Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "К" (часть 2, "КАН"-"КАС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КАН"-"КАС")

КАНАБЫ

КАНАБЫ - у римлян первонач. легкие постройки для продажи товаров, походные лавки, позже спец. обознач. торг. рядов, к-рые возникали рядом с постоян. лагерями войск (легионов) и разрастались с теч. времени в нек-рых местах в целые города с самостоят. управл. К. играли посреднич. роль в сношениях между рим. военнослужащ. и местным населением, явл. местом жительства уволен. солдат, центрами рим. культуры и цивилизации, а также очагами романизации, хотя последнее и вызывает в науч. кругах споры относит. действит. роли К. в этом процессе.

КАНАКА

КАНАКА - в греч. миф. дочь Эола (внука Девкалиона) и Энареты. К. - жена бога Посейдона, родившая ему пятерых сыновей: Гоплея, Нирея, Эпопея, Алоэя и Триопа. Согл. др. мифу, К. влюбилась в своего родного брата Макарея и вступила с ним в преступную связь; рожд. от нечестив. брака ребенок был убит Эолом, он же приказал дочери покончить с собой.

КАНАЛ

КАНАЛ - для греч. и рим. мореплавателей особое знач. имел К., к-рый связывал Средиземное и Красное мм. Стр-во такого К. было начато фараоном Нехо (с 609 по 593 до н.э.) и закончено перс. царем Дарием I. Длина К. составляла 180 км, ширина - 45 м, глубина - 5 м (совр. Суэцкий канал имеет длину 161 км при ширине 120 - 150 м и глубине 12,5 - 13 м). Проводились многочисл. работы по усовершенств. этого К. (особенно при Траяне); разрушился он ок. 800, в период араб. владычества. Во время правл. Ксеркса, в 480 до н.э., был сооружен Афинский К., вскоре пришедший в негодность, т.к. практич. не использовался. Истмийский К., стр-во к-рого начал Нерон, так и не был построен. (Совр. Коринфский К. имеет длину 6,3 м при ширине 25 м и глубине 8,8 м.) Еще в 109 до н.э. в консульство Марка Эмилия Скавра был проведен К. от р. По (Падус) к Падуе, а немного позже, в консульство Мария, - К. в обход дельты р. Рона. Полководец Корбулон отдал своим воинам приказ соед. 37-километровым К. р. Рейн и р. Маас. В Британии римляне также соорудили ряд технич. соверш. К.

КАНАЛИЗАЦИЯ

КАНАЛИЗАЦИЯ - в Афинах уже в 5 в. до н.э. воду и нечистоты с агоры отводили при помощи канала глубиной и шириной в 1 м. В др. городах проводились открытые улич. каналы или водостоки, перекрытые плитами. В Пергаме с 3 в. до н.э. функционир. система подзем. клоак, с к-рой были связаны обществ. уборные. В Риме и городах, находящ. в сфере его влияния, постепенно в разных климатич. условиях создавались крупные канализац. сооруж.

КАНАТ

КАНАТ - греки различ. К. и тросы по их применению (колодезный К., К. для оцепл. стадиона во время скачек и К. для плясок канатоходцев, детские прыгалки, якорный трос). У римлян также имелись спец. обознач. для К., скруч. из конопли, льна, пакли, а также из камыша, соломы, папируса, пальмы; К. заменяли проволоку; толстые К. служили корабел. тросами, длинные К. использов. при подъеме, на транспорте и в горном деле. К. изготовляли спец. ремесленниками. Они вручную скруч. неск. жил в канатообразный шнур. Технич. описания работы канатчиков в лит-ре отсутствуют. Имеется миф об Окне, вечно плетущем канат в преисподней.

КАНВА

КАНВА - династия, правившая в 73 - 28 до н.э. крупнейшим др.-инд. госуд. Магадха. В правл. царей династии К. завершился распад некогда огромной рабовлад. державы, создан. в 4 - 3 вв. до н.э. правителями Магадхи из дома Маурья, на неск. самостоят. госуд. Ок. 28 до н.э. войска правителя госуд. Андхра подчинили Магадху и свергли династию К.

КАНГХА

КАНГХА - Кангдиз - в иран. миф. чудесная крепость. По «Авесте» К.-Вара («убежище» К.) принадлежала отрицат. персонажам, неск. сыновьям Вэсака из рода Тура, но почему-то назв. «праведной». Топоним К.-Вара сохран. в назв. г. Кангавар неподалеку от Хамадана - древ. Экбатаны, столицы Мидии. К. имела семь стен - из золота, серебра, стали, бронзы, железа, стекла, керамики. Образ семистен. города древ.: он был известен Геродоту в описании Экбатаны.

КАНДЕЛЯБР

КАНДЕЛЯБР - был известен уже этрускам (вместе со свечами, к-рые в Греции не имели широкого примен.). К. представлял собой подставку из дерева или металла (серебра, бронзы, железа) высотой до 1,6 м. Стержень К., чаще всего богато украш., укреплялся на трех ножках, к-рые нередко имели форму звериных лап; на стержне крепилась розетка подсвечника; иногда она могла перемещ. вдоль стержня К. К. с фигурными завершениями часто снабжались четырьмя подсвечниками. К. назыв. также подставки для ламп, но вместо подсвечника на них крепилась плоская чаша для светильника, заправлявш. маслом. Имелись роскошные образцы К. - настоящие произв. пластики; К. больших размеров из мрамора использов. в храмах. Знамениты К. 1 в. н.э.; их отдельные части изготовляли в разных городах; стержни отливали в Таренте, а розетки для светильников - в Эгине.

КАНЕФОРЫ

КАНЕФОРЫ - участницы торжеств. процессий в честь богов (напр., Панафинейск. шествия в Афинах); известны с 6 в. до н.э. К. несли на голове корзины (часто изготовл. из драгоцен. металлов) с утварью для жертвоприношений. Канефорат был почетной, но не жреч. службой; к ней допускались только девственницы знатного происхожд. К. - излюбл. мотив изобразит. иск-ва, особенно классич. эпохи.

КАНИКУЛЫ

КАНИКУЛЫ - хотя в греч. школах и существовали многочисл. религ. и гос. праздники, во время к-рых прерывалось обучение, однако общих К. не было. Поскольку каждый город имел свой собств. календарь, то числа и даты таких празднич. дней были совершенно различ. Иногда случалось, что мн. празднич. дней накапливалось в одном месяце, т.е. получались каникулы. В Риме в наиболее жаркое время года, т.е. с кон. июля до сер. октября, занятий не было. Свободными от занятий были также дни религ. и гос. праздников, во время к-рых прекращ. все деловые операции.

КАНИШКА

КАНИШКА - царь Кушанского царства (78 - 123). Подчинил всю Сев. Индию до Бенареса (по мнению нек-рых ученых - до Магадхи) на В. и р. Нарбада на Ю. После изгнания из Вост. Туркестана кит. войск, нанесших ему в 90-х гг. пораж., присоед. эту терр. к своим владениям. Его правл. совпадает с расцветом экономики и культуры Сев. Индии и Ср. Азии. Широкое развитие получает торговля с Китаем и Рим. империей («Великий шелковый путь», мор. торговля).

КАННИНЕФАТЫ

КАННИНЕФАТЫ - др.-герм. племя.

КАННЫ

КАННЫ - селение в Юго-Вост. Италии на р. Ауфид (ныне Офонто), близ к-рого 2 авг. 216 до н.э. произошло крупнейшее сраж. 2-й Пунической войны между рим. армией (80 тыс. пехоты, в т.ч. 17 тыс. в лагере и обозе, и 6 тыс. конницы), к-рой командовал в день сраж. консул Теренций Варрон, и карфаген. армией Ганнибала (40 тыс. пехоты и 10 тыс. конницы). Рим. пехота атаковала в глубоком плотном построении центр карфаген. боевого порядка и потеснила его. Однако карфаген. конница разгромила на флангах рим. конницу, после чего отборная карфаген. пехота охватила фланги рим. пехоты, к-рая была окружена и почти полностью уничтож. Потери римлян составляли 48 тыс. убитых и 10 тыс. пленных, карфагенян 6 тыс. убитых. После сраж. при К. многие южно-итал. и сицилийские города перешли на сторону Ганнибала. Но последний, из-за недостатка сил, не смог воспользов. победой и пойти на Рим, а вынужден был огранич. ее тактич. результатом. Сраж. при К. явл. выдающ. образцом воен. иск-ва.

КАНОП

КАНОП - егип. город к З. от Абукира; празднества, проходившие в этом городе, привлекали мн. жителей Александрии. В канопский храм Сараписа стекались люди, нуждавш. в лечении.

КАНОПА

КАНОПА - 1. В Др. Египте - сосуд для хран. внутренностей умершего. Неск. К. ставилось в гробницу вместе с бальзамиров. телом. На стенках обычно помещались тексты заупокойных молитв. Крышки увенчивались изображ. головы человека, шакала, ястреба или обезьяны.

2. В Др. Италии - урна для хран. пепла после трупосожжения. К. имеет округлую или яйцевидную форму, две ручки и иногда высокую подставку, крышка урны сделана в виде грубо исполн. человеч. головы.

КАНСА

КАНСА - в индуист. миф. царь Матхуры, враг Кришны. Мать К. (жена матхурск. царя Уграсены) зачала его от демона, к-рый обманом овладел ею. Выросши, К. сверг Уграсену и стал царствовать сам, творя много зла в Матхуре и ее окрестностях. В частн., он запретил поклонение Вишну. Земля взмолилась к богам о помощи. Тогда Вишну воплотился на земле в братьев Кришну и Балараму, к-рые в конце концов и убили К.

КАНТАБРИЯ

КАНТАБРИЯ - ист. обл. на С.-З. Испании, населен. племенами кантабров.

КАНТАБРЫ

КАНТАБРЫ - древ. исп. племя, образовавш. из слияния кельтов и иберов с местным населением Сев. Испании. Жили на сев. побережье Испании и в прилегающих горах, на В. Астурии, от верховьев р. Эбро до Бискайского зал. Сохран. родовой строй и пережитки матриархата. Во 2 - 1 вв. до н.э. упорно боролись против рим. завоевания. Окончат. покорены и частично уничтожены в Кантабр-скую войну в период походов Августа и Агриппы (29 - 19 до н.э.); их терр. вошла в рим. провинцию Испания Ближняя (или Тарраконская).

КАНУЛЕЙ

КАНУЛЕЙ - Гай - нар. трибун 445 до н.э. в Др. Риме. Провел в сенате закон, отменявший старинное запрещ. браков между патрициями и плебеями. Законом К., признававшим за браками юридич. силу, уничтож. грань между двумя сословиями рабовлад. госуд.; есть основание считать, что этим мероприятием заканчив. первый период борьбы между патрициями и плебеями.

КАНФАР

КАНФАР - др.-греч. сосуд для питья. Представляет собой глубокий кубок на высокой ножке с двумя вертикал. ручками, к-рые иногда возвышаются над краями К.

КАПАНЕЙ

КАПАНЕЙ - в греч. миф. участник похода семерых против Фив. В описании Эсхила К. отлич. кичливостью и бахвалится сжечь город даже вопреки воле Зевса. Значит. смягчивший оценку семерых вождей, в т.ч. К., в «Просительницах» (860 - 871), Еврипид возвращается к традиц. его хар-ристике в «Финикиянках», где описывает гибель К., сражен. молнией Зевса в тот момент, когда он пытался взо-браться по лестнице на фиванскую стену.

КАПИС

КАПИС - в греч. миф. один из дарданских героев, отец Анхиса, дед Энея. К. счит. эпонимом и основателем г. Капуи в Кампании (или г. Карий в Аркадии). Др. миф утверждает, что Капуя была назв. в честь второго К., потомка Энея, получивш. имя в память К. - отца Анхиса.

КАПИТАЛЬНОЕ ПИСЬМО

КАПИТАЛЬНОЕ ПИСЬМО - рисунок лат. письма периода Рим. империи (1 в. до н.э. - 5 в. н.э.). Различают два вида К. п.:

1. Квадратное монументал., имеет сходство с совр. заглавн. буквами лат. шрифта антиква.

2. Рустичное, или актуар-ное. Оба вида К. п. - маюскулы (состоят из одних больших или заглавных букв).

КАПИТЕЛЬ

КАПИТЕЛЬ - венчающая часть колонны или пилястры, на к-рой лежал архитрав; неотъемл. часть худож.-архитект. организации колонны.

КАПИТОЛИЙ

КАПИТОЛИЙ - холм близ р. Тибр в Италии с 2 разделен. седловиной вершинами. Первонач. служил местом религ. культа для древ. обитателей городища на Палатине и на Форуме. В седловине К. находилось убежище для чуже-странцев и беглых рабов, создание к-рого приписыв. Ромулу. С объед. поселений на рим. холмах К. был включен в гор. границу и обнесен стеной. Одна из его вершин стала крепостью. На др. вершине в эпоху этрусского госуд. был воздвигнут Капитолийский храм, крутой склон этой вершины (Тарпейская скала) был местом казни. В респ. эпоху в крепости построили храм Юноны Советчицы, давший назв. находивш. при нем Монетному двору. Седловина К. была занята зданием гос. архива, к к-рому примыкал храм Конкордии. На К. заканчив. триумфал. шествие победивш. рим. войска, начиналась празднич. процессия рим. игр. Рим. К. послужил образцом для создания подобных К. в др. городах Италии и рим. провинциях.

КАПИТОЛИЙСКАЯ ТРИАДА

КАПИТОЛИЙСКАЯ ТРИАДА - три божества (Юпитер, Юнона, Минерва), объед. культом в храме на Капитолии. Выделение К. т. - непосредств. результат усиления царской власти в эпоху Тарквиниев. Централизация культа отвечала интересам этрусских правителей Рима и складывающ. жречества. Божества К. т., как правило, не связанные с определ. патриц. родами, считались покровителями рим. госуд. и всего свободн. населения. Нек-рые ученые отвергают этрусское происхожд. К. т., ссылаясь на то, что о ней нет упомин. в этрусских надписях и на преобладание в самой Этрурии храмов с одной целлой (приделом), в то время как в храме на Капитолии их было 3.

КАПИТОЛИЙСКИЕ ИГРЫ

КАПИТОЛИЙСКИЕ ИГРЫ - муз. и атлетич. состязания, учрежд. Домицианом по образцу Олимпийских игр; проводились в Риме с 86 вплоть до нач. 4 в. н.э. раз в четыре года, летом. В программу К. и. входили и конные состязания. Победителей награжд. венком из дубовых листьев.

КАПИТОЛИЙСКИЙ ХРАМ

КАПИТОЛИЙСКИЙ ХРАМ - древнейший рим. храм на Капитолии, в к-ром почиталась Капитолийская триада. По преданию, начал строиться Тарквинием Приском, освящен в 509 до н.э., сохранялся до 6 в. н.э. К. х. был разделен на 3 целлы (придела), средняя посвящалась Юпитеру, представл. статуей (Юпитер, сидящий на троне из золота и слоновой кости). К. х. имел большое знач. в укреплении рим. госуд., в ликвидации родовой разобщенности. В нем собирался сенат, приносили благодарств. жертвы магист-раты, передавая власть своим преемникам.

КАППАДОКИЯ

КАППАДОКИЯ - древ. назв. обл. в цент. части М. Азии. Древнейшее насел. К. наз. себя «хаттами». В сер. 3-го тыс. до н.э. в К. с С.-З. начали вторгаться индоевроп. племена; к 20 в. завершилось их смешение с частью хаттов, и завоеватели приняли это назв. (видоизмен. историками в «хеттов», для отличия от древ. назв.). Ок. 2000 до н.э. в К. существовали ассир. торг. колонии. На терр. К. во 2-м тыс. до н.э. находилось осн. ядро Хеттского царства. В нач. 6 в. до н.э. К. была завоев. Мидией, а со 2-й пол. 6 в. до н.э. К. - часть Перс. царства Ахеменидов. В то время К. простиралась от р. Галис (Кызыл-Ирмак) на З. и побережья Черного м. на С. до гор Тавра на Ю. и делилась на 2 сатрапии: Великую К., занимавшую внутр. обл., и Малую К. - прибрежную, или Понт. Впослед. назв. К. сохранилось лишь за первой. В 4 в. до н.э. при царе Ариарате I К. добилась независимости. В кон. 4 в. до н.э. была подчинена Селевкидами, но в сер. 3 в. до н.э. стала самостоят. царством. С 1 в. до н.э. находилась в зависимости от Рима. После смерти последнего царя К. Архелая (17 н.э.) стала рим. провинцией, а столица К. - Мазака - была переимен. в Кесарию (в честь рим. имп. Августа). Вместе с Понтом К. вошла в состав Визант. империи. В 1074 была захвачена сельджуками.

КАППАДОКИЯ (ПРАВИТЕЛИ)

КАППАДОКИЯ (ПРАВИТЕЛИ) - Каппадокия (255(1) до н.э. - 17 н.э.)

Ариарат III 255/1 - 220

Ариарат IV Благочестивый 220 - ок. 162

Ариарат V Благочестивый

Филопатор ок. 163 - ок. 130

Ариарат VI Эпифан Филопатор ок. 120 - ок. 111

Ариарат VII Филометор ок. 111 - ок. 100

Ариарат Благочестивый Филопатор * ок. 100 - ок. 88

Ариарат VIII ок. 96

Конец династии. Впоследствии каппадокийцы избрали царем аристократа

Ариобарзана.

Ариобарзан I Филоромэй ок. 95 - ок. 62

Ариобарзан II

Филопатор 62 - ок. 54

Ариобарзан III Благочестивый

Филоромэй ок. 54 - 42

Ариарат IX 42 - 36

Архелай 36 - 17 н.э.

* Этот царь был сыном Митридата VI Понтийского (Эвпатора). Начиная примерно с 100 по 63 до н. э. Каппадокия по большей части находиласьв руках Митридата.

КАПРИ

КАПРИ - о-в, располож. юго-западнее нынешн. Сорренто на кампанском побережье. В 29 до н.э. приобретен Августом у неаполитанцев. Известность о-в получил во времена Тиберия, построивш. на нем ряд великолеп. вилл. Здесь же он провел 10 последних лет своей жизни. Позднее о-в стал местом ссылки.

КАПУЯ

КАПУЯ - в Др. Италии гл. город Кампании (в 26 км к С. от Неаполя), основан. в нач. 6 в. до н.э. этрусками. Во 2-й пол. 5 в. до н.э. этруски были вытеснены из К. самнитами. После Латинской войны 340 - 338 до н.э. К. получила от Рима самоуправл. Во время второй Пунической войны перешла на сторону Ганнибала (216 до н.э.), но в 211 до н.э. снова была завоев. римлянами, к-рые лишили ее само-управл. и конфисковали земли. В 1 в. до н.э. К. славилась произ-вом предметов роскоши и своими гладиаторск. школами. В одной из этих школ Спартак организовал заговор гладиаторов. В кон. 2 в. н.э. начался упадок К. В 456 К. была опустошена вандалами, затем попала под власть лангобардов; в 40-х гг. 9 в. разрушена сарацинами.

КАРАВАН-САРАЙ

КАРАВАН-САРАЙ - постоялый двор для караванов на дорогах и в городах Переднего Востока, Ср. Азии, Закавказья. Известны с древности (предположит. в Ассирии, 2 - 1 тыс. до н.э.).

КАРАКАЛЛА

КАРАКАЛЛА - Марк Аврелий Антонин (4.04.186 - 8.04.217) - рим. император с 211. Сын Септимия Севера. После смерти отца правил вместе с братом; с 212, убив брата, - самостоят. Для упорядоч. финанс.-налоговой системы и привлечения всего населения к уплате налогов К. в 212 издал эдикт, предоставлявший права рим. гражданства почти всему свободн. населению империи. К. продолжал политику отца в отношении армии: солдаты осыпались наградами, жалованье им было увеличено. К. установил жестокий террорист. режим (казнь знаменит. юриста Папиниана, кровавая расправа с жителями Александрии). Вел погранич. войны с герм. и дунайскими племенами, совершил два похода в Парфию. Во время 2-го похода был убит командиром преторианцев Макрином.

КАРАПЕТ

КАРАПЕТ - в армян. миф. персонаж, идентифиц. (после принятия армянами христианства) с Иоанном Крестителем. Большинство сюжетов и мотивов с ним связан., имеют дохрист. происхожд.; сам персонаж перенял функции древ. богов. К. в мифах, сказаниях, верованиях и песнях выступает подобно Михру победителем всех дэвов. При наступл. врага К. помогает армян. героям, к-рые благодаря ему побеждают и истребляют враж. войска. Его назв. Мшо Султан (Султан Муша-Тарона - место его монастыря) или Султан Святой К. К. (подобно архаич. богу Тиру) - покровитель иск-в, одаривающий людей способностями к музыке, поэзии, приносящий удачу в спорт. состязаниях (Сурб Карапеты твац, «одаренный святым К.»). К нему обращали свои молитвы нар. певцы-музыканты (ашуги), канатные плясуны (пахлеваны), акробаты и борцы.

КАРАТУ

КАРАТУ - Керет - в зап.-семит. миф. герой угаритск. мифоэпич. предания, сын (или потомок) Илу, правитель общества Датану (предки угаритян?).

КАРАУЛЬНАЯ СЛУЖБА

КАРАУЛЬНАЯ СЛУЖБА - по образцу лучших отрядов воен. К. с. раздел. на дневные и ночные караулы с соотв. паролями и патрулированием, Август в 6 н.э. учредил в Риме пожарную службу воен. образца. Военизиров. ка-раульные подразделения объед. в 7 когорт по 1000 - 1200 караульных стражей. Личный состав К. с. распределялся по постам, подчинявш. един. командованию префекта ночной стражи.

КАРИАТИДА

КАРИАТИДА - 1. Жрица храма Артемиды в местечке Карии в Лаконии.

2. В архитектуре - скульп-турное изображ. стоящей жен. фигуры, служащее опорой и несущее покрытие.

КАРИЙСКИЙ ЯЗЫК

КАРИЙСКИЙ ЯЗЫК - один из языков корен. населения Ю.-З. М. Азии и, предположит., о-вов Эгейского м. и континентал. Греции. К. я. следует считать почти неизвестным, т.к. существующие надписи (древнейшая из них относится к 7 в. до н.э.) не под-даются лингвистич. толкованию.

КАРИЙСКОЕ ПИСЬМО

КАРИЙСКОЕ ПИСЬМО - смешан. буквеннослоговое письмо, применявш. в 7 - 3 вв. до н.э. малоазиат. народом - карийцами, и имевшее нек-рое распростр. также на сев. побережье Африки. Видимо, возникло на основе вост.-греч. письма дорийского типа; возможны также влияния кипрск. и критск. письма. Древней-шая надпись относится к 7 в. до н.э.

КАРИЙЦЫ

КАРИЙЦЫ - древ. народ, заселявший во 2-м тыс. до н.э. значит. часть басс. Эгейского м., а позднее сохранивш. лишь в Карии. Возможно, К. тожд. с чекерами (чаккалами), вторгш. в 12 в. до н.э. в Египет, а затем утвердивш. на побережье Палестины в г. Доре.

КАРИНТИЯ

КАРИНТИЯ - Корушка - ист. обл. в Цент. Европе, в басс. р. Дравы. Впервые упомин. в источ. со 2-й пол. 8 в. Терр. К., населенная в древности кельт. племенами, входила в первые века н.э. в рим. провинцию Норик. К кон. 6 в. терр. К. была заселена славянами.

КАРИЯ

КАРИЯ - ист. обл. на Ю.-З. М. Азии (в совр. Турции); назыв. по имени племени карийцев, расселивш. здесь во 2-м тыс. до н.э.; с кон. 2-го тыс. до н.э. здесь расселяются также греки (ионийцы и дорийцы). Гл. города К. - Галикарнас, Книд, Милет, Миласа, Магнесия. В 5 - 4 вв. до н.э. управл. местными правителями, подвластными Ахеменидам. В 129 до н.э. К. была включена в состав рим. пров. Азия.

КАРКАР

КАРКАР - древ. город в Сирии к С. от г. Хамата (совр. Хама), упомин. в док-тах 9 - 8 вв. до н.э. В 853 (854) до н.э. ок. К. ассир. царь Салманасар III вступил в сраж. с объед. силами Дамаска, Хамата, Израиля и их союзников и, по-видимому, потерпел неудачу. В 720 до н.э. К. был разрушен и сожжен ассир. царем Саргоном II, после чего уже не возрожд.

КАРЛ III ПРОСТОВАТЫЙ

КАРЛ III ПРОСТОВАТЫЙ (879 - 929) - франц. король 898 - 923 из династии Каролингов. В 911 по договору с предводителем норманнов Роллоном уступил последнему на правах наследств. герцогства Нормандию. В том же году стал королем Лотарингии. В 923 во время борьбы с феодалами, поднявш. против него мятеж, был захвачен графом Гербертом Вермандуа в плен, где и умер.

КАРЛ III ТОЛСТЫЙ

КАРЛ III ТОЛСТЫЙ (839 - 888) - король Вост.-Франкск. королевства 876 - 887 и Зап.-Франкск. королевства 885 - 888, франкский император 881 - 887. Под властью К. III Т. на короткий срок оказались объед. основные части империи Карла Великого. К. III Т. оказался не в состоянии организовать отпор норманнам, к-рые в 886 - 887 осадили Париж, и вынужден был откупиться от них деньгами. В 887 был низложен поднявш. мятеж герм. феодалами.

КАРЛ II ЛЫСЫЙ

КАРЛ II ЛЫСЫЙ (823 - 877) - король Зап.-Франкск. королевства 840 - 877, франкский император 875 - 877 из династии Каролингов. Сын Людовика Благочестивого. Верденский договор 843 закрепил за К. II Л. Зап.-Франкское королевство (большая часть совр. Франции). При К. II Л. в Зап.-Франкском королевстве происходило дальнейшее оформление феод. отношений, получившее отражение в Мерсенском капитулярии (847) и Керсийском капитулярии (877). Совершил два похода в Италию (875 и 877) и добился от рим. папы титула императора (875) и короля Италии, однако реал. власти не имел. Его попытка овладеть Вост.-Франкским королевством (876) окончилась пораж.

КАРЛ ВЕЛИКИЙ

КАРЛ ВЕЛИКИЙ (ок. 742 - 814) - франкский король с 768, с 800 - император. Виднейший представитель династии Каролингов. В результате многочисл. завоеват. походов К. В. (войны с лангобардами в 773 - 774, с саксами в 772 - 804, с аварами в 788 - 803, с арабами, многочисл. столкновения со славянами), образовалась огромная империя. В состав империи К. В. входили терр. совр. Франции, Зап. и Юж. Германии, Сев. и Ср. Италии, Бельгии, Голландии, Австрии и Сев.-Вост. Испании.

КАРЛИК

КАРЛИК - Карлики - персонажи антич. миф., изображ. в виде маленьких человечков.

КАРЛ МАРТЕЛЛ

КАРЛ МАРТЕЛЛ (ок. 688 - 741) - фактич. правитель франкск. госуд. (с 715) при последних Меровингах, майордом из рода Каролингов. В результате ряда успеш. походов К. М. вернул франкск. госуд., отпавшие в кон. 7 в. обл. в Галлии и за Рейном, а также завоевал земли фризов. В 732 войска К. М. нанесли пораж. арабам в битве при Пуатье. Успехи К. М. подготовили переход королевской власти к Каролингам при его сыне Пипине Коротком.

КАРЛОМАН

КАРЛОМАН (751 - 771) - младший брат и соправитель Карла Великого в 768 - 771. В управл. К. находились юго-вост. обл. Франкск. королевства. К. и связанные с ним слои франкской знати поддерживали лангобардов в их борьбе против рим. папы в Италии.

КАРЛУКИ

КАРЛУКИ - тюрк. племя, состоявшее из трех родов; возвысилось после распада Тюркского каганата. Занималось кочевым скотоводством, охотой, постепенно переходило к оседлому земледелию. К. населяли терр. вдоль караванного пути из Ср. Азии в Китай, от р. Талас до р. Тарим, южнее оз. Иссык-Куль. В 757 - 766 заняли всю терр. госуд. тюргешей. Правители К., носившие титул ябгу, сделали своей столицей г. Суяб на р. Чу и правили здесь с 766 до 940, затем центр был перенесен в г. Койлык в долине р. Или. В 861 овладели Кашгарией. В 10 в. вошли в состав госуд. Караханидов и у них стали складываться раннефеод. отношения. В 960 приняли мусульманство.

КАРМА

КАРМА - в миф. и этикорелиг. воззрениях индийцев обозначение действия, в частн., религиозного, предпола-гающ. последующее вознаграждение. В наиболее распростр. употреблении - совокупность всех добрых и дурных дел, соверш. индивидуумом в предыдущих существованиях и определяющих его судьбу в последующих.

КАРМАНИЯ

КАРМАНИЯ - в древности обл. в Юж. Иране, между Персидой и Гедросией, на С. отделен. пустынями от Парфии; соотв. позднему Керману, но Др. К. включала и более юж. р-ны (совр. Ларистана и др.) до мор. побережья. Ираноязыч. население К. кармании (у Геродота: герма-нии) - принадлежало к числу перс. племен.

КАР МАРК АВРЕЛИЙ

КАР МАРК АВРЕЛИЙ - рим. император с сент. 282 по июль 283. Выходец из Юж. Галлии; при имп. Пробе занимал должность префекта претория; провозглашен императором норикск. и рецийск. войсками; усмирил германцев и сарматов на Дунае; одержал победу над персами в Месопотамии. Затем, покорив Ктесифон и победоносно переправивш. на противоположную сторону Тигра, внезапно скончался в своей палатке. Преемниками К. стали его сыновья Карин и Нумериан.

КАРМЕНТА

КАРМЕНТА - в рим. миф. родовспомогательница. Ее помощницы (или сестры): Прорса и Постворта (получили свои имена от назв. двух положений ребенка при родах). К. имела своего фламина и праздник карменталии. К. предрекает события, а ее сестры Постворта и Антеворта видят как прошедшее, так и будущее. К. счит. также матерью или женой Эвандра и индентифиц. с аркадск. нимфами.

КАРНА

КАРНА - 1. в рим. миф. богиня подзем. мира. В ее праздник карнарии ей приносилась в жертву бобовая каша, а могилы родных украшались цветами. По версии Овидия, К. - нимфа-охотница, заманивавшая влюбленных в темные пещеры и затем скрывавш. К. перехитрил, благодаря способности видеть происходящее позади себя, Янус, и, став ее любовником, даровал ей власть над дверными петлями и колючую ветвь, с помощью к-рой она спасла младенца Прока (царя Альбы) от питающ. внутренностями новорожденных страшных ночных птиц стриг. Счит. также защитницей детей и хранительницей внутрен. органов человека.

2. герой др.-инд. эпоса «Махабхарата», внебрач. сын матери пандавов Кунти и бога солнца Сурьи. К. родился с естеств. панцирем на теле и чудесн. серьгами (атрибутами Сурьи), делающ. его неуязвимым.

КАРНАК

КАРНАК - населен. пункт на Ю. Бретани в деп. Морбиан (Франция), в р-не к-рого находятся относимые к концу неолита и нач. бронз. века (кон. 3 - 1-я пол. 2-го тыс. до н.э.) мегалитич. памятники. Среди них аллеи менгиров, кромлехи, овальные и вытянутые курганы с подкурган. камерами и без них. В камерах найдены кам. топоры, наконечники стрел, бусы, глиняная посуда и пр.

КАРНЕАД

КАРНЕАД (214/212 - 129/128 до н.э.) - др.-греч. философ, противник эпикурейской и особенно стоич. школы, основатель и схоларх (глава) третьей, или новой, академии. Соч. К. до нас не дошли.

КАРНЕИ

КАРНЕИ - праздник, посвящ. Аполлону Карнейскому, справлявш. у дорийцев (особенно у спартанцев) в теч. 9 дней в месяце карнее (июль-август). Было принято ставить шатры из листьев и проводить состязания в беге.

КАРНУНТ

КАРНУНТ - древ. кельт. насел. пункт на прав. берегу Дуная близ Хайнбурга (Австрия). При Августе был использован в кач-ве лагеря во время войны с Марободом (6 н.э.). Позднее приобрел значение важного укрепления на дунайском лимесе. В 73 был обнесен кам. стеной, сделан стоянкой рим. легионов. Неск. раз разруш. и восстанавливался (последний раз в 375), окончат. разрушен ок. 400.

КАРНУТЫ

КАРНУТЫ - кельтское племя.

КАРПАТОССКОЕ МОРЕ

КАРПАТОССКОЕ МОРЕ - так именуется юго-вост. часть Эгейского м. по о. Карпатос, лежащему между о. Крит и о. Родос.

КАРПАТЫ

КАРПАТЫ - горная система на В. Ср. Европы. Римляне владычествовали в Дакии и, конечно, знали о К., но единого именов. для этой горной системы не существовало; не было у древних и представл. о связи и соотнош. отдельных ее частей. Горы Птолемея (к этому именов. и восходит слово «Карпаты» в др. яз.) - это только часть К.; скорее всего, К. в целом именов. Бастарнскими Альпами - это именов. встреч. в Певтингеровой таблице.

КАРПЫ

КАРПЫ - дакийское племя, обитавшее в древности в долине рр. Сирета и Прута. В 251 вместе с готами одержали победу над Децием. В кон. 3 в. были разбиты Аврелианом.

КАРРЫ

КАРРЫ - Карра - древ. город в Сев.-Зап. Месопотамии, в р-не к-рого войска царя Парфии Орода в мае 53 до н.э. разгромили войско рим. полководца Красса. Весной 54 до н.э. Красс, в погоне за воен. добычей, вторгся в парфян. владения в Месопотамии и захватил ряд городов. В кон. апреля 53 до н.э. Красс с армией численностью ок. 40 тыс. чел. возобновил поход с целью разгрома Парфии - сильного конкурента Рима на Востоке. Парфяне, используя тактику отступл., заманили Красса вглубь страны и, перейдя в контрнаступл., разгромили около К. войско Красса по частям. Остатки войска (ок. 14 тыс. чел.) бежали в Сирию. Сам Красс погиб.

КАРС

КАРС - древ. арм. город и крепость на важном торг. пути из М. Азии в Закавказье. В 10 - 11 вв. центр армян. Карсского царства.

КАРССКОЕ ЦАРСТВО

КАРССКОЕ ЦАРСТВО - армян. феод. госуд. в обл. Вананд со столицей в г. Карс (963 - 1064). К. ц. выделилось из Анийского царства в период его феод. раздробления, но карсские цари династии Багратуни находились в вассальной зависим. от анийских. При Мушеге (963 - 984) К. ц. играло роль передового форпоста Анийского царства в борьбе с Византией. Наибольш. могущества К. ц. достигло в царствование Аббаса (984 - 1029), обращавш. особое внимание на усиление и снаряжение войска.

КАРТИННЫЕ РАМЫ

КАРТИННЫЕ РАМЫ - антич. К. р. представл. собой в большинстве случаев обыкнов. плоские, окрашен. в красный цвет или имеющие надписи планки, к-рые приколачив. гвоздями или прикреплялись штифтами по периметру картины. Если картина исполнялась на дереве, что было обычным, рама прикреплялась вместе с картиной прямо к стене. Деревян. картины заключ. также в металлич. оклады с драгоц. камнями, что нашло свое продолжение в христ. иконописи. Функция К. р. варьировалась в соотв. с ме-няющ. худож. концепциями. Первонач. К. р. служила для оформления и одноврем. для обозначения границ картины; затем, в классич. эпоху, К. р. образовывала с композицион. решением самой картины органич. целое, и, наконец, в эллинистич.-рим. период К. р. обособилась от обрамляемой ею картины и приобрела свое собств. худож.-функ-ционал. значение.

КАРТИНЫ

КАРТИНЫ - 1. К. представляли собой дерев. доски, плиты и плитки из обожж. глины или камня, металлич. и др. пластины с нанес. на них фигурными или орнаментал. изображ. Древнейш. свидетельствами явл. глиняные метопы из Терма (7 в. до н.э.); этрусской сферы - бокканерские и кампанские плиты. Меньший формат имеют коринфские К. на глине из Пендескуфии и К. на дереве из Питсы (6 в. до н.э.). Эллинистич. К. на мраморе, напр., в Геркулануме, копируют классич. образцы. В большом кол-ве сохран. рим.-кампанские настенные К., к-рые, как правило, составляли одну из декоратив. составных частей настенной живописи. Особое значение имеют превосходно сохранивш. в большинстве случаев поясные портреты умерших. Фамильные рим. портреты представляли собой пластич. слепки из воска или к.-л. др. материала с лица умерше-го члена семьи.

2. К. как изображ. использовались для декоратив. оформления др. предметов. Фигурные композиции появ. на сосудах, пряжках и т.д. во времена господства геометрич. стиля (8 в. до н.э.). В дальнейшем с точки зрения истории иск-ва (иконографич. и стилистич.) большую роль играли метопные, фризовые и фронтонные рельефы, рельефы на гробницах и саркофагах, т.н. рельефные К. (напр., икарийский рельеф,), а также многочисл. вазопись.

Соотнош. между содержанием К. и ее многочисл. обрамлением варьировалось от их функционал. единства до чисто декоратив. оформления.

КАРТОГРАФИЯ

КАРТОГРАФИЯ - наука о географич. картах выросла из измерения Земли (геометрии), из тех запросов и потребностей, к-рые возникали по мере знакомства с др. землями, из космологич. спекуляций. Примитив. карты мира имелись уже в Др. Вавилонии.

Древнейшая греч. карта Земли была, по-видимому, составлена ок. 550 до н.э. ионийским натурфилософом Анаксимандром; немного позже карту Земли составил Гекатей; у Аристагора из Милета, их соотечественника (ок. 500 до н.э.), была, очевидно, карта Земли, нанес. на медную доску. Карта Перс. царства была, возможно, изготовл. по приказу царя Дария I. Геродот критиковал тех ионийских философов, к-рые представляли Землю слишком схематично - в виде круга, опоясан. Океа-ном (такой она изображ. у Гомера на щите Ахилла). Согл. Псевдо-Гиппократу (соч. «О числе 7»), Земля делилась на семь частей. Уже на ионийских картах, как и на совр. картах, С. был вверху, Ю. - внизу. Гекатей разделил всю обитаемую Землю на две части - сев. (Европа) и юж. (Азия). Граница проходила от Гибралтара через Средиземное и Черное мм. до р. Фасис (ныне Риони), к-рая, как счит., брала нач. в вост. части Океана. Дикеарх (ок. 300 до н.э.) заменил эту естеств. границу воображ. линией, к к-рой прибег и Эратосфен; эта линия шла от Гибралтара через Сардинию, Сицилию, Пелопоннес, Ионию, Карию, Ликию, Памфилию, Киликию и Тавр до Гималаев; в кач-ве гл. срединного меридиана Дикеарх принял линию «Дон - Нил». Обе линии пересекались около о. Родос. Линия «Дон - Нил» рассматр. как меридиан еще у Геродота.

Когда пифагорейцы, элеаты и Аристотель поняли, что Земля шарообразна, возникла проблема картографич. проекции на плоскую поверхность. Демокрит, Евдокс и Дикеарх представл. Землю не кругом, а прямоугольником; Эратосфен, к-рый мог обобщить опыт Пифея и сведения, получ. в походах Александра Македонского, представлял Землю в форме овала. Он начертил сетку из семи параллелей и семи меридианов, к-рые пересек. под прямым углом. Его критик Гиппарх Никейский (2 в. до н.э.) разделил меридиан от экватора до полюса на 90 градусов и т.о. поделил поверхность Земли параллел. окружностями (климатами). Построение такой сетки было в конеч. счете основано на Парменидовом представл. о шарообразности Земли. У Посидония она была развита в систему зон. Однако в двух последующих столетиях, до наступл. н.э., ведущую роль играла все же практич. география, или хорография, развитие к-рой связано прежде всего с им. Полибия; практич. география опровергала математич. географию Дикеарха, Эратосфена и Гиппарха. К представителям практич. гео-графии относится и Страбон, соч. к-рого явл. гл. источ. наших знаний об этом направл. в географии и, более того, о состоянии всей науки после Геродота.

Представителями практич. географии были и прагматич. настроен. римляне. Большим достижением было соч. Марина Тирского «Исправление карты Земли» (ок. 100 до н.э.), к-рое, однако, известно нам только потому, что оказало влияние на Птолемея (2 в.). Марин, по-видимому, применил для составл. карт цилиндрич. проекцию, причем за основу он взял (по принципу Гиппарха) сетку координат из 8 параллелей и 15 меридианов. Птолемей сделал еще один шаг вперед, впервые использовав конич. проекцию; в остальном основу его карты, охватывавшей терр. от Ирландии до Китая, составлял, в сущности, тот же материал, что и у Марина. Карта Птолемея не сохран., зато дошло его большое гео-графич. соч., в к-ром при помощи системы координат точно определено местополож. огромного числа географич. точек. Это соч. - наиболее соверш. из известных нам географич. соч. древности. Утерян. карта Птолемея в рукописях 4 - 5 вв. в нек-рой мере компенсируется общей картой Земли и 26 картами отдельных обл. Эти карты оказали большое влияние на географию арабов, а также на науч. К. Ренессанса. Птолемей предполагал, что на Ю. Инд. ок. находится неизв. материк. Римляне составляли спец. итинерарии («путеводители»). С ними связана дошедшая до нас Певтингерова таблица 12 - 13 вв., предназнач. для практич. использования; она представл. собой копию дорожной карты 2 - 3 или 4 вв., охватыв. освоенное человеком пространство от Ирландии до Китая. По существу, картами, дошедш. до нас из античности, явл. и остатки высечен. на мраморе плана застройки Рима («Капитолийский план города», ок. 200), а также мозаичный пол, сохранивш. в развалинах древ. церкви в Мадебе (Палестина), на к-ром изображ. карта Земли обетованной (6 в.). Были в античности и карты, предназнач. для школьного обуч. и различ. практич. нужд. Глобус был, очевидно, изготовлен Кратетом Малосским во 2 в. до н.э.

КАРУН

КАРУН - в мусульм. представл. враг и притеснитель Мусы. Упомин. в Коране вместе с Фирауном и Хаманом среди тех, кто в своем мирском благополучии бросал вызов аллаху.

КАРФАГЕН

КАРФАГЕН - рабовлад. гор.-госуд. (финикийск. - новый город) в Сев. Африке, в 7 - 2 вв. до н.э. одна из крупнейших держав. К. был основан в 825 до н.э. выходцами из финикийск. г. Тира. Благодаря удобному географич. положению К. рано стал крупным центром посреднич. торговли, поддерживая тесные связи со странами Вост. Средиземноморья, Эгейского басс., Италией и Тартессом.

В 8 - 7 вв. К. основал ряд колоний на средиземноморском побережье Сев. Африки, а также на о. Эбес (Эбузус, сер. 7 в.). Выведение колоний закрепило господство К. на торг. путях к Ю. от Пиренейск. п-ова, а также позволило удалить из города тех представителей соц. низов, к-рые могли выступить против господства аристократии. В ходе борьбы с греками и тартесситами, представлявш. в 7 в. серьезную угрозу финикийским колониям в Зап. Средиземноморье, в Юж. Испании, Зап. Испании, Зап. Сицилии и Сев. Африке, возникли объед. финикийских колоний, среди к-рых К. занял преобладающее положение. К. представлял собой олигархич. госуд., власть в к-ром находилась в руках отд. группировок торг.-земледельч. аристократии, постоянно боровш. между собой за первенство и влияние. В кон. 9 в. до н.э. в К., возможно, существовала царская власть: легенд. основательница К. Элисса именуется в источ. «царицей». Однако после ее смерти власть при неизвест. обстоятельствах перешла к Совету десяти, наряду с к-рым существовал и Совет старейшин. Во 2-ой пол. 6 в. до н.э. полководец Малах установил в К. свою воен. диктатуру, опиравш. на нар. ополчение, однако она просущест-вовала недолго и сменилась олигархич. диктатурой Магонидов, к-рые опирались на наемную армию; с потерей династией Магонидов фактич. власти (в сер. 5 в. до н.э.) аристократия К. создала «республиканскую» систему правл. Совет десяти был преобразован в Совет тридцати, был расширен и Совет старейшин (от 100 до 300 чл.). Верхов. исполнит. власть была сосредоточена в руках двух выборных магистратов - суффетов. Для контроля за деятельностью магистраторов был создан Совет 104, члены к-рого назначались спец. комиссиями - пентархиями, пополнявш. путем кооптации. Независимые от волеизъявл. нар. масс, эти органы служили надежной цитаделью аристократии. Магистраты избирались по принципу «знатности и богатства».

Нар. собрание в К. не играло заметной роли; оно приобретало власть только в случае разногласий между магистратами, имея в таком случае право не только обсуждать предложения, вносивш. магист-ратами, но и выдвигать свои собственные. Как хар-рную черту политич. жизни К. источ. единодушно отмечают взяточничество и коррупцию. В К. было широко развито крупное рабовлад. с.-х. и ремесл. произ-во, в к-ром наряду с рабами эксплуатировались полусвободные зависимые производители - боды. Наряду с частными мастерскими в К. существовали и гос., где эксплуатировался труд гос. рабов. Земледельч. население терр., подвластных К., обязано было выплачивать карфагенским властям налог в размере 0,1 урожая зерновых. Жестокая эксплуатация К. населения покоренных терр., в особенности ливийского крестьянства, вызывала неоднократные восстания. Финикийские колонии, располож. на сев. побережье Африки (Утика, Гиппон, Лептис-Минор, Лептис-Магна), входившие в состав Карфагенской державы, имели близкую к К. соц. и политич. структуру и, по-видимому, пользовались внутр. автономией. Они должны были выплачивать карфаг. властям налог-пошлину со своей торговли. Разгромив в союзе с этрусками греков-фокейцев в битве при Алалии (534 до н.э.), а затем, уничтожив Тартесс, К. закрепил свое господство в Зап. Средиземноморье и монопольное по-ложение в зап.-средиземноморской торговле. Однако, потерпев пораж. в битве при Гимере (ок. 480), К. был вынужден на длит. время приостановить свое наступление на зап. греков. В сер. 5 в. до н.э. К. возобновил борьбу за Сицилию, к-рую он вел с переменным успехом с Сиракузами ок. 100 лет. В нач. 3 в. до н.э. под его властью оказалась почти вся Сицилия, кроме Сиракуз. Сицилия явилась осн. объектом борьбы между К. и Римом и в теч. 1-й Пунической войны (264 - 241 до н.э.).

Потерпев пораж. как в самой Сицилии, так и на море, К. был вынужден отказаться от Сицилии в пользу Рима, а также выплатить ему значит. контрибуцию. Волнения среди наемников, к-рым карфаг. пр-во после окончания войны задерживало выплату жалованья, послужили сигналом к мощному восстанию ливийск. крестьянства (241 - 238 до н.э.), в к-ром приняли участие и беглые рабы (руководители восстания - ливиец Матос и беглый раб Спендий). Оно было поддержано и нек-рыми финикийск. городами в Сев. Африке. Власти К. с большим трудом подавили это движение; на заключит. этапе борьбы по-давл. восстания руководил один из крупнейших карфагенских полководцев Гамилькар Барка, возгл. в К. демократич. движение и стремивш. к возобновлению борьбы с Римом. В 30 - 20-х гг. 3 в. до н.э. власть в К. перешла в руки группировки, возглавлявш. Гамилькаром Баркой, и шедших за ним демократич. кругов. Вскоре после подавления восстания ливийцев карфаг. войска под рук. сначала Гамилькара Барки, а затем его преемников - Гасдрубала и после гибели последнего - Ганнибала, завоевали Испанию до р. Ибера, что привело карфагенян в непосредств. соприкосновение с Римом. Осада и взятие Ганнибалом Сагунта послужили поводом к нач. 2-й Пунической войны (218 - 201 до н.э.), в ходе к-рой римляне и карфагеняне вели борьбу за господство в Зап. Средиземноморье, за преобладание в торговле и мореходстве. Вторгнувш. в Италию и нанеся римлянам ряд сокрушит. пораж. (наиболее крупное - при Каннах, 216 до н.э.), Ганнибал создал непо-средст. угрозу существованию Рима. Однако он не сумел удержать инициативы в своих руках. Римляне накопили силы для ответного удара и перенесли войну на терр. Африки. После пораж. при Заме (202 до н.э.) К. был вынужден заключить мирный договор с Римом. Однако это условие было нарушено при нападениях на К. нумидийск. царя Масиниссы, к-рому карфагеняне оказали сопротивление. Римляне, опасавш. роста экономич. могущества К., использовали это событие как предлог для нач. 3-й Пунической войны (149 - 146 до н.э.), в результате к-рой К. был полностью уничтожен и созданная им цивилизация почти бесследно погибла.

КАРХЕМИШ

КАРХЕМИШ - Кархемыш, Гаргемиш - древ. город в Сев. Сирии, на излучине Евфрата (совр. Джераблус, иначе Джерабис). Первые упомин. о К. относятся к нач. 2-го тыс. до н.э., когда он был центром небольшого госуд. Впослед. с возвыш. хеттской державы К. - форпост хеттск. продвижения в Сирию и Месопотамию. Его правителем был обычно сын хеттского царя. К., или Хатти, сохранял традиции хеттов вплоть до присоед. к Ассирии (717 до н.э.). В 605 до н.э. под К. вавилоняне и мидяне, возглав. вавилонским царем Навуходоносором, разбили войско фараона Нехо II, пришедш. на помощь ассирийцам, что привело к ликвидации остатков ассирийск. госуд., а также егип. гегемонии в Сирии и Палестине.

КАРЦЕР

КАРЦЕР - рим. гос. тюрьма, находивш. на вост. склоне Капитолия. В теч. почти 700 лет, начиная с 3 в. до н.э., в ней содержались осужд. до момента исполн. смертного приговора. Для этой цели служила подзем. часть тюрьмы, постр. при Сервии Туллии, где смертников чаще всего удушали, реже закалывали мечом.

КАРШИПТАР

КАРШИПТАР - в иран. миф. крылатое существо, владыка водной стихии. Образ К. восходит к архаич. евразийск. мифу о божестве-демиурге в облике водоплавающей птицы; К. олицетворял изначальность водной стихии (аналогич. инд. образ единого с К. происхожд. - гусь Брахмы). К. принес закон Ахурамазды в квадратную Вару. Птица К. - царь пернатых в земном мире, тогда как в духовном над ним царит симург. К. умел излагать «Авесту» на яз. птиц, но владел и человеч. речью. Вместе с др. владыками животн. мира наставлял пророка Заратуштру.

КАСОГИ

КАСОГИ - рус. назв. ср.-век. адыгов, обитавших в Прикубанье. Впервые упомянуты визант. авторами (Епифаний - рубеж 8 - 9 вв., Константин Багрянородный - 10 в.). Арабы назыв, К. «кешаками».

КАСПИИ

КАСПИИ - племена иберийско-кавк. группы, обитавшие в степных р-нах Вост. Азербайджана. Впервые упомянуты Геродотом в 5 в. до н.э. Осн. занятие К. - кочевое скотоводство. Позже (до 1 в. до н.э.) К. слились с мидянами, албанами и др. племенами. По имени К. получило свое назв. Каспийское м., а также одна из обл. Др. Азербайджана - Каспиана.

КАСПИЙСКОЕ МОРЕ

КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - это назв. появ. уже в античности - море именов. Каспийским по назв. племени каспиев, обитавших на Ю.-В.; имело оно и др. именования (Гирканское, Албанское, Скифское), произвед. от назв. сопредел. племен. Уже Геродот знал, что Каспий - внутр. море, в то время как Гекатей Милетский еще считал его заливом Северного ок. Александр Македонский отожд. его с Азовским м. По поручению Селевка I Никатора командующий флотом Патрокл исследовал побережье К. м. и пришел к обширн. заключ., что оно связано с Северным ок. Эта точка зрения была воспринита Эратосфеном. Только Марин Тирский и Птолемей снова пришли к убеждению, что Каспий - внутр. море, однако ошибоч. точка зрения существовала вплоть до 14 в.

КАССАНДР

КАССАНДР (ок. 355 - 298 до н.э.) - макед. полководец, один из диаходов, с 306 - царь Македонии. После смерти отца - Антипатра (319) выступил против регента Полиперхонта, сподвижника Александра Македонского. В 317 захватил Афины и восстановил в городе олигархич. строй во главе с Деметрием Фалерским. В 316 совместно с др. диадохами выступил против Антигона. По договору 311 К. получил Македонию. По его приказу были убиты жена и сын Александра Македонского, а сам он принял титул царя. Принимал участие в битве при Ипсе (301).

КАССАНДРА

КАССАНДРА - в греч. миф. дочь Приама и Гекубы. Уже в киклич. поэмах К. выступала как пророчица, предсказаниям к-рой никто не верил. Даром провидения наделил К. домогавш. ее любви Аполлон, и, когда К. отказалась ответить ему взаимностью, Аполлон в отместку сделал так, что ее вещие слова не стали принимать всерьез. В ночь падения Трои К. искала убежища у алтаря Афины, но была отторгнута от него Аяксом, сыном Оилея, к-рый насильно овладел К. Как пленница К. досталась в добычу Агамемнону и погибла вместе с ним от руки Клитемнестры, увидевшей в ней соперницу. В ист. эпоху в ряде мест Пелопоннеса (в Амиклах, Микенах, Левктре) указывали могилу и храм К., отожд. с местным божест-вом Александрой.

КАССИВЕЛАУН

КАССИВЕЛАУН - один из вождей бриттов, под властью к-рого находилась терр. к С. и С.-В. от Темзы. Во время 2-го похода Юлия Цезаря в Британию (54 до н.э.) К., встав во главе союза бриттских племен, оказал упорное сопротивл. рим. войскам. Цезарю, использовавш. раздоры между бриттск. вождями, удалось вынудить К. к согласию на уплату Риму дани и к выдачи заложников. Однако Цезарь вывел свои войска из Британии, так и оставш. непокоренной.

КАССИЙ

КАССИЙ - 1. (ум. 42 до н.э.) - воен. и политич. деятель Др. Рима. В 53 - квестор, участник парфянск. похода Лициния Красса. Вывел остатки армии в Сирию, где закрепился и разбил парфян при Антиохии (51). В 49 - нар. трибун. В гражд. войне (49 - 45) - помпеянец. У берегов Сицилии нанес 2 пораж. цезарианск. флоту. Узнав о битве при Фарсале (48), прекратил сопротивл. Цезарю и был им помилован. В 44 - претор. Убежден. республиканец К. организовал (с Брутом и др.) убийство Цезаря. Деятельность Антония заставила К. и др., несмотря на амнистию, оставить Рим, затем и Италию. Отказавш. от сенатского поручения закупать хлеб в Сицилии, отбыл в Сирию (назнач. ему как претору, но затем отобранную). После битвы при Мутине (43) сенат утвердил полномочия К., поручив ему вести войну против цезарианск. проконсула Сирии Корнелия Долабеллы (к-рый был разбит и погиб). Образование второго триумвирата (43) заставило К., собиравш. (как и Брут) на Востоке средства (самыми крутыми мерами) и войска, соед. с Брутом (в Лидии). Они двинулись в Македонию и встретились с триумвирами при Филиппах (42). Во время сражения К., отчаявш. в успехе, покончил с собой (Брут был разбит через 20 дней).

2. рим. политич. деятель из плебейск. рода Кассиев, один из руковод. демократич. движения 60-х гг. 1 в. до н.э. Претор 66, кандидат в консулы вместе с Цицероном, Г. Антонием и Сергием Катилиной в 64, один из вождей заговора Катилины в 62. Стремясь обеспечить поддержку заговору, вел переговоры с послами галльск. племени аллоброгов, прибывшими в Рим; для установл. дальнейших связей с ними уехал из Рима, поэтому в момент выступл. и последовавш. разгрома катилинариев 5 дек. 62 не оказался в городе и был приговорен к смертной казни заочно.

КАССИЙ ДИОН

КАССИЙ ДИОН - Коккеян (ок. 160 - 235) - греч. историк и рим. сенатор из Никеи в Вифинии. В период правл. императоров из династии Северов был наместником неск. пров. и консулом в 229. Написал на греч. яз. анналистич. рим. историю в 80 кн. от основания Рима до своего консульства. В первоздан. виде сохран. книги с 36-й по 60-ю, отображающие период времени с 68 до н.э. по 57 н.э., и частично книги 78-я и 79-я (217 - 220). Остальные книги дошли до нас фрагментарно в соч. визант. историков 10 - 12 вв. Соч. К. Д. - важный источ. сведений о последнем периоде Рим. империи - представляли собой попытку автора найти органич. соед. прав и привилегий своего сословия с неогранич. императорской властью.

Предыдущая страница Следующая страница