Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧАКРА

ЧАКРА - Дхарма Чакра -

1. В буддизме символ учения Будды («Колесо Закона»). Раннее его изображ. имеется на т.н. «Львиной капители» столба («стамбха»), проставл. (243 до н.э.) по повелению Ашоки в Сарнатхе (Индия), на том месте, где, по преданию, Будда произнес свою первую проповедь. На спинах львов первонач. было утверждено большое металлич. колесо.

2. Стальные метательные кольца с режущим наружным краем; применялись в др.-инд. армии. Ч. приводили во вращат. движение вокруг ср. пальца и бросали в неприятеля.

ЧАКРАВАТИН

ЧАКРАВАТИН - чакравартин - в будд. миф. идеал. царь, устанавливающий во всем мире царство справедливости. Ч. рожд. в кальпе, когда будды не появл. в мире. Они, как и будды, имеют махапурушалакшаны, и их рожд. сопровождается теми же чудесами, что и рожд. будд. Каждый Ч. имеет т.н. семь сокровищ: колесо, летающее по воздуху, при помощи к-рого Ч. и его войско могут достигать любой точки мира; слона и коня, обладающих сверхъест. способностями; драгоц. камень, излучающий свет на далекие расстояния; царевну, отличающ. красотой и внутр. до-стоинством и принадлежащую к определ. высоким королевским родам; мудрого советника и удачливого пол-ководца, в кач-ве к-рого выступает старший сын Ч. (вообще, Ч. имеет сто сыновей).

ЧАЛУКЬЯ

ЧАЛУКЬЯ - Чалукьев государства - ряд госуд. в ср.-век. Индии на терр. Декана, возгл. династиями Чалукьев.

1. Госуд. Чалукьев Ранних из Бадами (Ватапи) (ок. 550 - 642); сначала занимало терр. по верх. теч. р. Кришны, затем распростр. власть на весь Декан и часть Юж. Индии.

2. Госуд. Чалукьев Западных из Бадами (ок. 654 - 753); занимало терр. Цент. и Зап. Декана. Было завоев. Раштракутами.

3. Госуд. Чалукьев Восточных из Венги (615 - 1070); занимало обл. ниж. теч. рр. Кришны и Тунгабхадры. При Раджендре II (Кулоттунге I) было объед. с госуд. Чола.

4. Госуд. Чалукьев Западных из Кальяни (973 - 1187); уничтожило госуд. Раштракутов в Зап. Декане и подчинило часть Юж. Индии. Завоевано Ядавами из Девагари.

5. Мелкие кн-ва с династиями, родств. упомянутым выше, с центрами в Эламанчили, Питхапураме, Мудугонде. Все госуд. Чалукье были раннефеод. образованиями, аморфными конфедерациями вассальных кн-в и крупных общин, обладавших большой самостоят.

ЧАМПА

ЧАМПА - один из крупнейших городов Др. Индии. Уже в 6 в. до н.э. Ч., располож. на Ниж. Ганге, была важным центром мор. торговли Сев. Индии со странами Юго-Вост. Азии. Явл. столицей др.-инд. госуд. Анга. В Ч. находилось мн. будд. святынь, привлекавших многочисл. паломников. Свое значение Ч. сохраняла и в 7 в. н.э. (по данным Сюань-Цзана). В кон. 1-го тыс. н.э. Ч. пришла в запустение. На месте Ч. - совр. г. Бхагалпур.

ЧАНДАЛА

ЧАНДАЛА - 1. Члены низшей «неприкасаемой» касты в Др. Индии.

2. Общее бытовое наименов. членов низших «неприкасаемых» каст в Cев. Индии.

3. Назв. одной из каст «неприкасаемых» в Бенгалии (др. назв. - намашудра). В Пенджабе от того же корня, возможно, произошло назв. низшей касты - чанал.

ЧАНДРАГУПТА

ЧАНДРАГУПТА - правитель Сев. Индии, основатель Маурьев госуд. Правил ок. 322 - ок. 300 до н.э.; по др. данным - с 314 - 312 по 292 или 290 до н.э. Согл. будд. источ., происходил из кшатрийского рода Мория, но есть сообщения и о том, что он принадлежал к варне шудр. Побуждал Александра Македонского к походу на империю Нандов. После ухода Александра из Индии (325) Ч., по-видимому, возгл. борьбу индийцев С.-З. страны против макед. владычества, а затем победил и сверг Дхана Нанду и захватил престол Магадхи. Ч. владел всей Сев. Индией, а по мирному договору с Селевком Никатором (ок. 305) получил также значит. часть терр. совр. Афганистана и Белуджистана.

При Ч. начали развиваться торг., культурные и дипломатич. связи Индии с эллинистич. странами Азии и Средиземноморья.

ЧАНДРАГУПТА I

ЧАНДРАГУПТА I - основатель империи Гуптов в Индии. Правил в 320 - ок. 340. Унаследовав отца Гхатоткачи небольшое кн-во в Магадхе, Ч. I завоевал всю Магадху, часть Бенгалии и ср. часть долины Ганга. Он принял императ. титул махараджадхираджа. 320 год был объявлен началом эры Гупта, летосчисление по к-рой широко применялось в раннее средневековье в Индии.

ЧАНДРАГУПТА II

ЧАНДРАГУПТА II - правитель империи Гуптов в пору ее расцвета. Правил ок. 380 - ок. 413 или 415. В первые годы 5 в. завоевал владения шакских кшатрапов в Гуджарате. Его госуд. простиралось от Бенгальского зал. до Аравийского м. Ч. II заключил союз, скрепл. брачными связями с Вакатаками, правивш. в Цент. Индии. В преданиях Ч. II выступает как покровитель иск-в, при дворе к-рого якобы жили лучшие поэты раннего средневековья.

ЧАНЪАНЬ

ЧАНЪАНЬ - со 2 в. до н.э. до 14 в. н.э. офиц. назв., а позд-нее - неофиц. назв. г. Сиань (Китай).

ЧАН-Э

ЧАН-Э - в др.-кит. миф. жена стрелка И. богиня луны. Согл. мифу, изложен. в «Хуайнаньцзы» (2 в. до н.э.), Ч.-э. тайком, одна, приняла снадобье бессмертия, получен. ее мужем у Владычицы запада Си-ван-му, и унеслась на луну.

ЧАСЛАВ КЛОНИМИРОВИЧ

ЧАСЛАВ КЛОНИМИРОВИЧ (ум. ок. 950) - сербский князь. Потомок сербских жупанов, родился в Болгарии и получил воспитание при дворе болгарского царя Симеона. В 927 или 928 бежал в Сербию. Используя противоречия между Болгарией и Византией, поднял восстание против болгарского господства и добился создания независ. серб-ского госуд. Опираясь на поддержку Византии, Ч. К. сумел объед. под своей властью большую часть сербских земель. Однако раннефеод. госуд. Ч. К. было непрочным и распалось вскоре после его смерти.

ЧАСЫ

ЧАСЫ - водяные Ч. были изобретены в Египте еще до 1500 до н.э. и впослед. подвергались технич. усовершенств. с целью уточнения соотв. их хода принятой системе отсчета времени. Проблема состояла в том, что примерно постоян. сток воды из во-дяного сосуда не соотв. различ. продолжительности суточ. часов в разное время года, что заставляло днем уменьшать, а ночью увеличивать диаметр сто-ка (антич. час составлял 1/12 часть светлого и соотв. темного времени суток, всего 24 часа). В водяных Ч. редко использовалась часовая шкала, нанес. непосредств. на водяной бак. В усовершенств. Ктесибием водяных Ч. время на часовой шкале указывала стрелка, соед. с поплавком в баке. Конструкция Ктесибия позволила избежать сложного процесса регулирования стока. В этой системе водяных Ч. при постоянном стоке воды применялся выгравиров. на поворотном цилиндре циферблат с изменяющ. расст. между соотв. суточным часам окружностями. Для установки Ч. на нужный день достаточно было повернуть цифеблат так, чтобы стрелка совпала с нанес. на цилиндр датой. Существовали также водяные Ч. с непосредств. указанием времени, в к-рых поплавок, поднимаемый в водяном баке притоком воды, выталкивал вверх зубчатую рейку, сообщ. круговое движение соед. с располож. перед циферблатом стрелкой зубчатом колесу вплоть до наполнения бака. В обществ. местах повсеместно устанавл. сол-нечные Ч., иногда комбинировавш. для сличения показаний с водяными. Нередко добавлялись также календарь и флюгер, как, напр., в постр. Андроником Киррским в Афинах Башне ветров. Платон изобрел будильник, отмечавший начало дня свистком. Вечером Ч. наполнялись точно отмер. кол-вом воды, к-рая по каплям стекала в сосуд и к моменту восхода солнца достигала рычага, срабатывавш. как реле. Реле открывало путь воде, мгновенно стекавшей в наполн. воздухом емкость; вытесн. воздух с силой выходил через язычковый свисток и производил звук. В кач-ве Ч. с боем использов. восковые свечи с вплавл. в них на необходимом расст. друг от друга металлич. шарами. По мере сгорания свечи шары выпадали и ударялись о металлич. поднос. В греч. суде функции, сходные с совр. шахматными Ч., исполняли водяные Ч. с прерываемым ходом - клепсидра (греч. - крадущая воду). Клепсидра отсчитывала огранич. законом для каждой стороны процесса время выступления на суде.

Вместо карманных часов в античности использовались дорожные солнечные Ч. Герофил изобрел Ч. для измерения пульса, позволившие ему точно измерять пульс больного. В позднеантич. эпоху пользовались успехом механич. Ч. с движущ. фигурками танцоров или воинов. Описание постр. ок. 500 н.э. в Газе (Палестина) механич. Ч. имеется у Прокопия.

ЧАТУРАНГА

ЧАТУРАНГА - др.-инд. игра, предшественница шахмат, известная с 4 - 5 вв. Фигуры Ч. по форме и назв. напоминают войско с его строем и передвижением. Ч. означает буквально четыре члена, т.е. четыре рода войск: колесницы, слоны, конница и пехота. Фигуры имели четыре цвета. Число игроков - четыре.

ЧЕКАН

ЧЕКАН - боевой молот, древ. оружие, предназнач. гл. обр. для удара по голове. Ч. имеет два неодинаковых бойка: один плоский, или молот, другой удлинен., наподобие птичьего клюва (отсюда др. наимен. чекана - клевец). Служил также символом власти и знаком начальнич. достоинства. Ч. изготовлялись из железа, часто бронзы, т.к. последняя тяжелее; известны древ. кит. чеканы из нефрита. В 1-м тыс. до н.э. Ч. было широко распростр. у населения Сибири и басс. р. Камы.

ЧЕКАНКА МОНЕТ

ЧЕКАНКА МОНЕТ - представляла собой процесс горячей штамповки; для изготовл. металлич. монет использовались спец. инструменты: молот, клещи (при горячей штамповке для удержания раскал. монетного кружка), верх. и ниж. пуансоны (штемпеля) для оттискивания изображ. на лицевой (аверс) и надписи на оборотной (реверс) сторонах, резец, наковальня. Почти все сохранивш. штемпеля изготовлены из бронзы. Верх. изнашивались быстрее, чем ниж., поэтому иногда на железном стрежне вырезали позитивное изображ. Этим стержнем оттискивали негативные изображ. на рабочих концах штемпелей с целью получить большое кол-во бронзовых монет с одинаковой лицевой стороной. Быстрое изнашивание штемпелей приводило к большому кол-ву эмиссий (в общей сложности примерно 190 000 эмиссий в Греции, Риме и окраинных госуд. антич. мира). Применение исключит. ручного труда в Ч. м. обусловило заметные колебания в весе монет. Ч. м. производилась преим. путем холодной штамповки с помощью редких, но мощных ударов; нек-рые монеты подвергались затем тщател. обработке. Для Ч. м. в М. Азии первонач. использовали сплав золота и серебра (электрон), в дальнейшем в Греции - серебро, в Риме - медь. Серебр. монетные номиналы (драхма и денарий) подразделялись на более мелкие монеты (вплоть до 1/6 обола и 1/4 денария), но могли чеканиться и монеты достоинством в 2, 4, 10 драхм. Практич. вес монет никогда не соотв. их номинал. стоимости; решающее значение имела их покупат. способность, к-рая с учетом изготовления из редких благородных металлов была гораздо выше, чем покупат. способность совр. монет. Наряду с этим значит. роль играли худож. достоинства монет; мн. из них изготовлялись выдающ. мастерами. Сознавая худож. ценность своей работы, они ставили свои имена на штемпелях.

Изображ. на монетах дают представления о различ. явлениях антич. культуры. Монеты отражают особенности культурного развития тех мест, где их изготовляли, напр., изображения исполн. Фидием статуи Зевса в Олимпии, Александрийского маяка, лекарств. растения сильфия из Кирены. В Риме Коллегия трех по наблюдению за чеканкой изделий из золота, серебра и меди следила за денежным обращением. В эпоху Империи монетное дело представляло собой массовый выпуск монет, изготовлявш. исключит. ручным способом.

Резкое снижение доли благородных металлов в монетах во 2 в. н.э. привело к тому, что в обращении оказались только посеребр. медные монеты. Сама идея и метод их изготовления заслуживают внимания. Их делали из монетного сплава, получ. в результате накаливания добела медных слитков в кипящем растворе серебристого цианида; монеты покрывались тонким серебряным слоем. Эти «фальшивые» монеты вызывали недоверие в погранич. р-нах, где велась торговля и устраивалась проверка их подлинности. Поскольку Август предоставил сенату и крупным городам пров. право чеканки медных монет, в обращении находилось огромное кол-во различ. видов медных монет. Ч. м. в Греции и Риме оказала воздействие не только на все соседние народности и племена (фракийцы, кельты, иллирийцы, жители Иберийского п-ова, даки), но и вплоть до терр. Бактрии и Индии; эти народы в период разложения первобытнообщ. строя достигли той стадии, когда развитие произ-ва и обмен товаров обусловили использование монет в кач-ве законного платежного средства. В эллинистич. госуд. наиболее широкое распростр. получили макед. «филиппы», у финикийцев в обращении ходили перс. статеры, галлы и германцы (редко) использовали в кач-ве монетной единицы денарий. Золотые рим. монеты применялись преим. при торг. расчетах с иноземными купцами; они сохранили свое значение также в Византии.

ЧЕРА

ЧЕРА - Керала - древ. тамильское госуд., располагавш. на Ю. Малабарского побережья (Индия). Впервые упомин. в Надписях Ашоки в 3 в. до н.э., существовало, по-видимому, до 9 в. н.э. В ср. века Ч. (чаще Керала) стало назв. ист. обл., и правители ряда мелких княжеств Малабарского побережья иногда именовали себя царями Ч.

ЧЕРВЕН

ЧЕРВЕН - Червень - один из древнейших русских городов в земле дулебов. Упомин. в летописи под 981. Находился на левом берегу р. Хучвы, притока Зап. Буга, в р-не совр. деревень Чермо и Вакиев, где сохран. городище овальной формы - остатки города. Ч. явл. центром Верх. Побужья.

ЧЕРНИЛА

ЧЕРНИЛА - для письма в древности использовалась смесь к.-л. клеящего вещества и сажи с добавл. воды, при этом получалась своего рода тушь, обладавшая поразит. стойкостью к атмосферным воздействиям. Начиная с 4 в. появл. Ч. бурого цвета с добавл. металла и голубовато-зеленого цвета с добавл. медного купороса. Но Ч. с добавл. медного купороса обладали недостатком: при письме они проступали на обратной стороне пергамента. Наряду с вышеназв. применялись Ч. красного цвета, в к-рые добавл. краситель пурпурного цвета или сок корней марены.

ЧЕРНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ

ЧЕРНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ - чернофигурная техника - прием росписи сосудов в др.-греч. вазо-писи, господствовавший в иск-ве 6 в. до н.э., но применявш. и позже. В Ч. с. си-луэтные изображ. наносились черной лаковой краской на светлый фон глины. Изображ. имели плоскостный хар-р; детали исполнялись матовой краской (белой, пурпуровой) и процарап. линиями.

ЧЕТТИ

ЧЕТТИ - назв. членов неск. каст в Юж. Индии, гл. обр. торговцев и ростовщиков (в Сев. Индии - сетх, шетх, сетхи).

ЧЖАН-СЯНЬ

ЧЖАН-СЯНЬ - в поздней кит. миф. божество, дарующее муж. потомство.

ЧЖАН ТЯНЬ-ШИ

ЧЖАН ТЯНЬ-ШИ - в кит. даосской и поздней нар. миф. гл. маг и повелитель бесов. В основе образа миф. Ч. Т.-ш. лежит представление о главе даосской церкви Чжан Дао-лине (3 в. н.э.), к-рому (как и его прямым потомкам) был присвоен в 5 в. почетный титул тяньши («небесный наставник»).

ЧЖАН ЦЗЯО

ЧЖАН ЦЗЯО - Чжан Цзио, Чжан Цзюэ (ум. 184) - руковод. крест. восстания «желтых повязок» в Китае. В теч. 10 лет проповедовал «учение о пути великого благоденствия» («тайпиндао цзяо»), за даосской религ.-мистич. оболочкой к-рого звучали призывы к соц. равенству, борьбе против династии Вост. Хань. В марте 184 возгл. вооруж. восстание, поднятое его последователями в Сев. и Цент. Китае. Провозгласил себя «небесным гуном-полководцем». Умер от ран.

ЧЖАН ЦЯНЬ

ЧЖАН ЦЯНЬ (ум. ок. 103 до н.э.) - кит. дипломат и путешественник. В 138 до н.э. был послан имп. У-ди с миссией на З. для заключ. союза с племенем юечжи против хунну. Был захвачен хунну, лишь через 10 лет ему удалось бежать от них. Продолжая путь на 3., Ч. Ц. побывал в Фергане, Хорезме и достиг Бактрии. Прибыв к юечжи, основавшим в это время в Ср. Азии Кушанское царство, Ч. Ц. не сумел добиться цели и был вынужден отправиться обратно. В пути снова попал в плен к хунну, но вскоре бежал и в 126 до н.э. вернулся в Китай. В 115 до н.э. во главе посольства был отправлен к правителю племени усунь, кочевавшему к З. от границ Китая, и сумел склонить его к союзу с Китаем. Находясь в усуньской ставке, Ч. Ц. отправил неск. посланцев далее на З., в уже знакомые ему страны. В результате путешествий Ч. Ц. был открыт Великий шелковый путь. Сведения, собранные Ч. Ц. во время путешествий, явл. ценным источ. для изучения истории ряда соседних с Китаем стран.

ЧЖАНЬГО

ЧЖАНЬГО - период эпохи Чжоу в Китае (403 - 221 до н.э.), характеризов. обострением борьбы между крупнейшими царствами за господство в стране. Это было также время быстрого экономич., соц. и культурного развития страны. Войны между царствами в период Ч. закончились образованием централизов. империи Цинь.

ЧЖАНЬГО ЦЭ

ЧЖАНЬГО ЦЭ - книга по истории Др. Китая периода Чжаньго (5 - 3 вв. до н.э.). Содержит речи, беседы и послания, приписыв. ист. лицам, жившим в 5 - 3 вв. до н.э. Составителем и первым редактором «Ч. ц.» был Лю Сян (1 в. до н.э.). Согл. его предисловию, в этой книге им были сведены воедино тексты, выбранные из неск. памятников ист. прозы, отражавших дела и намерения людей периода Чжаньго. Особенно ценными явл. тексты, в основе к-рых лежат ист. предания.

ЧЖАНЬТЯНЬЧЖИ

ЧЖАНЬТЯНЬЧЖИ - система надельного землепользования в Китае. Была введена в 280, в дальнейшем (5 в.) она получила назв. цзюньтяньчжи («система равных полей»). Система Ч. предусматр. наделение земледельцев определен. участком земли (70 му (му примерно - 1/16 га) на мужчину и 30 му на женщину) и обложение крестьян промысловой податью (шелком и хлопком) с каждого двора и зем. налогом (зерном) с трудоспособных крестьян. По системе Ч. сел. нас. разделялось по возрастному принципу с учетом трудоспособности и облагалось налогами в соотв. с этим. Мужчины и женщины старше 16 и до 60 лет считались полноцен. податными (чжэн-дин), с 13 до 15 и от 61 до 65 лет - второстеп. (второй группы) податными (цы-дин). Ч. регламентир. также размеры землевладения чиновников и число зависимых земледельцев, прикрепл. к ним. Все чиновничество делилось на 9 рангов. Чиновники 1-го ранга могли иметь 5000 му земли, с каждым рангом размеры землевладения снижались на 500 му. Число дворов зависимых арендаторов (дянькэ), прикрепл. к землевладельцам-чиновникам, также зависело от ранга последних (от 50 дворов дянькэ до одного). Цель введения Ч. - укрепление гос. собственности на землю и увеличение финанс. ресурсов госуд. за счет налоговых поступлений. С др. стороны, Ч. была направлена на известное ограничение частной зем. собственности, однако в этом отношении она не имела большого успеха. Рост частного крупного землевладения в 7 - 8 вв. нанес удар по системе Ч., окончат. уничтожение к-рой было подтверждено реформацией Ян Яня в 780.

ЧЖАО КУАНЬ-ИНЬ

ЧЖАО КУАНЬ-ИНЬ (927 - 976) - кит. император (960 - 976), основатель династии Сун. До прихода к влас-ти - крупный военач. царства Хоу Чжоу или Чжоу (951 - 960). Участвовал в борьбе против объед. сил киданей и госуд. Сев. Хань. Во время похода 960 при поддержке войск, к-рыми он командовал, провозгласил себя императором новой дин. Сун. Ч. К.-и. успешно боролся за объед. страны, против феод. раздробленности. Объед. Ю. Китая, ограничил права воен. наместников и крупных феодалов, назначая в округа и уезды гражд. чиновников из центра. Период правления Ч. К.-и. ознаменовался значит. централизацией воен. власти и адм. управления.

ЧЖИ

ЧЖИ - линчжи, шэнь-чжи - в кит. нар. миф. волшебный гриб. В ср.-век. соч., упомин. зеленые, красные, желтые, белые, пурпурные Ч. Волшебный пятицветный Ч. считался знаком совершенно мудрого князя. Различались также шичжи («каменные Ч.»), растущие будто бы на скалах, жоучжи («мясистые Ч.») и др. Особо почитались Ч., растущие на тысячелетних деревьях либо подле их корней, обладающие целебными свойствами. Изображ. Ч. как символа долголетия чрезвыч. популярны в кит. живописи.

ЧЖИ-НЮЙ

ЧЖИ-НЮЙ - в др.-кит. миф. дочь Тянь-ди («небесного правителя»), ассоциир. со звездой Ткачихи из созвездия Лиры.

ЧЖОУ

ЧЖОУ - назв. эпохи в истории Др. Китая и кит. династии (1027 - 256 (по др. данным, 249) до н.э.); делится на Зап. Ч. (1027 - 771 до н.э.) и Вост. Ч. (770 - 256 (по др. данным, 249) до н.э.). Династия Ч. была осн. У Ваном, вождем племени чжоусцев, к-рый в 1027 до н.э. разгромил раннее госуд. Инь и объед. все племена и терр. Сев. Китая. Для управл. страной был использован метод выделения уделов, власть в к-рых предоставл. родственникам, сподвижникам и союзникам вана (царя). В первые века Ч. соц. противоречия переплетались с племенными, питавшими борьбу покоренного населения с завоевателями-чжоусцами. Чжоуская аристократия, опиравш. на чжоусцев-дружинников, в ряде пожалов. ей уделов составляла чужеродный элемент в этнич. отношении, и поэтому ее господство имело своим следствием соц. и племенной гнет. Борьба уделов с цент. властью и борьба между уделами приводила постепенно к уничтожению или ослаблению нек-рых из них и появл. новых царств - независ. или полунезавис. госуд. С 8 в. до н.э., в период Чуньцю, власть чжоуских ванов была ослаблена, в 7 - 6 вв. до н.э. в стране фактич. господствовали поочередно правители наиболее могуществ. царств. В период Чжаньго (5 - 3 вв. до н.э.) выдвинулись семь сильнейших царств, боровш. между собой за господство в стране.

Династия Ч. утратила власть, распростр. ее лишь на родовые владения Ч.; последние были завоев. царством Цинь в 256 - 249 до н.э. С этого времени династия Ч. перестала существовать.

ЧЖОУ-ГУН

ЧЖОУ-ГУН - гос. деятель Др. Китая периода Чжоу, младший брат основателя династии Чжоу - У Вана. После смерти У Вана был регентом при малолетнем царе Чэн Ване, сыне У Вана. Усмирил восстание покоренных иньцев и присоед. к ним нек-рых др. племен, возгл. У Гэном (сыном последнего иньского царя) и поддерж. родичами чжоуского царя, пытавш. отстранить Ч.-г. от власти. Проводил политику укрепл. власти Чжоу над покоренными племенами. Уничтожил мн. мелких владений и вместо них создал более крупные царства, во главе к-рых были поставлены гл. обр. члены царской семьи и их родичи. Традиция приписывает Ч.-г. введение новых систем гос. управл. и налогового обложения.

ЧЖОУ ЛИ

ЧЖОУ ЛИ - одна из др.-кит. классич. книг, входящая в состав конфуцианского «Тринадцатикнижия» («Шисань цзинь»). Кит. традиция приписывает ее авторство Чжоу Гуну (ок. 11 в. до н.э.). Правильнее считать «Ч. л.» произв. периода Чжаньго (возможно, 3 в. до н.э.). «Ч. л.» была канонизирована в 1 в. н.э. историком Лю Синем и тогда же получила это назв. Первонач. назв. ее - «Чжоу гуань» («Чиновники эпохи Чжоу») или «Чжоу гуань цзин» («Каноническая кн. о чиновниках эпохи Чжоу») лучше соотв. содержанию книги, т.к. она посвящена преим. описанию обязанностей чиновников всех рангов эпохи Чжоу (11 - 3 вв. до н.э.).

ЧЖУАН ВЭНЬ

ЧЖУАН ВЭНЬ - сяо чжуань - один из старейших кит. почерков, применявш. до последнего времени для надписей на печатях; происходит от еще более древ. кит. письма гу вэнь.

ЧЖУАНЬ-СЮЙ

ЧЖУАНЬ-СЮЙ - в др.-кит. миф. божество-первопредок, внук (по др. версии, правнук) правителя центра Хуан-ди.

ЧЖУГЭ ЛЯН

ЧЖУГЭ ЛЯН - Кун Мин (181 - 234) - кит. воен. и гос. деятель периода Сань го. Происходил из семьи мелкого помещика. Во время ослабления династии Вост. Хань (25 - 220) и обострения борьбы за господство в стране между воен.-феод. группировками Ч. Л. был приглашен в 207 на службу одним из лидеров враждующих сил Лю Бэем. В борьбе последнего с др. претендентом на власть - Цао Цао Ч. Л. сыграл значит. роль как полководец. После создания царства Шу и провоглашения Лю Бэя императором (221 - 223) этого царства Ч. Л. был назначен первым советником. Стремясь к объед. страны, Ч. Л. вел борьбу с царством Вэй, проводил политику покорения юго-зап. племен, в то же время поддерживал дружеств. отношения с царством У. Ч. Л. - один из популярнейших героев устного нар. творчества и традиц. лит-ры Китая. Его воен. подвиги прославляются в романе «Саньго чжи янь и» («Троецарствие»).

ЧЖУ-ЖУН

ЧЖУ-ЖУН - в др.-кит. миф. божество огня. Согл. древ. комментариям Ч.-ж. означает «большой свет»; по историографу Бань Гу (1 в. н.э.) - «продолжатель (дела миф. государей древности)».

ЧЖУН КУЙ

ЧЖУН КУЙ - в поздней кит. миф. повелитель демонов. В обычай вошло рисовать красной краской Ч. К., хватающего бесов, и вывешивать его с магич. целями (обычно в праздник дуаньян - 5-го числа 5-ой луны). На нар. лубках Ч. К. обычно в костюме чиновника, в позе, угрожающей бесам. Такие лубки часто наклеивались на обе створки двери, т.о. Ч. К. выполнял функцию бога дверей. В народе образ Ч. К. часто контаминирует-ся с образом Пань-гуаня, так как считается, что Ч. К. тоже вершит правосудие над душами умерших.

ЧЖУНЯО

ЧЖУНЯО - Чжуцяо - в др.-кит. миф. представл. символ Ю., связанный с аналогич. назв. созвездия из 7 звезд, располож. в юж. части неба. Существует многочисл. изображ. Ч. на могильных рельефах рубежа и начала н.э. в виде птицы, напоминающей фэнхуана. Ч. входила в четверку зооморфных символов сторон света наряду с Цин-луном, Бай-ху и Сюань-у. Ч. в древности изображ. на знаменах, к-рые несли впереди войска (Ю. считался наиболее почетной страной света).

ЧЖУРЧЖЭНИ

ЧЖУРЧЖЭНИ - чжуличжэнь, нюйчжэнь, нюйчжи - племена тунгусского происхожд. С древних времен Ч. (в 3 в. известны под назв. илоу, в дальнейшем - под назв. уцзи, хэйшуй-мохе и др.) заселяли вост. часть совр. Дунбэя (Маньчжурии). До 10 в. были независимыми, имели связи с Китаем, посылая иногда туда своих послов.

ЧИНВАТ

ЧИНВАТ - в иран. миф. мост через водную преграду, разделяющую царства живых и мертвых. В зороастризме распорядителем судеб на мосту Ч. становится Заратуштра, провожающий по нему души праведных.

ЧИСЛЕННОСТЬ ВОЙСК

ЧИСЛЕННОСТЬ ВОЙСК - греч. войско было относит. небольшим. Так, в битве при Платеях (479) участвовало приблизит. 8 тыс. чел., в нач. Пелопоннесской войны 431 - 404 приняли участие ок. 13 тыс. афинян (кроме флота). По спорным данным, Аттика располагала к этому времени примерно 30 тыс. годных к воен. службе граждан и 10 тыс. метеков. Филипп II Македонский создал постоянное вой-ско из приблизит. 30 тыс. пехотинцев и 3 тыс. всадников. С таким войском его сын Александр Македонский завоевал в теч. 10 лет гигантское Перс. царство. Ч. в. эллинистич. госуд. была немногим большей. В среднем в битвах участвовали от 20 до 30 тыс. пехоты и от 2 до 5 тыс. всадников. Ч. в. римлян во времена ранней Республики составляла ок. 2 легионов и затем стремит. увеличивалась. При Каннах (216) 40 тыс. пехоты и 10 тыс. конницы Ганнибала противостояли 80 тыс. пехоты и 6 тыс. всадников. Цензовое число годных к воен. службе рим. граждан возросло в кон. 3 в. до н.э. до 214 тыс. чел. При Августе рим. армия составляла ок. 300 - 350 тыс. чел., при Диоклетиане - 500 тыс., причем при Августе насчитывалось почти 5 млн. римлян муж. пола. О Ч. в. в поздней античности не имеется точных статистич. данных.

ЧИСЛОВАЯ СИСТЕМА

ЧИСЛОВАЯ СИСТЕМА - математики эпохи эллинизма пользовались неск. Ч. с., важнейшими из к-рых были аттич. (или Геродианова), милетская, рим. и шестидесятиричная Ч. с., заимствов. из Месопотамии. В основе Ч. с. лежат пальцевый счет и счет на абаке. Нужды торговли вызвали появление письм. Ч. с. уже в ионийский период греч. математики. Рим. Ч. с. - др.-италийского происхожд. Аттич., или Геродианова, Ч. с. служила торговым целям - фиксации денежных сумм, кол-ва товара и обозначению отделений абака. Она представляла собой десятирич. систему с прибавлением чисел, кратных пяти. Еди-ницы обозначались чертами (I). Степени десяти были обозначены начальными буквами соотв. греч. числительных, т.е. D = 10 (deka - десять), Н = 100 (hekaton - сто), Х = 1000 (chilioi - тысяча), М = 10000 (myrioi - десять тысяч). Сочетание с этими четырьмя знаками буквы П (от pente - пять), выглядевшей в архаич. графике как Г, увеличивало число в пять раз, напр.: ГD = 50, ГХ = 5000.

ЧИСТИЛИЩЕ

ЧИСТИЛИЩЕ - в католич.-христ. представл. место, где души умерших очищаются от грехов перед вступлением в рай. Ч. понимается как некое промежуточ. место загробного мира между раем и адом, где души умерших, не попавших сразу в рай или ад и не отягчен. смертными грехами, горят в очищающем огне: когда их грехи будут искуплены, они получат доступ в рай.

ЧИ-Ю

ЧИ-Ю - в др.-кит. миф. герой-мятежник, на рельефе в храме Улянцы (2 в.) изображен в виде полузверя - получеловека с головой барса и когтями тигра, над головой щит, в одной руке топор, в другой - меч, левой ногой стоит на самостреле, в когтях правой ноги - секира.

ЧОЛА

ЧОЛА - династия и возгл. ею госуд. на Ю. Индии в древности и в ср. века. Первые ист. сведения о госуд. Ч. относятся к 1 - 6 вв. н.э., когда оно находилось в обл. ниж. теч. р. Кавери. Столицами госуд. Ч. были Пухар, затем Танджур. Известно, что в 9 в. госуд. Ч. было вассалом госуд. Паллавов. Вновь возвышение Ч. началось после того, как представитель династии Ч. Адиться I (871 - 907) уничтожил госуд. Паллавов и захватил его терр. В кон. 10 - 1-й пол. 11 вв. Чолы захватили почти весь Ю. п-ова до рр. Кришны и Тунгабхадры, о. Шри-Ланка, Мальдивские о-ва, нанесли неск. поражений госуд. Зап. Чалукьев из Кальяни, совершили походы в Бенгалию, на Суматру и в Малайю. Была основана новая столица Гангайконда-чолапурам. В 1070 династии Ч. и Вост. Чалукьев объед.

ЧОСОН

ЧОСОН - первое в истории Кореи политич. объед. кор. племен. Из-за скудности данных письменных источ. мн. вопросы истории Др. Ч. остаются еще спорными. Время возникновения Ч. определяется сугубо приблизит. - 1-е тыс. до н.э.

Первые упомин. о Ч. встречаются в кит. источ. «Ши цзи» и «Хань шу» и восходят к периоду до 7 в. до н.э. Более подробные сведения о Ч. относятся к 3 в. до н.э. В этот период правители Ч. носили титул вана и вели оборонит. войны с кит. госуд.: Янь, Цинь, Хань. Большая часть терр. Ч. была захвачена госуд. Янь, однако в эпоху Цинь (221 - 207 до н.э.). правителями Ч. Пу и Чун удалось укрепить политич. и воен. положение Ч. При Ханьской династии (206 до н.э. - 220 н.э.) угроза независимости Ч. снова возросла. В 194 до н.э. некто по имени Ви Ман (выходец из Янь) сверг Чуна, при внуке последнего Ви Уго Ханьская династия начала войну против Ч. (109 до н.э.). Подавив сопротивление Ч., ханьские правители разделили (108 до н.э.) его терр. на 4 округа: Аннан (Лолан), Имдун (Линьтун), Чинбон (Чэньфань) и Хентхо (Сюаньту). Назв. Ч. закрепилось за одним из уездов округа Лолан. С образованием в ходе борьбы с кит. завое-вателями кор. госуд. Когуре, китайцы были вытеснены из части завоев. земель.

ЧУ

ЧУ - др.-кит. царство в эпоху Чжоу (11 - 3 вв. до н.э.). Было расположено в бас. р. Янцзы. Постепен. усиление Ч. привело к тому, что уже в 704 до н.э. его правители присвои-ли себе титул ван, до того принадлежавший только верх. правителям всего чжоуского Китая. Успехи в развитии железоделания и ирригации, а также многочисл. войны и аннексии (Ч. поглотило ок. 45 княжеств и уделов) еще больше усилили царство. В период Чжаньго (5 - 3 вв. до н.э.) Ч. было самым крупным и многонасел. царством. Однако в 223 до н.э. оно было покорено царством Цинь.

ЧУАН-ШЭНЬ

ЧУАН-ШЭНЬ - в поздней кит. миф. божество кровати. Чуан-гун - господин кровати. Чуан-му, или Чуан-по, - матушка кровати. В их обязанность входило охранять спальню и даровать потомство. Культ Ч.-ш. известен с 10 - 13 вв.

ЧУДО

ЧУДО - греки и римляне понимали под Ч. явление или действие божеств. или демонич. силы и различали Ч. богоявления (эпифании), превращения (метаморфозы), исцеления, знамения и небесной кары. Особ. известностью пользовались Ч. бога-врачевателя Асклепия. Чудотворцами могли быть не только боги, но и люди. В архаич. эпоху такие люди чаще всего имели шаманские черты. Начиная с эпохи эллинизма в кач-ве пророков и чудотворцев («божеств. мужей») все чаще выступают философы неопифагорейской и неоплатонич. школ, напр., Аполлоний Тиан-ский. Специфика евангельских Ч. обусловлена мессианским достоинством Иисуса.

ЧУМА

ЧУМА - сильные эпидемии Ч. в античности, напр., эпидемия, разразивш. в Афинах в 5 в. до н.э. и описанная Фукидидом, не позволяют по причине неточности изложений антич. авторами типич. симптомов болезни с уверенностью идентиф. их с бубонной Ч. Не исключено, что это были др. заболевания с такой же симптоматикой, возможно сопутствующие.

ЧУН-ВАН

ЧУН-ВАН - в поздней кит. нар. миф. божество - повелитель вредных насекомых, гадов, земноводных, червей. Изображ. иногда в виде пожилого, иногда в виде молодого сановника с вазой в руках, в к-рой он держит насекомых и гадов. На лубочных картинках Ч.-в. изображ. также с жезлом исполн. желаний (жун) в руках. Счит., что у Ч.-в. есть два спутника, изображ. к-рых также делались в храмах Ч.-в.

ЧУНМИН

ЧУНМИН - в др.-кит. миф. чудесная птица. Рассказывалось, что во времена миф. правителя Яо из страны Чжичжи ему прислали в дар Ч. - птицу с двойными зрачками, к-рую называли также шуанцзин («двойной глаз»). Ч. напоминала петуха, но пела как феникс-фэнхуан. Когда наступало время линять, она сбрасывала оперение и улетала. Ч. могла биться с волками, тиграми, при ней нечисть и всякое зло не могли вредить людям. Ч. - также эпитет (имя) миф. государя Шуня, имевшего в каждом глазу по два зрачка.

ЧУНЬЦЮ

ЧУНЬЦЮ - 1. период эпохи Чжоу в Китае (722 - 481 до н.э.). Назван по хронике «Чуньцю». В период Ч. возник-шие на базе раннечжоуских уделов царства и кн-ва превратились фактич. в самостоят. госуд., ведшие друг с другом междоусобную борьбу. Гл. роль в этой борьбе играла наследств. знать, выступавшая одновременно как управленч. аппарат царств (цины, дафу) и как господствующая прослойка владельцев уделов. Взаимное истребление знати и усиление крупных царств за счет мелких вели к ослаблению ин-та наследств. уделов и самих аристократов. На завоев., выморочных или вновь освоенных землях в крупных царствах, особенно в Чу и Цзинь, вместо уделов создавались обл. и уезды во главе со спец. подготовл. цент. властью чиновниками. Одноврем. складывалась система централизов. налогов и отработок.

2. хроника др.-кит. царства Лу, охватывающая период 722 - 481 до н.э.

ЧХАЯ

ЧХАЯ - в др.-инд. миф. и умозрения космич. субстанция, заполняющая вселенную при ее сотворении: эквивалент Агни. Это же имя носит в послевед. миф. служанка Санджни, жены солнца.

ЧХВЕ ЧХИ ВОН

ЧХВЕ ЧХИ ВОН (858 - 951) - конфуц. ученый историк, поэт и литератор феод. Кореи. Род. в г. Сарянбу в знатной семье. В 12 лет был послан учиться в столицу Танской империи Чанъань, где получил блестящее для того времени образование. Служил чиновником и приобрел в Китае известность своими лит. соч. В возрасте 27 лет Ч. Ч. В. вернулся на родину, но в условиях ослабления (9 - нач. 10 вв.) госуд. Силла и постоянных междо-усобиц потерпел неудачи на службе и удалился в горы Каясян, посвятив себя лит-ре. В своих стихах Ч. Ч. В. критиковал пороки правящих кругов, выражая сочувствие обездоленным. Как историк Ч. Ч. В. написал «Хронологию царей» («Чеван ендэрек»), к-рая не сохран. До нашего времени дошло его лит. произв. «Труженик кисти из Гуаюаня» («Кевон пхильген») - самое ранее сохран. в Корее собр. соч. одного автора.

ЧЫНГ ЧАК И ЧЫНГ НЬИ

ЧЫНГ ЧАК И ЧЫНГ НЬИ - вьетнамские нац. героини, сестры. Происходили из знатного рода Чынг, ведущего свою родословную от Хунг выонг. Поднятое и руковод. ими восстание 40 - 43 вылилось в первую в истории Вьетнама общенар. войну против засилья кит. династии Хань.

ЧЭН-ХУАН

ЧЭН-ХУАН - в поздней кит. миф. бог города. Ч.-х., по-видимому, есть поздняя модификация древ. бога земли Шэ. Наиболее старый храм Ч.-х. был построен в 239 в местности Уху (провинция Аньхой).

ЧЭНЬ

ЧЭНЬ - династия и госуд. на Ю. Китая в 557 - 589 со столицей в Цзянькане (совр. Нанкин); последняя из Юж. династий. Основана полководцем династии Лян Чэнь Басянем, выдвинувш. при подавлении феод. мятежей и крест. волнений в сер. 6 в. Распростр. свою власть на терр. басс. рр. Янцзы и Юэцзян. Внутр. распри и войны с соседними царствами ослабили Ч. В 589 армия династии Суй разгромила Ч., и тем самым было завершено объед. Китая.

ЧЭНЬ ШЭН

ЧЭНЬ ШЭН - Чэнь Шэ (ум. 208 до н.э.) - гл. предводитель крест. восстания в Китае 209 - 208 до н.э. Батрак. Будучи в 209 до н.э. призванным на погранич. службу, в авг. того же года вместе с У Гуаном призвал к вооруж. выступлению против династии Цинь отряд новобранцев-крестьян на С. совр. пров. Аньхой. Население поддержало восстание. Вскоре повстанцы провозгл. создание царства Чу со столицей в г. Чэнь (пров. Хэнань), главой к-рого стал Ч. Ш. Зимой 208 до н.э. Ч. Ш. погиб от руки предателя. Восстание продолжалось и после его смерти.

ЧЭНЬ ШЭНА И У ГУАНА ВОССТАНИЕ

ЧЭНЬ ШЭНА И У ГУАНА ВОССТАНИЕ - крест. вос-стание в Китае в 209 - 208 до н.э. Начал его в авг. 209 до н.э. на С. совр. пров. Аньхой отряд крестьян-новобранцев (ок. 900 чел.) под команд. Чэнь Шэна и У Гуана. Вскоре число восставших достигло неск. десятков тысяч и в дальнейшем неуклонно росло. Сначала соц. состав их был в целом однородным: крестьяне - осн. движущая сила восстания, солдаты, ремесленники и, по нек-рым данным, ра-бы. В г. Чэнь (пров. Хэнань), терр. центре движения, на со-вещании руковод. повстанч. отрядов было провозглашено создание царства Чу, главой к-рого стал Чэнь Шэн. Он призвал население к свержению династии Цинь. В нач. 208 войско повстанцев подступило к цинской столице Сяньяну (пров. Шэньси). В руки восставших перешли терр. сев. и цент. частей совр. Аньхоя, всей Хэнани, Юж. Шаньси и Вост. Шэньси, Постепенно к руковод. восстанием пробрались выходцы из оппозиц. групп господствующего класса, гл. обр. представители наследств. аристократии уничтож. династией Цинь царств. Они рассчитывали использовать нар. движение для свержения Цинь и восстановл. своих владений и прав. Неугодных им сподвижников Чэнь Шэна из крест. среды они оттеснили, а нек-рых (в т.ч. У Гуана) физич. устранили. Зимой 208 от руки предателя погиб и Чэнь Шэн.

После убийства Чэнь Шэна восстание не прекратилось. Его ядром стали отряды «синеповязочников» (синие повязки на головах служили отличит. знаком). Но отказ выходцев из господствующего класса, коман-довавших частью отрядов, от взаимодействия с крестьянскими повстанч. группами южнее и севернее р. Хуанхэ облегчил разгром восстания армией Цинь (февр. 208). Ч. Ш. и У Г. в. было первым крупным нар. восстанием в Китае, оно нанесло империи Цинь удар, от к-рого она не могла оправиться.

Предыдущая страница Следующая страница