Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕР"-"СКР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕР"-"СКР")

СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА - свадебный юбилей по поводу 25-летия со дня бракосочетания. Это первый широко празднуемый юбилей, который положено отмечать широко. На него, как правило, дарят серебряные вещи: рядом с золотым свадебным кольцом появляется серебряное - подарок супругов друг другу. Родные и близкие дарят другие серебряные изделия.

СЕРЫЙ ЦВЕТ

СЕРЫЙ ЦВЕТ - цвет мыши, тучного неба. Психологи считают его цветом, вызывающим апатию, подавляющим излишнюю активность. Особенно хорошо действует на холериков, людей со сверхэнергией, на руководителей. В народе понятие «серый» часто ассоциируется с малокультурьем, необразованностью человека, занудством. Серый человек - это человек скучный, неинтересный.

СЕСТРА

СЕСТРА - дочь одних и тех же родителей по отношению к другим их детям. Есть понятие «родная сестра», когда у детей единые родители, «сводная сестра», когда родным является лишь один из родителей, «единоутробная сестра», когда у детей одна мать, но разные отцы, и «единокровная», когда у детей один отец, но разные матери. Словом «сестры» обращается к народу церковь и иногда правительство, подчеркивая, по русской традиции, всеобщее родство граждан по духу и крови. Сестра - это самая близкая родня, после родителей. Как правило, старшие сестры помогают идти по жизни младшим детям, нередко в качестве нянь помогают выращивать малышей.

СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР

СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР - устойчивый тип характера русского человека, сформировавшийся в суровых климатических и геополитических условиях Сибири (низкие температуры и длительные зимы, малонаселенность и удаленность от центра России, нерусское окружение, богатство недр, лесов и рек и др.). Проявляется как набор высоких физических и духовно-нравственных качеств: силы, выносливости, трудолюбия, выдержки, воли, устойчивости моральных ценностей - верности, любви к Родине и своему народу. Сибирский характер - это искренность, правдивость, честность. Сибиряки - хорошие воины, рачительные хозяева, веселые и доброжелательные друзья и соседи. Именно этот характер, сложившийся в определенных исторических условиях, стал символом чести русского народа, высокого личного достоинства русского человека.

СИМВОЛ

СИМВОЛ (гр. - знак, опознавательная примета) - знак, в свернутом виде несущий в себе определенный смысл и наделенный особым значением. Символами могут быть слова, рисунки, знаки, значки, цифры, куски ткани, звуковые инструменты, движения рук и многое другое. С помощью этих вещей и действий народ кодирует свою историю и культуру, воплощая в них глубокие и емкие смыслы, идеи, законы и принципы закладывая память о событиях, напоминая о возможном будущем. Они лаконично выражают идеальное содержание, отличное от их непосредственных, чувственно-телесных форм бытия. Так, сердце в человеческом организме воплощает весь организм и душу, символом православной веры является Троица как триединство Бога, крест - символ христианства, цветы - символ радости и добра, звезда - символ наступательности и т.д. Российское государство в качестве своих символов имеет герб, флаг, гимн. Имеют свои символы политические организации и детские общественные объединения. Символы влияют на подсознательную, глубинную психику человека, вызывая широкие представления, воспоминания, побуждая к идеям и чувствам, подталкивая к вживанию, проживанию и переживанию того, что за ними кроется. Абсолютное большинство символов связаны с мировоззрением, «вероопределением». Символами люди начали пользоваться с глубокой древности; в древней символике сокрыты забытые истины. Символическим было и первое письмо, а ныне таковой является китайская письменность. К символическим относятся язык жестов глухонемых людей. Изучением символов как знаков общения занимается научная дисциплина семиотика (семиология). В некоторых школах ее уже преподают, изощряя детскую сообразительность, побуждая к исследованию. Обращение к символам побуждает человека превзойти самого себя, указывает на ценность всех вещей в мире как носителей духовных идей.

СИМВОЛ ВЕРЫ

СИМВОЛ ВЕРЫ (гр. - опознавательный знак) - краткое молитвенное изложение главных догматов (законов и идей), составляющих основу православного вероучения. Христианский Символ веры состоит из 12 частей, называемых «членами». В них говорится о троичности Бога, «вочеловечении» Иисуса Христа и искуплении грехов, о церкви, крещении и «вечной жизни». Символ веры был принят на первом и втором Вселенском соборе (325 и 381 гг.) и называется он Никео-Цареградским Символом веры. Символ - это знаковые положения, выражающие веру. Эту молитву следует знать наизусть каждому православному; она читается совместно всеми прихожанами во время Божественной литургии. Начинается Символ веры словом «верую», ибо содержание религиозных убеждений основано не на внешнем опыте, а на принятии Богооткровенной истины.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ

СИМВОЛИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ - восприятие мира через духовные категории, закодированные в символах, осмысление дня нынешнего через их смыслы, построение будущего через раскрытие их значений. Символическое мировосприятие опирается на гигантский духовный опыт человечества, в нем заложены механизмы мировой гармонизации бытия как исторических времен, так и параллельных миров - мира космического, и мира земного коллективного и индивидуального. Символическое мировосприятие представлено в космогонической мифологии и религии. Вся предшествующая история человечества неуничтожима и в той или иной форме присутствует в дне современном: надо только уметь читать символы, сохранившие все прошлое человека и человечества. Символы в этом случае рассматриваются как способ межличной и внутриличной коммуникации, как мост, соединяющий сознательное и бессознательное в человеке. Это одновременно и конкретно-чувственное образование, и отвлеченное.

СИМПАТИЯ

СИМПАТИЯ (гр. - сочувствие) - чувство привязанности, особого расположения, склонности, близкое к любви. Выражается как нежность, ласка, сочувствие, сострадание, доверие, признание, доброжелательность к тому, к кому это чувство испытывается. Человек, испытывающий это чувство, благосклонен к другому искренно, без корысти. «Симпатия ничего не требует себе».

СИМУЛЯЦИЯ

СИМУЛЯЦИЯ (лат. - притворство) - качество поведения, характеризующегося неискренностью, неестественностью, а, напротив, притворством, желанием создать ложное представление о себе, мотивах своего поведения. Цель симуляции ученика, например, ввести учителя в заблуждение, создать лучшее мнение о себе, отвести от себя вину.

СИНЕКТИКА

СИНЕКТИКА (гр. - совместное) - учение о групповой генерации идей. Синектика - это также совместная поисковая деятельность по решению проблем посредством мозгового штурма, экспертных групп, догадок, смелых гипотез, рефлексии, «сумасшедших идей», интуитивных решений и т.п. Эти методы стимулируют творчество на основе эмоционально-образного метафоричного мышления. Синектика как учение исследует идею подсознательного интуитивного творчества человека, проявляющегося сильнее всего в коллективной деятельности. Научное творчество в нашем современном смысле слова в ней не исследуется.

СИНЕРГЕТИК

СИНЕРГЕТИК - а (гр. - совместно, согласованно действующий) - наука о многовариантности сценариев развития системы, об эволюции как чередовании порядка и хаоса, о закономерностях и методах самоорганизации систем самой разной природы. Синергетика позволяет выявить конструктивную роль хаоса в процессе эволюции. При этом под самоорганизацией понимаются процессы возникновения макроскопических упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях. Синергетика - междисциплинарная наука, задающая новые мировоззренческие ориентиры. Она уводит от жесткой детерминации в педагогическом процессе, от всеобщей регламентации. Через нее можно понять распад и возникновение новых педагогических систем, их разнообразие, вариативность, а также нестабильность, неустойчивость. Интересно, что эта наука помогает конструировать ту педагогическую практику, которая отражает реальность по принципу «здесь и теперь».

СИНЕРГИЯ

СИНЕРГИЯ (гр. - содружество) - учение Православной Церкви о соединении человеческой энергии с Божественной, нетварной, и стяжении благодати Божией и обожения. Синергия - это и процесс соединения воли человека. свободно устремленной к Творцу, с Божественной благодатью. Тварь и Творец делают движения навстречу друг другу. При таком взаимодействии идет взаимное усиление действий. Для человека - это импульс духовной жизни, движение мысли и чувств. Энергия в нем проявляется как желание, волнение, устремление действование, порыв. Но вне Божественной энергии все это разнонаправленно, раздроблено. Благодаря соединению человеческой энергии с Божественной происходит как бы согласование действий обеих энергий, их взаимное со-действие, со-работность. В этом и заключена суть богообщения. Христианская жизнь - это согласие двух воль. Учение синергии объясняет сущность человеческих страстей в существовании разнонаправленных энергийных систем у человека, когда возникают доминанты, определяющие типы поведения: телесное, душевное, умственное и др. Синергия рассматривает страсти как негармоничное проявление энергий, как доминирование одних групп над другими. В рамках этого учения разрабатывается психотехника борьбы со страстями через единство человека с Богом. Впервые эти идеи появились в V веке после Р.Х., выразил их преподобный Иоанн Кассиан. Развил несколько позже Григорий Палама. Согласно этому учению человек может спастись только во Христе и через Божию благодать. Но чтобы достичь этого, нужны усилия самого человека. Без него, его встречных стараний Господь не сможет его спасти, ибо это было бы нарушением его свободной воли.

СИНИЙ ЦВЕТ

СИНИЙ ЦВЕТ - цвет неба, небосвода, воды (синь), в которой отражается чистое небо. Этот цвет имеет много оттенков: голубой, темно-голубой, светло-голубой, лазурный, темно-синий, светло-синий. Синий цвет - символ всего духовного, правды, верности и вечности Бога, знак человеческого бессмертия. «Синяя птица» - символ счастья и того, что его воплощает. Амулеты синего цвета, по преданию, нейтрализуют злой взгляд, сглаз. Чаще всего плащ Девы Марии изображают синим цветом. Это также цвет рабочей одежды. верности и веры, твердости. Считается, что созерцание синего цвета повышает жизненную силу организма, способствует восстановлению равновесия нервной системы, сдерживает проявление аффектов, усиливает способность к концентрации внимания. Не зря в школе стены красят в сине-голубой цвет. Именно он располагает к задумчивости. Существует выражение «синий чулок», которым иронично характеризуют женщину, посвятившую жизнь научным занятиям, чтению книг и серьезной работе и пренебрегающую туалетами и развлечениями. Вместе с тем, это цвет таинственный - мягкий, легкий; любители его нередко люди неуверенные, сомневающиеся даже в себе.

СИНОД

СИНОД (гр. - собрание) - высший судебно-административный и совещательный орган духовных лиц при патриархе Русской Православной Церкви, это соборное правительство. Синод был учрежден Петром I в 1721 году взамен патриаршей власти и поместных соборов древней России. В Синод РПЦ входят высшие иерархи в составе 8 членов - епархиальных архиереев и в качестве председателя - патриарх Московский и всея Руси. Из них 5 членов являются постоянными, а 3 - временными. При Синоде действуют такие отделы, как учебный, издательский, хозяйственный, внешних церковных сношений и др.

СИРОТА

СИРОТА (ст.слав.) - человек, лишенный одного или обоих родителей, оставшийся без попечительства близких родственников и родителей, одинокий со своими земными тяжбами, бесприютный. Так называют незаконнорожденных детей, брошенных родителями или юношей и девушек, лишенных родительского благословения и наследства при выходе замуж или женитьбе. Сиротство - это покинутость близкими людьми на произвол судьбы, милость Божию, народа и попечение государства. Сиротство на Руси носило всегда мистический характер: сироты пользовались особым попечением и жалостью людей, считались несчастными, обездоленными. Вместе с тем, в России всегда были люди, которые злоупотребляли таким отношением к сиротам и прикидывались ими, прося подаяния; о таких говорили - «сирота казанская».

СИСТЕМА

СИСТЕМА (гр. - составление из частей) - есть ограниченное множество взаимодействующих элементов. Для системы характерно наличие компонентов, связей (структуры) между ними, наличие ведущего звена, неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система выражает свою целостность. Педагогические системы обладают этими же качествами. Среди всех видов систем это наиболее сложная, состоящая из подсистем, включающая как людей, так и процессы, предметы, действия. В этих системах поведение каждого элемента влияет на поведение всех и систему в целом. Система - это такое целое, которое нельзя разделить на независимые части: каждая часть системы обладает качествами, которые теряются, если ее отделить от системы, и каждая система обладает такими качествами, которые отсутствуют у ее частей. Система закрытая, если она способна обмениваться с окружающей средой лишь энергией, но не качествами и свойствами. Система открытая, если она способна обмениваться с окружающей средой и энергией, и качествами. Человек и человеческие сообщества относятся к открытым системам. Термин «система» вошел в русский язык во времен Петра I.

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ - сложившееся устойчивое единство воспитательных мер и мероприятий, основанное на определенных идеях, целях, внутренне непротиворечивое и дающее эффект в деле воспитания детей и юношества. Системы воспитания создаются в семьях, в образовательных учреждениях, во внешкольных учреждениях дополнительного образования. Системы воспитания простраиваются как целостный педагогический процесс, включающий цели, принципы, содержание, методы, средства и формы воспитания. Любая система воспитания охватывает по возможности большее число аспектов влияния на личность воспитанника, сохраняя при этом в качестве доминирующего духовно-нравственное воспитание. Системы воспитания имеют «свое лицо», ибо выстраиваются с учетом ситуации и индивидуальных качеств участников педагогического процесса. Системность воспитания определяет уклад семейной или школьной жизни. Примером системы воспитания может служить Годовой календарный круг.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - метод программно-целевого управления педагогическими объектами и процессами. Этот метод позволяет составить более ясное представление о явлениях педагогического характера и их составляющих, направляет внимание к целому и связям, помогает увидеть доминирующую идею в объекте управления и в процессе управления. Системный подход обеспечивает эвристичность, универсальность и конструктивность управления. Различают системно-дифференцирующее назначение метода и системно-интегрирующее. Так, системный подход в управлении кадрами позволяет выделить отдельные составляющие этого сплошного процесса (подбор, оценка, выдвижение, подготовка и т.д.), а также объединить их и управлять этим процессом «по качеству», т.е. по результату.

СИСТЕМОГЕНЕТИКА

СИСТЕМОГЕНЕТИКА - общая теория преемственного поступательного развития систем различных качеств - биологических, политических, экономических, социальных, психологических, а также педагогических. С помощью методов этой теории раскрываются законы и принципы наследования качеств одной системы в другой при переходе с одного этапа развития на другой. Системогенетика - это учение о развитии систем, их старении, обновлении, об инвариантности и цикличности этого развития, о дуальном единстве организации и управления, о необходимом разнообразии системо-генофонда, о принципах формирования новых систем. Все это самым прямым образом относится к педагогическим системам, находящимся в постоянном движении, изменении.

СИТУАЦИЯ

СИТУАЦИЯ (фр. - обстановка) - совокупность обстоятельств и действий, совершаемых в них. Это своего рода микросреда, в которой действует человек. Ситуации в педагогике есть составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время, определенном месте и с одним и тем же составом участников. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающих друг друга педситуаций. Ситуации в системе образования возникают стихийно, но могут и предварительно проектироваться. По характеру педситуации делятся на проблемные, производственные, воспитательные, ситуации выбора, развития, успеха и т.д. Специально создавая ситуации и «помещая» в них детей, можно способствовать их более успешному развитию. Термин «ситуация» вошел в русскую речь со времен Петра I.

СИТУАЦИЯ УСПЕХА

СИТУАЦИЯ УСПЕХА - это такая совокупность обстоятельств и действий учителя и ученика, действуя согласно которым ученик достигает успеха в решении учебных задач. Ситуация успеха - это разновидность ситуаций, преднамеренно создаваемых учителем, воспитателем для всех детей, но в первую очередь, кому этот успех дается с трудом - неуверенных в себе, скромных и застенчивых, имеющих комплекс неполноценности, без больших способностей. Ученик переживает радость победы, преодоления трудностей, чем преодолевает уныние, неверие в свои силы и способности. Создавая (проектируя) ситуации успеха, педагог поступает по-христиански, протягивая руку помощи слабому и нуждающемуся, выравнивает морально-психологический климат в детском коллективе.

СИТЦЕВАЯ СВАДЬБА

СИТЦЕВАЯ СВАДЬБА - годовой юбилей со дня бракосочетания и создания семьи. Ситец - это легкое хлопковое полотно, набивное, узорчатое, в мелкие цветочки. В переводе с немецкого «ситец» означает «пестрый». В народе его когда-то звали «пестрый миткаль». На ситцевую свадьбу больших празднеств, как правило, не делают, а если и дарят подарки, то все больше отрезы ситца или изделия из него. Смысл «ситцевой свадьбы» - еще неясность, легкость, «пестрота» ощущений, но нет еще прочности, надежности.

СКАЗИТЕЛЬ

СКАЗИТЕЛЬ - это человек, творчески владеющий каким-либо видом фольклора, умеющий его воспроизводить и пользующийся особым уважением за свои духовно-нравственные качества. Как правило, сказители были из крестьян. Сказители былин, сказов, мифов, исторических песен, причитаний на свадьбах и похоронах были популярны, им даже платили за их искусное мастерство, за «сказывание». Вдохновенные сказители в компаниях, артелях, в мастерских были желанны. Их назвали «старинщики». Плакальщиц называли «вопленицами». Все, что они сказывали, имело духовное содержание: о храбрых воинах, их героических поступках, о чести, правде, доблести, о крупных гражданских и семейных событиях и т.д. На Руси были крестьянские школы сказителей, где преемственно передавался репертуар и манера исполнения. Сказители продолжали традиции Баяна и калик-перехожих.

СКАЗКА

СКАЗКА - жанр устного народного поэтического творчества. Сказки, как правило, посвящены магическим, волшебным действиям людей, животных и растений. В них много символов, через которые каждая сказка связывается с внутренней жизнью человека, выражает миросозерцание народа, его взгляды на окружающую действительность. Сказки строятся на трех элементах: мифическом, бытовом и животном. В бытовой сказке преобладает духовно-нравственное начало. В мифической - народ олицетворяет солнце, луну, времена года, погодные явления, представляя их в виде сверхъестественных существ. Нравственные основы сказки и поступков ее главных героев вознаграждаются победой. Добро в сказках всегда побеждает зло. В сказках о животных - животным придаются человеческие качества. Сказки передаются из уст в уста, распеваются плавно, неторопливо, осторожно, доверительно. Лучше их рассказывать в наряде русской женщины - бабушки, в волнующей темноте, сидя вокруг сказительницы. Сказки производят и на детей, и не взрослых магическое действие, подготавливают их душу к серьезной многотрудной жизни. Сказки развивают детскую фантазию, ибо обладают так называемым «пространством неопределенности». Не зря дети хотят иметь «волшебную палочку», чтобы творить добро, нести людям свет. Слово «сказка» родилось не ранее XVII в., до этого их называли «баснями».

СКАРЕДНОСТЬ

СКАРЕДНОСТЬ (др. рус. - отвратительный) - отрицательное нравственное качество личности, разновидность жадности. Проявляется как ничем не ограничиваемая скупость, пустое накопительство без смысла и человеческой цели; нежелание поделиться с другими или помочь им; собирательство материальных благ ради владения, но не пользования ими. Это качество в русской культуре всегда резко осуждалось, ассоциировалось с бесстыдством, гнусностью, грязью. Скаредных людей называли сквалыгами, скупердяями.

СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА

СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА - мифический образ русских сказок, символизирующий изобилие как вознаграждение за нравственность, ратные подвиги или труды. Это скатерть-хлебосолка, где ни раскинь ее - всегда накормит досыта и очень вкусно. По смыслу этот образ близок образу «щучьего веления» («По щучьему велению, по моему хотению»). Слово «скатерть» старославянского происхождения, ранее оно обозначало «утирать доску» или «тереть на доске». «Самобранка» же значило - убирать саму себя - уставлять, брать самой все для стола, для угощения главных героев сказок. Сегодня «скатерть-самобранка» употребляется с долей юмора в ситуации неожиданно богатого угощения.

СКАУТИНГ

СКАУТИНГ (англ. - разведывание) - система воспитания детей, подростков и юношества посредством создания общественных организаций. Главная цель системы - воспитание в подрастающем поколении преданности своей стране, правительству и христианской вере. Модель создания скаутинга условно выражена в понятиях: идея ? идеал ? движение ? организация. В системе скаутинг его сторонники вовлекаются в общественно полезную деятельность, в процесс самовоспитания, в процесс познания и охраны природы. Воспитание в этой системе преимущественно раздельное: есть бойскауты (мальчики-скауты) и гёрлскауты (девочки-скауты). Организации скаутов основаны на самоуправлении, самоорганизации и самовоспитании. Исторически «скаутами» назвали конных разведчиков из числа молодых людей, участвующих в 70-е годы XIX века в Северной Америке в войне за нераздельность и самостоятельность страны. Как детское движение и организация с этим названием возникло в Англии. Скаутинг имеет христианскую основу и потому распространен именно в христианских странах. Эта система проникла и в дореволюционную Россию, но после революции, в 1919 году она была запрещена. Многие элементы скаутинга вошли в систему деятельности пионерской организации. Начиная с 1989 года скаутские отряды вновь стали возрождаться в России, в том числе и отряды православных скаутов.

СКВЕРНОСЛОВИЕ

СКВЕРНОСЛОВИЕ - употребление злых, недобрых, оскорбительных и унизительных слов, слов грязных, мерзких, скверных. Сквернословие - поругание веры, антипод молитвы. оно гораздо вреднее, чем ядовитые газы заводов и фабрик. Оно смущает и грязнит пространство, разрушает атмосферу и душу. Нужно очень много добрых дел, молитв и добрых мыслей, чтобы снять этот грех, эту вину перед человеком, обществом, природой, Богом (см. Бранное слово). Ученые мира проводят серьезные исследования о влиянии на человеческий род бранных слов. Сегодня они утверждают, что они «взрывают» генетический аппарат человека, вызывают мутации, ведущие к вырождению. С помощью специальной аппаратуры обнаружено, как ломаются, меняются местами и корежатся хромосомы. В результате вырабатываются противоестественные программы, программы самоликвидации. Сквернословие, и у тех, кто произносит бранные слова, и кто их слышит, вызывает мутагенный эффект, подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. «Волновые уши» ДНК воспринимают человеческую речь, что и является основанием не только лечебного, но разрушительного влияния слова на человека.

 СКЕПТИЦИЗМ

СКЕПТИЦИЗМ (гр. - сомнение) - система взглядов, мировоззрение, в основе которого лежит сомнение как принцип отношений к миру, к жизни. Скептики не доверяют существующим доказательствам и критериям истины, что, в их представлении, делает познание истинной сущности явлений невозможным. Отсюда скептицизм представляет мир познания как продукт механического накопления и развития отдельных впечатлений, представлений и понятий вне связи всего этого с объективным реальным миром. Скептики поражают сами себя: они не воспринимают ничего вне материального и физически ощутимого опыта, не доверяют даже очевидным истинам, во всем сомневаются. В скептицизме, как мировоззренческой системе, сомнение возведено в принцип, в правило, в метод искания истины. Скептицизм - враг любой веры и миропорядка. Как правило, он соседствует с пессимизмом.

СКИПЕТР

СКИПЕТР (гр. - жезл) - короткий, не более человеческого роста, жезл, украшенный красивой резьбой и драгоценными камнями и являющийся символом царской власти и прав управления.

СКИТ

СКИТ (др. египет. - пустынное место, др.-слав. - скитаться) - так называется келья монахов в отдаленных от монастыря местах - в лесу, среди болот, в пустыне, горах. Это одинокое монашеское убежище, но подчиненное настоятелю монастыря. В скитах, вдали от мирской суеты, в одиночестве поселяются отшельники - молитвенники за судьбы людей. В истории Российской церкви более всего известны старообрядческие скиты. Слово «скит» родилось в 4-5 веках от названия пустынных мест в Египте для монахов. Отсюда же произошло и слово «скиф», что значило кочующий, скитающийся по степям, живущий в малонаселенных, пустынных местах.

СКЛАДЕНЬ

СКЛАДЕНЬ (ст.слав. - складывать, свертывать) - икона, состоящая из нескольких иконок, скрепленных между собой и устроенных так, чтобы складываться друг с другом. Маленький складень служит дорожной иконой. Складень, состоящий из двух иконок, называется диптихом, из трех - триптихом, а из более чем трех - полиптихом.

СКОМОРОХ

СКОМОРОХ (ст.слав. - бесстыдный, веселый) - так на Руси называли бродячих актеров, плясунов, первых профессиональных музыкантов. Скоморохи играли на самых разных инструментах того времени: гуслях, трубах, сопелках, бубнах, волынках, гудках, дудках. Скоморохи - это и профессиональные кукольники, дрессировщики и вожаки медведей. Эти первые актеры зарабатывали на хлеб пляской, песнями, фокусами, шутками, показом сценок и мимических представлений и т.д. Их представления сначала назывались «позорами», «бесовскими» и сильно осуждались и преследовались церковью и даже государством (особенно при царе Алексее Михайловиче). Скоморохов били, сажали в ямы, изгоняли. Россия в XI-XVII веках во многом жила византийским толкованием православной веры, где всякое проявление веселья считалось грехом, а скоморохи - слугами дьявола. Но постепенно скоморохи заняли свое достойное место в русской культуре - они приглашались на свадьбы, праздники, прижились в богатых домах и особенно при царском дворе. Скоморошество было началом театрального искусства во всех его жанрах.

СКОРБЬ

СКОРБЬ (ст.слав. - заботиться) - состояние психики, проявляющееся как сильная жалость, гнетущая тоска, глубокая печаль, сокрушение о какой-либо утрате, чаще всего по поводу смерти близкого человека. Скорбь - это когда болит сердце, ничто не мило, нет заметы утерянному, ноющая грусть. Скорбящий человек меняется и внешне: сохнет, худеет, делается некрасивым, понурым, «убитым горем». Не зря старое русское слово «скорблый» означало «иссохший», «сморщенный», «заскорузлый», «засохший». Скорбный человек как бы лишается воли, рассудка, более живет чувствами. Православие считает за грех долгую печаль и уныние, убивающие духовно-нравственные человеческие начала. В душе человека должна быть вера в «промысел Божий», надежда и любовь к живым.

СКОРОМНАЯ ПИЩА

СКОРОМНАЯ ПИЩА (др.рус. - скоровная, от коровы) - это жирная пища, даваемая животными: мясо, масло, молоко, сало, жир, яйца и т.д. Эта пища запрещалась церковью к употреблению во время постов и дозволялась в мясоед, на масленицу. Непристойно было русскому православному человеку оскоромливаться в посты. Отчего слово «скоромный» стало иногда употребляться в смысле «непристойный», «запрещенный», «дьявольский». Так осуждались «скоромные куплеты» непристойных стихов и песен. Вероятно, слова «скоморох», «скорбь» близки «скоромному» по смыслу.

СКРИЖАЛИ

СКРИЖАЛИ (др.евр. - священные доски) - две каменные доски, на которых Самим Богом были начертаны 10 заповедей Закона Божия для людей и через Моисея переданы людям. Это законы, которые указуют, как надо людям относиться друг к другу: Я - Господь Бог твой и не должны быть у тебя другие боги, кроме меня; Не сотвори себе кумира…; Чти отца и матерь свою…; Не убий; Не укради; Не прелюбодействуй; Не произноси на другого ложного свидетельства и др. Позже скрижалями стали называть и другие священные и исторически значимые тексты («Скрижали истории).

Предыдущая страница Следующая страница