Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "С" (часть 6, "СОС"-"СТО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СОС"-"СТО")

СОСИГЕН

СОСИГЕН - астроном и математик из Александрии. Цезарь пригл. С. в Рим для разраб. Юлианского календаря.

СОСИЙ

СОСИЙ - знамен. аттич. гончар 6 в. до н.э. До наших дней дошли два его произв. Одно из них - т.н. «чаша С.» - хранится в Берлине. Это шедевр поздней архаики. На внутр. поверхности чаши изображен Ахилл, перевязыв. раненого Патрокла.

СОТАД

СОТАД - греч. поэт из Маронеи в Фессалии, живший в нач. 3 в. до н.э. в Александрии. Впервые применил назв. в его честь «сотадов стих». Когда царь Птолемей Филадельф женился на своей сестре, С. написал по этому поводу сатирич. стихи, за что был казнен. Из многочисл. произв. С. до нас дошли лишь назв. и немн. фрагменты.

СОТЕР

СОТЕР - эпитет богов-избавителей: Асклепия, Сабазия, Сараписа, Диоскуров, а также Зевса (после того, как он был отожд. с Сабазием и Сараписом). С. назыв. и Митру, и Бога в греч. переводе Ветхого завета. Затем слово «С.» стало почетным титулом знатных граждан полиса, царей-диадохов и рим. императора. Культ властелина содержит идею, что царь явл. в мир, дабы спасти его. Новый завет именует С. Иисуса Христа, ибо он знаменует собой нач. новой эры.

СОФЕНА

СОФЕНА - Цопани - ист. обл. Армении, располож. между рр. Зап. Евфратом (Карасу) и Зап. Тигром. В 3 в. до н.э. здесь возникло армян. царство, подчинявш. Селевкидам, а после 190 до н.э. - самостоят. В 94 до н.э. С. была присоед. Тиграном II в Великой Армении. При Аршакидах С. входила в царский домен, здесь в замке Бнабел хран. сокровища царей. После раздела Армении по договору 387 С. отошла к Византии. Делилась на 5 нахарарств, крупнейшим из к-рых было владение дома Ангелов. В 536 после реформ Юстиниана С. составила т.н. Четвертую Армению. Наряду с армянами в С. в это время проживали сирийцы, а также др. народности.

СОФИЗМ

СОФИЗМ - умозаключ., в к-ром ложные посылки вы-даются за истинные или делается вывод с нарушением законов логики. Данное знач. термин «С.» приобрел в связи с хар-ристикой приемов рассужд., к-рыми злоупо-треб. софисты и их последов. в 5 и 4 вв. до н.э. В кач-ве широко извест. примера С. мегарской школы 4 в. до н.э. можно привести С. «рогатый»: «то, что ты не терял, ты имеешь, ты не терял рогов, следоват., ты их имеешь».

СОФИЙ ХРАМ

СОФИЙ ХРАМ - выдающ. произв. визант. архитектуры. Сооружен в 532 - 537 Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Представл. собой трехнефную купольную базилику (длина 77 м.). Возвед. на парусах купол (диаметр 31,4 м) объед. с базиликальной частью здания при помощи сложной системы полукуполов. Внутри С. х. облиц. цветным мрамором, украшен замечат. мозаиками, к-рые были заштукатурены турками, превративш. С. х. после 1453 в мечеть.

СОФИСТИКА

СОФИСТИКА - философское теч. в Др. Греции, созд. преподават. деятельностью в Афинах софистов.

СОФИСТЫ

СОФИСТЫ - первонач. в Др. Греции С. назыв. мудрого, искусного в к.-л. делах человека. После греко-перс. войн, в период расцвета афинской демократии, С. стали назыв. себя появивш. в Афинах платные преподават. философии, математики, мифологии, поэтики, этики, политики и др. наук и иск-в, а в особен. ораторск. ис-ва риторики. С. в большинстве были греки-чужестранцы (неафиняне), приезж. в Афины ради доходов, к-рые приносила преподават. деятельность, а иногда и по др. (в частн., дипломатич.) делам. Просветит. деятельность С. внесла в умств. жизнь Греции мн. нового: критику политич. этич. и религ. устоев др.-греч. общества и госуд.; критику сложивш. к этому времени философских учений, что было связано с внесен. софистами принципами релятивизма (Протагор) и скептицизма (Горгий); выделение в философии на первое место вопросов этики, политики и теории познания; идеи субъек-тивизма и индивидуализма. Среди С. были сторонники рабовлад. демократии (Протагор и др.) и ее противники (Критий, Калликл). Были и противники рабства (Алкидам). Протагор в своем релятивизме и субъективизме («человек есть мера всех вещей») пытался опереться на учение Гераклита о непрерыв. движении и измен. всех вещей и признавал существ. «текучей материи». Горгий, используя аргументацию враждеб. Гераклиту элейской школы, вообще отрицал возможность знания. К элеатам был, по-видимому, близок Антифонт. Гиппий и Антифонт известны своими исследов. в обл. математики, Протагор и Продик - в обл. грамматики. Софистика, начавш. с просветит. деятельности старшего поколения С., довольно быстро, особенно у мн. ее менее значит. представителей (Евтидем), выродилась в иск-во защищ. и опроверг. в речах и споре любые положения. С. стали назыв. человека, «торгующ. мнимой мудростью». В 4 в. до н.э. приемы софистики нашли широкое примен. в рассужд. представит. мегарской и кинич. школ. Во 2 - 5 вв. н.э. С. назыв. себя ораторы, получ. спец. подготовку в греч. риторич. школах, поклонники древ. греч. культуры, создавшие лит. жанр публич. речей, произносимых гл. обр. в целях показа иск-ва речи. Различ. «вторую софистику» 2 в., связанную с общественно-литер. теч., получившим назв. «греч. возрождения» (предшественники второй софистики - Дион Хрисостом, Элий Аристид и др.), и «позднюю софистику» 4 - 5 вв. (Фемистий, Либаний и др.).

СОФИЯ

СОФИЯ - в иуд. и христ. религ. представлениях олицетв. мудрость божества. Термин «С.», возникший в Др. Греции, употребл. там как отвлеч., умозрит. понятие, хотя первонач. у Гомера он встреч. в комбинации с им. Афины - применит. к делу стр-ва и упорядочения, художества и рукомесла.

СОФОКЛ

СОФОКЛ (ок. 496 - 406 до н.э.) - др.-греч. поэт-драматург. Жил и писал в Афинах, был близок к Периклу. В 443 - казначей Архе Афинской, в 441/440 - стратег. Из прибл. 120 трагедий и сатировских драм С. до нас дошло целиком 7 трагедий, напис. на миф. сю-жеты.

СОФРОН

СОФРОН - греч. поэт из Сиракуз (Сицилия). Творил ок. сер. 5 в. до н.э. Жанр мима он возвысил до уровня лит-ры. Мимы С. представл. собой небольшие законч. драматич. сцены, напис. прозой. Материал для них С. черпал из повседнев. жизни. Мимы, напис. С., делятся на две группы - муж. и жен. Платон высоко ценил поэзию С. От его произв. до нас дошли только фрагменты и назв. Феокрит и Геронд в своем творч. отчасти ориентир. на С.

СОФРОСИНА

СОФРОСИНА - благоразумие, одна из четырех осн. добродет. по Платону. Сущность С. заключ. в том, что разуму отдается решит. предпочт. перед эмоциями. Чувство меры и умение владеть собой в любых жизн. обстоят. явл. отличит. чертами мудрого человека.

СОЮЗНИКИ РИМСКИЕ

СОЮЗНИКИ РИМСКИЕ - племена и общины, подчин. Др. Римом и поставл. в разную степень зависим. от него. Первонач. (до 338 до н.э.) - это члены Латинского союза, затем (в 4 - нач. 1 вв. до н.э.) также другие племена и рабовлад. общины Италии; начавш. в 3 в. до н.э. завоеват. войны в басс. Средиземноморья привели к появл. С. р. вне пределов Италии. Привилегир. группой союзников были лат. самоуправляющ. общины (Лаврент, Кора, Пренесте и др.), а также лат. колонии, наряду с латинами участв. в распред. добычи и обладавшие гражд. правоспособн. в Риме. Неполными правами рим. гражданства облад. самоуправл. общины (аврунские, кампанские). Основная масса С. р. - собств. «союзники», (в первую очередь греч. города Италии), были автономны (т.е. имели огранич. самоуправл.), но не имели никаких прав в Риме. С. р. всех категорий были лишены права вести самост. внеш. политику, обязаны были выставл. Риму воен. контингенты, поставл. снаряжение, корабли, боеприпасы, платить денежные налоги. С. р. вели постоян. упорную борьбу за включ. их в состав рим. гражданства. В результате Союзнич. войны 90 - 88 до н.э. все италлийские союзники получ. права гражданства. В 4 - 5 вв. н.э. ослабл. Рим. империя широ-ко привлекла для обороны погранич. р-нов «варварские» племена, предостав. им (по договорам о союзе) земли для поселения и содержание. Эти С. р. часто назыв. федератами.

СОЮЗНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ

СОЮЗНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ - 1. 90 - 88 до н.э. - восст. против Рима италийских союзников, добивавш. прав рим. гражданства. С. в. началась с восст. в г. Аскуле в 90 до н.э. и охват. почти все обл. Ср. и Юж. Италии: Пицен, Самний, Кампанию, Апулию, Луканию, Калабрию. Повстанцы образов. союз «Италия» с центром в г. Корфинии, избрали сенат из 500 чел., а также 2 консулов, 12 преторов и др. магистратов, выпустили свою монету.

Выставл. италиками армия во главе с Квинтом Помпедием Силоном и Гаем Папием Мутилом была больше римской. Потерпев ряд пораж., римляне прибегли к излюбл. ими политике раскола лагеря повстанцев. В конце 90 до н.э. был проведен закон, предоставл. союзникам, оставш. верными Риму, права рим. гражданства. В 89 до н.э. закон был распростр. на постанцев, к-рые сложили бы оружие в теч. 60 дней. Это внесло раскол в ряды союзников. С. в. оконч. рядом воен. побед римлян под руковод. Суллы, Мария и др. Однако в результате ее союзники получ. права гражданства. С. в., способствуя консолидации рабовлад. класса Италии, ускоряла превращ. рим. полиса в средиземноморскую державу.

2. 357 - 355 до н.э. - война членов 2-го Афинск. мор. союза против Афин. Была вызв. политикой Афин, пытавш. подчин. членов союза своей власти путем умаления влияния синедриона (союзного совета уполномоч. от каждой союзной общины), выселением клерухий на земли союзников, произвол. увелич. денеж. поборов, вмешат. во внутр. дела союзников, вовлеч. их в войны, ведшиеся Афинами, и т.п. В 357 до н.э. Византий, Хиос, Кос и Родос отказ. участв. в войне Афин с Македонией из-за Амфиполя и вышли из союза. За ними послед. ряд др. союзников. Афинам не удалось восстанов. гегемонию воен. силой. Угроза выступл. Персии и Македонии на стороне союзников ускорила прекращ. неудачной для Афин войны. 2-й Афинский мор. союз постеп. распался.

СПАЛАТУМ

СПАЛАТУМ - старое итал. назв. совр. Сплита, города, где наход. дворец Диоклетиана.

СПАНДАРАМЕТ

СПАНДАРАМЕТ - Сандарамет - в армян. миф. дух подзем. мира и сам подзем. мир. Возможно, С. был наделен и функц. божества плодородия и растительности. У историка 9 в. Товмы Арцруни, передающ. нар. сказания, земля - постоялый двор бога С.

СПАНДАРМАТ

СПАНДАРМАТ - в иран. миф. олицетв. воздел. земли и религ. благочестия, прародительница жизни. Описыв. и, возможно, изображ. красивой рассудит. женщиной с мускусной розой в руке, поучающей царей. Восходит к доастрийской матери-земле, супруге бога неба (впослед. Спента Армайти, Арматай - одно из божеств Амеша Спента). Почитание С. - древ. хтонич. проматери продолж. и в зороастрийскую эпоху.

СПАРТ

СПАРТ - в Испании и в еще большей степени в Африке выращ. растение эспарто (испан. дрок). Урожай собирали с помощью перчаток, выдерг. стебли из земли. Волокна обрабатыв. подобно льну и конопле. Из них делали веревки и корабел. канаты, а высуш. листья использ. для плетения коробов. Экспорт С. из Африки во время Империи (пунийцы счит. первыми, кто использ. С. в хоз. целях) был достаточно велик, хотя его точный объем устан. невозм.

СПАРТА

СПАРТА - рабовлад. гор.-госуд. (полис) в Др. Греции, располож. в Лаконике - плодородной, замкн. с трех сторон горами и спускающ. к морю долине в юго-вост. части Пелопоннеса. До 12 в. до н.э. на терр. С. наход. ряд центров микенской культуры. По «Илиаде», С. - одна из 12 ахейских общин Лаконики, подчин. миф. царю Менелаю. В 11 в. до н.э. при вторж. в Лаконику дорян поселения на терр. С. были разрушены, часть населения порабощена. В 9 в. до н.э. (по археологич. данным) возникла дорийская С., видимо в результате слия-ния - синойкизма - двух общин: дорийской и ахейской. В отличие от торг.-ремесл. Афин, С. была аграрным рабо-влад. полисом; порядки, сложивш. в ней, типичны для мн. отсталых в экономич. отнош. др.-греч. гор.-госуд. В С. преоблад. примитив. формы рабства, слабо были развиты ремесло и торговля и в течение долгого времени сохран. пережитки первобытно-общинных отнош. В 8 - 6 вв. до н.э. С. вела упорную, увенчавш. успехом, борьбу за овлад. соседними с Лаконикой Кинурией на В. и плодородной Мессенией на З. Земля в С. и в завоев. обл. явл. собственностью госуд. и делилась на 9 - 10 тыс. примерно равных участков - клеров, передан. в пользов. без права отчужд. или дробл. отдельным семьям спартиатов (полноправных граждан С.). Клеры обрабат. прикрепл. к ним бесправ. илотами, к-рые принадл. госуд. Выплач. владельцу клера установл. госуд. натуральный оброк (апофору) и неся в пользу госуд. различ. повинности, илоты жили на терр. клеров со своими семьями. На беспощад. эксплутацию, унизит. и жест. обращение илоты отвечали постоян. вол-нениями и восст. Особенно крупным было восст. в сер. 5 в. до н.э. - т.н. 3-я Мессенская война. Для предупрежд. волнений и восст. систематич. провод. т.н. криптии. Вторую группу зависим. от С. населения составл. лично свободные, но лишенные политич. прав и выплач. общине «равных» дань периэки. В их руках сосредоточ. занятия ремеслом и торговлей. Спартиаты могли заним. лишь воен. делом (подготовка к к-рому нач. с 7-летн. возраста). Все виды производ. деят. были им запрещены. Большую часть жизни спартиаты провод. вместе, занимаясь гимнастич. и воен. упражн., участвуя в походах, криптиях, нар. собрании, совмест. трапезах (фидитиях). В С. было создано сильнейшее в Др. Греции сухопут. войско. По своему политич. строю С. была аристократич. республикой, возникнов. к-рой традиция отнесла к 8 в. до н.э. и связала с именем легенд. законодателя Ликурга. Верхов. органом госуд. считалось собрание полноправ. граждан - апелла, фактич. лишенное всякой инициативы и не игравшее существ. роли в политич. жизни. Во главе госуд. стояли два царя, принадлеж. к династиям Эврипонтидов и Агиадов. Цари предводит. воен. ополчением, играли видную роль в культе, но власть их была огранич. советом старейшин - герусией, к-рый решал важнейшие вопросы принятия новых законов, войны, мира и т.д. По-видимому, в 7 в. до н.э. в С. возник эфорат - высший контролир. орган.

Одержав победу над своим соперником полисом Аргосом, С., опираясь на свою армию и олигархич. группировки внутри пелопоннесских полисов, создала для обеспеч. своей гегемонии в Пелопоннесе Пелопоннесский союз. Начало союзу было положено в сер. 6 в. до н.э. договором в Тегеей. К этому союзу в дальнейшем были присоед. другие аркадские общины, а также гор.-госуд. Коринф, Мегары, о-в Эгина и др. Гегемонии С. подчин. также Элида. С. пыталась использ. Пелопоннесский союз для завоев. руковод. роли во всей Греции.

В нач. греко-перс. войн 500 - 449 до н.э. С. формально возгл. оборонит. союз греч. госуд., но когда борьба разверн. на море, то С., сильная только на суше, была вынужд. уступить руковод. роль Афинам. В 478 до н.э. С. со своими пелопоннесскими союзниками офиц. вышла из общегреч. союза. Борьба между Афинами и С. за гегемонию в Греции привела к междоусобной Пелопоннесской войне 431 - 404 до н.э., из к-рой С. вышла победит., утвердив на нек-рое время свою гегемонию над всей Грецией. По закону эфора Эпитадея (ок. 400 до н.э.) устанавл. частная собственность на землю. К сер. 3 в. до н.э. почти вся земля сосредоточ. в руках 100 семей, а число полноправ. граждан снизилось до 700. Община «равных» разложилась. В 399 до н.э. спартиат Кинадон предпринял попытку устан. единолич. власть. Все эти события, в к-рых прояв. экономич. и политич. кризис, ослабл. С., и ей лишь при помощи госуд. Ахеменидов удалось разгромить союз Коринфа, Аргоса, Фив, Афин и заключ. с ними Анталкидов мир (387), закончивший Коринфскую войну. В 371 до н.э. против С. выступили Фивы и Афины. С. потерп. в 371 до н.э. пораж. при Левктрах, а в 362 до н.э. - при Мантинее. Пелопоннесский союз распался, терр. С. значит. уменьш. В период эллинизма соц. борьба принимала все более резкие формы. Попытки царей-реформаторов Агиса IV, а затем Клеомена III, опиравш. на беднейшие слои свобод. населения, провести передел земли, отмену долгов, увелич. числа полноправ. граждан прочного успеха не имели вследствие сопротивл. богатых рабовлад. В 207 до н.э. власть в С. захватил тиран Набис, к-рый отобрал часть земли у богатых спартиатов и освободил илотов. Однако вмешат. других греч. госуд. во внутр. дела С. и происки рим. дипломатии позвол. укрепиться олигархии. В 146 до н.э., разделив участь всей Греции, С. подпала под власть Рима.

СПАРТАК

СПАРТАК (ум. 71 до н.э.) - вождь восст. рабов 74 - 71 в Италии. Родом из Фракии. У антич. авторов (Аппиана, Плутарха, Орозия, Флора, Саллюстия, Тита Ливия и др.) сохран. противореч. сведения о жизни С. Согл. Аппиану и Плутарху, С., проданный в рабство, был определен в школу гладиаторов Лентула Батиата в Капуе. Вместе с др. гладиаторами бежал на Везувий и возгл. одно из самых значит. восст. рабов в Италии, получ. в историографии назв. восстание Спартака. Погиб в бою против армии, возгл. М. Лицинием Крассом.

СПАРТАКА ВОССТАНИЕ

СПАРТАКА ВОССТАНИЕ - крупнейшее восст. рабов в Италии в 74 - 71 до н.э., вождем к-рого был Спартак. Спартак организ. в гладиаторской школе г. Капуи (гл. город Кампании) заговор рабов-гладиаторов. Заговор был раскрыт, однако Спартаку с небольшой группой товарищей удалось бежать и скрыться на горе Везувий. Группа Спартака быстро пополн. беглыми рабами с кампанских латифундий и крестьянской беднотой. Посланные против восставших отряды рим. войск были разбиты. Эти победы оказали влияние на расшир. очага восст. Рим. сенат, серьезно обеспок. размахом восст., послал против войска Спартака (ок. 70 тыс. чел.) две армии во главе с консулами 72 до н.э. - Л. Геллием и Г. Лентулом. План Спартака состоял в том, чтобы собрать как можно больше рабов и вывести их через Вост. Альпы за пределы Италии. Однако часть восставших не желали уходить из Италии и стрем. направ. основной удар на Рим. Весной 72 до н.э. от гл. сил Спартака отдел. ок. 20 тыс. чел. во главе с Криксом; они были разбиты римлянами близ горы Горгана в Сев. Апулии. Спартак, продвигавш. со своей все возраст. армией (по нек-рым данным, она достигала 120 тыс. чел.) на север, нанес неск. пораж. римлянам (в частн., близ г. Мутины в Сев. Италии). Но затем войско Спартака поверн. назад (причины этого не вполне ясны).

Осенью 72 до н.э. сенат поставил во главе армии, действ. против рабов, М. Красса, предоставив ему 6 легионов. Красс попыт. окружить войско Спартака в Пицене. Однако рабы разбили войско Муммия, одного из помощн. Красса, и прорв. на Ю. Новый план Спартака состоял в том, чтобы, перебросив часть своих сил на о-в Сицилия (важный очаг выступл. рабов), поднять восст. сицилийских рабов и тем самым расшир. р-н восст. и усилить его размах. Но Спартаку не удалось переправ. свои силы через Мессинский пролив.

Спартак, прорвав укрепл. Красса, блокировавш. его войско с севера, вывел рабов в Луканию.

Около 12 тыс. повстанцев во главе с Кастом и Ганником, отделивш. от Спартака, были уничтож. римлянами. Спартак с остальным войском двинулся к Брундизию. Но в это время сенат вызвал на помощь Крассу новые войска во главе с Г. Помпеем и М. Лукуллом. Весной 71 до н.э. в Апулии произошла решающая битва восставших с силами Красса. Множество рабов пало в бою, 6 тыс. рабов были распяты на крестах вдоль дороги из Рима в Капую. Основные силы С. в. были разбиты, но отдельные отряды продолж. сраж. на юге Италии еще в теч. неск. лет.

СПАРТАНЕЦ

СПАРТАНЕЦ - спартиат - гражданин Спарты, др.-греч. госуд., жители к-рой с детства приуч. к суровому образу жизни, к выносливости.

СПАРТА (ПРАВИТЕЛИ)

СПАРТА (ПРАВИТЕЛИ) - Спарта (ок. 560 - 192 до н.э.)

Первые цари, время правления к-рых известно, - это Полидор и Теопомп (1 пол. 7 в. до н.э.). Достоверный список царей начинается с Анаксандрида и Аристона, современников Креза Лидийского.

Агиады (ок. 560 - 215)

Анаксандрид ок. 560 - 520

Клеомен I ок. 520 - 490

Леонид I 490 - 480

Плистарх 480 - 459

Плистоанакт 459 - 409

Павсаний 409 - 395

Агесипол I 395 - 380

Клеомброт 380 - 371

Агесипол II 371 - 370

Клеомен II 370 - 309

Арей I 309 - 265

Акротат 265 - 262

Арей II 262 - 254

Леонид II 254 - 235

Клеомен III 235 - 222

Агесипол III 219 - 215

Эврипонтиды (ок. 550 - 192)

Аристон ок. 550 - 515

Демарат ок. 515 - 491

Леотихид II 491 - 469

Архидам II 469 - 427

Агис II 427 - 399

Агесилай II 399 - 360

Архидам III 360 - 338

Агис III 338 - 331

Эвдамид I 331 - ок. 305

Архидам IV ок. 305 - 275

Эвдамид II ок. 275 - 244

Агис IУ ок. 244 - 241

Эвдамид III 241 - ок. 228

Архидам V 228 - 227

Эвклид 227 - 221

Ликург 219 - ок. 212

Пелоп ок. 212 - ок. 200 (под опекой Маханида и - примерно с 206 г. до н.э. - Набиса)

Набис до 195 - 192

СПАРТОК

СПАРТОК - имя неск. боспорских правит. из династии Спартокидов.

СПАРТОКИДЫ

СПАРТОКИДЫ - династия правит. Боспорского госуд. 5 - 2 вв. до н.э. Переход власти к основат. династии Спартоку I (438 - 433) сопровожд., видимо, насильств. устран. предшеств. династии Археанактидов. Спарток I был, вероятно, эллинизов. выходцем из негреч. среды; имена членов династии С. - фракийские и греч. Для власти С. в 4 в. до н.э. хар-рна диархия: правители именов. «архонтами» Боспора, т.е. всех греч. городов на Керченском и Таманском п-вах и Феодосии, и «царствующими» над синдами и др. меотск. племенами. При Сатире I (433 - 389) были установл. договор. торг. взаимоотнош. с Афинами. При Левконе I (389 - 349) имела место широкая экспансия боспорского госуд., когда была завоев. Феодосия, присоед. синды и др. племена Прикубанья. Перисад I управлял сначала совм. с братом Спартоком II (349 - 344). После Евмела (310 - 304), воцар. к-рого сопровожд. кровопрол. борьбой за трон со старшими братьями, строго соблюд. право престолонасл. - от отца к старшему сыну. В царств. Евмела произошли последние завоев. - в вост. части Приазовья. При Спартоке III (304 - 284) вошел в употребл. ед. царский титул - базилевс. Тогда же были укрепл. позиции Боспора в р-не дельты Дона, где был основан г. Танаис. В период правл. Перисада II (284 - ок. 245) в Александрии велись переговоры с пр-вом Египта, вероятно, о размежев. сфер торг. влияния в Средиземноморье.

После Спартока IV (ок. 245 - 240) правил его брат Левкон II (ок. 240 - 220), при к-ром впервые на Боспоре стали от имени царя чеканить монеты. Ок. 215 - 200 на Боспоре правил архонт Гигиэнонт, возможно, не принадлеж. к династии С. Но затем С. снова верн. к власти.

Во 2 в. до н.э. правили Спарток V, Перисад III, Перисад IV и последний представ. династии С. - Перисад V (ок. 125 - 109). В кон. 2 в. до н.э. Боспорское госуд. вступило в полосу острого соц.-экономич. кризиса, осложн. давлением Скифского госуд. в Крыму и сарматов в Прикубанье. Перисад V решил передать власть понтийск. царю Митридату VI Евпатору. В момент осуществл. этой политич. сделки вспыхн. восст. во главе с Савмаком. Перисад V был убит. После подавл. восст. Савмака Боспорское госуд. оказалось под властью Митридата VI.

СПАРТЫ

СПАРТЫ - в греч. миф. богатыри, выросшие из земли, к-рую основатель Фив Кадм засеял зубами убитого им дракона. Появивш. на свет в полном вооруж., С. сразу же стали сраж. друг с другом, пока их не осталось пятеро: Хтоний (земляной человек), Удей (подземный человек), Пелор (великан), Гиперион (сверхмощный), Эхион (человек-змея). За последнего из них Кадм выдал свою дочь Агаву. К С. возвод. свое происхожд. знатнейшие фиванские роды.

СПЕВСИПП

СПЕВСИПП (ок. 409 - 339 до н.э.) - др.-греч. философ-идеалист, племянник и ученик Платона. После смерти Платона (347 до н.э.) - глава (схоларх) основ. Платоном академии. Следуя по пути сближения платонизма с пифагореизмом, С. определяющим началом сущего признал вместо идей математич. числа, к-рые он обособлял от чувств. вещей. Соч. С. до нас не дошли, и о его взглядах известно из произв. Диогена Лаэртского, Секста-Эмпирика, Аристотеля, Цицерона и др.

СПЕНИШТА

СПЕНИШТА - в иран. миф. (зороастризме) один из пяти видов природных огней. В отличие от солнца, «пылающ. пред господом на небесах» (Берсизава), огня, одушевл. животных и человека (Вохуфрйана), огня, пребывающ. в дереве (Урвазишта), и молнии (Вазишта), С. - «видимое божество», зримый образ др. огней.

СПЕНТА-МАЙНЬЮ

СПЕНТА-МАЙНЬЮ - в иран. миф. дух-творец. С.-М. вдохновляет Заратуштру, в конце мировой истории он должен уничтож. «духа зла» Ангро-Майнью.

СПЕНТОДАТА

СПЕНТОДАТА - в иран. миф. один из наиболее древ. персонажей. Упомянут уже в «Фарвардин-яште». Поздние формы имени - Спанддат, Исфендиад и Исфандияр. В силу своего происхожд. С. неуязвим для обыч. оружия. Имя С., судя по сообщ. элефантинских папирусов 5 в. до н.э. и Ктесия (2-я пол. 5 в. - 1-я пол. 4 в. до н.э.), употребл. в ахеменидской ономастике применит. к реальным лицам. «Бундахишн» назыв. сыном С. царя из Ахеменидов Артаксеркса I Долгорукого.

СПЕРХИЙ

СПЕРХИЙ - в греч. миф. бог одноим. реки в Фессалии. С. - сын Океана и Тефиды. Этимология С. указ. на быстроту, хар-рный признак водного потока. С. - древ. стихийное божество, генеалогич., однако, связанное уже с ге-роич. миф. С. - зять Пелея, отец Менесфия, участника Троянской войны. Ахилл обещал посвятить С. свои волосы, если вернется невредимым на родину (но принес их в жертву у погреб. костра Патроклу).

СПЕСА

СПЕСА - рим. персониф. надежды, встречается на рим. монетах обычно в виде шагающей жен. фигуры, держащей в правой руке цветок, а левой поддерживающей свои одежды. Встречаются также изображ., на к-рых С. стоит лицом к Фортуне или императору.

СПИНА

СПИНА - антич. город на побережье Адриатич. м. у юж. рукава устья р. Пад. Предполаг., что С. основан греками. Его портом пользов. этруски с 6 по 4 в. до н.э. В ходе раскопок 20 - 30-х гг. нашего века, продолж. в 50-х., обнаруж. множ. археологич. материала, и прежде всего греч. вазы высочайш. иск-ва (ныне хран. в Ферраре).

СПИТАМЕН

СПИТАМЕН - руковод. восст. в Согдиане против Александра Македонского в 329 до н.э. Благодаря умелому руковод. С. и помощи кочевников восст. создало серьезную угрозу для греков. В 328 до н.э. С. был убит вождями кочевников, к-рые опасались мести Александра. Но восст. было подавл. только в 327 до н.э. Дочь С. - царица Апама пользов. большим почетом при Селевкидах.

СПОРАДЫ

СПОРАДЫ - если сегодня различ. Сев. С. на севере от Эвбеи, напр., Скирос, Пепаретос (ныне Скопелос), Скиафос, и Юж. С., в осн. лежащие у юж. побережья М. Азии, то в античности С. назыв. все о-ва Эгейского м., не входящие в группу Киклад. Число о-вов, причисл. к С., не всегда было одинак.

СПОРТ

СПОРТ - судя по археологич. находкам, С. был известен мн. народам древ. мира (напр., прыжки через быка, кулачные бои и борьба на Крите; игры в мяч, худож. гимнастика и борьба у египтян; кулачные бои, борьба, бег и конные состяз. у этрусков; борьба у шумеров; конный спорт у хеттов). Спортив. жизнь в них застыла на начал. этапах.

Греки развили С. в самостоят. систему и активно включ. его в обществ. жизнь. В С. находили отраж. история и культура общества. В доклассовый период С. активно заним. представители высших слоев. Чтобы удерж. свое ведущее положение, они должны были облад. физич. совершенством, к-рое достиг. спортив. упражн. и подтвержд. в ходе состязаний. Отдельные гор.-госуд. приняли этот обязат. идеал прежней знати, модифицир. его в соотв. со своей обществ. структурой и сделали его необход. частью системы воспитания. В Спарте правящее меньшинство в силу особых обществ. отношений было вынужд. с детства требовать от молодежи воен. навыков и высоч. физич. выносливости. Поэтому спортив. упражн. были составл. так, чтобы воспитать в юношах силу, твердость и выдержку,а в девушках - здоровье и физич. кач-ва для того, чтобы иметь крепкое потомство. Мн. упражн. были одинак. для юношей и девушек. В Афинах простые граждане оспаривали привилегию знати на получ. физич. воспитания, но здесь спорт (в отличие от Спарты), использов. не только для выработки воен. сноровки; он способств. формированию гармонич. телосложения, воспитанию силы, ловкости и красоты. Тем самым С. служил цели созд. человека, обладавш. физич. и душев. совершенством (калокагатия). С развит. С. тесно связана история с др. времен существов. соревнований и игр (панэллинские игры). Своим происхожд. они были обязаны культовым обрядам и наход. в зависим. от процессов политич. и соц. развития. В первую очередь это относится к Олимпийским играм, превосходившим по своему знач. все другие. В 8 - 5 вв. до н.э. участн. состяз. были гл. обр. представит. имущих слоев населения.

Возрастающие требов. к спортив. результатам предполаг. наличие большого кол-ва тренировоч. времени, что было возможно лишь при условии соотв. экономич. самостоятельности. Затем благодаря тому, что гор.-госуд. получ. возможн. все более щедро обеспеч. своих победонос. граждан материал. благами, возник профессион. атлетизм (с 4 в. до н.э.), к-рый предполагал спец. систему тренировок и питания. Это, с одной стороны, позволило достичь значит. увелич. спортив. побед, а с другой - привело к тому, что круг серьезных претендентов на высокие результаты все более стал сужаться, огранич. весьма незначит. (особенно в тяжелоатлетич. дисциплинах) числом специалистов. Объед. атлетов, история к-рых прослеж. со времен Адриа-на, действовали в том же направ. С развитием профессион. атлетизма связано также разлож. института состязаний; учащались случаи коррупции, обмана. Вместе с тем С. как составная часть системы греч. воспитания сохран.

Молодые греки упражн. в гимнасиях, палестрах и на ристалищах и имели, т.о., достаточно возможн. мериться силами в различ. небольших спортив. состязаниях. С ростом мед. знаний все большее знач. приобрет. также общефизич. и гигиенич. гимнастика. Роль греч. С. в повседневной жизни и в празднич. торжествах нашла отраж. в изобразит. иск-ве, где постоян. сюжетами явл. телесные упражн. обнаж. спортсменов (Мирон, Поликлет), а блеск и величие крупных состязаний оказали влияние на поэзию (Симонид, Пиндар, Вакхилид).

Наряду с дисципл. олимпийской программы в античности были развиты мн. др. виды С., напр., бег с факелами, гребные состязания, стрельба из лука или т.н. «бибасис» - упражн. спартанских девушек в прыжках, выполняя к-рые спортсменка должна была во время прыжка неск. раз ударить себя ступнями по ягодицам. Результат оценив. по кол-ву этих ударов. Существ. также виды спорта, к-рыми заним. ради развлеч. или повыш. жизн. тонуса, напр., метание тяжестей и мешков с песком, поднятие тяжестей, плавание и прыжки в воду, танцы, игры с мячом и обручами всех видов, упражн. на канате, прыжки с шестом и с трамплина. Поскольку имеются весьма отрывоч. сведения о быте того времени, трудно судить, где конч. нар. иск-во и нач. С. и где конч. С. и нач. элементы актерской игры.

Система физич. воспитания у римлян полностью соотв. их практич. трезвому взгляду на вещи и была еще более однозначно ориентир. на развитие воен. навыков, чем у спартанцев.

Юные римляне учились плавать в Тибре, на Марсовом поле они упражн. в беге и прыжках, в борьбе и кулачном бое, в метании копья, фехтовании и верховой езде; популярная игра в мяч служила, видимо, для общего развития. В целях воен. подготовки провод. и длител. марши с поклажей, а также упражн. в прыжках и отжиманиях на тренировоч. дерев. коне с утяжелением или оружием. Все эти упражн. были просты и носили ярко выраж. прикладной хар-р. Науч. разработке (как у греков) они не подвергались. Издревле провод. состязания, где наряду со скачками, травлей зверей и боями гладиаторов устраив. также соревн. в беге, борьба и кулач. поединки. В этих играх римляне участв. в кач-ве зрителей, а не спортсменов; сраж. и умирать должны были либо рабы, либо спец. нанятые профессион. атлеты со стороны (из Этрурии, Лация, Кампании и Африки). По мере эллинизации Рима (с 3 в. до н.э.) рим. политики переняли обычай устраив. спортив. представл., с помощью к-рых они надеялись завоев. симпатии народа. Поскольку римляне были хозяевами в стране, греки не могли запретить им участв. в своих играх (Плавт был первым римлянином, победившим на Истмийских играх в 3 в. до н.э.; первый рим. победитель Олимпийский игр - будущий имп. Тиберий, обладатель лучшей квадриги, 4 до н.э.). В 186 до н.э. М. Фульвий Нобилиор впервые разрешил греч. атлетам выступ. в Риме. Сулла приказал перенести Олимпийские игры 80 до н.э. в Рим. По образцу Олимпийских игр Август основал Акцийские, а Домициан - Капитолийские игры. Нерон в Олимпии активно участв. в состязании возничих. В первые столетия Империи др. игры пережили расцвет и подъем. Правовой статус профессион. атлетов был гарантир. благодаря образованию атлетич. обществ. Однако римляне близко познаком. с греч. С. лишь тогда, когда в нем воцарилась профессион. атлетика со всеми ее негатив. кач-вами. Поэтому интерес к большому С. у римлян был скорее интересом зрителей.

Напротив, греч. общефизич. и лечеб. гимнастика стала очень популярна среди рим. молодежи, хотя проникнов. греч. физич. культуры вызывало у многих недовольство и даже резкое противоборство.

СПУРИЙ КАССИЙ

СПУРИЙ КАССИЙ - др.-рим. гос. деятель и полководец. Из патрициан. рода Кассиев. Консул 502, 493, 486 до н.э. Содейств. примирению патрициеев и плебеев после ухода последних на свящ. гору (1-я сецессия плебеев). В 493 заключил союз с латинами. В 486 внес законопроект о допуске плебеев и лат. союзников к владению обществ. землей. Согл. традиции, был обвинен в стремл. к тирании и сброшен с Тарпейской скалы.

СПУРИЙ МЕЛИЙ

СПУРИЙ МЕЛИЙ - по рим. традиции богатый плебей, обвин. в стремл. к тирании и убитый патрицием Гаем Сервилием Агалой в 439 до н.э. Согл. преданию, С. М., желая помочь народу во время голода, купил на свои средства хлеб и роздал его неимущим; патриции, напуг. ростом популярн. С. М., возбудили против него суд. преслед., а затем одобрили его убийство Гаем Сервилием Агалой.

СРАОША

СРАОША - Срош - в иран. миф. дух религ. послушания и порядка.

СРЕБРЕНИК

СРЕБРЕНИК - сребряник - первая серебр. монета, чеканивш. в Киевской Руси в кон. 10, затем - в нач. 11 вв. Выпуск собств. монеты был вызван, с одной стороны, тем, что в экономике др.-рус. госуд. 2-й пол. 10 в. стал ощутим недостаток серебр. монет в связи с сокращением поступления араб. дирхемов, с другой - политич. мотивами (оформление монет служило задаче прославления Киевского госуд. и утверждению его суверенности). Для чеканки использов. серебро араб. монет. С. чеканились в Киеве Владимиром Святославовичем (978 - 1015), Святополком (ок. 1015) и Ярославом Мудрым в Новгороде (до 1015). Отдельную группу образуют монеты тмутараканского князя Олега-Михайлы, чеканивш. ок. 1070 г. По композиции С. делится на неск. типов. С. первых выпусков в основном повторяли тип визант. монет (лицевая сторона - изображ. князя, оборотная сторона - изображ. Христа). В 11 в. изображ. Христа было заменено большим родовым знаком Рюриковичей (заменял герб госуд.). Вокруг портрета князя помещалась легенда: «Владимир (или Святополк) на столе (престоле), - а се его сребро» (деньги). С. Ярослава Мудрого отличался от описанных внеш. видом. На одной стороне вместо Христа было изображ. св. Георгия (христ. покровителя Ярослава), на другой - родовой знак Рюриковичей и надпись: «Ярославле серебро» без слов «на столе», что дает основание отнести их выпуск к периоду княжения Ярослава в Новгороде еще при жизни Владимира Святославовича. С. Ярослава представляет собой в монетном произ-ве Европы 11 в. уникальное явление в отношении мастерск. исполнения штемпеля монеты. Совсем др. тип представляют собой тмутараканские монеты, на одной стороне к-рых было изображ. архангела Ми-хаила, а на др. надпись: «Господи, помози Михаилу». Техника изготовл. С. имеет свои особенности. Кружки С. не вырезались из пластины (как у визант. и араб. монет), а были литыми. С. выпускались в небольшом кол-ве и не-долго, потому они не имели большого влияния на денежное обращение.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО - принятое в науке назв. периода истории Др. Египта, охватыв. время от конца правл. ХI династии, когда при Ментухотепе I (ок. 2050 до н.э.) было достигн. объед. страны, до падения ХIII династии вследствие соц. переворота и последующ. нашествия гиксосов (ок. 1750 - 1700).

СРЕДНЯЯ АЗИЯ

СРЕДНЯЯ АЗИЯ - древняя - на рубеже 2 - 1-го тыс. до н.э. С. А. была населена пастуш. племенами, назыв. саками - древнейшими предками совр. народов С. А.

В первые века 2-го тыс. до н.э. в С. А. складыв. класс. общество рабовлад. типа. В 7 - 6 вв. до н.э. возникли древнейшие госуд. образования в С. А., наиболее значит. из к-рых явл. Бактрия, Согдиана, Хорезм. Впервые имена древ. народов С. А. - бактрийцев, хорезмийцев, согдийцев, саков - встреч. в Бехистунской надписи Дария I (519 до н.э.) в числе народов, подвласт. перс. царству Ахеменидов. В сер. 6 в. до н.э. большая часть С. А. была завоев. царем Киром, включ. в состав Ахеменидской державы и разделена на четыре сатрапии.

Владыч. Ахеменидов над С. А. продолж. до разгрома их державы Александром Македонским в 4 в. до н.э. В 329 - 328 до н.э. Александр завоевал Бактрию и Согдиану. Хорезму удалось сохран. свою независим. Установл. греко-макед. владыч. вызвало ряд восстаний народов С. А., боровш. за свою независим. Наиболее крупным было восст. согдийцев 329 - 327 до н.э. под предводит. (до 328) Спитамена. После распада империи Александра Бактрия, Согдиана и Маргиана входили (ок. 312 - 250 до н.э.) в состав госуд. Селевкидов. Длительный период греко-макед. владыч. в С. А. был ознаменован непрекращ. борьбой народов С. А. за свою независим. Ок. 250 до н.э. в результате восст. кочевого племени дахов, входивш. в состав массагетск. племен. союза, под предвод. братьев Аршака и Тиридата была свергн. власть Селевкидов в зап. обл. С. А. и образов. обширное и могуществ. парфянское царство Аршакидов с гл. г. Ниса (около совр. Ашхабада) на склонах Копет-Дага.

Одноврем. с образов. Парфянского царства, ок. 250 до н.э. на терр. Бактрии, Согдианы и Маргианы возникло самостоят. Греко-Бактрийское царство. В сер. 2 в. до н.э. (ок. 160 - 155) зап. обл. Бактрии были захвач. Парфией. Согд отошел к Хорезму. В результате непрекращ. борьбы местн. населения С. А. против власти инозем. завоеват. - греков, и натиска с С.-В. кочевых массагетских и тохарских племен Греко-Бактрийское царство прекратило свое существ. ок. 140 - 130 до н.э. На терр. Ферганы неск. позже (в кон. 2 в. до н.э.) слож. самостоят. госуд. - Давань. В нач. 1 в. до н.э. в юж. обл. С. А. образов. Кушанское царство, основанное представит. одного из тохарских родов. Вскоре оно включ. в себя Хорезм. В 3 в. н.э., в связи с ослабл. и начавш. распадом госуд. Великих Кушан, Хорезм восстановил свою независим. под властью местной династии Афригидов. Зап. обл. С. А. попали под власть иран. шахов Сасанидов, госуд. к-рых образов. на развалинах Парфянской державы. В кон. 4 в. в результате нового завоеват. натиска с С. и С.-В. кочевых племен, известных под именем эфталитов, или «белых гуннов», власть кушан в С. А. была свергн. и на месте их владений на землях Тохаристана (Бактрии) и Согдианы возникло госуд. Эфталитов. В сер. 6 в. оно пало под натиском тюркских племен из Семиречья, образовавших Тюркский кагант. Основные центры каганата наход. в Семиречье и Вост. Туркестане. В 7 в. Согдиана, Тохаристан и нек-рые др. обл. С. А. представл. собой конфедерацию ряда отдельных раннефеод. княжеств под верхов. главенством Зап.-Тюркского каганата. Высокоразв. культура и иск-во народов С. А. потерпели сильный урон в результате араб. завоев. (кон. 7 - нач. 8 вв.). Араб. господство над С. А. вызывало многочисл. нар. антиарабские восст., наносившие сильные удары халифату (напр., восст. Муканны, 70 - 80-е гг. 8 в., и ряд др.). Ослабл. политич. могущества халифата Аббасидов в нач. 9 в. создало благоприят. условия для возрожд. самостоят. гос-ности в С. А. В 821 на основе Хорасанского наместничества возникло Тахиридов госуд., а в кон. 9 в. - Саманидов госуд. В это время С. А. фактич. станов. независимой от халифата.

Госуд. Саманидов в 999 пало под натиском тюрок-караханидов, владевших Семиречьем и Кашгаром, к-рые подчинили Мавераннахр.

СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ - древние - в конце эпохи бронзы для скольж. по льду водоемов население Сев. Европы применяло коньки из пястных костей коровы и лошади. С 3 в. н.э. их стали вытеснять железные коньки, к-рые в ср. века широко распростр. в большинстве стран Европы. Прируч. животных дало возможн. использ. их для перевозки тяжестей и перездов (вьюч., верховые и упряж. животные). С нач. эпохи бронзы в Юж. Европе и Сев.-Вост. Африке в кач-ве транспортн. животного известен осел, затем - бык (последний - и в Передней Азии), в Индии - слон и буйвол, в Тибете - як и крупная порода овец. Впослед. прируч. и развед. верблюдов открыло огромные возможности для караван. транспорта в пустынях и полупустынях Азии и Сев. Африки. Лошадь как упряж. животное известна с бронз. века, первонач. в Азии; удила, псалии и мягкие стремена известны у скифов Причерноморья. Самые ранние находки седел известны из раскопок пазырыкских курганов 5 - 3 вв. до н.э. на Алтае. В Европе к этому времени относятся первые находки металл. шпор. Металл. стремена были изобретены кочевниками Цент. Азии и распростр. в 4 - 5 вв. н.э. на терр. от Китая до Англии. Новой формой С. п. явил. колесная повозка, известная уже на рубеже 4 - 3-го тыс. до н.э. в странах древ. цивилизации - Передней Азии и Индии; в Причерноморье, Средиземноморье, Египте и Китае - в 3 - 2-м тыс. до н.э. Древнейшая повозка с 2 или 4 сплошн. дерев. колесами, вращавш. вместе с осью, была тяжела и малоподвижна. Во 2-м тыс. до н.э. начинают преобладать колеса со ступицей, спицами и ободом, насаживающ. на неподвиж. ось. Археологич. находки погребальных, охотнич. или боевых колесниц и их изображ. известны на терр. Ассирии, Вавилонии, Египта, Др. Китая, Греции и Рима. Древнейшей формой колесной упряжки была яремно-дышловая. Хомутно-оглобельная в Европе изв. только с кон. 1-го тыс. н.э.

ССУДА

ССУДА - как в греч., так и в рим. праве с давних пор существ. категории беспроцентных и процентных С., неуплата к-рых ставила попавших в нужду должников в полную зависим. от кредиторов (долговое рабство). Эта безусловная личная залоговая ответств. была отменена в Греции в законодат. Солона и в Риме в законе Петелия 326 до н.э. С появл. частных банков в Греции предоставл. также мор. С. (к-рые были приняты и в рим. праве) с обязательством обратной выплаты при условии, что корабли вместе с грузом благополучно достигнут места назнач. (поэтому эти займы имели высокий страховой процент). Греч. право допускало в редких случаях даже гос. займы.

ССЫЛКА

ССЫЛКА - наказание, налагавш. за тяжелые политич. и религ. преступл. с целью изолировать преступника от гражд. общины. С. в большинстве случ. влекла за собой лишение гражд. прав. Введ. Клисфеном в Афинах остракизм (суд черепков) позволял раз в год изгонять из страны отдельных граждан без ущемл. их достоинства и имуществ. прав сроком на 10 лет с целью защиты госуд. от угрозы тирании и олигархии. В Риме иногда допуск. замена смертн. приговора добровол. С. Наряду с объявл. вне закона существ. смягч. форма С., не сопровождавш. лишением гражд. прав (релегация).

СТАБИИ

СТАБИИ - древ. италийский город на берегу Неаполитанск. зал. в 15 км от горы Везувий. Первонач. С. - поселение осков, позднее - в эпоху Рим. республики - укрепл. городок в 11 км от г. Нуреции. В 89 до н.э., во время Союзнической войны, С. были разрушены Суллой; восстановл. в нач. империи, а в 79 н.э. вновь разрушены при изверж. Везувия (когда в С. погиб Плиний Старший).

СТАГИРА

СТАГИРА - город на В. Халкидики, место рожд. Аристотеля, к-рого назыв. поэтому Стагиритом. С. была разрушена в 349 до н.э. Филиппом II Македонским, затем восстановл. по инициативе Аристотеля.

СТАДИЙ

СТАДИЙ - ед. измерения расст. в древ. системах мер мн. народов, введ. впервые в Вавилоне и затем получившая свое греч. назв. С. представлял расст., проходимое человеком спокойным шагом за время восхода солнца, т.е. в теч. 2 минут, и в большинстве систем мер равн. 600 футам. В лит-ре встреч. различ. значения С.: напр., С. вавилонский = 194 м; С. (гхальва) ассиро-халдейско-перс. системы = 230,4 м; С. егип., системы фараонов = 174,5 м и 209,4 м; С. птолемеевский и рим. = 185 м и др.

СТАЛЬ

СТАЛЬ - предполаг., что процесс произ-ва С. был открыт в М. Азии халибами. Греки различ. С., получ. путем закалки, и обычное железо. Эмпирич. было открыто, что сталь, получ. из отборной руды, неск. раз подвергнутая термич. обработке и правильной закалке (в воде или масле), обладает кач-вами, отсутств. у простого железа. Железо содержит шлаки, становится хрупким при доведении до каления. В эпоху эллинизма появ. представл. о внутр. структуре металла. В описаниях процесса изготовл. исп. клинков указыв., что при грубой холодной обработке теряется эластич. металла, т.к. разруш. его структура. Рим. дамасская С., из к-рой сделаны 200 мечей, найденные в Нидаме (Сев. Шлезвиг, Дания), явл. вершиной антич. металлообработки.

СТАМНОС

СТАМНОС - первонач. выпуклый, позднее продолгов. сосуд из обожж. глины, металла. В 6 - 5 вв. до н.э. использов. греками. С. имел короткую горловину, широкое отверстие, часто был снабжен горизонтально располож. ручками. Служил для хран. вина.

СТАРКАД

СТАРКАД - в сканд. миф. и эпосе герой, могучий воин-викинг, с именем к-рого связано мн. подвигов, соверш. в Дании и Швеции. Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» назыв. его сыном Сторверка.

СТАСИМ

СТАСИМ - пение неподвиж. стоящ. хора в др.-греч. трагедии. Противоположно пароду, пению хора, двигающ. к своему месту в орхестре. Заняв это место, хор исполнял С. С. нач. и заканч. отдельные акты трагедии.

СТАСЬ

СТАСЬ - наимен. отдельн. крест. х-ва в Византии (перешло затем и в соседние слав. страны в эпоху средневековья).

СТАТЕР

СТАТЕР - первонач. ед. веса, затем назв. др.-греч. монеты. В разных монетных системах С. чекан. из различ. металлов (золото, серебро, электр - сплав золота и серебра) и имел различ. вес. Наиболее известны С. эгинской системы (серебро, вес - 12,14 г), эвбейско-аттич. системы (золото, вес - ок. 8,60 г; по этой системе производ. чеканку Александр Македонский и большинство монархов эпохи эллинизма); электровые С. гг. Кизика (т.н. кизикины, вес - ок. 16 г), Фокеи и др. Иногда С. назыв. и золотые монеты перс. монархии Ахеменидов - дарики (вес - 8,4 г). Серебряные С. обычно делились на 2 драхмы, исключ. составл. коринфская система, где С. делится на 3 драхмы.

СТАТЕР КРЕЗА

СТАТЕР КРЕЗА - крезиод - монета из золота 990-й пробы, выпущена, как считают мн. исследователи, королем Лидии (М. Азия) Крезом (561 - 546 до н.э.). Вес монеты 10,8 г. На аверсе - изображ. льва и быка; реверс - без изображ. Существуют номиналы в 1, 1/2, 1/3 и 1/12 С. К. Кроме того, встречается более легкий С. К. весом в 8,1 г и соотв. ему 1/3, 1/4, 1/6, 1/12 и 1/24. Более легкий С. К. равнялся 20 серебр. полустатерам весом в 5,4 г, что соотв. соотношению золота и серебра (1:13,333) в то время.

СТАЦИЙ

СТАЦИЙ - Публий Паниний (ок. 40 - ок. 95) - др.-рим. поэт. Огромная эпич. поэма С. «Фиваида» (свыше 9000 стихов) основана на мифах фиванск. цикла и носит следы подраж. стилю Вергилия. В неоконч. поэме «Ахиллеида» С. успел описать только детство Ахилла. Больше популярн. принесли С. стихотв. «Сильвы». Эти стихотв. (в кол-ве 31) представл. собой поздрав. с днем рожд., со свадьбой, выражения благодарн. богатому покровителю и т.п.

СТЕКЛО

СТЕКЛО - естеств. С. известно человеку с древнейших времен. Наконеч. стрел, ножки и т.п., изготовл. перво-бытным человеком из природ. вулканич. С. (обсидиана), были найдены в самых различ. местах земного шара. Возникн. стеклоделия связано, по-видимому, с развитием гончарн. произ-ва. Получ. С. вначале было, вероятно, случайным. Примером такой возможности явл . образов. С. в результате расплавл. золы при пожаре зернохранилищ.

Произ-во С. в Др. Египте началось ок. 3000 лет до н.э. Из С. делались различ. украшения, амулеты. Во время Птолемеев (4 - 1 вв. до н.э.) в Египте существ. относительно развитое стекольное произ-во. Египет оставался центром стеклоделия вплоть до н.э.; его стекл. изделия вывоз. во мн. др. страны. Стеклоделие было развито также в странах Бл. Востока, в частн., в Сирии и Финикии, а также в Причерноморье. Кроме рядовой продукции, здесь изготовл. богатые уникал. изделия, украш. эмалью и золотом. С древ. времен С. было известно в Китае, где в 5 - 3 вв. до н.э. стекл. изделия появл. уже в до-вольно большом кол-ве. Первые письм. свидет-ва об изготовл. С. в Китае относятся к кон. 3 в. В источ. 5 в. говорится об умении китайцев изготовл. С. пяти цветов. Примерно за 1200 лет до н.э. уже была известна техника прессования С. в открытых формах. Этим способом изготовл. вазы, чаши, блюда, кубки, цветные мозаичные украшения. Особенно распростр. было голубое и бирюзовое С., окраш. медью. Зеленое С. получали окрашив. медью и железом. Синее С., окраш. кобальтом, появил. в Египте в нач. н.э.

СТЕЛА

СТЕЛА - у древ. греков надгробный памятник, как правило, имевший рельеф, или живописные изображ. (портрет умершего и др.) и надписи-эпитафии.

СТЕЛА КОРШУНОВ

СТЕЛА КОРШУНОВ - услов. назв. победной стелы (из известняка) с рельефными изображ. в неск. ярусов и надписью, представл. древнейшее ист. произв. шумеров. С. к. была воздвигнута при правителе г. Лагаш Эаннатуме в 25 в. до н.э. после разгрома им Зузу (Ур-Ур) - царя Описа (Упи, или Акшака), и Уша - правителя г. Уммы.

СТЕЛА НАРАМСИНА

СТЕЛА НАРАМСИНА - памятник иск-ва Др. Месопотамии 23 в. до н.э., хранящ. в Лувре (Париж); найден в Сузах. Представл. собой каменную плиту из красного песчаника, на к-рой изображен аккадский царь Нарамсин (2290 - 2254 до н.э.), поднимающ. во главе своей армии на вершину горы и поражающий воинов одного из горных племен Загра.

СТЕННЫЕ РОСПИСИ

СТЕННЫЕ РОСПИСИ - картины и орнаменты, исполнен. красками непосредственно на стенах или на холсте, бумаге и т.д., закреплен. на стенах. Прототипом С. р. явл. первобытные пещерные и наскальные изображ. С развитием архитектуры тесно связанные с ней С. р. образовали самостоят. обл. живописи, игравшую ведущую роль до широкого распростр. станковой живописи. Росписи архитектурных сооруж. были распростр. в Др. Египте особенно в 3 - 1-м тыс. до н.э.; храмы и гробницы украшались плоскостными изображ. культовых, батальных, бытовых и пр. сцен. Ко 2-му тыс. до н.э. относятся древнейшие С. р. эгейского мира, к-рые предшествовали антич., ознаменовавшим важный шаг в развитии реализма в живописи. Мастерами С. р. Др. Греции (Полигнот и др.) создавались настенные картины, проникнутые гражд. содержанием; в Др. Риме широко распростр. декоративные С. р. Для С. р. антич. эпохи, известных также в Сев. Причерноморье, Сирии, Месопотамии и др., хар-рны обобщенность, объемность и пластичность форм, тяготение к пространственности изображ. Древнейшие С. р. на терр. Ср. Азии восходят к первым векам до н.э. (Хорезм). Замечат. ср.-азиат. С. р. с фигурными изображ. созданы в 7 - 8 вв. (Пенджикент, Варахша и др.). В дальнейшем в Ср. Азии, как и в ср.-век. Иране, на Переднем Востоке и в мавританском иск-ве получили распростр. гл. обр. орнаментал. С. р. Для Китая (Дуньхуан, 5 - 11 вв.), Индии (Аджанта, 6 - 7 вв.), Цейлона (5 в.) хар-рны богатейшие С. р. пещерных сооруж. В Китае С. р. украшались дворцы и др. здания.

СТЕНОГРАФИЯ

СТЕНОГРАФИЯ - скорост. письмо, особый вид письма, к-рое ведется при помощи кратких знаков и по быстроте превосходит обыч. письмо в неск. раз. С. была известна в глубокой древности. Один из первых достовер. памятников С. - мраморная плита, найден. в Акрополе в Афинах (Др. Греция), относящ. к 350 до н.э. В 1 в. до н.э. С. была распростр. в Риме; наряду с обыч. письмом в школах преподав. скорост. письмо. Автором первой рим. системы С. был Тирон - вольноотпущенник Цицерона (1 в. до н.э.). Рим. С. поэтому назыв. «тироновы ноты»; она примен. до 11 в.

СТЕНТОР

СТЕНТОР - в греч. миф. (в «Илиаде») греч. воин, способный кричать столь же громко, как кричат одноврем. 50 человек.

СТЕРОПА

СТЕРОПА - Астеропа - в греч. миф.:

1. Дочь титана Атланта, одна из плеяд.

2. Дочь аркадского царя Кефея, получившая от Геракла локон Горгоны, обладавший свойством отпугивать врагов.

3. Супруга Ахелоя, мать сирен.

СТЕСИХОР

СТЕСИХОР (632/629 - 556/553 до н.э.) - др.-греч. поэт. Жил на Сицилии. Его настоящее имя - Тисий, а имя С. (устроитель хоров) он получил за мастерство в соч. песен для хоров. Сохран. ок. 60 фрагментов из его стихотв. («Герионида» и др.). Лучшее его произв. рисует взятие Трои. С. ввел в лирич. поэзию эпич. сюжеты, нар. сицилийские предания. Его трактовка мифов получ. признание великих греч. трагиков. С. слагал также эротич. (о любви девушки Калики) и буколич. песни (о пастухе Дафнисе). Введя «триаду» (строфа - антистрофа - эпод), С. обогатил лирич. поэзию разнообразием метрики. Его стихи оказали большое влияние на последующее развитие греч. поэзии.

СТЕФАН I

СТЕФАН I (975 - 1038) - первый венг. король. Правл. С., начавш. в 997, приходится на период становл. феод. отношений в Венгрии. При содействии рим. папы С. I принял в 1000 королев. титул и объявил венг. престол наследств. в роде Арпадов. Осуществил значит. терр.-админ. преобразования. С. I насильств. вводил в стране христианство по католич. образцу, издал свод законов. Деятельность С. I, особенно раздача земель приближ. лицам, соотв. интересам складывавш. феод. знати. При С. I была захвач. и присоед. к Венгрии часть Словакии.

СТЕФАН II

СТЕФАН II (ум. 757) - рим. папа 752 - 757; в 754 призвал в Италию для борьбы с лангобардами франкского короля Пипина Короткого. Отвоев. Пипином у лангобардов и переданные С. II обл. Ср. Италии явились ядром складывавш. в Италии церковного госуд. - папской обл.

СТЕФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ

СТЕФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ - греч. грамматик. В правл. имп. Юстиниана I был издан географич. лексикон «Описание народов», часть к-рого дошла до нас в оригинале, а остальное в цитатах, использов. в произв. др. авторов. Несмотря на огранич. познаний автора в обл. географии, его труд, статьи к-рого расположены в алфавитном порядке, явл. единств. в своем роде, драгоц. источ. сведений об антич. географии, оракулах, волшебных историях и т.д. С. В. заботиться о точности географич. терминов; после-дующие географы опирались на его труд (напр., Константин Багрянородный).

СТЕФАН СУРОЖСКИЙ

СТЕФАН СУРОЖСКИЙ (8 в.) - архиепископ г. Сурожа (Судак в Крыму). Имя С. С. упомин. в числе присутствов. на 7-м Вселенском соборе. В период иконоборчества выступал на стороне почитателей икон, за что подвергся преследованию в Константинополе. Умер в Суроже (2-я пол. 8 в.). Житие С. С. явл. важным ист. источ. по истории Крыма, особенно в связи с опис. нападения на Сурож новгородского князя Бравлина.

СТИГМА

СТИГМА - в Др. Греции клеймо на теле раба или преступника.

СТИКС

СТИКС - в греч. миф. божество одноим. реки в царстве мертвых. С. - одна из старших дочерей Океана и Тефиды, по др. версии, она - дочь Ночи и Эреба. Во время раздоров богов по приказу Зевса произносятся клятвы над водой С., принесен. Иридой. Бог, нарушивший клятву, год лежит бездыхан., девять лет живет вдали от Олимпа и только на десятый год возвращ. в сонм олимпийцев. Клятва водой С. - самая страшная. От брака с Паллантом С. родила Зависть (Ревность, Рвение), Нике (Победа), Силу (Власть) и Мощь.

Дети С. особенно дороги Зевсу, так как они всегда ему сопутствуют. Во время титаномахии С. поспешила стать на сторону Зевса и сохран. свой исконный почет и удел, получ. от него щедрые дары, а имя ее стало великой клятвой. Существует миф о том, что Персефона - дочь Зевса и С. С. фигурирует в числе др. нимф и богинь, игравших с Персефоной на лугу, когда ее похитил Аид.

СТИЛИХОН

СТИЛИХОН - Флавий (360 - 408) - рим. гос. деятель и полководец, с 395 - фактич. правитель Зап. Рим. империи; романизиров. вандал. Деятельность С. связана с борьбой поздней Рим. империи против вторгавш. в ее пределы различ. племен и движений рабов и колонов. С. командовал рим. войсками во Фракии, возгл. поход в Британию. В 395 отразил натиск «варваров» на Рейне. В 402 подавил нар. восстание в Норике и Реции и разбил при Полленции вторгш. в Италию вестготов, возгл. королем Аларихом I. В 406 разбил войско союза племен под руковод. Радагайса. С. стремился укрепить империю, объед. (с кон. 395) в своих руках управл. Вост. и Зап. империями. В этих целях широко привлекал на службу империи «варваров». Враждеб. С. сенаторская группировка, используя антиварварские настроения при дворе имп. Гонория, добилась казни С.

СТИЛОБАТ

СТИЛОБАТ - в антич. архитектуре (по опред. Витрувия) подножие колоннады, верх. поверхность ступенч. цоколя (стереобата) др.-греч. храма, на к-рой сооруж. колоннада; иногда С. назыв. вся верх. ступень стереобата.

СТИЛОН

СТИЛОН - Л. Элий Преконин (ок. 100 до н.э.) - рим. всадник из Ланувия, один из первых рим. филологов, учитель Варрона и Цицерона. Объяснил песни салиев и Законы 12 таблиц, а также установил, что из 130 комедий, приписыв. Плавту, ему безусловно принадлежат лишь 25. На исслед. С. оказали влияние взгляды стоиков.

СТИЛЬ

СТИЛЬ - бронз. стержень, заостр. конец к-рого использов. для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец С. делался плоским, для того, чтобы стирать написанное.

СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ

СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ - в др.-греч. миф. птицы, гнездивш. в лесной чаще близ г. Стимфала в Аркадии. Согл. мифу, они были покрыты бронз. перьями; сбрасывая их, С. п. убивали людей и животных; они пожирали все плоды и посевы в окрестностях, а по нек-рым версиям даже людей и животных. Прогнать и частично уничтож. С. п. удалось лишь Гераклу.

СТИХИЯ

СТИХИЯ - в антич. философии один из основных элементов природы (огонь, вода, воздух, земля), явл. якобы первоосновой бытия.

СТОБЫ

СТОБЫ - город в Македонии при впадении Эригона в Аксий (Вардар). Транспортный и торг. центр. При римлянах С. получил статус колонии и стал столицей пров. Македонии II, а позже - резиденцией раннехрист. епископа.

СТОИЦИЗМ

СТОИЦИЗМ - одно из значит. философских учений эпохи эллинизма. С. возник в кон. 4 в. до н.э. в Афинах. С. был основан Зеноном из Китиона (ок. 336 - 264 до н.э.). По переезде в Афины Зенон обуч. философии у киника Кратеса, затем у мегарика Стилпона и у академиков Ксенократа и Полемона. Ученики Зенона сначала назыв. «зеноновцами»; наимен. «стоиков» они получили от назв. украш. картинами Полигнота портика («стои»), где происходили их собрания. Руководящее полож. среди афинских школ Стоя получ. при Хрисиппе, к-рый возглав. ее в 232 - 204 до н.э. После Хрисиппа стоич. школу возглав. Зенон из Тарса, а затем Диоген из Селевкии. Преемником Диогена был Антипатр из Тарса (ум. ок. 125 до н.э.). Его современник Архедем основал школу С. в Вавилоне. Ученики Архедема - Боэт (ум. 119 до н.э.) и Панеций (ок. 185 - 110 до н.э.), а также Посидоний (135 - 50 до н.э.) - были родонач. т.н. Ср. Стои, писатели к-рой восприняли влияние пифагорейцев, Платона и Аристотеля. Со времени Ср. Стои стоич. философия начинает распростр. в Риме. Следующим периодом в развитии школы С. была т.н. Новая Стоя (1 - 2 вв.). Виднейшими из новых стоиков были Л. А. Сенека, Мусоний, Эпиктет, имп. Марк Аврелий. Так же как и эпикурейцы, стоики гл. задачей философии считали построение этики, опирающ. на физику и на учение о познании - логику, охватыв. также учение о языке и родах речи. От Гераклита стоики почерп. учение о происхожд. мира из огня и о периодич. повторяющ. возвращении мира в огонь, а также учение о мироправящем логосе, или законе. Для стоиков необходимость («судьба», «рок») непреложна. Действия людей происходят только по необходимости и различ. лишь по тому, каким обр. - добровольно или по принуждению - исполн. неотвратимая во всех случаях необходимость. Судьба ведет того, кто добровольно ей повинуется, и насильно влечет того, кто ей сопротивл.

СТОЙХЕДОН

СТОЙХЕДОН - расставл. в ряды. Греч. и рим. надписи часто нанос. на бронзу или камень без членения на слова. Буквы, отстоящие на равные интервалы одна от другой, образов. вертикал. и горизонтал. ряды. В древнейшие времена писали способом «бустрофедон», т.е. «извилистый, как путь быка, тянущего плуг».

СТОЛ

СТОЛ - род мебели, на к-рую ставили блюда с едой, напитки и т.п. С. имеет обычно три или четыре ножки, изготавл. из дерева, мрамора, бронзы и др. материалов; был в обиходе у римлян и греков. Сохран. С. в дорогом исполнении, относящ. к эпохе эллинизма и Др. Рима.

СТОНХЕНДЖ

СТОНХЕНДЖ - одна из крупнейших мегалитич. построек; наход. в Англии у г. Солсбери. Состоит из 3 различ. сооруж., возвед. в разное время на том же месте. 1-е относится к эпохе неолита, датируется 1900 - 1700 до н.э. и состоит из кругл. земл. вала и рва диаметром 97,5 м. 2-е датируется 1700 - 1550 до н.э., состоит из двух концентрич. кругов камней (38 пар), вертик. поставл. внутри древ. вала. Оно, по-видимому, служило для религ. процессий. К нему ведет земл. дорога длиной ок. 400 м. 3-е - относится к бронз. веку, датируется 1500 - 1400 до н.э. и состоит из врытых вертик. в землю тесаных камней высотой до 8,5 м и весом до 28 т и лежащих на них кам. плит, образующих замкн. круг диаметром 30 м. Плиты соед. с вертик. стобами при помощи вырубл. в камне пазов и шипов. Внутри этого круга находятся 5 трилитов (2 камня, покрытые сверху кам. плитой), окружающих горизонтал. лежащий т.н. алтарный камень. С. - несомненно древ. храм, возможно, связанный с культом солнца и символизир. небесный круг.

Предыдущая страница Следующая страница