Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТИН"-"ТРИ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТИН"-"ТРИ")

ТИНДАРСКОЕ СРАЖЕНИЕ

ТИНДАРСКОЕ СРАЖЕНИЕ - мор. сражение в 257 до н.э. (во время Пунической войны 264 - 241 до н.э.), в к-ром рим. флот нанес пораж. карфагенск. флоту в Средиземном м. около Тиндарского мыса (Сицилия). Это была третья в этой войне победа римлян на море (после Липарского сражения и битвы при Милах), достигнутая благодаря нек-рым технич. преимуществам рим. флота (напр., наличие абордажных мостиков). После Т. с. рим. флот был собран в Мессане для подготовки мор. экспедиции против Карфагена.

ТИНИС

ТИНИС - Чени, Тин - др.-егип. город, располож. в центре 8-го нома Верх. Египта. Т. находился в р-не совр. г. Гирга. От него шел путь к Ливийским оазисам. От Т. сохран. лишь некрополь (к В. от Абидоса). Обнаруж. там гробницы царей I и II династий (ок. 3000 - ок. 2800 до н.э.) подтверждают сообщ. Манефона о тинитском происхожд. царей этих династий. Период Раннего царства наз. также Тинитским периодом.

ТИННИТ

ТИННИТ - Танит - в зап.-семит. миф. одно из верхов. божеств карфаген. пантеона, богиня-дева. Почиталась в паре с Баал-Хаммоном, возможно, как его супруга. Очевидно, богиня луны или неба, плодородия, подательница животвор. росы, покровит. деторождения; видимо, выступала также как богиня-охотница. Символами Т. были полумесяц, голубь и егип. иероглиф жизни (анх); позднее она изображ. в виде крылатой женщины с лунным диском в руках, прижатых к груди. В эллинистич. период отожд. с Юноной, Афродитой Уранией и Артемидой. Наиболее частый эпитет Т. - «украшение (лик) Баала»; именов. также «небесная дева», «небесная Юнона», реже - «великая мать».

Вероятно, на миф. Т. повлияли представл. об Асират и Астрате, отчасти Анат. Не исключ. также, что с культом Т. слился культ Дидоны, основательницы Карфагена. В теофорных именах часто встреч. сочетание Циди-Тиннит, очевидно, имя одной из ипостасей Т., с чертами Цида. Храм Т. наход. на месте первого поселения карфагенян (между Бирсой и вост. гаванью).

ТИР

ТИР - 1. в армян. миф. бог письменности, наук и иск-в, писец бога Арамазда, прорицатель судьбы. Автор 5 в. Агатангехос назыв. Т. учителем жреч. мудрости. Т. внушал сны людям и тем открывал им их будущее. В храме Т. (между гг. Вагаршапатом и Арташатом) жрецы толковали эти сны, там же обучали наукам и иск-вам. По-видимому, Т. считался также и проводником душ в подзем. царство. В эллинистич. эпоху Т. отожд. с Аполлоном. Арташес I (2 в. до н.э.), основав г. Арташат, ставший столицей Великой Армении, перенес сюда из культов. центра Багаран статую Т. (Аполлона). Следы культа Т. обнаруж. в именах Тиридат («дар Т.»), Тиран («рожд. (происходящий) от Т.»), Тирайр («человек Т.») и др. Вероятно, к имени Т. восходит назв. четвертого месяца др.-армян. календаря - трэ.

2. в древности финикийский гор.-госуд. на вост. побережье Средиземного м. Возник, видимо, в 4-м тыс. до н.э. В 3 - 2-м тыс. до н.э. был важным ремесл. и торг. центром (особенно по выработке пурпурных шерстяных тканей, изделий из слоновой кости и стекла). Во 2-ом тыс. (с перерывами) Т. наход. под влиянием Египта. С кон. 2 - нач. 1-го тыс. до н.э. Т. стал важным центром колонизац. движения финикийцев на 3. Выходцами из Т. были основаны колонии на о-вах Средиземного м. (на Кипре, Сицилии и т.д.), в Сев. и Зап. Африке (Авза, Утика, Карфаген, Лептис-Магна и др.) и Испании (Гадес и др.). В 10 в. до н.э. под эгидой Т. образов. объед. Тиро-Сидонское царство, осуществл. гегемонию над всем побережьем Финикии. В 1-м тыс. до н.э. в Т. происходила острая соц. борьба: известно предание о восст. рабов под рук. Абдастарта (Стратона) (точно не датируется). С 8 в. до н.э. Т. попал под власть Ассирии, с нач. 6 в. до н.э. - Ново-Вавилонского царства, со 2-й пол. 6 в. до н.э. - державы Ахеменидов (сохранял формал. суверенитет и внутр. автономию). В 332 до н.э. после длит. осады с суши и моря Т. был взят Александром Македонским. В эллинистич. период входил в состав госуд. Птолемеев, Селевкидов; с 64 до н.э. - в составе рим. провинции Сирия, сохраняя внутр. автономию. До араб. завоев. (7 в.) оставался крупным торг. центром Вост. Средиземноморья.

ТИРА

ТИРА - Тирас - др.-греч. город основ. в 6 в. до н.э. на зап. берегу лимана р. Тирас (совр. Днестр) переселенцами из Милета. Будучи автономным рабовлад. госуд.-полисом, Т. достигла значит. благосост. благодаря развитию земледелия, ремесел, промыслов, особенно рыболовства, и торговли с населением Приднестровья. Ок. 360 до н.э. Т. начала чеканку собств. монеты. При имп. Августе Т. подчин. Риму, став важным опорным пунктом у сев. границ империи. Т. вела торговлю со мн. городами Причерноморья: Ольвией, Истрией, Томами, Гераклеей, Синопой.

ТИРАНИЯ

ТИРАНИЯ - в Др. Греции форма гос. власти, установл. насильств. путем и основ. на единолич. правлении. Извест-но неск. ист. типов Т.: раннегреч. (или старшая Т.); проперс. Т. в завоев. персами греч. городах М. Азии и на о-вах Эгейского м.; позднегреч. (или младшая) Т. Раннегреч. Т. возникла в период становл. греч. полисов (7 - 6 вв. до н.э.) в процессе ожесточ. борьбы между родовой знатью и демосом, возгл. торг.-ремесл. верхушкой города, преимущественно в экономич. развитых р-нах материковой и о-вной Греции и малоазийск. побережья. Придя к власти с помощью вооруж. силы и опираясь на поддержку демоса, тираны проводили важные преобразов. по улучш. полож. ремесл., крестьян, беднейших гор. и сел. слоев, способств. развитию ремесла, торговли и процесса колонизации, покровительств. нар. земледельч. культам (Диониса, Деметры и Коры, орфич. культам). Как правило, реформы тиранов были направл. против родовой аристократии и способств. закреплению элементов клас. общества и госуд. Порожд. особенностями перехода от родового общества к классовому, опиравш. гл. обр. на воен. силу, Т. не была прочным режимом и к сер. 5 в. до н.э. ист. изжила себя, уступив место полисной республике. Иной тип Т. возник в период завоев. персами греч. городов М. Азии и о-вов (кон. 6 в. до н.э.).

Тиранами греки наз. поставл. над ними персами наместников из представит. олигархич. кругов (напр., Силосонт на Самосе, Гистией и Аристагор в Милете, Кой в Митилене (о. Лесбос) и др.). Позднегреч. Т. существов. с кон. 5 в. до 2 в. до н.э. Возникла в период кризиса полиса в услов. острой соц. борьбы олигархии с разорявш. слоями демоса и продолжалась в эллинистич. время. Осуществл. вождями наемных отрядов и привела к ликвидации полисных республик. Термин «Т.» на протяж. своей истории менял знач. Первонач. в 7 - 6 вв. до н.э. был близок понятию басилейя (царская власть Гомеровского времени, напр., у поэтов Архилоха, Симонида Кеосского, Пиндара). У представителей антич. аристократич. традиции сложилось отрицат. отношение к Т. (напр., у поэтов Алкея, Феогнида). Представители антич. демократич. традиции еще решит. осуждали Т. (Солон, Геродот, Фукидид, Софокл); в ряде полисов (напр., в Афинах (6 в. до н.э.), в Эретрии, Эрифрах, Эресе (о. Лесбос), Илионе и т.д.) с целью защиты их демократич. устройства были изданы законы, направл. к пресечению попыток установл. Т. Развитию отрицат. тенденции по отношению к Т. пособств. опыт проперс. и позднегреч. Т. Сократ, Платон, Аристотель, Полибий определяют Т. как противоположную монархии, наихудшую форму гос. власти, синоним жестк. правл.

ТИРЕСИЙ

ТИРЕСИЙ - в др.-греч. миф. слепой прорицатель, родом из Фив. По одной из версий мифа, Т. был ослеплен Афиной за то, что он увидел ее нагой во время купания, но затем сжаливш. над ним богиня наделила его даром прориц. Имя Т. связано со сказаниями фиванск. цикла (напр., Т. предсказ. царю Эдипу его судьбу). В поэме «Одиссея» Т. в подземном мире предсказ. будущее Одиссею.

ТИРИБАЗ

ТИРИБАЗ - перс. сатрап в Сардах, вел переговоры о заключ. мира со спартанцем Анталкидом, в результате к-рых в 386 до н.э. был подписан Анталкидов мир.

ТИРИДАТ

ТИРИДАТ - имя парфянских и армян. царей. Т. II, парфянский узурпатор, выступил в 32 до н.э. против своего сводного брата Фраата IV, но потерпел пораж., после чего уехал в Рим.

ТИРИДАТ III

ТИРИДАТ III - царь Армении Великой (287 - 300). В борьбе с Ираном ориентир. на Рим, в союзе с к-рым нанес в 297 пораж. иран. войскам и обеспечил независ. от Ирана положение Армении Великой. Стремясь укрепить царскую власть, Т. в 301 вместе с армян. знатью принял христианство, ставшее с тех пор гос. религией страны. Церкви были пожалованы большие зем. владения, а духовенство было приравн. по своему правовому положению к привилегир. сословию (азатам). Централизация власти, принятие христианства и антииран. ориентация Т. встретили сопротивл. со стороны части нахараров, к-рые убили Т.

ТИРИНФ

ТИРИНФ - др.-греч. город в Арголиде, один из центров микенской культуры в Др. Греции. Т. был заселен еще в 3-м тыс. до н.э.; время его расцвета приход. на 16 - 13 вв. до н.э. «Крепкостенный» Т. упомин. в гомеровском эпосе как один из важных ахейских центров. Тиринфское гражд. ополчение принимало участие в битве греков с персами при Платеях (479 до н.э.). Город был окончат. разрушен аргосцами ок. 470 до н.э.

ТИРИТАКА

ТИРИТАКА - небольшой город Боспорского госуд., находивш., согл. др.-греч. источ., в 60 стадиях (11 км) к Ю. от Пантикапея (совр. Керчь).

ТИРО

ТИРО - прекрасная дочь Салмонея и Алкидики, возлюбл. речн. бога Энипея. Посейдон, приняв образ Энипея, сблизился с Т., и от этого союза род. близнецы Пелий и Нелей. Т. покинула их. Выросшие близнецы нашли свою мать и помогли ей избавит. от притесн. со стороны ее мачехи Сидеро.

ТИРОН

ТИРОН - Марк Туллий (103 - 4 до н.э.) - раб Цицерона (в 53 до н.э. отпущен на свободу), личный секретарь и близкий друг. После смерти Цицерона Т. написал его биографию (к-рой пользов. Плутарх), издал его речи, собрал и систематиз. его письма. Произв. и труды самого Т. (по грамматике, поэтич. произв., собрание шуток Цицерона) не сохран.

ТИРОНОВЫ ЗНАЧКИ

ТИРОНОВЫ ЗНАЧКИ - это обознач. впервые встреч. у Гохори в 1550; до этого они назыв. «значки» Цицерона или Сенеки. Рим. тахиграфия, созданная в 1 в. до н.э. Марком Туллием Тироном, - самая древ. из извест. систем стено-графии. На основе традиционной системы сокращ. прописных букв, к-рая была принята в Риме начиная с 6 в. до н.э. для обознач. календарных дат, имен, юридич. терминов и т.п., можно было с помощью букв. обознач. передавать целые слова или их оконч. Впервые стенографич. запись Т. з. была использ. официально 5 декабря 63 до н.э. во время заседания сената, ими часто пользов. писатели. Система Т. з. была усовершенств. в ранний период Рим. империи Випсанием Филаргиром, Аквилой (вольноотпущ. Мецената) и Сенекой (или его вольноотпущ.) и включ. в себя примерно 5000 символов. Начиная с 3 - 4 вв. Т. з. начинают видоизмен. по греч. образцу и принимать вид итал.-франц. слоговой тахиграфии (т.н. система В и С). Ими пользов. в канцеляриях и монастырях, а также при переписке книг. В последний раз Т. з. встреч. в одном из документов франц. короля Филиппа I, датиров. 1067 годом. В рукописях 9 - 10 вв. насчит. примерно 13000 символов.

ТИРРЕНСКОЕ МОРЕ

ТИРРЕНСКОЕ МОРЕ - Нижнее м. в отличие от Верхнего м., как назыв. Адриатическое м. Заимствовано этрусками у греч. назв. - так именов. часть Средиземного м., лежащая между Италией, Корсикой, Сардинией и Сицилией. Т. м. также назыв. дальние зап. р-ны Средиземного м., а порой и все Средиземное м.

ТИРС

ТИРС - в греч. миф. жезл Диониса и его спутников. Изображ. в виде палки, увитой плющом и виноградн. листьями и украш. на конце шишкой пинии.

ТИРТЕЙ

ТИРТЕЙ - др.-греч. поэт 7 - 6 вв. до н.э. Род. в Афинах или в Лаконии. Жил в Спарте. В его элегиях, напис. на ионийском диалекте, преобладают две темы: «благие законы» и «советы»; поэт осужд. корыстолюбие, раздоры, призы-вает граждан к единству, восхваляя спарт. старину или воспевая храбрость спарт. воинов. Элегии Т. напис. в связи с событиями 2-й Мессенской войны. Ему принадл. также маршевые воен. песни - эмбатерии, напис. анапестами на родном для спартанцев дорийском диалекте. Сохран. ок. 15 стихотв. и фрагментов Т.

ТИСАМЕН

ТИСАМЕН - в греч. миф.:

1. Сын Ореста и Гермионы (вариант: Эригоны), правивший в Спарте и убитый в борьбе с Гераклидами.

2. Сын Ферсандра (Терсандра) и Демонассы, дочери Амфиарая. Внук Полиника и правнук царя Эдипа. Т. царств. в Фивах.

ТИСИФОНА

ТИСИФОНА - в греч. миф.:

1. Одна из эриний. Т. крылата, волосы ее перевиты змеями. В тартаре Т. бьет бичом преступников и устраш. их змеями, полная мстител. гнева.

2. В трагедии Еврипида «Алкмеон в Коринфе» Т. - дочь Алкмеона, рожд. Манто.

ТИССАГЕТЫ

ТИССАГЕТЫ - фиссагеты - древ. племена, упомин. антич. авторами. По свидет. Геродота и др., Т. - это «многолюдное и особое» племя, жившее к В. и С.-В. от будинов и савроматов на расст. 7 дней пути от будинов. Т. жили в лесистой местности, добывали средства к жизни охотой (как и их вост. соседи иирки); питаясь преим. мясом, кости животных приносили в жертву богам.

ТИССАФЕРН

ТИССАФЕРН (ум. 395 до н.э.) - перс. сатрап Карии с 413 (при Дарии II и Артаксерксе II). Опытный политик и дипломат. В последний период Пелопоннесской войны 431 - 404 до н.э. сначала (в 412) оказывал помощь Спарте в обмен за обязат. вернуть Персии греч. города побережья М. Азии, а в 411 вел переговоры с Афинами через Алкивиада. В 401 при Кунаксе одержал победу над восставшим против Артаксеркса II Киром Младшим. В 395 около Сард потерпел пораж. от спарт. царя Агесилая II. В результате происков царицы Парасатиды (матери Кира Младшего) был обвинен в измене, смещен и казнен.

ТИТ

ТИТ - Флавий Веспасиан (30.12.39 - 13.09.81) - рим. император (79 - 81) из династии Флавиев. Сын и преемник Веспасиана. Был воен. трибуном в Германии и Британии, потом легатом в войске отца, подавл. восстание в Иудее. Став главноком. (после провозглаш. Веспасиана императором в 69), взял и разрушил Иерусалим (в 70). Будучи соправит. Веспасиана в 73 - 79, вел борьбу с аристократич. сенаторской оппозицией. Став императором, правил в согласии с сенатом. Оставл. Веспасианом в хорошем состоянии финансы позвол. Т. расходовать значит. средства на ликвидацию последствий мора и пожара в Риме в 80, изверж. Везувия 24 авг. 79 (от к-рого погибли гг. Помпеи, Геркуланум и Стабии), а также на раздачи, зрелища и обществ. стр-во (было законч. стр-во Колизея, терм и т.д.).

ТИТАНЫ

ТИТАНЫ - в греч. миф. боги перв. поколения, рожд. землей Геей и небом Ураном; их шесть братьев (Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Кронос) и шесть сестер-титанид (Тефида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея), вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометей, Гелиос, музы, Лето и др. Младший из Т. Кронос по наущению матери Геи серпом оскопил Урана, чтобы прекратить его бесконеч. плодовитость и занял место верхов. бога среди Т. Родивш. от Кроноса и Реи Зевсу, в свою очередь, было суждено лишить власти отца и стать во главе нового поколения богов - олимпийцев. Т. (кроме Океана) выступили с Офрийской горы; боги, рожд. Кроносом и Реей - с Олимпа (отсюда их назв. олимпийцы); сражение (титаномахия) между Т. и олимпийцами длилось десять лет, пока на помощь Зевсу не пришли сторукие. Побежд. Т. были низринуты в тартар, где их стражами стали сторукие.

ТИТИЙ

ТИТИЙ - в греч. миф. великан, рожд. Зевсом и Эларой, дочерью Орхомена (сына Миния, родонач. племени ми-ниев) или Миния. Т. - хтонич. происхожд.: рожден в недрах земли, куда Зевс скрыл от гнева ревнивой Геры свою возлюбл.

ТИТМАР МЕРЗЕБУРГСКИЙ

ТИТМАР МЕРЗЕБУРГСКИЙ (975 - 1018) - хронист, выходец из семьи саксонских аристократов, в 1009 - епископ Мерзебурга. В 1012 - 1018 им опубл. хроника, к-рая представл. ист. и культурную ценность для изуч. истории периода правл. имп. Оттонов; особый интерес представл. опис. им отношения между германцами и славянами.

ТИТОН

ТИТОН - Тифон - в греч. миф. божество света, первонач. собственно «полдень», «начало конца дня» и даже «свет, но уже погасший», брат Приама, отец Мемнона и Фаэтона, супруг Эос, к-рая, полюбив Т., унесла его к себе, попросив для него у Зевса бессмертие, но забыла о вечной молодости; хотя Эос и давала Т. нектар и амбросию, он состарился и сделался сверчком.

ТИТУЛ

ТИТУЛ - пергаментная полоска с назв. произв., прикрепл. снаружи к книге, скруч. для сохран. в тугой свиток, хранимый на полке в спец. футляре. Т. антич. б-к выполнял функцию, аналогич. той, к-рую выполняют совр. регистрац. закладки.

ТИФ

ТИФ - у древ. греков так назыв. четыре вида лихорадки.

ТИФОН

ТИФОН - в греч. миф. чудовищ. сын земли Геи и Тартара. Т. - дикое, хтонич. тератоморфное существо: у него сотня драконьих голов, часть туловища до бедер вместо ног у Т. - извивающ. кольца змей. Тело покрыто перья-ми. Он бородат и волосат. Каждая из глоток Т. издает дикие голоса быков, львов, псов. Т. мог бы стать владыкой мира, если бы Зевс не вступил с ним в борьбу: он испепелил Т. молниями, поразил его перунами и забросил его в тартар. Т. и Эхидна породили мн. чудовищ (собаку Орфа, пса Кербера, лернейскую гидру, химеру).

ТИХА

ТИХА - Тихе - в греч. миф. божество случая; Т. символиз. изменч. мира, его неустойч. и случайность любого факта личной и обществ. жизни. Имя Т., океаниды и спутницы Персефоны, впервые встреч. в гомеровском гимне к Деметре, но этот персонаж не имеет ничего общего с богиней Т. У Архилоха Т. находится рядом с Мойрой; у Пиндара она - дочь Зевса и тоже близка мойрам.

ТИЦИН

ТИЦИН - древ. назв. р. Тичино, левого притока р. По в Альпах. Около Т. в 218 до н.э. во время Пунических войн рим. войска были разбиты армией Ганнибала.

ТИШПАК

ТИШПАК - бог неизв. происхожд., вошедший в аккадский пантеон (возможно, это эламская форма Тешуба, хурритск. бога бури). Бог-покровитель г. Эшнунны, к-рого в старовавилонский период заменяет Ниназу. Аккадский эпитет «предводитель войск» недостат. для того, чтобы считать его богом войны, хотя такой аспект типичен для бога бури. В аккадском мифе о чудовище Лаббу Т. - его победитель.

ТИШТРЙА

ТИШТРЙА - в иран. миф. (в «Младшей Авесте») божест-во, олицетв. звезды Сириус, предводитель всех созвездий ночного неба. Гл. функция Т. - низведение на иссуш. летним солнцем землю благодатных вод (из иных индо-европ. традиций греч., напротив, приписыв. влиянию Сириуса наступл. пагубной засухи, а рим. - гибел. навод-нение на оз. Альбано, в чем обнаруж. соотв. как с греч., так и с индоиран. божеством). Как и др.-инд. Тишья, Т. по-читался как стрелок, он способен принимать различ. облики (юноша, златорогий бык, белый конь). Лук Т. явл. орудием судьбы. Т. поражает падающие звезды - колдуний-паирика.

ТИШЬЯ

ТИШЬЯ - в др.-инд. миф. назв. звезды Сириус и некоего персонажа, видимо, божеств. стрелка. Дважды упомин. в «Ригведе». Назв. Т. связыв. и с калиюгой.

ТКАНИ

ТКАНИ - материал из льна, шерсти, хлопка, шелка (импорт), использовавш. в античности. Их красили, украшали вышивкой, обшивали тесьмой. Сохран. льняные покрывала (портреты мумий), а также небольшие остатки тканей. Представл. интерес Т., найд. в песках егип. пустынь, т.н. коптские Т. (не всегда хорошего кач-ва). Нек-рое представл. о произ-ве и обработке Т. дают настенные росписи.

ТКАЦКОЕ ДЕЛО

ТКАЦКОЕ ДЕЛО - ремесло, целью к-рого явл. изготовление тканей. Тканье на вертикал. ткацком станке требовало отвесн. натяжения нитей основы посредством глин. грузиков; каждая вторая нить основы должна была отводиться назад, чтобы пропустить уток с попереч. нитью. После этого происходило отличное от плетения образов. ткацкого зева, состоявшее в том, что механизм вытягивал вперед вторую нить и отводил назад первую нить основы. Даже на самых простых сохранивш. изображ. антич. ткацких станков видно устройство для смены местами нитей основы в виде двух попереч. планок. Принцип действия этого механизма, однако, непонятен, так же как и способ накручив. пряжи (готовой) на навой и прикрепл. нитей основы к кроснам. Использ. в совр. станках рукоятки и подножки антич. Т. д. были неизв. Продолжал примен. более простой егип. ткацкий станок с неподвиж. верхним и нижним навоями, на к-рые натягив. в виде рамы основа с той же длиной нити, что и в более позднее время, т.е. 1,5 - 1,7 м. Каждая попереч. нить должна была подводиться к предшеств. ей при помощи ткацкого гребня, что по-зволяло регулир. плотность ткани путем измен. числа нитей основы. Возможно, именно для регулир. плотности материи при обслужив. широких ткацких станков привлекалась дополнит. работница, как это видно на самом позд-нем из сохранивш. антич. изображ. ткацкого станка на pельефе с форума Нервы в Риме: изображены две работницы, одна из к-рых сидит, а др. стоит. При работе на широком ткацком станке приход. подходить к нему с разных сторон, что наглядно описано Гомером в «Илиаде». Работа на узких ткацких станках могла производ. сидя, что облегчало введение в основу узора, причем для этого требов. варьировать способ образования ткацкого зева, т.е. отводить вперед и соотв. назад не постоянно каждую вторую, а, напротив, то первую, то вторую нить. Самым простым способом созд. узора была периодич. смена цвета нити утка, однако, т.о. можно было получать лишь узор полосами, но уже для квадратн. узора необходимо было использовать два челнока с нитями разн. цвета. Тканье узоров, требовавшее измен. расст. между нитями основы для каждого прохода утка, могло осуществл., по всей видимости, только за счет ручной регулир. грузиков после каждого продергивания нити утка, что требовало исключит. терпения и внимания. Поэтому в большинстве случаев узоры не ткались, а вышив. вручную уже после изготовл. полотна.

ТКАШИ-МАПА

ТКАШИ-МАПА - в груз. миф. лесная царица, владычица диких животных. По нар. представл., Т. - златовласая (иногда черноволосая) красавица, живущая в лесу. От нее зависит удача охотников. Т. вступает в тайную любов. связь с охотником; в случае разглаш. тайны она насылает на своего избранника гибель (иногда превращ. в камень), и на его семью - разорение. Любви Т. домогается Очокочи, от насилия к-рого она погибает (либо спасается при содействии охотника). Ряд исследователей сближает образ Т. с образами Дали и безым. «лесной женщины», действующей в преданиях, быличках и ритуал. песнях, запис. в различ. р-нах Грузии.

ТЛЕПОЛЕМ

ТЛЕПОЛЕМ - в греч. миф. сын Геракла от Астиохи, дочери царя феспротов. После смерти Геракла Т. жил в Аргосе, но вынужден был бежать оттуда из-за непредумышл. убийства своего двоюрод. деда Ликимния. Поселивш. на о-ве Родос, Т. основал там гг. Линд, Иалис и Камир. Т. наход. среди претендентов на руку Елены и поэтому должен был принять участие в Троянской войне, где пал от руки Сарпедона.

ТМОЛ

ТМОЛ - горный хребет, образующий водораздел между басс. р. Герм на С. и р. Каистр на Ю. Самая высокая вершина хребта гора Боздаг (2157 м). Т. расположен южнее древ. г. Сарды, столицы Лидийского госуд. На Т. находился одноим. город, местополож. к-рого точно не установлено. Этот город был разрушен землетрясением в 17 н.э., а затем восстановлен. В древности Т. был известен богатыми запасами золота, к-рое вымывалось Пактолом. Известен был Т. и своими винами. Согл. греч. легенде, Тмол, бог этих гор, уладил спор между Аполлоном и Паном.

ТОВАРИЩЕСТВА

ТОВАРИЩЕСТВА - образов. городов привело к распаду первонач. рыноч. и пастбищных Т., способствуя образов. нов. форм, напр., в мореплавании и рыболовстве, но без кооперации. В полисах развив. свободные объед., культовые Т., к-рые широко распростр. в виде маленьких групп, часто достигая прочных связей, отчасти благодаря тайным учениям, а также политич. обществам (гетерии), к-рые, кроме общности политико-экономич. целей, хар-ризов. также личной дружбой и семейными связями. В Рим. империи Т. играли важную роль в отдельных отраслях. Так, в горном деле при Адриане были образов. Т. по разработке арендов. копей, общества гончаров; формы обществ. х-в с разделением прибылей практиков. также в провинциях. Принудит. Т. - явление более позднего пе-риода, как в царстве Птолемеев, так и спустя 450 лет в Рим. империи. Члены профессион. объед. в важных ремеслах сферы обслужив. (напр., пекари) стали объед. для обеспеч. городских потребностей; прежние ремесл. коллегии времен Республики прекратили свое существ. Поскольку лишь малое число профессий было свободно от развития в сторону наследств. принудит. профессий, ок. 400 сложилась ситуация, приводившая ремесленников к «крепостной зависимости»; они смогли освобод. от нее лишь через нов. объед. в ср.-век. товарищ. цехи.

ТОВИТ И ТОВИЯ

ТОВИТ И ТОВИЯ - персонажи ветхозавет. предания, изложен. в «Книге Товита» (напис., вероятно, в нач. 2 в. до н.э. на арамейском или др.-еврейском яз.). Книга вошла в библ. канон лишь вост. христ. церквей, поэтому основным ее текстом явл. греч.

ТОГА

ТОГА - верх. одежда граждан в Др. Риме. Состояла из куска шерст. материи эллиптич. формы. Один конец Т. спуск. вперед с левого плеча, гл. часть покрывала спину и, будучи пропущ. под правой рукой, перебрасыв. на левое плечо, закрывая, т.о., переднюю часть тела. Обычный цвет Т. - белый. Т. магистратов имела пурпуровую кайму. Лица, добивавш. обществ. должностей, носили блестящую белую тогу (кандида), отсюда слово «кандидат».

ТОГАТА

ТОГАТА - разновидн. рим. комедии. Назв. происх. от рим. одежды - тоги. Время расцвета Т. 2 - 1 вв. до н.э. Во мн. сходная с паллиатой, Т. отлич. от нее своими рим. сюжетами. Действующие лица Т. - гл. обр. малосостоят. граждане, место действия - небольшие италийские города. От Т. до нас дошли только разрозн. отрывки. Наиболее выдающ. представители жанра Т. - Титиний (кон. 3 - 1-я пол. 2 вв. до н.э.), Афраний (кон. 2 в. до н.э.), Атта (ум. 77 до н.э.).

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпение. Проблема Т. возникла еще в антич. времена и стояла наиболее остро там, где народы с различ. вероисповедан. были вынуждены жить вместе в пределах великих империй (империя Александра Македонского и диадохов). Так, Антиох IV Эпифан, будучи приверженцем греч. культуры и пытаясь насаждать ее во всех своих владениях, однажды посвятил иуд. храм Зевсу Олимпийскому, что привело к восстанию Маккавеев. В Рим. империи власти терпимо относил. ко всем вероисповедан., в т.ч. и к иудаизму. Гонения на христиан начались лишь потому, что они отвергали претензии на исключит. императорск. культа, а распростр. христианства не огранич. нац. рамками.

Вкоре после того, как христианство добилось признания (313), имп.-христианин Феодосий I провозгл. его гос. религией (381), однако новая религия не прояв. веротерпим. к инакомыслящим (напр., язычникам и еретикам). Юлиан II Отступник был последним антич. императором, к-рый предпринял неудач. попытку отвратить Рим. империю от христианства.

ТОЛКОВАНИЕ МИФОВ

ТОЛКОВАНИЕ МИФОВ - с 6 в. до н.э. начин. аллегорич. Т. м., излож. Гомером и Гесиодом. Наряду с природно-космологич. подходом к Т. м. с Гекатея развив. этич. (начало положил Анаксагор). Т. м. занимало значит. место в учениях стоиков и неоплатоников. С 1 в. н.э. до нас дошли соч. Гераклита «Аллегории Гомера» и Л. Аннея Корнута («Краткая греч. теология»), посвящ. Т. м.; кроме того, сохран. соч. Евгемера (ок. 300 до н.э.) и Палефата (4 в. до н.э.), содержащие критику мифов с рационалистич. позиций.

Эллинистич.-иуд., так же как и раннехрист. лит-ра, к-рая широко применяла аллегорич. толкование религ. текстов (напр., Филон, Ориген), пользовались Т. м. для включ. антич. мифов в свои системы или исключ. их. Совр. специалисты, стремящ. интерпретир. мифы с науч. позиций, широко используют обшир. миф. материал, представл. в соч. т.н. мифографов, а также археологич. памятники (миф. сюжеты и образы широко представлены в вазописи, надгробных памятниках, среди фресок, на базилике Порта Маджоре в Риме и т.д.).

ТОЛОС

ТОЛОС - архитект. сооруж. круглой формы с колонным залом внутри или без него, использов. в культовых целях, позже утратило свое первонач. назначение. Наиболее известные Т. наход. в Дельфах, Эпидавре, Афинах (Пританей), Олимпии (Филиппейон). Мн. общего с Т. имели рим. храмы круглой формы, напр., в Риме, Тиволи или в Афинах.

ТОМЫ

ТОМЫ - древ. город (совр. г. Констанца в Румынии) на зап. берегу Черного м.; основ. в нач. 6 в. до н.э. греками из Милета. Благодаря развитию земледелия и ремесел город достиг значит. подъема уже в 4 в. до н.э. Вел большую торговлю с соседями-фракийцами. В 323 - 281 Т. входили в эллинистич. монархию Лисимаха, затем восстанов. автономию. В нач. 1 в. до н.э. Т. вошли в Понтийское царство Митридата VI Евпатора, но в 72 до н.э. были отвоев. римлянами и включ. в пров. Ниж. Мезия. В 9 - 17 здесь жил в ссылке рим. поэт Овидий. В первых веках н.э. Т. возглав. союз городов Зап. Причерноморья. После учрежд. Диоклетианом пров. М. Скифия Т. стали ее адм. центром. Переим. в Константиану при имп. Константине.

ТОР

ТОР - Донар - в герм.-сканд. миф. бог грома, бури и плодородия, божеств. богатырь, защищ. богов и людей от великанов и страшных чудовищ. Тацит (1 в. н.э.) описыв. Донара под рим. именем Геркулеса. В обл. распростр. герм. языков Донару был посвящен тот же день недели, что в Риме Юпитеру (т.е. четверг). В сканд. миф. (выступающий также под прозвищем Веор, Вингнир, Хлориди) - бог из рода асов, второй по знач. (после Одина), сын Одина и Ерд (либо Хлодюн, либо Фьергюн). тожд. Перкунасу - Перуну и указыв. на генетич. связь Т. Т. - муж Сив, богини с золотыми волосами (что подчерк. отнош. Т. к плодородию), матери бога Улля. У Т. - дочь Труд и сыновья Магни и Моди, причем Магни рожден великаншей Ярнсаксой. Небесное жилище Т. - Трудхейм. Т. ри-суется рыжебородым бога-тырем, вооруж. боевым молотом Мьелльниром. Т. ездит в повозке, запряж. козлами. Имена козлов То-ра - Тангниостр и Тангриснир указыв. на скрежет. зубов и явно восходят к самому феномену грозы, но козел одноврем. имеет отнош. и к плодородию. В «Младшей Эдде» козлы выступ. не только в роли «коней» Т., но и служат источ. неисчерп. пищи. Т., останавл. на ночлег, убивает и жарит на ужин козлов (оставляя нетронут. только кости), а затем возвращает их к жизни. Согл. «Прорицанию вельвы» («Старшая Эдда», в последней битве перед концом мира (Рагнарек) Т. сраж. с Ермунгандом, убивает его и после этого, успев сделать девять шагов, сам умирает от его ядовитых укусов.

ТОРА

ТОРА - др.-евр. назв. первых пяти книг библии - Пяти-книжия. Т. содержит сказания о сотвор. мира, о первых людях, нек-рые сведения по истории древ. евреев и др. народов, а также др.-евр. законодат. Религ. традиция припис. авторство Т. пророку Моисею.

ТОРГОВЛЯ

ТОРГОВЛЯ - в Средиземноморье развив. уже с нач. 3 тыс. до н.э. в рамках др.-вост. класс. общества как обмен различ. продуктами (напр., сырье для метллообрабат. ремесел, предметы роскоши для царских резиденций и аристократии). Применение нечекан. слитков из меди и благород. металлов благоприятст. этой меновой Т. Египет, Финикия, Крит, Кипр, Микенская Греция во 2 тыс. до н.э. были значит. торг. центрами. Сухопутная Т. была предпочтит. из-за необеспеч. мор. судоходства до исхода классич. древности. Мор. Т. осуществл. б.ч. вдоль побережья, а также между о-вами Эгейского м. На пороге 2-го и 1-го тыс. финикийцы стали крупнейшими купцами в Средиземноморье. Их торг. поселения распростр. далеко на З. до исп. и мароккан. побережья Атлантики (Тартесс в Испании). С возникнов. антич. рабовлад. общества и увелич. в связи с этим товарного произ-ва антич. Т. стала развив. быстрыми темпами. С 8 в. в р-не Эгейского м. развив. греч. Т., к-рая в ходе греч. колонизации вытесняет финикийскую Т. в Сицилии, Юж. Италии и на галльском побережье Средиземного м. Введ. впервые в Лидии в 700 до н.э. чеканка монет стимулир. товарное произ-во и основ. на нем товарно-денежные отношения. Колонизация далеко раздвинула географ. рамки антич. Т. Однако господств. положение на З. сохран. карфагеняне, этруски - в Сев. и Ср. Италии. Греч. торг. центрами были Коринф (особенно в 8 - 7 вв. до н.э.), Милет (7 - 6 вв. до н.э.), Афины (6 - 4 вв. до н.э.); статьями Т. были зерно, рабы (импорт), глиняные сосуды, металлич. товары, текстиль и масло (экспорт).

Важнейшим торг. путем на суше стала дорога от Массалии по рр. Рона и Саона вглубь Галлии и дальше в Британию или Германию. Торг. путь шел из рим. пров. Норик, Реции и Паннонии в Богемию, оттуда на С. и С.-В. («янтарный путь»). Также и в позднейшие времена использов. древ. дорога перс. царей от Сард в М. Азии в Сузы и Др. Элам. Из М. Азии и Сирии тянулся торг. путь на В. через Ферганскую долину и Семиречье в Китай («шелковый путь»). Из Палестины исходили торг. пути через Геджас на «побережье благовоний» (побережье Сомали) и в Юж. Аравию (Йемен). Из га-ваней в Персидском зал. они вели в Юж. Аравию, в Индию. Благодаря завоев. Александра Македонского далеко распростр. влияние греч. и затем эллинистич. торговли. Наиболее мощными эллинистич. торг. центрами были Родос (3 - 2 вв. до н.э.), Делос, прежде всего для торговли рабами (2 - 1 вв. до н.э.), Александрия и Антиохия на Оронте (с 3 в. до н.э.), а также Селевкия на Тигре (3 - 1 вв. до н.э.). Обширная рим. торговля возникла лишь с 3 в. до н.э. после 1-й Пунической войны. В 218 до н.э. закон Клавдия затруднил для сенаторов крупную и дальнюю Т., запретив им приобретение больших судов. Вместе с тем закон способств. развитию несенаторск. сословия купечества (всадников). Карфаген и Коринф, стоявшие на пути рим. торг. интересов, были разрушены в 146 до н.э., что подорвало греч. и пунийскую Т. Наиболее значит. италийской гаванью с 1 в. до н.э. стали Путеолы (в Неаполитанском зал.), позднее Остия (в устье Тибра). В Рим. империи Т. достигла невидан. ранее размаха. Она простир. временами от Англии до Индии и Китая, от Сев. и Ср. Европы до Сев. Африки. С 3 в. н.э. Т. Зап. Рим. империи пошла на убыль, однако она сохран. частично свое прежнее знач. в Вост. Рим. империи. Важнейшими торг. городами были прежде всего Александрия, Антиохия и Константинополь, на З. - Карфаген и Массалия.

ТОРЕТЫ

ТОРЕТЫ - одно из племен меотов, жившие по побережью Черного м., на терр. между нынеш. Анапой и Новороссийском. Упомин. антич. авторами с 4 в. до н.э., когда Т. вошли в состав Боспорского царства. Племенное назв. Т. встреч. в источ. еще в первые века н.э., позднее исчезает.

ТОРИЙ

ТОРИЙ - Спурий - рим. политич. деятель, нар. трибун 111 до н.э., проведший закон, по к-рому различ. категории оккупир. земель переходили в частную собств., т.е. их можно было продавать. Закон Т. завершил постеп. отмену реформ, провед. Гракхами.

ТОРК АНГЕХ

ТОРК АНГЕХ - Турк Ангех, Турк Ангехеа, Торг Ангех - в армян. миф. бог, правнук Хайка. Культ Т. А. сложился, вероятно, в результате слияния представл. о богах Ангехе и Тарку. Др.-армян. богу Ангеху поклон. в землях басс. оз. Ван. В армян. переводе Библии именем Ангех заменено упомин. имя шумеро-аккад. бога Нергал. Согл. мифам, Т. А. - исполин безобразной наружности: с грубыми чертами лица, со сплюснутым носом, вваливш. глазами, дикими взглядом, неуклюжий. Т. А. - каменотес-ваятель; руками откалывает гранитные скалы, ногтями обтесывает их, создавая гладкие плиты, на к-рых ногтями же гравирует рисунок (изображ. орлов и др.). Разъяривш., он отламывает огромные скалы и швыряет их в корабли недругов.

ТОРКВЕС

ТОРКВЕС - ожерелье из бронзы, драгоц. металлов, золота и др. материалов, у кельтов служило украшением.

ТОРКИ

ТОРКИ - гузы, узы - кочевое племя тюрк. происхожд., к-рое выделилось из плем. объед. огузов. К сер. 11 в. Т. вытеснили печенегов и обоснов. в южнорусских степях.

ТОТ

ТОТ - Джехути - в егип. миф. бог мудрости, счета и письма. Женой Т. считалась богиня истины и порядка Маат. Происхожд. Т. относится к древнейшему периоду, отсюда эпитеты Т. - «владыка бедуинов», «владыка чужеземных стран». Центром культа был г. Шмун (Хемену, букв. «восемь»; греч. Гермополь) 15-го Заячьего нома. Культ зайца был вытеснен культом Т., а из почитавш. животных (восьми богов-лягушек, змеи и павиана) только павиан сохран. как свящ. животное Т., и его функции ведущего в праздниках фараона были перенесены на Т.

Т. посвящ. пять добавоч. дней вне 12-ти месяцев года. Жрецами Т. были гермопольские номархи. В кон. 2-го тыс. до н.э. они носили титул сыновей Т. и ставили после имени царскую формулу: «анх, уджа, сенеб» («да будет он жив, здоров и благополучен»). Свящ. животным Т. был ибис (Т. обычно изображ. в виде человека с головой ибиса, палетка писца была его атрибутом). Как божество астральное Т. отожд. с луной, он счит. сердцем бога Ра и изображ. позади Ра-солнца. В позднем Египте Т. назыв. «серебряный Атон» («серебряный диск»). Т. приписыв. создание всей интеллектуал. жизни Египта. Как бог луны он вел счет дням, месяцам, году. Он разделил время на месяцы и годы, его назыв. «владыка времени». Он записывал дни рожд. и смерти людей и вел летописи. Т. создал письмен. и научил людей счету и письму. Писцы считали его своим покровит. и перед началом работы соверш. ему возлияния. Под покровит. Т. находились все архивы и знаменитая б-ка Гермополя. Т. «управлял всеми яз.» и сам считался яз. бога Птаха. В эллинистич. период Т. приписыв. создание свящ. книг, а также «Книги дыхания» (она создана в позднем Египте, вместе с «Книгой мертвых» ее клали в гробницу как имеющую магич. силу). В культе мертвых и в погребал. ритуале Т. принадл. ведущая роль. Как везир богов и писец эннеады богов Т. присутств. на суде Осириса. В «Книге мертвых» Т. изображ. около весов, записыв. результат взвешив. сердца. Поскольку Т. участв. в оправдании Осириса и давал приказ о его бальзамир., он принимает участие в погребал. ритуале всякого египтянина. Т. выступает защитником Осириса, прекращает борьбу Сета с Гором. Т. охран. каждого покойного и ведет его в царство мертвых. На этом основании Т. отожд. с богом Гермесом, к-рый считался Психопомпом («ведущим души»). В религ.-мистич. лит-ре древ. греков Т. выступал под именем Триемегиста («трижды очень великого»). Отожд. с рим. богом Меркурием.

ТОТИЛА

ТОТИЛА - Бадуила (ум. 552) - король остготов в 541 - 552. Возгл. широкое нар.-освободит. движение в Италии против визант. завоев.

ТОХАРЫ

ТОХАРЫ - народ индоевроп. происхожд., обитавший во 2 в. до н.э. - 1-м тыс. н.э. в Ср. Азии в Др. Бактрии, к-рая по их имени в 1-м тыс. стала назыв. Тохаристаном (это назв. бытовало до 13 в.). В Ср. Азии Т. появ. в 140 - 129 до н.э. и вместе с нек-рыми вост.-иран. племенами в 130 разрушили Греко-Бактрийское царство. В 128 до н.э. вторг. в Парфию, но были отбиты. В Бактрии во 2 - 1 вв. до н.э. Т. жили пятью подраздел. (племенами или владениями). Примерно в кон. 1 в. до н.э. - 1 в. н.э. Т., объед. под властью вождей одного из подраздел. - кушан, образов. Кушанское царство. С тех пор Т. часто назыв. кушанами. Извест-ны нек-рые правители этого царства, напр., Кадфиз I и Кадфиз II, Канишка. Т. говорили на яз. иран. группы (вост.-иран.), в основе их письменности был греч. алфавит. Язык Т. сохран. до кон. 1-го тыс.

ТРАГЕДИЯ

ТРАГЕДИЯ - предшеств. Т. уже в античности считался дифирамб. Благодаря поэту Ариону дифирамб на Пелопоннесе стал произв. хоровой лирики, к-рое исполнял хор одетых в костюмы сатиров (отсюда, вероятно, и происходит назв. «Т.»). Начиная со 2-й пол. 6 в. до н.э. дифирамбы исполн. в Афинах на Великих дионисиях. Феспид первым использ. наряду с хором одного актера-декламатора, дававш. пояснения по ходу представл., создав т.о. предпосылку для диалога. Позже Эсхил ввел второго, а Софокл третьего актера-декламатора, так стало возможным драматич. действие, независ. от хора. Внешнее построение Т. подчинено строгой схеме. После исполн. актером пролога следует вступит. песнь хора - парод, затем отдел. сцены - эписодии, отделяемые друг от друга стасимами.

Вслед за последним эписодием хор исполн. заключит. песнь - эксод. Т. включ. в себя около 1400 стихов. В Афинах ежегод-но, по праздникам в честь Диониса, проводились состяз. поэтов, во время к-рых исполн. Т. Каждый день исполн. тетралогия одного автора, состоящая из трех Т. и одной сатировской драмы. Основу драм составл. миф. мотивы, драмы же на совр. темы авторы ставили редко. Начиная с Софокла сюжетное единство тетралогии перестает явл. необходимым условием. По оконч. празднеств жюри оценивало произвед. и распределяло награды. Предпосылкой для расцвета Т. как жанра иск-ва явил. демократия полисов. Из числа трагиков до Эсхила нам известны лишь Херил, Пратин, Фриних и Феспид, творч. к-рых представл. лишь отдел. фрагментами. Своего апогея греч. Т. достигла в произв. Эсхила, Софокла и Еврипида. Для этих поэтов хар-рно глубоко гуманистич. толкование актуал. проблем и событий, к-рые под прикрытием миф. сюжетов нашли отражение в Т. этих авторов. В идейном содерж. дошедших до нас драм отраз. также развитие демократии в полисах. В последующие века эти Т. ставились регулярно, постепенно становясь классич.

Благодаря этому в отличие от произв. др. многочисл. трагиков 6 - 5 вв. до н.э. (Агафон, Ион Хиосский) творения Эсхила, Софокла и Еврипида хотя и не полностью, но все же дошли до нас. Жанр трагедийной поэзии существ. и в 4 в. до н.э., однако сохран. лишь явно подражат. Т., среди к-рых и приписыв. Еврипиду драма «Рес». Начиная с 240 до н.э. городские власти Рима на всех праздниках организ. театрал. представл. Немногочисл., дошедшие до нас фрагменты рим. Т. свидет. о том, что большинство их представл. собой свободную обработку произв. греч. трагиков, в осн. Еврипида и Эсхила. При этом предпочт. отдавалось драмам, сюжеты к-рых были заимств. из легенд троянск. цикла. В отличие от греч. рим. Т. включ. в себя множество муз. вставок и вокал. партий актеров, в то время как хоровые партии утрач. свои ведущие позиции; в эпоху правл. Суллы к каждому представл. Т. присоед. ателлана, а позднее мим (подобие греч. тетралогии). Первую Т. в Риме поставил Ливий Андроник в 240 до н.э. За ним последовал Невий, создавший новый вид Т. - претексту, в основу к-рой был положен сюжет из рим. миф. и истории. Гл. действующ. лицами претекст были рим. чиновники, по назв. одежды к-рых - тога претекста - и получил наимен. этот вид Т. Вслед за этим появ. многочисл. драмы Энния, в т.ч. на рим. темы. Своих наиболее значит. представителей рим. Т. получила в лице Пакувия и Акция. В кач-ве сюжета оба использ. греч. и нац. мотивы. Начиная с 1 в. до н.э. публика постоянно начинает терять интерес к трагедийной драме, несмотря на блестящие постановки. Все меньше появл. новых Т., хотя нек-рое время сохран. мода сочинять их (Цицерон, Цезарь, Август). В кон. 1 в. были напис. знаменитые Т. Азиния Поллиона, Вария Руфа и Овидия; большую популярность завоев. исполн. отдельных сольных партий под аккомпанемент из этих произв., а также пантомима. В 1 в. трагедийная поэзия переживает свой последний подъем, в первую очередь благодаря Сенеке, Помпонию Секунду и Куриацию Матерну. До нас дошли мн. драмы Сенеки, нек-рые рим. Т. сохран. полностью, среди них есть одна претекста, авторство к-рой сомнительно. Произв. Сенеки оказали большое влияние на классиков итал., франц. и англ. драмы. Из всех лит. жанров античности Т. оказала самое большое влияние на мировую лит-ру. Формы освоения трагедийного драматич. наследия античности включают в себя макс. приближ. к оригиналу постановку и адекватный перевод (Гельдерлин), заимствов. сюжета (Гете) и использов. драматич. структуры (Шиллер), свободную обработку (Брехт) и муз. переложение (Мендельсон).

ТРАЗИМЕНСКОЕ ОЗЕРО

ТРАЗИМЕНСКОЕ ОЗЕРО - озеро в Италии, в р-не к-рого во время Пунических войн в апр. 217 до н.э. прои-зошло сраж. между войсками Ганнибала и рим. армией, в к-ром римляне в результате внезап. удара Ганнибала были полностью разгромлены.

ТРАКТИР

ТРАКТИР - Т. существов. с классич. времен как кабачки, постоялые дворы и ресторанчики. В Т. можно было получить приготовл. пищу на дом. Постоялые дворы иногда содерж. штат женщин легк. поведения, как это видно на примере Помпей. По свидет. настенной живописи в Т. гости ели и пили сидя и лежа, а также развлек. игрой в кости. В большинстве случаев путешественники предпочит. кров и стол частных граждан публич. постоялым дворам. Гос. учреждения подобного рода для рим. должностных лиц были оснащены лучше, чем частные Т. Существ. фешенебел. Т. на курортах, в местах оракулов и празднич. игр (напр., в Олимпии). Указы первых рим. императоров перечисл. меры по пресеч. разгула в Т.

ТРАЛЛЫ

ТРАЛЛЫ - поселение в М. Азии, впервые упомин. у Ксенофонта. После захвата Александром Македонским (334 до н.э.) Т. поочередно станов. подвластной терр. госуд. Антигона (323), царства Лисимаха (301), царства Селевкидов (281), Пергама (188) и Рима (133). С нач. 2 в. Т. - резиденция епископов.

ТРАНСИЛЬВАНИЯ

ТРАНСИЛЬВАНИЯ - ист. обл. на С. Румынии. Ок. 3 в. до н.э. на терр. Т. появ. кельты, способств. распростр. здесь металлургии железа. Со 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. терр. Т. населяли даки. В 1 в. до н.э. терр. Т. составл. основное ядро образовавш. во главе с Буребистой гето-дакийского плем. союза, в рамках к-рого происх. постеп. зарождение государственности. В 1 в. н.э. сформиров. дакийское рабовлад. госуд. с центром в Т., к-рое в нач. 2 в. было подчин. римлянами и превращ. в рим. провинцию Дакия. В 271 римляне покинули Дакию. В 3 - 6 вв. через терр. Т. прошли племена готов, гуннов, гепидов, аваров.

В 6 - 7 вв. на терр. Т. поселились славяне. В кон. 9 в., по свидет. источ., здесь локализовалось романизиров. население - влахи, или волохи. В 10 в. в равнинных р-нах Трансильвании осела часть венгерских племен. К 10 - 11 вв. относится проникнов. печенегов.

ТРАНСПОРТ

ТРАНСПОРТ - приспособл. для транспортировки различ. архитект. деталей примен. уже при стр-ве храма Артемиды в Эфесе; этими вопросами заним. Херсифрон (род. до 546 до н.э.) и Метаген, описавшие в свое время приспособл. для транспортир. колонн и балок. Т. о., древ. греками был найден один из способов решения актуал. для всех времен проблемы транспортир. тяжелых грузов. Учитывая масштабы перевозок необходимых для большого города товаров различ. назнач., а также расст. этих перевозок, скорость наземного и водного Т., организац. структуру союзов транспортных предпринимателей, трудно переоценить значение пассажирск. и грузов. Т. того времени. Траспортные средства были различ.: для речных перевозок использов. лодки и плоты; для мор. - парусные суда, клиперы, реже гребные корабли; для наземных перевозок на малые расст. использов. спец. носилки и вьюч. животные (ослы, мулы, реже лошади, верблюды, слоны). Товары перевозили в корзинах, мешках, бурдюках; мелкие това-ры - в переметных сумах.

Древесину привязыв. к животным на спину, а камни грузили на спец. волоки из плетеной рогожки, к-рую животные тащили за собой. Можно было встретить на улицах городов двух - и четырехколесные тележки и коляски. Данных о существ. то время тачек и ручных тележек пока нет. В особых случаях примен. транспортные средства спец. конструкций, напр., для доставки из Салус Умеританы (Испания) минерал. воды использов. цистерны с двумя спускными кранами, что позволяло продавать воду в розлив.

ТРАПЕЗА

ТРАПЕЗА - на завтрак, обед и ужин обычно ели кашу из крупы, овощи (бобы, горох, лук, капуста, репа) и рыбу, реже хлеб и мясо, обязат. сыр с вином. Меню вечерней Т. разнообразили, подавая к горячему всевозмож. закуски и десертные блюда. Рост имуществ. дифференц. повлек по-требл. представит. состоят. слоев общества более изыск. пищи.

Обилие на рынках привез. из др. стран продуктов в периоды эллинизма и Рим. империи способст. превращ. обычной Т. в буйное пиршество. Ели сидя или лежа. Перед подковообраз. ложами, на к-рых, как правило, располаг. 2 человека, устанавливали неск. маленьких столиков или один громадный стол с едой. Ели из глин. или металлич. посуды; в ходе археологич. раскопок было обнаружено значит. кол-во дорогого рим. столового серебра. Пользовались обычно ножом и ложкой, реже вилкой. Среди высших сословий общества было принято во время Т. услаждать себя музыкой и танцами. Зачастую Т. заканч. празднич. шествием. В Риме устройство пиршества требовало огромных затрат, поскольку было принято, кроме всего прочего, подавать гостям благовония и осыпать их цветами.

ТРАПЕЗИТЫ

ТРАПЕЗИТЫ - трапедзиты - менялы в Др. Греции. Появивш. в 6 в. до н.э., Т. сыграли важную роль в расшир. торговли между греч. полисами. Кроме обмена и экспертизы денег, Т. производ. бонковско-ростовщич. операции: выдавали ссуды под высокие проценты (от 10 - 12 до 36%) в залог движим. и недвижим. имущества - кораблей, рабов и корабел. грузов (наиболее хар-рный для Афин залог). В 4 в. до н.э., в период расцвета деятельности Т., они приним. деньги на хранение, совершали за вкладчика платежи, фиксир. договоры, переводили деньги, что при громадной опасности перевозок значит. упрощало торговлю.

Нек-рые Т. заним. также торговлей и ремеслом. Обычно Т. были метеки, а также иноземцы, вольноотпущ. или рабы. Функции Т. часто выполн. богатейшие храмы (Артемиды в Эфесе, храмы Фив, Делоса и др.). В эллинистич. Египте, имевшем систему гос. трапез, Т. были гос. чиновники. В Др. Риме менялы наз. аргентариями.

ТРАПЕЗУНТ

ТРАПЕЗУНТ - Трапезунд - древ. город М. Азии (совр. Трабзон Турция) на побережье Черного м. Основан греками-колонистами из Синопа приблизит. в сер. 7 в. до н.э. (или, что менее вероятно, ок. сер. 8 в. до н.э.). Был важным портом и торг. центром. Т. входил в Понтийское царство (во 2 в. до н.э.), потом - в рим. провинции Понт и Вифиния (с 63 до н.э.). В кон. 1 в. до н.э. Т. со всем вост. побережьем Черного м. вошел в царство Полемона I. При Нероне получил статус свобод. города. После 69 н.э. (подавл. римлянами восстания Аникета) Т. вновь был включен в состав рим. провинции. С 5 по нач. 13 вв. Т. - в составе Византии.

ТРАПЕТ

ТРАПЕТ - устройство, изобрет. греками для механич. обработки оливок в 4 - 3 вв. до н.э. У греков его переняли римляне. С помощью Т. можно было отжать мякоть, не раздробив при этом косточек. Поскольку косточки собирались внизу, Т. должны были иметь приспособл., регулир. глубину погружения жерновов. Для этого каменный чан изготавл. в виде полой формы с выпуклыми (в форме полусферы) стенками, а внутри, в центре чана, помещ. цилиндр, в к-ром вращалась вертикал. ось; на ней крепилась горизонтал. ось, регулир. с помощью насажив. сверху железных колец. На горизонтал. оси независимо друг от друга вращ. два каменных жернова, имевшие форму шарового сегмента. Жернова двигались по кругу; их приводили в движение два раба, к-рые бежали вокруг чана, держась за выступающие части горизонтал. оси. Устройство Т., найденных в Помпеях и в Стабиях, не вполне совпадает с описанием Катона. Он сообщает, что стоимость такого устройства составл. 629 - 724 сестерция, в то время как содерж. одного человека в день обходилось в 2 сестерция.

ТРАЭТАОНА

ТРАЭТАОНА - Трайтаона, Фретон, Фаридун, Феридун - в иран. миф. божество, убийца дракона Ажи-Дахаки, сын Атвйи.

ТРАЯН

ТРАЯН - Марк Ульпий (53 - 117) - рим. император (98 - 117) из династии Антонинов. Род. в Испании, в юности служил в кач-ве воен. трибуна в войсках отца (занимавш. высокие должности в Испании, Сирии и М. Азии). В 91 - консул, в 97 - наместник Верх. Германии, где завоевал популярность в войске, успешно воюя с германцами на Ниж. Рейне. В 97 усыновлен имп. Нервой. Став императором, проводил широкую завоеват. политику. В результате успешных войн 101 - 102 и 105 - 106 была завоев. страна даков и превращена в рим. провинцию Дакия; в 106 завоев. римлянами терр. Набатейского госуд. стала рим. провинцией Аравией. В 114 - 117 вел войну с Парфянским царством, в результате к-рой оккупир. Армению Великую (114), превратив ее в провинцию; взял Ктесифон (столицу Парфии) и завоевал всю Месопотамию до Персидского зал.

ТРАЯНОВА КОЛОННА

ТРАЯНОВА КОЛОННА - мраморная колонна, воздвигн. рим. имп. Траяном (98 - 117) на сооруж. им в Риме форуме. Общая высота колонны с капителью 38 м. Поверхность покрыта располож. по спирали рельефами, изображ. сцены из истории завоеваний Рим. империи при имп. Траяне к С. от Дуная.

ТРЕББИЯ

ТРЕББИЯ - Требия - река в Сев. Италии, правый приток р. По. На Т. в 218 до н.э., во время 2-й Пунической войны, карфагенский полководец Ганнибал разбил рим. войска.

ТРЕБОНИАН ГАЛЛ

ТРЕБОНИАН ГАЛЛ (206 - август 253) - сенатор в Перу-зии, в 245 - консул, в 250 - 251 - наместник Мезии. После пораж. Деция от готов и его смерти Т. Г. провозглаш. императором (июнь 251). Вел войну с готами и персами на Востоке; в борьбе с претендентом на престол потерпел пораж. и был убит.

ТРЕВЕРЫ

ТРЕВЕРЫ - галльское (кельт.) племя.

ТРЕЗУБЕЦ

ТРЕЗУБЕЦ - атрибут и оружие Посейдона (Нептуна), символ его господства над стихийн. силами моря, первонач., по-видимому, острога для ловли рыбы, используется и в совр. ловле тунца в Средиземном м. Т., длинный гарпун с 3 крючковат. остриями, применялся также в боях гла-диаторов.

ТРЕНОЖНИК

ТРЕНОЖНИК - металлич. котел с тремя ножками, а также любая утварь на трех подставках. В домашнем х-ве Т. примен. для разогрев. воды и пищи. Изготавл. из различ. материалов, мог быть культовым предметом, призом в борьбе, свящ. даром богам (напр., Аполлону). Т. находили применение в архитектуре в кач-ве декоратив. элемента (акротерий). В Дельфах Т. использов. как сиденье для пифии. В геометрич. периоде преобладали цельные треножники, украш. орнаментом и рельефом. Начиная с архаич. периода стали изготавл. т.н. посоховые Т., обособл. от кот-ла. У этрусков и римлян Т. часто были богато украшены.

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД - в Греции существ. различ. формы Т. с. Призван. с согласия обеих сторон посредники могли либо примирить спорящих, либо решить спор вынесением приговора. Примирение через Т. с. делало невозмож. дальнейшее судебное разбират. В Риме спорящие стороны могли выбрать третейск. судью, заключ. частный третей-ский договор. Обычно судья, взявший на себя такие функ-ции, юридич. был обязан исполн. их до конца, а его приговор для обеих сторон явл. обязательным.

ТРЕЩОТКА

ТРЕЩОТКА - разновидн. ручных кастаньет, состоящая из двух подвижных пластин, при изготовл. к-рых использов. материал, дающий глухой звук: эти пластины стучали друг о друга, как кастаньеты. Т. была атрибутом оргиастич. культов у греков и римлян, использов. на пирушках и плясках, служила и детской игрушкой.

ТРИАРИИ

ТРИАРИИ - тяжеловооруж. пехотинцы в легионах Др. Рима 6 - 3 вв. до н.э. Т. комплектовались из самых богатых и старших по возрасту (с 40 - 45 лет) граждан (по делению Сервия Туллия - граждан 1-го разряда); вооруж. тяжелыми копьями, мечами, латами, поножами, шлемами. В легионе было ок. 600 Т., что составл. 1/5 часть тяжелой пехоты (ок. 3 тыс. чел.) всего легиона (4,5 - 5 тыс. чел.). В боевом порядке Т. строились в 3-й линии (отсюда назв.), т.е. в 5 - 6-й шеренгах, и вводились в бой в самую решит. минуту, составляя резерв легиона.

ТРИБА

ТРИБА - в Др. Риме:

1. Племя, соотв. др.-греч. филе. Согл. традиции, древнейшее население Рима было этнич. неоднородным и состояло из трех Т. - Рамнов (латинян), Тициев (сабинян) и Луцеров (этрусков). В период разлож. первобыт. строя объед. Т. составляло рим. народ квиритов - патрициев. Первонач. в Т. входили 100, а затем 300 родов.

2. Терр. и избират. округ, имевший один голос в трибутных комициях. Введение терр. Т. с включ. в них плебеев приписыв. традицией Сервию Туллию (6 в. до н.э.), к-рый поделил рим. владения на 4 городские и 17 сельских Т. В процессе завоев. Италии римляне образов. новые Т., так что в сер. 3 в. до н.э. их стало 35. Впослед. жители завоев. терр. приписывались к имеющимся 35 Т. Возможно, после Союзнич. войны было образовано еще 8 или 10 Т., куда были приписаны италики, получившие гражданство. Эти новые Т. просуществ. до закона П. Сульпиция Руфа (88 до н.э.) о распределении новых граждан по 35 старым Т.

ТРИБАЛЛЫ

ТРИБАЛЛЫ - древ. племя иллирийск. или фракийск. происхождения, населявшее терр. по Ниж. Дунаю. Самое раннее упомин. о Т. встреч. у Геродота (5 в. до н.э.). В 5 - 4 вв. до н.э. Т. успешно отстаивали свою независимость в борьбе против одрисов. В сер. 4 в. до н.э. были покорены макед. царем Филиппом II, после чего утратили самостоят. значение.

ТРИБИГИЛЬД

ТРИБИГИЛЬД (ум. 401) - командир остготов-федератов во Фригии, возгл. восстание остготов-наемников в 339 - 401 в Вост. Рим. империи. Восстание наемников нач. весной 399 во Фригии. Остготы требовали увелич. жалованья. Восставших воинов поддержали рабы-готы. Движение охватывало, кроме Фригии, также Писидию и Памфилию.

Местное население поднялось против Т.; его возгл. Валентин из Сельге, собравший отряд из колонов и рабов. Мятеж Т. был поддержан отрядом остгота Гайны, одного из виднейших полководцев империи. Объед. силы восставших угрожали Константинополю, но встретили сопротивл. гор. населения, выступивш. под рук. Иоанна Златоуста. В 401 восстание было подавлено отрядами наемников во главе с готом Фравитой, сам Т. погиб во Фракии.

ТРИБОНИАН

ТРИБОНИАН (ум. ок. 545) - визант. юрист, один из руковод. кодификации рим. права, проведенной при имп. Юстиниане. Занимал с 530 высокий пост квестора. С 528 участвовал, а затем и руководил комиссией юристов по составл. Кодекса Юстиниана.

ТРИБРАХИЙ

ТРИБРАХИЙ - в антич. метрике трехдольная стопа, состоящая из трех кратких слогов. Т. заменял иногда дву-сложную стопу, состоящую из одного долгого и одного краткого слога общей длительн. в три моры.

ТРИБУНАЛ

ТРИБУНАЛ - возвышение, на к-ром в Др. Риме восседали важнейшие должностные лица (консулы, преторы) при исполн. служеб. обязанностей.

Предыдущая страница Следующая страница