Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "П" (часть 1, "П"-"ПЕД")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "П"-"ПЕД")

П

П - семнадцатая буква русского алфавита, обозначает глухой губной согласный звук, читается как «пэ». В праславянской философической азбуке носила высокие смыслы: Престол, Столп, Опора, а также Двуединство - души и плоти, науки и искусства и т.д. Позднее по смыслу стала значить «рот» и даже «покой». В кириллице имела числовое значение - 80.

ПАДЧЕРИЦА

ПАДЧЕРИЦА (ст.слав. - па дщерь) - «не дочь», точнее - неродная дочь (по первому браку). Неродная дочь либо для отца, либо для матери. Если в таком положении находится сын, то его зовут пасынком (па - сын). В русской мифологии падчерица - в семье нелюбимая, гонимая, но в то же время трудолюбивая, кроткая и этим достигающая счастья, удачи в жизни. В народе падчериц жалели, сочувствовали им, помогали. Предлог «па» в русской традиции нес с собой смысл унижения, низшую степень чего-то. Униженных и оскорбленных в русском народе любили, оберегали, поддерживали.

ПАДШИЙ АНГЕЛ

ПАДШИЙ АНГЕЛ - это ангел, восставший против воли Бога и за это Им изгнанный из рая. Для людей - это ангел смерти, горя, несчастий. Падшими ангелами являются бесы, демоны, дьяволы. В миру так называют грешников, людей оступившихся, изменивших, предавших, свершивших грех, ведущих неправедный, непутевый образ жизни.

ПАЙДЕЯПОЛИС

ПАЙДЕЯПОЛИС (гр. - город для ребенка) - педагогически целесообразная организация городской среды, обеспечивающей в союзе с семьей и образовательными учреждениями всестороннее гармоничное развитие человека культуры. Пайдеяполис - это, говоря современным языком, есть образовательное пространство, специально педагогически целесообразно организованное в рамках всего города. Данное понятие разработано эллинской педагогической мыслью по отношению к организации образовательных систем в городах-полисах Древней Греции, все схватывающих, самодостаточных, саморазвивающихся. Идея полисной организации образования и воспитания подрастающих поколений стала особенно востребованной в современных условиях регионализации и демократизации отечественного образования, она плодотворна при разработке проблем педагогизации среды, создания образовательного пространства, при разработке концепций развития образования в малых городах и технополисах.

ПАЛОМНИЧЕСТВО

ПАЛОМНИЧЕСТВО (лат. - пальма) - религиозный обычай, состоящий в посещении святых мест путем длительных и сложных путешествий, дающих человеку особый настрой, взволнованность, укрепление в вере и получение благодати Божией. Особенно высоко ценилось путешествие в Иерусалим ко гробу Господню, откуда паломники привозили пальмовые ветви, которые и дали название всему обычаю. В святых местах молитвы особенно ценны. В России паломничество появилось в XI веке. Тогда же появились профессиональные паломники - «калики перехожие», путешествующие не только к святым местам, но и по монастырям.

ПАНАГИЯ

ПАНАГИЯ (гр. - пресвятая) - в православной церкви это знак архиерейского достоинства в виде небольшой иконы Богоматери, носимой епископом на груди. Панагия - это тонкая ручная работа художника из природного материала (керамика, металл, живопись, дерево), как правило, обрамленная ажурной рамкой. Чаще всего делается овальной формы.

ПАНИКА

ПАНИКА (гр. - имя древнегреческого бога Пана) - состояние коллективного страха, выражающееся во всеобщей агрессии, трусости, бегстве, подавленности или других формах. Возникает чаще при всеобщей нервной усталости, после боя, ночью, после неудач, под влиянием психогенных и психотропных факторов, от незнания обстановки и т.д. Слово «паника» произошло от имени греческого бога Пана, который, по мифологическим преданиям, всегда был весел, буен, но не терпящий, чтобы его беспокоили и нарушали покой. Своим криком он обращал в бегство воинов.

ПАНИХИДА

ПАНИХИДА (гр. - всенощная) - богослужение, на котором совершается поминовение умершего (либо над телом его, либо в годовщину смерти). Это заупокойная (за покой) церковная служба, которая проводится по просьбе верующих (родственников, близких людей, друзей, благодарных людей) в определенные установленные церковью дни - родительские субботы. Такие панихиды называются вселенскими. Существуют также общие панихиды перед захоронением тела усопшего. Чин панихиды включает в себя благословение, чтение псалмов, великой ектеньи, тропарей, канона об усопших, молитву «Отче наш» и другие молитвы. Это сложный и твердо установленный процесс в благодарную память и прощение людей, завершивших свой земной путь.

ПАНСЛАВИЗМ

ПАНСЛАВИЗМ (гр. - славянское родство) - это культурно-политическое движение, основанное на идее объединения (единения) славянских народов и государств под главенством России и русского царя. Возникло оно еще в XVIII веке, расцвело в XIX в. как протест против турецкого ига, Австро-венгерских завоеваний славянских народов Восточной Европы. Панславизм был попыткой использовать национальный фактор как опору российской государственности («соблазн крови»). России при этом приписывалась роль объединителя единокровных братьев-славян в их борьбе с враждебным по отношению к ним Западом. К этой идее вновь обратились в конце XX века, но опять ей было не суждено сбыться.

ПАПЕРТЬ

ПАПЕРТЬ (др.слав. - па-перть, не-церковь; лат. - бедный) - площадка перед входом в церковь(перед дверью), на которую ведут, как правило, несколько ступенек. Паперть была местом, где нищие собирали подаяние. «На паперти стоять» - это бедствовать, жаловаться, иногда назойливо просить, рассчитывая на милость и подаяние. Предлог «па» в древнерусском языке означал что-то недостойное, ниже стоящее, «не» состоявшееся (сравнить: «па-дщерь», «па-сынок»). Когда-то, в первые века христианства, на паперти стояли плачущие, пришедшие на покаяние.

ПАРАДИГМА

ПАРАДИГМА (гр. - образец, пример) - это те идеи, правила, теории или целостные учения, которые принимаются сообществом как достоверные и на которые опираются люди при организации своей деятельности, ее анализе и оценке результатов. Парадигма - это теоретическая основа формирования взглядов людей, способствующая их устойчивости. В педагогике парадигмы задают некий стандарт решения определенного класса педагогических задач. Так, уверенность в том, что знания являются силой и основой социального благополучия людей и механизмом развития цивилизации заставляет учителя упорно поддерживать знаниевый, т.е. просвещенческий подход к обучению и недооценивать фактор духовно-нравственного воспитания ученика. По мере роста педагогической теории и практики некоторые идеи в парадигме, а то и целые парадигмы устаревают (например, о происхождении человека от обезьяны) и заменяются новыми. Но бывают ситуации, когда они продолжают жить в убеждениях людей как заблуждения, привычки, догмы. Такими догмами у отечественного учителя являются, например, урок и отметка, что тормозит общее развитие системы образования. В целом же устойчивость и общедоступность парадигм позволяет управлять сложными и простыми, большими и малыми педагогическими системами и процессами, делая их прогнозируемыми и предсказуемыми. Понятие «парадигма» пришло в отечественную педагогику в конце ХХ-го столетия, родом оно из философии, где со времен Платона обозначало взаимоотношения духовного и материально-чувственного мира.

ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ - те устоявшиеся и общепринятые идеи, теории или учения, которыми реально руководствуются все работники сферы образования при организации процессов обучения и воспитания или управлении образованием. Это своего рода общая «руководящая идея», обеспечивающая единство действия и практиков, и теоретиков. Старение парадигм и возникновение новых происходит под влиянием науки в зависимости от состояния практики и общественно-экономических, социально-психологических и культурных условий конкретного общества. Так, в целом человечество «пережило» такие парадигмы в своем образовании, как магико-ритуалистическая в единстве с опытно-практическим обучением, калокагатийская (греко-латинская модель разностороннего развития и воспитания человека), теологическая (догматическая), гуманистическая (объяснительно иллюстративная), этономическая (адаптивная модель), интеллектуалистическая (развивающее обучение), культурологическая и комплексистская (интегрирующая элементы предыдущих, ранее прожитых парадигм). Каждая образовательная парадигма реализуется через свои цели, принципы, содержание и свои соответствующие технологии. Смена парадигм связана не только со сменой установок в системе власти, но и с изменением мышления, мировоззрения у абсолютного большинства работников образования.

ПАРАЗИТИЗМ

ПАРАЗИТИЗМ (гр. - нахлебник, тунеядец) - образ жизни некоторых людей или сообществ, форма их взаимоотношений с себе подобными, характеризующиеся как способность жить за их счет: использование их как среды проживания, средства достижения цели, источник благополучия. Паразитизм - это жизнь за счет другого, что возможно как в сфере материальной так и в сфере интеллектуальной. Паразитизм - это особая мировоззренческая позиция, особый мотив деятельности, особая безнравственная нравственность, это проявление низкой духовности. Формы паразитизма - тунеядство, спекуляция на доверии и терпении людей, в науке - это плагиат, некорректные (без ссылок и неточные) заимствования, в школе - списывание и др. Характерно, что паразитизм сопровождается подавлением партнера, экономическим, организационно-управленческим, психологическим, культурным и др.

ПАРАПСИХОЛОГИЯ

ПАРАПСИХОЛОГИЯ (гр. - психология «возле», «вне») - наука, исследующая специфику проявления и природу чувствительности, которую нельзя познать материалистическими способами и объяснить существующими учениями и теориями. Парапсихология изучает формы чувствительности, обеспечивающие прием информации, не объясняемый деятельностью известных органов чувств, а также воздействием человека на физические явления без использования мышечных усилий. Это наука о человеке будущего, о наших ближайших потомках. Потребность в ее развитии объясняется тем, что физический и социальный мир сдавливают человека со всех сторон, что и побуждает его уходить в невидимое, непознанное. Парапсихология изучает передачу мысли на расстояние (телепатия), передвижение предметов без применения физических средств (телекинез, телепартация), считывание информации с предметов (психометрия), записи высказываний невидимых существ (психография), бессловесное обучение и др.

ПАРТИЯ

ПАРТИЯ (лат. - часть, группа) - форма политической организации общества, состоящая в объединении людей по принципу единства взглядов, поддержки той или иной общественно значимой идеи и желающих своей деятельностью поспособствовать их реализации. Партии создаются для пропаганды своих идей, для участия, через выборы, во власти, для оказания влияния на власть при решении «своих» проблем. Партии создаются на добровольной основе, как правило, выборным путем определяются их лидеры, они имеют свои уставы и положения, условия членства, порядок выработки и принятия решений и т.д. Партии отражают разность социальных интересов и политических взглядов граждан, их общественную активность. Различают партии политические (типа КПРФ, ЛДПР в России конца ХХ столетия), парламентские (по типу республиканской и демократической партий США) и спонтансистские, т.е непарламентские (по типу «зеленых» в Германии, партии любителей пива в России конца ХХ-го столетия). Нередко партии носят сословный характер. Существуют общества (государства) с однопартийной системой (как бывшая КПСС в СССР) и многопартийной. Взаимодействуя в борьбе за завоевание государственной власти или за участие в ее осуществление, партии образуют партийную систему.

ПАССЕИЗМ

ПАССЕИЗМ (фр. - прошлое) - настроение и отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в пристрастии к прошлому, в любовании им, в признании за ним только достоинств. Пассеизм сроден пессимизму, с той лишь разницей, что пассеистам присуще безразличие, неприятие настоящего, прогресса и будущего. Из пассеистов, людей, живущих прошлым, формируются консерваторы, нигилисты и циники.

ПАССИВНОСТЬ

ПАССИВНОСТЬ (лат. - страдательный) - стиль человеческого поведения и отрицательное нравственно-этическое качество личности; проявляется в бездеятельности, безучастности. безынициативности, безразличии человека в деятельности и общении по отношению к внешним воздействиям и требованиям среды. Быть пассивным значит находиться в состоянии покоя. Специфической формой пассивности является инфантильность. Пассивность человека возникает в результате «тепличного» воспитания, как реакция на сильное давление внешней среды, в результате ощущения бессилия и безнадежности что-либо изменить. Проявление пассивности есть показатель умственной или гражданской незрелости. Некогда было слово «пассивизм», обозначающее поведение, которое состоит в том, что человек избегает вмешиваться в судьбу или влиять на ход событий, происходящих во внешнем мире. Обосновывалось это неспособностью предсказать следствия вмешательства. Отсюда произошло и слово «пассивный».

ПАССИОНАРНОСТЬ

ПАССИОНАРНОСТЬ (фр. - страстность) - это состояние повышенной тяги к действию, неодолимое стремление изменить окружающую среду своей жизнедеятельности даже ценой своей жизни, здоровья, благополучия. Пассионарность - это жертвенность ради какой-то цели. Она выражается и как временное состояние, и как черта характера, способная равно породить и добро, и зло. Пассионарность выражается как общественно значимый подвиг, поступок человека, например, в оборонительной священной войне за Родину. А также как проявление тщеславия, честолюбия, излишней гордости, ревности и даже алчности. Так происходит в захватнических войнах, в революцию. Пассионарии в борьбе за переустройство общества обречены, как обречены и близкие к ним люди, заражающиеся их состоянием. Автор этой идеи и термина Л.Н. Гумилев относил пассионарность к действию переизбытка биохимической энергии в организме человека, когда импульс поведения превышает величину импульса инстинкта самосохранения. В этом состоянии человек способен к сверхнапряжению. Пассионарность заразительна, она свойственная не только отдельным людям, мешающим другим жить спокойно, но и целым народам. Примером последнего являются революции, восстания, победоносные войны. Пассионариями могут быть как альтруисты, так и эгоисты. Они не способны к размеренному производству, к ритмичной спокойной деятельности.

ПАСТВА

ПАСТВА (лат. - ведомые пастухом) - в христианстве так называют мирян - рядовых верующих. Миряне сравниваются с овцами, которых пасет пастух, именуемый пастырем или, у православных русских, священником. Паствой нередко называют верующих одного прихода, т.е. прихожан.

ПАСХА

ПАСХА (евр. - пощадить, гр. - страдание) - название главного христианского праздника Воскресения Христова. Это высочайший праздник года, установленный в честь событий крестной смерти и воскресения Господа из мертвых, заключающий в себе сущность всего Христианства. Срок ее подвижен, этот день устанавливается церковью в первый воскресный день после весеннего полнолуния, по завершению семинедельного Великого поста. Праздник Пасхи своими корнями уходит в ветхозаветное языческое время, он введен еще Моисеем в честь исхода евреев из Египта. Само слово «пасха» произошло от имени скандинавской богини Остары, почитаемой как символ весеннего воскресения природы. Был этот праздник и у древних римлян, и у славян. Христиане придали ему новый смысл - смысл Возрождения, Воскресения, Очищения. Ритуал праздника богат и разнообразен: пасхальные торжества в церкви, крестных ход; крашение яиц, которым приписывается магико-символические свойства, христосование по домам; печение куличей, рисовой «пасхи», пирогов. Символом праздника стал обмен христиан взаимным поздравлением: «Христос Воскресе!» - «Воистину воскресе!». Когда-то, до революции, на Руси это был самый значимый и самый красочный и веселый праздник года.

ПАСЫНОК

ПАСЫНОК (ст.слав. - па-сын) - «не сын», точнее, неродной сын одного из супругов, но родной другому по первому браку. Неродной сын либо для отца, либо для матери. В русской мифологии пасынок был редким «героем», да и в бытовой культуре ему больше «везет», чем падчерице. Хотя именно пасынков в первую очередь отдавали в солдаты.

ПАТЕРНАЛИСТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ПАТЕРНАЛИСТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (лат. - отцовские) - отношения покровительства более сильного и главного над слабым и маленьким или подчиненным. Патерналистские отношения воспроизводят образ семьи с единой общей ответственностью и переживанием за каждого своего члена. Такие отношения могут быть в семье (старших, родителей - над младшими), в политике (опека, покровительство неравноправных партий и общественных организаций), в государственном устройстве, когда государство исповедует и реализует доктрину «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам населения, менее защищенным в социальном или экономическом отношении. Патернализм - это своего рода договор: «сильные» стараются для «слабых», защищают их, но те «платят» потерей части своих свобод, ограничением других возможностей.

ПАТЕТИКА

ПАТЕТИКА (гр. - страстный, взволнованный) - возвышенное, восторженное действие (слова или поступки) с высоким пафосом, оптимизмом, героическим началом. Патетика возбуждает, «заражает», влечет, если строится на высоких духовных началах, чувстве страстном и искреннем. Такая патетика воодушевляет, укрепляет веру и надежду, поддерживает любовь к жизни и людям, приподнимает человека над обыденным. Но есть патетика ложная, неискренняя, напыщенная. Такая патетика используется в борьбе с противником, конкурентом. Она выражает низменные эгоистичные устремления человека, использующего патетику как средство манипуляции человеческим сознанием.

ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА

ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА (гр. - через страдания) - тенденция ухудшения личностных свойств растущего ребенка, что возможно под влиянием психотравмирующих ситуаций, ухудшающегося питания или возникшего заболевания, ведущего к изменению самооценки. При возникновении подобной тенденции родители или педагоги прежде всего должны изменить среду, характер общения с ребенком, те их элементы, что провоцируют негативную реакцию и худшие поступки. Среда и общение должны быть теми условиями, в которых востребуются и стимулируются лучшие нравственные качества ребенка и сдерживаются, от невостребованности, худшие. При этом возможен и другой путь - воспитание смирения перед средой, формирование барьера невосприимчивости к ее негативному влиянию.

ПАТРИАРХ

ПАТРИАРХ (гр. - праотец) - высший духовный сан. главенствующий епископ, глава поместных православных церквей. Сан патриарха дается церковью пожизненно. Патриарх пользуется специфической одеждой. У него есть посох, саккос, стихарь и др. Патриарх обладает огромной властью. Патриархи есть в Римско-католической церкви, в Восточной православной церкви. В России патриарх и патриаршество были учреждены с 1589 года при царе Федоре Ивановиче. Патриархами также называют благочестивых родоначальников народа Божия: Адам, Сиф, Енос, Енох, Ной и др. Они жили до потопа и слыли живыми хранителями и истолкователями вверенного им обетования. Из патриархов, живших после потопа, особенно памятен всем Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф. На Иосифе закончилась патриархальная эпоха библейской истории.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ (гр. - отец, начало, власть) - семья, построенная на традициях старого отжившего общества, сходного с родовой общиной. Это семья, основанная на полной и безграничной власти отца, мужского начала. Родовая община как форма семейного сообщества появилась на Руси в эпоху патриархата - время разложения первобытнообщинного строя, когда возникло разделение труда и в наиболее опасных и сложных его видах стало очевидной особая роль мужчины и мужской силы. Сегодня «патриархальная семья» носит смыслы «устаревшая», «отжившая», «старая» по взаимоотношениям своих членов. Это семья, члены которой воспитаны на старых родовых традициях, унаследовавшие от предков нравы и обычаи.

ПАТРИОТИЗМ

ПАТРИОТИЗМ (гр. - родина, отечество) - положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как любовь к Родине, своему народу, местам своего рождения и проживания. Формула патриотизма: «Мое дело есть дело моей Родины и моего народа». Патриотизм не связан с замалчиванием негативных свойств своего народа, он видит и чувствует все, но продолжает любить, способствовать росту, делать свой посильный вклад в культуру и производство. Патриотизм как отношение к своей родине не исключает уважения к другим народам, государствам, он не есть чувство национального превосходства и желания жить благополучно в ущерб другим. Такой патриотизм осуждается христианством. Настоящий патриотизм, как чувство, как отношение, как качество личности и народа является законночеловеческим и вполне христианским человеческим свойством. Между тем, марксизм-ленинизм трактовал патриотизм как «буржуазное качество», как источник национализма. Сторонники этого учения считали его чуждым пролетариату («У пролетариата нет отечества»). Этому чувству и личностному качеству они противопоставляли «пролетарский интернационализм». Сегодня стали очевидны потери, связанные с забвением воспитания такого высокого качества в людях. Впервые в русском языке слово появилось во времена Петра I.

ПАТРИСТИКА

ПАТРИСТИКА (лат. - отцы, учение) - богословская дисциплина, освещающая жизни и деятельность «отцов церкви», их учения. Иногда эту научную дисциплину называют «патрология». Наука эта зародилась в России, в XIX в. В ней первоначально давался анализ творений, показывалось, как истины веры оживотворяют и преображают человеческий дух, мысли, поступки, раскрывались примеры христианского мужества и мудрости. Сегодня патристика занимается более широкими проблемами истории христианской церкви, литературы, особенно раннехристианской.

ПАТРОНАЖ

ПАТРОНАЖ (патронат) (фр. - покровительство) - опекунство, попечительство, благотворительство о лицах, лишенных возможности самостоятельно обеспечивать себя. Патронаж возможен над маленькими детьми, когда их, по договору между органами народного образования и лицом, принимающим на себя ответственность, передают в другую семью. Патронаж - это и покровительство над инвалидами, больными, бедными стариками и даже над отбывшими тюремное наказание людьми. Выражается в духовной и материальной помощи, поддержке, защите интересов немощного, слабого, нуждающегося. Впервые в русском языке слово появилось при Петре I.

ПАУПЕРИЗМ

ПАУПЕРИЗМ (лат. - бедный) - состояние нищеты подавляющей части населения страны. Обнищание, оскудение народа, трудящихся. Пауперизм - массовая нищета, порождающая попрошайничество, массовую безработицу, детскую беспризорность, воровство, болезни и другие негативные последствия такого образа жизни. Пауперизм - явление экономическое, оно возникает в периоды кризисов, всеобщих неплатежей, массового чиновничьего воровства и безответственности, в моменты обезземеливания крестьян и передела собственности. Пауперизм тяжел по своим психологическим последствиям: он порождает так называемую «культуру бедности», исчезающую в человеческом сознании слишком длительное время и тормозящую всеобщий духовный и материальный рост. Особенно тяжело пауперизм народа сказывается на детях, ослабляя семейные узы и выбрасывая несовершеннолетних на улицы, в криминогенную среду.

ПАЦИФИЗМ

ПАЦИФИЗМ (лат. - умиротворяющий) - система взглядов, утверждающих антивоенные идеи, не признающих всеобщей воинской повинности, проповедующих всеобщих мир, мир без войн. Пацифизм - это и либеральное движение, сложившееся во 2-ой половине XIX в. Сильным было в Западной Европе и получило популярность среди российской молодежи в последнее десятилетие XX в. как реакция на чеченские события.

ПЕДАГОГ

ПЕДАГОГ (гр. - дитя, вести) - человек, профессионально подготовленный и осуществляющий в образовательном учреждении педагогические функции. Педагог - это и технолог, и методист, и психолог, и учитель, способный спроектировать и реализовать педагогический процесс обучения и воспитания детей или взрослых. Педагог - это и учитель, и воспитатель, и преподаватель, и тренер, и репетитор, и куратор, и руководитель клуба или кружка и т.д. Педагогу, в его любых ролях, свойственно умение воздействовать на людей, на их духовную, душевную и интеллектуальную жизнь. Педагог призывает, с одной стороны, осуществить все, что должен исполнить человек (в том числе и в профессиональной деятельности), с другой - назидает, напоминает о чистом, нравственном, возвышенном в человеке. Педагог увлекает за собой ум и душу ученика, подводит его к различению добра и зла и сознательному выбору добра.

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ - понятий - перенос понятий и знаковых систем из различных научных систем (дисциплин) или бытового языка в научную педагогику. При этом происходит как бы «перевод» художественного, философского, технического, исторического, богословского и др. понятий в специфически педагогические, т.е. извлечение из них педагогического смысла, вычитывание педагогической информации. Процедуры переноса понятий в педагогику самые различные: переосмысление, выявление педагогической функции, обнаружение педагогических характеристик и др. Педагогизация понятий невозможна вне системного представления знаний, в которые вносится новое понятие, в частности, педагогики; определение места нового понятия в этой системе и установление возможных изменений в сложившейся понятийной системе под влиянием нововведения. Следует определять случаи несовместимости, отторжения некоторых новых понятий устоявшейся понятийной системой педагогики. Примером педагогизации понятий служит введение в классическую педагогику таких богословских понятий, как «духовно-нравственное воспитание», «религиозное воспитание», «теоцентризм» и др. Явление педагогизации понятий образует один из важнейших механизмов развития любой науки.

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ - это простраивание структуры, отношений, оформление пространства, окружающих образовательное учреждение и места проживания семей как целесообразно воспитывающих. Эта среда не может быть враждебной, наносящей вред человеку, его духовному, душевному и физическому здоровью. Напротив, среда должна быть близкой, безопасной, развивающий, эстетичной. Только такая она может выполнять воспитательные и образовательные функции. Педагогизации среды способствуют: увеличение числа мест встреч детей и молодежи в режиме свободного общения (кафе, клубов, дискотек); создание мест для семейного общения (проведения семейный мероприятий); создание рабочих мест для детей и подростков (особенно в каникулы); издание педагогической литературы; создание детских площадок, детских театров; окультуривание школьных дворов и дворовых площадок при жилых домах; четкая организация движения дорожного транспорта с учетом движения массы детей и т.д. и т.п. Педагогизация среды окажет значительную помощь семье и образовательному учреждению в воспитании подрастающего поколения.

ПЕДАГОГИКА

ПЕДАГОГИКА (гр. - наука о воспитании детей) - так называется теория и практика просвещения, воспитания, образования и обучения людей. Это наука о воспитательных отношениях, возникающих между людьми, о путях и способах их создания и управления ими. Педагогика как наука есть высшая форма человеческого духовного знания, это практический дух, способный творить нового человека. Педагогика имеет свои отрасли и ветви. По содержанию педагогика представляет собой интеграцию всех наук, ибо предметом ее является творение духа духом по законам природы, общества и Божественного духа. Педагогика обслуживает систему просвещения, воспитания, образования и обучения человека, а также самовоспитание, саомообразование и самообучение человека на протяжении всей его жизни.

ПЕДАГОГИКА ДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГИКА ДЕЙСТВИЯ - течение в педагогике конца XIX - начала XX вв. Сторонники педагогики действия биологизировали процессы воспитания и обучения, опиралясь на рефлекторную теорию деятельности. В основе этого научно-педагогического течения лежат идеи понимания действия, поступка, практической реакции, деятельности как главного фактора развития человека. Педагогика действия по своим идеям была близка «трудовой школе» и всячески способствовала развитию различных видов и форм деятельности детей, в том числе разнообразного труда, ремесленничества, художественно-прикладных занятий. Родина идей педагогики действия - Германия, но наибольшее развитие она получила в 20-е годы в России.

ПЕДАГОГИКА ЛИЧНОСТИ

ПЕДАГОГИКА ЛИЧНОСТИ - течение в педагогике, возникшее в конце XIX века. Изначальная задача течения - определение условий, способствующих формированию личности на основе высокоразвитой умственной самодеятельности. В арсенале педагогики личности - приучение детей к рациональным методам умственного труда, соединение коллективных и индивидуальных форм организации учебной деятельности учащихся. Сторонники этих идей более позднего времени считали нужным воспитывать сильную личность, способную преодолевать внутреннюю неудовлетворенность с помощью и посредством религии, имеющую сознание национального достоинства и единства со своим народом, гражданственность. Педагогика личности переносит центр тяжести с учителя (педоцентризм) на учащегося, воспитанника, чем приближается к идеологии детоцентризма. Педагогика личности как научно-педагогическая система начала складываться в Германии, в 20-е годы была воспринята отечественной наукой, но активно развиваться начала в самом конце ХХ века через идею личностно ориентированного обучения и другие технологии.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV