Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "З" (часть 1, "З"-"ЗВА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 1, "З"-"ЗВА")

З

З - девятая буква в русской азбуке; начертания которой заимствованы из греческого алфавита. В первославянской философической азбуке читалась «зъло» и «зрить в корень», означала Землю, матерь-Землю, зарождение и накопление качеств, умение понимать суть, глубинный смысл. Буква выражала глубокий смысл рождения чего бы то ни было. Цифровое значение в той же славянской азбуке - 7. В современном русском языке - это звонкий согласный звук.

ЗАБАВА

ЗАБАВА (др.-рус.) - различного рода развлечения (игры в том числе), не дающие скучать, веселящие, приятные, легкие. Забавы используются для отдыха, для подъема настроения, в психотерапии и в тоже время для обучения детей общению, соблюдению правил, смекалке, реакции и т.д. Забавы на отдыхе - это увеселение, занятие досуга, избавление от тоски и скуки. Забавы в воспитании - это метод развития ребенка и обучения его чему-либо. По форме забавы могут быть самыми разными: игры, пение, хороводы, викторины, легкие соревнования, рассказывание веселых историй и анекдотов, подшучивание друг над другом. Не зря пошли в жизнь определения: «забавная история», «забавная ситуация» и др. Различают забавы пустые, глупые и интересные, умные. Особо выделяются детские забавы. Дети ими занимаются больше, чем взрослые. Иногда забавы считаются «посторонним занятием», если ими занимаются во время серьезного дела, работы (урока, например). В школьной практике забавы являются обязательным элементом вечеров, утренников, дискотек. Иногда их используют для отдыха на переменах.

ЗАБВЕНИЕ

ЗАБВЕНИЕ (др.-рус. - за-быть) забывание, исчезновение из памяти, утрата памяти о чем-то, о ком-то. Такое забвение лиц, событий, состояний может быть и положительным (врачующим в горе, тревоге), и отрицательным (пренебрегающим, умышленно изгоняющим из сердца и памяти). Забвение также называется психическое состояние забытья, беспамятства, болезненного «выпадения» из памяти. Наконец, забвение - это пренебрежение кем-то и чем-то, забывание, например, основателей и подвижников. И тогда начинается упадок и запустение их памятников, памятных мест, заброшенными и безвестными становятся их могилы, сами имена людей, которые нельзя забывать, перестают помогать жить. В назидание при расставании древние народы говорили: «Пусть у тебя будет долгая память».

ЗАБЛУЖДЕНИЕ

ЗАБЛУЖДЕНИЕ (др.-рус. - за блуд) вид ошибки, характеризующийся принятием за истину того, что ею не является. Это уклонение от истины в сторону ложного суждения, неверного по существу. Это может быть ложная парадигма, ложная цель, неверное мнение, ошибочный вывод - выдвигаемые как истинные и составляющие убеждение, принципы, правила действия человека. Не зря говорят, что за свои заблуждения человек расплачивается. Заблуждение часто соседствует с истиной, но ею не является. В быту слово «заблуждение» тоже употребляется в значении «уйти с дороги», «бродить», «ошибаться», «погрешить». Появление заблуждения зависит от развития разума, критичности и трезвости ума, способствующих избавлению от «иллюзий мышления», и обеспечивающих мобильность психики, интуицию человека.

ЗАБОТА

ЗАБОТА (др.-рус. - хлопоты) - деятельность человека по добровольному содействию благу другого: оказание помощи и поддержки, создание благоприятных условий жизни, одарение теплом и любовью, соучастие в жизненных ситуациях и т.д. Забота есть труд души и тела, направленный на кого-то другого. Заботиться можно о ком угодно и о чем угодно: о младших и о старших детях, о престарелых людях, о друзьях, о семье, а также о животных, о птицах, об урожае, о порядке и т.д. В детских сообществах есть девиз: «Труд - забота, а не просто работа». Забота наполняет труд смыслами, придает ему направленность, эмоционально окрашивает. Любой тяжкий или неприятный труд, если он - забота, делается легким и приятным. В основе проявления заботы лежат благие мотивы любви, сострадания, долга, вины или греха. На общественном уровне забота человека о человеке и живом мире проявляется в формах шефства, попечения, меценатства, благотворительности, милостыни. Высший уровень проявления заботы представляет материнская забота о детях и государственной власти о своих гражданах.

ЗАВЕТ

ЗАВЕТ (церк.-слав. - союз) - особая форма соглашения между Богом и верными ему людьми на Земле, в которой Бог благословляет свой народ и через заповеди указует путь достойной жизни ко спасению. В ответ на соблюдение заповедей Господь обещает не оставлять людей. Завет - «не закон, не норма, не путь», это «шепот, тайна..., что-то бесконечно субъективное и обоюдное». Существует «Старый Завет» и установленный Христом «Новый Завет». В обыденной жизни слово «завет» используется в смысле «завещания», «наказа» кого-то уходящего из жизни новому поколению, другому человеку. В этом смысле существовали в советское время «Заветы Ленина» детям. Заветы, будучи явлением духовного мира, оказывают сильное влияние на человеческое поведение, создают единство творящего их и принимающих, являются системообразующим фактором, стержнем связи поколений и их преемственности.

ЗАВИСИМОСТЬ

ЗАВИСИМОСТЬ - подчинение одного явления (качества, состояния, самого человека) другому, нахождение их в причинно-следственных связях и отношениях. Каждый из зависимых компонентов не свободен и не самостоятелен в своих проявлениях. Так, качество учения школьника зависит от многих факторов: способностей, обучаемости, желаний учиться, помощи взрослых, личной ответственности, уровня развития и т.д. В свою очередь, уровень развития зависит от состояния общего здоровья, наследственности, способностей, интереса к учению, воспитанности и т.д. Таких зависимостей в педагогическом процессе и в системе образования в целом очень много. Выявляя зависимые связи, учитель управляет познавательной деятельностью учащихся, расставляет приоритеты в своих действиях, правильно устанавливает причины учебных успехов и неуспехов детей.

ЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

ЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ - структурный компонент опытно-экспериментальной и экспериментальной деятельности, принятый за показатель их эффективности. Например, при введении в учебный процесс новых методов обучения, исследователь видит, как меняются мышление, речь, отношение детей к учению и т.д. Им обнаружена зависимость этих психических характеристик ученика от новых методов. Эти качества и есть зависимые (от методов) переменные. Изменение зависимых переменных может быть целью эксперимента. Зависимые переменные, вне эксперимента, могут использоваться учителем для самооценки качества своей работы. В качестве таковых можно брать: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость учащихся, уровень развития познавательных процессов и т.д. и т.п.

ЗАВИСТЬ

ЗАВИСТЬ (ст.-слав.) - нравственное отрицательное качество личности или временное эмоциональное состояние души, выражающееся в желании чего бы то ни было, что есть у другого, в зависимости своей души от чего-то внешнего, преходящего. Зависть проявляется как досада на чужую удачу, желание что-то заиметь без труда, страдание по поводу отсутствия у себя того, что имеют другие, неприятие чужого счастья, чувство страдания, возникающие от благополучия других. Она существует как осуждение благополучия и удачи, как поиск несправедливости по отношению к себе. Православная церковь относит зависть к числу больших грехов против заповедей Божиих («Не желай дома ближнего твоего, …»). Она порождает зло. Согласно психологическому толкованию зависть - это страсть как проявление эмоций низшей природы человека, находящихся под управлением инстинктов. Бытующие различение зависти на «белую» и «черную» - лукавство, уводящее в сторону от сути фактически греховного, низменного человеческого качества, а значит по сути безнравственного. Зависть - это плод бездуховности. Человека с таким личностным качеством, которого «завидки берут», зовут завистливым, завидущим, завистником. В русском народе всегда осуждалось такое поведение.

ЗАВОДИЛА

ЗАВОДИЛА (ст.-слав. - за вести) - так называют человека, способного увлекать и вести за собой людей, зачинать (начинать) новое дело, убеждать в пользе чего бы то ни было, втягивать в какую-либо затею, вовлекать в работу и при этом без насилия, без давления или шантажа, а своим личным эмоциональным отношением, уверенностью. Заводила, как правило, человек энергичный, веселый, умеющий увлекать, убеждать, подавать личный пример. Если в классе или кружке есть такой человек, то всем живется весело, живо. Правда, заводилы могут быть как с положительной, так и отрицательной ориентацией. Эффект действия заводил зависит от степени психического заражения группы.

ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА

ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА - качественная характеристика развития самосознания личности по отношению к своим личным достоинствам и недостаткам. Завышенная самооценка - это приписывание себе несуществующих достоинств или их переоценка по степени развитости. Завышение - это всегда либо сверх нормы, либо выше реально существующего уровня. Завышенная самооценка свидетельствует о неверном развитии самосознания - некритичности, себялюбии. Она, в свою очередь, способствует рождению таких отрицательных нравственных качеств как эгоизм, самолюбие, самоуверенность и др. Данные качества мешают человеку нормально жить, разрушают гармонию общения, не позволяют профессионально расти.

ЗАГАДКА

ЗАГАДКА (евр. - притча, сравнение) - краткое народное изречение, метафорически описывающее предмет, о котором следует догадаться по сравниванию описания с реальной жизнью. Загадки - древнейшие изобретения человечества. Это мудрость иносказания широко использовалась в общении. В древние времена человек остерегался называть многие вещи и явления, боясь пробудить в них злое и враждебное начало. По их представлениям, они могли принести болезни, неудачи, неурожай, пожары. Люди старались перехитрить их и потому обратились к тайне. Загадка и стала секретной формой речи. Первыми их использовали рыбаки и охотники, боясь называть на рыбалке и охоте имена рыб, птиц и зверей, чтобы их не спугнуть. В их речи появились «подставные слова»: петух - голоногий, солнце - шар, церковь - востроверхая. В те времена знание такой загадочной речи было необходимо. На это умение проходили испытания как на проверку мудрости и знания: старейшины загадывали юношам загадки. Загадки были на свадьбах, пирах, они входили в обряды и становились традицией. Число загадок росло, они становились более разнообразными, передавались из уст в уста. Сегодня - это народное достояние, своеобразная форма русского народного фольклора. Загадки любимы особенно детьми. Они используются в обучении и внеучебной деятельности и в немалой степени способствуют развитию школьников.

ЗАГОВОР

ЗАГОВОР (ст.-сл. - заговорить) - текст магического характера, используемый как заклинание при лечении, при ожидании желаемых действий и успеха. Заговоры на Руси возникли в XI веке. Существовали заговоры на успешную земледельческую, пастушечью, пчеловодческую и другую деятельность. Были заговоры на любовь, от болезней, на добрую дорогу. Произнесение заговора - это целый ритуал, сопровождаемый символическими действиями. Заговором также называется тайное соглашение (сговор) нескольких лиц, выступающих против власти. Это уже разновидность политической интриги. Заговор в этом смысле деструктивен, имеет негативный характер и почти всегда заканчивается политической борьбой и нередко военными действиями.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) - отставание уровня психического развития ребенка от соответствующей его возрасту норме. Это легкий вид аномалии психического развития. Проявляется в пониженной работоспособности, слабой памяти, трудностях формирования навыков, легком нарушении речи, задержке, не по возрасту, игровых интересов и стиля отношений со взрослыми. Различают всеобщую задержку в развитии, так называемый «гармонический инфантилизм» и минимальную локальную дисфункцию отдельных психических процессов. Задержка возникает по разным причинам: родовые травмы, недостатки питания, неэффективное семейное воспитание и воспитание в детском саду и школе, болезни учащегося, плохие условия человеческого окружения. Задержка психического развития преодолевается методами специальной реабилитационной педагогики, терпением и гуманным отношением к ребенку.

ЗАЗНАЙСТВО

ЗАЗНАЙСТВО - нравственное отрицательное качество личности, состоящее в преувеличении своих способностей и возможностей без достаточных на то оснований. Зазнайство - это за-знайство, в смысле выход «за себя», за пределы истинного знания о себе. Это качество выражается в гордости, спеси, насмешливом превосходстве над другими, надменности, самомнении и высокой самооценке «не по званию, не по должности», пренебрежении к мнению других и их заслугам, тщеславии, самолюбии и самолюбовании, жажде лести. В основе зазнайства лежит утрата критического отношения к себе, к жизни, к другим людям, «иллюзии мышления», незнание истории как общественного и личностного фактора. Как правило, это качество возникает как реакция на неожиданный, случайный или легкий успех, ставший своего рода «медными трубами» и деформирующий личность. Зазнайка - человек трудный в общении, ненадежный в совместной деятельности, неприветливый и неприятный. Как личностное качество оно относится к числу отрицательных, разрушающих духовно-нравственные основы личностного и общественного существования.

ЗАКОН

ЗАКОН - это предел (кон), ограждающий и направляющий свободу воли и действий человека. Сущность закона в определении устойчивого соотношения, связи, повторяющихся во времени и имеющих инвариантный характер. Законы часто понимаются как выражение осознанной необходимости. Постигая законы развития природы, общества и себя лично, человек идет по эволюционному пути развития и тем достигает наиболее высоких ступеней совершенства. Не зная законов, человек затормаживает свое развитие, идет «наощупь», используя мало эффективный путь «проб и ошибок». Различают Законы Божий, гражданские законы, научные законы. Все это регуляторы человеческой жизнедеятельности.

ЗАКОН БОЖИЙ

ЗАКОН БОЖИЙ - учебный предмет, изучаемый в образовательных учреждениях дореволюционной России. Содержание данной учебной дисциплины включало в себя знакомство учащихся начальных и средних учебных заведений с Библией, Заповедями Божиими, изучение молитв и практику церковной жизни. После Октябрьской революции его преподавание было отменено. В настоящее время он вновь изучается в православных школах и гимназиях, в воскресных школах. «Закон Божий», в широком смысле, подразумевает религиозное учение, предписывающее своим последователям общие правила поведения в жизни.

ЗАКОН ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ РОЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАКОН ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ РОЛИ ОБРАЗОВАНИЯ - в развитии производства и экономики объясняет связь и зависимость последних от уровня образования специалистов, их осуществляющих. Закон проявляется в признании приоритета образования в росте и развитии благосостояния общества, в оценке его вклада в повышении уровня жизни граждан. Данный закон базируется на «теории человеческого капитала» как системе экономических взглядов на образование. Согласно ей рабочая сила рассматривается как любой товар, т.е. с точки зрения спроса и предложения. Труд одного человека не идентичен труду другого в силу разницы их личностного потенциала, формируемого в системе профессионального образования. На рынке труда купле-продаже подлежит квалификационный уровень работника как степень развитости его личностного потенциала. Действие закона в системе профессионального, в том числе и высшего образования выражается в: придаче конкретному образованию опережающих развитие производства функций; выравнивании посредством высокого качества образования экономических возможностей обучающихся; формировании конкурентоспособного работника. Неумолимость действия закона опережающей роли образования в развитии производства и экономики не снижает, в свою очередь, роли фактора учета их состояния в развитии самого образования. Особенно на уровне деятельности конкретного образовательного учреждения.

ЗАКОНОПОСЛУШАНИЕ

ЗАКОНОПОСЛУШАНИЕ - нравственное положительное качество личности, выражающее готовность и способность человека подчинять свою волю исполнению существующих законов. Законопослушание - это восприятие законов как норм своего поведения. Оно в основе своей имеет исполнительность, смирение, послушание, как христианские качества личности. Следовательно, данное качество формируется только в процессе духовно-нравственного воспитания. В широком смысле законопослушание есть сознательное добровольное ограничения своеволия ради пользы, добра общества в целом и себя, как его части, есть средство преодоления личного эгоизма.

ЗАКОН СВОБОДЫ ВОЛИ

ЗАКОН СВОБОДЫ ВОЛИ - христианское толкование свободы воли как естественного права человека поступать на основе собственного духовно-нравственного выбора между добром и злом. Этот закон определяет и свободу совести. Библия утверждает, что никто не имеет права посягать на волю индивида. Человек волен поступать по собственной воле и вопреки законов Божиих, или по Библии. В первом случае за все последствия ответственность несет он сам, во втором - Господь Бог помогает ему и Сам отвечает за исход. Своеволие, своенравие для человека разрушительно. Не зря в русском народе о разбойниках говорили, что это люди «длинной воли».

ЗАМКНУТОСТЬ

ЗАМКНУТОСТЬ - отрицательная нравственная черта личности выражающаяся как стремление человека избегать общения, уходить от взаимодействия, обособляться. Замкнутые люди, как правило, угрюмые, пессимистичные, они тяжело сходятся с людьми, недоверчивы, очень избирательны в дружбе и товариществе, замыкающиеся на самих себе. Для таких людей нужна очень устойчивая внешняя среда. В коллективе таким людям тяжело. Им показана индивидуальная форма организации труда, в том числе учебного. Следует различать замкнутость как личностное качество от замкнутости как сознательно выбранного затворнического образа жизни, например, монахом. В первом случае замкнутость имеет биологические и педагогические причины (тип нервной системы, заболевание или плохое воспитание), во втором - социально-психологические (человек сам сделал выбор жизненного пути).

ЗАМЫСЕЛ

ЗАМЫСЕЛ - задуманный, т.е. предварительно мысленно составленный план действий. Это намерение к действию, еще не реализованная затея. Замысел может иметь любое действие, более того, он необходим для предварительного проектирования его. Замысел может быть как в форме общей идеи, цели (стратегический замысел), так и в форме плана действия по достижению цели (тактический замысел). Замысел может быть общественно полезным и отрицательным, направленным на совершение зла. Во втором случае в народе его зовут умыслом, злоумышлением. В школе учат детей владеть этой категорией через литературу и историю, когда разбирают замысел литературного произведения или какого-либо исторического решения. К сожалению, продумывать его, разрабатывать как план любого предстоящего дела учащихся не учат, что сильно мешает им достойно справляться с поведенческой стороной жизни.

ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА

ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА - качественная характеристика развития самосознания личности по отношению к своим личным достоинствам и недостаткам. Заниженная самооценка - это приписывание себе несуществующих недостатков или их переоценка в сторону занижения. Занижение - это всегда ниже нормы, ниже необходимого для нормальной жизни уровня. Заниженная самооценка личности свидетельствует о неверном, деформированном самосознании - повышенной самокритичности вплоть до «самоедства», самоуничижения. Состояние собственной недооценки влечет за собой рождение комплекса неполноценности, постоянного недовольства собой, ложной скромности и застенчивости. Данные качества превращают жизнь человека в сплошную цепь самоанализа, самоконтроля, самооценки. Это эгоизм, но с другой стороны - беспощадность к самому себе. Конечно, человеку с этим качеством трудно жить.

ЗАНОСЧИВОСТЬ

ЗАНОСЧИВОСТЬ - отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающееся как высокомерие, чванство, надменность. Заносчивость порождается на основе завышенной самооценки личностью своих достоинств и заниженной самооценки недостатков. Заносчивость «снимается» духовно-нравственным воспитанием человека, компенсируется активностью, деловитостью, ответственностью. В целом же это негативное качество мешает достойному общению с другими людьми, делает человека неуживчивым в коллективе.

ЗАПАДНИЧЕСТВО

ЗАПАДНИЧЕСТВО - историко-культурная концепция и основанное на ней общественное движение русской интеллигенции, утверждающее целесообразность принятия Россией западного пути развития. Сторонники западничества считали Россию органической составной частью европейской цивилизации, следующую в своем развитии тем же законам и порядку развития, что и Западная Европа; современную европейскую культуру почитали наиболее совершенной формой культуры. При этом они оценивали Россию, ее народ, культуру и историю как отсталые, консервативные, несовершенные и поэтому подлежащие европеизации. Западничество, как явление культурное, но нерелигиозное (отрицающее позитивную роль православия), вылилось в создание многочисленных антиправославных, антинациональных, антигосударственных нигилистических движений. Оно выдвинуло русоненавистнические лозунги, направляя Россию на путь отказа от своей самобытности, путь отречения от своей истории. Западничество возникло в 30-40-е годы XIX столетия в противовес славянофильству. Взгляды западников легли в основу русской ветви социализма. До сих пор нельзя считать их концепцию отжившей, ибо спор о «русской идее» вновь возник с еще большей силой в период перестройки, в 90-е годы XX столетия, и вновь появились новые демократы-западники.

ЗАПОВЕДИ

ЗАПОВЕДИ (гр. - десять слов учения) - законы нравственного поведения, открытые самим Богом Моисею на горе Синай в Израиле и изложенные в форме поучений, изречений в Ветхом Завете. Основных заповедей десять. Среди них: о служении только одному Богу, об уважении к родителям, «не убий», «не укради», «не желай дома ближнего твоего», «не желай жены ближнего твоего», об отдыхе на седьмой день недели, о совершении праздников «начатков жатвы» и «собирания плодов в конце года» и др. Эти Заповеди сохранили свою силу и по пришествию Христа. Они легли с основу религиозной, семейной и гражданской жизни многих народов. Они определили монобожие. Начиная с них, закреплялись родительский авторитет, неприкосновенность жизни и собственности, авторитет семьи, нравственность отношений мужчины и женщины. По аналогу с высокими Заповедями Божьими люди разрабатывают свои, например, в профессиональной деятельности. Известны варианты педагогических заповедей учителей старшего поколения младшему. Заповеди предназначены для исполнения: они предписывают, дают наказ, завещают исполнять каждое правило, обязывают людей им подчиниться. В противном случае людей ждет закон воздаяния.

ЗАПРЕТ

ЗАПРЕТ (запрещение) - метод организации жизнедеятельности детей, состоящий в строгом неразрешении каких-либо общественно вредных действий. Запрет детям творить что-то плохое, разрушающее, безнравственное направлен на их развитие и сохранение физического и духовного здоровья. Согласно христианству преступление Запрета Бога вкушать плоды от древа познания Адамом и Евой привели к греховности всего человечества. Делание зла, как греха, ведет к таким же последствиям для самого человека и его окружения. Педагог должен умело пользоваться методом запрета.

ЗАПУГИВАНИЕ

ЗАПУГИВАНИЕ - метод воспитания, выражающийся в наказании, угрозе, окрике, преувеличении последствий детского поступка. Цель применения этого метода - породить в ребенке боязнь, страх совершить какой-то поступок, действие. Взрослые, иногда из добрых побуждений, в семье или школе прибегают к запугиванию детей, надеясь добиться послушания. Пугают бабаем, Бабой-Ягой, чтобы из страха быть ими украденным или наказанным ребенок успокоился и уснул. В школе пугают директором, приводом в милицию, добиваясь дисциплины на уроке. Запугивание не предполагает сознательного отношения к поступкам, это кратковременное средство достижения послушания. И хотя в народе его использовали, но лишь до определенного возраста и в меру. Иначе можно воспитать пугливого и трусливого ребенка или, напротив, ярого протестанта против вполне доступных и необходимых требований.

ЗАРОК

ЗАРОК - так называется клятвенное обещание самому себе не делать чего-то. Человек, осознающий свои пороки, трезво оценивающий приносимый ими вред, для удержания себя от их повторения дает сам себе слово не грешить, не нарушать нравственных законов. Зарок - это обет, клятва, обещание. Он может быть дан как самому себе, так и кому-нибудь другому. Зарок - хорошее средство самовоспитания, саморегуляции поведения, самоконтроля.

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ - нравственно-этическое качество личности, выражающееся как смущение, стыдливость, стеснение, нерешительность, чрезмерная осторожность в отношениях с окружающими. Застенчивость в основе своей имеет легко возникающее эмоциональное состояние на почве заниженной самооценки, повышенной тревожности. Застенчивый человек тяжело переживает свою застенчивость, что усугубляет проявление этого качества. Застенчивость проявляется особенно сильно при нарушении нравственного благополучия отношений, когда при человеке говорят скабрезности, кого-то осуждают, когда приходится просить за себя и т.д. Застенчивость является психологическим барьером, мешающим продуктивному общению, снижающим коммуникативные способности человека. В то же время, застенчивость нередко есть признак нравственной чистоты и скромности.

ЗАСТОЙ

ЗАСТОЙ - состояние остановки процесса развития, задержки или замедления развития чего бы то ни было (личности, коллектива, общества). Это упадок, сопровождающийся коррупцией, моральным разложением, деградацией людей. В застойный период происходит, как правило, ухудшение условий жизни, потеря интереса к прежним идеалам и ценностям, что у некоторых людей вызывает состояние растерянности, ослабление воли, желание любым путем сохранить прежнее положение. Нередко возникает неразборчивость в средствах выживания. Как правило, застой усиливает деструктивные тенденции в личности, коллективе или обществе в целом. Остановка в развитии коллектива, по выражению А.С. Макаренко, смерти подобна. Застой в профессиональной деятельности - это стагнация.

ЗАТВОРНИЧЕСТВО

ЗАТВОРНИЧЕСТВО - образ жизни, основанный на аскетизме как постоянном ограничении собственных потребностей и желаний. Родилось в монастырской жизни, когда монах или монахиня давали обет не выходить их своих келий, «затворились» для длительных молитв, постов, самоограничений в общении, испытания всевозможных неудобств. Цель затворничества - общение с Богом через молитву, жертву и очищение от грехов. Первые затворники жили в пещерах, совершая духовный подвиг. Слова «затворничество», «затворение» используется сегодня с переносным значением: так характеризуется человек, живущий уединенно, чуждающийся общения.

ЗАХВАЛИВАНИЕ

ЗАХВАЛИВАНИЕ - неоправданно частое использование различных форм похвалы как стимулирующего и поощряющего метода воспитания и обучения детей. Нередко приводит к расстройству характера, порождая капризы, избалованность, высокомерие, самоуверенность и другие отрицательные духовно-нравственные качества. Захваливание притупляет самокритичность, искажает самооценку, смещает ценностные ориентации и мотивы поступков.

ЗАЧАЛА

ЗАЧАЛА (греч. - отрезок) - это части, на которые делится Евангелие и другие богослужебные книги. Каждое зачало есть законченный смысловой отрезок текста, понятный и вне контекста. Так, Евангелие от Матфея имеет 116 зачал, от Марка - 71 зачало, от Луки - 114 и т.д. Все они в определенном порядке читаются на церковных богослужениях, служат лучшему пониманию текста, его запоминанию и организации работы с ним. Впервые зачала были введены в V веке.

ЗАЧАТИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ЗАЧАТИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - это христианский праздник, посвященный, дню, когда святая Анна, мать Богородицы, зачала свою богоизбранную Дочь для будущего рождения Иисуса Христа. Она была дочерью священника из Вифлеема. Только через 20 лет после замужества Ангел возвестил им о Зачатии Дочери. На Руси множество икон, посвященных этому празднику. На некоторых из них святая Анна держит в левой руке Пресвятую Деву Марию в младенческом возрасте. Этот день приходится на 9 декабря по старому стилю (22 декабря нового стиля). Праздник установлен в VII веке, с тех пор он стал символом начала жизни.

ЗАЩИЩЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ЗАЩИЩЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - состояние личности, находящейся в оптимально благоприятных условиях жизнедеятельности. Обеспечивается охранными мероприятиями, именуемыми социальной защитой - хорошим воспитанием и образованием, предоставлением прав и свобод для самореализации, наличием механизмов и средств защиты личности и ее имущества от посягательств и разрушений и др. Защищенность личности проявляется в ее душевном, духовном и физическом здоровье. Отрицательные внутренние эмоциональные состояния, такие как страхи, беспокойства, волнения, сводятся к минимуму. Появляются уверенность, чувство свободы и достоинства. Только социально защищенная личность способна к полноценному развитию. Защищенность создается с семьи, детского сада, в школе, на работе, улице. Защищенность личности - один из признаков духовно развитого правового государства и условие свободного развития граждан.

ЗВАНЫЙ ОБЕД

ЗВАНЫЙ ОБЕД - особый вид праздничного обеда (возможно в вечернее время) с четко определенным кругом приглашенных гостей. Как правило, «званые обеды» проводились в честь какого-либо высокого лица, особого общественного или личного события. «Звались» на такой обед люди по особому списку, приглашались по пригласительным билетам, рассаживались в особом порядке - по чину и званию. «Званые обеды» - это обеды с торжественной частью, ритуалом чествования. Это особая форма общественной жизни дореволюционного российского города. Сегодня эта традиция возрождается.

Предыдущая страница Следующая страница