Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

ЕВА

ЕВА - Хавва - согл. иуд., христ. и мусульм. религ. представлениям, жена Адама, первая женщина и праматерь рода человеческого.

ЕВАНГЕЛИЕ

ЕВАНГЕЛИЕ - приписыв. Иисусу Христу послание, а также раннехрист. соч., повествующие о жизни и учении Иисуса Христа. В общинах ранних христиан были распростр. различ. Е. (в числе прочих евр., егип., Е. Петра), затем церковью были признаны канонич. и включены в Новый завет четыре Е.: три синоптич., рассказы к-рых в общих чертах совпадают (назв. по именам их предполаг. составителей: Матфея, Марка и Луки), а также Е. Иоанна. До наших дней дошли нек-рые апокрифич., т.е. не призн. официал. церковью Е.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА - написано приблизит. в нач. 2 в. в Азии, вошло в канон Нового завета. Е. от И. возникло позже синоптич. Евангелий и учения Павла; оно испытывало на себе сильное влияние гностицизма, что прояв., в частн., в резком противопоставлении царства света и тьмы.

ЕВГЕМЕР

ЕВГЕМЕР (ок. 300 до н.э) - греч. философ из Мессены, предположит. жил при дворе макед. царя Кассандра. Е. представлял близкие к киренаикам взгляды. В своем романич. труде «Священная запись», перевед. Эннием на лат. яз. (известны лишь фрагменты), он излагал теорию о том, что божества - это лучшие люди первобыт. времени, впослед. обожествл.

ЕВГЕНИЙ ФЛАВИЙ

ЕВГЕНИЙ ФЛАВИЙ - рим. император (22.08.392 - 06.09.394), узурпатор. Преподаватель риторики, занимал должность при дворе, друг Симмаха. При содействии полководца Арбогаста был провозглашен императором Зап. Рим. империи после смерти Валентиниана II, однако не был признан Феодосием I. Будучи христианином, способств. последней реставрации язычества. В битве при Фригидусе (Виппах) потерпел пораж. и был убит.

ЕВДАМОНИЗМ

ЕВДАМОНИЗМ - философское учение, к-рое делает счастье высшей этич. целью. Е., начало к-рому положил Сократ, получил развитие в трудах его учеников и в эпоху эллинизма стал общим достоянием философии. На вопрос, в чем состоит счастье, греч. философы отвечали по-разному, в соотв. со своим пониманием этики.

ЕВДЕМ

ЕВДЕМ - греч. философ, ученик Аристотеля, развил физику и прежде всего логику своими исследованиями гипотетич. и дизъюнктив. суждения. Продолжая работу своего учителя, он создал ист.-науч. труды по математике и астрономии, важные фрагменты к-рых сохран. у позднейших авторов.

ЕВДОКС

ЕВДОКС (ок. 408 - ок. 355 до н.э.) Е. Книдский - др.-греч. математик и астроном. Ученик Архита Тарентского. Е. К. первый дал общую теорию пропорций (изложена Эвклидом в 5-й кн. «Начал»); разрабатывал теорию золотого сечения.

ЕВДОКСИЯ

ЕВДОКСИЯ - супруга имп. Феодосия II, дочь профессора риторики из Афин; сторонница классич. образования, поддерживала христианство, автор светских и церк. поэтич. произв.

ЕВКЛИД

ЕВКЛИД (ок. 365 - 300 до н.э) - греч. математик, работавший в Александрии. Гл. труд Е. - «Элементы», напис. ок. 325 до н.э., оказал значит. влияние на развитие математики вплоть до 19 в. В его 13 кн. систематич. изложены существ. разделы математики, явл. итогом ее развития до Евклида, труд был построен на основе аксиом, постулатов и определений. Разумеется, почти полностью отсутств. методы практич. математики. Книги 1 - 4 охватывали геометрию, их содерж. восходило к трудам пифагорей-ской школы. В кн. 5 разрабатыв. учение о пропорциях, к-рое примыкало к Евдоксу Книдскому. В кн. 7 - 9 содержалось учение о числах, представляющее разработки пифагорейских первоисточ. В кн. 10 - 13 содерж. определения площадей в плоскости и пространстве (стереометрия), теория иррациональности (особенно в 10 кн.); в 13 кн. помещены исследования правильных тел, восходящие к Теэтету. «Элементы» Е. были основательно изучены араб., а позднее европ. учеными; впервые подлинники напечатаны в 1533 в Базеле.

ЕВМЕЛ

ЕВМЕЛ - царь Боспорск. госуд. в 310 - 304 до н.э. Захватил трон в результате борьбы со старш. братьями, из к-рых один погиб в бою, а др. после капитуляции был умерщвлен. При Е. к Боспору были присоед. еще нек-рые земли соседних племен. Он содейств. развитию торговли, особенно с Юж. Причерноморьем; успешно вел борьбу с пиратами в Черном м., вынашивал план объед. греч. госуд. в Причерноморье во главе с Боспором.

ЕВН

ЕВН (ум. 132 до н.э.) - инициатор и руковод. первого Сицилийск. восстания рабов 138 - 132 до н.э., сириец по происхожд., раб из Энны. Умело использовал религ. чувства своих сторонников, выступая как пророк и жрец демократич. культа сирийской богини (Атаргатис). Провозгл. восставшими царем под им. Антиоха. После взятия римлянами Энны был захвачен в плен и замучен в тюрьме.

ЕВНАПИЙ

ЕВНАПИЙ (ок. 347 - после 414) - позднерим. историк и софист; родом из г. Сард. Известны два его соч. - дошедшие до нас «Жизнеописания софистов» и сохранивш. в отрывках «Продолжение истории Дексиппа» в 14 кн., содержавшее историю Рим. империи со смерти имп. Клавдия II (270) по 404.

ЕВНУХИ

ЕВНУХИ - кастриров. стражи гаремов у полигамных народов Бл. Востока, а также в Индии и Китае. Использование Е. под вост. влиянием распростр. в антич. мире, особенно с эпохи Рим. империи. Рим.-визант. законодательство со времен Домициана (81 - 96) выступало против уродования людей, особенно строго во времена Юстиниа-на I в 6 в. Запрет, однако, не касался постоянно возра-стающ. завоза Е. Как и при вост. дворах, Е. приобретали большое политич. влияние в Риме (особенно при Диоклетиане) и в Византии (что было связано, по-видимому, с их безопасностью для трона).

ЕВРИПИД

ЕВРИПИД (485/480 на Саламине - 406 до н.э. в Пелле) - младший из 3 классич. греч. трагедийных поэтов, происходил из зажиточ. семьи; в 408 до н.э. по приглашению макед. царя Архелая прибыл к его двору в Пеллу. Им поставлены 22 тетралогии, причем он четырежды был признан победителем (впервые в 455). Сохран. 17 трагедий и сатирич. драма («Киклоп»), подлинность «Реса» оспаривается. Е., по Аристотелю, «наиболее трагич. поэт», на материале древ. мифов он создал драмы, в к-рых отражены духов. и соц. проблемы эпохи кризисов. Осовременивание легенд, спорность воплощения им нек-рых образов богов, рационализм, скептицизм и поиски истины, склонность ставить под сомнение общеприн. обычаи часто мешали современникам Е. в полной мере осознать его величие. Жизненно правдивыми явл. у Е. образы простых людей, несмотря на их связь с мифами (вмешательство богов) его герои сами вершат свою судьбу в соотв. с чертами своего хар-ра. Е. находился под влиянием софистов, в какой-то степени на судьбе персонажей отразилась его критич. позиция по отношению к прошлому, стремление «оценить с позиций разума». В ряде произв. Е. изображает трагич. развязку родств. отношений, в т.ч. в «Алкестиде» (438) (жена приносит себя в жертву, чтобы спасти обреч. на смерть мужа), в «Медее» (431) (месть жены, преданной мужем), «Ипполите» (428) (любовь Федры к своему пасынку Ипполиту), в «Геракле» (отец в припадке безумия убивает жену и детей). Ужасы войны, страдания пленников, а также разбитые войной судьбы Е. отразил в «Гекубе», «Андромахе» и «Троянках», в к-рых угадывается тревога автора о грозящей Афинам опасности. В по-ставл. уже после его смерти пьесе «Вакханки» показаны последствия оргиастич. культа Диониса. В интерпретации сказаний об Атридах («Электра», «Орест», 4О8 до н.э.; «Ифигения в Авлиде», поставлена после смерти автора; «Ифигения в Тавриде») отразилась неудовлетворенность автора традиц. представлениями о богах. Ему принадлежат также «Ион», «Гераклиды», «Просительницы», «Финикиянки», «Елена» (412). Язык Е. близок к разговорному, используем. в народе, его драмы отличают богатые словесные оттенки (персонажи Е. часто спорят - влияние совр. ему риторики). Хор в его драмах часто не имеет больш. отношения к действию. Творч. метод Е. имел мн. последователей: новая аттич. комедия приняла его произв. в кач-ве образца (Менандр, мотивы узнавания, интриги); рим. драма, в особенности Сенека, без Е. просто немыслима.

ЕВРИПОНТИДЫ

ЕВРИПОНТИДЫ - царская династия в Спарте в 11 - 12 вв. до н.э. по имени легенд. царя Еврипонта, сын Прокла. Сохран. два списка царей этой династии у Геродота и Павсания. Ист. засвидет. личности царей только с кон. 8 в. до н.э.; из них наиболее известные - Леотиход II, одержавший победу над персами при Микале (479 до н.э.), его сын - Архидам, воевавший с Афинами в 1-й период Пелопоннесской войны 431 - 404 до н.э., Агесилай, претендовавший на единовластие не только в Спарте, но и во всей Греции, и знаменитый реформатор 3 в. до н.э. - Агис IV.

ЕВРОПА

ЕВРОПА - под Е. древ. греки подразумевали греч. и фрак. обл. басс. Эгейского м. издавна восприним. как естеств. граница, и поэтому уже в древности Е. отделяли от Азии.

С 8 в. до н.э., благодаря мор. путешественникам и колонизации, географич. представления греков расширились за счет знакомства с юж. побережьем Е. от Гибралтарск. прол. до Кавказа. С 6 в. до н.э. ионийцы распростр. назв. «Е.» на все страны к С. от Средиземного м. Вскоре границей между Е. и Азией стал считаться не Фасис (др.-греч. назв. р. Риони в Закавказье), а Танаис (др.-греч. назв. р. Дон). Позднее в кач-ве этой границы была принята линия, соедин. кратчайшим путем Черное и Каспийское мм., а также линия между Азовским м. и т.н. Сев. Океаном. Исследование Е. было связано с торговлей и финик., а затем греч. колонизацией, а позднее расширением рим. господства. В ходе развития колоний в Скифии на сев. побережье Черного м. греки постоянно расширяли свои знания о Вост. Е. (Аристей из Проконесса). Благодаря финикийцам и грекам стало известно и зап. побережье Средиземного м. После экспедиций финикийцев и карфагенян (Гимилькон) на Оловянный о-в (Британия?) и Пифея из Массалии в сев. земли уже в эпоху Александра Македонского были расширены знания о Зап. Е. Рим. завоевания в Испании, Галлии, Британии, Германии, в альпийских, придунайских и прикарпатских обл. дали более подробные сведения об этих р-нах. Сведения же о Скандинавии и очертаниях ее берегов, так же как и о терр., на к-рых позднее оформилось Русское госуд., в эпоху Империи были в высшей степени отрывочными.

ЕВСЕВИЙ

ЕВСЕВИЙ (ок. 264 - 340) Е. Кесарийский - видный рим. историк церкви. Автор богослов. и ист. соч. В «Церковной истории» Е. К. последовательно была изложена офиц. история христ. церкви. В «Хронике» дан краткий обзор событий всемирной истории, доведенный до 20-х гг. 4 в. Е. К. принадлежит биография имп. Константина.

ЕВТЕРПА

ЕВТЕРПА - в др.-греч. миф. муза лирич. поэзии и музыки. Атрибут, спец. ее хар-ризующий - двойная свирель.

ЕВТИХИД

ЕВТИХИД - греч. скульптор, литейщик и живописец кон. 4 в. - нач. 3 в. до н.э., ученик Лисиппа. Из его произв. по многочисл. копиям известна Тихе из Антиохии на Оронте.

ЕВТРОПИЙ

ЕВТРОПИЙ - рим. историк 4 в.н.э. Служил секретарем при имп. Константине, участв. в походе имп. Юлиана против персов. Около 367 по поруч. имп. Валента написал сокращ. рим. историю в 10 кн. (от основания Рима до начала правл. Валентиниана).

ЕВФИМИЙ АФОНСКИЙ

ЕВФИМИЙ АФОНСКИЙ (ок. 955 - 1028) - груз. писатель и церк. деятель. Основоположник афонской лит. школы. Перевел с греч. яз. на груз. до ста разных произв. церк.-религ. содержания.

ЕВФРАНОР

ЕВФРАНОР - др.-греч. живописец и скульптор 4 в. до н.э., автор кн. о пропорциях и колорите. В Афинах Е. расписал стою (галлерею) в р-не Керамике, исполнив 3 картины: «Битва при Мантинее», «12 богов» и «Тезей». Создал статую Париса. Работая при дворе макед. царей, Е. исполнил статуи Филиппа и Александра на колесницах. Произв. Е. не сохран.

ЕВФРАТ

ЕВФРАТ - Е. и Тигр первонач. имели разные устья при впадении в Персидский зал., однако еще в древности обе реки слились в ниж. теч. Е. имел большое значение как водный путь и в своем верх. теч. как граница между Рим. империей и Парфянским, а позднее Персидским госуд.

ЕВФРОНИЙ

ЕВФРОНИЙ - др.-греч. вазописец кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э., один из крупнейших мастеров аттич. краснофигурн. стиля; возможно, ряд работ Е. выполнил в чернофигурном стиле. Существует предположение, что Е. был рабом по происхожд., впослед. получившим свободу и ставшим владельцем гончарной мастерской.

ЕВФРОСИНА

ЕВФРОСИНА - радость духа (греч.); одна из трех харит (граций).

ЕВХАРИСТИЯ

ЕВХАРИСТИЯ - в православ. церкви таинство причащения, а также богослужение, на к-ром совершается это таинство (обедня).

ЕГИПЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕГИПЕТ (ПРАВИТЕЛИ)

ЕГИПЕТ (ПРАВИТЕЛИ) - Списки правителей Египта (до 3000 - 31 до н.э.)

В список включены только те цари, положение к-рых в династии определенно известно и от к-рых до наших дней сохранились к.-н. памятники. Для 3 тыс. до н.э. (в особенности) даты крайне приближенны. Имена царей также даются в условной передаче. Их формы зачастую значительно отличаются друг от друга и упорядочить их к.-л. невозможно, так как они все - результат произвольного прочтения, ставшего традиционным.

Тинитский период

Цари, предшествующие I династии (до 3000 до н.э.)

Скорпион

Нармер

I династия (нач. ок. 3000 до н.э.)

Аха (= Менес)

Джер

Уаджи

Ден (= Удиму)

Аджиб

Семерхет

Каа

II династия (законч. ок. 2778 до н.э.)

Последний: Хасехемуи

Имена: Нинечер, Сенд, Перибсен

Древнее царство

III династия (2778 - 2723)

Джосер

Последний: Ху (= Хуни)

IV династия (2723 - 2563)

Снофру

Хуфу (Хеопс)

Джедефра

Хафра (Хефрен)

Менкаура (Микерин)

Шепсескаф

V династия (2563 - 2423)

Усеркаф

Сахура

Нефериркара

Неферефра

Ниусерра

Менкаухор

Джедкара Исеси

Унис

VI династия (2423 - 2263)

Тети

Пепи I

Меренра

Пепи II

Первый переходной период

VII - Х династии (2263 - 2040)

Имена: Иби, Хети (Ахтой), Мерикара

ХI династия (2160 - 2000)

Интеф I (= Антеф)

Интеф II

Интеф III

Ментухотеп I

Ментухотеп II

Ментухотеп III

Среднее царство

ХII династия (2000 - 1785)

Аменемхет I

Сенусерт I

Аменемхет II

Сенусерт II

Сенусерт III

Аменемхет III

Аменемхет IУ

Царица Нефрусебек

Второй переходной период

ХIII - ХVII династии (1785 - 1580)

Угаф

Последний: Камес

Имена: Себекхотепы II, III, IV, Неферхотеп I, Себекемсафы I и II, Рахотеп, Секененра.

Гиксосы: Хиан, и Апопи

Новое царство

ХVIII династия (1580 - 1314)

Яхмес I

Аменхотеп I

Тутмес I

Тутмес II

Тутмес III

Царица Хатшепсут (совместно с Тутмесом III первое двадцатилетие его царствования)

Аменхотеп II

Тутмес IV

Аменхотеп III

Аменхотеп IV (Эхнатон)

Сменхкара

Тутанхамон

Эйз

Хоремхеб

ХIХ династия (1314 - 1200)

Рамсес I

Cети I

Рамсес II

Мернептах

Сети II

Аменмес

Мернептах/Рамсес Саптах

Таусерт

ХХ династия (1200 - 1085)

Сетнахт

Рамсес III

Рамсес IV

Рамсес V

Рамсес VI

Рамсес VII

Рамсес VIII

Рамсес IХ

Рамсес Х

Рамсес XI

Поздний период

ХХI династия (1085 - 950)

Несубанебджед (= Смендес)

Последний: Пасебахаенниут (= Псусеннес) II

ХХII династия (950 - 730)

Шешонк I

Осоркон I

Такелот I

Шешонк II

Осоркон II

Такелот II

Шешонк III

Пами

Шешонк V

Осоркон IV

ХХIII династия (817 - 730)

Педибастет (= Петубастис)

Имена: Шешонк IV, Осоркон III

ХХIV династия (730 - 715)

Тефнахт

Бокенранф (= Бокхорис)

ХХV династия (715 - 664)

Кашта

Пи (прежде читали: Пианхи)

Шабака

Шабатака

Тахарка

ХХVI династия (664 - 525)

Псамметих I664 - 610

Нехо610 - 595

Псамметих II 595 - 589

Априй 589 - 570

Амасис 570 - 526

Псамметих III526 - 525

ХХVII династия: Ахемениды (525 - 331) (см. ниже)

ХХVIII династия

Амиртей 404 - 399

ХХIХ династия (399 - 380)

Неферит I399 - 393

Псаммут 393

Ахорис 393 - 381

Неферит II 381 - 380

ХХХ династия (380 - 343)

Нектанеб I 380 - 363

Тахос 363 - 360

Нектанеб II 360 - 343

I Птолемеи (305-31)

Птолемей I Сотер* 305-282

Птолемей II Филадельф 282-246, 29 янв.

Птолемей III Эвергет I 246-222

Птолемей IV Филопатор 222-205

Птолемей V Эпифан 204-180

Птолемей VI Филометор 180-145

Совместное правление Птолемея VI, Птолемея VIII и Клеопатры II (c 5 окт 170 (изгнание Филометора, 164/3)

Птолемей VII Неос Филопатор 145-144 (совм. правл.)

Птолемей VIII Эвергет Фискон 145-116

Клеопатра III и Птолемей IX Сотер II (Латир) 116-107

Клеопатра III и Птолемей X Александр 107-101

Птолемей X Александр и Клеопатра Береника 101-88

Птолемей IX Сотер II 88-81

Клеопатра Береника и Птолемей XI Александр II 80

Птолемей XII Авлет 80-58

Береника IV 58-55

Птолемей XII Авлет 55-51

Клеопатра VII и Птолемей XIII 51-47

Клеопатра VII и Птолемей XIV 47-44

Клеопатра VII и Птолемей XV (Цезарион) 44-31, 30 авг.

* Птолемей I отсчитывал годы своего правления со времени смерти Александра Македонского (323 до н.э.)

ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕГИПЕТСКИЕ КАЗНИ

ЕГИПЕТСКИЕ КАЗНИ - десять казней (бедствий), к-рые, по библейск. рассказу, постигли население Египта за отказ отпустить евреев из плена.

ЕГИШЕ

ЕГИШЕ - армян. писатель, историограф 5 в. Автор соч. «Война Вардана и его сподвижников». Биографич. сведения о Е. очень скудны; известно, что он был участн. руководимого Варданом Мамиконяном восстания 451 против перс. владычества.

ЕДИНОРОГ

ЕДИНОРОГ - миф. животное (в ранних традициях с телом быка, в более поздних - с телом лошади, иногда козла), именуемое по наиболее хар-рному признаку - наличию одного длинного прямого рога на лбу. Самые ранние изображ. Е. (как однорогого быка) встреч. в памятниках культуры 3-го тыс. до н.э., в частн., на печатях из древ. городов долины Инда - Мохенджо-Даро и Хараппы, представляя собой один из наиболее значимых свящ. образов.

ЕЗЕКИЯ

ЕЗЕКИЯ - иудейский царь (725 - 696 до н.э.); см. Хизкия.

ЕЗНИК КОХБЕЦИ

ЕЗНИК КОХБЕЦИ - армян. философ и теолог 1-й пол. 5 в., один из основоположников др.-армян. лит. яз., защитник христианства в Армении. В соч. «Опровержение ересей» Е. К. вел борьбу против зороастризма, манихейства, гностицизма и зап. догматики христианства.

ЕЗУС

ЕЗУС - Эзус - в миф. кельтов Галлии бог. «Гневный», по выражению упоминавш. о нем рим. поэта 1 в. Лукана, он требовал жертв, повешен. на дереве. Иконографич. тип бога (представл. на галло-рим. рельефах алтарей из Парижа и Трира) подтверждает связь Е. с деревьями, изображая его (бородатого или безбородого) около дерева с подобием серпа (топора?) в руке. Жест, возможно, воспроизводит момент друидич. ритуала поклонения омеле. С деревом Е. ассоциир. бык со стоящими на его голове и спине тремя журавлями, также известный по изображ. на алтаре. По мнению нек-рых исследователей, Е. был общегалльским богом (возможно, войны). Этимологич. имя Е. скорее всего означает «добрый бог», «бог-господин», подобно ирланд. Дагда.

ЕЛЕЙ

ЕЛЕЙ - оливковое масло, иногда с небольшой примесью вина, употребл. в церк. службе.

ЕЛЕН

ЕЛЕН - в греч. миф. сын Приама и Гекубы, обладающий пророч. даром. По одному из вариантов мифа, Е. и Кассанд-ра - близнецы, дар ясновидения они получают от свящ. змей в храме Аполлона (на Троянской равнине), где были забыты взрослыми во время празднества.

ЕЛЕНА

ЕЛЕНА - в греч. миф. спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Е. антич. традиция назыв. Зевса, матерью - Леду или Немесиду. В юности Е. была похищена Тесеем и Пирифоем; она досталась по жребию Тесею, к-рый поселяет ее у своей матери Эфры в Афидне (по др. версии, в Трезене). В то время как Тесей и Пирифой отправл. в преисподнюю, чтобы добыть Персефону, Е. освобождают Диоскуры и возвращают в Спарту к своему земн. отцу и супругу Леды Тиндарею. Слух о красоте Е. распростр. настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собирается неск. десятков знатнейших героев всей Эллады (Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет, Патрокл, Протесилай и др.). Так как Тиндарей боится своим выбором обидеть остальных претендентов и вызвать их вражду к себе и будущему зятю, он по совету Одиссея связывает всех претендентов на руку Е. совмест. клятвой в дальнейшем оберегать честь ее супруга.

После этого мужем Е. выбирается Менелай, вероятно, не без влияния его старш. брата Агамемнона, уже женат. на дочери Тиндарея Клитемнестре. От брака с Менелаем у Е. рожд. Гермиона. Когда спустя нек-рое время богиня Афродита, выполняя обещание, данное Парису - сыну троянск. царя Приама, приводит его в дом Менелая, Е., по наиболее распростр. версии, увлекается юным красавцем и, воспользовавш. отъездом супруга, бежит с Парисом в Трою, захватив с собой большие сокровища и мн. рабов. Менелай после взятия города разыскивает Е. с мечом в руках, чтобы казнить ее за измену ему как мужу. Но при виде жены, сияющей прежней красотой, он опускает меч из рук и прощает ее. Недалеко от Спарты было святилище Е., в самой Спарте находился свящ. платан Е. Под прозвищем Дендритис («древесная») Е. почиталась в Кафиях и на Родосе.

ЕЛЕНА ФЛАВИЯ

ЕЛЕНА ФЛАВИЯ - хозяйка постоял. двора, была наложницей Констанция Хлора; мать Константина I, к-рый, став императором, привез ее и окружил высокими почестями при дворе. Она была христианкой и способствовала распростр. этой религии богатыми дарами и постройкой церк-вей. В старости предприняла паломничество к святым местам. После ее смерти (приблизит. 326) стала покровительницей гвоздильщиков и почиталась ортодоксал. церковью в кач-ве святой.

ЕЛИСЕЙ

ЕЛИСЕЙ - Элиша - ханаанские имена со сходным знач. и структурой встреч. уже в клинописных памятниках 2 тыс. до н.э. В ветхозавет. преданиях (в 3 и 4 кн. Царств) Е. пророк, ученик Илии (ист. Е. - пророк в Израильском царстве, живший ок. 850 - 800).

ЕНОХ

ЕНОХ - Энох - в религ. представлениях иудаизма и христианства:

1. Старший сын Каина, назвавш. его именем город.

2. Потомок Адама в седьмом поколении (по др. генеалогии, считающей старшим сыном Адама не Каина, а Сифа), прадед Ноя, отец Мафусаила.

ЕПАРХИЯ

ЕПАРХИЯ - админ. округ Вост. Рим. империи, соотв. провинции (подразделение диоцеза).

ЕПИСКОП

ЕПИСКОП - духов. чин высшей ступени церк. иерархии, существующей во всех христ. церквах, кроме протестант-ских. В первые века христианства Е. - глава христ. общи-ны - распоряжался церк. имуществом, обладал суд. властью в общине.

ЕПИФАНИЙ

ЕПИФАНИЙ (315 в Иудее - 403) - епископ (в 386) Саламина (Констанция) на о. Кипр. Е. был чрезвыч. ревностным, но довольно огранич. представителем ортодоксии. В его осн. труде («Ящик лекарств» против 80 ересей, включая языч. философские школы и иудейские секты) собрано много сведений (разумеется, критич.) о раннехрист. сектах, исследованы утрач. источ. Отношение Е. к антич. культуре категорич. отрицательное. Философские и теологич. мысли вызывали у Е. подозрения. Ученость Е. поверхностна, что показывает его соч. о ед. измерения и веса, к-рые упомин. в Ветхом завете.

ЕРВАНД И ЕРВАЗ

ЕРВАНД И ЕРВАЗ - Еруанд и Еруаз - в армян. миф. братья-близнецы, рожд. от связи с быком женщиной из царского рода Аршакуни, отличавш. огромным ростом, крупными чертами лица, чрезмер. чувственностью. Е. и Е. наделены функциями культурных героев. Ерванд, став царем Армении, строит город, храмы; гл. жрецом нового храма в Багаране он назначает Ерваза. От взгляда Ерванда, наделен. магич. силой (дурным глазом), лопался гранит.

ЕРД

ЕРД - в сканд. миф. обожествл. земля. Сыном Е. счит. Тор. Земля была предметом культа и у континентал. германцев, где сыном земли был Туисто. С культом земли, возможно, связана и Нертус.

ЕРЕСЬ

ЕРЕСЬ - в поздней античности учение вероотступников, христ. обособл. групп во время схизм (греч. - раскол), отделение от гл. церкви без изменения основополагающих принципов и догм в учении. Углубление раскола вызывалось переплетением идеологич. аспектов с соц.-экономич. или этнич. факторами, вмешательством госуд., равно как и различиями церк.-политич. программ епископов ортодоксал. церкви или еретич. сект. В 1 в. существовали Е. иуд. и эллино-гностич. природы. До сер. 2 в Е. был подвержен Египет. М. Азия и Сирия долгое время продолжали оставаться также еретич. С 4 в. развивающ. донатизм и расхождения в обл. тринитарных и христологич. проблем (напр., ариане, несториане, монофизиты) привели к тяжелым расколам церкви. Совр. католич. церк. право понимает под Е. противоречия с церк. догмами, под схизмой - отказ от повиновения папе римскому.

ЕРМУНГАНД

ЕРМУНГАНД - в сканд. миф. мировой змей, одно из трех хтонич. чудовищ, порожд. великаншей Ангрбодой от Локи. Е. живет в мировом океане, окружая обитаемую землю - Мидгард.

ЕССЕИ

ЕССЕИ - члены религ. секты, возникшей в Иудее во 2 в. до н.э. Е. отрицали частную собственность, рабовладение и войну. Они призывали к пассивной созерцат. жизни, отказу от политич. деятельности, к безбрачию. Для Е. было хар-рно строгое соблюдение законов о ритуал. чистоте и мистич. вера в добрых и злых духов. Учение Е. оказало влияние на первонач. христианство.

ЕТУНЫ

ЕТУНЫ - в позднейшей сканд. традиции - тролли, в сканд. миф. - великаны.

ЕФРЕМ

ЕФРЕМ - в ветхозавет. предании внук Иакова, второй сын Иосифа, рожд. в Египте от Асенефы (дочери Потифера, егип. жреца); родонач.-эпоним одного из израил. племен.

ЕФРЕМ СИРИН

ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306 - 378) - сирийский богослов, один из отцов церкви. Автор множества богослов. соч., а также молитв и песнопений, частично вошедших в обиход богослужения.

ЕХИДНА

ЕХИДНА - чудовище, полузмея-полуженщина, жена Тифона, подстерегала в засаде прохожих. От нее произошли сказоч. чудовищные существа: Орфос, Кербер, лернейская гидра, Химера, Сфинкс и немейский лев.

ЕШИБОТ

ЕШИБОТ - еврейская религ. школа, подготовлявшая раввинов и ученых талмудистов. Первонач. Е. появ. в Вавилоне и Палестине.

Предыдущая страница Следующая страница