медицина, психология. В педагогике разрабатываются подходы к воспитанию таких детей.

АКСИОЛОГИЯ

АКСИОЛОГИЯ (гр. - ценное понятие) - это философское учение о природе, характере и закономерностях формирования жизненных ценностей человека. Ценности рассматриваются как идеалы, нормы деятельности и мотивация поступков. Так, ценностями могут быть: личностные качества (доброта, порядочность и др.), основы бытия (дом, семья, дети, работа, материальные блага, здоровье, образование и др.), факторы организации жизнедеятельности (мода, установки коллектива, сам коллектив, учебная успешность и др.). Ценности сами по себе не имеют реального выражения, у них есть лишь значение и смысл. В аксиологии рассматриваются несколько теорий ценностей, их разные классификации и интерпретации. Одна из них исследует теорию познания как науку о ценностях.

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (лат. - усиление, ускорение) - целенаправленное создание условий для проявления творческого потенциала личности в каком-либо виде деятельности. Задача состоит в том, чтобы побудить человека к самореализации его креативности, к развитию воображения, способствующих созданию нового продукта или нового качества в известной деятельности. Активизация творческой деятельности помогает полнее проявиться личности, ее творческому потенциалу, приобрести ею активированность как свое перманентное состояние и индивидуальное качество. Активизации творческой деятельности учащихся способствуют образовательные технологии, реализация принципа активности в обучении, организация самой творческой деятельности.

АКТИВИРОВАННОСТЬ

АКТИВИРОВАННОСТЬ - это качество личности, выражающееся в постоянной готовности к инициативным действиям и деятельности, в способности проникать со своей инициативой в мельчайшие детали и технологию этой деятельности, в усиленной активности, побуждающей к решительным и быстрым действиям. Этот термин чаще всего заменяет привычные «активная личность», «активность личности», обозначающие более всего характер социального поведения человека и менее - его биофизиологическую природу. Активированность человека воспитывается в процессе активизации его деятельности, в единстве и взаимодействии с целенаправленным воспитанием.

АКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНИЮ

АКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНИЮ - это состояние личности, характеризующееся одновременным проявлением таких личностных качеств, как осознаваемая потребность в умственной деятельности, положительная мотивация учения, эмоционально -волевая регуляция этой деятельности как умение и желание преодолевать трудности, а также получение удовлетворения от процесса умственного труда и его результата. Активное отношение к учению со стороны учащегося позволяет ему успешно разрешать нестандартные учебные ситуации, интенсивно овладевать самообразованием.

АКТИВНОСТЬ

АКТИВНОСТЬ - всеобщее свойство духовного и материального мира, выражающееся в его постоянном и непрерывном движении, что является естественным способом его существования. Наука выделяет следующие формы активности - механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная, психологическая, духовная. В социальном плане активность есть способность личности через деятельность влиять на окружающую среду, менять ее, улучшать, совершенствовать. Активность личности через деятельность вызывается такой психической формой активности, как потребности. Будучи врожденным свойством человека, активность в то же время воспитывается, развивается, направляется. Собственно, воспитание и есть управление человеческой активностью. В жизни различают деловую, общественную, познавательную активность, а также ложную и гиперактивность.

АКТИВНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ

АКТИВНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ - дидактический принцип, разработанный в отечественной педагогике в 60-е годы ХХ столетия. Сущность принципа состоит в предъявлении к учителю педагогического требования организовывать процесс обучения таким образом, чтобы он способствовал проявлению и воспитанию у учащихся познавательной активности, через субъективацию позиции ученика на уроке, активизацию деятельности самих учащихся, воспитание у них активированности и активности. На реализацию принципа существенно влияет позиция самого учителя, умеющего создавать ситуации сотрудничества с учащимися в процессе обучения.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - это интегральное качество личности, проявляющееся как инициативное и деятельностное отношение к жизни, деятельности, людям и их проблемам. Это стремление и способность человека преобразовывать окружающую среду, отношения с себе подобными и себя лично. Часто активность личности сочетается с творческостью личности, с развитой волей, с любовью человека к жизни. Вместе с тем, в активности проявляются нравственные качества личности, какими бы позитивными или негативными они ни были. Отсюда и деятельность, как форма проявления активности, может быть как положительной, так и отрицательной и даже разрушительной. Активность личности является основой субъективации позиции человека в обучении, основой персонализации личности и формирования ее автономии в обществе, появления института лидерства. Ошибки педагога при воспитании активности личности учащегося могут привести к появлению ложной активности, дезорганизаторов, к гиперактивности, формированию активности у недостаточно интеллектуально и, что особенно плохо, безнравственных детей, эгоистично или неумно использующих затем это свое качество.

АКТИВНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

АКТИВНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ - качество личности, проявляющееся как гармоничное нерасторжимое единство нравственных знаний и поведения. Человек, владеющий знанием нравственных категорий, в жизни поступает в соответствии с ними даже при отсутствии внешнего контроля и требований со стороны кого бы то ни было. Активность нравственного сознания позволяет личности быть самокритичной и более объективно оценивать поступки других. Люди с активным нравственным сознанием - это честные, правдивые, принципиальные, искренние люди, имеющие нравственно устойчивую гражданскую позицию. Им чужд эгоцентризм и комфортность. Стержнем их характера являются высокие нравственные ценности. Способствование развитию активности нравственного сознания детей - одна из главнейших задач воспитания.

АКУЛИНА ГРЕЧИШНИЦА

АКУЛИНА ГРЕЧИШНИЦА (лат. - имя собственное) - народный русский праздник св. Акулины, 13 июня. Это последний день, перед которым еще можно сеять гречиху. После посева народ устраивал гулянья с различными играми, песнями, ролевыми сценками, символизирующими богатый урожай гречихи. В этот день обильно варили гречневую кашу, пекли гречневые блины и обязательно досыта кормили бедняков и нищих. Когда-то этот праздник был очень поэтичным, добрым. В некоторых регионах России это вообще был праздник каш. Кое-где его называли чуть по-другому: Акулины-гречушницы. Имя Акулина, в переводе с латыни, значило «орлиная». Акулина - это святая мученица, в честь которой и введен праздник.

АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ

АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ (лат. - усиленно выраженная) - это личность, обладающая особенностями характера, предрасполагающими к неврозам и психопатии. Эти особенности составляют чрезмерную выраженность каких-либо черт и их сочетаний, делающих личность уязвимой по отношению к внешним и особенно психогенным воздействиям, при сохранении устойчивости к другим, не связанным с предметом акцентуации. Различают сильно и слабо акцентуированные личности. Негативные последствия акцентуации снимаются компенсирующим воспитанием, облагораживающим поведение акцентуированной личности.

АЛКОНОСТ И СИРИН

АЛКОНОСТ И СИРИН (ст. слав.) - мифические образы райских птиц с женскими лицами и грудью. Алконост - звездно-космическая птица, символизирующая древние времена рая - Радость и Блаженство. Сирин - птица Печали и Мудрости. «Сирин» - слово русское, обозначающее сову, филина (корень - «сирый, серый»), русским народом почитаемые как птицы мудрости. Культ человека-совы идет с доисторичестких времен - с гиперборейской эры. С этим словом связаны «София», «совесть», «совет». Вот почему в Сирине много смыслов. Это слово дало имена - Сирия, Сириус, Осирис и др. Согласно мифологии эти птицы изредка спускаются из рая на землю и очаровывают людей своим необыкновенным видом и завлекающим пением. Алконост и Сирин в русской культуре - символы недостижимой небесной красоты и далекого небесного счастья, а также таланта и призвания.

АЛЛИЛУЙЯ

АЛЛИЛУЙЯ (др.-евр. - хвалите Бога) - это припев церковного песнопения в христианском богослужении. Произносится троекратно, как символ обращения ко всем ликам божественной Троицы. Используется также в иудаизме как возглас, прославляющий Бога. В 20-50-е годы ХХ столетия в отечественной общественной и политической жизни был термин «аллилуйщина», обозначающий непомерную незаслуженную похвалу какому-либо вождю, политическому лидеру, руководителю.

АЛТАРЬ

АЛТАРЬ (лат. - высокий) - место для жертвоприношения Богу, когда-то создаваемое на открытом воздухе, а ныне в церкви. В церкви - это специально сооруженный в восточной части храма стол для совершения таинств. В алтаре находится престол для освещения даров. У северной стены храма стоит жертвенник - стол, на котором готовятся хлеб и вино для причащения. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.

«АЛТАРЬ НАУКИ»

«АЛТАРЬ НАУКИ» - фразеологическое выражение, означающее необходимость жертвования чем-то личным при занятиях наукой. На «алтарь науки» может быть положено личное счастье, покой, благополучие, любовь, здоровье и даже жизнь. Поскольку наука входит в число главных человеческих ценностей, то когда ради занятия наукой, в поисках научной истины человек отказывается от благ, то общественное сознание понимает это как жертву.

АЛФАВИТ

АЛФАВИТ (гр. - «альфа» и «бета» - первые буквы гр. алфавита) - совокупность знаков системы письма - букв, слоговых знаков и других графем, расположенных в определенном порядке. Качество букв зависит от звукового состава языка: в современном русском языке - 33 буквы, латинском - 23, арабском - 28 и т.д. Алфавит - показатель цивилизации народа, основанный на развитии письменности. Русский алфавит буквенно-звуковой. У многих народов алфавит считается небесным явлением, данным Богом. Через него связывается все земное с небесным. Буквы связаны с Космосом и потому любое слово есть магическое сочетание букв. Не зря все народы именно словом молятся, заговаривают, заклинают, гадают. Алфавит священ - буквы связаны с природой и человеком. Все это было и в русской культуре. До нас дошла праславянская философическая азбука, где каждая буква имела свой смысл. Гласные звуки связывались с определенными внутренними состояниями человека, а согласные - с внешними предметами и явлениями, последние связывали человека с внешним миром. Сегодня алфавит представляет священную тайну, сокровенное знание о котором утрачено и ученым приходится его рассекречивать. Исторически достоверным фактом стала роль Кирилла и Мефодия лишь в усовершенствовании и упорядочении уже существующей русской азбуки - «русских письмен». Алфавит - это также система символов, используемых для построения языка программирования. Освоение алфавита есть начальная ступень постижения грамоты, начинается с дошкольного возраста. Алфавит в программировании изучается при освоении информатики.

АЛЧНОСТЬ

АЛЧНОСТЬ (ц. слав. - жаждать) - качество характера, выражающееся как непомерная жадность, корыстолюбие, ненасытность, прожорливость, зависть. Алчный человек томится от своих желаний, стремится любыми способами их удовлетворить, всегда не удовлетворяется достигнутым и хочет большего. Алчность чаще всего проявляется к деньгам, драгоценностям, нарядам, чуть реже - к пище. Бывает алчность к познанию, но проявляется она, чаще всего, как неразборчивое поглощение информации, отчуждение от общения, от решения других задач жизнедеятельности.

АЛЬМА-МАТЕР

АЛЬМА-МАТЕР (лат. - кормящая мать) - старинное студенческое название университета, который они окончили; по традиции сегодня так образно называется учебное заведение, чаще высшее, давшее хорошее образование и воспитание своим выпускникам.

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ (лат. - другой) - нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы для человека, чем собственное «я» и личное благо. Это и качество личности, выражающее готовность и способность бескорыстно позаботиться о других и даже пожертвовать ради них своими личными интересами. На этом принципе построен буддизм, стоицизм, считающие альтруизм спонтанным врожденным свойством человека, необходимым ему для адаптации к внешним условиям жизни. Проявлением альтруизма является милосердие и филантропия. Альтруизм представляется формой, средством и показателем наивысшей гармонии отношений личности и среды. Альтруизм противоположен эгоизму

АЛЬФА И ОМЕГА

АЛЬФА И ОМЕГА (гр. - первая и последняя буквы греческого алфавита) - фразеологическое выражение, обозначающее начало и конец какого-либо дела, сущности и основы чего-то. Нередко используется, когда надо подчеркнуть очевидность мысли или дела, их аксиоматичность. Данное выражение «выросло» из названия первой и последней букв греческой азбуки, его значение является переносным, а само выражение аллегорией. Альфа и омега, как символ целостности и вечности, встречаются в древних христианских книгах. Первые христиане эти буквы ставили на гробах, в церквях, изображали на перстнях, печатях, монетах.

АМБИЦИЯ

АМБИЦИЯ (фр. - чувство чести) - в русском языке означает обостренное самолюбие человека, высокое самомнение, выражающееся как спесь, чванство, как требование высоких знаков уважения и почета. Человек с амбициями (амбициозный) жаден до почестей, наград, похвал. Он невнимателен к другим, конфликтен. Проявление амбиций зависит не только от самого человека, но и окружающей среды, провоцирующей его дурные наклонности. Тогда человек может «ударяться в амбицию». В XVII-XVIII веках в русском языке это слово означало чувство чести и достоинства.

АМВОН

АМВОН (гр. - восходить) - в православном храме это такое возвышение перед царскими вратами, на котором совершается часть богослужения, читается Евангелие и произносятся проповеди. Это небольшой помост перед иконостасом, с которого, как правило, служит архиепископ.

АМИНЬ

АМИНЬ (др.-евр. - истинно да будет) - это самостоятельное слово употребляется для выражения согласия с тем, что произносится в православной молитве. Иногда переводится как «истинно так», «истинно говорю вам», что усиливает подтверждение. Произносится в конце отдельных частей молитв, проповеди, в конце богоугодного дела. При общественном богослужении это слово произносит народ (или хор). Это слово психологически несет в себе веру, восторг, сближение с Всевышним.

АМОРАЛИЗМ

АМОРАЛИЗМ (гр. не, лат. - нравственный) - идеология, основанная на моральном принципе отрицания морали как способа регулирования человеческих отношений. Аморализм - это отказ от соблюдения нравственных принципов совести, чести и оправдание бесчеловечности, эгоизма, жестокости, обмана, моральной распущенности. Аморальный человек - это человек безнравственный, человек с аморальным поведением. Аморализм лежит в основе нигилизма, цинизма, иезуитизма (цель оправдывает средства), волюнтаризма, скептицизма. Подобные взгляды исповедуются, как правило, при тоталитарных режимах власти, базируясь на подавлении нравственного самосознания народа и стимулировании аморальных форм поведения, обосновывая их «высшими» целями самой власти. В семье и образовательных учреждениях аморализм личности появляется в условиях жестокого и безразличного отношения к детям, как подражание безнравственным поступкам взрослых или при вседозволенности, нетребовательности и бесконтрольности. Аморализм ведет к детской преступности.

АМОРАЛЬНОСТЬ

АМОРАЛЬНОСТЬ - отрицательное духовно-нравственное качество личности, сознательно или бессознательно основанное на идеологии аморализма. Фактически означает отсутствие у человека норм нравственности и связанных с ними чувствований и отношений. У детей аморальное поведение возникает в результате слабого развития моральных эмоций, искаженного представления о моральных нормах, отсутствия положительных примеров нравственного поведения и т.д. Чаще всего такое поведение формируется у детей беспризорных и безнадзорных, из семей алкоголиков, в криминальной среде. Аморальное поведение возможно вследствие болезни. На жаргоне таких детей поступки, основанные на аморальном поведении, называются «аморалкой».

АМОРТИЗАЦИЯ СЕРДЦА

АМОРТИЗАЦИЯ СЕРДЦА (фр. - ослабление) - фразеологизм, в иносказательной форме характеризующий человека равнодушного, бездушного, с завышенной самооценкой, агрессивного, т.е. человека «без сердца», сухого, работающего «как машина», самосохраняющего себя. Педагогу противопоказано иметь «амортизированное сердце» и «амортизированную душу», не питающих любви к детям.

АМОРФНОСТЬ

АМОРФНОСТЬ (гр. - бесформенный) - так называют устойчивые личностные качества или состояния, характеризующиеся как неопределенные, неупорядоченные. Аморфность проявляется как обтекаемость, мягкотелость, излишняя уступчивость, легкий отказ от первоначальных позиций, отсутствие воли. В народе о таких людях говорят: «ни то, ни се», «ни рыба, ни мясо». Аморфные проявления человека могут возникать по самым разным причинам: в результате несформированности характера, в ответ на боязнь и страх перед чем-либо, как комплекс неполноценности и т.д. Термин «аморфный» химического происхождения, где обозначает вещество некристаллического строения с беспорядочно расположенными молекулами. Например, стекло, пластмасса, янтарь и др.

АНАЛОЙ

АНАЛОЙ (гр. - подставка для книг) - в православной церкви это высокий столик с покатым верхом, на который кладутся иконы, религиозные книги, крест для поклонения верующих. Аналой используется также во время богослужения и бракосочетаний (вокруг него обводят новобрачных).

АНАМНЕЗ

АНАМНЕЗ (гр. - воспоминание) - метод получения сведений об условиях, причинах и истории возникновения отклонения в поведении человека, получаемых, и это очень важно, от него самого и его близких. Анамнез проступка ребенка проводится терпеливо классным руководителем, воспитателем посредством беседы с ним, его родителями и друзьями, с помощью автобиографического метода, сочинения, дневника. С помощью анамнеза можно получить сведения о личном отношении воспитанника к своему поступку, о восприятии его близкими к нему людьми, а также о времени, месте, поводах появления первых признаков отклонений. Это доступный метод, существенно дополняющий экспериментальный.

АНАРХИЗМ

АНАРХИЗМ (гр. - безвластие) - течение политической мысли, утверждающее идеи отмирания государства и государственной власти, идеи борьбы с любым государственным устройством и его уничтожения, идеи перехода к свободному гражданскому обществу и свободным сообществам граждан. Сложился в 40-70-х годах XIX века в Западной Европе. Анархизм был неоднороден. Различают индивидуалистическое направление, провозглашающее абсолютную свободу человека, превращение самого человека в Бога, не связанного в своем поведении ни религиозными догматами, ни нормами права и морали. Существовало и коллективистское направление, отдающее предпочтение «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, которые коллективно владеют землей и орудиями труда. Это направление анархизма легло в основу коммунистического направления. Вот уже второе столетие на Руси анархистами зовут не столько политических деятелей, сторонников безвластия, сколько смутьянов, своевольников, людей, не подчиняющихся даже разумным требованиям и организации.

АНАРХИЗМ ПЕДАГОГА

АНАРХИЗМ ПЕДАГОГА - это качественная характеристика поведения педагога, выражающаяся в отрицании и невыполнении им любых требований, предписаний, рекомендаций, идущих от системы управления или просто извне. Такой педагог отстаивает полную свободу в своей профессиональной деятельности, он не может «играть в команде», часто бывает крайним индивидуалистом с непредсказуемым поведением, недисциплинированным. Анархизм педагога объясняется разными причинами: взглядами и убеждениями, взаимоотношениями с представителями руководства, а также складом личности, психотипом человека.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV