Статьи на букву "М" (часть 2, "МАТ"-"МЕТ")
МАТРИМОНИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (лат. - брак) - это поведение, характеризующее склонность и желание человека жить семьей, по достижении брачного возраста вступить в брак и продолжить семейные традиции. Человеку с матримониальным поведением свойственно уважение к браку и семье, признание брака, супружества как законного способа создания семьи и брачных отношений. Как правило, такое поведение свойственно сторонникам традиционной русской культуры, воспитанным в ней, а также людям духовно-нравственным и законопослушным. |
МАТЬ (ст.слав. - из детской речи «мама») - родительница, родившая женщина по отношению к своим детям. Это великий символ дарения жизни индивиду, его защищенности и благополучия и дальнейшего плодородия. Мать символизирует саму жизнь, преданность вновь рожденному поколению, заботу о нем на протяжении всей своей жизни и за ее пределами: даже когда матери уже нет в живых, дети как бы продолжают питаться ее заботой. Мать воспринимается обществом как мудрость, терпение, доброта. Мать - это то, что не зависит от характера общества и времени, это то, что природно вечно, что выходит за пределы интеллекта и разума. Мать - это независимая ни от чего любовь, в высшем смысле как любовь Божьей Матери к Иисусу Христу - Богу и Сыну. |
МАТЬ-СЫРА-ЗЕМЛЯ - образное выражение о Земле как части Вселенной, дающей жизнь всему живому, кормящей-питающей, щедро вознаграждающей, оберегающей и в конце жизни вновь забирающей в себя. У наших предков языческого времени существовал образ Великой Матери, который сливался с Матерью Сырой Землей, было бессознательное поклонение ей. Этот образ всегда выступал ядром русской идеологии, который в более поздние времена сливался с образом Богородицы. Русский народ испокон веков к Матери-сырой-земле относился с благоговением, с истинной сыновней любовью и почтением, называл ее «родимой матушкой», «кормилицей». |
МАФУСАИЛОВ ВЕК - жизнь долгожителя, его долголетие. Так говорят о тех, кому перевалило за 100 лет. Согласно Библии рекордсменом по долголетию был Мафусаил, проживший 969 лет. Его имя стало нарицательным. Геронтология установила стандарт жизни человека в 150 лет. Сокращение жизни происходит по многим факторам, одним из которых является навязанная психике идея о другой, значительно меньшей мере. Многие ученые винят в этом атеизм и материализм. Секреты долголетия кроются в характере и образе жизни человека. Если человек любознателен, желает и делает людям добро, ведет активный образ жизни, рано утром пробуждается, имеет мышечные нагрузки, то он живет дольше. Долголетием определяется качество жизни народа. |
МАЧЕХА (ст.слав. - подобие матери) - неродная мать, жена отца по отношению к его детям от другого брака. Во втором браке дети скучают по родной матери, что вполне естественно. Часто воспринимается как злая женщина, эгоистка, ненавидящая неродных детей, неласковая к ним, неприветливая, недоброжелательная. В русской мифологии - это анти-мать, отрицательный женский образ, подобный ведьме. Очень часто такое представление, скорее мифологическое, сложившееся в период распада родовой общины и перехода невесты в другой род, не совпадало с реальной ролью мачехи в жизни мужниных детей. Мачехи были всякие, и любящие в том числе. Однако, социальное наследование представлений об этой «подобие матери» часто мешало в русских семьях установлению нормальных отношений с неродной матерью, настораживало детей, соседей, родню, порождало недоверие, мнительность. Только женский талант, терпение, кротость, любовь к мужу помогало мачехе завоевывать сердца неродных детей. Мачехи выполняют огромную социальную роль в обществе. Сегодня такая роль используется не только в частных семьях, но и семейных детских домах. Все больше утверждается пословица: «Не та мать, что родила, а та, что воспитала». |
МЕДИА-ОБРАЗОВАНИЕ (англ. - средство) - направление в образовательной политике и научной педагогике, занимающееся изучением образовательно-воспитательных возможностей средств массовой информации (СМИ), а также вопросами теории и методики обучения школьников их выбору и использованию в целях развития. Задача медиа-образования - подготовить к жизни в информационном обществе, научив понимать, выбирать, осознавать последствия воздействия радио, прессы, телевидения, кино, компьютера и др. средств на психику, сформировав способы общения на основе невербальных форм коммуникаций с помощью технических средств. Идея медиа-образования начала разрабатываться со второй половины ХХ в. на основе развития идей «критической» и «визуальной» грамотности. В основе медиа-образования лежит критическое мышление по отношению к СМИ, а визуальная грамотность обеспечивает невербальные навыки коммуникации. В современных школах начался процесс введения новых учебных курсов по теории и практике СМИ («Юный телезритель», «Кино и зритель», «Мультимедиа и компьютер» и др.) Медиа-образование, предположительно, будет способствовать сохранению духовности человека, культуры мышления и, главное, самого человека как мыслящего существа, обладающего волей и творческим потенциалом. |
МЕДИТАЦИЯ (лат. - размышляю) - это умственно-волевые действия, направленные на сосредоточение внимания, мышления, памяти на каком-то определенном объекте, возможно на себе самом. Это сознательное отключение сознания от внешнего мира и интенсивное погружение в свой внутренний мир, в самосозерцание, самовосприятие, самопознание. Во время медитации ум человека освобождается от тревог, он становится естественным и искренним, достигает внутреннего покоя и душевной силы. При этом интенсивно идут процессы мышления, самонаблюдения, что позволяет и в старом находить что-то новое; происходит выход в бессознательное в виде фантазии, образов, чувств и их изображений. Медитация, будучи психическим действием и состоянием, ведет к понижению реактивности организма, приглушению эмоциональных проявлений. Человек начинает слышать как бы только себя, свой внутренний голос. Медитация совершается посредством специальных технологических приемов, способствующих самопогружению. Медитирование обладает терапевтическими свойствами - снижает раздражительность, восстанавливает спокойствие, воспитывает внимание, влияет на формирование новых форм поведения. Но излишнее и неумелое его использование может вызвать прострацию, отрешенность от жизненных проблем, отчужденность от близких людей. Медитация входит во многие восточные религии и учения (например, буддизм, йогу). |
МЕДНАЯ СВАДЬБА - второй, за пятилетним («деревянная свадьба») юбилей со дня вступления супругов в брак и создания семьи. Празднуется в день семилетия со дня свадьбы. Это не «круглая» дата, но памятная. Справляется скромно, как правило, в кругу семьи, со взаимными и совместными подарками, праздничным столом и «медовой» неделей. |
МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ - образное определение первого месяца после свадьбы. Как правило, это месяц проявления супругами большой любви друг к другу, своих лучших качеств, это месяц взаимного познания, планирования будущего. Жизнь супругов полна надежд и веры, она им кажется «сладкой», т.е. медовой. От этого слова «мед» и назван в народе этот первый месяц. По традиции, в этот месяц супругам положено быть чаще вместе, возможно отправиться в путешествие, на отдых. Позже это выражение стало использоваться применительно к ситуациям проявления человеком особых чувств, увлеченности работой. Аналогичное «медовому месяцу» есть выражения у многих народов, как есть и «полынный месяц», т.е. следующий за медовым. |
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения на основе личных пристрастий, интересов, склонностей в условиях определенной культуры (и субкультуры). Это социально-психологическое явление, которое испытывает на себе и «впитывает» в себя самые разнообразные влияния, как внутренние (личностные), так и внешние (средовые). Межличностные отношения в той или иной общности подразделяются на официальные, т.е. формализованные, возникающие в ходе выполнения функций, так и неофициальные, т.е. неформализованные, возникающие естественно, в рамках культуры и обыденного общения. Духовное общение, а следовательно, и межличностные отношения всегда неформализованы. Выделяют также межличностные отношения «по горизонтали» (среди равноправных членов общности) и «по вертикали» (между руководящим и руководимым). И те, и другие могут быть как формализованными, так и неформализованными. Межличностные отношения любого вида очень сильно зависят от психологической совместимости между членами общества. |
МЕЛАНХОЛИЯ (гр. - черный, желчь) - психическое состояние человека, характеризующееся беспричинной тоской и упадком сил. Человек впадает в задумчивость, уныние, иногда он испытывает тихое отчаяние без видимых причин, на весь свет начиная смотреть через «черные очки». Такое состояние может возникать по самым разным причинам, подчас противоположным: от пресыщения жизнью и долгого отсутствия успеха и благополучия, после сильных стрессов и от однообразной жизни. Меланхолия как временное состояние может перейти в хроническую душевную болезнь, требующую специального лечения. Меланхолии подвержены люди, не верящие в Бога и Его силу, маловеры. |
МЕНТАЛИТЕТ (лат. - образ мыслей) - это те духовно-нравственные и культурные ценности, которые составляют основу мировидения и миропонимания отдельного человека или сообщества, в свою очередь, определяющих их поведение. Менталитет определяют как образ чувств и мыслей, влекущих за собой определенные действия. Это сложное духовно-интеллектуальное образование, складывающееся веками, тысячелетиями как историко-генетическая память человека и народа в целом. Только через менталитет можно понять, почему в сходных ситуациях разные народы (и люди) ведут себя по-разному. Менталитет «по кирпичику» складывается под влиянием культуры, вероисповедания, традиций, среды проживания, а также системы воспитания и образования. В жизни отдельного человека он выполняет функцию призмы: через нее сознательно или бессознательно проходят все его слова, чувства, поступки. Менталитет - это духовная субстанция, по содержанию своему - нравственная категория. Через нее правят миром властные структуры, разрушая или созидая что-то на этом свете. Без знания менталитета того или иного народа нельзя эффективно с ним взаимодействовать, нельзя им управлять, не вызывая конфликты и социальные катастрофы. Менталитет по природе своей консервативен, он не позволяет быстро перестраиваться человеческому мышлению: всякие новации только тогда продолжительно и эффективно живут, когда они соответствуют менталитету. Так, трудно за короткий срок изменить менталитет, а значит и характер мыслей, чувств и поведение многих и многих советских людей как работников наемного труда. История доказала, как устойчив менталитет русского народа, пережившего немало социальных катаклизмов. Менталитет и образование находятся в сложных отношениях: состояние и качество образования зависят от менталитета народа, в то же время, именно образование существенным образом воссоздает, преобразует, корректирует менталитет. |
МЕРА В ПЕДАГОГИКЕ (лат. - норма) - исторически сложившиеся требования к педагогическим действиям, соблюдение которых обеспечивает их эффективность без ухудшения исходного состояния объекта воздействия, без снижения его качества (в педагогике также действует принцип «не навреди»). Мера в педагогике - это тот предел, норма, образец, ниже которых нельзя опускаться, нельзя педагогу работать хуже. Мера вырастает из опыта поколений по семейному и общественному воспитанию детей; она одновременно и устойчива, и подвижна, поскольку частично зависит от потребностей людей, времени, особенностей детей, уровня их развития и состояния самой науки. Мера в педагогике разрабатывается как система правовых, этических, психологических, гигиенических, эргономических, экологических, методических и собственно педагогических требований к педагогу как личности, его деятельности и учебно-воспитательному процессу. Мера и ее соблюдение обеспечивает целостность, определенность и устойчивость системы образования в целом и каждому образовательному учреждению в отдельности. Для личности учителя и ученика соблюдение меры есть гарант их поступательного гармоничного развития. Чувство меры во всем - крайне необходимое учителю качество. От слова «мера» в педагогике произошло слово «мероприятие». |
МЕРКАНТИЛИЗМ (фр. - торговец) - социально-экономическое учение, основанное на приоритетах развития торговли и производства промышленных товаров массового спроса и принижение роли земледелия и скотоводства. Меркантилизм нацеливает государственную политику на развитие внешней торговли и содействие притоку золота в страну из иностранных государств. Считалось, что общественное богатство заключается исключительно в деньгах (золоте, серебре). Данное учение возникло в XV веке и было распространено первоначально в Англии и Франции, затем его приняли многие другие страны. Его элементы видны в поведении правящей власти в «перестроечной» России конца XX века. От этого слова «меркантилизм» произошло близкое по значению «меркантильность». |
МЕРКАНТИЛЬНОСТЬ - отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в мелкой расчетливости, торгашеском отношении к духовным ценностям, в отношении к людям как средству личного благополучия. Православие это качество относит к числу тягчайших греховных страстей, называя его сребролюбием. |
МЕРОПРИЯТИЕ - условное обобщенное название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления. Мероприятиями в школе принято называть внеклассные формы организации деятельности детей как формы организации педагогического процесса. Этот термин состоит из двух: «мера» и «принимать». Оно и означает принятие мер к решению возникшей задачи или проблемы. Мероприятие, если руководствоваться его первосмыслом, это то, что поддается оценке по степени полезности, целенаправленности, качеству по отношению к его организаторам и участникам. В этом смысле нецелевого мероприятия просто не может быть. Использование «мероприятия» в его истинном смысле повышает качество воспитания и образования, заставляет педагогов к каждому делу подходить продуманно, соизмеряя его с пространством, временем, состоянием участников. |
«МЕРТВЫЙ ЯЗЫК» - это язык, который был когда-то записан, на нем когда-то говорили, но он по разным историческим причинам не использовался и исчез из активного общения. Некоторые из них приходилось раскодировать, например, шумерский язык. Другие хорошо известны, но разговорными не являются. К таким относятся греческий и латинский языки. Смерть языков связана с уничтожением людей и государств - их носителей, с плохим хранением письменных текстов и отсутствием учеников. Языки перестают изучать, сознательно вводя другой язык (при военных захватах территорий). Русский язык является наследником греческого и латинского и потому в нем много обрусевших слов из этих языков. «Мертвые» языки изучаются как культурно-исторический феномен, иногда их используют в узко профессиональных целях, как, например, латынь в медицине, биологии, анатомии. |
МЕССИОНИЗМ (гр. - помазанник) - религиозное и одновременно светское учение об избранной роли одного человека или народа в исторической судьбе человечества. Мессионазм - это учение о спасителях человечества, как Божиих посланцев, способствующих пробуждению национального самосознания, росту понимания людьми своей особой роли на данном историческом этапе. Почти все народы переживали состояние мессианства как призвания к подвигу. Таковой была Жанна Д’Арк во Франции, такова идея славянофильства и особой миссии России в сохранении духовности на Земле. Данное учение во многом сходно с идеей пассионарности. Это почти мистическая вера в провидческую способность кого бы то ни было. |
МЕССИЯ (гр. - помазанник) - это человек, от которого ждут большой пользы, помощи, избавления от бед. Его назначение - превращать зло в добро. Он посланник Бога на Земле, и его не искусит Сатана. Согласно христианскому вероучению это не мирской человек. хотя и явился в мир. Таким был Иисус Христос. Через него людям показана сущность человека, дан образ святости, явлена вся полнота человеческой личности, задано направление развития человека. Как правило, Мессия приносит с собой новое состояние мирового бытия и являет собой высший авторитет. Мессия - посредник между Богом и людьми. |
МЕСЯЦ (ст.слав. - луна) - астрономическая мера времени, определяемого последовательным прохождением Луны мимо одних и тех же звезд или между двумя последовательными ее положениями в одной и той же фазе. Оно равно 27 дням и 7 часам. Гражданский месяц - это 1/12 часть года. Состоит из 30-31 дня, кроме февраля, в котором 28 дней, а в високосный год - 29 дней. Месяц в смысле времени воспет в русских легендах, сказках. Месяц же как физическое тело сильно мифологизирован. Он является воплощением ночи, в противоположность Солнцу - дневному светилу. С началом первых морозов они расходятся и не встречаются до весны. Весной Луна и Солнце встречаются и рассказывают друг другу о пребываниях в далеких краях. По преданиям, если встреча добрая - день ясный, если худая - пасмурный. 5 июля считается праздником Месяца, когда он «играет». Со сменой фазы Луны считается, что Месяц рождается и умирает. Словом, человек приблизил время через Месяц, Луну к особенностям своего космогонического миропонимания. |
МЕСЯЦЕСЛОВ - это первоначально церковный, а затем и народный календарь. В церковном месяцеслове, в порядке годового круга, помещались данные о днях памяти святых, жития святых, молитвы, им посвященные. Народный месяцеслов, так называемый «круглый год» тоже содержал данные о святых и религиозных праздниках, но кроме этого еще данные о хозяйственных работах, приметах погоды, хозяйственные советы. Каждая часть народного календаря была поименована. Собственное имя было у большинства недель: «пестрая», «всеядная», «сырная», «Фомина», «зеленая», «сборная» и др. Названия имели и посты: холодный, голодный, великий. Морозы тоже были «введенские», «никольские», «крещенские», «афанасьевские» и пр. Некоторые дни тоже имели «имя собственное»: «великий четверг», «чистый понедельник», «Красная горка», радуница, Духов день и т.д. Все это говорило людям об обычаях, традициях народа, об особой роли времени в их сохранении, народный календарь был связан с религиозным, что тоже предполагал особое поведение людей. Месяцеслов играл огромную воспитательную роль, был красив, богат смыслами, во всех отношениях являл единство духовного и мирского деяния человека. Месяцеслов нередко именовался святцами. |
МЕТАТЕОРИЯ (гр. - позади теории) - это обобщенное название теории, предметом которой является другая теория, а в ней - построение, система понятий, положений и доказательств, пути развития, методы исследования, законы и принципы. Такой теорией по отношению к другим наукам может быть философия, культурология, экология. Метатеория - это и сквозная теория, охватывающая нижестоящие по отношению к себе науки, теории. Например, педагогическая антропология является метатеорией по отношению к общей, профессиональной, производственной педагогике и др. В свою очередь общая педагогика является метатеорией по отношению к методикам и образовательным технологиям. |
МЕТАФИЗИКА (гр. - сверхфизическое) - наука о мире как целом и неделимом, но выходящем за грань физической реальности. Метафизика изучает бытие духовное, абсолютное бытие Бога и изменчивое бытие Его творения. Она изучает сверхчувственное, а также чувственное в его движении, развитии и соответствии духу. Метафизика исследует начало и конец бытия, вскрывает таинственность, бесконечность, неисчерпаемость макро и микромира. Метафизика признана основной философской наукой, которая изучает существующее как таковое. Она является наукой, которая во всей смене явлений и состояний ищет постоянное и связь. Метафизика состоит из ряда учений: онтология (учение о самом сущем), космология (учение о сущности мира), философская антропология (учение о человеке), теология (учение о существовании и сущности Бога). Предмет изучения метафизики: бытие, свобода, ничто, бессмертие, Бог, жизнь, сила, материя, истина, дух, душа, природа. В настоящее время метафизика, добившись всеобщего признания, очень активно развивается и заставляет пересмотреть ранее проведенные отечественной наукой исследования. |
МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (гр. - перенос) - разновидность образного мышления, способного преобразовывать исходную знаковую или предметную информацию в художественные или жизненные образы. Делается это посредством сравнения и обнаружения скрытых и явных общих признаков знаковой и предметной информации с образами легенд и сказок, пословиц и поговорок, жизненных ситуаций. Метафорическое мышление выражается в речи посредством таких художественных средств, как аллегории, метафоры, сравнения, олицетворения, иносказания и др. Такое мышление свойственно малоразвитым народам и детям, особенно дошкольным и младшим школьникам. Такое мышление способствует также более глубокому пониманию смыслов библейских преданий. |
МЕТОД (гр. - исследование) - те практические действия педагога и учащегося, родителя и ребенка, которые способствуют передаче, усвоению и использованию общественного опыта как опыта культурного способа жизнедеятельности. К методам относятся только те действия, которые взаимосвязывают, создают воспитательные отношения между воспитанником и воспитателем, т.е. бинарные, двойственные по своей сути. Методы обладают способностями преобразовывать содержание усваиваемого опыта для его более быстрого, экономного и продуктивного усвоения. Методы обладают способностями преобразовывать содержание усваиваемого опыта для его более быстрого, экономного и продуктивного усвоения. Методы регулируют и стимулируют развитие детей и их воспитателей. Различают методы воспитания и обучения, преподавания и учения. К методам, например, относятся беседа, упражнение, рассказ, убеждение и др. |
МЕТОД «ЧЕРНОГО ЯЩИКА» - это метод нахождения прямой зависимости воздействия и результата без учета того, что происходит в самом человеке. В этом случае ребенок или детский коллектив рассматриваются как некое «запломбированное устройство», т.е. «черный ящик», о внутреннем строении которого мы как бы не располагаем никакими данными. Мы можем лишь наблюдать воздействия на «входы» и сами их осуществлять и видеть последствия в виде изменившегося поведения, т.е. «выход». При этом методе все внимание педагога сосредотачивается на поведении, а не на внутреннем состоянии системы - ребенка или коллектива. Этот метод чаще всего используется в крупных исследованиях, например, при переходе школы в режим развития или внедрении инноваций. |
МЕТОД ИЗЖИВАНИЯ - это действие игнорирования педагогом каких-либо действий или слов ученика, незамечание его недостатков и, напротив, подкрепления положительных поступков и слов. Учитель как бы не придает значения тем действиям, которые он хочет прекратить. Этот метод используется для уменьшения нежелательного поведения отсутствием подкрепления. При этом постепенно исчезает научение: ребенок не повторяет того, что не вызывает реакции, особенно не привлекает внимания. Данный метод - один из возможных в борьбе с негативными качествами личности. Он сильно связан с методами подкрепления и наказания. |
МЕТОД НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА - один из методов воспитания и организации деятельности детей, суть которого состоит в постановке проблемы (задачи, задания) перед ребенком и предоставление ему свободы в выборе способов ее решения и самого решения. Ребенок нередко при этом действует методом «тыка», «проб и ошибок», сам проходит путь поиска, но зато запоминает весь путь и накапливает опыт находок и потерь. Такой метод эффективен во внеучебной деятельности. |
МЕТОДОЛОГИЯ (гр. - учение о методе) - метатеория о теоретических и технологических основах формирования научного знания; это система приемов, подходов, принципов, применяемых в науке как способе познания мира. Методология - это также система конкретных теоретических взглядов человека на то или иное явление, это основа понимания и объяснения жизненных явлений. Каждая наука имеет свою методологию, каждый ученый - тоже. |
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ - отрасль педагогического знания, содержащая в себе знания о методе и сами методы педагогического исследования, технологию исследования, а также наиболее общие теоретические положения (парадигмы, концепции, идеи, законы, принципы) о педагогической и научно-педагогической деятельности. Методология педагогики сегодня это сильно разветвленное знание, включающее в себя, помимо указанных знаний, еще и знания о понятийно-терминологическом аппарате педагогики, о ее связях с другими науками и др. В настоящее время она находится на стадии активного развития: идет процесс отхода от материализма в его наиболее крайней форме марксизма-ленинизма и сближения с методологией православной педагогики. |
МЕТОД ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ - метод воспитания и организации деятельности детей, суть которого состоит в отвлечении их внимания с отрицательных действий и привлечении его к положительным действиям. Это метод вымещения одного действия другим, более полезным или привлекательным. Метод переключения позволяет делать меньше запретов, меньше наказывать за проступки, а на основе метода изживания приглушать, оставлять без последствий, прерывать разрушительные действия ребенка и побуждать его к созидательному проявлению. Учитель, используя этот метод, реже говорит «нельзя», «не трогайте», «прекратите», а в момент прерывания запретных действий просит сделать что-то другое, выполнить более полезное задание. Этот метод хорошо действует как опережающий, профилактический, если он используется в начале проступка, перед возможным проступком. |
МЕТОД ПОГЛАЖИВАНИЯ - метод поощрительного стимулирования, предполагающий признание другого человека, его положительное восприятие, поощрение. Это прием, действие учителя или родителя по сути физического контакта с ребенка: поглаживание, обнимание, похлопывание, прикосновение к рукам, плечу, шуточный щелчок по носу или лбу. Метод поглаживания выражает эмоциональную оценку воспитателя (похвалу, восторг, благодарность, поклонение, просьбу) глубоко индивидуального и даже интимного характера. Как правило, он эффективен в начальной школе, детском саду, реже в подростковом возрасте. Этот метод требует от учителя большого такта, интуиции и чувства меры. |
МЕТОД ПОДКРЕПЛЕНИЯ - это метод стимулирования положительного действия ребенка посредством поощрения сделанного. Использование метода подкрепления (награды, подарка, доброго слова, хорошей отметки и т.д.) увеличивает вероятность повторения ребенком нужного, правильного, достойного поведения или действия. Этот метод входит в состав методов стимулирования, он сильно связан с поощрением, наказанием, изживанием и подкреплением. Метод подкрепления как бы фиксирует успех ребенка, что способствует формированию у него определенной установки. Особенно эффективен при репродуктивном обучении, воспитании и обучении показом, подражанием. |
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК - это метод случайного подбора частных методов и приемов действий в расчете лишь на возможный успех. В обычной жизни его еще называют методом «тыка». Этот метод обеспечивает быструю педагогическую реакцию и быструю отдачу со стороны воспитанника. Его достоинство и в том, что он обеспечивает поиск нужного метода, делает процесс подбора гибким, мобильным. Во времени этот метод не требует особых затрат, но требует внимательного наблюдения за результатами воздействия метода |
МЕТОД САМОВНУШЕНИЯ - метод самоубеждения, самодоказательства, самоприказа, самооценивания, т.е. когда сам человек выступает в роли и воздействующего, и принимающего воздействие. Этот метод применяется для самоуспокоения, преодоления стресса, для установки на спешную работу, в оздоровительной гимнастике, при аутогенных тренировках и т.д. Применение этого метода требует воли, объективного самонаблюдения. Он способствует воспитанию самообладания и воли. |