Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

Ч

Ч - двадцать пятая буква современного русского алфавита, обозначающая шипящий звук. Читается как «ча», хотя когда-то было «че». В первославянской философической азбуке имела значения: Чаша, Человек, Четверица (Земля - Вода - Воздух - Огонь), Минералы, Растения, Животные, Люди. В кириллице буква «ч» значила число 90.

ЧАДО

ЧАДО (ц.-слав. - дитя) - старое русское название ребенка, сына или дочери, эмоционально положительно окрашенное, произносимое с любовью, равноценное «дитятко», «сынок». Чадом также называет духовник окормляемых им верующих: духовные чада, чада церкви. В самой глубокой древности чадом звали не только детей, но народ, людей вообще или близких родственников. Последнее сохранилось до сих пор в слове «домочадцы». От этого слова произошло «чадолюбие», означающее любовь к тем, кто меньше, слабее, за кого несем ответственность перед обществом и Богом.

ЧАЕПИТИЕ

ЧАЕПИТИЕ (тат. - чай) - в русской традиционной культуре это символическая традиция, характеризующая добрые начала самой русской культуры и особенности характера народа. Чаепитие обладает бодрящим действием, делается соборно, проводится неспешно, в состоянии внутренней собранности. В чаепитии все должно быть скромно и красиво; в нем много ритуальных элементов: кипящий самовар, благоухание заварного чайника, цветные чашки с блюдцами, сахар, пироги или сухарики, скатерть с бахромой и вышивкой, стеклянная вазочка с домашним вареньем, вышитое полотенце. И беседы… За столом хозяйка - женщина. Вокруг стола вся семья или друзья. Правильно накрытый стол с самоваром в центре - признак богатства и дружелюбия семьи. Все «откушивают» чашку чая, ведут тихие разговоры («Чай пить - не дрова рубить»). Каждое чаепитие имело свои особенности: на Пасху - с куличиком, на масленицу - с блинами и т.д. Возникла эта традиция во второй половине XVII в., когда в 1675 году при царе Алексее Михайловиче была открыта чайная торговля с Китаем, Индией. В те годы чаем лечили все болезни. Чаепитие укрепилось с момента открытия в Тульской губернии сахарного завода, перерабатывающего свеклу. Появилась поговорка «Чай вам да сахар», как пожелание благополучия. Чаепитие стало школой хороших манер, где учились принимать гостей и угощать их, красиво вести себя за столом. Это было событие глубоко семейного характера, хотя и открытое для гостей - обреталось единение всех поколений, соборность, хлебосольство, радушное гостеприимство. Эта многовековая традиция сохранилась до сих пор: в школах открывают «чай-клубы», чаепития устраивают классами и кружками, при слушании музыки, чтении стихов, обсуждении общих важных дел.

ЧАС

ЧАС (ст.слав. - чаять, ждать) - астрономическое время в 1/24 часть суток, состоящая из 60 мин., 3600 секунд. Начало отсчета часов в сутках идет с полуночи до полуночи следующего дня. Когда-то «час» понимался очень широко - это был вообще отрезок времени, быстро проходящий: «время идет», «время бежит», «время несется». Отсюда в русском языке «сейчас» совсем не означает мгновенно, быстро. Иногда «час» означает очень короткие промежутки времени - «битый час», «час от часу не легче». «Час» употребляется в педагогике для создания и названия форм организации педагогического процесса: «Час игр», «Час мужества», «Час веселых затей» и т.д. В летних лагерях и санаториях есть «тихий час», т.е. время дневного отдыха и сна. В жизни горожан есть «час пик», обозначающий время наивысшего напряжения, наибольшей загруженности городского транспорта, везущего людей на работу и с работы.

ЧАСОВНЯ

ЧАСОВНЯ - небольшая церковь с иконами, но без алтаря, предназначенная для совершения молитв небольшими группами или индивидуально. Здесь не совершается литургия, а лишь богослужения суточного церковного круга. Часовни сооружаются над входом в склеп и служат памятником умершим. Они также ставятся в память о святых и героях, о каких-либо церковных или гражданских событиях и по случаю общественных бедствий. Часто часовни строятся в красивых отдаленных от шума местах - у святых мест, у родников, озер.

ЧАСОСЛОВ

ЧАСОСЛОВ (ц.слав. - слово о времени) - церковно-богослужебная книга с псалмами, молитвами, песнопениями, предназначенными для суточного круга богослужений. Здесь нет текстов литургии, которые помещаются в служебнике. Часослов предназначен для церковных чтецов, певчих и личного пользования верующими.

ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ

ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ - это те сферы человеческого поведения, в которых человек волен самостоятельно, без вмешательства извне каких-либо организаций, групп, власти, определять цели и средства своих действий. Частная жизнь поэтому присуща только взрослым. Она еще называется приватной и защищена законом.

ЧАСТУШКА

ЧАСТУШКА (ст.слав. - часто) - особый жанр фольклора - народная песня, сочиняемая сами народом на злободневные, в том числе и бытовые, темы и исполняемая на коллективных гуляниях, праздниках, вечорках, посиделках. Это короткие куплеты, состоящие из двух или четырех стихотворных строк каждый, исполняются в произвольном стиле вместе с пляской (приплясыванием), в быстром темпе, задорно и весело. Различают виды частушек: лирические попевки, страдания, комические пародии, нескладухи, «Семеновны», «яблочко». Поскольку частушки поются в быстром темпе, с частым притопыванием, пританцовыванием, с многократным, частым повтором, то они и получили соответствующее название: част-ушка. Произошла она из обрядного припева как танцевальная песня в XVIII веке, но широкое распространение получила лишь в конце XIX века, особенно в деревнях и селах.

ЧАЯНИЯ

ЧАЯНИЯ (ст.слав. - думать, надеяться) - это состояние надежд, ожиданий, упований на лучшее. Чаять - ожидать помощи, поддержки, улучшения чего бы то ни было, предполагать лучшее. Не зря в русской речи есть слово «чай» в смысле «вероятно» («Чай, наступят лучшие времена»), используемое как вводное слово.

ЧВАНСТВО

ЧВАНСТВО - отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как спесь, чопорность, показная принципиальность, надменность, капризность. Чванство вырастает на гордыне, тщеславии человека. Это качество нередко выступает как показная культура человека, как его «культурность».

ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕК (ст.слав. - лоб) - высшее, для данного этапа эволюции жизни на земле, природное существо, наделенное разумом и волей. Он соединяет в себе три начала: тело, дух и душу. Как существо, он принадлежит двум мирам: душа и тело природны, а дух сверхприроден. Это единственный из всех живых существ не принадлежит своему роду по факту физического рождения. Трехчленное «устройство» человека определяет его развитие и характер жизни: он всегда, даже в неверии, связан с Богом, с Космосом и Землей. Человеческое тело - превосходное средство передвижения и практической деятельности. Дух привносит в это тело духовно-нравственные начала. Душа соединяет дух и тело и позволяет человеку быть свободным и развиваться по индивидуальному плану. Каждая из этих трех составляющих имеет свои потенциальные возможности, свои силы, свои потребности и способы их удовлетворения. Но только тогда, когда все эти силы приходят в движение и ведущие потребности удовлетворяются, человек развивается целостно, нормально и гармонично. Если же удовлетворяется только одна часть потребностей, то жизнь получает искаженные формы. Таково понимание человека в теологии и, в частности, в христианстве. С материалистической точки зрения человек - существо биосоциальное и рассматривается преимущественно как субъект исторического процесса. Марксизм, учение, каким общество жило семьдесят лет, видел сущность человека в «совокупности общественных отношений» и исключал в нем божественное начало. Определить сущность человека практически невозможно, для любой науки он остается до сих пор тайной.

ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ

ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ - это особый тип личности, у которой сформировано ядро - субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, творчества. Человек культуры - это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, с высоким самосознанием, развитым чувством собственного достоинства и чести, самоуважением, самодисциплиной, независимым суждением, с уважением к мнению других людей, способный к ориентации в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющий принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Это всегда духовна и творческая личность. Цель воспитания человека культуры состоит в практической подготовке его к жизни прежде всего в своем культурном пространстве. Человек культуры способен к национальной, культурной и религиозной самоидентификации. Через культуру и окультуривание человек очеловечивается и тем разрешает противоречие между духовным, природным, т.е. телесным и душевным в себе. Через культуру человек обретает свою духовную сущность и формирует душевные качества.

«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ»

«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ» - понятие, характеризующее вклад воспитания, образования и обучения в профессиональную квалификацию человека, обеспечивающую ему достойный образ жизни. «Человеческий капитал» составляет затраты труда по воспитанию детей в семье, расходы государства на образование и воспитание, вклад общественных и частных фондов самих граждан в свое образование и подготовку к производительному труду, а также собственные усилия детей, студентов по усвоению знаний и ценностей культуры. В человеческом капитале воплощаются затраты времени, средств и усилий человека по поддержанию своего здоровья и работоспособности. В конечном итоге человеческий капитал составляет психологическая, физическая, социальная и профессиональная готовность к труду в течение определенного периода времени в целях производств а товаров и услуг.

«ЧЕРНАЯ НЕБЛАГОДАРНОСТЬ»

«ЧЕРНАЯ НЕБЛАГОДАРНОСТЬ» - образное выражение, с помощью которого оцениваются ситуации совершения человеком зла в ответ на добро - на помощь, поддержку, заботу, оказание услуг и др. Неблагодарность за это (отказ в помощи, причинение в разных формах зла, отсутствие признательного «спасибо») в народе всегда расценивалась как коварство, как нарушение Заповедей, народных обычаев и традиций. «Платить черной неблагодарностью» - значило разрушить целостность народной культуры, соборности, проявить эгоизм и другие отрицательные духовно-нравственные черты. Тот, по отношению к кому она проявлена, всегда сильно переживает эти ситуации. Вот почему с детства надо приучать детей к культуре благодарения, понимания другого, компромиссу, уступчивости.

«ЧЕРНИЛЬНАЯ ДУША»

«ЧЕРНИЛЬНАЯ ДУША» - образное выражение, применяемое по отношению к человеку с бюрократическими склонностями, чиновничьими привычками, формалисту, тому, Что не видит реальных человеческих проблем, а все решает по бумажкам-решениям, отчетам, планам, письмам. Такого человека зовут еще «бумажной душой». Иногда понятие «чернильная душа», уже в шутку, используют в школе по отношению к особо, не по-детски усердному ученику, но не достигающему успеха. У такого ученика руки, лицо, костюм часто бывают испачканы в чернилах, краске, меле. Такой ученик, как правило, поглощен процессом учения, но забывает о сущности и назначении знаний.

«ЧЕРНОКНИЖНИКИ»

«ЧЕРНОКНИЖНИКИ» - так называли людей, пользующихся «черными книгами» - сочинениями средневековых мистиков об общении и использовании нечистой (темной) силы, потустороннего мира. Эти книги использовались в колдовстве, знахарстве, изготовлении амулетов, талисманов, оберегов, при гаданиях, разгадывании снов, лечении, заклинании, при «прочтении» суеверных примет. «Черные книги» написаны на вере в силу дьявола (сатаны), его способность быстро оказать услугу людям. Мистики средневековья считали, что как у Бога есть святое Писание, так и у дьявола должны быть свои книги.

ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ

ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ - образное выражение, которым русские люди именуют самое трудное время своей жизни, время нужды, безденежья, несчастья. «черный день» - это война и голод, болезнь и смерть близких, безработица и нищета. Это дни бессилия, безнадежности, власти внешних факторов над человеком. В русской культуре сложился обычай всегда быть готовым к таким нелегким дням: откладывать деньги «на черный день», иметь запас продовольствия, хранить старые носильные вещи.

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ - цвет вороного крыла, темной-темной ночи. Это символ чего-то абсолютного: полного отсутствия сознания, погружения в темноту, мрак, печаль. Дьявол изображается в черных цветах. Понятие «черный человек» - это жизнь без надежды и будущего. Черный цвет - цвет траура, цвет отрицания и консерватизма. В то же время это цвет отрицания земного тщеславия и великолепия, цвет священнической одежды, цвет покаяния. Это одновременно цвет будущего воскресения. Черный цвет и темные оттенки других цветов соответствуют богослужениям на Великий пост.

ЧЕРТ

ЧЕРТ (гр. - враг) - иначе дьявол, сатана. В русской культуре это мифический персонаж, персонифицирующий зло. Сложился он задолго до христианства. С ним связывалось представление о всякой нечисти: черт может быть оборотнем, покрываться густой шерстью, представать перед человеком с рогами, хвостом и копытами. Он уговаривает человека заключить с ним договор: за свои услуги черт просит после смерти только душу. В быту черта называли лукавым, врагом, анчуткой, окаянным. Слово «черт» имеет ругательный смысл.

ЧЕРТА ХАРАКТЕРА

ЧЕРТА ХАРАКТЕРА - качественная характеристика свойств, особенностей личности (качество личности), приобретенных в жизни и деятельности, в том числе под влиянием воспитания, обучения и труда. Проявляется черта как генерализованная реакция человека на события, различные воздействия. Чертами характера измеряется личность. Они указывают на тип личности, ее структуру. Через них характеризуется поведение, поступки. Черты имеют переменный характер, они способны изменяться под влиянием условий, что и делает их привлекательными для изучения влияния на личность разных факторов. Различают черты глубинные, базисные, основные, т.е. что меняются мало и сильнее всего характеризуют человека. И есть черты периферийные, т.е. поверхностные, проявляющиеся неустойчиво, переменчиво, по ситуации и зависимые от базисных, в зависимости от них сформированные. По подсчетам ученых в общей сложности насчитывается 4500 черт.

ЧЕСТНОЕ СЛОВО

ЧЕСТНОЕ СЛОВО - форма заверения собеседника, разновидность клятвы, в правильности, истинности своих слов, обещаний, поступков, отношений. Слова «честное слово» говорят, когда хотят в чем-то убедить или разубедить кого-то, доказать свою правоту, подкрепить искренность, правдивость. В детской среде такая форма клятвы, заверения сильно развита.

ЧЕСТНОСТЬ

ЧЕСТНОСТЬ (ст.слав. - целостный) - положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как склонность к искренности во всем, к выполнению своих обещаний, к сохранению верности людям. словам, к неприсвоению чужих идей, вещей, денег. Честный человек ничему и никому не завидует, не живет за чужой счет, не лжет, не доносит, умеет признавать свою вину и исповедаться. Это качество более всего видно в делах, нежели в словах. Нечестен тот, кто на словах приятен, а сердцем и делами хитер и зловреден. Честность - это обобщенное название для таких черт характера, которые характеризуют человека открытого, справедливого, добросовестного, живущего по Заповедям Божиим. Как сказал философ, «истинно честный человек должен предпочитать себе - семейство, семейству - отечество, отечеству - человечество.

ЧЕСТОЛЮБИЕ

ЧЕСТОЛЮБИЕ - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как стремление человека к почестям, славе, известности, признанию, почетному или более высокому положению. Честолюбие, особенно сильно развитое, убивает простые человеческие чувства, подталкивает к нарушению нравственных заповедей. Один умный человек сказал, что «раб имеет одного господина, а честолюбец имеет их столько, сколько есть людей, полезных для его возвышения». Честолюбие может быть мотивом деятельности, причиной многих успехов. Быть лучше, выше, иметь больше - это стимулы для тщеславных и очень гордых людей. Это, как правило, материалистически мыслящие люди и люди с мелкой душой. По мере развития духовности человека это качество убывает, вытесняясь положительными нравственными качествами.

ЧЕСТЬ

ЧЕСТЬ - это свое собственное и общественное мнение о себе, своих достоинствах и добродетелях. Честь - форма нравственной оценки всей жизнедеятельности человека. Это то, что составляет сущность человека и зависит от него, но утверждается и оценивается более извне. Это то, что в народе называют доброй славой и доброй молвой. Честь - это совесть, уважение к самому себе, выражающее стремление приблизить свою жизнь и деятельность к идеалу, возвысить их до Заповедей Божиих. Честь и ее защита есть способ проявления и защиты достоинства. Человек с честью остро чувствует оскорбления, унижения, упреки в нечестности, лжи и других злонамерениях. Не совершающий их будет защищать себя от посягнувших на честь даже ценой жизни. Понятие о чести для человека есть сильный стимул нравственного совершенствования и духовного роста. Понятие чести имеет культурно-исторический характер: есть мужская и женская честь, Профессиональная честь, Честь учреждения, в том числе и школы. Конкретное содержание того, что бережется как честь, зависит от ценностных установок и ориентаций, господствующих в обществе.

ЧЕТВЕРГ

ЧЕТВЕРГ (ст.слав. - четвертый) - четвертый день недели, выделяемый как день наивысшей работоспособности (из всех дней недели), в православии - посвященный прославлению первых провозвестников Евангелия. В русской языческой культуре этот день был посвящен богу Перуну. Сегодня, по русским православным традициям, он считается «Чистым четвергом», в смысле очистительным, исповедальным. В этот день, по народному обычаю, очищались и купанием в проруби, реке, озере или обливанием в бане до восхода солнца. Перед Пасхой, в последнюю неделю Великого поста, этот день называется «Великим Четвергом». Это последний день, когда Иисус Христос был со своими учениками, когда состоялась Тайная Вечеря. Это последний день Страстной недели, день духовного очищения, принятие Таинства Святого Причастия. Вечером в Великий Четверг в храмах читают двенадцать отрывков из четырех Евангелий, посвященных страстям, смерти и погребению И. Христа. Во время службы молящиеся зажигают свечи от лампад и несут домой святой огонь. В этот день красят яйца к Пасхе и готовят праздничный стол.

ЧЕТКИ

ЧЕТКИ (ст.слав. - счет) - шнурок со специально сделанными узелками или нанизанными бусинками, деревянными шариками, поделочными камнями, стекляшками. Внешне это очень похоже на обычные бусы, но назначенное для счета прочитанных молитв и сделанных поклонов во время богослужения. Четки еще называют лествицей, вервицей. Чаще всего четками пользуются монахи и монахини. Введены впервые в монастырях для неграмотных монахов в IV веке.

ЧЕТЫРЕ

ЧЕТЫРЕ - порядковое числительное, имеющее множество символов - полноты, всеохватности, временной и пространственной структурности. В христианстве связано с крестом и Евангелием (известны четыре Евангелия). Человечество знает четыре стороны света, четыре времени года, четыре вида темперамента и т.д. В русской культуре число «четыре» представлено как пространственное: «Иди на все четыре стороны», «Жить в четырех стенах», «Дом о четырех углах» и т.д. В кириллице это число обозначалось буквой «Д».

ЧЕТЬИ МИНЕИ

ЧЕТЬИ МИНЕИ (др.рус. - для чтения по месяцам) - сборник житий святых русской православной церкви. Составлен по хронологическому принципу - по датам, соответствующим дням памяти этих святых. Четьи Минеи - это книга для систематического чтения, индивидуального или коллективного семьей, по каждому дню недели. Первые русские Четьи Минеи были составлены в XVI веке.

ЧИН

ЧИН (ст.слав. - порядок) - степень служебного положения, т.е. должность, звание в государственном учреждении, гражданском или военном. Соответственно занимаемому чину человек выполняет определенные функции и наделен соответствующими правами. Для этого есть традиции уставы, должностные инструкции. Если человек выполняет что-то не в соответствии с предписаниями, то говорят, что он действует «не по чину» и, напротив, если у него все в порядке с выполнением функций, говорят - «чин чином». От этого слова произошло и слово «чиновник». В православной церкви чин - это специальная книга всех молитв, назначенных для определенных богослужений в их строгой последовательности. Есть «Чин освящения храма», «Чин божественной литургии» и др.

ЧИСТИЛИЩЕ

ЧИСТИЛИЩЕ - в христианстве так называется то место на «том свете», где души умерших очищаются от грехов перед вступлением в рай. Это особое промежуточное место в загробном мире, между адом и раем, где пребывают души, не отягощенные смертными грехами.

ЧРЕВОУГОДИЕ

ЧРЕВОУГОДИЕ - это грех объедания (чревообъедения), пьянства, несоблюдения постов, тайноедения, лакомства, нарушения воздержания, это любовь к своему животу (есть «от пуза»). Чревоугодие - это один из великих грехов, требующих избавления и исповедания. Возникает от самолюбия, жадности, эгоизма, зависти. Невоздержание, переедание, несоблюдение требований к приему пищи ведет не только к болезням тела, но и к болезням духа («Сытое брюхо к ученью глухо»). Воздержание всегда было почитаемо в русской бытовой культуре, особенно в монастырской.

ЧТЕНИЕ

ЧТЕНИЕ - умение реагировать на письменные графические знаки (буквы) и переводить их в слова, смыслы, значения. Как процесс, чтение есть воссоздание и произнесение вслух содержания, символически переведенного в письменные знаки. Чтение - это всегда реакция на текст автора, что зависит от техники дешифровки буквенных знаков, от опыта читающего, от его развития и особенностей восприятия. При чтении происходит связь слов произносимых (мысленно или вслух) с личным опытом и описываемыми событиями, с авторским видением их. В этом смысле всегда есть сотворчество, сопереживание, есть диалог с автором (это происходит даже при чтении учебников). Методика обучения чтению строится на понимании чтения как вида деятельности, т.е. как информационно-ценностного и культурно-исторического процесса. Чтение - это форма познания и общения. Понимание прочитанного - основная задача чтения. Чтение - это феномен человеческой жизни, речевой онтогенез. Активная речь есть основа развития и обучения человека. Существуют разные виды чтения: вслух, «про себя», скорочтение и т.д.

ЧУВСТВО

ЧУВСТВО - это переживание человеком своего отношения к окружению - к людям, поступкам, явлениям и к самому себе. Это эмоции, обусловленные и содержащие в себе переживания культурных сторон и факторов жизни, как-то касающихся человека. Можно также сказать, что чувства - это эмоциональная сторона духовной жизни. Чувства бывают длительными переживаниями (отношение матери к ребенку, человека к Богу), а могут быть и кратковременными, таким состояниями, как настроение, радость, печаль. удовольствие. Есть чувства высшие, выражающие отношение человека к Богу, труду, учению, эстетические, нравственные и познавательные чувства и др. Развитие чувств является обязательным компонентом общего развития человека. Они играют огромную роль в жизни и поведении человека. Человек по каждому значимому для него поводу может испытывать чувства. Хорошо известны такие устойчивые чувства, как чувство опасности и безопасности, чувства детскости (инфантильности) и взрослости, чувства долга и локтя, чувства любви и неприязни, чувства меры и надежности, чувства семьи и др.

ЧУВСТВО НОВОГО

ЧУВСТВО НОВОГО - положительное духовно-нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека правильно понимать сформировавшиеся потребности в обществе, у людей, близких по работе, учащихся, улавливать время появления проблем, видеть ростки нового, выявлять тенденции, определять прогрессивное движение вперед, развитие, совершенствование. Чувство нового способствует формированию прогностических способностей человека, оно помогает в проявлении инициативы. В педагогике и образовании это чувство перерастает в инновационную готовность педагога.

ЧУДЕСА

ЧУДЕСА (ст.слав. - племена «чудь») - свершение каких-либо дел, которые не могут быть сделаны ни силою, ни искусством человека, а лишь всемогуществом и силою Божией. Это то, что совершалось вопреки очевидным условиям, причинам, вопреки данным науки. О чудесах много написано в Священном Писании. Чудеса совершал Иисус Христос. Чудеса всегда превышают человеческую силу, силу разума. Чудо всегда относительно и есть лишь для внутренне настроенного человека, жаждущего чуда. Чудо - исполнение, сбывание надежд, возложенных на Бога. Чудо есть явление Бога для доверившегося Ему. Порождает чудо человеческая жажда, надежда, ожидание общения с Богом. Таким образом, чудеса - это сверхъестественное, непостижимое событие, вызванное волею Божией и не согласующееся с законами природы.

ЧУЖБИНА

ЧУЖБИНА (ц.слав. - не своя) - чужая сторона, не своя, не родная, незнакомая. Как правило, недобрая, холодная, жестокая к попавшему туда («Чужая сторона - дремуч бор», «На чужой стороне и сокола вороном назовут»). В русской культуре о чужбине сложено немало нелестных песен. Это не только отражало опыт славян, покидавших родные края, но и способствовало воспитанию любви к своей малой и большой Родине, к своей территории, к родному дому.

ЧУТКОСТЬ

ЧУТКОСТЬ - положительное духовно-нравственное качество личности, характеризующее отношение человека к окружающим, забота о нуждах, запросах и желаниях людей, внимательное отношение к их интересам, волнующим проблемам, мыслям, чувствам. Чуткость - это понимание мотивов поступков, которыми они руководствуются, тактичность, уважение достоинства и чести. Чуткость присуща, как правило, людям вежливым, благородным, скромным, великодушным.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV