Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕЙ"-"ТИН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕЙ"-"ТИН")

ТЕЙШЕБА

ТЕЙШЕБА - урартское божество бури и войны. У родств. урартам хурритов назыв. Тешубом. Т. занимал второе место среди муж. божеств. Такое же место среди жен. божеств занимала жена Т. богиня Хуба (соотв. хурритской богине Хебат).

ТЕЙШЕБАИНИ

ТЕЙШЕБАИНИ - крупный адм.-хоз. центр госуд. Урарту. Крепость сооруж. в 1-й пол. 7 в. до н.э. при царе Русе II, сыне Аргишти. Развалины цитадели Т. наход. на холме Кармир-Блур, на зап. окраине Еревана. В Т. наход. урарт-ский наместник, стоял гарнизон, жили ремесл. и земледельцы; сюда поступала дань, собран. в округе, а также продукты ремесла и с. х-ва, к-рые после обработки отправл. в центр Урарту - г. Тушпа. Ок. 585 до н.э. Т. был взят штурмом, сожжен и разрушен племенами Закавказья, среди к-рых были и скифы. После гибели Т. жизнь на Кармир-Блуре долго не возобновл.

ТЕКМЕССА

ТЕКМЕССА - в греч. миф. дочь фригийск. царя Телевта, взятая в плен Аяксом Теламонидом, ставшая его заложницей и родившая ему сына Эврисака.

ТЕКСТИЛЬ

ТЕКСТИЛЬ - материал, изготовл. к-рого занимались хозяйка, ее рабыни или дочери (роспись на вазе изготовл. в 560 до н.э., иллюстрирует осн. этапы процесса произ-ва Т.). Что касается более детал. представл. об этом роде деятельности, то он почти не описан в лит-ре и по археологич. находкам о нем мало что известно. Ткани изготовл. из льна, шерсти, в эллинистич. период, кроме этого, - из хлопка (импорт) и шелка (импорт). В произ-ве парусов и канатов примен. пенька и эспарта. Иногда в ткань одежды для умерших добавл. асбест. волокна. Т. красили, ткали из цветных ниток, украшали вышивкой, обшивали каймой.

Простые ткани изготовл. в домаш. условиях и иногда шли на продажу, ткани же высокого кач-ва производ. опытными рабынями и рабами. Чтобы сукно долго носилось, его нужно было валять, для этого требов. не только спец. обо-рудование, но и определ. знания и опыт задействов. в этом технологич. процессе рабочих. Что касается др. технологич. процессов изготовл. Т. (прядение, окрашив. пряжи, и пр.), то о них известно очень мало. Существовал ли только тканый Т. или наряду с ним был еще и «вязаный», на этот вопрос ответить трудно, хотя известно, что для артистов нужны были трикотаж. костюмы, а для охоты и рыбной ловли необходимы были вязаные сетки и сети. Т. изготовл. и для нужд армии. Образцов Т. сохран. мало, исключ. здесь составл. найденная в песках Египта т.н. коптская ткань, имевшая не всегда высокое кач-во изготовл. Тот факт, что для поясного портрета умершего требовался особый вид холста, служит доказат. использов. Т. в различ. целях.

ТЕКСТЫ ПИРАМИД

ТЕКСТЫ ПИРАМИД - древнейший религ. и лит. памятник Др. Египта. «Т. п.» нанесены иероглифами, окраш. в зеленый цвет (цвет воскресения), на внутр. стенах пирамид фараонов V (Уна) и VI династий (Тети, Пиопи I, Меренра, Пиопи II) в Саккара (некрополь Др. Мемфиса) во 2-й пол. 3-го тыс. до н.э. «Т. п.» представл. собой собрание магич. формул, гимнов богам, отрывков мифов, имевших своей целью обеспечить умершему фараону вечную жизнь. «Т. п.» - результат многовек. развития; древнейшие из них возникли еще в додинастич. эпоху.

ТЕКСТЫ САРКАФАГОВ

ТЕКСТЫ САРКАФАГОВ - заупок. магич. тексты Др. Египта, в осн. относящ. ко времени Ср. Царства. Их назнач. такое же, как и «Текстов пирамид», к к-рым они частично восходят: уберечь умершего от грозных опасностей потустор. мира и обеспечить ему вечную жизнь. В отличие от «Текстов пирамид», они имели в виду не только фараона, а любого умершего. «Т. с.» сохран. на стенках дерев. саркофагов и на стенах нек-рых гробниц частных лиц, а также в отдельных (трех) папирусах. В дальнейшем нек-рые из «Т. с.» послуж. основой для «Книги мертвых».

ТЕЛАМОН

ТЕЛАМОН - 1. в греч. миф. саламинский герой, отец Аякса. По древ. версии, сын Актея и Главки, дочери саламинск. царя Кихрея. Согл. более поздней миф. традиции, Т. - сын Эака; он появ. на о-ве Саламин, будучи изгнан отцом с о-ва Эгина после убийства единокров. брата Фока. Прославился как сподвижник Геракла в походе против троянск. царя Лаомедонта. Т. первым ворвался в осажд. Трою, но остроум. ответом смягчил гнев Геракла, усмотревш. в успехе Т. угрозу своей репутации победителя и храбрейш. героя. В награду за доблесть Геракл отдал Т. в жены дочь Лаомедонта Гесиону. От нее Т. имел сына Тевкра, а от Перибеи, дочери Алкафоя - сына Аякса; оба сына участв. в Троянской войне. Вернувш. с войны Тевкра Т. изгнал из дома за то, что тот не уберег от гибели Аякса. Т. и Аякс почитались как покровители Саламина; накануне мор. сражения 480 до н.э. греки в молитве призывали их на помощь.

2. Теламоне - город в Др. Риме, южнее совр. г. Гроссето в Италии. В 225 до н.э. римляне нанесли у Т. пораж. галлам, вторгш. из Цизальпинской Галлии через Апеннинские горы в Этрурию (совр. Тоскану). Галлы, отброш. от Рима и преследуемые рим. армией, отходили вдоль побережья Тирренского м. на С. и неожид. у Т. столкн. с др. рим. армией, высадивш. в порту Пизы. Атакован. с двух сторон, галлы были оттеснены к морю и почти все истреблены. Победа римлян была обеспечена благодаря числ. превосходству войск и их лучшему вооруж., а также преимущ. в боевом построении войск (манипулы).

ТЕЛЕГОН

ТЕЛЕГОН - в греч. миф. сын Одиссея и Кирки. В рим. миф. Т. - основатель гг. Пренесте (совр. Палестрина) и Тускулума (близ совр. г. Фраскати); к нему возводил свое происхожд. род амилиев.

ТЕЛЕМАХ

ТЕЛЕМАХ - Телемак - в греч. миф. сын Одиссея и Пенелопы. Когда Одиссей отплыв. под Трою, Т. в младенч. возрасте остается на попеч. матери и Ментора, старого друга отца. В «Одиссее» Т. - уже двадцатилетний юноша, хозяин дома, к-рому подчин. мать. Вместе с Т. Одиссей составл. план мести женихам; Т. поручается забрать из пиршеств. зала и спрятать все оружие, к-рым могли бы воспользов. женихи. Т. участв. в подготовке раправы и избиении женихов. После гибели Одиссея Т. попадает к Кирке и женится на ней. От этого брака родится Латин, эпоним латинян в Италии.

ТЕЛЕПИНУ

ТЕЛЕПИНУ - Телепинус, Телепин - послед. крупный царь хеттск. Др. царства (16 в. до н.э.). Т. восстановил старые функции хеттск. собрания (панкуса), разрешив ему разбирать споры царя с членами царск. рода, и предост. ему право созывать совещание (тулияс) для суда над царем, дерзнувшим посягн. на жизнь своих родственников. Закрепляя реформу порядка наследования, начатую Хаттусили (Хаттусилисом) I, Т. устан. нормы, действов. на протяжении всего Нового царства. Приблизит. к эпохе Т. можно отнести составл. одного из вариантов хеттск. законов. Возможно, что при Т. имела место реформа законодат., приведшая к значит. смягч. наказаний и к отмене нек-рых обрядов (в частн., к замене в нек-рых случаях человеч. жертвопринош. принесением в жертву овец).

ТЕЛЕПИНУС

ТЕЛЕПИНУС - Телепину, Талипину - в хеттской и хаттской миф. бог плодородия, сын бога грозы (Тару) и богини-матери. Т. - гл. персонаж цикла хаттских и хеттских мифов об исчезающем и возвращ. боге.

ТЕЛЕСИЛЛА

ТЕЛЕСИЛЛА (ок. 500 до н.э.) - греч. поэтесса из Аргоса. После пораж. защитников города в сраж. со спартанцами Т. вместе с др. женщинами выступила с оружием в руках против врагов и обратила их в бегство. Сохран. лишь небольшая часть ее произв. (гимны богам).

ТЕЛЕФ

ТЕЛЕФ - в греч. миф. сын Геракла и Авги, дочери аркадск. царя Алея. Дельфийский оракул предсказал Алею, что его сыновья погибнут от руки внука, рожд. Авгой. Поэтому Алей обрек дочь на безбрачие, сделав ее жрицей Афины. Прибывший в Алею Геракл соблазнил Авгу, и она родила сына. Боясь отца, Авга спрятала ребенка в храме Афины. Разгнев. богиня наслала на страну чуму. Пытаясь узнать причину бедствия, Алей зашел в храм и нашел там младенца. Согл. Еврипиду, царь приказал своему другу Навплию заключ. мать и ребенка в ящик и бросить в море. Ящик прибило к берегу Миссии, царь к-рой Тевфрант женился на Авге и усыновил ребенка. Когда Т. вырос, в одном из сраж. он убил сыновей Алея (Алеадов), исполнив тем самым предсказ. оракула.

ТЕЛЛУС

ТЕЛЛУС - в рим. миф. богиня земли-кормилицы и ее производит. сил. Призывалась понтификами вместе с Теллумоном, Альтором (кормильцем) и Рузором (возобновл. плоды земли). Праздник Фордицидии (15 апреля) в честь Т. был якобы установлен Нумой по предписанию Фавна, явивш. царю во сне в свящ. лесу, где он спал, чтобы узнать причину неурожаев. Во время Фордицидий жрецы отдельных курий и понтифик на Капитолии приносили Т. в жертву стельную корову. Т. вместе с Церерой в декабре посвящ. праздник, когда во имя защиты посевов фламин приносил богиням жертву, призывая двенадцать богов, ведавших отдел. этапами работы хлебопашца. Перед жатвой обеим богиням приносили в жертву свинью, что имело также целью искупить возмож. наруш. к.-л. религ. запретов, Т. призыв. также при заключ. браков. Как богине подзем. мира ей принос. очист. жертва фамилией, член к-рой умирал; ее, так же как манов, призывали, обрекая врагов подземным богам. Дающие клятву именем Юпитера и Т. касались земли при упомин. Т. Т. отожд. с Церерой, Вестой, Юноной. Ее культ, вытесн. культом Цереры, судя по надписям, особого распростр. не имел, но она нередко упомин. в лит-ре.

ТЕЛЬФУСА

ТЕЛЬФУСА - в греч. миф. нимфа одноим. источ. в Беотии. Вблизи ее источ. собирался основать святилище Аполлон, но Т., не желая уступ. место и славу великому богу, убедила его отправ. в Дельфы, где Аполлон и основал храм, но лишь после того, как убил Пифона. Поняв хитрость Т., Аполлон, гневаясь, вернулся к ее источ., завалил его скалой и соорудил жертвенник себе под именем Аполлона Тельфусийского.

ТЕЛЬХИНЫ

ТЕЛЬХИНЫ - в греч. миф. демонич. существа, локализация к-рых связана с о-вом Родос (о-в назыв. даже Тельхинида). Т. - колдуны и волшебники. Они губят животных и растения, поливая их водой из Стикса, смешанной с серой. Но существует версия о том, что Т. оклеветаны соперниками, завидов. их мастерству. Они - прекрасные кузнецы, и серп для оскопл. Урана - дело их рук. Т. было девять и нек-рые из них, сопровожд. Рею и младенца Зевса на Крит, получили имя куретов, к-рые преврат. в спутников и помощников олимпийских божеств.

ТЕМЕН

ТЕМЕН - в греч. миф.:

1. Сын Аристомаха, правнук Гилла, сына Геракла. Принадл. к поколению Гераклидов, к-рому оракул предсказал победонос. возвращ. в Пелопоннес. После одерж. Гераклидами победы над потомками Агамемнона Т. достался Аргос. Т., пренебрегая сыновьями, отдавал предпочт. своей дочери Гирнефо и ее мужу Деифонту. Сыновья решили убить Т., чтобы завлад. царством. Однако после гибели Т. войско передало власть Гирнефо и Деифонту; по др. версии, в Арголиде удержались сыновья Т.

2. Сын Пеласта, герой аркадской легенды, согл. к-рой Т. воспитал Геру и приютил ее в Стимфале, когда она рассорилась с Зевсом. В честь Геры Т. основал три храма: храм Геры-ребенка, Геры-зрелой и Геры-одинокой.

ТЕМПЕЙСКАЯ ДОЛИНА

ТЕМПЕЙСКАЯ ДОЛИНА - располож. между горами Олимп и Осса, в долине протек. р. Пеней, гл. река Фессалии. Обрывистые склоны Т. д. позволяли довольно легко перекрыть проход, через к-рый можно было с С. попасть в Грецию (совр. железнодор. ветка, соед. Македонию с Фессалией, проходит по Т. д.). Долина славилась великолеп. природой, красоту к-рой Адриан попытался воссоздать у себя на вилле в Тибуре (Тиволи).

ТЕНАР

ТЕНАР - один из трех мысов на Ю. Пелопоннеса, омыв. Мессенским (на З.) и Лаконским (на В.) зал.: назв. Т. носили п-ов и поселение невдалеке от мыса. В эпоху средневековья мыс и п-ов Т. назыв. Матапан (новогреч. Тенарон). На мысе Т. возвыш. известный храм Посейдона - место убежища илотов. Согл. легенде, под храмом наход. дыра, через к-рую Геракл вытащил из преисподней на землю пса Кербера.

ТЕНЕДОС

ТЕНЕДОС - небольшой, когда-то засел. эолийцами о-в в Эгейском м. Согл. легенде, корабли греков, отошедшие от Трои, бросили якорь у Т., чтобы взять на корабль дерев. коня и вернуться с ним к Трое. Т. был членом 1-го и 2-го Афинск. мор. союза. В 387 до н.э., как и во время 1-й Перс. войны, Т. попал под власть Персии; был освобожден Александром Македонским.

ТЕНЕНЕТ

ТЕНЕНЕТ - Чененет - в егип. миф. богиня г. Гермонта. Жена Монту, связана с Себеком. Изображ. в виде женщины, отожд. с Рат-тауи.

ТЕНКТЕРЫ

ТЕНКТЕРЫ - герм. племя. Впервые упомин. Цезарем (у него и у др. авторов - обычно вместе с узипетами). Потеснен. свевами, Т. в 56 до н.э. перешли на левый берег Рейна; но в 55 до н.э. были разгромл. Цезарем (близ Кобленца или Ксантена); остатки Т. поселились на правом берегу Рейна (между рр. Зиг и Липпе). Приним. участие в батавском восстании 69 - 70. Позднее были поглощены франками.

ТЕОГОНИЯ

ТЕОГОНИЯ - совокупн. мифов, рассказыв. о происхожд. богов. Назв. «Теогония» носит поэма, приписыв. Гесиоду - первая извест. нам у греков попытка дать систематич. изложение истории богов в виде ед. рода, подобн. большому царскому роду. «Теогония» Гесиода явл. одноврем. и первой греч. коcмогонией, т.к. боги олицетв. явления и силы природы.

ТЕОДИЦЕЯ

ТЕОДИЦЕЯ - теория, цель к-рой - снять с бога ответств. за существов. зла на земле. Приверженцами этой теории явл. в первую очередь стоики. Эпикур отрицал Т.

ТЕОДОРИХ

ТЕОДОРИХ (ок. 454 - 526) - король остгостов 493 - 526, основатель остготского госуд. в Италии. Воспит. в Константинополе. В 488 вторгся во главе остготов в Италию и после сраж. и убийства правивш. там Одоакра утвердил в Италии свою власть (493). При Т. королевству остготов была подчинена обшир. терр. в Зап. Европе. В остготском госуд. при Т. произошло нек-рое оживл. земледелия и торговли. Т. покровит. наукам и иск-ву, окружил себя рим. советниками, среди к-рых большую роль играл видный писатель Кассиодор.

ТЕОКРАТИЯ

ТЕОКРАТИЯ - форма госуд., при к-рой управл. осуществл. преим. жречеством или духовенством, а глава церк. иерархии обладает высшей духовной и светской властью.

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ - учение о боге. В античности под Т. понималась мифология. В своих теориях о сущности и происхожд. религии греч. философия критич. относилась к Т. Хар-р христ. Т. опред. ее иуд. происхожд. (откровение, ист. истина) и науч. тенденциями греч. философии (вечная истина, науч. метод), эта Т. получила обоснование прежде всего в трудах Климента Александрийского и Оригена.

ТЕОН

ТЕОН - 1. Т. из Александрии (2-я пол. 4 в.) математик и астроном, особый интерес вызывают его комментарии к трудам Птолемея.

2. Т. из Смирны (1-я пол. 2 в.) философ-платоник, составил компендий по арифметике, музыке и астрономии, ценность к-рого заключ. прежде всего в том, что позволяет воссозд. историю астрономии.

ТЕОРИКОН

ТЕОРИКОН - в Др. Афинах деньги - выдававш. гражданам из гос. казны на посещение театра (со времени Перикла) и религ. празднества (с 395 до н.э.). Каждому гражданину выдав. по 2 обола (плата за вход в театр). Всего в теч. года госуд. расходовало ок. 30 талантов. Выдача Т. приводила к сокращ. воен. ассигнований, поэтому Демосфен и др. политич. деятели выступали против Т.; ок. 339 до н.э. Демосфену удалось добиться его отмены.

ТЕОФРАСТ

ТЕОФРАСТ - Феофраст (подлинное имя - Тиртам) (372 - 287 до н.э.) - др.-греч. философ и естествоиспыт., один из первых ботаников древности. Сын ремесл. из Эреса на о-ве Лесбос. Вместе с Аристотелем учился у Платона, стал ближайшим учеником и последоват. Аристотеля. За выдающ. красноречие был назван им Теофрастом («божеств. оратором»). По поруч. Аристотеля руководил после его смерти перипатетич. школой (Ликеем) и возгл. ее в теч. 34 лет. Многочисл. труды Т. относятся к различ. обл. знания (физике, минералогии, ботанике, физиологии, медицине, психологии, этике). Из дошедших до нас произв. Т. наибольший интерес представляют его соч. по ботанике - «Исследование о растениях» (9 книг) и «О причинах растений» (6 книг). Т. создал свою классификацию растений, описал органы растений, собрал мн. сведений о выращив. и использов. растений, в т.ч. о применении лекарств. растений в медицине.

ТЕПИДАРИЙ

ТЕПИДАРИЙ - теплая баня в рим. термах, наряду с к-рой существов. холодная и горячая бани.

ТЕРАПЕВТЫ

ТЕРАПЕВТЫ - иуд. религ.-аскетич. секта в греко-рим. Египте (центр Т. был в р-не Мареотидского оз. близ Александрии). Единств. источ. сведений о Т. - трактат «О созерцательной жизни» Филона Александрийского (1 в. н.э.). Членами секты Т. были мужчины и женщины, спасавшие души безбрач., постом и молитвой. Жили Т. уедин., питались хлебом, травами. Шесть дней молились в одиноч. В субботу собирались для совместной трапезы, чтения и толкования Библии, пения псалмов. По своим соц. воззрениям - осуждение рабства, отказ от частной собств., проповедь равенства и бедности - Т. близки к ессеям.

ТЕРЕЙ

ТЕРЕЙ - в греч. миф. фракийский царь, сын Ареса, зять Филомелы.

ТЕРЕНЦИАН МАВР

ТЕРЕНЦИАН МАВР (ок. 200) - грамматик и знаток метрик из Мавретании. Ему принадл. дидактич. поэма, состоящая из ранее написанных, самостоят. частей: («О звуках»), («О словах») и («О метрах»), причем третья часть написана тем метром, о к-ром идет речь в данный момент. Эта поэма представл. для специалистов большую ценность, т.к. в ней излаг. теория стихослож., принятая в то время.

ТЕРЕНЦИЙ

ТЕРЕНЦИЙ - Публий (ок. 185 - 159 до н.э.) - рим. комедиограф. Родом из Карфагена; получил прозвище Африканец. Примыкал к кружку Сципиона Младш. - поклонника греч. культуры. Образцом для комедий Т. послужила, как и для Плавта, новоаттич. бытовая комедия Менандра. Но в отличие от Плавта, внесш. в комедию элемент плебейской фарсовой сатиры, Т. разрабат. психологич. хар-ристику, добивался изящ. отделки стиля. В комедиях Т. сохран. традиц. сюжеты (напр., разлуч. любовники, к-рым помогают ловкие рабы) и персонажи (строгие или снисходит. отцы, сын-кутила, любящая, покинутая девушка, гетера, хвастл. воин, парасит), но Т. создает и образы совр. Рима - скупых отцов, представит. рим. домостроя (напр., судейский крючкотвор Формион в одноим. комедии и др.). Всего сохран. шесть комедий Т.: «Девушка с Андроса», «Самоистязатель», «Евнух», «Формион», «Свекровь» и «Адельфы» («Братья»).

ТЕРЕНЦИЙ ВАРРОН

ТЕРЕНЦИЙ ВАРРОН - 1. Гай (3 в. до н.э.) - рим. политич. деятель и полководец. Претор 218, консул 216. В период 2-й Пунической войны командовал рим. войском: в 216 - в битве при Каннах, в 215 и 214 - в Пицене. В 200 был в Африке в кач-ве легата (посла).

2. Марк (116 - 27 до н.э.) - рим. писатель и ученый.

ТЕРЕНЦИЙ СКАВР

ТЕРЕНЦИЙ СКАВР - Квинт - рим. грамматист 1-й пол. 2 в., из его многочисл. трудов по грамматике сохран. лишь соч. «Об орфографии».

ТЕРМИН

ТЕРМИН - в рим. миф. божество границ, межевых знаков, разделявших зем. участки. В праздник Терминалий (23 января) соседи сообща принос. жертвы своим Т., выливая мед и молоко в сделан. около межев. камня яму (что указыв. на хтонич. природу Т.), умащив. и увенчив. камень, разжигали от огня своих очагов костры, в к-рые дети бросали первинки плодов, а затем пировали. При межевании земли и установке межев. камня Т. также принос. жертвы. Учрежд. культа Т. приписыв. Нуме и связано с представл. о святости и нерушимости частного владения, отразивш. в культе Сильвана. Сдвинувш. межевой камень с целью захвата чужой земли в древнейшее время предавали проклятию, впослед. он нес за это ответств. как за уголов. преступл. Кроме большого числа Т., изображ. его камень был помещен в Капитолийском храме, что символизир. нерушимость границ Рима и их постоянное расшир. Согл. легенде, этот Т. вместе с Ювентой остались на Капитолии, когда царь Тарквиний Древний решил заложить храм Юпитеру на Капитолии и жившие там божест-ва удалились.

ТЕРМЫ

ТЕРМЫ - в Др. Риме обществ. бани, являвш. также спортивн., обществ.-культурн. и увеселит. учрежд. Т. играли роль клубов, где сосредотач. обществ. жизнь и где граждане Рима проводили значит. часть времени. Возникли во 2 в. до н.э. (Стабианские Т. в Помпеях); в Риме с кон. 1 в. до н.э. представл. собой новый тип обществ. сооруж., предназнач. для большого числа людей. В сооружении Т. с их колоссал. внутр. помещениями, перекрытыми мощными цилиндрич. и крестовыми сводами и грандиоз. куполами (диаметр купола терм Каракаллы 35 м), были использ. достижения др.-рим. строит. техники; с 1 в. до н.э. Т. отапливались с помощью залож. в стенах и под полами каналов для горяч. воздуха. Т. императорского периода с расточит. роскошью украшались скульптурой, мозаикой, росписями. Т. строились по следующей схеме: гл. здание с симметрично располож. помещениями; в нем наход. бани, состоявшие из аподитерия - раздевальни, фригидария - басс. с холодной водой, тепидария - теплой бани, кальдария - горячей бани, лаконика - парильни. Здесь же помещ. палестра для спортив. упражнений. Гл. здание наход. на большом озелен. дворе, окруж. постройками и подсоб. помещениями. Крупнейшие рим. Т. - термы Каракаллы (1-я треть 3 в. н.э.; площадь гл. здания 216 х 112 м) и термы Диоклетиана (законч. в 306). В рим. время Т. строились во мн. городах, в т.ч. в Сев. Причерноморье.

ТЕРПАНДР

ТЕРПАНДР - греч. поэт и музыкант 7 в. до н.э. Происх. из Антиссы (о-в Лесбос). Глава лесбийской школы кифаредов, мастер торжеств. хоровой музыки, Т. особенно славился песнями в честь богов, исполн. с инструмент. сопровожд. (т.н. кифародич. номы). Известны выступл. Т. в Спар-те, где он одержал победу на обществ. играх 676 - 673 до н.э.

ТЕРПСИХОРА

ТЕРПСИХОРА - в греч. миф. муза танца; изображ. с лирой и плектром в руках. Она - наслаждающ. хороводами. По одному из мифов, Т. родила от бога реки Ахелоя сирен. Существует миф, согл. к-рому Т. - мать певца Лина (по др. версии, его мать - Урания). Т. связывают с Дионисом, припис. ей атрибут этого бога - плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвящ. Т.).

ТЕРСИТ

ТЕРСИТ - Ферсит - в греч. миф. незнатный воин, участв. в Троянской войне на стороне ахейцев, враг Ахилла и Одиссея. На собрании войска под Троей Т. набрасыв. с оскорбл. на Агамемнона, обвиняя его в том, что он несправедл. захват. большую долю добычи. За это Одиссей жестоко избивает Т.

ТЕРТУЛЛИАН

ТЕРТУЛЛИАН - Квинт Септимий Флоренс (ок. 150 - 222) - христ. писатель. Родился в Карфагене в языч. семье. Получив образование, был адвокатом в Риме. В зрелом возрасте принял христ., возвратился в Карфаген и стал христ. писателем. Он резко выступал против всей антич. философии, но с симпатией относился к стоикам и особенно к Сенеке. Евангелие, по Т., уничтожило необходим. в науке. Все существующее, в т.ч. бог, телесно. Если бы душа не была телесной, она не могла бы влиять на тело. Мир не вечен, а сотворен из ничего.

ТЕСЕЙ

ТЕСЕЙ - Тезей - в греч. миф. сын афинск. царя Эгея и Эфры. Со стороны отца Т. имел среди предков автохтона Эрихтония, рожд. из семени Гефеста землей и воспит. Афиной, и автохтонов Краная и первого аттич. царя Кекрона. Со стороны матери Т. происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса. Т. убил Перифета, Синиса, кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона и Дамаста. Т. пришлось также бороться с 50 Паллантидами, к-рым он устроил засаду.

Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Т. утвердил себя как сын и наследник афинск. царя. Т. прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкн. Афин с царем Миносом, требовавшим раз в девять лет дани семерыми юношами и семерыми девушками как искупл. за смерть своего сына Андрогея, будто бы коварно подстр. Эгеем.

Когда Минос приехал в третий раз за данью, Т. решил отправиться сам на Крит, чтобы помериться силой с чудовищным Минотавром, на съедение к-рому обрекали жертвы. Т. и его спутники были помещены в лабиринт, где Т. убил Минотавра - чудовище, рожд. быком Посейдона или даже самим Посейдоном, если считать быка ипостасью бога. Из лабиринта Т. и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбивш. в Т. Подобно др. героям, Т. сражался с амазонками, напавш. на Аттику. Он либо участв. в походе Геракла, либо сам пошел походом на амазонок, похитив царицу Антиопу. Т. участв. в битве с кентаврами, бесчинствов. на свадьбе лапифа Пирифоя, ближайш. друга Т. Т. - участник калидонской охоты. Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифою добыть себе в жены богиню царства мертвых Персефону. Антич. традиция припис. Т. объед. всех жителей Аттики в ед. народ (синойкизм) и ед. госуд. (полис) Афины, учрежд. праздников панафиней и синойкий, первое соц. деление граждан Афин на евпатридов, геоморов и демиургов. Все эти реформы были проведены Т. в расцвете лет. Он снискал у греков репутацию неподкуп. и справедл. арбитра в труднейших спорах. Он помог похоронить тела семерых вождей, помог Гераклу, впавш. в безумие, и очистил его от невинно пролитой крови, дал приют гонимому Эдипу и его дочерям. Афиняне вспомнили Т. и признали его героем во время греко-перс. войн, когда во время битвы при Марафоне (490 до н.э.) он явился воинам в полном вооружении. Пифия предписала грекам найти прах Т. и достойно похоронить его. В 476 до н.э. останки Т. с копьем и мечом были перенесены с о-ва Скирос и торжеств. погребены в Афинах. Место погреб. Т. счит. в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетенных. В честь Т. были установл. празнест-во восьмого Пианепсиона (т.е. в день освобожд. афинской молодежи от Минотавра), а также ежемесяч. праздники по восьмым числам: как сыну Посейдона - бога, к-рому приносят жертвы именно в это время (так как восьмерка - символ куба первого из четных чисел и удвоенный первый квадрат знаменует, по сведениям Плутарха, надежность и незыблемость, свойств. Посейдону Неколебимому и Земледержцу).

ТЕСЕЙОН

ТЕСЕЙОН - храм, постр. Кимоном в честь аттич. героя Тесея после того, как в 475 до н.э. состоялось торжеств. захоронение перенес. с о. Скирос его останков. В храме наход. извест. картины Микона и Полигнота. Иногда Т. ошибочно назыв. дорич. периптер в сев.-зап. части Акрополя в Афинах, к-рый был воздвигнут в честь бога Гефеста, покровителя ремесленников (отсюда Гефестин). Этот храм из мрамора, постр. в 5 в. до н.э., сохран. лучше др. подоб-ных архитект. сооруж., т.к. в 6 в. н.э. был преобразован в церковь.

ТЕССЕРА

ТЕССЕРА - заменитель денег, бронзовый, иногда свинцовый жетон, к-рый служил входным билетом на обществ. зрелища, в цирк, в театр. Т. были распростр. во времена рим. императоров, а также в поздней Рим. империи. На Т. имелись цифры, обозначавшие номер секции зрител. зала. Как и конторниаты, Т. имели разнообразные изображ., преимущественно связанные со спорт. играми, зрелищами.

ТЕТРАДРАХМА

ТЕТРАДРАХМА - назв. др.-греч. серебр. монеты в 4 драхмы. Т. была широко распростр. в антич. мире. Согл. аттической и финикийско-родосской монетной стопе, она имела вес 14 - 17 г. По стоимости Т. равнялась 3 рим. денариям.

ТЕТРИК

ТЕТРИК - Пий Эсувий - последний император (270 - 273) Галльской империи, созданной Постумом в 258. Напуг. движением багаудов и солдатск. мятежами, Т. сам сдался рим. имп. Аврелиану, и Галлия с 273 вновь вошла в состав Рим. империи.

ТЕТРОБОЛ

ТЕТРОБОЛ - назв. греч. монеты в 4 обола, к-рая равнялась 2/3 драхмы. Обычный вес монеты 2,9 г. В 4 в. до н.э. в Аттике появился серебр. Т. с изображ. двух сов на реверсе и головы Афины - на аверсе.

ТЕУММАН

ТЕУММАН - Тепти-Хумбан-Иншушинак (ум. 655 до н.э.) - царь Элама (ок. 664 - 655 до н.э.). Выдвинулся как дипломат и военач. в войне с Ассирией ок. 665. После смерти своего брата - царя Уртаки, отстранив его сыновей, узурпир. власть. В 655 вел войну с Ашшурбанипалом в союзе с примор. арамейск. княжествами (Гамбулу, Урби, Тебе) за подчин. своему влиянию Юж. Месопотамии и Вавилонии; потерпел пораж. в битве при г. Туллизе на р. Улаи (совр. Карун). Был взят в плен и казнен.

ТЕУРГИЯ

ТЕУРГИЯ - вид магии, возникший в глубокой древности в странах Востока, посредством к-рого считалось возможным воздействовать на богов и духов, а через них на природу. Т. причисл. к «белой магии», в отличие от «черной магии», прибегавшей к содействию «темных сил». Теургич. хар-р имеют мн. культовые обряды. К Т. обращалась и мистич. философия (напр., неолатонизм).

ТЕФИДА

ТЕФИДА - Тефия, Тетия, Тифия - в греч. миф. одно из древнейших божеств, титанида, дочь Геи и Урана, супруга своего брата Океана, с к-рым породила все реки и три тысячи океанид. Т. и Океан обитают на краю света, и туда не раз, чтобы примирить ссоривш. супругов, отправл. Гера, к-рую они по просьбе Реи приютили во время борьбы Зевса с Кроном.

ТЕФНУТ

ТЕФНУТ - в егип. миф. богиня влаги. Входит в гелиопольскую эннеаду. Ее земное воплощение - львица. Центр культа Т. - Гелиополь. Согл. гелиопольск. мифу, Т. и ее муж Шу - первая пара богов-близнецов, порожд. Атумом (Ра-Атумом). Их дети - Геб и Нут. Иногда Т. называют женой Птаха. Т. - также дочь Ра, его любимое око. О ней говорили: «Дочь Ра на его лбу». Когда Ра утром всходит над горизонтом, Т. огн. оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога. В этом кач-ве Т. отожд. с богиней Уто (Уреем).

Ипостасью Т. явл. богиня пламени Упес, др. ее ипостасью нередко выступ. богиня письма Сешат. Известен миф, согл. к-рому Т. - Око Ра удалилась в Нубию (и в Египте наступил период засухи), а затем по просьбе своего отца, пославш. за ней Тота и Шу (в др. варианте - Онуриса), вернулась обратно. Приход Т. из Нубии и последов. за этим вступл. ее в брак с Шу предвещает расцвет природы. Т. отожд. с Мут, Баст, а также с Хатор, Сехмет и др. богинями-львицами (Менхит, Мент), почитавш. в Египте.

ТЕХНИТЫ

ТЕХНИТЫ - в нач. 3 в. до н.э. во мн. городах Средиземноморья художники и актеры стали создавать объед., цель к-рых состояла в совмест. организациях представл. Члены таких объед. обладали определ. привилегиями, напр., освобожд. от налогов и от воин. службы. Во время Птолемея и в эпоху эллинизма Т. назыв. всех ремесленников, занятых в стр-ве храмов в кач-ве красильщиков, плавильщиков, позолотчиков, серебряников, медников и т.д. Ксенофонт называл перс. магов «сведущими в иск-ве богослужения Т.»; у Платона Т. - технич. специалисты. Следует отлич. Т. периода правл. Птолемеев от необуч. поденщиков. В 250 до н.э. существов. объед. Т. или ремесленников, просуществов. до рим. периода.

ТЕШУБ

ТЕШУБ - Тешшуб, Тейшеба - хуррито-урартский бог грозы. Свящ. город и резиденция Т. - Куммия, его жена - Хебат. В хурритской миф. Т. возглав. богов реал. настоящего. Согл. теогонич. циклу о смене поколений богов отец Т. - Кумарби, оставл. в нем свое семя, в результате Т. выходит из головы Кумбари. Т. свергает его с небесн. престола. Кумбари родит сына-мстителя Улликумме, призван. вернуть ему власть на небесах. Т. побеждает Улликумме, а затем захвативш. власть бога-хранителя и также претендующ. на небесный престол бога Серебро. По мере распростр. хурритск. культурн. влияния мифы о Т., обрядовые изображ. Т. (в частн., в образе быка) и богов его свиты (брата Ташмишу) и др. широко распростр. в преде-лах Хеттского царства. Т. и сопутств. ему божества изображ. на рельефах святилища Язылыкая близ Богазкея.

ТЕЭТЕТ АФИНСКИЙ

ТЕЭТЕТ АФИНСКИЙ (ок. 410 - 368 до н.э.) - математик, ученик Платона, к-рый упомин. о нем в своем диалоге, назв. именем Т.

ТИАМАТ

ТИАМАТ - в аккад. миф. (космогонич. поэма «Энума элиш») персониф. первозд. стихии, воплощение мирового хаоса. Т., создательница вместе со своим супругом Апсу первых богов, в космич. битве между поколением старших богов возгл. Т. и младших богов во главе с Мардуком убита Мардуком; он рассекает тело Т. на две части, делая из первой небо, из второй - землю. Изображ. (предполо-жит.) в виде чудовищн. дракона или семиголовой гидры.

ТИАС

ТИАС - торжеств. шествие в честь к.-л. бога, чаще всего Диониса. В Т. участв. сатиры, силены и менады. Позже Т. стали называть различ. культовые союзы и разнообр. объед., а также торжеств. обеды и т.п.

ТИБАРЕНЫ

ТИБАРЕНЫ - тибары - древ. племена, обитавшие на юж. побережье Черного м., между гг. Котиорой и Керасунтом. Упомин. антич. авторами (6 - 1 вв. до н.э.), отмечавш. у Т. наличие скотоводства как основного занятия. Нек-рые ученые считают, что одна из ветвей Т. после падения Хетт-ской державы переселилась в горную обл. Вост. Каппадокии. Эта часть Т. известна под назв. тубалов.

ТИБЕРИЙ

ТИБЕРИЙ - Клавдий Нерон (16.11.42 до н.э. - 16.03.37 н.э.) - рим. император (14 - 37). Пасынок Августа, усыновл. им в 4 н.э. и объявл. наследником в завещании. До 14 н.э. занимал ряд важных гос. должностей и участв. во мн. воен. кампаниях Августа. Источ. рисуют Т. подозрит., недоверч. и лицемерным. Первые годы правил в согласии с сенатом: передал сенату избират. и суд. функции, ранее принадлеж. нар. собранию; постановл. сената при нем получ. силу закона; был создан гос. совет из числа приближенных Т. Вскоре стал проводить автократич. политику, опираясь на преторианцев. Их лагерь был размещен в Риме, а при дворе большое влияние получ. префекты претория (в 20-е гг. - Сеян, в 30-е - Макрин). Недовольных Т. привлекал по закону об оскорбл. величества. Стремясь упорядочить налоговую систему в провинциях, преследовал наместников и откупщиков за злоупотребления; в целях преодоления финанс. кризиса сократил расходы на обществ. стр-во и зрелища, а также раздачи денег и хлеба плебсу. В 33 предоставил нуждавш. италийским земледельцам на льгот. условиях кредит в 100 млн. сестерциев. В правл. Т. произошел ряд восстаний (в паннонских и рейн-ских легионах в 14; в провинциях - в Галлии в 21, в Нумидии в 17 - 24 и др.).

ТИБЕРИЙ II

ТИБЕРИЙ II (ум. 582) - визант. император 578 - 582. Визант. войска во главе с Т. II понесли тяжелое пораж. от аваров, мир, с к-рыми был куплен в 581 ценой уплаты ежегодной дани в 100 тыс. солидов. Славяне, продолжавшие при Т. II натиск на империю, в 581 вторгл. во Фракию, заселили окрестности г. Фессалоники, проникли на Пелопоннесский п-ов. В войне с персами полководцу Т. II - Маврикию, удалось одержать победу при Константине (581), но этот успех был непрочным.

ТИБЕРИН

ТИБЕРИН - в рим. миф. бог р. Тибр, сын Януса. По др. версии, один из царей Альбы, утонувший в р. Альбула, получ. потом назв. Тиберин, или царь Вей, погибший в битве с сыном Миноса Главком. Явивш. во сне Энею, посоветовал ему заключ. союз с Эвандром. Ему был посвящен храм на о-ве р. Тибр и праздник рыбаков.

ТИБИЯ

ТИБИЯ - 1. Др.-рим. муз. инструмент типа флейты.

2. Лат. назв. др.-греч. духового муз. инструмента авлос.

ТИБР

ТИБР - река в Цент. Италии, в низовьях к-рой лежит г. Рим. Свое начало Т. берет в Арреции (совр. Ареццо). Т. служил границей между Этрурией на З. и Умбрией на В., а позже между Этрурией, с одной стороны, и Лацием и терр. сабинов - с другой. Там, где раньше наход. Остия, гавань Др. Рима, Т. впадал в Тирренское м.; в настоящее время в результате многовек. намыва грунта море отступило от этого места на 4,5 км. Назв. за цвет воды «золотистым», Т. был судоходным далеко за пределами Рима. Из-за суживающ. русла Т. лежащие в низине р-ны города по-стоянно наход. под угрозой затопл. Левыми притоками Т. явл. Нар в Умбрии (совр. Нера) и Анио (совр. Аниене) севернее Рима. Во времена правл. Клавдия и Траяна ниже Рима был проложен пятикилометр. канал, выходивш. к морю в 4 км севернее от основн. рукава реки. Этот канал и в настоящее время явл. судоходным. На о-ве на р. Т. наход. храм в честь Тиберина - бога этой реки.

ТИБУЛЛ

ТИБУЛЛ - Альбий (ок. 50 - 19 до н.э.) - рим. поэт. Принадл. к кружку полководца и оратора-республиканца Мессалы Корвина, дружил с Горацием. К император. режиму, установ. в Риме после республики, относился враждебно: нигде в своих стихах он не упоминал Августа и его реформ. Тема Т. - любовь на фоне идиллич. сельской жизни, «золотой век» Сатурна. Поэт проклинает войну, воспевая приносимые миром блага.

Дошедшие до нас элегии Т. составл. два сборника. Содерж. первого (появ. ок. 27 до н.э.), отмеч. задушевностью, легкой печалью, - любовь поэта к Делии. Второй сборник, посвящ. ветреной Немезиде, выделяется мрач. настроением и взволнованностью (имена обеих возлюбл. поэта вымышлены). Следуя традициям александрийской школы, Т. в то же время создает новые, рим. образы. Язык его элегий точен, изящен и прозрачен. Т. припис. также две книги элегий, созданные, по-видимому, поэтами, входивш. вместе с Т. в кружок Месаллы.

ТИБУР

ТИБУР - дачное место к В. от Рима, простир. по обоим берегам Анио, недалеко от знаменит. водопада. Сохран. развалины храма и псевдопериптера (оба - нач. 1 в. до н.э.). Постр. в 118 - 138 вилла Адриана - одно из самых больших и интересных дворц. сооруж., составл. обширный комплекс свободно размещ. строений (крытая галерея, садовые павильоны, террасы, термы) с многочисл. скульптурами и произв. живописи (мозаика наход. в Пергамон-музее).

ТИВЕРЦЫ

ТИВЕРЦЫ - одна из вост.-славян. племенных групп, упомян. в «Повести временных лет». Т. занимали терр. между Днестром, Прутом и Дунаем, простиравш. на Ю. до Черного м. В 1-й пол. 10 в. Т. вошли в состав Киевской Руси. В 944 участв. в походе Игоря на Византию. Основным занятием Т. было земледелие.

ТИГЕЛЛИН

ТИГЕЛЛИН - Софоний (ум. 69) - временщик рим. имп. Нерона, назнач. им в 62 префектом претория. Назнач. Т. означало окон. разрыв. Нерона с сенаторской партией и переход к системе последоват. борьбы с аристократич. оппозиций. Нар. молва считала Т. виновником пожара Рима в 64 и беспощад. расправы с участн. заговора против Нерона в 65. Накануне падения Нерона Т. изменил ему и перешел на сторону Гальбы. Приговор. при имп. Отоне к смерти, Т. покончил жизнь самоуб.

ТИГЛАТПАЛАСАР

ТИГЛАТПАЛАСАР - Тукульти-апал-Эшарра - в Ассирии:

1. Т. I (ум. ок. 1076 до н.э.) - царь (ок. 1114 - ок. 1076 до н.э.). Совершил неск. победоносных походов в обл. Наири, М. Азию, Сирию и Финикию, где покорил гг. Библ, Сидон. Арвад, с перемен. успехом вел войны с Вавилонией. Даже Египет при Т. I признал междунар. авторитет Ассирии и прислал дары. Т. I удалось временно оттеснить за р. Евфрат надвигавш. на Ассирию кочевые племена ара-меев.

2. Т. III (ум. 727 до н.э.) - царь (745 - 727 до н.э.).

Пришел к власти, свергнув царя Ашшурнирари VI, при поддержке воен. знати. При нем Ассирия вновь перешла к завоеват. политике: на 3. в 743 - 740 Т. III разгромил Арпадскую коалицию сев.-сирийских и малоазийских правителей, к-рая поддержив. Урарту, в 734 - 732 выиграл войну с коалицией, включ. Дамасское и Израильское царства, филистимские города, аравийские княжества и Эдом. В 738 и 735 Т. III совершил два похода на С., в Урарту, в 737 закрепился на В. - в Зап. Мидии. Дважды, в начале и конце царствов., Т. III воевал с Вавилоном и в 729 стал царем Вавилона под именем Пулу.

ТИГНИС

ТИГНИС - ср.-век. замок армян. Багратидов. Возведен в 9 - 10 вв. Расположен у сев. подступов Ширакавана (Еразгаварса), у крутого обрыва, на правом берегу р. Ахурян (ныне на терр. Турции). Состоит из внеш. линии крепост. стен и цент. высокой башни с внутр. двором. Башня прямоуг., усиленная в углах и по середине каждой стороны полукругл. башнями.

ТИГР

ТИГР - одна из двух великих рек Месопотамии, берет начало в горах Тавра в Армении. В период расцвета гг. Селевкии и Ктесифона Т. был соед. сложной системой каналов с р. Евфрат. На левом берегу в верхнем теч. Т. лежала Ассирия (позже Адиабене) с г. Ниневия. Во времена Александра Македонского Т. и Евфрат впадали в Персид-ский зал. раздельно, а позже обе реки образовали единое устье - Шатт-эль-Араб.

ТИГРАН II

ТИГРАН II - царь Армении (95 - 56 до н.э.), при к-ром др.-армян. госуд. достигло наивысш. расцвета. В первые годы правл. Т. II присоед. к своему царству Софену, Атропатену, зап. часть Мидии. Цари Албании Кавказской и Иберии признали себя зависимыми от Т. II. Он заключил воен. и политич. союз и породнился с понтийским царем Митридатом VI, после чего присоед. к своим владениям сирийские владения Селевкидов, а г. Антиохия на р. Оронте стал одной из столиц Армении (др. столицами Т. II явл. основанный им Тигранокерт и Арташат). Многонац. держава Т. не могла быть проч. и долговеч. Распад ее был ускорен столк. с Римом. В 69 до н.э. войска Т. II потерпели пораж. под Тигранокертом от рим. полководца Лукулла. В последующие годы в результате воен. кампании Помпея положение Т. II, особенно после пораж. его союзника Митридата VI, стало безвыходным, и в 66 Т. II стал рим. вассалом.

ТИГРАНОКЕРТ

ТИГРАНОКЕРТ - Тиграна - др.-армян. город, находился на Ю.-З. от оз. Ван. Основан в 77 до н.э. Тиграном II и стал одной из трех столиц Армян. госуд. Кроме армян, в Т. жили пленные греки, сирийцы и др. Город был окружен стеной выс. 215 м, в ее толще располаг. конюшни. В 69 до н.э. Т. был взят и разорен римлянами, однако как город существовал и в последующее время. В 6 в. н.э. носил греч. назв. Маритрополь, а в 7 - 8 вв. - араб. Майафарикин.

ТИДЕЙ

ТИДЕЙ - в греч. миф. сын Ойнея, царя Этолии, отец Диомеда. Вследствие соверш. им убийства (возможно, невольного) одного из родственников Т. вынужден бежать из дому. Он находит убежище и получает очищен. у Адраста, царя Аргоса, к к-рому в это же время прибывает изгн. из Фив Полиник. Согл. версии, встречающ. у Еврипида, между Т. и Полиником возникает ссора. Адраст, застигнув противников с оружием в руках, мирит их и выдает за них замуж двух своих дочерей. Т. становится участн. похода семерых против Фив. Древ. традиция изображ. Т. человеком невысок. роста, подчерк. его воинств. пыл и дикую свирепость.

ТИЛОТТАМА

ТИЛОТТАМА - в индуист. миф. одна из апсар.

ТИЛЬМУН

ТИЛЬМУН - Дильмун - в шумеро-аккад. миф. счастливый, блаженый о-в (идентифиц. с Бахрейнскими о-вами). Т. - место действия одного из древнейших шумерских мифов об Энки и Нинхурсаг, там же поселен после потопа Зиусудра. На Т. восходит солнце; Т. - первоздан. страна, где не было змей, скорпионов, львов, диких собак и волков; Т. - «чистая», «непорочная», «светлая» страна, «страна живых», не знающих ни болезней, ни смерти. Но здесь не было пресной воды, к-рую бог солнца Уту доставл. по приказу бога Энки с земли. После этого богиня-мать Нинхурсаг выращ. здесь восемь чудесных растений. Хотя Т. представл. скорее божеств., чем человеч. раем, его хар-ристика содержит многочисл. параллели с библейским повествов. об Эдеме. К о-ву Т. имела отнош. богиня-целительница Нининсина (ее храм в г. Уре назыв. «дом Тильмуна»). Гл. боги Т. - Энзак и Мескидак (по мифу об Энки и Нинхурсаг). В одном из аккадских списков Энзак назван «Набу о-ва Тильмун», а богиня Лахамун - «Царпаниту о-ва Тильмун».

ТИМГАД

ТИМГАД - Тамугади - древ. город в Сев. Африке (в 25 км от совр. Батны в Алжире). Осн. при имп. Траяне в 100 н.э. Наивысший расцвет относится ко 2 и 3 вв. В 5 в. был разрушен берберами, восстанов. византийцами и окончат. уничтожен арабами в 7 в.

ТИМЕЙ

ТИМЕЙ (ок. 356 - ок. 260 до н.э.) - др.-греч. историк. Родом из Тавромения (о. Сицилия). Автор ряда соч., из к-рых наиболее значит. «История» (в 38 или 43 кн.). В ней Т. изложил историю Сицилии с древнейших времен до смерти Пирра (273 до н.э.), включив сведения по Италии и Сев. Африке (Карфагену). Т. впервые (ок. 264 до н.э.) ввел счет времени по олимпиадам. От соч. Т. сохран. незначит. фрагменты в трудах более поздних антич. авторов.

ТИМОЛЕОН

ТИМОЛЕОН - Тимолеонт (ок. 411 - ок. 337 до н.э.) - др.-греч. политич. деятель и полководец. Будучи сторонником демократии, участв. в 364 в Коринфе в убийстве своего брата тирана Тимофана. В 344 был послан во главе воен. отряда в колонию Коринфа Сиракузы для борьбы против тирана Дионисия II и карфагенян, пытавш. захватить Сиракузы. Свергнув тиранию в Сиракузах и др. сицилийских городах (в Леонтинах, Канате и др.), Т. установил в них демократию и объед. их в Сиракузский союз (339). При нем было переселено в Сиракузы большое число коринфян. Разбив в 341 карфагенян, заключил мир, по к-рому владения Карфагена огранич. зап. частью Сицилии.

ТИМОН

ТИМОН - 1. Т. Афинский, 5 в. до н.э., мизантроп, разочаров. в друзьях и согражданах, стал отшельником.Т. упомин. в соч. Лукиана, на основе к-рых были написаны трагедия Шекспира «Тимон Афинский» и «Человеконенавистник» Шиллера.

2. Т. из Флиунта, греч. философ, оратор, автор сатирич. стихотворений, ученик Пиррона, ум. в возрасте почти 99 лет в 239 до н.э. в Афинах. Благодаря трудам Т. мы располагаем сведениями о скептицизме Пиррона, соч. к-рого не сохран.

ТИМОФЕЙ

ТИМОФЕЙ - 1. Греч. поэт и композитор, род. в 459 до н.э. в Милете, ум. в 360 в Афинах, автор дифирамбов и номов. Т. как модернист смешивал в одном муз. произв. различ. ритмы, расширил диапазон звуч. струнных инструментов. В кифародич. ном он ввел хоровое пение. В 190 под Каиром была найдена древ. книга из папируса с фрагментами лирич. нома «Персы», метрически разнообр., не имеющ. соотв. стихов и строф, вероятно, либретто к музыке программ. хар-ра.

2. Афинский политич. деятель, адми-рал, сын Конона, ученик Исократа, один из основат. 2-го Афинск. мор. союза. После войны, вспыхнувшей между членами союза (357 - 355 до н.э.), был вынужден покинуть Афины; ум. в 354 до н.э.

3. др.-греч. скульптор 1-й пол. 4 в. до н.э. Принял участие в скульп. работах в святилище Асклепия в Эпидавре (ок. 375 до н.э.). Вместе со скульпторами Скопасом, Леохаром, Бриаксисом и Пифеем участв. в исполн. скульптуры для Галикарнасского мавзолея (в кон. 1-й пол. 4 в. до н.э.). Т., вероятно, принадлежат статуи и рельефный фриз юж. стороны мавзолея с изображ. битвы греков с амазонками, проникнутый острой динамикой и обладающий большой декоратив. выразит.

ТИМПАН

ТИМПАН - древ. ударный муз. инструмент, род ручных литавр.

ТИН

ТИН - Тиния, Тина - в этрусской миф. бог неба, громовержец, повелевавший тремя пучками молний. На этрусских зеркалах Т. изображен в сценах рожд. Менрвы, в любов. сцене с Уни, в кач-ве арбитра в спорах между Турмс и Аплу, Лазой и Марис. Иногда изображ. безбородым юношей, подобно Зевсу-ребенку и юноше у древ. критян. Вместе с Уни и Менрвой составлял триаду богов, к-рая соотв. рим. триаде (Юпитер - Юнона - Минерва).

ТИНГ

ТИНГ - первонач. нар. собрание, высший орган власти у древ. скандинавов. В Т. участв. все свободное муж. население.

ТИНГИС

ТИНГИС - пунич. торг. порт, имевший связи с городами афр. Атлантич. побережья, гл. город мавретанск. Берберского царства, с 40 до н.э. гл. город рим. пров. Мавретания. Др. развалины и музеи Т. привлекают к себе многочисл. туристов.

ТИНДАРЕЙ

ТИНДАРЕЙ - в греч. миф. царь Спарты, супруг Леды. Его отцом назыв. спарт. царя Ойбала или мессенск. героя Периера, матерью - наяду Батию или дочь Персея Горгофону. Изгн. своим (возможно, сводным) братом Гиппо-коонтом из Спарты, Т. бежал в Этолию к царю Фестию, помог ему в отражении воинств. соседей и получил в награду руку его дочери Леды. Когда Геракл, оскорбл. Гиппокоонтом, убил его вместе с сыновьями, спарт. трон был возвращен Т. От брака с Ледой Т. имел, кроме др. детей, двух сыновей-близнецов Диоскуров (Полидевка и Кастора), а также дочерей Клитемнестру и Елену. По совету Одиссея Т. «связал» всех женихов, добивавш. руки Елены, совмест. клятвой - защищать в случае необходим. честь ее будущ. супруга. Впослед. это дало Менелаю, мужу Елены, возможн. привлечь их к Троянскому походу. После гибели и обожествл. Диоскуров Т. передал царский престол Менелаю.

Предыдущая страница Следующая страница