Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "К" (часть 3, "КАС"-"КЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КАС"-"КЕР")

КАССИОДОР

КАССИОДОР - Флавий Магн Аврелий (ок. 490 - ок. 575) - видный писатель и политич. деятель королевства остготов. Занимал ряд важных гос. должностей при короле Теодорихе и его преемниках. По поручению Теодориха К. написал апологетич. «Историю готов» (сохран. лишь в сокращ. изложении Иордана). Им был составлен также сборник офиц. документов остготских королей («Разное»).

КАССИОПЕЯ

КАССИОПЕЯ - в греч. миф. эфиопская царица, жена царя Кефея, мать Андромеды. К. похвалялась перед нереи-дами своей красотой и тем самым навлекла гнев богинь и Посейдона, к-рые наслали на страну чудовище. Андромеда в виде искупит. жертвы была отдана на съедение чудовищу, но ее спас Персей, увлекш. красотой Андромеды.

КАССИТЫ

КАССИТЫ - кашши - древ. народность в Зап. Иране (в осн. на терр. совр. Луристана). Вопрос о классификации яз. К. неясен. В 1741 до н.э. К. во главе с правителем Гандашем впервые вторглись в Вавилонию, в 16 в. до н.э. овладели всей страной. Здесь К. получили зем. наделы и образовали привилегир. воен. сословие, сохранявшее свое положение и после падения т.н. Касситской династии (1204 до н.э.), но утратили свой язык и семитизировались. Предполагается, что К. ввели коневодство в Вавилонии. Оставш. в Иране К. в последний раз упомин. в 324 до н.э., когда их разгромил Александр Македонский.

КАСТ

КАСТ - сподвижник Спартака. Отделился от него вместе с др. командиром Ганником. Этим воспользов. Красс, к-рый напал на отколовш. отряд и в кровопролит. сражении в 71 до н.э. истребил его (погибло св. 12 тыс. рабов).

КАСТАЛЬСКИЙ ИСТОЧНИК

КАСТАЛЬСКИЙ ИСТОЧНИК - Кастальский ключ, Касталия - родник на горе Парнас, около Дельфов в Греции, посвящ. в древности Аполлону и музам. Водой К. и. омывались паломники перед вступл. в Дельфийский храм и прорицательница пифия перед началом своих прорицаний. В антич., гл. обр. рим., лит-ре К. и. приписыв. свойство вызывать у поэтов творч. подъем.

КАСТЕЛ

КАСТЕЛ - 1. Небольшое др.-рим. укрепление. Различаются спешно возвед. в целях выполнения непосредств. стра-тегич. задач по охране границ и долговрем. фортификац. сооружения в погранич. укрепл. пунктах, окруж. стеной. Существовали многочисл. К. вдоль границ, предназнач. для когорт и ал (напр., в Заальбурге и Нидербибере), напоминавшие своим видом уменьш. лагеря легионов.

2. С 1 в. до н.э. также в правовом отношении несамостоят., во мн. случаях не рим. городские общины, становивш. в процессе своего развития квазигородск. институциями.

3. Небольшое, располож. на горной возвышенности поселение или крепость.

4. Водохранилище, резервуар.

КАСТОР

КАСТОР - в греч. и рим. миф. один из близнецов Диоскуров, сын Зевса и Леды. Согл. мифу, убитый в сраж. К. был оживлен Зевсом по просьбе своего бессмерт. брата Полидевка (рим. Поллукс); с тех пор К. стал жить один день на небе, а др. - в преисподней. Почитался как укротитель коней (в Риме), как покровитель всадническ. сословия.

КАСТЫ

КАСТЫ - замкнутые, эндогамные группы людей, связан. единством наследств. профессии. К. существовали в ряде древ. и ср.-век. госуд. «Каста» - португал. слово, в Индии ему соотв. слово «джати» (санскрит.), к-рое в первонач. своем знач. означало - род, племя, происхожд. В Др. Индии все население делилось не только на четыре сословные варны: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, но и на К., наибольшее кол-во к-рых было внутри варн вайшьев и шудр.

КАТА

КАТА - упомин. в Вендидаде, одном из разделов Авесты, спец. постройка, где помещалось тело умерш. зороастрийца на то время, пока ненастье препятств. выставлению его на дахму. Длина и высота К. превышали размеры человеч. тела; допускалась замена рвом с особой подсыпкой на дне.

КАТАБАН

КАТАБАН - древ. раннерабовлад. госуд. на терр. совр. Адена (Юж. Аравия). Возникло не позднее кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н.э. Основа х-ва - земледелие с высокой культурой искусств. орошения. Важнейшие культуры - пшеница, финики. Осн. статья вывоза - благовония. В К. важное значение имели подчинен. царю храмовые х-ва, использовавшие труд рабов и свободных. Политич. строй хар-ризовался значит. пережитками родоплемен. отношений: наряду с царем большую роль играли совет старейшин и нар. собрание. Столица К. - Тимна. К. вел борьбу с госуд. - Авсан, Саба, Хадрамаут и Маин - за господство в Юж. Аравии. В 3 - 2 вв. до н.э. К. подчинил Авсан, в 1 в. до н.э. - Маин. Однако затем госуд. К. распалось и его терр. была разделена между Сабой и Хадрамаутом в 1 в. до н.э. (по мнению нек-рых ученых - в сер. 3 в.).

КАТАКЕРГУ

КАТАКЕРГУ - катакергак - гл. актер и автор сценария в др.-армян. нар. комедии катакахаге. Позднее К. назыв. сочинителей комедий.

КАТАКОМБЫ

КАТАКОМБЫ - подзем. помещения искусств. или естеств. происхождения, использовавш. для погребения христиан и иудеев. В период гонений на христиан в К. собирались члены общин. К. обнаружены в Александрии, Сиракузах, Неаполе, в Риме и Пече. Технически К. разрабатывались, как рудники: высота штреков, устройство вертикал. опор, система вентиляции - все это говорит о высоком мастерстве их создателей. Согл. имеющ. данным, это были т.н. фоссоры (землекопы), составлявшие коллегию; фоссоры занимали самую низшую ступень в иерархич. структуре общины. Сохран. изображения, на к-рых фоссоры представлены облач. в особую одежду, с рабочим инструментом в руках. Для захоронения в К. использовались стенные ниши; их закрывали плитами или замуровывали. Ниши, располагавш. в неск. ярусов, составляли разветвл. систему галерей. В рим. К., обнаруж. в 15 в., сохран. мн. фресок 1 - 5 вв., их сюжеты связаны не только с христ. и иуд., но и с антич. верованиями.

КАТАЛАУНСКИЕ ПОЛЯ

КАТАЛАУНСКИЕ ПОЛЯ - равнина в совр. Шампани, где обитало кельт. племя каталавнов; гл. насел. пункт - Дурокаталаун (совр. Шалон-сюр-Марн). В 451 на К. п. произошла «битва народов», в результате к-рой войска под предводит. зап.-рим. полководца Аэция победили гуннов во главе с Аттилой и обратили их в бегство.

КАТАНА

КАТАНА - др.-греч. колония в Сицилии у подножия Этны. Основана сицилийской колонией г. Наксосом в 8 в. до н.э. Занимала плодородную обл. с высокоразвит. земледелием и торговлей. В нач. Пелопоннесской войны 431 - 404 до н.э. поддерживала Афины, выступая против Сиракуз, но в 424 до н.э. приняла сторону последних, а в 415 до н.э. оказала сопротивл. Афинам. В 403 до н.э. попала под власть сиракузск. тирана Дионисия I, а в 263 до н.э. была завоев. римлянами.

КАТАПУЛЬТА

КАТАПУЛЬТА - воен. метател. машина типа невробаллистич. (действующих энергией скруч. сухожилий), бросавшая камни, бочки с горючим и т.п. на расст. в неск. сот метров. Примен. в древ. века при осаде крепостей.

КАТАРАКТ

КАТАРАКТ - уже в античности так именов. любой водопад, но особенно часто - Нильские пороги у совр. Асуана и у о. Элефантина; последний упомин. еще у Геродота.

КАТАРСИС

КАТАРСИС - очищение; согл. воззрениям греков, телесное и душевное здоровье человека зависит от гармонич. сочетания всех элементов и «сил». Медицина восстанавливает разруш. гармонию очистит. процедурами; поэзия и музыка также «очищают» и освобождают душу и дух человека своим благотворным влиянием. Пифагорейцы приписывали катартич. действие музыке, а Аристотель - еще и аффектам, вызываемым трагедией - страхом и состраданием.

КАТАФРАКТЫ

КАТАФРАКТЫ - тяж. конница Македонии в 4 в. до н.э., вооруж. длинными копьями. Всадники носили шлемы, латы с набедренниками из желез. пластинок. Головы лошадей были защищены желез. налобниками. К. обычно действовали в бою компактной массой, продолговатой или клинообразной колонной и иногда в линию. К. были в армии Александра Македонского и примен. им для ре-шит. атак.

КАТЕХИЗИС

КАТЕХИЗИС - руководство, содержащее осн. положения христ. вероучения и утвержд. высшими церк. властями. В первые века христианства К. - устное наставление в вере, с 16 в. К. - книга.

КАТНА

КАТНА - древ. город в Сирии, в басс. р. Нахр-эль-Аси (Оронт), располож. на терр. совр. г. Мешерфа. В 3 - 2 тыс. до н.э. был центром небольш. рабовлад. госуд. Находясь на торг. пути, ведущем из Двуречья в Сирию и Египет, К. играл крупную роль в экономич. и культурных связях. В 15 - 14 вв. до н.э. К. поддерживал Египет в борьбе с хеттами и был разгромлен хеттск. войсками, после чего пришел в упадок.

КАТОЛИКОС

КАТОЛИКОС - титул главы армян. (с 363), груз. (с 475) и алб. (с 552) церквей.

КАТОЛИКОС АРМЯНСКИЙ

КАТОЛИКОС АРМЯНСКИЙ - духовный глава армян. церкви. Титул католикоса появ. в нач. 4 в., со времени основания армян. церкви Григором Просветителем.

КАТОЛИКОС ГРУЗИНСКИЙ

КАТОЛИКОС ГРУЗИНСКИЙ - патриарх всея Грузии, титул верхов. иерарха груз. православ. церкви. Титул католикоса был учрежден в 484 при царе Вахтанге I (ум. в 502).

КАТОН

КАТОН - 1. Марк Порций Младший (ок. 96 - 8.04.46 до н.э.) - политич. деятель Др. Рима, актив. и наиболее последоват. защитник респ. порядков. Правнук Порция Катона Старшего. К. - участник подавл. восстания Спартака. В 63 категорич. настаивал на казни сторонников Сергия Катилины. В 62 - нар. трибун, в 54 - претор. К. - противник триумвиров, особенно Юлия Цезаря, против к-рого написал 2 полит. памфлета. В период гражд. войны 49 - 45 К. - убежден. помпеянец. После пораж. Помпея при Фарсале (48) сопротивл. Цезарю в Африке. После разгрома помпеянцев при Тапсе (46) К. покончил самоуб. в Утике (отсюда прозвище Утический).

2. Марк Порций Старший (234 - 149 до н.э.) - гос. деятель и писатель Др. Рима. Выходец из всаднич. сословия. Воен. трибун 214, квестор 202, плебейский эдил 199, претор 198, консул 195, цензор 184. Будучи сторонником новых завоев. и терр. расширения рим. державы, К. вступил в конфликт с сенатской аристократией и со Сципионом Африканским; выступал против группы Сципиона Эмилиана накануне 3-й Пунич. войны, требуя разрушения Карфагена - сильного торг. конкурента Рима. Был защитником старорим. начал в идеологии, выступал против распростр. греч. образованности, ввел суровые законы против роскоши и ратовал за укрепл. власти отца семьи. К. был первым рим. историком, писавшим на лат. яз. Его соч. «Начала», освещавшее историю Рима (от основания города до 2-й Пунич. войны) и др. племен и городов, а также племен Италии, не сохран., как и его 180 речей. Дошедший до нас трактат «Земледелие» содержит ценнейшие сведения о рабовлад. х-ве и экономике Италии 2 в. до н.э.

КАТРЕЙ

КАТРЕЙ - в греч. миф. критский царь, сын Миноса и Пасифаи. Ему была предсказана смерть от руки одного из своих детей, поэтому он услал с Крита двух дочерей (Аэропу и Климену), а его сын Алтемен и третья дочь (Апемо-сина), чтобы не стать убийцами отца, покинули Крит и поселились на Родосе. Однако, когда в старости К. отправился на Родос за сыном, пастухи приняли его за пирата и вступили с ним в схватку, подоспевший на помощь пастухам Алтемен убил К. дротиком. Узнав потом о своем преступл., сын взмолился богам и был поглощен разверзш. землей.

КАТУЛЛ

КАТУЛЛ - Гай Валерий (ок. 84 - 54 до н.э.) - др.-рим. поэт. Род. в Вероне в состоят. семье. Юношей переселился в Рим. Сохран. 116 стихотв. К. В центре лирики К. - тема любви к некоей Клодии, воспетой под им. Лесбии в память лесбосской поэтессы Сапфо.

КАТЭКИ

КАТЭКИ - высшая категория воинов-колонистов (клерухов) в эллинистич. Египте. Получая за службу значит. участки земли, К. окончат. оформились в привилегир. слой сел. населения во 2 в. до н.э. В царстве Селевкидов К. - все воины-колонисты. Они занимались с. х-вом на зем. участках, к-рые получали в катэкиях. В рим. эпоху земли К. превратились в частную собственность.

КАТЭКИИ

КАТЭКИИ - поселения гор. и полугор. типа в царстве Селевкидов, входившее в систему опорных пунктов власти на местах. Осн. населением К. были воины-колонисты - катэки, наделявш. в К. зем. участками; в К. проживало и невоен. население. Во главе К. стояли 2 назнач. царем начальника: воен. и гражд. Жители К. находились в привилегиров. положении по сравн. с окрестным населением. Они обладали правами огранич. самоуправл., но в меньшей степени, чем жители полиса.

КАУРАВЫ

КАУРАВЫ - в инд. миф. сто сыновей царя Дхритарашт-ры и его жены Гандхари, двоюродные братья и антаго-нисты гл. героев эпоса «Махабхарата» - пандавов. Все К. во главе со старшим из них - Дурьодханой погибают в битве на Курукшетре. К. рассматр. как воплощение демонов-асуров.

КАУСАР

КАУСАР - в мусульм. религии назв. одного из потоков, текущих в раю (джанна). Комментаторы Корана обычно пишут, что «вода его белее снега и вкуснее меда». В поздних вариантах предания К. течет меж золотых берегов по дну, усыпан. рубинами и жемчугами. Согл. одному из вариантов, в К. вливаются все райские реки.

КАФЕДРА

КАФЕДРА - епископское кресло в ранних христ. церквях. К. находилась за алтарем, в апсиде. К. Максимиана в Равенне - великолеп. изделие из слоновой кости 6 в.

КАХИН

КАХИН - жрец у арабов в период первобытно-общин. строя, до возникнов. ислама. К. произносили молитвы, заклинания, совершали жертвопринош. перед отдельн. идолами или в святилище, а также занимались гаданиями и предсказаниями, используя «магич.» приемы.

КАХТАН

КАХТАН - в мусульм. традиции предок - эпоним всех «юж.» арабов, противопоставлявш. «сев.» арабам - потомкам Аднана. К. считали сыном Эбера (к-рого иногда отожд. с Худом). В ряде случаев К. идентифиц. с библ. Йоктаном. Мусульм. легенды и родословия относили потомков К. - кахтанидов вместе с исчезнувш. аравийск. народами (ад, самуд, тасм и др.) к «воен. арабам», а потомков Аднана - аднанидов к «пришлым арабам». Потомки К. делились на две ветви - Химйар (оседлые) и Кахлан (кочевые).

КАШЬЯПА

КАШЬЯПА - 1. в вед. и индуист. миф. божеств. мудрец, к-рому приписывалось участие в творении мира. Согл. космогонич. мифу, изложен. в «Шатапатха-брахмане», Праджапати создал все живое, воплотивш. в космич. черепаху; «черепаха и есть К.; поэтому говорят, что все живые существа - потомки К.». В индуист. миф. К. - один из семи великих риши, сын Брахмы либо эманация Маричи (духа Брахмы - Праджапати). Женами К. считаются 8 (по др. версиям: 10 или 13) дочерей Дакши. От Дити он имел сыновей дайтьев, от Дану - данавов, от Адити - 33 бога (12 адитьев, 8 васу, 11 рудр и Ашвинов). Остальные его жены: Синхика, Вината, Капила, Кадру, Муни и др. - имена их в различ. версиях не совпадают - произвели на свет гандхарвов, апсар, нагов, ракшасов, животных и др. существа. Наконец, внук К. от его сына Вивасвата - Ману стал прародителем людей.

2. Махакашьяпа - в будд. миф. ученик Шакья-муни. В текстах хинаяны («Типитака» и ее комменатрии) К. считается одним из самых выдающ. архатов.

КАЮМАРС

КАЮМАРС - Гайа Мартан, Гайомарт - в иран. миф. первочеловек, позже - первый царь из династии Пишдадидов. По одной из миф. версий о К., переданных Бируни, Ормузд, одолевая Ахримана, начал потеть, и из капель пота на лбу уродился К., к-рый одолел Ахримана и стал разъезжать на нем верхом. У ворот ада К. испугался, тогда Ахриман сбросил его с себя и сожрал. Но перед гибелью К. успел пустить свое семя, от к-рого произросла первая человеч. пара. По др. версии, К. пробыл в раю 3000 лет. Затем он опустился на землю, где прожил еще 3000 лет, пока не появ. зло в образе Ахримана. Сын Ахримана Хазура напал на К. и был им убит. Тогда Ахриман убил К., но из ребра последнего упали две капли, и из них выросло два куста ревас (возможно, ревеня). В нач. десятого месяца на кустах появ. почки, к-рые соед., и это была первая человеч. пара. Пятьдесят лет они прожили, пока их не соблазнил Ахриман, явивш. им в облике старца: они поели фруктов, совокупились и породили людские поколения.

КВАДРАНС

КВАДРАНС - терунция - древ. рим. бронзовая монета, составлявшая 1/4 асса, т.е. 3 унции. На аверсе монеты изображ. голова Геракла, на реверсе - нос корабля. Три точки на обеих сторонах монеты указывали, что монета содержала 3 унции. Греч. назв. этой монеты - кодрантес. Во времена империи К. была самой мелкой бронз. монетой. Позже термин К. иногда применялся для обознач. стоимости 1/4 фоллиса или 3 нуммия. В вес. отношении К. обозначал 1/4 унции.

КВАДРАТУМ ИНКУСУМ

КВАДРАТУМ ИНКУСУМ - углубл. на оборот. стороне архаич. монет в форме квадрата, прямоугольника, лопастей и т.д. Эти монеты не имели изображ. В пережиточ. форме К. и. сохран. в классич. эпоху. Афинские тетрадрахмы почти до 4 в. до н.э. сохраняли на реверсе квадратное углубл., внутри к-рого помещалось изображ. совы.

КВАДРИГА

КВАДРИГА - антич. колесница на двух колесах, запряж. четвериком; лошади располаг. в один ряд; возница управлял ими стоя. Легкие К. применялись для конских состязаний. Массивными К. пользовались императоры и полководцы-победители для торжеств. процессий.

КВАДРИГАТ

КВАДРИГАТ - монета с изображ. четырехконной упряжки, или квадриги - ранний тип рим. серебр. монеты с изображ. божества (Юпитера, Сатурна, Марса, Венеры, Аполлона, Минервы, Геракла и др.) в четырехконной упряжке (лат. - quadriga).

Большинство исследователей счит., что монета была в обращении премуществ. в Юж. Италии с 3 до нач. 1 вв. до н.э. в период рим. республики. Термином К. обозначали два типа монет. С одной стороны, это республиканский денарий 2 в., к-рый явл. продолжением рим.-кампанских монет 3 в. С др. стороны, это дидрахма (монета в две драхмы) весом в 6,82 г периода пунических войн. Во времена империи также выпускались монеты с изображ. императора в квадриге, напр., монеты Клавдия (41 - 50 н.э.).

КВАДРИРЕМА

КВАДРИРЕМА - боевой корабль гребн. флота в Др. Риме, имевший 4 ряда весел с каждого борта. В последнем ряду ставились самые длинные весла, к-рые обслуживали сильные и выносливые гребцы. Наибольшее распростр. К. получили во время первой и второй Пунических войн (3 - 2 вв. до н.э.).

КВАДЫ

КВАДЫ - герм. племя, жившее в 1 в. н.э. к С. от ср. теч. Дуная, а также по верховьям Эльбы и Одера. К. входили в состав союза племен Маробода. Совершали нападения на границы Рим. империи. В 166 - 180 вместе с маркоманнами, сарматами и др. племенами участвов. в Маркоманн-ской войне с Римом; были разбиты рим. полководцем Патерном и признали протекторат Рима; в 180 получили независим. В 375 рим. имп. Валентиниан вновь покорил К. Часть К. в нач. 5 в. вместе с вандалами перекочевала в Испанию, основав свое королевство в Галисии (К. в Галисии иногда наз. квадо-свевами, а их госуд. свевским королевством), часть К. вместе с лангобардами переселилась в 568 в Италию. Впослед. К., по-видимому, смешались с др. герм. племенами.

КВАСИР

КВАСИР - в сканд. миф. маленький мудрый человек, сделан. из слюны богов после оконч. войны асов и ванов и первонач., по-видимому, персонифиц. хмельной напиток. В «Младшей Эде» говорится также, что из крови К., убитого карликами (цвергами), был сделан мед поэзии. В др. месте «Младшей Эдды» упомин. о том, что К. по золе догадался о назначении сгоревш. предмета и таким образом помог богам сделать сеть, в к-рую затем они поймали Локи.

КВАСЦЫ

КВАСЦЫ - начиная с 5 или 6 в. до н.э. К. применяли в Греции для дубления и крашения шерсти, т.к. калиево-алюминиевые К. придавали тусклым земляным краскам блеск. Теофраст описал К. в одном из своих утерян. трактатов, в к-ром он изложил также свои взгляды на их пригодность для мед. целей и в ремеслах. Архелай, один из полководцев царя Митридата VI, обнаружил, что дерево, опущ. в квасцовый раствор, становится огнеупорным; это расширило примен. К. У римлян К. использов. преим. для выделки обувных кож. В осн. К. добывались горным способом, однако известен способ выщелачивания их из поверхностных минерал. выцветов.

КВЕСТОРЫ

КВЕСТОРЫ - должност. лица в Др. Риме. В царский период - уголовные судьи, в эпоху республики - магист-раты, помощники консулов. Должность К. была первой ступенью в политич. карьере. Им поручались финанс. и суд. дела, однако К. не могли приговаривать к смерти. Часть К. оставалась в Риме, др. получали по жребию поручения в Италии и провинциях. Первонач. выбирались из числа патрициев. С 267 до н.э. в Риме имелось 8 К., со времени Корнелия Суллы - 20, при Юлии Цезаре - 40. К. избирались как низшие магистраты и в императорскую эпоху. В это время они ведали мощением дорог, устройством гла-диаторских игр, обнародованием императорских указов и постановл. сената.

КВИНАРИЙ

КВИНАРИЙ - рим. серебр. монета. Чеканка К. началась в 269 до н.э. вместе с чеканкой денария, половине к-рого равен К. Первонач. К. был приравнен к 5 медным ассам; на ранних К. изображ. на лицевой стороне голова богини Ромы (олицетвор. Рима), на оборотной - миф. греч. герои Диоскуры на конях. С 217 до н.э. изменилось соотн. К. и асса: К. был приравнен к 8 ассам. Около 102 - 104 до н.э. на К. стала воспроизвод. Виктория (богиня победы), воздвигающая трофей. Изготовл. К. продолжалось с перерывами до 3 в. н.э.

КВИНКВИРЕМА

КВИНКВИРЕМА - кенкерема - боевой корабль гребн. флота в Др. Риме, имевший пять рядов весел с каждого борта. В последнем ряду ставились самые длинные весла, гребцами на них были самые сильные и выносливые рабы. К. применялись во второй Пунической войне в кон. 3 в. до н.э. Большого распростр. не получили.

КВИНТИЛИАН

КВИНТИЛИАН - Марк Фабий (ок. 35 - ок. 100 н.э.) - рим. оратор, первый учитель риторики, получавший в Риме гос. содержание. В преклонном возрасте К. написал «Наставление оратору» в 12 кн. - произв., сочетающее педагогич. направленность с систематич., начиная с элементарных основ, с изложением всей риторич. теории. Образцом оратора и стилиста и воплощением идеала образованности К. считал Цицерона, противопоставляя естественность его слога искусств. стиля совр. азианистов.

КВИНТИЛИЙ ВАР

КВИНТИЛИЙ ВАР - Публий (ок. 53 до н.э. - 9 н.э.) - рим. военач., родственник имп. Августа. Консул 13 до н.э., легат в Сирии в 7 до н.э. С 5 н.э. как наместник вновь образован. провинции Германии своими вымогательствами и насильств. романизацией вызвал выступл. герм. племен во главе с вождем херусков Арминием. Сам К. В. покончил жизнь самоуб.

КВИНТЭССЕНЦИЯ

КВИНТЭССЕНЦИЯ - в антич. и ср.-век. философии - пятая, наиболее истинная основа, сущность вещей, в отличие, а позднее и в противоположность четырем материал. сущностям: земле, воде, воздуху и огню, о к-рых писали антич. материалисты.

КВИРИА

КВИРИА - в груз. миф. божество. По представл. горцев Вост. Грузии, К. - предводитель локальных общинных божеств - хвтисшвили, посредник между верхов. богом и людьми, вершитель суда. Его эпитеты - каравиан («имею-щий шатер»), хметмоурави («правитель суши»). В честь К. устраив. празднества квирицхов лоба, халарджоба с ночными бдениями и культовыми пиршествами. Во время празднеств строились хижины из зеленых веток.

КВИРИН

КВИРИН - в рим. миф. бог. Первонач. К. был богом, почитавш. сабинянами на холме Квиринале, вошедшим в рим. пантеон после заключ. Ромулом мира с царем сабинян Титом Тацием. К. - бог нар. собрания, отсюда полное наименов. римлян «рим. народ квиритов» или просто «квириты». К. счит. ипостасью Марса (в отличие от Марса военного, движущегося, он олицетвор. Марса мирного, Марса в покое), поэтому храм Марса был вовне, храм К. внутри городских стен. Впослед. К. отожд. с Ромулом - учредителем важнейших инструментов рим. гражд. общи-ны; на месте древ. комиций была сооружена одна из ве-личайших святынь Рима «гробница Ромула». Взаимо-обусловленность долга римлян как воинов и как граждан нашла также отражение в связи К. с Янусом, храм к-рому под им. Януса-К. как богу, ведавш. войной и миром, посвятил царь Нума Помпилий.

Фламин К. наряду с фламинами Юпитера и Марса принадлежал к высшему рангу в иерархии жрецов. Фламин К. участвовал в культе Робиго - божества, отвращавш. от гибели урожай и др. грозившие гражд. общине бедствия, и в культе Акки Ларентии как благодетельницы рим. народа. В более позднее время культ К., оттесн. культом Юпитера и Марса, особой роли не играл.

КВИРИНАЛ

КВИРИНАЛ - один из холмов, на к-рых расположен Рим; находится на левом берегу р. Тибр. Назв. «К.» происходит, вероятно, от др.-рим. божества войны Квирина. Поселение сабинян на К. слилось, по-видимому, к 7 в. до н.э. с поселением римлян на Палатине. В период Рим. империи К. был занят роскошными особняками знати и постройками императоров (термы Диоклетиана и Константина).

КВИРИТЫ

КВИРИТЫ - невооруж. граждане в эпоху Рим. республики. Считают, что К. первонач. назыв. сабинов (назв. К. соотносят с сабинским словом - копье, с назв. холма Квиринал, где было поселение сабинян, и с им. бога сабинян Квирина), впослед. сливш. с римлянами в одну народ-ность. Др. толкование слова «К.» - члены курий, муж. союзов, в совокупности составлявших гражданство рим. общины, а от него происходят понятия «квиритская собственность», «квиритское право» (строго огранич. право рим. общины).

КЕБХУТ

КЕБХУТ - в егип. миф. богиня прохладной чистой воды, покровительница 10-го нома и г. Летополиса. Воплощалась в образе змеи и отожд. с богиней змей Уто. Счит. дочерью Анубиса и была связана с культом мертвых; К. совершала возлияние умершим, помогала им подняться на небо.

КЕДАР

КЕДАР - араб. племя, населявшее в 1-м тыс. до н.э. - нач. н.э. Сев. Аравию (между Хаураном и Теймой). Занималось скотоводством и оазисным земледелием, отчасти - караванной торговлей. В нач. 1-го тыс. до н.э. образовало племен. союз, угрожавший земледельцам Палестины, Сирии и Сев. Месопотамии, что вызвало в 8 - 7 вв. до н.э. неоднократ. попытки Ассирии и Израиля подчинить К. Впослед. К. выступает как союзник и вассал Ахеменидов. Видимо, в 5 в. до н.э. возникает раннерабовлад. госуд. Известны цари К. - Гешем (ок. 440 до н.э.) и его сын Кайну (ок. 400 до н.э.).

КЕДР

КЕДР - в античности высоко ценился и как древесина, и как источ. кедрового масла, использовавш. для приготовления ароматич. веществ. К. росли только в горах Ливана и Тавра. Иногда К. назыв. можжевельник.

КЕИК

КЕИК - в греч. миф.:

1. Друг и сподвижник Геракла, царь фессалийск. г. Трхины, у к-рого Геракл нашел приют пос-ле нечаян. убийства Эвнома в Калидоне.

2. Сын Эосфора, муж Алкионы. К. и Алкиона так любили друг друга, что, когда К. не вернулся из мор. путешествия, Алкиона бросилась в волны. Боги превратили супругов в зимородков. По др. версии мифа, К. и Алкиона были превращены в птиц за то, что, гордясь своим супружеским счастьем, назыв. себя Зевсом и Герой.

КЕЙЯНИДЫ

КЕЙЯНИДЫ - Кайаниды - в иран. миф. легенд. династия царей Ирана (в поздней «Авесте», пехлевийских и мусульм. источ.). Наименов. династии происходит от назв. жреч. сословия - кави («поэт-жрец»). Число старших К. колеблется по источ. от трех (Кави Кавад - Кай Кубад, Кави Усан, Кави Хосрава - Кай Хусроу) до восьми царей, включая также Апиваху, Аршана, Пишинаха, Бияршана, Сияваршана - Сиявуша. К младшим К. причисл. Аурватаспа (Лухрасп) и Кави Виштаспа (изредка два его брата - Спентодата и Зариварай). Гл. занятие К. - войны с враждеб. племенами туранцев, возглав. Афрасиабом. Младшим К. приписано насаждение во всем мире религии зороастризма. В поздней «Авесте» и «Денкарте» К. изображены борцами против зла и хаоса. На их стороне выступали божества Ардвисура Анахита, Дрваспа, Вайю, Аши. Место правл. К. указывается различно: в «Авесте» это окрест-ности миф. водоемов (Ворукаша, Дайтья, Чайчаста), миф. гор (Эрзифья, Хараити и др.), басс. Хильменда и оз. Хамун в Дрангиане. Мусульм. источ. называют Балх (в древности столица Бактрии), др. (Масуди, Бируни) связывают К. с правителями Нововавилонск. царства (кон. 7 - 6 вв. до н.э.).

КЕКРОП

КЕКРОП - в греч. миф. афинский царь, автохтон (рожд. землей). Его внешний вид - получеловека и полузмея - указывает на глубокую древность и хтонизм образа. Став первым царем Аттики, К. назвал страну по своему им. Кекропия. При нем произошел спор между Посейдоном и Афиной за обладание Аттикой; состязаясь в дарах жителям Аттики, Посейдон выбил источ. воды, а Афина посадила оливу. К. и Аглавра - родители Эрисихтона (умер бездетным) и трех дочерей: Аглавры, Герсы и Пандросы, погибших в безумии.

КЕКРОПЫ

КЕКРОПЫ - в греч. миф. два брата, уродливые существа, занимавш. разбоем и убивавшие путников. Живших вблизи Эфеса К. поймал Геракл и связан. принес к лидийской царице Омфале. К. - люди, за свои постоян. обманы превращенные Зевсом в обезьян, обитавших на о-ве Пи-фекуса (букв. «Обезьяний о-в»); как нарушители клятвы они лишены речи. Вначале их было двое и они не имели имен, затем число увелич. до пяти пар и каждый имел имя. К. близки к хтонич. силам, с к-рыми борется Геракл, совершая подвиги.

КЕЛЕЙ

КЕЛЕЙ - в греч. миф. элевсинский царь, автохтон (рожд. землей), супруг Метаниры. У К. было четыре дочери, к-рые повстреч. с Деметрой во время ее поисков похищ. Аидом дочери и привели Деметру в дом К., к-рый радушно ее принял. Деметра нянчила Демофонта, сына К. По воле богини К. воздвиг храм и жертвенник Деметре.

КЕЛЕНО

КЕЛЕНО - в греч. миф.:

1. Дочь Атланта и Плейоны, возлюбл. Посейдона, родившая ему сына Лика.

2. Одна из гарпий.

КЕЛЕСИРИЯ

КЕЛЕСИРИЯ - антич. назв. долины между хребтами Ливаном и Антиливаном (совр. Либнан-аш-Шаркия), именуемой в Библии «Вход в Хамат». В широком смысле - вся Юж. Сирия и Палестина, а в 4 в. - Сев. Сирия.

КЕЛЬТИБЕРИЯ

КЕЛЬТИБЕРИЯ - древ. назв. сев.-вост. части плоскогорья Испании, гористой и малоплодород. страны с суровым климатом. Гл. центром К. была крепость Нуманция, прославивш. героич. сопротивл. Сципиону Младшему (134 - 133 до н.э.). Из др. немногочисл. городов К. известны Клуния и Сеговия. После рим. завоев. (частично в 195 до н.э., полностью в 72 до н.э.) К. вошла в пров. Испания Ближняя.

КЕЛЬТИБЕРЫ

КЕЛЬТИБЕРЫ - племена, населявшие Кельтиберию. Произошли от смешения вторгнувш. в 6 - 4 вв. до н.э. на Пиренейский п-ов кельтов с местным населением - иберами. К. жили в деревнях, находясь на стадии разложения родового строя; вели полукочевой образ жизни, занимались гл. обр. овцеводством. Гл. из племен К. были ареваки, лузитаны, беллы, титтии. К. героич. отстаивали свою независим. против карфагенян (в 3 в. до н.э.) и римлян (в 195 - 193 до н.э.), в Кельтиберийскую войну (153 - 151) и особенно в Нуманцинскую (138 - 133 до н.э.). Принимали актив. участие в восстании Сертория (72 до н.э.).

КЕЛЬТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕЛЬТЫ

КЕЛЬТЫ - группа племен, обитавших уже во 2-м тыс. 7 до н.э. в Зап. Европе к С. и З. от Альп, от р. Роны через Юж. Германию до обл. по верх. теч. р. Дуная. В кон. 5 - 4 вв. до н.э. К. заняли Сев. Италию, продвинулись в Ср. Италию и в 390 или в 387 завоев. и сожгли Рим. Только в 334 римлянам удалось оттеснить их на С. С неменьшим успехом К. продвигались по теч. Дуная, откуда в 3 в. до н.э. предприняли опустошит. набег на Балканский п-ов. Часть К. прорвалась в 278 - 277 до н.э. в центр М. Азии, образовав там госуд. Галатию, превращ. в 255 до н.э. в рим. пров. Во главе племен стояла родовая знать, из к-рой выделились вожди. Большим влиянием среди К. польз. также жреч. каста - друиды.

Раздробленность племен и междоусоб. войны ослабляли К. Они не выдерживают двойного натиска - германцев с В. и римлян с Ю. Германцы оттеснили часть кельт. племен за Рейн. Римляне завоев. сначала Сев. Италию, затем Юж. Галлию (конец 2 в. до н.э.), в 58 - 51 до н.э. Цезарь, используя междоусоб. борьбу кельт. племен, захватил всю Галлию. При имп. Августе римлянами были завоеваны обл. по Верх. Дунаю, а при Клавдии - значит. часть Британии. К. вели с римлянами ожесточ. борьбу. С 54 по 51 до н.э. происходило восстание против римлян во всей Галлии, возглав. в 52 Верцингеториксом. Восстания и нар. движения К. продолжались и в период рим. господства. Так, в 21 н.э. в Галлии вспыхнуло нар. восстание, возглав. Флором и Сакровиром, а в 68 - восстание Цивилиса. Упорная борьба К. против рим. господства происходила и в др., покоренных Римом странах, в частн., в Британии. В кон. 3 в. в Галлии и в Сев. Испании развернулось мощное движение багаудов, временно подавл. имп. Максимианом, но позднее вспыхнувшее вновь и продолжавш. ок. 150 лет. В 5 - 6 вв., вследствие вторж. англо-саксов, кельтские племена бриттов переселились из Британии в Бретань, к-рая от них и получила свое назв.

КЕМЕ

КЕМЕ - др.-егип. назв. Египта (первонач. Кемет - «Черная земля») в противополож. применяем. по отношению к соседним пустыням назв. Дешрет - «Красная земля».

КЕМОШ

КЕМОШ - в зап.-семит. миф. верхов. божество в пан-теоне госуд. Моав, возможно, бог войны. Надписью моавитск. царя Меши (9 в. до н.э.) засвидет. почитание Астар-К.; очевидно, К. в одной из своих ипостасей воспринял черты Астара. В Библии есть рассказ о том, как Меша, чтобы избежать пораж. в войне, принес в жертву К. своего первород. сына. К. (Хамос) - бог аммонитян, давший им их страну (по-видимому, назван ошибочно, вместо Милькома).

КЕНЕЙ

КЕНЕЙ - в греч. миф. великан, лапиф, сын Элата; во время битвы лапифов с кентаврами последние, не сумев убить неуязвимого К., заживо погребли его, вдавив в землю громадными стволами деревьев.

КЕНОТАФ

КЕНОТАФ - ложный погребал. памятник (греч. - пустая могила). К. сооружались мн. народами мира (Греции, Рима, Ср. Азии, Египта и др.), гл. обр. в том случае, когда прах покойного по к.-л. причинам оказывался недоступным для погребения. Этот обычай у мн. народов был связан с убеждением, что души мертвых, не имеющих могил, не находят покоя (первые упомин. о К. у греков имеются у Гомера). В Др. Египте царские К. - ложные гробницы, возводивш. наряду с фактич. гробницами фараонов, имели ритуал. назначение.

КЕНТАВРЫ

КЕНТАВРЫ - в греч. миф. дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Их миксантропизм объясняется тем, что они рожд. от Иксиона и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на к-рую покушался Иксикон. К. сражаются со своими соседями лапифами (кентавромахия), пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Особое место среди К. занимают два - Хирон и Фол, воплощающие мудрость и благожелательность. Хирон - сын Кроноса и нимфы Филиры - «липы», Фол - сын Селена и нимфы Мелии - «ясеневой». После того как К. победил Геракл, они были вытеснены из Фессалии и расселились по всей Греции.

Посейдон взял К. под свое покровительство. В героич. мифах одни из К. явл. воспитателями героев (Ясона, Ахилла), др. - враждебны миру героев (Эвритион пытается похитить невесту Пирифоя. Несс покушается на Деяниру и явл. причиной гибели героя). К. смертны, бессмертен только Хирон, но и он, страдая от раны, нечаянно нанесен. ему Гераклом, жаждет умереть и отказывается от бессмертия в обмен на освобожд. Зевсом Прометея.

КЕПЫ

КЕПЫ - антич. город, осн. милетянами во 2-й пол. 6 в. до н.э. на вост. берегу Таманского зал. С 5 в. до н.э. К. входил в состав Боспорского госуд. Жители занимались с. х-вом, виноделием, рыболовством, ремеслами. Перестал сущест-вовать в 4 в. н.э.

КЕРАМИК

КЕРАМИК - квартал гончаров, находился в сев.-зап. части Афин. Часть К. лежала вне пределов города, за Дипилиинскими воротами. Здесь находился некрополь, где госуд. хоронило павших на войне афинских граждан. В ходе раскопок К. было найдено множество ваз геометрич. стиля.

КЕРАМИКА

КЕРАМИКА - в 7 - 6 вв. до н.э. греки изготавливали не только посуду, применяя при этом гончар. круг, но и плоские керамич. плиты, предназначавш. для облицовки зданий, к-рые в архаич. эпоху строились из дерева и песчанистой глины. Об этом свидет. находки - плиты из обожжен. глины с нанесен. на них цветными рисунками, применявш. для отделки фризов. Ведущее место в развитии строит. К. занимал Коринф; только в 5 в. до н.э. роль терракоты в зодчестве резко упала, однако полностью эта отрасль К. не исчезала никогда. К. малых форм 6 - 5 вв. до н.э. представлена расписн. вотивными табличками (напр., таблички из Пентескуфии близ Коринфа). Плиты с нанесен. на них рельефами, предназнач. для декора стен, появл. только в 4 в. до н.э. Круглая керамич. скульптура свободных форм выполняла не только вспомогат. функцию (при изготовл. бронз. статуй использовались керамич. модели и формы для отливки), но существовала как самостоят. вид иск-ва до 4 в. (Зевс и Ганимед из Олимпии, ок. 470 до н.э.). В обл. керамич. скульптуры больших успехов достигли и этруски - об этом можно судить по терракотовым саркофагам, датируемым 6 в. до н.э.; подобно этрусским погребал. урнам, эти саркофаги украшены рельефами, отдельные части выполнены из обожжен. глины. К числу пластич. произв. из глины следует отнести и огромные, выше человеч. роста сосуды, украш. рельефами, предназначавш. для хранения жидкостей и сыпучих продуктов. Такие сосуды использовались уже в крито-микенскую эпоху. Мелкая терракотовая пластика во все времена служила украшением в небогатых домах, могла быть игрушкой для детей или вотивным даром. Часто К. заменяла изделия из металла, доступные только богачам и знати. В среднем, худож. ценность произв. мелкой керамич. пластики невелика, за исключ. знаменитых терракот из Танагры. Важную обл. К. составляют чисто худож. произв. - гротескные фигурки, маски, уменьш. копии знаменитых произв. монументал. скульптуры. Кроме того, из глины изготовлялись и вещи практич. назначения - веретена для ткацких станков, грузила для рыболовец. сетей, ульи, тигели, а у кельтов, даков, иллирийцев и фракийцев - формы для отливки монет. О технологии изготовл. керамич. изделий можно судить по найден. остаткам печей для обжига, инструментам для изготовл. моделей, печатям для создания рельефов, моделям и формам для отливки статуй. Вместе с тем не обнаружено никаких сведений о красках, использовавш. при изготовл. керамич. изделий, хотя их, конечно, окрашивали. Особый вид К. представляют собой глиняные ритоны и такие сосуды, в к-рых глина комбинируется с др. материалом (эмалью). Такие изделия К. отражают изменения в стиле и вкусах. Технология произ-ва К. позволяла использовать и детский труд; можно было организовать семейную мастерскую или относит. крупное произ-во с применением значит. числа рабов. В последние десятилетия существования Рим. республики крупные предприниматели организовывали спец. керамич. мастерские, к-рые давали большое кол-во изделий. Успехи, достигнутые Римом в изготовлении К., стали образцом для пров., начиная с последнего столетия существования республики. Наряду с крупными предпринимателями существовали и мелкие ремесленники, производившие дешевую продукцию. Сегодня в экспозициях музеев керамич. изделия представлены, как правило, высококлассн. образцами, к-рые были недоступны широким массам.

КЕРБЕР

КЕРБЕР - Цербер - в греч. миф. пес, страж аида, чудовище с тремя головами, туловищем, усеянным головами змей, и змеиным хвостом. К. - порожд. Эхидны и Тифона. Наряду с лернейской гидрой и немейским львом он относится к самому ужасному потомству Эхидны. Из ядовитой пены лающего К. вырос цветок аконит, к-рый добавляла Медея в свое колдовское зелье.

КЕРИНЕЙСКАЯ ЛАНЬ

КЕРИНЕЙСКАЯ ЛАНЬ - лань с золотыми рогами, обитавшая на С. Пелопоннеса, на горе Керинея; К. л. поймал Геракл (четвертый подвиг Геракла).

КЕРКЕТЫ

КЕРКЕТЫ - одно из древ. племен Сев.-Зап. Кавказа, явл. предками адыгов. В антич. эпоху К. жили на Черноморском побережье (южнее совр. Новороссийска). Упомин. антич. писателями (Страбон, Плиний, Птолемей, Аноним и др.). В эллинистич. эпоху объед. с родств. племенем торетов. В 3 - 4 вв. н.э. были вытеснены в р-н верховьев р. Лабы племенем готов-евдусианов. Племенное назв. К., по-видимому, явилось основой возникшего позже назв. народа - черкесы.

КЕРКИНИТИДА

КЕРКИНИТИДА - антич. город, осн. греками на рубеже 6 - 5 вв. до н.э. на зап. побережье Крыма на месте совр. Евпатории. В 4 - 2 вв. К. входила в состав владений Херсонеса и играла важную роль в снабжении его хлебом. Через К. велся торг. обмен со скифами Крыма. Во 2-й пол. 4 в. и в 3 в. до н.э. К. чеканила свои монеты. Греко-скифские войны (2 в. до н.э.) привели К. к разорению. В 1 - 2 вв. н.э. К. - небольшое торг.-земледельч. поселение.

КЕРКИОН

КЕРКИОН - в греч. преданиях сын Посейдона, разбойник; подстерегал у Элевсина путников, вынуждал вступить с ним в единоборство и всегда одерживал победу. Одолеть и убить его удалось Тесею.

КЕРКИРА

КЕРКИРА - др.-греч. колония, о-в в Ионическом м. у сев.-зап. побережья Греции (совр. Корфу). Осн. в 8 в. до н.э. Коринфом. Явл. важным транзитным пунктом при торговле Греции с Италией. Обладала большим флотом (120 триер) и удобными гаванями. Входила в состав 1-го и 2-го Афинск. мор. союза. В 427 до н.э. на К. произошла большая гражд. война между олигархами и демократами, из к-рой победителями вышли демократы, освободившие при поддержке афинского флота о-в от влияния Коринфа. В 229 до н.э. К. попала в зависим. от Рима и в 146 до н.э. была включена в состав рим. пров. Македонии.

КЕРЛЫ

КЕРЛЫ - свободные крестьяне-общинники в Англии раннего средневековья (6 - 9 вв.), К. жили сел. общинами и владели довольно крупными земельн. наделами - гайдами.

КЕРСАСПА

КЕРСАСПА - в иран. миф. герой-дэвоборец, из рода Сама, сын Триты, «вооруж. палицей». Имя К. отражает культ коня (аспа - «конь»). К. - победитель трех драконов-дэвов. «Он убил чудовище Срувар, коней глотавшее, людей глотавшее, полное яда», к-рый бил струей вышиной в сажень. Он победил Гандарва, «стремивш. уничтожить веществен. мир справедливости» с помощью Ардвисуры Анахиты. Дракон Снавидка, рогатый и камнерукий, грозил низвергнуть с небес Ахурамазду, извлечь из преисподней Ангро-Майнью и заставить их обоих везти свою колесницу, но и его одолел К.

КЕРЫ

КЕРЫ - в греч. миф. демон. существа, дети богини Никты (Ночи), приносящие людям беды и смерть. К. находятся среди битвы, хватают раненых, тащат трупы, упиваясь ви-дом крови. Иногда К. сближали с эриниями. В лит-ре по истории миф. иногда связываются греч. К. и славян. «кары».

Предыдущая страница Следующая страница