Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БА"-"БЕН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БА"-"БЕН")

БА

БА - 1. в егип. миф. один из элементов, составл. человеч. сущность. Егип. писатель 4 в. Гораполлон, написавший трактат о егип. иероглифах, перевел Б. на коптский язык как «душа». В период Др. царства, согл. «Текстам пирамид», обладание Б. приписыв. только богам и фараонам. Б. мыслилось как воплощ. их силы и могущества. Их могло быть неск. (множ. ч. бау). Позднее, согл. «Текстам саркофагов» и «Книге мертвых», Б. считалось воплощ. жизнен. силы всех людей, продолжающей существовать и после их смерти. Обитая в гробнице и оставаясь в полном единстве с умершим, Б. может отделиться от тела человека и свободно передвигаться, оно совершает «выход днем» из гробницы, поднимается на небо, сопутствует человеку в загробном мире. Б. осуществляет все физич. функции человека: ест, пьет и т.д. Изображ. в виде птицы с головой, а иногда и руками человека. В кач-ве Б. богов нередко фигурируют свящ. животные (напр., Б. Себека - крокодил, Осириса - баран, Б. мн. богов - змея) или др. божества (так Хнум в Латополе (Эсне) считался Б. Шу, в Гипселисе - Осириса, в Леонтопо-ле - Геба, на о-ве Элефантина - Ра). Б. имели не только люди, но и мн. города: Гермополь, Буто, Иераконполь и др.

2. в др.-кит. миф. демон засухи, дочь Хуан-ди.

БААЛ

БААЛ - царь г. Тира в Финикии в 1-й пол. 7 в. до н.э., современник царя Ассирии Асархаддона.

БААЛАТ

БААЛАТ - в зап.-семит. миф. прозвище богини - покровит. местности. В Библе «госпожа» - одно из верхов. божеств, владычица и покровит. города, имевшая развитой культ.

БААЛ-ХАММОН

БААЛ-ХАММОН - в зап.-семит. миф. божество. Судя по знач. имени, бог солнца. В Карфагене одно из гл. божеств, бог плодородия. Отожд. с Сатурном и Юпитером, очевидно потому, что воспринял функции Илу. Часто выступает в паре с Тиннит.

БААЛШАМЕМ

БААЛШАМЕМ - Баалшамин - в зап.-семит. миф. бог - владыка неба. В ряде случаев, видимо, выступает как бог солнца. Почитание Б. было широко распростр. в Сирии с кон. 2-го тыс. до н.э.; в ханаанейско-арамейском пантеоне Б. стал верхов. божеством. В эллинистич. эпоху Б. отожд. с Зевсом и Юпитером (его местн. вариантами явл. Зевс Гелиполитанский и Юпитер Долихенский, культы к-рых приобрели в этот период большое знач., в т.ч. и за пределами Сирии). В Пальмире Б. - глава триады богов (помимо Б. в нее входили Малакбел и Аглибол), занимавших там (наря-ду с параллельной, а возможно, тожд. ей триадой Бел - Йарихбол - Аглибол) первенств. положение. С культом Б., вероятно, генетич. связан культ бога, именовавш. «Тот, чье имя благословенно в вечности» (его имя было запретным); этот бог мог занимать место Б. (как и Бела) в триаде и широко почит. в Пальмире во 2 - 3 вв. Почит. Б. было засвидет. в Эдессе еще в 5 в. н.э. В др.-араб. миф. Б. (Баалсамин) почит. в Набатее и у сафских арабов.

БААЛЬБЕК

БААЛЬБЕК - Др. Гелиополь.

БАБЕК

БАБЕК (ум. 837) - вождь нар. войны в Азербайджане против араб. завоевателей. Род. в Билалабаде в бедной семье. Был пастухом, погонщиком верблюдов, затем рабочим в Тавризе. В 816 вступил в отряд Джавизана, руководителя хурремитов (борцы за нар. освобожд.), и после его смерти возгл. нар. борьбу. В 835 халиф направил против Б. опытного полководца Афшину, к-рому удалось после ряда атак взять в 837 центр хурремитов - крепость Бадз. Б. ушел с небольшим отрядом, но был вскоре схвачен и предан мучит. казни.

БАБЕКА ВОССТАНИЕ

БАБЕКА ВОССТАНИЕ - крупное нар. антиараб. и антифеод. восстание в Азербайджане и Зап. Иране в 10 - 30-х гг. 9 в. под предводит. Бабека, объед. в 816 действия ряда крест. отрядов в Азербайджане. Гл. силой Б. в. были крестьяне и ремесленники - последователи учения хуррамитов, боровш. против власти арабов, феод. эксплуатации и ислама. К восстанию примкнули мн. мелкие землевладельцы, страдавшие от араб. ига.

Изгнав араб. гарнизоны, восставшие вскоре овладели почти всем Азербайджаном и Зап. Ираном; восстание охватило также Вост. Армению. Кол-во сторонников Бабека доходило до 300 т.ч. Борьба халифата с повстанцами была прервана войной халифата с Византией; его силы были также отвлечены на подавление восстания в Египте (830 - 833). После смерти халифа Мамуна (833) ха-лиф Мутасим (833 - 842) заключил с Византией мир и бро-сил все силы на подавл. восстания. В 833 близ г. Хамадана повстанцы потерпели тяж. пораж., потеряв, по араб. источ., 60 т.ч. Чтобы разгромить восстание, во главе араб. войск был поставлен крупнейший полководец халифа, правитель Усрушаны Хайдар ибн Кавус (835).

После упорной борьбы сопротивление восставших было сломлено. В 837 восставшие вместе с Бабеком были осаждены в их гл. цитадели аль-Бадд (в Карадаге), к-рая была взята осенью 837; Бабеку удалось бежать, но позже он был выдан феодалами халифу и казнен. Б. в. ослабило халифат и ускорило его распад.

БАБЕНБЕРГИ

БАБЕНБЕРГИ - княж. династия в Австрии: с 976 - маркграфы баварской Вост. марки.

БАБРИЙ

БАБРИЙ - греч. баснописец 2 в. н.э., уроженец Италии, живший в Азии. Он издал частично сохранивш. до нашего времени собрание т.н. «Эзоповских басен» в форме «хромых ямбов», в к-рых содерж. и анекдоты. Его басни, напис. в разговорном жанре, были популярны в антич. времена и использов. в кач-ве школьных пособий.

БАВАРЫ

БАВАРЫ - герм. племя. Впервые упомин. в нач. 6 в. в «Гетике» Иордана и «Истории готов» Кассиодора. Возможно, Б. произошли от маркоманнов, смешавш. с остатками др. герм. племен; маркоманны нек-рое время занимали обл., где ранее жило кельтское племя бойев, - Богемию, и, согл. этой гипотезе, получ. в связи с этим новое назв. В сер. 6 в. Б. заняли часть терр. Б. рим. провинций Норика и Реции; в 565 они достигли р. Лех, отделявшей их от алеманнов; Б. заселили терр. совр. Верх. Австрии, Зальц-бурга, Верх. и Ниж. Баварии, частично Тироля, земли западнее Богемск. Леса и севернее Дуная (обл. Нордгау) - на С.-З. - до р-на расселения франков и тюрингов.

БАГАУДЫ

БАГАУДЫ - назв. галльских повстанцев - эксплуатировавш. рим. рабовладельцами крестьян, колонов и рабов, - поднявших в 283 при имп. Карине восстание. Несмотря на то, что в 286 они потерпели пораж. от Максимиана, их движение продолжало развиваться дальше и охватило, в частн., исп. терр., где Б., в теч. почти 150 лет вели вооруж. борьбу против Рима, чем в немалой степени способств. распаду Зап. Рим. империи. Наиболее известные вожди Б. - Элиан и Аманд (286), Тибатт (435) и Василий (449 в Испании).

БАГРАМ

БАГРАМ - Беграм - руины древ. г. Каписи в Афганистане, в 60 км к С. от Кабула. Возникновение города относится к первым векам до н.э., запустение - ко 2-й пол. 4 в. н.э. в связи с возвышением Кабула.

БАГРАТ III

БАГРАТ III - груз. царь (975 - 1014), объед. под своей властью Зап. и значит. часть Вост. Грузии (Картли, Кахети, Эрети); приемный сын владетеля Тао-Кларджети Давида и племянник (по матери) абх. царя Феодосия. Опираясь на дворян, Б. упорно боролся с крупными феодалами, выступавш. против объед. страны, а также против араб. завоевателей. При нем был выстроен замечат. храм в Бедиа (Абхазия) и один из лучших памятников ср.-век. груз. культуры - т.н. храм Баграта в Кутаиси.

БАГРАТИДЫ

БАГРАТИДЫ - армянские (Багратуни) - древ. влият. княж. род в Армении. Первые сведения о Б. относятся к 1 в. до н.э. При дворе арм. Аршакидов (1 - 5 вв.) Б. занимали наследств. должность аспета - венцевозлагателя и церемониймейстера. В 4 в. до н.э. их родовым владением стала обл. Коговит. С этого времени растет политич. влияние Б. в Армении. При арабах, в 8 - 9 вв., Б. постеп. овладели б.ч. Армении. Ядром их владений стал Ширак; Б. приобрели должность «князя князей» Армении и возгл. борьбу с арабами за независ. Армении. В 886 Ашот I Б. стал царем. Царство Б. признали Халифат и Византия. Б. боролись за укрепл. независимости и объед. Армении, расширили ее границы. В 961 столицей их царства стал г. Ани. С этого времени оно назыв. Анийским царством. Царская династия Б. достигла высшего расцвета во 2-ой пол. 10 - нач. 11 вв. при Ашоте III, Смбате II и Гаги-ке I. В 1045 Армению захватила Византия. Последний Б. царь Гагик II был задержан в Византии (1045), после чего прекратилось существов. Б.

БАГРАТИОНЫ

БАГРАТИОНЫ - грузинские - цари из династии Багратидов. Одна из ветвей Б. выдвинулась в княжестве Картли в 6 - 8 вв.; с 9 в. Б. удерживали в своих руках царскую власть в Грузии. В 9 в. Ашот Б. основал в Юж. Грузии феод. княжество Тао-Кларджетию, получив от Византийск. императора титул куропалата (царедворца). В кон. 10 в. Давид Б., объед. под своей властью, кроме юж.-груз., ряд армян. обл., Картли и Абхазию, подчинил своему влиянию Сев. Грузию, превратил Тао-Кларджетию в сильное госуд. и положил начало объед. Грузии.

БАГРАТУНИ

БАГРАТУНИ - Шапух - армян. историк 9 в. Соч. его, посвящ. истории освобожд. от араб. ига и восстановл. независимости Армении, утеряно, но сохран. в выдержках армян. историков последующих веков.

БА ГУА

БА ГУА - в др.-кит. миф. космологии и натурфилософии восемь сочетаний («восемь триграмм») из цельных линий, символизир. мужское, светлое начало ян, и прерванных линий, соотв. женск., темному началу инь. В каждом из восьми сочетаний по три элемента: напр., три цельные линии обозначают понятие цянь (небо), три прерван. - кунь («земля»), две сплошные и одна прерван. сверху - дуй («водоем») и т.п. В древ. мифах изображ. этой системы классификаций приписыв. первопредку Фу-си. Система Б. г., подробно разработ. в древнейшем трактате «Ицзин» («Книге перемен»), легла в основу древ. и ср.-век. натурфилософии Дал. Востока, а также во многом каллиграфии; с помощью системы Б. г. пытались выразить все многообразие явлений природы и человеч. бытия (страны света, животные, части тела и т.п.). Б. г. обычно изображ. в виде круговой таблицы, часто вписанной в восьмиугольник. Известны две системы кругового располож. Б. г. Позже из Б. г. путем удвоения линий по шести в каждой комбинации были получены 64 гексаграммы, использовавш. кит. гадателями.

БАЗЕЛЬ

БАЗЕЛЬ - впервые упомин. в 374 н.э. как рим. лагерь времен имп. Валентиниана. В 5 в. Б. относился к алеманн-ским терр., в кон. 5 в. попал под правл. франкских королей.

БАЗИЛИКА

БАЗИЛИКА - портик в Афинах, где заседал архонт басилей; вытянутое в плане прямоугол. здание, разделенное внутри продольн. рядами колонн или столбов (пилонов) на нечетное кол-во удлиненных частей (т.н. нефов), имеющих самостоят. перекрытия; средний, гл. неф, всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезан. окнами, выступает над крышами боковых нефов. Б. имеет обычно перед входом попереч. в плане помещение (притвор, или нартекс), а в противополож. конце среднего, обычно большого по ширине, нефа - полукруглый выступ (т.н. аспида), крытый полукуполом. Первонач. Б. имели деревян. открытое стропильное перекрытие (скрытое иногда потолком), позднее замененное каменным сводчатым. В Др. Риме Б. служили суд. залами, рынками, биржей и пр. Христианство использов. Б. как место для молитвен. собраний, постеп. превратив ее в храм.

БАЙ-ДИ

БАЙ-ДИ - в др.-кит. миф. правитель З. наряду с правителями других стран света: В. - Тай-хао, Ю. - Янь-ди, С. - Хей-ди и Центра - Хуан-ди. Б.-д. ассоциров. с повелителем З. Шао-хао.

БАЙЛАКАН

БАЙЛАКАН - ср.-век. город, находивш. на месте нынешнего городища Орен-Кала, недалеко от слияния Куры и Аракса. Основан ок. рубежа 5 - 6 вв. как опорный пункт сасанидского госуд. на лучшем пути, связывавшем Иран с Закавказьем.

БАЙ-ХУ

БАЙ-ХУ - в др.-кит. миф. один из духов четырех стран света (наряду с Цин-луном, Чжу-цяо, Сюань-у), зверь - покровитель З., где находится страна мертвых. Б.-х. устрашал всякую нечисть и одноврем. рассматрив. как знак прогресса мирных наук.

БАЙЦЗЭ

БАЙЦЗЭ - в др.-кит. миф. мудрый, всеведающий и говорящий зверь. Его изображ. похожим на рогатого льва. Согл. древ. мифам, Хуан-ди («желтый государь»), отправивш. на охоту, встретил Б. у берега моря. Б. поведал ему о бесах и духах, встречающ. в Поднебесной, к-рых насчитыв. 11520 видов. Хуан-ди приказал нарисов. их, чтобы люди знали, как они выглядят.

БАЙ ЦИ

БАЙ ЦИ (ум. в ноябре 257 до н.э.) - полководец др.-кит. царства Цинь. С 294 до н.э. находился на различ. командных постах. Цинь-ские войска под команд. Б. Ц. неоднократно наносили пораж. армиям царств Чу, Вэй, Чжао и Хань. В 278 до н.э. циньский царь Чжао Сян-ван (306 - 251 до н.э.) пожаловал Б. Ц. за захват чуской столи-цы г. Ин титул правителя Уаня. В 260 до н.э. Б. Ц. был назначен верховным главноком., в том же году циньские войска, возгл. Б. Ц., в сраж. у Чанпина разгромили армию царства Чжао. По сообщению «Исторических записок» Сыма Цяня в этом сраж. Б. Ц. захватил в плен 400 тыс. чжаоских солдат и, опасаясь возможного бунта со стороны плененных, приказал заживо закопать их в землю. Война Цинь против Чжао была самой большой и самой жестокой войной периода Чжаньго. В 257 до н.э. Б. Ц. был оклеветан, разжалован и приговорен к смерти, после чего покончил жизнь самоуб.

БАКТРА

БАКТРА - древ. город в Ср. Азии, гл. город Бактрии (близ г. Вазирабад). Известен с сер. 1-го тыс. до н.э. По преданиям, первонач. центр распростр. зороастризма, позже - крупный центр буддизма в Ср. Азии.

БАКТРИЯ

БАКТРИЯ - Бактриана - древ. обл. в Ср. Азии по ср. и верх. теч. Аму-Дарьи. На С. граничила с Согдом по Гиссарскому хр., на Ю. и Ю.-В. - с Арахосией и Гандхарой, на З. - с Маргианой. Гл. городом была Бактра. В 6 - 4 вв. до н.э. входила в державу Ахеменидов, а затем - в империю Александра Македонского. После ее распада на терр. Б. и нек-рых соседних обл. возникло Греко-Бактрийское царство (ок. 250 о н.э. - между 140 и 130 до н.э.); после его распада Б. вместе с Согдом становится центром Кушанск. царства, создан. тохарами и др. племенами. От тохаров произошло более позднее назв. обл. - Тохаристан. В послемонгольское время обл. к Ю. от Аму-Дарьи именов. Балх, по гл. городу.

БАКУРИ

БАКУРИ (4 в.) - груз. царевич, отказавш. от трона и покинувший Грузию вследствие несогл. с догматами христианства; сторонник неоплатонизма. Обуч. философии в груз. Академии (существов. в Колхиде с 4 в.). Пользов. большим уважением среди философов того времени; был другом главы сирийской школы неоплатоников Либания, с к-рым находился в философской переписке.

БАКХИЛИД

БАКХИЛИД - греч. лирич. поэт первой пол. 5 в. до н.э. Современник и соперник Пиндара. Писал хоровые гимны, застол. песни для культовых и придворных празд-неств, а также т.н. эпиникии, т.е. стихотв. в честь победителей на играх и гимнаст. состязаниях.

БАЛАДИТЬЯПУРА

БАЛАДИТЬЯПУРА - Аниндитапура - кхмерское госуд. (по-видимому, раннефеод.) в Цент. Камбодже, существовало с кон. 6 - нач. 7 вв. по 2-ю пол. 8 в. Находилась в долине р. Стунг-Сен. В нач. 8 в. была захвачена госуд. Ниж. Ченла, но к сер. 8 в., в правл. Нрипатиндравармана, вновь обрела независимость и получила выход к морю в дельте Меконга (позже - всю дельту Меконга). Во 2-й пол. 8 в. короли Б. подчинили своей власти терр. госуд. Ниж. Ченла и с этого времени стали известны как короли Ченлы.

БАЛАКЛАВА

БАЛАКЛАВА - древ. город. Упомин. у Страбона, Плиния Старшего, Птолемея, Арриана и др. антич. авторов под назв. Символон, или Палакион); была поселением тавров. В 9 - 13 вв., как и др. города Причерноморья, вела торговлю с Русью.

БАЛАМ

БАЛАМ - сын Бауры - в мусульм. религии персонаж, соответ. библ. Валааму. В Коране не упомин., но комментаторы часто ассоцируют Б. с персонажами Корана, изменивш. своей праведности.

БАЛАМИ

БАЛАМИ - Абу-Али Мухаммед ибн Мухаммед (ум. 974) - визирь Саманидов, Абд-аль-Малика I и Мансура I. В 963 закончил на перс. яз. составление сокращ. редакции труда Табари по всемирной истории (т.н. «перс. Табари»). Труд Б. - самый ранний из дошедших до нас ист. соч. на но-воперс. яз. Содержит ряд ценных сведений, отсутствующих в сохранивш. араб. редакции труда Табари. Переве-ден на франц., тур., урду, араб. языки.

БАЛАРАМА

БАЛАРАМА - Баладева - в индуист. миф. старший брат Кришны. Счит. аватарой Вишну или же змея Шеши, на к-ром возлежит Вишну.

БАЛЕАРСКИЕ ОСТРОВА

БАЛЕАРСКИЕ ОСТРОВА - о-вная группа в зап. части Средиземн. м. Состоят из двух крупных о-вов - Мальорки и Минорки - и целого ряда более мелких. Возникнов. наз. Мальорка и Минорка относится к 6 в. н.э. Первонач. Б. о. наход. под властью финикийцев, затем были завоев. карфагенянами, к-рые взяли на вооруж. своих войск знаменитые балеарские метательные машины. С 123 - 122 до н.э. окончат. отошли к Риму. В ходе администрат. реформ Диоклетиа-на и Константина образовали совместно с Питиусскими о-вами нов. пров. В 5 в. Б. о. были завоев. вандалами; c 534 по 768 наход. под властью Византийской империи.

БАЛИ

БАЛИ - в индуист. миф. царь дайтьев, сын Вирочаны и внук Прахлады.

БАЛЛИСТА

БАЛЛИСТА - метател. машина, действовавшая силой упругости скруч. волокон (сухожилий, волос, веревок и т.п.). Баллисты существов. до кон. 5 в. и применялись обычно для разруш. крепостных стен. Б. метали на расст. 400 - 1000 м камни (до 30 кг), тяжелые стрелы, окован. железом бревна (длиной до 3,5 м, пробивали 4 ряда плотн. частокола), бочки с горящей смолой и т.п. На произ-во выстрела требовалось от 15 мин. до часа; обслуживало Б. неск. человек.

БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ

БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ - поскольку в античности не было известно, что Скандинавия представл. собой п-ов, Б. м. и Северное м. рассматрив. как части «Северн. океана». Уже Пифей побывал поблизости от Б. м. и сообщает об о-ве Басилейя (Скандинавский п-ов?), к-рый Ксенофонт Лампсакский назыв. Балкией (или Балтией); от этого назв. происходит наименов. Б. м., употребл. со времен Адама Бременского (11 в.).

Сведения, содержащ. у Плиния Старшего, основаны на данных мор. экспедиции Тиберия (4 - 5 в.) до Кимбрского мыса (мыс Скаген). Благодаря торговле янтарем уже на карте Агриппы, как вост. граница Германии указана Висла; поэтому Тацит назыв. Б. м. «морем свевов».

БАЛУ

БАЛУ - Баал, Ваал - в зап.-семит. миф. одно из наиболее употребит. прозвищ богов отдел. местностей и общих богов. Наибольшим рас-простр. пользовался культ Б. - бога бури, грома и молнии, дождя и связан. с дождем плодородия (именов. также Баал-Хаддад, позднее Хаддад. В Угарите этот бог - гл. герой мифов (Алиййану-Б., Алиййан). Б. - сын Илу и Асират, но одноврем. его назыв. сыном Дагана. (По позднему финикийск. преданию мать Б. одна из наложниц Урана, в данном случае соотв., очевидно, Илу, попала к Дагану, уже будучи беременной от Урана). Сестра и возлюбл. Б. - Анат. Б. именуется богатырем, сильнейшим из героев, скачущим на облаке, князем (Балл-Зебул, отсюда библ. Вельзевул), возвышенным; известны его изображ. в облике быка (символ плодородия) или воина, поражающ. землю молнией-копьем. Он живет на горе Цапану («северная», на иврите Цафон, антич. Касиус, соотв. совр. Джебель аль-Акра) и явл. ее владыкой. Вероятно, Баал-Хаддад (Алиййану-Б.) тожд. более позднему (1-е тыс. до н.э.) финикийск. Баал-Аддиру. Почитание Хаддада было широко распростр. в Сирии с конца 2-го тыс. до н.э.; его супругой счит. Атаргатис. В эпоху эллинизма отожд. с Зевсом.

БАЛХ

БАЛХ - городище в 23 км к З. от Мазари-Шерифа в Сев. Афганистане, близ совр. г. Вазирабада (Балха); развалины древ. г. Бактры - столицы Бактрии, и ср.-век. города Б. В период 6 - 4 вв. до н.э. терр. городища была обжита. Тогда же начинает обживаться и р-н к Ю. от Бала-Хиссара. В 3 - 2 вв. до н.э. Б. был столицей Греко-Бактрийского царства, а затем нек-рое время Кушанского царства. В первых веках н.э. площадь Б. увеличилась, был построен новый обвод стен. Терр. вокруг Б. была обнесена стеной, имевшей ок. 85 км в окружности. В 7 в. н.э. Б. был разрушен арабами, но уже в 725 началось его восстановление. В 10 в. Б. состоял из собственно города (шахристан) и обширного пригорода (рабад).

БАЛЬДР

БАЛЬДР - в сканд. миф. юный бог из асов. Б. - любимый сын Одина и Фригг, брат Хермода, муж Нанны, отец Форсети. Б. - прекрасен, светел, благостен; его ресницы сравнивают с белоснежн. растениями. Он живет в Асгарде, в чертоге Брейдаблик, где не допускаются дурные поступки. Б. назыв. мудрым и смелым, однако фактич. он явл. пассивным, страдающим божеством.

БАЛЬЗАМ

БАЛЬЗАМ - добываемый из определ. пород деревьев сок, теряющий на воздухе часть своих эфирных масел, густеющий и превращающ. в смолу. Высоко ценился в антич. времена благодаря своему приятн. аромату и целебным кач-вам. Нередко древ. торговцы ради барыша продавали своим клиентам поддельный, ненатурал. Б.

БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ

БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ - меры по предохран. трупа от разложения. Было известно с глубокой древности и имело особенное распростр. у древ. египтян, к-рые в связи со своими религиоз. верованиями бальзамиров. и превращали в мумии трупы не только людей, но и нек-рых животных. У египтян Б. производ. путем удаления всех внутренностей и замены их ароматич. веществами, кроме того, тело пропитыв. натронными солями и бинтовалось тканью, насыщ. бальзамич. материалом.

БАЛЬНЕАТИКА

БАЛЬНЕАТИКА - входная плата при посещении обществ. бань. Размер платы составлял в Риме 1/4 асса, в Випаске (Португалия) 1/2 асса для мужчин и 1 асс для женщин. При Диоклетиане размер платы был установлен в 2 денария. Посещ. бань детьми было бесплатным.

БАМИАН

БАМИАН - древ. город, существовал на терр. совр. Афганистана, в 230 км к С.-З. от Кабула. Начиная с 1 в. Б. упомин. в источ. как оживл. торг. город. До араб. завоевания (в 7 в.) население Б. исповедовало буддизм. У города находились будд. монастыри и знаменитые «Бамианские колоссы».

БАНАУС

БАНАУС - общее назв. у древ. греков ремесленников и мастеров, гл. обр. ремесл. низов, зарабатывающих себе на пропитание физич. трудом. В условиях антич. рабовлад. строя достойной свободн. человека счит. только та дея-тельность, к-рая основыв. на его духовных способностях и не служила зарабатыв. средств к существованию. По этой причине отношение к Б. было самым презрительным.

БАНДУЗИЙСКИЙ ИСТОЧНИК

БАНДУЗИЙСКИЙ ИСТОЧНИК - прославл. Горацием источ., местополож. к-рого неизвестно. По мнению одних, его следует искать в долине Дигенции, вблизи сабинск. поместья поэта, по мнению других - в окрестностях Венузии, места, где род. Гораций.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО - антич. Б. д. возникло еще в гомеровские времена и было связано на начальной своей стадии с отдачей под залог, на хранение или получ. в кредит с.-х. продукции и ремесл. изделий. Появление денежных единиц в виде монет повлекло за собой стремит. развитие греч. Б. д. Уже к 6 в. до н.э. в Греции появ. банки при храмах, а также частные, принадлежавшие отдел. лицам. Размер взимавш. процентов был высок, напр., при мор. займах он составлял 20 - 33 %. Наивысшую точку развития антич. Б. д. достигло в эллин.-рим. Египте. В императорскую эпоху уровень Б. д. в отдел. рим. пров. неоднороден и хар-ризовался степенью развития существов. там товарно-денежных отношений (вследствие того, что в Рим. империи никогда не существовало един. внутр. рынка). Экономич. и соц. кризисные явления повлекли за собой, особенно на З. империи, упадок и в конеч. итоге почти полное исчезн. антич. Б. д.

БАНЬ ГУ

БАНЬ ГУ (1 в.) - кит. историк. Один из авторов труда, охватывающ. период от 209 до н.э. по 24 н.э., напис. им совместно с отцом и сестрой. Б. Г. навлек на себя недовольство властей, был заключен в тюрьму, где в 92 умер. Его «История ранней Ханьской династии» содержит разнообраз. материал по истории, экономике, географии, культуре Др. Китая и народов Ср. Азии.

БАНЬ ЧАО

БАНЬ ЧАО (32 - 102) - кит. полководец и дипломат; принадлежал к семье извест. историков. Выдвинулся в вой-нах против гуннов. В нач. 1 в. гунны перерезали караванные пути, связывавшие Китай с З. После побед, одерж. Б. Ч. у оз. Баркуль, он в 73 начал свой поход на З. В 91 он разгромил войска гуннов, вступил на терр. Ср. Азии и дошел до Антио-хии-Маргианы.

БАНЯ

БАНЯ - купание для очищ. тела древ. греки сочетали с посещением Б., особенно после физич. работы. Уже в микенский период в домах состоят. людей оборудов. банные комнаты. В Спарте Б. для молодежи явл. купание на свежем воздухе в р. Эврот. Люди старш. возраста посещали парную Б. и обливали тело холодной водой. В Афинах, где обуч. плаванию носило обязат. хар-р, частные и гос. публич. Б. и купальни возникли в 4 - 5 вв. до н.э. За определ. входную плату клиенты могли пользов. помещениями для переодев., принимать холодные и горячие ванны, а также посещать парные комнаты в муж. и жен. отделениях. Общим для обоих полов был большой бассейн (не во всех Б.), при входе в к-рый следовало надевать купальную набедр. повязку. За повыш. плату клиента обслуживал спец. предназнач. для этой цели банный служитель. Он, помимо непосредств. самого мытья, натирал клиента особыми эссенциями, по-давал ему различ. кушанья и напитки. Распростр. было так-же купание под струящ. водой (обливание, душ). Б. - неотъемл. часть всех греч. спорт. сооружений. Римляне в 3 в. до н.э. сделали из обыч. посещения Б. своего рода одну из форм времяпровожд. Усовершенств. отопит. системы позволило римлянам сооружать обществ. Б. больших размеров (термы). Наряду с посещением терм жители Др. Рима принимали мор. и целеб. ванны.

БАО-ГУН

БАО-ГУН - в кит. миф. справедл. судья, почит. как один из судей загробн. мира. В основе образа Б.-г. сановник Бао Чжэн (999 - 1062), к-рый прославился расслед. запут. преступлений и своей неподкупн.; он наказывал всех, невзирая на лица и даже на родство с императором.

БАПТИСТЕРИЙ

БАПТИСТЕРИЙ - бассейн с прохлад. водой в рим. термах. Начиная с 4 в. н.э. Б. назыв. церкви в честь Иоанна Крестителя, предназнач. для свершения обряда крещения. Наиболее значит. Б. 5 в. сохран. в Равенне.

БАРБИТОС

БАРБИТОС - барбитон - одна из разновидн. лиры.

БАРДА

БАРДА - древ. город Азербайджана на р. Тертер. Видимо, существовал еще в 4 в. В 5 в. нек-рое время именовалась Перозапатом (вероятно, по им. Сасанидского царя Пероза, или Фируза) и была столицей Албании Кавказской. В сер. 6 в. из-за набегов кочевников в Б. была перенесена из г. Чола резиденция алб. католикосов. В нач. 8 в. Б., как всю Албанию, завоевали арабы. Находясь на плодородной равнине, на пересечении караванных путей Востока, Б. стала крупным торг.-ремесл. городом. Б. имела оборонит. стены, защитный ров, кам. мостовые, крытые рынки. В 10 в. была захвачена Саларидами, а затем пришедшими с С. русами. В результате воен. действий пришла в упадок.

БАРДЫ

БАРДЫ - нар. певцы кельт. племен. Б. были известны римлянам еще во 2 в. до н.э.

БАРИГАЗА

БАРИГАЗА - располагавш. недалеко от Аравийск. м. на терр. инд. штата Гуджарат древ. торг. город, именем к-рого назыв. также и залив. Упоминающ. впервые в 1 в. н.э. город явл. важным перевалоч. пунктом на транспортных путях в Вост. Азию и играл большую роль в мор. торговле между Египтом и Индией, в частн., как офиц. рынок построен. на З. кораблей и судов, а также как осн. закупоч. центр тканей.

БАРКА

БАРКА - древ. назв. Киренаики.

БАРКИДЫ

БАРКИДЫ - карфагенский торг.-аристократич. род, выходцами из к-рого были знаменитые полководцы и политич. деятели, такие как Гамилькар Барка, Ганнибал и Гасдрубал. В 3 в. до н.э. Б. явл. ярыми противниками римлян.

БАР-КОХБА

БАР-КОХБА - почетное прозвание (др.-евр. - сын звезды) Симона, вождя иуд. восстания 132 - 135. Симон Б.-К. возглавил освободит. движение населения Палестины (иудеев (гл. обр.), самаритян и др.) против рим. владычест-ва. Попытки имп. Адриана построить в Иерусалиме храм Юпитера и запретить обрезание послужили непосредств. толчком к восстанию и придали ему в осн. религ. хар-р. Восстание было подавлено полководцем Ю. Севером, сам Б.-К. погиб.

БАРОН

БАРОН - феод. титул в Зап. Европе. В 6 - 7 вв. Б. назыв. вообще знатн. человека.

БАРСИСА

БАРСИСА - в мусульм. религии имя человека, поддавш. искушениям шайтана, но обманутого им.

БАРХУТ

БАРХУТ - Барахут - в мусульм. религии колодец, связанный с преисподней и населенный душами неверных.

БАРШАМИН

БАРШАМИН - Баршимниа, Баршам - в армян. миф. божест-во, выступающее противником богов и героев (Вахагна, Арама и др.). Образ восходит, по-видимому, к зап.-семит. Баалшамему, культ к-рого был распростр. в Армении. По-строен. в честь Б. храм и статуя из слоновой кости, вывезен. из Месопотамии Тиграном II (1 в. до н.э.) и установл. в селении Тордан (к Ю.-З. от совр. г. Эрзинджан в Турции), были разрушены после принятия в Армении христианства.

БАСИЛЕЙ

БАСИЛЕЙ - 1. В микенскую эпоху, согл. расшифров. пилосским надписям - правитель небольш. поселения.

2. В гомеровском эпосе - глава племени или союза племен. Первонач. избирался, позже - наследовал власть.

3. Один из двух титулов спарт. царей.

4. В Афинах - сначала глава племени или союза племен, позже - 2-й архонт.

5. Титул греч. и макед. царей в эллинистич. странах и вообще обознач. царя в др.-греч. лит-ре.

6. Титул рим. императора в др.-греч. лит-ре, начиная с Августа.

БАСКОВ СТРАНА

БАСКОВ СТРАНА - Баскония, Эускади - ист. обл. Испании. В 1 в. до н.э. Б. с. оказалась под властью Рима (до сер. 5 в. н.э.). В 5 - 7 вв. баски вели упорную борьбу против вестготов.

БАСНЯ

БАСНЯ - краткий рассказ в стихах или прозе нравоучит., сатирич. хар-ра. В Б. выступают боги, люди, но чаще всего действующ. лицами явл. животные, наделен. человеч. чертами. Жанр Б. имеет вост. происхожд. У греков Б. принадлежала в теч. столетий к традиц. устн. нар. творчеству и с самого начала обладала отчетливо выражен. соц.-критич. чертами.

Основоположником жанра Б. счит. Эзоп, по его имени все басни в 5 в. до н.э. получ. наименов. «эзоповских». До 4 в. до н.э. Б. появл. в лит-ре лишь спорадич. (Гесиод, Архилох, Софокл, Платон). Во времена эллинизма Деметрий из Фалерона составил сборник эзоповских Б. в прозе. Пример такого собрания «Аугсбурский сборник», относящ. к 1 - 2 вв. н.э. В рим. лит-ре Б. также появл. первонач. разрозненно (Энний, Луцилий, Гораций); самостоят. лит. жанром их сделал Федр (1 в. н.э.). Греч. Б. писал Бабрий (2 в.), часть их сохран. до настоящ. времени. В греч. традициях составлены лат. Б. Авиана (4 в.).

БАССЫ

БАССЫ - греч. селение в Аркадии возле Фигалии. Извест-но храмом Аполлона Эпикуриоса, построен. Иктином в кон. 5 в. до н.э. В целле этого дорич. храма впервые встреч. коринфская колонна; внутр. колонны выполнены в виде стенных выступов с трехчетвертными ионич. колоннами. Обрамляющий карниз рельефный фриз, находящ. в наст. время в Британском музее, изображ. битву лапифов с кентаврами. От метоп фронтона целлы сохран. только отдел. фрагменты.

БАСТ

БАСТ - Бастет - в егип. миф. богиня радости и веселья. Свящ. животное Б. - кошка. Изображ. Б. в виде женщины с головой кошки, атрибут Б. - муз. инструмент систр. Центр ее культа, расцвет к-рого относится к ХХII династии (Бубастидов) 10 - 8 вв. до н.э. - Бубастис. Сын Б. - Махес. Б. отожд. с Мут, а также с почитавш. как Око Ра Тефнут, Сехмет и Хатор. В связи с этим Б. также приобрела функции солнеч. Ока. Геродот сообщ. о ежегодных торжествах в честь Б., сопровожд. пением и плясками. Древ. греки отожд. Б. с Артемидой.

БАСТАРНЫ

БАСТАРНЫ - племя иллиро-фракийск. происхожд., жившее на Дунае; по-видимому, подверглось кельт. влиянию. Впервые Б. упомянуты в греч. источ. 2 в. до н.э. как союзни-ки Филиппа V Македонского в его борьбе с римлянами и фракийск. племенами. Выступали также в союзе с Митридатом VI Евпатором против Рима. В 29 до н.э. были разбиты рим. полководцем Марком Лицинием Крассом. Ок. 100 тыс. Б. были поселены имп. Пробом (3 в. н.э.) на прав. берегу Дуная. Позднее их имя исчезает.

БАСТВАРАЙ

БАСТВАРАЙ - в иран. миф. (в «Авесте») сын Зариварая, в эпосе на ср.-перс. - Баствар (Бастур, Настур), сын Зарера.

БАТАВЫ

БАТАВЫ - племя древ. германцев, населявшее терр. между рр. Рейном и Ваалом (в совр. Голландии). В 1 в. до н.э. Б. были покорены Римом и стали поставлять ему войско. В 69 - 70 н.э. Б. во главе с Цивилисом подняли восстание против Рима. В 4 в. терр. Б. была захвач. франками, а сами Б. вошли в состав франкск. союза племен.

БАТАНЕЯ

БАТАНЕЯ - Васан, Башан - плодород. обл. в Сев.-Вост. Палестине, заселен. в греко-рим. период иудеями и эллинизиров. сирийцами. В 1 в. н.э. в Б. управл. ставленники рим. императоров из дома Ирода.

БАТОНЕБИ

БАТОНЕБИ - в груз. миф. собират. назв. духов, приносящих инфекц. болезни. Известны Б., приносящие корь (Цитела Батонеби), коклюш (Хвела Батонеби), оспу (Диди Батонеби) и др. Все Б. счит. детьми др.-груз. божества Нана. В семье, один из членов к-рой болеет, готовят для угощения Б. сласти, ставят украшен. подарками дерево Б., зажигают ореховое масло, завешивают красной тканью комнату больного, исполняют ритуал. песню-мольбу «Батонебо» (или «Иав Нана»). Слово «Б.» явл. также нар. назв. инфекц. болезней.

БАТРАХОМИОМАХИЯ

БАТРАХОМИОМАХИЯ - небольшой греч. комич. животный эпос, пародировавший «Илиаду» (мыши и лягушки вступают в войну между собой, выступая при этом в облике героев и выражаясь языком героич. эпоса). Это напис. гекзаметром поэтич. произвед., авторство к-рого ошибочно приписыв. Гомеру и Пигрету Галикарнасскому, появ. между 6 и 3 вв. до н.э. и было выдержано в хар-рных уже для египтян традициях лит. произв., повествоваших о борьбе враждеб. или неравных по своей силе зверей. «Б.» явл. единств. сохранивш. греч. поэтич. соч. подобн. жанра и потому часто заимствов. и копировалась.

БАУ

БАУ - Баба - в шумер. и аккад. миф. богиня г. Лагаша, божество плодородия. Менее известна как богиня-врачеват., «целительница черноголовых» (в одной шумерской песне она назв. так наряду с богиней-целительн. Нининсиной; со старовавилонск. периода идентифиц. с Нининсиной). Ее частый эпитет - «матерь Б.». Родители Б. - бог неба Ан и богиня Гатумдуг, ее супруг - воен. божество, покровитель г. Лагаша Нингирсу, сама она - мать семи дочерей.

БАУБО

БАУБО - в греч. миф. жительница Элевсина, к-рая вместе с мужем не только радушно приняла у себя в доме Деметру, искавшую дочь, и угостила ее кикеоном (напитком), но и развеселила богиню не совсем пристойной болтовней и жестами. В нек-рых мифах Б. счит. матерью Триптолема, любимца Деметры (хотя чаще он - сын элевсинских царей).

БАХРАМ ГУР

БАХРАМ ГУР - в иран. миф. и эпосе историч. шах Вахрам V Гур (из династии Сасанидов, правил в 5 в.). В легендах о Б. Г., переданных в «Шахнаме», рассказыв. о его воспитании в аравийском княжестве, об охоте и пирах, о борьбе за престол, о встрече Б. Г. с четырьмя дочерьми мельника и его женитьбе на них; Б. Г. приписыв. справедл. царствование и законы, облегчающее положение народа. Когда приходит пора смерти Б. Г., то земля расступается и проглатывает его. В легендах о Б. Г. воплотились мн. древ. сказания (о Рустаме, Кай Хусроу и др. героях). По древ. традиции Б. Г. счит. первым поэтом на яз. фарси.

БАХТ

БАХТ - в армян. миф. персонифик. судьбы. Б. в облике седобород. старца, сидящ. на небе или на высокой горе, определяет судьбу кажд. человека. Его предначерт. фиксируются Грохом в особых кн. или на лбах людей. В нар. поверьях Б. именуют также духа счастья, посылаем. богом или судьбой отдел. семье, отдел. человеку (этого духа назыв. иногда Долватом, «благосостояние»). Он может иметь облик юноши или старца. У кого живет Б., тому сопутст-вует удача, а кого он покидает, того преследует невезение. Б. часто появл. в белой одежде в домах, в хлевах или на пастбищах, где сторожит скот. Он уходит из дома, в к-ром его оскорбили. Чтобы вернуть обратно или пригласить Б., в конце года или в начале нового года, совершают особые церемонии: девушки садятся на кочергу и скачут на них, старухи выходят из дома с посохами, стучат по земле и особыми заклинаниями просят Б. вернуться в их дом. Иногда Б. отожд. с духами предков.

БАХУС

БАХУС - лат. форма имени Вакх (одного из имен Диониса).

БА-ЧЖА

БА-ЧЖА - в поздней кит. миф. божество, уничтожающее саранчу. Считается, что Б.-ч. вызывает саранчу в суд и сажает ее на цепь. Б.-ч. изображ. с лицом человека, с носом, похожим на птичий клюв, обнаж. по пояс. Ниже пояса его туловище напоминает колокол (по одной из легенд, он родился от колокола), из-под к-рого торчат большие птичьи лапы с когтями. На голове странные волосяные пучки, к-рые за ушами как бы заменяют рога. В одной руке он держит тыкву-горлянку, в к-рую сажает саранчу, уничтожая ее та-ким образом. В др. руке - меч или слиток золота, или дерев. молоток, или знамя с надписью: «собираю саранчу и уничтожаю ее». Каждый год после сбора урожая устраивалась благодарств. церемония в честь Б.-ч.

БЕБАН

БЕБАН - Бабон - в егип. миф. божество, соратник Сета, с к-рым иногда отожд. Возможно, имя Б. связано с олицетв. мрака в «Книге мертвых» - Бабу.

БЕГ

БЕГ - самый ранний вид легкой атлетики и долгое время единст. состязание на Олимпийских играх. Различался Б. на следующие дистанции: а) Б. на 1 стадию (в Олимпии - 192,27 м); б) диаулос - Б. на 2 стадии (в Олимпии - 384,54 м); в) долихос - Б. на длинные дистанции, т.е. на расст. от 7 до 24 стадий; г) «конный», т.е. Б. на 4 стадии (не был включен в программу Олимпийских игр); д) Б. с оружием (в Олимпии на 2 стадии, в др. местах - на 4 стадии); первонач. воины бегали в полном вооруж., потом только со щитом, мальчикам не разрешалось участв. в этом состязании; е) эстафетный Б. с факелом (был включен в программу только Панафинейских игр). При Б. на средние и длинные дистанции требовалось пробежать взад-вперед по беговой дорожке шириной примерно 1,40 м с поворотом у финишной стойки. О том, на каком уровне находился в эту эпоху этот вид легкой атлетики, свидет. тот факт, что для Б. на короткие дистанции была установл. длина в 180 - 190 м, позволяющая развить максимал. скорость.

БЕГЕЛА

БЕГЕЛА - в груз. миф. один из дэвов. У горцев Вост. Грузии Б. - царь дэвов, по др. версиям - один из богатырей при дворе царя дэвов, убитый Иахсари или Копалой. Иногда Б. представл. также женщиной из дэвов - красавицей с длинными волосами, семью волнами ниспадавш. на землю.

БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ

БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (ок. 672 - 26.05.735) - англо-саксонский летописец, монах из Нортумбрии, важнейш. в то время культурного центра Англии, писал на лат. яз. Род. в Уирмуте и б.ч. жизни провел в монастырях в Уирмуте и Ярроу. Ему принадлежат соч. по истории, хронологии, главное - «О шести возрастах мира» («De sex aetatibus mundi»), в к-ром он настойчиво защищает счет времени от «Рождества Христова», а также комментарии на Евангелие и произв. «отцов церкви» (Августина, Иеронима и др.) и трактаты по грамматике, естеств. истории. Наиболее значит. произв. Б. Д. - «Церковная история народа англов» («Historia ecclesiastica gentis anglorum»), охватывающая период от походов в Британию Юлия Цезаря (55 и 54 до н.э.) до 731.

БЕЗАНТ

БЕЗАНТ - бизантин - назв. византийск. золотого солида, распростр. в странах Зап. Европы, благодаря крестовым походам. Б. был основной золотой монетой в торговле со странами Бл. Востока. Подражания Б. имеются и в др. странах. Напр., в Европе арабская золотая монета, чеканенная по стопе византийск. солида, назыв. сарацинский бизантин.

БЕЙРУТ

БЕЙРУТ - Берута, Берит - известен с 18 в. до н.э. как город и порт в Финикии. Подчинялся егип. фараонам (15 в. до н.э.), хеттским царям (14 в. до н.э.), ассир. и др. завоевателям. В эллин.-рим. период стал крупным торг.-ремес. центром, пользующ. автономией и правом чеканки монеты. В 635 н.э. был включен в состав араб. халифата.

БЕЛ

БЕЛ - 1. в греч. миф. царь Египта, сын Посейдона и нимфы Ливии, брат-близнец Агенора (отца Европы), отец Эгипта и Даная.

2. в аккад. миф. обознач. нек-рых богов, прежде всего Энлиля; затем, со старовавилонск. периода, могло быть эпитетом любого бога, с касситск. периода - исключит. Мардука (в греч. передаче применит. к Мардуку - Белос); к 2 - 1 тыс. до н.э. в единый образ «владыки» - Б. сливаются (Энлиль и Ашшур). Такое обознач. отдельных богов нарицат. именами было свойственно и древ. семит. народам.

БЕЛАЗУРИ

БЕЛАЗУРИ - Ахмед ибн-Яхья (ум. в 892) - выдающ. историк, перс по происхожд., писал на араб. яз.; род. в Багдаде. Б. был другом халифов Мутаваккиля Мустасимна и воспитателем Абдаллаха, сына халифа Мутазза. В своем гл. труде «Книга завоевания стран» Б. опис. араб. завоевания 7 - 8 вв. Др. крупный труд Б. - «Родословная знатных» служит одним из важнейших источ. для изучения истории халифата в период Омейядов.

БЕЛГИ

БЕЛГИ - 1. Сев.-вост. галльские племена, обитавшие между рр. Сеной и Рейном, впервые стали известны римлянам в связи с походами Юлия Цезаря. Большинство Б. (до рим. завоевания по соц.-экономич. развитию отсталые племена) определены Цезарем как кельты, нек-рые племена (вост.) - как германцы. Счит. в древности храбрейшим народом (по Страбону, могли выставить 300 тыс. воинов); оказали упорное сопротивл. римлянам; покорены легионами Цезаря в 57 - 46 до н.э. Важнейшие из белгских племен: ремы, нервии, белловаки, свессоны, амбианы, морины, менапии, калеты, велиокассы, виромандуи, адуатуки, треверы, атребаты, токсандры, секваны. При Августе (в 16 до н.э.) была организована пров. Белгика.

2. Племена кельт. происхожд., переселивш. в древности с материка в Юж. Англию.

БЕЛЕНДЖЕР

БЕЛЕНДЖЕР - Баленджар - ср.-век. город на Сев. Кавказе. Местоположение Б. предположит. - у с. Андреево (Эндери, Ждере), на берегу Сулака в Сев. Дагестане. Предание приписывает основание Б. легенд. Баланджару ибн Яфету. Вероятно, первое упомин. Б. восходит к событиям 6 в., описываемым Якуби (9 в.), по к-рому Б. был завоеван войсками Сасанидов. По Масуди, Б. до 8 в. был одной из столиц Хазарского каганата. В 7 - 8 вв. подвергся атакам армий Халифата, встретившим упорное сопротивление.

БЕЛЕТ-ЦЕРИ

БЕЛЕТ-ЦЕРИ - в аккад. миф. супруга бога кочевых племен Марту (Амурру), женщина-писец подзем. царства. Идентифиц. с шумерской богиней Гештинанной.

БЕЛЛЕРОФОНТ

БЕЛЛЕРОФОНТ - в греч. миф. один из гл. героев старш. поколения, сын коринфск. царя Главка, внук Сисифа. Первонач. имя Б. - Гиппоной, но после того, как он убил коринфянина Беллера, его стали назыв. «убийца Беллера» (греч. - Беллерофонт). Культ Б. был распростр. в Ликии и Коринфе, затем по всей Греции. В раннегреч. мифах Б. часто связан с мор. стихией (изображ. Б. с трезубцем), но вместе с тем в образе Б. встреч. черты солнеч. бога (полет в небо на крылатом коне). Изображ. Б. и его коня (по-хеттски Пихассасаиса) часто встреч. на малоазийских печатях (в М. Азии крылатый конь был божеством неба и погоды).

БЕЛЛОВАКИ

БЕЛЛОВАКИ - большое кельт. племя, населявшее терр. между Сеной, Уазой и Соммой. Б. оказывали римлянам ожесточ. сопротивл. до 52 до н.э., также и после отступл. Цезаря из Галлии. Только в 46 до н.э. Бруту удалось сломить их сопротивл.

БЕЛЛОНА

БЕЛЛОНА - в рим. миф. богиня круга Марса. Также счит. матерью (иногда сестрой, кормилицей) Марса и богиней подзем. мира. Со времени войны 458 до н.э. в Риме ей был посвящен храм, возле к-рого проходила церемония объявл. войны: глава коллегии жрецов-фециалов бросал копье на участок, символизиров. вражескую землю. С 1 в. до н.э. Б. была отожд. с каппадокийской богиней Ма, и культ ее принял оргиастич. хар-р. Рим. гражданам в то время участие в нем воспрещ. Служители Б. вербовались из чужеземцев.

Особенно культ Б., одноврем. с др. вост. культами, распростр. в Рим. империи в 3 в. н.э. Жрецы Б. (беллонарии) носили черное одеяние и колпаки, имели в кач-ве атрибутов двойные секиры.

БЕЛЬСКОЕ ГОРОДИЩЕ

БЕЛЬСКОЕ ГОРОДИЩЕ - крупнейшее скифское укрепл. поселение (6 в. до н.э. - 1 в. н.э.) на терр. Украины. Состояло из двух укрепл. поселений: зап. (площ. 90 га, окружена мощным валом протяжением 3,5 км) и вост. (площ. 82 га, вал ок. 4 км) и площади между ними, обнесенной оградой (ок. 30 км). Было развито медно-литейное, кузнечное и гончарное произ-ва.

БЕН-АДАД

БЕН-АДАД - цари арамейского Дамаска: Б. I (ок. 914 - 880 до н.э.), сын Табриммона, воевал в союзе с Иудеей и Тиром против Израиля, Библа и Египта. Б. II (ок. 880 - 844 до н.э.) возгл. антиассир. коалицию царств Сирии и Палестины в битве при Каркаре (854) против Салманасара III. Б. III (кон. 9 - нач. 8 вв. до н.э.), сын Газаила, оборонялся от нашествий царя Ассирии Ададнирари III. Безуспешно пытался захватить Хамат.

БЕНАРЕС

БЕНАРЕС - один из древнейших городов Индии. В древности Б. был известен под назв. Каши, Варанаси и др. В 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. на терр. Б. сложилось одно из первых рабовлад. госуд. Индии - Каши. К кон. 6 в. до н.э. оно было подчинено Кошалой. С тех пор Б. не играл заметной роли в политич. жизни и экономике Индии.

БЕНГАЗИ

БЕНГАЗИ - город и порт на побережье зал. Сидра (Большой Сирт) Средиземного м. Осн. ок. 500 до н.э. как др.-греч. колония Гесперид. После захвата Киренаики Птолемеями город был назван Беренике (в ср. века - Берник) в честь Береники - жены Птолемея III. Совр. назв. получил (по преданию) от имени мусульм. святого (марабута) Бен Гази, могила к-рого расположена к С. от Б.

Предыдущая страница Следующая страница