Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "С" (часть 5, "СКР"-"СОБ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "СКР"-"СОБ")

СКРОМНОСТЬ

СКРОМНОСТЬ (польск. - умеренность) - положительное духовно-нравственное свойство личности, выражающееся как смирение и кротость перед другими людьми и обстоятельствами. Скромность - это умеренное мнение о себе не лучше, чем о других, не выказывание своего превосходства, это невзыскательность в требованиях к условиям жизни и отношениям, это простое обращение с людьми, уважение к ним, Cпокойные реакции на их проступки. Скромность проявляется и во внешнем облике человека, а не только в его поведении: в одежде, взгляде, манерах. Вообще же это качество предопределяет весь стиль жизни человека. В русском народе скромность всегда высоко ценилась (пословица: «Скромность всякому к лицу»). Нередко это было путем к успеху, если не переходило в застенчивость, что, конечно, было препятствием в жизненном благоустройстве. Скромность - это форма осознания личностью своих обязанностей перед Богом и обществом.

СКРУПУЛЕЗНОСТЬ

СКРУПУЛЕЗНОСТЬ (лат. - мелкий камешек) - нравственное качество личности, проявляющееся в стремлении и умении любое дело выполнять или оценивать тщательно, до мелочей точно, педантично. Скрупулезный человек имеет повышенное внимание к деталям, элементам, частицам того, что он делает, воспринимает, о чем мыслит, отчего нередко упускает главное, целое, общее, ведущее, важное. Слово «скрупулезность» произошло от латинского «скрупул». Так называлась мелкая единица аптекарского веса и камешек, попадающий в сандалии и коловший ступни древнего римлянина. Изучение этих помех считалось делом бессмысленным, эти камешки полагалось просто вытрясти. Отсюда и слово «скрупулезность» стало означать ненужный учет мелочей, излишнюю сверхточность. Скрупулезность, как личностное качество, в одних случаях может быть очень полезной (например, в аптекарском или бухгалтерском деле), но чаще всего это отрицательное качество, сдерживающее развитие человека, делающее его мелочным, занудным, ничего не видящим дальше своего носа.

СКРЫТАЯ БЕЗОТЦОВЩИНА

СКРЫТАЯ БЕЗОТЦОВЩИНА - название явления, когда физическое присутствие отца в семье не сопровождается выполнением с его стороны своих отцовских обязательств по отношению к детям. Скрытая безотцовщина - это постоянно, полный день вне сна ребенка, занятый работой вне дома отец, это нежелание отца проводить с ребенком свободное время, неумение его научить чему-нибудь полезному свое дитя. Это также отсутствие отцовской ответственности за детей, как в материальном, так и в духовно-нравственном смысле. Отец есть, и его как бы нет. Такое явление присутствует в семьях с проблемами - алкоголиков, работоголиков, в семьях, где отцы - эгоисты, дурно воспитанные мужчины.

СКРЫТАЯ ПРОГРАММА

СКРЫТАЯ ПРОГРАММА - это программа, составляемая в системе власти для внутреннего пользования, без ее огласки и обнародования и принятия в юридически установленном порядке. Скрытая программа - тайная, сокрытая от глаз людей, не декларируемая, но активно «втихую» реализуемая. Такие программы могут быть абсолютно на любом уровне власти над людьми, даже у учителя по отношению к ученику. Дело в том, что общество состоит из конфликтующих по своим интересам, ценностям, взглядам людей. В этих условиях политически, экономически, административно или психологически доминирующая группа пытается в своих интересах организовывать или контролировать ситуацию и сохранять и свое положение, и свою власть. Это тот случай, когда провозглашаются одни цели, а фактически формируются и действуют другие. Чаще всего «скрытые программы» возникают у «сильных мира сего». Но есть они и в образовании - в министерствах и ведомствах, в школах и детских садах, и даже в семьях.

СКРЫТНОСТЬ

СКРЫТНОСТЬ (ст.слав. - жадный, скряга) - нравственно-этическое качество личности, состоящее в отсутствии искренности, открытости, в нежелании рассказывать о себе и своих действиях. Скрытный человек - это все время что-то прячущий, не договаривающий, умалчивающий часть правды, не обнаруживающий себя таким, каков он есть на самом деле, скрывающий что-то о себе. В русской культуре быта скрытные люди всегда вызывали недоверие, отталкивали от себя. Нередко сами скрытные люди были недоверчивы и подозрительны, а нередко и мнительны.

СКУКА

СКУКА (ст.слав. - теснение в груди) - психическое состояние, характеризующееся тягостным чувством томления, подавленности, безразличия даже к тому, что раньше вызывало интерес. Это недеятельное пассивное состояние души, вызываемое, как правило, от перенасыщения яркими, сильными и обильными впечатлениями, или от переосмысления прежних ценностей и разочарования или от обычной лени. В состоянии скуки, по народным приметам, хочется скулить, визжать, все болит и теснит в груди. Но по опыту замечено также, что такое снижение уровня ясности сознания и упадка воли не свойственно людям с богатым внутренним миром, духовно самоопределившимся.

СКУПОСТЬ

СКУПОСТЬ (др. рус. - скупить) - нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как неумеренная бережливость, нежелание помочь другим, поделиться чем-то, расстаться с имеющимися сбережениями. Это разновидность жадности. Особенность скупости в том, что скупой человек и к себе скуп, он лишает себя даже того, что имеет; он может умереть с голоду при полных личных закромах. Скупость, как личное качество, в народе воспринималась двояко. С одной стороны, оно приветствовалось («Скупость - не глупость»): скупость на слова, как умение делать дело тихо, молча, скупость как синоним бережливости. С другой - резко осуждалось («Скупой богач беднее нищего»): она была признаком слабости человеческого духа и потому бесперспективной («Скупой на тароватого копит»).

СЛАБОВОЛИЕ

СЛАБОВОЛИЕ - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как малодушие, отсутствие стойкости, самостоятельности, твердости, как склонность поддаваться страстям и порокам, как нетвердость убеждений, взглядов и даже как элементарная лень и безделье. Слабоволие, как ослабление или отсутствие собственной воли в своем жизнеустроении, есть признак слабости духа, убеждений, неукорененности в вере и своей культуре, что унижает человеческое достоинство. Слабовольные люди легко поддаются таким соблазнам, как пьянство, наркомания, плохая учеба, веяниям любых идей. Они, как правило, конформны, неопределенны и часто непредсказуемы. Это часто люди слабохарактерные и слабодушные.

СЛАБОДУШИЕ

СЛАБОДУШИЕ (ст.слав. - слабость души) - вид добровольной уступчивости человека воздействию извне - со стороны знакомых и близких, стечения обстоятельств, неожиданностей. Слабодушие - признак недостаточной веры в Бога, в себя, это слабость убеждений, непрочность знаний, т.е. всего, что знаменует наличие в нас духа и души. Слабодушное поведение - это уступка своим страстям, порочным просьбам друзей; конформность, соглашательство, трусость и т.д. Иногда слабодушие возникает от простого незнания чего-то и о чем-то или от слабоволия. Проявляемое часто оно закрепляется в поведении человека и делается его личностным качеством духовно-нравственного характера.

СЛАВА

СЛАВА (ст.слав. - молва, слух) - это форма общего одобрения, признания достоинств какого-либо человека и его деяний. Слава - это признание заслуг и воздаяние почестей, похвалы за это человеку. Слава - это и почет, и благосостояние, что, как правило, приносит известность. Есть боевая и трудовая слава, слава хорошая и дурная, легкая и трудная. Есть такая форма благодарения Богу через вознесение Ему славы - «Слава Богу, Отцу, и Сыну, и Святому Духу», что означает человеческую благодарность Всевышнему за благополучие, земные успехи и радости, за наказания за грехи. Эта «Слава Богу» выражает успокоение души, удовлетворение по поводу чего-либо. Оно приносит успокоение, смирение православному человеку.

СЛАВИСТИКА

СЛАВИСТИКА - совокупность наук о славянах, их истории, языке, литературе и в целом - культуре. Еще называется славяноведением.

СЛАВЯНЕ

СЛАВЯНЕ - семья индоевропейских (индоарийских) народов, имеющих родственную культуру и общий язык. Занимают восточную и юго-восточную часть Европы и Сибирь. Данную семью составляют три основные группы народностей: русские - великороссы, малороссы, белороссы; юго-западные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, северо-западные славяне - чехи, словаки, поляки. Прародина славян, некогда ариев - Семиречье (Южный Урал), берега реки Ра (Волги), Причерноморье и Карпаты. Слово «славяне» связано по смыслу со славлением этим народом Бога, не требующим платы. Славяне - это народы, про-слав-ляющие Бога за все и бескорыстно, т.е. правильно (с этим же смыслом затем стало «право-славие»). Славяне имеют характерный физический тип: рост средний и выше среднего, сильное и правильное телосложение, широкие плечи, прямой нос, тонкие черты лица, густые волосы. Более 80% славян имеют православное вероисповедание, около 18% - католики, около 1% - протестанты, менее одного процента - мусульмане. Славянское происхождение народов сплачивает их, делает дружбу реальным фактором их существования.

СЛАВЯНИЗМЫ

СЛАВЯНИЗМЫ - слова или выражения древнеславянского происхождения, используемые в современном русском языке. Это также слова, заимствованные из какого-либо славянского языка в неславянском языке. К славянизмам относятся и церковнославянские слова. Например, «чело», «уста», «очи», «хвала» и др. Использование этих слов придает речи торжественность, особый колорит.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - течение в русской общественной мысли, основанное на вере в особую миссию славян и специфический путь развития славянских народов. Сложилось в начале XIX века у приверженцев церковной словесности и идеалистически настроенных ко всему славянскому русских литераторов и философов. Славянофилы считали центром русской духовной жизни религиозность, а «русской идеей» - православную идею. Многие положения славянофильства представляли собой сознательную защиту русской жизни, русского характера в их различных проявлениях. На основе идей славянофилов сложилась теория национальной самобытности русского народа. Славянофилами двигала потребность понять страну, народ, своеобразие России, желание и убеждение в существовании «русского пути» развития, понимание того, что возрождение России начнется с уважения к собственной истории, традициям, обычаям, с восстановления нравственных основ общества.

«СЛАВЯНСКАЯ ДУША»

«СЛАВЯНСКАЯ ДУША» - устойчивый психологический склад, присущий индивидуальным представителям славянских народов, выделяющий их из других народов. «Славянская душа» - это совестливость, душевность, жертвенность, открытость, соборность в их органичном единстве и взаимодополнении. Проявляется как душевное состояние, влияющее на поведение в целом и каждом конкретном случае отдельно. Нередко «славянскую душу» называют загадочной из-за ее неспособности действовать эгоистично, с выгодой для себя, рационально. «Славянская душа», в ее устойчивых проявлениях, определяет характер славянских народов, их культуру, веру. Несмотря на разобщенность славянских народов, благодаря своей «славянской душе», они тяготеют к дружбе, братству. На этой почве возникла геополитическая идея панславизма.

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ - явление народной культуры, ее составная часть, обозначающая всю совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) в дохристианскую эпоху. Славянская мифология - это мифы, сказки, легенды, песни, поговорки, пословицы и т.д. Это культура наших предков. Изучая историю слов, персонажей, овладевая мифотворчеством, дети глубже познают и начинают понимать истоки своего характера, обычаев, традиций. Славянская мифология дифференцирована на мифологию западных, южных и восточных славян. В свою очередь мифология восточных славян распалась на украинскую, белорусскую и русскую мифологию. Вся славянская мифология, в том числе и русская, имеет индоевропейские истоки, и развивалась под сильным евразийским влиянием. Возможно, этим объясняется ее космогонический характер.

СЛОБОДА

СЛОБОДА (ст.слав. - свобода) - поселение свободных, некрепостных (незакрепощенных) крестьян, свободных земледельцев, мелких ремесленников. торговцев, ямщиков. Слобода, как правило, была пригородным поселком, расположенным невдалеке от города; население ее имело льготы. Слободчане способствовали развитию ремесел, торговли, межгородскому общению. Позже они вошли в территорию городов.

СЛОВЕСНОСТЬ

СЛОВЕСНОСТЬ - совокупность произведений какого-либо народа, устных и письменных; это творчество народа; как безымянное, так и авторское. Словесность объединяет все жанры: сказы и сказки, былины и летописи, комедии и трагедии, научные работы и учебники и т.д. В нее входят письменность и литература. Словесность имеют все народы, независимо от уровня своего развития, даже не умеющие ни писать, ни читать. У народов есть свои пословицы, поговорки, песни, мифы, т.е. устная словесность. Русская словесность делится на устное народное творчество - устную словесность и письменную словесность - литературу.

СЛОВЕСНЫЙ РЕАЛИЗМ

СЛОВЕСНЫЙ РЕАЛИЗМ - процесс пользования словом, приспосабливая его к конкретным условиям. Это когда слова перестают восприниматься как свойства, смыслы обозначаемых их вещей и употребляться как интеллектуальная операция вне смысла, с одним значением. Происходит как бы разделение вещи, явления со словом. Значение же слов начинает изменяться в устах конкретного говорящего. Поэтому в каждом понятии скрыто содержится отличение человеком себя и своей точки зрения от точки зрения других. Словесный реализм помогает сохранить единство реалистического взгляда на мир. Данное понятие в науку ввел американский ученый Дж. Брунер.

СЛОВО

СЛОВО (ст.слав. - звук, зов) - называние понятия, позволяющее сосредотачивать сознание человека на соответствующем предмете, явлении. Слово обладает своим бытием, ибо вбирает в себя и человеческое внутреннее «я» говорящего. Исчезнувшие тысячелетия сохранились для нас через слово, оно оказалось нетленным и неуязвимым для Времени. От поколения к поколению в необозримое будущее передается устно и письменно история народов. Язык - это код народов, знаки, сохраняющие информацию. Слова многообразны по смыслу и значению. Без слова нельзя свертывать знания, нельзя мыслить, нельзя выразить идею. В русской культуре существует трепетное отношение к слову как к явлению священному, глубоко религиозному. Живое слово есть единственный способ выражения идеи, слово без идеи есть голое, абстрактное словоблудие. Особо высокая вера в слово была в глубокую старину, считалось, что оно обладает особой силой воздействия на природу и человека. Люди считали, что даже простое название явления, предмета дает им власть над ними. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладает еще большей силой. Наши неграмотные предки умели находить особую прелесть и смысл в звучании слова. В русской православной культуре Словом называют все христианской учение, услышанное от отца Христом Спасителем («Первым было Слово, это слово было у Бога, это слово было «Бог»). Слово это вверено Церкви и ее служителям, которые обязаны проповедовать его чисто, без примеси чуждых идей.

СЛОВОБЛУДИЕ

СЛОВОБЛУДИЕ - так называется неумеренное и бессмысленное пользование словом, выражающееся как многословие, пустая и вздорная болтовня, пустые разговоры, фразерство. Словоблудие - игра словом, спекулятивное его использование при корыстной мотивации. В этом случае слова используются вне идей, бессодержательно и в большом количестве. Иногда словоблудие похоже на краснобайство, иногда на демагогию Словоблудие - результат потери софийного отношения к слову, внутренней нравственности и уважения к человеку.

СЛУЖЕНИЕ

СЛУЖЕНИЕ (ст. слав. - общинная служба) - это тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высоко продуктивно выполнять любую взятую на себя работу. И это независимо от того, каково руководство, каковы условия. Служение - это бескорыстие общественно ценных мотивов. Служением может быть помощь и поддержка кого-нибудь, строгое и точное, с самоотдачей выполнение своих прямых профессиональных функций, выполнение не по обязанности, а из внутренней гражданской позиции. В этом смысле говорят о служителях веры, науки, Аполлона (поэзии) и т.д. Не зря в народе закрепились афоризмы о «служение верой и правдой», «служение делу, а не лицам», «служение Отчизне», «служение народу» и т.д. Служение - это высокий долго гражданина и христианина, не опускающегося до лести, выгоды и карьеризма (Все мы помним грибоедовское «Служить бы рад, прислуживаться тошно»).

СМЕЛОСТЬ

СМЕЛОСТЬ (ст.слав. - мочь) - положительная нравственно-волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

СМЕРТЬ

СМЕРТЬ (ст.слав.) - конец земной тварной жизни человека; с позиций христианства - разлучение души с телом, процесс перехода человека из «этого» мира в мир «иной», из одного состояния в другое, более совершенное по форме и смыслу. Земное существование - лишь часть жизни человека, ступень к жизни небесной и вечной. Смерть - непостижимая тайна, она абсолютна и сверхчеловечна; именно она заставляет человека искать «смысл жизни». Христианское понимание смерти прямо противоположно материалистическому, где факт ее совершения понимается как полное прекращение бытия человека. В христианстве такое понимание смерти неприемлемо. «Бог смерти не создал». Первочеловек Адам был бессмертен. Смерть к нему пришла через грехопадение, отчего он и был изгнан из Рая во «внешний мир», где есть начало и конец тварного мира. Смерть, по христианству, есть отход от нормы, который будет преодолеваться через духовно-нравственное очищение человека, его жизнь по законам Божиим и воссоединение с Богом. Сегодня же у человека есть надежда на такое воссоединение: Бог сохранил душу его бессмертной, вечной. Физическая смерть человека на земле - всегда глубоко переживаемое явление и для умирающего, и для близких и знавших его. И чем дальше человек отстоит от православного миропонимания, тем тяжелее ему пережить это явление. Православная педагогика считает, что с темой смерти надо знакомить детей, снимая у них трагизм ее восприятия. Детей следует учить спасению души, воспитывать ответственность за исполнение нравственных законов, им надо показывать связность мира земного (дольнего) и небесного (горнего). Дети должны в личном опыте накопить знания и умения встречать смерть человека достойно, провожать умершего по обычаям своего народа. Даже попытка понять смерть смиряет человека, помогает ему в нравственном очищении, снятии пристрастия к земным благам. Это и есть один из педагогических способов введения растущего человека в духовную жизнь.

СМЕТЛИВОСТЬ

СМЕТЛИВОСТЬ (др.рус. - метать) - интеллектуальное качество личности, характеризующее умственные способности. Проявляется как способность быстро мыслить, соображать, рассчитывать, нередко на основе догадливости (догадки), интуиции, предвидения. Сметливость - это быстрота природного ума, хорошая ориентация в ситуации, уверенность в совей правоте. Это качество считается присущим русскому человеку, поощряемо в обществе.

СМЕШЛИВОСТЬ

СМЕШЛИВОСТЬ - свойство личности, проявляющееся в способности улыбаться и смеяться даже в ситуациях, мало этому способствующих. Смешливый человек смеется, как говорят в народе, «над пальчиком». Как правило, это качество проявляется в детстве, как проявление детского оптимизма и влюбленности в жизнь благополучных детей. Смешливость показывает отсутствие способности и умения человека сдерживать смех, управлять своими реакциями на внешние раздражители. Если смешливость проявляется часть и резко выражена, то это скорее всего признак заболевания психопатией.

СМИРЕНИЕ

СМИРЕНИЕ - положительное духовно-нравственное качество личности, одна из высоких христианских добродетелей, означающая способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям их грехи, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню и другие страсти. Смирение проявляется в почитании себя грешным перед Богом, укорение себя за проступки, не осуждение других, в умении молчать и спокойно тихо говорить, не выставлять себя на миру, ни с кем не спорить о вере, не празднословить, не пустословить, не лгать, с радостью переносить обиды, унижения и утраты, ненавидеть покой и любить труд, никого не огорчать и не уязвлять ничью совесть. Смирение связано с идеей Божественного провидения, промысла Божьего и потому все достоинства и достояния человеку дарованы Богом и за них надо благодарить Его. Преуспеяния человека заключены в смирении и прежде всего перед Ним, в признании Его власти над собой и доверии к Его устроению личной жизни («Смирение паче гордости»). Первое условие спасения - это путь смирения. Родители и учителя объясняют это детям, показывают личным примером, помня завет старца: «Сын мой, не живи с гордыми, живи со смиренными». Без смирения человеку недоступна внутренняя духовная жизнь. В детях следует воспитывать смиренномудрие, избегая его понимания как слепой и безвольной покорности судьбе и обстоятельствам.

СМИРЕННОМУДРИЕ

СМИРЕННОМУДРИЕ - состояние человека, свободного от земных страстей и привязанностей, понимающего преходящую ценность земного, состояние бесстрастия. Это состояние достигается огромнейшим трудом души, прошедшей «невидимую грань», «покаянные труды», «умное делание» и погрузившей себя в «священное безмолвие». В душе человека - лад и мир, стройность жизни, гармония отношений с совестью и условиями существования; возникает внутренняя концентрация сознания на единении с Богом. «С одолением страстей уходит озабоченность и увлеченность земными делами и вещами». С молчанием уст активен ум, что и делает все смирение глубоко мудрым, интеллектуализированным процессом. Такого состояния достигают люди - отшельники, монахи, а в миру - люди умные, с большим и разнообразным жизненным опытом, философского склада ума и, что очень важно, глубоко православные.

СМЫСЛ ЖИЗНИ

СМЫСЛ ЖИЗНИ - толкование сущности человека и его земной миссии, т.е. цели пребывания на Земле. Православие считает, что смысл жизни содержит в себе высшее предназначение человека, определяемое независимо от него самого, а Богом. Этот смысл - в подготовке себя к жизни вечной, в спасении души от страстей и пороков, в бесконечном духовно-нравственном преобразовании себя. Смысл жизни - вечная проблема, волнующая каждого человека и человечество. Суть ее - в личном поиске и понимании цели своего кратковременного земного существования. Человек сам, с помощью Бога, ищет ответ, который примирил бы его с мыслью о смерти, соединил бы временное с вечным, конечное с бесконечным. Поиск смысла - это и есть духовная жизнь человека. «Смысл жизни», как понятие, входит в состав мировоззрения: исходя из него складываются нравственные нормы, цели и назначение жизнедеятельности в ее различных проявлениях.

СМЫСЛОВОЙ БАРЬЕР

СМЫСЛОВОЙ БАРЬЕР - одна из преград, препятствующих взаимопониманию людей и особенно воспитанных в разных культурах и верах. Суть смыслового барьера состоит в том, что одно и то же событие, явление или предмет при одинаковом значении у разных людей получают разный смысл, т.е. те качества, ценности, которые приписываются и оцениваются каждым человеком самостоятельно. Смысловой барьер тесно связан с пониманием добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Особенно опасен смысловой барьер между детьми и взрослыми (рождается проблема отцов и детей), в политике между государствами; в национальных отношениях, поскольку у каждого человека есть свой «словесный реализм», мешающий пониманию мотивов деятельности другого человека.

СМЫШЛЕНОСТЬ

СМЫШЛЕНОСТЬ - интеллектуальное качество личности, характеризующее качество ума человека. Смышленость - это быстрота ума, сообразительность, понятливость, умение быстро схватывать смыслы и понимать их, логически мыслить, хорошо запоминать увиденное и услышанное, умение видеть общее в частном и частное в общем, быстро извлекать нужную информацию из своего знания. При этих качествах ума смышленость проявляется в использовании догадки, предвидения, интуиции, что позволяет свертывать информацию и мыслительные операции по ее переработке. Смышленость проявляется с раннего детства и незаменима в учении.

СНЕГУРОЧКА

СНЕГУРОЧКА - сказочный образ внучки Деда Мороза, сделанной из снега, всегда вместе с ним «приходящей» к людям на Новый год, помогающей ему провожать старый год и встречать новый, веселить народ и раздавать подарки. Это символ кроткой, доброй, смиренной, трудолюбивой и красивой девочки-подростка или девушки, образ, в который русский народ вложил свое представление о девичестве и семейном родстве. Интересно, что впервые ее придумал русский драматург А.Н. Островский в середине прошлого века, и его сказочная девочка из снега не была родственницей Деду Морозу. Лишь затем в народных гуляниях они были «породнены». Снегурочка всегда бывает одета в белую теплую шубку, белые валенки, в блестяще-голубую шапочку и белые же варежки. Она всегда радостна, празднична, за что ее любит и стар, и млад.

СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ

СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ - положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как способность человека прощать другому обиды, не замечать его мелких недостатков, уступать в чем-либо, оказывать милость и покровительство. И все это при сознании своей силы, больших возможностей. Снисходить - это «сходить со своего места» и «вставать на другое», несколько ниже своего. Сильные люди должны быть снисходительными, ибо это есть проявление доброты.

СНОБИЗМ

СНОБИЗМ (англ. - выскочка) - отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся в подражании вкусам некого «высшего света», увлечении модой, слепом копировании принятых за эталон вкусов и привычек, в преклонении перед всем этим, принятым за идеал и жизненные ценности. Снобизм формируется у людей пустых, праздных, несерьезных, поверхностных. Не зря их зовут выскочками, ибо их поведение подражательно, неестественно, манерно, напоказ. В качестве «высшего света» снобы могут брать представителей высшей власти, интеллектуальную или художественную элиту. Снобами иногда называют людей, по простоте и глупости удивляющихся обыкновенным вещам.

СНОХА

СНОХА (ст.слав. - вязать, бечевка) - жена сына по отношению к родителям, прозываемая ими невесткой. Это женщина по отношению к отцу и матери своего мужа, а также жены двух (и более) братьев по отношению друг к другу. Так называют в роду и жену деверя по отношению к его сестре. Хорошую сноху родители мужа ласково называют сношенькой.

СОБОРНОСТЬ

СОБОРНОСТЬ - это тип социального единения людей на духовной основе, на основе взаимной любви и добра; это принцип духовного собирания единичного сознания в общее - в сознание народа, нации, рода, семьи, прихода, слияния индивидуального и коллективного. Соборный - значит единство, собранное из множества, а также единый во множестве, это свобода «как в хоре». В этом состоит зерно «русской идеи» и сущность православия, отрицающего индивидуальное спасение и проповедующего идею всеобщей нравственности. Соборность для русского человека - это Церковь, коллективное сознание, слияние своего «я» с общим. Это полная духовно-нравственная свобода, «нелукавая ответственность личности» перед Богом, перед людьми, за свои деяния и их последствия. Соборность отличается от других типов общностей своей открытостью, общедоступностью и человечностью, ярко выражает его церковное братство - епархии, монастыря, прихода, всего православного люда. Соборность здесь, как христианская святыня, представляет собой единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвования. Такой высокий смысл единения людей, как соборность, вошел в сознание русского человека, стал основой менталитета русского этноса. Для системы образования это значит воспитание детей в единстве их собственного «я» и коллективного сознания вокруг общественно полезного дела, единение индивидуального и коллективного, в духе взаимного духовного обогащения.

Предыдущая страница Следующая страница