Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОД"-"ПОР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОД"-"ПОР")

ПОДВИЖНИЧЕСТВО

ПОДВИЖНИЧЕСТВО (гр. - упражняющийся) - это особые духовные упражнения в самоотречении от мирских потребностей и желаний, направленные на достижение нравственного совершенства и общения с Богом. Подвижничество - это движущийся, меняющийся, подвигающийся человек, из религиозных побуждений подвергающий себя лишениям. На подвижничество может пойти лишь тот, кто осознает необходимость эволюционного движения вперед, обладает смелостью, волей, чтобы отказаться от предрассудков и эгоистических устремлений. Подвижничество - это подвиг прежде всего духа, это трудничество. Среди православных людей, особенно среди монахов, было сильно развито подвижничество, их духовные подвиги изучают дети.

ПОДЛОСТЬ

ПОДЛОСТЬ (ст.слав. - подле, рядом, около) - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как бесчестность, неискренность, угодничество, подобострастие, противоречащие истинному отношению к человеку. Подлость - это нечто низкое, основанное на двойном стандарте поведения и отношений, на низменных мотивах внешне достойных действий. Подлый человек совершает зло неожиданно или скрыто, притупляя при этом бдительность противной стороны уверениями и обещаниями любви, преданности, честности, добра. В русском народе о таких говорят: «волк в овечьей шкуре», человек, бьющий «в спину», «из-за угла», говорящий «за глаза» и т.д.

ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ

ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ (ст.слав. - дозор) - отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся в недоверчивости, мнительности, предположении без наличия основания, виновности другого лица, в чувстве опасения неблагоприятных действий с его стороны. Подозрительный человек опасается людей, он способен к преувеличению вины кого-либо, к осуждению, он не склонен к длительной и глубокой дружбе. В основе лежит отсутствие любви и веры в Бога, в людей. По данным психологов почти каждый второй человек в перестроечной России страдает подозрительностью, что обедняет жизнь, порождает недоверие, ложные обвинения и ничего общего не имеет с добром и любовью.

ПОДРАЖАНИЕ

ПОДРАЖАНИЕ (ст.слав. - проверять край) - метод учения (научения), состоящий в непосредственном присвоении обучающимся заданных образцов слов, действий, поведения, творческой деятельности, в приспособлении к ним и прямом использовании. При этом обучающийся внимателен, наблюдателен, памятлив, что помогает ему разделить целое, нередко сложное действие на части, затем последовательно воспроизводить максимально близко к образцу (модели). Подражание - это репродуктивное воспроизведение чего бы то ни было, это копирование, следование примеру. И хотя не все в воспитании, обучении, в профессиональной деятельности, особенно творческого характера усваивается подражанием, оно огромную роль играет на начальной стадии социализации человека, при следовании достойному нравственному примеру, при усвоении передового опыта и в других случаях.

ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО

ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО (ст.слав. - колоть, жалить) - это действие одного человека, склоняющие другого к совершению какого-либо зла, побуждающие, подбивающие, возбуждающие, прямо или косвенно заставляющие совершать дурные поступки по отношению к третьему лицу. В правовом отношении подстрекательство относится к наказуемым действиям, ибо считается формой соучастия в совершении преступления в виде побуждения, призыва к нему. В детской среде такие действия встречаются нередко. Из-за скрытности, завуалированности их трудно выявлять и лечить, ибо поступки подстрекательства могут легко переходить в черту характера и сопровождать человека всю жизнь. Такие люди слывут в народе хитрыми, коварными, умеющими загребать жар «чужими руками».

ПОДХАЛИМСТВО

ПОДХАЛИМСТВО (др.рус. - холуй) - отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающееся в использовании лести, комплиментарности, подношений, излишней услужливости и предупредительности в корыстных целях для извлечения какой-либо выгоды. В русском языке когда-то было слово «подхалюза», что означало почти то же самое - скрытый льстец, пройдоха, услужливый и ловкий человек с эгоистическими склонностями, интересами. Задабривая подарками, комплиментами, незначительными услугами, подхалимы выгадывают себе прощение, повышение по службе, доверие, повышенную оценку. Есть люди, любящие подхалимство и воспринимающие его как внимательность и уважение, отчего в критических ситуациях приходит разочарование.

ПОЖЕРТВОВАНИЕ

ПОЖЕРТВОВАНИЕ (ст.слав. - дать жрецу, священнику) - действие дарения денег, вещей, предметов нуждающимся в них. Пожертвовать - это отдать свое, добровольно отказавшись от благополучия, удобства, сытости, не пощадив себя, поступившись своим комфортом и благополучием. Пожертвование возможно одному человеку и общности, со стороны отдельных членов общества и государств. Пожертвования на содержание храмов собирает церковь; гуманитарная помощь тоже есть вид пожертвования, спонсорство и меценатство нередко тоже действуют через пожертвование. В детском возрасте подаяние милостыни, помощь другу тоже часто по сути являются пожертвованием.

ПОЗВОЛЕНИЕ

ПОЗВОЛЕНИЕ (ст.слав.) - это метод управления, состоящий в разрешении человеку действовать согласно своим желанию и воле. Дать разрешение на что-то - это допустить, дать свободу, простор, не мешать человеку выполнить задуманное, согласиться с его устремлениями. Позволение, как правило, испрашивают дети или подчиненные в системе профессиональной деятельности в ситуации, требующей нарушения режима, принятых правил и норм. В этом случае ответственность за нарушение как бы перекладывается на другого человека - родителя, учителя или начальника, использующих позволение как метод управления людьми. Детей надо учить пользоваться позволением, помогающим избегать конфликтов с законом, правилами, нормами, обычаями, принятыми в обществе, школе, семье.

ПОЗИТИВИЗМ

ПОЗИТИВИЗМ (лат. - положительный) - философское учение, основанное на идее признания в качестве позитива «единственно верного» научного знания. Позитивизм требовал сосредоточенности теории и практики на точных фактах, реально существующих, полученных научным путем и описанных научными способами, он требовал исключения из науки, из внимания ученых всего того, что недоступно прямому наблюдению. Позитивисты уходили от изучения природы тех или иных явлений и причин их «поведения», в частности, человека и описывали лишь «фактическое» положение индивидов, ограничиваясь характеристиками лишь внешних признаков. Они считали, что невозможно выйти за пределы опыта.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания. Формируется в учебной деятельности и самообразовании и обусловливает интенсивность и характер протекания учения и результат научения. Критерии познавательной активности: количество и качество изучаемого материала, познавательный интерес, сформированность приемов умственной деятельности, уровень подготовленности к обучению на данном уровне, количество используемых источников в обучении и самообразовании, самостоятельность и инициативность в обучении, в познании. Познавательная активность характеризует всю жизнедеятельность учащегося, студента, от нее зависит их благополучие, успех, статус. Она может стать устойчивым личностным образованием и быть качеством личности.

ПОЗНАНИЕ

ПОЗНАНИЕ - это процесс изучения фактов, полученных из опыта и источников его описания. В процессе изучения человек простраивает мысленную модель познаваемого, как бы «складывая» и систематизируя добытые знания и представления о факте как объекте познания. Так складывается простая осведомленность о чем-то. Сущность познания и его технологию разные авторы видят по-разному. Наиболее популярна сегодня концепция познания, основанная на следующих идеях: данные чувственного опыта, ставшие аксиомами, позволяют делать разные заключения при столкновении с новыми фактами; данные опыта связываются между собой логически, а также интуитивно; строгими являются лишь частные утверждения, логически выведенные из аксиом; получаемые вновь утверждения вновь соотносятся с чувственным опытом, уточняются, дополняются, корректируются. В то же время православная педагогика рассматривает познание как акт откровения, как результат духовного опыта: в меру духовности человеку открывается мир, что и составляет процесс истинного ведения и движения к Истине. В настоящее время теория познания стала учебным предметом в старших классах, включенным в некоторых странах в стандарт образования. Незнание теории познания становится тормозом в развитии образования, сдерживающим развитие творческого и критического мышления.

ПОЗОР

ПОЗОР (ст.слав. - вид, внимание) - это социально-психическое состояние, испытываемое в условиях всеобщего обозрения и общественного осуждения проступка человека. Это ощущение собственного бесчестья, усиленное вниманием к проступку (преступлению) общественности. Когда-то на Руси существовало слово «позорище», которое не просто усиливало отношение говорящего к «позору» от деяний, но обозначало гульбище, зрелище, выставленное на всеобщее обозрение. Так что двойственное отношение церкви к театру корнями уходит в дохристианскую русскую культуру. В условиях образования «позор» и его испытание ребенком возникает в ситуации всеобщего осуждения поведения, учения, каких-то личных нравственных качеств. Чувство позора приводит человека к чувству вины, усиливающему духовную жизнь личности. Правда, иногда испытание позора приводит к озлоблению и еще большему нарушению нравственных норм жизни.

ПОКАЯНИЕ

ПОКАЯНИЕ (гр. - умопремена, перемена ума) - состояние болезненной совести, «переживающей за грехи, допущенные по страстям». Таинство покаяния есть признание перед Богом и людьми (миром) своих грехов и очищение совести. В покаянии человек восходит к сознанию жить по Божески, примириться с Ним через раскаяние, Самоосуждение прежнего и совершение благих дел. Цель покаяния - изменение себя, самовоспитание, самоформирование, внутренняя перемена ума, перевоспитание себя. Покаяние дает установку на преодоление страстей в будущем, укрепляет стремление больше не грешить. Покаяние - тончайший душевный процесс обращения к Богу за помощью в преодолении грехов, ибо сам человек слаб, чтоб избавиться от них самостоятельно. Оно составляет основную часть таинства исповеди. Покаяние перед Всевышним должно научать человека апостольскому покаянию перед миром, а также перед близкими, друзьями, учителями за причиненное зло (просить прощения, извиняться). В этом состоит великий духовно-душевный талант человека - через покаяние обретать вновь чувство внутренней свободы и гармонизировать свои отношения с людьми и Богом. «Только плохой нуждается в покаянии, но только хороший может раскаяться».

ПОКОРНОСТЬ

ПОКОРНОСТЬ - положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как послушание, смирение, повиновение, отказ от сопротивления и борьбы, исполнительность, подчинение обстоятельствам, власти. Покорность - это и вежливое обращение с просьбами, замечаниями, требованиями людей, извинение за свои недостаточно квалифицированные действия. Покорностью можно ликвидировать конфликты, побудить собеседника слушать себя, воспитать в себе толерантность, повиновение и другие качества терпения. Покорность нельзя путать с раболепием. Это осознанное духовно-нравственное поведение человека, вся корысть которого состоит не в личных, а в общественных выгодах, в понимании сути жизненных обстоятельств. Покорность главным образом нужна перед Богом в вере в Него. Покорность на земле с верой в Него - это духовное состояние и видение жизни.

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник русской православной церкви, один из великих. Установлен с середины XII века во Владимиро-Суздальском княжестве благоверным князем Андреем Боголюбским. До этого еще, в 1165 году на тихой реке Нерли князь поставил храм Покрова Пресвятой Богородицы (Храм на Нерли). Легкий, одноглавый, похожий издали на воина в серебряном шлеме, в белокаменной рубахе. В Москве Иван Грозный построил собор Покрова Божией Матери, именуемый храмом Василия Блаженного. История праздника восходит к IX веку, когда блаженному Андрею, славянину по происхождению и его ученику в Константинопольском храме во время богослужения было видение Самой Пресвятой Богородицы в окружении святых и ангелов. Она, стоя на воздухе, озаренная небесным светом, молилась за христиан и долго пребывала в молитве. Закончив ее, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми. защищая их от видимых и невидимых врагов. И этот покров в руках Владычицы блистал «паче лучей солнечных». День праздника - 14 октября по новому стилю. По русскому народному календарю это первое зазимье, когда земля покрывается первым снегом. Суббота перед Покровом была тоже праздничной в связи с окончанием сельхозработ и днем поминовения умерших. Суббота была также днем благодарения предков за урожай. Перед Покровом наводили в доме чистоту, порядок, готовясь к зиме. С этого праздника начиналось время свадеб, пышных ярмарок (Покровская ярмарка).

ПОЛДЕНЬ

ПОЛДЕНЬ - время суток - середина дня, следующая за утром. Полдень, согласно славянской мифологии, это персонаж в виде маленького старичка, указывающий время суток. В некоторых мифических преданиях его именуют Временем.

ПОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ПОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение ребенка, основанное не на собственных внутренних потребностях, убеждениях, установках, решениях, а на обстоятельствах внешней среды. Все, что ситуативно привлекает ребенка, может стать основанием для поведенческой реакции и изменения ранее принятых планов. При этом собственные побуждения и решения (обещания) легко угасают под влиянием любых внешних обстоятельств. Полевое поведение чаще наблюдается у детей со слабой волей и сильными эмоциями, а также у плохо воспитанных - безответственных, легкомысленных, эгоистичных. Это поведение ситуативное, мало предсказуемое, легко изменяемое, неустойчивое. Среди людей встречаются полезависимые и поленезависимые. Первые быстро реагируют на изменения среды сильной реакцией, например, радости страха, ожидания приятного. Они часто впадают в конформизм, приспособленчество, подчиняясь среде. Вторые - люди разумные, все внешнее «пропускают» через себя и отбирают только то, что в перспективе соответствует их целям и взглядам. Теория полевого поведения (теория поля) легла в основу современной проблемы формирования «педагогики среды» и «образовательного пространства».

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (гр. - многокультурное) - это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. В конце ХХ века в мире пошел процесс сближения стран и народов, произошла мощнейшая миграция населения (в мире 2000 народов и более 200 стран), превращая планету в «глобальную деревню». Это потребовало сменить ценностные ориентации и переориентироваться с монокультурного образования на многокультурное, т.е. поликультурное при сохранении в качестве стержня свою собственную культуру. Поликультурность также является качеством личности. В этих условиях особенно востребованной стала народная педагогика.

ПОЛИЛОГ

ПОЛИЛОГ (гр. - много суждений) - способ обсуждения проблем с участием трех и более сторон, имеющих разные точки зрения на нее (сравните, монолог, диалог). Полилог возможен в формах: беседы, дискуссии, конференции, диспута, организационно-деятельностной игры и др. Полилог - это взаимное проникновение индивидуальных, исторических, национальных, территориальных, религиозных культур, опыт их взаимодействия и нахождения точек соприкосновения. Участие в полилоге учит учащихся проникать и понимать логику собеседника, терпению, нахождению общего и особенного, умению выслушивать и корректировать собственную систему взглядов. Как метод обучения полилог более сложен, чем диалог. Он строится на персонализации позиции каждого участника и требует учета большего числа факторов при своем личном участии. Полилог эффективен при многокультурном и поликультурном образовании, при использовании коллективных форм обучения и в технологии личностно ориентированного обучения.

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ (гр. - многобожие) - поклонение нескольким богам. Каждый бог при этом имеет свое имя, свой облик, свою историю, выполняет свою функцию в жизни людей и люди выполняют по отношению к нему особые обряды. Боги были связаны с разными видами деятельности людей, разными жизненными сферами и проблемами. Политеизм был третьей ступенью эволюции религиозных представлений людей: до него была вера в духов (тотемизм), затем - анимизм. Политеизм лежал в основе язычества. Единобожие (монотеизм) зародилось внутри политеизма, окончательно победив с приходом на землю богочеловека Иисуса Христа.

ПОЛНАЯ СЕМЬЯ

ПОЛНАЯ СЕМЬЯ - наиболее полноценный тип семьи с наличием обоих родителей и детей. Такая семья есть основа общественного благоустройства. Однако «полной» она может быть названа только при следующих условиях: полноценное исполнение супругами своих функций по отношению друг к другу, к дому, семье в целом и детям; взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодействие членов семьи; психологическая защищенность каждого члена семьи со стороны самой семьи. Полная семья - это хорошо «встроенная» в общество семья, имеющая связи со своими родственниками, с общественными институтами, проживающая в своей культуре и своей культурой.

ПОЛОТНЯНАЯ СВАДЬБА

ПОЛОТНЯНАЯ СВАДЬБА - девятый по счету свадебный юбилей, в русской народной традиции празднуемый в честь 35-летия со дня главной свадьбы - дня создания семьи. Полотняная свадьба следует за серебряной, жемчужной и символизирует широту, большую прочность, природность, естественность. Т.е. этот юбилей - норма для всего народа, после чего браки практически не разрушаются, если не считать ухода из жизни по болезни или случайности одного из супругов. К этому юбилею супруги, как правило, имеют больших внуков. Эта свадьба празднуется скромно, с приглашением только детей и внуков. Начиная с 35-летнего юбилея, инициатива в подготовке юбилейного праздника должна уже переходить к детям.

ПОМАЗАННИК

ПОМАЗАННИК - лицо, над которым совершен обряд помазания елеем. «Помазанник» - термин библейский, символизирующий высшее ответственное служение Богу. Помазание производилось с первосвященниками, пророками, царями. Помазание на царство вошло в круг традиционного обряда восшествия государя на престол. Считается, что через помазание монархи получают свою власть от самого Бога и ответственны перед ним за свой народ. Таких монархов (царей, императоров, королей) называют помазанниками Божиими. В Новом Завете Помазанником именуется сам Иисус Христос.

ПОМЕСТНЫЙ СОБОР

ПОМЕСТНЫЙ СОБОР - съезд духовенства Русской Православной Церкви, один из высших органов власти и управления. На нем решаются вопросы вероучения, культа, церковного устройства и церковного суда, т.е. законодательные, исполнительные и судебные. Поместный собор созывается патриархом и Священным синодом по необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Поместный собор является последней инстанцией, полномочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности патриарха. В данном столетии соборы собирались в 1917, 1945, 1971, 1988 и в 1990 годах. На Соборе 1988 года были канонизированы такие святые Земли Русской, как князь Московский Дм. Донской, иконописец Андрей Рублев, писатель и публицист Максим Грек, собиратель и переводчик на русский язык святоотеческих произведений схиархимандрит Паисий Величковский, блаженная Ксения Петербуржская, богослов епископ Игнатий Брянчанинов, иеросхимонах Амвросий Оптинский, богослов епископ Феофан Затворник.

ПОМИНОВЕНИЕ

ПОМИНОВЕНИЕ - упоминание имен живых и умерших в молитвах, следующих в церкви за литургией. Поминовение основано на вере в вечное благо и спасение поминаемых. Особое значение в христианстве имеет поминовение усопших. По евангельскому учению, у Бога, «у Него все живы», потому любовь между живыми и мертвыми не прекращается, а осуществляется через молитву. Дни поминовения усопших существуют у всех народов. В русском православии есть общие дни поминовения: мясопустная суббота, Троицкая суббота, родительские субботы - в Великий пост, Радоница, Димитриевская суббота. Индивидуальное поминовение зависело от даты смерти и похорон усопшего - на 9-ый, 40-ой дни, затем полгода, год. Поминовение совершалось соблюдением поминальных обрядов, которые впервые на Руси появились еще в языческие времена. Сюда входит посещение кладбищ, подготовка ритуальной еды. приглашение друзей, соседей, родственников. Каждый верующий имеет свое «поминание» - книжицу с именами живых и мертвых, о которых он молится.

ПОМОЧЬ

ПОМОЧЬ - так издревле на Руси называли коллективный труд в помощь особо нуждающимся - погорельцам, внезапно заболевшим, сиротам, семьям рекрутов. при падеже скота и т.д. Это русский народный обычай собираться жителям одного, иногда двух сел и устраивать настоящие трудовые праздники с гуляньем после общего труда. Коллективная трудовая помочь касалась крупных хозяйственных дел - дожинок, толоки льна, вывоза навоза в поле под пар, строительства избы, кладки печи, рубки капусты для квашения, заготовки дров и т.д. На одни работы собирались только парни, для других - только девушки, для третьих - только умельцы и мастеровые. Иногда на помочь собиралось до 200 человек. Вся работа выполнялась, как правило, в один день. После работ устраивались гулянья с обильной едой, пирогами, что должны устраивать те, кому помогают, в знак благодарения. Некоторые виды помочей имели свои названия: супрядки - по пряже ниток миром поочередно в каждой избе, дравяницы - по рубке дров, сеновники - по заготовке сена, печебитье - по кладке печей и т.д. Этот обычай кое-где в селах сохранился до сих пор.

ПОМОЩЬ

ПОМОЩЬ - это действия, направленные на содействие, участие, поддержку нуждающихся. Основана на любви и сострадании к ближнему. Это фундаментальное понятие общечеловеческого сообщества, через которое характеризуется уровень развития личности. Считается, что «помощь есть стук в будущее», что помогать надо везде, где может рука проникнуть, мысль пролететь. Посредством помощи можно принести пользу, облегчить чью-то судьбу, достичь цели спасения собственной души: помогая другим, мы помогаем себе. В школьном коллективе существует товарищеская помощь, помощь отстающим, когда-то имеющая название «скорой помощи».

ПОНЕДЕЛЬНИК

ПОНЕДЕЛЬНИК - первый день, начинающий неделю (седмицу). В русской культуре отнесен к числу «мужских» дней недели. Считалось в народе, что он приносит неудачи и потому в этот день не начинали пахать или сеять, не выезжали далеко от дома, не давали в долг. В этот день нередко тоже постились, избегая есть мясное. Понедельник - день нелюбимый, по поводу чего ходила шутка: «суббота лучше недели». В предпасхальной седмице, посвященной воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, есть Великий Понедельник. В этот день вспоминают Иосифа Прекрасного, проданного братьями в рабство и ставшего потом любимцем египетского фараона, затем простившего братьев и оказавшего им помощь. Эту историю повторил Иисус Христос. В этот день вспоминается бесплодная смоковница, напоминающая нам, что за хлеб духовный, данный нам Господом, мы должны дать плоды - свое нравственное совершенство. По православной вере понедельник посвящается духам, посылаемым Богом на помощь людям для достижения спасения.

ПОНОМАРЬ

ПОНОМАРЬ (ц.-слав. - привратник) - в православной церкви служитель низшего ранга. В его обязанность входит: звонить в колокол, возжигать в церкви свечи и лампады, участвовать в пении на клиросе, прислуживать при богослужении. Пономаря еще называют алтарником, т.е. прислужником при алтаре. На такую должность идет молодежь, нередко подростки, выбравшие путь служения Богу через церковь.

ПОНЯТИЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ПОНЯТИЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - научная идея, объясняющая связь сознания и действия. Суть идеи заключается в утверждении первичности сознания, которое через заключенные (приобретенные) в нем понятия предопределяет соответствующее им поведение. Иными словами, мы действуем в меру усвоенных и определенным образом понятых понятий. Данное утверждение, автором которого является отечественный психолог Р. Лурия, полностью подтверждается профессиональной деятельностью учителя: эксперименты показали, что учитель действует в рамках своей индивидуальной понятийной системы. Не более пяти процентов объема своей деятельности учитель совершает интуитивно, без влияния усвоенного понятийно-терминологического аппарата.

ПООЩРЕНИЕ

ПООЩРЕНИЕ (ц.слав. - острить) - метод воспитания, предназначенный для стимулирования личного роста и развития. Приемов поощрения очень много: похвала, поддержка, подарок, улыбка, премия и т.д. Поощрение - это положительная оценка учения, труда, поведения. Поощрять можно проявление любых черт характера и поступков человека, направленных на творение добра: интересов, инициативы, внимательности, творчества, учебного ответа и т.д. В школьной практике и семейном воспитании поощрение является ведущим методом воспитания детей и подростков.

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО - форма материальной, духовной и интеллектуальной защиты нуждающихся лиц и организаций. Попечителями могут быть отдельные лица или организации в целом, официально назначенные или добровольно принявшие на себя эту миссию. Попечителем может быть должностное лицо, руководящее ведомством, которому подчиняются подопечные. При организациях, нуждающихся в попечительстве, может быть создан попечительский совет - общественный орган, специально сформированный из числа попечителей для мобилизации и координации их действий, материальных, духовных и интеллектуальных средств, направляемых в помощь и развитие учреждения, в частности, образования. Попечительство - это еще и форма правовой защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей, лишении родительских прав и других случаях.

ПОП-КУЛЬТУРА

ПОП-КУЛЬТУРА (англ. - популярная) - общедоступная для понимания и творения массами культура, основанная на авангардистских взглядах и негативном отношении к классической культуре и мировому культурному наследию. Поп-культура возникает в периоды застоя в развитии традиционных классических направлений и являет собой способ его преодоления и выражения новых растущих требований. В то же время она разрушительна: принижает вкусы людей, уводит от серьезных проблем, противостоит духовному росту людей, цинична, жестка, меркантильна. Поп-культура (музыка, живопись, поэзия, мода) как массовая культура (культура масс) есть все же средство развития культуры, которая тоже может давать миру примеры высокого искусства и оказывать влияние на умы и чувства многих и многих граждан. В молодежном сленге произведения такой культуры названы просто «попсой».

ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО

ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО - способ решения финансовых и материальных проблем путем обращения за безвозмездной помощью к лицам или организациям. Попрошайничество - явление социально-экономическое: рост нищеты в обществе рождает число нищих, попрошаек. В то же время, часть попрошаек, втянувшись в нищету и безделье, становятся «профессиональными» нищими и добровольно сохраняют этот статус, не желая его менять. Иногда попрошайничество становится способом обогащения - добывания средств для приобретения дорогостоящих вещей. Все виды попрошайничества имеют одинаковые формы внешнего выражения - прошение милостыни, прибеднение как принижение своих возможностей, жалобы, просьбы, заявление на оказание помощи и др. В любом случае здесь есть расчет на милость, доброту, жалость людей. Склонность к попрошайничеству как способу приспособления к жизни может проявиться уже в детстве на основе зависти или лени.

ПОПУСТИТЕЛЬСТВО

ПОПУСТИТЕЛЬСТВО - стиль управления в социальной сфере, в том числе и педагогической. В сфере образования и семейного воспитания попустительство выражается в таких действиях педагогов и родителей, как: прощение проступков, допущение случаев безнравственного поведения, незапрещение нарушений правил и норм поведения, умалчивание нарушений при выполнении функций, разрешение недозволенных и разрушающих слов и действий и т.д. Попустительство возникает от безволия власти и воспитателей, выражающееся в их бездействии, а также от сознательного снижения собственной ответственности за результаты своей деятельности, за итоги образования и воспитания детей. В русском народе такой стиль отношений к детям называют «потаканием», «потачкой», «потворством» и не приветствуют, а осуждают.

ПОРНОГРАФИЯ

ПОРНОГРАФИЯ (гр. - разврат) - крайне непристойное, цинично открытое изображение интимных человеческих отношений, вульгарная натуралистичность их отражения в литературе, театре, кино, в изобразительном искусстве и фото, в иллюстрациях к учебным пособиям и т.д. В бытовом языке это все называется «порнухой». Развращающее и разрушающее действие порнографии, особенно на детей очевидно. Поэтому изготовление и распространение порнографических предметов и других материалов порнобизнес является незаконным, уголовно наказуемым. Порнография, обращение к ней есть показатель низкого уровня духовно-нравственного развития человека.

ПОРОК

ПОРОК (ст.слав. - порицание) - человеческий грех, т.е. отрицательные духовно-нравственные, нравственно-этические и волевые качества личности, порождающие страсти и стремление, склонность их удовлетворить. Порочными являются: высокомерие, зависть, невоздержанность, корыстолюбие, леность, сладострастие, неверие, сомнение, сумасбродство, трусость, осуждение, клевета, обман и др. качества и действия. Эти свойства предосудительны, они относятся к числу недостатков человека, от которых ему следует избавляться во спасение своей души. Порок активен, он тоже «борется» за свое существование с добродетелью. Но человек и человечество постепенно, хотя и с трудом, изживает свои пороки.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV