Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "С" (часть 8, "СТИ"-"СЫН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 8, "СТИ"-"СЫН")

СТИМУЛИРУЮЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ

СТИМУЛИРУЮЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ - это деятельность организаторов народного образования, в том числе и администрации школ, училищ, направленная на создание благоприятного социально-психологического климата для проявления инициативы, творчества, повышения личной ответственности каждым членом педагогического и инженерно-педагогического коллектива и учащимися. Стимулирующее управление основано на демократизации власти, делегировании полномочий, доверии, повышении личной ответственности каждого за результаты деятельности коллектива. В стимулирующем управлении используются материальные побудители (зарплата, премия), личные нематериальным (предоставление возможности отличиться, показать себя), духовные побудители (использующие чувства достоинства и гордости за работу, альтруизм, смирение). Стимулирующее управление должно иметь свое нормативно-правовое обеспечение. В коллективе духовном легче и разнообразнее применение стимулирующего управления.

СТОЙКОСТЬ

СТОЙКОСТЬ - положительное нравственно-волевое качество личности, состоящее в умении многократно повторять решительные действия, упорно искать эффективные способы поведения для достижения цели. Стойкость основывается на самообладании, выдержке, упорстве, мужестве, т.е. на волевых качествах. Стойкость - это и трудолюбие, терпение, особенно необходимые в учебной деятельности ученику, а также убежденность при отстаивании им права быть самим собой и отстаивать нравственные принципы.

СТОЛИЦА

СТОЛИЦА (ст.слав. - стол) - центральный, главный и в это смысле единственный город страны, первый в государстве, где пребывает правительство. Слово «столица» произошло от слова «стол». В культуре славянских народов тоже существовал «главный стол», стоящий в «красном углу» избы. Этот стол нельзя было смещать, разве что в случае свадьбы, похорон, о него нельзя ничего колотить; он уподоблялся престолу: «Стол - это престол Божий», а потому и сидеть за ним полагалось чинно. Сакральность «стола» полностью перешла к «столице». Это город, который народ почитал, уважал и любил. Позже «столицу» стали трактовать как город «ста лиц», т.е. многоликий.

СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - важнейшая причина конфликтов в человеческом мире XXI века. Ученые считают, что нарождается новый мир, где идеология и экономика перестают быть источниками конфликтов, а начинает активно действовать фактор культурных различий (между нациями, народами, группами (сословиями), принадлежащими разным цивилизациям и разным уровням развития). Столкновение цивилизаций (и культур) становится доминирующим фактором мировой политики. Ученые утверждают, что в мире перестают действовать факторы военного превосходства, которые вызвали первую и вторую мировые войны, идеологические факторы, Вызвавшие революцию 1917 года и «холодную войну». Наступает эра «разборок» между восточной и западной цивилизациями, между народами. Согласно этой теории проблема культурологического подхода к образованию, создания национально ориентированного образования становится чрезвычайно актуальной.

СТОЛПОПИСАНИЕ

СТОЛПОПИСАНИЕ (ст.слав. - колонна) - таким было первое русское название публичного объявления. Это всенародное объявление, помещенное на столпе, неподвижное, «безучастное», как бы стоящее на одном месте, но на которое можно положиться - оно основательное и правдивое. От слова «столп» в русском языке есть и другие слова: столпотворение т.е. ужасный, большой беспорядок, поднявший все «на ноги», «вверх дном», а также столпник, т.е. святой преподобный, избравший для себя особый подвиг - стояние на столпе (моление на площадке, сооруженной на столпе) как способ аскезы и удаления от мира для сосредоточения на постоянной молитве. Так, известен святой Симеон Столпник (V век). Поначалу столпы были невысокими, а затем достигла 20 м в высоту. Столпники были в период Святой Руси в XII-XV веках и высоко почитались народом.

СТРАДАНИЕ

СТРАДАНИЕ - сильное эмоциональное переживание, болезненное восприятие каких-либо событий. Страдания - это длительная боль, скорбь, тоска, мучения. Вся жизнь человека наполнена такими страданиями, физическими или духовными. Причины страданий кроются в двойственной природе человека, в нравственной дихотомии, побуждающей к выбору низших или высших ценностей. Выбор низших ценностей, связанных со страстями, рано или поздно приводит к страданиями. Православие не считает страдания законом жизни, данным Богом, их создал человек по своей падшести, склонности ко греху и неверию в любовь и милость Божию. Страдания следуют за каждой ошибкой человека до тех пор, пока он не поймет, что нельзя нарушать законы Божии. В то же время именно они являются очистительным и воспитательным средством, сокращающим путь человека к совершенствованию. Всякое страдание чему-то да учит, корректирует человеческую жизнь, делает мудрым и более смиренным, приводит к состраданию. Смягчает страдания духовная жизнь, преодоление их лежит через добро и делание добра. Нельзя, чтобы страдания приводили к унынию, этому большому греху, также нельзя чтобы они привели к агрессии, порождающей еще больше греха.

СТРАННИЧЕСТВО

СТРАННИЧЕСТВО - скитальческий образ жизни отдельных православных людей, совершающих пешие переходы из края в край, из страны в страну, из города в город, от монастыря к монастырю. Странники и странницы посещали святые места, совершали паломничество, много видели на своем пути и об увиденном рассказывали людям. Для многих скитальцев такое образ жизни был формой духовного поиска: отрешившись от всего второстепенного, преходящего, важного лишь в житейском плане, можно было глубже постигать смысл человеческой жизни. Странники питались подаянием, спали, где придется, земных благ не имели и не стремились к ним. Как правило, они много молились, умели петь духовные песни, нередко играли на народных инструментах, владели народной медициной, могли пророчествовать. Это явление было особым российским и даже русским. Иногда в ряды истинно странников «подавались» беглые каторжники, обыкновенные нищие, ленивые ловкачи, что снижало авторитет этого явления. После революции странничество было уничтожено, но его традиции продолжили бомжи - люди без определенного места жительства. Но лишенные веры, социально неустроенные люди в городах превратились в обыкновенных попрошаек, пьяниц и воров. Вообще же странничество на Руси, как каиново скитание по земле, считалось явлением безблагодатным, и потому странников жалели. Странничество без веры, без Бога есть бессмысловое передвижение под влиянием внешних обстоятельств, а не собственного выбора, воли и миссии подвижничества.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА - последняя неделя Великого поста перед Пасхой как неделя памяти великих страданий Спасителя. На этой неделе проводятся продолжительные богослужения, глубокое пощение, вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания, распятие и погребение Иисуса Христа. Каждый день Страстной недели (Страстной седмицы) именуется «великим»: Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда, и т.д. В каждый из этих дней седмицы вспоминается особое событие из жизни Спасителя, верующие получают уроки смиренного перенесения скорбей и страданий.

СТРАСТОТЕРПЕЦ

СТРАСТОТЕРПЕЦ - человек, претерпевший мучения за Иисуса Христа и веру Христову. Это возможно от противников христианского учения, а также от своих же единоверцев, но охваченных страстями зла, зависти, коварства. Таких людей Церковь именовала мучениками, святыми. «Страстотерпец», при этом, означало добровольное принятие мук, беззлобное отношение к врагам, непротивление их действиям, проявление высочайшего терпения и воли, осознаваемое самопожертвование без героического пафоса.

СТРАСТЬ

СТРАСТЬ (ст.слав. - страх) - эмоциональное состояние влечения к кому бы то ни было и чему бы то ни было, имеющего значительную глубину и интенсивность. Страсть проявляется как желание, влечение, увлечение, потребности. В случае их не удовлетворения они приносят страдания, боль, муки. Страсти стимулируют действия, способствующие их удовлетворению, но при этом подавляют мысль, разум, что и приводит к самым неожиданным, чаще горьким последствиям в жизни людей. С материалистической точки зрения человек должен жить страстями, ибо они играют положительную роль и в личной, и в общественной жизни. Но есть страсти отрицательные (азартные игры, алкоголизм), которые вредны, и им предаваться не стоит. Согласно православию, любые страсти вредны. Они ослепляют человеческий ум, пагубно влияют на характер, в конечном итоге увеличивают страдания.

СТРАХ

СТРАХ (ст.слав. - оцепенение) - эмоциональная реакция организма на негативное или непонятное для человека воздействие. Марксизм-ленинизм рассматривал страх лишь как психологическое явление врожденного или социокультурного характера, направленное на самосохранение личности. Это учение отвергало духовную природу страха и религиозный подход к его толкованию. В православии страх относится к модусам духовности (Страх Божий), способный вызвать как положительное, так и отрицательное состояние человека: «страх и подавляет, и возвышает, открывает мир, но и закрывает его». Не зря русским человеком страх понимался и как боязнь чего-то и как любовь («Я страх как люблю», «страх хочется жениться»). Страх проявляется как испуг, боязнь, тревога, паника. Страх может возникать перед любым явлением, препятствием: перед темнотой, водой, высотой, наказанием, сильным человеком, зверем, смертью и т.д. Проявляется преимущественно либо как агрессивность, либо как регрессия - скованность, робость, трусость. В любых случаях страх на время парализует работу сознания и действия. Признаки страха у детей могут быть самые разные: вегетативные (боли в сердце, повышенное давление, расстройство речи, сухость во рту, звон в ушах, холодный пот, побледнение или покраснение лица и др.), мышечные (напряжение мускулов, дрожь в руках и ногах, усталость, Скованность движений, остолбенение и др.). Вторичными признаками являются психоз, невроз, растерянность, замешательство и др. Способы преодоления страха и их выбор во многом зависит от духовности человека. Для православного - это молитва, смирение перед неизбежным, терпение, примирение с последствиями, и главное - упование на Бога. Страх можно снижать саморегуляцией, самовнушением, созданием ситуаций успеха и т.д. Страх изживается или преодолевается мужеством и многими нравственно-волевыми качествами человека.

СТРАХ БОЖИЙ

СТРАХ БОЖИЙ - одна из христианских добродетелей, суть которой состоит в благоговении и любви к Богу, в вере в беспредельную святость Божию. Это тревожное сознание своей ничтожности перед ним, своей греховности и опасение огорчить Его своим поведением. Это страх сделать Любимому плохо, причинить зло, не выполнить Его заветов. Страх Божий ежеминутно, ежечасно, открывает нам глаза на абсолютную меру и цену всех вещей. Он помогает формированию почти всех нравственных положительных качеств. Истинная любовь к Богу изгоняет физический страх из человека перед земными тяготами. Не зря в русской культуре существовала поговорка: «Бога боюсь - никого не боюсь, а Бога не боюсь - всех и всего боюсь».

СТРАШНЫЙ СУД

СТРАШНЫЙ СУД - в христианском вероучении это есть суд Божий над всеми, когда-то жившими на земле людьми. Он совершится «в конце времен», со вторым пришествием Иисуса Христа. Суд будет вершить сам Сын Божий, восседающий на престоле в окружении ангелов, апостолов и святых патриархов. Судимы будут не только дела каждого человека, но слова и мысли его. Считается, что в день Страшного суда все умершие восстанут из гроба и по приговору суда обретут либо вечное блаженство в раю, либо вечные муки в аду. Идея Страшного суда входит в Символ веры («Чаю воскресение мертвых»). Эта идея для ныне живущих является высокой духовно-нравственной категорией, отражающей действие закона о воздаянии.

СТРЕСС

СТРЕСС (англ. - напряжение) - эмоциональная реакция, возникающая в ответ на экстремальные (неожиданные, разрушающие, болевые и др.) воздействия среды. Стресс проявляется как нарушение физиологической, психологической и социальной гармонии личности. Стрессы бывают информационные, эмоциональные, физиологические. Более всего стрессу подвергаются люди с высоким уровнем притязаний, загруженные работой и не умеющие жить в единстве с природой. Признаки стресса: невозможность сосредоточиться, ошибки, ухудшение памяти, чувство усталости, замедленный или ускоренный темп речи, блуждающие мысли, физические боли, повышенная возбудимость, работа без радости, потеря чувства юмора и др. В жизни человека стресс играет двоякую роль. С одной стороны, он разрушает гармонию, подавляет настроение, вызывает страх и раздражение, но, с другой - «проучивает», т.е. формирует терпение и «боевую готовность» и приспособление к новым условиям. Стресс может не только понижать, но и повышать работоспособность, особенно в искусстве, спорте, в творчестве. Стрессогенные ситуации неизбежны в жизни, они позволяют человеку переживать страдания, ведущие к духовному росту, к мудрости, и смирению

СТРОГОСТЬ

СТРОГОСТЬ - положительное духовно-нравственное и волевое качество человека, взявшего на себя функцию воспитателя (в семье, детском саду, школе). Проявляется как взыскательность, требовательность, точность в предъявлении требований и к качеству их выполнения. Строгий воспитатель правдив, справедлив, не дает повадки для лени и других пороков. Вместе с тем, это качество может легко из положительного превращаться в отрицательное. Это при условии, что педагог проявляет суровость, грубость, немилостивость, нелюбовь, жестокость, непрощение к своему воспитаннику. В этом случае рождается не просто «наказательная», а «карательная» педагогика, не стимулирующая полноценное гармоничное развитие ребенка. Нужна строгость в меру, особенно при духовно-нравственном воспитании человека.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (лат. - строение) - основные составляющие проявления личности как целостной индивидуальной системы. Эта структура многомерна (стратометрична). Личность можно представить как единство духовного, душевного и телесного в человеке при ведущей и определяющей роли духовного начала. Личность - это и единство сознания, чувств и поведения человека, что по смыслу очень близко к первому пониманию ее структуры. Есть вариант «деления» личностного в человеке на потенциальную, требующую развития, и актуальную, т.е. уже реализующуюся сферу. Согласно другой монистической концепции многомерного развития личности в ней различают: направленность деятельности (общения, игры, труда), уровни освоения деятельности (обучение, воспроизведение, учение, творчество), формы реализации деятельности (умственная, речевая, перцептивная, моторная в смысле материальная), эстетические переживания в деятельности (позитивные переживания возвышенного, прекрасного и негативные - низменного, безобразного). Здесь структура личности выделяется на основе функционирования индивидуальности. По соотношению природного и социального в личности выделяют общую конституцию, составляющие ее задатки (потребности, свойства нервной системы), направленность (интересы, склонности, целеустремленность, мировоззрение), а также механизмы их взаимодействия (побуждения, мотивация, эмоциональность, темперамент, активность, способности, воля, характер, побуждения). Согласно видового строения человеческой деятельности выделяются пять подструктур, таких как познавательная, ценностная, творческая, коммуникативная и художественная. Есть и другие представления о структуре личности.

СТЫД

СТЫД (др.рус. - остуда) - эмоциональная форма осознания и переживания своего проступка, греха, вины. Стыд - это подсознательный защитный механизм от страстей и пороков, основанный на совести и естественной нравственности. Стыд может испытываться за себя и за других людей. Стыд сильно переживается как самоосуждение, самобичевание, самонаказание. Переживание стыда вызывает определенные физиологические реакции: покраснение или побледнение, перехват дыхания и др., близкие к переживанию страха. Пороги стыда у людей определяются степенью их духовно-нравственного воспитания. Стыд является регулятором поведения человека.

СТЫДЛИВОСТЬ

СТЫДЛИВОСТЬ - положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как внутреннее ощущение предосудительного, унижающего, постыдного. Стыд - это скрытая бессознательная форма раскаяния человека, его внутренняя исповедь перед своей совестью. Стыдливость следует укреплять в человеке, ибо она гарантирует его от повторения позорящих его действий, от соблазнов, она является могущественным орудием против зла. Кто не обладает этим качеством, тот доступен всякому пороку.

СТЯЖАТЕЛЬСТВО

СТЯЖАТЕЛЬСТВО - отрицательное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как неудержимое стремление к приобретательству, жажда накопления материальных ценностей, как корыстолюбие. Стяжательство всегда сопровождается неразборчивостью в средствах приобретения материальных благ, их неразумным и бессмысленным хранением и обожанием. Стяжательство порождает другие отрицательные нравственные качества - жадность, алчность, бесстыдство, вещизм и др. Средствами приобретения материальных благ могут быть и воровство, и взяточничество, и вымогательство. Редко стяжательство строится на собственном труде. Данное качество личности греховно, ибо свидетельствует о низкой духовной культуре человека, о невыполнении им закона Божия: «Не сотвори себе кумира».

СУББОТА

СУББОТА (др.евр. - покой, отдых) - шестой день недели. Это день окончания творения мира Богом. Когда-то у евреев это был еженедельный праздник, установленный Моисеем. В этот день воспрещалась всякая работа. В первые века распространения христианства праздник субботы был перенесен на первый день недели, т.е. воскресение - день Воскресения Иисуса Христа. Суббота стала рабочим днем. В русской культуре суббота особенно насыщена различными обычаями и ритуалами. Например, в масленицу и дни Великого поста: в субботу первой недели принято было печь блины на постном масле и справлять «тужилку по масленице»; суббота третьей недели называлась «обжорная суббота», когда зять усиленно кормил тещу и тестя киселем; в субботу пятой недели устраивалась складчина и делались «званые поминки», «угощались нищие; в вербную субботу были гулянья и катания на экипажах и т.д. Особо отмечалась Дмитриевская суббота в память о погибших на Куликовом поле в 1380 г. Вообще же слово «суб-бота» обозначает нахождение внизу, подчиненность дня Воскресению.

СУБКУЛЬТУРА

СУБКУЛЬТУРА (лат. - подкультура) - совокупность культурных форм и норм (символов, идей, убеждений, ценностей, образцов поведения, форм и содержания искусства, видов деятельности), соответствующих определенному сообществу, его возрастным и психо-социальным особенностям, и обслуживающих потребности и интересы этого сообщества. Различают детскую и юношескую субкультуры, национальную, профессиональную и конфессиональную (например, православную). Субкультура - это то, что создает человека как представителя определенной категории сограждан. Она позволяет формироваться различным сообществам с отношениями равноправного партнерства их членам. Субкультура - явление всеобщее и вневременное, присущее любой национальной культуре.

СУБСТАНЦИЯ

СУБСТАНЦИЯ (лат. - сущность) - это основа сущность всех вещей и явлений, движущая сила их существования и развития. Это то основание, что существует само по себе и не нуждается в других составляющих. Субстанция обладает вечностью, несотворенностью и неуничтожимостью. Так, субстанцией человека, согласно христианскому вероучению, является его духовное начало, ведущее к появлению личности, а субстанцией бесконечности жизни - Бог. Через субстанцию определяется родство вещей и явлений. Единичные же вещи являются лишь модусами общих, субстанциональных по своей природе. Ученые различают материальные, психические и духовные субстанции, а также идеальные (существующие в планах, идеях) и реальные.

СУБЪЕКТ

СУБЪЕКТ (лат. - лежащий в основе) - активный носитель деятельности и познания способный проявлять свою волю в их осуществлении и влияющий на качество. В этом смысле мы говорим об ученике, учителе и родителях ученика как субъектах педагогического процесса и образовательной деятельности. Участники педагогического процесса являются объективно субъектами в силу наделенности волей, способностью к познанию и деятельности. Субъектность человека освобождает его от жесткой зависимости от внешнего воздействия и наделяет самостоятельностью и ответственностью. Субъект и его позиция всегда есть часть целого (педагогической системы, процесса, ситуации) и потому зависит от тех прав и обязанностей, которые в этом «целом» ему предоставляются. Субъект обучения, например, ученик, хотя и обладает способностью к саморегуляции, выбору программ обучения, к корректировке образовательной технологии, но ему могут не предоставляться возможности реализовать и развивать эту способность. Так было в тоталитарной системе обучения. Поэтому для того, чтобы потенциальный субъект стал реальным, нужно осуществить процесс субъективации личности.

СУБЪЕКТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

СУБЪЕКТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - процесс и условия, обеспечивающие реализацию потенциальных способностей личности влиять на реальный процесс деятельности, участником которой она является. Субъективация личности в процессе обучения и воспитания происходит за счет расширения прав ученика в школе и, в частности, права выбора (учебного курса, задания, учебной литературы, школы, учителя), за счет реализации прав ребенка как гражданина, посредством развития в нем субъективирующих качеств личности (духовно-нравственной основы, активности, чувства личного достоинства, ответственности и др.), а также за счет расширения технологий, использующих самостоятельные творческие работы учащихся. Немалую роль в субъективации играет учет национальных особенностей ученика, менталитета и культуры того народа, к которому он принадлежит. Субъективация личности и ее позиции в школе, вузе есть основание для самореализации, самовоспитания. Именно это делает любые педагогические цели ценностными.

СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это тип отношений, складывающихся в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, состоящих в сохранении позиции обучающегося как объекта воздействия. При этом учащийся остается подчиненным чьей-то воле и выполняет лишь исполнительские, по преимуществу репродуктивные познавательные функции. Это происходит при следующих условиях: а) в ситуациях прямого предъявления требований к учащимся со стороны учителя (например, при выполнении Правил для учащихся, при выполнении контрольных работ); б) в ситуациях, когда и ученики, и учителя выступают объектами воздействия со стороны администрации школы, районного и городского руководства образованием (например, при выполнении приказов, постановлений о создании спецклассов, о режиме учебных занятий); в) в некоторых учебных ситуациях, где предмет познания жестко задан и не поддается воздействию познающих (например, В экскурсиях в природу, на предприятие). Это те объективные ситуации, когда объектность учащегося задана, неизбежна и целесообразна. Субъектность в ней обозначает лишь субъективный характер восприятия и реагирования ученика на свою объектную позицию, да позицию учителя (руководителя). осуществляющего волевое воздействие на него. Сложность и опасность такого типа отношений в том, что они легко переходят в тоталитарные, когда обучающийся чаще всего ставится лишь в такие отношения и, следовательно, становится не целью, а средством достижения иных, далеких от воспитания целей.

СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это тип отношений, складывающийся в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, состоящих в создании паритетного участия обучающихся и обучающих в организации и осуществлении совместной деятельности. Это те отношения, которые формируют так называемые «педагогику сотрудничества» и соуправление, «педагогику ненасилия». Это то, что мы называем «диалоговым обучением». Происходит это при субъективации личности ученика, что возможно следующими средствами: а) делегирование учащимся ряда учительских, В том числе и дидактических полномочий; б) признание и обеспечение выполнения прав ребенка и его родителей по отношению к школе и обучению; в) развитие детского самоуправления как в учебном, так и внеучебном процессе; г) повышение доверия к детям со стороны педагогов, уважения к их достоинству и чести; воспитание у детей духовно-нравственных качеств; е) создание в образовательном учреждении уклада жизни, соответствующего и развивающего культурологические традиции народа, выходцами из которого являются дети. Все это есть пути и средства реализации принципов демократизации, природосообразности и культуросообразности отечественного образования. В практике образовательных учреждений должны разумно сочетаться оба типа отношений, субъект-объектные и субъект-субъектные, при ведущей роли второго типа.

СУГГЕСТИЯ

СУГГЕСТИЯ (лат. - внушение) - внушение и способность педагога использовать его в целях воспитания. Внушение - это способы вербального (словесного, устного) и невербального (эмоционального, предметного) воздействия на воспитанника с целью побуждения его к определенным действиям, отношениям, оценкам. Различают «чужую суггестию», т.е. внушение со стороны (например, учителя), и аутосуггестию, т.е. самовнушение. Особой формой суггестии является гипноз, чем занимается особая наука гипнопедия. Элементы суггестии пронизывают всю педагогическую деятельность: воспитатель внушает ребенку полезность хорошего поведения, учитель внушает ученику оценку литературного произведения, задает наводящий вопрос и внушает желаемый ответ и т.д. При этом любой практик чувствует, что среди детей есть легко внушаемые дети, восприимчивые к приемам суггестии (суггестибельные) и мало внушаемые. Также и не каждый учитель владеет приемами суггестии, не каждый является суггестивным. Здесь много зависит и от природы человека, и от владения приемами внушения, и от воспитания.

СУДАРЫНЯ, СУДАРЬ

СУДАРЫНЯ, СУДАРЬ (др. рус. - сокр. от «государь») - вежливое обращение к женщине и мужчине в дореволюционной России. Оно подчеркивало уважение к роду и культуре конкретных людей, воздавало им почет и признание. В начале XIX в. так завли людей «благородных кровей», т.е. знатного происхождения, куда не относились ни купцы, ни рабочие, ни крестьяне. Это слово было синонимом словам «господин», «барин». Были в употреблении уменьшительно-ласкательные слова «сударынька», «сударушка», что в городской культуре было равнозначно «возлюбленная», «дорогая», «милая». Это же значило «сударик» по отношению к лицам мужского пола. Были и другие оттенки употребления этого слова.

СУДЬБА

СУДЬБА (ц.слав. - суд - Божий) - в христианстве и культуре русского народа это понимается как некая заданность свыше линии личной жизни и деятельности человека на земле. Судьба - это Крест, как дух, задача, логика духовного и материального пути человека. «Крест» есть предел нашей свободы, свидетель нашей зависимости от Бога, дающего каждому его Крест. Судьба - это и есть заданность личности. Христианство предлагает сквозь внешнюю цепь событий в жизни человека увидеть и понять и принять свой Крест. Тайна нашего Креста есть тайна нашего своеобразия, умения достойно нести свой Крест. Изменить его во власти только Господа Бога, что возможно через любовь к Нему. Не зря «судьба» некогда понималась как «суд Божий». Исторически далекое понимание судьбы было более жестким - как фатальность, слепой рок, не поддающийся ни пониманию, ни учету. Это непостижимая мифическая сила, вроде колеса, из которого невозможно «выскочить». Судьба, по мнению славян-язычников зависела от «встречи» человека с Удачей, Счастьем или, напротив, с Бедой, Горем, Несудьбой, Злосчастьем, Лихом. Узнать свою судьбу пытались через сны и гадания. Христианство изменило отношение человека к своей судьбе, «поделив» как бы ответственность за нее между Богом и самим человеком, наделенным свободой, волей и творчеством.

СУЕВЕРИЕ

СУЕВЕРИЕ (ст.слав. - вера всуе) - вера, не имеющая под собой истинных оснований. а потому ложная, пустая. Это предрассудок, предубеждение, основанные на слепом доверии сверхъестественным силам своей судьбы и отдельных поступков. Суеверие - это бездумное и безвольное восприятие фатальности судьбы, слепое следование гороскопам, снам, гаданиям, колдовству, знахарству. Это вера в причину и последствия чего бы то ни было, где никакой причинной связи нет. Однако, суеверия «срабатывают» психологически: успокаивая, нацеливая или останавливая человека в его деяниях. Так ученик спокойно идет на экзамен с пятикопеечной монетой под пяткой, а человек, встретивший черную кошку, меняет свой путь.

СУЕТА

СУЕТА (др.рус. - путой, тщетный) - тщетные действия, не представляющие истинной ценности, пустые, без пользы, напрасные. Слово «суета» употребляется в Библии и первоначально обозначало всю земную жизнь человека, отличную от вечной небесной. Затем стало использоваться для различения работы и поступков, полезных обществу, добрых, согласных с нравственными законами и бесполезных, безнравственных, мелких. Все, что не согласуется с Божьими законами и есть суета. Отличению суетного от несуетного действия возможно только через различение добра и зла, через идею спасения души. Все суетное случайно, недолговечно, во зло человеку, вроде «мышиной возни». Отсюда и пошли слова: суесловие, суемудрие, суеверие, суеславие, суеумие…

СУЖЕНЫЙ

СУЖЕНЫЙ (ц.слав. - «сужитие» - брак) - так называли жениха как потенциального мужа, назначенного судьбой русской девушке. Суженый - это «назначенный» для брака юноша, возможно возлюбленный, а возможно и нет. На суженых девушки гадали - кто и каким будет их муж. В народном языке до сих пор сохранился оборот «суженый-ряженый», что означало жениха, назначенного судьбой («рядить» - это судить, определять»).

СУПОСТАТ

СУПОСТАТ (др.рус. - враг) - старое русское слово, обозначающее противника, врага, недруга и даже дьявола. Произошло из двух частей: приставки «су», обозначающей неполноту чего-либо (например, су-мрак) или связь, отношение частей, и «поставить», т.е. соотнести. Было в русской речи слово «супость», что означало гнев, злобу. Отсюда и «супостат» связан с противопоставлением как-то зависимых друг от друга людей. Таким образом, супостат - не всякий потенциальный враг, а лишь та сила, те люди, которые реально мешают жить, плохо влияют на жизнь и деятельность человека.

СУПРУЖЕСТВО

СУПРУЖЕСТВО - брак мужчины и женщины, позволяющий создать семью и обязывающий выполнять супружеский долг как взаимную верность и ответственность. Супружество, основанное на любви, как правило, порождает взаимное уважение супругов, моральную поддержку друг друга, сотрудничество в решении возникающих проблем. Супружество - это сложная система взаимодействия мужчины и женщины, строящих свою семью и формирующих из двух разных культур общий, единый уклад жизни дома. Особенно тяжелы первые годы жизни. Не зря в конце первого года жизни празднуют лишь «ситцевую свадьбу», на пятилетие - «деревянную», что означает еще не очень прочную семью. Лишь в 7 лет более «надежный» юбилей супружества - «медная свадьба». А далее юбилеи супружества располагаются так: 10 лет совместной жизни - «розовая свадьба», 15 лет - «стеклянная свадьба», 20 лет - «фарфоровая свадьба», 25 лет - «серебряная свадьба», 30 лет - «жемчужная свадьба», 35 лет - «полотняная свадьба», 40 лет - «рубиновая свадьба», 50 лет - «золотая свадьба», 60 лет - «бриллиантовая свадьба», 65 лет - «платиновая свадьба», 75 лет - «коронная свадьба». Каждый юбилей супружества - это самостоятельный этап семейной жизни, связанный не только с личными взаимоотношениями, но и рождением и воспитанием детей и внуков. Отношения супругов регулируются культурными традициями, юридическими нормами, церковным браком - венчанием, социальным и экономическим положением и особенностями их характеров.

СУТКИ

СУТКИ (др.рус. - тыкать) - основная временная единица, равная 24 часам. Определяются временем обращения Земли вокруг своей оси относительно звезд (звездные сутки) и периодом обращения Земли относительно Солнца (солнечные сутки). В русской культуре сутки означали «узкий проход» во времени и время стыковки (отсюда корень «тък») дня и ночи («День и ночь - сутки прочь»).

СХОЛАСТИКА

СХОЛАСТИКА (лат. - школьный ученый) - философская система, основанная на незыблемых теоретических идеях и понятиях, оторванных от жизни и не соответствующих ей. Это техника манипулирования понятиями, схемами, фактами, которым придается чрезмерно большое значение. Таково понимание схоластики сегодня как знания не развивающегося, застывшего в своей первичной форме. Когда-то, в средние века, так называлась религиозная философия, занимающаяся изучением догматов христианской веры, которая пользовалась всеобщим уважением и в немалой степени способствовала развитию научного мышления ученых богословских наук. Однако, стремясь распространить свое влияние на всю науку, схоластика требовала и от нее такой же устойчивости и единства взглядов, чего бурно развивающиеся научные исследователи дать не могли. Так стало формироваться другое отношение к схоластике, как философии застоя, начетничества, бесплодного умствования. В наши дни нередко винят школу в схоластике обучения учащихся, называя это еще школярством.

СЦИЕНТИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ

СЦИЕНТИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ (лат. - наука и образование) - абсолютизация науки и ее роли в организации воспитания, образования и обучения, вера в результаты научных исследований, их непогрешимость и объективность. Сциентизм в образовании привел к вере в силу знаний, что и породило знаниевый подход в обучении. Логика сциентизма состояла в утверждении прямой причинно-следсвенной связи и зависимости количества получаемых знаний и повышения нравственного потенциала. Знания стали рассматриваться единственным фактором человеческого становления. Все это превращало школу в «зубрильную машину», расчеловечивало образовательный процесс. Продуктом такой школы был «массовый человек», перегруженный знаниями, но отдаленный от человеческой культуры. Сциентизм образования привел к дисгармонии связей между когнитивно-гностической, духовно-нравственной и эмоционально-волевой сферами человеческого поведения, к ослаблению оценочно-аналитических возможностей человека. Сциентизм зародился во второй половине XIX в., в период взлет развития наук и идей Просвещения. Но жизнь убедила в том, что не все тайны жизни доступны науке и не все научные построения долговечны.

СЧАСТЬЕ

СЧАСТЬЕ (ст.слав. - часть) - понятие, обозначающее оптимальное для человека сочетание различных факторов, способствующих появлению чувства удовлетворения, радости, оптимизма, надежд. Счастье иногда понимается как удача, благосклонность души, состояние благополучия. Это переживание осмысленности и полноты бытия в единстве Веры, Надежды, Любви и Софии. В опыте конкретного человека счастье - это состояние свободы, уравновешенности, спокойствия, отсутствия неврозов и конфликтов, возможность быть самим собой. «Счастье» близко к понятию «часть», а «с» означало «своя», «со мной». Счастье человеку не дается с рождения, к нему стремятся, преодолевая преграды. Состояние счастья и его переживание полностью зависит от духовно-нравственного развития человека: можно быть богатым, умным или красивым человеком, но при том испытывать несчастье и наоборот, быть счастливым, ничего не имея, что и доказали святые старцы. В задачу школы входит показать детям, что счастье «лежит» в них самих, что все зависит от любви к жизни, понимания ее смыслов и своих личных возможностей. Такое понимание счастья избавит детей от страстей, усмирит гордыню и быстрее приведет к состоянию счастья.

СЫН

СЫН - всякий мальчик, юноша или мужчина по отношению к отцу и матери как родителям. Сын - это еще и обязанности его заботиться об отце и матери, о своих младших братьях и сестрах, как духовно, так и материально. Это обязанность с детства охранять родной дом, семью, малую и большую Родину. У сына всегда есть государственные обязанности: он будущий глава семьи, государственный человек, добытчик и хранитель благополучия. Сынов в семье, как и мальчиков в школе воспитывают с учетом мужских традиций своего народа, как гражданина, воина-защитника. Не зря в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. возник особый институт мужского воспитания беспризорных мальчиков - «сын полка».

Предыдущая страница Следующая страница