Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦАЙ ЛУНЬ

ЦАЙ ЛУНЬ (ум. 114) - кит. гос. деятель и изобретатель бумаги. В 75 попал в императ. дворец в кач-ве евнуха. Впослед. дослужился до высоких придворных должностей. В 105 изготовил бумагу из тряпок, древесной коры и старых рыболовных сетей («бумага князя Цай»). После смерти был объявлен божеством бумаж. дела.

ЦАЙ-ШЭНЬ

ЦАЙ-ШЭНЬ - в поздней кит. нар. миф. боги богатства. Ц.-ш. особо почитали торговцы. Ц.-ш., как и кит. чиновники, делились на гражд. и военных. В кач-ве гражд. Ц.-ш. в одних местах (напр., в сев. и сев.-зап. провинциях) чтили легенд. героя Би-ганя, а в других знаменитого богача 3 в. н.э. Ши Чуна, славивш. также и своей ученостью.

ЦАЛЬПА

ЦАЛЬПА - Зальпа - древ. город на C. М. Азии (к С. от Хаттусаса) близ совр. Чорума (Турция). В нач. 2-го тыс. до н.э. в Ц. сущест-вовали одноврем. торг. община и стоянка ассир. купцов. Ц. потеряла политич. независимость вскоре после образования др.-хеттского царства (17 в. до н.э.). Ц. упомин. в «завещании» Хаттусили I (2-я пол. 17 в. до н.э.).

ЦАН-ЦЗЕ

ЦАН-ЦЗЕ - в др.-кит. миф. культурный герой, сподвижник Хуан-ди (по др. версиям, Фу-си, Шэнь-Нуна). Имел четыре глаза (на древ. рельефах и ср.-век. гравюрах по два глаза один над другим) - символ особой прозорливости. Проникнув в глубинный смысл следов птиц и зверей, изобрел иероглифич. письменность (Сюй Шэнь, 1 в. н.э., Преди-словие к словарю «Шо вэнь»). В поздних легендах Ц.-ц. упомин. в кач-ве члена Небесной мед. управы (Тянь-июань), завершившего дело Шэнь-нуна по определению лекарств. свойств растений.

ЦАНЬ-ШЭНЬ

ЦАНЬ-ШЭНЬ - в кит. миф. богиня шелководства и охранительница тутовых деревьев.

ЦАО ЦАО

ЦАО ЦАО - Цао Мэн-дэ (155 - 220) - кит. полко-водец и поэт. Подавлял крестьянское восстание «желтых повязок» (184 - ок. 204). Был министром-временщиком во время царствования имп. Сянь-ди (190). В 220 основал династию Вэй. В цикле нар. легенд, положенных в основу классич. романа Ло Гуань-чжуна «Троецарствие», образ Ц. Ц. служит воплощением хитрости и жестокости. Ц. Ц. был одним из поэтов последних лет Вост. Ханьской династии. Среди стихотворений Ц. Ц. наиболее известны песни на воен. темы, отражающие жизнь воинов («Суровый поход», «Песнь о страданиях и холоде», «Хаоли син, «Дуань гэ син»).

ЦАО-ЦЗЫ

ЦАО-ЦЗЫ - письмен. знаки (похожие на спутанные побеги травы, скорописная разновидность кит. иероглифич. письма, возникшая в 1 в. до н.э. Традиционно приписыв. Ши Ю.

ЦАРПАНИТУ

ЦАРПАНИТУ - Сарпанита - в аккад. миф. супруга Мардука, гл. богиня г. Вавилона. Помощница при беременности и родах (под своим вторым именем Эруа). Нар. этимология толковала ее имя как Зерпанитум, «создательница семени», что сближает этот образ с образом богини-матери.

ЦАРСКАЯ ДОРОГА

ЦАРСКАЯ ДОРОГА - вела из Эфеса через Сарды, Гордий в Сузы. Эта дорога, на к-рой было более ста почтовых и курьерских станций, служила символом экономич., политич. и воен. мощи Персии и ее царей.

ЦАРЬ

ЦАРЬ - 1. В Греции древ. царская власть (власть плем. вождей или подлинное царское правл.) утрачивала свою силу по мере того, как росло политич. и экономич. влияние родовой знати. Этот процесс завершился почти во всем греч. мире к сер. 8 в. до н.э. Там, где царская власть сохран. (Спарта, Аргос, Македония, Кирена и пр.), она имела огранич. хар-р, в нек-рых случаях приобретая форму правл. с огранич. сроком. В Афинах наследств. царская власть трансформиров. в ежегодно замещавш. дол-жность архонта-басилевса, к-рый выполнял жреч. функ-ции и председательствовал на суд. заседаниях, где решались дела об убийствах. Царская власть в Спарте передавалась по наследству в обоих царских родах - Агиадов и Эврипонтидов. Эта двойная царская власть в результате борьбы с эфоратом была сведена к команд. войском. В остальных обл., какой была, напр., Фессалия, пожизненно избирались тагосы, наделявш. исключит. полномочиями. По той же причине монархич. правл. существовало и в Македонии. Покорив персов, Александр Македонский основал эллинистич. царство, в к-ром правил единовластно. Держава Александра вобрала в себя макед. традицию царской власти как власти воен. и перс. традицию власти великого Ц.

2. Согл. сложивш. в рим. историографии традиции, в истории Рима выделяется царский период: считается, что в теч. 240 лет, приблизит. до 510 до н.э., Римом правили Ц. Их было семь: первый - Ромул, последний - Тарквиний Гордый. Ц. в Риме осуществлял верхов. команд. войском, был законодателем и жрецом; ему помогал сенат. В период Республики жреч. функции перешли к «царю священнодействий».

3. Титул славян. правителей. Первым его носителем (с 917) был Симеон I (893 - 927).

ЦАРЬ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЙ

ЦАРЬ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЙ - рим. жрец, на к-рого после изгнания царей были возложены их сакральные функции. Ц. с. избирался из среды патрициев на жизн. срок и лишался тем самым права занимать гос. должности. Его жена, царица священнодействий, также исполняла сакральные функции.

ЦВЕРГИ

ЦВЕРГИ - в герм.-сканд. миф. карлики. В более поздних сканд. нар. поверьях они смешиваются с альвами и др. природными духами. Иногда Ц. называют черными альвами, в отличие от остальных альвов - белых (светлых). Они, согл. «Младшей Эдде», первонач. были червями в теле великана Имира, из к-рого произошел мир, а по «Прорицанию вельвы» («Старшая Эдда») они были созданы из крови и костей Бримира - Блаина (вероятно, тот же Имир).

ЦВЕТНОЕ СТЕКЛО

ЦВЕТНОЕ СТЕКЛО - назв. стекл. прокладок, состоявших из сплав. в пучок стекл. палочек разных цветов. После охлаждения из этой массы вырезали тонкие пластинки и накладывали с двух сторон на прозрач., бесцветное стекло. По-видимому, сосуды, именуемые «вазы Муррина», изготовлялись именно этим (впервые созданным в Египте ок. 1800 до н.э.) способом; такие сосуды считались предметами роскоши, поскольку в эллинистич. период лишь немн. мастера владели этой техникой.

ЦЕЗАРЬ

ЦЕЗАРЬ - 1. Гай Юлий (13.07.100 - 15.03.44 до н.э.) - рим. политич. деятель и полководец. Ц. женился по политич. соображениям в 84 на дочери Цинны, противника Суллы. В 82, только благодаря настоят. просьбам влият. родни, Сулла согласился не подвергать Ц. неизбежно грозившей ему опале, ввиду его отказа изгнать свою неугод. диктатору супругу. После смерти Суллы в 78 началась его политич. карьера. Он старался привлечь к себе внимание обвинениями сулланцев в деспотизме, участвовал в 74 в войне против Митридата и был избран в 68 квестором. В 65 Ц. женился на племяннице Суллы Помпее. В том же году, будучи уже эдилом, завоевал расположение народа устройством пышных зрелищ и обновлением памятников Марию. В 63 Ц. стал верхов. жрецом (понтификом). После неудавш. гос. переворота, предпринят. Катилиной, он старался при разбирательстве в сенате отклонить смертный приговор его участникам. После претуры в 62 Ц. управлял пров. Испания, где составил состояние и выплатил свои долги. В 59 был избран консулом. Ц. вместе с Помпеем и Крассом заключил первый триумвират. В должности консула ему удалось вопреки упорному противодействию сената провести в жизнь два аграрных закона в пользу ветеранов и неимущих граждан. В третий раз Ц. женился на Кальпурнии, дочери Пизона, консула в 58. Свою дочь Юлию выдал замуж за Помпея. Как проконсулу народ назначил Ц. на срок до 54 Цизальпинскую Галлию вместе с Иллириком, к к-рым сенат добавил еще Трансальпинскую Галлию (Юж. Франция); затем этот срок был продлен на последующие 5 лет. В 58 - 51 Ц. захватил всю Галлию, два раза переправлялся через Рейн и также два раза высаживался в Британии. Во время встречи в Лукке был возобновлен союз между Ц., Помпеем и Крассом. Гибель Красса в 53 возле Карр и смерть Юлии ослабили узы дружбы между Ц. и Помпеем, к-рый снова сблизился с оптиматами и предпринял попытку лишить Ц. власти. После объявл. в Риме воен. положения Ц. был поставлен перед выбором: либо сложить с себя власть, либо утвердиться с помощью воен. силы. 10.01.49 он начал войну переходом через Рубикон, составлявший границу между Цизальпинской Галлией и Италией. 9.08.48 нанес Помпею решит. удар при Фарсале. Помпей бежал и был убит в Египте. Несмотря на отчаян. положение своих войск, Ц. сумел одержать победу в Александрийской войне и сделал Клеопатру властительницей Египта. От Ц. у Клеопатры, покорившей его своей красотой, родился сын Цезарион. Только в июне 47 Ц. покинул Египет. 2.08.47 им была одержана победа над боспорским царем Фарнаком (знаменитое выражение - «Пришел, увидел, победил»). 6.08.48 он разбил при Тапсе собравш. в Африке помпеянцев во главе с сыном Помпея Секстом, Катоном и др.

Возвратившись в Рим, Ц. отпраздновал блестящие триумфы. В 45 победой при Мунде ему удалось положить кон. вооруж. сопротивлению сыновей Помпея. Теперь Ц. явл. неогранич. властителем рим. госуд. Стремясь привлечь на свою сторону как можно большее число представителей высших слоев общества, Ц. проявил снисхождение в отношении побежденных. После победы при Фарсале он был объявлен пожизненно диктатором; ему были даны цензорские полномочия, трибунская власть. К осн. мероприятиям, провед. в этот период Ц., можно отнести реформу гос. строя, улучшение политич. и соц. порядков, реформу календаря, содействие романизации в пров., наделение правами рим. граждан покорен. народов, поддержку ветеранов и поощрение самоуправл. в провинциях. Сенат даровал Ц. титул «императора» с правом передачи его потомкам и титул «отца отечества». От титула rex (царь) Ц. отказался, но не исключено, что он таил намерение возложить на себя диадему и последовать примеру эллинистич. монархов. Однако против него был составлен заговор большинством его бывших приверженцев во главе с Брутом и Кассием. Во время созыва сената на мартовские иды 15.03.44 заговорщики осуществили свое намерение; Ц. был убит.

Ц. пал жертвой заговора сенатской аристократии, к-рую он так и не смог отстранить от управления госуд. Как лидер партии популяров, он стремился заменить власть сената единолич. властью. В обл. внутр. политики его целью явл. укрепление положения средних и мелких рабовладельцев и расширение тем самым базы империи и рабовлад. строя.

Жизнеописание Ц. сделано Светонием. Имя Ц. стало отожд. с понятием «императора» и «царя», позднее все рим. императоры сами принимали титул «цезарь» и присваивали его своим сыновьям. Из лит. наследия Ц. до нас дошли «Записки о галльской войне» в 7 кн., к к-рым позднее Гирцием была добавлена 8-я кн. Надгробная речь Ц. на похоронах его тетки Юлии, вдовы Мария, была утрачена. Сохран. «Записки о гражданской войне» в 3 кн.

Дошедшие до нас небольшие соч. об Александрийской, Африканской и Испанской войнах принадлежат, очевидно, перу др. автора. Произв. Ц. отличала ясность изложения и классич. стиль. Месяц рожд. Ц. был переименован в «июль».

2. кесарь - в 44 до н.э. Гай Юлий Цезарь усыновил своего внучатого племянника Гая Октавия, и тот стал именоваться Гай Юлий Цезарь Октавиан, позднее - имп. Цезарь, а после того, как сенат в 27 присвоил ему титул «август» - имп. Цезарь Август. С тех пор эти три имени составляют прочную основу титулатуры верхов. властителей рим. державы. В основе императ. могущества лежало не только право распоряжаться большей частью гос. финансов и обширные земельные владения, но и ряд гос.-политич. функций принцепса и его роль в гос. религии. Во-первых, он носил высокий жреч. сан понтифика, во-вторых, существовал культ императора, начало к-рому было положено 1.01.42 до н.э., когда был обожествлен Цезарь, а его преемник стал именоваться «сын бога». Впослед. большинство императоров обожествл. после смерти, однако нек-рые из них (напр., Калигула, Домициан, Коммод) и при жизни почитались как божества. Истоки упорядоч. культа императоров с храмами и жрецами (августалами лежат в вост. культах властителей; с Востока они и пришли в зап. пров. Рим. империи. Под влиянием христианства, к-рое с одной стороны, не могло согласиться с такой формой культа, хотя, с другой, было заинтересовано в сакрализации императ. величия, сформировалась идея божеств. милости (4 в.). Наряду с императорами из рода Юлиев-Клавдиев (Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон) и Флавиев (Веспасиан, Тит, Домициан) а также имп. Нервой в период до 98 н.э. императ. трон занимали выходцы из др.-рим. и италийских сенаторских семей. Начиная с Нервы вплоть до Марка Аврелия, преемниками императора становились через усыновл., при этом титул «Ц.» переходил от правящего императора к предполаг. преемнику. В этот период наряду с Траяном, Адрианом, Антонином Пием и Марком Аврелием трона достигали и сенаторы - выходцы из зап. рим. пров. За сыном Марка Аврелия, Коммодом, императ. трон заняли т.н. «солдатские императоры»: сначала это были выходцы из африк. сенаторских семей, имевших родовые связи с Сирией (Септимий Север, Каракалла, Элагабал, Александр Север), потом, вплоть до 284, армейские выдвиженцы различ. происхожд. В результате гос. реформ Диоклетиана власть разделилась между двумя августами и двумя Ц. После это-го было предпринято неск. попыток династич. правл. (Константин I, Валентиниан I, Феодосий I и их потомки). После падения Зап. Рим. империи традиция императ. правл. сохраняется только вост.-рим., а позже визант. правителями вплоть до того времени, когда арл Великий 25.12.800 получил от папы Льва III корону императора, имея намерение восстановить и продолжить традиции Зап. Рим. империи; в 962 императ. короной был увенчан Оттон I. С кон. 9 в. н.э. титул «царь», произвед. от лат. носят верхов. правители Болгарского царства, а с 15 в. - московские великие князья.

ЦЕЗЫ

ЦЕЗЫ - дидойцы - этнографич. группа аварцев. Осн. терр. расселения - Цунтинский р-н Дагестана. Первое письм. упомин. о Ц. - дидойцах (племя дидуров) встреч. у Плиния Старшего (1 в. н.э.).

ЦЕКУЛ

ЦЕКУЛ - в рим. миф. основатель г. Пренесте. Сын девушки и духа домаш. очага или Вулкана. Подброш. матерью к храму Юпитера, был подобран шедшими мимо женщинами, назвавшими его Ц., т.к. у него были маленькие, по-врежд. дымом глаза. Когда Ц. вырос, он собрал толпу разбойников, с к-рыми основал Пренесте. Созвав на празд-ник соседние племена, уговаривал их перейти жить к нему, т.к. он сын Вулкана, в подтверждение чего бог окружил собравш. пламенем. Убежденные знамением соседи стали жить под властью Ц.

ЦЕЛАНЬ-ШЭНЬ

ЦЕЛАНЬ-ШЭНЬ - в кит. миф. духи-хранители монастырей и храмов. Изображ. в виде вооруж. воинов устрашаю-щего вида, попирающих ногами демонов. Статуи Ц.-ш. располагаются у входа в будд. обители и храмы. В число Ц.-ш. нередко включаются и др. духи-хранители: четыре небесных царя, Вэйто. Со временем к Ц.-ш. стали относить также различ. небудд. персонажей: Вэнь-чана, Цзао-шэня, Гуань-ди. С. Ц.-ш. сближаются также духи - хранители ворот (мэнь-шэнь), Чжун Куй, Эрлан-шэнь и др. небесное воинство.

ЦЕЛИЙ АВРЕЛИАН

ЦЕЛИЙ АВРЕЛИАН (5 в.) - рим. врач из Сикки в Нумидии, представитель методич.-мед. школы. Ему принадлежат переводы на лат. яз. трудов Сорана из Эфеса об острых и хронич. заболеваниях, а также жен. болезнях.

ЦЕЛИЙСКИЙ ХОЛМ

ЦЕЛИЙСКИЙ ХОЛМ - один из 7 холмов Рима, юго-западнее Эсквилина. В 1-й пол. 4 в. до н.э. возвед. т.н. Сервиева стена включила зап. часть Ц. х. в городскую черту Рима. Во времена Республики холм был густо населен плебеями (доходные дома); в 27 н.э. пожар уничтожил большинство построек; после нов. застройки Ц. х. превратился в квартал нобилитета (дворец деда Марка Аврелия, Латеран, дом Симмаха). В сев. части Ц. х. сооружен храм Божественного Клавдия, от к-рого сохран. опорные стены и портики.

ЦЕЛЛА

ЦЕЛЛА - часть антич. храма, где помещалась культовая статуя.

ЦЕЛЬС

ЦЕЛЬС - 1. Ц. Авл Корнелий (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.) - др.-рим. ученый и писатель. Составил большой энциклопедич. свод знаний, включавший риторику, философию, воен. дело, с. х-во, медицину и др. Сохран. лишь компилятивный трактат «О медицине» (8 кн., впервые напечатан в 1566), наиболее ценные разделы к-рого посвящены гигиене, хирургии, кожным болезням. Ц. дал описание стригущего лишая, четырех признаков воспаления (покраснение, припухание, жар и боль) и т.п. Благодаря трактату Ц. в значит. мере сохранены работы Герофила, Эразистрата и др. греч. ученых.

2. Ц. П. Ювентий, видный рим. юрист и гос. чиновник 1-й трети 2 в. Труды Ц. не сохран., за исключе-нием скудных отрывков одного из осн. его соч. - «Дигесты».

3. Ц., греч. Келсос, ок. 176 н.э., написал полемич. соч. против христианства «Истинное слово», от к-рого сохран. неск. незначит. фрагментов у Оригена в его «Contra Celsum». В своем труде Ц. обвинял христианство в нравств. и интеллектуал. деградации.

ЦЕНЗ

ЦЕНЗ - перепись всех граждан обоего пола, производивш. в Др. Риме каждые пять лет цензорами, в обязанности к-рых входила классификация граждан по различ. экономич. и политич. признакам. На основании переписи осуществлялось налогообложение и набор в армию. Одно-врем. каждый новый Ц. служил ревизией предыдущего. Для Ц. требовались такие данные, как полное имя, место рожд., имя отца или (для вольноотпущ. рабов) бывшего хозяина, возраст, подлежащая обложению налогом собст-венность. Каждый юридич. самостоят. гражданин был обязан сообщить эти данные лично под клятвой.

Сведения о др. лицах представлялись главой фамилии или опекуном. Важнейшим элементом в Ц. было зачисление каждого гражданина в одну из триб, значение к-рых сильно возрос-ло в сер. 5 в. до н.э.: политич. права граждан осуществлялись прежде всего именно в трибах (через участие в трибутных комициях). Цензоры имели право исключить гражданина из системы триб, признать всадника негодным к службе в коннице и вывести сенатора из cостава сената. При этом они принимали в расчет не только чисто политич. и адм. соображения, но и личную жизнь каждого гражданина. Уменьшение почетных гражд. прав отмечалось цензорами в росписи граждан знаком (nota) после указания причин. По окончании каждого Ц. совершался люструм - всенар. очистит. жертвоприношение; лишь после него обретали юридич. силу сделанные во время переписи изменения. После Союзнической войны, когда все свободные италики получили рим. гражданство, сделалось невозможным созывать всех граждан в Рим для переписи. В состоявших из рим. граждан городских общинах Италии высшие магистраты, а иногда и собств. цензоры параллельно с переписью в столице проводили местные Ц., их результаты сообщались в Рим. Неизвестно, существовало ли аналогич. положение относит. общин рим. граждан за пределами Италии.

Учреждение Ц. относится к периоду неразвитого х-ва, при к-ром имуществ. уровень, в осн. определявш. земельной собственностью, как правило, не менялся годами. Это позволило проводить распределение граждан по имуществ. и налоговым категориям через довольно большие промежутки времени. В позднереспублик. время Ц. из-за всеобщего беспорядка предпринимались нерегулярно. Несмотря на возобновление Ц. Августом, они просуществовали всего лишь до 74 н.э. Последний Ц. был проведен имп. Веспасианом и Титом. Необходимость в Ц. отпала, так как рим. граждане в Италии уже в 146 до н.э. были освобождены от прямых налогов, старая система рекрутских наборов была упразднена с введением наемного войска Марием, а комиции пришли в упадок. В италийских городских общинах Ц. с интервалами в пять лет проводились и в императ. время, но, видимо, для местных нужд, т.к. в разных городах годы их проведения различны. Провинциальные Ц., эпизодич. имевшие место еще при Республике, со времени Августа участились. Поводом для их проведения, как правило, было образование новой пров. (напр., перепись после образования пров. Иудея в 6 н.э.). Ц. устраивались нерегулярно (кроме Египта, где существовал постоян. цикл из 14 лет), в зависимости от нужд каждой пров. и без связи между ними. Общеимперский Ц., вероятно, никогда не был осуществлен. Провинциал. Ц. служили для выявл. лиц, способных нести воен. службу, для сбора данных о владении землей, рабами и пр. видами собственности, для обоснования повышения поземельного налога и подушной подати. Ответств. за проведение Ц. в пров. был, как правило, ее наместник. В республикан. время необходимым условием принадлежности к всаднич. сословию был факт достижения минимал. состояния, составлявшего в сер. 1 в. до н.э. 400 000 сестерциев (впослед. не изменялся). Август установил имуществ. квалификацию принадлежности к сенаторскому сословию; требуемая минимал. сумма, называемая в источ. census, определяется разными авторами различно, но приблизит. вдвое или втрое больше всаднич. минимума. Занятие должности декуриона, т.е. члена совета муниципия или колонии, также определялось наличием соотв. состояния. Этот минимум был ниже, чем для всадников, и варьировался сообразно с экономич. условиями.

ЦЕНЗОРЫ

ЦЕНЗОРЫ - в Др. Риме должност. лица, осуществлявшие проведение ценза, надзор над правами и др. функции. Должность Ц. появилась, по антич. традиции, в 443 до н.э. Цензура относилась к разряду ординарных высших культурных магистратур. Первонач. замещалась лишь патрициями, с 351 до н.э. стала доступной плебеям. Впервые Ц. из плебеев был избран в 339 до н.э. Выбирались Ц. в числе двух в центуриат. комициях раз в 5 лет, по окончании к-рых производились очистит. жертвоприношения - «люстр», откуда получил такое же назв. и 5-летний срок между двумя цензами. Практич. Ц. осуществляли обязанности по цензу в продолжение 18 месяцев. В полномочия Ц. входили также составление списка сенаторов и всадников (с кон. 4 в. до н.э.) и контроль над гос. финансами (сдача в аренду гос. земель и доходов, сооружение и содержание обществ. зданий и дорог, поставки в армию и т.д. По-степенно должность Ц. потеряла прежнее значение (при Сулле Ц. были практич. лишены своих полномочий, в 58 до н.э. нар. трибун Клодий ограничил права Ц. по надзору за правами, в 46 до н.э. полномочия Ц. фактич. сосредоточил в своих руках Юлий Цезарь). В императ. эпоху власть Ц. перешла к императорам и должность эта была унич-тожена.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОТОПЛЕНИЕ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОТОПЛЕНИЕ - было изобретено римлянами в период поздней Республики и технич. совершенствовалось в период Империи. В подвалах зданий ставились печи, горячий воздух по трубам подавался в жилые покои. Самые сложные установки Ц. о. находились в императ. термах Рима.

ЦЕНТУМВИРЫ

ЦЕНТУМВИРЫ - члены рим. суд. коллегии, разбиравшей частноправовые вопросы, связанные в осн. с имуществ. и наследств. делами.

ЦЕНТУРИПЫ

ЦЕНТУРИПЫ - город на Сицилии, именем к-рого назван (по месту находки) род ваз ранней эллинистич. эпохи (3 в. до н.э.). Фигурная роспись своей композицией и цветовой палитрой позволяет судить о них как о предшест-венниках широкоформатной живописи.

ЦЕНТУРИЯ

ЦЕНТУРИЯ - в Др. Риме единица военно-политич. деления граждан. По антич. традиции на Ц. в царскую эпоху (8 - 6 вв. до н.э.) делилась рим. конница. Сервию Туллию (6 в. до н.э.) приписыв. реформа, по к-рой Ц. стала общевойск. и избират. единицей. По реформе все граждане были разделены на 5 имуществ. разрядов, выставлявших определен. кол-во Ц. и имевших соотв. кол-во голосов в центуриатных комициях. Всего было 193 Ц. Между 1-й и 2-й Пуническими войнами (3 в. до н.э.) число Ц. было доведено до 373. Ц. сохраняла значение воен. подразделения в эпоху Империи, явл. частью манипулы, когорты, легиона.

ЦЕРБЕР

ЦЕРБЕР - в др.-греч. миф. трехголовый пес, охранявший вход в подземное царство. Согл. мифам, Ц. обычно не мешал входящим, но никого не выпускал обратно. Только дважды он был побежден: первый раз Гераклом, к-рый увел его на землю, другой - Орфеем, зачаровавшим Ц. своей игрой и пением.

ЦЕРЕ

ЦЕРЕ - гор.-госуд. (совр. Черветери) этрусков. По пре-данию основан пеласгами под назв. Агилла. Обладая мор. побережьем и портами Пирги и Пуникум, Ц. поддерживал отношения с Карфагеном и совместно с ним разгромил флот фокейцев у берегов Корсики (535 до н.э.). Во время галльского нашествия в Италию 390 до н.э. в Ц. нашли убежище рим. весталки со своими святынями. В 358 до н.э. завоеван римлянами; жители Ц. получили рим. гражданство без избират. права (впослед. такая форма гражданства наз. «церитским правом»).

ЦЕРЕРА

ЦЕРЕРА - древнейшая италийская и римская хтонич. богиня производит. сил земли, произрастания и созревания злаков, а также подзем. мира, насылавшая на людей безумие, а также богиня материнства и брака (по закону Ромула ей посвящалась половина имущества мужа, без причин разведшегося с женой). Почиталась как хранительница сел. общины, защитница его урожая от грабителей (ей посвящался казненный за ночную кражу урожая). Впослед. Ц. считалась только богиней злаков и урожая, пользуясь как таковая большим почетом, особенно среди крестьян, справлявших посвящ. ей цериалии и призывавших ее во время паганалий - праздника пагов. В эпоху борьбы патрициев и плебеев Ц. возгл. плебейскую триаду (Ц., Либер и Либера) богов, к-рой в 493 до н.э. был сооружен кампанскими мастерами храм в долине между Палатином и Авентином, где плебеи издавна почитали земледельч. богов Сею, Сегетию, Мессию, Тутулину, к-рых Ц. заменила, и где был подзем. алтарь Конса. Есть мнение, что Ц. всегда была богиней плебса, т.к. ее фламин был плебей, возможно, жрец плебейской общины, а цериалии были включены в календарь Нумы в связи с приобщением части пле-беев к римской общине. Храм плебейской триады богов стал центром борьбы плебеев с патрициями, архивом плебейских магистратов, убежищем для пре-следуемых плебеев, местом раздачи им хлеба (Ц. отожд. с богиней Пандой или Эмпандой, в храме к-рой кормили голодных. После примирения патрициев и плебеев Ц. стала почитаться как общая богиня, но ее старая роль ожила с обострением противоречий между народом и нобилитетом, когда Ц. была противопоставлена богиня нобилитета Кибела. Ц. вместе с Теллус были посвящены праздники жатвы, а также зимнего посева (сементивы, 13 декабря) и цереалии (19 апреля). Цериалии сопровождались цирковыми и сценич. играми, травлей лисиц, к к-рым привязывались горящие факелы, и разбрасыванием орехов, что должно было защитить от зноя посевы и стимулировать их рост. В 3 в. до н.э. Ц. сближает-ся с Деметрой, Либера с Прозерпиной - Персефоной. Культ Ц. эллинизируется, появл. жен. мистерии Ц., празд-ник встречи Ц. (как и с греч. Деметрой) связывается изо-бретение земледелия и введение законов, приобщивших людей к цивилизации.

ЦЕРИАЛИЯ

ЦЕРИАЛИЯ - рим. религ. праздник в честь свящ. троицы Цереры, Либера и Либеры, отмечавш. ежегодно 19 апреля. К празднику приурочивались торжеств. игры в честь богини Цереры, проводивш. с 12 по 19 апреля.

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ - съезды высш. духовенства христ. церкви для решения вопросов вероучения, управления, дисциплины, для избрания высш. иерархов, для их смещения или суда над ними (особенно для осуждения ересей). Первые Ц. с. (собрания епископов одной митрополии) относятся к сер. 3 в. (Каппадокия, Карфаген). С 4 в. Ц. с. разделяются на 2 гл. категории: вселенские соборы и поместные соборы. Вселенские соборы проходят при участии в них представителей всех самостоят. местных церквей (поместных, нац.); имеют право вырабатывать догматы веры. Церк. правила (каноны), устанавливаемые вселенскими соборами, явл. источ. церк. (канонич.) права, признаются обязат. для всех поместных церквей. 1-й Вселен-ский собор был создан в 325 в Никее. Поместные соборы - съезды епископов и др. иерархов самостоят. местной церк-ви или церк. иерархов к.-л. определ. адм.-географич. обл. (митрополии, архиепископства, патриаршества, госуд., провинции); созываются для разрешения вопросов и дел, возникающих в пределах данной церкви, данной обл., для к-рых лишь и явл. обязат. постановлениями этих соборов.

Православная церковь признает вселенскими лишь первые 7 соборов, Эффесский собор 449, по существу вселенский, ни православием, ни католицизмом таковым не признается. В ряде случаев каноны, вошедшие в состав общецерк. законодательства, признанные и православной и католич. церквями важным источ. канонич. права, исходили не от вселенских, а от поместных соборов (правила Анкирского собора 314 - 315, Гангрского собора ок. 340, Лаодикейского собора 364 и нек-рых др. поместных соборов). Вселенские соборы 4 - 9 вв. созывались императором Вост. Рим. Империи (Византии) и проходили под председательством его или его представителя.

ЦЕРНУНН

ЦЕРНУНН - в миф. кельтов Галлии бог. Письменные свидет-ва о нем отсутствуют, а иконографич. типы бога (представл. находками гл. обр. из Цент. Галлии) разнообразны. Он изображ. сидящим в т.н. будд. позе с ветвистыми оленьими рогами или стоящими у его ног оленем и быком; с короткими бычьими рогами с торквесами (подобие ожерелья - знак отличия у кельтов) на них; в «буддийской» позе держащим в одной руке змею, а в другой подносящим торквес стоящему рядом оленю. Как элементы кельтской религ.-миф. символики, так и ассоциации рим. типа (рог изобилия и др. в его изображениях рядом с рим. божествами) хар-ризуют его как господина подзем. царства, связанного с циклами умирания и возрожд. природы. Исходя из толкования сцен на котле из Гундеструпа (единств. чисто кельт. памятника, где Ц. выступает в связи с др. богами), ряд исследователей считают его воплощением Езуса.

ЦЕСАРКА

ЦЕСАРКА - впервые упомянута Софоклом. В период Пунических войн попала в Италию. Ко времени Варрона блюда из Ц. стоили дорого.

ЦЕЦИЛИЙ

ЦЕЦИЛИЙ - 1. Ц. Стаций (ум. в 168 до н.э.), драматург-комедиограф; по происхожд. выходец из кельтского племени инсубров, попал как военнопл. в рабство к римлянам, потом отпущен на волю. В Риме им написано св. 40 пьес, преим. переделок новоаттич. комедии, в осн. Менандра. Из его соч. сохран. лишь фрагменты и назв. (б.ч. греч.) 42 пьес.

2. Ц. из Калакты (Сицилия), греч. ритор, один из основоположников аттицизма в период правл. Августа, автор лит.-критич. трудов и небольших монографий, в т.ч. «О десяти ораторах».

3. Ц. Метелл, Квинт (ум. 91 до н.э.) - рим. полководец и политич. деятель. Консул 109, цензор 102. Возгл. со 109 по 107 рим. войска в Африке в период войны Рима против нумидийского царя Югурты; нанес Югурте в 109 решит. поражение при р. Мутуле, за что получил прозвище «Нумидийский». В 100 за отказ поддержать в сенате аграрный законопроект Апулея Сатурнина был изгнан из Рима. Вернулся в 99 до н.э. Антич. авторы изображают Ц. М. убежден. и непримиримым аристократом, суровым и неподкупным человеком.

ЦЗАО-ВАН

ЦЗАО-ВАН - Цззао-шэнь, Цзао-цзюнь, Цза-пуса, Дунчу сымин чжу - в кит. миф. популярное божество домаш. очага.

ЦЗЕ

ЦЗЕ - кочевое племя, одно из ответвлений хунну. Свое назв. получило по назв. местности в юго-вост. части совр. пров. Шаньси, куда оно переселилось в 3 в. Подвергалось дискриминации и гнету со стороны кит. феодалов. В кон. 3 - нач. 4 вв. совместно с др. племенами подняло восстание против династии Зап. Цзинь. Под руковод. своего вождя Ши Лэ, бывшего раба, создало в 319 царство Позднее Чжао, к-рое завоевало почти весь Сев. Китай. В 350 Ц. было вырезано кит. полководцем Жань Минем, уничтожившим Позднее Чжао.

ЦЗЕДУШИ

ЦЗЕДУШИ - воен. губернаторы в Китае в 8 - 10 вв.

ЦЗИН

ЦЗИН - в кит. миф.:

1. Субстанция, заключ. в каждом живом существе. Согл. даосской концепции в момент рожд. человека образуется дух (шэнь), явл. как бы душой, путем соед. идущего извне жизнен. дыхания с субстанцией Ц. Со смертью человека Ц. исчезает.

2. Общее назв. оборотней.

ЦЗИНЬ

ЦЗИНЬ - 1. кит. императ. династия (265 - 420). Различаются: династия Зап. Ц. (265 - 316) и династия Вост. Ц. (317 - 420). Первая была осн. полководцем Сыма Янем, уничтожившим в 280 царство У и на короткое время объед. страну. Столица - г. Лоян.

Феод. междоусобица кон. 3 - нач. 4 вв. (т.н. «мятеж восьми князей») ослабила империю, чем воспользов. хунну и др. кочевые племена, захватившие сев. Китай. В 316 имп. Минь-ди был взят кочевниками в плен. Один из сановников империи Сыма Жуй в 317 основал династию Вост. Ц. Столица - г. Цзянькан (совр. Нанкин). В период правл. Вост. Ц. шла постоянная борьба за власть между двумя группировками феод. знати: выходцами из Сев. Китая, занимавшими гл. посты в госуд., и местной знатью юга страны. Эта борьба неоднократно выливалась в вооруж. мятежи. Внутр. беспорядки не прекращались вплоть до гибели династии в 420, когда ей на смену пришла династия Сун.

2. царство в Др. Китае (11 - 4 вв. до н.э.). Находилось на терр. совр. Шаньси, по соседству с некит. племенами жун-ди, с к-рыми вело продолжит. борьбу. С 632 по 546 до н.э. Ц. явл. одним из сильнейших др.-кит. царств - т.н. «гегемоном» (ба). В 5 в. до н.э. было ослаблено междоусобной борьбой знатных домов, в результате чего распалось на 3 владения (впослед. царства): Чжао, Вэй и Хань, но номинально существовало до 369 до н.э., когда окончат. было уничтожено этими царствами.

ЦЗИНЬ ТЯНЬ

ЦЗИНЬ ТЯНЬ - система землепользования в Др. Китае. Др.-кит. источ. дают противоречивое описание Ц. т. По мнению кит. философа Мэн-цзы (ок. 372 - 289 до н.э.), суть ее заключ. в том, что квадратное поле размером в 900 му (1 му = 0,16 га) делилось на 9 равных участков, из к-рых цент. участок (гун тянь, т.е. «обществ. поле») обрабатывался совместно 8-ю семьями и продукт произ-ва с этого поля передавался властям в кач-ве налога. Остальные 8 участков по 100 распределялись поровну среди 8 семейств и обрабатывались каждой семьей для себя. Эти поля назыв. сы тянь, т.е. «частные поля».

ЦЗО ЦЮ-МИН

ЦЗО ЦЮ-МИН - согл. кит. традиции, историограф царст-ва Лу, ученик Конфуция. Ему приписыв. авторство хроник «Го юй» и «Цзо чжуань».

ЦЗО ЧЖУАНЬ

ЦЗО ЧЖУАНЬ - др.-кит. хроника, посвящ. истории кит. царств в 721 - 480 до н.э.

ЦЗЫ-ГУ

ЦЗЫ-ГУ - в поздней кит. миф. богиня отхожих мест. Согл. популярной легенде, примерно в кон. 8 в. жена одного начальника уезда невзлюбила его наложницу и в приступе ревности убила ее, бросив труп в отхожее место в день праздника фонарей (15 числа 1-й луны). Верхов. владыка пожалел Ц.-г. и сделал божеством уборных.

ЦЗЫ ЧЖИ ТУН ЦЗЯНЬ

ЦЗЫ ЧЖИ ТУН ЦЗЯНЬ - сводный труд по истории Китая, охватывающий период с 403 до н.э. до 959 н.э. Гл. составитель - Сыма Гуан (1019 - 1086). Сыма Гуан составил также «Тун цзянь мулу» («Таблицы к Тун цзянь») и «Тун цзянь Као и» («Исследование различий в источниках Тун цзянь»), помогающие использовать «Ц. ч. т. ц.»

ЦЗЮЙБАОПЭНЬ

ЦЗЮЙБАОПЭНЬ - в поздней кит. нар. миф. волшебный предмет, своеобразный вариант рога изобилия.

ЦЗЮЙ-ЛИН

ЦЗЮЙ-ЛИН - в др.-кит. миф. титан, менявший теч. рек.

ЦЗЮ ТЯНЬ

ЦЗЮ ТЯНЬ - в кит. космогонии и миф. девять небесных сфер, располож. друг над другом и составляющих небо.

ЦЗЯН-ТАЙГУН

ЦЗЯН-ТАЙГУН - Цзян Цзы-я, Люй Шан, Люй Ван, Тайгун Ван, тайгун - в др.-кит. миф. преданиях мудрый советник.

ЦЗЯН ЦЗЫ-Я

ЦЗЯН ЦЗЫ-Я - в кит. миф. одно из имен мудрого советника и мага, фигурирующего чаще как Цзян-тайгун.

ЦЗЯНЬ-ДИ

ЦЗЯНЬ-ДИ - в др.-кит. миф. мать первопредка иньцев Се. Ц.-д. была второй женой миф. государя Ди-ку.

ЦЗЯН-ЮАНЬ

ЦЗЯН-ЮАНЬ - в др.-кит. миф. мать культурного героя Хоу-цзи. Согл. преданию, она зачала его, наступив на след великана.

ЦИ

ЦИ - 1. Др.-кит. царство периода Чуньцю и Чжаньго. Входило в «число 5 гегемонов» (7 - 6 вв. до н.э.) и « 7 сильнейших» (5 - 3 вв. до н.э.) - царств, независимых от чжоуской монархии. Занимало б.ч. совр. пров. Шаньдун и частично терр. пров. Хэбэй. Столица Ц. - Инцю (совр. Линьцзы в Шаньдуне), крупный торг-ремесл. и культурный центр того времени. В 221 до н.э. было завоевано царством Цинь.

2. Династия и госуд. на Ю. Китая в период Юж. и Сев. династий (4 - 6 вв.). Др. назв. - Нань Ци (Юж. Ци). Существовали с 479 по 502. Основаны Сяо Даочэном после узурпации им трона династии Сун (420 - 479). Столица - Цзянькан (совр. Нанкин). В 502 отпрыск правящего дома Сяо Янь захватил престол и провозгл. династию Лян (502 - 557).

3. Династии и госуд. на С. Китая в 550 - 577.

ЦИВИЛИС

ЦИВИЛИС - Клавдий Юлий - один из вождей союзного римлянам племени батавов. Служил в рим. армии. Вместе с братом Павлом Ц. был арестован при имп. Нероне и обвинен в подготовке антирим. восстания (последнее он поднял в 69 по освобожд. из-под ареста после смерти Нерона в 69). К этому восстанию присоед. др.-герм. племена и галлы (треверы и лингоны) под водительством знатных галлов Классика и Тутора. Однако сильно романизиров. галльская верхушка не поддержала восставших, предпочитая рим. господство германскому. В 70 восстание Ц. было подавлено, но батавы были освобождены от по-датей. Дальнейшая судьба Ц. неизв.

ЦИД

ЦИД - в зап.-семит. миф. бог, очевидно, охоты и рыболовства. Вероятно, считался основателем и владыкой г. Сидон (финик. Цидон). Известен по теофорным именам, гл. обр. в сочетаниях Циди-Мелькарт и Циди-Тиннит.

ЦИДКИЯ

ЦИДКИЯ - Седекия - последний царь Иудеи до «вавилонского пленения» (597 - 586 до н.э.). Ц. (первонач. имя - Маттания) - сын Иосии, брат царя Иоакима, дядя царя Иоахина. После увода в плен Иоахина в 597 Навуходоносор II возвел на престол Маттанию под именем Ц. Несмотря на предостережения Иеремии, идеолога провавилонской ориентации, Ц. примкнул к антивавилонской коалиции Египта и др. госуд. (по-видимому, после финикийского похода фараона Псамметиха II в 591) и восстал против Вавилона. Для укрепления внутр. положения Ц. попытался возобновить соц. политику Иосии и отпустил на волю рабов-иудеев. В 586 после длительной и тяжелой осады Иерусалим был разрушен Навуходоносором II, часть населения уведена в плен (т.н. «вавилонское пленение»), Ц. захвачен, ослеплен (после того, как на его глазах зарезали его сыновей), закован и уведен в Вавилон, где умер в темнице.

ЦИКАДА

ЦИКАДА - в античности было известно неск. видов семейства Ц. Они считались посвящ. Аполлону и музам, т.к. в раздающ. летом стрекотании Ц. видели прообраз поэтич. творчества. Грекам было известно, что личинки Ц. вылупляются из отлож. в землю яиц. Поэтому жители Аттики, гордивш. своим автохтонным происхожд., сделали Ц. своим символом.

ЦИКЛОПЫ

ЦИКЛОПЫ - киклопы - в греч. миф. сыновья Урана и Геи; чаще всего упомин. Арг, Бронт и Стероп. Ц. были заточены отцом в глубинах земли; их освободил Зевс, за что получил от Ц. молнию и гром. Ц. - непобедимые великаны с одним глазом во лбу, кузнецы - помощники Гефеста. В «Одиссее» Ц. - грубые, неотесанные сыновья Посейдона; самый скверный из них - Полифем. Считается, что многометровый толщины стены микенской эпохи возвели в Коринфе и Микенах именно Ц. (т.н. циклопич. стены). «Циклопич.» именуется и кладка стен, обнаруж. в Италии, особенно в обл. обитания этрусков; эти постройки приписывались строит. мастерству Ц. потому, что только они, по мнению древних, могли сложить стены из каменных глыб такой массы и размера.

ЦИЛИНЬ

ЦИЛИНЬ - линь - в др.-кит. миф. чудесный зверь - единорог. По аналогии с термином фэнхуан, Ц. истолковыв. как соед. двух понятий: ци - «самец-единорог» и линь - «самка».

ЦИМИНИЙСКИЙ ЛЕС

ЦИМИНИЙСКИЙ ЛЕС - лес на Циминийском хребте, разделявшим владения Др. Рима и Этрурии. В 310 до н.э. рим. войко под команд. консула Квинта Фабия нанесло пораж. этрускам, осадившим г. Сутрий. Остатки их войска укрылись в Ц. л. Фабий вторгся через лес, считавш. непроходимым, в Этрурию и положил начало полному ее завоев.

ЦИНК

ЦИНК - в античности не была известна технология произ-ва металлич. Ц. Однако оксид Ц. как в виде заводской пыли, так и в виде «земли» (кремнистой цинковой руды или цинкового шпата) широко использовался для получения латуни и добавления в монетный металл. Оксид Ц. применялся также в фармакопее.

ЦИН-ЛУН

ЦИН-ЛУН - в кит. миф. дух - символ В. По-скольку В. ассоциир. с весной, то и символом его был дракон цвета зеленой весенней травы.

ЦИННА

ЦИННА - 1. Ц., Гельвий, рим. поэт из Верх. Италии, друг Катулла, один из неотериков. Принятый ошибочно за Луция Корнелия Ц., одного из убийц Цезаря, Ц. в 44 до н.э. был растерзан негодующей толпой. Написал в подражение александрийским поэтам небольшое эпич. произв. «Смирна». Из соч. Ц. сохран. лишь фрагменты.

2. Ц., Луций Корнелий, вместе с Марием - один из лидеров популяров, претор в 90 до н.э., консул с 87 по 84. Изгнанный Суллой, собрал в Кампании войска, призвал Мария и др. изгнанников и в 87 овладел Римом, жестоко расправившись с оптиматами. После смерти Мария в 86 Ц. - фактич. единовласт-ный рим. правитель. Пользовался широкой поддержкой городского плебса, прежде всего всаднич. сословия. При подготовке к выступлению против возвращающ. из Азии Суллы Ц. был убит солдатами, отказавш. следовать за ним.

ЦИНЦИННАТ

ЦИНЦИННАТ - Луций Квинкций - др.-рим. политич. деятель, патриций. Консул 460 до н.э., диктатор 458 (в период войны против племен эквов и сабинов), 439 до н.э. (подавлял восстание плебеев, возгл. всадником Спурием Мелием). Согл. антич. традиции, изложенной у Ливия и др.-рим. историков, Ц. считался у римлян образцом скромности, доблести и верности гражд. долгу. Детали жизни Ц. малодостоверны.

ЦИНЬ

ЦИНЬ - 1. др.-кит. царство. С 10 в. до н.э. находилось в зависимости от династии Чжоу. Его терр. включала зап. и сев.-зап. часть совр. пров. Шэньси, вост. часть Ганьсу и С. Сычуани. В период Чжаньго (5 - 3 вв. до н.э.) явл. одним из 7 могуществ. госуд. Китая. Усиление Ц. было связано с реформами Шан Яна. В сер. 4 в. до н.э. начало борьбу против др. царств и к 221 до н.э. покорило их, в результате чего была создана централизов. империя Цинь.

2. императ. династия в Китае в 221 - 207 до н.э. Основатель ее - Цинь Ши-хуанди. Столица - г. Сяньян. В период правл. Ц. было создано первое в истории Китая централизов. госуд., занимавшее весьма значит. терр. Страна была разделена на 36 округов, управлявш. чиновниками, назначавш. императором. Взаимная слежка и конт-роль явл. хар-рной чертой адм. аппарата. Гос. идеологией явл. легизм. Непрерывные войны на С. и Ю. страны, стр-во Великой кит. стены, магистрал. дорог и многочисл. дворцов привели к усилению налогового гнета и увеличению сроков воин. повинности. В кон. 209 - нач. 208 до н.э. в стране вспыхнули нар. восстания, руковод. Чэнь Шэном, У Гуаном, Лю Баном и др. В окт. 207 до н.э. армия Лю Бана захватила Сяньян, династия Ц. прекратила свое существование.

ЦИНЬ ШИ-ХУАНДИ

ЦИНЬ ШИ-ХУАНДИ (259 - 210 до н.э.) - правитель царства Цинь в 246 - 221 до н.э., имп. Китая в 221 - 210 до н.э. Происходил из правящего дома царства Цинь. Его мировоззрение формировалось под сильным влиянием легизма. Завоевал 6 кит. царств и в 221 до н.э. создал единую централизов. империю Цинь. Вместе со своим советником Ли Сы провел в стране серию реформ, разделил терр. империи на 36 адм. округов, унифицировал письменность, ввел единое закон-во; унифицировал ден. знаки и ед. измерения. Эти реформы разрушали межгос. барьеры и объективно способств. консолидации разрозн. некогда р-нов. При Ц. Ш.-х. в 215 до н.э. началось стр-во Великой кит. стены.

ЦИПП

ЦИПП - надгробные украшения в виде конуса, крыши или плиты, получившие особое распростр. у этрусков; также место погребения, надгробный столб или памятник.

ЦИРК

ЦИРК - ипподром, вытянутая прямоугол. арена, одна из оконечностей к-рой имела полукруглую форму. В Ц. устраивались ристания (одноврем. 4 - 12 колесниц), торжеств. шествия и триумфал. процессии. Ц. были осн. видом увеселит. заведения в Риме; в них сосредоточ. обществ. жизнь города и нередко происходили важные соц. конфликты (образование цирковых партий). Внутри Ц. были окружены портиками. Большой Ц., древнейший и самый крупный Ц. Рима, имел общую длину 600 м и ширину 150 м. В императ. время он вмешал ок. 60 000 зрителей, позднее был перестроен в расчете на 185 000 зрителей.

ЦИРКУМЦЕЛЛИОНЫ

ЦИРКУМЦЕЛЛИОНЫ - представители соц. и религ. движения в позднеантич. Сев. Африке, к-рых можно, скорее всего, отнести к левому крылу донатистов. Появивш. впервые ок. 340 Ц. были в осн. выходцами из низших слоев свободного населения и беглых рабов и выражали протест против соц. неравенства, проявл. бюрократизма, засилия крупных землевладельцев и католич. «гос.» церкви. В отдельные периоды выступл. Ц. сопадали с восстаниями берберов (под руковод. Фирма и Гильдона), для подавления к-рых вызывали иногда даже рим. войска. Августином была предпринята безуспешная попытка ликвидировать движение Ц., к-рое продолжало существовать и после завоев. афр. пров. вандалами в 5 в.

ЦИРТА

ЦИРТА - древ. город (совр. Константина в Алжире) в Нумидии, располож. на почти неприступном плато, на расст. ок. 100 км от побережья Средиземного м. С 6 до н.э. находилась под властью Карфагена. Рост экономич. и политич. значения Ц. начался с кон. 3 в. до н.э., когда царь Масинисса сделал ее столицей объед. Нумидии. В 46 до н.э., после победы Юлия Цезаря над последним нумидийским царем Юбой и ликвидации независимости Нумидии, Ц. стала воен. рим. колонией. Во время междоусобных войн нач. 4 в. н.э. в Рим. империи Ц. была в 311 разрушена Максенцием, но уже в 312 - 313 восстановлена вост.-рим. имп. Константином, давшим городу свое имя.

ЦИСТА

ЦИСТА - 1. Бронзовый, цилиндрич. формы сосуд, иногда с гравиров. или вытеснен. по тулову рисунками различ. содержания, фигурными ручками и ножками и крышкой, украш. фигурками или орнаментом. Наиболее древ. - плетеные из прутьев, а также из дерева, обитого листовой бронзой. Употреблялись для хранения туалетных принадлежностей, рукоделий, свитков рукописей, захоронения праха умерших и др. целей. Были распростр. в 1-м тыс. до н.э., преим. в Ср. и Сев. Италии (особенно в Этрурии).

2. В археологии Ц. назв. также ящики для захоронения, сложенные из тонких каменных плит; применялись мн. древ. племенами со времени неолита и особенно широко - в эпохи энеолита и бронзы.

ЦИСТЕРНА

ЦИСТЕРНА - резервуар для сбора дождевой воды, состоявший, как правило, из двух басс. Ц. играли важную роль в засушливых местностях, напр., на Делосе и в Карфагене, а также в крупных укреплениях. Иногда неск. Ц. соед. между собой питали располож. ниже их уровня водопроводы, напр., в Адене на побережье Красного м., где рим. Ц. до сих пор используются. Крупнейшими системами были в античности Ц. рудников Лавриона и гигантское позднеантич. сооружение, снабжавшее питьевой водой Константинополь. Среди располож. близ Константинополя сооружений для хранения воды находится и самая большая антич. Ц. размером 141 х 73 м. Для ее перекрытий потребовалось 420 колонн.

ЦИЦЕРОН

ЦИЦЕРОН - Марк Туллий (3.01.106 - 7.12.43 до н.э.) - др.-рим. политич. деятель, оратор, писатель. Род. в Арпине (Лаций), принадлежал к сословию всадников. Впервые выступил с речами в 81 - 80 до н.э. при Корнелии Сулле на стороне оппозиции. Политич. карьеру начал после отречения Суллы, входя в правящее сословие как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару (в 76 - квестор; в 70 - победа в громком процессе против сулланца Верреса; в 66 - претор; первая политич. речь в поддержку Гнея Помпея; в 63 - консул). Политич. Идеал Ц. - «смешанное гос. устройство» (госуд., сочетаю-щее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом к-рого Ц. считал рим. республику 3 - нач. 2 вв. до н.э.), поддерживаемое в эпохи кризиса «первыми людьми», «правителями», «умиротворителями», «блюстителями и попечителями» госуд., сочетающ. в себе филос. теорию и политич. (ораторскую) практику; образцом такого человека Ц. считал себя. Практич. программой Ц. было «согласие сословий», «единомыслие всех достойных», т.е. блок сенатского и всаднич. сословий против демократии и претендентов на монархич. власть. Такой блок ему удалось сплотить в 63 против заговора Сергия Катилины, когда Ц. произнес три речи против аграрного закона Сервилия Рулла и знаменитые четыре речи против Катилины; это Ц. считал своей величайшей заслугой. Но блок распался тотчас, как миновала непосредств. опасность; с образованием 1-го триумвирата (60) политич. влияние Ц. стало падать, в 58 - 57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, а затем, против воли, поддерживать Гнея Помпея и Цезаря; в 51 - 50 он - проконсул в Киликии. В гражд. войне 49 - 47 Ц. тщетно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем; после победы Цезаря отошел от политики. После убийства Цезаря в 44 Ц., предвидя новую гражд. войну, пытался уехать в Грецию, но переубежд. своим другом Марком Юнием Брутом, возвратился в Рим, где вновь вступил в политич. борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей - «филиппик» против М. Антония. После образования 2-го триумвирата в 43 имя Ц. было занесено в проскрипц. списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа. Из соч. Ц. сохран. (не считая отрывков) 58 суд. и политич. речей, 19 трактатов (отчасти в диалогич. форме) по риторике («Об ораторе», «Брут», «Оратор» и др.), политике («О государстве», «О законах»), практич. философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), по теоретич. философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.) и более 800 писем («К Аттику», «К близким» и др.), явл. ценнейшими источ. сведений об эпохе гражд. войн в Риме.

ЦОВИНАР

ЦОВИНАР - Цовян - в армян. миф. дух грозы, персониф. молнии или зарницы. Согл. мифам, Ц. - гневная огненная женщина, во время грозы скачущая на огненном коне в облаках; она посылает людям живит. дождь или вредносный град.

ЦУНДА

ЦУНДА - в древности город в Грузии. Был расположен на верх. теч. р. Куры, в 12 км. к З. от г. Ахалкалаки. До 11 в. Ц. был важным торг.-ремесл. центром и сильной крепостью. Явл. резиденцией эристави.

ЦУРТАВЕЛИ

ЦУРТАВЕЛИ - Яков - груз. писатель (5 в.), автор самого древ. из дошедших до нас (написано в 476 - 483) произв. оригинальной груз. письменности - «Мученичества Шушаники», относящ. к агиографич. жанру. Ц. - современник и очевидец описанных им событий, придворный священник и духовник Шушаники. Он стремился укрепить устои христианства в Грузии, а также преданность и любовь к отечеству, к-рому угрожала агрессия со стороны Ирана. Соч. Ц. - важный источ. истории Грузии 5 в.

ЦЫГАНЕ

ЦЫГАНЕ - народность (точнее - этнич. группы, связанные общностью происхожд. и языка), распростр. по всем континентам. Цыганская народность сложилась лишь после того, как предки Ц. покинули Индию в кон. 1-го тыс. н.э. Возможно, что поводом исхода Ц. из Индии послужили нашествия мусульм. завоевателей в Индию в 7 - 14 вв. Можно предполагать, что беженцы - предки Ц. принадлежали к различ. низшим кастам. Первонач. осев в Перед-ней Азии (в Иране), а также в Египте (отсюда ложное представл. об их егип. происхожд.), они надолго задержались на вост. окраине Визант. империи. В нач. 2-го тыс. они продвинулись на Балканский п-ов и на С. Африки.

ЦЮЙ ЮАНЬ

ЦЮЙ ЮАНЬ (340 - 278 до н.э.) - кит. поэт и гос. деятель. Один из высших сановников царства Чу. Инициатор создания в 318 до н.э. коалиции 6 царств (союз «Севера и Юга») в целях обороны от агрессии царства Цинь, возгл. придворную группировку, выступавшую против союза с последним. Став жертвой клеветы, был отстранен от должности (вероятно, в 313 до н.э.), а затем изгнан из царства Чу (по-видимому, в 287 до н.э.). В изнании покончил жизнь самоуб. Ц. Ю. - первый поэт, имя к-рого известно в истории кит. поэзии. Принято считать, что ему принадлежат 25 поэтич. произв.

ЦЮНСАН

ЦЮНСАН - в др.-кит. миф. гигантское дерево, растущее на берегу Зап. м. Его высота - тысяча сюней, листья красные, ягоды растут гроздьями, плодоносит Ц. раз в тысячу лет.

ЦЯНЫ

ЦЯНЫ - древ. тибето-бирманские племена, заселявшие с кон. 2-го тыс. до н.э. верховья р. Хуанхэ и кукунорские степи (пров. Цинхай). Занимались скотоводством, земледелием, ткачеством. В сер. 1-го тыс. до н.э. Ц. перешли к кочевому скотоводству. В этот период сформировался зап.-цянский племенной союз, сыгравший важную роль в истории Цент. Азии. За неск. веков до нач. н.э. группа Ц. перекочевала на З., положив начало формированию тибетцев. Во время правл. в Китае дин. Хань Ц. вели длит. войны с ханьцами, стремивш. не допустить их союза с хунну и установить контроль над р-ном Кукунора. На рубеже н.э. часть цянских племен переселилась на Ю., заняв терр. вплоть до сев. р-нов совр. Бирмы. Эта группа Ц. стала важным контингентом в этногенезе ицзу, сычуаньских цянов, джярунг и др. племен. Оставш. в кукунорских степях Ц. в 310 н.э. были покорены одним из древ. тюрко-монг. племен туюйхунь. Из среды цянских племен Амдо к 6 в. выделяются племенные объед. данчан и дансян - предков тангутов Си Ся. Многовек. история цянских племен неотделима от формирования большинства совр. тибето-бирманских народов.

ЦЯНЬ

ЦЯНЬ - круглая кит. бронзовая монета с отверстием в центре, впервые упомянутая еще в 947 до н.э. как подражание медным кольцам, выступавшим в функции меновых стоимостей. Самые первые Ц. имеют круглое отверстие для нанизывания на шнур и содержат данные о месте чеканки и весе; в период с 6 в. до н.э. по 19 в. н.э. отверстие у Ц. - четырехугольное. Самые первые Ц. назывались «юань», Ц., чеканенные в период с ок. 330 до н.э. до 18 н.э., «баньялян» (= 1/2 ляна, весом ок. 3,175 г и диметром 25 мм). В 118 до н.э. была введена монета «ушу» (= 5 шу) диаметром 24 мм, находивш. в обращении до 618 н.э.

Танская династия создала новую монету диаметром 26 мм и надписями, состоящ. из иероглифов, верхний и нижний из к-рых читались как «нянь хао» (кит. эра правл.).

Существовало неск. наименований монет, к-рые фигурируют в легенде самой монеты: юньбао, тунбао, чжунбао (кит. бао - монета). Этот тип просуществовал вплоть до 20 в. Как правило, Ц. нанизывали на шнур по 100 штук, 10 таких шнуров равнялись 1 дяо, или гуаню.

Однако на каждом из шнуров обычно было только 98 монет, в отдельных случаях 95, и они все вместе принимались за 1000 штук. Число монет в 1 дяо, или гуань, колебалось в зависимости от места их распростр. и могло составлять 500, 700 и 800 Ц.

ЦЯНЬ ХАНЬ ШУ

ЦЯНЬ ХАНЬ ШУ - кит. офиц. династийная история Ранней Ханьской династии (206 до н.э. - 25 н.э.).

Предыдущая страница Следующая страница