Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Й"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Й"

ЙАГУС

ЙАГУС - в др.-араб. миф. бог-предок, покровитель и владыка страны племен мурад и мазхидж. Возможно, божество солнца. Посвящ. Й. идол изображал льва. Очевидно, Й. почитался также в госуд. Набатея и у самудских арабов, где слово «Йагус» встреч. как элемент имени (в теофорных именах). Мусульм. традиция рассказывает о войне племен мурад и махидж за владение Й. и причисляет Й. к «богам, к-рым поклонялись сородичи Нуха».

ЙАДЖУДЖ И МАДЖУЖД

ЙАДЖУДЖ И МАДЖУЖД - в мусульм. религии народы, живущие на далеком В. и рапростр. нечестие по земле. Соотв. библейским Гогу и Магогу. Согл. Корану, Зул-Карнайн, дойдя до мест, где жили Й. и М., построил между двумя городами сдерживающую эти народы железную плотину. «И не могли они взобраться на это и не могли там продырявить». В Коране говорится, что накануне страшного суда Й. и М. прорвут плотину «и устремятся с каждой возвышенности.»

ЙАКУБ

ЙАКУБ - в мусульм. религии пророк. Соотв. библ. Иакову. Однако в ранних сурах Корана назыв. сыном Ибрахима, братом Исхака.

ЙАММУ

ЙАММУ - в зап.-семит. миф. бог - властелин водной стихии, прежде всего моря. Й. - один из основных претендентов на власть над миром и богами, деспотич. и жестокий. Его обычно сопровождают мор. чудовища - дракон, левиафан и др. Олицетворяющий злое начало, Й. (наряду с Муту) - враг Балу (Баал-Хаддада). В эллинистич. период Й. отожд. с Тифоном. В схватке с Тифоном - Й. гибнет, но затем воскресает Мелькарт; борьбу с Й. ведет также Бел.

ЙАРИХ

ЙАРИХ - в зап.-семит. миф. бог луны, в Угарите - супруг богини луны Никкаль, культ к-рой заимствован из Месопотамии. Согл. угарит. мифу, Й. просит Никкаль в жены у ее отца Хархабби - «царя летних плодов» (имя, возможно, хурритское) и предлагает за нее богатые дары. Хархабби противится, советуя Й. взять в жены Падарай - одну из дочерей Балу (Алиййану-Балу) и Йабардамай - дочь(?) Астара. Однако Й. настаивает и Хархабби вынужден уступить. Й. выплачивает огромный брач. выкуп (тысячу сиклей серебра, мириад сиклей золота, драгоц. камни, поля, сады и виноградники) и заключает брак с Никкаль. Й., очевидно, счит. также покровителем г. Иерехон («йарихов»). Ему, видимо, был тожд. ханаанейско-аморейский бог Аму, родств. йеменскому Амму.

ЙАРИХБОЛ

ЙАРИХБОЛ - в зап.-семит. миф. бог солнца, почитавш. в Пальмире; входил в триаду богов Бел - Й. - Аглибол, игравших наиболее заметную роль. Параллелен, а возможно, тожд. Малакбелу. Й. считался покровителем свящ. пальмирск. источ. Эфка; он давал оракул, определявший магистрата, к-рый ведал источ. Известны изображ. Й. в облике воина с солнеч. лучами вокруг головы.

ЙАУК

ЙАУК - в мусульм. традиции имя одного из божеств, к-рому поклонялись сородичи Нуха. В Коране упомин. вместе с Йагусом. Посвящ. Й. идол изображал лошадь. Комментаторы считали, что Й. - имя обожествл. древ. героя.

ЙАХЬЯ

ЙАХЬЯ - в мусульм. религии пророк. Соотв. библ. Иоанну Крестителю. В Коране назыв. (наряду с Илйасом и др. пророками) «праведным», «ведомым аллахом». Казнь Й. Иродом (сюжет, восходящий к евангельским текстам) за отказ жениться на племяннице царя описыв. в предании.

ЙЕВО

ЙЕВО - Йахве - в зап.-семит. миф. бог. Широко почит. в Финикии. Бог - покровитель Берита; в местном храме хранились записи мифов, в к-рых Й. был гл. действующим лицом. В угаритских текстах им. Й. назван Йамму. В Палестине Й. (Йахве) - бог - покровитель др.-израил. союза племен; он, вероятно, был и богом - покровителем Эдома. Ему также был посвящен миф. цикл, на к-рый, очевидно, оказали влияние мифы о алу (Баал-Хаддаде). Супруга Йахве - Анат; он борется с Йамму и левиафаном и одерживает победу. Образ Йахве рано слился с образом Эла (Илу). С первой пол. 1-го тыс. до н.э. культ этого бога в Палестине приобретает монотеистич. черты.

ЙЕЗДЕГЕРД III

ЙЕЗДЕГЕРД III (ум. в 651/652) - последний царь (с 632) из династии Сасанидов, внук Хосрова II. Внутр. соц. кризис, разорение страны беспрерыв. войнами окончат. подорвали могущество госуд. Сасанидов, к-рое не смогло оказать успешн. сопротивления начавш. при Й. нашествию арабов. После победы арабов при Кадисии (637) и взятия ими Ктесифона Й. еще удерживал терр. собственно Ирана, но после пораж. при Нехавенде (642) отступил в сев.-вост. провинции. Был убит в р-не Мерва. С начала царствования Й. ведут свое летоисчисл. зороастрийцы (т.н. «Эра Йездегерда»).

ЙОИШТА

ЙОИШТА - Явшит - в иран. миф. мудрый юноша из рода Фрйанов, избавивший Иран от злого волшебника Ахтйа (Ахт). В «Ардвисур-Яште» Й. при помощи Ардвисуры Анахиты, к-рой он принес жертвы, разгадал 99 загадок Ахтйа, убивавш. всякого, кто не мог их разгадать. В ср.-перс. «Книге о Явиште» он ответил на 33 вопроса Ахта, пользуясь подсказкой посланца Ормузда; колдун же не смог ответить на вопросы, заданные Явиштом, и тот убил Ахта.

ЙОНИ

ЙОНИ - в др.-инд. миф. и различ. теч. индуизма символ божеств. производящей силы. Культ Й., по-видимому, восходит к древнейш. периоду инд. истории, находя себе параллели во мн. др. культурных традициях (античность, даосизм и т.д.). В рамках инд. культуры поклонение Й. наиболее отчетливо прослежив. в миф. и обрядности шиваизма и связанных с ним сект, где Й. почитается в соед. с соотв. муж. символом - лингой (творч. началом) как природная энергия, содейств. его проявлению; указанная пара символизир. Шиву и его супругу Парвати, а объектом поклонения чаще всего явл. каменное изображ., где Й. служит основанием поднимающ. из нее фаллоса (линги). Согл. преданию, культ Й. впервые возник в Ассаме (куда упала соотв. часть тела Парвати, разрезан. Вишну на куски) и оттуда распростр. по Индии.

ЙУНУС

ЙУНУС - в мусульм. религии персонаж, соотв. библ. Ионе. В Коране причисл. к пророкам. Назыв. также Зу-н-Нуном («спутником кита»).

ЙУСУФ

ЙУСУФ - в мусульм. представл. праведник, ведомый прямым путем.

ЙУША НУН

ЙУША НУН - в мусульм. религии персонаж, соотв. библ. Иисусу Навину. Комментаторы ассоциируют его с упомин. в Коране одним из соратников и спутников Мусы и излагают библ. эпизоды завоев. Палестины.

Предыдущая страница Следующая страница