Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНТ"-"ИЮН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНТ"-"ИЮН")

ИНТЕНЦИЯ

ИНТЕНЦИЯ (лат. - стремление) - врожденное стремление человека к познанию предметов и явлений, способность человека направлять свой ум на познание смыслов. Используется для характеристики различных проявлений человеческой психики и поведения: потребности человека проникать в сущность явлений; направленность познавательной деятельности на объект; акт придания познаваемому и самому познанию смыслов; возможности и стремления человека принять в себя высшее бытие и наиболее полно его выразить; стремление человека к совершенству во всем; установка на обучение и воспитание ребенка вопреки его нежеланию и даже активному сопротивлению. Интенция отражает смыслообразующую роль сознания по отношению к миру, вещам, предметам. Интенция - это механизм инкультурации человека, т.е. процесса усвоения культуры и особенно духовной.

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ - нравственно-этическое качество личности, выражающееся как готовность к общению, сотрудничеству, как умение найти себе место в совместной деятельности, как склонность к установлению благоприятных отношений с членами группы. Интерактивность - это нахождение контактов с разными людьми. Интерактивные люди - это люди общительные, не любящие одиночества и изолированности. Им хорошо только в общении. Часто в выборе друзей бывают неразборчивы, но контроль за ситуацией держат всегда.

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (англ. - взаимодействие) - научное направление в современной психологии, изучающее развитие и жизнедеятельность личности в контексте ее взаимодействия с другими людьми. В основе этого направления лежит теория социального взаимодействия, согласно которой развитие личности совершается в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы, в ходе совместной деятельности и определяется средой, группой, обществом, а не личностью. В рамках этого направления исследуются различия в развитии личности в условиях фронтального опроса и самостоятельной работы с развитием в условиях парной, коллективной, групповой работы. Интеракционизм выявляет успешность учения в формах монолога, диалога и полилога.

ИНТЕРЕС

ИНТЕРЕС (лат. - имеет значение) - форма направленности личности, состоящая в стимулировании познавательной активности, внимании к объекту познания. Интерес всегда окрашен положительными эмоциями. Он нередко выступает мотивом деятельности. При наличии интереса человек легче преодолевает трудности. Понятие интерес интерпретируется также как любопытство к кому-то, к чему-то, как желание достичь чего-то. Интересы могут быть самыми разными как по объекту, так и по глубине и силе. В учебной деятельности интерес играет огромную роль во всем учебном процессе и нередко определяет его эффективность.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (лат. - внутренний) - процесс и результат перехода внешней информации во внутренне содержание, действие. Интериоризация означает в прямом смысле «уходить во внутрь». Так усвоение знаний протекает как процесс интериоризации информации, формирование умений и навыков полностью строятся на этом же процессе. Интериоризация (интернализация) есть психический механизм такого перехода, перевода. Именно с учетом и на основе его разработана теория поэтапного формирования умственных действий.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ (лат. - международный) - совокупность взглядов, а также духовно-нравственное качество личности, выражающее положительное отношение человека к другим нациям, народам, государствам, культурам. Интернационализм - это признание приоритета общенациональных, наднациональных интересов и межнациональных отношений над интересами одной нации и ее автономией. Интернационализм - это признание равных прав всех наций, необходимости взаимно помогать друг другу. Вместе с тем существует крайняя форма понимания интернационализма как стирания национальных различий, ассимиляции этносов, формирования ассимилированного сознания, основанного на общечеловеческих ценностях. Эта идеология нивелирует национальное сознание, превращая его в объект политики. За советский период интернационализм был доведен до идеи денационализма. В настоящее время философы склонны рассматривать как факт существования внерелигиозной, вненациональной, вневозрастной, внеполовой, внесовестливой идеологии. Такой интернационализм смещает традиционные человеческие ценности, разрушает границы разумной достаточности. Эта идеология позволяет менять пол, возраст, национальность, веру и т.д. Между тем, именно нации и их благополучие есть символ цивилизации, эпохи и качества глобальных проблем; каждая нация дает миру свою культуру, свой интеллект, свою историю. Также самоценны вера, пол и возраст.

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - воспитание учащихся в духе дружбы народов, уважения к культурным ценностям других народов и национальностей, терпимости (толерантности) к национальным особенностям людей, стремлениZ к национальной консолидации. Частью интернационального воспитания является интерсоциальное воспитание. Основой интернационального воспитания является воспитание национальное, с глубоким знанием своей собственной национальной культуры.

ИНТЕРСОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ИНТЕРСОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - учащихся есть воспитание культуры восприятия и умения общаться с другими народами, людьми другой национальности, другого вероисповедания, другого общественно-экономического уклада, других жизненных ориентации на основе понимания общности жизни, единства многообразия и единых конечных целей духовного развития и экологического выживания. В ходе интерсоциального воспитания у учащихся формируется широкая социальная квалификация и социальная мобильность. Составной частью интерсоциального воспитания является воспитание интернациональное. Суть его состоит в воспитании межнациональной терпимости, дружбы и любви во взаимном познании культур народов.

ИНТОНАЦИЯ

ИНТОНАЦИЯ (лат. - громко произносить) - эмоциональное тонирование речи с помощью силы ударения. Интонация - «душа звучащей речи», включает в себя следующие ее характеристики: мелодика, интенсивность, длительность, паузы, темп речи и тембр произношения звуков, звукосочетаний, слов и словосочетаний. С помощью интонации формируется высказывание и выявляется его смысл. Функции интонации: коммуникативная (побуждающая, вопросительная, восклицательная, повествовательная), указание важности частей высказывания; оформление высказывания в единое целое; разделение высказывания на ритмические части; выражение эмоций; выражение подтекста высказывания; характеристика говорящего и его отношение к высказыванию. Интонация - средство творения красивой, эмоциональной насыщенной и смысле содержащей речи.

ИНТРИГАН

ИНТРИГАН (фр. - проныра) - это проныра, пролаза, пройдоха, человек, способный решать свои проблемы посредством козней, сплетней, мелкого шантажа, различных способов возбуждения любопытства, умеющий плести интриги против своих противников. Это отрицательное нравственно-этическое качество личности, как и в целом интриган - это человек безнравственный.

ИНТРОВЕРТ

ИНТРОВЕРТ (лат. - внутрь) - тип личности, сориентированный на свой собственный внутренний мир. Поведение интроверта определяется его внутренним состоянием, переживанием, настроением. Интровертивные люди направляют свое внимание, размышления, воображение, свои чувства, преимущественно на свое «я». Они внимательны к малейшим изменениям в себе. Интроверту присущи самоуглубленность, замкнутость, затрудненность в общении, склонность к профессиям, исключающим работу с людьми.

ИНТУИТИВИЗМ

ИНТУИТИВИЗМ (лат. - пристально смотрю) - философское учение, абсолютизирующее интуицию в процессе познания, выявляющее только с помощью ее скрытый ценностный смысл предметов и явлений. Интуитивизм признает лишь непосредственное постижение действительности через интуицию, как «живое» проникновение в предмет познания, вне логики и специальных методов. Они являются противниками расчленения реальности на субъективную и объективную. Интуитивисты считают, что духовно-нравственные (моральные) категории нельзя изобрести научным путем, что они носят внеисторический абсолютный характер и проявляются как врожденные качества.

ИНТУИЦИЯ

ИНТУИЦИЯ (лат. - пристальное схватывание) - акт непосредственного и целостного видения сущности предметов и явлений без их логического анализа, доказательств объективности и правдолюбия. Это созерцание объектов «непосредственно в подлиннике», способность души выявлять объективные сущности, законы и другие скрытые от внешнего взора связи явлений. Это неосознанное мышление, дающее качественный результат «наивысшего реализма». Человек с помощью интуиции способен усматривать истину с помощью своих чувств, внезапной догадкой, предчувствием, проницательностью, озарением, инсайтом. Интуиция - процесс творческий, он далеко не всегда зависит от объема знаний, опыта, умений комбинировать информацию. Ученые считают интуицию врожденным качеством человека, даром ума в его способности постигать сокрытые сущности в предметах, явлениях, в самом человеке. Без интуиции нельзя постичь духовные сущности, войти полноценно в духовную жизнь. Без интуиции невозможна эмпатия как понимание другого человека. Интуиция важна в любой профессиональной деятельности и в научной работе. На основе объективного проявления интуиции различают мистическую, психологическую, интеллектуальную, научную интуицию. Многие ученые относят интуицию к высшим формам познания, к проявлению сверхсознания.

ИНФАНТИЛИЗМ

ИНФАНТИЛИЗМ (лат. - детский, бессловесный) - задержка в развитии организма, выражающаяся в сохранении на каждом последующем возрастном этапе свойств и черт предыдущего. Так, признаки детскости могут сохраняться во взрослом состоянии: наивность, застенчивость, робость, прямолинейность, открытость как у ребенка. В физиологическом смысле инфантилизм проявляется в задержке роста, недоразвитии половых органов, в сохранении детских пропорций тела в более взрослом состоянии и т.д. В психологическом смысле - это задержка психического развития, наличие его ниже возрастного уровня. Причины инфантилизма кроются и в наследственности, и в родовых травмах, и болезнях детства, особенно кишечными расстройствами и авитаминозами, а также в воспитании - излишнем комфорте, залюбленности и захваленности ребенка, сковывании самостоятельности, отсутствии условий для самореализации и общественно значимой деятельности. Инфантилизм, поддерживаемый бездуховностью, нередко оборачивается бессознательной безнравственностью.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА - комплекс знаний и умений, обеспечивающих грамотное использование компьютера в своей жизни и деятельности. Сюда входит умение заполнять базы данных, анализировать с их помощью получаемые результаты деятельности, решать задачи с помощью табличного процессора, создавать и редактировать все виды текстов. Информационная культура включает в себя понимание и восприятие ЭВМ как инструмента познания, знание общих законов и методов накопления, обработки и представления информации, умения читать и писать, считать и рисовать, музицировать, работать с информацией через ЭВМ. Курс «Информатики и вычислительной техника» относится к числу культурологических курсов, ибо предусматривает наличие у человека нравственной культуры, умения четко ставить задачи, планировать их решение и анализировать результаты. Информационная культура предусматривает способность человека работать в режиме гибридного интеллекта.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (лат. - разъясняющее общество) - новый уровень развития человеческой цивилизации на земле, основанный на ведущей роли информационных технологий производства идей и вещей и резком снижении роли натуральных и индустриальных технологий. Наличие компьютерной техники и повышение роли информации позволили создать искусственный интеллект и поставить его на службу естественному человеческому, что в союзе сформировало принципиально новый гибридный интеллект. Освоение человеком гибридного интеллекта позволило сделать информацию доступной каждому желающему. Общество, информатизируясь, делается все более открытым и из производящего превращается в управляющее, даже в сфере творческой деятельности. Признаками наступления информационной эры развития общества являются средства массовой информации, компьютеризация всех сфер жизни, рост объема информации, превышающего человеческие возможности ее переработки и использования. Информационное общество не гарантировано от теократии и новых форм рабства. В нем можно получать данные практически о каждом человеке и манипулировать его сознанием. Инфократия, как культ информации и ее владельца, ведет к оценке человека и определению его статуса в обществе не по личностным качествам, а по объему владения информацией. Противовесом, сдерживающим, остерегающим от появления подобных явлений становится только духовно-нравственное воспитание каждого человека и власти, прежде всего.

ИПОСТАСЬ

ИПОСТАСЬ (гр. - сущность, основа) - так называется самостоятельное духовное начало в человеке, выражающее его конкретную сущность. Бытие человека определяется в его ипостаси, как его реальном осуществлении и выражении во вне. В христианском учении ипостась - это тайна каждого из трех лиц Троицы, представляющая как их особенности. Эта тайна недоступна логике, восприятию материалистического и атеистического миропонимания и мировосприятия. Но она постигается интуицией, интенцией и другими методами познания реального и идеального окружающего мира.

ИРЕНОЛОГИЯ

ИРЕНОЛОГИЯ (гр. - мир) - наука о мирном, бесконфликтном существовании мира. Это ветвь политологии, возникшая в 60-70-е годы ХХ века в Европе, в период «холодной войны». Данная наука изучает международные конфликты, способы их разрешения, действия по предотвращению войн, проблемы повышения безопасности, меры по контролю за вооружением. Здесь изучаются не только международные военные конфликты, но и крупные конфликты внутри одной страны, в том числе этнические, религиозные, экономические, политические и др. Иренология состоит из трех относительно автономных частей: историческое и теоретическое изучение проблем мира; разработка педагогики воспитания в духе мира, т.е. миролюбия; миротворчество, как действия по реализации мира. Это междисциплинарная наука, интегрирующая знания из социологии, социальной философии, истории, культурологии, психологии и педагогики. Направленность ее в основном пацифистская.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. - неразумный) - философское учение, исходящее из идеи недоступности постижения истины средствами логического мышления, считающее, что сущности «лежат» за пределами досягаемости разума. Иррационализм выполняет роль методологического принципа, занижающего значение разума и мышления в ряде видов деятельности, имеющих дело с творчеством. Иррационализм предпочитает интуицию, непосредственное восприятие, инстинкт, эмоции как дающие более цельное и полное представление о предмете познания.

ИСИХАЗМ

ИСИХАЗМ (гр. - священный покой) - учение о постижении благодати Божией через молитву и глубокую аскетику (уединение, молчание). Суть исихазма состоит в признании существования несоздаваемого (природой или человеком) божественного света и возможности человека его видеть. Условием видения божественного света является жизнь в святости, молитвы, отвлеченность от мирских забот, мистическое созерцание, а также спокойствие и сосредоточенность души. Человек внутренне должен быть так преображен, чтобы его духовному взору открылось вечно существующее, но по несовершенству человека, его физическому зрению невидимое и неведомое. Только духовно преображенное зрение может увидеть святость горнего мира - энергию фаворского света как света божеского. Для исихастов было очевидным, что Бог достижим, что Он сам является Предметом Причастия, что существует Единое Тело Христово. Но постигается это все большим духовным деланием - через аскетизм, смирение и приходит как энергия божественного озарения. Учение исихазма сложилось в XIV в. в Византии - центре восточной ветви христианства. В основу его положены факты видения божественного света Моисеем на горе Фавор, когда были даны первые заповеди Господа Бога людям, а также при крещении И. Христа в Иордане. Такого видения достигали многие святые. В Византии исихастами звали монахов-отшельников, ушедших в моление от всего земного, телесного, скоропреходящего. Исихазм лежит в основе православной российской традиции, предопределившей особенности русской духовности, образа жизни русского человека, его отношения с Богом, его сознания и характера. Исихазм, как учение о внутреннем мире человека, повлиял на развитие православной догматики, экзегетики, антропологии, психологии и педагогики. В настоящее время это учение развивается в новом богословском учении - синергии.

ИСКРЕННОСТЬ

ИСКРЕННОСТЬ (ст.-слав. - близко огонь) - нравственно-положительное качество личности, выражающееся как единство внешних форм поведения и внутренних взглядов, установок, ценностей человека. В человеке «внешнем» и «внутреннем» живет и действует как бы одна и та же «искра», один стержень. Искренний человек - это человек открытый, правдивый, лишенный лицедейства, обмана и политиканства. Он ведет себя согласно своей внутренней сущности и других оценивает согласно своему пониманию, без лести и обмана. Проявление искренности требует глубоких убеждений и силы воли, особенно в среде, где это качество не является нормой поведения других людей. В русской культуре искренность как личностное качество ценилось очень высоко, оно осмысливалось и воспринималось как проявление духовно-нравственной личности, как силы ее духа. Хотя иногда подвергалось и легкому осуждению как неумение приспосабливаться к лживому поведению какого-то сообщества.

ИСКУПЛЕНИЕ

ИСКУПЛЕНИЕ (ст.-слав. - выкуп) - один из важнейших догматов христианства, согласно которой крестная смерть Христа явилась жертвой за грехи человеческие, открыла путь примирению Всевышнего с людьми. Искупление означает снятие с себя вины путем полного признания своей виновности, понесения наказания или совершения положительного поступка. Искупление когда-то означало выкуп из рабства, дарование свободы.

ИСКУССТВО

ИСКУССТВО (ц.-слав. - искус - испытание) - вид духовного творчества как части культуры народа, с помощью которого производится духовное освоение действительности и ее творческое преобразование по законам красоты. Искусство «производит» красоту на всех ступенях человеческого развития. Иногда искусство отождествляется с мастерством. Искусство существует в разных жанрах, видах, стилях и направлениях.

ИСКУШЕНИЕ

ИСКУШЕНИЕ (лат. - мучение от вкушения) - влечение к какому-либо запрещаемому Божиими законами действию, поддавшись которому можно обнаружить в себе скрытые, добрые и злые, свойства, наклонности. Искушение - повод, внешний или внутренний, к нарушению собственных убеждений, взглядов, привычек, обычаев, собственных черт характера. В миру это способ (метод) воспитания волевых качеств личности. Искушение - это соблазн поддаться легкому, приятному, что иногда идет от людей (например, взятка, лесть, ложь), не имеющему смыслов, не служащему нравственным целям. В жизни возникают такие ситуации, в которых есть опасность потерять свою веру и тем впасть в грех. Согласно православному толкованию искушение попускается Богом для того, чтобы человек опытно убедился в своей нравственной немощи и в необходимости благодати Божией, а также для укрепления нравственности. Лишь духовный человек способен с достоинством преодолевать искушения.

ИСПОВЕДЬ

ИСПОВЕДЬ - таинство православной церкви, называемое таинством покаяния. Исповедь - это искреннее раскаяние в содеянных грехах перед священнослужителем с целью получения прощения у Бога. Исповедь включает в себя рассказ кающегося о грехах своих, о признании греховности своих помыслов, слов, чувств и поступков, и отпущение грехов разрешительными словами священника от имени Иисуса Христа. Наше понимание того, что нужно на исповеди, растет по мере духовного роста. Идя на исповедь, надо видеть свои грехи, идти надо «каков есть» и постараться говорить о том в себе, за что стыдно перед людьми и собой. Исповедь совершается перед литургией, а по завершению литургии исповедовавшиеся получают причастие. Исповедь рассматривается как акт духовного очищения, омовения души. Таинство исповеди почитается как целительное и очистительное «второе крещение».

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ - положительное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как готовность и способность честно и в соответствии с законом (инструкцией, предписанием, просьбой) выполнять поручение, функцию, поставленную задачу. Исполнительность - это практическое претворение в жизнь, воплощение, осуществление, реализация, т.е. любое действие, как бы продолжающее принятое решение, совет, предписание, закон. Отсутствие исполнительности, как на уровне власти, так и индивидуальном, разрывает процесс управления, делает его невозможным.

ИССЛЕДОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ - вид познавательной деятельности, состоящий в целенаправленном изучении малоизвестных (неизвестных) явлений и фактов, получении новой информации о чем-либо. Исследование - это сфера преимущественно научной деятельности, ибо совершается специально разработанными средствами, методами и в специальных условиях. В сфере образования проводятся теоретические (методологические, исторические) и эмпирические (экспериментальные, обобщение опыта работы) исследования. Исследование стало основой исследовательского метода обучения учащихся. Приобщение учащихся к посильному исследованию позволяет значительно обогатить познавательный процесс, сделать более развивающим и целенаправленным. Исследовательский метод эффективен и во внеурочной работе.

ИСТЕРОИДНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ИСТЕРОИДНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (лат. - болезнь нервов) - комплекс черт личности, которые выражают потребности выше ее реальных возможностей. Как правило, это личность с завышенной самооценкой, высоким уровнем притязаний, повышенной эмоциональностью, неудовлетворенностью имеющимся и достигнутым. С такими людьми рекомендуется быть очень осторожными: выражать им уважение, восхищаться ими, быть внимательными, «замечать». В противном случае истероидные личности будут чувствовать себя разочарованными и в общении, и в работе, что легко выводит их из равновесия. Психологи признают существование истероидной акцентуации личности, проявляющейся как демонстративность, притворство, использование лжи и фантазии в целях привлечения внимания к себе. Из таких людей легко вырастают авантюристы, тщеславные глупцы и неврастеники.

ИСТИНА

ИСТИНА (ц.-слав. - истый, есть, реальность) - это достоверно известное людям знание, правильное, соотнесенное со смыслом человеческой жизни на земле, с очевидностью выражающее положение дел. Поиск и принятие истины означают отречение от лжи, фальши, искажения известных фактов. С детства в детях следует воспитывать любовь и уважение к истине как воплощению святости. Истина и правда неразделимы. Только истина находится в руках Всевышнего и дается в Нем. Правду человек ищет на Земле. Ложное знание, принятое как истина, искажает жизнь людей. Человечеству предстоит вернуться к Истине, данной Богом, в противном случае оно рискует заблудиться в своих собственных мудрствованиях. Символически истина связана со светом дня, молнии, лампы, фонаря, нередко идею истины воплощает женщина с покрывалом, сорванным с нее отцом - Временем. На Руси истину воплощал церковный колокол.

ИСТОРИЗМ

ИСТОРИЗМ (лат.) - принцип мышления человека, определяющий восприятие и оценку какого бы то ни было явления в контексте той культуры, где оно зародилось и развивалось. Историзм - это соразмерность анализа и оценки явлений своему времени, конкретно живущим в нем людям. Историзм обеспечивает объективацию прошлого, остерегает от искажений, позволяет грамотно извлекать из него уроки для поучения живущих. Историзм, как принцип мышления, требует владения методом аналогий, такими более сложными психическими процессами, как идеализация, моделирование, систематизация, алгоритмизация. Реализация принципа историзма в обучении требует контекстной, источниковой, информационной технологии обучения. Термин «история» и производные от него в русский язык пришли во времена Петра I.

ИСТОЧНИК

ИСТОЧНИК - начало, исход, основание, корни, причина чего бы то ни было. Источник - это то, что бьет ключом, что есть в избытке, имеет запас, из которого что-то рождается, происходит, выделяется, подпитывается. В этом смысле говорят об источнике знаний, познания, радости, терпения, тепла, развития человека. Источником также называют начало реки, ручья, родник, бьющий из земли, солнце на небе. Некоторые из них являются святыми местами, поскольку вода в них одухотворена, она выходит из земли как дар Божий. Такая святая живая вода способна исцелять и очищать человека, прибавлять ему духовные и физические силы. В Библии упоминается о четырех реках рая, берущих свое начало из одного благодатного источника. Источник - символ веры, вечной жизни, возрождения. В образовании речь идет об источнике знаний, каковым являются книги, сама жизнь, участники событий, документы, предметы раскопок и т.д. В настоящее время разрабатывается технология источникового обучения как альтернатива обучения только по учебнику (учебниковому). Источник является символом чистоты, откровения и искупления.

ИУДА ИСКАРИОТ

ИУДА ИСКАРИОТ (др. евр. - Иуда из Кариота) - один из 12-ти апостолов, предавший за 30 сребреников, мелких монет, Иисуса Христа в руки синедриона. Иуда открыл властям ночное местопребывание Христа в последние дни на Земле. Затем он своим поцелуем указал власти конкретно на Христа, находящегося среди апостолов («поцелуй Иуды»). Евангелие говорит о самоубийстве Иуды Искариота: он раскаялся в содеянном, в том, что предал «кровь невинную», долго мучился и повесился на горькой осине. Этот эпизод христианской истории дал сразу несколько символов человеческому существованию: сам Иуда стал символом предательства, измены, осина - деревом позора. 30 сребреников - ничтожно малой платой за крупные неизмеримо большие содеяния.

ИЮЛЬ

ИЮЛЬ (лат. - по имени Юлия Цезаря) - седьмой месяц календарного года. Этот месяц назван в честь самого римского императора Гая Юлия Цезаря, реформатора календаря. У июля много русских названий: страдник, сенозарник, липень, ягодник, грозник, маковка лета. Это, как и июнь, месяц большой работы на полях, в лесу, дома, на реке. Уже начинается сбор меда, лесных ягод, грибов, появляются первые овощи - огурцы, картофель. По народному календарю много событий: продолжение Петрова поста, 7 июля - Рождество Иоанна Предтечи, дни памяти равноапостольских - княгини Ольги и князя Владимира. Для всех учащихся и учащих - это месяц каникул и отпусков.

ИЮНЬ

ИЮНЬ ( лат. - по имени богини Юноны) - шестой месяц календарного года, первый месяц лета. Назван в честь древнеримской богини плодородия Юноны - покровительницы женщин и брака. В русском календаре этот месяц называли светозаром (озаренный светом), хлеборостом, розоцветом, изоком (кузнечик), червенем (краснеет вишня). Это время большой работы на поле, в огороде, дома. Примечательны и любимы июньские праздники: 5 июня - Вознесение Господня, 14 июня - Троицкая родительская суббота, 15 июня - День Святой Троицы, 16 июня - Духов день, 23 июня - начало Петрова поста. Для учащихся, не сдающих экзамены, это первый месяц летних каникул, лагерей и домов отдыха, турпоходов, поисковых экспедиций. Для студентов и старшеклассников - время экзаменов.

Предыдущая страница Следующая страница