Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАТ"-"МЕТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МАТ"-"МЕТ")

МАТРИМОНИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

МАТРИМОНИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (лат. - брак) - это поведение, характеризующее склонность и желание человека жить семьей, по достижении брачного возраста вступить в брак и продолжить семейные традиции. Человеку с матримониальным поведением свойственно уважение к браку и семье, признание брака, супружества как законного способа создания семьи и брачных отношений. Как правило, такое поведение свойственно сторонникам традиционной русской культуры, воспитанным в ней, а также людям духовно-нравственным и законопослушным.

МАТЬ

МАТЬ (ст.слав. - из детской речи «мама») - родительница, родившая женщина по отношению к своим детям. Это великий символ дарения жизни индивиду, его защищенности и благополучия и дальнейшего плодородия. Мать символизирует саму жизнь, преданность вновь рожденному поколению, заботу о нем на протяжении всей своей жизни и за ее пределами: даже когда матери уже нет в живых, дети как бы продолжают питаться ее заботой. Мать воспринимается обществом как мудрость, терпение, доброта. Мать - это то, что не зависит от характера общества и времени, это то, что природно вечно, что выходит за пределы интеллекта и разума. Мать - это независимая ни от чего любовь, в высшем смысле как любовь Божьей Матери к Иисусу Христу - Богу и Сыну.

МАТЬ-СЫРА-ЗЕМЛЯ

МАТЬ-СЫРА-ЗЕМЛЯ - образное выражение о Земле как части Вселенной, дающей жизнь всему живому, кормящей-питающей, щедро вознаграждающей, оберегающей и в конце жизни вновь забирающей в себя. У наших предков языческого времени существовал образ Великой Матери, который сливался с Матерью Сырой Землей, было бессознательное поклонение ей. Этот образ всегда выступал ядром русской идеологии, который в более поздние времена сливался с образом Богородицы. Русский народ испокон веков к Матери-сырой-земле относился с благоговением, с истинной сыновней любовью и почтением, называл ее «родимой матушкой», «кормилицей».

МАФУСАИЛОВ ВЕК

МАФУСАИЛОВ ВЕК - жизнь долгожителя, его долголетие. Так говорят о тех, кому перевалило за 100 лет. Согласно Библии рекордсменом по долголетию был Мафусаил, проживший 969 лет. Его имя стало нарицательным. Геронтология установила стандарт жизни человека в 150 лет. Сокращение жизни происходит по многим факторам, одним из которых является навязанная психике идея о другой, значительно меньшей мере. Многие ученые винят в этом атеизм и материализм. Секреты долголетия кроются в характере и образе жизни человека. Если человек любознателен, желает и делает людям добро, ведет активный образ жизни, рано утром пробуждается, имеет мышечные нагрузки, то он живет дольше. Долголетием определяется качество жизни народа.

МАЧЕХА

МАЧЕХА (ст.слав. - подобие матери) - неродная мать, жена отца по отношению к его детям от другого брака. Во втором браке дети скучают по родной матери, что вполне естественно. Часто воспринимается как злая женщина, эгоистка, ненавидящая неродных детей, неласковая к ним, неприветливая, недоброжелательная. В русской мифологии - это анти-мать, отрицательный женский образ, подобный ведьме. Очень часто такое представление, скорее мифологическое, сложившееся в период распада родовой общины и перехода невесты в другой род, не совпадало с реальной ролью мачехи в жизни мужниных детей. Мачехи были всякие, и любящие в том числе. Однако, социальное наследование представлений об этой «подобие матери» часто мешало в русских семьях установлению нормальных отношений с неродной матерью, настораживало детей, соседей, родню, порождало недоверие, мнительность. Только женский талант, терпение, кротость, любовь к мужу помогало мачехе завоевывать сердца неродных детей. Мачехи выполняют огромную социальную роль в обществе. Сегодня такая роль используется не только в частных семьях, но и семейных детских домах. Все больше утверждается пословица: «Не та мать, что родила, а та, что воспитала».

МЕДИА-ОБРАЗОВАНИЕ

МЕДИА-ОБРАЗОВАНИЕ (англ. - средство) - направление в образовательной политике и научной педагогике, занимающееся изучением образовательно-воспитательных возможностей средств массовой информации (СМИ), а также вопросами теории и методики обучения школьников их выбору и использованию в целях развития. Задача медиа-образования - подготовить к жизни в информационном обществе, научив понимать, выбирать, осознавать последствия воздействия радио, прессы, телевидения, кино, компьютера и др. средств на психику, сформировав способы общения на основе невербальных форм коммуникаций с помощью технических средств. Идея медиа-образования начала разрабатываться со второй половины ХХ в. на основе развития идей «критической» и «визуальной» грамотности. В основе медиа-образования лежит критическое мышление по отношению к СМИ, а визуальная грамотность обеспечивает невербальные навыки коммуникации. В современных школах начался процесс введения новых учебных курсов по теории и практике СМИ («Юный телезритель», «Кино и зритель», «Мультимедиа и компьютер» и др.) Медиа-образование, предположительно, будет способствовать сохранению духовности человека, культуры мышления и, главное, самого человека как мыслящего существа, обладающего волей и творческим потенциалом.

МЕДИТАЦИЯ

МЕДИТАЦИЯ (лат. - размышляю) - это умственно-волевые действия, направленные на сосредоточение внимания, мышления, памяти на каком-то определенном объекте, возможно на себе самом. Это сознательное отключение сознания от внешнего мира и интенсивное погружение в свой внутренний мир, в самосозерцание, самовосприятие, самопознание. Во время медитации ум человека освобождается от тревог, он становится естественным и искренним, достигает внутреннего покоя и душевной силы. При этом интенсивно идут процессы мышления, самонаблюдения, что позволяет и в старом находить что-то новое; происходит выход в бессознательное в виде фантазии, образов, чувств и их изображений. Медитация, будучи психическим действием и состоянием, ведет к понижению реактивности организма, приглушению эмоциональных проявлений. Человек начинает слышать как бы только себя, свой внутренний голос. Медитация совершается посредством специальных технологических приемов, способствующих самопогружению. Медитирование обладает терапевтическими свойствами - снижает раздражительность, восстанавливает спокойствие, воспитывает внимание, влияет на формирование новых форм поведения. Но излишнее и неумелое его использование может вызвать прострацию, отрешенность от жизненных проблем, отчужденность от близких людей. Медитация входит во многие восточные религии и учения (например, буддизм, йогу).

МЕДНАЯ СВАДЬБА

МЕДНАЯ СВАДЬБА - второй, за пятилетним («деревянная свадьба») юбилей со дня вступления супругов в брак и создания семьи. Празднуется в день семилетия со дня свадьбы. Это не «круглая» дата, но памятная. Справляется скромно, как правило, в кругу семьи, со взаимными и совместными подарками, праздничным столом и «медовой» неделей.

МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ

МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ - образное определение первого месяца после свадьбы. Как правило, это месяц проявления супругами большой любви друг к другу, своих лучших качеств, это месяц взаимного познания, планирования будущего. Жизнь супругов полна надежд и веры, она им кажется «сладкой», т.е. медовой. От этого слова «мед» и назван в народе этот первый месяц. По традиции, в этот месяц супругам положено быть чаще вместе, возможно отправиться в путешествие, на отдых. Позже это выражение стало использоваться применительно к ситуациям проявления человеком особых чувств, увлеченности работой. Аналогичное «медовому месяцу» есть выражения у многих народов, как есть и «полынный месяц», т.е. следующий за медовым.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения на основе личных пристрастий, интересов, склонностей в условиях определенной культуры (и субкультуры). Это социально-психологическое явление, которое испытывает на себе и «впитывает» в себя самые разнообразные влияния, как внутренние (личностные), так и внешние (средовые). Межличностные отношения в той или иной общности подразделяются на официальные, т.е. формализованные, возникающие в ходе выполнения функций, так и неофициальные, т.е. неформализованные, возникающие естественно, в рамках культуры и обыденного общения. Духовное общение, а следовательно, и межличностные отношения всегда неформализованы. Выделяют также межличностные отношения «по горизонтали» (среди равноправных членов общности) и «по вертикали» (между руководящим и руководимым). И те, и другие могут быть как формализованными, так и неформализованными. Межличностные отношения любого вида очень сильно зависят от психологической совместимости между членами общества.

МЕЛАНХОЛИЯ

МЕЛАНХОЛИЯ (гр. - черный, желчь) - психическое состояние человека, характеризующееся беспричинной тоской и упадком сил. Человек впадает в задумчивость, уныние, иногда он испытывает тихое отчаяние без видимых причин, на весь свет начиная смотреть через «черные очки». Такое состояние может возникать по самым разным причинам, подчас противоположным: от пресыщения жизнью и долгого отсутствия успеха и благополучия, после сильных стрессов и от однообразной жизни. Меланхолия как временное состояние может перейти в хроническую душевную болезнь, требующую специального лечения. Меланхолии подвержены люди, не верящие в Бога и Его силу, маловеры.

МЕНТАЛИТЕТ

МЕНТАЛИТЕТ (лат. - образ мыслей) - это те духовно-нравственные и культурные ценности, которые составляют основу мировидения и миропонимания отдельного человека или сообщества, в свою очередь, определяющих их поведение. Менталитет определяют как образ чувств и мыслей, влекущих за собой определенные действия. Это сложное духовно-интеллектуальное образование, складывающееся веками, тысячелетиями как историко-генетическая память человека и народа в целом. Только через менталитет можно понять, почему в сходных ситуациях разные народы (и люди) ведут себя по-разному. Менталитет «по кирпичику» складывается под влиянием культуры, вероисповедания, традиций, среды проживания, а также системы воспитания и образования. В жизни отдельного человека он выполняет функцию призмы: через нее сознательно или бессознательно проходят все его слова, чувства, поступки. Менталитет - это духовная субстанция, по содержанию своему - нравственная категория. Через нее правят миром властные структуры, разрушая или созидая что-то на этом свете. Без знания менталитета того или иного народа нельзя эффективно с ним взаимодействовать, нельзя им управлять, не вызывая конфликты и социальные катастрофы. Менталитет по природе своей консервативен, он не позволяет быстро перестраиваться человеческому мышлению: всякие новации только тогда продолжительно и эффективно живут, когда они соответствуют менталитету. Так, трудно за короткий срок изменить менталитет, а значит и характер мыслей, чувств и поведение многих и многих советских людей как работников наемного труда. История доказала, как устойчив менталитет русского народа, пережившего немало социальных катаклизмов. Менталитет и образование находятся в сложных отношениях: состояние и качество образования зависят от менталитета народа, в то же время, именно образование существенным образом воссоздает, преобразует, корректирует менталитет.

МЕРА В ПЕДАГОГИКЕ

МЕРА В ПЕДАГОГИКЕ (лат. - норма) - исторически сложившиеся требования к педагогическим действиям, соблюдение которых обеспечивает их эффективность без ухудшения исходного состояния объекта воздействия, без снижения его качества (в педагогике также действует принцип «не навреди»). Мера в педагогике - это тот предел, норма, образец, ниже которых нельзя опускаться, нельзя педагогу работать хуже. Мера вырастает из опыта поколений по семейному и общественному воспитанию детей; она одновременно и устойчива, и подвижна, поскольку частично зависит от потребностей людей, времени, особенностей детей, уровня их развития и состояния самой науки. Мера в педагогике разрабатывается как система правовых, этических, психологических, гигиенических, эргономических, экологических, методических и собственно педагогических требований к педагогу как личности, его деятельности и учебно-воспитательному процессу. Мера и ее соблюдение обеспечивает целостность, определенность и устойчивость системы образования в целом и каждому образовательному учреждению в отдельности. Для личности учителя и ученика соблюдение меры есть гарант их поступательного гармоничного развития. Чувство меры во всем - крайне необходимое учителю качество. От слова «мера» в педагогике произошло слово «мероприятие».

МЕРКАНТИЛИЗМ

МЕРКАНТИЛИЗМ (фр. - торговец) - социально-экономическое учение, основанное на приоритетах развития торговли и производства промышленных товаров массового спроса и принижение роли земледелия и скотоводства. Меркантилизм нацеливает государственную политику на развитие внешней торговли и содействие притоку золота в страну из иностранных государств. Считалось, что общественное богатство заключается исключительно в деньгах (золоте, серебре). Данное учение возникло в XV веке и было распространено первоначально в Англии и Франции, затем его приняли многие другие страны. Его элементы видны в поведении правящей власти в «перестроечной» России конца XX века. От этого слова «меркантилизм» произошло близкое по значению «меркантильность».

МЕРКАНТИЛЬНОСТЬ

МЕРКАНТИЛЬНОСТЬ - отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в мелкой расчетливости, торгашеском отношении к духовным ценностям, в отношении к людям как средству личного благополучия. Православие это качество относит к числу тягчайших греховных страстей, называя его сребролюбием.

МЕРОПРИЯТИЕ

МЕРОПРИЯТИЕ - условное обобщенное название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления. Мероприятиями в школе принято называть внеклассные формы организации деятельности детей как формы организации педагогического процесса. Этот термин состоит из двух: «мера» и «принимать». Оно и означает принятие мер к решению возникшей задачи или проблемы. Мероприятие, если руководствоваться его первосмыслом, это то, что поддается оценке по степени полезности, целенаправленности, качеству по отношению к его организаторам и участникам. В этом смысле нецелевого мероприятия просто не может быть. Использование «мероприятия» в его истинном смысле повышает качество воспитания и образования, заставляет педагогов к каждому делу подходить продуманно, соизмеряя его с пространством, временем, состоянием участников.

«МЕРТВЫЙ ЯЗЫК»

«МЕРТВЫЙ ЯЗЫК» - это язык, который был когда-то записан, на нем когда-то говорили, но он по разным историческим причинам не использовался и исчез из активного общения. Некоторые из них приходилось раскодировать, например, шумерский язык. Другие хорошо известны, но разговорными не являются. К таким относятся греческий и латинский языки. Смерть языков связана с уничтожением людей и государств - их носителей, с плохим хранением письменных текстов и отсутствием учеников. Языки перестают изучать, сознательно вводя другой язык (при военных захватах территорий). Русский язык является наследником греческого и латинского и потому в нем много обрусевших слов из этих языков. «Мертвые» языки изучаются как культурно-исторический феномен, иногда их используют в узко профессиональных целях, как, например, латынь в медицине, биологии, анатомии.

МЕССИОНИЗМ

МЕССИОНИЗМ (гр. - помазанник) - религиозное и одновременно светское учение об избранной роли одного человека или народа в исторической судьбе человечества. Мессионазм - это учение о спасителях человечества, как Божиих посланцев, способствующих пробуждению национального самосознания, росту понимания людьми своей особой роли на данном историческом этапе. Почти все народы переживали состояние мессианства как призвания к подвигу. Таковой была Жанна Д’Арк во Франции, такова идея славянофильства и особой миссии России в сохранении духовности на Земле. Данное учение во многом сходно с идеей пассионарности. Это почти мистическая вера в провидческую способность кого бы то ни было.

МЕССИЯ

МЕССИЯ (гр. - помазанник) - это человек, от которого ждут большой пользы, помощи, избавления от бед. Его назначение - превращать зло в добро. Он посланник Бога на Земле, и его не искусит Сатана. Согласно христианскому вероучению это не мирской человек. хотя и явился в мир. Таким был Иисус Христос. Через него людям показана сущность человека, дан образ святости, явлена вся полнота человеческой личности, задано направление развития человека. Как правило, Мессия приносит с собой новое состояние мирового бытия и являет собой высший авторитет. Мессия - посредник между Богом и людьми.

МЕСЯЦ

МЕСЯЦ (ст.слав. - луна) - астрономическая мера времени, определяемого последовательным прохождением Луны мимо одних и тех же звезд или между двумя последовательными ее положениями в одной и той же фазе. Оно равно 27 дням и 7 часам. Гражданский месяц - это 1/12 часть года. Состоит из 30-31 дня, кроме февраля, в котором 28 дней, а в високосный год - 29 дней. Месяц в смысле времени воспет в русских легендах, сказках. Месяц же как физическое тело сильно мифологизирован. Он является воплощением ночи, в противоположность Солнцу - дневному светилу. С началом первых морозов они расходятся и не встречаются до весны. Весной Луна и Солнце встречаются и рассказывают друг другу о пребываниях в далеких краях. По преданиям, если встреча добрая - день ясный, если худая - пасмурный. 5 июля считается праздником Месяца, когда он «играет». Со сменой фазы Луны считается, что Месяц рождается и умирает. Словом, человек приблизил время через Месяц, Луну к особенностям своего космогонического миропонимания.

МЕСЯЦЕСЛОВ

МЕСЯЦЕСЛОВ - это первоначально церковный, а затем и народный календарь. В церковном месяцеслове, в порядке годового круга, помещались данные о днях памяти святых, жития святых, молитвы, им посвященные. Народный месяцеслов, так называемый «круглый год» тоже содержал данные о святых и религиозных праздниках, но кроме этого еще данные о хозяйственных работах, приметах погоды, хозяйственные советы. Каждая часть народного календаря была поименована. Собственное имя было у большинства недель: «пестрая», «всеядная», «сырная», «Фомина», «зеленая», «сборная» и др. Названия имели и посты: холодный, голодный, великий. Морозы тоже были «введенские», «никольские», «крещенские», «афанасьевские» и пр. Некоторые дни тоже имели «имя собственное»: «великий четверг», «чистый понедельник», «Красная горка», радуница, Духов день и т.д. Все это говорило людям об обычаях, традициях народа, об особой роли времени в их сохранении, народный календарь был связан с религиозным, что тоже предполагал особое поведение людей. Месяцеслов играл огромную воспитательную роль, был красив, богат смыслами, во всех отношениях являл единство духовного и мирского деяния человека. Месяцеслов нередко именовался святцами.

МЕТАТЕОРИЯ

МЕТАТЕОРИЯ (гр. - позади теории) - это обобщенное название теории, предметом которой является другая теория, а в ней - построение, система понятий, положений и доказательств, пути развития, методы исследования, законы и принципы. Такой теорией по отношению к другим наукам может быть философия, культурология, экология. Метатеория - это и сквозная теория, охватывающая нижестоящие по отношению к себе науки, теории. Например, педагогическая антропология является метатеорией по отношению к общей, профессиональной, производственной педагогике и др. В свою очередь общая педагогика является метатеорией по отношению к методикам и образовательным технологиям.

МЕТАФИЗИКА

МЕТАФИЗИКА (гр. - сверхфизическое) - наука о мире как целом и неделимом, но выходящем за грань физической реальности. Метафизика изучает бытие духовное, абсолютное бытие Бога и изменчивое бытие Его творения. Она изучает сверхчувственное, а также чувственное в его движении, развитии и соответствии духу. Метафизика исследует начало и конец бытия, вскрывает таинственность, бесконечность, неисчерпаемость макро и микромира. Метафизика признана основной философской наукой, которая изучает существующее как таковое. Она является наукой, которая во всей смене явлений и состояний ищет постоянное и связь. Метафизика состоит из ряда учений: онтология (учение о самом сущем), космология (учение о сущности мира), философская антропология (учение о человеке), теология (учение о существовании и сущности Бога). Предмет изучения метафизики: бытие, свобода, ничто, бессмертие, Бог, жизнь, сила, материя, истина, дух, душа, природа. В настоящее время метафизика, добившись всеобщего признания, очень активно развивается и заставляет пересмотреть ранее проведенные отечественной наукой исследования.

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (гр. - перенос) - разновидность образного мышления, способного преобразовывать исходную знаковую или предметную информацию в художественные или жизненные образы. Делается это посредством сравнения и обнаружения скрытых и явных общих признаков знаковой и предметной информации с образами легенд и сказок, пословиц и поговорок, жизненных ситуаций. Метафорическое мышление выражается в речи посредством таких художественных средств, как аллегории, метафоры, сравнения, олицетворения, иносказания и др. Такое мышление свойственно малоразвитым народам и детям, особенно дошкольным и младшим школьникам. Такое мышление способствует также более глубокому пониманию смыслов библейских преданий.

МЕТОД

МЕТОД (гр. - исследование) - те практические действия педагога и учащегося, родителя и ребенка, которые способствуют передаче, усвоению и использованию общественного опыта как опыта культурного способа жизнедеятельности. К методам относятся только те действия, которые взаимосвязывают, создают воспитательные отношения между воспитанником и воспитателем, т.е. бинарные, двойственные по своей сути. Методы обладают способностями преобразовывать содержание усваиваемого опыта для его более быстрого, экономного и продуктивного усвоения. Методы обладают способностями преобразовывать содержание усваиваемого опыта для его более быстрого, экономного и продуктивного усвоения. Методы регулируют и стимулируют развитие детей и их воспитателей. Различают методы воспитания и обучения, преподавания и учения. К методам, например, относятся беседа, упражнение, рассказ, убеждение и др.

МЕТОД «ЧЕРНОГО ЯЩИКА»

МЕТОД «ЧЕРНОГО ЯЩИКА» - это метод нахождения прямой зависимости воздействия и результата без учета того, что происходит в самом человеке. В этом случае ребенок или детский коллектив рассматриваются как некое «запломбированное устройство», т.е. «черный ящик», о внутреннем строении которого мы как бы не располагаем никакими данными. Мы можем лишь наблюдать воздействия на «входы» и сами их осуществлять и видеть последствия в виде изменившегося поведения, т.е. «выход». При этом методе все внимание педагога сосредотачивается на поведении, а не на внутреннем состоянии системы - ребенка или коллектива. Этот метод чаще всего используется в крупных исследованиях, например, при переходе школы в режим развития или внедрении инноваций.

МЕТОД ИЗЖИВАНИЯ

МЕТОД ИЗЖИВАНИЯ - это действие игнорирования педагогом каких-либо действий или слов ученика, незамечание его недостатков и, напротив, подкрепления положительных поступков и слов. Учитель как бы не придает значения тем действиям, которые он хочет прекратить. Этот метод используется для уменьшения нежелательного поведения отсутствием подкрепления. При этом постепенно исчезает научение: ребенок не повторяет того, что не вызывает реакции, особенно не привлекает внимания. Данный метод - один из возможных в борьбе с негативными качествами личности. Он сильно связан с методами подкрепления и наказания.

МЕТОД НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА

МЕТОД НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА - один из методов воспитания и организации деятельности детей, суть которого состоит в постановке проблемы (задачи, задания) перед ребенком и предоставление ему свободы в выборе способов ее решения и самого решения. Ребенок нередко при этом действует методом «тыка», «проб и ошибок», сам проходит путь поиска, но зато запоминает весь путь и накапливает опыт находок и потерь. Такой метод эффективен во внеучебной деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ

МЕТОДОЛОГИЯ (гр. - учение о методе) - метатеория о теоретических и технологических основах формирования научного знания; это система приемов, подходов, принципов, применяемых в науке как способе познания мира. Методология - это также система конкретных теоретических взглядов человека на то или иное явление, это основа понимания и объяснения жизненных явлений. Каждая наука имеет свою методологию, каждый ученый - тоже.

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ - отрасль педагогического знания, содержащая в себе знания о методе и сами методы педагогического исследования, технологию исследования, а также наиболее общие теоретические положения (парадигмы, концепции, идеи, законы, принципы) о педагогической и научно-педагогической деятельности. Методология педагогики сегодня это сильно разветвленное знание, включающее в себя, помимо указанных знаний, еще и знания о понятийно-терминологическом аппарате педагогики, о ее связях с другими науками и др. В настоящее время она находится на стадии активного развития: идет процесс отхода от материализма в его наиболее крайней форме марксизма-ленинизма и сближения с методологией православной педагогики.

МЕТОД ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

МЕТОД ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ - метод воспитания и организации деятельности детей, суть которого состоит в отвлечении их внимания с отрицательных действий и привлечении его к положительным действиям. Это метод вымещения одного действия другим, более полезным или привлекательным. Метод переключения позволяет делать меньше запретов, меньше наказывать за проступки, а на основе метода изживания приглушать, оставлять без последствий, прерывать разрушительные действия ребенка и побуждать его к созидательному проявлению. Учитель, используя этот метод, реже говорит «нельзя», «не трогайте», «прекратите», а в момент прерывания запретных действий просит сделать что-то другое, выполнить более полезное задание. Этот метод хорошо действует как опережающий, профилактический, если он используется в начале проступка, перед возможным проступком.

МЕТОД ПОГЛАЖИВАНИЯ

МЕТОД ПОГЛАЖИВАНИЯ - метод поощрительного стимулирования, предполагающий признание другого человека, его положительное восприятие, поощрение. Это прием, действие учителя или родителя по сути физического контакта с ребенка: поглаживание, обнимание, похлопывание, прикосновение к рукам, плечу, шуточный щелчок по носу или лбу. Метод поглаживания выражает эмоциональную оценку воспитателя (похвалу, восторг, благодарность, поклонение, просьбу) глубоко индивидуального и даже интимного характера. Как правило, он эффективен в начальной школе, детском саду, реже в подростковом возрасте. Этот метод требует от учителя большого такта, интуиции и чувства меры.

МЕТОД ПОДКРЕПЛЕНИЯ

МЕТОД ПОДКРЕПЛЕНИЯ - это метод стимулирования положительного действия ребенка посредством поощрения сделанного. Использование метода подкрепления (награды, подарка, доброго слова, хорошей отметки и т.д.) увеличивает вероятность повторения ребенком нужного, правильного, достойного поведения или действия. Этот метод входит в состав методов стимулирования, он сильно связан с поощрением, наказанием, изживанием и подкреплением. Метод подкрепления как бы фиксирует успех ребенка, что способствует формированию у него определенной установки. Особенно эффективен при репродуктивном обучении, воспитании и обучении показом, подражанием.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК - это метод случайного подбора частных методов и приемов действий в расчете лишь на возможный успех. В обычной жизни его еще называют методом «тыка». Этот метод обеспечивает быструю педагогическую реакцию и быструю отдачу со стороны воспитанника. Его достоинство и в том, что он обеспечивает поиск нужного метода, делает процесс подбора гибким, мобильным. Во времени этот метод не требует особых затрат, но требует внимательного наблюдения за результатами воздействия метода

МЕТОД САМОВНУШЕНИЯ

МЕТОД САМОВНУШЕНИЯ - метод самоубеждения, самодоказательства, самоприказа, самооценивания, т.е. когда сам человек выступает в роли и воздействующего, и принимающего воздействие. Этот метод применяется для самоуспокоения, преодоления стресса, для установки на спешную работу, в оздоровительной гимнастике, при аутогенных тренировках и т.д. Применение этого метода требует воли, объективного самонаблюдения. Он способствует воспитанию самообладания и воли.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV