Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "Л" (часть 1, "Л"-"ЛИН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 1, "Л"-"ЛИН")

Л

Л - тринадцатая буква современного русского алфавита, обозначающая звонкий согласный звук и читаемая как «эль». В первославянской философической азбуке, дошедшей до нас как кириллица, эта буква означала «Люди». В церковнославянской азбуке она использовалась как число 30.

ЛАВИРОВАНИЕ

ЛАВИРОВАНИЕ (гол. - менять направление) - способ поведения, характеризующийся частой сменой курса, направления, средств под влиянием внешних условий. Лавирование необходимо в спортивной борьбе, в политических отношениях, в предпринимательстве и др. видах деятельности. Лавировать - это уклоняться от нападения, препятствия, действовать ловко. Иногда люди лавируют в конфликтных ситуациях, пытаясь либо «выйти сухими из воды», либо не попасть в ловушку хитростей и нечестности другой стороны. Способность к лавированию иногда перерастает в нравственную черту личности отрицательной направленности. Термин «лавирование» морского происхождения - в морском деле так называли движение парусного корабля против ветра, уклоняющегося, увертывающегося от подводных рифов, скал, большой волны. Собственно, это искусство управлять судном.

ЛАВРА

ЛАВРА (гр. - квартал, поселение) - почетное название православного мужского монастыря. Слово «лавра» первоначально обозначало монастырское поселение в лесу, где складывалось очень строгое монашеское общежитие, близкое к отшельничеству. Таких лавр было много в Европе в IV-VI веках, на Руси - в X-XI вв. Сегодня лавра - это монастырь, возвышающийся над другими своей обширностью, многолюдством, красотой строений, славной и глубокой историей, богатством. Лавра непосредственно подчиняется высшей церковной власти и имеет особые права. В России на конец XX в. сохранилось три лавры. Слово это первоначалом имеет название растения (лавровый лист), почитавшегося как очистительное и защищающее человека. Лавр в Древнем Риме был символом победы, мира, божественного знамения, бессмертия. В христианстве он стал символом вечной жизни.

ЛАГЕРЬ

ЛАГЕРЬ (нем. - военное поселение) - временное место поселения детей, молодежи для отдыха, соревнований, проведения каких-либо общих дел. Лагерь - это и место военной временной дислокации. Лагерь в педагогике - это летнее (реже зимнее) поселение детей для отдыха во время каникул. Детские лагеря отдыха (бывшие пионерские) могут иметь разные направления: лагеря спортивные, туристические, экологические, трудовые и др. В девяностые годы стали создаваться православные лагеря для детей, желающих принять участие в восстановлении церквей и храмов. Лагерем также условно называют объединение чьих-либо сторонников или партий.

ЛАД

ЛАД (др.-рус. - космос) - согласие, гармония; выражает идеи единения человека с космосом, а также отечественного согласия и сплочения народа, гармонию народного бытия, пропущенную через душу человека. Лад - это душевное согласие, настрой и равновесие, обретенные через душевное участие. В народе считалось, что без такого лада нет красоты и полноты любви. В некоторых местностях ладом называли помолвку и благословение родителей перед свадьбой. От слова «лад» произошло «ладно», тоже обозначающее согласие. Согласие как идеал объединенности породило пристрастие у славян к замкнутой линии, к кругу. Отсюда круговая планировка славянских поселений, украшения в форме кольца. Круг, в смысле лад, стал главным оберегательным знаком, аллегорией красоты и меры.

ЛАДА

ЛАДА (др.-рус. - согласие) - гармония и согласие в супружеской паре, в супружестве, основанном на любви. Лада - это Ладо (муж, любимый) и Лады (жена, любимая). Лада - это супруг и супруга, возлюбленный и возлюбленная, милый и милая. У славян-язычников Лада - это также имя богини летнего плодородия, любви, юности, красоты, покровительницы брака. Есть и еще более широкий смысл у этого слова. Оно обозначает идеал объединенности и гармонии.

ЛАДАН

ЛАДАН (гр. - пахучая смола) - благовонная пахучая смола - древесный сок, твердеющий на воздухе. В ритуальных действиях его употребляли язычники для воскурения своего почитания богов, при погребении. Христианство осмыслило ладан как символ неземной святости. В православии ладан используется во время богослужений. Ладанкой называют курительницу, лампадку перед иконой, а также сумочку с какой-либо святыней, которую носят на шее вместе с нательным крестом.

ЛАСКА

ЛАСКА (ст.слав. - нежность) - характер отношений людей друг к другу, к животным, к природе. Характеризуется выражением любви, добра, нежности, приветливости, заботы. Есть родительская ласка, без которой нельзя воспитывать ребенка, есть супружеская ласка, без которой невозможна прочная семья. Люди говорят друг другу ласковые слова, проявляют нежные действия. Это всегда располагает друг к другу. Лаской называют и пушного зверька, иногда обобщенно животных семейства куньих - куницу, горностая, белку. Ласка у древних славян выражала эротическую символику.

ЛАСКОВОСТЬ

ЛАСКОВОСТЬ - нравственно-этическое качество личности, проявляющееся в ее способности выражать свои добрые отношения к людям, любовь к другому человеку с помощью ласки, нежности и мягких манер и слов. Людей, обладающих этим качеством, называют ласковыми. Ласковость, как качество личности, смягчает общение, снимает напряжение, побуждает к доброте и доверчивости. Не зря в народе говорят: «Ласковый теленок двух маток сосет», «Ласково слово не трудно, да споро». Сила данного человеческого качества состоит в его влиянии не столько на сознание, сколько на эмоции человека.

ЛАТЕНТНОЕ НАУЧЕНИЕ

ЛАТЕНТНОЕ НАУЧЕНИЕ (лат. - скрытое, невидимое) - скрытый, внешне не фиксируемый процесс внутреннего развития ученика, его отдельных психических процессов, запоминания, понимания. Этот процесс определяется с момента воздействия до момента открытого проявления. В учебном процессе так бывает нередко: на протяжении какого-то времени ученик казалось бы не воспринимает советы педагога или объясняемый им материал, но вдруг обнаруживает понимание и даже знание и умение им пользоваться. При известных условиях его умения проявляются в действии. Такими неожиданными «прорывами» полна детская жизнь.

ЛАТИНИЦА

ЛАТИНИЦА - латинская азбука и письмо (отсюда родилось слово «латинизмы»), обозначающее слова и обороты речи, заимствованные из латиницы и прижившиеся в русской речи. Латинизмы воспринимаются как заимствованные и иногда чужеродные элементы родного языка.

ЛГУН

ЛГУН - человек использующий ложь в качестве средства общения с другими людьми. Лгун - это человек, искажающий факты, скрывающий или подтасовывающий их, сознательно обманывающий, уходящий сам и уводящий других от истины. Всякий лгущий, согласно православной вере, делается сыном дьявола, который и есть отец лжи. Человек-лгун, как правило, теряет свое нравственное достоинство, он склонен к другим противонравственным поступкам - жестокости, злу, мщению, обману. Православие проповедует личное неучастие во лжи и волевое преодоление в себе возникающей страсти солгать.

«ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ»

«ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ» - так образно называют последнее, наиболее значимое действие человека, наиболее полное проявление его способностей и таланта. Это может быть любовь к другому человеку, какое-либо художественное произведение, техническое устройство и т.д. По народному поверью лебедь поет один раз в жизни, перед смертью, песню неземной красоты. Этот смысл и заложен в «лебединой песне». Лебедь - романтическая птица, одновременно символ и света, и смерти.

ЛЕГЕНДА

ЛЕГЕНДА (лат. - читать) - фольклорный эпический жанр, занимающий серединное положение между мифом и историческим описанием. Некогда легенды воспринимались как достоверные рассказы об истории - о прошедших временах. событиях и людях. Легенды содержат элементы идеализации героев и их поступков, что и сближает их с мифами. Смысл слова «легенда» заложен в его изначальном происхождении как чего-то того, что должно быть с серьезностью прочитано, узнано, понято и с доверием принято. Легенды в западном христианстве - это литургические отрывки для ежедневного богослужения, содержание в себе религиозно-дидактические идеи, или описания жития святых. В современной российской культуре слово «легенда» все более используется для обозначение литературного жанра и в криминалистике для обозначения версии случившегося.

ЛЕГКОМЫСЛИЕ

ЛЕГКОМЫСЛИЕ - интеллектуально-нравственное качество личности, выражающееся как необдуманное, неосновательно продуманное и даже бездумное поведение человека, его взглядов и отношений. Легкомыслие - это несерьезность, поверхностность, ветреность в словах и действиях. Это отрицательное качество личности, вырастающее на почве слабо развитой интеллектуальной сферы, а также залюбленности и заласканности. Оно может служить основанием для других негативных качеств личности, например, безответственности, пассивности, неоправданного оптимизма, разбросанности, неуравновешенности и др.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ - разнообразие и грамотность использования слов и словосочетаний в речи индивида. Она включает в себя, во-первых, присутствие в речи образных выражений, стилистически окрашенной лексики, оценочных оборотов, однозначных и многозначных слов лексики ограниченной сферы употребления (например, профессионализмов), диалектных слов и, конечно, литературной лексики. Во-вторых, лексическую культуру определяет уместность использования этих средств.

ЛЕНЬ

ЛЕНЬ (ст.слав. - вялый) - отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в нежелании трудиться (умственно и физически), действовать по совершенствованию себя и своего окружения, в стремлении к легкому и упрощенному времяпрепровождению и безделью. В человеке нет стремления, ему неохота ничего серьезного и полезного делать. Лень (леность) относится к числу самых губительных человеческих качеств. Она останавливает любые разумные действия и желания, оставляет неудовлетворенными мечты, желания и духовные потребности. Лень ведет к разрушению человеческой эволюции и, в конечном итоге, к разрушению личности. Народная мудрость отметила леность как мать всех пороков, синонимом слова «лентяй» было слово «гультяй». Много хлопот лень доставляет школьному обучению, но в детях она преодолевается педагогическими средствами.

ЛЕСТЬ

ЛЕСТЬ (ст.слав. - обман) - безнравственное действие человека, высказывающего похвалу, одобрение другому человеку с корыстной целью. Это притворная похвала, «проискливая», т.е. лукавая, с выгодой для себя и не соответствующая истине. Лесть и сформированное на ее основе нравственное качество льстивость - это угодливость, потворство, прельщение самолюбия, лицемерие. В то же время слово «лестный» используется в более мягком смысле, как комплиментарность, возможно и заслуженная, и непременно удовлетворяющая самолюбие того, к кому обращено (например, комплимент, отзыв, рецензия).

ЛЕТО

ЛЕТО (ст.слав. - год) - время года, начинающееся со дня летнего солнцестояния 22 июня и заканчивающееся в день осеннего равноденствия 22 сентября. Это по астрономическому летоисчислению в Северном полушарии Земли. В обыденной жизни здесь летом называют самое теплое время года - месяцы июнь (др.-рус. - червень) - месяц цветения вишни, июль (др.-рус. - липец) - месяц цветения липы, август (др.-рус. - серпень) - время жатвы. В народных поверьях лето называли «припасухой». Это время труда и таких праздников, как Вознесение Господне, Святая Троица, Успение Пресвятой Богородицы. Лето связывают с ясными теплыми днями. В некоторых территориях России лето близко к понятиям «юг», «южный». Лето также считается дочерью титанов и матерью Аполлона и Артемиды. Это мифический персонаж, именем которого названо время года, такое же кроткое и милое, как и сама богиня. Символизирует его женщина в венке из колосьев пшеницы, несущая серп. Психологи утверждают, что летом чаще всего рождаются меланхолики, люди уравновешенные, спокойные.

ЛЕТОПИСЬ

ЛЕТОПИСЬ (ст.слав. - год, писать) - хронологическое описание событий по годам; это повествовательное сочинение, в котором по летам (годам) излагаются по возможности точно и беспристрастно события в городе, стране. Летописи на Руси появились в период Крещения, что считается началом русской историографии. Писали их в монастырях (монахи-летописцы), при княжеских дворах. На сочинение летописей в те далекие времена смотрели как на дело Божие. Сегодня - это древние исторические памятники полусветского, полурелигиозного характера. В школе их изучают в истории и литературе.

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА - ветвь педагогики как системы наук, изучающая особенности реконструкции педагогического процесса и среды в целях усиления их влияния на оздоровление детей с теми или иными заболеваниями. Лечебная педагогика - это педагогика, Способствующая развитию, обучению, воспитанию и самореализации ребенка с любыми физическими и психическими отклонениями. В ней педагогические средства выполняют функции лекарств. Лечебная педагогика способствует социализации больных детей, а также профессиональной реабилитации взрослых. Методы и формы, ею рекомендованные, соответствуют виду и степени заболевания человека. По сути своей - это высоко духовная наука помощи слабому, немощному, нуждающемуся.

ЛЕШИЙ

ЛЕШИЙ (ст.слав. - хозяин леса) - сказочное существо. олицетворяющее хозяина леса. Оно представлялось человеку опасным - способным завести в лес, заплутать, сбить с дороги. Его в народе представляли немым, обросшим седыми волосами стариком, который неприятно кричит, хлопает в ладоши, пугает людей смехом, свистом, бранью. Иногда его представляли волосатым и в шкуре. Этот поэтический образ в народе стал символом осторожного отношения человека к лесу и возможной помощи, если все-таки что-то в лесу с человеком случилось: он может указать дорогу, спасти от зверья, вывести скот к поселению. В русских народных сказках, возникших еще в языческую пору, леший - частый герой. В селах до сих пор называют лешими страшных обросших людей или тех, кто кого-то напугал.

ЛЖЕПРОРОК

ЛЖЕПРОРОК - человек, выдающий себя за истинного мессию, пророка, предсказителя, на самом деле таковым не являющийся. Это ложный пророк, лгущий, но скрывающий истину. Таковыми, как правило, являются руководители религиозных сект, создатели ложных учений веры. Это люди, либо спекулирующие на доверии людей, либо психически страдающие манией величия, но в любом случае умеющие красноречием увлекать людей и вести за собой обещанием радужных перспектив или, напротив, принижением самоценности земной жизни людей.

ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВО

ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВО - ложное показание эксперта, свидетеля, очевидца, участника событий, данное сознательно вопреки истинному положению вещей, но ради личной выгоды. Лжесвидетельство может иметь разные формы - жалобы, показания очевидца или участника, доноса, клеветы, сплетни и др. Лжесвидетельство - большой грех; оно уводит от истины, порочит человека, запутывает путь к правде. В судебной теории и практике оно влечет наказание как разновидность преступления.

ЛЖИВОСТЬ

ЛЖИВОСТЬ - отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в намеренном искажении человеком представлений о действительности ради достижения корыстных целей или из стремления избежать нежелательных последствий своих или чьих-либо поступков. Лживость - это поведение, в основе которого лежит ложь, обман, полуправда. Для некоторых людей - это привычная форма поведения, они могут лгать без всякого повода и причины и даже во вред себе. Детская лживость возникает по причине подражания взрослым, при предъявлении непосильных требований, при стремлении к самоутверждению, а также при самоутверждении и из хвастовства. Ложь чаще всего используется ребенком как защитный механизм. Кстати, от лжи и лживости надо отличать детские фантазии. Лживость - качество греховное, недостойное поведения православного человека.

ЛИБЕРАЛИЗМ

ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. - свободный) - политическое и идеологическое течение, объединяющее сторонников свободного предпринимательства, парламентского строя, ограничения тоталитарной власти, свободы слова, правовой защиты человека и власти закона, допущения предпринимателей к управлению государством. Критики либерализма относят его к разновидности нигилизма, в основе которого лежит равнодушие к судьбам людей и государства. Либералы ищут, по их мнению, такого Бога, который оправдал бы бизнес, современное положение вещей. Они сориентированы на человека, цивилизацию без культуры и веры, комфорт и удобства, жизненные блага. Либерализм породил протестантизм, гуманизм, атеизм, материализм. Многие политики и ученые считают либерализм доктриной и рабов, и рабовладельцев одновременно. В педагогике употребляется понятие «либеральный стиль руководства (управления)», что чаще всего обозначает излишнюю терпимость к нарушениям, снисходительность к нарушителям, отсутствие жестких требований к подчиненным. Это так называемый педагогический либерализм. С позиций философии и социальной психологии либерализм есть выражение индивидуалистской психологии.

ЛИБЕРТАРИЗМ

ЛИБЕРТАРИЗМ (англ. - свобода) - новое научное течение в педагогике, отвергающее роль государства в воспитании и образовании людей. Сторонники либертаризма требуют ликвидации государственной власти над школами и университетами, государственного управления целями, содержанием, выбором технологий образования. Все это, считают они, должно быть исключительно прерогативой семьи, определяться в согласии с семейными образовательными потребностями. Возникший во второй половине ХХ в. либертаризм выступил на защиту независимости личности и свободы ее развиваться в индивидуальном режиме, отвергая значимость групповых требований, контроль (оценки, экзамены) над знаниями. Либертаристы ратуют за развитие альтернативного образования, культивирующего свободную волю как особый дар человеческой психики.

ЛИДЕРСТВО

ЛИДЕРСТВО (англ. - ведущий) - ролевая позиция человека в группе, выражающая в неформальном признании его авторитета всеми членами этой группы. Лидерами становятся благодаря личным качествам и умениям выполнять лучше других какую-либо деятельность, способствующим всеобщему признанию. В системе межличностных отношений лидер играет ведущую роль: его слушают, ему подчиняются, его уважают и берегут. Стиль отношений лидера и группы может быть различным: авторитарным, демократическим и попустительским. Как правило, лидер выдвигается на основе выполнения какой-либо деятельности, так что в каждой из них у группы может быть свой лидер, т.е. свой признанный авторитет.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - развитие у детей чувства языка, особенно родного, осознания и понимания природы языковых явлений, умения пользоваться языком во всем многообразии его богатства. Лингвистическое развитие протекает стихийно, естественно, вместе с общим развитием, такое развитие основывается на врожденном чувстве родного языка. Чаще же всего лингвистическое развитие достигается посредством обучения и специальной программой.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV