Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "К" (часть 1, "КА"-"КАМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КА"-"КАМ")

КА

КА - в егип. миф. один из элементов, составляющих человеч. сущность. В лит-ре К. нередко хар-ризуют как одну из душ человека, хотя термин «душа» не вполне точно раскрывает егип. понятие К. Первонач., согл. «Текстам пирамид», К. - олицетв. жизнен. силы богов и царей, воплощ. их могущества. Нередко они имели неск. К., напр., Ра - 14.

Впослед., судя по «Текстам саркофагов» и «Книге мертвых», обладание К. приписыв. всем людям. К. определяет судьбу человека. В гробницы ставили портретные статуи умерших, вместилища К., на них писали, что это К. имярек. Обитая в гробнице, К. могло покидать ее и устремл. в загробный мир. Изображали К. в виде человека, на голове к-рого помещены поднятые руки, согнутые в локтях. Создателем К. счит. Хнум, с К. связана также богиня Хемсут, хранящая людей.

КААБА

КААБА - мечеть в Мекке, считающ. у мусульман-суннитов наиболее свящ. храмом и явл. гл. объектом паломничества - хаджа. Время построения К. неизв. Еще до возникн. ислама (7 в.) она явл. храмом для жителей Мекки и нек-рых окрестных племен. В вост. наружной стене К., в нише, находится «черный камень», служащий предметом почитания.

КАБАЛАКА

КАБАЛАКА - Кабала - в первые века н.э. столица древ. Албании Кавказской (часть Сев. Азербайджана); была расположена у слияния рр. Карачай и Гочаланчай.

КАБ ИБН-ЗУХЕЙР

КАБ ИБН-ЗУХЕЙР (ум. 662) - араб. поэт, современник Мухаммеда, основателя ислама. В нач. поэтич. деятель-ности К. ибн-З. был ожесточ. противником Мухаммеда и в своих произв. высмеивал его проповеди. Впослед. принял ислам и стал поэтом-панегиристом основателя этой религии.

КАБИЛ И ХАБИЛ

КАБИЛ И ХАБИЛ - в мусульм. представл. сыновья Адама. Соотв. библ. Каину и Авелю. Коран излагает историю жертвопринош. двух сыновей Адама, не называя их имен. Того, чья жертва не была принята Аллахом, пре-дание назыв. Кабилом.

КАБИРЫ

КАБИРЫ - кавиры - в греч. миф. демонич. существа малоазийск. происхожд., культ к-рых процветал на Самофракии, Имбросе, Лемносе и в Фивах. Дети Гефеста и нимфы Кабиро - дочери Протея, К. - хтонич. божества (мужские и женские), известные своей особой, унаследов. от Гефеста, мудростью. Число их колеблется от трех до семи. Они, по преданию, присутств. при рожд. Зевса и входили в окружение Великой матери Реи, отожд. с куретами и корибантами. Культ К. или, как их именовали, «великих богов», в период поздней античности сближался с орфич. таинствами и носил хар-р мистерий, требовавших особого посвящения.

КАВА

КАВА - Кова - в иран. миф. герой-кузнец, поднявший восстание против тирана, узурпатора иран. престола Заххака. В «Шахнаме» К. повел за собой народ, сделав знаменем кожаный кузнеч. фартук - будущий Кавеев стяг, знамя династии Кейянидов. Призвав закон. наследника Фаридуна, К. сверг Заххака.

КАВАЛЕРИЯ

КАВАЛЕРИЯ - конница - зародилась в виде иррегулярной конницы в странах рабовлад. древ. мира. До появл. К. в воен. деле применялись запряж. лошадьми боевые колесницы. В Египте до завоев. его гиксосами (ок. 1700 до н.э.) лошадей не знали; их привели с собой гиксосы, от к-рых египтяне переняли боевые колесницы. Всадники на лошадях (местами на верблюдах) известны в армиях более позд-него времени (раньше всего в Азии). Древ. памятники говорят о том, что К. появ. в Египте значит. позднее, чем в малоазиатских госуд. и в Месопотамии. Но известно, что к моменту завоев. Египта персами (525 до н.э.) египтяне уже обладали многочисл. конницей. В Китае К. известна со 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. Хар-р рода войск К. приобрела в 7 - 6 вв. до н.э. В 6 в. до н.э. К. в перс. армии Кира, Камбиза, Дария Гистаспа составляла основную массу вооруж. сил. Эта конница была иррегулярной. В сраж. при Платеях в 479 до н.э. греки, несмотря на то, что выиграли сраж., понесли большие потери от перс. конницы и после этого стали формировать свою регулярную конницу. Фиван-ский полководец Эпамиконд в Беотийской войне (378 - 362 до н.э.) умело пользовался К. для завершения разгрома противника в сраж. при Левктрах в 371 до н.э. и Мантинее в 362 до н.э. Наибольш. расцвета регулярная К. древ. мира достигла в македонской армии Филиппа II и особенно его сына - Александра Македонского в 4 в. до н.э. В это время К. стали подразделять, в силу требований тактики, на тяжелую, ср. и легкую с соотв. вооружением. Карфаген-ские полководцы Гамилькар и Ганнибал создали свою, высокую по кач-ву К. (особенно нумидийскую). Карфагенская К. сыграла решающую роль в разгроме др.-рим. армии (сраж. при Тичино и на р. Треббии в 218 до н.э., сраж. при Каннах в 216 до н.э.). Карфагеняне пользовались превосходной берберийской лошадью и были отлич. наездниками. Неск. иначе развивалась К. в Вост. Европе. Предшест-венники славян - скифы - имели многочисл. легкую К. высокого боевого кач-ва. Скифская К. в нач. 6 в. до н.э. изгнала из своей страны многочисл. войско Дария Гистаспа. В 339 до н.э. она вела кровопролит. сраж. с войсками Филиппа Македонского на Дунае, в 129 до н.э. нанесла пораж. парфянск. царю Фраату II. В 256 - 258 н.э. скифы вторглись в М. Азию, Мидию, Фракию. С установлением феод. строя в Зап. Европе появ. рыцарская К. Гл. оружием рыцарей были копье и обоюдоострый меч. Рыцарская К. не была многочисл. и в сраж. редко достигала неск. тысяч всадников. Основу ее тактики составляли действия одиноч. воина.

КАВДИЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ

КАВДИЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ - лесистое ущелье у г. Кавдия (Др. Рим), где в 321 до н.э., во время 2-й Самнитской войны (ок. 327 - 304 до н.э.), рим. войско потерпело пораж. 4 рим. легиона, запертые в К. у. самнитами, вынуждены были сдаться и пройти под «ярмом» (игом), что счит. большим позором (отсюда выражение «пройти под кавдинским ярмом», т.е. подвергн. крайнему унижению). Римлянам пришлось очистить захвач. ими у самнитов города.

КАВИ

КАВИ - кавай - в иран. миф. сословие жрецов, создателей ритуал. текстов. Миф. образ К. восходит к эпохе индо-европ. общности. В зороастрийской традиции К. выводятся в отрицат. свете как сторонники первобыт. политеистич. культов, враждебные культу Ахурамазды, и претенденты на политич. господство. В поздней «Авесте» термин «К.» воспринят как титул царя, правителя, откуда назв. легенд. династии Кейянидов.

КАВИ УСАН

КАВИ УСАН - в иран. миф. и легенд. истории царь династии Кейянидов. Образ восходит к индоиран. эпохе. К. У. на вершине мировой горы просит у богини Ардвисуры Анахиты власти «над богами и людьми». В поздних источ. («Денкарт», «Бундахишн» и «Шахнаме») К. У. - владыка демонов, сооруж. ему семь магич. дворцов из золота, серебра, горного хрусталя и стали на мировой горе. Входящему в них возвращ. жизненные силы и молодость. Утрач. «Суткар-наск» («Авеста») содержал миф о том, как К. У. возгордился и захотел подняться на небо на орлах, чтобы бросить вызов богу (по изложению «Денкрата»), но был повергнут на землю и лишен фарна. В эпосе К. У. - Кай Кавус.

КАВКАЗ

КАВКАЗ - впервые греки познаком. с К. в 6 в. до н.э. благодаря колонии Диоскуриада, основан. милетцами в Колхиде на вост. побережье Черного м. Согл. преданию, Зевс повелел приковать Прометея к скале в Колхиде. По представл. ионийских географов К. находился на вост. оконечн. Земли, и потому, после походов Александра Ма-кедонского, это назв. было перенесено на горы, располож. в сев. части Индии (Гиндукуш, Памир, Гималаи). Только благодаря Помпею в 65 до н.э. были получены более точные сведения о К. Еще в античности было известно, что К. можно пересечь с С. на Ю. там, где сейчас Военно-груз. дорога, и с З. на В. по перевалу от Дербента.

КАВКАЗСКО-ИБЕРИЙСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАДАМБА

КАДАМБА - юж.-инд. письмо, восходит к др.-инд. слоговому алфавиту брахми. Было распростр. в Юж. Индии в 5 - 6 вв.

КАДЕШ

КАДЕШ - Кинза - город в Сирии на р. Оронт (совр. Тель-Неби-Менд). Известен по егип. и клинописным источ. с 16 в. до н.э. Был населен семитами. Центр культа богини Кадеш (Кент). В 16 - 15 вв. до н.э. К. - центр госуд. Кадеш, возглав. коалиции мелких сирийских царств, направл. против Египта. В кон. 15 в. до н.э. подчин. царю хеттов Суппилулиуме. Под стенами К. в кон. 14 - нач. 13 вв. до н.э. произошла битва между егип. войсками Рамсеса II и хеттами под руковод. царя Муватталлу. Введен. в заблуждение хеттскими лазутчиками передовой отряд египтян был застигнут врасплох хеттами и их союзниками - отрядами, подчин. хеттам царств Сирии, Финикии и М. Азии. Египтяне, дождавш. после упорной обороны прибытия подкрепл., заставили хеттов отступить, однако города взять не смогли. После 16-летней дальнейшей борьбы был заключен егип.-хеттский мир. Сохран. егип. описания битвы, восхвал. Рамсеса II. По-видимому, в нач. 122 в. до н.э. К. был разрушен «народами моря». Вновь упомин. в док-те 565 до н.э. как центр одноим. округа Ново-Вавилонск. царства.

КАДЖИ

КАДЖИ - 1. в груз. миф. духи, антропоморф. существа отталкивающ. вида. Место постоян. жительства К. назыв. Каджети. К. могут превращать день в ночь, а ночь - в день, вызывать мор. бури; они топят корабли, свободно передвигаются по водной поверхности, наделены даром перевоплощения и таинств. исчезновения. Различ. земные и водные К.

2. каджк - в армян. миф. духи бури и ветра. Выступают то уродливыми (иногда их отожд. со злыми духами - с вишапами и др.), то светлыми, красивыми и добрыми. Согл. более поздним мифам (после распростр. христианства), К. имеют человеч. происхожд.: во время потопа в ковчеге у Ноя рожд. сын и дочь. Когда после потопа бог спрашивает Ноя, имеются ли у него дети, он отвечает отрицат., и тогда дети становятся невидимыми; К. и пари - их потомки. К. живут на высоких горах, в скалах, пещерах, в глубоких оврагах, имеют там дворцы. Эхо в оврагах и на горах - это голос К. Они с пари по ночам бродят группами, обычно со свадебным шествием, с музыкой, песней, танцами. К. жен. пола рядятся в жен. одежды, к-рые крадут, а к утру возвращают обратно (чтобы К. не украли одежду, в нее втыкают иглы). Иногда К. появл. среди людей в образе их знакомых, совращают их, уводят к колодцу, на скалы, к пропасти, и люди погибают. На свои свадьбы К. приглашают музыкантов, цирюльников, во время родов - повивальных бабок и щедро вознаграждают их труд. Счит., что К. похищают детей, особенно из колыбели, подменяя их своими, больными и уродливыми. К. иногда мучат лошадей в хлевах, взбираются на них и скачут до утра. Существует поверье: если лошадей помазать смолой, то можно поймать К.; если воткнуть в К. иглу, они перестают быть невидимыми. Получившие удар от К. сходят с ума (их назыв. каджкакох, каджкакал, «захвач. каджем»).

КАДМ

КАДМ - в греч. миф. сын финикийск. царя Агенора, основатель Фив (в Беотии). Посланный отцом вместе с др. братьями на поиски Европы, К. после долгих неудач во Фракии обратился к дельфийск. оракулу Аполлона и получил указание прекратить поиски и следовать за коровой, к-рая ему повстреч. при выходе из святилища; там, где корова ляжет отдохнуть, К. должен основать город. В указанном месте К. пришлось вступить в борьбу с драконом, растерзавшим его спутников. Убив чудовище камнями, К. по совету Афины засеял поле его зубами, из к-рых выросли вооруж. люди (спарты), тут же вступившие в единоборство друг с другом. Пятеро, оставш. в живых, стали родонач. знатнейших фиванских родов в основанной К. крепости Кадмее, вокруг к-рой выросли Фивы. Так как убитый К. дракон был сыном бога Ареса, К. пришлось в теч. 8 лет нести искупит. службу у бога, после чего Арес по воле Зевса выдал за К. свою дочь Гармонию и пригласил на их свадьбу всех богов. От этого брака, по традиц. версии, у К. род. сын Полидор, будущий дед Лая, и четыре дочери: Автоноя (мать Актеона), Ино, Агава и Семела. В старости К. вместе с Гармонией переселились в Иллирию, где они превратились в змей и в конце концов оказались в элизиуме. В ист. время К. приписывали изобретение греч. письма.

КАДМЕЯ

КАДМЕЯ - фиванский акрополь, назв. по им. Кадма. В микенскую эпоху здесь стоял великолеп. дворец.

КАДУЦЕЙ

КАДУЦЕЙ - геральдич. жезл, обвитый двумя змеями, атрибут бога Меркурия. К. соотв. греч. керикейону Гермеса и Ириды.

КАДФИЗ I

КАДФИЗ I - царь (1-я пол. 1 в.), основатель Кушанского госуд. Был вождем племени кушанов, одного из 5 племен тохаров (юэчжи), живших к нач. н.э. в р-не верх. теч. р. Аму-Дарьи. К. объед. племена тохаров и подчинил, по-видимому, на основе вассальной зависимости госуд., существовавшие в Бактрии, Согде, Вост. Афганистане и на Верх. Инде. Политич. опорой К., помимо тохаров, были, видимо, и нек-рые племена шаков.

КАДЫР-ХАН

КАДЫР-ХАН (ум. 1032) - тамгач-хан (великий хан) из династии Караханидов, объед. под своей властью Вост. Туркестан и Семиречье. Сын основателя династии - Богра-хана. Оставш. без наследств. удела, К. вел непрерыв. феод. войны с др. представителем караханид. династии - Туган-ханом.

КАЖДЕНИЕ

КАЖДЕНИЕ - специфич. форма жертвопринош. в греч. культе, перешедшая в нач. 2 в. до н.э. и в рим. культ. Для К., как правило, использов. корица, ладан и мирра.

КАЗНЬ

КАЗНЬ - К. свободнорожд. в греч. госуд. производилась прежде всего путем непублич. отравления из чаши с ядом (Афины) или посредством удушения (Спарта), иногда обезглавл.; побивание камнями, распятие, утопление были исключ., соотв. определялись для несвободнорожд. В Рим. империи К. осуществлялась через сжигание, повешение, утопление, бичевание до смерти и в особенности обезглавл. (орудие исполнения приговора в Республике - топор, во время Империи - меч), распятие (в Республике только для рабов, во время Империи также для свободных; запрещено имп. Константином), передачу в цирк для участия в борьбе гладиаторов (во время Империи) и для высокопоставл. лиц Империи - через тайное удушение или самоубийство под надзором.

КАИН И АВЕЛЬ

КАИН И АВЕЛЬ - согл. ветхозавет. преданию, сыновья первой человеч. пары - Адама и Евы. «И был Авель пастырем овец, а Каин был земледельцем. И было по прошествии дней, принес Каин из плодов земли дар богу. И Авель принес также из первород. стада своего и из тука их. И призрел бог на Авеля и на жертву его, а на Каина и на жертву его не призрел. И разгнев. Каин сильно, и поникло лицо его... И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Известно большое число преданий, представл. различ. толкования конфликта между братьями, приведш. к убийству: у К. и А. была сестра (или две сестры, одна из к-рых была красивее другой), из-за нее и возникла ссора («Пещера сокровищ», «Книга Адама», Табари, Ибн аль-Асир, Епифаний); с Авелем род. две сестры-близнецы, одну из к-рых К. хотел взять в жены; К. и А. поссорились из-за «первой Евы» (там же). Последняя версия относится к кругу преданий о том, что сотворение человека происходило дважды; это объясн. тем, что первые Адам и Ева породили духов, сожительствуя с ними. Спор возник из-за неудач. попытки разделить между братьями мир: К. досталось все недвижимое, Авелю - все движимое; К. говорил, что земля, на к-рой стоит Авель, принадлежит ему, Авель же - что одежда на К. принадлежит ему; так возникла борьба, в к-рой вначале побеждал более сильный Авель, но К. умолил брата не убивать его, и, когда тот, сжаливш., отпустил его, убил Авеля.

КАИСТР

КАИСТР - ныне М. Мендерес, река в Лидии, впадающая около Эфеса в Эгейское м.

КАЙ КАВУС

КАЙ КАВУС - в иран. миф. второй царь из династии Кейянидов, богоборец. К. К. (авест. Кави Усан) с помощью демонов построил дворцы на горе Албурз и попытался подняться на небо, используя орлов, но орлы сбросили царя над р. Амуль в лес, где К. К. нашли его вельможи. По «Денкарту», К. К. построил чудесные дворцы; старцы, входящие в один из них, становятся вновь юными. По религ. жреч. зороастрийской традиции, К. К. - отрицат. персонаж, ибо выступает против верхов. божества, намереваясь распростр. свою власть и на небо, за что был сброшен в воздушный океан. Отголоски отрицат. отношения к К. К. сохран. в «Шахнаме».

КАЙ КУБАД

КАЙ КУБАД - Кави Кавата - в иран. миф. и легенд. истории иран. царь, основатель династии Кейянидов. Согл. «Шахнаме», призван на пустующий после смерти Гар-шаспа престол Залем и Рустамом, к-рый разыскал К. К. у горы Албурз. В его царствование после разгрома туранск. войска Афрасиаба и установл. границы между Ираном и Тураном по Джайхуну (Аму-Дарье) ненадолго восстанавл. мир.

КАЙЛАСА

КАЙЛАСА - Кайлас - гора в Гималаях (самая высокая в одноим. горном хребте на юге Тибетского нагорья), счи-тающ. в индуист. миф. обителью бога Шивы, а также бога Куберы.

КАЙЛУ-ШЭНЬ

КАЙЛУ-ШЭНЬ - в поздней кит. миф. божество, очищаю-щее от нечисти могилы перед захоронением. В «Записках о поисках духов трех религий» (15 - 16 вв.) происхожд. его связыв. с древ. магом Фан Сяном, отвращавшим нечисть. По др. версии, в К.-ш. превратилась одна из жен Хуан-ди по им. Лэйцзу, умершая в дороге. Его изображ. (огром. роста, одет в красный боевой халат; красные усы, синее лицо, в левой руке нефритовая печать, в правой - короткое копье) делали из бумаги и несли впереди гроба.

КАЙМИНШОУ

КАЙМИНШОУ - в др.-кит. миф. фантастич. зверь с девятью головами, ростом в 4 чжана (более 12 метров), туловище его напомин. тигриное, а все девять лиц человечьи. Он стоит на свящ. горе Куньлунь, оборотивш. к В., и охраняет девять ворот. Возможно, что назв. К. связано с функцией возвещения рассвета. В трактате «Хуайнань-цзы» (2 в. до н.э.) говорится о воротах каймин на горе Вост. предела (Дунцзичжишань), через к-рые восходит солнце.

КАЙРОС

КАЙРОС - божество благоприят. момента, почитавш. в Олимпии; его изображ. с крыльями и весами.

КАЙ ХУСРОУ

КАЙ ХУСРОУ - Кави Хосрава - в иран. миф. третий царь из династии Кейянидов. К. Х. - популяр. герой легенд, олицетвор. справедл. царя.

КАЙШУ

КАЙШУ - чженшу - назв. офиц. почерка кит. иероглифич. письма. Разработан на основе почерка лишу калиграфом Ван Си-чжи (321 - 379). К. послужил основой для типо-графской формы иероглифов. Как гос. офиц. письмо К. принят в 4 в.

КАК

КАК - Какус - в рим. миф. сын Вулкана, чудовище, изрыгавшее огонь, опустошавшее поля Эвандра. К. похитил ночью часть стад у прибывш. к Эвандру Геркулеса и спрятал их в своей пещере. Услышав мычание быков, Геркулес отыскал пещеру, убил К. своей палицей и отнял стада. Видимо, К. - первонач. древ., впослед. забытое божество огня, почитавш. вместе с Какой (по поздней версии сестрой К.). Кака помогла Геркулесу в борьбе с братом, за что ей было посвящено святилище, где горел неугасимый огонь и приносили жертвы весталки.

КАЛА

КАЛА - в др.-инд. миф. божество, к-рое явл. персониф. времени. В вед. лит-ре К. - в значит. мере абстрактное понятие, иногда тожд. брахману и заключ. в себе космогонич. принцип.

КАЛАБРИЯ

КАЛАБРИЯ - в античности плодородный п-ов на Ю.-В. совр. Апулии; жители К. выращивали виноград и оливы, занимались пчеловодством и овцеводством, а также различ. ремеслами, связан. с обработкой шерсти. Свое назв. п-ов получил от племени калабров (видимо, иллирийск. происхожд.). После основания Тарента в кон. 8 в. до н.э. К. оказалась под сильным влиянием Греции. Под власть Рима К. попала после того, как в 272 до н.э. Тарент был захвачен римлянами. Со времен Августа К. с Апулией со-ставляли 2-й регион Италии, а после реформы Диоклетиана стала пров. в диоцезе Италия. В кон. 7 в. н.э., после того как лангобарды частично завладели антич. К., визант. правители перенесли это наименов. на антич. Бруттий (совр. К.).

КАЛАВРИЯ

КАЛАВРИЯ - о-в (совр. Порос), напротив побережья Арголиды в Сароническом зал.: в древности там стоял знаменитый храм Посейдона в дорийском стиле, служивший культовым центром амфиктионии; там же - могила Демосфена, покончивш. жизнь самоуб. на этом о-ве в 322 до н.э.

КАЛАИД

КАЛАИД - миф. персонаж, сын Борея и Орифии, брат Зета: оба брата участв. в походе аргонавтов и освободили Финея от гарпий.

КАЛАМ

КАЛАМ - 1. мусульм. богословие, возникшее в 9 - 10 вв.

2. тростниковое перо, широко распростр. среди народов, пользовавш. араб. алфавитом (наиболее ранние сведения о К. в письмен. источ. относятся к 7 в.).

КАЛАМИД

КАЛАМИД - Каламис - др.-греч. скульптор, работавший в Афинах в 1-й пол. 5 в. до н.э. Творчество К. связано с нач. эпохи классики. Произв. К. известны гл. обр. по описаниям. Он создал бронз. статую Аполлона (высота 13 м) в г. Аполлонии на зап. берегу Черного м., статуи Гермеса с бараном на плечах (для г. Танагры), бескрылой Ники (в Олимпии), Афродиты (в Афинах) и др.

КАЛАНЕМИ

КАЛАНЕМИ - в индуист. миф.:

1. В «Рамаяне» - ракшаса, дядя Раваны. Равана обещал К. половину своего царства, если он убъет Ханумана, царя обезьян, союзника и чудесн. помощника Рамы. Когда Хануман искал в Гима-лаях целебные травы, чтобы вылечить раненых Раму и его брата Лакшману, К. отправился туда, принял вид аскета и зазвал Ханумана в свою обитель. Однако Хануман разгадал уловку врага, схватил его за ногу и, раскрутив в воздухе, зашвырнул обратно на Ланку, прямо к подножию трона Раваны.

2. В «Махабхарате», «Хориванше» и пуранах - асура, сын Вирочаны, внук Хиранья-кашипу. Он был убит Вишну и впослед. родился вновь в обликах Кансы и змея Калии.

КАЛАФ

КАЛАФ - 1. Круглая плетеная корзина, предназнач. для плодов, цветов, а также для хранения сыра, шерсти и т.п.

2. Основание коринфской капители в виде корзины, сплетен. из листьев аканфа.

3. Головной убор Гекаты, Артемиды Эфесской, Сараписа; символ плодородия.

4. Глиняный сосуд в форме корзины для вина и др. жидкостей.

КАЛАХ

КАЛАХ - Кальху - один из крупнейших городов Ассирии (совр. Нимруд в Ираке), осн. царем Салманасаром I в 1-й пол. 13 в. до н.э. на лев. берегу Тигра. В 13 - 11 и 9 - 8 вв. до н.э. был столицей Ассирии. В кон. 7 в. до н.э. разрушен мидянами и вавилонянами.

КАЛАЧАКРА

КАЛАЧАКРА - в будд. религ.-миф. системе ваджраяны отожд. макрокосма с микрокосмом (санскр. - «колесо времени»), вселенной с человеком. Идеи К. переданы в «Калачакра-тантре». Согл. К., все внешние явления и процессы взаимосвязаны с телом и психикой человека, поэтому, изменяя себя, человек изменяет мир. С К. связано представл. о циклич. времени (в Тибете - 12 и 60-летние календар. циклы). По легенде, учение К. было изложено буддой Шакьямуни по просьбе царя миф. страны Шамб-халы Сучандры (воплощения бодхисатвы Ваджрапани). После возвращения в Шамбхалу Сучандра передал учение в форме тантры. В Индии, согл. легенде, проповедь К. была начата лишь в кон. 10 в Цилупой (по др. источ., - Питопой, или Великим Калачкрападой), к-рый попал чудесным образом в Шамбхалу и был там посвящен царем Кальки в учение К. Вернувш. в Индию, он изложил это учение махасиддхе Наропа. Учение К. играло особенно важную роль (начиная с сер. 11 в.) в тибетском буддизме.

КАЛЕДОНИЯ

КАЛЕДОНИЯ - назв., данное римлянами Шотландии. Впервые встреч. у рим. поэтов 1 в. н.э. (Лукиана и др.) в связи с повествованием о завоев. римлянами Британии.

КАЛЕНДЫ

КАЛЕНДЫ - у древ. римлян назв. первого дня месяца. Отсюда календарь.

КАЛИ

КАЛИ - в инд. миф. одна из ипостасей Деви или Дурги, жены Шивы, олицетвор. грозного, губител. аспекта его шакти - божеств. энергии. К. черного цвета (по одному из мифов, она появ. на свет из ставш. черным от гнева лица Дурги), одета в шкуру пантеры; вокруг ее шеи - ожерелье из черепов; в двух из четырех своих рук она держит отрубл. головы, а в двух других - меч и жертвен. нож - кхадгу; из ее широко разинут. рта свисает длинный язык, окрашен. кровью ее жертв. В конце кальпы К. окутывает мир тьмой, содействуя его уничтож., и в этой своей функции зовется Каларатри (букв. «ночь времени»).

Культ К. восходит к неарийским истокам, связан с кровавыми жертвопринош. и по своему хар-ру во многом чужд ортодоксал. индуизму, но он занял цент. место в верованиях разного рода тантристских и шактистских сект. Почитание К. в кач-ве истребительницы демонов и могуществ. богини-покровит. особенно распростр. в Бенгалии, где находится гл. посвящ. ей храм Калигхата, или в англ. произношении - Калькутта, давший назв. бенгальской столице.

КАЛИАКРА

КАЛИАКРА - мыс, выдающ. далеко в море, узкий, скалистый массив на Черномор. побережье неподалеку от болг. г. Балчик; город застраив. в эпоху античности и в ср. века.

КАЛИГУЛА

КАЛИГУЛА - Гай Цезарь (12 - 41) - рим. император (с 37) из династии Юлиев - Клавдиев, сын Германика. Установил террористич. режим и обожествл. власти императора, свидет. о дальнейшем перерожд. принципата в неогранич. монархию. В связи с расходами на устройство триумфов, цирковых представл., награды преторианцам увеличил налоги, конфисков. богатства, особенно у сенаторов. Разрешил рабам делать доносы на своих господ. Вызвал недовольство; в 41 был убит трибуном преторианцев Кассием Хереей.

КАЛИДАСА

КАЛИДАСА - крупнейший др.-инд. поэт 4 - 5 вв. Жизнь К. окутана легендами. Из многочисл. произв., приписыв. К., несомненно принадлежащ. ему счит. шесть: поэмы «искусств. эпоса» - «Рагхуванша» («Род Рагху») и «Кумарасамбхава» («Рождение Кумары»), лирич. поэма «Мегхадута» («Облако-вестник») и три драмы - «Малявика и Агнимитра», «Шакунтала» и «Мужеством обретенная Урваши».

КАЛИДОНСКАЯ ОХОТА

КАЛИДОНСКАЯ ОХОТА - в греч. миф. один из наиболее распростр. мифов, в к-ром объед. сказания о мн. героях о-вной и материковой Греции. Царь Калидона (города в Юж. Этолии) Ойней, супруг Алфеи, собрав обильный урожай и принеся после этого жертвы всем богам, забыл богиню-охотницу Артемиду и тем самым оскорбил ее.

Разгнев. богиня наслала на Калидон огромной величины свиреп. вепря, к-рый опустошал поля, с корнем вырывал садовые деревья и убивал прячущ. за городские стены жителей. Ойней решил устроить охоту на вепря и пригласил участв. самых отважных героев Эллады, пообещав тому, кто убьет вепря, в награду шкуру зверя. Во главе охотников встал сын Ойнея Мелеагр. Мифографы различ. обл. Греции включают в перечень охотников местных героев своих обл. и назыв. разное число участников охоты. В «Мифологической б-ке» Аполлодора назыв. свыше 20 участников: калидонцы Мелеагр и Дриас, плевронцы - сыновья Фестия, мессенские близнецы Идас и Линкей, Диоскуры из Спарты, Тесей из Афин, аркадяне Анкей и Кефей, фессалийцы Адмет, Пирифой, Пелей и Ясон, Амфиарай из Аргоса, Амфитрон и его сын Ификл из Фив и единств. женщина - участница К. о. Атланта из Аркадии. Более поздние авторы счит., что в К. о. участвовало более 50 героев, причисляя к охотникам Лаэрта (отца Одиссея), пилосца Нестора, Теламона - сына Эака, лапифов Пирифоя и Мопса, мессенца Левкиппа и иных героев не только материковой Греции, но и из Магнессии, Итаки, Саламина, Крита и др. обл. Когда собаки выгнали вепря из лесу, свирепый зверь сразу бросился на охотников. Нестор спасся лишь потому, что, подпрыгнув, ухватился за дерево, но многие пали жертвой острых клыков вепря, а нек-рые погибли от ран, нанесен. друг другу случайно в пылу охоты (Пелей ранил своего тестя Эвритиона). Решающий удар вепрю нанес Мелеагр, и ему по праву принадлежал почетный трофей.

КАЛИНГА

КАЛИНГА - древ. инд. госуд. на терр. совр. штата Орисса. Время образования госуд. неизвестно. В 261 до н.э. К. подверглась опустошит. нашествию войск царя Магадхи Ашоки и была присоед. к его госуд. Приблизит. к 220 до н.э. К. восстановила свою независ. В сер. 2 в. н.э. правитель Калинги Кхаравела предпринял успешные походы против Магадхи и Андхры. В первые века н.э. правители госуд. Андхры совершали опустошит. нашествия на К. В нач. 7 в., как сообщает знаменитый кит. путешественник Сюань-цзан, терр. К. обезлюдела и заросла джунглями.

КАЛИПСО

КАЛИПСО - в греч. миф. нимфа, дочь титана Атланта и океаниды Плейоны (по др. версии, дочь Гелиоса и Персеиды), владелица о-ва Огигии, на крайнем З. К. держала у себя в теч. семи лет Одиссея, скрывая его от остальн. мира, но не смогла заставить героя забыть родину. На Огигии К. живет среди прекрасной природы, в гроте, увитом виноградн. лозами. Она умелая ткачиха; ежедневно К. появл. у станка в прозрач. серебряном одеянии.

По приказу Зевса, передан. через Гермеса, К. вынуждена отпустить Одиссея на родину; она помогает ему построить плот и снабжает в дорогу всем необходимым. От Одиссея К. имела сыновей: Латина, Навсифоя, Навсиноя, Авсона. Имя К. («та, что скрывает») указыв. на ее связь с миром смерти. Покинув К., Одиссей таким образом побеждает смерть и возвращ. в мир жизни.

КАЛЛАТИДА

КАЛЛАТИДА - примор. дорийская колония в Добрудже (совр. Мангалия); основана в кон. 6 в. до н.э. жителями Гераклеи Понтийской. Ее расцвет приходится на 2-ю пол. 4 в. до н.э. Основу экономики колонии составляло с. х-во. В 313 до н.э. К. возглав. восстание против макед. владычества.

КАЛЛИЕВ МИР

КАЛЛИЕВ МИР - мир 449 до н.э., к-рым законч. греко-перс. войны 500 - 449 до н.э. Был заключен в Сузах (Персия). Свое назв. получил от им. знатного афинянина Каллия Гиппоника, послан. к перс. царю Артаксерксу для мирных переговоров.

КАЛЛИЙ

КАЛЛИЙ - афинский гос. деятель, зять Кимона, известный богач; вел мирные переговоры с Артаксерксом I в Сузах. В соотв. с услов. мирного договора, заключ. в результате этих переговоров (т.н. Каллиев мир, 449 до н.э.) и явивш. завершением греко-перс. войн, малоазийские греч. города получили гарантии независ. от перс. госуд.; персы не должны были вводить флот в Эгейское м. и проливы; часть малоазийск. побережья также была закрыта для перс. судов.

КАЛЛИКЛ

КАЛЛИКЛ (ок. 400 до н.э.) - греч. политич. деятель и софист, известен по диалогу Платона «Горгий», где К. обосновывает антидемократич. идею о естеств., природном праве сильнейшего, используя при этом софистич. антитезу природного права и человеч. установлений. Он полагал, что слабые люди, составляющие большинство, создали законы, чтобы защитить себя от тех, кто превосходит их силой.

КАЛЛИКРАТ

КАЛЛИКРАТ - великий др.-греч. архитектор эпохи классики, работал в Афинах во 2-й пол. 5 в. до н.э. В 449 до н.э. создал проект храма Ники Аптерос (Бескрылой Победы), сооруж. на Афинском акрополе, отличающ. гармонич. и строгостью образа, типич. дла аттич. зодчества эпохи его расцвета. К. вместе с Иктином руководил по-стройкой наиболее значит. храма Афинского акрополя - Парфенона (447 - 432 до н.э.), явл. высшим достижением др.-греч. зодчества. Участвовал также в сооруж. «длинных» стен между Афинами и их гаванью - Пиреем.

КАЛЛИМАХ

КАЛЛИМАХ - 1. др.-греч. скульптор и архитектор 2-й пол. 5 в. до н.э. Древ. авторы припис. К. бронзовые статуи пляшущих спартанок, статую сидящей Геры в ее храме в Платеях; славился исполн. им золотой светильник в Эрехтейоне. По сведениям древ. авторов, К. установил пропорции коринфск. ордера, изобрел коринфскую капитель и бурав для обработки мрамора. За изобретательность в технике К. в древности получил прозвище «искусник».

2. (ок. 310 - 240 до н.э.) - др.-греч. ученый и глава поэтов александрийской эпохи. Жил в Александрии при дворе Птолемея II Филадельфа, заведовал знамен. Александрийской б-кой. К. составил своеобраз. библиографию греч. лит-ры - «Таблицы прославивш. во всех обл. образованности и их произв.». Сохран. св. 60 эпиграмм, 6 гимнов, фрагменты основного труда К. - сборника элегий «Причины» (о различ. обычаях и культах старины) и др.

КАЛЛИН

КАЛЛИН - др.-греч. поэт 7 в. до н.э., культивировавший жанр элегии. Род. в ионийском г. Эфесе (М. Азия), пережил вторж. киммерийцев. Сохранились в фрагментар. виде лишь 23 стиха К.

КАЛЛИОПА

КАЛЛИОПА - в греч. миф. одна из девяти олимпийских муз («прекрасноголосая»). Дочь Зевса и Мнемосины - «она выдается меж всеми др.» музами (хотя у Гесиода функции каждой музы еще достаточно не определены). В эллинистич. время К. - муза эпич. поэзии и науки. Сыновья К. и Эагра (или Аполлона) были знаменитые певцы Лин и Орфей. Сыном К. счит. также фракийск. царя Реса, убитого под Троей Диомедом. К. изображ. с вощеной дощечкой или свитком и грифел. палочкой в руках.

КАЛЛИОРИЯ

КАЛЛИОРИЯ - в греч. миф.:

1. Одна из океанид (К. - греч. «прекраснотекущая»), дочь Океана и Тефиды, супруга Хрисаора, к-рому родила трехголов. великана Гериона.

2. Речная нимфа, дочь Ахелоя, супруга Алкмеона, мать Акарнана и Амфотера. После смерти Алкмеона, убитого Фегеем, К. стала возлюбл. Зевса, к-рого упросила сделать ее малолетних детей сразу взрослыми. Когда ее желание было выполнено, дети К. отомстили за отца и убили Фегея, его жену и детей.

3. Нимфа, дочь речн. бога Скамандра, мать Ганимеда.

4. Калидонская девушка, отвергшая любовь Кореса, жреца Диониса. По просьбе оскорбл. жреца Дионис поразил жителей страны безумием. Обративш. за помощью к оракулу, калидонцы получили приказ принести К. в жертву. Когда Корес увидел прекрасную К., обречен. на гибель, любовь снова вспыхнула в его сердце, и он заколол себя вместо любимой. К. покончила с собой возле источ., к-рый стал носить ее имя.

КАЛЛИСТО

КАЛЛИСТО - Каллиста - в греч. миф. дочь царя Ликаона, родом из Аркадии. К., обольщ. Зевсом, явивш. к ней в облике Аполлона (или Артемиды), родила Аркаса. Превращ. в медведицу Артемидой (вариант: Зевсом, чтобы спасти ее от мести Геры), К. гибнет от стрелы разгнев. Артемиды. Зевс превратил К. в созвездие Большой Медведицы.

КАЛЛИСФЕН

КАЛЛИСФЕН (ок. 370 - 327 до н.э.) - греч. историк, внучатый племянник Аристотеля; принимал участие в перс. походах Александра Македонского как историограф; создал произв., в к-ром возвеличил деяния царя и прославил его как борца за панэллинизм. Причиной их разрыва стал отказ К. падать ниц перед царем; за это К. был казнен. Его соч. послужило основой для создания легенды об Алек-сандре. До нас дошел роман об Александре, автором его традиция счит. К. Этот роман был переведен более чем на 30 яз., переложен в стихах и пересказан в прозе. Вплоть до нач. н.э. он был любим читающей публикой. Автор, скорее всего - александрийский писатель, живший в 3 в. до н.э.

КАЛОС-ЛИМЕН

КАЛОС-ЛИМЕН - др.-греч. город (греч. - Прекрасная гавань); развалины в 1,5 км к С.-З. от с. Черноморского.

КАЛХАНТ

КАЛХАНТ - Калхас - в греч. миф. жрец из Микен, сын Феонои и внук Аполлона, от к-рого получил дар прорицания. К. - участник похода ахейцев под Трою; еще в пути, в Авлиде, он истолковал знамение со змеей, уничтожившей восемь птенцов и их мать, объявив, что Троя будет взята на десятый год. Он же потребовал принесения в жертву Ифигении, чтобы умилостивить Артемиду. По его совету был разыскан Филоктет - обладатель лука Геракла, при помощи к-рого только и могла быть взята Троя (трагедия Софокла «Филоктет»). По совету К. был выстроен дерев. конь и верломно взята Троя. Ему была предсказана смерть в том случае, если он встретит более сведущего прорицателя, что и произошло после его встречи с Мопсом в Колофоне.

КАЛХЕДОН

КАЛХЕДОН - Халкедон - город на юж. берегу Пропонтиды у входа в Босфор Фракийский; основан жителями Мегары приблизит. за 20 лет до основания Византия (680 до н.э.). К. возник как важный торг. центр, контролировавший перевоз хлеба через Босфор. Выгодно располож. К. имел также стратегич. знач. и поэтому часто вел войны со Спартой, Афинами, Персией, Македонией, Галатией; в 74 до н.э. его захватили римляне. На Халкедонском вселенском соборе (451) был принят догмат о «несмешанном и нераздельном» существовании в Иисусе Христе двух природ - божеств. и человеч.; на этом же соборе было провозглашено равенство рим. и константинопольских епископов.

КАЛЬПА

КАЛЬПА - по индуист. миф. исчислению «день-и-ночь» Брахмы, или 24000 «божеств.» лет, соотв. 8640000000 «человеч.» (тысяча лет жизни людей приравнив. к одному дню богов). Первую пол. К. - 4320000000 «человеч.» лет, разделен. на 1000 махаюг или манвантар - составляет один «день» Брахмы, к-рый иногда назыв. просто уничтожение (пралая) материал. мира и сонма богов, а затем наступает «ночь» Брахмы - вторая пол. К. По ее завершении следует новое творение и начин. новая К. По той же миф. хронологии Брахма живет 100 «собств.» лет. Когда эти 100 лет истекают, происходит великое уничтожение (махапралая): гибнут космос и гл. боги, торжествует хаос. Однако спустя столько же лет, сколько длилась жизнь Брахмы, хаос постепенно упорядочивается, рожд. новый Брахма и начинается новый цикл кальп. Счит., что нынешний Брахма находится на 51 году своей жизни.

КАЛЬПУРНИИ

КАЛЬПУРНИИ - др.-рим. плебейский род: 1). Л. К. Пизон Фруги, анналист времен Гракхов, нар. трибун в 149 до н.э., консул в 133; руководил подавл. восстания рабов на Сицилии. В своих 7 кн. «Анналов», охвативших период от Энея до 146 до н.э., К. бичевал коррупцию своей эпохи и брал за образец др.-рим. добродетели. Его соч. использовали в кач-ве источ. Ливий, Дионисий Галикарнасский и Плиний Старший.

2. К. Пизон, в 76 до н.э. судья на процессе против Росция; талантл. оратор; консул в 67; провел закон о служеб. вымогательствах; на устроен. против него Цезарем в 63 судеб. процессе его защищал Цицерон. З) Л. К. Пизон, ум. в 43 до н.э.; консул в 58; в 58 - 57 наместник Македонии; тесть Цезаря, противник Цицерона.

КАМА

КАМА - в др.-инд. миф. бог любви. К. определяется в вед. текстах как «саморожден.», вышедший из сердца Брахмана, как сын Дхармы. Образ К. получает развитие в эпич. лит-ре: он - сын Лакшми, супруг Рати и Прити («любви»), отец Тришны («жажды»), один из вишведева.

КАМБАР

КАМБАР - персонаж миф. народов Ср. Азии. Принесен в Ср. Азию исламом. В мусульм. религии Канбар - верный слуга, конюший четвертого «праведного» халифа Али.

КАМБИС

КАМБИС - Камбиз, Камбуджия - царь (530 - 522 до н.э.) Ахеменидской державы, сын Кира II (Великого). В 537 был наместником Кира в Вавилонии. В 525 вторгся в Египет. Греки Киренаики и ливийцы добровольно подчин. К. Егип. войско было разгромлено (при Пелусии); начальник флота Уджагорресент сдал К. флот без боя; егип. царь Псамметих III был взят в плен. 29 мая 525 К. был признан царем Египта и основал новую, ХХVII династию фараонов, приняв титул «царь Египта, царь стран». В 524 вторг-ся в страну Куш, но потерпел пораж. В кон. 524 вернулся в Египет, где в это время вспыхнуло восстание против перс. господства. Подавив восстание, стал готовиться к новому походу в Куш, но, получив известие о восстании против Гауматы (март 522), отправился для подавл. восстания в Персию. По пути умер при загадоч. обстоятельствах.

КАМБОДЖА

КАМБОДЖА - др.-иран. племя, обитавшее в обл. Газни и Кандагара в Афганистане. В ранних инд. источ. (1-е тыс. до н.э.) фигурирует как племя кшатриев, образовавшее гос. объед. монархич. типа на сев.-зап. границе Индии, в к-ром существовало деление на свободных (арьев) и рабов (дасов). К., вероятно, придерживались др.-иран. верований, но источ. свидет. также о людях из этой страны, исповедовавших ведич. религию.

КАМЕДЬ

КАМЕДЬ - гумми - клейкое вещество. Добывалось из сока егип. фигового дерева (но не каучуков. дерева), импортируем. из Аравии. Для получ. К. использовался также сок акации.

КАМЕННЫЕ БАБЫ

КАМЕННЫЕ БАБЫ - древ. каменные извания человеч. фигур, связанные с культом предков. Встреч. по всей степной полосе Европы и Азии от Прикарпатья до Монголии, включая степи Крыма, Сев. Кавказа до р. Кумы (местами и в лесостепной полосе). Выделяются четыре группы:

1. К. б. эпохи бронзы (2-е тыс. до н.э.) - сигарообраз. или саблевидные столбы высотой 2 - 4 м с изображ. космич. знаков и в нижней части - стилизов. лица человека.

2. К. б., относящ. к скифо-сарматск. времени в причерномор. степях.

3. К. б. тюркоязыч. народов Азии 6 - 9 вв. Распростр. в большом кол-ве на Алтае и в Монголии. Это - изваяния стоящих муж. фигур высотой 0,7 - 3 м, обычно в головном уборе типа малахая или в шлеме, с сосудом в руках и с саблей у пояса.

4. К. б. европ. степей (днепровские, донские, волжские и т.д.) высотой 1,5 - 3,5 м. Отлич. от азиат. изваяний более сложным головным убором и разнообра-зием деталей одежды и оружия; кроме того, у них почти всегда высечены рельефом маленькие ноги. Наряду с муж. статуями встреч. жен. В руках у европ. К. б. обычно находится небольшой сосуд.

КАМЕНОЛОМНЯ

КАМЕНОЛОМНЯ - с 6 в. до н.э. для Греции было хар-рно возведение обществ. зданий, крепостных укрепл. и портовых сооруж. из камня. Поэтому потребность в строит. камне постоянно возрастала. При этом предпочтение отдавалось осадочным породам, легко поддающ. обработке - известняку, песчанику, туфу. Мельнич. жернова и ступки изготовляли из магматич. горных пород - трахита и лавы; скульпторы для своей работы нуждались в мраморе и алебастре. В К. трудились рабы (во времена Рим. империи также уголов. преступники) под началом надсмотрщиков и мастеров. Технология была такова: на каменном блоке (60х60х90 см) подрубались или подпилив. лишь передний нижний и задний верхний края; в эти отверстия вбивались дерев. клинья на расст. 5 - 12 см друг от друга. Когда их поливали водой, то, разбухая, клинья откалывали блок. При знании расположения каменных пластов в карьере можно было выламывать блоки, по форме приближающ. к колонне. Механизация в К., по сути дела, сводилась лишь к подъемным устройствам, представл. собой систему блоков; приспособление «подъемный зубец» включало в себя цепи и грейфер. Работы часто проходили под землей, т.к. мн. сорта строит. камня (туф, песчаник, травертин) быстро твердеют на воздухе и с трудом поддаются распилив. Пилы для камня дл. до 4 м и толщиной 3 - 4 мм, как правило, не имели зубьев; полотно пилы покрывалось кварцевым наждаком. Распилка происходила вручную; лишь в одном месте, на К. в Мозеле (ок. 350 - 400 н.э.), была применена механизир. пила, приводивш. в движение водяным колесом. Во времена Рим. империи масштабы и пышность построек сильно возрос-ли (до Августа в Риме редко использов. мрамор). Увелич. ассортимент дорогого строит. камня.

Почти все пров. экспортировали в Рим цветной строит. материал. В 4 в. н.э. особенно популярны стали темные и светлые порфиры и сиениты - крайне твердые и хрупкие камни. Карьер в Сиракузах с 40-метровыми скважинами, где были вынуждены работать 7000 афинян, попавших в плен в 413 до н.э., сохран. до наших дней.

КАМЕНЫ

КАМЕНЫ - касмены - в рим. миф. нимфы ручья в посвящ. им в Риме у Капенских ворот роще, где они имели небольшое святилище и получали жертвопринош. из воды и молока. Из их ручья весталки черпали воду для нужд храма Весты. Не позже начала 3 в. до н.э. К. были отожд. с музами.

КАМЕЯ

КАМЕЯ - резной камень, драгоц. или полудрагоц. (чаще всего оникс или агат), с выпуклым рельефным изображ. Более широкое наименов. К. - гемма. К., однако, отлич. от инталий - гемм с врезан. внутрь изображ.

КАМИЛЛ

КАМИЛЛ - Марк Фурий (ум. 365 до н.э.) - рим. полководец и политич. деятель периода борьбы Рима за преобладание в Италии. Занимал ряд видных гос. должностей (в 403 до н.э. был цензором, 6 раз был трибуном с консульской властью и 5 раз диктатором). Выступал как решител. сторонник патрициев в их борьбе с плебеями. По преданию, К. в 396 до н.э. взял этрусский г. Вейи, был обвинен плебейск. трибунами в присвоении добычи, присужден к крупному штрафу и временно отстранен от гос. дел. В 80-х гг. 4 в. до н.э. К. вел удач. для Рима войны с племенами Лация, в 367 до н.э. разбил при Альбе галлов, вторгш. в пределы Рима.

КАМИЛЛА

КАМИЛЛА - в рим. миф. (по «Энеиде» Вергилия) дочь Метаба, царя Приверна. Изгнанный своими подданными, недовольн. его тиранич. правл., Метаб взял с собой маленькую К. В лесу у р. Амасен, подстерегаемый опасностями, он дал обет посвятить дочь на служение Диане, что и исполнил после своего спасения. К. стала амазонкой и погибла, участвуя в войне Турна против Энея. Имя К. - «от камиллы» или «касмилы» (так назыв. мальчики и девочки из благород. семей, прислужив. при священнодействиях жрецам и жрицам, а также посвящ. отцами на служение богам. Как прислужника богам камиллом назыв. Меркурия).

КАМОС

КАМОС - Камес - последний егип. фараон ХVIII династии (правил до 1580 до н.э.), сын и преемник Секененра. Правил первонач. лишь в Юж. Египте (в 1 - 13-м номах), в то время как Дельта и Ср. Египет находились в руках гиксосов. К. объявил войну царю гиксосов Апопи III, разгромил его войска при Неферуси (к С. от Гермополя) и захватил б.ч. Ср. Египта.

КАМПАНИЯ

КАМПАНИЯ - обл. на З. Италии; древнейшее население - оски; почва плодородная, вулканич. происхожд. В 8 - 6 вв. до н.э. К. интенсивно колонизовалась греками (они основали гг. Кумы, Посидония, Путеолы). В кон. 6 в. до н.э. К. захватили этруски, основали г. Капуя и правили этой обл. вплоть до 2-й пол. 5 в. до н.э. В 312 до н.э. Аппиева дорога связала К. с Римом. Во 2-й Пунической войне Капуя и часть кампанских городов стояли на стороне Ганнибала. В 211 Рим снова захватил К., объявил всю землю гос. и распределил ее между земледельцами. В К. развивалось земледелие, скотоводство, производились масло и вино, выращивались с.-х. культуры. К числу наиболее важных ремесел относились гончарное произ-во и металлообработка. Порт. города были центрами обширной мор. торговли.

КАМПИДОКТОР

КАМПИДОКТОР - у римлян инструктор в ранге офицера, обучающий солдат воен. делу.

КАМРУСЕПА

КАМРУСЕПА - в хетт. миф. (эпохи Др. царства) богиня. В двуязыч. хаттско-хеттских миф. текстах соотв. хаттской богине Каттахцифури. В мифах эпохи Др. царства, восходящих к хаттским первоисточ., К. - обычно помощница одного из гл. богов. Когда бог солнца (хаттский Эстан, хеттский Истанус) строит себе дома (храмы), он призывает К., «И стала она хозяйкой... И она воззвала к всемогущ. Кузнецу». Кузнец Хасамиль по ее просьбе принес железные орудия и поставил богу солнца очаг из железа. В хетто-лувийском стихотворном гимне К. помогает богу солнца чесать овечью шерсть. В нек-рых архаич. хаттских и хетт-ских миф. текстах К. совершает заклинания, помогающие умерить гнев (бога Телепинуса в мифе о его исчезновении) или страх (бога грозы, когда бог луны Арма упал с неба). В сходной роли ворожеи, устраняющей зло, К. выступает в ритуал.-миф. тексте, в к-ром она заговаривает и «развязывает» реки, горы и свящ. зверей. Как высшее жен. бо-жество К. почит. также палайцами.

Предыдущая страница Следующая страница