Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОД"-"ПОР")
ПОДВИЖНИЧЕСТВО (гр. - упражняющийся) - это особые духовные упражнения в самоотречении от мирских потребностей и желаний, направленные на достижение нравственного совершенства и общения с Богом. Подвижничество - это движущийся, меняющийся, подвигающийся человек, из религиозных побуждений подвергающий себя лишениям. На подвижничество может пойти лишь тот, кто осознает необходимость эволюционного движения вперед, обладает смелостью, волей, чтобы отказаться от предрассудков и эгоистических устремлений. Подвижничество - это подвиг прежде всего духа, это трудничество. Среди православных людей, особенно среди монахов, было сильно развито подвижничество, их духовные подвиги изучают дети. |
ПОДЛОСТЬ (ст.слав. - подле, рядом, около) - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как бесчестность, неискренность, угодничество, подобострастие, противоречащие истинному отношению к человеку. Подлость - это нечто низкое, основанное на двойном стандарте поведения и отношений, на низменных мотивах внешне достойных действий. Подлый человек совершает зло неожиданно или скрыто, притупляя при этом бдительность противной стороны уверениями и обещаниями любви, преданности, честности, добра. В русском народе о таких говорят: «волк в овечьей шкуре», человек, бьющий «в спину», «из-за угла», говорящий «за глаза» и т.д. |
ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ (ст.слав. - дозор) - отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся в недоверчивости, мнительности, предположении без наличия основания, виновности другого лица, в чувстве опасения неблагоприятных действий с его стороны. Подозрительный человек опасается людей, он способен к преувеличению вины кого-либо, к осуждению, он не склонен к длительной и глубокой дружбе. В основе лежит отсутствие любви и веры в Бога, в людей. По данным психологов почти каждый второй человек в перестроечной России страдает подозрительностью, что обедняет жизнь, порождает недоверие, ложные обвинения и ничего общего не имеет с добром и любовью. |
ПОДРАЖАНИЕ (ст.слав. - проверять край) - метод учения (научения), состоящий в непосредственном присвоении обучающимся заданных образцов слов, действий, поведения, творческой деятельности, в приспособлении к ним и прямом использовании. При этом обучающийся внимателен, наблюдателен, памятлив, что помогает ему разделить целое, нередко сложное действие на части, затем последовательно воспроизводить максимально близко к образцу (модели). Подражание - это репродуктивное воспроизведение чего бы то ни было, это копирование, следование примеру. И хотя не все в воспитании, обучении, в профессиональной деятельности, особенно творческого характера усваивается подражанием, оно огромную роль играет на начальной стадии социализации человека, при следовании достойному нравственному примеру, при усвоении передового опыта и в других случаях. |
ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО (ст.слав. - колоть, жалить) - это действие одного человека, склоняющие другого к совершению какого-либо зла, побуждающие, подбивающие, возбуждающие, прямо или косвенно заставляющие совершать дурные поступки по отношению к третьему лицу. В правовом отношении подстрекательство относится к наказуемым действиям, ибо считается формой соучастия в совершении преступления в виде побуждения, призыва к нему. В детской среде такие действия встречаются нередко. Из-за скрытности, завуалированности их трудно выявлять и лечить, ибо поступки подстрекательства могут легко переходить в черту характера и сопровождать человека всю жизнь. Такие люди слывут в народе хитрыми, коварными, умеющими загребать жар «чужими руками». |
ПОДХАЛИМСТВО (др.рус. - холуй) - отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающееся в использовании лести, комплиментарности, подношений, излишней услужливости и предупредительности в корыстных целях для извлечения какой-либо выгоды. В русском языке когда-то было слово «подхалюза», что означало почти то же самое - скрытый льстец, пройдоха, услужливый и ловкий человек с эгоистическими склонностями, интересами. Задабривая подарками, комплиментами, незначительными услугами, подхалимы выгадывают себе прощение, повышение по службе, доверие, повышенную оценку. Есть люди, любящие подхалимство и воспринимающие его как внимательность и уважение, отчего в критических ситуациях приходит разочарование. |
ПОЖЕРТВОВАНИЕ (ст.слав. - дать жрецу, священнику) - действие дарения денег, вещей, предметов нуждающимся в них. Пожертвовать - это отдать свое, добровольно отказавшись от благополучия, удобства, сытости, не пощадив себя, поступившись своим комфортом и благополучием. Пожертвование возможно одному человеку и общности, со стороны отдельных членов общества и государств. Пожертвования на содержание храмов собирает церковь; гуманитарная помощь тоже есть вид пожертвования, спонсорство и меценатство нередко тоже действуют через пожертвование. В детском возрасте подаяние милостыни, помощь другу тоже часто по сути являются пожертвованием. |
ПОЗВОЛЕНИЕ (ст.слав.) - это метод управления, состоящий в разрешении человеку действовать согласно своим желанию и воле. Дать разрешение на что-то - это допустить, дать свободу, простор, не мешать человеку выполнить задуманное, согласиться с его устремлениями. Позволение, как правило, испрашивают дети или подчиненные в системе профессиональной деятельности в ситуации, требующей нарушения режима, принятых правил и норм. В этом случае ответственность за нарушение как бы перекладывается на другого человека - родителя, учителя или начальника, использующих позволение как метод управления людьми. Детей надо учить пользоваться позволением, помогающим избегать конфликтов с законом, правилами, нормами, обычаями, принятыми в обществе, школе, семье. |
ПОЗИТИВИЗМ (лат. - положительный) - философское учение, основанное на идее признания в качестве позитива «единственно верного» научного знания. Позитивизм требовал сосредоточенности теории и практики на точных фактах, реально существующих, полученных научным путем и описанных научными способами, он требовал исключения из науки, из внимания ученых всего того, что недоступно прямому наблюдению. Позитивисты уходили от изучения природы тех или иных явлений и причин их «поведения», в частности, человека и описывали лишь «фактическое» положение индивидов, ограничиваясь характеристиками лишь внешних признаков. Они считали, что невозможно выйти за пределы опыта. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания. Формируется в учебной деятельности и самообразовании и обусловливает интенсивность и характер протекания учения и результат научения. Критерии познавательной активности: количество и качество изучаемого материала, познавательный интерес, сформированность приемов умственной деятельности, уровень подготовленности к обучению на данном уровне, количество используемых источников в обучении и самообразовании, самостоятельность и инициативность в обучении, в познании. Познавательная активность характеризует всю жизнедеятельность учащегося, студента, от нее зависит их благополучие, успех, статус. Она может стать устойчивым личностным образованием и быть качеством личности. |
ПОЗНАНИЕ - это процесс изучения фактов, полученных из опыта и источников его описания. В процессе изучения человек простраивает мысленную модель познаваемого, как бы «складывая» и систематизируя добытые знания и представления о факте как объекте познания. Так складывается простая осведомленность о чем-то. Сущность познания и его технологию разные авторы видят по-разному. Наиболее популярна сегодня концепция познания, основанная на следующих идеях: данные чувственного опыта, ставшие аксиомами, позволяют делать разные заключения при столкновении с новыми фактами; данные опыта связываются между собой логически, а также интуитивно; строгими являются лишь частные утверждения, логически выведенные из аксиом; получаемые вновь утверждения вновь соотносятся с чувственным опытом, уточняются, дополняются, корректируются. В то же время православная педагогика рассматривает познание как акт откровения, как результат духовного опыта: в меру духовности человеку открывается мир, что и составляет процесс истинного ведения и движения к Истине. В настоящее время теория познания стала учебным предметом в старших классах, включенным в некоторых странах в стандарт образования. Незнание теории познания становится тормозом в развитии образования, сдерживающим развитие творческого и критического мышления. |
ПОЗОР (ст.слав. - вид, внимание) - это социально-психическое состояние, испытываемое в условиях всеобщего обозрения и общественного осуждения проступка человека. Это ощущение собственного бесчестья, усиленное вниманием к проступку (преступлению) общественности. Когда-то на Руси существовало слово «позорище», которое не просто усиливало отношение говорящего к «позору» от деяний, но обозначало гульбище, зрелище, выставленное на всеобщее обозрение. Так что двойственное отношение церкви к театру корнями уходит в дохристианскую русскую культуру. В условиях образования «позор» и его испытание ребенком возникает в ситуации всеобщего осуждения поведения, учения, каких-то личных нравственных качеств. Чувство позора приводит человека к чувству вины, усиливающему духовную жизнь личности. Правда, иногда испытание позора приводит к озлоблению и еще большему нарушению нравственных норм жизни. |
ПОКАЯНИЕ (гр. - умопремена, перемена ума) - состояние болезненной совести, «переживающей за грехи, допущенные по страстям». Таинство покаяния есть признание перед Богом и людьми (миром) своих грехов и очищение совести. В покаянии человек восходит к сознанию жить по Божески, примириться с Ним через раскаяние, Самоосуждение прежнего и совершение благих дел. Цель покаяния - изменение себя, самовоспитание, самоформирование, внутренняя перемена ума, перевоспитание себя. Покаяние дает установку на преодоление страстей в будущем, укрепляет стремление больше не грешить. Покаяние - тончайший душевный процесс обращения к Богу за помощью в преодолении грехов, ибо сам человек слаб, чтоб избавиться от них самостоятельно. Оно составляет основную часть таинства исповеди. Покаяние перед Всевышним должно научать человека апостольскому покаянию перед миром, а также перед близкими, друзьями, учителями за причиненное зло (просить прощения, извиняться). В этом состоит великий духовно-душевный талант человека - через покаяние обретать вновь чувство внутренней свободы и гармонизировать свои отношения с людьми и Богом. «Только плохой нуждается в покаянии, но только хороший может раскаяться». |
ПОКОРНОСТЬ - положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как послушание, смирение, повиновение, отказ от сопротивления и борьбы, исполнительность, подчинение обстоятельствам, власти. Покорность - это и вежливое обращение с просьбами, замечаниями, требованиями людей, извинение за свои недостаточно квалифицированные действия. Покорностью можно ликвидировать конфликты, побудить собеседника слушать себя, воспитать в себе толерантность, повиновение и другие качества терпения. Покорность нельзя путать с раболепием. Это осознанное духовно-нравственное поведение человека, вся корысть которого состоит не в личных, а в общественных выгодах, в понимании сути жизненных обстоятельств. Покорность главным образом нужна перед Богом в вере в Него. Покорность на земле с верой в Него - это духовное состояние и видение жизни. |
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник русской православной церкви, один из великих. Установлен с середины XII века во Владимиро-Суздальском княжестве благоверным князем Андреем Боголюбским. До этого еще, в 1165 году на тихой реке Нерли князь поставил храм Покрова Пресвятой Богородицы (Храм на Нерли). Легкий, одноглавый, похожий издали на воина в серебряном шлеме, в белокаменной рубахе. В Москве Иван Грозный построил собор Покрова Божией Матери, именуемый храмом Василия Блаженного. История праздника восходит к IX веку, когда блаженному Андрею, славянину по происхождению и его ученику в Константинопольском храме во время богослужения было видение Самой Пресвятой Богородицы в окружении святых и ангелов. Она, стоя на воздухе, озаренная небесным светом, молилась за христиан и долго пребывала в молитве. Закончив ее, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми. защищая их от видимых и невидимых врагов. И этот покров в руках Владычицы блистал «паче лучей солнечных». День праздника - 14 октября по новому стилю. По русскому народному календарю это первое зазимье, когда земля покрывается первым снегом. Суббота перед Покровом была тоже праздничной в связи с окончанием сельхозработ и днем поминовения умерших. Суббота была также днем благодарения предков за урожай. Перед Покровом наводили в доме чистоту, порядок, готовясь к зиме. С этого праздника начиналось время свадеб, пышных ярмарок (Покровская ярмарка). |
ПОЛДЕНЬ - время суток - середина дня, следующая за утром. Полдень, согласно славянской мифологии, это персонаж в виде маленького старичка, указывающий время суток. В некоторых мифических преданиях его именуют Временем. |
ПОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение ребенка, основанное не на собственных внутренних потребностях, убеждениях, установках, решениях, а на обстоятельствах внешней среды. Все, что ситуативно привлекает ребенка, может стать основанием для поведенческой реакции и изменения ранее принятых планов. При этом собственные побуждения и решения (обещания) легко угасают под влиянием любых внешних обстоятельств. Полевое поведение чаще наблюдается у детей со слабой волей и сильными эмоциями, а также у плохо воспитанных - безответственных, легкомысленных, эгоистичных. Это поведение ситуативное, мало предсказуемое, легко изменяемое, неустойчивое. Среди людей встречаются полезависимые и поленезависимые. Первые быстро реагируют на изменения среды сильной реакцией, например, радости страха, ожидания приятного. Они часто впадают в конформизм, приспособленчество, подчиняясь среде. Вторые - люди разумные, все внешнее «пропускают» через себя и отбирают только то, что в перспективе соответствует их целям и взглядам. Теория полевого поведения (теория поля) легла в основу современной проблемы формирования «педагогики среды» и «образовательного пространства». |
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (гр. - многокультурное) - это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. В конце ХХ века в мире пошел процесс сближения стран и народов, произошла мощнейшая миграция населения (в мире 2000 народов и более 200 стран), превращая планету в «глобальную деревню». Это потребовало сменить ценностные ориентации и переориентироваться с монокультурного образования на многокультурное, т.е. поликультурное при сохранении в качестве стержня свою собственную культуру. Поликультурность также является качеством личности. В этих условиях особенно востребованной стала народная педагогика. |
ПОЛИЛОГ (гр. - много суждений) - способ обсуждения проблем с участием трех и более сторон, имеющих разные точки зрения на нее (сравните, монолог, диалог). Полилог возможен в формах: беседы, дискуссии, конференции, диспута, организационно-деятельностной игры и др. Полилог - это взаимное проникновение индивидуальных, исторических, национальных, территориальных, религиозных культур, опыт их взаимодействия и нахождения точек соприкосновения. Участие в полилоге учит учащихся проникать и понимать логику собеседника, терпению, нахождению общего и особенного, умению выслушивать и корректировать собственную систему взглядов. Как метод обучения полилог более сложен, чем диалог. Он строится на персонализации позиции каждого участника и требует учета большего числа факторов при своем личном участии. Полилог эффективен при многокультурном и поликультурном образовании, при использовании коллективных форм обучения и в технологии личностно ориентированного обучения. |
ПОЛИТЕИЗМ (гр. - многобожие) - поклонение нескольким богам. Каждый бог при этом имеет свое имя, свой облик, свою историю, выполняет свою функцию в жизни людей и люди выполняют по отношению к нему особые обряды. Боги были связаны с разными видами деятельности людей, разными жизненными сферами и проблемами. Политеизм был третьей ступенью эволюции религиозных представлений людей: до него была вера в духов (тотемизм), затем - анимизм. Политеизм лежал в основе язычества. Единобожие (монотеизм) зародилось внутри политеизма, окончательно победив с приходом на землю богочеловека Иисуса Христа. |
ПОЛНАЯ СЕМЬЯ - наиболее полноценный тип семьи с наличием обоих родителей и детей. Такая семья есть основа общественного благоустройства. Однако «полной» она может быть названа только при следующих условиях: полноценное исполнение супругами своих функций по отношению друг к другу, к дому, семье в целом и детям; взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодействие членов семьи; психологическая защищенность каждого члена семьи со стороны самой семьи. Полная семья - это хорошо «встроенная» в общество семья, имеющая связи со своими родственниками, с общественными институтами, проживающая в своей культуре и своей культурой. |
ПОЛОТНЯНАЯ СВАДЬБА - девятый по счету свадебный юбилей, в русской народной традиции празднуемый в честь 35-летия со дня главной свадьбы - дня создания семьи. Полотняная свадьба следует за серебряной, жемчужной и символизирует широту, большую прочность, природность, естественность. Т.е. этот юбилей - норма для всего народа, после чего браки практически не разрушаются, если не считать ухода из жизни по болезни или случайности одного из супругов. К этому юбилею супруги, как правило, имеют больших внуков. Эта свадьба празднуется скромно, с приглашением только детей и внуков. Начиная с 35-летнего юбилея, инициатива в подготовке юбилейного праздника должна уже переходить к детям. |
ПОМАЗАННИК - лицо, над которым совершен обряд помазания елеем. «Помазанник» - термин библейский, символизирующий высшее ответственное служение Богу. Помазание производилось с первосвященниками, пророками, царями. Помазание на царство вошло в круг традиционного обряда восшествия государя на престол. Считается, что через помазание монархи получают свою власть от самого Бога и ответственны перед ним за свой народ. Таких монархов (царей, императоров, королей) называют помазанниками Божиими. В Новом Завете Помазанником именуется сам Иисус Христос. |
ПОМЕСТНЫЙ СОБОР - съезд духовенства Русской Православной Церкви, один из высших органов власти и управления. На нем решаются вопросы вероучения, культа, церковного устройства и церковного суда, т.е. законодательные, исполнительные и судебные. Поместный собор созывается патриархом и Священным синодом по необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Поместный собор является последней инстанцией, полномочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности патриарха. В данном столетии соборы собирались в 1917, 1945, 1971, 1988 и в 1990 годах. На Соборе 1988 года были канонизированы такие святые Земли Русской, как князь Московский Дм. Донской, иконописец Андрей Рублев, писатель и публицист Максим Грек, собиратель и переводчик на русский язык святоотеческих произведений схиархимандрит Паисий Величковский, блаженная Ксения Петербуржская, богослов епископ Игнатий Брянчанинов, иеросхимонах Амвросий Оптинский, богослов епископ Феофан Затворник. |
ПОМИНОВЕНИЕ - упоминание имен живых и умерших в молитвах, следующих в церкви за литургией. Поминовение основано на вере в вечное благо и спасение поминаемых. Особое значение в христианстве имеет поминовение усопших. По евангельскому учению, у Бога, «у Него все живы», потому любовь между живыми и мертвыми не прекращается, а осуществляется через молитву. Дни поминовения усопших существуют у всех народов. В русском православии есть общие дни поминовения: мясопустная суббота, Троицкая суббота, родительские субботы - в Великий пост, Радоница, Димитриевская суббота. Индивидуальное поминовение зависело от даты смерти и похорон усопшего - на 9-ый, 40-ой дни, затем полгода, год. Поминовение совершалось соблюдением поминальных обрядов, которые впервые на Руси появились еще в языческие времена. Сюда входит посещение кладбищ, подготовка ритуальной еды. приглашение друзей, соседей, родственников. Каждый верующий имеет свое «поминание» - книжицу с именами живых и мертвых, о которых он молится. |
ПОМОЧЬ - так издревле на Руси называли коллективный труд в помощь особо нуждающимся - погорельцам, внезапно заболевшим, сиротам, семьям рекрутов. при падеже скота и т.д. Это русский народный обычай собираться жителям одного, иногда двух сел и устраивать настоящие трудовые праздники с гуляньем после общего труда. Коллективная трудовая помочь касалась крупных хозяйственных дел - дожинок, толоки льна, вывоза навоза в поле под пар, строительства избы, кладки печи, рубки капусты для квашения, заготовки дров и т.д. На одни работы собирались только парни, для других - только девушки, для третьих - только умельцы и мастеровые. Иногда на помочь собиралось до 200 человек. Вся работа выполнялась, как правило, в один день. После работ устраивались гулянья с обильной едой, пирогами, что должны устраивать те, кому помогают, в знак благодарения. Некоторые виды помочей имели свои названия: супрядки - по пряже ниток миром поочередно в каждой избе, дравяницы - по рубке дров, сеновники - по заготовке сена, печебитье - по кладке печей и т.д. Этот обычай кое-где в селах сохранился до сих пор. |
ПОМОЩЬ - это действия, направленные на содействие, участие, поддержку нуждающихся. Основана на любви и сострадании к ближнему. Это фундаментальное понятие общечеловеческого сообщества, через которое характеризуется уровень развития личности. Считается, что «помощь есть стук в будущее», что помогать надо везде, где может рука проникнуть, мысль пролететь. Посредством помощи можно принести пользу, облегчить чью-то судьбу, достичь цели спасения собственной души: помогая другим, мы помогаем себе. В школьном коллективе существует товарищеская помощь, помощь отстающим, когда-то имеющая название «скорой помощи». |
ПОНЕДЕЛЬНИК - первый день, начинающий неделю (седмицу). В русской культуре отнесен к числу «мужских» дней недели. Считалось в народе, что он приносит неудачи и потому в этот день не начинали пахать или сеять, не выезжали далеко от дома, не давали в долг. В этот день нередко тоже постились, избегая есть мясное. Понедельник - день нелюбимый, по поводу чего ходила шутка: «суббота лучше недели». В предпасхальной седмице, посвященной воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, есть Великий Понедельник. В этот день вспоминают Иосифа Прекрасного, проданного братьями в рабство и ставшего потом любимцем египетского фараона, затем простившего братьев и оказавшего им помощь. Эту историю повторил Иисус Христос. В этот день вспоминается бесплодная смоковница, напоминающая нам, что за хлеб духовный, данный нам Господом, мы должны дать плоды - свое нравственное совершенство. По православной вере понедельник посвящается духам, посылаемым Богом на помощь людям для достижения спасения. |
ПОНОМАРЬ (ц.-слав. - привратник) - в православной церкви служитель низшего ранга. В его обязанность входит: звонить в колокол, возжигать в церкви свечи и лампады, участвовать в пении на клиросе, прислуживать при богослужении. Пономаря еще называют алтарником, т.е. прислужником при алтаре. На такую должность идет молодежь, нередко подростки, выбравшие путь служения Богу через церковь. |
ПОНЯТИЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - научная идея, объясняющая связь сознания и действия. Суть идеи заключается в утверждении первичности сознания, которое через заключенные (приобретенные) в нем понятия предопределяет соответствующее им поведение. Иными словами, мы действуем в меру усвоенных и определенным образом понятых понятий. Данное утверждение, автором которого является отечественный психолог Р. Лурия, полностью подтверждается профессиональной деятельностью учителя: эксперименты показали, что учитель действует в рамках своей индивидуальной понятийной системы. Не более пяти процентов объема своей деятельности учитель совершает интуитивно, без влияния усвоенного понятийно-терминологического аппарата. |
ПООЩРЕНИЕ (ц.слав. - острить) - метод воспитания, предназначенный для стимулирования личного роста и развития. Приемов поощрения очень много: похвала, поддержка, подарок, улыбка, премия и т.д. Поощрение - это положительная оценка учения, труда, поведения. Поощрять можно проявление любых черт характера и поступков человека, направленных на творение добра: интересов, инициативы, внимательности, творчества, учебного ответа и т.д. В школьной практике и семейном воспитании поощрение является ведущим методом воспитания детей и подростков. |
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО - форма материальной, духовной и интеллектуальной защиты нуждающихся лиц и организаций. Попечителями могут быть отдельные лица или организации в целом, официально назначенные или добровольно принявшие на себя эту миссию. Попечителем может быть должностное лицо, руководящее ведомством, которому подчиняются подопечные. При организациях, нуждающихся в попечительстве, может быть создан попечительский совет - общественный орган, специально сформированный из числа попечителей для мобилизации и координации их действий, материальных, духовных и интеллектуальных средств, направляемых в помощь и развитие учреждения, в частности, образования. Попечительство - это еще и форма правовой защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей, лишении родительских прав и других случаях. |
ПОП-КУЛЬТУРА (англ. - популярная) - общедоступная для понимания и творения массами культура, основанная на авангардистских взглядах и негативном отношении к классической культуре и мировому культурному наследию. Поп-культура возникает в периоды застоя в развитии традиционных классических направлений и являет собой способ его преодоления и выражения новых растущих требований. В то же время она разрушительна: принижает вкусы людей, уводит от серьезных проблем, противостоит духовному росту людей, цинична, жестка, меркантильна. Поп-культура (музыка, живопись, поэзия, мода) как массовая культура (культура масс) есть все же средство развития культуры, которая тоже может давать миру примеры высокого искусства и оказывать влияние на умы и чувства многих и многих граждан. В молодежном сленге произведения такой культуры названы просто «попсой». |
ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО - способ решения финансовых и материальных проблем путем обращения за безвозмездной помощью к лицам или организациям. Попрошайничество - явление социально-экономическое: рост нищеты в обществе рождает число нищих, попрошаек. В то же время, часть попрошаек, втянувшись в нищету и безделье, становятся «профессиональными» нищими и добровольно сохраняют этот статус, не желая его менять. Иногда попрошайничество становится способом обогащения - добывания средств для приобретения дорогостоящих вещей. Все виды попрошайничества имеют одинаковые формы внешнего выражения - прошение милостыни, прибеднение как принижение своих возможностей, жалобы, просьбы, заявление на оказание помощи и др. В любом случае здесь есть расчет на милость, доброту, жалость людей. Склонность к попрошайничеству как способу приспособления к жизни может проявиться уже в детстве на основе зависти или лени. |
ПОПУСТИТЕЛЬСТВО - стиль управления в социальной сфере, в том числе и педагогической. В сфере образования и семейного воспитания попустительство выражается в таких действиях педагогов и родителей, как: прощение проступков, допущение случаев безнравственного поведения, незапрещение нарушений правил и норм поведения, умалчивание нарушений при выполнении функций, разрешение недозволенных и разрушающих слов и действий и т.д. Попустительство возникает от безволия власти и воспитателей, выражающееся в их бездействии, а также от сознательного снижения собственной ответственности за результаты своей деятельности, за итоги образования и воспитания детей. В русском народе такой стиль отношений к детям называют «потаканием», «потачкой», «потворством» и не приветствуют, а осуждают. |
ПОРНОГРАФИЯ (гр. - разврат) - крайне непристойное, цинично открытое изображение интимных человеческих отношений, вульгарная натуралистичность их отражения в литературе, театре, кино, в изобразительном искусстве и фото, в иллюстрациях к учебным пособиям и т.д. В бытовом языке это все называется «порнухой». Развращающее и разрушающее действие порнографии, особенно на детей очевидно. Поэтому изготовление и распространение порнографических предметов и других материалов порнобизнес является незаконным, уголовно наказуемым. Порнография, обращение к ней есть показатель низкого уровня духовно-нравственного развития человека. |
ПОРОК (ст.слав. - порицание) - человеческий грех, т.е. отрицательные духовно-нравственные, нравственно-этические и волевые качества личности, порождающие страсти и стремление, склонность их удовлетворить. Порочными являются: высокомерие, зависть, невоздержанность, корыстолюбие, леность, сладострастие, неверие, сомнение, сумасбродство, трусость, осуждение, клевета, обман и др. качества и действия. Эти свойства предосудительны, они относятся к числу недостатков человека, от которых ему следует избавляться во спасение своей души. Порок активен, он тоже «борется» за свое существование с добродетелью. Но человек и человечество постепенно, хотя и с трудом, изживает свои пороки. |