Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОБЩ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОБЩ")

О

О - шестнадцатая буква современного русского алфавита, обозначающая губной гласный звук. Психологически связана с душевными процессами и вызывает чувство удивления. В праславянской философической азбуке этот звук имел несколько написаний, т.е. букв и много значений. «О» означало Око, Видение (Ясновидение), Высшие качества, Союз, Объединение. Кроме того, с ним связывали смысл Отцовства как по рождению, так и по духовному началу - Всевидящее Око. Эта буква считалась священной. В кириллице за ней была закреплена цифра 70.

ОБАЯНИЕ

ОБАЯНИЕ (др.рус. - колдовать) - способность человека привлекать к себе, располагать к хорошему отношению, очаровывать людей покоряя их какими-либо своими достоинствами - внешним видом, манерами, словом, умом, добротой и др. Обаяние может быть врожденным и приобретенным, т.е. воспитанным. Слово «обаяние» утвердилось в русском языке в XIII в.; произошло от глагола «баять», что значило «говорить», «колдовать», «чародействовать». Обаяние тогда значило чудесную силу колдуна усмирять людей, приводить их взглядом или словом в трепет и даже страх. Так что точный смысл «обаяния» в его покоряющей силе. Одного корня с этим словом «басня», «краснобай», «баснословный», «баловать» и др.

ОБВИНЕНИЕ

ОБВИНЕНИЕ (др.рус. - приписывать вину) - приписывание вины, проступка деяниям какого-либо лица или доказательство его виновности. Обвинение - это определение первопричины действия со злым умыслом или плохим последствием. Стадия обвинения есть первая ступень наказания. С действиями обвинения мы часто встречаемся в детской среде, в правосудии, в международных отношениях. В детской среде они могут быть напрасными, бездоказательными, ложными, а могут быть и справедливыми. Учитель пользуется обвинением как методом приостановления дурного поступка учащегося, ибо с его помощью устанавливается причина зла, происходит обращение к совести, чести, достоинству растущего человека. Чаще всего в школьной среде можно столкнуться с обвинениями тех или иных детей в безнравственности, лени, неблагодарности. Это происходит от чувства бессилия, внутреннего неудовлетворения учителя поведением детей. В педагогике обвинение детей есть отношения учителя с самим собой.

ОБЕДНЯ

ОБЕДНЯ - народное название литургии - церковной службы, совершаемой до обеда или сразу после него. Слово «обедня» произошло от слова «обед», обозначающего традиционный прием пищи в середине дня, между завтраком и ужином. Народ родил и иносказательное употребление этого слова, когда им назвали какую-то интересную задумку, сорвавшуюся по какой-либо причине («Ты мне всю обедню испортил»), или просто значимое дело («Глухим две обедни не служат, одну да коротенькую»).

ОБЕЗЛИЧКА

ОБЕЗЛИЧКА (др.рус. - без лица) - способ организации какой-либо деятельности, при котором отсутствует персональная (личная) ответственность за порученную работу, за качество труда, за выполнение функций и даже за общий результат. Обезличка, в форме коллективной ответственности, является, скорее всего, обезличиванием в пользу соборности, коллегиальности. В то же время обезличка - порочный способ организации деятельности, если не предусмотрен вклад каждого участника деятельности, власти в общий результат.

ОБЕРЕГ

ОБЕРЕГ (ст.слав. - оберегать, хранить) - разнообразные естественно и искусственно созданные предметы, используемые в качестве сил охраны, сбережения людей от зла - болезней, неудач, несчастий, порчи и т.д. Делается это с помощью заклинаний, заговоров, молитв на эти предметы. В качестве таких оберегов могут использоваться растения, ладанки, пояса, предметы домашней утвари (полотенца) и женские украшения (вышивка на одежде), а также вода (купание, обливание, обтирание), огонь (костры, угли, дым), роспись дома и т.д. Особенно много оберегов имели женщины (у них была богиня Берегиня). Обереги древних славян-язычников выполняли функцию амулетов.

ОБЕТ

ОБЕТ (др.рус. - договор) - обещание, клятва или обязательство, вызванные религиозными чувствами и даваемые прежде всего Богу и перед Богом. Верующие дают обет в благодарность Господу за оказанную небесную помощь, обещая исполнить какое-либо богоугодное дело. Обет может быть личным, общественным, т.е. соборным (на молитве в церкви), монашеским, связанным с сознательным отречением от удовольствий земной жизни. Нарушение обета - тяжелый грех. В древнерусском языке «обет» означал еще и жертву, принесенную словом Господу. До сих пор в «обете» есть жертвенный элемент: давая и выполняя слово, приходится от чего-то отказываться, к чему-то себя принуждать, рисковать его нарушить. «Земля обетованная» корнями связана с этим словом «обет» и значит «обещанная Богом земля» для людей, исполняющих Его волю.

ОБЕЩАНИЕ

ОБЕЩАНИЕ (ст.слав. - договор) - обязательство кому-то что-то выполнить, даваемое по собственной инициативе и добровольно. Обещать - это давать заверение, уверять кого-то в чем-то, подавать надежды, внушать ожидания. Обещание требует последующего непременного выполнения, его суть и состоит в том, что невыполнение считается нравственным грехом перед Богом и самим собой прежде всего, а не только перед тем, перед кем оно не выполнено. Дети часто пользуются этой формой взаимоотношений, на чем учатся быть верными своему слову, воспитывают волю.

ОБЗЫВАНИЕ

ОБЗЫВАНИЕ - в бытовой речи обозначает замену настоящего имени человека кличкой, прозвищем или бранным словом. Замена имени бранью, словами с намеком есть безнравственное действие, имеющее целью оскорбить, обидеть, унизить. Обзывание развито в детской среде, оно является заменой физических расправ, драк, особенно детей менее сильных или маленьких по отношению к сильным и большим. Этот недостаток общения связан с обидами, с грехом осуждения, что само по себе уже порочно.

ОБИДА

ОБИДА (ст.слав. - о-беда) - форма эмоциональной оценки и переживания человека по поводу зла, несправедливости, оскорбления, бесчестья, порицания, причиненного ему. Обиду может вызвать все - причиненный убыток, дурной отзыв, неделание добра, неуступчивость и т.д. Обида глубоко переживается. Психологи трактуют ее как подавляемый и не выходящий во внешнее поведение гнев, который может вызывать разные болезни. Обида может держаться долго и при этом тщательно скрываться от обидчика, тем более, если не дозволено или опасно на него открыто сердиться. Считается, что не менее 40% людей в обществе сегодня живут с обидами, что сильно снижает их творческий и жизненный потенциал. В славянской мифологии с обидой связано представление о демонах. Православие считает, что всех обидящих и ненавидящих нас надо прощать, заказывать молебен об их здравии, что способствует духовному росту обеих сторон - и обидчика, и обидимого, снятию конфликта.

ОБИДЧИВОСТЬ

ОБИДЧИВОСТЬ (ц.слав. - о! беда) - отрицательное духовно-нравственное качество личности, выражающееся в чувствах неприятия, досады и осуждения по отношению к человеку, сделавшему вам зло. Обида наносится, т.е. совершается неправда, оскорбление, ложь, непонимание, бесчестье, порицание, боль, убыток; по отношению к ней и возникает чувство отчуждения. Лучший способ снять обиду, т.е. не дать проявиться обидчивость, это выговориться, выплакаться, помолиться и попросить у Господа сил вынести боль. Обидчивость - порочное качество. Обидящих нас надо прощать, заказывать молебен об их здравии. В славянской мифологии был образ Обиды, в котором сконцентрировались представления о демонах обиды и мщения. Обидчивость как духовно-нравственное качество, даже в слабой форме, содержит в себе, по мнению славян, недоброжелательность, желание неприятностей и даже зла. Данное качество развивается с раннего детства, проявляется как каприз или упрямство.

ОБИТЕЛЬ

ОБИТЕЛЬ (ст.слав. - витать) - место долговременного проживания и деяний человека, как правило, безлюдное, удаленное от суеты, тихое и скромное. Чаще всего так называют монастырь. «Обитель» - это возвышенное название жилища - церковного, духовного, душевного, поэтического пристанища человека, сознательно отвергшего земные радости или уставшего от их преходящих ценностей.

ОБЛАЧЕНИЕ

ОБЛАЧЕНИЕ - так называют специальную одежду священнослужителя христианской церкви, в которой он совершает любые виды церковной службы. Это облачение довольно сложное, в него входит: подризник, поручи, пояс, епитрахиль, набедренник, палица и фелонь (для священника), стихарь и орарь (для дьякона), саккос, омофор и митра (для архиерея), стихарь (для чтеца). Каждая из этих одежд имеет свой смысл, сложившийся исторически, помечен крестом. Облачение - это и обряд одевания этих одежд. При этом читаются установленные церковные стихи, указывающие смысл каждой одежды. Облачение священнослужителей делается из разных тканей, но в основном из парчи, атласа, бархата, шелка разных цветов. Каждый цвет символичен и соответствует своему празднику или событию. Например, черный цвет преобладает в одежде в посты. В соответствии с характером облачения священнослужителей оформляется и место службы, особенно церковь.

ОБЛОМОВЩИНА

ОБЛОМОВЩИНА - обобщенное нарицательное и образное наименование комплекса таких личностных черт, как общественная пассивность, непрактичность, лень, апатия, сонливость, умственная неподвижность, нерешительность. Такое название этого комплекса черт получило по имени главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов» - Обломова Ильи. И хотя оценка героя под влиянием внешних социально-экономических и политических факторов периодически менялась, «обломовщина» сохранила свой прежний смысл - леность, безволие, безделье. В древней русской речи само имя имело вполне определенный смысл: облом - это неуч, неуклюжий, невоспитанный увалень, невежа.

ОБМАН

ОБМАН (ст.слав. - манить) - ложь и вообще то, что вводит в заблуждение, уводит от истины, от правды. Это также само состояние заблуждения обманувшегося, его ложные надежды, ожидания при невыполненном обещании. Есть самообман, «сладостный обман», когда человек хочет не правды, а услаждающих слух и душу «обольстительных» или успокаивающих слов или действий. У древних славян обман был магическим приемом, используемым для защиты от нечистой силы, болезней и других опасностей. Задача состояла в том, чтобы «обмануть плохую судьбу» новорожденных, неурожай. При этом использовался ритуал, специальный обряд.

ОБНОВЛЕНИЕ

ОБНОВЛЕНИЕ - духовные, идеологические, политические, нравственные, материальные, экономические и др. изменения в чем-то или чего-то, ведущие к совершенствованию при сохранении основ, преемственной передачи лучших элементов прошлого, восстановлении (возрождении) разрушенного или забытого. Такое обновление миру принесло в свое время христианство. Корнем «обновления» является «обнова». У древних славян это всякая новая вещь, украшение и т.д., т.е. всякое новшество. Эти предметы таили в себе опасность: считалось, что всякое вмешательство в сложившуюся привычную жизнь - от лукавого. Позже обновы стали защищаться оберегами или приговорами, приворотами и благодаря этому спокойнее восприниматься людьми и вписываться в их образ жизни. Ожидание обновления, обновки с тех пор связано с этими старыми поверьями: оно содержит в себе и тревожность, и притягательность. С тех далеких пор и до наших дней принято в честь большого обновления или маленькой обновки устраивать праздники, пиршества, приносить поздравления. Так утвердились и дни рождения, и праздники конституций, и все другие праздники.

ОБОДРЕНИЕ

ОБОДРЕНИЕ - это метод стимулирования поощрением активной деятельности, бодрости, хорошего настроения, метод вселения надежды, чувств покоя, уверенности. Ободрение - это всегда похвала, поощрение, награда, признание и т.д. С одной стороны, ободрение - это психическая поддержка человека, с другой - собственное психическое состояние оптимизма, веры, надежды и т.д. Ободрение, как педагогический метод, очень эффективен, особенно по отношению к детям с проблемами.

ОБОЖАНИЕ

ОБОЖАНИЕ (ст.слав.) - сильное чувство привязанности, поклонения, почитания, влюбленности одного человека в другого, но возможно и к вещам, деньгам, званиям, наградам и т.д. Выражается посредством восхищения, подражания, поддержки, следования примеру, признания в чувствах, стремления к дружбе, взаимности или обладанию. Слово «обожание» родилось в переходный период от язычества к христианству, отделившись от слова «обожение». Согласно православным смыслам обожание является земной страстью человека, против которой предупреждает Библия: «Не сотвори себе кумира». В то же время обожание связано с выбором идеала, жизненного ориентира. Первая школьная любовь в основе своей имеет обожание предмета любви.

ОБОЖЕНИЕ

ОБОЖЕНИЕ - процесс воплощения в себе и своих деяниях образа Божия через посредство выполнения Законов, данных Им. Согласно христианству человек сотворен Богом и по природе своей богоподобен. И потому жизнь его должна быть путем обожения, что включает в себя: вхождение человека в веру достижение благодати, одухотворение души и тела. Обожение - факт внутренней жизни человека, его морального совершенствования, понимания им греха, порочности страстей, смирения, покаяния. В известном смысле обожение есть духовно-нравственное воспитание и самовоспитание человека на православной основе, личное становление посредством Высшей Творческой силы. В грубом царстве природы этого сделать нельзя. Духовно надо создавать себя самому через обожение. К представлениям о Боге человек приходит иным способом, чем к представлению о вещном. Обожение поднимает человека над внешней действительностью.

ОБРАЗ

ОБРАЗ (др.рус. - лицо) - идеальная форма отражения действительности, предметов и явлений материального мира в сознании человека. На уровне чувств образом может быть общее восприятие смутные чувства, представления, на уровне мышления это - понятия, суждения, умозаключения. В искусстве есть понятие художественного образа - в конкретное художественное воплощение этих представлений, понятий и т.д. Понятие образа многолико. Это: способ и метод совершения какого-либо действия (образ мысли, образ как проект предстоящего дела); образец, пример для следования, подражания (образ И. Христа, образы отечественных героев); наглядное воплощение образа божественного человека, святого лица на иконе (иконы нередко зовут образами); наглядное (рисунок, фото, герой книги) изображение какого-либо лица, действия. Образ всегда дается в условной манере, обобщенно, интегративно. Отсюда родились понятия «образ жизни», «образование», «образованность» и др. Когда некий идеальный образ искажается или нарушается, его называют «образина», «образованщина».

ОБРАЗ ЖИЗНИ

ОБРАЗ ЖИЗНИ - устоявшаяся индивидуальная система распределения времени на те или иные виды жизнедеятельности человека. По содержанию образ жизни охватывает все виды деятельности, систему отношений и оценок, общение с людьми, потребление культурных и материальных благ, проявление себя в личной, общественной и профессиональной деятельности. Образ жизни порождает стиль жизни человека, приобретение им привычек, создание устойчивого уклада жизни. Образ жизни конкретного человека зависит от его исторических корней, биологического склада, национальности, возраста, профессиональной деятельности, географических и социальных особенностей региона. Воспитание учащихся включает в себя оказание им помощи в формировании своего индивидуального образа жизни, насыщение его духовными ценностями, пропаганду здорового образа жизни.

ОБРАЗНАЯ РЕЧЬ

ОБРАЗНАЯ РЕЧЬ - речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, метонимами, афоризмами, гиперболами, символами и т.д. В отличие от образной литературной речи народная речь богата еще и пословицами, поговорками, фразеологизмами, присловицами, загадками. Владение образной речью делает человека самобытным, характеризует его связь с народом и его историческим прошлым, помогает доходчивее донести мысли до слушателей. Образная речь учителя делает его более привлекательным для детей, более интересным собеседником в общении.

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ - историко-культурный феномен человеческой жизни, обозначающий способность общества обеспечивать развитие человека в соответствии с его божественной природой. Это путь и средство приведения человека биологического к образу Творца, т.е. его обожение. Образование носит абсолютный характер, абсолютно ценностно, равно ценности человеческой жизни. Государство, давая плохое или ложное образование своим гражданам, деградирует, разрушается. Оно создает дух народа, порождает социальную жизнь, определяет экономическую. Улучшение всех сторон жизни народа возможно только через образование. Такое широкое определение образования включает в себя частные. Образованием называем весь комплекс общественных институтов (детский сад, школа, училище, вуз и др.), предназначенных для передачи опыта духовной и материальной жизни одного поколения другому и воспитания человека как субъекта культурно-исторического процесса. Деятельность образовательных учреждений обеспечивает взаимную адаптацию человека, общества и государства, а также безопасность последнего. Через образование увековечивается духовно-нравственный опыт народа. Образованием также называется непосредственно сам процесс воспитания и развития граждан в соответствии с установленными государством концепциями, моделями, стандартами. Наконец, образование есть и процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений и одновременно его результат, т.е. сформированный личный опыт. В церковном календаре есть праздник «Образов-день» (29 августа по новому стилю). В основе его лежит событие тысячелетней давности о перенесении иконы Нерукотворного образа Иисуса Христа в Константинополь.

ОБРАЗОВАННОСТЬ

ОБРАЗОВАННОСТЬ - качество личности, характеризующее способность человека использовать в своей жизнедеятельности освоенные им продукты материального и духовного труда людей, т.е. их прошлого опыта и включать их в свой собственный опыт, руководствуясь действующими социальными нормами и духовными ценностями в обществе. На практике образованность заключается в объеме информации (знаний, умений, навыков), позволяющей правильно мыслить в пределах существующей системы представлений, рассуждать, стремиться ко благу, оценивать последствия своих действий. Образованность определяется умением человека осмысливать явления собственной духовной жизни. Все это, в конечном итоге, складывается в цельную картину мира, в рамках которой «заключает» себя сам человек. Уровни образованности могут быть самыми разными.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - это система поэтапно-последовательных действий педагога и учащегося (учащихся), построенная в единстве всех компонентов педагогического процесса и условий его осуществления и обладающая следующими общими свойствами: наличием ведущей идеи (или теории) и соответствующей ей цели обучения и воспитания; устойчивым высоким результатом; воспроизводимостью процесса; возможностью быть предварительно спроектируемой, контролируемостью результатов (как поэтапно, так и в целом по результату). Образовательные технологии развивающего характера легко отличимы от тоталитарной технологии традиционного обучения. В 30-е годы А.С. Макаренко была разработана технология формирования детского коллектива; в конце ХХ-го столетия широко стали известны отечественные технологии развивающего обучения по Занкову, по Давыдову, технология полного усвоения Шаталова, технология «погружения» и другие. Начала возрождаться технология обучения на православной основе.

ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ

ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ - один из великих праздников православной Церкви, введенный в середине IV века и празднуемый 14 января, в день Нового года по старому стилю. По учению христианской церкви, на восьмой день после рождения Христа над новорожденным был совершен древнеиудейский обряд обрезания, и ему дали имя Иисуса, т.е. Спасителя. Христианство отменило этот обряд, заменив его обрядом крещения, согласно Новому Завету. Этот праздник напоминает верующим об отсечении страстей и похотных желаний, об их подчинении духовно-нравственным началам жизни.

ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО

ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО - символ вечной любви, бракосочетания и создания семьи. Кольца надеваются жениху и невесте во время венчания в церкви или регистрации брака во Дворце бракосочетания. Обручальные кольца носят только супруги, хотя изредка они используются как украшение. В древние времена обручальные кольца считались источником особой силы, заключающейся в его круглой замкнутой форме. Кольца были талисманом, люди верили, будто они могут преграждать путь злым духам. Впервые кольца появились в Древнем Риме. «Окольцевание» людей было изначальной формой паспортизации: по форме кольца, ширине, гравировке определялось, кто есть кто, кому кто принадлежит. В христианстве кольцо вошло в институт брака и стало означать нерасторжимость брачных уз: «у кольца да венца нет конца». Ношением его на безымянном пальце человечество обязано древним египтянам, которые считали именно этот палец связанным с сердцем социальным каналом. Кольцу приписывают свойства соединять людей, лечить, делать их более сердечными и нравственными.

ОБРУЧЕНИЕ

ОБРУЧЕНИЕ (др.рус. - кольцо, обруч) - обряд во время помолвки, когда жених и невеста обмениваются кольцами в знак согласия на брак. Обручение - символ договора жениха и невесты вступить в брак и создать семью. Кольца называются обручальными и затем хранятся супругами всю жизнь. Этот обычай древний, сегодня он стал входить в обряд венчания или регистрации брака во Дворцах бракосочетания.

ОБРЯД

ОБРЯД (др.рус. - об ряд) - условно-символические действия, ставшие нормами, исторически сложившиеся и общепринятые, заключающие в себе определенную идею и выступающие культурными символами. Обряды предписываются бытом, религией, государством и являются традицией. Так широко известны обряды свадебный, крещения, похорон, земледельческие и др. Обряды включают в себя песни, пляски, музыку, ритуальные тексты - молитвы, плачи, заклички, обращения и др. В обрядах человек активен - он просит, зовет, указывает, дает согласие, смиряется и т.д. Русская обрядность основана на мифологическом воззрении; многовековых традициях, способствующих осуществлению трудовых и жизненных целей общины. Обряды выражают отношения людей, являются средствами общения и влияния на мировоззрение. Ученые считают, что обрядность нужна прежде всего народам, стоящим на низких ступенях развития. Обряды удерживают человека в каких-то границах и рамках и имеют целью развитие чувства долга, дисциплины и самопожертвования. Жесткое соблюдение обрядов, высокая обрядность считаются тормозом в духовном развитии человека.

ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ

ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ - песня, являющаяся частью какого-либо обряда и по смыслу выражающая его. Это могут быть песни, исполняемые во время религиозных и народных праздников и событий. Обрядовые песни подразделяются на колядские и овсеневые, святочные и игорные, веснянки, хороводные, седмицкие и купальские, бытовые. История обрядовых песен начинается со времен язычества. Многие такие песни сопровождаются танцами и играми, драматизируются и костюмируются. Так, обрядовые песни поют во время свадеб, именин, многими песнями сопровождается Рождество, Масленица, Пасха и др. праздники. На манер обрядовых песен были созданы некоторые песни для праздника Нового Года. Например, такой песней стала «В лесу родилась елочка…». Обрядовые песни есть форма существования народных традиций.

ОБСКУРАНТИЗМ

ОБСКУРАНТИЗМ (лат. - затемняющий) - система взглядов, выражающих враждебное отношение к просвещению, науке, образованию, прогрессу как к, якобы, средствам развращения нравов и умов, подталкивающим народ к нигилизму, бунтарству, революции. Обскурантизм - это откровенная поддержка невежества, устаревших традиций, фетишизация культуры только прошлых поколений и отрицание высоких качеств современной, это противодействие мероприятиям, направленным на открытие информации и на поднятие уровня культуры и распространение новых идей. Именно это мировоззрение лежит в основе концепции культурного детерминизма.

ОБУЧАЕМОСТЬ

ОБУЧАЕМОСТЬ - индивидуальные возможности учащегося по усвоению учебного материала, выполнению учебной деятельности, к его быстрому и сознательному запоминанию, анализу, применению. Обучаемость - это общая способность человека к постоянному развитию в процессе обучения. Способность учиться включает в себя особенности интеллекта. Показателями обучаемости являются: обобщенность мыслительной деятельности, ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале; осознанность мыслительной деятельности; гибкость мышления; устойчивость и самостоятельность мышления; способность переносить знания в новые условия. Обучаемость во многом зависит от уровня развития у учащегося речи. Определение обучаемости и уровня ее развития зависит не только от учащегося, но и от той образовательной технологии, которой его обучают. По технологии Шаталова, например, практически все показывают высокую обучаемость, традиционная же технология, более рассчитанная на освоение теории, дает большой разброс уровней обучаемости.

ОБУЧЕНИЕ

ОБУЧЕНИЕ - процесс непосредственной передачи общественного опыта и восприятие и усвоение его обучающимися. Этот процесс направлен на развитие и тех, кто передает этот опыт как информацию, и тех, кто его принимает, усваивает. Обучение - процесс двусторонний. Он включает в себя процесс преподавания, т.е. дидактическую деятельность учителя, и процесс учения самого учащегося. Обучение - это систематизированное научение ребенка окружению, организованное в соответствии с дидактическими принципами. В результате его изменяются сознание, поведение и чувства ребенка. Дети постигают мир таким, каким он является для взрослых, и постепенно накапливают собственный опыт обращения с ним. Современное обучение сориентировано на усвоение знаний и не помогает в развитии интуиции, духовности человека, что является основным препятствием в целостном гармоничном развитии человека.

ОБЩЕНИЕ

ОБЩЕНИЕ - это способ взаимоотношений людей между собой, в ходе которого люди обмениваются информацией и взаимодействуют по достижению какой-то цели. Через общение происходит взаимообогащение людей. Общение есть особый вид человеческой деятельности, приносящий не только пользу, но и эмоциональное удовлетворение его участникам. Это сущностная сторона человеческой психики, когда производится обмен не только информацией но и реакциями, настроением, состоянием, установками и т.д. Общение является внутренней тенденцией развития личности, одной из наиболее значимых побудительных сил ее внутренней активности. Общение лежит в основе обучения и воспитания, почему они по своей природе и носят диалоговый характер.

Предыдущая страница Следующая страница