Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИМЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИМЕ")

И

И - девятая буква русской азбуки, небный гласный, звук высокого, по сравнению с другими, тона. В первославянской философической азбуке имела четыре написания и, естественно, с разными оттенками произношения и правилами использования в письменной речи. И - это прежде всего Идущий, Переходящий, в смысле эволюционирующий, соединяющий. При написании буквы вертикальной палочкой с точкой над ней она обозначала Ученика. В третьем случае она значила Истину, ее Познание и Открытие. В четвертом - Й - значило Посвященный, Восходящий, Преображенный, Возрожденный. Все смыслы очень близки и сводятся к идее движения человека к истине. В этой же первославянской, а затем и в церковнославянской азбуке буква «И» значила цифру 8. Буква «И» имеет определенную психологическую нагрузку. Ее употребление вызывает у человека душевный покой, состояние близкое по значению со сближением с кем-либо и чем-либо. Эта ее способность используется в некоторых технологиях обучения детей письму, чтению и речевому общению.

ИВАН-ДА-МАРЬЯ

ИВАН-ДА-МАРЬЯ - травянистое растение семейства фиалковых (фиалка, анютины глазки), содержит в себе признаки травы и кустарника, имеет высоту до 15 см, цветы располагаются на высокой цветоножке, как бы облепив ее - верхние цветы синие или фиалковые, нижние - желтые. Применяется в народной медицине. В русской народной культуре Иван-да-Марья имеет символический смысл. Согласно мифологии - это брат и сестра, которые, чтобы не разлучаться, превратились в одно растение с одним цветком. Сочетание желтого и голубого цвета символизирует значение огня и воды. В народной культуре этот цветок воплощает сильную любовь, преданность, верность. Его дарили в знак любви и признательности.

ИВАН КУПАЛА

ИВАН КУПАЛА - праздник в честь рождения Иоанна Предтечи, великого пророка и святого мужа, крестителя Господня. Один из главных праздников годового календарного круга, церковного и народного. По новому стилю он проводится 7 июля - день летнего солнцестояния. Праздник символизирует изгнание нечистой силы, отречение от грехов, подготовку к новой жизни. В праздник входили: купальские обряды, сбор трав и цветов, плетение венков, украшение ветками дома (ставен, полов, дверей), игрища, разжигание костров и перепрыгивание через огонь в знак огненного очищения, уничтожение чучела зла и порока, обливание водой, гадания, выслеживание «ведьм» и их изгнание и др. Праздник был очень почитаем в народе, по сути он сформировался как сплав христианских идей и остатков языческих поверий в силу природы. В народе его зовут просто Иванов день.

ИГНОРИРОВАНИЕ

ИГНОРИРОВАНИЕ (лат. - не знать) - тип отношений людей друг к другу, метод воздействия на человека в целях управления его поведением, состоящий в невнимании, пренебрежении, непризнании его, его действий и слов. Игнорирование - это целенаправленное, преднамеренное «не замечание», умышленное «не видение», «не общение». Игнорирование в воспитании используется как метод наказания за проступок, как метод отлучения, отчуждения человека от общения со значимыми людьми, от участия в значимых делах. Дети очень болезненно воспринимают влияние этого метода, поэтому продолжительно им пользоваться нельзя.

ИГРА

ИГРА - вид деятельности, предназначенный для отдыха и забав. Игра имеет свои правила, протекает в строго заведенном порядке, но своей цели не имеет, хотя ради цели может использоваться. Сущность любой игры - это подражание природе, взрослой жизни человека. В игре человек устремляется к реальности, но в то же время он свободен от нее, что и позволяет ему свободно творить. В игре, по крайней мере, у ребенка возникает первый опыт свободы. Любая игра содержит в себе противоречие: играющий все время пребывает в двух формах - действительной и условной. Эта двойственность игры сделала ее полифункциональной. В педагогике игра стала использоваться и как форма развития у детей специфического и типового поведения, и как метод воспитания творческости. Первые игры возникли еще в первобытном обществе, они носили символический характер. Были игры в мяч, символизирующий солнце, в «небо и ад», в охоту, в дочки-матери и др. С помощью игр детьми осваивались взрослые функции, а взрослыми - отпугивались силы зла и притягивались - силы добра. Позднее появились игры настольные, спортивные, организационные и др. Игры стали целенаправленно использоваться для развития человека (развивающие дидактические игры), для отдыха, для физического совершенства, для социализации, для имитации и т.д. Современная наука и практика высоко оценивали роль игры в человеческой жизни и обучении. В России накоплен колоссальный банк игр почти на все случаи жизни для их коллективного и индивидуального использования в любом возрасте, с самыми разнообразными целями.

ИГРИЩА

ИГРИЩА - игровая часть массового народного праздника, включающая ряжение, веселье, забавы, песни, потехи, пляски, собственно игры, состязания, хороводы и т.д. Здесь молодежь демонстрирует свою силу, свои таланты, радуясь молодости и здоровью. Игрища имеют обрядовый ритуал, посвящаясь конкретному празднику, например, Зимним святкам, Масленице, Пасхе. В игрищах участвует вся деревня, большие массы народа. Здесь разыгрываются ролевые сюжеты в играх «в кобылу», «торги», «в кузнеца», «в молчанку», «в барина» и т.д. В XIX веке многие элементы взрослых игрищ переродились в детские игры и забавы. В настоящее время игрища переживают свое возрождение.

ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ

ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ - это метод и форма организации обучения. По своей сущности игра является особым видом деятельности, состоящим в воспроизведении (имитации) разнообразной другой деятельности, в том числе и профессионально-производственной. Игра в обучении направляет познавательную деятельность ее участников. В школе и профессиональном обучении распространены познавательные (дидактические) и организационно-деятельностные игры. Используется игра и как метод психо-педотерапии.

ИГУМЕН

ИГУМЕН (гр. - духовный водитель) - это глава монастыря (женского - игуменья), каковым может быть только лицо духовного звания и с опытом монастырской жизни. Так называется и настоятель храма, если он имеет монашеский сан.

ИДЕАЛ

ИДЕАЛ (гр. - первообраз, нравственный) - это эталон, мысленный образ совершенства, который понимается людьми как возможная конечная цель действий по созданию истинной красоты, совершенства в чем-либо: общении, искусстве, производстве, отношении. Идеалом могут быть обыкновенные вещи быта, гениально сделанные. Идеал - это высшая норма, закон возвышенного, традиция устремлений к высокому, нередко предмет мечты. В русской народной культуре идеал определялся смыслом жизни и сам был смыслообразующим фактором. Он направлял выработку норм, оценок, суждений и потому мог складываться в зависимости от культуры, от уровня интеллектуального развития людей. Идеал - это критерий отделения добра от зла. Вместе с тем, абсолютизация идеала вредна; это может привести к трагическим последствиям, ибо реальным возможностям человека он бывает недосягаем. «Идеал», как понятие, породил целый ряд педагогических терминов: воспитательный идеал, педагогический идеал, идеал учителя, идеал ученика и т.д.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ

ИДЕАЛИЗАЦИЯ - метод обобщения с акцентированием на позитивных характеристиках обобщаемых явлений, предметов и т.д. Идеализация - это мысленное возвышение обобщенных характеристик, признаков, возведение их к идеалу. Идеализация раскрывает потенциальные возможности и того, кто это делает, и того, на чем это делается. Идеализация ориентирует человека не на то, что есть, а на то, что должно или может быть. При идеализации происходит игнорирование, произвольное и непроизвольное, теневых и драматических сторон жизни, иногда она выглядит лакировкой, лубочной картинкой. В практике школы мы часто сталкиваемся с явлением идеализации: идеализации учащегося или учителя, идеализация результатов учебно-воспитательный работы и т.д.

ИДЕАЛИЗМ

ИДЕАЛИЗМ - направление в философии, утверждающее первичность духовного, мыслительного, психического в человеке и вторичность материального, физического и природного в нем. Возник еще до нашей эры и с тех пор развивался как антипод материализму, в борьбе с ним. Идеализмом принято также называть излишне возвышенный, вне связи с реальной жизнью взгляд на жизнь. Нередко это бывает у молодежи, и тогда мы дело имеем с юношеским идеализмом.

ИДЕАЛЬНЫЙ РЕБЕНОК

ИДЕАЛЬНЫЙ РЕБЕНОК - так условно в быту называют ребенка, поведение которого соответствует и даже превосходит ожидания взрослых, существующие в обществе нормативные требования к детям его возраста. Идеальный ребенок - это ребенок без проблем, не вызывающий беспокойства, хлопот, всеми принимаемый, с хорошей диспозицией личности, хорошо адаптирующийся к среде, послушный и исполнительный. Такого ребенка любят и в школе, и дома, его авансируют доверием. Идеальный ребенок - не обязательно талантливый, но гарантирующий свое успешное будущее. Скорее, судя по опыту, это ситуативное, временное состояние ребенка.

ИДЕЙНОСТЬ

ИДЕЙНОСТЬ (гр. - первообраз) - духовное качество личности, выражающееся как приверженность человека идее какой-либо партии или общественного движения. Идейность - качество глубоко эмоциональное, носит в себе печать личного положительного отношения к принятому идеалу, нравственному, социальному или политическому. Идейность, как личностное качество, проявляется в идейных приоритетах личности, в подчинении идее своих личных интересов, в посвящении служению ей своей жизни и деятельности, в возвышении принятой идеи над другими, в сохранении верности ей в любых тяжелых условиях. Идейность выражает мировоззрение человек. Иногда идейность связана с излишней политизацией человека, и тогда о таком человеке говорят с сарказмом, насмешкой.

ИДЕОЛОГИЯ

ИДЕОЛОГИЯ - это система взглядов, ставшая «руководством к действию» какого-либо сообщества, общества и даже государства. Идеология - это принятая идея, позволяющая человеку так и или иначе ориентироваться в окружающем его мире. По содержанию любая идеология есть синтез знаний, научных, духовных, политических, экономических и т.д., направленных на решение практических проблем. Примером могут служить идеологии коммунизма, социализма, фашизма, национализма, фундаментализма, сепаратизма и т.д. Идеология говорит, как надо жить человеку и обществу и почему именно так, а не иначе. Она определяет тип поведения, характер отношений. Задача идеологии - не управлять страной, а регулировать внутри общественную жизнь, она дает волевой импульс, является источником мотивации, способствует формированию индивидуальной и общественной психологии, влияет на национальный характер и т.д. Идеология - непременный атрибут общественного развития. Однако, любая абсолютизация ее приводит к трагическим последствиям в силу односторонности и временного характера. Идеология общества определяет всю систему общественного воспитания и образования.

ИДЕЯ

ИДЕЯ (гр. - видеть) - это мысль, выражающая реальную и кажущуюся сущность какого-либо явления или вещи, которая побуждает человека к дальнейшей деятельности, к инициативному и творческому преобразованию. Идея есть «духовная матрица проявленной жизни», цель и средство эволюции мира. Идея существует как понятие, «саморазвернутое в объективность», т.е. она и идеальна, и реальна одновременно. Источником идей является дух, духовная жизнь человека, порождающая замысел жизнедеятельности, основной смысл существования. Миром правят идеи, они создают и разрушают государства, пересекают любые границы, трансформируются и воплощаются в пространстве и во времени по своим особым законам. Идея «мыслит» себя как истина и проявляется в человеческих убеждениях, представлениях, вере. Идея нередко выступает как цель или принцип, выражающие суть явления или предстоящей деятельности. В этом смысле говорят об «опорных идеях», «ведущих идеях», «руководящих идеях». По содержанию идеи могут быть самыми разнообразными, в том числе и педагогическими, национальными, просветительскими и т.д. Детские идеи богаты и разнообразны - от полета на Марс до «убежать с урока». Дети фонтанируют идеями и потому нередко бывают непредсказуемы. Идееформирование у них можно, с одной стороны, развивать, с другой - регулировать их реализацию. Сделать это можно через духовно-нравственное воспитание. Идеи нужны и педагогам как способ концептуального развития своего образовательного учреждения.

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (гр. - собственноручно создано) - метод познания (в том числе исследования), состоящий в выявлении, изучении и описании редких, уникальных, нетипичных явлений, предметов и фактов. К таким может быть отнесено: жизнедеятельность любого лица, от самого ученика до выдающегося человека; редкие природные явления; уникальное произведение искусства и т.д. Т.е. то, что не повторяется, не имеет аналогов, единственно в своем роде. В условиях образовательного учреждения он применяется в виде автобиографического и биографического методов изучения учащихся, в лонгитюдных исследованиях, а также как метод поисковой познавательной деятельности на уроках истории, литературы, краеведения и др. Особенно он востребован в технологии источникового обучения. Название свое метод получил от слова «идиограф», что в переводе с греческого означает собственноручную подпись.

ИДОЛ

ИДОЛ (гр. - маленькое изображение) - это то, чему поклоняются вместо Бога, что ложно возвышают вместо духовно-нравственных ценностей. Когда-то, в язычестве идолами называли изображения богов, сделанные из дерева, камня, глины, ткани. Их называли еще истуканами. Им поклонялись, они входили важнейшим атрибутом в ритуальные языческие действия, их ставили в красный угол избы. С приходом на Русь христианства идолы, символизирующие многобожие и олицетворение природы, стали восприниматься как подобие истинного духа, которые уводят духовные устремления людей от истинного понимания Бога. Для духовно неразвитых людей идолами делаются вещи, наряды, деньги, власть. Идолы - это всегда поклонение чему-то ложному, не истинному. Идолопоклонство до сих пор существует у некоторых народов Севера. Есть и у вполне цивилизованных народов и отдельных людей; проявляется как безрассудная любовь к вещам, людям, которым поклоняются, возносят. Это явление фетишизации чего бы то ни было называют идолизмом или идолопоклонством. Его легко отличить от истинной веры: если содержание поклонения не является Откровением Всевышнего, а кем-то конкретно придумано или сделано, то оно ложно.

ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - воспитательная система, разработанная и применяемая педагогами католического ордена иезуитов. Орден принимал на обучение юношей только из привилегированных и зажиточных слоев и воспитывал их в духе беспредельной преданности католицизму. При монастырях и храмах для этого создавались такие образовательные учреждения, как коллегии, семинарии, академии. Иезуитская система воспитания отличалась от принятой в средневековье (XVI-XVIII вв.) тем, что была прагматичной (воспитывала «христова воина»), развивала индивидуальные способности, воспитывала честолюбие, дух соревновательности и индивидуального соперничества. В этой системе большое внимание уделялось хорошему питанию, отдыху и физическому развитию. Система признавала светское воспитание и готовила юношей не только к церковной службе, но и государственной. В системе иезуитского воспитания были глубоко разработаны проблемы строго регламентируемой дисциплины, допускающей надзирание, доносы. Именно в ней впервые использовались коллективные собрания с взаимным разбором мыслей и действий учащихся (что затем перешло в пионерскую и комсомольскую организацию советского периода). Дидактика иезуитского воспитания была шагом вперед по сравнению с массовым для тех лет догматическим обучением. Здесь применялась классно-урочная система, упражнения, конкурсы, диспуты, декламации, театрализация, экскурсии, разнообразные поездки. В целом иезуитское воспитание являло образец интеграции религиозного и светского обучения и воспитания. Она сильно повлияла на мировую практику образования и даже пользовалась успехом.

ИЕРАРХИЧНОСТЬ

ИЕРАРХИЧНОСТЬ (гр. - священная власть) - принцип построения систем, в том числе и социально-педагогических, предусматривающий наличие структурных компонентов, распределения функций, определение прав, существование уровней соподчинения. Иерархичность - это «этажность» систем, ранжирование целей, определение приоритетов, наличие подчинительных связей. Этот принцип предусматривает неравенство составляющих систему частей, но именно его реализация обеспечивает эффективность жизнедеятельности системы в целом. В ней упрощается принятие решений и их целенаправленное выполнение, экономится время, повышается качество. Как только система теряет иерархичность, она впадает в хаос и снижает качество выполнения своих общих функций. Это является законом жизнедеятельности и педагогических систем, таких как образовательное учреждение или детская и юношеская организация.

ИЖДИВЕНЧЕСТВО

ИЖДИВЕНЧЕСТВО (ст.-слав. - из-расходовать) - отрицательная нравственно-этическая черта характера и соответствующая манера поведения, выражающиеся как злоупотребление вниманием, помощью и слабостью других людей и организаций, сознательное стремление жить за счет их, не прилагая к решению собственных проблем никаких усилий. Иждивенчество - это целая жизненная идеология эгоизма, позиция признания обязанности кого-либо брать на содержание, помогать тому, кто сам не желает себя обеспечивать. Иждивенчество, как правило, скрывается под красивым лозунгом взаимопомощи, меценатства, да и просто заботы и помощи. В социальной психологии разрабатывается понятие социального иждивенчества. Иждивенчество - это потребительство, без созидания, вполне здоровых людей. Проявляется это качество уже в детстве, например, при списывании домашнего задания или контрольной, при посягательстве на чужие вещи. Это качество провоцирует воровство, зависть и другие пороки.

ИЖИЦА

ИЖИЦА (ст.-слав.) - последняя буква старославянской и древнерусской азбуки (перенесено из греческой азбуки), озвученная близко к современной букве «и». Буква завершала алфавит, как бы ставила точку над «и». Существовала русская поговорка: «Не суйся, ижица, вперед аза», что означало знай свое последнее место. Буква ижица в 1917-18 годах реформой русского языка была упразднена, но смысл, который она несла с собой, сохранился. Идиоматическое выражение «приписать ижицу» стало обозначать - сказать последнее слово и строго наказать, проучить, даже высечь. В народе до сих пор это выражение используется.

ИЗВОРОТЛИВОСТЬ

ИЗВОРОТЛИВОСТЬ - отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как умение схитрить, проявить бойкость и расторопность при достижении своей цели и удовлетворении потребностей или избегании неприятностей, наказаний, нежелательных заданий. С одной стороны, изворотливость выражается как находчивость и расторопность, но с другой - в ней есть хитрость, стремление уйти от ответственности и при этом все получить сполна. Изворотливый человек эгоистичен, он готов свою вину свалить на другого, всегда «урвать свой кусок», выйти «сухим из воды» из любой неблагоприятной и конфликтной ситуации.

ИЗМЕНА

ИЗМЕНА - действия человека, нарушающего принятые им ранее на себя обязательства, прямо обратные декларируемым принципам и убеждениям. Изменой, на уровне ребенка, является нарушение неписаных законов верности дружбе, разглашение принятых на себя тайн, невыполнение обещаний. Измена затем бывает в любви, в семейной верности. Высшей формой измены является предательство военное, государственное, гражданское. Человек изменяет своим же позициям по разным причинам - из-за выгоды, из страха, по слабости характера. Но всегда это добровольный выбор, а потому во все века и у всех народов было осуждаемо и подвергалось различным формам осуждений и наказаний.

ИЗНЕЖЕННОСТЬ

ИЗНЕЖЕННОСТЬ - отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся в неспособности переносить неудобства, невзгоды, невнимание к себе со стороны среды. Изнеженность - это привычка к избыточной ласке, мягкому обращению, нежности, комфорту, достатку, отсутствие готовности преодолевать трудности жизни и недостатки. Изнеженные дети эгоистичны, капризны, избалованны, любят ласку, лестные слова, требуют постоянной заботы о себе. Как правило, изнеженность воспитывается в семье, где ребенок, чаще единственный, является центром внимания многих взрослых (детоцентризм).

ИЗОЛЯЦИЯ ДЕТЕЙ ОТ РЕЛИГИИ

ИЗОЛЯЦИЯ ДЕТЕЙ ОТ РЕЛИГИИ - целенаправленные запреты детям ходить в церковь и веровать в Бога, умышленное умолчание о существовании веры своих предков, преднамеренное искажение церковных догм, демонстрация доказательств отсутствия Бога. Все это было принципом системы коммунистического воспитания и входило в задачи атеистического воспитания детей и юношества в советский период. Последствия более чем семидесяти лет такой изоляции сегодня очевидны, а способы изоляции еще живы. Родители и учителя, воспитанные в системе воинствующего атеизма, создают искусственные препоны движения к Богу. Этим сужается и искажается культурологическое и духовное воспитание детей, нарушается их право на информацию, подпитывается материалистичность (предметность) мышления, ограниченность которого стала очевидной всему миру.

ИЗУВЕРСТВО

ИЗУВЕРСТВО (ст.-слав. - уходить от веры) - особо жестокие, безнравственные, оскорбительные и общественно опасные взгляды, методы деятельности по отношению к людям и животным, нанесение вреда их физическому, психическому и духовному здоровью. Изуверство - это потеря веры в религиозные или нравственные идеалы и попрание их через насмехательство, уничтожение, осквернение. Так, уход от традиционной веры в сектантство доводит людей до фанатизма, и они оказываются способными на жестокие приемы обращения с людьми, на использование крови и частей человеческого тела в своих ритуалах, на осквернение святынь церкви и государства. Потеря веры в силу естественных нравственных законов может привести людей к жестоким убийствам. Изуверство само по себе есть крайний случай безверия, материализованного в поступке.

ИИСУСОВА МОЛИТВА

ИИСУСОВА МОЛИТВА - короткая молитва с обращением ко Господу Богу и произносимая многократно и продолжительное время. Так, призывание имени Божьего есть в таких молитвах, как «Господи, помилуй», «Господи Иисусе Христе, сыне Божий», «Боже, милостив буди мне грешному», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и др. Такие молитвы являются сердцевиной других молитв, и они же составляют основу монашеской духовности. Такие молитвы позволяют достигать ощущения Его собственного присутствия. Произносить такие молитвы, надо соблюдая дисциплину дыхания, чтобы не разрушать ритм молитвы. Такие Иисусовы молитвы разработаны психастами, убежденными, что опыт присутствия Бога возможен через молитвы. В основном такие молитвы входят в монашеское служение, основанное на аскетизме, чаще всего отшельническое.

ИИСУС ХРИСТОС

ИИСУС ХРИСТОС (гр. - мессия, помазанник) - основатель христианского учения, второе лицо христианской Троицы - Бог Сын. Иисус Христос - это богочеловек, рожденный в непорочном зачатии Девой Марией от Духа Святого и проживший на земле, среди простых людей, 33 года, и распятый на кресте, затем воскресший и вознесшийся на небо. Он одновременно и Сын Божий, и совершенный человек Земли. Цель прихода Христа Спасителя - не изменить мир, лежащий во зле, а преобразить душу каждого отдельного человека ради его вечного спасения. В этом состоит суть его учения. С Иисуса Христа началось новое летоисчисление на земле - новая эра, как «наша эра». Учение Его изложено в Новом Завете.

ИКОНА

ИКОНА (гр. - изображение) - образ, изображающий лик Спасителя, небесные силы или угодников Божиих как объекты религиозного почитания. Чаще изображение делалось живописным, иногда рельефным с использованием металла, тканей, камней, иногда это была вышивка. Икона - проводник Святого Духа на Землю. Древнерусские иконы преисполнены духа и святости. На них изображена плоть неподвижной, успокоенной, не испытывающей земных страстей, отрешенной от мелких человеческих проблем и суеты. Цель иконы - провести четкую границу между духовным миром и плотским, чувственным. Плоть должна молчать, чтобы говорил дух. Через старинные иконы можно уходить в глубь веков; любая икона, независимо от времени ее создания, может быть чудотворной - посылать Божий дух на людей, лечить, успокаивать, наставлять, боговдохновлять. Моление через икону - наиболее глубокое, богоугодное. На Руси написание иконы было всегда уделом лишь тех живописцев, кто жил церковной жизнью, много постился, духом постигал Бога в себе. Иконная живопись на Руси развивалась как искусство. Существует самостоятельное учение - иконология, как знание о живописных и начертательных памятниках древности. Различают иконы чудотворные, мироточивые, явленные.

ИКОНОСТАС

ИКОНОСТАС (гр. - образ, стояние) - место, специально оборудованное для стояния икон. Церковные иконостасы отделяют алтарь от храма с молящимися. В них иконы размещаются либо в один ярус, либо многоярусно. По иконам, их древнему происхождению, богатому убранству судят о богатстве храма, ибо они почитаются выдающимися памятниками церковного искусства. В доме христианина определяется «красный угол», где тоже оборудуется домашний иконостас с семейной родовой иконой в центре, с лампадкой для зажигания обрядного огня.

ИЛЬИН ДЕНЬ

ИЛЬИН ДЕНЬ - день святого славного пророка Илии (IX в. до Р.Х.), одного из величайших пророков и первого девственника Ветхого Завета. Имя Илия значило «крепость Господня», и оно определяло всю его жизнь с малых лет. Призванный к пророческому служению, он стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия, за что был взят на Небо живым в огненной колеснице. По преданию Св. Церкви пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. В народной культуре Ильин день, отмечаемый 2 августа по новому стилю, служил крестьянам ориентиром для проведения определенных сельскохозяйственных работ - окончания сенокоса и начала жатвы. Для крестьян это был торжественный день. Особенно важным был тот факт, что за Илией признавалась способность посылать на землю дождь, он был как бы «подателем дождя», от чего во многом зависел урожай.

ИМЕНИНЫ

ИМЕНИНЫ (др.-рус. - имянины) - день крещения и имянаречения новорожденного, на восьмой день после рождения. Новорожденному дается имя святого, которого празднует Св. Церковь в этот день крещения ребенка. Хотя бытовала практика и свободного имянаречения. Это ежегодно повторяющийся ритуал семейного домашнего праздника. В дореволюционной России именины почитались значительно более, чем дни рождения. Этот праздник народу подарило христианство как день Ангела, как один из очень радостных дней в году. Не зря говорили: «сияет, как именник». В день крещения у ребенка появлялись крестные отец и мать (кум и кума).

Предыдущая страница Следующая страница