Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "Н" (часть 1, "Н"-"НАР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "Н"-"НАР")

Н

Н - пятнадцатая буква русского алфавита; звонкий носовой согласный звук «эн». В кириллице обозначает «наш». В русской культуре эту букву почитали за символ рыбы и женского начала. В первославянской философической азбуке она несла в себе смыслы Перевоплощения, Наследования, Продолжения чего-нибудь. В церковно-славянской азбуке «н» имела числовое значение 50.

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ - качество личности, выражающееся в умении наблюдать, т.е. концентрировать свое внимание на восприятии и познании одного объекта, в умении выделять в нем малозаметные, но важные свойства. Наблюдательность - это способность человека управлять своим мышлением, восприятием, вниманием. С помощью ее у человека как бы открывается «истинное зрение», углубляется понимание явлений. Это качество личности упорядочивает и обогащает мыслительную деятельность человека. Наблюдательности обучают и воспитывают с раннего детства в семье и школе. Особенно успешно это качество воспитывается в наблюдениях за природой, животными, при занятиях физикой, химией, психологией, биологией.

НАБЛЮДЕНИЕ

НАБЛЮДЕНИЕ - основной метод познания человеком действительности, суть которого состоит в преднамеренно организованном восприятии органами чувств предметов и явлений окружающего мира. При этом наблюдающий не вмешивается в естественных ход событий и воспринимает объект как бы со стороны. Наблюдение используется в обыденной жизни в целях познания, в науке - как метод исследования. Различают следующие виды наблюдений: прямое и косвенное, т.е. опосредованное и скрытое; сплошное и выборное; простое (обычное) и включенное, т.е. соучаствующее в событиях. К видам наблюдений также относят прямой анализ взаимодействия чего бы то ни было и оценивание воспринимаемых явлений. Наблюдать - это примечать, выделять, замечать какие-то стороны, признаки «поведения» объекта. Наблюдение характеризуется систематичностью, контролируемостью, планируемостью. В научном наблюдении для фиксации замеченных признаков используются дневники, хронокарты, хронометражи и т.д. Этот метод познания действительности - самый распространенный. Он прост, доступен каждому, но он же и субъективен, зависим от наблюдающего, с его помощью нельзя вскрыть внутренние причины поведения объекта. Он может принести вред и наблюдающему, способному отождествлять себя с объектом своего познания: сопереживать, уподобляться, проявлять страсти и т.д. Особым видом наблюдения является самонаблюдение.

НАБОЖНОСТЬ

НАБОЖНОСТЬ - это духовно-нравственное качество личности, уверовавшей в Бога настолько сильно, что все свои слова и действия сверяющей с Заповедями, живущей поддержкой и Божией милостью через регулярную молитву и соблюдение правил церковной жизни. Набожность - это искренняя жизнь в Боге и с Богом. Особенно большое значение набожность имеет в детские годы, когда закладываются духовно-нравственные основы жизни.

НАВАЖДЕНИЕ

НАВАЖДЕНИЕ - психическое состояние, непроизвольно вызываемое навязчивой идеей (мыслью, воображаемым событием, воспоминанием) и проявляющееся как угнетение психики, страх, беспокойство, сомнение, влечение. Наваждение побуждает к активной деятельности (например, мести) или к уходу от нее (из-за страха перед ней). Оно может вызвать состояние одержимости. Причина наваждения - возникновение в коре головного мозга застойного очага раздражения, что порождает неврозы, психастении, психопатии. В средние века наваждение приписывали действию злого духа, темных потусторонних сил, подталкивающих людей к соблазнам и запретам. Наиболее эффективные средства преодоления этого состояния - молитвы, самовнушение, методы психотерапии и активная деятельность, особенно физический труд.

НАВЫК

НАВЫК (ст.слав. - учить) - это действие с высокой степенью освоенности; проявляется как готовность и способность совершать действие без строгого контроля со стороны мышления. Навык часто трактуют как автоматизированное действие, сформировавшееся в результате многократных упражнений, тренингов, частых повторов. Так различают трудовые навыки (планирования, организации рабочего места, контроля и др.), профессиональные (специальные для определенной профессиональной деятельности), учебной деятельности, культуры поведения и т.д.

НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ - это этические навыки, владение которыми обеспечивает человеку успешность общения в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами и традициями национальной культуры. К таким навыкам относятся, например: детям первым здороваться со взрослыми, вежливо прощаться, благодарить, оказывать помощь за заботу или услугу, уступать место и приносить стул, тихо говорить, не мешать другим, во время еды не класть локти на стол, бесшумно есть и пить, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой и т.д. Навыки культуры поведения приобретаются с детства: они очень помогают в гармонизации отношений с окружающими людьми, с близкими.

НАВЫКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАВЫКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это особые умственные действия, владение которыми облегчает решение учебных задач. К таким, например, относятся действия: внимательного и сознательного слушания учителя, действия по плану, самостоятельного выполнения поставленной задачи, пользования краткой и распространенной формами ответа, способность аргументирования и аргументированного доказательства, дополнения ответов товарищей, критической самооценки собственных знаний и умений и многие другие. Владение такими навыками облегчает учение и повышает его эффективность.

НАВЯЗЧИВОСТЬ

НАВЯЗЧИВОСТЬ - отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как надоедливое, неотступное приставание к другому человеку со своими мыслями, болями, переживаниями, предложением услуг и помощи. При этом происходит как бы внедрение в сознание и деятельность другого вопреки его желанию и воле. «Навязчивость» имеет синоним - «назойливость», «надоедливость».

НАГЛОСТЬ

НАГЛОСТЬ (др.рус. - нагой, голый) - отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как беззастенчивость, грубость, бесстыдство, дерзость. Наглость - это по сути обнаженность злых начал в человеке, это поведение человека, не облагороженное культурой своего народа, общественными нормами поведения. Наглый - это человек вне культуры и, как правило, вне духовности.

НАГОВОР

НАГОВОР - клевета, дурная сплетня, навет, неправда, ложь, сказанные о человеке умышленно, как правило, с целью очернить его унизить, расстроить его дела. свалить на него вину и т.д. Наговор есть нарушение нравственного закона жизни, данного Богом в Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете». Наговор приносит много зла, иногда ломает судьбы людей. Он особенно опасен в судебном деле. В другом смысле «на??говор» - это заклинание от болезней, для любовных привораживаний, от соседа-врага и т.д. В этом случае ударение в слове падает на первый слог. На?говором пользуются знахарки, колдуны, используя магическую силу слов и предметов.

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ - наиболее полное выражение религиозно-нравственных основ Евангелия. Это учение о блаженствах, выражающих сущность новозаветных законов христианской жизни. Эта проповедь была произнесена Иисусом Христом на одной из гор Галилеи. В этой проповеди особое значение придается личным достоинствам человека, а не его происхождению, как это было в Ветхом Завете. В Евангелии от Матфея эта проповедь изложена так: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное». Особенностью этих блаженств является духовное смирение и самоуничижение, в противоположность эгоизму и гордыне. В других блаженствах много о любви к ближнему своему и даже к врагам своим, о неосуждении ближнего и др. Изложенные в Нагорной проповеди нравственные законы жизни человека на земле свидетельствуют о нравственной санкции, которая в руках Всевышнего и его пророков.

НАГРАДА

НАГРАДА (ст.слав. - подарить город) - любая форма поощрения и благодарности за заслуги, добрые дела, героизм. Награда - это и то, что воздается - почетный знак, орден, медаль, грамота, присвоение звания, имени и т.д. В основном наградами называют то, что дается от имени государства, общества, города или области, общественной организации за деяния общественного характера. «Награда», как слово, произошло от слова «город». У многих славян был обычай - за боевые, ратные заслуги жаловать героя «градом». «Нагородить» обозначало «наложить кучей», дать много, например, «пожаловать город». В старину это было обычной формой царской благодарности и милости.

НАДЕЖДА

НАДЕЖДА (церк.слав. - клад, класть, возлагать) - одна из христианских добродетелей, означающая успокоение души в Боге с уверением, что он непрестанно печется о нашем спасении и дарует за наши старания блаженство. Надежда обретается через веру, молитву, следование учению, изложенному в Нагорной проповеди И. Христа. В жизни человека надежда играет существенную роль в его становлении, обретение которой является важной ступенью его внутреннего развития. Надежда - это те силы, которые непосредственно изнутри строят нас, поддерживают жизнь («Надежда уходит последней»), они позволяют держаться и находить выходы из самых сложных ситуаций. Надежда - это также имя святой мученицы, замученной в Риме за дело Христово вместе со своими сестрами - Верой и Любовью и матерью Софией во 2-ом веке после Рождества Христова. В память о них церковь установила праздник Веры, Надежды, Любви и Софии (30 сентября). Надежда - это в философии важнейший модус духовности человека, в психологии - это вид духовных потребностей, поднимающих человека над земным, обыденным. Надежда на лучшее будущее ребенка, также значима в его воспитании, как и вера. Без этого внутреннего отношения к нему его становление и развитие усложнится.

НАДЕЖНОСТЬ

НАДЕЖНОСТЬ - положительное духовно-нравственное качество личности, выражающее устойчивость и твердость нравственных основ ее поведения. Надежный человек - это человек ответственный, верный своему слову, твердый в убеждениях, способный постоять за себя и других. На него во всем можно положиться, ему можно доверять - он не подведет, не «продаст» и не предаст.

НАДЗОР

НАДЗОР (ст.слав. - пригляд) - наблюдение, присмотр, пригляд за людьми, особенно за детьми с предоставлением им свободы действия в пределах определенных правил, норм или требований. Так осуществляется надзор воспитателей или просто старших детей над младшими. Педагогический надзор - это метод воспитания детей, очень близкий с наблюдением, целью которого является обнаружение несоответствия их поведения нормам морали и этики. Как метод надзор предполагает вмешательство в жизнедеятельность детей лишь в крайних случаях, как правило, конфликтных ситуациях и при значительных отклонениях от норм нравственности. Надзор широко применяется в свободном воспитании. Надзором также называют карательную меру, используемую как наказание при лишении судом человека каких-либо прав. В этом случае это юридическая мера ограничения человека, например, в передвижении, при пользовании услугами и т.д. Для этой цели милиция содержит штат участковых милиционеров, а дореволюционная полиция - надзирателей. В дореволюционных учебных заведениях были должности надзирателей и надзирательниц за поведением учащихся.

НАДМЕННОСТЬ

НАДМЕННОСТЬ (ст.слав. - надутый) - это отрицательное духовно-нравственное качество личности. выражающееся в напыщенности, спеси, горделивости, высокомерии, кичливости. Это качество прорастает на переоценке личных достоинств и возможностей, питающей чрезмерно высокое мнение о себе. Интересно, что слово «надменный» произошло от «на-дмить», что в старославянском языке означало надуть воздухом, т.е. не наполнить ничем другим, никакими смыслами. В обиходе были слова «надменье» как состояние такого человека, «надмец» - сам надменный человек. Надменность - это качество нигилистически настроенного человека, неадекватно отражающего свою роль в жизни и деятельности, несмиренного бунтаря, возвышающего себя над Богом и людьми. Противоположными являются такие добродетельные качества как смирение, скромность.

НАЕМНЫЙ ТРУД

НАЕМНЫЙ ТРУД - это труд работников, не владеющих средствами производства или капиталам и продающих свою рабочую силу и квалификацию, т.е. нанимающихся на работу на государственные или негосударственные предприятия, учреждения. Наемный рабочий - это человек, продающий за определенную плату свой труд, время и квалификацию работодателю (наймодателю), предоставляющему ему во временное пользование орудия и средства труда, рабочее место и другие условия.

НАЖИВА

НАЖИВА (ст.слав.) - это быстро и нечестным путем полученная прибыль от какой-либо спекулятивной или криминальной деятельности. «Наживиться» у русского народа всегда значило обманным или воровским путем получить (приобрести или взять) деньги или вещи (движимые и недвижимые).

НАЗИДАНИЕ

НАЗИДАНИЕ (ст.слав.) - метод воспитания детей и юношества, состоящий в наставлениях, поучениях, личных и иных примерах. Таким методом учат детей жить, анализируют их и чужие поступки, дают образцы для подражания. Назидания в русской традиции носят, как правило, духовно-нравственный характер, делаются неспешно, в свободное время, часто как бы не намеренно. Излишнее использование этого метода в целях воспитания вызывает у детей отторжение, а на нем построенный воспитательный процесс называют «назидательной педагогикой» или словесной, в противоположность деятельностной.

НАЗОЙЛИВОСТЬ

НАЗОЙЛИВОСТЬ (ст.слав. - «зой» - крик) - это отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как надоедливость, приставание со своими мелкими просьбами, навязчивость со своими пустыми идеями. Слово в корне имеет «зой», что у славян обозначало крик, а «зоиться» значило бесноваться. Так «назойливость» стала ассоциироваться с умом, вызывающим досаду. Назойливость, как правило, формируется у людей без общественных устремлений, желающих без хлопот и торопливо решить какие-то важные для них проблемы. По смыслу «назойливость» близка «навязчивости».

НАИВНОСТЬ

НАИВНОСТЬ (фр. - природа, естество) - это нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как простодушие, неопытность, излишняя доверчивость, непосредственность. По сути это детской качество. Если же оно проявляется у взрослого человека, то окружающими воспринимается как глуповатость или инфантилизм. Философы считают наивность формой «восстания первоначально естественной искренности человечества против ставшего второй природой искусства притворяться». В психологии творчества наивность обозначает безискусственность, бескорыстие писателя или художника к объекту своей фантазии, к предмету изображения или описания. Наивность - качество, противоположное мудрости, возмужанию, зрелости.

НАИЗУСТЬ

НАИЗУСТЬ (ст.слав. - из уст в уста) - метод заучивания устного или письменного текста, состоящий в выучивании его на память с последующим точным, дословным воспроизведением без текста. При изучении чего-либо наизусть действует в основном механическая память, знания передаются как бы из уст в уста. С помощью этого метода дети учат стихи, правила, формулы, иностранные слова и многое другое. Заучивание наизусть может быть преднамеренным, и тогда оно требует усилий воли. Но может быть непреднамеренным, осуществленным стихийно, естественным путем, в режиме автодидактики.

НАКАЗ

НАКАЗ (ст.слав. - приказ) - это форма распоряжения, выражающего пожелание, совет, просьбу, поучение жить по определенным правилам или достичь поставленной цели. Существуют самые разные наказы в зависимости от их авторов: отцовский, материнский, общественный, коллективный, избирателей и др. Такие наказы, от лица их составителей, напутствуют детей, целые поколения или наставляют своих последователей, избранников жить и действовать в соответствии с определенными идеями и ради каких-то целей. «Наказом» иногда называли и административные и государственные циркуляры - законы, инструкции, указы, распоряжения, приказы. В них тоже давалась установка о правах и обязанностях, порядке действий людей в определенных сферах жизнедеятельности.

НАКАЗАНИЕ

НАКАЗАНИЕ - метод порицания дурных поступков, нарушений норм поведения, призванный стимулировать положительные стороны личности. Наказание применяют к недисциплинированным, нерадивым, изживая недостатки и подкрепляя достойные проявления. Наказание может быть самым разным - порицание, лишение чего бы то ни было, отрицательная оценка, запрет, укоризна, упрек, выговор, критика и т.д. Возможны и физические воздействия, но православие учит не злоупотреблять этим методом воспитания: «Гневаясь, не согрешайте». Православие призывает не любить грех, а не согрешающего, сохранять любовь к нему. Полезность наказаний в деле воспитания до сих пор остается проблематичной. У детей часто возникает привыкание к наказаниям, многие из них вызывают тревогу, порождают нервозность, а нередко и подавленность у детей. Под бременем наказаний у них может сформироваться агрессия, ненависть, провоцирующие дальнейшие проступки. Не зря некоторые аналитики считают, что наказание придумали взрослые из лени, из любви к собственному спокойствию. В противоположность этому мнению существует другое, считающее этот метод воздаянием, неизбежным как поучение, научение. Наказание - дело тонкое, и только тонкий педагог может его использовать правильно. Наказание должно быть логичным, не причинять страдания, сопровождаться переживанием ошибки, учитывать индивидуальные особенности наказываемого.

НАМЕК

НАМЕК (ст.слав. - метить) - слова или действия, выражающие мысль непрямо, лишь в целом, в общем, штрихами или иносказанием, обозначая проблему. Косвенно, обиняками, выражением лица, жестом, позой высказывается идея, о сути которой следует лишь догадываться. Намек - это то, что надо додумывать, домысливать, дополнять собственным опытом, самому как-то объяснять. Его используют как метод опосредованного, скрытого предъявления какой-либо информации, которую по каким-то причинам нельзя или нежелательно высказывать прямо. Намеком можно дать понять человеку о его нежелательных поступках, предупредить о чем-то, что известно не всем, напомнить о случившемся. В славянском языке «намек» означало «метить» и «мекать», т.е. думать, соображать (на-мекать, до-мекать, с-мекать). В педагогической деятельности намек чаще используют как метод неполной характеристики объекта для последующего восполнения учащимися других его признаков, а также как средство юмора.

НАМЕРЕНИЕ

НАМЕРЕНИЕ (ст.слав.) - устойчивая мысль, выражающая желание выполнить какое-либо действие. Намерение - это и есть желание, замысел, предварительное решение совершить какое-либо действие и достичь результата. Намерение человека, соединенное с волей, перерастает в стремление, которое выступает целью и мотивом самой деятельности. Но намерение, при отсутствии воли может и не стать мотивом, оставаясь лишь желанием, хотением, не более. Намерение - это лишь возможное начало действия, но еще не само действие.

НАПАСТЬ

НАПАСТЬ (др.рус. - беда) - так в разговорном русском языке называют неприятность, несчастье, беду, как нападение, захватывающие человека. Напасть - это и болезнь, и пожар, и неурожай, и многое другое, что приносит человеку горе. В современном языке это слово употребляется редко, сохраняясь лишь в сельской глубинке.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - высший уровень личностного развития, представляющий собой комплекс наиболее устойчивых и значимых мотивов, ценностных ориентаций, идеалов, склонностей, мировоззренческих и нравственных позиций. Направленность личности строится на доминантах, проявляется в целях, намерениях, перспективах, интересах. Она позволяет личности целеустремленно сосредотачиваться на какой-либо идее, деле. Различают мировоззренческую, бытовую и профессиональную направленность.

НАПРАСЛИНА

НАПРАСЛИНА - ложное обвинение, наговор, сплетня, ложь, высказанные заинтересованным лицом против кого-либо. Это слово из разговорной русской речи обозначало когда-то суетность, бессмысленность, негодность, несправедливость высказываемой мысли. Напраслина - это клевета. Когда-то существовало и слово «напрасливость», обозначающее качество личности, способной оклеветать другого человека.

НАРАБОТКИ

НАРАБОТКИ - это методические разработки (методические рекомендации, конспекты уроков, программы, планы, доклады), в которых учитель оформил свои авторские идеи по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Наработки - это результат длительного творческого поиска учителя в области новационной и инновационной деятельности. Наработки, т.е. материалы, описывающие новые идеи учителя и условия их применения, накапливаются у учителя постепенно, в течение многих лет, путем усердной, трудоемкой работы. Сам термин появился в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ в., в период бурного развития альтернативной педагогики. Он нес с собой идеи систематизации и ревизии педагогического труда, бережного отношения к опыту учителя, выявления в нем всего нового, способствующего преобразованию традиционной образовательной технологии. Наработки стали обязательным элементом аттестации учителя.

НАРЕЧЕНИЕ

НАРЕЧЕНИЕ (ст.слав. - дават имя) - официальное присвоение имени новорожденному ребенку. Наречение - это также объявление нового статуса человека при смене семейно-родовых отношений. Так, после помолвки девушка и юноша получают статус, соответственно, жениха и невесты. После свадьбы родители невесты нарекаются тестем и тещей по отношению к жениху, а родители жениха - свекром и свекровью по отношению к невесте. Делается наречение торжественно, в первом случае - во время крещения, во втором - во время помолвки и свадьбы. После наречения каждый нареченный выполняет свою особую роль согласно новому званию.

НАРКОМАНИЯ

НАРКОМАНИЯ (гр. - оцепенение, страсть, безумие) - заболевание, характеризующееся злоупотреблением наркотических средств и тягой к их употреблению, ведущему к опьянению, вызывающему ощущения физического и психического благополучия, комфорта, притупления неприятных чувств и страхов. В конечном итоге наркомания ведет к деградации личности, к нарушению жизнедеятельности организма, к постоянной зависимости от наркотиков. Наркомания в детстве возникает часто по неведению и из любопытства. Во взрослом состоянии нередко от употребления лекарств от бессонницы, боли. Наркомания - признак духовно-нравственного неблагополучия человека и общества. Лечению поддается с большим трудом.

НАРОД

НАРОД (ст.слав. - толпа) - культурная общность людей, которая в ходе длительного исторического развития на родной земле создала свое духовное поле, свою национальную культуру. Народ спаян из своих представителей единством исторической судьбы, традициями, обычаями, языком, искусством, религией, правом. Каждый народ имеет свой народный дух как нечто сверхиндивидуальное. У каждого народа своя особая народная психология и педагогика, обеспечивающие воспитание и образование новых поколений. Народом называют жителей, граждан одной страны, население государства (российский народ, белорусский народ), а также трудящиеся массы, не относящиеся к правящей элите или экономически господствующему классу. Народ - это и простое скопление людей на улице.

НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ

НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ - общественная акция, совершаемая инициативной группой людей по добровольному выполнению дипломатических функций. Это непрофессиональная дипломатия, поскольку совершается лицами или организациями, не облаченными политическими или дипломатическими правами. Народная дипломатия возникает на основе инициативы снизу, как бы в помощь официальным дипломатическим службам. Это элемент самоуправления в гражданском обществе, преследующего цели мирным путем разрешить возникшие внутри или внегосударственные проблемы. Примером народной дипломатии служит Комитет солдатских матерей и движение солдатских матерей, занимающиеся проблемой возвращения солдат, плененных в Афганской и Чеченской войнах во 2-ой половине ХХ-го века.

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА - культура, создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами - людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют: религиозная (христианская), нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы. Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах, существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика). Народная культура есть базис национальной культуры, педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа, преемственность поколений, возрастание его духа.

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА - система семейного и общественного воспитания, основанная на национально-исторических особенностях конкретного народа, его традициях, обычаях, вере, и отражающая его менталитет, психологический склад и эмоционально-эстетические пристрастия. В этом смысле народную педагогику называют родительской педагогикой. В понятие «народная педагогика» входит также научной знание, описывающее эту систему и ее особенности. В этом случае народную педагогику нередко называют этнопедагогикой (этнической педагогикой). Народная педагогика является частью народной культуры, существует как прикладная философия, т.е. как система воспитательных взглядов народа (нации), его миропонимание в сфере человеческого становления. Это народная мудрость, зафиксированная самим народом в различных жанрах фольклора. Народная педагогика аккумулировала в себе основные педагогические идеи многовекового опыта народа: сотрудничество в совместной жизнедеятельности, заботу во взаимной зависимости, духовную самоотдачу и милосердие, возвышение духовных потребностей над «земными» и многое другое. Народная педагогика может содержать в себе не только положительные позиции (методы воспитания, содержание, виды деятельности), но и отрицательные, консервативные в виде предрассудков, жестокости. Работая с учеником и семьей, педагоги образовательного учреждения необходимо учитывают «родительскую педагогику».

НАРОДНИЧЕСТВО

НАРОДНИЧЕСТВО - общественное движение интеллигенции России, основанное на идеях равенства классов перед государством и обществом, освобождения человеческой личности от насилия, независимо от того, к какому классу принадлежит эта личность и во имя чего совершается насилие. Народничество - это движение просвещенной интеллигенции в народ (а не во власть) с целью просветить и раскрепостить народ средствами культуры и общественных деяний. Народники боролись за право свободной агитации и просветительской деятельности, за право народа самому определять свою судьбу. Научные работы сторонников этого движения были связаны с анализом истории России, где показывалась реформаторская деятельность государства как формы борьбы со своим народом. Идеология народников была направлена на то, как народу прожить без государства. Народничество выступает за свободу личности, но против индивидуализма, за народный уклад жизни, но против монархии, за национальную самобытность, но против национализма, за достижение европейской цивилизации, но против копирования ее пути. Народничество в России возникло после реформ 1861 года и просуществовало, подвергаясь репрессиям как со стороны царской, так и советской власти, не долее чем до 1920-22 годов.

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО - единство материальной и духовной культуры определенного народа, синтетическое по характеру, связанное с его трудовой деятельностью. В основе народного искусства лежит мифо-поэтическое видение мира. Народное искусство развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиций. Любой жанр народного искусства (резьба по дереву или кости, вязанье, роспись досок и подносов и т.д.) обладает высокой образностью, многовариантностью, синтетичностью.

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ - добровольное военное формирование из мирных жителей, создаваемое с целью защиты своего дома, земли, Родины, страны, в помощь регулярной действующей армии. Вступать в народное ополчение в России всегда было делом высокой чести. Такие ополчения создавались в борьбе с татаро-монгольским игом, в Отечественную войну 1812 года, в Великую Отечественную войну, в войну Дагестана с чеченскими бандформированиями. Народное ополчение - это народная традиция России.

Предыдущая страница Следующая страница