Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕС"-"ВОЗ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕС"-"ВОЗ")

ВЕСНА

ВЕСНА (ст.-сл. - весть) - время года, начинающееся (в северном полушарии) со дня весеннего равноденствия - марта и заканчивается 21 июня - днем летнего солнцестояния. Весна - начало хозяйственного года. До Петра I с весны начинался календарный год. Весну составляют три месяца: март (по-русски «березозоль»), апрель (по-русски «цветень»), май (по-русски «травень»). Мифологически весна персонифицируется в образе юной, прекрасной и доброй вдовы, а иногда просто в образе молодости, юности. У язычников была богиня весны - Живе - покровительница любви. Весна - пора любви, проводов зимы и встречи лета, это пора активной подготовки к трудовому лету. На весну приходятся значительные для русского народа праздники года - Масленица и Пасха. Весна - традиционно любимое время года в России, особенно в ее северных краях. Весна - всеоживляющая благодатная пора. О весне народ сложил и погудки, и присловья, и песни. Но всего более и достовернее она отражена в приметах, вобравших в себя погодные и хозяйственные сведения земледельца, ведь именно она в значительной степени определяет урожай. В приметах есть явное предпочтение весне поздней: «Поздняя весна не обманет», «Ранняя весна ничего не стоит». Через приметы фиксировались и ближние, и долгосрочные предсказания погоды: «Гуси высоко летят - воды будет много, низко - мало», «Длинные сосульки - к долгой весне», «Из березы течет много сока - к дождливому лету». Психологи утверждают, что родившиеся весной люди, как правило, талантливы, но холеричны, да еще упрямы и обидчивы, что мешает им реализовывать свой талант.

ВЕСНЯНКИ

ВЕСНЯНКИ - песенный ритуал в русской бытовой культуре, когда песни и речитативные куплеты распеваются в честь прихода весны. В этих песнях - обращение к весне как к живому существу, призыв прийти скорее и просьба принести тепло и радость. Это песни в честь Солнца, «божьих» птиц - журавлей и аистов, приходящего лета. Каждый песенный стих в веснянках заканчивается возгласом «Гу!..». Эти песни распевались на просторе, перекличками групп, с катанием на разукрашенных санях. Веснянки пелись на Масленицу и Пасху. Рожденные в языческой культуре русского народа, веснянки вошли элементом и в христианские праздники, приобретая православные содержание и смыслы.

ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (англ. - западный) - перестройка системы образования России по западному образцу, развитие ее на основе заимствований из англо-американского и западноевропейского образа жизни, ценностей, отношений, оценок. Это процесс вытеснения отечественной культуры и исторической веры западными образцами. Происходит через внедрение результатов западных исследований, заимствование понятийно-терминологического аппарата педагогической науки, через уподобление структур, функций и управления западным, часто чуждым нашей культуре, образцам, через пропаганду западной моды, фильмов, книг и т.д. Вестернизация образования ведет к отчуждению от собственной культуры, отказу от истории, к росту маргинальности людей, к потере духовности и нравственности, к разрушению народа. Через вестернизацию образования растут новые поколения «Иванов, не помнящих родства» и не любящих свою родину и свой дом, завидующих внешнему блеску западного образа жизни. Вестернизация в образовании - это средство потери чувства национального и простого человеческого достоинства.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ - дохристианская часть Библии нехристианского происхождения. Он складывался на протяжении многих веков, нередко изменялся и сегодня составляет 39 произведений. Ветхий Завет написан о «ветхом человеке» с присущей ему внутренней греховностью, о человеке до появления Христа. По жанру это очень разнообразные писания - исторические повести, саги, мифы, гимны, притчи, молитвенные песнопения, религиозно-философские трактаты, любовные новеллы, правила жертвоприношения и др. Ветхий Завет предшествует Новому Завету. В него входят десять заповедей Бога - Десятисловие как первый кодекс морали, как осознанное начало общечеловеческой нравственности. Ветхозаветные пророки говорили о Новом Завете как о грядущем событии. Ветхий Завет указывает на Новый, а Новый Завет исполняет Ветхий.

«ВЕТХИЙ ЧЕЛОВЕК»

«ВЕТХИЙ ЧЕЛОВЕК» - так называют человека, живущего вне благодати Божией и не воцерковленного. Это телесный человек с материализованным сознанием и образом жизни; его сердце растленно, ибо живет вне Бога, вне Духа, его губят страсти, а воля подталкивает ко греху. Такой человек склонен к обожествлению тленных земных вещей - техники, денег, комфорта, пищи. Это как бы жизнь по законам «до Нового Завета». Ветхий человек - это устаревший, отсталый, древний по своим духовным ценностям и духовной жизни, это человек языческого миропонимания.

ВЕЧЕРНЯ

ВЕЧЕРНЯ - вечерняя служба в церкви, когда в определенном порядке читаются псалмы, великая ектинья, кафизмы, прославляющие великого Творца и в честь какого-либо события или святого. Накануне больших православных праздников служится Великая вечерня. В будничные дни может служиться сокращенная во времени малая вечерня. Начало вечерни, как правило, в четыре часа вечера. Если вечерня по продолжительности соединяется с утренней службой, она называется всенощным бдением. Это бывает по большим праздникам.

ВЕЧНОСТЬ

ВЕЧНОСТЬ - это свойство трансцендентного бытия и отдельных его составляющих, выражающееся как их существование без конца и без начала, т.е. недоступное действию времени. В христианском учении речь идет о «вечной жизни» и «жизни будущего века», наступающей после суда Божия. В учение утверждается, что вечная жизнь для верующих будет блаженна, а неверующие будут преданы также вечному, но мучению. Вера в загробную жизнь человеческой души является ведущим догматом христианского вероучения. В светской жизни в соответствии с этим понятием создано другое - «вечный огонь», это когда живущие в память о погибших за правое дело людей зажигают и постоянно поддерживают огонь, обустраивая его в виде памятника.

ВЕЩИЗМ

ВЕЩИЗМ - тип поведения человека, сориентированного на материальные ценности, преувеличивающего их роль в жизни и деятельности. Вещизм проявляется в пристрастии к вещам, стремлении к приобретательству и добыванию любой ценой дорогих, редких или модных вещей и предметов, спекулятивном их использовании. Вещизм может перерастать в личностное нравственное качество преобладания материальных ценностей над духовными. Вещизм базируется на жадности, эгоизме, зависти. В свою очередь он усиливает эти же качества и порождает такие, как общая бездуховность, безнравственность. В православии вещизм оценивается как одна из страстей - сребролюбие, характеризующееся как «голодный дух». Вещизм является проявлением материалистического мировоззрения и миропонимания, он - основа технократического мышления, атеизма, он порождает преступность в сфере быта, экономики, экологии.

ВЗАИМОПОМОЩЬ

ВЗАИМОПОМОЩЬ - тип человеческих отношений, характеризующийся способностью людей поддерживать друг друга, оказывать посильную помощь, заботиться, беспокоиться друг о друге. Взаимопомощь основана на врожденном чувстве человеческого единства, на христианском постулате о любви к ближнему, на социальном сознании реальности явления «чужого горя не бывает», на чувстве жалости к слабому и немощному. На уровне государственном она проявляется в создании системы социальной защиты и поддержки, на личностном уровне - в форме физической защиты обижаемого, финансовой и материальной поддержке нуждающегося, интеллектуальной и духовной поддержке страждущего. В русском национальном характере - подать нищему, поделиться куском, пожалеть обиженного.

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ - это тип человеческих отношений, которым присуще адекватное отражение слов и действий друг друга, совпадение взглядов и суждений, согласие в поступках, а также взаимно терпимое, взаимопрощающее поведение в случае разногласий. Взаимопонимание - основа дружбы и любви людей, их взаимодействия в учебных и трудовых коллективах, миролюбивой межгосударственной политики и т.д. Взаимопонимание - основа семьи, дружбы, политических, религиозных и общественных объединений. Взаимопонимание как тип отношений возникает на общности культур, вероисповедания, оно одновременно есть результат воспитания и образования человека в духе миролюбия и христианской любви. Взаимопонимание есть мирное средство преодоления конфликтов и разрешения противоречий, начиная с межличностных и кончая глобальными международными. Учить отношениям взаимного понимания надо с раннего детства и непременно в семье.

ВЗЫСКАНИЕ

ВЗЫСКАНИЕ (др.-рус.) - наложение на человека наказания, учинение спроса за проступок. В школьной практике «взыскание» применяется при предъявлении учащимся требований восполнения материального ущерба, причиненного их зловредными действиями. До XVII века это слово обозначало изыскание в смысле исследования, дознания, а также старание церкви найти человека, нуждающегося в наставлениях, и вернуть его на прямой путь православной истины и добродетели. Но эти смыслы сейчас утрачены. От слова «взыскание» родилось «взыскательность» как духовно-нравственное качество личности, характеризующее человека требовательного, принципиального.

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО (др.-рус.) - уголовно наказуемое действие должностного лица, состоящее в выполнении своих прямых функций с сознательным нарушением закона в пользу просителя, но за определенное вознаграждение (взятку) со стороны последнего. Слово произошло от безобидной пчелиной «взятки» с цветка - медосбора. «Взять» здесь значит взять кем-то приготовленное, не свое. Тот, кто дает взятку, подталкивая чиновника к нарушению закона, называется взяткодателем; он тоже подлежит суду. Тот, кто берет, вне закона, себе лично, пользуясь властью, - взяточник, миродер, лихоимец, мздоимец, совершающий должностное преступление. Чаще всего на такое идет «ветхий человек», не живущий по нравственным Законам Бога, «сраму не имущий».

ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ( лат. - зрительная) - в прямом смысле -зрительная грамотность или грамотность зрителя. Основана на идее значимости зрительного восприятия в процессе познания мира и проживания в нем (90 % усваиваемой информации получено посредством зрения), на значимости образа в самом процессе восприятия и для понимания воспринимаемого. Ученые считают, что человека следует специально готовить к деятельности в условиях все более «визуализирующегося мира» и увеличивающейся информационной нагрузки. Элементы зрительного образа - это точка, линия, тон, цвет, структура, размер, масштаб, направление, движение - именно это влияет на восприятие зрительной информации. Визуальная грамотность - это владение навыками анализа и синтеза образа в целом и его элементов в отдельности, обеспечивающими адекватность воспринимаемого и его понимание, это развитость визуального мышления, воображения и памяти. Эта педагогическая концепция родилась в 60-е годы 20 в. и в настоящее время активно разрабатывается.

ВИНА

ВИНА - это нравственное качество личности, выражающее способность признавать в самом себе первопричину и начало проступка, нарушившего моральные ценности, долг, обязательства. Вина возникает не только за свой собственный проступок, но и поведение других людей, если оно спровоцировано тобой. Вина - это исходное нравственное качество, на котором прорастают другие, например, ответственность, совестливость, честность и даже смелость. Поэтому вину относят к модусам духовности. Это качество проявляется как самооценка, чувство стыда, муки совести, как грех и раскаяние. Категория вины присутствует в философии, этике, правоведении, педагогике, психологии и религии. Особенно большое внимание ей уделяет православная педагогика. В православии чувство вины должно приводить верующих к покаянию и исполнению одного из важных религиозных таинств - исповеди. Нравственное качество - «вина» воспитывается с раннего детства. Ребенка надо научить умению осознавать свои поступки и их последствия, умению просить прощение и исправлять содеянное. Чувство вины, имея истоки внутренние, является сдерживающим и контролирующим фактором жизнедеятельности человека. Отсутствие этого качества объясняет многие сложности в нравственном воспитании людей любого возраста и положения. Вместе с тем, по данным медиков и психологов, излишне сильное переживание чувства вины («комплекс вины») ведет к стрессам, ослаблению иммунной системы и комплексу неполноценности. Есть даже точка зрения, что это напрасная трата человеческих сил, расточающая и физическое, и духовное здоровье.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (лат. - возможная реальность) - искусственно созданная обстановка, воспроизводящая реальность или вызывающая ощущение реальности. В визуальной реальности все создается «по щучьему велению», без затрат энергии, времени, труда, воли. В то же время, эти искусственные нереальные ситуации способны вызывать вполне естественные чувства, переживания, мысли, решения и даже удовольствия, несравненно больше, чем в настоящей жизни. Делаются они с помощью компьютера, средств современной электроники, видеотехники, на основе знаний инженерной психологии и физиологии. Полная имитация окружающей среды, ее отдельных частей физически воплощается в нашем сознании, памяти, чувствах, заставляя их реагировать как на естественные объекты и условия. Примером могут служить некоторые компьютерные игры. Движение цивилизации к ее созданию было долгим и трудным. Здесь и стереокино, и голография, и музейные попытки воссоздать картины прошлого и т.д. Компьютер и другая техника сегодня позволили воссоздать целостные системы, обладающие свойствами реального мира, в который можно временно входить, но жить в нем нельзя. Виртуальная реальность используется как метод обучения многим профессиям - летчиков, космонавтов, подводников. Частое использование ее может привести к заболеванию аутизмом, т.е. снижению потребности в общении, в деятельности, в духовно-нравственном возрастании.

ВИТАЛИЗМ

ВИТАЛИЗМ (лат. - жизнь) - учение о внутренней сущности человеческой жизни, об ее отличии от неживой природы, признающее существование в человеческом организме особой непознаваемой и нематериальной «жизненной силы», регулирующей все жизненные процессы, в том числе химические, психические, биологические. Витализм отрицает продуктивность социального подхода к формированию личности только через причинно-следственные связи, целеполагание, планирование воспитательных воздействий. В этом учении нет места Богу, оно не признает христианских догматов, пытаясь рассмотреть суть из самого человека и в самом человеке, культивируя его природу, тем принижая духовную жизнь и сводя ее к простой «жизнеспособности». Отсюда - внимание только к земной жизни человека, его активности, сиюминутным ценностям, интересам и желаниям, полной свободе от общества, приоритете сознания. И хотя витализм как учение не популярен и подвергается разными научными школами критике, он все-таки прорастил своих последователей в новых идеях, теориях и учениях - витаматике, витальном (или  витагенном) обучении, витальном мышлении, потребностях и др.

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - метод изучения учащихся учителем, работающим с ними и одновременно параллельно изучающим их особенности. Это метод «участвующего наблюдения». Учитель - наблюдатель при этом активен: он меняет условия, способы взаимодействия с учащимися и запоминает то, что потом заносит в дневник. Включенное наблюдение имеет то достоинство, что и за учащимся, и за учителем сохраняет субъектные позиции, ибо оно «скрыто», естественно, ненавязчиво и им можно пользоваться сколько угодно длительно.

ВЛАДЫКА

ВЛАДЫКА (ц.-слав.) - так в русской православной церкви называют небесного Господа, это одно из его имен. В то же время это и почетный церковный титул лица духовного звания. Этот титул дается исключительно архиереям. В XVII-XVIII веках их называли «власти» и различали «власти белые», называя так митрополитов и патриархов, носящих белые клобуки, и «власти черные», называя так архиепископов и епископов, носящих черные клобуки. Клобук - это головной убор цилиндрической формы со спадающей на плечи тканью.

ВЛАСТНОСТЬ

ВЛАСТНОСТЬ - отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в стремлении к власти, т.е. подчинению своей воле людей и умении заставить их подчиниться. Средства при этом могут быть самые разные: авторитет власти, возраста, силы, воли, права и даже насилия. Властность - это «любоначалие», «страсть к господству». О таком человеке говорят - властный, властолюбивый. Властность, властолюбие как качества личности, чаще всего порождают авторитаризм и волюнтаризм власти. В основе властности лежит гордыня, превышение своей воли над волей Божией, что никак не может считаться христианской добродетелью.

ВЛАСФЕМИЯ

ВЛАСФЕМИЯ - разновидность греха, совершаемого против Святого Духа и проявляющегося как кощунство, богохульство, омрачение разума. Власфемические помыслы губительны для человека. В состоянии власфемии человек злословит Бога, борется против Него, а значит борется против добра, всего святого и возвышенного. Но злоба человеческая бессмысленна. Природа греха власфемии такова, что грешник делает хуже, в первую очередь, себе, во всем, отстаивая свои атеистические принципы. Власфемический человек борется сам с собой, как бы изгоняя из себя лучшие добродетели ради того зла, которое он в себе взрастил. В состоянии одержимости грехом власфемии вся сила человеческого духа направлена на внутренний раскол и раздвоение личности, на ее духовное самоубийство. В этом смысле власфемия представляет серьезнейшую опасность для человека, его настоящей и будущей судьбы. Воздаяние неминуемо.

ВЛАСЯНИЦА

ВЛАСЯНИЦА (вретище) - грубая ткань из козьей шерсти, некрашеная, а потому серого цвета. Из нее когда-то делали мешки, а затем и одежды простейшего, как мешок, покроя, которую носят мужчины и женщины в знак печали, горя или смирения, покаяния. До сих пор власяницы носят религиозные аскеты «для умерщвления плоти».

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА - это деятельность учащихся класса (классного коллектива) вне уроков (после уроков), в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством и совместно с педагогом (классным воспитателем, классным руководителем, куратором). Во внеклассную работу вовлекаются родители, учителя школы, интересные люди из других учреждений. Внеклассная работа есть составная часть воспитательной системы школы и потому всегда согласована с жизнедеятельностью всей школы. В нее входит: индивидуальная и коллективная деятельность учащихся по их личным интересам, способностям, склонностям; познавательная деятельность по освоению социального и культурного пространства жизнедеятельности учащихся и школы; общественно полезная деятельность учащихся на благо школы, семьи, отдельных учащихся, района, города и страны в целом; деятельность, прямо или косвенно способствующая успешности учебной деятельности. Внеклассная работа строится на изучении особенностей каждого учащегося, сориентирована на него лично. Она добровольна и жестко не планируется. Внеклассная работа - эффективное средство сплочения детей в коллектив, создания мажорного тона в общении и учебе, развития социальных качеств, таких как коммуникативность, умения руководить и подчиняться, умения и стремления жить в мире друг с другом и др. Она организуется посредством самоуправления учащихся.

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - составная часть воспитательной системы школы, включающая в себя все виды деятельности учащихся под руководством и совместно с педагогами за исключением учебной. Внеучебная деятельность по составу подобна внеклассной работе. В нее входят: индивидуальная и коллективная деятельность учащихся по интересам, способностям и склонностям; познавательная деятельность по освоению социального и культурного пространства жизнедеятельности учащихся и школы; общественно полезная деятельность учащихся; деятельность, прямо или косвенно способствующая успешности учебной деятельности. Эти направления обеспечиваются различными формами дополнительного образования, общешкольными мероприятиями, клубно-кружковой работой, внеклассной работой. Внеучебная деятельность в школе организуется на основе достаточного разнообразия видов и форм деятельности учащихся, развития детского самоуправления, добровольного участия ребят. Концепция ее создания в школе определяется общей концепцией развития школы. Внеучебная деятельность - эффективное средство сплочения школьного коллектива, воспитания любви к школе, формирования социальных качеств учащихся - умений общаться, руководить и подчиняться, наблюдать жизнь, делать свой выбор. Внеучебная деятельность формирует воспитательный уклад школы, она определяет интерес учащихся к учебной познавательной деятельности и, в конечном итоге, воспитывает самоценное отношение детей к школьным годам как необходимому и значимому жизненному этапу.

ВНЕШНЯЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВНЕШНЯЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это деятельность личности как члена религиозного объединения - семьи, общины, прихода. Личность, как прямой субъект религиозной деятельности, живет жизнью храма - участвует в богослужениях, проповедях, ведет миссионерскую деятельность, использует свои православные символы и атрибуты. К внешней религиозной деятельности относится деятельность религиозных объединений, которые, помимо молений, проповедей и миссионерства, осуществляют еще и связь с другими организациями, устанавливают правовые и деловые отношения с государственной властью, хозяйственными организациями. В этом случае религиозное объединение выступает косвенным субъектом религиозной деятельности.

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ - нравственное качество человека, проявляющееся как направленность сознания и чувств на заботу о ком-то, о чем-то. Внимательный человек предупредителен, он способен к оказанию бескорыстной помощи и поддержки, он может вовремя заметить, понять, создать комфортную среду, проявить такт. Внимательность основана на эмпатии, на повышенной чувствительности к восприятию другого человека. В то же время внимательность - это свойство сознания, основанного на повышенной концентрации внимания, его сосредоточенности и устойчивости. Внимательность, по-христиански, это добрый дух в человеке. Ее надо воспитывать, она лежит в основе учебной деятельности.

ВНУК (ВНУЧКА)

ВНУК (ВНУЧКА) (др.-рус.) - сын (дочь) дочери или сына по отношению к их матери или отцу. В этом случае мать и отец дочери или сына, у которых родились дети, становятся бабушкой и дедушкой по отношению к этим детям. Двоюродный внук (внучка) - это дети племянников. Внучатый племянник (племянница) - это внук или внучка брата или сестры. Внук и внучка - это особая жизненная роль, в отношениях с которыми бабушка и дедушка вновь проживают материнство и отцовство, с позиций своего жизненного опыта еще более любя внуков как своих детей второго поколения.

ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС

ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС - так образно называют «голос совести», присутствующий внутри человека, смутно им ощущаемый как оценка своих слов, действий и чувств по критерию нравственности. «Внутренний голос» - это и предчувствие событий, и реальная самооценка. Человек сознательный находится с ним в постоянном диалоге, как бы беседует со своим высшим «я». Внутренний голос - это показатель духовности человека, степени его понимания своей сущности и миссии на Земле.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВНУТРЕННЯЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это деятельность воцерковленной личности, выражающаяся как непосредственная духовная жизнь в молитве и аскетике, исполнение религиозных правил в личной жизни и каждодневном поведении. Это есть деятельность прямого субъекта религиозного вероисповедания. К этому виду деятельности относится также деятельность косвенного субъекта - религиозных объединений (семьи, группы, общины, прихода), заключающаяся в разработке вопросов богословия, религиозных ритуалов, создании новых религиозных объединений, строительстве церквей и управлении ими.

ВНУШАЕМОСТЬ

ВНУШАЕМОСТЬ - качество личности, проявляющееся как готовность и способность подчиняться чужому влиянию и воспринимать внушаемые представления, оценки и действия. Такое внушение могут осуществлять люди, средства массовой информации, книги, реклама и т.д. Внушаемость в той или иной степени присуща всем людям. Но особенно ей подвержены дети, поскольку живут на подражании, и взрослые с ослабленной нервной системой, низким уровнем интеллектуального развития, и некритичным мышлением или очень доверчивые. Внушаемость повышается при утомлении, стрессе, групповом давлении, при использовании любых авторитетов.

ВНУШЕНИЕ

ВНУШЕНИЕ ( лат. - внушаю, советую) - мягкое ненасильственное воздействие на психику человека, побуждающее его к подчинению. Особенность внушения как воздействия состоит в том, что оно «идет» как бы в обход воли, сознания, «обтекая» или «усыпляя» их. Внушение совершается в форме неспешных «естественных» советов, доказательств, рекомендаций, просьб, наглядных примеров, убеждений. Оно широко используется в педагогике как суггестивный метод воспитания и управления, а также в медицине как психотерапевтический метод.

ВОЕННО-ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ

ВОЕННО-ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ - молодежное движение конца ХХ века, основная задача которого состоит в исполнении народного и государственного долга перед павшими в боях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Участники движения, подростки и молодежь, организуют поисковые группы, отряды, экспедиции и занимаются поиском пропавших без вести воинов, поиском мест гибели и непохороненных останков погибших солдат и их захоронением, восстановлением имен неизвестных солдат. Это благородное движение с высокими задачами, когда молодое поколение берет на себя то, что не доделало старшее, послевоенное. Движению жить до тех пор, пока не будет предан земле, по обычаям предков, последний непохороненный со дня гибели солдат. Как вид деятельности это движение способствует патриотическому воспитанию молодого поколения.

ВОЗБУДИМОСТЬ

ВОЗБУДИМОСТЬ - нормальное свойство психики, проявляющееся как способность своевременно реагировать на изменение обстоятельств и отвечать на внешние и внутренние раздражители. Возбудимость - это и качество личности, выражающееся как способность человека быстро переходить от состояния покоя к состоянию активной эмоциональной реакции радости, печали, гнева или страха. В этом смысле возбудимость синонимична раздражительности, неуравновешенности, невыдержанности. Возбудимый человек импульсивен, он не может управлять своим поведением, бывает прямолинеен и груб, плаксив, неудержимо радостен. Возбудимость выдают чрезмерные реакции, не адекватные воздействию. Это очень мешает человеку выстраивать нормальные отношения с людьми, достигать внутренней гармонии. Как качество личности возбудимость возникает по разным причинам: плохого воспитания, расстройства нервной системы, мировоззренческой неустроенности.

ВОЗДАЯНИЕ

ВОЗДАЯНИЕ - онтологический принцип устройства бытия человека, выражающий соответствие нравственных деяний и получаемых благ, возращения добра за добро, зла за зло. Награда (дар) или наказание приходят к человеку за его следование естественному нравственному закону. Человек все получает по своим достоинствам и заслугам. Это нравственная аксиома, существующая как всеобщий закон справедливости бытия. Всякая верность Божьим законам вознаграждается здоровьем, успехом, признанием заслуг. Всякое преступление их несет болезни, неудачи, смерть. Особенности православного понимания воздаяния состоит в том, что награда посылается свыше только в случае бескорыстного служения; Бог воздает через дары Святого Духа, которые помогают человеку жить на Земле. Воздаяние возможно не только как непосредственное действие, но и опосредованное - через близких и дорогих людей и даже отдаленно, через поколения. Принцип воздаяния положен в основу права, разнообразных положений об оплате труда, наградах, стимулирующих честный труд, благах и т.д. Даже в школьных отметках он есть. Отношение и понимание воздаяния - это проблема мировоззрения каждого отдельного человека, народа, нации, государства. Выражается не только в получении «даяния» по заслугам, но и в отдаче его другим - Богу, близким, друзьям, коллегам. За данное от них или им надо платить. Чувство благодарности как благодарение должно быть присуще всякому нравственному человеку.

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ - большой христианский праздник, из числа двунадесятых, установлен в честь обнаружения Животворящего Креста Господня в Иерусалиме Еленой - матерью Византийского императора Константина Великого (326 г. после Р.Х.). В благодарность Богу и в знак почитания Его, благодаря которому он одержал многие победы, император Константин решил построить храм на Голгофе. Для этого его мать, царица Елена отправилась из Константинополя в Святую Землю. Она хотела отыскать вехи земного пути Христа: пещеру, в которой Он родился в Вифлееме; дом в Иерусалиме, где находились апостолы в день Пятидесятницы, когда в виде огненных языков сошел на них Дух Святой; но главное - найти на Голгофе Крест Господень. Определив, через старожилов, какой из холмов Голгофа, Елена нашла землекопов, которые за трехвековой толщей земли нашли три побуревших от времени креста. Между крестами лежала табличка с буквами "ИНЦИ" - Иисус Назорей царь Иудейский. Эта табличка, по велению Пилата, была прибита ко Кресту Господню перед распятием. Из трех найденных крестов лишь один обладал чудодейственной силой. И тогда патриарх взошел на вершину холма, поднял (воздвиг) Крест, показывая его всем людям. Весь народ склонил колени, в радости взывая: «Господи, помилуй?». Часть Креста, терновый венец Спасителя и гвозди, которыми Он был прибит ко Кресту, царица Елена увезла с собой в Константинополь. Часть оставила в Иерусалиме. На Голгофе, на месте Распятия, был построен храм в честь Воскресения Христова. 14 сентября 335 года храм был освящен и в нем начались ежегодные службы в честь Воздвижения Креста Господня. По новому стилю это 27 сентября - праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. За этот духовный подвиг Елена и Константин стали равноапостольными святыми. Крест - символ страданий и потому на день праздника положен пост. В церковной службе совершается обряд перенесения Креста из хранительницы на престол во время вечерни и вынос его на утрени в середину храма для поклонения верующих. В этот день православным положено молиться и не работать. В народном календаре - это начало осени, смена времени года, это пограничная дата для начала и окончания сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев. По народному поверью растения, собранные в этой день, считаются целебными. В этот день птицы начинают свой отлет на юг.

ВОЗДЕРЖАНИЕ

ВОЗДЕРЖАНИЕ - нравственный принцип, следование которому гарантирует от погружения в стихию материальных страстей, привязанностей и интересов, от духовной греховности. Воздержание - это сознательный самоконтроль, недопущение греха; это самоограничение во всем, что мешает жить духовным умным деланием, нестяжание имущества, умеренность, довольствие малым. Воздержание связано с аскетическим отношением к жизни, а также молчанием, смирением, способствующим и поддерживающим этот христианский подвиг. Воздержание является христианской добродетелью. Есть телесное воздержание и духовное. Как нравственный принцип он носит не только церковный, но и светский характер, вписываясь в теории о формировании воли, экологического воспитания и др. Следование этому принципу помогает человеку регулировать свои отношения с внешним миром.

ВОЗМЕЗДИЕ

ВОЗМЕЗДИЕ - это жизненный принцип, согласно которому зло оплачивается злом, а добро - добром. Возмездие понимается как воздаяние, кара, расплата за преступление, зло, нарушение нравственных основ жизни. Возмездие - это как бы возмещение, возврат, отдача того, что дано, что исходило от преступившего закон, норму, долг. Это наказание «по заслугам». Об этом непреложном жизненном законе должны знать дети, он должен как бы предупредить их об ответственности за свои слова и деяния. В бытийном плане он действует как правило каждодневного поведения: «не делай другому того, чего не хочешь для себя», «не рой другому яму - сам в нее попадешь».

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - один из христианских двунадесятых праздников, совершаемый в 40-ой день после Пасхи. Именно 40 дней пробыл на земле Христос воскресший. В этот день Иисус Христос вместе со своими учениками поднялся на гору Елеонскую, дал им благословение и вознесся на небо. В этот праздник ведется особая служба. У славян этот праздник связан с представлением о посмертном пребывании души умершего в течение 40 дней после смерти еще на земле, после чего она возносится. Вознесение замыкает пасхальный цикл. Вознесение - это также праздник мертвых, когда делаются поминки прямо на могилах, совершается крестный ход. Вечером девушки устраивают большие посиделки.

ВОЗОБНОВЛЯЕМОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВОЗОБНОВЛЯЕМОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - качественная характеристика и принцип построения непрерывного образования, сущность которого состоит в создании материальных и организационных условий для продолжения образования человеком с любой прерванной ранее ступени. Это восстанавливаемое человеком образование, основанное только на его образовательных потребностях. «Возобновляемое» - это обновляемое, восстанавливаемое, продолжаемое, начинаемое заново, сменяемое, дополняемое образование. Реализация этого принципа в структуре системы образования, в содержании и образовательной технологии есть одно из важнейших условий расширения возможности человека в его самоформировании, саморазвитии, самоопределении, самореализации. Оно способствует формированию развивающего образа жизни. Построение непрерывного образования, как возобновляемого личностью образования, есть гарантия индивидуальной свободы и в то же время равенства возможностей. Это способствует расширению и разнообразию образовательных услуг, росту занятости населения, профессиональной и социальной мобильности. При таким образом построенном образовании человек получает систематический доступ к нему, может при этом по собственному усмотрению чередовать учебу, отдых, работу (даже после выхода на пенсию). Данный принцип позволяет преодолеть консерватизм, неподвижность образования и обеспечить рынок труда, он позволяет «распределить» образование человека по всем этапам его жизнедеятельности.

Предыдущая страница Следующая страница