Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИП"-"ГОН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИП"-"ГОН")

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ( гр. - сверхактивность) - нервно-психическое качество личности, проявляющееся в формах сверхнормативной социальной активности. Гиперактивность - это неугомонность, импульсивность реакций, повышенная инициативность и двигательная активность, вместе с тем - недостаточный контроль за словами и действиями, самоуверенность, бесцельность поступков, ошибки, сверхэмоциональность. Данное качество возникает как по причине болезненного состояния нервной системы, так и из-за неверного воспитания - отсутствия внимания к человеку, умаления его достоинств, комплекса неполноценности и низкой самооценки.

ГИПЕРОПЕКА

ГИПЕРОПЕКА (гр. - сверх того, др.-рус. - печься) - тип отношений взрослых к детям, выражающийся в чрезмерной заботе о них, в стремлении окружить повышенным вниманием, защитить от мнимых и реальных опасностей и препятствий, в желании «привязать» к себе, лишив самостоятельности. Это случается тогда, когда ребенок и его проблемы родителем или учителем выдвигаются на первое место в системе жизненных или профессиональных ценностей. Утрированные формы любви и чрезмерной заботы порождают отклонения в развитии детей: у одних формируется безоговорочное послушание, безропотное повиновение, безынициативность, подавленность активности, у других, напротив, - полное непослушание, протест, вседозволенность. Для тех и других гиперопека оборачивается задержками в интеллектуальном развитии, заниженной самооценкой. К гиперопеке склонны учителя и родители с истерическими чертами характера, часто одинокие женщины. Любовь таких женщин к детям, как правило, неглубокая, внешняя, демонстративная. Такая любовь очень вредна детям, как и все формы гиперопеки.

ГИПЕРСОЦИАЛЬНАЯ СЕМЬЯ

ГИПЕРСОЦИАЛЬНАЯ СЕМЬЯ - это семья, отношения членов которой сориентированы на такие социальные ценности, как карьера, успех, слава, соответствие моде и общему мнению и т.д. Эти «ценности» заслоняют человеческие - здоровье, любовь, дружбу, взаимопомощь. В гиперсоциальной семье друг к другу предъявляются высокие требования и формируются завышенные ожидания. Так, из ребенка всеми силами и средствами делают «вундеркинда», ценой здоровья и душевного покоя уже в школе определяют его карьеру. В семье пропадает тепло, уют, доброта, т.е. все то, что объединяется понятием «дом». В ней падает духовность и гуманность, но растут зависть, меркантильность, бездуховность.

ГИПЕРТИМНОСТЬ

ГИПЕРТИМНОСТЬ (гр. - настроение) - качество личности, проявляющееся в характере поведения человека. Гипертимность - это бодрость и веселость, переходящие в оптимизм, повышенная активность, переходящая в боевитость. Человеку с гипертимным типом поведения трудно усидеть на месте, ему всегда хочется что-то предпринимать, решать проблемы, у него много разнообразных интересов, он склонен к увлечениям. Такие люди могут быть руководителями, ибо у них есть умения поднимать настроение других людей, увлекать своими идеями, заражать юмором и даже остроумием. Гипертимность может проявляться как реакция на успех, как устойчивый способ восприятия жизни через «розовые очки». Но может возникать без причин. И тогда гипертимность становится пограничным явлением перехода от «нормы» к психопатии, акцентуации, маниакальным состояниям. С людьми такого поведения интересно, но трудно дружить, под их руководством интересно, но трудно работать.

ГИПНОПЕДИЯ

ГИПНОПЕДИЯ (гр. - сон и обучение) - система научно-практического знания об обучении человека во время сна, а также под гипнозом. На сегодня считается доказанным, что это возможно, особенно при изучении иностранного языка, математических формул, химической символики. Методы гипнопедии: внушения, тихий голос, магнитофонные записи, фоновая музыка. Сущность гипнопедии в усилении восприятия внушаемого материала и снятии конкурирующего воздействия посторонних раздражителей. Истоки гипнопедии лежат в древневосточном монастырском опыте (буддизм, факиры, йоги). Как научная дисциплина начала складываться в 30-е годы нашего столетия. В России впервые применена в 1936 году, после чего была надолго запрещена. Гипнопедическое обучение требует специальной технологии, учитывающей возраст обучающегося, степень его умственного и физического утомления, тип и вид памяти, интонации речи педагога и многое другое. На современном уровне развития гипнопедии обучение под гипнозом запрещено как мало изученный акт, очень редко используется также обучение в естественном сне. В быту элементы гипнопедии использовались всегда: например, клали книгу под голову на ночь, предварительно ее прочитав, включали на ночь магнитофонные записи с иностранной речью и др. Гипнопедические приемы заучивания используются в автодидактике.

ГЛАВА

ГЛАВА (ц.-слав.) - обозначает нечто завершенное и завершающее, что проявляется в ряде дефиниций. Глава - это купольные крыши православных храмов луковичной формы, это структурные части книг и статей; это верховная власть государства, церкви, семьи, т.е. старший по положению и важности, возглавляющий.

ГЛАВА СЕМЬИ

ГЛАВА СЕМЬИ - один из членов семьи, определяющий семейную политику, руководящий домашним хозяйством, влияющий на отношения в семье, несущий ответственность за все стороны жизни семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Иногда это «главный кормилец», «добытчик», но бывает и самый старший по возрасту, социальному положению или образованию. «Глава семьи» - не должность, не звание, он определяется общим согласием, общим признанием реальной роли одного из членов семейного коллектива. Институт «главы семьи» определяется национальными традициями, социальным и экономическим положением семьи в обществе. В русской традиции глава семьи определяется по мужской линии.

ГЛАГОЛИЦА

ГЛАГОЛИЦА (ст.-сл. - говорить) - первая церковнославянская азбука (вторая была Кириллица), доработанная из первославянской братьями, святыми Кириллом и специально для распространения христианства среди славянских народов. Она состояла из 40 сложных знаков, очень похожих на восточную вязь. Созданная в IX в., она просуществовала вплоть до XVIII в. Святые отцы, создавая азбуку, боролись против «безбуквенного человека» и добивались равноправия славянской письменности с греческой, латинской и еврейской. Глаголицей была написана и издана первая христианская литература для славян. В честь святых Кирилла и Мефодия, как «первоучителей словенских», учрежден специальный праздник (24 мая). Название свое глаголица получила от слова «глаголить» - говорить.

ГЛАСНОСТЬ

ГЛАСНОСТЬ (др.-рус. - голос) - принцип организации жизни в демократическом государстве, утверждающий право человека выражать свое мнение относительно правительственных мероприятий и учреждений, свободу слова устного и письменного. Гласность означает открытость деятельности государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов и должностных лиц; предоставление гражданам и их объединениям информации, необходимой для участия в обсуждении и решении вопросов государственной и общественной жизни; доступность организаций, учреждений и должностных лиц для приема граждан; учет общественного мнения при принятии решений; обнародовании решений правительства и других органов власти. Данный принцип носит всеобщий характер и действует во всех сферах жизни, кроме тех, что содержат государственную тайну. Гласность в школе - это открытость оценивания учащихся, это учет их мнения при решении школьных проблем, это развитие их самоуправления, школьной печати и т.д. Вместе с тем, гласность имеет границы своего применения и в определенных условиях может причинить вред как обществу, так и отдельным его членам.

ГЛОБАЛЬНАЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ГЛОБАЛЬНАЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА (фр. - масштабная, всеобщая) - это научно-теоретический и практический комплекс взглядов и поведения людей, содержащий ответы на самые насущные вопросы жизни человека на Земле: о происхождении и сущности самого человека, его земной миссии, месте во Вселенной, о связи духовного и материального и др. Глобальная мировоззренческая система возникает у каждой общности людей, охватывая какое-то логическое и организационное пространство ее жизнедеятельности. К таким системам относятся: язычество, буддизм, христианство, мусульманство, т.е. религиозные, а также марксизм, гуманизм, либерализм, фашизм, коммунизм, т.е. политические и государственные системы. Каждая мировоззренческая система имеет свои границы распространения и в то же время может проникать за их пределы. Считается, что роль глобальных мировоззренческих систем в развитии человечества еще не изучена. Проникая через любые границы, они определяют судьбы мира не менее, а даже более государств, партий, правительств.

ГЛОБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

ГЛОБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ - это качественная характеристика мышления, способного перерабатывать огромный объем информации по широкомасштабным проблемам мира, страны или народа. Это мышление широкими категориями, системное, прогнозное, целостное. Человек глобального мышления вычленяет проблему целиком, во всех ее связях и зависимостях, несмотря на границы охвата, и решает, способствуя дальнейшему духовному, социальному или экономическому развитию и самосовершенствоанию народов, государств, больших человеческих общностей. Люди с глобальным мышлением, способные планетарно мыслить, особенно нужны в сфере науки, политики и управления. Это качество мышления можно формировать уже в школе, особенно на уроках гуманитарного цикла дисциплин.

ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это система воспитания и обучения человека планеты, способного ощущать себя и действовать как «житель планеты Земля», знать ее и нести за нее ответственность. В глобальное образование входят следующие направления педагогической деятельности: воспитание широты видения мира, формирование постоянного и пристального внимания к проблемам глобального масштаба, воспитания интереса к культурам других народов, формирование глобального мышления, воспитание чувства выбора и меры своего личного участия в решении глобальных проблем. Глобальное образование - это воспитание в мире и любви, в терпимом отношении к любым иным точкам зрения, это воспитание активной позиции по отношению к мировым международным и государственным событиям. Сторонников глобального образования называют глобалистами. Они уже разрабатывают международные образовательные стандарты. Однако глобальное образование - явление противоречивое. Оно составляет угрозу этническому и культурному своеобразию народов. Это побудило глобалистов выдвинуть принцип «мыслить глобально - действовать локально», как бы объединяющий планетарный и частный подход к жизни человека.

ГЛОССАРИЙ

ГЛОССАРИЙ (гр. - непонятные слова) - книга толкования непонятных слов и выражений, т.е. словарь с элементами справочной информации о малознакомых словах, либо словах, утративших свое значение или новых, только формирующих свои смыслы и значения. В российской научной культуре до сих пор «глоссарий» употребляют в более узком смысле: как названия словарей, относящихся к произведениям одного автора или исследователя, а также как названия тематических словарей, связанных с переводом научных терминов с одного языка на другой в целях обеспечения общения специалистов разных стран. Так, существует русско-немецкий глоссарий по профессиональной педагогике. Глоссарии, как одна из форм понятийной работы, вполне могут использоваться в школе как метод обучения на уроках литературы, истории, иностранного языка и др.

ГЛУБИНА УМА

ГЛУБИНА УМА - качественная характеристика мышления, способствующего исчерпывающему познанию какого-либо предмета, явления, в том числе и научному. Посредством глубины ума идет проникновение сознания в суть явлений, осуществляется предвидение результатов деятельности, характеристики предмета схватываются целостно и системно. Глубина ума - это также накопление исторических знаний о чем-то, позволяющих выявлять тенденции, законы, принципы развития предмета познания. В условиях школы глубина ума воспитывается при реферативной работе по предмету, источниковом обучении, поисковых работах.

ГЛУПОСТЬ

ГЛУПОСТЬ - уровень развития интеллекта, характеризующийся пограничным состоянием между нормой и легкой дебильностью. Глупость не относится к патологии и потому не диагностируется, но на бытовом уровне она различается легко. В народе глупость относят к свойствам человека и понимают его как скудоумие, тупость, бестолковость, безрассудство.

ГНЕВ

ГНЕВ (ст.-слав. - гниль) - одна из основных человеческих эмоций, выражающихся как вспыльчивость, ярость, крик, бранные слова, злопамятство, ненависть, вражда, клевета, сильная обида на того, к кому он обращен. Гнев - одна из самых быстрых страстей, при нем учащается дыхание и пульс, сжимаются мускулы, происходит прилив крови и др. физиологические реакции. Следствием этого являются многие болезни. Считается, что песок и камни в печени, желчном пузыре образуются прежде всего у гневливых людей. Гнев губительно действует на психику, расшатывая ее, порождая страх. Гнев сдерживает духовное развитие человека, создает ему много врагов и приносит неприятности. Православная церковь относит его к греховным состояниям, если оно направлено против ближнего, но оно безгрешно, если направлено против греха, зла («Гневайся, да не согрешай»). В педагогике гнев осмысливается как вид невежества и результат дурного воспитания или форма спекулятивного воздействия на другого человека с целью его шантажа, испуга, подчинения себе. Православная педагогика допускает гнев во имя любви, желания научить. Такой гнев - не выход страстей, а педагогический метод воспитания.

ГНОСЕОЛОГИЯ

ГНОСЕОЛОГИЯ (гр. - знание и учение) - это теория познания как философское учение об источниках и формах познания, о правильности отражения в человеческом сознании реалий мира. Гносеологическая теория познания утверждает познаваемость мира посредством выявления научно установленных фактов, понятий, законов, сформулированных гипотез, моделей, посредством проведенных экспериментов и т.д. Гносеология признает, вместе с тем, модельный и ограниченный характер научных знаний и существования границ его применения, вместе с тем признает и ценность научных суждений, как этапов, шагов дальнейшего, более углубленного познания действительности. На гносеологической теории познания фактически строится вся отечественная наука.

ГНОСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА

ГНОСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА (гр. - знаниевые) - это познавательные функции, обращенные к постоянному изучению учащихся - их познавательной и духовной сфер, мотивов и интересов, задатков и способностей, характеров и эмоциональных состояний. Изучение учащихся (диагностирование) есть основа для выработки образовательных технологий, простраивания отношений в системе всех субъектов образования. Гностическая функция педагога, осуществляемая как система диагностирования учащихся, обеспечивает исследовательский подход к управлению школой и училищем в целом и познавательным процессом на уроке.

ГОВЕНИЕ

ГОВЕНИЕ ( ст.-слав.) - в православной вере так называют воздержание от скоромной пищи во время поста, перед посещением церковной службы, перед исповедью и причастием, а также в постные дни - среду и пятницу. Скоромная пища - это мясо, молоко, масло, яйца, т.е. пища от теплокровных животных. Говение - это также скромность в словах и действиях, проявление добра и любви, признание своих грехов и проявление готовности предстать перед собственной совестью и Богом. Говение, по признанию медиков, есть средство сохранения здоровья и очищения организма от излишних жиров и шлаков.

ГОВОР

ГОВОР (др.-рус.) - это язык конкретного народа, проживающего в данной местности, отличающийся от языка того же народа, проживающего в другой местности, и литературного языка. Говор, как «местный язык», являясь разновидностью общенародного языка, имеет некоторую специфику в произношении слов, в значениях и смыслах некоторых общих слов, в словарном составе. Говор - это живой образный язык, сохраняющий красоту, природную естественность народной речи. Именно это побуждает изучать народные говоры, сохранять их корневую систему русского языка. Говоры нередко называют «территориальными диалектами».

ГОД

ГОД (ст.-слав. - ждать, время, срок) - высшая единица измерения времени, определяемая продолжительностью движения Земли вокруг Солнца до возвращения ее в одну и ту же точку. Год - это жизненный цикл, некогда соотносимый с периодами умирания и возрождения природы. Первоначально у русских людей год обозначал абстрактное понятие времени и его ожидание. Затем он стал делиться на две части - зимнее и летнее время и только с XV в. были введены все четыре времени года. Год ритмичен и цикличен, благодаря этим качествам он стал основой для определения времени хозяйственных работ, семейно - бытовых обрядов и ритуалов, создания календаря, определения времени будней и праздников и т.д. Различают гражданский и церковный, солнечный и лунный годы. Солнечный год, по которому мы живем, длится 365 дней 5 часов 48 минут и 51 секунду. Регулировка года, систематика годовых ритмов осуществляется посредством разнообразных календарей: юлианского, григорианского, мусульманского, древнееврейского, китайского, хинди. 2000 год юбилейный только по двум первым календарям. По мусульманскому такой год будет в 2278 г., по китайскому - в 4698 г. и т.п. Отсчет времени ведется со дня «сотворения мира», по разному понимаемому разными народами. В общественной жизни термин «год» относят к более или менее длительным периодам деятельности, основанным на годовом цикле, и тогда появляются: учебный год, хозяйственный год, финансовый год, отчетный год и др. Годовой цикл лежит в основе годового календарного круга.

ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ КРУГ

ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ КРУГ - это русская национальная система организации всей жизни и деятельности православных людей, независимо от их положения в обществе. Это исторически сложившаяся система астрономического года как завершенного жизненного цикла, объединяющего и органично связывающего между собой события годового церковного круга, народно-хозяйственный природный календарь и социально-исторические события мирской светской жизни, национального, государственного, регионального, местного и личного значения. Эта система имеет православную духовно-нравственную основу, исходно представляет культурно-национальные традиции русского народа, носит устойчивый циклический характер. «Круг» есть символ бесконечного движения вперед, символ полноты, неразрывности и преемственности. Он естественен как сама жизнь, он сообразуется с ритмами природы, трудовой, в том числе и познавательной деятельности людей, с логикой их духовного возрастания. Годовой календарный круг является научно-практической основой воспитательной системы образовательного учреждения. Благодаря ему учебный год приобретает смысловую структуру, в отличие от формального деления по четвертям и полугодиям. С его помощью обеспечивается единство действий семьи и школы (детского сада). Он обеспечивает единство православия, традиционной русской культуры и современной, не противоречащей первым двум факторам, культуры.

ГОЛГОФА

ГОЛГОФА ( др.-евр. - сходство с головой) - это место казни Иисуса Христа. В те годы это была небольшая горная возвышенность недалеко от Иерусалима, по форме очень напоминающая человеческий череп. У евреев это было место казни преступников. Ныне эта возвышенность находится в черте города Иерусалима, здесь построен храм Гроба Господня. Предсмертными словами Иисуса Христа были: «Свершилось!». Это означало начало новой религиозной эры, прекращение ветхозаветной обрядовости. Бог восторжествовал над земной властью. Отсюда и началось переосмысление слова «голгофа». Оно стало нарицательным. Теперь это еще и «лобное место», где мученически погибают люди праведные за веру, отечество, народ, правду, идею. Нередко это совсем не физическое место гибели, а символ мучений и страданий ради высоких идей, символ одновременно нового духовно-нравственного рождения человека. Нередко говорят, что у каждого своя голгофа.

ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (гр. - полный, пишу) - это система приемов, способствующих наиболее полному, целостному, всестороннему, можно сказать, функционально «живому» описанию изучаемого явления. Это метод стратометрического, т.е. многомерного, многоструктурного и многоаспектного восприятия и описания объектов познания, отличающегося от линейного «плоского» их видения. С помощью этого метода соединяются противоположности: духовные и материальные, социальные и экономические факты в единый гармоничный организм, в целостность частей и полярностей. Создается внутреннее и внешнее единство, воспроизводящее в непрерывном потоке жизни реально существующие противоречия, сохраняющее реально существующие полюса, уровни, степени развития частей. В педагогику термин «голографический» пришел из физики, техники, где обозначал метод получения полного, объемного и цветного изображения предметов (голограммы). Здесь это значило лазерный способ наиболее полной регистрации информации о внешнем облике и структуре объекта. По этому методу сегодня создаются произведения искусства, декоративные отделки предметов быта, кино. В педагогике функционируют также такие понятия, как «голографическое сознание», «голографический анализ». Сущность голографического метода сводится к познанию объекта «во всех отношениях», изучение каждой части предмета или явления как носителя информации о целом объекте, но с разной полнотой и четкостью выраженной.

«ГОЛОДНЫЙ ДУХ»

«ГОЛОДНЫЙ ДУХ» - так православная церковь обобщенно называет причину возникновения человеческих пороков. «Голодный дух» - это бездуховность, отсутствие веры, которые приводят человека к таким порокам, как гнев, чревоугодие, страсть, зависть, злоба, сребролюбие, жадность, невежество, гордыня, ревность, лень. Не зря говорят: «свято место пусто не бывает». Как только дух ослабевает, слабеет воля, утрачивается сила сопротивления земным соблазнам. Последние увлекают человека и, как следствие, в нем заселяются пороки. Сами пороки - безнравственные человеческие качества тоже называются «голодным духом».

ГОЛОС СОВЕСТИ

ГОЛОС СОВЕСТИ - основа нравственного сознания и чувств человека, врожденно присутствующая в нем, носитель его генетического райского прошлого. Голос совести свидетельствует о существовании мира с законами, отличными от земных, где побеждает сильный, а слабый погибает. Это Божественный глас, отзвуки райского мироустройства. Он говорит, что нельзя убивать и вредить живому, ибо в раю не было болезней и смерти. Голос совести говорит, что нужно слушаться родителей и учителей, ибо именно послушание было основой райской жизни человека. И хотя человек живет в мире после грехопадения, его душа сориентирована на другое - на райскую жизнь. Голос совести как бы хранит память об этой жизни и не может удовлетвориться ничем земным. Именно этот голос является регулятором наших истинных чувств. Достаточно сосредоточиться и совесть даст ответ - зачем, что, где и как делать, ибо начинает действовать нравственная память

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ - это цвет, успокаивающий психику, умиротворяющий, настраивающий на работу людей смелых и способный усиливать страх людей робких. Это по тону цвет светлый синий, цвет ясного неба, чистой воды. Так этот цвет назван от «голубя» - по цвету перьев его шейки, имеющих синеватый отлив. Голубь - птица нежная, как нежен и голубой цвет. В церкви этот цвет соответствует празднику Пресвятой Богородицы (Введение во Храм, Благовещение, Успение и др.), а также дням бесплотных сил (ангелов Господних). В русской культуре голубой цвет имеет смыслы высокие, возвышенные, чистые, ясные, духовные: «голубая кровь», «голубая мечта». Сегодня этот цвет используется ООН как цвет миротворческий: «голубые каски» - это название воинских формирований (по цвету символической ленты на касках), созданных для размежевания воюющих сторон в регионах конфликтов. К сожалению, «голубыми» называют гомосексуалистов-мужчин.

ГОЛУБЬ

ГОЛУБЬ - это птица, наделенная в народной жизни православной церкви особыми смыслами-символами. Это птица чистая, незлобливая, нежная, кроткая. Благодаря этим качествам голубь стал знаком простоты, искренности, надежды. Не зря Спаситель сказал: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби». Голубь - христианская эмблема Духа Святого. В притче о потопе голубь был предвестником близкой земли и конца потопа. В XIX в. голубь стал символом мира между народами и странами. Примечательностью многих городов стало подкармливание голубей горожанами на тихих центральных площадях. Голубей часто выпускают «в небо» в кульминационные моменты детских праздников. В дореволюционной России разведение и содержание голубей было занятием любителей-голубятников. Это любительство, хотя и не в массовом масштабе, сохранилось до сих пор.

ГОМЕОСТАЗ

ГОМЕОСТАЗ (гр. - подобный, сходный) - так называется состояние биологической, психологической или социальной системы, выражающееся как устойчивая подвижность, как равновесие входящих в них сил и структур, внешних и внутренних связей и отношений. Гомеостаз - это относительное постоянство внутренней среды организма, его психического состояния и деятельности, независимо от изменяющихся условий внешней среды. Достигается гомеостаз посредством адаптации, детерминированности действий, оптимизации условий функционирования, компенсации и компенсаторности.

ГОМИЛЕТИКА

ГОМИЛЕТИКА (гр. - общение с людьми) - теория и практика проповеднической деятельности, входящие в состав богословия. Предметом гомилетики является сама проповедь, законы ее влияния на людей, принципы построения, условия подготовки и произнесения. Здесь изучаются особенности паствы, методы определения содержания и выбора методов убеждения слушающих, техника красноречия и порядок построения проповеди. По сути своей гомилетика очень близка педагогике, где все это изучается применительно к учителю и ученикам.

ГОМОГЕННЫЙ КЛАСС

ГОМОГЕННЫЙ КЛАСС (группа) (гр. - однородный) - это ученический класс (кружок, секция), состоящий из учащихся одного возраста, сходного уровня развития, сближенных интересов и мотивов учения, опирающихся на близкие по смыслу нравственные и иные ценности. Это детские группы как однородные совокупности. Такие классы легче поддаются самоорганизации и управлению, они способны к поддержанию собственного развития внутренними силами, более устойчивы и приспособляемые к изменению внешних условий. Создание гомогенных групп лежит в основе дифференцированного обучения.

ГОНОР

ГОНОР (лат. - честь) - это отрицательное нравственное качество личности, выражающееся как тщеславие, повышенное самомнение и самолюбие, заносчивость, зазнайство, высокомерие и амбициозность. Так понимают это слово сегодня. Произошло оно от имени римского божества, олицетворяющего честь (гонор). В русский язык слово попало через польский язык, где обозначало «родовитый гонор» и преувеличенную гордость. В русской литературе XVIII в. и даже XIX в. гонор еще обозначал честь и достоинство, но уже с оттенком преувеличения, выставления напоказ. Постепенно «гонор» стал обозначать прямо обратное своего изначального смысла.

ГОНЧАР

ГОНЧАР - это ремесленник, изготовляющий из глины горшки и другую посуду. В некоторых территориях гончаров зовут горшечниками. Гончарное производство в России сохранилось до сих пор; оно отнесено к числу народных промыслов: активно возрождается в школах, в селах, в частном предпринимательстве, в художественных промыслах. В старые языческие времена гончару приписывали связь с огнем и даже нечистой силой. Изготовление гончарных изделий тогда обставлялось множеством запретов и суеверных правил, а позже - молитвами от вмешательства дьявола.

Предыдущая страница Следующая страница