Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАС"-"РОД")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАС"-"РОД")

РАСПЯТИЕ

РАСПЯТИЕ (лат. - укрепление на кресте) - казнь и смерть Иисуса Христа на кресте, древний вид казни, когда руки и ноги человека прибивают к кресту, распиная на нем тело. В христианстве это символ веры - крестик с изображением распятого Христа. Это объект поклонения. Русские православные люди носят распятие как нательный крест, оно стоит в церквях и храмах.

РАССЕЯННОСТЬ

РАССЕЯННОСТЬ - психическое состояние, а также отрицательное этическое качество личности, выражающееся в частом отвлечении от объекта внимания и предмета деятельности, в забывчивости, в неспособности сосредотачиваться и вовремя заканчивать начатое дело. В коле на уроках - это невнимательность, склонность к удовольствиям и пустому времяпрепровождению. Рассеянный человек, как правило, поверхностный, имеет множество несильных увлечений, разброс интересов. Такому человеку трудно учиться.

РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ

РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ - интеллектуальное качество личности, проявляющееся как способность пользоваться умом, знанием и жизненным опытом при анализе фактов, принятии решений, получении выводов. Рассудительность - это умение здраво, трезво и логично мыслить, понимать суть явлений, рассуждать о них. Данное качество есть признак умного человека. Однако, бывает ранняя рассудительность, не по возрасту. Это признак либо слепого подражания взрослым, копирования их речевых оборотов, либо взросление не по годам. Рассудительный человек нетороплив, терпелив, живет по принципу: «Семь раз отмерь - один раз отрежь».

РАСТЛЕНИЕ

РАСТЛЕНИЕ (ст.слав. - растирать в тлю, предать тлению) - это любострастные действия или извращенные действия полового характера, Совершаемые с детьми, не достигшими 14 лет. Это насильственное лишение невинности несовершеннолетней девушки и принуждение ее к сожительству взрослым мужчиной, это склонение к извращенным сексуальным действиям мальчиков. Растление - не разовое насилие, а постепенное внушение ребенку ложных оценок этих действий, приучение к ним и нарушение естественного полового развития растущего организма. В культуре русского народа растление всегда воспринималось как кощунство над честью, достоинством, чистотой, невинностью, почитаемыми как святыми ценностями. Растление осуждаемо общественным мнением и наказуемо по уголовному кодексу. В дореволюционное время за это полагалась каторга.

РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ

РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ (др.рус. - заставлять течь) - отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как безрассудная трата чего бы то ни было: времени, денег, слов, подарков, душевных и физических сил и т.д. Расточительность - это чрезмерная щедрость в расходовании средств, позволение излишеств в ущерб другим людям, себе самому. Данное качество прямо противоположно жадности, рачительности.

РАЦИОНАЛИЗМ

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. - разумный) - система взглядов, а также философское направление, считающее основой человеческой сущности и жизнедеятельности человека его рассудок, логику, ум, игнорирующее при этом чувства. Особенностью русского рационализма является опора на «здравый смысл» как «фактический разум», признание разумности бытия и его осмысленность через духовную жизнь. Европейский же, в основном протестантский рационализм строится как опора человека только на самого себя, признание им зависимости только от собственного разума, как чувство гордого превосходства перед природой и расчет на ее покорность. В целом же рационализм привел к замене внутренней духовности внешней разумностью, веры - личной. Рационализм не замечает того факта, что жизнь не всегда и не вся доступна рассудку. Эта система взглядов привела к утрате человеком собственной целостности и поклонению отдельным областям его жизнедеятельности - то науке, то технике, то экономике, тогда как прежде всего нужна духовно-нравственная жизнь - основа основ всей жизни вообще и ее отдельных сторон, в частности.

РАЧИТЕЛЬНОСТЬ

РАЧИТЕЛЬНОСТЬ (др.рус. - радеть) - положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как забота о сохранении чего-то или стремление к установлению порядка, а также как усердное служение и выполнение своего долга. Рачительность - это всегда добровольное служение идее и людям, это старательное выполнение любого дела. Рачительным называют и разумно бережливого человека.

РЕАБИЛИТАЦИЯ

РЕАБИЛИТАЦИЯ (лат. - вновь приспособление) - восстановление каких-либо состояний или функций человеческого организма и личности в обществе в приспособлении к новым условиям жизнедеятельности. Так, реабилитируются способности и задатки, мыслительная деятельность и память, а также трудовые, профессиональные, социальные, политические и иные функции человека с учетом новых условий. Реабилитировать можно доброе имя человека в глазах общества, сняв с него административно или в судебном порядке ложное обвинение в предосудительном или противоправном поступке. Можно возвращать гражданские права после лишения их в ходе репрессий. В зависимости от того, что реабилитируется, используются соответствующие меры - медицинские, педагогические, юридические, психотерапевтические, политические и др. В педагогике чаще всего понятие реабилитации используется в работе с детьми с задержкой психического развития, инвалидами и детьми с девиантным поведением.

РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ (лат. - вещественный) - система взглядов, а также метод познавательной и продуктивной деятельности, в основе которых лежит идея натуралистического видения и воспроизведения мира (предметов, действий, понятий). Это стремление во всем видеть простое, материальное, очевидное. Данная система мировоззрения исключает веру в Бога, она атеистична, во всем следует принципу детерминизма. Реализм является наивным способом мышления чрезмерно практичного человека. Примером служит марксизм-ленинизм как крайняя форма нигилизма. Реализм утверждает полезность, продуктивность чего бы то ни было, он способствует появлению наукообразия, легковерия, отрицания религии. В то же время реализм понимается как ясное понимание и учет реальных условий жизнедеятельности, что особенно необходимо в экономической и политической жизни.

РЕВНОСТЬ

РЕВНОСТЬ (ст.слав.) - эмоциональное состояние сомнения в верности близкого человека - любимого, друга, коллеги по работе. Ревность - это зависть, что любовь, дружба, помощь достаются кому-то другому, что кто-то другой превосходит в чем-то тебя. Ревность - это подозрения, насмешки, упреки, вспышки гнева, ненависть, злоба и даже месть. В основе ревности лежит страсть, проявление эмоций низшей природы человека, а также неуверенность в себе. В то же время ревностью называют рвение, усердие, с которым человек делает дело (ревностное отношение к делу). Суть этого ревностного отношения в том же «состязании» с делом, в преодолении его.

РЕЛИГИОВЕДНИЕ

РЕЛИГИОВЕДНИЕ - отрасль социогуманитарного знания, изучающая закономерности становления, развития и функционирования религии, формы ее взаимодействия с другими сферами культуры человека. Это совокупность научных дисциплин, изучающих религию: история религии, философия религии, феноменология религии, социология религии, психология религии, религиозная педагогика и др. Религиоведение имеет интегративную основу, оно опирается на данные истории, археологии, этнографии, лингвистики и др. наук. Сложилось в его современном виде в XIX веке.

РЕЛИГИОЗНАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ - это духовно-нравственное состояние человека, выражающееся в признании себя избранным народом и своей веры единой истинной верой и в непризнании других вер, непрощение людям своей веры слабого исполнения правил религиозной жизни. Это человеческое заблуждение, порождающее конфликты и даже жертвы, заставляющее людей быть жестокими даже со своими близкими, ведущее к разъединению народов и государств. Из-за этой религиозной нетерпимости произошло разделение церквей, раскол, формирование конфессий и сект. Проявляющаяся как фанатизм религиозная нетерпимость расценивается как невежество и суеверие. Это такая низкая нравственная сила, которая в неразвитом и грубом виде становится неуправляемой и склонной к злоупотреблению.

РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ

РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ - это воспитательная система, основанная на догматах какой-либо одной конкретной религии. Через воспитательное воздействие религия проникает в душевную жизнь человека и направляет его волю к совершению действий, требуемых религией. Религия способствует сдерживанию страстей, дает смысл жизни и делам, гармонизирует бытие, нравственно направляет. С помощью религии можно воспитывать цельный характер, в котором ум, просвещенный боговедением, соединяется с сердцем и волей к деятельности. Религиозная область богаче житейских примет и поверий, она умиротворяет человека, успокаивает душу, учит любить родителей и близких, прощать врагов, видеть мудрость и добро, жить в благости всемогущего Творца. Никакое воспитание нельзя лишать религиозности еще и потому, что религия есть основа культуры человека. Его нельзя противопоставлять светскому воспитанию, они непременно должны слиться в единую систему.

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это образовательная система, основанная на догматах какой-либо одной конкретной религии. Оно включает в себя: укрепление и развитие в душе ребенка заложенных в ней основ (христианской) морали; объяснение религиозных чувств, знакомство с церковными обрядами и объединение их значений; развитие воли и сознания, направляемых к уяснению законов земной жизни (христианина); пробуждение чувства сознания принадлежности к материнской Церкви и гармоничного слияния с ней. Религиозное образование включает в себя изучение богословских дисциплин и выполнение религиозных обрядов. Христианское религиозное образование дается в духовных семинариях и училищах, воскресных школах, в православных гимназиях и возможно в семье. Кроме богословских дисциплин христианское образование включает изучение церковного пения, церковнославянского языка, истории религии.

РЕЛИГИЯ

РЕЛИГИЯ (лат. - вера) - это особая форма общественного и индивидуального сознания, признающего господство внешних сил (Бога) над человеком, заслуживающих послушания, поклонения и почитания. Это универсальное явление человеческого общества. Как мировоззренческая система, религия пытается проникнуть в тайны человеческого бытия и поэтому рассматривает вопросы о смысле жизни и воспитания, проблемы бессмертия, о нравственных законах бытия, о ценностях человеческой жизни и др. Как учение - это высшая форма человеческого духа. С помощью религии устанавливается духовно-практическая связь между людьми на основе священного отношения к таким ценностям, которые признаются верующими наиболее важными для укрепления единства их сообщества и специфическое познание которых становится самым глубоким смыслом жизни исповедующего такую веру человека. В практике индивида религия - это сфера Духа и Души и того, что не ограничивается земным существованием, что поднимает человека до сверхчувствительного восприятия мира, в область бесконечного и абсолютного. Через религию человек понимает, что видимый мир есть лишь часть духовно более совершенного мира и что с этим мировм надо жить в гармонии. Религия способствует эволюционному развитию человека через культуру, в том числе и в сфере образования. Человечество знает три мировых религии: буддийская, христианская, ислам.

РЕЛИКВИЯ

РЕЛИКВИЯ (лат. - останки) - предметы, связанные с памятью о близких или дорогих людях, свято хранящиеся как память о них. В православной церкви - это останки святых и мучеников (мощи), их одежда и другие предметы, некогда принадлежащие им. Верующие высоко чтут все, что связано с жизнью Иисуса Христа (крест, плащаница), Богородицы (плащаница), святых. Места хранения этих реликвий являются паломническими.

РЕПУТАЦИЯ

РЕПУТАЦИЯ (фр. - обдумывание) - это впечатление, производимое внешним видом, словами и действиями человека на других людей и закрепленное в общественном мнении. По сути это и есть общественное мнение о человеке, о его достоинствах и недостатках. Репутация включает в себя и имидж, и реноме, и авторитет человека. Создаваемая как бы в прошлом, она определяет стиль жизнедеятельности человека в настоящем и будущем (заставляет соответствовать). Она может способствовать (если репутация хорошая) или мешать (плохая репутация) жизненному и профессиональному успеху. Так что поговорка «Береги честь смолоду» верна.

РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА (фр. - запасы) - это потенциальные его возможности, запасы, источники или средства развития каких-то качеств, это резервные его возможности, еще не развитые, не функционирующие, не используемые. Это может быть не развитое мышление, ум, восприятие, не полученные необходимые знания («непрочитанные книги мстят за себя») и умения (эффект функциональной безграмотности). Ресурсы развития человека есть богатство нации гораздо большее, Чем финансовый капитал или сырье. Страна, не способная развить ум и знания своих людей и эффективно их использовать в национальной экономике, будет не способная развиваться и в других направлениях. Идея развития человеческого ресурса легла в основу парадигмы развивающего обучения.

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ (лат. - мышление) - самоанализ, самопознание, самооценка, т.е. действие мышления, направленного на свой внутренний душевный мир, свое внутреннее состояние. Рефлексия - это внутренние сомнения, обсуждения самим с собой своих действий и отношений, возникших затруднений, поиск ответов на происходящее с самим собой. Различают формальную рефлексию (рассмотрение того, как это делается) и содержательную (по анализу, почему это делается). С помощью рефлексии человек в автономном режиме как бы соединяет себя с внешним миром, ибо его собственное сознание делается по отношению к этому миру внешним. Рефлексия - важнейший фактор развития человека и особенно его духовного и нравственного состояния. В отечественный лексикон слово пришло в самом начале XVIII века через польский язык.

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ (лат. - преобразование) - это процесс преобразования, изменения существующей системы образования с сохранением основы неизменной. Как правило, реформирование касается не глобальных, основных или базовых переустройств, а периферийных, вспомогательных. Реформирование образования используется как оперативный способ решения насущных проблем, эволюционного совершенствования системы. Реформы в образовании проводятся в законодательном или административном порядке. Это явление историческое, связанное с этапом жизни общества и состоянием самой образовательной системы. Первая реформа русской школы была проведена Петром I в первой четверти XVIII в. Она состояла в создании светских школ, профессиональных учебных заведений, введении гражданского алфавита (параллельно с церковно-славянским), открытии Академии наук. Другой, наиболее существенной реформой была реформа 1918 года. Элементами реформирования системы образования России конца 90-х годов являются его регионализация, сближение с верой, национальная ориентированность, альтернативность. Слово «реформа» вошло в русский язык в начале XVIII века, из французского языка через польский со смыслом «преобразовывать». Однако, более ранние смыслы «реформы» были связаны с «возвращением» к истокам, началу, «восстановлением» утерянных качеств. Элемент такого понимания реформирования образования тоже сохранился, ибо меры, принимаемые в процессе реформы направлены на возрождение естественности, природосообразности и культуросообразности обучения и воспитания детей.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ - положительное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся в способности человека, приняв какое-то решение, твердо и непреклонно осуществлять его. Решительность - это и отвага, умение действовать, не колеблясь. Решительный человек способен своевременно находить и принимать обдуманные решения вопросов и задач, возникающих в процессе деятельности, он не боится брать на себя ответственность за решение, за его осуществление нередко в условиях риска и опасности. Нерешительный человек, напротив, медлителен в принятии решения, боязлив в принятии на себя ответственности и в действиях, он неуверен во всем и плохо преодолевает чувства страха, неуверенности. Решительный человек, напротив, привык сокращать до минимума время на колебания, неверие в свои возможности, выжидания дополнительных указаний, педантизм при соблюдении всяких ограничений. Решительный человек - это смелый человек, способный быть руководителем, управляющим.

РИЗА

РИЗА (ст.слав. - пеленка) - так в православной церкви называется одежда священников. Для хранения этого священнического облачения в храмах и монастырях отводятся специальные помещения - ризницы. Здесь же хранится и церковная утварь. Ризницы могут находиться также в алтаре или в особом пристрое к храму. Когда-то ризами называли обыкновенную одежду христиан. Ризой называют хитон Иисуса Христа, в котором Его вели на распятие. По жребию этот хитон достался одному из воинов, бывших при распятии, родом из Грузии. По преданию этот грузин привез эту ризу в Грузию, где она и сохранилась до передачи ее русскому царю Михаилу Федоровичу в 1625 году. С тех пор в русском православии установлен праздник Положения ризы Господней - 23 июля по новому стилю. Есть риза Пресвятой Богородицы. Ризами также называют металлические покрытия икон - серебряные, золотые, позолоченные, украшенные драгоценными камнями.

РИМСКИЙ КЛУБ

РИМСКИЙ КЛУБ - международное неправительственное общественное объединение ученых, политиков, интеллигенции, бизнесменов, общественных деятелей, обеспокоенных надвигающимся экологическим кризисом, неконтролируемым ростом народонаселения, исчерпанием природных ресурсов и производительных сил. Он возник в 1968 году по инициативе Пиччеи, бывшего в то время вице-президентом фирмы. На ежегодных собраниях, семинарах. симпозиумах этого клуба принимают участие представители более 50-ти стран. Члены клуба проводят специальные исследования, осуществляют экспертизу глобальных проблем современности, получая новые и очень важные научные и практические результаты. Римский клуб вырабатывает рекомендации по преодолению кризисных явлений. Одной из центральных проблем для клуба является проблема образования.

РИМСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

РИМСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - так называется система воспитания свободных граждан, существующая в Древнем Риме вплоть до VI века н.э. Главной составной частью этой системы является семейное обучение и воспитание. До семи лет дети должны были находиться под постоянным и непосредственным надзором матери и пожилых родственников. С семи лет мальчики переходили под руководство отца. Целью воспитания на этом этапе была подготовка ребенка к общественной, военной и хозяйственной деятельности с учетом социального положения семьи. Главное назначение римской системы состояло в том, чтобы подготовить гражданина, готового пожертвовать всем ради своего рода и государства. Риму нужен был храбрый воин, исполненный презрения ко всему иноземному, консервативный политик, скупой и даже жестокий землевладелец. Уже с V века до Р.Х. в Риме были созданы начальные школы для бедняков с 4-5-летним сроком обучения. В них учили чтению, письму, счету. К концу существования Римской империи родились идеи о всестороннем воспитании и нравственном совершенствовании.

РИТУАЛЫ

РИТУАЛЫ (лат. - порядок) - строго определенный порядок действий с использованием символических действий и предметов. В религии ритуалы включают в себя молитву, крестное знамение, жертвоприношение, причащение, крещение и др. Они включаются в различные требы и богослужения: совершаются коллективно, в семье и индивидуально. Они являются основой бытия, отличительной особенностью коллективной психики. Исполнение ритуалов приносит удовлетворение как следование традициям, их поддержание, так и в эмоциональном плане обострения чувств и отношений к тому, по отношению чего они совершаются. Ритуалы возникли очень давно. Ими пользуются знахари, колдуны как магическими действиями, связывающими человека с силами природы. Ритуалы входят в обряды детских и молодежных организаций, т.е. там, где дело имеют с символикой (вынос знамени, приема в организацию). Существуют ритуалы в народной культуре, например, преподнесение «хлеба-соли» гостям. Много ритуальных элементов в свадьбе, похоронах.

РОБИНЗОНАДА

РОБИНЗОНАДА - умонастроение людей, стремящихся жить прагматично, узкими материальными потребностями, рационально при минимальных связях и отношениях с людьми. Исповедующие идеи робинзонады видят прок лишь в том, что помогает выжить, Превозносят все невыдающееся, усредненное, минимально необходимое для жизни. Робинзонада - это и образ жизни в искусственных самоограничениях и подчинение себя обстоятельства. Ничего общего с духовной жизнью робинзонада не имеет. Ее смысл - в биологическом выживании. Такие условия нередко создают себе разочаровавшиеся в жизни интеллектуалы, что, в конечном счете, выливается в авантюризм цивилизованных людей. Термин произошел от имени героя популярной книги Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо».

РОБОСТЬ

РОБОСТЬ (др.рус. - слуга, раб) - нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как несмелость, неуверенность в себе, скованность в общении, традициями и условностями. В основе робости лежит чувство боязливости, страха. Робкий человек не может быть руководителем, лидером. Он, как правило, замкнут, избегает общения, сторонится людей, чувствует себя неуютно от внимания к себе.

РОД

РОД (ст.слав. - родить) - способ систематики видов растений и животных по общим признаком и по единому происхождению. Человеческий род - это группа людей, умерших и живущих, имеющих единое происхождение от общего родоначальника. В роду люди объединяются незримой силой, скрепляющей отношения близких и дальних родственников и задающей ориентиры поведения. Родственные узы - это временная категория, связывающая прошлое и настоящее и спроецированная в будущее. В роду все люди родственники. Различают прямое биологическое родство, когда оно соединяет лиц, непосредственно происходящих друг от друга (сын и отец, внук и дед), а есть боковое, т.е. социальное родство, когда лица не происходят друг от друга, хотя и имеют отдаленного общего родоначальника (дядя и племянник). На этом различении строится понятие «линия родства», включающее и прямое и боковое родство в единую систему (родословная, «древо жизни»), и понятие «степень родства» как связь одного лица с другим посредством рождения (отец и сын как первая степень родства, дед и внук - вторая степень родства, дядя и племянник - третья степень родства). На принципах установления принадлежности к какому-либо роду строятся многие юридические законы гражданского и уголовного кодекса, развивается теория наследственности, изучается культура народа. У древних славян существовало божество по имени Род, воплощающее плодотворящую и рождающую силу природы.

РОДИНА

РОДИНА (ст.слав. - семья) - это родная сторона, место рождения, воспринимаемое человеком «через лоно матери», в единстве со своими предками и прикрепляющее его ко всему человечеству. Через Родину человек связывается с матерью-землей и со всеми Божьими творениями, на ней проживающими. Так что понятие Родины для одних будет весь край (Волга, Урал), для других - одно маленькое село: все зависит от ощущения своей целостности с местами, где рожден. В православном понимании Родина есть тайна, как и само рождение человека. Ее нередко зовут Отечеством, по связи с отцами - и небесным, и земным. Бывает, что отождествляют с государством, но лишь в представительных случаях (Моя Родина - Россия). Присутствие в сознании человека Родины придает ему смыслы земного существования, наполняет чувством дома и защищенности.

РОДИТЕЛИ

РОДИТЕЛИ (др.рус. - отец и мать) - это отец и мать по отношению к ребенку. С точки зрения православия они считаются представителями Бога на земле, ибо через них и ими идет духовно-нравственное воспитание человека. Отсутствие такого воспитания делает бессильным управление человеком, его полное и гармоничное развитие, резко снижает возможности школьного образования. Ссоры и разводы родителей вызывают различные детские болезни и задержки развития. Существует так называемая «родительская педагогика» как педагогика естественного права родителей на воспитание детей, как педагогика народная и в этом смысле «безымянная», складывающаяся внутри своей национальной культуры.

РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ

РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ - это дни поминовения умерших предков, которые определены церковью: суббота мясопустная, Троицкая суббота, субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста. Первые две субботы называются вселенскими, потому что в эти дни поминаются все вообще от века умершие православные христиане. Все субботы называются еще и родительскими оттого, что каждый живущий поминает преимущественно своих умерших родителей, своих предков. Особо чтима в народе Дмитриевская суббота (между 1 - 8 октября по новому стилю), установленная в память о русских воинах, погибших в Куликовской битве 1380 года, положившей начало освобождению Руси от монголо-татарского ига. Установление этого праздника принадлежит Дмитрию Донскому - он подал идею о вселенской панихиде по погибшим на поле битвы. К тому же этот день был перед днем святого Дмитрия Салунского. Это очень торжественный день: люди семьями ходят на могилы своих близких, служат панихиду, готовят ритуальные блюда (блины, каша, пироги, кисель). Но по русской народной традиции этот день заканчивался весельем, что символизировало победу жизни.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV