Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "М" (часть 1, "М"-"МАТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "М"-"МАТ")

М

М - четырнадцатая буква современного русского алфавита, обозначающая звонкий губной согласный звук, называется «эм». В церковнославянской азбуке (кириллице) символизирует явления «мыслете», «мысль», «мыслить», в ней «м» имеет числовое значение - 40. Согласно первославянской философической азбуке она несет высокие смыслы материнства: Мир, Материальный мир, Микромир, Макромир. В русской народной культуре эта буква также символизировала воду. Сегодня в сокращенном виде «м» обозначает мужской род.

МАГИЯ

МАГИЯ (лат. - волшебство) - эта система тайных знаний и умений использовать надземные и сверхъестественные силы для влияния на природу, животных, человека. Это невещественные нематериальные знания и умения, вскрывающие скрытые связи между человеком и внешним миром. Возникла она еще в первобытном обществе и до сих пор существует в своих разных видах: лечебная, любовная. аграрная и др. магия. Магическое действие основано на уверенности, что подобное производит подобное, что следствие похоже на свою причину и потому желаемого можно достичь путем его имитации. Магию нередко приравнивают к колдовству. Различают белую магию, т.е. благотворную, добрую, свободную от эгоизма, властолюбия, честолюбия и корысти, а также черную магию, несущую кому-либо зло, разрушение, болезнь. Магия неотделима от религии (сама являлась одной из древнейших ее форм), хотя как насильственных способ вмешательства в жизнь ею отвергается. Вместе с тем, некоторые явления, ранее относимые к магии, ныне получают объяснение и становятся доступными многим. Например, внушение и самовнушение, гипноз и др.

МАЕТА

МАЕТА (ст.слав. - мучение) - так в древности называли тяжелый труд, тяжелую жизнь, состоящую из постоянно возникающих мучительных ситуаций личной жизни. Маета - это монотонно повторяющиеся сложности. «Маета» произошла от «трудиться», «стараться», «труд», но «труд» утомительный, вызывающий усталость, тупой, исчерпывающий человека, изматывающий силы. Сегодня это бытовое слово не входит в состав литературного языка, чаще используется в народной лексике.

МАЙ

МАЙ (лат. - по имени богини Майи) - пятый месяц календарного года, последний месяц весны. Богиня Майя у древних римлян почиталась покровительницей гор и плодородия. В эту пору леса, луга, поля покрываются зеленым покровом трав, цветов, листвы. Старинное русское название мая - «травень» («Апрель с водою, май с травою»). Май - ответственная пора для земледельца, каждый его день расписан по работам, подготовке и проведению посевов. Наблюдения в мае очень важны, по приметам можно предсказать виды на урожай. Это один из лучших месяцев года: тепло, зелено, красиво, птицы поют… Это время любви. В мае немало знаменитых праздников: 1 мая - День труда, 6 мая - день святого Георгия Победоносца (Юрия, Егория), 15 мая - день памяти Бориса и Глеба (начинают сеять хлеб), 20 мая - Вознесение Господне, 24 мая - день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Май - это 9 мая - День Победы над фашистской Германией. Для системы образования - это завершающий месяц учебного года. Экзамены начинаются в июне. Для тех, у кого их нет - это время экскурсий, походов. прогулок в лес. Май - особенно благотворное время постижения исторического, литературного и духовного знания.

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА (гр. - повивальное искусство) - метод поиска, познания и исследования истины, состоящий в свободном обсуждении проблемы с помощью наводящих вопросов. Получение ответов, их сопоставление, обобщение подводит людей к истине, к решению. Мысль здесь как бы «рождается» индуктивным путем. Спор, дискуссия, организационно-деятельностная игра, проводимые по методу майевтики, включают в себя определение используемых понятий, ответы, использование примеров из жизни, повторное определение понятий и так постепенное приближение к более точному ответу. Метод майевтики используется там, где педагог, руководитель, просто ведущий сами не знают ответа и вместе с участниками поиска ищут его. Майевтику изобрел Сократ, она составляет основу сократовских бесед, технологию его эвристики. Сегодня родилась новая научная дисциплина, устанавливающая междисциплинарные связи в научном знании, «сталкивающая» разнородные данные о чем-то или о ком-то, синтезирующая данные лонгитюдных и генетических методов. Это наука о целостном изучении человека, его индивидуального психического мира.

МАКРОКОСМ

МАКРОКОСМ (гр. - великий мир) - Вселенная в целом, во всем объеме, иначе - макромир. Макрокосм - это мир больших систем, их поведение, функции; это объективная реальность, в которой живет и действует человек (планета, земные тела, природа, камни, почва и т.д.). Все это доступно человеку, его наблюдению. Макрокосм живет по своим законам. С ним тесно связан микрокосм.

МАКРОФАЗЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

МАКРОФАЗЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (гр. - крупные) - периодизация отдельных возрастных периодов развития личности. Так, эпоха детства подразделяется на три макрофазы: период раннего детства (2-3 года), период дошкольного детства (3-7 лет), период младшего школьного возраста (7-11 лет). Эпоха юности включает в себя макрофазы: период отрочества, т.е. среднего школьного возраста (11-15 лет), период старшего школьного возраста, т.е. ранней юности (15-17 лет) и т.д. Каждая из фаз является возрастной ступенью и имеет свои особенности.

МАКСИМА

МАКСИМА (лат. - высший принцип) - это жизненное правило, принцип поведения, установленный человеком лично для себя. Как правило, это обобщенная житейская мысль, мудрость поколений, выраженные в краткой лаконичной форме. Максимами могут быть пословицы и поговорки («Хочешь жить - умей вертеться»), фразеологические обороты (все «до лампочки»), удачные выражения героя литературных произведений («На всякого мудреца довольно простоты»), высказывания великих мира сего («Кто не работает, тот не ест») и др. Максимы собираются в дневниках, в книгах размышлений и афоризмов. Ими руководствуются, в них верят, их включают в свою речь, к ним прибегают, как к доказательствам, ими убеждают.

МАКСИМАЛИЗМ

МАКСИМАЛИЗМ (лат. - наибольший) - отрицательное нравственное качество личности, проявляющееся в крайней требовательности к другим людям, чрезмерно строгом суждении и осуждении, доведение своих идеалов до высшей степени качества. Максимализм особенно присущ юношескому возрасту (юношеский максимализм), резко и безапелляционно судящему о поступках и жизни взрослых людей, родителей прежде всего. Отсутствие личного опыта, особенно опыта потерь, оптимизм, идеализация жизни не позволяют юношеству быть снисходительным к слабостям других людей. Максимализм - это также гипертрофированная принципиальность, жесткость, неуступчивость, неумение понимать другого человека.

«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК»

«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» - обобщенное название человека, занимающего низкое общественное положение и играющего незаметную роль в общественно-экономическом устройстве государства. Такое определение, по сути идеологическую мифологему, ввели в обиход литературные критики-прогрессивисты в первой половине XIX в. Идея была подхвачена и развита идеологами советского времени. Так сложился литературно-идеологический образ «маленького человека», как человека ни на что не претендующего, патологически смиренного, бедного, «средних» способностей, с мелкими интересами, человека «из толпы», «из очереди», «из массы». Идеологема жила самостоятельной жизнью и сама по себе уже влияла на становление такого человека («слова имеют силу»). Этот внешне скромный, тихий, безнадежно терпеливый и жалкий человек внутренне оказался еще и озлобленным и безответственным («это меня не касается, я ни за что не отвечаю»). Период перестройки общественно-государственного устройства России (конец ХХ в.) принес в общество элементы демократии, гуманизма, свободу православному вероисповеданию, что тут же сломало идеологию «маленького человека»: перед Богом и законом все равны, а ценность человека определяется не занимаемым в системе власти местом, а тем, как каждый из членов общества делает свое дело, будь оно маленьким или большим.

МАЛИНОВЫЙ ЗВОН

МАЛИНОВЫЙ ЗВОН - особое звучание церковных колоколов, мелодичное, бархатное, мягкое, ангельски прекрасное. Существует несколько объяснений происхождения этого названия. По одной версии оно возникло от сравнения звона с излюбленной народом ягодой малиной и ее неярким, нежным мягким цветом, ласкающим и радующим глаз и душу русского человека. По другой - это название связано с именем старого бельгийского городка Малин. В городском соборе здесь были колокола особой чистоты, о чем рассказывали русские путешественники, называя его «малинским звоном». В прошлом столетии «малинский звон» переродился в «малиновый» как более понятный и близкий народу.

МАЛОДУШИЕ

МАЛОДУШИЕ (др.-рус.) - нравственное качество личности, характеризующее человека как слабовольного, нерешительного, трусливого. Малодушный человек легко поддается случайному влиянию, он, как говорят в народе, мягкотелый, опасливый, мнительный. Интересно, что слово «малодушный» произошло от названия помещика, имеющего мало крепостных крестьян в своем владении - мало душ. Сегодня так говорят о человеке, у которого «мало души» как стержня личности. Малодушие - признак слабого человеческого духа.

МАЛОРОССЫ

МАЛОРОССЫ - одна из трех главных ветвей (великороссы, белороссы) русской группы славянской семьи народов, имеющих историческое, этническое и культурное единство. Это одна из трех ипостасей существования русской народности под названием «украинцы». Сложились в XII-XIII веках на юге, юго-востоке территории центральной Европы, на территории Киевской Руси. Первоначально этот народ назывался казацким, и лишь позже, по аналогии с окраинным (край земли русской) местожительством, стали именоваться украинцами, т.е. проживающими на окраине. До начала XX века между тем даже документально именовались малороссами, малороссиянами. По числу населения значительно уступают великороссам. Они имеют свою развитую культуру - язык, обычаи, костюм, искусство, преимущественное их число православной веры. Малороссы в настоящее время составляют украинскую национальность.

МАМЕНЬКИН СЫНОК

МАМЕНЬКИН СЫНОК - избалованный ребенок, изнеженный мальчик или молодой человек. В семейном воспитании, всего скорее, такой ребенок был любимчиком, все здесь крутилось вокруг него, его потребностей и интересов. Ему угождали, служили, за него делали трудную работу. Это, как правило, залюбленный ребенок. «Маменькин сыночек» - это нравственное качество личности, проявляющееся как инфантильность, недоверие к своим силам, капризность, неумение работать и безответственность. У «маменькиного сынка» слабо развиты такие мужские качества, как сила воли, выносливость, решительность, умение заступиться за слабого и др. Школа может компенсировать такой недостаток семейного воспитания.

МАММОНА

МАММОНА (евр. - богатство) - это мифический образ, символизирующий богатство и деньги, приобретенные, как правило, неправедным путем алчными людьми. Пристрастие к маммоне несовместимо с любовью к Богу, является порочной страстью, влекущей за собой другие пороки. В христианстве маммона представляется как злой дух идол, покровительствующий богатству, не приносящему счастья. Маммона - это кумир падшего человека, пристрастного к земным благам, комфорту, роскоши. Это символ «золотого тельца», олицетворяет корыстолюбие, стяжательство, алчность, пристрастие к земным благам.

МАНЕРНОСТЬ

МАНЕРНОСТЬ (нем. - прием, способ) - способ поведения человека, а также нравственно-этическое качество личности отрицательной направленности, выражающееся в жеманстве, чопорности, неестественности, щепетильном отношении к выполнению этических норм и этикету, к внешней атрибутике поведения - фасону и моде. Манерность - всегда искусственность, деланность, поведение напоказ. Слово «манерность» вошло в русский лексикон со времен Петра I.

МАНИЛОВЩИНА

МАНИЛОВЩИНА (совр.рус.) - образ мыслей и поведение, а также нравственное качество личности, характеризующиеся повышенной пустой мечтательностью, оторванной от реальной жизни, бездеятельностью, заведомо несбыточными желаниями и пожеланиями, беспечностью. Чаще всего она возникает от слабоволия, беспринципности, в условиях жизненного достатка и комфорта, но вполне реальна и в прямо противоположных условиях - от безысходной бедности и нищеты. Это отрицательное нравственное свойство входит в менталитет русского человека. Термин «маниловщина» литературного происхождения - от имени одного из гоголевских героев «Мертвых душ».

МАНИПУЛИРОВАНИЕ

МАНИПУЛИРОВАНИЕ (лат. - ловкое движение рук) - гибкая тактика управления кем-либо или чем-либо, характеризующаяся как ловкость, граничащая с мошенничеством. Так, манипулирование общественным мнением состоит из спекуляций интересами, использования «слабых» мест, передергивания фактов и их подтасовки, подкупа людей, полуправды, игры на людских ожиданиях, заинтересованной расстановки фактов, искажения их смыслов, а также посредством использования психотропных средств и приемов суггестивного программирования человеческого поведения. Чаще всего это делается средствами массовой информации (через радио, телевидение, периодическую печать). К манипулированию прибегают как государственные, политические деятели и организации, так и отдельные лица в целях защиты собственных интересов путем психологического обмана. Особенно активно оно используется в выборных компаниях. Манипулирование как целенаправленное действие опирается не на реальное положение вещей, а на мнимое, символическое или желаемое. Манипулирование есть средство зомбирования. Родилось это слово от названия небольшого тактического подразделения в римской армии, гибкого, подвижного и свободного в выборе наступательных средств и форм. Его широко стали использовать и в военном деле, и в технике, и в цирковом искусстве, где оно носит позитивные смыслы. Безнравственность социального и психологического манипулирования людьми очевидна. От его власти спасает развитая духовность, грамотность, в том числе в области медиа-образования, и «здравый смысл».

МАННА НЕБЕСНАЯ

МАННА НЕБЕСНАЯ (евр. - что это такое?) - это питание, которое посылал с неба Бог сынам Израилевым во время их странствования по Аравийской пустыне в страну обетованную. Манна небесная была взамен хлеба, которого они не могли достать во время своего долгого изнурительного пути. Она ниспосылалась им в течение всех 40 лет их исхода из Египта. Ею питался весь 3-4-миллионный еврейский народ. Эта манна, как хлеб небесный, с тех пор символизирует защиту Бога, нежданную поддержку, равную волшебству. Манна небесная - это что-то желанное, крайне необходимое, редкое, это Божья благодать.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. - граница) - состояние личности, отвергнутой обществом или конкретным сообществом по причине отрицания или невыполнения ею их норм, правил и требований. Такой человек, по своей собственной вине или по вине окружающих, как бы выпадает из культуры или субкультуры, его воспитавшей. Первоначальный смысл слова «маргинальный» заключался в обозначении заметок на полях рукописей или старых книг, т.е. того, что вне нормативного текста. Маргинальность нередко возникает в системе образования, особенно в школах. Маргинальные дети - это отвергнутые школой дети с проблемами, особенно с асоциальным поведением и плохой учебой. Такие явления порождает антипедагогическая среда школы и семьи. Состояние маргинальности есть источник зла, агрессии и многих других безнравственных поступков людей.

МАРИОЛОГИЯ

МАРИОЛОГИЯ (гр. - учение о Марии) - богословская дисциплина, основанная на догмате Божией Матери Марии, и изучающая ее жизнь, историю икон, посвященных ей, помощь, оказываемую Ей России.

МАРКСИЗМ

МАРКСИЗМ (по имени К. Маркса) - система философских, экономических, социально-политических и педагогических взглядов на природу и законы развития человека и общества, основанных на закономерностях развития материального производства. Зародился в конце XIX в. и получил название по имени его основоположника - немецкого философа К. Маркса. Марксизм есть завершенная форма материализма, соединенного с диалектикой Гегеля, стержнем которой является мысль о тождестве мышления и бытия. Марксизм, как мировоззренческая система, выражалась в следующих идеях о базисе и надстройке; существовании классов и классовой борьбе; экономике как анатомии человеческого общества, о бытии как совокупности общественных отношений. Сущность человека здесь тоже сводилась к «совокупности общественных отношений». Марксизм был непримиримым врагом религии, особенно христианства. Здесь утверждалось, что вне природы и человека нет ничего. Марксизм создал так называемый «научный атеизм», где утверждается, будто христианство калечит личность, ибо воспитывает смирение, покорность и самоуничижение, будто религия создает иллюзорное счастье. Марксизм предложил свои способы борьбы с религией. Марксизм был принят в качестве государственного мировоззрения в Советском Союзе и просуществовал более 70 лет, до периода перестройки. В эти годы сформировалась его новая ветвь - марксизм-ленинизм.

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ - ветвь марксизма, оформленная в 20-х годах в советской России под влиянием взглядов В.И. Ленина, отечественного философа и первого руководителя послереволюционного советского социалистического государства. Восприняв марксизм как учение «научного коммунизма», Ленин В.И., его соратники и последователи продолжали его развивать, применяя на практике. Были доработаны идеи о народовластии и самоуправлении, об общественной собственности, о межнациональных отношениях, об общественном молодежном движении, о партии, о воспитании масс и подрастающего поколения. Марксизм-ленинизм - это уже напрямую идеология рабочего класса в конкретных российско-советских условиях. В нем отрабатывались идеи полной насильственной ликвидации частной собственности, религии, идеи диктатуры пролетариата и снижения исторической роли «реакционного» крестьянства, классовой борьбы. Ученые считают, что ленинская теория о социалистической революции коренным образом отличается от марксистской. В педагогике марксизм-ленинизм развивал такие идеи Маркса, как о гармоническом развитии личности, о роли среды, о направлениях содержания воспитания и образования и др. Педагоги и ученые, воспитанные в течение многих десятилетий на этом материалистическом учении, с трудом расстаются с внешне красивыми марксистско-ленинскими взглядами, реализация которых принесла немало бед народу России в целом и каждому человеку в отдельности.

МАРТ

МАРТ (лат. - имя бога Марса) - третий месяц календарного года. Имя Марса он получил из-за его связи с земледелием. Старинные русские названия месяца - «протальник» (появляются первые проталины), «березозол» (жгут березу на уголь), «березень» (начинают распускаться березовые почки), «сокавик» (берут березовый сок). Март - первый месяц весны, месяц таких церковных и народных событий, как: 1 марта - Вселенская родительская суббота, неделя Масленицы, 9 марта - Прощенное воскресение, начало Великого поста, 14 марта -день Евдокии («на Евдокию погоже - все лето пригоже»), 17 марта - Герасим-грачевник «грачей пригоняет», 22 марта - Со?роки (Сорок Мучеников), вторая встреча весны с прилетом сорока птиц (скворцов, чаек, журавлей, жаворонков и др.). В марте, 8 числа - женский день. Для системы образования март - активный учебный месяц и в школах, и в вузах, наиболее благоприятный для изучения естественных и точных наук. Это время больших познавательных возможностей. Возможно, что исторически это связано с культурой поста.

МАРТИРОЛОГ

МАРТИРОЛОГ (лат. - слово о мучениках) - книга со списками христианских мучеников с указанием дней кончины и памяти, изложением биографий и рассказами о мученичестве, с указанием места почитания и посвященных им церквей и икон, с молитвами, гимнами и псалмами, им посвященными. Мартирологи составлялись по годовому календарному кругу, на их основе на Руси разрабатывались месяцесловы и православные календари.

МАСЛЕНИЦА

МАСЛЕНИЦА (ст.слав.) - старейший и самый веселый массовый народный праздник, проводившийся в последнюю неделю перед Великим постом. Это преддверие Великого поста и одновременно празднование проводов зимы и встречи весны. Каждый день этого праздника имеет свой смысл: понедельник - встреча, вторник - заигрыш, среда - лакомка, четверг - разгул, перелом, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - прощенный день, проводы, прощанье. Новые смыслы - это определенные действия, правила поведения, обряды, игры и песни. Когда-то до XVI в. масленица называлась «мясопустом», затем «сырной». В воскресенье, перед началом масленичной недели устраивалось «мясное заговенье». В последнее воскресенье все рядились, устраивали игрища, взятие снежного городка, пели, танцевали, а вечером зажигали костры и сжигали соломенную куклу Масленицу. Всю неделю обильно пекли и ели блины. Масленица - это всенародный праздник, особенностью которого является взаимопроникновение всех сфер жизни людей - семейной, религиозной, общественной. В народе бытовало убеждение, если не потешить душу в широкую масленицу, значит жить в горькой беде.

МАСОНСТВО

МАСОНСТВО (англ. - вольные каменщики) - религиозно-нравственное учение и общественное движение, в основе которого лежит признание Бога Великим Архитектором Вселенной и возложение на себя миссии Его каменщиков-строителей на Земле. Основным путем земного строительства они признают воспитание нравственности человека и восхождение его от Ветхого человека, т.е. греховного, к Богочеловеку. Основные пути такого восхождения - свобода (духовная и через подчинение этическим нормам), равенство (перед Богом), братство (наднациональное духовное единство всех людей). Каменщики-строители считают необходимым иметь своих людей во властных, крупных экономических, политических и административных структурах для нравственного просвещения и воспитания властьимущих. Они проповедуют веротерпимость, самосовершенствование человека, единство культуры, т.е. ее наднациональность и интеррелигию. Возникло масонство в Европе, по некоторым данным, в XIII в. и распространилось по многим странам. В России оно существовало легально до 1822 года и в своих ложах имело многих представителей власти, интеллигенции и высокого дворянства. Масоны развивают свою науку: философию, антропологию, экономику, медицину, алхимию и др. И все-таки, несмотря на внешнюю привлекательность идей масонства, оно встретило мощное сопротивление и неприятие со стороны почти всех структур, государственных и общественных. Правящие структуры преследовали масонов за вмешательство во власть и претензии на нее, размывание государственных границ и самобытной культуры. Православие не приняло претензии на «истинное знание», мистицизм и духовный раскол в обществе. Массы народа связывало, не без оснований, его с еврейским вопросом. Масонство действительно основывалось на иудейском эзотеризме, раннем иудаизме, требовало знания древнееврейского языка. В принципе, это было движение «верхов» - правителей и магнатов, не опускаясь даже до «средних» слоев населения. Оно до сих пор глубоко засекречено.

МАССА

МАССА (лат. - ком, кусок) - это человеческие сообщества, в которых люди теряют свою индивидуальность и в процессе единонаправленной деятельности приобретают схожие чувства, манеру поведения, речь, волевые проявления. В практике общественной жизни возможны явления, особенно в тоталитарных государствах, «омассовления» индивидов. Массовидное общество характеризуется одинаковым массовым потребление, направляемым государством, идентификацией людей с вождем-правителем, с властью, даже враждебной народу, всеобщим послушанием любой власти, упорядоченной функционально четкой структурой и т.д. Масса - это, как правило, бездуховное единение людей со слепой верой в силу земных идей и земных вождей или партий. Понятие «масса» близко понятию «электорат».

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА (лат. - ком, кусок и возделываю) - производство и потребление культурных ценностей, рассчитанных на массовое сознание, ценности и отношения. Это усредненная нивелированная культура (музыка, литература, кино, компьютерные игры, живопись, танцы и т.д.), создаваемая в соответствии с невысокими духовными потребностями, средним уровнем сознания, усредненными нормами личной жизни, сформировавшимися на основе моды и конформизма человека. Такая «усредненная» культура лишена национальной, профессиональной, половозрастной и тем более индивидуальной специфики. Она искажает реальные проблемы, потребности, интересы, заполняет досуг сомнительными мифологемами и идеями, стимулирует потребительское отношение к жизни, культивирует отдых и безделье, уводит его в мир грез и мечты. В то же время она снимает стресс от жизни в большом городе, в центре цивилизации. Особое развитие она получает в полубедном обществе с полярным уровнем жизни, где служит сознательно используемым средством отвлечения молодежи от реальных проблем их собственной и общественной жизни. Этому успешно способствуют боевики, фильмы ужастов, комиксы, детективы, мюзиклы, мелодрамы и т.д. Наиболее низкопробные произведения массовой культуры молодежь сама называет «попсой», а массовую культуру неуважительно «масскультурой». Это понятие для некоторой части молодежи нередко совпадает с их «субкультурой».

МАСТЕРСТВО

МАСТЕРСТВО (нем. - ремесло) - высокий уровень владения техникой и технологией какого-либо вида деятельности. Мастерство - это искусное владение изготовлением чего-либо. Это формируемый уровень профессионализма, вырабатываемый личный опытом, наблюдательностью, высокими способностями к творчеству в данном виде деятельности. Мастерства можно достичь в любом деле - в спорте, искусстве, в практике обучения и воспитания детей, в производстве. Человек, достигший мастерства, искусен во всяком деле, о нем говорят как об имеющем «золотые руки». Мастерство может фиксироваться (аттестовываться) экзаменом и тогда человек получает определенное звание. Мастерство может существовать само по себе и признаваться лишь общественным мнением.

МАТЕРИАЛИЗМ

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. - вещественный) - научно-философское учение, основанное на идеях чувственного представления бытия, детерминизма и атеизма. Согласно материализма все можно познать, предсказать и просчитать. Это мировоззрение, сводящее всю картину мира к материи. Возникло в XVII-XVIII вв., в период зарождения машинной цивилизации, когда преобладало стремление описать устройство мира по образу действия простого механизма и автомата. Материализм считает духовные явления (идеальное) порождением материи («Бытие определяет сознание»). Отсюда родилась идея социального прогресса как рационального передела мира во имя счастья людей. Материализм и формирующееся на его основе материалистическое мировоззрение пробуждает в человеке «физический ум», характеризующийся малоподвижностью, линейностью, безальтернативностью. В материалистическом представлении человек - это механизм, который нужно наладить, отрегулировать и поставить «на место». Материализм не принимает во внимание существование сознания за пределами телесного, где земные законы не действуют. Различают физический, биологический, этический, диалектический и исторический материализм. Последние два были государственной философией советского государства и оценивался в лице марксизма-ленинизма как вульгарный материализм. Данное учение породило ряд философских школ (натурализм, эмпиризм, неопозитивизм и др.), активно способствовало развитию наук, особенно естественно-математических. Но в силу совей ограниченности, оно сдерживало движение наук о человеке и в целом гуманитарного знания, отчего и само теряло своих последователей. Ограниченность материализма очевидна. Без связи с духовными науками он исчерпал себя. В христианстве его образно называют «Евангелием смерти». В русском лексиконе термины «материализм» и «материалист» появились во времена Петра I и обозначали всего навсего торговлю и торговца колониальными товарами. Преодоление ограниченности материалистического мировоззрения - одна из задач современной школы, что возможно посредством раннего обучения детей аналитической деятельности и включения их в духовную жизнь.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - концепция общего среднего образования, согласно которой цель школы сводилась к передаче учащимся как можно большей суммы знаний из различных областей наук. В ней утверждалось, что развитие детей происходит через овладение «полезными знаниями» и других усилий не требует. Критерий отбора знаний - их полезность и пригодность для жизни. Материальное образование как концепция было положено в основу реального образования. Ему была свойственна многопредметность, перегруженность учащихся, слабые межпредметные связи. Концепция материального образования получила оценку как «дидактический материализм». До сих пор сознательно или несознательно многие образовательные учреждения следуют ей.

МАТЕРИНСКАЯ СЕМЬЯ

МАТЕРИНСКАЯ СЕМЬЯ - это внебрачная семья, образуемая в результате рождения ребенка незамужней женщиной. В юриспруденции мать, родившая ребенка вне брака, называется «одинокой матерью». Материнская семья - это также семья с «приходящим» отцом, не пожелавшим вступать в брак и стать мужем. Рост числа материнских семей, как семей неполных, зависит от ряда социальных (демографических, медицинских) причин (превышение количества женщин над количеством мужчин брачного возраста, низкий уровень образования мужчин, увеличение числа мужчин, «непригодных» к семейной жизни), а также причин культурологического характера (слабое воспитание, распад традиционной культуры).

МАТЕРИНСТВО

МАТЕРИНСТВО - социально-психологическое и биологическое состояние женщины-матери, возникающее под влиянием ее биологических и социальных отношений с ребенком. Это глубоко эмоциональное состояние. Оно определяется ощущением кровного родства с ребенком, выполнением репродуктивной, защитной (биологической, психологической и социальной), а также воспитательной функций по отношению к нему. Материнство юридически закреплено у всех народов. Женщиной оно переживается как любовь, забота, защита ребенка, как способность к самопожертвованию. Это самое высокое духовное чувство: чем выше духовность женщины, тем богаче и разностороннее материнство.

МАТРЕШКА

МАТРЕШКА - название сувенира-игрушки, символизирующей русское народное искусство и российскую старину. «Матрешка» пришла в Россию из Японии, когда в 1890 году сюда попала фигурка японского мудреца Фукурума. Это была разборная кукла как серия кукол, вложенных одна в другую. Игрушка Фукурума изображала многодетную семью умельца. Русские мастера заимствовали идею и вскоре начали делать ее в своем национальном духе: деревянные куколки были в ярких красочных сарафанах и в платочках, со здоровыми лицами румяных девушек, а в целом в разобранном виде смотрелись как хоровод русских красавиц. С тех пор «матрешка» стала трогательным символом женского начала России.

Предыдущая страница Следующая страница