Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

У

У - двадцать первая буква современного русского алфавита, обозначающая низкий гласный звук. В кириллице называлась «укъ», сегодня «у». В праславянской философической азбуке имеет много значений: Устремление, Восхождение, Воздух, Гора, Путник, Муж, Мужество. Эту букву считали высоко мистической, ибо ее порядковый номер в алфавите совпадал с числом дней (21), необходимых в алхимии для превращения менее благородных металлов в серебро. Психологи считают, что частое употребление «у» вызывает душевное состояние, близкое к тревоге, боязни. В кириллице «у» обозначало число 400.

УБЕЖДЕНИЕ

УБЕЖДЕНИЕ - твердая уверенность в правильности каких-либо знаний, идей, фактов, событий и готовность жить и действовать в согласии с ними. Имея убеждения, человек ради них готов действовать активно, преодолевать различные препятствия. Убеждение, в этом смысле, определяет направленность личности, ее потребности, мотивы деятельности. Убеждение - это также метод воздействия одного человека на сознание, чувства и поступки другого. В этом случае происходит влияние «убеждения на убеждения», кто-то кого-то в чем-то уверует, удостоверяет, побуждает понимать события определенным образом, уговаривает, доказывает и т.д. В педагогике убеждение является одним из ведущих понятий: учитель убеждением формирует знания, ценностные ориентиры учащихся.

УБЕЖДЕНИЯ

УБЕЖДЕНИЯ - устойчивая система взглядов, основанных на определенных представлениях, знаниях, идеях, принципах, отношениях человека к чему бы то ни было, к себе и своим поступкам. Различают нравственные, религиозные, научные и другие убеждения. «Убеждения» в этом смысле определяют направленность личности, мировоззрение человека. Становление убеждений - это длительный и сложный процесс, включающий в себя: логический и смысловой анализ знаний, фактов, мнений, суждений; проживание и переживание своего отношения к ним; формирование потребности поступать в соответствии с принятыми взглядами. Убеждения человека являются мощным регулятором его сознания и поведения.

УБОГОСТЬ

УБОГОСТЬ (др.рус. - бедность) - отрицательное духовно-нравственное качество личности, характеризующее состояние душевной жизни и интеллекта как бедное, ничего своего или оригинального не имеющее, крайне ограниченное, лишенное духовных начал. «Убогость», «убогий» - эти слова произошли от слова «богатство» и с приставной «у» стали первоначально обозначать материальную бедность, скудость человека, находящегося «у-богатства», но не с ним. Поэтому убогий - это еще и нищий, увечный. В то же время, «убогий» - это человек, находящийся под защитой «у Бога», отчего его нельзя обижать, ему надо помогать, поддерживать, прощать.

УВАЖЕНИЕ

УВАЖЕНИЕ (др.рус. - считаться) - характеристика отношений личности к другим людям, проявляющееся как внимание к ним, почитание, понимание, душевное признание, высокая оценка. Уважение к людям, в том числе учителя к учащимся, есть требование нравственное, которое подразумевает такое отношение, в котором практически признается достоинство личности. Уважение к окружающим перерастает в духовно-нравственное качество - уважительность, которое способствует во многом построению оптимального общения, глубокой и прочной дружбы и даже любви.

УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ

УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ - форма прославления поступков или деятельности какого-либо человека, сделавшего очень много во благо и славы страны и народа. Эта форма может состоять: в присвоении звания; воинских и трудовых наград, в установлении памятников, присвоении имени городу, улице или учреждению, занесении в почетные книги, в разработке завещаний и заветов и т.д. Этим самым имя достойного человека сохраняется в благодарной памяти потомков, передаваясь из поколения в поколение. Так общество поступает с героями труда, войн и сражений, учеными, деятелями искусства, государственными деятелями.

УВЕРЕННОСТЬ

УВЕРЕННОСТЬ - положительное нравственно-этическое качество личности, состоящее в объективной самооценке своих возможностей и соответствующем доверии к себе при решении тех или иных задач. Уверенность - это отсутствие сомнения, колебаний в успешности деятельности, убежденность в своих силах. Уверенность может проявляться как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Так, можно быть уверенным в друге и дружбе, в пришествии какого-либо события. Уверенность - прекрасное качество, на котором человек строит свои отношения с окружающими и с самим собой, достигая гармонии. Как правило, оно присуще людям с твердым характером, волевым, решительным. Без него нельзя быть руководителем, военным, политическим деятелем.

УВЛЕЧЕНИЕ

УВЛЕЧЕНИЕ - чувство влюбленности, повышенного интереса по отношению к какому-либо человеку или делу. Наличие увлечения позволяет выполнять дело воодушевленно, на эмоциональном подъеме, самоотверженно, преданно. Увлечение позволяет человеку жить полной жизнью, добиваться больших успехов, полнее реализовать себя. Но чрезмерное увлечение может захватить всего человека, парализовать рассудок и превратиться в страсть, предание себя которой порождает грех. Чтобы увлечение было плодотворным, надо знать чувство меру, не подавлять других интересов, гармонизировать свои отношения с миром. В детском возрасте увлечения помогают познать и освоить мир, они выступают мощным средством развития, мотивируют деятельность. Например, увлечения спортом, музыкой, литературой и т.д.

УГЛУБЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

УГЛУБЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ - вид чтения литературы (художественной, научной, публицистической) с использованием анализа текста, с попыткой понять замысел автора, с целью усвоить, осмыслив главную идею, линию развития темы, систему доказательств. Углубленное чтение - это диалоговое чтение, чтение-размышление, дискуссия, оппонирование автору. Возможно с конспектированием. Чаще всего его проводят при повторных чтениях одного и того же текста. Так можно читать книги Библии. Учить углубленному чтению отдельных произведений надо с раннего детства, например, на интересе ребят к сказкам, их многократным чтениям и пересказам. Это самый продуктивный вид чтения, активно способствующий развитию личности, ее духовному обогащению

УГНЕТЕНИЕ

УГНЕТЕНИЕ (др.рус. - гнет) - подавление воли, эмоций, сознания человека, лишение его прав и возможностей к свободной жизни и развитию. Угнетать - значит любыми способами вплоть до жестоких, подавлять, запрещать, обижать, унижать, «не давать просвету», преследовать, мучить человека. Делается это либо силой власти, либо авторитетом, либо физической силой. В любом виде угнетение - это попрание человеческого достоинства, лишение его прав и свобод. Угнетенному, сломленному человеку не до духовной жизни. Он может впасть в такой грех, как уныние, поселить в своей душе страх и неверие в Бога. Угнетение, будь оно физических, психическим или моральным, может привести к болезням, нервным расстройствам. Высшей формой социального угнетения является эксплуатация человека человеком.

УГОДНИЧЕСТВО

УГОДНИЧЕСТВО - отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как потворство прихотям и желаниям другого человека. Делается ради того, чтобы получить выгоду или сделать приятное другому. Но чаще всего угодничеством понимается как чрезмерная услужливость, льстивость, заискивание перед более сильным, богатым или начальником из-за страха или вполне эгоистичных целей. Угодничество людям, как подобострастие перед земными ценностями, всегда осуждалось христианством. Но быть угодником Божиим всегда почиталось за святость.

УГОЩЕНИЕ

УГОЩЕНИЕ - древний обычай русских людей с радушием предлагать поесть или поделиться едой со всяким пришедшим в дом или приглашенным. Угощение - это обряд приобщения «чужих» к «своим», поделившись «куском хлеба», обряд признания другого человека. Угощение является также ритуалом чествования, например, на праздник, ритуалом помощи больным, бедным и старым, особенно в церковные праздники. Как правило, угощали всегда лучшим, вкусным, специально для угощения приготовленным - пирогами, соленьями, вареньями, медом, а также фруктами, ягодами, овощами, т.е. тем, что сами вырастили или собрали в лесу. Позже угощать стали и покупными продуктами.

УГРОЗА

УГРОЗА - предупреждение о возможности применить силу к человеку или государству в случае, если они не выполнят своих обещаний или предъявленные к ним требования. Угроза - это обещание, высказанное в жесткой форме, о наказании предполагаемого или реального виновника. Как правило, угрожают применить физическую силу, публично осудить, чего-нибудь лишить. Если та сторона, которой угрожают, выполняет требуемое, то чаще всего угрозы не реализуются.

УГРЫЗЕНИЕ СОВЕСТИ

УГРЫЗЕНИЕ СОВЕСТИ - действие «естественной нравственности», проявляющейся как самоосуждение за свои проступки, как переживание за отступление от нравственности. Угрызение совести сопровождается чувством стыда и раскаяния. Появление у человека самоосуждения в форме угрызения совести есть показатель пробудившегося и развивающегося самосознания, показатель роста человеческого духа.

УГРЮМОСТЬ

УГРЮМОСТЬ (ст.слав. - грустить) - отрицательное нравственно-этическое качество личности, состоящее в крайних формах сдержанности и замкнутости: суровом взгляде, неприветливости, агрессивности, подозрительности, мрачности. Угрюмый человек живет с внутренним страхом, он одинок, непонимаем людьми. В окружающих он вызывает по отношению к себе те же отношения страха, неприязни, нежелания общаться с ним. Угрюмость отталкивает людей, порождает отчуждение из-за безотрадности и унылости.

УДАЛЬ

УДАЛЬ (гр. - приз) - безотчетная и безудержная смелость, храбрость, решительность, на основе чего вырастает удалой характер. Удаль граничит с дерзостью, лихостью. Отличием удали от любых других смелых поступков является то, что она, как правило, соединена с удачливостью, везением, легкостью и скоростью исполнения. «Удаль молодецкая» воспевалась в русских песнях, сказках как духовно-нравственное качество, с помощью которого спасаются люди, правда от зла, кривды. «Удаль молодецкая» была мужским качеством богатыря, защитника, правдолюба, человека с достоинством. Воспитанию этого качества в юношах способствовали игрища, русская борьба.

УДАЧА

УДАЧА - неожиданный, но желаемый успех. Это везение, случайное для человека стечение благоприятных условий, обеспечивших достижение дели. Если такое с человеком случается довольно часто, то его называют удачливым, везучим, счастливчиком. Удача всегда вызывает хорошее настроение, повышает веру в свои силы, но может и притупить бдительность, снизить ответственность, породить самонадеянность.

УДИВЛЕНИЕ

УДИВЛЕНИЕ - чувство радостного недоумения, изумление от чего-то неожиданного, непонятного, странного, но приятного, красивого и хорошего. Удивиться - это увидеть «диво» («диво-дивное»). Удивление возникает на основе любознательности, любопытства, развитого чувства новизны. Это состояние, как правило, краткосрочное. Как говорили философы, чтобы удивиться, достаточно одной минуты; чтобы сделать удивительную вещь, нужны многие годы. Удивление в детском возрасте может стать мотивом познавательной деятельности, особенно на уроке.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ - чувства довольства и радости по поводу исполнения своих желаний и потребностей, по поводу удачно сложившихся условий, своими действиями и т.д. Удовлетворение, как правило, приходит по достижению цели, при удаче, возникновении удивления. Детям удовлетворение может принести сама работа, результаты ее выполнения и похвала учителя. Удовлетворение возникает и в ситуации несовершения греха, дурного поступка, а также от того, что другим приносишь радость и доставляешь удовольствие. Удовлетворение - непродолжительное чувство: появляются новые задачи, новая деятельность, и человек вновь проходит тот же путь получения удовлетворения.

УЖИВЧИВОСТЬ

УЖИВЧИВОСТЬ - положительное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как стремление и умение жить в мире и дружбе, бесконфликтно, с другими людьми. Это качество особенно важно для проживающих в общежитиях, коммунальных квартирах, в турпоходах и экспедициях. Уживчивость вырастает на таких качествах, как толерантность, смирение, терпение, уважение к другим и на чувстве собственного достоинства. Данное качество в форме уступчивости, бесконфликтности, умения не ссориться, быстро прощать и мириться.

УЗОРОЧЬЕ

УЗОРОЧЬЕ (ст.слав. - украшение) - древнейшие виды русского народного творчества, направленного на украшение среды обитания человека - серых деревянных изб и металлических изделий, домотканых полотен и т.д. Так люди научились хитроумной резьбе по дереву, яркой вышивке, стали делать скань, эмаль, чернь, инкрустацию, чеканку, плетение, вязание и др. Все эти творческие умения заложили основу прикладного искусства и многих народных ремесел. Узорочье использовалось прежде всего при украшении женской одежды (вышивки, кокошники, вязаные вещи), изделий женских украшений (диадем, бус, серег, поясов, браслетов), воинских доспехов (седла для коня, мечей, кинжалов), домашней утвари (тарелок, блюд, ложек), самого жилища (крыши, наличников, крыльца, ворот) и много другого. Возникнув в незапамятные дохристианские времена, узорочье до сих пор сохранило в себе языческие смыслы. Темой узорочья и сегодня являются: «древо жизни», солнце, земля, вода, небо, различные животные и сами люди. Все когда-то имело заклинательный смысл и служило оберегом. С приходом христианства усилилась православная тематика, возникли ремесла, стали развиваться на основах узорочья различные виды искусства. Сегодня переживается новый подъем народного интереса и внимания профессионалов к узорочью как бесконечно богатому источнику идей и технологий.

УКЛАД (ЖИЗНИ) ШКОЛЫ

УКЛАД (ЖИЗНИ) ШКОЛЫ - устойчивая система отношений участников педагогического процессе, направленная на достойное воспитание и образование подрастающих поколений. Эти отношения могут быть самыми различными: экономические, юридические, профессиональные; деловые и межличностные, одновозрастные и разновозрастные и др. Уклад школы характеризуется непротиворечивостью этих отношений, гармоничностью, взаимоподдерживающими и взаимостимулирующими способностями, устойчивостью традиций, культурными самоопределением, ведущей рольню духовно-нравственных ценностей, ненасилием. Формирование уклада школы - длительный и сложный процесс. Он складывается на основе культурологической идеи, поддерживаемой в форме убеждений и мировоззрения большинством учителей и родителей; он требует времени, терпения, настойчивости и высоко духовных мотивов своего творения. Уклад жизни школы нельзя создать без любви, приказом, без следования духовно-нравственным идеалам. Именно создание и сохранение уклада школьной жизни должно быть критерием отбора содержания и технологий образования.

УМ

УМ (ст.слав. - смысл) - совокупность индивидуальных особенностей мышления, проявляющихся в его быстроте, ясности, критичности, глубине, гибкости, широте, творческости. Значение ума не абсолютно, ибо то, что в нем рождается, не всегда правильно. Ум требует за собой контроля, ибо его интересует не предмет размышления, т.е. содержание, а само мышление, его механизмы. У человека три разновидности ума: инстинктивный, рассудочный и прогностический, прозрение. Преклонение человека перед умом опасно. Если человек видит единственную цель в совершенствовании ума, то он утрачивает жизненную целостность, лишается духовности, доброты и сердечности. Вот почему православная педагогика утверждает, что сознание имеет своим престолом человеческое сердце, что все, что доходит до сознания, должно пройти через «цензуру сердца». В то же время она ввела в обиход понятие «умное делание», явно признающее роль ума в деятельности человека.

УМЕНИЕ

УМЕНИЕ (ст.слав.) - это те практические и теоретические действия, выполняемые быстро, точно и сознательно, сформировавшиеся на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умения обладают гибкостью, стойкостью и прочностью. К умениям относятся сами действия, способы и правила их формирования, использования и контроля. Можно сказать, что умение - это знания в действии. Формирование умений зависит от врожденных и приобретенных качеств личности и предшествующего опыта человека. Высший уровень развития умений есть мастерство. Различают умения практические и интеллектуальные, общетрудовые и производственные, простые и сложные, учебные и профессиональные и т.д.

«УМНОЕ ДЕЛАНИЕ»

«УМНОЕ ДЕЛАНИЕ» - мысли, слова и поступки человека, основанные на сотрудничестве ума и сердца, единстве практики и созерцания. При этом человек начинает думать глубоко, выходить за пределы зримого, осязаемого, доказанного, мыслить как бы изнутри, жить как бы внутренней духовной жизнью, озарением. «Умное делание» - процесс глубоко духовный. Он возможен лишь при преодолении страстей, молитве, воздержании, самоограничении. Начинается же оно с покаяния. «Умное делание» доступно не всем, а лишь подвижникам, имеющим длительную практику веры и душевную активность. Некоторые подвижники, достигнув «умного делания» становились святыми. «Умное делание», таким образом, есть показатель высокого уровня развития человека и прежде всего духовного и душевного.

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - система мер и условий, направленных на развитие интеллекта детей и подростков. Суть его в развитии сознания и самосознания, мышления, а также учебной деятельности. Содержание умственного воспитания составляют: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека (психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения); умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения; формирование механизмов самообразования, самообучения, самоорганизации умственной деятельности, культуры умственного труда, развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся. Умственное воспитание детей тесным образом связано с духовно-нравственным.

УНИЖЕНИЕ

УНИЖЕНИЕ - действия, направленные против человеческого достоинства, на оскорбление, порицание, поругание человека, нанесение ему обид. Унижение всегда основано на сознательном стремлении причинить кому-то зло, на эгоистичном стремлении получить с этого пользу себе.

УНЫНИЕ

УНЫНИЕ - эмоциональное состояние, характеризующееся как упадок духа, отчаяние, потеря бодрости и надежды, что, как следствие, влечет за собой леность к доброму делу, небрежность, праздность, нерадение. Уныние - это безнадежная печаль, гнетущая скука. она может привести человека к душевной болезни, когда ему становится «жизнь не мила». Христианство относит уныние к числу самых больших грехов человеческих и считает, что его природа кроется в потере веры в Бога, в его помощь, в развитой самонадеянности человека на свои слабые силы. Когда же становится очевидным, что этих сил не хватает, чтобы справиться с жизненными невзгодами, наступает отчаяние, это душевное убийство. страшнейшее из всех злодеяний, совершаемых человеком, ибо отрезает все пути к спасению. Справляться с унынием можно обращенностью к Богу, молитвой, духовным чтением, сознательным постом и послушанием.

«УПАСИ БОГ»

«УПАСИ БОГ» - выражение, часто употребляемое верующим человеком в ситуации нежелания допустить что-то в своих мыслях или делании. Этой просьбой к Богу, и в то же время своеобразным самоприказом чего-то дурного не делать человек предостерегает себя от опрометчивого шага, от нежелательного, недопустимого. «Упаси Боже» - это обращенность к силе Божией спасти, оборонить, сохранить человека и лучшее в нем. Этим возгласом человек как бы решительно дистанцируется от грехов, зла и направляет себя на путь спасения. Не зря человек модифицирует это обращение: «Избави, Господи», «Господи, спаси и сохрани», «Спаси, Блаже, души наша». «Упаси Бог» - это и надежда на спасение от «лукавого», от зла с чьей-либо стороны.

УПРАВЛЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ - это деятельность, направленная на упорядочение, сохранение и совершенствование объекта. Управление осуществляется на основе информации: ее получении, переработке, хранении и выдаче. Управление способствует переводу системы из одного состояния в другое, более совершенное. Различают педагогическое управление педагогическими системами, процессами, ситуациями. Функции управления: целеполагание, т.е. предвидение, работа с информацией, принятие решений, планирование, контроль, регулирование, координация, организация как построение структуры власти и объекта управления.

УПРЯМСТВО

УПРЯМСТВО - отрицательное нравственно-волевое качество личности, основанное на отрицании моральных качеств. Упрямство выражается в необоснованном, неразумном противодействии всему, что исходит от других людей. Упрямый человек действует вопреки доводам разума и советам окружающих, настаивает на своем, даже при очевидной нецелесообразности и неэффективности своих действий. Не зря упрямство отождествляли со своеволием, несговорчивостью, своенравием. У детей оно проявляется как каприз, избалованность, в знак обиды.

УРБАНИЗАЦИЯ

УРБАНИЗАЦИЯ (лат. - городской) - процесс повышения роли города в развитии цивилизации и культуры. Города изменили принципы размещения производства и расселения населения, которое скапливается именно в них. В связи с этим меняется образ жизни людей, привычки, пристрастия, их психология. Под влиянием роста и укрупнения городов меняются каноны эстетики и теории архитектуры, развивается теория и практика градостроительства. Вместе с тем приобретают свою специфику и городские образовательные учреждения - состав детей и педагогов делается многонациональным и многоконфессиональным, что не только обогащает, но и усложняет их работу.

УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ

УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ - степень сформированности системы личностных качеств в соответствии со сформированным в обществе представлением об идеальной личности и по отношению к ним. Уровень воспитанности определяется развитостью таких качеств, как духовно-нравственные, интеллектуальные, трудовые, эстетические, физические при ведущей и определяющей роли первых. Эталон воспитанности складывается исторически, имеет культурологический характер (национальный, религиозный, социальный). Он также корректируется конкретным временем, определенными условиями, возрастными возможностями и спецификой образовательного учреждения. Различают высокий, средний и низкий уровни воспитанности по степени приближения к идеалу.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ - это совокупность условий жизни и труда человека, обеспечиваемых за счет его трудовой деятельности. Уровень жизни определяется соотношением потребительной стоимости квалификации работника, уровня развития соответствующего производства, материальных и духовных потребностей человека и полнотой их удовлетворения. Точка отсчета уровня жизни - стоимостная величина прожиточного минимума. Уровень жизни имеет количественный показатель благосостояния населения, куда входят общественные фонды потребления, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение жильем, школами, детскими садами, вузами и другими культурно-бытовыми учреждениями. Исходя из реального состояния уровня жизни людей в обществе определяется жизненный стандарт.

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ - статистический показатель освоения отдельным человеком и населением в целом образовательных программ разного уровня. Образовательные программы - это и есть ступени образования: начальное, основное общее, среднее (полное), начальное профессиональное, среднее (специальное), профессиональное, высшее, послевузовское, научное. Уровень образования (образовательный уровень) есть национальное достояние, характеризующее реальные и потенциальные возможности общества, государства, каждого отдельного человека жить достойно и свободно, в автономном режиме. Образование и его уровень есть стратегический показатель мощности любого государства.

УСЕРДИЕ

УСЕРДИЕ - положительное нравственно-волевое качество личности, проявляющееся как старание, прилежание, выполнение работы с рвением и ответственность за результаты труда. Но бывает усердие и «не по разуму», т.е. напрасное, не учитывающее каких-либо важных факторов, а потому вредное и даже опасное. Усердие может быть и показным, т.е. проявляемым лишь напоказ, публично и не касающимся изменений качества работы и ее результативности.

УСИДЧИВОСТЬ

УСИДЧИВОСТЬ - положительное нравственно-волевое качество личности, выражающееся как способность проявлять терпение и выполнять нудную, тонкую и долгую работу, сидя на одном месте, с полным погружением в решение поставленной задачи. Усидчивый человек способен долго, не отрываясь и не отвлекаясь, сидеть за работой, требующей постоянного внимания и усердия. Это качество особенно нужно современному учащемуся: именно на него рассчитаны образовательные программы и режим учебной деятельности. Как правило, усидчивые ровнее и лучше учатся, имеют лучшие отношения со школой, учителями и родителями.

УСЛУЖЛИВОСТЬ

УСЛУЖЛИВОСТЬ - положительное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как оказание помощи, поддержки, пользы другому человеку. Услужливость - это и постоянная готовность поддержать другого. Но это качество легко перерастает в свою противоположность, если его проявление в основе своей имеет негативную (может быть эгоистическую) мотивацию. Услужливость перерастет в угодливость, если человек руководствуется желанием из своих услуг извлечь себе пользу. Услуга может быть и «медвежьей», т.е. излишней, неуклюжей, бесполезной и даже ухудшающей ситуацию. И все-таки человечество нуждается в этом качестве: оно сильно востребовано в дружбе, в беде, в отношениях молодежи и старшего поколения и др.

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ - процесс улучшения чего бы то ни было за счет его эволюционного преобразования без кардинальной ломки оснований и принципов существования и деятельности. Это постепенные изменения, частично, ненасильственно вводимые в систему, процесс, предмет, состояние. Так в системе образования введение принципа регионализации позволило, не реформируя, не ломая систему, усовершенствовать содержание обучения учащихся. Усовершенствование есть один из доступных и наиболее щадящих средств развития педагогических систем и процессов.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - конец земной жизни Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, Матери Иисуса Христа, и переселение ее в жизнь небесную, вечно блаженную. После Вознесения Иисуса Христа Матерь Божия была на попечении апостола Иоанна Богослова. Успение - это смерть с надеждой Воскресения. Успение Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам православной церкви; проводится 28 августа по новому стилю. Согласно преданию, в этот день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить погребение Ее пречистого тела. При жизни Матерь Божия для всех верующих была утешением и назиданием. После Вознесения Сына она поведала апостолам о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, о Его младенчестве и всей земной жизни. Подобно Христу и апостолам, Она утверждала Христову Церковь. Она готовилась к Успению и лежала на благолепно украшенном одре; в Вечную жизнь Она отошла без всякого телесного страдания. Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище.

УСПЕНСКИЙ ПОСТ

УСПЕНСКИЙ ПОСТ - пост, учрежденный в христианстве в честь Пресвятой Богородицы. Продолжается с 14 августа до 28 августа - Дня Успения Пресвятой Богородицы. Это один из четырех многодневных постов в году. Успенский пост - строгий пост, когда верующим не разрешается вкушать ничего скоромного, ни даже рыбы (за исключением 19 августа - праздника Преображения Господня, когда разрешается рыба). Церковь считала этот пост самым древним.

УСПЕХ

УСПЕХ - максимально удачное достижение цели, хорошие результаты в работе, учебе, игре. Успех, как результат деятельности, требует особых условий. Главным из них является радостное и сердечное устремление к творческой деятельности, ибо она открывает способности и возможности человека. Другим условием успеха бывает вера в помощь Господа, молитва о помощи. Обращенность к Богу усиливает человека, вселяет силы и дает надежды. Это внутренние условия успеха. Есть и внешние, такие как правильный расчет, правильно выбранные средства, помощь окружающих и т.д. Успех нужен всем. Не зря в учебном процессе для более активного развития детей рекомендуют создавать ситуации успеха.

УСТАЛОСТЬ

УСТАЛОСТЬ - физическое и психическое состояние утомления, характеризующееся ослаблением реакции, вялостью поведения, сонливостью, невнимательностью. Усталость возникает от перегрузки, от сильного напряжения, от переживаний трудностей, горя, конфликтов, от долгого занятия нудной, рутинной работой. Такое состояние - результат либо плохой организации труда, либо слабой воли, либо слабого здоровья. Усталость учащихся на уроках, как правило, результат плохой образовательной технологии, нервозности учителя и плохой организации учебного процесса в школе. Частая и продолжительная усталость провоцирует заболевания.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Это словесность в жанрах: народный эпос (мифы), пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и др. Их авторы - народ, а не отдельные личности, почему ни одно из народных произведений не имеет автора. Устное народное творчество, именуемое английским словом «фольклор», складывалось в глубокой древности, шлифуясь из поколения в поколение. Потребность в легком запоминании, передаче и устном хранении в памяти заставила слагать словесные формы в легких рифмах, ритмах и органично соединять их с музыкой и пением. Так появлялись обрядовые, бытовые и др. песни. Тематика устного народного творчества полностью зависит от культуры и истории народа.

УСТУПЧИВОСТЬ

УСТУПЧИВОСТЬ - положительное нравственно-этическое качество личности, характеризующееся способностью признавать свою неправоту, подчиниться другим людям, их советам и просьбам, ради сохранения мира, пользу делу или покоя собственной души. Нередко это качество является признаком не только духовной силы, но и слабости. Человек кроткий, застенчивый, робкий, стыдливый часто бывает уступчивым. Жить и работать в коллективе, не имея этого качества, практические невозможно.

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ)

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) - прием в семью неродного ребенка и, согласно актам государственной власти, принятие мужем и женой на себя по отношению к нему всех обязанностей, как к родному ребенку. Ребенок не может быть юридически сыном или дочерью более чем в одной семье. Потому с момента усыновления у него прекращаются все права и обязанности с семьей, где он родился, если таковая есть. В нашей стране существует и особый порядок и условия усыновления, и тайна усыновления. Усыновление есть гуманный акт по отношению и к новым родителям, и к самому ребенку. Это есть акт признания особого места и роли семьи в жизни общества и отдельного человека. Это одна из форм социальной, психологической, педагогической и экономической защиты человека.

УТВАРЬ

УТВАРЬ (ц.слав.) - предметы личного и семейного пользования. Когда-то «утварь» обозначала украшения дома снаружи и внутри него, украшения одежды, наряды, драгоценности, и, говоря современным языком, бижутерию. Затем этим словом стали обозначать все движимое в доме - мебель, посуду и др. Сегодня чаще всего утварью называют предметы домашнего обихода. Объединяющим смыслом этого довольно разного предметного набора было «творчество», «творение», дело рук человеческих: «у-твор».

УТЕШЕНИЕ

УТЕШЕНИЕ - успокоение человека, находящегося в состоянии расстройства, огорчения, подавленности, грусти или уныния. Это делается разными способами - принесением радостных вестей, доставлением удовольствия, анализом возникшей проблемы в другом аспекте, переключением внимания на другие вопросы и др. Утешение облегчает переживания, показывает участливое отношение людей друг к другу. В определенных ситуациях для некоторых людей утешение бывает единственным стимулирующим средством выдержать жизненные невзгоды. Для других - утешение снижает волю, расслабляет. Так что пользоваться этим средством надо с умом.

УТИЛИТАРИЗМ

УТИЛИТАРИЗМ (лат. - польза, выгода) - учение о полезности как основном принципе ценности всего существующего на земле. Согласно учению, все должно быть взаимно полезным и взаимно использоваться, даже в качестве средства, а наслаждение, испытываемое от пользования чем-либо, должно выступать показателем качества и смысла этого. Это нравственная доктрина, признающая основой морали именно пользу и наслаждение большинства людей. С тех пор, как в середине XIX в. сформировалось это учение, слово «утилитарный» стало обозначать стремление человека из всего извлекать выгоду, прямую и вещественную. «Утилитарное мышление», «утилитарное мировоззрение», «утилитарный характер» - значит заземленный, вещный, ограниченный.

УТОПИЗМ

УТОПИЗМ (гр. - страна «нигде») - система взглядов и действий, построенная на необоснованных и нереальных идеях и завышенных идеалах и целях. Утопизм - это идеализм, в смысле грез о счастье, о наилучшем, это мечты, не имеющие оснований для своего воплощения. Это уход от реальной действительности. «Утопия», т.е. страна «нигде», была всего навсего социально-фантастическим романом Томаса Мора о наилучшем государственном строе и о новом острове Утопия с его коммунистической республикой (XVI в.). Отсюда и пошло слово «утопия» в более широкое употребление. В обиходе «утопизм», «утопия» означает не более как пустую мечтательность.

УТРЕНЯ

УТРЕНЯ (заутреня) - утреннее богослужение в православной церкви как часть суточного церковного круга служений. Проводится ранним утром, до обедни. Перед утреней идет исповедь, а по ее завершению - причастие. Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной. В особых случаях она соединяется с вечерней или великим повечерием и составляет всенощную. «Заутреня» - это бытовое название утреней в речи русских верующих.

УТРО

УТРО (ц.слав.) - это промежуток времени с 6 часов утра до 12 часов дня. Это особое время перед самым восходом солнца и его полным «присутствием на небе». В народе утро считалось наиболее предпочтительным временем для творчества, чтения, всякой умственной работы, а также для купания, ткачества, прядения, уборки в доме с мытьем полов и других работ. Считалось также, что «кто рано встает, тому Бог подает». «Утревать» («утренневать»), т.е. рано вставать и работать - дело почитаемое, уважаемое в народе. В русской мифологии Утро - это один из богатырей (как и Вечер, и День), персонифицирующий время суток, наиболее значимое для всех начинаний. Поэтому богатырь Утро превосходит своих братьев по силе, разуму и даче.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид деятельности, заключающийся в усвоении определенного круга знаний, приобретением умений и навыков, необходимых для жизни и деятельности, а также в приобретении навыков получения знаний и работы с ними, т.е. навыков самостоятельной работы. Как правило, учебная деятельность предшествует трудовой и потому выполняет подготовительные функции. Но это самый сложный вид деятельности, к тому же приходящийся на молодой возраст. Учебная деятельность организуется в специальных образовательных учреждениях, в воскресных школах. Составной частью учебной деятельности является учение как особый вид познавательной активности человека.

УЧЕНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

УЧЕНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - самодеятельное объединение учащихся на добровольно основе для решения своих проблем и совершения общественно полезной деятельности. Ученическая организация есть форма самоуправления учащейся молодежи, способ защиты прав детей и средство приобщения учащихся к решению социально важных проблем. По направлениям ученические организации при школах могут быть всякими, кроме партийно-политических и религиозных. Последние могут создаваться вне школы. Школьные ученические организации - это шефские (тимуровские), трудовые, экологические, поисковые, военно-патриотические объединения и др. В них дети объединяются по интересам, способностям, на основе личной дружбы. Ученические организации могут входить в более крупные межшкольные объединения. Действуют эти организации, как правило, при участии и под руководством взрослого педагога, но при большой активности со стороны самих детей. Ученический актив есть наиболее деятельная часть учащихся, инициирующих и создание организации, и ее повседневную деятельность.

УЧИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ - это человек, занимающийся обучением и воспитанием учащихся, как правило, профессионально подготовленный. Но учитель - это прежде всего лицо, добровольно взявшее на себя высокую ответственность за воспитание и обучение другого человека, впустившее его в свое сознание и осуществляющее духовное руководство им. Такая высокая роль учителя может сочетаться с выполнением сугубо учительских функций в школе, а может выполняться добровольно совсем не школьным педагогом, например, духовником, старшим другом, братом или отцом. Учитель в этом смысле - это тот, кто выслушивает ребенка, неустанно наблюдает за его ростом, предоставляет необходимую свободу, дает нужные советы, предостерегает от предательства, суеверия и лицемерия. Учитель должен быть близок ученику, иначе нет учения. Православная педагогика придает учителю особую роль: его воздействие на ребенка должно быть рассчитано на всю жизнь, учитель просто обязан быть православно воспитанным и учить другого с любовью, доверием, смирением, но и требовательно. Современная педагогика считает, что учителем может быть только духовно развитая, творческая личности, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, большим педагогическим даром и стремлением к новому. Учитель должен понимать сущность и самоценность образования. Учитель - это и посредник между общекультурным опытом человечества и новым поколением.

УЮТ

УЮТ - качество среды проживания и деятельности человека, характеризующееся удобствами, комфортом, теплом, добротой, т.е. приспособленностью к самому человеку, его прежде всего «добрым» желаниям и помыслам, его психо-физиологическому складу и исторической культуре. Уютно должно быть дома, в классе, школе, на рабочем месте. К уюту быстро привыкают и его со временем не замечают и мало ценят. Уют - это лучшее настроение, спокойная душа, более продуктивная работа.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV