Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "С" (часть 6, "СОБ"-"СОЦ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СОБ"-"СОЦ")

СОБРАННОСТЬ

СОБРАННОСТЬ - положительное нравственно-волевое качество личности, выражающееся как умение человека быстро сосредотачиваться, напрягать свои силы на выполнение какого-то дела. Собранность - это нацеленность, решительность, активность в решении возникшей проблемы. Собранный человек - это тот, кто умеет во время подготовиться, прийти в рабочее состояние, собрать «в кулак» волю, свои душевные и физические силы и до конца довести начатое дело. Это также четкость мыслей, аккуратность, сосредоточенность, сопутствующие воле.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ - эволюционный путь развития кого-либо или чего-либо. В отличие от реформирования или перестройки, совершенствование предполагает поэтапные последовательные преобразования объекта, повышение уровня (степени, стадии) своего развития посредством количественных и качественных изменений сохраняемой основы. Этот путь наиболее соответствует естественной природе человека, его личностных качеств и деятельности. Совершенствование педагогического процесса, например, возможно за счет локальных новаций.

СОВЕСТЛИВОСТЬ

СОВЕСТЛИВОСТЬ - положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как высокая чувствительность к нравственной стороне своих поступков, как самокритичность, как предъявление к себе самых высоких нравственных требований. Совестливость побуждает к испытанию чувств вины, ответственности за содеянное. Совестливый человек стыдится проступков, он никогда не сваливает вину на другого, он способен извиниться. В основе совестливости лежат сформированные у человека такие модусы духовности как совесть, вина, страх сделать зло, любовь к ближнему. Это очень ценное христианское качество.

СОВЕСТЬ

СОВЕСТЬ (ст.слав. - единая весть) - высшая форма духовного мира в человеке, его естественное моральное сознание, душевная способность различать добро и зло, осуществлять самоконтроль своей жизни и деятельности. Это «голос Божий, т.е. того образа Божия, который живет в человеке до конца дней его. Совесть выводит человека из искаженного его же грехом мира в мир высоконравственный. Совесть не бывает ложной. Совестливый человек, т.е. человек, чувствующий свою совесть, более нравственно ответственный за свое поведение перед окружающими людьми и обществом. Совесть есть врожденный нравственный закон внутри человека, строгий и неподкупный судья («Совесть без зубов, а загрызет»). Она относится к важнейшим модусам духовности, определяющим развитие других качеств личности. Свобода совести - ее имманентное качество и естественное состояние. Голос совести сильнее всего проявляется у народов менее рациональных и рассудочных, как например, у славянских.

СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА

СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА - система научного знания, выработанного учеными, работающими в области педагогики, психологии и физиологии, и обслуживающего систему воспитания и образования в советский период истории государства в ХХ веке. Основные черты светской педагогики: идеологическая направленность на поддержание интересов правящей коммунистической партии, т.е. партийность; интернациональность, социологизированность, научно-материалистическая направленность, атеистичность, государственность, педоцентризм и др. В недрах советской педагогики были созданы уникальные научные системы воспитания и образования детей, признанные во всем мире. Примером могут служить теория формирования коллектива и самоуправления, теория и технология развивающего обучения, теория и методика развития детских и юношеских общественных организаций и др.

СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ - принцип формирования состава учащихся класса и школы из мальчиков и девочек одновременно, т.е. принцип их обоюдного и равноправного обучения вместе. До революции совместное обучение считалось целесообразным лишь в начальной школе и на уровне профессиональной подготовки. В подростковом возрасте предпочиталось раздельное обучение. С 1918 года было введено совместное обучение, прерванное для некоторых крупных городов в 1944-1954 годах введением раздельного обучения. В целом же некогда СССР, а затем и Россия при организации образования использовали принцип совместного обучения. Этот принцип позволяет реализовывать равные права мужчин и женщин на образование, снизить стоимость образования, лучше решать дисциплинарные проблемы и т.д. Вместе с тем, он принижает роль национальных особенностей в образовании, ибо значительно усложняет проблему полового воспитания и формирования ролей, связанных с особенностями пола. Так, в немалой степени совместное обучение повинно в забвении мужской традиции воспитания русских мальчиков и женской традиции воспитания девочек. Многие специалисты считают, что совместное обучение в подростковом возрасте вызывает падение нравов в обществе.

СОГЛАСИЕ

СОГЛАСИЕ (ст.слав. - единый глас) - стиль отношений между людьми, характеризующийся дружеским взаиморасположением, единодушием и даже единомыслием. Согласие - это также нахождение единого способа разрешения проблем, достижение сходства взглядов и оценок. Согласие - это и смирение, склонность уступить какой-либо просьбе. В любом случае согласие - это достижение гармонии во взаимоотношениях людей, это лад, согласно славянским первосмыслам. В народе много хороших пословиц о согласии сочинено: «Согласие лучше каменных стен», «Дружно не грузно, а врозь хоть брось», «В согласном стаде волк не страшен».

СОЖАЛЕНИЕ

СОЖАЛЕНИЕ (ст.слав. - совместная жалость) - чувство печали, огорчения по поводу утраты чего-либо, потери, ухудшения, снижения и т.п. Сожаление проявляется как скорбь, грусть, жалость, печаль, огорчение в связи не только с самой утратой чего-то имеющегося или лучшего, но и с осознанием, что нельзя ничего вернуть, изменить случившегося. Таким образом, сожаление - это далеко не горе, ибо всегда возникает на уровне сознания, осмысления случившегося, трезвого подхода к анализу и оценке. Можно сказать, что это чувство, рационализированное разумом и управляемое им.

СОЗЕРЦАНИЕ

СОЗЕРЦАНИЕ - наблюдение за природой, за жизнью людей, которому свойственна естественность и стихийность, неторопливость и сосредоточенность, личная инициатива, свобода выбора объекта, эмоциональность и мысленное стремление проникнуть в суть и понять наблюдаемое. Это, как правило, продолжительное и многократное рассматривание, размышление, эмоциональное восприятие, бескорыстное (внешне бесцельное) собирание фактов. Созерцание относится к числу форм непосредственного восприятия действительности детьми, людьми впечатлительными, художественного или философского склада. С одной стороны, это начальная, чувственная ступень познания, но с другой - более высокий уровень. Великие старцы все более постигали истину не через книги, а через живое созерцание природы, своего внутреннего мира, жизни человека и достигали при этом огромных высот понимания и предвидения. Их созерцание связано с интуицией, предчувствием, «внутренним зрением».

СОЗНАНИЕ

СОЗНАНИЕ (ст.слав. - совесть) - высший уровень психического отражения действительности, существующего в виде лично человеком обобщенных образов, представлений, сформированных понятий. Сознание - это еще и способность человека к осмысленному саморегулированию. Оно интегрирует в себе все другие формы психического отражения действительности. Сознание человека всегда активно, направлено на какой-либо объект познания, способно к рефлексии, т.е. самонаблюдению, мотивировано и ясно. Сознание человека способствует формированию менталитета; оно не обладает никакой силой по отношению к духу, а лишь обеспечивает его существование. «Оно может светить духу, но не может приказывать ему». Сознание по природе и содержанию своему носит общественно-исторический характер. В силу этого оно не однородно. Различают, например, религиозное сознание, педагогическое сознание, гражданское сознание и др.

СОЛДАТКА

СОЛДАТКА - женщина, муж которой служит в армии рядовым солдатом по призыву. Так до революции называли женщин, по этой причине временно живущих без мужа. Сегодня такое название сохранилось лишь в сельской местности, да и само это явление не частое по причине раннего призыва в армию в добрачный период. Однако, солдатками все еще именуются женщины, чьи мужья ушли на войну (в Афганистане, Чечне).

СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК - мифический персонаж, олицетворяющий зло, разбой, неправду и противостоящий русскому былинному герою. Соловей-разбойник свищет по-соловьиному, кричит по-звериному, шипит по-змеиному. Сидит он в своем гнезде на 12 дубах, вызывает вихри, нагоняет на всех страх, все вокруг разоряет, преграждает дорогу былинному праведному герою Илье Муромцу. Это чудовище олицетворяет враждебную силу кочевников, опустошающих неожиданными набегами землю русскую. Илья Муромец эту силу поражает сначала в правый глаз, а затем разрубает на части. Отсюда всякого супостата, пришедшего на русскую землю иносказательно называют соловьем-разбойником.

СОЛОМЕННАЯ ВДОВА

СОЛОМЕННАЯ ВДОВА (соломенный вдовец) - так в русской бытовой культуре называли женщину и мужчину, временно оставшихся без второй «половины» - без супруга или супруги, или не живущие семейной жизнь не будучи в разводе. Причины при этом могут быть разные - отъезд к родственникам, на охоту, рыбалку или на заработки, добровольный уход друг от друга по причине болезни, плохого обращения или нелюбви. Вообще в народе положение соломенной вдовы или вдовца не приветствовалось, осуждалось, а сам попавший в это положение считал его смешным и постыдным, а нередко и несчастным. Такое название пошло со старого обычая стлать новобрачным постель на ржаных снопах, поэтому быть «соломенной вдовой» или «соломенным вдовцом» значит остаться «при одной соломе».

СОЛЯРНЫЙ КУЛЬТ

СОЛЯРНЫЙ КУЛЬТ (лат. - солнце) - почитание Солнца, свойственное язычеству и всей культуре древних славян. Солнце - основа близкого к человеку космического пространства, позже названного Солнечной системой. Это понимал древний человек. Могущество Солнца - это свет, тепло, урожай, расцвет. Солнце пытались задобрить, его называли ласково и очень ответственно. Слово «солнце» славянское, но произошло оно от латинского слова «соль», отсюда и «солярный», т.е. солнечный. Солярный культ был связан с развитием земледелия. Все это отражено в современных народных праздниках - Масленице, Ивана Купалы, декабрьские колядования. Когда-то на этих праздниках жгли костры и катали зажженные колеса как символ солнца. Блины на Масленицу, венок на Купалу - тоже символы солнца. Нередко «солярный» имело более широкое значение: «солярное» было символом плодородия, вечно живой природы, жизни и смерти и даже вечности.

СОМНЕНИЕ

СОМНЕНИЕ (ст.слав. - со-умнение) - это тип мышления и нравственно-этическое качество личности, проявляющиеся как неуверенность в истинности чего-либо, отсутствие твердой веры в кого-то или что-то, как затруднение при выборе чего-то, при решении проблемы. Сомневаться - это мнить другое. С одной стороны, сомнение есть положительное качество ибо противостоит бездумному доверию и вере: даже убедительные доказательства должны оставлять у человека сомнение («Подвергает все сомнению»). С другой стороны - это качество отрицательное: оно разрушает целостность личности (человека все время точит «червь сомнения»). Считается даже, что сомнение и степень его присутствия у человека есть показатель духовной зрелости. Крайняя форма духовной незрелости - скептицизм. Противостояние сомнению возможно знанием жизни и ситуации, противопоставлением действительности пустому воображению и мыслительным фантазиям.

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - интеллектуальное свойство личности, проявляющееся как быстрота мыслительной деятельности, гибкость и точность ума, оригинальность мыслей. Это способность человека быстро и ясно понимать, просчитывать, нередко догадываться о чем-то. Сообразительность есть проявление дивергентного мышления как мышления поляризованного, разнохарактерного, альтернативного. В сообразительности проявляется критичность мышления. И она невозможна без высокой готовности памяти. Сообразительные люди, как правило, хорошо учатся или, по крайней мере живут «здравым смыслом» и хорошо разбираются в бытовых проблемах. Это высоко ценимое качество для выживания человека, разрешения проблемных ситуаций.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

СОПЕРЕЖИВАНИЕ - положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в способности переживать радость и горе другого человека. Сопереживание - это удовлетворение за успехи других людей, без зависти и ревности. Сопереживание - это восприятие боли, трудностей, потерь другого человека с соболезнованием, сочувствием, состраданием, желанием помочь, поддержать, и все из любви к нему. Такое причастие к жизненным переживаниями близких людей основано на эмпатии, как чуткости и глубоком понимании их душевного и физического состояния. Сопереживание - это представление себя в роли человека, переживающего радость или горе и действия по отношению к нему такие, какие человек хотел бы получить к себе, будучи реально в таком состоянии. Сопереживание граничит с ответственностью, с личностным восприятием жизни, с желанием людям добра. Особенно ценно это качество у родителей и учителей. Их сопереживание ребенку облегчает и помогает в его становлении.

СОРОКОУСТ

СОРОКОУСТ (ц.слав. - молчат уста 40 дней) - 40-дневный (ежедневный в течении 40 дней) молебен за упокой души умерших.

СОРОЧИНЫ

СОРОЧИНЫ - поминки по умершему на 40-й день после смерти. В этот день положено ходить в церковь, к иконам ставить стакан с водой, накрытый ломтем хлеба. На стол положено ставить отдельный прибор для души покойного - чашку, ложку и кружку, которыми потом уже не пользовались. В сорочины душа совсем провожается с земли. За столом собирались родственники умершего, близкие, соседи; всех обносили из одной кружки пивом. При этом главная фигура - обмывальщики, им на этих поминках оказывается особый почет: их сажали в красный угол, давали что-нибудь из одежды умершего, собирали «котомочку» - с иконкой, скатертью со стола, чашкой, ложкой, блюдцем, нитками, иголкой, свечой, хлебом.

СОСЕДИ

СОСЕДИ (ст.слав. - собрание, оберегающий) - это живущие рядом друг с другом люди, находящиеся на близком расстоянии, в пределах возможного систематического общения и взаимодействия. «Соседиться» - значит дружить, помогать друг другу, охранять, выручать, поддерживать, сопереживать, сорадоваться. Соседство - важная составная часть жизни русских людей. Это опора, социальный контроль («жизнь на виду»), «скорая помощь», хорошее или плохое настроение. Не зря существует поговорка - «выбирай не дом - выбирай соседа».

СОСЛОВИЕ

СОСЛОВИЕ (ц.-слав. - созванные) - общественная группа людей, имеющих единый общественный статус, равные права и одинаковые экономическое положение в государстве. Возможно и равное происхождение. Сословия формировались на служебно-профессиональной основе. Так выделялись сословия духовенства, крестьян, горожан и дворянства. Все домашние, жены и дети, приписывались к сословию главы семьи. Сословность передавалась по наследству. В силу единых прав сословия имели примерно равное экономическое положение. До революции 1917 года российское общество имело сословную структуру.

СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ

СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ - состояние души, а также нравственно-волевое качество личности, проявляющееся как умение концентрировать свое внимание на каком-либо определенном объекте. Это устремленность мысли на что-то, что позволяет это познать внимательнее, глубже понять, лучше запомнить. Данное качество носит волевой характер, оно связано с ответственность, прилежанием, добросовестностью. Особенно важно это качество в учебной и научной деятельности.

СОТВОРЧЕСТВО

СОТВОРЧЕСТВО - форма совместного (с кем-то, с чем-то) творчества, самореализация своих творческих возможностей в неком общем продукте. Сотворчество может быть соавторством, когда группа детей совместно сочиняют, рисуют, собирают техническую модель, анализируют какие-либо художественные произведения, выдавая общий продукт, как результат всеобщих усилий. Сотворчество может быть безличным, когда человек берет результаты чьего-то труда и при исполнении, копировании, использования вносит что-то свое, что придает старым и известным вещам новизну, самобытность. Сотворчество широко используется как дидактический метод в коллективных формах организации обучения детей, в индивидуальных творческих заданиях, в клубно-кружковой работе и т.д. Использование сотворчества возможно во всех видах и жанрах деятельности, что и придает ей творческий характер.

СОТЕРИОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

СОТЕРИОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (гр. - спасение) - это особый тип культуры, основанный на идеях спасения человека и человечества, поиска смысла человеческой жизни «по ту сторону смертного порога» и рассмотрение самой жизни как «подготовления к смерти». Сотериологические культуры были развиты в Египте, Индии, России. В этих культурах нет культа материальных условий существования человека, нет культа власти, славы и богатства. Народы, «выросшие» в этой культуре, гордятся не делами рук своих, а тем, что считается высшим - своими пророками и святыми, духовной литературой, верой, нравственностью. Сотериологическая культура - культура православия, она противостоит гедонистической культуре Америки и Запада.

СОТРУДНИЧЕСТВО

СОТРУДНИЧЕСТВО - тип взаимоотношений людей между собой в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий. Именно такими должны быть отношения между учащимися и учителями в учебно-воспитательном процессе (см. Педагогика сотрудничества). Поскольку воспитание и обучение есть процесс реализации воспитательных отношений, то сотрудничество в нем есть показатель высокого уровня развития этих отношений. Сотрудничество здесь проявляется в кооперации усилий двух сторон - учащихся и учащих. Такое сотрудничество возможно только на основе духовно-нравственного единства, оно внешне проявляется во взаимной доброжелательности, взаимном доверии и признании достоинств друг друга.

СОУПРАВЛЕНИЕ

СОУПРАВЛЕНИЕ - разновидность самоуправления, характеризующаяся прямым участием учащихся или общественных организаций и их представителей в управлении (государственном, административном, педагогическом и др.). Соуправление возникает там, где власть делегирует часть своих полномочий ниже стоящим структурам (например, функции контроля, оценки и т.д.). В школьной среде соуправлением является участие учащихся в работе педсовета, представителей совета школы в планерках, совещаниях при директоре. Соуправление - это также такое построение системы власти, при которой существует четко простроенная обратная связь между органами управления и самоуправления. Это когда решение, например, школьного собрания является обязательным для администрации школы. Соуправление является высшей формой (уровнем) развития самоуправления. В то же время соуправление - это двойное (тройное) управление двух-трех учредителей какого-либо учреждения. Тогда говорят о сопредседателях, соучредителях.

СОФИЯ

СОФИЯ (гр. - мудрость) - ценностное философское понятие, означающее мудрость, ум, знание. В христианстве - это святая Премудрость Божья, несущая свет человеку, не способному достичь уровня божественной мудрости. Софийность, однако, придает человеческой мысли благородство и красоту, царственность и совершенство. София - это идеальная личность человека, его идеальное начало, духовная сфера бытия. Она дает смысловую наполненность всем вещам на земле. Понятие о Софии легло в основу софиологии - религиозно-философского учения о Софии Премудрости Божией. Софиология рассматривает проблемы взаимоотношения Бога и мира, происхождения несовершенного мира из совершенного Бога. В этом учении особое значение придается Слову Божьему как началу начал, как ипостасной Премудрости. В этом учении признается существование в глубине видимого мира, текущего и преходящего, подчиненного закону причин, идеальной основы, связывающей весь мир в живое целое. Этой идеальной основой служат «слова», «идеи», правящие нами. София, неотъемлемая от Божества, и есть Его идея. «София» произошла от слова «сова», что у древних греков олицетворяло мудрость. София - это и образ матери трех сестер - Веры, Надежды и Любви. Все четверо погибли за христианские убеждения и стали почитаться церковью как святые.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат. - общественный) - процесс постепенного поэтапного включения растущего и развивающегося человека в гражданское общество посредством воспитания и образования его согласно общественным ценностям, нормам и правилам жизни. Социализация - это освоение человеком определенной культуры, адаптация к условиям жизни, подготовка его к активному воспроизводству личностного социального опыта. Это происходит на протяжении всей жизни человека в его взаимодействии с социальной средой. Социализация есть стихийная и целенаправленная (через систему образования).

СОЦИАЛИЗМ

СОЦИАЛИЗМ (лат. - общественный) - теория и практика создания такого общественно-экономического уклада жизни людей (гражданской и семейной), который основывается на ликвидации частной собственности, социальной справедливости, всеобщем равенстве, общественной собственности на средства производства, на коллективных началах жизнедеятельности, отсутствии эксплуатации человека человеком. Различают различные теоретические варианты этого учения и его практического воплощения. Так, прожитый Россией «советский социализм» был социализмом насильственной власти одной партии (коммунистической) от имени одного класса - пролетариата. «Советский социализм» в отечественной науке советского периода рассматривался как первая, низшая фаза коммунизма как следующей за капитализмом общественно-экономической формации. Идеи социализма впервые разработаны монахами в стенах монастырей как прообразов коммун, где не было семей и частной собственности. На практике социалистическая идея была сильно вульгаризирована из-за отсутствия высокого религиозного сознания, а в советской время - из-за полного отказа от Веры. В настоящее время вновь популярными становятся идеи христианского социализма.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ (лат. - приспособление к обществу) - приспособление человека к условиям социальной среды, способность изменяться самому в зависимости от изменения этих условий или при попадании в новую среду. Социальная адаптация - это усвоение человеком культуры общества, стиля поведения, норм, отношений. Сюда входит также способность человека корректировать среду «под себя», находить в ней свою «нишу», сохраняя способность к нормальной жизнедеятельности. Социальная адаптация нужна детям и учителям при смене коллектива школы, вуза или лагеря, взрослым при смене профессии и рабочего места, всем и каждому при смене общественно-экономических условий школы. Слишком повышенная социальная адаптивность проявляется как конформизм, мимикрия, а слабая - как консерватизм, ригидность.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА - форма семейной политики государства, когда используются оградительные меры от отрицательного влияния среды, организаций, отдельных людей, событий, явлений. Социальная защита осуществляется как по отношению к отдельному человеку, так и по отношению к семье и даже отдельным нуждающимся социальным группам. Чаще всего она проявляется как адресная социальная помощь малоимущим, предоставление им льгот при решении жизненных проблем питания, здравоохранения, образования и т.д.

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - степень подготовленности педагога к профессионально-педагогической деятельности в сфере общения с детьми и их родителями, коллегами и руководителями, представителями различных организаций и общественности. Социальная компетентность проявляется как умение строить бесконфликтные отношения, способность к сотрудничеству и использованию разнообразных возможностей для улучшения воспитания детей и решения возникающих проблем, а также как высокая личная ответственность за свои действия, обязательства перед другими людьми, причастными к решению педагогических задач. Социальная компетентность развивается на основе личных черт характера, соблюдения правил общения и знания юридических возможностей (прав и обязанностей) своих собственных и людей, вовлекаемых в педагогический процесс. Социальная компетентность - составная часть профессиональной компетентности.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - это готовность и способность человека сменить не только место работы или специальность, но и свою социальную роль: рабочий, служащий, крестьянин; наемный рабочий, владелец мастерской или земли; рабочий, общественный деятель; рабочий, интеллигент (при получении высшего образования, например). Социально мобильный человек легко находит работу, быстро адаптируется к изменяющимся условиям жизни и деятельности. Социальная мобильность - это и качество личности, основанное на смирении, послушании, готовность принять любые повороты судьбы и с честью выйти из них.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогического знания, исследующая проблемы взаимоотношения человека и общества в их правовом, психологическом, экономическом, медицинском и педагогическом аспектах. Конкретно социальная педагогика изучает связи школы и среды, семьи и среды микрорайона, города, а также ребенка в его связях и отношениях со средой. Предметом социальной педагогики является изучение позиции ребенка в разнообразных средах, влияние этих сред на него. Проблемы социопедагогики следующие: реализация прав ребенка в обществе и конкретных условиях среды (школе, клубе, на улице); степень воспитательного влияния среды на ребенка; предотвращение, устранение и смягчение общественных и личностных конфликтов и др. Чаще всего социальная педагогика - это наука о создании внешних по отношению к семье и ребенку условий их благоприятного развития, формах защиты человека от деструктивных факторов среды. Задача ее - гармонизация отношений человека и среды.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА - одно из направлений семейной политики по обеспечению и поддержке автономности семьи и ее самообеспеченности. Как правило, это временные меры по отношению к семьям, находящимся по обеспеченности в интервале от прожиточного минимума до среднего уровня включительно. Назначение социальной поддержки - закрепление и развитие ситуации самообеспеченности семьи, с использованием так называемых возвратных форм помощи - кредитов, ссуд, страхования, временных льгот (при проезде на транспорте, оплате коммунальных услуг и др.), предоставления выбора деятельности, информационной помощи и т.д. Эти меры стимулируют активность семьи, ставят ее в ситуацию более разнообразных возможностей и повышенной ответственности за себя и свои действия.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ - одно из направлений семейной политики по конкретному систематическому поддержанию жизненных функций и остро нуждающихся отдельных семей и граждан, не имеющих прожиточного минимума для существования. Эта помощь фактически является благотворительностью - безработным, инвалидам, нетрудоспособным, неимущим и т.п. Эта помощь может иметь разные формы: гуманитарные в виде продуктовых пайков и одежды, финансовые выплаты, постоянные льготы. Социальную помощь таким людям могут оказывать государство, муниципальные органы, отечественные и зарубежные общественные организации, предприниматели, а также церковь. От имени администрации такую помощь оказывает социальный работник.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV