Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "Р" (часть 1, "Р"-"РАС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "Р"-"РАС")

Р

Р - восемнадцатая буква русского алфавита, обозначающая переднеязычный звонкий согласный звук. В кириллице произносилась как «рцы», сегодня как «эр». В праславянской философической азбуке была эквивалентом божественного имени: Божественное знание, Высший Разум, Космос, а также осмысливалась как Размножение и Божественная Семья. У язычников так обозначался Ра - Бог Солнца. Символическое значение имела «голова» буквы, ее связывали со сферой, кругом, головой. В быту воспринималась как «собачье рычанье». И в кириллице, и в глаголице имела одно и то же цифровое значение 100.

РАБ БОЖИЙ

РАБ БОЖИЙ (ст.слав.) - человек по отношению к Богу, подвластный Ему. Это исходит из христианского представления о полной зависимости человека от Бога. В бытовой речи «рабом божиим» называют человека, лишенного средств к существованию или состоящего в чьей-то полной власти. Есть и еще одно употребление понятия «раб божий» - при характеристике человека угодливого, беспрекословно выполняющего чью-то волю, слепо следующего за кем-то. Этот последний смысл имеет оттенок юмора и даже сарказма, ибо здесь человек подчиняется не Богу, а земному человеку, такому же, как он сам.

РАБОЛЕПИЕ

РАБОЛЕПИЕ (ст.слав. - раб) - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как безмолвность, покорность, угодничество перед более сильными и властными людьми. Раболепие возникает от комплекса неполноценности, недоверия к себе, от стремления получить выгоду от какого-то человека. В прямом смысле «раболепие» означает следование поведению раба, делание с рабской покорностью.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (ст.слав.) - это состояние человека, характеризующее его способность выполнять работу (рабочие операции) определенной сложности, объема и длительности, обеспечивающих ее эффективность. А также способность человека быстро восстанавливать свой физический и психологический потенциал после ее выполнения. Принято различать физическую и умственную работоспособность. Работоспособный человек - это усердный человек, работающий с охотой, мало утомляемый, как правило, оптимист.

РАВЕНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

РАВЕНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ - концепция построения системы образования, которое обеспечивает равенство возможностей его получения любым желающим и осваивающим его гражданином. Это также уровень образования, обеспечивающий получившему его равные шансы (возможности) в профессиональном трудоустройстве. Данная концепция основана на учении эгалитаризма о всеобщей уравнительности граждан в обществе, которое более всего нашло свое воплощение именно в системе образования.

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ (лат. - посылать) - так в христианстве называют святых, которые много способствовали распространению христианской веры в какой-либо территории и обращению народов в нее. Равноапостольные - это приравненные по значимости к апостолам. К таким в русской истории отнесены княгиня Ольга, князь Владимир, святые Кирилл и Мефодий. Их имена упоминаются в литургии, они внесены в церковный календарь.

РАВНОДУШИЕ

РАВНОДУШИЕ - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как безразличие, покой, холодность, безучастность, невозмутимость по отношению к каким-либо людям, действиям, событиям. Равнодушный человек спокойный, бесстрастный, у него нет страстей и желаний вносить изменения в эти отношения. Равнодушие - очень большой порок, основа многих преступлений, проступков, других пороков, а главное - это фактор, стимулирующий рождение пороков у окружающих людей. Когда-то в церковно-славянском языке это слово имело другой смысл - смысл единодушия, т.е. одинакового состояния души людей.

РАДЕНИЕ

РАДЕНИЕ (ст.слав. - охотно) - характер отношений и действий человека по отношению к кому-нибудь и чему-нибудь. В основе «радения» лежит корень «рад» в смысле радость от отношений, проявляющаяся в заботе о ком-то и чем-то, усердном ему служении, старании в делах, попечительстве. Это слово устарело, чаще употребляется для подчеркивания искренней заботы и помощи, душевного теплого отношения при этом, добровольности.

РАДИКАЛИЗМ

РАДИКАЛИЗМ (лат. - корень) - образ мышления, мировоззренческая позиция, проявляемая политиками и в политике. Суть радикализма в стремлении к решительным действиям, крайним мерам во имя интересов определенной группы, партии, сословия, нации. Радикальный - это решительный, коренной, основной поворот в политике и действиях. Данный термин употребляется и в педагогике при характеристике позиции руководителя, отдельных педагогов при оценке поведения учащихся и выборе способов наказания за проступки.

РАДОНИЦА

РАДОНИЦА (радуница) (ст.слав. - поминки по роду) - праздник в Русской православной церкви по всецерковному поминовению умерших предков. Радоница проходит во вторник второй недели после Пасхи. Это так называемые поминальные дни. Радоница возникла в далекие дохристианские времена и была связана с началом весенних поминок и одновременно свадеб, совершаемых перед осенней страдой. Называлась она Красной горкой, олицетворяющей торжество жизни над смертью и вечный кругооборот умирания и воскресения. Этот день проходит по особому ритуалу (посещение всей родней могил близких, приготовление ритуальной еды, подача милостыни).

РАДОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ

РАДОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ - жизненный принцип православного человека, состоящий в благодарении Бога за дарение жизни, за праздники воскресения и возвышения духа. Такое восприятие жизни, согласно православной педагогики, следует воспитывать у детей, что придаст пасхальный настрой всей их последующей жизни. Это основа оптимизма, социальной активности, доброжелательности и других положительных духовно-нравственных качеств личности. Не зря все крупные педагоги мира ратовали за создание «школы радости». Без радости не может быть успешного развития человека, рвется светлая нить связи с Божьим миром. Радостное восприятие жизни ребенком - не есть радость только от удач, но и от получаемых знаний, заботы близких, состояния внутреннего спокойствия. Радость - основа будущей мудрости. Кроме того, это сохраняет здоровье, давая эмоции удовольствия.

РАДУГА

РАДУГА (ст.слав. - веселка) - в русской культуре это «Божья дуга», «небесная дуга», соединяющая Землю и Небо с Богом. В славянской мифологии радуга была образом лука громовержца, из которого он пускает свои стрелы (молнии) на землю. В народном календаре радуга - это предвещание конца дождя и хорошей погоды, символ урожая, божественный знак благополучия. Видеть радугу считается к добру. В физическом же смысле - это явление атмосферы, возникающее в результате отражения света поверхностью водяных капель.

РАДУШИЕ

РАДУШИЕ - положительное духовно-нравственное качество личности, Выражающее доброе, открытое, душевное отношение к кому бы то ни было. Радушие - это испытание радости и удовольствия от встреч с кем-то, готовность поддерживать, помогать, проявление гостеприимства и хлебосольства. Радушие противоположно таким качествам личности, как равнодушие, безразличие, враждебность. Радушие относится к национальным чертам русских людей, оно воспитывается в семьях с детства на примере старшего поколения.

РАЕШНИК

РАЕШНИК (ст.слав. - рай) - форма русского народного стиха со смежными рифмами и нередко элементами «белого стиха». Раешник сочинялся для народного кукольного театра, бродячих балаганов, вертепа. Нередко это делалось импровизированно. От названия этих стихов произошло слово «раёк» - ящик с передвижными картинами, на которые смотрят в толстое стекло; до революции так называли и верхний ярус в театре. Так называли и вертеп, и любой кукольный театр, в основном петрушечный. В современных школах раешники дети изучают и сочиняют на уроках литературы по темам фольклора, а также ставят их как вертеп на Рождество Христово.

РАЗБРОСАННОСТЬ

РАЗБРОСАННОСТЬ (ст.слав. - бросить) - отрицательная нравственно-этическая черта личности, проявляющаяся в поведении, в отношениях к вещам, в оценках, пристрастиях, интересах как способность все приводить в беспорядок, разрушать систему, единство. Разбросанность интересов - это случайные увлечения чем попало, поверхностное любопытство. Разбросанность по отношению к вещам - это страсть к беспорядку, к бросанию вещей где попало и как попало. Словом - это склонность к разрушению заведенного или целесообразного и очевидного порядка.

РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ (лат. - эволюция) - объективный процесс постепенного и последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, протекающий как прогрессивное и положительное углубление, усложнение и расширение его потенциальных жизненных сил, как их раскрытие и реализация. Развитие - это всегда переход от низших форм жизнедеятельности к более высоким. Православная педагогика трактует развитие как процесс достижения человеком задуманного образа Божия. Развитие, вместе с тем, не исчерпывает всех изменений, которые происходят с человеком в процессе движения к исходному образу. В нем происходят более сложные процессы - «тайна личностного роста». Личность как бы «открывается». Вместе с тем, развитие есть механизм этого раскрытия личности, определяющий путь вверх, к полному раскрытию. Развитие есть функция двух основных факторов - врожденного и средового и их взаимодействия. Отсюда оно может рассматриваться и как саморазвитие, и как изменения под влиянием внешних воздействий. Всякое развитие происходит в поиске и преодолении препятствий внутри себя и внешних. Эти препятствия - помощники в развитии, они символизируют его стадии, фазы, темп. В ходе развития происходит освобождение душевных и духовных сил от телесных. В развитии укрепляются формы поведения, основанные на положительных духовно-нравственных основах. В определенные возрастные этапы в зависимости от конкретных условий развитие может ускоряться или замедляться. Первое происходит с одаренными детьми, второе - с детьми с задержкой психического развития. Нередко под развитием понимают совершенствование не только в целом человеческой личности, но и отдельных ее сторон (самосознания, характера, мышления) или какой-либо человеческой деятельности (науки, системы образования, школы).

РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ

РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ - расторжение брака мужа и жены, уже имеющих ребенка (детей), обязывающее их жить врозь, а ребенка - жить в неполной семье (без отца или матери). Согласно православию, брачный союз - дело святое, а развод - греховное. Но если и происходит развод, на то должны быть самые веские причины, учитывающие в первую очередь жизненные интересы ребенка (детей) и уж потом - самих супругов. Самую большую эмоционально-психическую нагрузку при разводе родителей несут дети. Их нельзя вовлекать в ссоры и взаимные претензии разводящихся родителей. Отношения с обоими должны сохраняться именно родительскими, теплыми, заботливыми и открытыми. После развода новая неполная семья (или семья с новым членом - отчимом или мачехой) должна позаботиться о приспособлении детей к новому образу жизни, новым отношениям, новой позиции.

РАЗВРАЩЕННОСТЬ

РАЗВРАЩЕННОСТЬ - отрицательное нравственно-этическое свойство личности и поведения, характеризующее их как сильное отступление от принятых христианских норм и правил. В итоге - это совершенно неприличные поступки, отношения, оценки, вкусы, потребности и запросы, мотивы действий, с точки зрения общества непристойные, крайне циничные, распутные и даже преступные. Чаще всего развращенность относят к действиям сексуального характера, направленные на малолетних и несовершеннолетних детей. Сам факт развращенности влечет за собой судебное наказание. Развращенный человек - это всегда в крайностях греха и в плену своих страстей, особенно телесных. Он отвергаем или осуждаем в обществе. «Развращенность» в корне имеет слово «вращение», и в нем заложен смысл от-вращения, от-вертывания от нравственных Законов Божиих. Развращенность есть всегда служение дьяволу. Как правило, за это следует возмездие.

РАЗВЯЗНОСТЬ

РАЗВЯЗНОСТЬ (ст.слав. - не связанный) - отрицательное нравственно-этическое качеств личности и поведения, характеризующее внутреннее освобождение человеком самого себя от какой-либо зависимости от этики общения и отношения к вещам и делу. Развязный человек эгоистичен, навязчив, ловок, невнимателен к окружающим, безразличен к их восприятию его поведения. Никто, ни нравы и обычаи, ни предписанные правила не стесняют его в поведении, в словах, в чувствах, в поступках. Развязность - это незнание чувства стыда, стеснения, неведение вины. Это нарушение социальной гармонии в общении, база для возникновения конфликтных ситуаций.

РАЗГИЛЬДЯЙСТВО

РАЗГИЛЬДЯЙСТВО (от тат. «гиль» - путаница) - отрицательное нравственно-этическое качество личности и поведения, характеризующее состояния полной беззаботности, безответственности, несобранности. Разгильдяями на Руси всегда звали растреп, растяп, разинь, лентяев, т.е. людей, легко живущих, не придающих значения ни внешнему виду, ни манерам поведения, ни сохранению гармонии своих отношений с другими людьми, ни сбережению трудом добытого богатства и общественного статуса, как своего собственного, так и близких людей. От татарского слова «гиль» (путаница) было образовано русское слово «разгуляй», что значило «увеселение». Разгильдяйство есть форма непрерывного увеселения в полной беспечности, своеволия.

РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - это процесс распада единства внутреннего состояния личности и внешних форм поведения. Это когда человек думает одно, а говорит и делает другое. Раздвоение личности - это раздвоение сознания, допускающее саму возможность неискреннего поведения, осуждаемого им самим. Раздвоение личности - это двоеверие в мировоззренческих позициях, когда убеждения «вмещают» в себя и язычество, и христианство. В целом, с точки зрения психологов, это явление психологической или социальной патологии или форма крайне эгоистического поведения ради личной выгоды. Как патологическое явление раздвоение личности возникает при патологии памяти, помрачении сознания.

РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ

РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ - периодически возникающий в истории Христианской Церкви процесс появления внутри нее различных конфессий, ветвей, партий и формирование их как автономных. Разделение церквей происходило на основе разности толкований христианских догм или расхождения представлений об управлении самой церковью. Самое крупное разделение церквей произошло в XI веке, когда христианство поделилось на православие и католицизм, т.е. на восточную и западную церковь. Возникло при этом два религиозных центра - в Константинополе и Риме. Так разделилась в идее своей единая и вселенская Христианская Церковь. Сегодня римско-католическая церковь ставит вопрос об экуменизации церквей в христианстве.

РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - это автономное друг от друга обучение мальчиков и девочек. Для этого в системе образования создаются мужские и женские школы, гимназии, лицеи. До революции был принят именно такой тип обучения. В советское время в крупных городах был опыт раздельного обучения в период 1944-1954 годов. Раздельное обучение способствует поддержанию мужской и женской традиций в обществе, сохранению нравов во взаимоотношениях полов. С точки зрения православной педагогики это один из целесообразных типов образовательных учреждений, способствующих религиозному и одновременно поло-ролевому воспитанию, обеспечивающему устойчивость будущей семьи, учету половозрастных особенностей детей.

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как быстрая и неадекватная реакция на какое-либо воздействие, как правило, агрессивного характера. Раздражительность - это всегда нетерпение, резкие необдуманные суждения, нередко грубость и хамство. Часто сопровождается слезами, обидами, обвинениями. Чаще всего причиной раздражительности является больная нервная система, но бывает и дурное воспитание, поощряющее эгоизм, капризы, себялюбие.

РАЗЛУКА

РАЗЛУКА (ст.слав. - отделять) - так называется психическое состояние, испытываемое человеком находящимся вдали от того, с кем хочет быть вместе, жить рядом и часто общаться. Разлука - это взаимоудаленность, разделенность близких и дорогих друг другу людей, кому какие-то обстоятельства не дают быть вместе, несмотря на их стремления и тягу друг к другу. Переживается как сильное чувство тяготения, желание видеть, слышать, заботиться о другом человеке. Разлука влюбленных, матери и сына является популярной темой фольклора, народных песен и частушек, сказок и сказаний.

РАЗОЧАРОВАНИЕ

РАЗОЧАРОВАНИЕ (ст.слав. - не очарованный) - психическое состояние человека, испытывающего неудовлетворение по поводу чего-нибудь или кого-нибудь. Разочарование - это освобождение от очарования, влюбленности, надежды на кого-то или что-то. Оно наступает в результате неудачи, рассеяния мечты, отрезвления, более глубокого узнавания, когда объект очарования показывается в ином свете, не столь приятном. И человек в нем разочаровывается. Это тягостное состояние, способное вызвать психическое расстройство, упадок сил, неверие. Как правило, ему поддаются люди влюбчивые, с некритичным мышлением, доверчивые.

РАЗУМ

РАЗУМ (ц.слав. - смысл, значение) - это духовная сила человека, способствующая более глубокому постижению сущности познаваемого предмета. Разум «может» постигать, судить, осмысливать, творчески перерабатывать, обобщать, делать выводы, всесторонне и глубоко познавать явления. «Разум» отличается от «рассудка» тем, что он не ограничивается логическим анализом и формальным знанием, а использует интуицию, здравый смысл, опыт, свой и чужой, полученную из разных источников информацию. Разумом постигается не просто информация, а ценности, связь вещей, целесообразность существования. Особо высоко культивировался разум в эпоху Просвещения («Нет ничего более гордого и столь любознательного, как человеческий разум»), когда стал цениться смысл вещей, а не фиксирующая их «буква».

РАЙ

РАЙ (ст.слав. - небо, счастье) - образ сада для безмятежной и безгрешной жизни первых людей. В нем были райские птицы - символ близости к Богу и удаленности от действительности, символ Марии. Эти птицы будто питались только небесной росой и всю жизнь парили в воздухе и не касались земли. Этот рай был создан Богом на земле, по описанию, - на востоке от Палестины, в стране Эдемской. В этом раю до грехопадения жили Адам и Ева. Ныне этот «потерянный рай» стал целью богобоязненного человека, стремящегося его вернуть. В широком условном упоминании люди говорят о рае как о мифических островах счастья. Есть еще небесный рай - «царствие», уготованное Богом для обитания бессмертных душ праведников и святых после земной жизни. В этот рай вступил распятый с Иисусом Христом и уверовавший в него разбойник.

РАСИЗМ

РАСИЗМ (фр. - порода, племя) - реакционная теория, утверждающая социально-экономическое и политическое неравенство людей различных рас и национальностей (национализм). Истоки - признание биологического природного неравенства людей. Расизм - форма социальной дискриминации, когда народы делятся на «низшие» и «высшие», выделяемые по внешним признакам - цвету кожи, волос, глаз, форме носа и губ, росту и пропорциям тела и др.

РАСКАЯНИЕ

РАСКАЯНИЕ - состояние глубокого и искреннего сожаления о содеянном неверном или безнравственном поступке, осознания его неверности и дурных последствий, признания своей вины. Через раскаяние озаряется в человеке темное и устанавливается живая связь с Богом, преодолевается раздвоение личности. Православие утверждает, что нет другого пути к духовному восхождению, как через раскаяние. Вот почему раскаяние в грехах важно не менее других добродетелей. Оно есть проявление человеческой свободы воли и силу имеет лишь как свободный акт. Форма раскаяния есть исповедь и просьба о прощении у тех, кому причинено зло.

РАСКОЛ

РАСКОЛ - религиозное движение в России в середине XVII века, закончившееся выделением старообрядцев (старообрядцев стали называть раскольниками). Основание для раскола в Русской Православной церкви дала реформа патриарха Никона (сторонников новой реформированной церкви стали называть никонианцами). Суть реформы состояла в исправлении единообразия церковной службы, замене двоеперстного крестного знамения на троеперстное и др. Частью священников и прихожан эти нововведения не были признаны и вызвали яростный протест. Эти противники реформ были преданы анафеме и подверглись жестоким регрессиям и изгнанию. Исследователи раскола пришли к выводу, что это было не только религиозное движение, а и форма протеста против централизации и усиления церковной власти. Раскольники отстаивали право на собственную совесть в делах веры и религиозных обрядов. Собор Русской Православной церкви в 1971 году снял проклятье собора 1667 года за следование старым обрядам, что означало признание раскольников.

Предыдущая страница Следующая страница