Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "А" (часть 2, "АГО"-"АКР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АГО"-"АКР")

АГОН

АГОН - отличит. черта греч. быта - неудерж. стремл. к любым состязаниям почти во всех сферах обществ. жизни. Гл. роль играли спортив. (гимнастич.) художеств. (поэтич. и муз.) и конные соревнования. А. или агонистикой назыв. просто стремл. к спортив. успехам, в отличие от атлетики, профессионал. спорта, к-рые начиная с 5 - 4 вв. до н.э. все в большей степени стали определять хар-р крупных спортив. состязаний.

АГОНИСТИКИ

АГОНИСТИКИ - назв. представителей соц.-религ. движения циркумцеллионов, радикал. группы донатистов в позднеантич. Сев. Африке.

АГОРА

АГОРА - у древ. греков место нар. собраний (гор. площадь, рынок). Сначала А. наход. возле дворов басилиев, позже - у подножия укрепл. холмов - акрополей. Постепенно преврат. в центры политич. жизни полисов. Особенно известна А. в Афинах, к-рая была располож. у сев. склонов ареопага и акрополя. Имела форму трапеции; была обрамлена обществ. зданиями, крытыми галереями (стоями), алтарями богам, почетн. статуями, стелами с офиц. надписями и т.д. К А. примыкал хорошо сохранивш. до наших дней храм Гефеста. На А. было 2 водоразбор. бассейна, в к-рые вода доставл. с помощью водопровода. При Кимоне А. была озеленена платанами. А. назыв. также нар. собрание.

АГОРАНОМЫ

АГОРАНОМЫ - должностн. лица, осуществл. надзор за деятельн. рынков в Афинах. Коллегия А., состояв. из десяти членов (пять для Афин и пять для Пирея), избиралась обычно сроком на один год. В Египте времен Птолемеев находивш. в каждом округе А. протоколир. и регистрир. частные сделки.

АГРИГЕНТ

АГРИГЕНТ - Акрагант - др.-греч. город на юж. побережье Сицилии; дорийская колония, осн. родосцами из Гелы ок. 582 до н.э. Расцвет - в 6 - 5 вв. (в А. жили Пиндар, Эсхил, Симонид; постройки - храмы Зевса, Юноны, Конкордии). В 405 разрушен карфагенянами; вновь отстроен Тимолеоном (341). Во время 1-й Пунич. войны в 262 был захвачен римлянами. А. - один из основных центров 1-го Сицилийского восстания рабов 137 - 132 до н.э. На месте А. находится совр. итал. г. Агридженто.

АГРИППИНА

АГРИППИНА - 1. А. Старшая (ум. 33) - дочь выдающ. рим. полководца и гос. деятеля Агриппы, внучка имп. Августа, жена Германика - племянника имп. Тиберия. Сопровожд. мужа в воен. походах. После его смерти вернулась в Рим. По приказу Тиберия была сослана на о-в Пандатерию, где в 33 покончила с собой, отказыв. от принятия пищи.

2. А. Младшая (16 - 59) - дочь предыдущей. Была замужем за имп. Клавдием, к-рого отравила, стремясь передать императорскую власть своему сыну от первого брака - Нерону. Была убита по приказанию Нерона.

АД

АД - 1. адиты - в мусульм. религ. представл. один из коренных народов Аравии. Коран назыв. местом жительства А. ал-Ахкаф, к-рый комментаторы помещают в пустыне Вост. Хадрамаута.

2. преисподняя, пекло - в христ. представл. место вечного наказания отверж. ангелов и душ умерших грешников.

АДАД

АДАД - Адду, Ишкур - в шумеро-аккад. миф. бог грома, бури, ветра. Ишкур упомин. уже в шумер. списках богов из Фары 26 в. до н.э. Отец А. - бог неба Ану (Ан), супруга - богиня Шала (хурритская?). Спутники А. - Шуллат и Ханиш. Аккадск. А. олицетв. как гибельные, так и плодонос. силы природы: губящее поля наводнение, плодонос. дождь; в его же ведении и засоление почвы; если бог-ветер забирает дождь, начинаются засуха и голод; следствием дождевой бури (а не наводнения с моря) явл. и потоп. Один из эпитетов А. - «господин плотины небес». Шумерск. Ишкур (его роль гораздо менее самостоят., чем аккадск. А.) обычно описыв. как «дикий бык ярости» и в противоположн. аккадск. не выступает как божество плодородн. дождя. Основные места почит. А. - Энеги, возле г. Ура, г. Мурум (не локализо-ван) и Вавилон, на C. - Ашшур, где А. имел общий храм с Ану. В иконографии с образом бога бури связыв. бык как символ плодородия и неукротимости одноврем. Эмблемой А. обычно был двузубец или трезубец молнии. А. тожд. зап.-семит. Баал-Хаддад, хеттский Тешуб.

АДАМ

АДАМ - 1. в библейских сказаниях первый человек.

2. в мусульм. религии первый человек. Соотв. библейск. Адаму. По одной из версий Корана, аллах создал А. из глины, по другой - из праха земного, с тем чтобы он был его наместником на земле, научил именам всех вещей и приказал ангелам, к-рые этих имен не знали, пасть перед А. ниц. Отказался только Иблис, за что и был изгнан из райского сада, в к-ром жили А. и его жена (Хавва).

АДАМИТЫ

АДАМИТЫ - разнообр. секты, выступавшие начиная со 2 в. н.э. против суровости христ. аскетизма с проповедью божественности естеств. чувств.

АДАМ КАДМОН

АДАМ КАДМОН - в мистич. традиции иудаизма абсолютное, духовное явление человеч. сущности до начала времен как первообраз для духовн. и материальн. мира, а также для человека (как эмпирич. реальности).

АДАПА

АДАПА - в аккад. миф. герой, один из «семи мудрецов», помощник в заклинаниях против женщины-демона Ламашту.

АДВОКАТ

АДВОКАТ - функции А. в Греции развились из взаим. обязанности членов общины поддерж. друг друга. Каждая фила должна была представить на разбор дела определ. число А., в задачу к-рых первонач. входила лишь дача кратких свидетельств о поведении тяжущегося, но с теч. времени они стали принимать непосредст. участие в процессе. По имеющ. данным, плата им была запрещена. А. вели дела политич. партий, союзов и городов. В императорскую эпоху они превратились в постоян. чиновников. Такое явление греч. правового развития, как профессион. деятельность с установл. гос. обязанностями, имело место и в птолемеевском Египте. В рим. процессуал. праве имевший юридич. образование А. защищал своего клиента как перед претором во время предварит. следствия, так и перед судьей. Должность А. в республикан. время не оплачив., в императорскую эпоху законом был установлен максим. гонорар в 10 тыс. сестерциев (Сенатское постановление Клавдия - 47 н.э.).

АДЖАТАШАТРУ

АДЖАТАШАТРУ - др.-инд. царь (ок. 493 - 462 до н.э.) госуд. Магадха. Сын Бимбисары. При А. Магадха превратилась в самое сильное госуд. Сев. - Вост. Индии. Долголет. война А. с царем госуд. Кошала законч. победой А. и заключ. брачного союза. Основал г. Паталипутру. Последователь буддизма. При А. в г. Раджагрихе состоялся первый будд. собор.

АДЖА ЭКАПАД

АДЖА ЭКАПАД - в вед. миф. божество, относимое обыч-но к классу воздушных (атмосферных). А. Э. хар-ризуется как божество, поддержив. небо, поток, океанские воды.

АДИ-БУДДА

АДИ-БУДДА - в будд. миф. поздней махаяны и ваджраяны персонифик. сущности всех будд и бодхисатв.

АДИТИ

АДИТИ - в др.-инд. религии богиня, олицетв. собой Вселенную. Считалась «Матерью богов». Важнейшие ведич. божества - Индра, Савитар, Митра, Варуна и др. - сыновья А.

АДИТОН

АДИТОН - святая святых храма, куда могли входить только священники. Располаг. сзади целлы (части храма, в к-рой наход. изображ. божества) или во внутр. дворе гипетрального храма, как напр., в Дидимах.

АДИТЬИ

АДИТЬИ - в др.-инд. миф. особая группа небесных богов, сыновей Адити: Митра, Варуна, Арьяман, Анша, Бхага, Дхатар, Индра, Вивасват.

АДИТЬЯ

АДИТЬЯ - в др.-инд. миф. сын Адити, обычно обознач. солнеч. бога или самого солнца. А. восходит, сопровожд. жаром, он садится в ладью, поражает чудовищ.

АДМЕТ

АДМЕТ - в греч. миф. царь г. Фер в Фессалии, сын Ферета. В юности участв. в калидонской охоте и походе аргонавтов.

АДНАН

АДНАН - в мусульм. традиции предок - эпоним всех «сев.» арабов, противопостав. «юж.» арабам - потомкам Кахтана.

АДОНАИ

АДОНАИ - Адонай - одно из обознач. бога в иудаизме, с эпохи эллинизма применяющ. также как заменяющее (при чтении вслух) «непроизносимое» имя Яхве; этимологич. близко имени Адониса.

АДОНИС

АДОНИС - в греч. миф. божество финик.-сирийск. происхожд. с ярко выраж. растит. функциями, связан. с перио-дич. умиранием и возрожд. природы. Культ А. существ. в Финикии, Сирии, Египте, на о-вах Кипр и Лесбос. Согл. Лукиану, в Библе было святилище Афродиты, где происход. оргии в честь А., сопровожд. священ. проституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй - радости по воскресш. А. Адонии - праздник в честь А. - были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распростр. греко-вост. культы Осириса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставл. небольшие горшочки с быстро распускающ. и так же быстро увядающей зеленью, т.н. «садики А.» - символ мимолет. жизни.

АДОПТАЦИЯ

АДОПТАЦИЯ - усыновление; с нек-рыми различ. А. была широко распростр. как в греч., так и в рим. праве. Так, согл. городскому уставу Гортины, каждый взрослый мужчина, даже если он и имел сыновей, мог принять на рыноч. площади перед нар. собранием обряд усыновления. В отличие от этого в Афинах право на усыновл. полноправ. граждан имели только те, кто не имел детей муж. пола. Правом А., согл. законам Папирия, обладали без огранич. как мужчины, так и женщины. В рим. праве наряду с самим усыновл., во время к-рого дети правовым актом освобожд. от власти отца семейства в присутствии городск. претора и передавались в др. семью, существ. также т.н. адрогатио, дававшее право усыновлять перед нар. собранием лиц, на к-рых не распростр. власть отца семейства. Первонач. этим правом обладали только мужчины, в дальнейшем, в императорскую эпоху, оно распростр. также на женщин и на вольноотпущ. Побудит. причинами А. могли служить различ. факторы, но гл. из них было сохран. рода при отсутствии потомства. Однако часто, и чем далее, тем более, А. служила установл. семейных связей в политич. целях. В период Рим. империи А. играла особую роль при наследовании будущего имп. Августа. С 98 до сер. 2 в. н.э. А. представ. собой единств. способ выбора наследника престола.

АДОРАНТ

АДОРАНТ - фигура (преимущ. женщины) с простертыми к небу руками в антич. и раннехрист. иск-ве (особенно в росписи катакомб), служившая для передачи образа просящего или его просящей души.

АДРАСТ

АДРАСТ - в греч. миф. царь Аргоса. Изгн. своим родичем Амфиараем из Аргоса, А. получил от Полиба (деда по материн. линии) царскую власть в Сикионе, но после примирения с Амфиараем вернулся в Аргос. Своих дочерей Аргию и Деипилу он выдал замуж за Полиника и Тидея - изгнанников, нашедших у него приют. Желая помочь зятю Полинику вернуть отцовский трон, он возгл. поход семерых против Фив, в к-ром войска семерых вождей были разбиты и спасся лишь А. благодаря быстроте божествен. коня Арейона.

АДРАСТЕЯ

АДРАСТЕЯ - в греч. миф. божество фригийск. происхожд., отожд. сначала с Кибелой Реей, Идейской матерью или нимфой Идой, воспитавшей Зевса, впоследствии - особенно у орфиков, Платона и поздних эпиков - с Немесидой.

АДРИАН

АДРИАН - Публий Элий (24.01.76 - 10.07.138) - рим. император (с 117) из династии Антонинов (усыновлен в 117 Траяном). Прошел хорошую воен. школу в рейнских и дунайских легионах. В 107 - 108 - наместник Ниж. Паннонии; с 114 - Сирии, где легионами был провозгл. в 117 императором; признан сенатом в 118. Во главе императорских канцелярий вместо вольноотпущ. он поставил всадников, ликвидир. систему сдачи на откуп гос. налогов, учредил гос. почту. При нем издан «Постоянный эдикт» о применении юридич. норм рим. общины к племенам и народам, вошедшим в состав Рим. империи, расширена система алиментаций, введены кураторы в провинциях, расширилось наделение провинциалов правами рим. гражданства и т.д. Из завоеваний Траяна сохранил Аравию и Дакию (стала рим. провинцией). На границах империи стал сооружать оборонит. валы. При А. происходило 2-е восстание в Иудее под рук. Бар-Кохбы (132 - 135). А. похоронен в Риме в мавзолее (совр. замок св. Ангела).

АДРИАНОПОЛЬ

АДРИАНОПОЛЬ - др.-фрак. г. Ускудама, назв. в честь имп. Адриана (совр. турецк. г. Эдирне). В 323 при А. единый имп. Запада Константин Великий одержал победу над Лицинием, повелителем Востока. Здесь же вестготы в 378 разби-ли рим. войска под предводит. имп. Валента, погибшего в сражении. Этой победой готы открыли себе путь на Балканы.

АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ

АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ - Верхнее море - первонач. так назыв. лишь сев. участок моря, а с 4 в. до н.э. все А. м. в совр. границах. В эпоху Империи к нему причисляли и Ионическое м. Важность А. м. для мор. коммуникаций не была столь значит., как Тирренского м., из-за частых штормов и малого числа портов на италийск. побережье. К этому добавл. страх перед нападениями пиратов, к-рые укрыв. в многочисл. бухтах.

АДРИЯ

АДРИЯ - назв. двух небольших городов в Италии.

1. А. в Юж. Пицене, родина предков имп. Адриана.

2. А. в Венеции. Возникла на месте этрусск., а позднее греч. колонии, давшей назв. Адриатич. м.

АДСКРИПТИЦИЙ

АДСКРИПТИЦИЙ - первонач. назыв. включ. в податные списки зависимый крестьянин. Понятие А., с одной стороны, было более широким, чем колон, с другой - более узким. В общем оно обознач. арендатора, к-рый вместе со своим участком числ. в податных списках. А. образовыв. в колонате поздней Рим. империи особую соц. прослойку, положение к-рой постеп. ухудшалось. Позднеантич. юристы часто подчеркив. соц. близость А. к рабу. Имущество А. приравн. к пекулию раба, а он сам, как и раб, принадлежал фамилии своего господина.

АДХИДЕВАТА

АДХИДЕВАТА - в др-инд. миф. обознач. высшего божест-ва как творца мира вещей.

АДХЬЯТМАН

АДХЬЯТМАН - высший дух, душа вселенной в поздневед. концепциях мира; в частн., в упанишадах А. как душа-демиург связан с микрокосмосом, с человеком, с «Я» и соотнесен с макрокосмосом, с божественным (адхидевата).

АДЫГИ

АДЫГИ - общее наименов. для многочисл. в прошлом группы родств. по происхожд. племен Сев. Кавказа, называвших себя аджыге и известных в европ. и вост. лит-ре со времен средневековья под именем черкесов. В древности адыгские племена обитали в зап. части Сев. Кавказа, на Кубани и в Причерноморье. Прикубанские племена обычно упомин. у антич. авторов под собират. именем меотов, а причерноморские, как правило, под собств. именами; из них зихи и керкеты стали позже также собирательн., включив в себя и меотов. В рус. летописях с 10 - 13 вв. А. именуются уже касогами, а в вост. (арабско- и персидскоязычных) источ. - кашаками, кешеками.

АЖДАХАК

АЖДАХАК - в армян. миф. вишап (дракон). Соотв. иранск. Ажи-Дахака.

АЖИ-ДАХАКА

АЖИ-ДАХАКА - в иран. миф. дракон (ажи), в легенд. истории инозем. царь - узурпатор, захвативший власть над Ираном. В «Авесте» трехглавый, шестиглазый дракон А.-Д. совершает жертвопринош. божествам Ардвисуре Анахите и Вайю. В «Замьяд-яште» он - соперник бога огня Атара в борьбе за символ царск. суверенитета фарн. В «Яште» изображен праведным зороастрийцем. Имеет вед. (Ахи Будхнья) и др.-греч. (Эхидна) этимологич. параллели и мн. соотв. в индоевроп. миф. Победоносным противником А.-Д. в иран. традиции выступает Траэтаона, вариант общеиндоевроп. «третьего сына» - драконоборца.

АЗАЗЕЛЬ

АЗАЗЕЛЬ - в представл. иудаизма демонич. существо. В библии А. упомин. только в контексте описания ритуала «для искупления» («Йом-киппур»); в этот день грехи народа перелагались на двух козлов, один из к-рых предназнач. в искупител. жертву для Яхве, а другой («козел отпуще-ния») - для А.; второго козла отводили в пустыню, место обитания А.

АЗАНИЯ

АЗАНИЯ - др.-греч. назв. вост. побережья Африки. Согл. Псевдоарриану (кон. 1 в. до н.э.), А. простиралась от Сомалийского п-ова на С. до Занзибара на Ю. Население было подвластно царю араб. госуд. в Юж. Аравии.

АЗАТЫ

АЗАТЫ - в Иране при Сасанидах (3 - 7 вв.) низшая прослойка привилегир. сословия всадников (артештаран) - ср. и мелкие землевладельцы, свободные от податей и обязанные службой в конном ополчении во время войны.

АЗИАНИЗМ

АЗИАНИЗМ - стилист. направл. в иск-ве красноречия, сложивш. в эллинистич. эпоху в нек-рых городах М. Азии. Местные ораторы, свободные от аттич. традиций, старались развить в пику стилю классич. греч. красноречия более пышный и впечатл. способ изложения мыслей. Их речь отлич. стремлением произвести эффект, что вело к напыщен. и манерности. Гл. представит. А. в греч. риторике явл. Гегесий из Магнезии в Лидии (сер. 3 в. до н.э.) и Гортензий в Риме (114 - 50 до н.э.). Цицерон в своих трудах, особенно в «Бруте», дал анализ А. и противополож. ему теч. аттицизма: он различал два вида А.: стиль, основан. на коротких, построен. на антитезах, остроумно заостр. и ритмизов. предложениях (стиль сентенций), и патетич. высокопарный стиль (напыщ. стиль). В раннюю императорскую эпоху А. нашел продолж. в рим. иск-ве красноречия в т.н. совр. стиле; виднейший представитель его - философ Сенека.

АЗИНИЙ ПОЛЛИОН

АЗИНИЙ ПОЛЛИОН - Гай (76 до н.э. - 5 н.э.) - рим. политич. деятель, полководец, поэт и историк. Участв. в гражд. войнах (49 - 45 до н.э.) на стороне Цезаря; был в 45 претором, затем управлял частью Испании, позднее (43) в кач-ве легата Антония - Транспаданской Галлией. В 40 - консул, в 39 за победы в Иллирии получил триумф. Впослед. отошел от политич. жизни. От его трагедий, речей и ценимой современниками истории гражд. войны между Цезарем и Помпееем до нас дошли отрывки. А. П. организовал первую публич. б-ку в Риме.

АЗИРУ

АЗИРУ (кон. 15 - нач. 14 вв. до н.э.) - царь Амурру, сын Абдаширты, современник фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) и союзник хеттск. царя Суппилулиумы. А. предводит. отрядами кочевников («людей хапиру») и при их помощи пытался подчинить ряд госуд. Сирии и Финикии.

АЗИТАВАДД

АЗИТАВАДД (кон. 9 в. до н.э.) - царь данунитов, народа, живш. в долине Аданы (Киликия). Его резиденция была расположена в р-не совр. Каратепе в Турции. А. подчинил ряд мелких близлежащих госуд. и развил обширную строит. деятельность.

АЗИЯ

АЗИЯ - рим. провинция (зап. часть М. Азии). Была при-соед. к Риму в 133 до н.э. по завещанию пергамск. царя Аттала III, но римляне утвердились здесь лишь после подавл. восстания Аристоника 133 - 129 до н.э. В период макс. расширения (1 в. до н.э. - 3 в. н.э.) А. граничила на С. с Вифинией, на Ю. - с Ликией, на В. - с Галатией.

АЗНАУРИ

АЗНАУРИ - назв. груз. дворян с 5 в. Различались потомств. и служилые А.; они делились на царских, княжеских и церковных. А. владели землей и несли обязат. воин. повинность.

АИД

АИД - Гадес - в греч. миф. бог - владыка царства мертвых, а также само царство. А. - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подзем. владе-ниях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона, с к-рыми разделил наследие свергнут. отца. А. царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры).

АИЙАНАР

АИЙАНАР - в дравид. миф. сельский бог, культ к-рого очень древен и восходит, вероятно, к культуре Мохенджо-Даро и Хараппы. Изображ. с трезубцем на голове, часто как воин - пеший, на слоне или коне. Фигуры коней из тер-ракоты - хар-рный атрибут храмов А.

АИЙ ЛОКУЦИЙ

АИЙ ЛОКУЦИЙ - в рим. миф. голос неизв. божества, раздавш. ночью на Новой улице в Риме и предупредивший римлян о нашествии галлов (в 390 или 387 до н.э.). Во искупление пренебреж. к его предупрежд. диктатор Камилл после победы над галлами воздвиг А. Л. - храм.

АИТА

АИТА - в этрус. миф. владыка подзем. царства. Изображ. в короне и со скипетром или с волчьим скальпом на голове. Отожд. с греч. Аидом.

АЙЙУБ

АЙЙУБ - Айюб - в мусульм. религии один из пророков и праведных «терпеливцев». Соотв. библейск. Иову.

АЙОДХЬЯ

АЙОДХЬЯ - один из городов Др. Индии, упоминающ. еще в Атхарваведе. В первые века 1-го тыс. до н.э. А. была центром самостоят. госуд., но уже в сер. 1-го тыс. до н.э. входила в состав госуд. Кошала. А. всегда высоко чтилась у индийцев как один из 7 священ. городов; по преданиям, она была древ. столицей царей Солнечной династии, а также жизни и царст-вования Рамы - прославл. героя эпоса «Рамаяна».

АЙРАВАТА

АЙРАВАТА - в др.-инд. миф. прародитель слонов. По одной версии мифа, вышел из мирового океана во время его пахтанья богами и асурами; по др. версии, А. и еще семь слонов (диггаджи) появ. на свет из шелухи мирового яйца Брахмы, они стали хранителями восьми направл., или стран, света; А. - хранителем В. А. изображ. с четырьмя клыками; он счит. ездовым животным (ваханой) и боевым слоном Индры.

АЙРЬЯМАН

АЙРЬЯМАН - в иран. миф. благое божество (Младшая Авеста), персонифик. достоинств первобыт. общины ариев, их образа мыслей, этич. норм, телесн. и духовн. здоровья. Имеет соотв. в вед. (Арьяман) и кельт. (Еремон) миф. Во всех трех традициях был причастен к врачеб. магии.

АЙСИМНЕТ

АЙСИМНЕТ - в Др. Греции посредник, избиравш. нар. собранием для улажив. соц. споров и конфликтов. А. наделялись неогранич. полномочиями, издавали законы, проводили реформы гос. переустройства. Из А. наиболее известен Солон в Афинах.

АЙШМА

АЙШМА - в иран. миф. один из дэвов, составляющих верхов. триаду сил зла. Воплощение злого дела - грабежа, набегов кочевников, к-рым подверг. оседлые иранцы. Как дэв разнузданности А. противостоит божеству религ. по-слушания Сраоше.

АКАДЕМ

АКАДЕМ - в греч. миф. афинск. герой, указавший Диоскурам, где была укрыта их сестра Елена, похищ. Тесеем. Считалось, что А. похоронен в свящ. роще к С.-З. от Афин. В 4 в. до н.э. в этой роще учил Платон, потом его ученики, и их школа получила назв. «Академия» (по имени А.).

АКАДЕМИЯ

АКАДЕМИЯ - первонач. назв. «А.» носила первая в своем роде строго организов. философская школа Платона (от назв. местности в Афинах, где располаг. гимнасий, в помещении к-рого и прилегающих садах Платон собирал своих учеников). А. была основана Платоном в 388 до н.э. по образцу пифагорейск. братства и имела правовой статус культов. союза. Члены А. платили ежемесяч. членск. взносы. Руководство А. (схолархат) и распоряж. ее состоянием Платон завещал племяннику Спевсиппу. В дальнейшем схоларх определ. выборным путем. Учителя и ученики проживали совместно в пригород. домах. Учеб. занятия и диспуты проходили по строго определ. расписанию учения Платона. А. на протяжении почти тысячелет. истории претерпела многочисл. изменения.

Древ. (или первая) А. (388 - 270) придерж. преим. поздней философии своего основателя и сочетала его идеи с пифагорейск. элементами. Интенсив. занятия математикой велись одноврем. с культивир. веры в чудеса и пророчества, что положило нач. постеп. сближению идей Платона с религией и привело к упадку диалектики. В период Средней (или второй) А. (270 - 150 до н.э.) произошел отход от философии Платона. Новая (или третья) А. (150 до н.э. - 529 н.э.) началась с выработки и сбора всей скептич. аргументации в защиту принципа непознаваем. действительности и подвергала учение всех крупных философов скептич. критике. С первыми шагами христианства в Новой А. началось интенсив. изуч. оригин. произв. Аристотеля и Платона, к-рое привело в 5 в. к выработке системы неоплатонизма. В 529 А. была закрыта Юстинианом.

АКАЙВАША

АКАЙВАША - упомин. в надписях егип. фараона Мернепте один из «народов моря», напавших на Египет в сер. 13 в. до н.э. По-видимому, тожд. гомеровским ахейцам и хеттской Ахияве.

АКА МАНА

АКА МАНА - в иран. миф. божество из триады злых божеств (состоящей, согл. «Гатам» Заратуштры, из возглавл. ее Друга, А. М. и Айшмы, противостоящей триаде добрых божеств, в к-рой антагонистом А. М. выступ. Воху Мана). Позже А. М. сливается с Ахриманом (авест. Ангро-Майнью).

АКАМАНТ

АКАМАНТ - в греч. миф.:

1. Сын афинск. царя Тесея и Федры, один из участн. Троянской войны, эпоним аттич. филы Акамантиды.

2. Вождь фракийцев, пришедших на помощь троянцам во время Троянской войны, знаменитый своей храбростью и быстротой бега.

3. Троянский герой, сын Антенора и Теано.

АКАНИШТХА

АКАНИШТХА - в будд. миф. одно из мн. небес брахмалоки, высшее из небес т.н. «сферы, имеющей формы» (рупавачара или рупадхату).

АКАРНАН

АКАРНАН - в греч. миф. сын нимфы Каллирои и Алкмео-на, внук фиванск. героя-прорицателя Амфиарая.

АКАРНАНИЯ

АКАРНАНИЯ - зап. прибреж. обл. Цент. Греции между Амбракским зал. (совр. Артрийский зал.) и Коринфским зал. (совр. Калидонический зал.), омыв. Ионическим м. Жители обл. занимались преим. выращив. зерновых культур и винограда. А., с ее открытым зап. побережьем и распол. в непосредст. близости от него о-вами Итака, Кефалления и Левкас, имела важное стратегич. значение. В 342 до н.э. А. заключ. союз с Афинами против Спарты, в 27 до н.э. была включ. в состав рим. сенатской пров. Ахайя. Жители А. счит. отсталыми в культурном отношении.

АКАСТ

АКАСТ - в греч. миф. фессалийск. герой, сын Пелия, царя г. Иолка, участник похода аргонавтов и калидонской охоты.

АКВАН-ДЭВ

АКВАН-ДЭВ - в иран. миф. один из наиболее могуществ. дэвов. Согл. «Барзу-наме», у него голова, как у слона, длинные волосы, пасть полна зубов, как у дикого кабана, глаза белые, а губы черные, на его тело невозможно смотреть. Убийство А.-д. - один из героич. подвигов Рустама.

АКВЕДУК

АКВЕДУК - желобоч. водоводы, перекрытые сверху для предохран. от загрязн. и испарения, с хар-рными арочн. пролетами в местах понижения уровня земной поверхн. были известны еще в древности на Ближ. Востоке, напр., водовод, постр. при Синахерибе в Ниневии в 691 до н.э. Греки для водоснабжения проклад. под землей водопровод. трубы и даже пробивали туннели в горах. Крупные гидротехнич. сооруж. впервые стали строить римляне. Первый из 14 А. протяжен. 16,5 км - «Аква Аппия» - Рим получил в 312 до н.э.; последний крупный А. был сооружен по указу Клавдия; с его заверш. Рим получал ежесуточно ок. 700 тыс. т воды. Самый длинный А., протяжен. 132 км, был сооружен при Адриане в Карфагене. Кельн снабж. водой из Эфеля по А., длина к-рого составл. 88 км. К наиболее хорошо сохранивш. А. принадл. Гарский А. близ Нима. А. вел воду от источ. через резервуар и воздуховыпускные устройства к городскому распределителю, к-рый при малом уровне воды обеспеч. только обществ. потребности. При более высоком уровне вода начинала поступать также к общест. купальням, и лишь при полном уровне снабж. частные потребители. Ок. 100 городов Рим. империи получ. питьевую и технич. воду с помощью А.

АКВИЛА

АКВИЛА - орел; со времен Мария - воен. знак рим. легиона, к-рый нес аквилифер.

АКВИЛЕЯ

АКВИЛЕЯ - в древности город в стране венетов; в 181 до н.э. римлянами здесь была осн. колония. До разруш. Аттилой в 452 н.э. была центром торговли янтарем и складоч. местом на путях, шедших из Италии на С. и на Балканский п-ов.

АКВИЛИЙ МАНИЙ

АКВИЛИЙ МАНИЙ - рим. политич. деятель, консул в 101 до н.э. Подавил 2-е Сицилийское восстание рабов (104 - 101). В 90 был послан на Восток, где участв. в развязыв. войны и в воен. действиях против Митридата VI Евпатора; в 88 римляне были разбиты, А. М. попал в плен и был убит (глотка А. М. была залита расплавл. золотом).

АКВИНК

АКВИНК - город рим. времени (10 до н.э. - 409 н.э.). Руины А. располож. в предместье Будапешта. Коренное население А. - кельто-иллирийское племя эрависков. С организац. рим. пров. Паннонии в 12 - 10 до н.э. А. - место пребывания рим. воин. частей, а с 107 н.э. - гл. город Ниж. Паннонии.

АКВИТАНИЯ

АКВИТАНИЯ - часть Галлии между Луарой (при Цезаре между Гаронной) и Пиренеями; первонач. была населена иберами, а затем и кельтами. Завоев. Цезарем (56 до н.э.) стала рим. провинцией. В нач. 5 в. А. захватили вестготы.

АКВЫ

АКВЫ (А. Секстиевы) др.-рим. селение севернее Массилии (ныне г. Экс во Франции, близ Марселя). Летом 102 до н.э. рим. армия Мария (ок.30 - 40 тыс. чел.) в войне с тевтонами, несмотря на числ. превосходство противника, разгромила их в сраж. у А. С., дав отпор первой волне вторж. варваров.

АКЕР

АКЕР - в егип. миф. бог земли, покровитель мертвых, одно из древнейших божеств. Назыв. также Акеру (множ. ч. от А.) и счит. воплощ. «духов земли» - змей. Иногда изображ. в виде льва.

АКИД

АКИД - сын Фавна и нимфы, возлюбл. Галатеи. Был убит Полифемом из ревности. Кровь убитого А. превратилась в реку, носящую его имя.

АКИЛИИ

АКИЛИИ - др.-рим. плебейск. род, выходцы из к-рого были политич. деятелями, военач.

1. М. А. Глабрион - нар. трибун 201 до н.э.; будучи претором, подавил в 196 восстание рабов в Этрурии. В должн. консула вел в 191 войну против Антиоха III и победил при Фермопилах. При проведении ценза 187 испытывал особое противодействие со стороны Катона.

2. М. А. Глабрион - в 70 до н.э. претор, вместе с Кальпурнием Пизоном консул в 67. Ими был проведен закон, направ. против служеб. злоупотреблений. Выступал против предоставл. Помпею неогранич. свободы действий в борьбе против мор. разбойников. В 67 - 66 главнокоманд. в третьей войне против Митридата.

АКИНАК

АКИНАК - короткий меч, длиной 40 - 60 см, служивший колющим оружием в рукопаш. бою у древ. персов и скифов. Имеет хар-рное сердцевид. перекрестье и плоское навершье в виде поперечн. коротк. бруска или полумесяца. Носился в ножнах, подвеш. к поясу воина на правом бедре.

АККА

АККА - город в госуд. Израиль, на побережье Средиземного м. В древности - Акко, крупный торг. центр Юж. Финикии, у бухты того же назв. Впервые упом. в 15 в. до н.э. в Анналах Тутмоса III и Тель-эль-Амарнском архиве. В А. изготовл. пурпур и стекло. В 8 - 4 вв. до н.э. город принадл. Тиру, в 3 в. до н.э. подчинился Птолемеям и был переимен. в Птолемаиду, во 2 - нач. 1 вв. до н.э. принадл. Селевкидам, а с 63 до н.э. - Риму.

АККАД

АККАД - Агаде - город (позднее и обл.) в Юж. Двуречье, близ Сиппара (совр. Абу-Хабба на Ю.-З. от Багдада), один из древнейших центров семитич. населения Вавилонии. Точное располож. А. неизвестно. Ок. 2360 до н.э. стал столицей. Назв. г. А. перешло затем и на всю сев. обл. Юж. Двуречья. Вавилонские цари именов. себя царями Шумера и Аккада, подразумевая под последним не г. А., а всю обл. Ок. 2200 до н.э. А. разгромили гутии.

АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ - вавилоно-ассирийская мифология - миф. народов, населявших в древности долины рр. Тигр и Евфрат (Месопотамию, Двуречье) и создавших крупные госуд. - Вавилонию (с 19 в. до н.э.) и Ассирию (с 14 в. до н.э.). Лит.-миф. памятники гл. обр. на аккад. (вавилоно-ассир.) яз. Тесно связана с шумерской миф., дальнейшим развитием к-рой и явл. Состоит из компонентов: шумерского (подавляющего) и слабо проявляющ. вост.-семит. (т.е. собственно аккадского), а в Ассирии также хурритского. Первонач. аккад. божества почти во всех случаях отожд. со сходными шумерск. богами, но сохран. и нек-рые семит. божества.

АККА ЛАРЕНЦИЯ

АККА ЛАРЕНЦИЯ - в рим. миф. жена пастуха Фаустула, кормилица Ромула и Рема, мать двенадцати сыновей, из к-рых Ромул после смерти одного из братьев составил жреч. коллегию Арвальских братьев, ежегодно соверш. сопровожд. жертвоприношениями и трехднев. праздником (амбарвалиями) ритуальн. очистит. обход (люстрацию) терр. Рима.

АККЛАМАЦИЯ

АККЛАМАЦИЯ - в воен. значении - провозглаш. императором победонос. рим. полководца его войсками. Выражение общест. мнения возгласами во время игр. Возгласы одобр. или неодобр. во время заседания сената, к-рые заносились в протокол и постеп. заменили обыч. процедуру принятия решений.

АКОНТИЙ

АКОНТИЙ - бедный юноша с о. Кеос, во время праздника Артемиды на Делосе влюбивш. в афинянку Кидиппу. А. завоевал ее хитростью. Он бросил в храме к ногам девушки яблоко с нацарап. на нем клятвой, что она выйдет за него замуж. Кидиппа, как было положено в старину, громко прочла надпись, а Артемида проследила, чтобы она выполнила произнес. клятву.

АКРОЛИФ

АКРОЛИФ - острый камень, статуя, обнаж. фрагменты к-рой (голова, руки, ноги) выполн. из мрамора, а прикрытые одеждой части - из окраш. или позолоч. дерева, напр., А. Константина Великого, сохранивш. фрагменты к-рого находятся в Риме.

АКРОПОЛЬ

АКРОПОЛЬ - возвыш. и укрепл. часть др.-греч. города. Как важный элемент города А. сложился уже в эгейское время.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV