Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

Ш

Ш - двадцать шестая буква современного русского алфавита, обозначающая шипящий звук. Читается как «ша». В первославянской философической азбуке несла смыслы: Шаг, Школа, Прогресс, Триединство (Прошлое - Настоящее - Будущее), Душа. Цифрового значения не имела. Производной от нее есть буква «щ», читаемая как «ща» и тоже не имеющая числового значения, но несущая свои смыслы: Щит, Защита, Утверждение, Устойчивость, Порядок, Верность, Справедливость, Честность, Уверенность, Смелость, Решительность.

ШАЛОСТЬ

ШАЛОСТЬ (фр. - дурь) - легкомысленный поступок, поведение, допускающее дурачество, проказы, невинные шутки, глупые забавы. Шалости допускаются иногда от безделья, иногда для веселого настроения, иногда от безудержной фантазии и изобретательности. Шалости прощаются, они относятся к невинным действиям, допустимы даже в хорошем обществе, особенно в детском.

ШАФЕР

ШАФЕР (нем. - создавать, хозяйничать) - распорядитель на русской свадьбе из числа друзей жениха или невесты. Его часто называют «дружка». Это свадебный чин, коих бывает по два и более. В их обязанность входит оказание помощи жениху и невесте (держание венца над головой во время венчания, обеспечение транспорта, встреча, организация гостей и др.).

ШЕСТЬ

ШЕСТЬ - количественное числительное, наименее символизированное. И все же: за шесть дней Господь сотворил мир, а на седьмой почил. У серафимов по шесть крыльев («шестикрылый Серафим»). Шесть концов у «Звезды Давида» («Печати Соломона»). В русской культуре карету, сани с шестеркой лошадей запряженных попарно, называли цугом. Обычай запрягать шестеркой свадебную карету существует и сейчас. «Шестеркой» сегодня называют доносчиков, болтунов, мелких прислужников, вероятно, это имеет связь со старым употреблением слова «шестопер», обозначающего человека пустого, болтуна. В кириллице это число обозначалось буквой «З» с титлом наверху и читаемой как «зело».

ШЕФСТВО

ШЕФСТВО (фр. - глава, начальник) - форма общественно полезной деятельности по оказанию помощи кому-нибудь, как правило, культурной, производственной. Шефство - это и дружба, взаимная забота. Слова «шеф», «шефство» в русскую речь пришли при Петре I и тогда обозначали только «командира полка». В современном лексиконе эти слова разведены. У «шефа» сохранился смысл «главы», «начальника», с которым «шефство» не связывается. В системе образования развито шефство школьников над детским садом, старшеклассников над младшими школьниками и т.п.

ШКОЛА

ШКОЛА (гр. - досуг) - образовательное учреждение с учебно-воспитательными целями для детей 7-18 лет, ключевая организационная единица в системе образования. Школа создается для всестороннего развития детей, подростков и юношества и подготовки их к жизни и труду. Когда-то, в Древней Греции «школа» в буквальном смысле слова обозначала занятия в свободные часы чтением, писанием, счетом, слушанием лекций, пением. Школа с тех пор выросла в важнейший общественный институт, выполняющий стратегические государственные функции. По выражению отечественного педагога «Школа есть одно из проявлений жизни с ее борьбою и с ее влечениями к достижению вечной правды» (Пирогов). Основное направление деятельности школы - духовно-нравственное воспитание учащихся. Школы в России бывают разных видов: средняя общеобразовательная, гимназия, лицей и др. Есть школы государственные, муниципальные и негосударственные (частные). Слово «школа» пришло в русский язык во второй половине XIV века. Нередко так называют другие объединения и организации: «научная школа», школа вообще как любое образовательное учреждение, «школа жизни» как то, что особо проучивает и дает опыт и т.д.

ШКОЛА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

ШКОЛА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ - тип средней общеобразовательной школы, профилированной на углубленное фольклорное образование своих учащихся. Это особая школа, дающая широкую гуманитарную и прикладную подготовку учащимся именно по русской народной истории и культуре при сохранении госстандарта образования. Эти школы относятся к числу альтернативных школ, работающих по специальным учебным планам и программам. Школы дают широкую допрофессиональную подготовку по женским и мужским ремеслам, создают такой уклад школьной жизни, который позволял бы учащимся проживать и переживать русские народные традиции, обычаи, шире проявлять лучшие черты национального характера. Такая школа сориентирована на православное воспитание учащихся. Поступление в нее добровольное.

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ - острая негативная реакция учащихся на обучение в школе, на урок и учителя. Это реакция психогенного характера. Проявляется как нежелание посещать школу, учить уроки, страх перед учителем, опросом на уроке, контрольной работы. Чаще всего это происходит по причине затруднений усвоения школьной программы, нарушений взаимоотношений с учителем и отсутствием контактов со сверстниками. Но бывает и по причине невротических расстройств. Дезадаптация ученика со школой - это всегда противоречие между «я-концепцией» и теми чувствами, которые вызывает учение у учащегося. Сама школьная дезадаптация может породить дидактофобию. Способы преодоления: изменение психологического климата в школе, стиля работы учителя, углубление духовно-нравственного воспитания и медицинские способы и средства реабилитации психики.

ШКОЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

ШКОЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ - это принцип выбора идей, ценностей, целей, методов проживания педагогами и учащимися школьной жизни посредством их взаимодействия, взаимного согласия и общего принятия решений. демократическая школа имеет сильное учительской и ученическое самоуправление, развитые коллективы, это всегда открытая новому школа, готовая к переосмысливанию содержания учебных занятий, образовательных технологий, управления и самоуправления. Вместе с тем, это школа с устойчивыми традициями и, в первую очередь, демократическими, обеспечивающими высокую мотивацию учение учащихся, качество образования и эмоциональное благополучие всех участников образования.

ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ

ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ - готовность ребенка самостоятельно и успешно выполнять школьную программу своей возрастной ступени, осознанно и инициативно относясь к учению. Школьную зрелость составляют: мотивационная готовность, волевая готовность, умственная готовность, коммуникативная готовность, речевая готовность. Школьная зрелость проявляется в способности ребенка решать массовые проблемы, типичные для его возраста, в способности его самостоятельно находить обобщающую стратегию и методы их решения. В целом же школьная зрелость определяется умением ребенка самостоятельно учиться, находить себе место в школьной среде, устанавливать удовлетворяющие его отношения с окружающими.

ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ - это склонность индивида к переживанию тревоги. Человек с высокой тревожностью постоянно испытывает чувство страха перед возможной неудачей, неуспехом, сосредоточен на предвидении, прогнозировании неприятностей; многие ситуации воспринимаются им как угрожающие. Состояние тревожности сопровождается такими эмоциональными переживаниями, как напряжение, беспокойство, нервозность, пониженное настроение. Существует порог полезной, рабочей тревожности; полезность в данном случае заключается в рабочем напряжении, просчитывании возможных ошибок и их предупреждении. При превышении данного порога, в том числе в учебной деятельности, падает работоспособность, блокируется интеллектуальная активность и сам процесс понимания, страхи тормозят мнемические процессы. По данным многолетних исследований психологов количество тревожных людей вне зависимости от половозрастных, региональных и других характеристик обычно приближается к 15%. В школьном возрасте это число значительно выше. Школьная тревожность - один из самых распространенных и постоянно растущих видов тревожности. Источниками школьной тревожности являются такие факторы (помимо врожденной склонности индивида к повышенной тревожности), как трудности учебной программы, социализации в детском коллективе, отношения с учителем.

ШКОЛЬНЫЙ ЖАРГОН

ШКОЛЬНЫЙ ЖАРГОН - оппозиционно настроенная детская речь, противопоставляющая себя «языковой норме», выделяющая себя из нее. Школьный жаргон формируется из диалектной и просторечной речи, заимствованиями из уголовного арго (жаргона), собственного творчества. Например, «флаги» - шпаргалки, «ужастики» - фильмы ужасов, «прикол» - шутка, «блин» замена крепкого ругательного слова и т.д. Школьный жаргон существует в устной форме, как школьный фольклор. С помощью его учащиеся стремятся придать своей речи независимый, оригинальный и по возрасту, экспрессивный характер. Существуют различия в жаргоне девочек, мальчиков и самих учителей.

ШКОЛЯРСТВО

ШКОЛЯРСТВО - качественная сторона любого обучения, характеризующая его ограниченность, формальность и оторванность от жизненных проблем, шаблонность, стереотипность. Школярское обучение - это и зубрежка, и бессмысловое заучивание для оценок, а не для развития себя и пользы другим, это суженное и только «учебниковое» учение.

ШОВИНИЗМ

ШОВИНИЗМ (фр. - имя личное) - крайняя форма проявления национализма, сопровождающаяся политическими и иными преследованиями, травлей, угнетением других народов, разжиганием национальной вражды и ненависти. Шовинизм - это также проповедь национальной исключительности, «расовой» теории, агрессивной политики, направленной на покорение народов. Это реакционное мировоззрение, агрессивное по своей форме, антихристианское по содержанию, захватническое по целям. Шовинизм есть разновидность мизантропии, как презрения и ненависти к людям. Чаще присущ военным и политикам; зависит от культуры народа, его истории. Слово «шовинизм» произошло от имени французского солдата наполеоновской армии, образ которого выведен в комедии французского писателя, постоянно хвастающегося своей храбростью. Затем слово стало употребляться как нарицательное при характеристике воинственного настроения, военного задора, не охлажденного рассудком, не соизмеримого со средствами и целями, бряцания оружием и провокации вооруженных столкновений. Сейчас же это слово еще раз поменяло свой смысл и стало характеризовать те же отношения, но между народами и нациями.

ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ

ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ - в прямом смысле это лечение болезни неожиданным ударом (электричеством, водой, полным голоданием, большим количеством инъекций и др.). Данное выражение вошло в общественную жизнь как социально-экономическая мера со стороны власти, государства, парализующая волю и способности людей противостоять событиям, другим решениям властей. В начале 90-х годов шоковая терапия была использована в России для психологической переориентации населения на жизнь в рыночной экономике и вытеснения из сознания советских социалистических принципов жизни. Шоковая терапия, в данном случае, реализовывалась во всеобщей приватизации госимущества, свободных ценах на товары, свободе средств массовой информации и т.д. Шоковая терапия разрушает привычный уклад жизни народа, устои существования общества и предполагает хотя и болезненный, но более быстрый переход к новому общественно-экономическому устройству. В педагогике шоковая терапия применяется посредством «метода взрыва», разработанного А.С. Макаренко.

ШУРИН

ШУРИН (ст.слав.) - так в русской языковой культуре называют родного брата жены по отношению к ее мужу. Предположительно, это слово произошло от старославянского «пращур» - родственник. Иногда «шурин» заменялся уменьшительно-ласкательным «шуряк». В культуре народа почитается как близкая родня, но не наследник.

ШУТКА

ШУТКА - насмешливое слово или действие, не преследующее цель обидеть, оскорбить или унизить человека, а, напротив, развеселить, позабавить его, отвлечь от плохого или чрезмерной задумчивости. Шутка - это беззлобное дурачество, добрый юмор. Однако, многое зависит от того, над кем шутят. Хорошо воспринимают шутки люди умные, тонкие, веселые. Так и говорится, что шутка хороша с умным человеком. В школьной среде шутки всегда уместны: они облегчают жизнь, скрашивают отношения. Особенно их много должно быть в день смеха - 1 апреля. Дети любят учителей, любящих шутки, понимающих их и способных шутить самим.

Предыдущая страница Следующая страница