Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "К" (часть 4, "КОЩ"-"КУП")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КОЩ"-"КУП")

КОЩУНСТВО

КОЩУНСТВО (ст.слав. - насмешка) - принижение, умаление значимости и ценности сокровенных, священных понятий и дел, хуление Бога, а также клятвы собственной жизнью и жизнью своих близких, т.е. тем, что нам не принадлежит. Кощунство проявляется в насмешке, брани, осквернении словом и делом, отзыве с презрением, суесловии. Кощун на Руси - это богохульник. Кощунство недопустимо уже с малых лет. Считается, что кощунство приносит человеку многие беды - болезни, неудачи, потери, несчастья. Кощунство, как тип поведения, должно быть исключено из человеческого общения.

КРАЕВЕДЕНИЕ

КРАЕВЕДЕНИЕ (ст.слав. - конец) - деятельность по изучению и восстановлению и сохранению культуры прошлого и настоящего родного края - «малой родины». Эта деятельность может быть как практической, так и теоретической, как популярно-просветительской самодеятельной, так и научной. Объекты краеведения: природа, культура и история деревень, городов, храмов, предприятий, учебных заведений, а также деятельность отдельных людей. Краеведение есть метод познания в истории, географии, антропологии, геологии и др. науках. Суть метода в движении познания от частного к общему, от простого к сложному. Краеведение - это и метод воспитания культурной и исторической памяти. Кроме того, это просто очень интересное занятие для детей всех возрастов. В состав краеведения входит коллекционирование, изучение истории собственной семьи, что близко детям.

КРАПАНКА

КРАПАНКА (ст.слав. - капля) - так называется пасхальное яйцо, раскрашенное цветными точками, мелкими пятнышками, брызгами или короткими штрихами. Крапанка иногда делается с помощью воска, иногда на крашение с помощью процарапывания иглой. При этом яйцо могло быть раскрашено в самые разноцветные цвета, но с учетом смыслов: сочетание красного и белого обозначало почтение к предкам, благодарение за помощь и защиту от зла, сочетание белого и черного - обозначало скорбь, и поэтому такие крапанки носили на кладбище в дни поминовения.

КРАСНАЯ КНИГА ПРИРОДЫ

КРАСНАЯ КНИГА ПРИРОДЫ - Книга учета исчезающих на Земле животных и растений, созданная впервые в конце 60-х годов ХХ столетия. Идея принадлежит ученым, объединяющимся в международные союзы охраны природы и природных богатств. В 1966 г. в Книгу было занесено 25 тысяч видов животных и растений. В СССР впервые Красная книга природы создана в 1984 году. С развитием на Земле человеческой деятельности условия обитания организмов стали ухудшаться. Пострадали прежде всего животные: от истребления, наступлений на леса, загрязнение почв и водоемов. Генетическая уникальность, неповторимость видов животных и растений делает уничтожение каждого из них равносильным потере бесценного дара природы Божьего мира. В Красной книге природы два раздела: А - перечень животных и растений, находящихся под угрозой уничтожения, Б - редкие виды животных и растений.

КРАСНОБАЙ

КРАСНОБАЙ (ст.-слав. - «баять» - очаровывать) - в современном русском языке используется с легким осуждающе-ироничным оттенком и обозначает пустого говоруна, человека самоуверенно много говорящего, веселого рассказчика и шутника, умеющего пользоваться словом и побуждать себя слушать. Слово произошло из слияния двух: «красно» - значит хорошо, красиво и «баять» - очаровывать словом, этим «красным», т.е. хорошим и красивым.

КРАСНОРЕЧИЕ

КРАСНОРЕЧИЕ (др.рус.) - умение говорить красиво, т.е. привлекательно, содержательно и убедительно. Красноречие - это совершенное владение речевыми средствами общения. На Руси это умение связывалось прежде всего с высшим значением слова «красный»: говорить «красно», «краснословие». С одной стороны, красноречие - это врожденная способность, одаренность человека, но, с другой - вполне воспитуемое и формируемое свойство. Вместе с таким высоким значением слово «красноречие» в России имело и совсем обратный смысл: «краснобай», например, значило «пустобай», говорун. Красноречие, как умение и качество личности необходимо учителям, лекторам и политическим деятелям.

КРАСНЫЙ УГОЛ

КРАСНЫЙ УГОЛ - центральное место в доме православного христианина. Это самое почетное место около «красного окна», обращенного на улицу, как бы в «мир». В красном углу висит иконостас, здесь размещается обеденный стол и «красная лавка» для гостей. Его называют еще «передний угол». Для него, как правило, отводят угол избы, обращенный на юго-восток, откуда «входит в дом» солнце. По русским обычаям каждый угол в доме имел строго свое назначение: второй - это кут, третий - печной, четвертый - дверной, задний. Красный угол - это старший в доме, его центр, его смысл, его обращенность к людям, миру и, главное, Богу.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

КРАСНЫЙ ЦВЕТ - цвет крови, в русской культуре получивший особое признание и самое широкое символическое толкование. В русской бытовой культуре это самый любимый и избираемый цвет, один из первых открытых цветов, используемых в качестве краски. Этот цвет получил самые противоположные толкования. С одной стороны, это символ силы, жизни, радости, любви, борьбы «не на жизнь, а не смерть», это цвет жертвенной крови Христа и мучеников. Поэтому красный цвет соответствует богослужениями на пасхальной неделе, а также в дни памяти мучеников. С другой стороны, этот цвет - символ агрессии, зловещего огня, насилия, ада, дьявола, порочных женщин, ревности. В традиционных костюмах на Руси использовались 33 оттенка этого цвета, и каждый имел свое название: алый, кровавый, мясной, червчатый (червленый), червонный, багрецовый, багровый, чермной (искрасна-рыжий), красно-кирпичный, огневой, малиновый и др. В народе этот цвет почитался как дающий жизненную энергию, использовался против сглаза. Словом «красный» нередко обозначалось что-то главное, большое, очень красивое (Красная площадь, красный угол, красна девица, красная нить, красная строка, красный крест скорой помощи, красное крыльцо и т.д.). В современных условиях эта традиция продолжает жить: «красный уголок», «красная суббота» безвозмездной помощи, красный цвет запретительного дорожного знака и т.д. Психологи считают, что красный цвет активизирует, возбуждает человека, оживляет его. Но на меланхоликов он действует отталкивающе, на сангвиника - притягивающе. Этот цвет широко используется в психотерапии. Специалисты цветотерапии советуют его использовать при охлаждении: сделать в обувь красные стельки, надеть красную одежду, выпить стакан «красной» воды (из красных ягод). Дети любого возраста очень любят красный цвет, предпочитая его другим. Все годы советской власти этот цвет был символом революционности, веры в коммунизм (красные знамена и плакаты, красная гвоздика).

КРАСОТА

КРАСОТА (др.рус.) - высшая мера совершенства, высшее эстетическое качество чего бы то ни было. Красота проявляется в способности человека видеть и воспринимать это совершенство. В своей эволюции красота обеспечивает естественный отбор и выступает критерием развития как объекта восприятия, так и самого восприятия человека. Красота - это цель, к которой стремится развивающаяся жизнь. Совершенства вне красоты нет, она поднимает человека к истине. Многие чувства, например, любовь, дружба, верность, доверие, основаны на красоте собственных действий. Видение красоты зависит от степени духовности человека, его нравственного состояния. Красота очищает, возвышает, облагораживает, одухотворяет людей. Красота всегда целесообразна. Самое совершенное по красоте произведение Природы и Бога есть совершенный человек.

КРАШЕНИЕ ЯИЦ

КРАШЕНИЕ ЯИЦ - ритуал подготовки яиц как символической пищи праздника Пасхи. Это древний обычай, уходящий корнями в глубину веков, к языческим капищам древних славян. Элементом христианского культа это стало во втором веке после Рождества Христова. Яйцо символизирует целостность мира (скорлупа - это космос, белок - земля, желток - преисподня), а также воскресение Христа из мертвых. Крашение, т.е. расписывание яиц - это праздничный ритуал: тот, кто расписывает, с утра наряжается, а место крашения украшается вышитыми рушниками. В качестве красителей использовались когда-то древесная кора, лиственные отвары, луковая шелуха. В зависимости от типа окраса крашеные яйца назывались по-разному: крашенки, крапанки, писанки, драпанки, малеванки. Крашеные яйца освящают в церкви, затем ими христосуются, а далее могут дарить друг другу, есть, играть (катать). Детям принято дарит яйца с преобладанием красного цвета, больным - писанки с «сосной», на новоселье - с «мельницей», на крестины - с «грозой», «дубовым листом», бездетной семье - с «птицами». Хранят крашеные яйца в проросшем овсе всю первую пасхальную неделю рядом с пасхой. Писанки могут храниться весь год и дариться в любое время. Яйца на праздник Пасху помогают воскресить праздник в душе, они считаются символом душевной чистоты и веры.

КРАШЕНКА

КРАШЕНКА (ст.слав.) - так называется пасхальное яйцо, окрашенное в какой-либо один цвет и без рисунка. При этом красный цвет означал радость, жизнь, любовь, желтый - посвящался луне и звездам, зеленый - символизировал весну и надежду, коричневый - плодородие земли и т.д. Можно было красить и в черный цвет - цвет печали, чтобы их принести на могилы умерших близких. Как правило, крашенки ели, дарили, в них играли, катали, используя при этом специальные лотки, дорожки.

КРЕАТИВНОСТЬ

КРЕАТИВНОСТЬ (лат. - творить) - качество личности, выражающее степень творчества человека в сфере быта, общения, профессиональной и общественной деятельности. Проявляется оно посредством мышления, чувств и отношений, в разнообразной деятельности. Креативность есть показатель творческой одаренности человека, восприимчивости его к новым идеям. Впервые данное понятие и термин в отечественной педагогике стал употребляться с конца ХХ в., куда пришел из психологии. Сегодня многие педагоги, особенно в сфере художественного образования детей, ставят целью воспитать у них креативность.

КРЕМЛЬ

КРЕМЛЬ (др.рус. - крепкая основа) - центральная часть древних русских городов, состоящая их укрепленной крепости и культовых сооружений, предназначенная для защиты населения от нападения врагов и постоянного пребывания там русских царей. Это слово появилось в XIV веке, сменив другое - «детинец». «Кремль» несет в себе много смыслов: это и «кромить», т.е. засыпать продукт в укромное, сокрытое место, и «кромна», т.е. край, рубеж, и «кремень», т.е. твердый. Сегодня кремль сохранил себя как исторический памятник русской культуры, как символ нации и государства.

КРЕСТ

КРЕСТ (ц.-слав. - хрест, Христос) - символ христианской веры, обозначающий соединение неба и земли, призыв человека к духовному восхождению, признание высшего Божественного закона над законом плоти. Духовная высота - это вертикаль в кресте, материальный мир - горизонталь. На кресте, согласно Евангелию, был распят Иисус Христос. Он, своей смертью и кровью, и освятил крест, бывший позорным орудием казни разбойников и мятежников. Этим Он превратил крест в символ искупления, восхождения духа, устремления от земного к Богу и вечности. В православии различают четырехконечный крест (латинский крест с одной большой перекладиной), шестиконечный (с маленькой дополнительной перекладинкой наверху и с надписью И.Н.Ц.И. - Иисус Назарянин Царь Иудейский; такая табличка была на груди распинаемого Христа), восьмиконечный (с небольшой еще одной дополнительной перекладиной ниже основной, вкось поставленной и изображающей подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя). В православии есть также нательный крест (носимый верующими на теле под одеждой), наперстный крест (или иерейский, носимый служителями церкви поверх рясы), напрестольный (лежащий на престоле рядом с Евангелием). Крест, как символ спасения, победы жизни над смертью и адом, стал основой крестного знамения. Крест ставится на церкви, на Евангелии, на церковных одеждах священника. Все христиане носят свой нательный (крестильный) крест. Вместе с тем, на Руси слово «крест» носило и другой смысл: «крестный путь» понимался как плохая судьба, мирское и личное бедствие, как знак «злополучия и смерти». Вероятно, это остатки языческого толкования.

КРЕСТИНЫ

КРЕСТИНЫ (гр. - окунаю) - церковное таинство посвящения в веру, означающее очищение от первородного греха и рождение человека для духовной жизни. Производятся священников в церкви на 9-ый день после рождения ребенка. Новорожденного в храм положено нести бабушке-повитухе, а из церкви домой - крестной матери. В храме при крестинах читается огласительная молитва, ребенок трижды погружается в освященную воду. На него надевается нательный (крестильный) крест и дается имя согласно Святцам, т.е. производится обряд имянаречения. В день крестин в семье устраивается праздничный стол, обильно угощаются нищие. Православие допускает крещение в любом возрасте, но только для всех единожды в жизни. При крещении необходимы крестные. Со дня крещения у человека появляется еще один праздник - именины.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ - крестообразное осенение себя, другого человека или какого-либо предмета крестом, точнее изображением креста троеперстием правой руки (прикосновением сначала ко лбу, к животу, затем к правому и левому плечу). Три перста (пальца) означают Троицу - идею единства Бога отца, Бога сына и Святого Духа. Два пальца вместе (указательный и средний) символизируют два естества в Иисусе Христе - Божеское и человеческое. Перекреститься или перекрестить - значит предать себя воле Божией, показать свое повиновение и принадлежность Спасителю. Это значит усиление духа добра и любви и ослабление и уничтожение зла как в себе, так и вокруг себя. Православие учит креститься широко, неторопливо, тщательно. Прибегать к крестному знамению нужно во всех важных случаях жизни: в опасности, горе, радости, в начале и конце всякого дела, на молитве, при приближении или прикосновении к чему-то святому (иконе, церкви, кресту). При этом следует наклонять голову, проявляя свое почитание Бога.

КРЕСТНЫЙ

КРЕСТНЫЙ (крестная) - это близкие семье люди, принимающие участие в крещении ребенка. По православным обычаям - это восприемники родителей. Им отводилась роль наставников, помощников, опекунов своих крестников. При крещении они дают обет наставлять младенца в истинах веры и христианской нравственности. Выбор крестных - серьезный шаг для семьи. Ими не могут быть иноверцы, неверящие и монашествующие. Выбирались они по совету духовника или старшего родственника. Желательно, чтобы это был человек, близкий к ребенку, хорошо знакомый семье. Ими могут быть родственники или хорошие друзья. Для родителей крестные именуются кумом и кумой. Крестные заботятся о крестниках, дарят им подарки и всю жизнь несут ответственность за растущего человека. Это своего рода народный и религиозный способ социально-психологической защиты человека.

КРЕСТНЫЙ ХОД

КРЕСТНЫЙ ХОД - торжественное церковное шествие с участием большого количества духовенства и прихожан в честь известных праздников (Крещение) или по поводу особо значимого для Церкви и Православия события или бытового события (моление дождя). Совершается с молением, с иконами, хоругвями, крестом. Крестный ход может совершаться вокруг церкви (храма), от храма к храму, к любому другому назначенному месту. Это всегда праздник и особое событие для верующих.

КРИЗИС ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

КРИЗИС ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ (гр. - переломный момент) - так в психологии и педагогике называются переходные периоды развития человека от одного возрастного этапа к другому. Этим периодам, как правило, свойственно отмирание одних физических, физиологических, психологических и социальных свойств, качеств, структур или ролей и появление других, столкновение старого и нового, рост противоречий в развитии, нарушение прежней гармонии и ритма. Поэтому они и получили название кризисных. Они являются закономерными для онтогенеза человека, поэтому преодолеваются не борьбой, а терпением, Поддержкой, пониманием, косвенным участием, помощью. Психологи считают, что эти кризисы носят очищающий характер, выполняя следующие функции обновления, открытия «нового начала», омоложения, возникновения новых ощущений, развития самокритики, стимулирования перехода от несовершенства к зрелости. Личный кризис - универсальный механизм воспитания.

КРИТИЧНОСТЬ УМА

КРИТИЧНОСТЬ УМА - интеллектуально-нравственное качество личности, Выражающее способность человека трезво, объективно и всесторонне оценивать успешность собственной и чьей-либо другой деятельности в ее соответствии с поставленными задачами. Интеллектуально данное качество требует развитого мышления, владения сравнением, абстрагированием, умения выделять сильные и слабые стороны в чем-либо, прогнозировать последствия деятельности. Нравственно это качество строится на чувствах меры и доверия к людям, не позволяющих впадать в крайность и разрушать критикуемую область и человека. Критичность ума не должна доводить до критиканства как огульной безосновательной критики, носящей демагогический характер. Критичность ума способствует творческой деятельности и развитию креативности. Это крайне необходимое качество любого руководителя.

КРОТОСТЬ

КРОТОСТЬ (др.рус. - укрощенный) - нравственно-этическое качество личности, выражающееся как скромность, доброжелательность, терпимость и терпеливость, снисходительность, смирение, незлобивость - все это вместе сосуществующее в человеке. Кроткий человек - это миролюбивый, не вспыльчивый, любящий человек. Это тот, у кого укрощенный нрав, «кроткая душа», угомоненные страсти. Кротость - это качество духовного человека, высоко нравственного, живущего по Заповедям Божиим, это одна из важнейших христианских добродетелей.

КРУЧИНА

КРУЧИНА (ст.слав. - печаль) - эмоциональное состояние души, выражающееся как печаль, горе, длительное душевное огорчение, тяжелая дума о несчастье, неудаче и вообще плохой судьбе. Кручина подавляет человека, рушит его нравственное состояние, мешает разумно активно действовать. Длительная кручина переходит в уныние, которое ведет к духовной погибели, ибо относится к страстям, разрушающим человека. Слово «кручина» несколько устаревшее, оно сохранилось в русской мифологии, сказках и песнях.

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - устойчивые словосочетания, часто употребляемые благодаря яркой выразительности и глубокого историко-культурного смысла. В русском языке таких слов и выражений, легко употребляемых людьми разный сословий, очень много. Крылатые слова рождались практикой, опытом, случаем и литературой. В них - мудрость народная, бездна смыслов, много поучительного. К сожалению, правильная литературная речь учителя исключила крылатые слова, хотя многие из них обогатили бы общение с детьми: «мастер на все руки», «горе от ума», «без вины виноватые», «быть или не быть?» и т.д. Крылатыми эти слова называются из-за легкости переноса из одной сферы употребления в другую, из-за восприимчивости их многими людьми. В них действительно есть что-то легкое, перелетающее. Восстановление их статуса в профессиональной речи педагога не просто украсило бы, оживило, обогатило общение его с детьми, но и, что очень важно, в культурологическом плане продолжило бы традицию сохранения контекста прекрасного русского языка.

КСЕНОМАНИЯ

КСЕНОМАНИЯ (гр. - чрезмерная страсть) - отрицательное духовно-нравственное качество личности, выражающееся в чрезмерном пристрастии, возвеличении, восхвалении всего иностранного и принижении всего своего. Ксеномания появляется у людей не любящих свою страну, свой народ, свою Родину. Как правило, это люди со страстью зависти ко всему «соседскому», далекому, недосягаемому.

КСЕНОФОБИЯ

КСЕНОФОБИЯ (гр. - чрезмерная неприязнь) - отрицательное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как неприязнь, навязчивое избегание, страх перед всем чужим, непривычным и особенно иностранным, болезненное восприятие незнакомого, отторжение иного, не своего, нетерпимость к новизне, инакомыслию. Это отношение неприязни может доходить до ненависти, агрессии, что в духовном отношении является страстью. Ксенофобия может появиться у пожилых людей по отношению к молодежи, молодежной моде. У молодежи она может проявиться по отношению к несовременным, устаревшим вкусам, некоторым старым традициям.

КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА (лат. - возделывание) - это совокупность всего, созданного рукой и духом человека, т.е. те материальные, художественные и духовные ценности, которые сотворены в процессе общественно-исторической практики людей; это позитивный опыт человечества, основанный на способности каждой личности к творчеству. Культура служит благу человека, его духовному и физическому здоровью; она включает в себя не только общественную деятельность людей по воспроизведению и обновлению общественного бытия, но и сложную работу по восстановлению и преображению человеческой природы - духа, души и тела, труд по воспитанию культуры ума и сердца. В обществе культура выполняет многие функции: освоения и преобразования мира, коммуникативную, сигникативную, накопления и хранения информации, проективную, нормативную и защитную. Культура всегда есть культура определенного народа, выражает особенности его вероисповедания, национальности, истории, места проживания и т.д. Это, как говорят ученые, «вторая природа» человека. Она дает смыслы человеческому бытию, делает его бесконечно развивающимся и сохраняющим себя. Культура - средство социализации человека, его приобщения к общественному целому. И потому она тесно связана с педагогической и вообще воспитательно-образовательной деятельностью. Деятельность педагога и есть трансляция культуры как опыта прошлых поколений новому поколению. Учитель, через культуру, является посредником между историческим прошлым народа и его будущим.

КУЛЬТУРА БЕДНОСТИ

КУЛЬТУРА БЕДНОСТИ - особая субкультура людей, долгое время, подчас из поколения в поколение, живущих в бедности. Культура бедности, как культура бедных людей, характеризуется некоторыми общими чертами их поведения: отказом от долгосрочных целей в пользу получения быстрого результата, недоверием к труду как фактору благополучия, надеждой на помощь со стороны и пособия, нежеланием прилагать усилия к удовлетворению более высоких желаний и др. Из людей, живущих в культуре бедности, формируется устойчивое сообщество «застойной бедноты», где все воспроизводится по подражанию, по своим субкультурным традициям. Замечено исторически, что человек склонен воспроизводить, поддерживать преимущественно ту культуру, в которой родился и вырос.

КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ

КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ - высокий уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности, характеризующийся достоверным восприятием текстов (устных и письменных) в соответствии с замыслом, соблюдением законов построения речевых произведений, владением средствами и формами их предъявления, а также грамотным использованием способов извлечения информации. Культура мышления есть часть коммуникативной культуры человека, ее интеллектуальная составляющая. Формирование культуры мышления проходит во всем образовательном процессе, в любой учебном предмете. Но главной задачей это является для таких дисциплин, как логика, риторика, этика, культура общения и собственно культура речи.

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА - высокий уровень развитости у педагога любого ранга (воспитателя, учителя, директора школы и др.) личностных качеств (характера, интеллекта, общей эрудиции), творческого потенциала и профессиональных способностей. Стержневой основой культуры педагога является его духовно-нравственное воспитание, сохранение им культуры своих отцов. Именно культурой педагога определяются действия его в конкретном образовательном процессе, какую технологию обучения и воспитания он выбирает. Чем выше уровень развития личности учителя, тем он способнее совершенствовать традиционные приемы обучения. Низкий уровень культуры может загубить в его руках самую передовую технологию. На основе идей культурологического подхода к образованию разрабатывается новая концепция подготовки педагога не на знаниевой основе, а основе развития его культуры. Культура педагога есть комплексное многоуровневое явление, складывающееся как индивидуальная интегральность.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ - высокая степень соответствия повседневных поступков и действий человека нормам нравственности, этики, эстетики. Культура поведения достигается путем сформированности социально значимых нравственных качеств личности, сознательного принятия личностью норм морали, соответствующих культуре своего народа, его окружения, круга общения, их обычаев, традиций, веры. Культура поведения - это мера и такт в поступках, В отношениях с окружающими, это соблюдение возрастных требований и норм. Она передается в основном в семье, в школе же ее формированием занимаются такие дисциплины, как культура общения, этика и др.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

КУЛЬТУРА РЕЧИ - высокая степень владения нормами устного и письменного литературного языка, а также совершенное умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Проявляется она как совокупность свойств самой речи - ее точности, ясности, чистоты, логичности и т.д. Культура речи, изучаемая языкознанием и психологией, состоит из стилистической, фоностилистической, лексической, логической, психологической и нравственно-этической культуры. В целом она является частью духовной культуры народа и сохраняет себя веками в виде образцовых совершенных текстов, как письменных, так и устных (в звукозаписях). В школе культура речи формируется на уроках литературы и языка, этики, риторики.

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - ветвь философской антропологии, главной задачей которой является построение теории человека (и личности) как творца, носителя и продукта культуры. Данное научное знание рассматривает человека во всей его изменчивости под влиянием глобальных факторов: исторических, национальных, религиозных, геополитических, демографических и др. Культурная антропология изучает закономерности формирования человеческой культуры, в отличие от физической антропологии как науки об изменениях физического тела человека. Эта научная ветвь носит интегративный характер, находясь на стыке многих наук - философии, психологии, истории, искусствоведения, социологии и др. Она рассматривает взаимоотношение культур и цивилизаций.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - культурологическая парадигма образования, считающая более целесообразным его построение на основе следующих принципов: ведущей роли социокультурного контекста развития ребенка как представителя своей естественной нации и традиционной культуры; полного использования личного опыта как одного из источников содержания обучения; творческо-поискового характера учебной деятельности: опоре на сенситивные периоды развития в усвоении того или иного предметного знания; совместной с педагогами деятельности и общения как движущей силы развития; определения зон актуального и ближайшего развития; самоценности всех этапов детского развития; повышения роли знаково-символических смысловых структур усваиваемой культуры. Такой подход к образованию впервые был сформулирован в Древней Греции, где существовало противопоставление Европы и Азии, и деление всей ойкумены на культурно-исторические области было естественным. С тех пор разрабатывались идеи о своих специфических путях развития каждой культурной области. Эта идея отвергала возникшее уже тогда деление культур народов на отстающие и передовые, совершенные. У каждого народа просто свой путь, с законами и особенностями которого просто нельзя не считаться. В конце нашего столетия эта идея «проросла» культурно-исторической теорией образования.

КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - научная концепция об определяющей роли культуры народа в развитии общества, о культуре как автономном образовании, независимом ни от каких факторов развития. В данной концепции «культурный код» (архетип культуры) народа рассматривается как его генетический код, предопределяющий программу поведения каждого индивида в отдельности. Огромная, можно сказать, ведущая роль в культуре отводится религии, на основании чего провозглашается зависимость состояния экономики от глубины и особенностей религиозных ценностей. Согласно этой концепции, достаточно воспитать новое поколение в духе старой традиционной культуры, например Святой Руси, как восстанет новое общество по идеям того далекого времени и очистится от пороков современной цивилизации. Культурный детерминизм явно фетишизирует культуру прошлого, приписывая ей только высокие качества. Сторонники крайнего направления данной концепции придерживаются взглядов обскурантизма.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ - это культурно-историческая парадигма, идущая на смену развивающему образованию. Суть ее состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии. Это значит, что в процессе воспитания и обучения человек не просто изучает культуру, а проживает и переживает ее как свой образ жизни и деятельности, как определенную культурную среду, а также продолжает ее развивать. Так, например, сочинение, рукоделие на уроке следует рассматривать как приращение культуры и ее проживание. Такой подход к образованию способствует учету национальных, религиозных, исторических особенностей учащихся, сближению образования с жизнью обучающихся. Поскольку каждая конкретная культура имеет свой путь развития и свой уровень, то именно в ней и следует воспитывать детей в диалоге с другими культурами. Культурологический подход к образованию - это создание единого уклада жизни школы и семьи, гармонизация интересов общества, школы и личности учащегося. Он основан на использовании в процессе обучения и воспитания опыта ребенка и его семьи, на обеспечении ведущей роли социокультурного контекста развития, активизации деятельности ребенка, освоении знаково-символической структуры деятельности своего народа, творческом характере развития.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ - наука по исследованию культуры как системы смыслов, имеющих свою сущность и способов их постижения. Культурология изучает культуру во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, включает в себя теорию культуры и историю ее становления и развития. Это наука интегративная - она обобщает данные философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения истории науки и техники и др. дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Различается культурология фундаментальная и прикладная, куда входят социальная и культурная антропология, психологическая антропология, культурная семантика, теория и методика социокультурных взаимодействий общественных институтов и др. научные дисциплины и школы. Культурология в целом охватывает проблемы становления культурного человека как противоположного естественному человеку, сыну природы, т.е. дикому человеку. Эта наука также отвечает на вопрос о способах культурной идентификации человека, т.е. о проживании, присвоении и осмыслении принадлежности себя к какой-то определенной культуре.

КУМ

КУМ (кума) - крестные родители ребенка (крестные), которые по отношению к его природным родителям называются кумовьями. Кумить, на Руси, всегда означало дружить физическим и духовным родителям, помогать и держать сторону друг друга. Кумовья покровительствовали друг другу и по службе, иногда во вред делу, что получило название «кумовство». Кумовья были желанными гостями в доме, надежной опорой ребенку и семье.

КУПЕЛЬ

КУПЕЛЬ (ст.слав. - купаться) - большой сосуд в виде чаши на подставке, который наполняется водой и освящается, и в котором священником совершается таинство крещения (крестины). Кроме этого, «купель» часто используется в переносном смысле. Так, «купель силоамская» обозначает ситуацию, способствующую духовному исцелению человека. «Овчая купель» - дает образ нашего мира как возможного мира доброго, милосердного. В этом мире Божия любовь бесконечно изливается на несчастный род человеческий. Находившиеся в купели сосредотачиваются на том, что происходит в нашей душе. Только бодрствующий над своим сердцем не пропустит момента Божия милосердия и получит исцеление, как те, которые первые входили в воду в Овчей кумели.

Предыдущая страница Следующая страница