Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "С" (часть 7, "СОЦ"-"СТИ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 7, "СОЦ"-"СТИ")

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ - категория социально-политическая и правовая. Она выражает отношения трудовых усилий и вознаграждения за них, преступления и наказания, реальной роли человека в жизнеустройстве и его социального положения, заслуг и признания. Соотношение между этими реальностями определяется в зависимости от существующего права, традиций, веры и культуры конкретного народа, государства. В целом должно существовать относительное равенство между качеством жизни человека и его личным вкладом в эту жизнь. Несоответствие между тем и другим есть несправедливость. Понятие о социальной справедливости изменяется под влиянием конкретных исторических условий (оправдывалось же когда-то рабство). Чем выше уровень развития общества и государства, тем оно больше социально справедливо. Нарушение социальной справедливости подталкивает общество на борьбу за ее либо восстановление, либо достижение, побуждая отдельных его представителей к пассионарности - самоотверженной борьбе, смелости, умению защитить свои права и свободы.

СОЦИАЛЬНО-АПРОБАТИВНАЯ ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННЫХ САНКЦИЙ

СОЦИАЛЬНО-АПРОБАТИВНАЯ ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННЫХ САНКЦИЙ - система идей и доказательств происхождения нравственности как фактора общественной жизни. Согласно этой теории перечень нравственных качеств, оценки добра и зла зависят от уровня развития общества, его состояния, а нравственные нормы - это лишь договоренность власти и граждан, граждан между собой. Санкция создавать нравственные нормы, согласно этой теории, принадлежит самим людям, властным органам, общественным организациям. Эта теория порождает идею об «общечеловеческих ценностях» как договорных обязательствах и отрывает нравственные законы от Творца, делая их предметом дискуссий, бесконечных споров и решений.

СОЦИАЛЬНОЕ КУРИРОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ КУРИРОВАНИЕ - одно из направлений семейной политики по отношению к автономным самообеспечивающимся семьям, т.е. вполне самостоятельным. Экономическая сторона здесь не имеет значения, что проявляется в формах курирования: предоставление более престижного образования, более высоких форм досуга и бытовых услуг, помощь в освоении семьей каких-либо новых форм деятельности, в приобретении более комфортного жилья и т.д. Задача социального курирования - помощь в переходе семьи к более высокому культуросообразному качеству жизни, организация возможностей эффективного осуществления семьей воспроизводящих и культурно-социализирующих функций. Через посредство консультирования в этих ситуациях идет разработка более тонких «социальных технологий» преодоления различных семейных проблем, «выращивания» семей и «перевода» их за счет внутренних собственных ресурсов на более высокий уровень самообеспечения и развития ее членов.

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО - вид детского одиночества, возникшего «при живых родителях», покинувших детей и лишивших их своего попечения. Сюда входят так называемые «отказные» дети, т.е. подброшенные (подкидыши), сданные в приюты, оставленные в роддомах и брошенные на произвол судьбы, А также дети родителей, лишенных за антиобщественное поведение родительских прав или отбывающих наказания в тюрьмах. Социальное сиротство - самое тяжелое сиротство, оставляющее неизгладимый след на душах и судьбах детей. Преодолевается воспитанием с раннего возраста чувства самоценности семьи или передачей детей в новые семьи.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (система) - это определенное целостное образование разнообразных средовых факторов, структур, учреждений, организаций, в результате целенаправленного и более эффективного взаимодействия которых создаются более благоприятные условия для жизнедеятельности людей, воспитания и образования детей. Это форма интеграции воспитательных сил, педагогических и социальных целей, принципов, методов и форм их единения. Так, в социально-педагогическом комплексе направленно взаимодействуют школьные и производственные коллективы, общественные организации, учреждения медицины и культуры, вузы, жилищно-коммуникальные учреждения, церковь.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЫД

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЫД - чувство стыда, испытываемое по поводу низкого социального статуса или несоответствия социальным нормам жизнедеятельности. Таковым является стыд от того, что родился без отца, что беден, что не достигаешь успеха в профессиональной деятельности и т.д. Испытание социального стыда влечет за собой формирование комплекса неполноценности или страстного желания выйти из данного состояния любой ценой.

СОЦИОЦЕНТРИСТСКИЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ

СОЦИОЦЕНТРИСТСКИЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ - принцип организации воспитания человека, утверждающий необходимость социализации его с позиций максимальной общественной полезности. Человек - частица социума и потому, согласно этого принципа, он должен быть «встроен» в него, служить ему, «питаться» им. Социальный фактор, а не духовность, при этом считается ведущим в развитии и воспитании человека. Социоцентристский подход к воспитанию стал одним из ведущих педагогических принципов советской педагогики, он также использовался как принцип научных исследований. Идеи социоцентризма как приоритета социума над личностным, разрабатывались еще философами Древней Греции. Марксистская философия, ставшая в первой половине ХХ в. марксистско-ленинской, сделала этот принцип центральным для построения системы советского воспитания и рассмотрения сущности человека и его миссии на земле.

СОЧЕЛЬНИК

СОЧЕЛЬНИК - день накануне Рождества Христова (Рождественский сочельник), когда люди завершают подготовку к Рождеству - одному из главных христианских праздников. Это время строгого поста, когда можно есть только сочиво - вареную пшеницу или рис с медом (чем и объясняется название - «сочельник» или «сочевник»). Пост длится до появления первой звезды - в память о Вифлеемской звезде. При ее появлении всей семьей положено сесть за стол, зажечь у икон лампаду и читать молитвы. На столе среди яств положено быть печеной рыбе и кутье. В сочельник навещали крестных отцов и матерей и поздравляли их с праздником. В этот день надо было помогать бедным и убогим, щедро раздавать милостыню. Есть также Крещенский сочельник - 18 января, перед Крещением Господним (Богоявлением).

СОЧУВСТВИЕ

СОЧУВСТВИЕ - положительное духовно-нравственное качество личности, выражающее участие человека в переживаниях другого человека по поводу какого-либо несчастья, неприятности, боли. Сочувствовать - это быть способным сопереживать, чувствовать согласно с другим человеком, сострадать ему. Это качество есть проявление эмпатии. Оно выражает отзывчивость, участливость, внимательность, благожелательность. Сочувствие, в православной педагогике, рассматривается не только как способ выживания человека, но и единственно верный путь развития и того, кто умеет сочувствовать, и того, к кому направлено это качество личности. Самым сензитивным периодом воспитания этого качества является детство.

СПАСЕНИЕ ДУШИ

СПАСЕНИЕ ДУШИ - догмат христианской церкви о спасении души как важнейшей цели земного существования человека. Это значит, что вся его сознательная жизнедеятельность должна быть направлена на избавление и избежание грехов и созидание добра, на обретение вечного блаженства. Блаженства же даруются Богом за смирение, покаяние, моление, за соблюдение Его законов. Догмат о спасении есть продолжение догмата о бессмертии души. Оба догмата активно влияют на человека; для верующих это практическая жизненная установка, основной принцип всей жизнедеятельности, определяющий «стратегию человеческого существования». В системе богословского знания есть учение, специально изучающее теорию и практику спасения - сотериология. Спасению души, как избеганию зла и творению добра, надо учить с детства.

СПЕСИВОСТЬ

СПЕСИВОСТЬ (спесь) - отрицательное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как излишняя гордость, надменность, высокомерие, чванство. Спесивость - это испытание превосходства над людьми, преувеличение своих достоинств. В конечном итоге - это себялюбие, эгоизм несмиренного человека. Преодолевается это качество через веру, через духовную жизнь, через познание и опыт жизни. В народе не зря говорят: «Умной спеси не бывает».

СПИРИДОН-СОЛНЦЕВОРОТ

СПИРИДОН-СОЛНЦЕВОРОТ - день памяти святого преподобного Спиридона Тримифунтского 25 декабря по новому стилю. Святой чудотворец Спиридон русским православным людом прозван Солнцеворотом (Солнцеповоротом), ибо именно 25 декабря «солнце поворачивается на лето, а зима на мороз». Неоторые даже верят в то, Что святой Спиридон будто сам поворачивает солнце на лето и наблюдает, чтоб оно не скрылось от людей. В народе даже утверждают, будто именно в этот день «медведь в берлоге поворачивается на другой бок, а корова на солнышке бок погреет». Этот день еще называют Спиридоний. Спиридон Тримифунтский - это святитель с о. Кипр, совершающий непрестанно дела милосердия: исцеление неизлечимо больных, изгнание бесов, воскрешение мертвых и помощь средствами питания и одежды. Свою земную жизнь он прожил в праведности и святости. В христианстве он почитается наравне со Святителем Николаем Чудотворцем.

СПИРИТУАЛИЗМ

СПИРИТУАЛИЗМ (лат. - дух, дыхание) - философская концепция, основанная на признании лишь духа в качестве первоосновы мира, действительности и ее реалий. Спиритуалисты считают действительностью лишь духовные сущности, а все материальное, физическое - либо способом проявления бога, либо существующим лишь в наших представлениях. При этом дух и материю рассматривают независимыми субстанциями. Сторонники этой доктрины проповедуют постоянное общение живых и мертвых, средства материализации духа. Они организуют сеансы общения с «потусторонним миром» через медиумов, сенситивов, которые способны вызывать «души умерших» на общение с живыми. Тенденция к абсолюту в этом учении через дистанцирование от мира сего разрушает личность, убивает индивидуальность, губит людей. Увлечение спиритуализмом (спиритизмом) - это уход от духовности, кощунство над умершими, это духовное развращение. Слово «спиритуализм» в русский язык пришло через английский язык во времена Петра I,

СПЛЕТНИ

СПЛЕТНИ (ст.слав. - плести) - это тайное осуждение посредством ложных обвинений другого человека. Это также нескромный пересказ третьим лицам каких-либо сведений о своих близких, друзьях или знакомых с искажениями, добавлениями, интимными подробностями. Сплетни всегда связаны с хулой и умалчиванием хорошего, с укоризной, ложью, пересудом, наговором. Сплетничество, как привычка создавать сплетни, может быть отрицательной духовно-нравственной чертой личности («Не судите, да не судимы будете»). В основе ее лежит злоязычие, неуважение к людям, эгоизм. Язык, в данном случае, причина зла, скорби и раздора. «Сплетни», по происхождению слова, означают соединение, сплетение в одно правды и лжи, а «сплетником» называли густой, перепутанный ветром ивняк. Чаще всего сплетничают женщины, менее других занятые работой, домашними заботами, используя их для самоутешения, сплетничают из зависти, ревности, от отсутствия духовной жизни.

СПОКОЙСТВИЕ

СПОКОЙСТВИЕ (ст.слав. - с покоем в душе) - это душевное состояние покоя, смирения, умиротворенности, гармонии души, духа и тела. Это состояние отсутствия тревог, забот, болезней и, напротив, испытание удобства, благополучия. Спокойствие, по утверждению философов и психологов, содействует торжеству разума, приближению к правде и истине. Испытание спокойствия - это движение духа к свободе.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ (лат. - правильно вести) - положительное духовно-нравственное качество личности и деятельности, характеризующее человека, живущего по принципу соответствия морали и закона. Справедливость включает в себя представление о должном порядке взаимоотношений между людьми, о соответствии прав и обязанностей личности, о воздаянии каждому по заслугам и др. Это понятие входит в сознание людей и служит критерием оценки всего, что происходит вокруг них. Философы утверждают, что «самое справедливое на свете… есть справедливость, вдохновляющаяся доброжелательством и любовью». Считается также, что «когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что бы могло придать ценность жизни людей». С точки зрения православного философа Вл. Соловьева «Справедливость, в нравственном смысле, есть некоторое самоограничение своих притязаний в пользу чужих прав; справедливость является … некоторым пожертвованием, самоотрицанием». Разновидностью справедливости является социальная справедливость.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - ветвь педагогического знания, в задачу которого входит сопоставление воспитательных систем, образовательных программ и результатов воспитания и образования разных стран, культур, народов. Образование сегодня охватывает свыше 1 млрд. учащихся и 50 млн. учителей в мире. Все они по-разному осуществляют воспитание и образование учащихся. В современном мире формируется единое образовательное пространство, побуждая образовательно-воспитательные системы многих государств к перестройке, модернизации, реформе; строятся новые отношения между образовательными институтами и миром труда. Все государства изучают опыт других стран, чтобы не повторять ошибок. Сравнительная педагогика анализирует преимущественно в сопоставительном плане состояние, основные тенденции и закономерности развития образования на планете Земля, в различных геополитических регионах, выявляет позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимообогащения национальных педагогических культур. Термин «сравнительная педагогика» появился в первой половине XIX века во Франции, где и родилась эта наука, окончательно сформировавшаяся в 20-х годах XX столетия. При этом полагалось, что изучение опыта разных стран позволит создать более рациональную систему образования и воспитания сначала в масштабах Европы, а затем и всего мира, что сделает педагогику более позитивной наукой, освобожденной от произвола тех, кто профессионально занимается воспитанием и обучением.

СРЕБРОЛЮЛИЕ

СРЕБРОЛЮЛИЕ (евр. - монета в 80 к. и любить) - отрицательное духовно-нравственное качество личности, характеризующее особую любовь человека к деньгам, чужому имуществу. Человек с таким качеством желает обогатиться, он постоянно думает о средствах обогащения, он опасается старости и нечаянной нищеты и болезней. Этот человек, как правило, скуп, корыстолюбив и одновременно жестокосерден к нищим. Он может иметь склонность к взяткам, воровству и даже разбою. Живет он суетно, все время в поисках получения прибыли, прибытка, присвоения чужого. С позиций православия это один из больших грехов, человеческих страстей, свидетельствующих о слабости духа.

СРЕДА

СРЕДА (ц.слав. - середина) - один из дней недели, серединный, связанные с воспоминанием православной церкви о предании Иисуса Христа на страдания и смерть, о самих страданиях и смерти. Среда является постным днем в память об этих событиях. В страстную неделю (седмицу) среда именуется «великой». Перед Пасхой, в дни всеобщего поста, Великая среда связывается с приходом Иисуса Христа в Вифанию. В этот день Он пришел в дом Симона прокаженного, где Мария возлила на Его голову драгоценный миро и помазало им Его ноги. Иуда, увидев это, пожалел дорогое миро. Но Иисус, зная сребролюбие Иуды, сказал, что это миро Мария сберегла для погребения Его. Этим он предсказал события предательства и крестной казни. В этот же день Иуда Искариот действительно предал Спасителя и Тот был схвачен. Для прихожан это день глубокого траура по Иисусу Христу и осуждения предательства. Средой также называют окружающий человека мир, мир, существующий вне нас, внутри которого мы находимся. Эта среда по природе своей разнообразна и по разному влияет на человека: социальная, климатическая, экологическая, биологическая, культурная, профессиональная, бытовая, школьная, уличная, дворовая, домашняя, семейная и др.

СРЕДА ВОСПИТАНИЯ

СРЕДА ВОСПИТАНИЯ - совокупность внешних по отношению к человеку факторов, посредством чего он воспитывается и развивается. Это то, среди чего пребывает человек - предметы, Вещи явления, отношения, события, факты, ситуации и т.д. и т.п. Среда формирует образ жизни человека, а через него и характер, способности, отношения. Духовно и материально богатая среда обогащает людей, бедная - обедняет, порочная - калечит. Среда опосредует путь развития личности, преломляя ее сознание и самосознание набором возможностей реализоваться, состояться. Среда воспитания «сулит» качество жизни в будущем, ниже чего ребенок во взрослой жизни не захочет опускаться. Через средовые факторы можно управлять некоторыми сторонами развития личности: поддерживать, порождать, предупреждать появление одних качеств и разрушать, не поддерживать другие. Не зря сегодня доктрины и концепции развития образования в целом и образовательных учреждений, в частности, строятся как проекты создания условий для развития детей и учета благоприятных и иных факторов влияния. На основе идеи о роли среды в воспитании детей сформулирован новый педагогический принцип средового подхода к образованию, воспитанию, обучению и развитию. Согласно этому принципу образовательная среда должна строиться по законам национальной культуры, с учетом особенностей миропонимания и духовной практики детей и их родителей.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) - это комплекс организационных структур и каналов коммуникаций, которые готовят и передают информацию (культурную, политическую, спортивную и др.) на массовую аудиторию. Это печать, радио, телевидение и компьютер. СМИ обладают неограниченной возможностью. Они концентрируют информацию «здесь» и «теперь», какому бы пространству и времени она ни принадлежала. Они обладают способностью демонстрировать ее в любой форме - научной и популярной, художественной и документальной. Через них можно охватывать весь исторический опыт эволюции человечества и современные достижения народов во всех областях духовной и материальной жизни. СМИ - это массовый способ воспитания и образования народа и потому чрезвычайно важно, в чьих руках они находятся и какую информацию передают.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (сретение - ст.слав. - встреча) - двунадесятый праздник православной церкви - 15 февраля. «Сретение» - это встреча Иисуса Христа, принесенного родителями в храм на 40-й день после рождения, с праведным Симеоном и пророчицей Анной. Почти триста лет ходил по земле праведный старец Симеон и не мог уйти с этой земли: он должен был жить до тех пор, пока не встретит и не увидит собственными глазами обещанного Богом Спасителя - Иисуса Христа. В те времена существовала в Иерусалиме традиция: на сороковой день от рождения родители должны были принести своего ребенка в храм, чтобы посвятить его жизнь и судьбу Богу. Так сделали Мария и Иосиф - принесли маленького Иисуса в храм. Увидев маленького Сына Божьего, старец заплакал от радости, взял его на руки и молвил: «Теперь я могу со спокойной душой оставить этот мир, эту жизнь, эту землю: ведь я наконец дожил - дождался высочайшего счастья - видеть собственными глазами то спасение, которое уготовил Бог для людей, послав для этого на землю Своего сына - Спасителя Иисуса Христа». Эти слова Симеона стали частью православного богослужения. Праздник Сретения Господня имеет символическое значение очищения от всякой скверны. Этот праздник совпал со старославянским праздником встречи Зимы и Лета, с днем, когда они спорят о том, кому идти вперед, а кому назад. Зима каждый день, начиная со Сретения, подкарауливает Весну, хочет заморозить «красную деву», но только сама «потеет» от усилий. Но в то же время известны сретенские морозы. Существует примета, если праздник Сретения был солнечный, то ожидался хороший лен.

ССОРА

ССОРА (ст.слав. - резкий, грубый, заносчивый) - отношения людей в состоянии несогласия, раздора, перебранки и даже вражды. Ссора - это вхождение в состояние сора, в смысле мусора, путаницы, помех. Чаще всего ссоры - эти межличностные конфликты наносят большой ущерб психическому здоровью людей, но бывают ситуации, когда именно ссорой можно решить проблему. Ссоры часто возникают в детской среде.

С-СТРАТЕГИЯ

С-СТРАТЕГИЯ (гр. - вести) - содержательная стратегия воспитания детей. За исходное, объективно заданное принимается именно система целей, задач, принципов и даже содержания воспитания и образования. Перед образовательными учреждениями стоит проблема выбора методов, форм и средств воспитания детей как способов «передачи» им готового и заданного содержания. Это проектирование учебно-воспитательного процесса как бы «сверху» к личности. Фактически С-стратегия была основной в организации учебно-воспитательного процесса в школах советского времени.

СТАГНАЦИЯ

СТАГНАЦИЯ (лат. - делаю неподвижным) - процесс торможения, снижения темпов развития чего бы то ни было, в том числе человека, его профессиональной деятельности. Стагнация - это застой, остановка, не использование потенциальных возможностей. Нередко проявляется как депрессия.

«СТАДНОЕ» СВОЙСТВО

«СТАДНОЕ» СВОЙСТВО - отрицательное нравственно-этическое свойство личности, состоящее в повышенной подражательности массовым вкусам, состояниям, мнениям, моде. Это возникает из желания не отставать от жизни, «от своих», от принятых эталонов. «Стадное» оно называется за сходство с поведением скота в стаде как однородной массе. Многим людям хочется быть «как все», даже если приходится поступиться своими привычками, отступиться от взглядов. «Стадное свойство» - это иносказательное обозначение конформности личности.

СТАРАТЕЛЬНОСТЬ

СТАРАТЕЛЬНОСТЬ - положительное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как ответственное, прилежное отношение к выполнению какого-либо дела, задания. Старательность - это усердие, терпение, трудолюбие, проявление воли, внимания и аккуратности там, где трудно, сложно. Не зря слово «старатель» родилось в золотопоисковом деле, где с таким трудом добывается каждая капля драгоценного металла. Старательность является одним из важных качеств ученика, тоже как «старателя» в добывании знаний, навыков, как человека, с трудом, медленно себя формирующего.

СТАРАЯ ДЕВА

СТАРАЯ ДЕВА - так в России называют немолодую женщину, лет за тридцать, не бывшую замужем и не имеющую детей. Старых дев называли «христовыми невестами» и в то же время считали это бедой женщины. Ее, как правило, жалели, если она была женщиной доброй, злую же женщину не любили, а дети даже дразнили.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

СТАРООБРЯДЧЕСТВО - совокупность религиозных объединений верующих православных христиан, отказавшихся признать церковные реформы патриарха Никона в середине XVII в. (см. Раскол). Будучи прокляты церковью, репрессированы, они остались тверды в своем убеждении, что «новая вера» пришла в Россию от латинян-католиков, что крепостное право есть власть антихриста, что реформа обмирщает церковь и развращает прихожан отказом от аскетизма, что она разрушает традиционный уклад русской жизни. И хотя в 1971 году со старообрядцев была снята анафема, они продолжают существовать, выдержав все гонения в течение более 300 лет. Как правило, старообрядчество передается «по наследству», как традиция от родителей к детям. Оно сохраняет эсхатологическое направление в теологии, основанное на учении о конечной судьбе мира и человечества, о конце света и страшном суде.

СТАРОСТЬ

СТАРОСТЬ (ст.слав. - большой, сильный) - заключительный период жизни человека, последний этап его физио-психологического и духовного развития, именуемый «преклонным возрастом». Признаки старения: физическая слабость, болезни, быстрая усталость, увядающая кожа и др. Вместе с тем это эпоха мудрости: уходят случайные искушения, чувствительность резко падает, что возвышает человека над земными мелочами и суетой и внушает ему тихую покорность и смирение. И чем старше человек, тем он мудрее, тише, добрее (не зря бабушки и дедушки к внукам более добры, чем когда-то были к своим детям). К людям в старости окружающие испытывают уважение, почтение, желание им помочь. Старость в русской культуре воспринимается как особое благоволение Божие: «Венец славы - седина». Многолетняя опытность дает престарелым людям особую способность для выполнения особых обязанностей: наставников, консультантов, советников, старейшин для молодых и зрелых людей («Старого воробья на мякине не проведешь»).

СТАРЧЕСТВО

СТАРЧЕСТВО - особый вид русского монашества, поздний чин святости духовного лица. Достигается как трудный подвиг всей жизни в аскезе и молитвах, в святой вере в Бога. Это не просто человек, выполняющий роль духовника, это святой с даром знания воли Божией и возвещения ее людям, даром прозорливости и ясновидения. Старец часто говорит волю Божию человеку, даже не услышав его вопросов. Он знает, что грех есть в душе каждого человека. Старчество - специфическое явление в русском православии. Обилие старцев служило знаком и доказательством мира и благоденствия общества и страны в целом. Любомудрие святых отцов - зародыш русской философии.

СТЕЗЯ

СТЕЗЯ (ц.слав. - стежка, тропка) - узкая тропки, неудобный путь для быстрого и легкого хождения. По этой тропке трудно ходить, надо всегда прилагать усилия, чтобы пройти ее и не оступиться, не свернуть на обочину. «Стезя» в переносном и более широком смысле - это жизненный путь человека, как правило, сложный, единственно возможный, только им одним проходимый (есть стезя славы, есть правды и добра, но есть и стезя горя и трагедий).

СТЕКЛЯННАЯ СВАДЬБА

СТЕКЛЯННАЯ СВАДЬБА - юбилей по поводу 15 лет супружеской жизни со дня свадьбы. Это уже немало лет, которые «прозрачно» показали, как сложилась жизнь супругов и семьи в целом, но в то же время еще недостаточно, чтобы утверждать прочность их отношений на будущее: может и «разбиться». Этот юбилей празднуют скромно, как правило, с близкими. Подарки принято дарить из стекла, не более. В этом есть свой символический смысл.

СТЕСНИТЕЛЬНОСТЬ

СТЕСНИТЕЛЬНОСТЬ - эмоциональное качество личности, состоящее в непроизвольном испытании неудобств при общении даже с людьми уважаемыми, любимыми, желанными. Возникает состояние, при котором стеснительный человек одновременно как бы идет на контакт и избегает, сторонится, «боится» его: что-то неясное внутри ограничивает человеческую свободу. Вообще это разрушительное качество, Способное привести к покорности, депрессии, к формированию комплекса неполноценности. Стеснительность родственна застенчивости, ее часто по ошибке путают со скромностью.

СТИЛЬ

СТИЛЬ (гр. - стерженек для письма) - это совокупность черт, манер, вкусов, привычек, типичных для поведения и деятельности одного человека, отличающая его от другого. Существует «стиль письма», «мышления», «стиль управления», «стиль жизни человека или коллектива» и т.д. «Стиль» относят к интеллектуально-этическим категориям, посредством которой «схватывают» и обобщают все особенности человеческой жизнедеятельности в данном направлении. Так, стиль руководства (лидерства) может быть авторитарным (директивным), демократическим (коллегиальным), анархическим (либеральным). Стиль жизни детского коллектива - мажорным или минорным, в нем может существовать надежная защищенность его членов, привычка уступать товарищу. Стиль работы учителя с учащимися в классе может характеризоваться наблюдательностью, эмпатией, пониманием, прощением, справедливостью и т.д. Стили чего бы то ни было складываются под влиянием самых разным факторов - природы самого человека, культуры народа, к которому он принадлежит, конкретного воспитания и обучения, А также самой среды, востребовавшей те или иные качества личного поведения. Стиль человеческого поведения был в центре внимания многих, особенно европейских писателей. Д. Дидро считал, что «хороший стиль кроется в сердце»; философ А. Шопенгауэр говорил: «Стиль - физиономия ума, менее обманчивая, чем настоящая физиономия».

СТИМУЛИРОВАНИЕ

СТИМУЛИРОВАНИЕ (гр. - палка с заостренным наконечником у погонщика скота) - процесс и методы внешнего побуждения человека к тому или иному поведению, деятельности. Стимулирующим воздействие становится только тогда, когда вызывает интерес, совпадает с внутренними потребностями, соответствует культуре и индивидуальным особенностям. Стимулирование придает динамику деятельности, способствует формированию мотивов по отношению к ней. Стимулирование, в частности, в учебной деятельности или управлении, может осуществляться и материальными, и духовными средствами. Принятие человеком морального (духовного) стимулирования свидетельствует о целостности его сознания, о зрелости. Если в первом случае человек стимулируется зарплатой, премиями, то во втором - поощрениями грамотой, добрым словом, благодарностью в приказе, признанием заслуг. В педагогике к стимулирующим методам относят не только поощрение, но и порицание (выговор, низкая отметка, лишение чего-то, высмеивание и др.), если оно тоже побуждает изменить поведение в лучшую сторону. В отличие от внешнего стимулирования существует внутреннее - самостимулирование как волевое самопринуждение к активной деятельности.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV