Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "С" (часть 3, "СВО"-"СЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СВО"-"СЕР")

СВОБОДА СОВЕСТИ

СВОБОДА СОВЕСТИ - это право человека на свободу мысли, убеждений, вероисповедания или не исповедание никакой религии, т.е. атеизм. Свобода совести есть разновидность демократической свободы, неотъемлемый элемент демократического общества. Она включает в себя свободу религии как предоставление права выбора религии любого рода (принимать, менять) и свободного исповедания единолично или сообща с другими верующими согражданами. Согласно этому праву запрещена дискриминация религий и вероисповеданий в системе политических, экономических, культурологических, юридических отношений, что закреплено законодательно. Вместе с тем, существуют ограничения, установленные законом, охраняющие общественную и личную безопасность, здоровье, порядок, мораль, на деятельность деструктивных сект. Свобода совести провозглашена во Всемирной декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах человека и других национальных актах.

СВОДНЫЕ ДЕТИ

СВОДНЫЕ ДЕТИ - так называют чужих друг другу детей от разных родителей, сведенных в одной семье новым браком. Это когда их настоящие родители развелись (или овдовели), и кто-то из них вступил в новый брак, взяв в новую семью своих детей. Так могут быть сводные братья, сестры, брат и сестра. Это братья и сестры по отчиму или по мачехе.

СВОЕВОЛИЕ

СВОЕВОЛИЕ - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как прихоть, произвол, как самонадеянная вера только в себя и свои способности, как переоценка своих сил, как непослушание, неподчинение воле взрослых (родителей, учителей, руководителей, пожилых опытных людей), как озорство, самоволие, самоуправство и т.п. Своеволие - признак отсутствия у человека христианской морали, недостаточно глубокой веры в Бога: это жизнь без Бога, вопреки Богу, по своей воле. Это поведение эгоиста, человека не соборного. В русском народе всегда осуждалось; разбойников называли людьми «длинной воли», а слишком большое своеволие должно пресекаться, иначе: «Дай человеку волю - заведет в неволю». Своеволие - это попустительство себе, открывающее дорогу страстям. Статус твари, как Божьего творения, требует послушания и согласования своей воли с волей Божией.

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ - характерные признаки поведения, выражающиеся как его качественная сторона, имеющие тенденцию к устойчивому проявлению, повторяемости (воспроизводимости) в сходных ситуациях, четкой выраженности (узнаваемости). В то же время свойства личности способны к изменениям, усилению или затуханию. Они формируются посредством накопления индивидуального опыта в процессе воспитания и образования. Качества личности отличаются от свойств своей кратковременностью и ситуативностью. Условно можно сказать, что личностные качества у?же свойств и входят в них как часть в целое. Различают типичные свойства личности, например, возрастные, и особенные, т.е. индивидуальные.

СВОЯК

СВОЯК (свояченица) (ст.слав. - свой) - так в русском народном быту называли не прямых, не кровных родственников по линии мужа и жены: мужа сестры, сестру жены. Свояка еще звали зятем.

СВЯТАЯ РУСЬ

СВЯТАЯ РУСЬ - поименование России в допетровский период истории, в XIV-XVI веках. Основанием служит духовное возрастание народа, превознесение в сознании русского человека идеала святости над другими жизненными ценностями, особенно материальными. Идеалы Святой Руси - это идеалы связи народа с Богом, следование духовным истинам, религиозно-нравственная обусловленность русской жизни, понимание собственных поражений как результата уклонения от религиозного долга, способность к покаянию. Это время величайшего торжества единства веры, власти и народа. Святая Русь - эпоха формирования самосознания русского народа: понимания Родины как «земли святорусской», осознание Отечества как матери («Мать-Россия»), проявление патриотизма, выражающего любовь, заботу, гордость и ответственность за «Россиюшку». Центром формирования такого духовно-нравственного отношения к «своей стороне» была Русская Православная Церковь. В период Святой Руси развивалось подвижничество, появилось много святых, культура была единой и целостной вне сословного деления, также тесной и непосредственной была связь народа и власти. Русь понималась не как географическое пространство, а как духовное, где совершается таинство домостроительства, нравственного возвышения человека и спасения его от греха. Русскую землю звали Домом Пресвятой Богородицы, а русский народ - богоносцем. С этим состоянием духа русского православного народа связано понятие «русская идея», возникшая значительно позже.

СВЯТКИ

СВЯТКИ - это святые дни, время от Рождества до Крещения, т.е. с 6-го января по новому стилю до 19 января. Это две недели зимних праздников, когда уже нет постных дней, хотя и не совершаются венчания; это время активной хозяйственной деятельности по подготовке к весне (солнце поворачивает с зимы на лето). Этот праздник требует особой чистоты в доме и вокруг него, накладывается запрет на ссоры, сквернословия, дурные поступки, зло. Желательно проводить общинные (коллективные) собрания по хозяйственным работам и заканчивать их большими пиршествами с игрищами, колядованием, гаданиями, базарами. Полагается часть пищи отдавать в память об умерших предках (для них надо варить кутью). Святочные гадания - любимое развлечение молодежи. Считается, что в ночь под Новый Года (по старому стилю) все сбывается. Очень популярны в русской культуре и святочные пения во время колядования, рождественских игрищ; они имеют ритуально-символическое значение.

СВЯТОСТЬ

СВЯТОСТЬ - духовно-нравственное состояние человека, достигшего в своей жизни наиболее полного исполнения Закона Божьего и проявляющееся в самых высоких нравственных качествах любви, веры, надежды, добра, самопожертвования. Это духовно-душевное здоровье человека и общества. Без святости и приближения к ней нельзя воспитывать человека, строить систему образования, общественную и государственную жизнь. Подлинно человеческие ценности зреют только на почве святости и святого отношения к национальным ценностям и интересам, прошлому, настоящему и будущему. Святость определяет наличие у народа святынь и святых.

СВЯТЫЕ

СВЯТЫЕ - это реально живущие (жившие) люди, свято чтившие, почитающие, сохраняющие на деле все догматы христианской веры. Это особенные люди, любящие Бога, имеющие связь и с Богом, и с миром. Святость этих, казалось бы обыкновенных людей, есть отражение святости Бога. Бывает, что тело святого остается после смерти нетленным. Церковь, через своих иерархов, собирает все, что известно о святом, прославляет и канонизирует его. Есть святые апостолы и евангелисты, которые были учениками Иисуса Христа во время его земной жизни. А есть пророки, одаренные особым познанием воли Божией. Есть мученики, погибшие за веру; исповедники, страдающие за веру Христову; преподобные - святые монахи; праведные - святые священники и миряне; благоверные - государи и правители; блаженные - отказавшиеся ради Бога от разумной жизни. Каждый день года Церковь отмечает отдельных святых. При крещении православный человек получает имя какого-либо святого. День памяти своего святого православные христиане празднуют как свои именины. Культ святых был особым явлением русской культуры. Идеалом русской святости было: срединный путь (отсутствие радикализма), пост и труд как господствующая аскеза, обращение грешников, книжный и иконописный труд, беспредельная вера в Бога, скромность и смирение. Канонизация русских святых активно шла до середины 16 века. Вместе с тем, в бытовом лексиконе русских людей есть насмешливое слово «святоша» - это о людях богомольных, но не добродетельных, лишь прикидывающихся и верующими, и любящими Бога и людей.

СВЯЩЕННИК

СВЯЩЕННИК - сан служителя церкви второй, средней степени священства. Он имеет благодать совершать все богослужения и таинства, кроме таинства рукоположения. Это служитель Божий на земле, который раздает благодать Божию верующим. Священник - духовный отец, побуждает прихожан жить по заповедям Божиим и заботится об их спасении. К священнику принято обращаться: «Ваше благословение», а в неофициальной обстановке - «отец», «батюшка».

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ - это те книги, которые входят в Библию и считаются библейскими. Они содержат в себе догматы, истины религии духовно-нравственного и религиозного характера, признаваемые как Божие Откровение. Эти книги, согласно веручению, написаны по внушению самого Господа Бога. Священное Писание - это богодуховенные писания. Настоящий верующий человек, да и всякий грамотный должен часть обращаться к этим книгам, перечитывать их, особенно Новый Завет, ибо все, что написано в них, побуждает к духовному совершенствованию, раскрывает новые и новые стороны Божественного Откровения. Читать книги священного Писания надо с размышлением, вникая в слова, углубляясь в смыслы, со смирением и открытым сердцем.

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ - это учение веры, изложенное святыми отцами Церкви в церковно-богослужебных книгах, постановлениях вселенских соборов. В книгах Священного предания дается толкование книг Священного Писания, написанных пророками и апостолами, в них как бы продолжается апостольская традиция, обосновывается богоустановленность мира, человеческого пребывания на земле и самого Священного Писания.

СГЛАЗ

СГЛАЗ - взгляд «недобрым» глазом, т.е. человека с потаенной злой мыслью, намерением с целью принести вред другому человеку. Сглазом можно испортить человека - принести ему болезнь, горе, лишение и даже смерть. Глазам приписывается магическая сила колдовства. Особенно недобрыми и потому опасными считались глаза косые, черные, выглядывающие из-под густых бровей, навыкате, сильно впавшие, разного цвета. Сглаз - это всегда недоброжелательный взгляд, неискренняя или чрезмерная похвала, предсказание чего-нибудь. От «дурного глаза» люди имели обереги, спасались молитвой и крестом.

СДЕРЖАННОСТЬ

СДЕРЖАННОСТЬ - положительное нравственно-этическое качество личности, выражающееся в ровной, без резкостей, реакции на события и в том числе неблагоприятные. Сдержанность - это умение остановить или ослабить силой воли свой гнев, зло, месть, осуждение и другие страсти.

СЕДМИЦА

СЕДМИЦА (ц.слав. - семь) - так православная церковь называет неделю, как состоящую из семи дней. Каждый день седмицы имеет свое посвящение: воскресенье - воспоминанию и прославлению Воскресения Христова; понедельник - духам, посылаемым Богом на помощь людям для достижения спасения; вторник - ветхозаветным пророкам, как провозвестникам Царства Христова на земле; среда и пятница - воспоминаниям о предании Иисуса Христа на страдания и смерть, самих страданиях и смерти (в эти дни обязателен пост); четверг - прославлению апостолов как первых провозвестников Евангелия; суббота - окончанию творения мира Богом. Седмица имела свой четкий цикл, постепенно восходя от Воскресения до Сотворения, наполняя особым духовным смыслом каждый день человеческой жизни и деятельности.

СЕКТА

СЕКТА (лат. - отколовшаяся часть религиозной общины) - отделение части верующих от основного религиозного учения и создание ими объединения вокруг новой доктрины. Секты возникают как оппозиционные учения внутри религии. Им свойственно: претензии на исключительность своих идей и настроение избранничества, стремление к изоляции и замкнутость, фанатизм и экстремизм. Сектантские объединения возникают на слепой вере некоторых людей в нового мессию - своего фанатичного руководителя харизматического типа. По сути здесь идет эксплуатация веры, паразитизм на глубоком вероисповедании рядовых верующих со стороны устроителей сект. Основное число сект носят тоталитарный, деструктивный характер. В них используются специальные психические средства «контролирования сознания», подавления воли человека. Целью всех сект является вербовка молодежи и захват власти, а слова «церковь», «Иисус Христос», «Господь Бог» - лишь камуфляж для введения в заблуждение людей. Деструктивность сект главным образом в методах работы с попавшими туда людьми, в требованиях железной дисциплины, беспрекословного подчинения лидеру, отказа от личного благополучия и счастья. Секты смертоносны как для каждого отдельно человека, так и для гражданского мира, устоев Российского государства. Они выражают антихристианский и антигуманный миропорядок. Выход из сект либо невозможен, либо проходит через продолжительную реабилитацию сознания и поведения. Примером сект служат Агни-Йога, адвентисты, Аум синрикё, баптизм, Богородичный центр, духоборы, евангелисты, мормоны, муниты, хлысты, кришнаиты и др. Самый надежный способ не попасть в подобные секты - это научиться технике религиозной безопасности. В русский лексикон слово вошло со времен Петра I.

СЕКТА МУНА

СЕКТА МУНА - тоталитарная религиозная секта деструктивного характера, построенная на синтезе идей ряда восточных вер (буддизма, ислама, иудаизма) и западного христианства. названа по имени создателя - корейского проповедника Муна, провозглашенного новым мессией. При этом, в основу учения положена Библия. Официальное ее название - «Церковь Объединения». Секта Муна действует во множестве стран под вывесками общественных, научных и гуманитарных организаций бесплатных курсов английского языка и клубов Тэквандо. В секте Муна идет мощная психическая обработка под названием «промывание мозгов», когда человек уничтожается как личность, теряет способность критического восприятия внушаемого мунистами материала. Человеку внушается, что все, чем он до этого жил, ложно, а его близкие и друзья - враги его спасения. Мунисты сводят религию к нравственности, делают опору на самовоспитание, медитацию, молитвы, лекции, пения. Они начисто отрицают христианское понимание Троицы и другие догматы христианской церкви, в том числе главный - о существовании богочеловека Иисуса Христа. Главный праздник мунистов - церемония публичного свершения браков как акта воссоединения частей в целое. Секта создана в 1954 г., в России появилась в 1990 г. Ее цель - власть и деньги.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (лат. - светский) - усечение прав и возможностей церкви реализовывать свои прямые духовные цели в угоду и по воле светского мира. Секуляризация - это обращение церковной и монастырской собственности в собственность государства; отделение образования и науки от церкви (отделение школы от церкви, педагогики от веры); освобождение всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви. Секуляризация преследует цель ограничить, сузить сферу влияния религии и церкви на людей, общество, государство в целом: на политику, науку, искусство, экономику, управление, личную жизнь и т.д.

СЕКУНДА

СЕКУНДА (лат. - деление градуса) - одна из основных единиц измерения времени, для бытовой практики - самая маленькая, миг, мгновенье. Имеется во всех системах единиц, что составляет 1/86400 часть средней продолжительности солнечных суток, 1/60 часть минуты и 1/3600 часть часа. Это очень короткий интервал времени: секунды отбивает маятник стенных часов, на отсчете секунд сделан секундомер, секундная стрелка в часах. В обиходе можно услышать наряду с «одну минуту» также «одну секунду» как символ быстрого выполнения обещания, решения, просьбы.

СЕЛО

СЕЛО (ст.слав. - селиться) - это место поселения людей на земле, где пашут, сеют, убирают урожай. Земля как обиталище людей. Собственно «село» - это поле, пашенная земля, где обустраивают свои жилища люди, проживая в органичном единстве с землей, природой и сельскохозяйственным трудом. Сельский - это полевой, растущий, проживающий в поле, в природе, живущий крестьянским трудом. В силу этой особенности проживания людей сельская культура отличалась от всякой другой, была всегда источником развития других культурных ветвей. В дореволюционной России различали село и деревню: в первом была церковь, во второй - нет; церковь строилась не только по желанию крестьян, но и в зависимости от величины поселения, т.е. возможного количества верующих прихожан.

СЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

СЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА - исторически сложившаяся культура той части народа, которая проживает в социально-территориальной подсистеме - селе, деревне, малонаселенном пригороде и занимается сельскохозяйственным и мелким ремесленным трудом. Здесь сложилась единая материально-вещная среда, доминирует природно-географические условия и ниже чем в городе социально-экономическое развитие, виды трудовой деятельности устойчивы и малочисленны, высокая социальная, профессиональная и национальная однородность. В этих условиях хорошо сохраняется народная культура, народные обычаи и традиции, культура быта, труда и отдыха. Именно она является основой более поздней городской и дворянской культур.

СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА

СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА - это определенная идеология, выраженная в системе целей, принципов и основных направлений деятельности властных структур в сфере отношений государства с семьей и обществом. Семейная политика всегда есть органичная составная часть социальной политики. Предназначение семейной политики состоит в том, чтобы регулировать и координировать экономическое, правовое, социальное, медицинское, экологическое, психологическое, социально-педагогическое и информационное обеспечение жизнедеятельности семьи как условий ее эффективного существования. Семейная политика охватывает все институты общества, так или иначе причастные к решению проблем семьи и ее членов. Глобальное целевое назначение семейной политики - гармонизация отношений семьи и государства, перевод семьи из позиции пассивного потребителя в позицию автономной семьи как активного творческого созидателя самой себя и общества. Семейная политика предназначена для объединения общих свойств и задач семей и власти, опоры на них и поиск способов решения типологических и индивидуальных проблем семьи. Семейная политика государства разрабатывается в союзе с Русской Православной Церковью, с учетом других религий, национальных и исторических особенностей народов, населяющих Россию.

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ - теория и творческий метод работы с семьей как с коллективом в сфере социальных проблем. Направлена на сплочение семейного сообщества, развитие у его членов творческого мышления по обеспечению потребностей детей в условиях конкретного общества. С помощью семейной терапии производится смена жесткой системы жизнедеятельности членов семьи, которая не позволяет в данный момент успешно решать возникшие проблемы. Посредством ее семье оказывается помощь в избавлении от плохих привычек, приобретении нового опыта, который позволял бы думать, чувствовать и действовать по-другому. Как метод, семейная терапия включает в себя коммуникацию между членами семьи, перенесение центра внимания с индивида на семью в целом. Семейная терапия способствует улучшению качества жизни семьи.

СЕМЕЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СЕМЕЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - уклад семейной жизни, включающий в себя: трудовую активность, т.е. конкурентоспособность на рынке труда; экономическую активность; активность в сфере культуры и образования; активность в сохранении и улучшении здоровья своих членов; общественную активность; религиозную активность как духовно-нравственное поведение и соблюдение норм религиозной жизни. Семейное поведение определяет степень автономности семьи, ее благополучие в обществе.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

СЕМЕЙНОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ - это система, сложившаяся в православной семье под влиянием ее стремления жить по вере. Православие считает самой главной заботой родителей - воспитание детей, данных Богом. Цель воспитания - воспитание в непоколебимой вере, любви к богу и ближнему своему. Дух семьи зависит от упорного труда над ребенком, от постоянной работы над его интересами и заботами, от самопожертвования личными интересами отца и матери. Семья христианина - отец, мать и дети - это образ святой Троицы на земле. В такой семье у детей воспитываются физическая и духовная чистоплотность, умение просить прощения за свои проступки у родителей и Бога, умение молиться, причащаться, поститься. В такой семье строго выбирают друзей - лиц «духоносных», нравственных, добрых. В ней все приобщены к духовному чтению, дети ограждены от соблазнов мира, от чтения плохой литературы, от чрезмерных страстных увлечений и развлечений. От воспитания детей в уединении и тишине в них развивается сосредоточенность, внимательность, вкус к духовным переживаниям. Детей в такой семье обучают терпению, преодолению лени, умению идти по жизни «тесным путем», мужественному преодолению усталости, боли, голода. В семье суровая трудовая обстановка, постепенное приучение к жизни без поддержки родителей. Христианское воспитание основано на любви и доверии к ребенку, но и на требовании к нему. Основой семейного воспитания является послушание - царица всех добродетелей.

СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ

СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ - праздники годового календарного круга, которые связаны с крупными событиями в семье, изменяющими ее статус, уклад жизни, внутреннюю структуру. К таким праздникам относятся свадьбы, в том числе и свадебные юбилеи, дни рождения и именин (крестины) каждого члена семьи, дни поминовения умерших родственников, дни ухода в армию и возвращения из нее. К семейным праздникам относятся разовые события: начало учения детей в первом классе, день окончания школы, дни поступления в профессиональные учебные заведения и окончания их, дни получения высоких наград, поступления на первую работу и получения первой получки и др. Все семейные праздники отмечаются радостно, с благодарностью к Богу и к жизни, с праздничным столом, гостями и подарками. Благодаря праздникам каждый член семьи по несколько раз в году бывает в центре внимания и всеобщих забот.

СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД

СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД - устоявшийся стиль семейного поведения, отношений к семейным праздникам, жизненным проблемам, проявляющийся в отношениях членов семьи друг к другу и событиям и характеризующий дух семьи. Семейный уклад зависит от того, в каком цикле находится семья: молодая она, среднего возраста или состоящая из пожилых людей, от того, сколько поколений живут одной семейной жизнью. Семейный уклад - это ритм жизни семьи, динамика развития, устойчивость духовно-нравственных начал, психологический климат, эмоциональное благополучие.

СЕМЬ

СЕМЬ - количественное числительное, число, определяющее нечетное количество чего-либо. Как и число «три» оно является очень значительным и священным числом. Оно символизирует духовный порядок, завершение цикла жизни, действия: семь дней в неделе, семь планет - Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн, по Библии в семь дней творился мир, семь главных добродетелей, семь смертных грехов и т.д. В Евангелии от Луки рассказывается о Марии Магдалине, «из которой вышли семь бесов». В русской культуре на этом числе, как магическом, строятся множество поговорок и пословиц: «Семи пядей во лбу», «За семь верст киселя хлебать», «Семь верст до небес», «Семь потов сошло», «Семь пятниц на неделе», «За семью печатями» и др. В кириллице число «семь» обозначалось буквой «З».

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ - это те грехи, которые не прощаются человеку и по смерти его. К ним отнесены: тщеславие, высокомерие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, леность (расточительство). Эти грехи порождают другие - непослушание, чванство, спесь, жадность и т.д. За избежание этих грехов Иисус Христос дал семь даров благодати. В соответствии с грехами выделены семь добродетелей: умеренность, храбрость, мудрость, справедливость, вера, надежда, любовь.

СЕМЬЯ

СЕМЬЯ (ст.слав. - семь «я») - природно-нравственно-правовой способ единения мужа и жены, основанного на любви, браке, семейной собственности, рождении и воспитании детей. В семье возникает особый тип связности людей, именуемый «естественной соборностью», где смысл жизни человека проявляется не в нем самом, а в семейной общности, в других ее членах. Юридические основания семьи: оформление брака, брачный контракт, рождение ребенка, права и обязанности каждого ее члена. Функции семьи: генеративная (объединительная), рекреационная (воспроизведение потомства), коммуникативная (общение), регулятивная (поведенческая), экономическая, хозяйственно-бытовая, социально-воспитательная и, конечно, духовная. Семья входит в число самых высоких человеческих ценностей, наравне со здоровьем, любовью, работой, образованием. Семья позволяет удовлетворять самые насущные потребности человека: в продолжении рода, саморазвитии, самореализации, общении, защите, понимании, любви. В семье наилучшим образом обеспечивается частная жизнь как сфера человеческого поведения. Тайна семьи заключена в возникновении общности как духовной силы. Православие - самая мощная система защиты и сохранения семьи. С точки зрения христианства семья на земле обладает религиозной исключительностью, родители понимаются как соработники Божии. Это образ Святой Троицы на земле. Истинно православная семья спаяна любовью, в ней все живут друг другом. В семье обретается первое преодоление смерти через продолжение себя в другом человеке. Семья - фундаментальная основа государства. Оно формирует свою семейную политику, корректируя и реализуя ее через общество.

СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ

СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ (лат. - чувствительный) - это возрастной период, который создаются оптимальные психо-физиологические и биологические возможности организма для развития каких-либо новых сторон, качеств, состояний психической деятельности. Это наиболее чувствительный возраст к определенным воздействиям со стороны образования и воспитания человека. В разные возрастные периоды человек способен быстро, оптимально овладеть теми или иными знаниями, умениями, видами деятельности, сформировать в себе определенные черты характера. Показателями сензитивности является повышенная восприимчивость, склонность к переживанию определенных событий, акцентуация. Запаздывающее обучение и воспитание могут быть недостаточно эффективными или потребовать со стороны воспитателей и учителей больших усилий, что будет большой сверхнормативной нагрузкой для человека, особенно ребенка.

СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ

СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ (фр. - чувство) - качество личности, проявляющееся как склонность к излишней нежности, мягкости, трогательности по поводу даже незначительных событий. Название качества произошло от слова «сентиментализм», обозначающего художественное течение в литературе и искусстве. Сентиментализм означал разочарование в силе разума и обращенность к чувствам, доверие к ним. Сентиментализм призывал к натуральности и открытости чувств, к искренним переживаниям. Сентиментальность тоже несет в себе смысл открытости переживаний, их обнаженности до нарочито сильной выраженности.

СЕНТЯБРЬ

СЕНТЯБРЬ (лат. - семь) - девятый месяц календарного года (в Древнем Риме он когда-то был седьмым), первый месяц осени. Старинные названия - вересень (цветение вереска), хмурень (хмурое наволочное небо, мелкий дождь). Это месяц уборки урожая и заготовок продуктов на зиму. Исстари сентябрь считался закатом лета: увядает природа, пустеют поля, приходит похолодание, укорачивается день, все ниже спускаются тучи… К людям нередко приходит плохое настроение, так называемая «сентябрьская хандра». Не зря о хмурых и угрюмых людях говорят: «Он смотрит сентябрем». Вместе с тем, это сытный месяц, когда доступно все, что родит земля, когда человек ощущает приход нового жизненного цикла годового календарного круга. В сентябре празднуются Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), день Веры, Надежды, Любви и Софии (30 сентября). Для всех учащихся и учащих с 1 сентября, с праздника Дня знаний, начинается новый учебный год.

СЕРАФИМЫ

СЕРАФИМЫ (евр. - пламенные) - высшие ангельские чины в небесной иерархии, стоящие непосредственно у Божьего престола и постоянно его прославляющие. В библейских источниках рассказывается, что они очищают уста пророка Исайи, горячим углем из жертвенника прикасаясь к ним. Серафимы изображаются в облике людей, но с тремя парами крыльев: два крыла закрывают лицо, два других закрывают ноги, а два оставшихся даны для непрерывного полета. Серафимы выполняют по отношению к Богу и людям охранительные задачи, ибо они самые близкие Богу неземные существа.

СЕРВИЛИЗМ

СЕРВИЛИЗМ (лат. - раболепие) - тип поведения нижестоящих, подчиненных и зависимых людей перед вышестоящими, управляющими; характеризуется как холопство, низкопоклонство, прислуживание. Сервилизм - это и добровольное принятие на себя роли раба, холопа перед сильными мира сего, отчего формируется соответствующее личностное качество как комплекс неполноценности, психотип поведения. Сервилизм есть также элемент командно-административной системы власти, близкой к деспотизму. Это характеризует социально-политический статус человека в системе (приниженность подданного), юридическое состояние (порабощение бесправного или зависимого человека, должника, преступника). Чем жестче власть, тем ниже склоняются перед ней, тем больше преклоняются, льстят. В сервильной структуре погибают люди порядочные, прямые, искренние, с чувством личного достоинства. Это ведет к гибели лучших и уничтожению генофонда народа: свободных внутренне людей становится все больше. Сервилизм может проникать и в малые структуры - в школьные педагогические коллективы, в районо, гороно и т.д. Это есть продолжение волюнтаризма, диктаторства, тоталитарности, своеволия власти в любом ее проявлении, на любом уровне.

СЕРДЦЕ

СЕРДЦЕ (ст.слав. - середина) - человеческий орган, находящийся в центре грудной клетки и регулирующий движение крови по кровеносным сосудам. Но отношение человека к сердцу более глубокое. Сердце - это единственный орган, способный разбираться в сложных вопросах жизни, оно друг человека, никогда его не обманывает и преданно служит ему. К тому же «сердце человека - престол сознания». Все, что доходит до сознания человека, должно пройти через цензуру сердца. «Голос сердца» - верный советник, Правильный судья, высокий авторитет. В русском народе не зря по этому поводу есть много пословиц и поговорок: «Сердце-вещун: чует добро и зло», «Сердце бьет тревогу», «Сердце кровью обливается» и др. Ученые считают, что в XI веке человечество будет более внимательно относиться к «языку сердца»; к этому его подтолкнет очередной этап эволюции. Сердце дает начало духовной жизни. Человек должен научиться слушать и понимать свое сердце, чувствовать его и, в свою очередь, слушаться. Ум и сердце должны слиться в едином человеческом делании, во всей жизнедеятельности человека. Православные люди говорят: «Сердце царево в руке Божией».

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV