Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛЕВ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛЕВ")

ЛАБАРУМ

ЛАБАРУМ - рим. боевой штандарт, состоящий из древка с попереч. перекладиной и прикрепл. к ней куском ткани квадратной формы, на знамени или древке к-рого вместо прежних воен. символов помещен крест или христограмма. Л. - был введен позднерим. имп. Константином I (306 - 337), к-рый объявил христианство гос. религией. Встреч. на монетах вплоть до Присция Аттала (409 - 410). На об. стороне фоллиса, чеканен. ок. 335 - 336, изображен Л. Константина I, стоящ. на извивающ. змее с христограммой над ним.

ЛАББУ

ЛАББУ - в аккад. миф. чудовищный лев. По мифу (дошел в нововавилонской традиции), бог Энлиль рисует на небе Л., и он оживает. На борьбу с Л., свирепствующим на земле, боги снаряжают Тишпака, к-рый одерживает победу.

ЛАБДАК

ЛАБДАК - в греч. миф. фиванский царь, внук Кадма, отец Лая. У поздних антич. авторов сообщается о гибели Л., подобно Пенфею, от рук разъярен. вакханок.

ЛАБЕОН

ЛАБЕОН - Марк Антистий (ок. 50 до н.э. - 18 н.э.) - рим. юрист. Л. - фактич. основатель прокулеянской школы юристов, назв. по имени ученика Л. - Прокула. Часть соч. Л. вошла в Корпус юрис цивилис.

ЛАБЕРИЙ

ЛАБЕРИЙ (ок. 106 - 43 до н.э.) - автор мимов, выходец из сословия рим. всадников. Его мимы, из к-рых сохран. 43 назв. и отдельные фрагменты, близки жанру комедии и обыгрывали события политич. жизни, напр., содержали выпады против Цезаря.

ЛАБИЕН

ЛАБИЕН - Тит (ок. 100 - 7.03.45 до н.э.) - рим. политич. деятель, военач., нар. трибун 63. Будучи легатом Цезаря, в 58 - 51 покорил ряд племен Галлии. В 50 оставлен Цезарем наместником Цизальпинской Галлии. В 49 Л. перешел на сторону респ. партии, был участником битвы при Фарсале (48) и афр. кампании (47 - 45). Л. погиб в битве при Мунде.

ЛАБИРИНТ

ЛАБИРИНТ - термин, к-рым антич. писатели (Геродот, Диодор, Страбон и др.) назыв. полуподзем. сооружения со сложным и запутан. планом. Древ. авторы сообщают о 4 Л.: критский, построен., по преданию, Дедалом для Минотавра (с ним отожд. знаменитый кносский дворец); егип., в р-не Файюмского оазиса, построен. Аменемхетом III и насчитывавший ок. 3 тыс. помещений; самосский, построен. по приказу тирана Поликрата; италийский, пред-ставл., вероятно, гробницу этрусск. царя Порсенны.

ЛАВИНИЯ

ЛАВИНИЯ - в рим. миф. дочь царя Латина и Аматы. По желанию Аматы была помолвлена со своим двоюрод. братом Турном. Однако, повинуясь предсказанию оракула, отец решил отдать ее в жены Энею, и это привело к войне между Турном и Энеем. Победив, Эней женился на Л. и построил город, назв. в ее честь Лавинием. После смерти Энея Л., преследуемая пасынком Асканием-Юлом, бежала в лес и родила сына Сильвия (ставшего родонач. царей основанной Асканием Альба-Лонги).

ЛАВР

ЛАВР - был завезен в Европу, видимо, из М. Азии. Уже Теофраст отмечал обилие в Греции лавровых деревьев. В эпоху античности Л. использовался в самых разных целях. В быту лавровым листом из-за его острого аромата окуривали помещение. Согл. религ. представлениям древ. греков, Л. мог снять вину с убийцы и наделить прорицателей способностью познать тайное. Убив Пифона лавровой ветвью, Аполлон, размахивая ею, шел от его жилища в Дельфы. Вплоть до наших дней сохран. обычай устраивать торжеств. шествие хоров, увенчан. лавровыми венками. Из Греции Л. был завезен в Италию и в эпоху Рим. империи стал символом могущества, победы и мира. На триумфатора в располож. на Капитолии храме Юпитера надевали в кач-ве благодарств. дара лавровый венок. Сол-датам победившей армии также вручали лавровые венки. Л. счит. как храмовым, так и садовым деревом. Катон описывал три сорта Л. Изображ. Л. неоднократно встреч. на рим. монетах.

Миф о Дафне, превративш. в Л., зародился в период эллинизма. Традиция культа Л. нашла свое выражение также и в том, что победителя состязания поэтов вечали лавровым венком (отсюда слово «лауреат»).

ЛАВРИЙСКИЕ РУДНИКИ

ЛАВРИЙСКИЕ РУДНИКИ - древ. рудники Греции, располож. на крайнем Ю.-В. Аттики на г. Лаврион, близ мыса Суний. Знамениты серебро-свинцовой рудой. Начало их разработки восходит к глубокой древности и ведется с перерывами до наших дней. Для добычи руды в земле прорубали штольни или галереи (не выше 1 м). С 5 в. до н.э. начинают вырубаться и шахты. Разработка велась вручную. С 6 в. до н.э. Л. р. были собственностью Афинского госуд. Сдавались на откуп частным лицам на условиях краткосроч. аренды. Часть доходов шла в казну, а другая распределялась между полноправ. афинск. гражданами.

Добыча серебра в Л. р. имела огромное значение для финансов Афин. При Фемистокле на доходы от Л. р. был построен в 483 - 482 до н.э. необходимый для ведения войны с персами флот. Изнурит. труд в Л. р. в Др. Греции считался наиболее тяжелым. В Л. р. работали почти исключит. рабы, число к-рых в 5 - 4 вв. доходило до 35 тыс. Во время Пелопоннесской войны 431 - 404 до н.э. после взятия Декелеи (413 до н.э.) рабы из Л. р. бежали в лагерь неприя-телей-спартанцев, обещавших им свободу. Во 2 - 1 вв. до н.э. известны восстания рабов в Л. р. Со 2-й пол. 4 в. до н.э. произ-во в Л. р. упало, в 1 в. н.э. они были заброшены.

ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК

ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК - у древ. греков и римлян символ победы, триумфа, славы. Л. в. украшались лица, одержавшие победу в различ. состязаниях и соревнованиях (метатели диска, бегуны, поэты, ораторы, музыканты).

ЛАГАШ

ЛАГАШ - др.-шумер. раннерабовлад. госуд. к З. и В. от Тигра с одноим. столицей (совр. городище Телло в Ираке). В состав госуд. Л. входил целый ряд более или менее крупных поселений: Гирсу (политич. и культовый центр Л. с храмом его покровителя - бога Нингирсу), Лагаш, Урукуга, Нина (Сираран), Кинунир, Уру, Киэш, Э-Нинмар, Гуаба и др. В 24 в. до н.э. терр. Л. достигала примерно 2000 - 2500 кв. км. Население Л. определялось в 150 - 250 тыс. чел. Расцвет Л. начался при династии Ур-Нанше (Ур-Нина) в 25 в. до н.э., при к-рой был сооружен ряд каналов, отведен. от древ. русла Тигра, и создана разветвл. ирригац. сеть. Правители Эаннатум и Энтемена вели удачные войны с Уммой и др. городами Шумера. В правл. Урукагины (24 в. до н.э.) были проведены соц. реформы. В период Аккадской династии Л. временно потерял свое былое величие и вновь возвысился лишь при Гудеа (22 в. до н.э.), осуществлявшем, очевидно, политич. власть над всем Юж. Двуречьем и даже нек-рыми обл. Элама, откуда Гудеа получал материалы и рабочую силу для стр-ва храма бога Нингирсу. Со 2-го тыс. до н.э. Л. окончат. потерял свое экономич. и политич. значение.

ЛАГЕРЬ

ЛАГЕРЬ - укрепл. Л. существовали у древ. греков, персов и др. народов. Л. были временные (полевого хар-ра) и постоянные. Времен. Л. обносились валом с палисадом и рвом; постоян. строились более прочно, на их фасах и углах делались выступы, на к-рых ставились метател. орудия. Рим. Л. с рвом и палисадом представлял мощное по тем временам сооруж. Выходы прикрывались искусств. препятствиями типа волчьих ям. Если в период ранней Республики возводились преимущественно Л., рассчит. на пребывание войск в теч. одного или неск. дней, то позднее наряду с врем. (летними) строились постоянные Л., возле к-рых возникли поселения городск. типа (канабы), где проживали семьи легионеров, медики, располагались термы, храм и т.д. Из канаб, возле находивш. севернее Альп рим. стационарных Л., впослед. возникли города муниципальн. типа. Рим. Л. устраивались по строго определ. квадратной схеме (дл. боковой стороны примерно 660 м). Передние ворота располагались напротив задних, правые и левые ворота соед. гл. улицей.

ЛАГИДЫ

ЛАГИДЫ - династия правителей Египта в 305 - 30 до н.э. Больше известна под назв. Птолемеи.

ЛАДОН

ЛАДОН - в греч. миф.:

1. Речной бог в Аркадии, сын Океана и Тефиды, отец Дафны.

2. Дракон, рожд. мор. божествами Форкием и Кето, страж золотых яблок в саду Гесперид. Добывая эти яблоки, Геракл убил Л. с помощью стрелы, пропит. ядом лернейской гидры.

ЛАЕТЫ

ЛАЕТЫ - соц. зависимые герман. земледельцы в рим. Галлии, нач. с посл. четв. 3 в. Это были военнопл., обязавшиеся служить в Рим. империи. В последний раз упомин. в письм. источ. за 465. Еще в 5 в. не имели прав рим. гражданства. Л. проживали в изолиров. крестьянских поселениях на получ. от императора землях в Сев. и Зап. Галлии. По своему соц. статусу близки колонам эпохи домината и, подобно им, были фактич. привязаны к своему земельн. участку.

ЛАЗАРЬ

ЛАЗАРЬ - 1. в христ. преданиях человек, воскрешен. Иисусом Христом через четыре дня после погребения. Он прожил после воскрешения 30 лет в строгом воздержании и был поставлен первым епископом г. Ки-тиона на о-ве Кипр.

2. персонаж евангельской притчи и фольк-лорных текстов, образ бедности, получающей от бога награду в загробной жизни.

ЛАЗАРЬ ПАРБЕЦИ

ЛАЗАРЬ ПАРБЕЦИ - арм. ср.-век. историк 2-й пол. 5 в. н.э. Его «История» в 3 кн. посвящена событиям в Армении после раздела 387, восстаниям армян. народа против иран. владычества под рук. Вардана Мамиконяна (450 - 451), Ваана Мамиконяна (481 - 484). Труд Л. П. проникнут глубокой патриотич. идеей политич. интересов Армении, Грузии и Албании Кавказской в борьбе против Ирана. «История» Л. П. - важнейший источ. по истории Армении, Грузии и сопредельных стран. Сохран. также послание Л. П. к Ваану Мамиконяну, проливающее свет на мн. явления культурной жизни Армении.

ЛАЗИКА

ЛАЗИКА - Эгриси - племенное объед. лазов на тер. Др. Колхиды в 1 в. до н.э. - первых веках н.э. В 4 в. Л. подчинила себе княжества Зап. Грузии. Столицей госуд. Л. был г. Цихе-Годжи (на берегу р. Техури). В 523 в Л. было принято христианство. В 528 Л. стала объектом борьбы между Персией и Византией, кончивш. тем, что Л. признала себя вассальным от Византии госуд. В 6 - 7 вв. Л. неоднократно служила театром воен. действий между византийцами и персами. В кон. 7 в. Л. захватили арабы.

ЛАЙ

ЛАЙ - Лаий - в греч. миф. фиванский царь, сын Лабдака, отец Эдипа. Л., долго не имевший детей, обратился за советом к дельфийск. оракулу и получил ответ, что сын, к-рый у него родится, убьет его. Поэтому Л. приказал бросить новорожд. ребенка в дикой местности на горе Киферон. Много лет спустя Л. снова отправился в Дельфы, чтобы узнать, погиб ли его сын или ему следует опасаться встречи с ним. По пути он был убит в дорожной ссоре чужеземцем, к-рый оказался его сыном.

ЛАК

ЛАК - светлый на льняном масле смоляной Л. был признан наиболее подходящим для работ по дереву и металлу; для живописи употребл. восковой Л. Изделия из керамики покрывались особым черным Л.

ЛАКЕДЕМОН

ЛАКЕДЕМОН - др.-греч. госуд. Спарта на терр. Лаконии. Именов. также Лаконикой. В кач-ве офиц. назв. Спарты всегда употреблялось «Л.».

ЛАКОНИЗМ

ЛАКОНИЗМ - отличающ. краткостью и четкостью речь, прославивш. своим немногословием спартанцев. Их краткие, остроумные высказывания уже в антич. эпоху вызывали интерес у мн. писателей и поэтов.

ЛАКОНИКА

ЛАКОНИКА - обл. Др. Греции на Ю.-В. Пелопоннеса, граничившая с Арголидой и Аркадией на С., с Мессенией на З. В 12 в. до н.э. завоев. дорийцами, образовавш. на ее терр. крупное греч. госуд. Спарту, офиц. назв. к-рого было Лакедемон.

ЛАКТАНЦИЙ

ЛАКТАНЦИЙ - Луций Целий Фирмиан (ок. 250 - ок. 325) - христ. богослов, один из «отцов церкви». Автор ряда богословских, грамматич. и ист. соч., в т.ч. «Божественных установлений» в 7 кн., трактатов «О смерти гонителей», «О гневе божием», «О творчестве божьем» и др., где проводил идеи превосходства христианства над язычеством, выступал против антич. философии.

ЛАКШМАНА

ЛАКШМАНА - герой др.-инд. эпоса «Рамаяна», сын царя Дашаратхи и его третьей жены Сумитры.

ЛАКШМИ

ЛАКШМИ - в индуист. миф. богиня счастья, богатства и красоты. Др. ее имя - Шри. Согл. наиболее распростр. представл., Л. - супруга Вишну. В древнейших текстах и даже еще в «Махабхарате» и нек-рых пуранах Л. ассоциир. с Праджапати-Брахмой, Куберой, Дхармой, Индрой. В «Махабхарате» воплощением Л. считается Драупади, пять супругов к-рой (пандавы) - воплощения Индры. В «Хариванше» бог любви Кама-дева назван сыном Л. и Дхармы. Иногда Л. отожд. с Сарасвати, богиней мудрости, но в нек-рых текстах Л. и Сарасвати - две сопернич. между собой жены Брахмы. Существует неск. мифов о рожд. Л. Согл. одному из них, Л. - дочь Бхригу и Кхьяти. Согл. другому, когда боги и асуры пахтали океан, Л. появ. из него с лотосом в руках (или сидя на лотосе).

ЛАМА

ЛАМА - 1. Ламассу - в шумеро-аккад. миф. добрая богиня - покровительница и защитница. Счит., что свою Л. имеет каждый человек.

2. будд. монах. Термин появ. в 8 в. с основанием первого монастыря в Тибете и организацией монашеской общины. Первонач. Л. именов. только высшие жрецы. Позднее - всякое лицо, принявшее монашеский обет.

ЛАМАИЗМ

ЛАМАИЗМ - одно из теч. в буддизме.

ЛАМАХ

ЛАМАХ (ок. 470 - 414 до н.э.) - афинский полководец, командовал наряду с Алкивиадом и Никием афинской эскадрой, направл. в 415 до н.э. в Сицилию в ходе Пелопоннесской войны 431 - 404 до н.э. Погиб в нач. осады Сиракуз.

ЛАМАШТУ

ЛАМАШТУ - в аккад. миф. (с кон. 2-го тыс. до н.э.) львиноголовая женщина-демон, поднимающ. из подзем. мира, насылающая на людей болезни, похищающая детей; демон детских болезней. Изображ. кормящей грудью свинью и собаку. Ее атрибутами нередко явл. гребень и веретено. В шумер. миф. ей приблизит. соотв. Димме.

ЛАМБЕЗИС

ЛАМБЕЗИС - рим. легионный лагерь на терр. Сев. Африки в нач. 2 в. до н.э.; при Септимии Севере сделался столицей пров. Нумидия, получил статут муниципия, затем колонии. В ходе раскопок обнаружены лагерь с преторием, казармами и амфитеатром и город с капитолием, храмами и термами.

ЛАМИЙСКАЯ ВОЙНА

ЛАМИЙСКАЯ ВОЙНА - война за независимость союза греч. госуд. во главе с Афинами против владычества Македонии (323 - 322 до н.э.). Поводом к войне явилась смерть Александра Македонского. Вождями движения были Геперид и Демосфен. К Афинам примкнул ряд полисов в Ср. Греции и в Пелопоннесе. Во главе греч. войска стал вождь наемников Леосфен, разбивший войска правителя Македонии Антипатра, к-рый вынужден был укрыться в крепости Ламии в Фессалии (отсюда назв. войны). Однако на помощь Антипатру прибыли подкрепл. из Азии. В долине Краннона Антипатр разбил союзную армию. Гегемония Македонии над греч. госуд. была восстановлена.

ЛАМИЯ

ЛАМИЯ - в греч. миф. чудовище. Некогда Л. была возлюбл. Зевса. После того как ревнивая Гера убила детей Л., та была вынуждена укрыться в пещере и превратилась в кровавое чудовище, похищавшее и пожиравшее чужих детей. Так как Гера лишила ее сна, она бродит по ночам. Сжаливш. над ней Зевс даровал ей возможность вынимать свои глаза, чтобы заснуть, и лишь тогда она безвредна. В низшей миф. народов Европы Л. - злой дух, змея с головой и грудью красивой женщины. Образ восходит к греч. Ламии. Счит., что Л. убивает детей, может соблазнять мужчин как суккуба и пить их кровь. Живет в лесах, оврагах, заброш. замках. Ассоцииров. также с ночным кошмаром - Марой. У юж. славян ламя - чудовище с телом змеи и собач. головой; она темной тучей опускается на поля и сады, пожирает плоды земледельч. труда.

ЛАНГОБАРДСКАЯ ПРАВДА

ЛАНГОБАРДСКАЯ ПРАВДА - эдикт Ротари - сборник обыч. права лангобардов, одна из т.н. «варварских правд». Записана по инициативе короля Ротари ок. 643.

ЛАНГОБАРДЫ

ЛАНГОБАРДЫ - герм. племя (нем. - длиннобородые). В 1 в. н.э. обитало по левому берегу ниж. теч. Эльбы. В 9 г. Л. вошли в воен. союз Маробода, но при столкновении союза с херусками (17 г.) перешли на сторону херусков. Л. участвовали в Маркоманской войне (166 - 180); с нач. 4 в. постепенно заняли басс. Ср. Дуная и его притоков. В 6 в. Л. - федераты Визант. империи в Паннонии. После борьбы с гепидами и аварами, под напором последних, Л. в 568 во главе большого племенного союза, в к-рый наряду с герм. племенами (Л., свевы, саксы, гепиды) входили сарматские, болг., а возможно, и слав. племена, вторглись под предводит. короля Альбоина в Сев. Италию. В борьбе с Византией (к-рой принадлежала Италия) Л. за-воевали терр. Ломбардии (получила назв. от Л.) и Тусцию (ныне Тоскана), образовав свое королевство; после трехлетней осады пала Павия, ставшая столицей Л. Равеннский экзархат, Рим. дукат, Юж. Италия и Сицилия остались под властью Визант. империи; Сполето и Беневент, став лангобард. герцогствами, сохраняли независим. от лангобард. королей.

ЛАНКА

ЛАНКА - в индуист. миф. о-в, примыкающий к Джамбудвипе, и город на нем, столица царства ракшасов. Согл. «Рамаяне» и «Махабхарате», г. Л. был построен из золота Вишвакарманом и подарен Брахмой Кубере. Но затем город и о-в перешли во власть Раваны, владыки ракшасов, и были отняты у него после жестокой борьбы Рамой.

ЛАОДАМИЯ

ЛАОДАМИЯ - в греч. миф. имя неск. персонажей, в том числе:

1. Дочь Беллерофонта, родившая от союза с Зевсом Сарпедона.

2. Дочь царя Акаста, супруга Протесилая.

ЛАОДИКА

ЛАОДИКА - в греч. миф.:

1. Одна из дочерей Агамемнона и Клитемнестры, сестра Ореста, Ифианассы и Хрисофемиды.

2. Дочь Приама и Гекубы, «самая красивая», жена троянск. царевича Геликаона.

3. Девушка из страны гипербореев, к-рая привезла на о-в Делос предметы культа Аполлона и почиталась там как одна из основательниц святилища этого бога.

ЛАОДИКЕЯ

ЛАОДИКЕЯ - Лаодикия - назв. ряда городов М. Азии и Сирии, возникших в эллинистич. эпоху. Важнейшими были:

1. Л. на сев. побережье Сирии (совр. Латакия), осн. Селевком I (ок. 312 - 280 до н.э.); центр льняного произ-ва.

2. Л. в М. Азии на р. Лике. Осн. Антиохом II ок. 240 до н.э.; центр шерстяного произ-ва. Разрушена Тимуром в нач. 15 в. Сохран. остатки водопровода, двух театров, ипподрома.

ЛАОЙ

ЛАОЙ - осн. масса местного населения в эллинистич. Египте и в царстве Селевкидов, жившая в деревнях - «комах» и занятая преим. обработкой царской земли. Отсюда Л. назыв. также «царскими земледельцами». В имуществ. и соц. отношении Л. не представляли собой однородной массы. Сохраняя пережитки общинного устройства, Л. были приписаны к общине и не имели права покидать ее самовольно.

ЛАОКООН

ЛАОКООН - Лаокоонт - в греч. миф. троянский прорицатель (или жрец). Когда троянцы в недоум. и нерешительности рассматривали оставлен. ахейцами дерев. коня и нек-рые предлагали ввести его в город, Л. яростно возражал против этого. В это время на Л., приносивш. вместе с сыновьями жертву Посейдону, напали приплывшие по морю змеи, растерзали детей Л. и задушили его самого, после чего укрылись в храме Афины. Троянцы поняли это как наказание Л. за непочтение к Афине и принесен. ей в дар коню и поспешили ввести его в город, уготовив тем самым себе погибель, так как внутри дерев. чудовища притаились ахейские воины, ночью отворившие ворота своему войску.

ЛАОМЕДОН

ЛАОМЕДОН - Лаомедон(т) - в греч. миф. царь Трои, сын Ила и Эвридики. Когда Аполлон и Посейдон построили для Л. стены Трои, он отказал им в обещанной плате. За это Аполлон наслал на Трою чуму, а Посейдон - мор. чудовище, пожиравшее жителей. Чтобы избавиться от него, Л. должен был принести ему в жертву свою дочь Гесиону, но ее спас Геракл, убив чудовище. Однако Л. снова не сдержал слова, отказавш. отдать Гераклу обещанных ему в награду вол-шебных коней. Спустя нек-рое время Геракл пошел походом на Трою, разорил город и убил Л. и всех его сыновей, кроме Подарка, известного затем под им. Приама.

ЛАО-ЦЗЫ

ЛАО-ЦЗЫ - легенд. основатель философск. даосизма в Китае, живший будто бы в кон. 7 в. до н.э., к-рому приписывается «Даодэцзин» («Книга о пути и добродетели»). Л.-ц. был обожествлен в первых веках н.э., в период становления религ. даосизма. Согл. мифам, он был зачат без отца от солнеч. энергии, аккумулиров. в пятицветной жемчужине, проглоч. его матерью Сюань-мяо-юйнюй, пробыл в ее утробе 81 год и вышел из левого предреберья. Он был рожден под сливовым деревом - отсюда его фамилия Ли («Слива»). Через 9 дней он уже имел рост 9 чи (ок. 3 м) и все внешние признаки святого.

ЛАПИФЫ

ЛАПИФЫ - в греч. миф. фессалийское племя, обитавшее в горах и лесах Оссы и Пелиона. Л. ведут свое происхожд. от Пенея (бога одноим. реки в Фессалии), дочь к-рого Стильба родила от Аполлона сына Лапифа. Дети Лапифа - Л. стали родонач. семей этого племени. Само назв. Л. означает «каменные», «горные» или «дерзкие», имена их героев: Флегий («пылающий»), Пирифой («быстрый, как струя»), Стильба («сияющая»), Перифат («сияющий окрест»), Фалер («белый»), Астерион («звездный»), Исхий («мощный»), Леонтей («львиный»), Коронида («ворона»), Элат («ель») и др. Л. родств. кентаврам (Лапиф и Кентавр - родные братья). Л. отличаются диким воинств. и независ. хар-ром, к-рый прояв. во время их сражения с кентаврами, приглаш. на свадьбу Пирифоя с Гипподамией. Царь Л. Пирифой дерзнул отправиться вместе с Тесеем похитить богиню Персефону и за это был навеки прикован к скале в аиде. К Л. принадлежит великан-оборотень Кеней. Сын царя Л. Флегия - Иксион покушался на богиню Геру; сестра Иксиона Коронида изменила Аполлону со смертным. Л. - участники калидонской охоты и похода аргонавтов. Их могущество было сломано Эги-мием - сыном Дора, родонач. дорийцев, к-рому помогал Геракл.

ЛАРАРИЙ

ЛАРАРИЙ - стоящий в нише особый шкаф (иногда только рисунок его), считавш. местом почитания лар, пенатов и др. богов, охранявших дом и семью; как свидет. помпейские фрески перед Л., имевш. в каждом рим. доме - в атрии или в кухне (вблизи очага), - ежедневно совершались культовые действия.

ЛАРАХАХАЦ

ЛАРАХАХАЦ - канатный плясун-жонглер в старинном армян. нар. театре. Иск-во Л. известно с древнейших времен. Демонстрация акробатич. упражнений на канате (часто на двух параллел. канатах) сочеталась с театрализов. монологами. Представл. сопровождалось музыкой (свирель, барабан).

ЛАРВЫ

ЛАРВЫ - по представл. древ. римлян злые духи или души умерших, к-рые явл. на землю, преследуют людей или, поскольку их частично отожд. с божествами мертвых, мучают грешников в подзем. мире. В осн. Л. отожд. с лемурами.

ЛАРСА

ЛАРСА - в древности шумерский гор.-госуд. В кон. 3-го тыс. до н.э. встал во главе городов Юж. Месопотамии. Вождь аморейских пастушеских племен Напланум (2024 - 2004 до н.э.) основал царство Л. В 1929 до н.э. Гунгунум (1931 - 1005), «царь Л., царь Шумера и Аккада», нанес сокрушит. пораж. царю Исина Липит-Иштару и подчинил г. Ур.

Цари Л. вели значит. строит. работы, особенно Син-иддинам (1848 - 1842), к-рый «расширил русло р. Тигр и отвел пресную воду» к Ларсе. В 1834 до н.э. в результате вторж. эламитов в Л. царем был провозглашен Арад-Син (1833 - 1822), сын эламита Кудурмабука.

Брат Арад-Сина Рим-Син (1821 - 1760) овладел большей частью Двуречья, разгромил Урук, захватил Исин и подчинил Вавилонию. В 1762 вавилонский царь Хаммурапи восстал против Рим-Сина и покорил Л. В дальнейшем Л. упомин. как один из городов Вавилонии.

ЛАРЫ

ЛАРЫ - в рим. миф. божества - покровители коллективов и их земель. Римляне выводили культ Л. из культа мертвых. Фамильные Л. были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавш. им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью.

Рабы искали защиты от гнева хозяина у домаш. очага или алтаря Л. и активно участвовали в их культе, впослед. преиму-щественно обслуживавш. именно рабами. Глава фамилии был верхов. жрецом культа Л. Как покровители соседской общины и добрососедских отношений Л. почитались на перекрестках (компитальные Л.), где сооруж. святилища с числом отверстий, равным кол-ву примыкавших к перекрестку усадеб. Здесь главами семей развешивались куклы и шерстяные шары, изображ. соотв. свободных членов семьи и рабов.

Праздник компиталий сопровождался общей трапезой, шутками, плясками, состязаниями за призы. Новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила монету домашним Л. и компитальным Л. Компиталии, в к-рых участвовали и рабы, и свободные, были наиболее демокр. рим. праздником, связывающ. с «царем-народолюбцем», сыном рабыни и лара - Сервием Туллием. Обслуживали культ компитальных Л. коллеги плебеев и рабов. Август в 12 в. до н.э. реформировал культ Л., образовав его коллегии из рабов, отпущенников и плебеев в каждом квартале Рима и др. городов, и соед. с культом своего гения. Однако в домах и имениях Л. продолжали почитаться коллегиями рабов и отпущенников вплоть до полного падения язычества. Изоб-раж. фамильные и соседские Л. в виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой (как бдительные хранители). Своих Л. имела и рим. гражд. община в целом. К ним как хранителям и защитникам наряду с Марсом обращалась коллегия жрецов - арвальских братьев - при ритуал. очистит. обходе терр. города. Греки отожд. Л. с героями, культ к-рых, возможно, ранее существовал в Риме. В пользу такого предположения говорят: надпись 4 в. до н.э., по-свящ. «лару Энею» (т.е. герою Энею); толкование Л. как индигетов, как живущих в рощах душ предков, добродетел., могучих мужей, ставших богами. В провинциях Л. отожд. с божествами родоплеменных и сельских общин.

ЛАС

ЛАС (548/545 - 497/496 до н.э.) - др.-греч. поэт и музыкант, уроженец г. Гермиона. В осн. жил в Афинах при дворе Писистратидов. Мастер дифирамба, к-рому стремился придать более муз. разнообразие, сыграл определ. роль в оформл. звукоряда. Провед. им акустич. опыты с наполн. вазами различ. размеров свидет. о его близости пифагорейцам. Л. принадлежит первое руководство по музыке в эпоху античности (не сохран.), оказавшее воз-действие на последующие поколения.

ЛАТИН

ЛАТИН - в рим. миф. сын Фавна и Марики, царь Лаврента, или, по греч. версии, сын Одиссея (или Телемаха) и Кирки, муж Аматы, отец Лавинии; эпоним латинян, якобы образовавш. из слияния аборигенов и троянцев. После исчезнов. или гибели в бою Л. был обожествлен под им. Юпитера Латиариса; его святилище, общее для всех латинян, построен. рим. царями после разрушения Альбы, находилось на Альбанской горе. Там ежегодно, в т.н. лат. праздник, сперва царями, затем консулами совершалось жертвопринош.

ЛАТИНСКИЕ ВОЙНЫ

ЛАТИНСКИЕ ВОЙНЫ - в древности войны латинов против Рима. В 496 до н.э. (по традиции) между Римом, претендовавшим на гегемонию в Лат. союзе, и латинами началась 1-я Л. в. Вскоре после легенд. битвы при Региль-ском оз. (496 до н.э.) был вновь возобновлен Лат. союз. Последовавшие вслед за тем победы римлян над эквами, вольсками и самнитами способств. усилению римлян, установл. их гегемонии над союзниками, что и вызвало 2-ю Л. в. (340 - 338 до н.э.), закончивш. победой римлян и приведшую к упразднению Лат. союза. Ближайшие к Риму города были инкорпорированы, жители их получили только гражд. права, без права голосования в комициях (т.н. лат. право). Земли этих городов были разделены среди рим. колонистов, а их жители поставлены в положение клиентов. В числе союзников Рима оставались лишь гг. Тибур, Пренесте и Лаврент.

ЛАТИНСКИЙ СОЮЗ

ЛАТИНСКИЙ СОЮЗ - федерация лат. городов (Др. Италия) во главе с Альбой-Лонгой, возникшая в нач. 1-го тыс. до н.э. и насчитыв. по традиции 30 общин. Члены Л. с. имели общие религ. праздники; позднее было узаконено, что каждый латин может приобретать зем. собственность во всем Лации и заниматься торговлей. Союзное собрание решало общие вопросы и споры между членами Л. с. Согл. легенд. традиции, в 7 в. до н.э. Альба-Лонга была разрушена Римом при царе Тулле Гостиллии; с этого времени под Л. с. понимается система отношений между Римом и общинами Лация. Возвышение Рима, больше др. городов Лация связан. с торговлей и ставшего при этрусках центром ремесл. деятельности, обеспечило ему гегемонию над земледельч. общинами Л. с. уже в 6 в. до н.э.

Усложнение политич. обстановки в Риме (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.) в период установл. республики позволило нек-рым лат. общинам временно освободиться от рим. господства. Договор с Римом был заключен, по преданию, в консульство Спурия Кассия (493 до н.э.) на условиях восстановл. права, взаимной помощи в войнах, участия в командовании и разделе добычи. В 486 до н.э. к Л. с. присоед. герники. Во время галльского нашествия (390 или 387 до н.э.) Л. с. распался, но в 358 до н.э. был возобновлен на более выгодных для Рима условиях и просуществовал до 2-й Лат. войны (340 - 338 до н.э.), в результате к-рой Л. с. был упразднен, а Лаций был вынужден окончат. подчиниться власти Рима.

ЛАТИНЫ

ЛАТИНЫ - одно из древнейших италийских племен, заселявшее Лаций. По языку родств. жившим в Юж. Этрурии фалискам, а также племенам умбросабелльской группы. Л. находились в тесных сношениях с этрусками и испытали сильное влияние более развитой этрусской культуры в обл. градостр-ва, организации профессионал. жречества. Через посредство этрусков Л. восприняли греч. письменность. Л. и сабинские племена явились основателями Рима (754 - 753 до н.э., по традиции). Ок. 8 в. до н.э. Л. объед. в Лат. союз. С возвышением Рима к нему переходит власть над общинами Лация (6 в. до н.э.).

ЛАТИФУНДИЯ

ЛАТИФУНДИЯ - Латифундии - в Др. Риме огромные поместья с ярко выражен. чертами натурального хоз-ва, образовавш. гл. обр. из мн. прежде самостоят. зем. наделов и имений и обрабатывавш. рабами, колонами и др. категориями зависимых и полузависимых земледельцев. Термин «Л.» впервые употребил Варрон.

ЛАТОНА

ЛАТОНА - рим. назв. греч. богини Лето.

ЛАТРОНЫ

ЛАТРОНЫ - разбойники. Уже для эпохи Рим. республики, гл. обр. после гражд. войны, была хар-рна особая активность банд разбойников; разбой нередко был одной из форм классовой борьбы крестьян и рабов. Поэтому неоднократно принимались спец. законы для борьбы с ними. В эпоху Империи, несмотря на все усилия императоров, так и не удалось полностью обеспечить безопасность на дорогах.

ЛАТУНЬ

ЛАТУНЬ - согл. преданию, проживавшие на побережье Черного м. близ Трапезунда моссиноики первыми начали изготовлять сплавы меди и (землистой) окиси цинка. Греки обратили внимание, что Л. обладает внешним сходством с золотом, но не относится к благород. металлам. Л. содержит от 10 - 20 до 40 % цинка, а также нек-рое кол-во др. элементов. В период принципата Августа из Л. чеканили монеты. Как свидет. находки в Рейнской обл., вплоть до периода поздней античности близ Ахена были распростр. изделия из Л. Для получения Л. в расплавл. медь добавляли «кадмию» (карбонат цинка, галмей, цинковые белила). Поскольку необходимый для получ. этого сплава цинк не встречался в чистом виде, а только в окисях, его получали в спец. воздушной камере, возвед. над плавильной печью.

ЛАТЫ

ЛАТЫ - пластинч. доспех для защиты от пораж. холодным оружием. Л. представляли собой прочную текстильную или кожаную одежду, к к-рой с появл. металла стали прикреплять металлич. пластинки. Такие Л. существовали уже у народов Др. Востока. Там же появл. сплошные металлич. Л., широко распростр. позднее у римлян. Металлич. Л. состояли из соед. между собой пластинок и по способу скрепления последних разделялись на пластинч. и чешуйчатые.

ЛАУРЕАТ

ЛАУРЕАТ - т.е. увенч. лавровым венком; в Др. Греции и Риме человек, награжд. лавровым венком за победу в к.-л. состязании.

ЛАХАР И АШНАН

ЛАХАР И АШНАН - в шумер. миф. богини скота (Лахар, возможно, древ. заимствование из общесемитск. «овца», олицетвор. «матушки-овцы») и зерна (Ашнан).

ЛАХЕСИС

ЛАХЕСИС - дающая жребий; одна из мойр.

ЛАХИШ

ЛАХИШ - древ. город в Юж. Палестине (совр. Тель-Дувейр в Израиле). Осн. во 2-м тыс. до н.э.; был важнейшим укрепленным пунктом на юж. границе Иудейск. царства.

ЛАЦИЙ

ЛАЦИЙ - Лациум - в древности обл. Ср. Италии, населен. латинами. Орошаемый Тибром и его притоками, Л. был рано заселен. Найдены единич. памятники палеолита, нео-лита, энеолитич. стоянки 2-й пол. 3-го тыс. до н.э., древнейшие погребения и остатки поселений времени Вилланова культуры (900 - 500 до н.э.). Древнейшие письм. памятники из Л. относятся к 7 - 6 вв. до н.э. (из Пренесте) и к 6 в. до н.э. (из Рима). Первонач. терр. Л. включала долину ниж. теч. Тибра и его притока Анио, отроги Апеннин и сев.-вост. оконечность Альбанских гор. Завоев. Римом земель вольсков (338 до н.э.) расширило Л. до границ Кампании.

ЛАЭРТ

ЛАЭРТ - в греч. миф. отец Одиссея, внук Кефала - эпонима соседнего с Итакой о-ва Кефалления. Согл. «Одиссее», после отплытия сына для участия в Троянской войне Л. жил с небольшим числом рабов в своем поместье вдали от города, ухаживая за садом и оплакивая пропавшего без вести Одиссея. Возвративш. после долгих странствий сына Л. узнал по шраму на ноге и после того, как Одиссей сумел перечислить деревья, некогда подарен. ему Л.

ЛЕБЕДКА

ЛЕБЕДКА - антич. механизмы с канатной передачей, как и совр., состояли из горизонтал. вала и крестообраз. ру-коятки для приложения силы. В дошедших до нас произв. изобразит. иск-ва засвидет. использование колодезной Л. уже в Др. Египте, однако не сохранилось ни одного греч. или рим. изображения Л., к-рая несомненно, применялась для поднятия воды из глубоких колодцев. В мор. деле Л. служили для поднимания и опускания корабельных мачт; вопрос об использовании в античности кабестана (Л. для подъема якоря) остается открытым. Только в соч. школы Аристотеля впервые был дан теоретич. анализ вращат. момента и распределения сил в механизмах типа Л. В императорскую эпоху появл. сообщения о более соверш. конструкции вала, позволяющ. скручивать толстые якорные тросы из более тонких канатов.

ЛЕБЕДОС

ЛЕБЕДОС - мор. курорт в зап. части М. Азии сев.-западнее Эфеса. Рядом проходила рим. дорога.

ЛЕБЕС

ЛЕБЕС - сосуд в форме чаши (для мытья, приготовл. пищи и т.д.) из металла (бронза, серебро), обожж. глины, установл. на треножнике или подставке. Свадебный Л. с длинными ручками использовался, очевидно, в кач-ве вазы для цветов.

ЛЕВ

ЛЕВ - в эпоху античности Л. обитал в Африке, Ю.-З. Азии и Сирии. Он встречался также в Греции и Македонии. Здесь он стал излюбл. добычей охотников. В наши дни Л. в странах Средиземноморья больше не водится. У др. цивилизов. народов Л. считался символом мужества. Во Фригии и Греции его почитали вместе с богиней Кибелой, к-рую изображали мчащейся на колеснице, запряж. львами. В греч. и рим. архитектуре фигуры Л. использовались в кач-ве кренофилакса (охранителя источ.) и как декоративный элемент. Л. стал также одним из знаков зодиака и явл. символом всепроникающей силы огня. В иск-ве и геральдике образ Л. - важный элемент.

ЛЕВ I

ЛЕВ I (ок. 400 - 474) - визант. император 457 - 474. Был возведен на престол верховным военач., аланом по на-цион., Аспаром, к-рый, опираясь гл. обр. на готские войска, рассчитывал превратить Л. I в послушное орудие своей политики. Стремясь ослабить значение готских дружин, Л. I создал войско из местного племени исавров. Предпринятая Л. I попытка восстановить единство Рим. империи была обречена на неудачу. Большой флот, по-сланный им против королевства вандалов, в Сев. Африке был в 468 целиком уничтожен.

ЛЕВ III

ЛЕВ III (ум. 816) - рим. папа 795 - 816. Возвед. на папский престол против желания рим. знати, Л. III, ища поддержки, принял присягу верности франкск. королю Карлу Великому. В 799, когда знать подняла мятеж против Л. III, он бежал из Рима к Карлу в Падерборн и был водворен в Риме при его помощи. 25 дек. 800 Л. III короновал Карла Великого рим. императором.

ЛЕВ III ИСАВР

ЛЕВ III ИСАВР (ок. 675 - 741) - визант. император 717 - 741, основатель Исаврийской династии. Представитель малоазиатской военнослужилой знати, Л. III выдвинулся как военач. в борьбе с арабами. В 717 - 718 отбил нападение арабов, осаждавших Константинополь. Позднее вытеснил арабов из М. Азии, нанеся им тяжелое пораж. при Акроиноне (740). Л. III начал в 726 - 729 осуществлять политику иконоборчества, конфискуя церк.-монастыр. земельные владения, передавая их под условием несения воен. службы представителям провинциал. знати и воен. поселенцам - стратиотам. Провел ряд реформ в обл. военно-админ. организации империи (укрепл. фемного строя) и законодательства (издание свода законов - Эклоги).

ЛЕВ VI

ЛЕВ VI (ок. 866 - 912) - визант. император 886 - 912 из Македонской династии. Уничтожил остатки муниципал. самоуправления. Издал сборник законов Василики, санк-ционировавших закрепощение крестьян крупными землевладельцами (динатами). Л. VI потерпел пораж. от болгарск. царя Симеона, к-рому вынужден был уступить значит. часть Македонии и платить дань; при нем арабы захватили Фессалонику, разграбили о-в Самос; Византия окончат. потеряла Сицилию; в 907 состоялся победоносный поход на Константинополь киевск. князя Олега.

ЛЕВ ДИАКОН

ЛЕВ ДИАКОН (р. ок. 950) - визант. историк. Автор «Истории» (в 10 кн.), охватывающей период 959 - 975 (с экскурсами вплоть до 989). «История» Л. Д. содержит обширный фактич. материал не только по вопросам внутр. истории Византии этого времени, но и по древ. истории Киевской Руси и Болгарии.

ЛЕВДЫ

ЛЕВДЫ - королевские дружинники, служилая знать во франкском госуд. Меровингов (5 - сер. 8 вв.). Получая земельные пожалования от короля, Л. превращались в крупных землевладельцев.

ЛЕВИАФАН

ЛЕВИАФАН - в библ. сказаниях мор. животное, описыв. как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон.

ЛЕВИРАТ

ЛЕВИРАТ - брачный обычай, по к-рому вдова была обязана или имела право выйти замуж за брата своего умерш. мужа. Л. как пережиток группового брака был широко распростр. среди мн. народов в эпоху родового строя.

ЛЕВИТЫ

ЛЕВИТЫ - служители религ. культа у древ. евреев; по преданию, потомки «колена» Леви (одно из племен, входившее в иуд.-израил. плем. союз). Л., в отличие от жрецов, не участвовали непосредственно в жертвоприношениях. Л. делились на группы: музыканты, лица, ведавшие хоз. деятельностью храма, привратники, писцы и судьи. В пользу Л. взимались десятина. Л. располагали поселениями, где находились их зем. владения и пастбища. После возвращения иудеев из Вавилонского плена (после 538 до н.э.) численность Л. сократилась, хотя они продолжали играть значит. роль в жизни иуд. общества вплоть до разрушения Иерусалимск. храма в 70 н.э.

ЛЕВКА

ЛЕВКА - в греч. миф. один из о-вов блаженных, где после смерти обитал в своей счастливой вечной жизни Ахилл вместе с Еленой и где у них родился сын Эвфорион; по др. свидет. на Л. супругой Ахилла стала Ифигения, получившая там имя Орсилохии. По сообщению Павсания, с Л. отожд. небольшой о-в в Понте Евксинском (Черное м.), у устья Дуная.

ЛЕВКАДА

ЛЕВКАДА - о-в у побережья Акарнании; в 7 в. до н.э. заселен коринфянами.

ЛЕВКАСПИДЫ

ЛЕВКАСПИДЫ - воины макед. фаланги, прикрывавш. щитами, покрытыми белой дубленой кожей или выкраш. в белый цвет.

ЛЕВКИПП

ЛЕВКИПП - 1. (ок. 500 - 440 до н.э.) - выдающ. представитель науки древ. греков, философ-материалист, учитель Демокрита. В своем философском учении Л. рассмотрел основные вопросы антич. космогонии, космологии, астрономии и физики, поставл. в ходе борьбы философ-ских направлений в 6 - 5 вв. до н.э. Достоверных биографич. сведений о Л. не сохран. Нек-рые писатели сомневались даже в существовании Л. (Диоген Лаэртский приписывает это мнение Эпикуру). Однако определен. свидет. об учении Л., к-рые имеются в трудах Аристотеля, Теофраста и др., и особенно данные, найденные в геркуланских папирусах, содержащих учение эпикурейца 1 в. до н.э. Филодема, позволяют признать эти сомнения неосновательными.

2. в греч. миф.:

1. Правитель Мессении, сын Периера и дочери Персея Горгофоны, брат Тиндарея и Икария, отец Левкиппид - Фебы и Гилаейры - невест Афаретидов (Идаса и Линкея).

2. Сын пелопоннесск. царя Эномая, влюбл. в нимфу Дафну. Переодетый в жен. платье, Л. преследовал ее, но его хитрость была раскрыта и по приказу Аполлона он был убит спутницами нимфы.

ЛЕВКИППИДЫ

ЛЕВКИППИДЫ - в греч. миф. дочери царя Мессении Левкиппа Гилаейра и Феба; были похищены Диоскурами.

ЛЕВКОН I

ЛЕВКОН I - архонт, царь Боспорск. госуд. в 389/388 - 349/348 гг. до н.э. При Л. I была завоев. Феодосия (ок. 380), после чего весь Вост. Крым стал владением Боспора. В Прикубанье были присоед. племена синдов, торетов, дандариев, псессов. Захват обширных плодородных земель способствовал расширению боспорск. экспорта хлеба, особенно в Афины, что благоприятно влияло на состояние всей экономики и культуры Боспора. При Л. I (ок. 375) впервые начался выпуск золотых монет, чеканен. от имени г. Пантикапея.

ЛЕВКОН II

ЛЕВКОН II - царь Боспорск. госуд., правил приблизит. в 240 - 220 до н.э. Улучшивш. обстановка на внеш. рынках, положительно влиявшая на экспортную торговлю Боспора, позволила Л. II стабилизировать финанс. положение госуд. В Пантикапее возобновилась чеканка серебр. монеты. Впервые были выпущены полновесные медные монеты от имени царя. Эмблемы на них - щит, копье, меч - заставляют предполагать в период царствов. Л. II столкновения с соседними племенами.

ЛЕВКОФЕЯ

ЛЕВКОФЕЯ - в греч. миф. мор. божество, в к-рое превратилась Ино, бросившись в море.

Предыдущая страница Следующая страница