Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШЕС"-"ШЭН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШЕС"-"ШЭН")

ШЕСЕМУ

ШЕСЕМУ - в егип. миф. бог, покровит. виноделию и изготовл. масла для протираний и бальзамирования. Связан с загробным культом; охранял мумию от повреждений, наказывал грешников. Его атрибут - пресс для виноделия.

ШЕСТИДОЛЬНИКИ

ШЕСТИДОЛЬНИКИ - категория аттич. крестьян перед реформами Солона (594 до н.э.), к-рые должны были отдавать землевладельцам или кредиторам шестую часть дохода как арендную плату или проценты за долги.

ШЕХИНА

ШЕХИНА - в религ.-миф. представлениях иудаизма одно из имен бога, выражающее идею его присутствия в мире. Уже в Ветхом завете речь идет о месте, к-рое изберет бог, «чтобы пребывать имени его там».

ШЕША

ШЕША - в индуист. миф. тысячеголовый змей, к-рый поддерживает землю и служит ложем для Вишну, когда тот спит в океане в интервалах между творениями мира. В конце каждой кальпы Ш. извергает ядовитый огонь, уничтожающий вселенную. Постоянный эпитет Ш. - Ананта («Бесконечный»), и под этим именем он явл. символом бесконечности.

ШЕШОНК I

ШЕШОНК I - егип. фараон (тронное имя Хеджхеперра) (950 - 929 до н.э.), основатель XXII (Ливийской) династии, потомок предводит. ливийских наемников, осевших в Ниж. и Ср. Египте, полностью египтизировавш. и вошедших в состав егип. знати. Ш. I совершил поход в ослабевшую после смерти Соломона Иудею и в Израильское царство, где захватил значит. добычу, но закрепиться там не смог.

ШИВА

ШИВА - в индуист. миф. один из верхов. богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т.н. божеств. триаду (тримурти). В кач-ве самостоят. божества Ш. был включен в пантеон сравнит. поздно (ок. 200 до н.э.), однако истоки его культа уходят в глубокую древность. На печатях, найденных при раскопках городов долины Инда (3 - 2-е тыс. до н.э.), имеется изображ. трехликого и рогатого божества, окружен. зверями, в к-ром можно усмотреть прототип Ш. в его функции «хозяина животных» (Пашупати). Многие атрибуты Ш. были присущи ведийскому Рудре; в дальнейшем один из эфметич. эпитетов Рудры - Ш. стал основным именем бога, и, наоборот, его былое имя Рудра - эпитетом. Ш. - «яростный» (Угра) и «милостивый» (Шамбху), воплощение времени (Кала) и водной стихии (Джаламурти); ему приносят человеч. жерт-вы, и он - истребитель демонов, уничтоживший одной стрелой крепость асуров - Трипуру. Ш. - высшее существо, олицетвор. созидающие и разрушающие силы в универсуме: Махадева («великий бог»), Махешвара («великий господин»), Бхава («сущее») и т.п. Воплощением космич. энергии Ш., регулирующей мировой порядок, явл. его оргиастич. танец - «тандава», к-рый Ш. в кач-ве Натараджи («царя танца») исполняет вместе со своей женой Деви на теле убитого им асуры Апасмары. В кач-ве «великого аскета» (Махайогина) Ш. изображ. голым, с телом, покрытым золой, со вставшими копной волосами, с серьгами из змей и ожерельем из черепов, сидящим на тигровой шкуре и погруженным в глубокую медитацию. Посредине лба Ш. - третий глаз, к-рый появился у него, когда жена Ш. Парвати, подойдя к нему сзади, закрыла ладонями два др. глаза. Этот глаз Ш. особенно губителен: его пламенем он сжег бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь его от аскетич. подвигов. Волосы Ш. украшает серп месяца, и сквозь них протекает р. Ганг, к-рую Ш., когда она падала с неба, подхватил себе на голову, чтобы тяжестью своих вод она не разрушила землю. На мн. изображ. Ш. у него пять (или четыре) лиц и четыре руки. В руках он держит трезубец (тришулу), маленький барабан в форме песочных часов (дамару), боевой топор или дубинку с черепом у основания (кхатвангу), лук (аджагаву), сеть (пашу), антилопу и т.д. Со своей женой, имеющей множество ипостасей (Деви, Парвати, Дурга, Кали, Ума и др.), Ш. живет на вершине Кайласы. У него два сына: бог войны Сканда и предвод. его свиты (ганы) слоноподобный бог Ганеша. Ездовое животное (вахана) Ш. и его постоянный помощник - бык Нандин. В пуранах перечисл. 1008 имен, или эпитетов, Ш. Помимо назван. ранее, среди них наиболее известны: Бхутешвара («господин бхутов»), Вишванатха («владыка всего»), Гангадхара («носящий Гангу»), Гириша («властитель гор») Джатадхара («носящий копну волос»), Ишана («властитель»), Ишвара («господин»), Капаламалин (с «гирляндой из черепов»), Махеша («Великий владыка»), Нилакантха («с синей шеей»), Панчанана («пятиликий»), Стхану («твердый»), Трилочана («трехглазый»), Чандрашекхара («увенчанный месяцем»), Хара («уносящий»), Шанкара («благодетельный»).

ШИВАИЗМ

ШИВАИЗМ - одна из двух основных ветвей индуизма. Наз. по гл. божеству - Шиве.

ШИИЗМ

ШИИЗМ - одна из двух гл. ветвей в исламе (вторая - суннизм). Зародился в 7 в. в Халифате при халифе Османе (644 - 656) в обстановке острой политич. борьбы. Сначала Ш. был только политич. партией, к-рая выступала в защиту прав Али (двоюродного брата и зятя Мухаммеда) и его потомков от Фатимы, дочери пророка, на имамат-халифат. Потерпев пораж. в борьбе за политич. власть, Ш. к сер. 8 в. сложился в особое теч. в исламе.

Общим догматом Ш. было признание исключит. права Али и его потомков (Алидов) на духовное и светское руководство в мусульм. мире и непризнание Абу-Бекра, Омара I, Османа, Омейядских и Аббасидских халифов. На почве споров о числе имамов и личности последнего из них Ш. в 7 - 9 вв. раскололся на неск. сект: касанитов, зейдитов, имамитов, исмаилитов; позднее из них возникли более мелкие секты и подсекты.

ШИЛЛИНГ

ШИЛЛИНГ - первонач. герм. назв. визант. золотой монеты - солида или ауреуса и варварских подражаний этой монете в раннем средневековье, а также денежно-счетной единицы.

1. Назв. золотой монеты эпохи раннего средневековья. Германцы со времен переселения народов до сер. 8 в. называли Ш. визант. золотой солид (или ауреус), что подтверждается письмен. источ. Кроме того, они чеканили собств. золотые солиды по визант. образцу, придержи-ваясь монетной стопы Константина Великого. Вандалы че-канили в Африке золотые солиды с именами Валентиана III (425 - 455) и Анастасия (491 - 518).

Король остготов Теодорих (471 - 526) также выпускал подражания солиду с им. Анастасия, его собств. монограммой и опознават. знаками городов, где чеканилась монета (Милан, Равенна, Рим). Король франков Теодеберт (534 - 548) впервые начал чеканить золотые монеты со своим именем. После 580 г. в юго-вост. части королевства франков произошло снижение стоимости солида с 24 до 21 силиквы. Чеканка солида в 21 силикву началась выпуском монет с изображ. и именем визант. имп. Маврикия Тиберия (582 - 602) и продолжалась до сер. 7 в. Вес монеты составлял ок. 4 г. При Хлотаре II (613 - 629) стоимость франкского солида упала до 20 силикв, вес составлял 3,18 Г. На монете указана стоимость - ХХ. После этого в 7 в. чеканились золотые триенсы и серебр. денарии.

2. Назв. денежно-счетной ед. Во времена Каролингов золотые монеты не чеканились. Выпускались лишь серебр. денарии, к-рых на шиллинг (солид) шло 40, а с 743 лишь 12. Ш. (1/20 фунта, т.е. 12 денариев) со времен Карла Великого стал исключит. денежно-счетной ед. и получил распростр. не только в империи Карла Великого, но также и в Италии, Франции, Англии (с 11 в.) и др. странах Зап. Европы. В Баварии встречается т. наз. длинный Ш. в 30 денариев, к-рых на фунт шло 8 (коротких или франкских, Ш. на фунт шло 20). Ш. служил денежно-счетной ед. до 14 в. Впервые понятие стоимости в 12 денариев реализовано в виде турских грошей (турноз) в 1266 г., а позднее - пражских грошей, за к-рыми, однако, назв. Ш. не закрепилось (их повсюду стали называть грошами, а в рейнских обл. - альбусами).

ШИМИГЕ

ШИМИГЕ - в хуррит. миф. бог солнца. Изображ. с крылатым солнеч. диском на головном уборе. Ш. - верхов. судья над людьми, в сказке про Аппу посылает бездетным супругам сына. В битвах богов стоит на стороне Тешуба. Ш. первым замечает чудовище Улликумме и сообщает о нем Тешубу («Песнь об Улликумме»), в мифе о Серебре приверженец Кумарби Серебро грозит Ш. и Кужуху смертью. Ш. соотв. Шамашу в шумеро-аккадской миф., возможно, Шивини в урартской миф.

ШИНАКАНЫ

ШИНАКАНЫ - наимен. осн. населения Др. и раннеср.-век. Армении. Ш. первонач. представляли собой юридич. свободных членов крест. общины. В армян. источ. 4 - 5 вв. Ш. противопост. азатам как привилегир. сословию. Ш. рассматр. в кач-ве членов общества, обладавших определ. правами. Штраф (тугун) за нарушения церк. правил для Ш. был ниже, чем для азатов, но в отличие от последних, они подвергались телесным наказаниям. Главы - старейшины сословия Ш. имели право присутствовать на общегос. сословных соборах Армении. Ш. платили «харк аркуни», т.е. царский налог.

ШИО-МГВИМЕ

ШИО-МГВИМЕ - Шиомгвиме - др.-груз. монастырь на лев. берегу р. Куры в Дзегви, в 10 км к 3. от Мцхеты. Осн. в 6 в. н.э. монахом-проповедником Шио, выходцем из Сирии. Монастырь окружен множеством пещер (по-груз. «мгвиме»).

ШИРАЗ

ШИРАЗ - город в Иране. При Сасанидах на месте Ш. было поселение. Как город осн. в кон. 7 в. арабами. В 10 - сер. 11 вв. - один из центров Буидов госуд. В этот период Ш. славился своей б-кой.

ШИРВАН

ШИРВАН - ист. обл. в Сев. Азербайджане, на зап. берегу Каспийского м., к В. от р. Куры. Назв. «Ш.» - в форме «Шарван» становится известным в эпоху Сасанидов (226 - 651) для обознач. части Др. Албании Кавказской, позднее Аррана. В 654 Ш. был занят арабами и позднее стал наследств. владением араб. наместников из племени Шайбан, основавших династию ширваншахов Йазидов (861 - 1027).

ШИРВАНШАХ

ШИРВАНШАХ - титул правителей Ширвана - ист. обл. и феод. мусульм. госуд. в Сев. Азербайджане в 799 - 1538.

ШИ ЦЗИ

ШИ ЦЗИ - 1-я общая история Китая с древнейших времен до 1 в. до н.э. Создана кит. историком Сыма Цянем. Положила начало кит. династийным историям. Состоит из 130 гл. в 5 разделах.

ШИ ЦЗИН

ШИ ЦЗИН - сборник нар. песен, сказаний и ритуал. гимнов, одна из книг конфуцианского канона. Все 305 песен «Ш. ц.», датируемые 11 - 7 вв. до н.э., были по преданию, отобраны (примерно из 3000) и отредактир. Конфуцием. «Ш. ц.» состоит из 4 разделов: «Гимны» («Сун»), «Малые оды» («Сяо-я»), «Большие оды» («Да-я»), «Нравы царств» («Го-фэн»). В одах воспеваются события др.-кит. истории, подвиги героев, мудрость правителей, преданность их слуг. Песни раздела «Го-фэн», помимо лирики и героики, отражают картины жизни и быта кре-стьян, содержат элементы соц. протеста, свидет. о сущест-вовании значит. имуществ. неравенства в кит. обществе того времени.

ШКОЛА

ШКОЛА - первые школы возникли в странах Др. Востока (Китае, Вавилоне, Ассирии, Египте и др.). В этих странах при храмах существовали жреч. Ш. и Ш. писцов. В Др. Греции Ш. возникли ок. 6 в. до н.э. - для мальчиков и юношей свободнорожд. граждан.

В Афинах мальчики 7 - 12 лет посещали Ш. грамматиста (чтение, письмо, счет), после нее или одноврем. с ней Ш. кифариста (пение, музыка, поэзия). Ш. были частными, платными.

Для подростков и юношей госуд. содержало палестру - Ш. физич. воспитания. Здесь давалась подготовка воинам. Знатные и богатые юноши обучались затем в гимнасиях, где продолжали занятия физич. культурой, изучали философию, риторику и политику, готовясь занять руководящие гос. должности. В Др. Риме Ш. начали появл. ок. 4 в. до н.э.: сначала - элементарные Ш. (чтение, письмо, счет, законы 12 таблиц), затем - грамматич. Ш.; с сер. 2 в. до н.э. для наиболее знатной молодежи создаются Ш. риторов (риторика, философия, юриспруденция). Все эти Ш. были частными, платными. В императ. Риме (сер. 1 в. до н.э. - кон. 5 в. н.э.) устанавливается гос. контроль над элементарными Ш., а грамматич. и риторские Ш. делаются гос. учреждениями, подготовляющ. чиновников Рим. империи.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - в Греции система Ш. о. сформировалась в раннеэлинистич. время и не претерпела существ. изменений до конца антич. периода. Вслед за элементарной (начальной) школой следовали занятия в школе средней ступени, сводившиеся в осн. к изучению грамматики, т.е. языка и лит-ры, риторики, т.е. теории и практики красноречия. Начальные школы существовали с 6 в. до н.э. сначала в Афинах, затем - в других греч. городах. В эллинистич. время дети свободных граждан получали Ш. о. начальной ступени повсеместно, хотя оно и не являлось обязательным. Начиналось Ш. о. в возрасте ок. 7 лет; мальчики и девочки занимались вместе. В классич. период элементарные школы были частными. Исключение составляла Спарта, где школа, как и вся система воспитания и образования, находилась под надзором госуд. Предметом изучения были чтение и письмо, а также начальные основы счета. Наряду с ними в классич. и эллинистич. время были предусмотрены занятия спортом и музыкой, к-рые, однако, постепенно теряли свое значение, вытесняемые уроками чтения и письма. Ср. ступень Ш. о. сформировалась в 4 в. до н.э. в связи с возросшими требованиями, предъявл. обществом. Своим возникнов. она была обязана прежде всего софистике. Госуд. все активнее оказывает влияние на Ш. о., что наблюдалось прежде всего в Ионии (напр., в Милете и Теосе). Здесь, наряду с начальными школами и в дополнение к ним, были основаны т.н. эфебии (гимнасии для эфебов, т.е. юношей). Они явл. гос. учебными заведениями с твердым внутр. распорядком. Содержались они на обществ. счет, хотя важную роль играли также частные взносы и пожертвования богатых граждан. Гимнасии были открыты для всех свободных членов общества. Наряду с эфебиями существовали соотв. ср. школы для девушек. Возраст учеников установить трудно, но, как правило, он колебался в пределах от 13 до 18 лет. Учебная программа предусматривала всесторон. развитие. Ее целью явл. общее ср. образование, подразумевавшее изучение семи «свободных иск-в» (грамматики, диалектики, риторики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки). Кроме того, та система сохранила занятия спортом, заимствов. из др.-греч. гимнасически-мусич. Ш. о. Все эти предметы не всегда входили в учебные планы. Но грамматика и риторика, основы математики, а также музыка и спорт были обязат. Цент. место занимали занятия по грамматике и риторике. Антич. грамматика включала в себя уроки лит-ры, ставившие гл. задачей изучение крупнейших поэтов - в первую очередь Гомера, трагика Еврипида, автора комедий Менандра и оратора Демосфена. Риторика считалась высшей ступенью ср. образования и охватывала теорию красноречия, заучивание примеров и практич. упражнения (декламацию). Систематич. изучение риторики нередко становилось предметом последующего высшего образования. В задачу общеобразоват. ср. школы не входило научить молодого человека конкретной профессии и дать ему связанные с ней фактич. знания. Основное требование сводилось к раскрытию духовных способностей человека, к созданию предпосылки для его высшего образования или для дальнейшего выбора специальности. Воспитать мышление, способность рассуждать, развить известную духовную культуру - такова была цель антич. ср. образования. Римляне переняли основы системы греч. Ш. о., сформировавш. в эллинистич. время, и без существ. изменений приспособили ее к своим условиям. Различие состояло в том, что в Риме Ш. о. осталось сугубо частным и никогда не имело четкой организац. структуры. Элементарные школы, где обучались чтению, письму и началам счета, существовали в Риме с 3 в. до н.э. Система ср. образования представляла собой в целом копию эллинистич. системы (как по содержанию, так и по своим целям), но не явл. гос. институтом.

Ученики за плату посещали учителя, к-рый, как правило, преподавал грамматику, нередко совмещая ее с основами риторики. Занятия музыкой и спортом для Рима не были хар-рны.

Математич. дисциплины на ср. ступени также не играли существ. роли; они, как правило, не выделялись в самостоят. предмет. Систематич. занятия риторикой обычно начиналось уже на высшей ступени образования. Риторику изучали под руковод. учителя (ритора) после овладения грамматикой. Такая практика отчасти имела место и в греч. Ш. о. Т.о., обширная в теории программа Ш. о. на практике в Риме еще более, чем в Греции, сузилась в направл. изучения языка и лит-ры. Неизбежное при этом обеднение программы в известной степени компенсировалось тем, что занятия были двуязычными: сначала (до 12 лет) ученики посещали уроки греч. яз. и лит-ры, а затем начинали параллельно заниматься лат. лит-рой и языком. Методика преподавания лат. грамматики не отличалась от греч. - вместо греч. авторов изучали рим., особенно Теренция и Вергилия. В остальном занятия лат. грамматикой шли параллельно с занятиями греч. и продолжались примерно до 17-летнего возраста. В Риме, как и в Греции, за ср. ступенью следовало высшее образование, заключавш. прежде всего в изучении риторики и философии. Местом для занятий в начальной школе в Греции служил зал, в Риме - помещение, обычно располож. под колоннами на городском форуме, отгорож. лишь матерчатой занавеской. Часто оно украшалось изображ. муз. Учитель сидел на стуле, ученики располагались вокруг него на простых дерев. табуретах. Писали ученики на коленях, где лежали дерев. таблички, чаще всего скрепл. между собой в форме тетрадок шарниром или простой бечевкой, протянутой через отверстия. Эти таблички были покрыты слоем воска, что позволяло наносить на них буквы стилем, др. конец к-рого был сплющен и служил для стирания написанного. Часто для письма использовали таблички без воска, на к-рых можно было писать чернилами. Для письма чернилами пользовались расщепл. стеблем тростника, а для стирания написанного употребляли губку. Реже для письма использовали дорогой папирус в форме листков, сшитых бечевкой в тетрадку. Писали также на глиняных черепках. Уроки чтения и письма проходили параллельно. Затем следовали занятия арифметикой, огранич., как правило, изучением цифр и счета на пальцах. Методика преподавания была примитивной: учитель читал вслух и диктовал, а ученики постоянно повторяли и записывали услышанное; строка за строкой они переписывали отдельные буквы, слоги, слова и фразы. Уже во времена Рим. империи делались попытки облегчить учебный процесс с помощью простых пособий. Детям давали для игры буквы из слоновой кости или самшита; в награду за успех они получали печенье, также в форме букв. Но осн. средством обучения были розги и др. наказания. Лат. выражение «класть руку под розгу» означает «идти в школу». Учебников в начальной школе почти не было. Иногда в кач-ве книги для чтения греки пользовались «Одиссеей» Гомера, а римляне - Законами 12 таблиц или же «Одиссеей» в переводе на латынь Ливия Андроника. Лишь на ср. ступени учитель грамматики, гл. задачей к-рого было воспитать правильность речи и познакомить учеников с классич. авторами, использовал учебники. Учебниками были:

1. Оригинал. тексты классиков (Гомер, Еврипид, Менандр, Демосфен - у греков; Вергилий, Теренций, Цицерон и Саллюстий - у римлян).

2. Снабж. пояснит. заметками на полях (схолиями) издания различ. писателей.

3. Краткие сборники по отдельным важнейшим отраслям знаний, напр., компендии по мифологии, метрике, географии, хронологич. обзоры историч. событий и т.д.

В ср. школе учебниками служили также учебные стихотворения, напр., «Небесные явления», учебное стихотворение по астрономии эллинистич. поэта Арата из Сол. Наследие антич. Ш. о. сохранялось в ср.-век. монастырских школах, затем, начиная с 13 в., также и в городских лат. школах, названных гимназиями и имевших разносторон. программу. Эти гимназии, часть к-рых позже превратилась в университеты, дали начало т.н. гуманитарной гимназии, по-ложившей в свою основу изучение греч. и лат. языков, а также лит-ры на этих языках. До 2-й пол. 19 в. эти гимназии явл. господствующим ср. учебным заведением, обеспечивавшим поступление в университет. Гуманитарная гимназия утратила свое привилегир. положение лишь в 20 в., когда к ней была приравнена реальная гимназия и высшая реальная школа. Все три ступени антич. учебного процесса (элементарная школа, средняя школа, высшее образование) сохран. до наших дней, хотя и подверглись значит. модификации.

ШЛЕМ

ШЛЕМ - защитный головной убор. Ш. военные вместе с др. видами защитного вооруж. появились в глубокой древности. В эпоху первобытно-общин. строя Ш. изготовлялся из цельного куска дерева, бересты, плетеных прутьев, кожи. Часто Ш. украшался перьями. Древнейшие металлич. Ш. - медные и золотые - найдены в царских погребениях Урского могильника в Месопотамии (3-е тыс. до н.э.). В Др. Египте при недостатке металла употреблялись Ш. из текстильных и иных суррогатов. В Вавилонии носили невысокие медные Ш. В Ассирии впервые была выработана плавно изогнутая, вытянутая вверх форма Ш., завершавш. острием, - подобная форма лучше всего отражала удары меча и ударного оружия. Бронзовые и железные др.-греч. Ш. обычно имели высокие гребни. В Др. Риме употребл. железные Ш.; парадные Ш. делались из бронзы и серебра.

ШЛЮЗЫ

ШЛЮЗЫ - опускные или двустворчатые ворота для запирания водных путей. Когда Ш. открывали, то поток воды (катаракт) подхватывал лодку или плот и переносил через мель. В рим. Африке следы таких сооруж. обнаружены во мн. местах. В М. Азии во времена Траяна обсуждался проект преодоления с помощью системы Ш. разницы уровней в 18 м.

ШОУ-СИН

ШОУ-СИН - в кит. миф. божество долголетия, а также назв. звезды Ш.-с. (соотв. звезде Канопус). По древ. астрологич. представлениям, появление этой звезды предвещает долгоденствие государю и стране: отсутствие ее на небо-своде - войны и бедствия. Храмы в честь Ш.-с. появились в Китае еще в древности. Ш.-с. популярен в народе. У стоящего Ш.-с. обычно в одной руке посох с привязан. к нему тыквой-горлянкой (символ процветания потомства) и бумаж. свитком (символ долголетия), а в другой - персик (также символ долголетия).

ШОШУДЫ

ШОШУДЫ - кит. нар. рассказчики. Ш., появивш. примерно в эпоху Тан, излагали гл. обр. нар. сказания, к-рые впослед. легли в основу классич. романов («Троецарствие», «Речные заводи», «Путешествие на запад» и др.). Впослед. Ш. пересказывали эти романы, выступали на пирах в императ. дворцах, в чайных перед народом. Прозаич. текст у Ш. обычно перемежается со стихотворным, к-рый поется под аккомпанемент трехструнной гитары - сань-сянь, и др. инструментов. Исполнение часто продолжается неск. дней.

ШПИОНАЖ

ШПИОНАЖ - был распростр. уже в ранней античности. Нередко Ш. занимались дипломатич. посланники. Цезарь пользовался для Ш. услугами странствующих торговцев. В рим. армии имелись спец. подразделения, занимавш. сбором информации. Зашифров. сведения, добытые в осажд. городе, доставлялись в лагерь осаждавших посредством стрелы, выпущ. из лука, или др. метател. снаряда. Согл. труду Псевдо-Маврикия «Стратегикон» (6 в. н.э.), Ш. давал возможность определять числ. противника, его вооруж., дисциплину и передвижения.

ШРАВАСТИ

ШРАВАСТИ - Саватхи - в древности инд. город в пригималайской части долины р. Ганг, столица госуд. Кошала. В 6 в. до н.э. уже был крупным торг. и ремесл. центром. Согл. будд. традиции, Ш. один из основных центров прововеднич. деятельности Будды. Ш. пришел в упадок и запустение к 5 в. н.э. На месте Ш. - совр. г. Сахет-Махет.

ШРАДДХА

ШРАДДХА - в др.-инд. миф. божество, персониф. веры. С помощью Ш. возжигают огонь, достигают богатства. Ш. - дочь солнца или Праджапати. В эпосе упомин. Ш. - дочь мудреца Дакши, жена бога Дхармы и мать Камы, бога любви.

ШРИКШЕТРА

ШРИКШЕТРА - 1. госуд. народа пью в Бирме. Впервые упомин. в кит. источ. 4 в. н.э. Занимало большую часть долины р. Иравади, граничило на Ю. с монскими городами. Первая его столица - г. Шрикшетра (отсюда назв. госуд.). Известна правившая в Ш. с 638 по 718 династия Викрама, на время правл. к-рой падает расцвет госуд. Ш. поддерживало широкие торг. и культурные связи с Индией и Китаем. Господствующей религией был буддизм, о чем свидет. сохранивш. памятники культуры и письменности пью. В 8 в. Ш. попало в зависимость от госуд. Наньчжао и столица была перенесена на С., в г. Халин. В 832, как сообщает хроника Танов, войска Наньчжао разгромили и сравняли с землей столицу пью, захватили в плен оставш. в живых и превратили их в рабов. Впослед. пью, народ тибето-бирманской группы, слился с бирманцами.

2. Тарекитара - столица госуд. народа пью в Бирме. Была расположена в ниж. теч. р. Иравади, в р-не совр. г. Пьи (Проме). Осн. не позднее 7 в. Ш. - один из крупнейших городов Др. Бирмы, развалины его занимают св. 16 кв. км.

ШРИФТЫ

ШРИФТЫ - развитие письменности началось с передачи содержания сообщений реальными картинками (рисуноч. Ш.). Затем содержание было абстрагировано, и возник понятийный Ш. (иероглифы, клинопись). На следующем уровне абстракции появился алфавитный Ш. Дальнейшее же развитие критского рисуноч. Ш. во 2-м тыс. до н.э. привело к возникновению линейного Ш. (линейное письмо А), более поздняя форма к-рого (линейное письмо Б) в 15 - 13 вв. до н.э. встреч. в Кноссе, Пилосе и Микенах. У семит. народов алфавитный Ш. возник довольно рано; из его финикийской ветви образовался греч. алфавит.

Образцы финикийского письма сохран. на камнях, глиняных табличках и папирусах. Греки использовали нек-рые его формы в своем Ш. надписей на камне. Впослед. он мало изменился, однако письмена на вазах 6 в. уже содержат в себе элементы более позднего Ш., в к-ром исчезают формы букв, хар-рные для надписей, сделанных с помощью резца. Этот Ш. в свою очередь явился предшественником др. европ. алфавитов; лат. Ш. оказал сильное воздействие на развитие Ш. Зап. Европы. Развитие греч. Ш. можно проследить начиная с 4 в. до н.э. Папирусы и надписи позволяют выделить курсив, служивший для повседнев. употребления, и каллиграфич. книжный Ш. Древнейшие формы каллиграфич. Ш. восходят к т.н. стилю надписей, к-рый представляет собой маюскульное (из заглав. букв) письмо без деления на слова и предложения. В 3 в. до н.э. возникает более элегантное птолемеевское книжное письмо и параллельно с ним птолемеевский деловой Ш., в к-ром двухлинейная схема уже не применяется. В книжном Ш. 2 в. до н.э. появл. «стиль крестиков», назв. так благодаря обилию в текстах декоративных крестиков (к этому времени, напр., относится «розеттский камень»). Более стилизован строгий стиль (2 - 3 вв. н.э.), из к-рого возник т.н. библ. стиль (4 в.). Он получил также назв. «унциальное письмо». К этому виду Ш. восходит коптский стиль (6 - 10 вв.). В кон. 8 в. начал развиваться греч. минускульный Ш., к-рым с небольшими изменениями пользовались и в ср. века. В лат. письменности также наряду с книжным Ш. имелся и деловой курсив. Древнейший лат. книжный Ш. - капитальное письмо - произошел от Ш. надписей. В 3 в. возникло унциальное письмо с сильной тенденцией к закругл. формам. В результате смешения унциальных букв с минускульными формами в 4 в. возникло полуунциальное письмо, к-рое сыграло важную роль в дальнейшем развитии лат. Ш. Из полуунциала и рим. курсива вышли т.н. нац. Ш. (ирландско-англосаксонские Ш., вестготский, меровингский, лангобардский Ш.), ставшие переходным этапом к каролингскому минускулу(ок. 800). В результате реформы письменности, провед.

Карлом Великим, произв. антич. авторов были переписаны единым новым Ш., пришедшим на смену трудночитае-мым нац. шрифтам, чем и объясняется его большое значение для истории сохранения лат. лит-ры. Др. маюскульные Ш. использовались при написании заглавий. В 12 в. сформировался готич. Ш. с его ломаными формами. В нем так-же различают собственно книжный Ш. и курсив, имеющий мн. разновидностей. В эпоху гуманизма на основе каролингских минускул возник Ш. гуманистов.

ШТАНЫ

ШТАНЫ - греки и римляне называли Ш. часть одежды варваров, прежде всего кочевников. В различ. произв. иск-ва в штанах изображ. троянцы, фригийцы, даки, скифы, германцы, кельты, а также амазонки.

ШТЕМПЕЛЬ

ШТЕМПЕЛЬ - с нач. 6 в. до н.э. на горлышках греч. амфор (использовавш. для транспортировки вина и масла) ставились Ш. с обозначением места отправки. Можно предполо-жить, что этот обычай зародился в Греции по образцу чеканки монеты, а не был заимствован из Сирии, где Ш. на амфоры ставили уже с кон. 8 в. В эллинистич. время стали штемпелевать керамику. Для определения изготовителя штемпелевали хлеб. По Ш. на кирпичах можно судить о том, явл. ли они собственностью легиона или же сделаны по гос. заказу. Ш. служили рекламой фирмы. Рим. врачи-окулисты ставили свой Ш. на рецепты; он же служил документом на получение медикаментов.

ШТУРМОВАЯ ЛЕСТНИЦА

ШТУРМОВАЯ ЛЕСТНИЦА - в 239 до н.э. эллинистич. писатель-баталист Битон описал Ш. л., незадолго до этого изобрет. Дамисом из Колофона. Боевая машина передвигалась на четырех тяжелых колесах. Подъемный механизм был устроен по принципу домкрата с винтовым приводом. Лестница представляла собой дерев. мачту с прибитыми к ней ступенями. С ее конца перекидывался мостик на городскую стену.

ШУ

ШУ - 1. одно из трех кит. царств (Вэй, У и Шу) периода Сань го. Существовало в 221 - 263. Основатель его - ханьский военач. Лю Бэй, один из усмирителей восстания «Желтых повязок» (184 - 204), создавший госуд. в процессе борьбы различ. военно-феод. групп. После покорения юго-зап. племен терр. царства Ш. охватывала совр. пров. Сычуань, части пров. Сикан, Юньнань, Гуйчжоу, Ю. Шэньси и часть Юж. Ганьсу. Столицей Ш. был г. Чэнду (Сычуань). Ш.вело продолжит. борьбу с царством Вэй и в 263 было завоевано им.

2. в егип. миф. бог воздуха, разделяющий небо и землю. Обычно изображ. человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, к-рыми он поддерживает небо над землей. Входит в гелиопольскую эннеаду богов, его отец - Атум (Ра-Атум), сестра и жена - Тефнут. Дети Ш.: Геб - земля и Нут - небо; их он разъед., подняв Нут наверх, а Геба оставив внизу. Спутник и защитник Атума-Ра, сол-неч. змееборец. Согл. «Книге мертвых», Ш. - один из судей над умершими. В мифе о возвращении Тефнут - солнеч. Ока из Нубии Ш. вместе с Тотом, приняв облик павиана, пением и плясками заманивает ее в Египет. Последующее вступление Тефнут в брак с Ш. предвещает весенний рас-цвет природы. Отожд. с Онурисом.

ШУАЙБ

ШУАЙБ - в мусульм. религии пророк; один из предшест-венников Мухаммада. Согл. Корану, Ш. был одним из мидйанитов и проповедовал им и «тем, кто в роще» (ал-Айка). Он учил их не обольщаться сегодняшним благополучием, уверовать в аллаха, соблюдать правильность «меры и веса», не ходить по земле, «распространяя нечестие». Однако соплеменники не вняли его проповедям. Они сочли Ш. лжецом, «очарованным» и грозили побить каменьями и изгнать. В наказание за это их «постиг вопль, и оказались они наутро в своих жилищах павшими ниц, точно никогда там и не жили».

ШУДРЫ

ШУДРЫ - представители низшего из 4 др.-инд. сословий - варн. Варна Ш. возникла в период завоев. и заселения племенами ариев Индии, когда у ариев усилился процесс разложения родоплем. отношений и стало возникать класс. общество.

ШУКРА

ШУКРА - в индуист. миф. наставник и жрец асуров, сын Бхригу.

ШУЛЬГИ

ШУЛЬГИ - царь объед. царства Шумера и Аккада (2093 - 2046 до н.э., возможна ошибка в неск. лет), второй представитель III династии Ура. При нем была подчинена большая часть Месопотамии и горные обл. к В. от нее; госуд., основанное на гигантских царско-храмовых х-вах, достигло большого могущества. Ш. был обожествлен при жизни.

ШУМЕР

ШУМЕР - Сумер - ист. обл. в Юж. Двуречье (между рр. Тигр и Евфрат, в юж. части совр. Ирака). До кон. 3-го тыс. до н.э. была населена преим. шумерами и в меньшей мере - вост. семитами-аккадцами, основавш. ок. 2400 до н.э. г. Аккаде, по имени к-рого сев. обл. Ш. (но не севернее широты совр. Багдада) с тех пор назывались Аккадом. Время заселения Юж. Двуречья шумерами, затем и семитами, остается неясным; во всяком случае в эпоху археологич. культуры Джемдет-Наср, а вероятно и более ранних - Урука и Убейдской культуры (5 - 4-е тыс. до н.э.), население уже было преим. шумерским. Около 3000 до н.э. (т.н. протописьм. период) здесь начало складываться клас. общество и госуд., о чем свидет., напр., пиктографич. док-ты храмового х-ва Урука. Время 2750 - 2300 до н.э., когда уже создалась подлинная письменность (клинопись), относят к раннединастич. периоду. Для него было хар-рно существование множества гор.-госуд., центрами к-рых явл. обширные храмовые х-ва (вне их существовали х-ва большесемейных общин). Осн. производит. труд лежал на храмовых клиентах, лишенных собственности на средства произ-ва, и на полноправных общинниках; было известно рабство; существовала богатая общинная знать (воен. вождь - лугаль, вождь-жрец - эн, или энси, верхушка жречества и общинной администрации). Необходимость в крупномасштабном орошении вызывала непомерный рост значения жречества, ответств. за благополучие общины и за плодородие, а отсюда - и рост храмов. Постепенно главнейшие храмовые х-ва стали переходить в прямую собственность правителя гор.-госуд. - лугаля или энси. Поскольку х-во страны базировалось на речном орошении со сбором паводковых вод в водохранилищах, постольку непрерывно происходили войны за головные каналы и орошенные поля. Воен. вожди отд. гор.-госуд. (наиболее ранние из известных - правители I династии Киша, I династии Урука, 28 - 27 вв. до н.э., затем Ура, Лагаша и др.) поочередно добивались врем. гегемонии над группой соседних городов и над более или менее значит. частью басс. Ниж. Евфрата. Внутри городов происходила борьба за власть над храмовым х-вом между жреч.-родовой и светской служилой знатью, поддерживавшей притязания правителя. Наиболее известным проявл. этой борьбы были реформы Урукагины (Уруинимгины) в Лагаше (24 в. до н.э.). Последним правителем-гегемоном раннединастич. типа был Лугальзаггиси (Лугальзагеси), противник Урукагины и правитель соседней с Лагашем Уммы, а позже - и Урука. Саргону (Древнему), царю новообразов. г. Аккаде, удалось уничтожить как госуд. Лугальзаггиси и Урукагины, так и др. независимые госуд. Ш. и создать первое общемесопотамское госуд. («Царство 4 стран света», династия Аккада, 24 - 22 вв. до н.э.). Царям Аккада, видимо опиравш. на новую бюрократию, вышедшую из низов, пришлось встретиться с ожесточ. сопротивлением в отд. гор.-госуд., к-рое они подавляли путем массовой резни. Храмовые х-ва стали частью царского, жречество в конеч. итоге было привлечено на сторону аккадских царей, энси были низведены до роли наместников. Однако вскоре госуд. Аккада погибло под натиском горского племени ку-тиев (гутеев). Под гегемонией кутиев в Ш. воссоздаются гор.-госуд. с властью жреч. верхушки (напр., Гудеа, энси Лагаша). В кон. 22 в. до н.э. кутии были изгнаны Утухенгалем, царем Урука, после смерти к-рого власть перешла к Ур-Гаму, основателю III династии Ура и «Царства Шумера и Аккада». Х-во этого госуд. было осн. на гигантских царских имениях, управлявш. невероятно разросш. аппаратом чиновников и надзирателей, работники же были сведены до фактич. рабского положения; хоз. и культурная жизнь общин замерла. При III династии Ура был унифицирован пантеон, насаждалась идея рабства человека перед богами; начиная со 2-го представителя династии - Шульги, цари обожествл. при жизни. Незадолго до 2000 до н.э. III династия Ура рухнула под напором семитских скотоводов-аморитов и горцев-эламитов, и система царских рабовлад. имений развалилась.

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШУМЕРЫ

ШУМЕРЫ (шумерийцы) - древ. народ, обитавший в Юж. Двуречье в 4 - 2-м тыс. до н.э. и создавший госуд. Шумер. В 4-м нач. 3-го тыс. (урукский и джемдет-насрский периоды) Ш. занимали большую часть Месопотамии. Однако в нач. 3-го тыс. до н.э. в Месопотамии появились семитич. скотоводч. племена (аккадцы). К сер. 3-го тыс. до н.э. Ш. были оттеснены на Ю. Месопотамии, а в кон. 3-го тыс. население Месопотамии стало смешанным, шумеро-аккадским. Ш. явл. создателями клинописи, к-рую заимствовали у них семитич. народы (аккадцы, ассиряне и др.). От Ш. дошли до нас богатая лит-ра (древнейшие мифы о сотворении мира, рае, потопе, сказания о героях и др.) и ряд памятников архитектуры (среди них ступенчатые башни «Экур»). Библ. и антич. традиции не сохран. никаких воспоминаний о Ш., к-рые к кон. 2-го тыс. до н.э. уже полностью ассимилиров. с вавилонянами.

ШУНАХШЕПА

ШУНАХШЕПА - в др.-инд. миф. мудрец и знаток жертво-приношений.

ШУНГА

ШУНГА - 1. вид др.-инд. письма, употреблявш. в Цент. Индии во 2 - 1 вв. до н.э. Письмом Ш. выполнено неск. надписей в Бхархуте, датируемых сер. 2 в. до н.э. Письмо Ш. явл. дальнейшим развитием древнейшего инд. письма и близко к нему по начертанию знаков. Очень близко к письму Ш. письмо надписей в Санчи и Матхуре (Матра), также относящ. ко 2 в. до н.э.

2. династия правителей др.-инд. госуд. Магадха (ок. 180 - ок. 68 до н.э.). Основатель ее - военач. госуд. Маурьев - Пушьямитра. Пушьямитре и его преемнику Агнимитре удалось предотвратить полный распад Ма-гадхской империи и сохранить свою власть над долиной Ганга, вост. частью Пенджаба и частью Цент. Индии (Аванти) и отразить вторж. в долину Ганга бактрийских греков. При первых Ш. началось возрожд. индуизма, к-рому они покровит. Тогда же отмечены преследования буддистов. История правл. последующих восьми царей Ш. почти не известна. Последний Ш. - Девабхути был ок. 68 до н.э. свергнут его министром Васудевой, основавшим новую династию Канва.

ШУНЬ

ШУНЬ - в др.-кит. миф. один из мудрых идеальных правителей (наряду с Яо). Согл. преданию, мать Ш. зачала его, увидев на небе большую радугу.

ШУРУППАК

ШУРУППАК - Шуриппак - древ. город (совр. городище Фара) в Шумере. По шумерской легенде родина мудреца Зиусудры (вавилонск. - Утнапишти, греч. - Ксисутр), пережившего потоп, построив, по совету божества, корабль. В Ш. найден архив хоз. и юридич. док-тов и уч. пособий приблизит. 26 в. до н.э. К кон. 3-го тыс. до н.э. Ш. потерял значение.

ШУУБИЯ

ШУУБИЯ - шуубийя - движение в Арабском халифате среди неараб. народов, отрицавшее претензии арабов на руковод. роль в культурной (иногда и в политич.) жизни стран ислама. Участники движения свою позицию подкрепляли ссылками на Коран, в к-ром говорится о равенстве в исламе народов (араб. шу’уб) и племен (араб. каба’йль); по объяснению мусульм. комментаторов, под «племенами» следовало понимать арабов, а под «народами» - всех неарабов.

ШУ ЦЗИН

ШУ ЦЗИН - одна из книг («Книга истории») конфуцианского канона «У цзин». Содержит мат-лы по истории Китая от легенд. имп. Яо (3-е тыс. до н.э.) до 624 до н.э. Состоит из 58 глав. Совр. наука признает аутентич. только 29 глав, т.н. новый текст, к-рый окончат. сложился в кон. 3 в. до н.э. и восходит к направлению конфуцианства, представл. философом 3 в. до н.э. Сюнь-цзы. Целью составления «нового текста» было идеологич. оправдание объед. Китая. Др. 29 глав (т.н. древ. текст) составлены в 4 в. н.э.

ШУШНА

ШУШНА - в др.-инд. миф. демон засухи, побежд. Индрой, один из даса или асуров. Ш. представляли рогатым змеем-пожирателем, шипящим, откладывающим яйца. Один из его эпитетов - «вызывающий плохой урожай».

ШЭНЬ

ШЭНЬ - в др.-кит. миф. и космологии особая категория, в известной мере соотв. понятиям «дух», «божество», «душа». Под Ш. подразумевались и небесные духи, противопоставл. злым духам, бесам - гуй и некое одухотворяющее начало, управляющее каждым живым существом.

ШЭНЬ-НУН

ШЭНЬ-НУН - в др.-кит. миф. один из цент. культурных героев, с именем к-рого связывается начало земледелия, мудрый правитель. Образ его, видимо, еще на весьма ранней стадии контаминируется с образом солярного божест-ва Янь-ди. По преданию, мать Ш.-н. - Нюй-дэн зачала его после того, как увидела чудесного дракона. Представляется, что Ш.-н. имел такой же облик, как и др. миф. первопредки (Нюй-ва, Фу-си), - змеиное тело, человечье лицо, бычью голову (что связано с его функцией бога земледелия) и нос тигра.

Считается, что Ш.-н. зеленого цвета (цвет растительности). Когда Ш.-н. родился, в земле сами собой появились 9 колодцев. При нем с неба выпало дождем просо, и Ш.-н. тут же стал пахать землю и сеять его. Ему же приписыв. изобретение с.-х. орудий. Ш.-н. считают первым «фармакологом». Он ходил с красным кнутом и стегал травы, определяя их целебные свойства, вкусовые кач-ва. У него был спец. треножник, на к-ром готовились целебные отвары.

ШЭНЬШИ

ШЭНЬШИ - часть господств. класса в феод. Китае. К Ш. принадлежали лица, выдержавшие экзамены на ученую степень, к-рая давала им право занимать гос. должности; бывшие чиновники с семьями; состоят. семьи, традиционно составлявшие верхушку местного общества и опору власти на местах (распростр. понятия «Ш.» на сотни тыс. обладателей низших ученых степеней, составлявших значит. часть сел. ителлигенции - учителей, общинных служащих, встречает в лит-ре серьезное возражение). Ш. поставляли кадры для всех звеньев гос. аппарата, держали в руках местное самоуправ., выступали в кач-ве хранителей офиц. конфуцианской идеологии и традиций. Пользовались рядом привилегий: не платили подушного налога, освобождались от рекрутского набора, не подлежали телесным наказаниям, носили особое платье. Сословие Ш. сложилось между 2 в. до н.э. и 10 в. н.э., когда выработался порядок замещения посредством экзаменов б.ч. гос. должностей.

Предыдущая страница Следующая страница