Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "М" (часть 3, "МЕХ"-"МНО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МЕХ"-"МНО")

МЕХАНИЦИЗМ

МЕХАНИЦИЗМ (гр. - орудие, сооружение) - философское учение, разновидность материализма, главной идеей которого является уподобление живых существ, в том числе человека и человеческого общества, простейшим механизмам и поиск общих законов функционирования живого и неживого на земле. Окончательно сложился в XVII-XVIII веках. Абсолютизация законов механики вела к упрощению проблем развития человека и общества, к игнорированию чувств и сознания в этом процессе. Механицизм в педагогике выразился через позитивизм, в использовании ряда технических и физических терминов (например, «климат», «проектирование», «технология»), в использовании метода редукции, т.е. сведения явлений одного порядка к явлениям другого порядка и нахождению между ними аналогий. Так случилось с описанием психических явлений через посредство физиологических. Сегодня редукционизм наблюдается в прямом переносе философских концепций в практику образования.

МЕЦЕНАТСТВО

МЕЦЕНАТСТВО (лат. - богатый покровитель) - вид добровольной безвозмездной материальной помощи деятелям культуры, культурным учреждениям и акциям со стороны богатых и влиятельных покровителей. Меценатство способствует развитию культуры, выявлению и выращиванию талантов. Оно избирательно, а потому являет собой определенный заказ и социальный контроль со стороны части потребителей. Мотивы меценатства могут быть самые разные: любовь к искусству, память о прошлом, благодарность за поддержку, «для души» и ради спасения души и др. Слово «меценатство» произошло от имени римского политического деятеля Мецената Кай Цилия (I в. до Р.Х.) - покровителя искусства и наук. Сегодня такая бескорыстная помощь называется спонсорством.

МЕЧТА

МЕЧТА (др.рус. - видение, призрак) - мысленное представление желаемого будущего, создание образов воображения о предмете желания, хотения, стремления. Мечта - это видение тог, чего нет и может не быть. Образ мечты может быть расплывчатым, неясным, но приятным и желаемым. Такая мечта называется грезами. Мечта может уводить от жизни и ее проблем и быть несбыточной. Излишнее предание мечтам порождает такое качество как мечтательность. В старину народ мечту воспринимал как видение, призрак и даже умопомрачение. Однако, бывают вполне продуктивные мечты, вполне реализуемые. Такие мечты имеют стимулирующий характер, они способствуют развитию активности, поддерживают оптимизм, веру в успех. Это мечты - мотивы деятельности. К мечтам расположен юношеский возраст.

МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ

МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ - навязчивое состояние, склонность к мечтаниям, не имеющим отношения к действительности. Считается отрицательным нравственно-этическим качеством личности, уводящим ее в нереальный мир фантазий, несбыточных желаний, грез. В реальной жизни мечтательный человек непрактичный, неадаптированный ко многим ситуациям. Раньше в народе считалось, что мечтательность возникает по воле злой силы.

МИЗАНТРОПИЯ

МИЗАНТРОПИЯ (гр. - ненависть) - психофизиологическое свойство личности, проявляющееся как нелюбовь, неприязнь и даже ненависть к людям. Различают общую мизантропию, как человеконенавистничество вообще, а также: мизандрию - отвращение женщины к мужчине, мизогению - отвращение мужчины к женщине, мизогамию - отвращение к браку. Мизантропия во всех ее проявлениях есть патология организма, иногда излечиваемая специальными средствами, иногда - нет, переходящая в устойчивую истерию и сексуальные извращения. Любая форма мизантропии разрушает нормальные человеческие отношения, порождает конфликты, деформирует характер, делая человека упрямым пессимистом.

МИКРОКЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА

МИКРОКЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА (фр. - малый) - так называют особенности нравственно-этического и психологического состояния взаимоотношений детей, детей и взрослых между собой в каком-нибудь коллективном сообществе. Это «низший» слой отношений, складывающийся под влиянием массы управляемых и неуправляемых факторов: формальной и неформальной структуры сообщества, уровня его развития, качества лидерства, характера общей деятельности, возраста детей и т.д. и т.п. Микроклимат - это то, что в конечном итоге складывается вокруг каждого члена коллектива. Определяется по степени выраженности духовно-нравственных качеств поведения членов коллектива. Самый высокий уровень - доброта, поддержка, взаимное уважение и т.д.; самый низкий - эгоизм, зависть, безответственность и т.д. Понятие «микроклимат» введено в педагогику в 70-е годы по аналогии с биологическим микроклиматом, определяемым как особенности климата в нижнем земном слое воздуха и верхнем слое почвы, т.е. как раз то, что определяет развитие растений. В конечном итоге развитие ребенка в семье ли, в детском саду, школе определяет именно микроклимат в его сообществе.

МИКРОКОСМ

МИКРОКОСМ (гр. - мир в малом, в миниатюре) - человек в единстве его биологического, психологического и духовного начал, выраженных как его индивидуальный мир. По утверждению ученых-космистов, он вмещает в себя, по многим параметрам, всю Вселенную, он подобен большому мирозданию и, к тому же, сам способен понимать и себя, и Макрокосм. Микрокосм - это мир малых величин, адекватных большим величинам Макрокосмоса. Человек - это Вселенная в малом виде, вобравший в себя закономерности всего мира. Идея микрокосма родилась в глубокой древности, когда господствовал космизм как идея связи всего подлунного мира с надлунным. Связь макрокосма и микрокосма есть основа астрологии.

МИКРОСРЕДА ВОСПИТАНИЯ

МИКРОСРЕДА ВОСПИТАНИЯ - это совокупность конкретных условий и созидающих их людей и групп, среди и во взаимодействии с которыми воспитывается, обучается и развивается ребенок, это кто и что оказывает на него воздействие. В микросреде ребенок живет, действует и нередко самостоятельно. Это его ближайший мир, который со временем, со дня рождения, постепенно и постоянно расширяется. Без знания среды нельзя понять личность, ее потребности, интересы, культуру. Через среду человек идентифицирует себя с другими людьми, с обществом через нее признает свою национальную, культурную и социальную принадлежность. Через среду он проводит и удовлетворяет свои ценности, реализует себя, через нее участвует в общественной и производственной жизни. Микросреда обеспечивает преемственность поколений.

МИЛОСЕРДИЕ

МИЛОСЕРДИЕ (ст.слав. - любящее сердце) - нравственное качество личности и деятельности, выражающееся как действенная любовь в действии к людям, животным, растительному миру, как сострадание к их беде и бескорыстная помощь в нужде. Милосердие - одна из высоких христианских добродетелей: питание алчущих, напоение жаждущих, одевание нагих, посещение находящихся в темнице, уврачевание больных, успокоение метущихся, погребение умерших. Иногда милосердие толкуется как движение двух сердец между которыми лежит пропасть, вина, грех, преступление, а потому это всегда преодоление пропасти, но не «прыжком» и силой, а трудной работой души. Профессия учителя вся состоит из милосердия - терпения прощения, помощи, участия в судьбах детей. Отсутствие милосердия к детям есть основная причина того, что глохнут интересные педагогические эксперименты, перерождаются альтернативные школы, тормозится в целом реформа образования. Милосердие противоположно мизантропии и филантропии, перерастающими при бездеятельной любви в пустой сентиментализм.

МИЛОСТЫНЯ

МИЛОСТЫНЯ (ст.слав. - милость) - христианская добродетель, существующая как подаяние нуждающимся пищи, одежды, крова. Это дело христианской любви - раздавать бедным, нищим часть своего достатка. Считается, что милостыня избавляет подающего от греха. Много раздавали по праздникам. Потребность в милостыне растет особенно в период упадка народного благосостояния. Существует легенда, как накануне Вознесения Христа нищие расплакались и спросили Господа, на кого он их оставил. На что Господь ответил, что дает им свое святое имя. С тех пор нищие на Руси живут «Христовым именем», т.е. просят милостыню «Христа ради». Так что милостыня не только ради страждущего нищего, но и ради себя самого подается.

МИНЕЯ

МИНЕЯ (гр.) - так называют иконы или книги, изображающие святых или христианские праздники в календарном порядке их памяти и празднования. Это и есть годовой церковный круг. Икону, посвященную отдельному месяцу, называют минеей на этот месяц. Есть икона со всеми месячными минеями, ее называют годовой или минеей всех святых. Книги-минеи называют «четьи минеи», т.е. минеи для чтения («четьи»). Они тоже подразделяются на общие и месячные. В них даются жития святых и рассказывается о праздничных службах. Четьи минеи назывались еще месяцесловом.

МИНУТА

МИНУТА (лат. - малый) - это малая единица времени, состоящая из 60 секунд и составляющая лишь 1/60 часть часа. В минуте есть свой смысл: она самая маленькая часть времени, которую чувствует, «схватывает» и использует человек. За одну минуту можно кое-что сделать, решить, изменить ситуацию и поэтому ее надо беречь. Отсюда масса присказок и присловий по поводу народного отношения к минуте: «сию минуту», «с минуты на минуту», «ни минуты», «ни на минуту» и др. Все это означало ценность такой малости, как минута: тотчас, мигом, быстро. Слово минута в русскую речь пришло еще до Петра I, а в его время оно обрело современное нам звучание и смысл.

МИР

МИР (ст.слав. - народ, покой) - это все сущее, вся объективная и субъективная действительность, в которой мы живем и действуем. Это некая «планетарная целостность человеческой жизни». Мир - это и народ, люди, миряне, ведущие светский образ жизни (жизнь в миру). Миром называют определенную, конкретную среду жизнедеятельности человека - «мир учителя», «мир детства», «мир школы» и т.д. Мир - это также обозначение спокойствия, покоя, бесконфликтного состояния государств, людей («мир во всем мире», «мир в душе»). На сложных пересечениях этих смыслов рождены многие понятия: «мировая скорбь» как всеобщее чувство печали; «мировая душа» в смысле единых, надчастных душевных сил; «мировой дух» как принцип всего действительного. В народной культуре русского народа есть много присловий с различными смыслами слова «мир»: «мир праху твоему», «мир тесен», «перевернуть мир», «сильные мира сего», «с миром» и др. В психологии разрабатывается «мир личности». В педагогике это слово используется во всех указанных смыслах.

МИР ЛИЧНОСТИ

МИР ЛИЧНОСТИ - субъективная система взглядов и отношений (мнений, верований, идей, желаний, потребностей, оценок) индивида, на которые он ориентируется в своей жизнедеятельности. Это полностью личностный и личный мир, который имеет устойчивый характер, проявляясь во всех реакциях, поведении, общении, деятельности, даже в случаях аффектов. Мир личности - культурологический феномен. Он складывается у человека в определенной культуре и с определенной культурой. Потому он содержит в себе элементы культурных традиций, обычаев, привычек. Существование мира личности делает ее уникальной, индивидуальной, неповторимой.

МИРОВАЯ СКОРБЬ

МИРОВАЯ СКОРБЬ - фразеологическое выражение, чаще используемое в ироническом тоне при характеристике чьих-либо страданий, горя, беды. Мировая скорбь - это крайняя форма разочарования, расстройства, отчаяния от гораздо меньшего горя, беды, носящих сугубо индивидуальный характер. Человек при этом искусственно преувеличивает беду, по иному, пессимистично, смотрит на мир, упивается бедствием, льет слезы, много об этом говорит, вместо того чтобы активно преодолевать последствия несчастий или не распространять свои переживания на других. «Мировая скорбь», как психологический настрой, была присуща русской поэзии конца XIX - начала XX веков. Это образное выражение часто употребляется в бытовой речи, обозначая преувеличенные страдания по поводу мелких проходящих бед.

МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО - это социальная идея создания системы мер, обеспечивающих права человека на получение образования и его конвертируемость, т.е. признание независимо от того, человек какого государства и где его получает. Это образование «без границ», когда получение образования в одном государстве гарантирует его продолжение в другом, когда образовательный документ дает право на получение соответствующего рабочего места и продолжение образования в любом государстве мира. Для этого ведутся работы по согласованию структур, целей, стандартов, финансового и юридического обеспечения, учебных планов и программ, форм документов по аттестации и т.д. Постепенно эта работа ведется и в России, и которая начинает входить в мировое образовательное пространство. Фактически это идея создания единого образовательного пространства.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - форма самосознания, существующая как непротиворечивая система взглядов человека или общества в целом на мир во всех его проявлениях, на сущность и место человека в нем (в миру), и определяющая понимание, восприятие и преобразование действительности. Мировоззрение у конкретного человека проявляется в виде верований, убеждений, идеалов, принципов, предположений, ценностных ориентаций, оценок. По содержанию это обобщенные представления личности о мире, исторической судьбе человечества, о жизни и смерти человека, о нравственных основах земной жизни. Мировоззрение - явление историко-культурное, поэтому оно всегда содержит в себе элементы старого отживающего и нового нарождающегося. Наиболее крупными общественными мировоззренческими системами были космоцентризм (космизм), теоцентризм и антропоцентризм. В основе их лежало определение природы человека и его миссии на земле. Производными от этих трех мировоззренческих парадигм являются такие системы взглядов, как религиозные и материалистические. Примером первого служит православие, второго - марксизм-ленинизм, атеизм. Мировоззрение - явление духовное, в этом смысле оно предопределяет всю человеческую жизнь.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - совокупность источников и способов познания человеком мироздания, сущности самого человека и его отношения с Миром, а также тех учений, теорий, идей, которых он стал придерживаться в результате познания. Мировоззренческая культура включает в себя религию, нравственность, философские взгляды, духовные потребности. Она имеет в широком смысле историко-культурный характер и зависит не только от особенностей индивида, но и от уровня развития культуры, в которой он рос, от национальных особенностей, от прошлой истории рода и многого другого. Уровень развития мировоззренческой культуры есть показатель духовности человека и общества. Основная масса людей придерживается какой-либо одной мировоззренческой парадигмы - космоцентризма, теоцентризма или антропоцентризма. Но в настоящее время все больше россиян имеют эклектическую мировоззренческую культуру, как правило, «пограничную», например, состоящую из элементов язычества и христианства, христианства и космизма и т.д.

МИРОВОСПРИЯТИЕ

МИРОВОСПРИЯТИЕ - опыт формирования познания, образов мира, наглядных представлений человека о мире в его единстве с Космосом, Вселенной, Землей, и определения своего места в нем. Это ощущения единства мира, понимание связей и зависимостей в нем и выработка общих представлений о законах его развития. Мировосприятие помогает в формировании мировоззрения и в то же время само от него зависимо. Проявляется оно через отношения человека к действительности - его мысли, чувства и поступки. Мировосприятие изменчиво, по мере познания и накопления личного опыта оно может углубляться, расширяться. Не зря говорят о существовании детского мировосприятия, отличного от юношеского, взрослого и старческого. На каждом из этих возрастных этапов по-своему понимается мироорганизация и миропорядок и по-своему строится индивидуальное мировидение, мироосвоение. Этот сложный процесс мировосприятия и организует школьное образование, ориентируя ребенка в мире, способствуя созданию собственной картины мира и зарождению собственного мировоззрения, объективного миру.

МИРОЛЮБИЕ

МИРОЛЮБИЕ - положительное нравственное качество личности, проявляющееся как способность человека вести мирное решение конфликтов, как склонность к политике примирения, взаимных уступок и согласия. Миролюбие строится на уважении партнера, на доброжелательном к нему отношении, на доверии. Воспитание миролюбия, как высокой христианской добродетели, стало актуальным для России второй половины ХХ века, это является одной из важнейших задач вновь возникшего направления содержания воспитательной работы в школе - воспитания в духе мира. Миролюбие - это планетарное качество, благодаря которому творится мир на Земле, между народами, у себя в семье, в школьном коллективе, в производственных объединениях. Миролюбие есть основа миротворчества. Изучением воспитания в духе мира занимается сравнительно новая наука - иренология.

МИРОПОМАЗАНИЕ

МИРОПОМАЗАНИЕ - одно из семи христианских таинств, суть которого состоит в наделении человека божественной благодатью. Миропомазание совершается вслед за Крещением, когда Господь, усыновляя ребенка, дарует ему свою благодать, а также при соборовании. В Ветхом Завете миропомазание совершается только над царями и пророками, в Новом Завете - над каждым христианином. Как таинство, миропомазание верующих освященным миром во имя Святого Духа подает им дары святого Духа, возвращающие и укрепляющие их в духовной жизни. Миропомазание - это помазание миром чела, очей, уст, ноздрей, ушей, персей, рук и ног с произнесением слов «печать дара Духа Святого».

МИРОТВОРЧЕСТВО

МИРОТВОРЧЕСТВО - моральное творчество в сфере конфликтных отношений как на межгосударственном уровне, так и на межличностном. Является составной частью научной дисциплины иренологии. Миротворчество, как творческая деятельность, состоит в создании, выборе и применении мирных способов примирения конфликтующих сторон. Миротворчество - это и социально-психологическая позиция личности, стремящейся к созданию условий бесконфликтного существования. Термин «миротворчество» является специальным термином политологии. В педагогике он функционирует как знание и умение, специально воспитуемое у детей. Воспитание в духе мира через развитие миролюбия и морального творчества - одна из задач учебного заведения по духовному воспитанию своих питомцев.

МИРЯНЕ

МИРЯНЕ - верующие православной церкви, не облаченные духовным саном; это основная масса верующих, которые называются паствой, прихожанами. Миряне живут «в миру», т.е. светской жизнью, но будучи верующими людьми, живут и церковной жизнью, стремятся вести православный образ жизни. Миряне участвуют во всех церковных богослужениях и приобщаются к таинствам.

МИССИОНЕРСТВО

МИССИОНЕРСТВО (лат. - поручение) - церковная деятельность по пропаганде и распространению религиозного учения той или иной церкви (секты, братства, монастыря), проповедь вероучения среди мирян других церквей и неверующих. Миссионеры, на добровольной или функциональной основе, совершают миссионерство как действие, назначенное Богом. При епархиях существуют миссионерские отделы, работники которых ведут целенаправленную миссионерскую деятельность в разных слоях населения, с разными организациями. Понятие миссионерства есть в политике и дипломатии особенно при решении сложных вопросов противоборствующими сторонами. Так, в 60-е годы широко применялись «миссии мира». Задача их - пропаганда мира, предложение способов его установления.

МИССИЯ

МИССИЯ (лат. - посылать) послание представителей одного государства (народа, сообщества, церкви) в другие государства с целью мирного решения жизненно важных государственных и иных вопросов, в которых заинтересована посылающая сторона. Задачи миссий могут быть самые различные: политические, государственные, религиозные, общественные, культурные, военные и др. Отсюда и миссии бывают разные. Наиболее распространены в ХХ веке стали гуманитарные миссии, оказывающие нуждающимся народам (населению) помощь продовольствием, медицинским обслуживанием, одеждой и т.д. Такого рода миссии осуществляются, как правило, не как государственная акция, а исключительно как общественная помощь организаций, объединений, движений и всякого рода спонсоров, меценатов, из сборов пожертвований частных лиц.

МИСТИКА

МИСТИКА (гр. - таинство) - это связь человека с тайнами мира сего - сверхъестественными силами через посредство особых действий - молитвы и молитвенного погружения, апокафического метода, предвидения, гадания, ясновидения и др. Такая мистика может быть божественной, естественной и демонической. Божественная мистика входит в состав христианского учения, где развивается в мистическом богословии. Божественная мистика - это религиозно-познавательная деятельность, выходящая за пределы опытно-чувственного познания мира человеком. Она выражается как тяготение к непосредственному единению с Богом и связи с Ним, как ощущение действия не себе неземных сил. Эта деятельность способна творить чудеса, таинства, необъяснимые большинству людей. На почве мистики сформировался мистицизм.

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ (гр. - учение о мистике) - религиозно-философское учение о религиозно-познавательной деятельности посредством особых действий, какими осуществляется мистика. Мистицизм признает связь между земными существами и потусторонним миром. Мистицизм - это и качество личности, выражающееся как убеждение в реальности и возможности личной связи со сверхъестественным миром, как склонность к таинственному символическому толкованию явлений. Это качество, как правило, проявляется у людей аскетического склада.

МИТРОПОЛИТ (

МИТРОПОЛИТ ( - гр. - человек из главного города) - священнослужитель высшей степени в христианской церковной иерархии. Он возглавляет церковные дела городских, областных епархий. Звание митрополита присваивается лишь тем, кто уже имеет чин епископа за выслугу лет и заслуги на поприще веры. Митрополит имеет массу прав: он созывает областные сборы, надзирает за деятельностью церкви и священников, утверждает епископов, распоряжается средствами приходов.

МИФ

МИФ (гр. - предание) - исторически начальная форма культуры, существующая как непроизвольное коллективное утверждение, основанное на бессознательном психическом переживании. Миф - это художественно обработанное сказание о том, что когда-то было до жизни рассказчика - о богах, о природе с фантастическими образами, о сущности человека и его отношениях с окружающим миром. Мифы создавались как непроизвольные образы памяти в сознании древнего человека, еще не отделившего себя от Космоса, Природы, со слабо развитым сознанием. Исследователи мифов называют их «бессознательным образом в сознании». Мифы глубоко символичны, они несут в себе надпредметный смысл, далеко отстоящий от существующей реальной действительности. Образы и события мифа всегда обобщены, четки лишь выводы из них о совести, о добре и зле, о горе и радости. А это уже сфера души и духа. Миф историчен как по происхождению, так и по содержанию: он отражает определенный, пока сокрытый от нас этап человеческого развития. Из русской мифологии пришли к нам образы Бабы-Яги, Змея-Горыныча, Домового, Купала, Ярила.

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - это мышление наглядными образами, «телесными» и пластичными по характеру, включенными в жизнь, но напрямую с ней не связанными. В мифологическом сознании нет отвлеченных абстрактных понятий, нет обобщений, в нем не все осознается и осмысливается. Мифологическое сознание создает образы фантазии и пытается ими жить, из них исходить. В этом сознании много мистики, нет четких границ между природой, животным и человеком - все воспринимается как один мир. Элементы мифологического сознания есть у детей дошкольного возраста - они разговаривают с игрушками, сами уподобляются им, оживляют природу, нередко фантазируют по поводу своего прошлого до появления на свет. В таком сознании деформируется информация; ибо оно существует на основе слабой осведомленности, проявляется стихийно, в нем неясны нравственные понятия и идеалы. С возрастом оно преодолевается рациональным типом мышления.

МИФОЛОГИЯ

МИФОЛОГИЯ - совокупность мифов какого-нибудь народа и наука, занимающаяся их изучением. Мифология складывалась в эпоху энеолита и бронзового века как исторически первая форма целостного осмысления и переживания человеком мира и своей собственной родовой жизни. Мифология - это мистифицированная и сильно опоэтизированная история народа. Мифы исследуются - в них восстанавливаются первоначальные смыслы, расшифровывается символика, раскодируются образы. Сегодня мифология сохраняется в сказках, обрядах, заговорах, ритуалах и др. формах.

МИХАЙЛОВ ДЕНЬ

МИХАЙЛОВ ДЕНЬ - день Архистратига Михаила, почитаемого на Руси как грозная и верная защита от всякой нечисти. Полное название праздника - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Архистратиг Михаил есть вождь Небесных Сил, «князь великий». Празднуя его день, церковь празднует и всех бесплотных сил, отчего праздник и называется Собором. Установлен он был в IV веке. Для празднования избран ноябрь - девятый месяц от марта (с которого тогда начинался год) в соответствии числу девяти ангельских чинов. Архистратиг Михаил поставлен над всеми ангельскими чинами: он - вождь небесного воинства в его борьбе с темными силами ада, сброшенными с Неба. Русский народ всегда поклонялся физической силе и духовному совершенству и потому воздвигал храмы и памятники в честь Архистратига Михаила и с зарождения христианства один из праздников посвятил ему. Утверждается, что «представительства за города русские Пресвятой Богородицей всегда осуществлялись Ее явлением с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила». День его памяти - 8 ноября. В это время начинаются морозы, на реках появляются ледяные «мосты», так что праздник был связан еще с приходом зимы.

МНЕНИЕ

МНЕНИЕ (ст.слав. - мнить, думать) - оценочное суждение, выражающее отношение человека к кому-либо или чему-либо. Мнение - это проявление сознания, которое реализуется в поведении, в практической деятельности. По форме это убеждение человека, ибо выражает его уверенность в правоте суждения. Различают мнение индивидуальное, коллективное и общественное. Все дело в том, сколько людей участвуют в его формировании. Кроме того, есть мнение разных групп людей: мнение детей, учителей, ученых-педагогов и т.д.

МНИТЕЛЬНОСТЬ

МНИТЕЛЬНОСТЬ - отрицательное нравственное качество личности, выражающееся как искаженное восприятие мнения других людей о себе. Мнительность - это видение во всем и всех для себя чего-то плохого, неблагоприятного, опасного. Мнительному человеку кажется, что к нему как-то по-особому относятся, ему подстраивают козни, о нем плохо говорят. Он часто думает об отношении к себе других людей, подозревает их в своих неудачах, не доверяет людям, сам думает о них хуже, чем есть на самом деле. Мнительный человек всегда занят самим собой, он эгоистичен и тяжел в общении.

МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ

МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ - это семья, в которой трое и более детей. Качественно это особая семья, где родители могут организовать детскую взаимопомощь и взаимоподдержку, воспитать взаимоподчинение и взаимотерпение, где легче организовать самообслуживание, передачу традиций, уход за малыми и слабыми. В многодетной семье более расчетливо ведется экономика. Ученые считают, что наиболее полноценное воспитание дети получают в многодетной семье, где не менее трех детей. При хороших родителях многодетные семьи считаются самыми эффективными для нормального духовно-нравственного воспитания детей.

Предыдущая страница Следующая страница