Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "П" (часть 7, "ПРО"-"ПЯТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 7, "ПРО"-"ПЯТ")

ПРОКСЕН

ПРОКСЕН - ученик Горгия, к-рый убедил своего друга Ксенофонта принять участие в походе Кира. После пораж. П. был убит персами.

ПРОКСЕНИЯ

ПРОКСЕНИЯ - в Др. Греции форма межполисной связи, устанавл. через проксенов. Проксенами наз. граждане, оказывавшие в своем полисе по личной инициативе или по поручению госуд. гостеприимство и помощь (размещение приезжих, посреднич. в дипломатич. переговорах и т.д.) гражданам или послам др. полиса и пользовавш. в чужом полисе за это рядом привилегий (право непосредств. обращения к совету, народу, должностным лицам, в суд, приобретения недвижимости и т.д., иногда - полных гражд. прав). П. устанавлив. между отд. гражданами различ. полисов, между гражданином одного полиса и др. полисом, между двумя полисами. В период эллинизма П. наз. также предоставл. привилегий вообще чужестранцу, оказавшему особые услуги полису.

ПРОКУРАТОР

ПРОКУРАТОР - в Др. Риме:

1. Домоуправитель.

2. Доверенное лицо рим. гражданина в суд. и коммерч. делах (обычно из числа вольноотпущ.).

3. В эпоху империи П. назыв. также: управляющие крупными имениями (императорскими и частными); чиновники, управлявшие небольш. провинциями, ведавшие сбором налогов в больших провинциях или стоявшие во главе разных отраслей финанс. и хоз. ведомств (фиск, эрарий, водопроводы и др).

ПРОЛЕТАРИИ

ПРОЛЕТАРИИ - в Др. Риме, согл. реформе, приписыв. рим. царю Сервию Туллию, граждане, не имевшие иму-ществен. ценза, выставлявшие в нар. ополчение одну центурию и имевшие один голос в комициях (из 193). В период поздней республики и империи П. - деклассиров. слои об-ва, существовавшие за счет подачек госуд. и богачей.

ПРОМАГИСТРАТУРА

ПРОМАГИСТРАТУРА - промагистрат - в Др. Риме долж-ность и исполнявшее ее должностное лицо, избиравш. сначала сенатом и народом, а впослед. назнач. сенатом или императором для несения вне Рима консульских, преторских или квесторских обязанностей (проконсулы, пропреторы, проквесторы). Первым исполнял П. консул 328 до н.э. Кв. Публий Филон, к-рому были продлены полномочия на 327 до н.э. В эпоху ранней республики П. была годичной и следовала обычно за исполнением соотв. магистратуры. С кон. 3 в. до н.э. для несения П. могли назнач. люди, не прошедшие магистратуры. Гней Помпей провел в 52 до н.э. закон, по к-рому полномочия П. могли быть получены лишь спустя 5 лет после окончания магистратуры.

ПРОМЕТЕЙ

ПРОМЕТЕЙ - в греч. миф. сын титана Иапета, двоюрод. брат Зевса. Мать П. - океанида Климена, братья - Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры). Среди детей П. Девкалион (сын П. и Пандоры), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры).

Согл. ряду источ., П. как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды, да еще создал их смотрящими в небо, по подобию богов. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», П. крадет «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украден. им из мастерской Гефеста и Афины, П. дарует человечеству технич. прогресс). Согл. Эсхилу, «все иск-ва у людей от П.», причем оказывается, что П. наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. П. - это древ. культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в кач-ве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром - заслуга П., обманувш. Зевса в Меконе, когда устанавл. жертв. ритуал, а значит, и взаимоотнош. богов и людей. Хар-рно, что Зевс, разгадавший обман П., допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и П. В результате Зевс лишает людей огня, П. в свою очередь, опять-та-ки обманом, добывает его, но теперь П. подстерегает гл. наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орел выклевывает ему печень, ежедневно вырас-тающую вновь. В Афинской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажжен. факелами, к-рые бегуны должны были сохранить горящими. В Афинах проходили празднества в честь П., справляе-мые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был П. Они устраивали бег с факелами, зажжен. от жертвенника П. в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на Гефестиях.

ПРОНАОС

ПРОНАОС - переднее помещение антич. храма, может быть частью храма в антах и простильного храма, явл. проходным помещением во внутр. часть храма (в целлу).

ПРОНИЯ

ПРОНИЯ - в Византии и в нек-рых ср.-век. южнославянских госуд. земельное пожалование, получаемое феодалом от цент. власти, часто на условии несения воен. или иной службы в пользу госуд.

ПРОНОЯ

ПРОНОЯ - прозвище (греч. - предусмотрительность, предвидение) богини (Афина Проноя) и осн. понятие стоич. философии. Пневма-материя - это всебожество, к-рое действует с железной необходимостью (фатализм). Целесообразн. космоса обнаруживает тождество необходимости и П.

ПРОПЕМПТИКОН

ПРОПЕМПТИКОН - «стихотворение в дорогу», к-рое напутствует добрыми пожеланиями отправляющегося в дорогу друга. Жанр появл. впервые в эпоху эллинизма (Феокрит, Каллимах, Парфений). В Риме «стихотворения в дорогу» писали Луцилий, Цинна, Гораций и Тибулл. Впослед. жанр нашел живой отклик у гуманистов Ренессанса.

ПРОПЕРЦИЙ

ПРОПЕРЦИЙ - Секст (ок. 49 - ок. 15 до н.э.) - рим. поэт-лирик. Родился в Умбрии; с начала 20 г. жил в Риме. Сохран. сборник из 92 элегий П., распадающ. по традиц. делению на 4 книги.

ПРОПИЛЕИ

ПРОПИЛЕИ - парадный, архитектурно обработ. вход, ворота. Сооружались в Др. Греции в крито-микенский период (в Фесте, Трое, Тиринфе и др.), в периоды классики и эллинизма. Наиболее значительны П. афинского Акрополя (437 - 432 до н.э., арх. Мнесикл). В Др. Риме и в более позднее время П. почти не строились.

ПРОПИЛЕИ В АФИНАХ

ПРОПИЛЕИ В АФИНАХ - монумент. здание ворот, входа на афинский Акрополь; выдающ. памятник др.-греч. архитектуры аттич. школы. Сооружены арх. Мнесиклом в 437 - 432 до н.э. Здание П. в А. расположено на склоне холма, и его наружные дорич. портики, находящ. на разных уровнях, связаны внутр. ионич. колоннадой.

ПРОПОНТИДА

ПРОПОНТИДА - др.-греч. назв. совр. Мраморного м. Начиная с 8 в. до н.э. на побережьях П. возник ряд греч. городов-колоний. Самые известные из них: Византий, Калхедон, Кизик, Абидос. Через П. велась торговля с городами, располож. на побережьях Черного м., поставляющ. хлеб и различ. виды местного сырья.

ПРОПРЕТОР

ПРОПРЕТОР - в Др. Риме должностное лицо, наместник провинции. Назнач. сенатом из числа бывших преторов. Имел те же функции, что и проконсул.

ПРОРИЦАТЕЛИ

ПРОРИЦАТЕЛИ - особая каста людей, появивш. в результате дифференциации религ.-культовых и соц. функций в раннеантич. обществе. П. жили либо в к.-н. определ. месте (оракулы или храмы), либо вели жизнь странствующих пророков. Их предсказания сопровожд. состоянием экстаза, воскурениями, видениями и слуховыми галлюцинациями.

Знаменитые П. - Тиресий, Эпименид, Калхас, Амфиарай и Бакид. Среди женщин-П. наряду с Кассандрой cледует отметить прежде всего Сивиллу родом из Эритреи, собрание оракулов к-рой (Сивиллины книги) было популярно еще в ср. века. После перевода Ветхого завета на греч. яз. слово «пророк» стало классич. для обозначения П., первонач. явл. исполнителем секулярной функции в греч. полисе.

ПРОРОК

ПРОРОК - греч. жрец, к-рый предсказывает то, что должно произойти. В древности, за пределами ветхозавет. мира, не обязательно сам «предсказатель», но лишь второстеп. служитель при оракуле, объявляющем будущее. Помимо прочего, П. считался посредником между богами и людьми. В иуд. и христ. представл. П., осознающий свою функцию вестника и свой авторитет, был глашателем божеств. воли, непосредств. вдохновляемым божеством, а также предвозвестником будущего.

ПРОСКЕНИЙ

ПРОСКЕНИЙ - в театре Др. Греции 5 - 4 вв. до н.э. фасад здания скены или сооружавш. на нек-ром расст. от него декоративная стена. Поскольку действие в греч. трагедии часто происходило перед дворцом или храмом, П. имел вид крытой колоннады, обознач. портик перед храмом или входом во дворец. В комедиях П. изображал обычно фасад жилого дома. Вплоть до эллинистич. эпохи представл. развивалось на орхестре перед П. Но в тех случаях, когда актерам надо было по сюжету пьесы находиться на кровле дома, действие переносилось на крышу скены или П. В театре эллинистич. эпохи П. назыв. каменная пристройка к фасаду скены, состоявшая из ряда колонн или столбов и снабж. крышей (делосские надписи ок. 300 до н.э.). В эллинистич. эпоху представл. спектакля уже целиком перешло на сценич. площадку, образуемую крышей П., и самое слово «П.» (или логейон) стало обозначать не только всю пристройку, но и эту площадку (глубина от 2,5 до 3,5 м при такой же примерно высоте). Из 2-го этажа скены на П. вели выходы для актеров; в нек-рых театрах (в Эпидавре, Сикионе, Оропе и др.), кроме того, с обеих сторон были устроены покатые боковые подъемы на П. В Др. Риме П. назыв. пульпитум.

ПРОСКРИПЦИЯ

ПРОСКРИПЦИЯ - проскрипции - в Др. Риме обнародование списков лиц, объявл. вне закона, а также сами списки. За выдачу или убийство проскибированного назначалась награда (даже рабу), за укрыват. - казнь. Имущество жертв П. подвергалось конфискации, потомки лишались почетных прав и состояния. Изобретен. Корнелием Суллой как орудие массового политич. террора (82 - 81 до н.э.), П. использовались им и его приближенными также для сведения личных счетов и как средство обогащения. П. ознаменовал свой приход к власти в 43 до н.э. 2-й триумвират.

ПРОСОДИЙ

ПРОСОДИЙ - пение в процессии, посвящ. Апполону, позже также и в честь людей, в осн. в сопровожд. флейты; сохран. тексты фрагментов П. Пиндара и Вакхилида.

ПРОСОДИЯ

ПРОСОДИЯ - раздел антич. грамматики, посвящ. ударению, а также долготе и краткости слогов - изучению «певучести» слога.

ПРОСПЕР

ПРОСПЕР - Тирон, позднеантич. историк и христ. теолог 5 в. из Аквитании, состоявший на службе у Льва Великого в Риме после 440. Знаменит своей «Всемирной хроникой», охватывающей период с 412 до приблизит. 450. Его труд явл. первым продолжением «Хроники» Иеронима.

ПРОСТИЛЬ

ПРОСТИЛЬ - в антич. архитектуре тип небольшого здания, преимущественно храма, с ордерной колоннадой (обычно четыре колонны) на переднем фасаде.

ПРОСТИТУЦИЯ

ПРОСТИТУЦИЯ - как жен., так и муж. П. были широко распростр. в Греции, Риме и во всех др.-вост. культурах. В отличие от Востока храмовая П. имела место только в храме Афродиты в Коринфе. В Афинах учреждение домов разврата произошло при Солоне. Госуд. были установлены тверде цены, а разрешение заниматься этим ремеслом было поставлено в зависимость от уплаты налога. От обычных проституток следует отличать гетер, к-рые были высокообразов. и нередко имели большое влияние в обществе.

ПРОТАГОНИСТ

ПРОТАГОНИСТ - актер в др.-греч. театре, исполнявший гл. роли в трагедии или комедии. В начале драматург сам подбирал себе П., с 449 до н.э. выбор П. зависел от госуд. Ведавший организацией театрал. состязаний архонт выбирал трех П. и распределял их по жребию между тремя трагич. поэтами, принимавш. участие в конкурсе. Каждый из П. сам подбирал двух остальных актеров (число актеров в греч. драме огранич. тремя) - второго (девтерагониста) и третьего (тритагониста). С 449 до н.э. на празднике Великих Дионисий был установлен конкурс для П., выступавших в трагедиях. На празднествах Ленеях конкурс для П., игравших в комедиях, был установлен ок. 442 до н.э., для П. трагедии - ок. 433 до н.э. В 4 в. до н.э. был введен новый порядок распредел. П. между тремя состяз. трагич. поэтами, согл. к-рому каждый из П. обязательно играл в одной из трех трагедий каждого драматурга. Такой порядок распредел. П. ставил всех драматургов в равные условия на состязаниях.

ПРОТАГОР

ПРОТАГОР (481 - 411 до н.э.) - др.-греч. философ-софист, политич. деятель. Принимал активное участие в организации демократич. республики в афин-ской колонии Фурии (в Юж. Италии). Соч. П. не сохран. За скептич. высказывания о богах П. был приговорен афинским судом к смертной казни, бежал и во время кораблекрушения погиб.

ПРОТЕЙ

ПРОТЕЙ - в греч. миф. мор. божество. Как сын Посейдона наделен всеми традиц. чертами мор. богов (Главк, Нерей, Фок): старостью, обилием детей (протидов) или подопечных (тюленей), способностью принимать облик различ. существ и многознанием; он - пастух тюленьих стад. Как сын Египта и супруг Псаматы П. царствует в Мемфисе; Геродот считает имя П. титулом «па-рути» («фараон»). П. скрывает свой пророч. дар от всякого, кто не сумеет поймать его истинный облик.

ПРОТЕСИЛАЙ

ПРОТЕСИЛАЙ - в греч. миф. сын царя фессалийск. г. Филаки Ификла. Будучи в прошлом одним из женихов Елены, П. принял участие в Троянской войне, выступив против Трои во главе ополчения на 40 кораблях. Несмотря на предсказание, что первый ахеец, высадивш. на берег Трои, погибнет, П. первым соскочил с корабля и был убит Гектором.

ПРОТИМИСИС

ПРОТИМИСИС - право предпочтения: в Византии право предпочтит. покупки на продаваемую землю.

ПРОТОБОЛГАРЫ

ПРОТОБОЛГАРЫ - праболгары - народ тюрк. происхожд., участвовавший в этногенезе совр. болгар. Первые достоверные письм. свидет-ва о П. относятся к 4 в., когда П. обитали в степях Юго-Вост. Европы и были союзниками Византии. После битвы с готами в 480 П., потерпев пораж., прекратили союзнич. отношения с Византией, в 499 опустошили Фракию. В 6 в. участвовали в многочисл. походах как против Византии, так и за ее пределами. В 1-й пол. 7 в. в Приазовье и Ниж. Поволжье сложился союз протоболг. племен (Великая Болгария) во главе с Кубратом, распавш. после его смерти во время правл. имп. Константа II (641 - 668). С 3-й четв. 7 в. под натиском хазар часть П. продвинулась в р-н Камы и Ср. Волги.

ПРОТОКОЛ

ПРОТОКОЛ - начало папирусного свитка, утолщ. приклеиванием неск. кусков папируса, к-рые служили защитой написанной части и оставались неисписан. Кусок соотв. назначения в конце свитка назыв. эсхотоколлом («приклеенный в самом конце»).

ПРОФАН

ПРОФАН - в Др. Риме П. - недопущ. в храм, непосвящ. в культовые таинства религии. Уже рим. поэты Вергилий, Гораций и др. употребляли слово «П.» иносказат., обозначая им непросвещ. человека, невежду.

ПРОФЕССОР

ПРОФЕССОР - в период Рим. империи обозначение для публич. учителя, особенно риторики. Первым П. был Квинтилиан, учитель риторики в Риме, с 68 н.э. состоявший на гос. жалованье. Титул П. перешел на преподавателей-док-торов, магистров ср.-век. университетов.

ПРОХИРОН

ПРОХИРОН - практич. рук-во для судей, изд. в Византии в 879 взамен Эклоги, фактич. имело законодат. силу. П. содержал краткое изложение норм гражд., уголовного, отчасти церк. права. Осн. источн. П. явл. законод-во Юстиниана. После выхода в кон. 9 в. Василик П. продолжал использоваться в суд. практике. П. явился одним из источ. канонич. правосл. права.

ПРОЦЕНТЫ

ПРОЦЕНТЫ - ростовщичество засвидет. в Вавилоне уже во 2-й пол. 3-го тыс. до н.э. Размеры П. определялись спросом и предложением. Неоднократно повторялись безуспешные попытки гос. фиксации П. с целью ограничения ростовщ-ва, к-рое стало в Риме одним из гл. способов обогащения. Чаще всего ссуда давалась из 2% месячных, нередко эта цифра повышалась, особенно в случаях мор. ссуды в связи с неизбежным риском. В позднереспубликан. и императорскую эпоху макс. размер П. был установлен в 1% в месяц. Однако этот закон часто нарушался.

ПРОЭДРЫ

ПРОЭДРЫ - состоящая из 9 пританов и их помощников (эпистатов) комиссия в Афинах с нач. 4 в. до н.э. Выбирались жеребьевкой для председат-вания во время каждого заседания из 9 фил, представители к-рых в данное время не исполняли пританию. В 5 в. наоборот, один эпистат, избранный из пританов, исполнял должность председателя в рабочей комиссии совета в теч. дня и ночи.

ПРУДЕНЦИЙ

ПРУДЕНЦИЙ - Аврелий Публий Клемент (348 - после 405) - наиболее выдающ. христ. поэт античности, писавший на лат. яз. Занимаясь юридич. деятельностью, он находился нек-рое время при дворе, но затем оттуда удалился. П. написал «Катемеринон» («Ежедневник»), в нем - 12 сти-хотворений о распорядке дня или по особым поводам; в соч. «О венцах» (о венцах мучеников) в 14 гимнах он изобразил судьбы христ. мучеников. «Апотеосис» («Обожествление») представляет учение о святой троице. «Гамартигения» («Происхождение грехов») - учение о грехах. «Психомахия» («Сражение за душу») - это первая зап.-европ. аллегорич. поэма (борьба между добродетелями и пороками). В 2 кн. «Против Симмаха»П. защищает христианство от притязаний языч. окружения Симмаха возродить языч. культы.

ПРУСИЙ I

ПРУСИЙ I (ок. 235 - 182 до н.э.) - царь Вифинии; в 183 он хотел выдать бежавш. к нему Ганнибала.

ПРУССЫ

ПРУССЫ - группа балт. племен, издревле населявших юж. побережье Балтийского м. между ниж. теч. рр. Вислы и Немана. Археологич. данные, начиная с раннего неолита, показывают сходство материал. культуры древ. П. с культурой родств. им по яз. летто-литовцев, а также славян. Наименование П. упомин. с 9 в.; в письменных источ. более раннего времени (в частн., у Тацита) они выступают обычно под им. эстиев.

ПРЫЖКИ В ДЛИНУ

ПРЫЖКИ В ДЛИНУ - один из видов пятиборья. Особенностью П. в д. антич. спорта было использование спец. гантелей, вес к-рых колебался между 1,48 и 4,6 кг, что не позволяло производить П. в д. совр. способом, т.е. с разбега. Антич. П. в д. состоял из серии пяти последоват. прыжков из стойки в стойку, причем применение гантелей способств. более четкому выполнению каждого прыжка и большей его дальности. Антич. источ. сообщают о рекорд-ных прыжках на 16,28 и 16,66 м, выполн. Хионидом и Фаиллом.

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ БЫКА

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ БЫКА - своеобраз. вид спорта у критян, требовавший особого мужества и владения телом. Прыгуны (мужчины и женщины) должны были перепрыгнуть через мчащ. быка (схватив его за рога или за спину) спереди или сбоку. Упражнения были подобны тем, какие в наше время выполняют гимнасты и гимнастки на коне (кувырки, перевороты, вращения и перескоки).

ПРЯДЕНИЕ

ПРЯДЕНИЕ - процесс изготовл. нити из различ. видов волокон (шерсти, льна и т.п.). В античности при П. пользов. практич. таким же устройст., состоящим из трех элементов (прялка, веретено, корзина с пряжей), что и в последующие времена. Не измен. и рабочий процесс (вытяг. волокна, сучение нити, чистка пряжи). Для вытяг. волокна греки стали примен. эпинетрон, изобрет. ок. 500 до н.э., а для изготовл. льняной пряжи - другой прибор, герон, изобрет. тогда же. Пряли сидя или стоя. П., как правило, было занятием рабынь, к-рым выдавалось на день определ. кол-во сырья. Рабыни следили за тем, чтобы клубки пряжи были намотаны равномерно - плотнее или слабее, чтобы в каждом клубке пряжа была одинак. кач-ва - гладкая или ворсистая; если получ. узелок, они должны были тотчас же откусить его зубами. Осн. сырьем явл. шерсть овец или коз (реже верблюдов), сравнит. ред-ко - лен, в отдел. случ. - хлопок, а также шерсть др. животных (зайцев, бобров, барсуков) или лубяная пряжа, напр., эспарто. Шелк практич. отсутств., лишь при Юстиниане он получил нек-рое распростр. В особых случаях приходилось делать пряжу из асбестового волокна. Символом П. стало понятие «нить жизни», к-рую прядут три Мойры (Парки). Мастерство нар. художников прояв. в украш. веретен и реже - прялок.

ПСАЛТЫРЬ

ПСАЛТЫРЬ - одна из книг Ветхого завета, состоящая из 151 псалма. Сложивш. в др.-евр. нар. творч. (псалмы пели хором, иногда с ритуал. танцами), П. отразила поэтич. восприятие человеком окруж. мира и его пережив. Старейшие записи псалмов найдены среди кумранск. рукописей.

ПСАММЕТИХ I

ПСАММЕТИХ I - егип. фараон 665 - 611 до н.э. До воцарения явл. царьком г. Саиса (в дельте Нила). Первые годы своего правл. П. I признавал верхов. власть Ассирии (завоевавшей Египет в 671 до н.э.). При П. I была восстан. (ок. 654 до н.э.) с помощью греч. наемников независ. Египта и ликвидир. раздробл. страны. В последние годы своего правл. помогал ослабевшей Ассирии в борьбе против Вавилонии и Мидии. П. I оказывал покровит. греч. купцам, обосновавш. гл. обр. в г. Навкратисе.

ПСАММЕТИХ II

ПСАММЕТИХ II - егип. фараон 595 - 589 до н.э. При П. II вновь была завоев. Сев. Нубия.

ПСАММЕТИХ III

ПСАММЕТИХ III - егип. фараон, правивший всего неск. месяцев в 525 до н.э. При П. III Египет был завоеван перс. царем Камбизом. П. III попал в плен. В 524 до н.э., после неудач. похода Камбиза в Эфиопию, П. III, заподозр. в попытке поднять восст. против персов, был казнен.

ПСЕВДО-МАВРИКИЙ

ПСЕВДО-МАВРИКИЙ - услов. наименов. автора визант. аноним. произв. «Стратегикон» (рубеж 6 - 7 вв.) - трактата по воен. делу, приписыв. в нек-рых рукоп. имп. Маврикию. Соч. П.-М. - важный источ. для изуч. воен. дела Византии и ее соседей в раннее средневек., а также быта и общест. отнош. древ. славян, аваров, персов и др.

ПСИКТЕР

ПСИКТЕР - сосуд для охлажд. жидк. на высокой цилиндрич. ножке, при помощи к-рой П. можно было вставить в др. сосуд, содерж. холодную воду. Достоин вним. лондонский П. Дуриса с изображ. сатиров.

ПСИЛЫ

ПСИЛЫ - части легкой пехоты в Др. Греции, состоявшие из пращников, лучников и метальщиков дротиков; использ. при завязке боя.

ПСИХЕЯ

ПСИХЕЯ - Психе - в греч. миф. олицетв. души, дыхания. П. отожд. с тем или иным жизнен. существом, с отдельн. функц. живого организма и его частями. Дыхание человека сближ. с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью. Души умерших представ. вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла под Троей появл. в сопровожд. вихря. В античн. иск-ве П. изображ. в виде бабочки или крылатой девочки (этрусские скарабеи, рельефы, терракота).

ПТАХ

ПТАХ - Пта - в егип. миф. бог г. Мемфиса. Культ П. имел общеегип. хар-р, был распростр. также в Нубии, Палестине, на Синае. П. изображ. в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закры-вающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». Согл. богословск. произв. мемфисских жрецов (т.н. «Памятник мемфисской теологии»), П. - демиург, создавший первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, иск-ва и т.д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком. Он состоит во главе мемфисской эннеады (девятки) богов. Глава гелиопольской эннеады Атум также происходит от П., т. о. к П. восходят и девять богов Гелиополя. П. считался покровителем ремесел (поэтому в Др. Греции он отожд. с Гефестом), иск-в, а также богом истины и справедливости. Женой П. была Сехмет, сыном - Нефертум. В позд. период его сыном назыв. также Имхотепа (мудреца и врачевателя, обожеств. верхов. сановника фараона Джосера и строителя его пирамиды, 28 в. до н.э.). Женами П. иногда назыв. также Маат, Баст, Тефнут, Хатор. Душа П. - Апис, язык - Тот. В имени Птах-Татенен с П. был отожд. бог земли Татенен.

ПТОЛЕМАИДА

ПТОЛЕМАИДА - Птолемаис - назв. ряда городов в Киренаике, Египте, Финикии, Памфилии и др. обл., осн. или переимен. в 4 - 3 вв. до н.э. Птолемеями.

ПТОЛЕМЕИ

ПТОЛЕМЕИ - Лагиды - царская династия правившая в 305 - 30 до н.э. в Египте в эллинистич. период его истории. Основана Птолемеем, сыном Лага, одним из диадохов, бывш. полководцем и телохран. Александра Македонского. Все 14 царей этой династии носили имя Птолемей. Монархия П., утвердивш. в Египте после распада монархии Александра Македонского, представляла собой деспотию. П. опирались на греко-макед. армию, чиновничество и местное жречество. Большую роль в политике П. играли царицы. Послед. представит. этой династии была Клеопатра VII.

ПТОЛЕМЕЙ

ПТОЛЕМЕЙ - 1. в Др. Египте:

1. П. I Сотер, сын Лага, - правитель Египта с 323 до н.э., царь (305 - 283 до н.э.). В 323 по решению диадохов, при первом разделе госуд. Александра Македонского, получил в кач-ве сатрапа в управл. Египет. В 322 убил своего предшеств. Клеомена из Навкратиса - наместника Египта при Александре Македонском. В 321 отразил нападение царск. регента Пердикки. По примеру др. диадохов провозгласил себя царем в нач. 305. В 285 взял в соправители своего сына Птолемея II Филадельфа.

2. П. II Филадельф («любящий сестру»), царь (285 - 246 до н.э.). Сын Птолемея I. Был женат на своей старшей сестре Арсиное II. При П. II сложились осн. черты соц.-экономич. и политич. строя эллинист. Египта с широко разветвл. царским х-вом и эксплуатацией царских земледельцев и ремесл. в условиях рабовлад. общества. П. II вел актив. внеш. политику - воевал с отпавшей от Египта Киреной и Македонией, вмешивался в дела Греции. С царством Селевкидов вел 1-ю и 2-ю Сирийские войны за преобладание на вост. побережье Средиземного м.

3. П. III Евергет - царь (246 - 222/221 до н.э.). Сын Птолемея II. Вступив в брак с киренской царевной Береникой, присоед. отпавшую от Египта Кирену. Вел актив. внеш. политику. Победил Селевкидов в 3-й Сирийской войне, временно занял их столицу - Антиохию на Оронте. Эллинистич. Египет при П. III достиг вершины своего могущества; однако П. III вынужден был прекратить дальнейшие завоев. на вост. побережье Средиземного м. и вернуться в Египет в связи с восстанием, вспыхнувшим там против власти Птолемеев.

2. Клавдий (ум. ок. 168 н.э.) - знамен. др.-греч. ученый. Биографич. сведения о П. очень скудны: известно, что он провел большую часть жизни в Александрии, где в 127 - 151 производил астрономич. наблюдения. Основное соч. П. по астрономии - «Великое математич. построение астрономии в 13 книгах». Еще в древности этот трактакт стали называть «Мэгистэ», откуда произошло арабизиров. назв. «Альмагест». Др. соч. П. представляют меньший интерес. «Гипотезы» содержат краткое изложение результатов «Альмагеста», «Планисфера» излагает теорию сте-реографич. проекции. В «Аналемме» даются методы расчета солнеч. часов. «Тетрабиблос» представляет изложение астрологии, рассматр. как часть космич. физики.

ПУБЛИКАНЫ

ПУБЛИКАНЫ - в Др. Риме лица (обычно - всадники) бравшие с торгов на откуп гос. имущество (земли, рудники, солеварни), а также гос. налоги, подряды на обществ. постройки или снабжение. В случае крупных сделок создавались компании П., бесконтрольно эксплуатиров. и разоряв. население, особенно в провинциях. Со времени империи деятельность П. стала огранич., т. к. сбор налогов был передан гос. должност. лицам.

ПУБЛИЛИЙ

ПУБЛИЛИЙ - Сир, рим. мимич. поэт 1 в. до н.э., уроженец Сирии (отсюда «сириец»), раб, мальчиком был привезен в Рим, очевидно, из Антиохии и был там отпущен на свободу хозяином Публилием. Выступал со своими мимами как актер и был знаменит иск-вом импровизации. В состязании с Лаберием в 46 до н.э. Цезарь присудил ему приз. Под его именем, помимо неск. фрагментов, сохран. лишь «Сентенции» («Изречения») - составл., вероятно, в 1 в. н.э. собрание отдельных строк из его мимов, располож. в алфавитном порядке и содержащих простые жизнен. сентенции. Излож. в остроум. форме, его изречения были впослед. популярны у ср.-век. читателей.

ПУБЛИЧНЫЕ ДОМА

ПУБЛИЧНЫЕ ДОМА - существовали с классич. времен (5 в. до н.э.) во всех городах и больших насел. пунктах. Проститутками были как рабыни, так и вольные женщины, связан. договорн. обязат-вами и подчинявш. надзирателю. Известен помпейский П. д. с многочисл. сохранивш. настен. надписями.

ПУГОВИЦЫ

ПУГОВИЦЫ - как элемент одежды П. в античности играли незначит. роль, поскольку одежду в основном запахивали или скрепляли пряжками, а не застегивали на П. Предметы, напомин. П., изготовл. из терракоты с рельефн. изображениями и позолотой, использовались, видимо, как украшение.

ПУЛА

ПУЛА - порт. город на юж. оконечности Истрии, расположен на месте древ. поселения, где Октавиан основал рим. колонию Пола. От рим. периода сохран. амфитеатр, триумфал. арка (Золотые ворота), храм и ворота.

ПУЛАКЕШИН

ПУЛАКЕШИН - в Др. Индии:

1. П. I - основатель госуд. ранних Чалукьев (ок. 536 - 566). В борьбе с Кадамбами П. добился независимости и ок. 543/544 основал г. Ватапи (совр. Бадами), ставший столицей нового госуд. Владения П. I, по-видимому, огранич. округой Витапи между рр. Кришной и Тунгабхадрой.

2. П. II - князь (ок. 610 - 642), наиболее известный из правителей ранних Чалукьев. Объед. под своей властью Декан от р. Нарбады до р. Кавери. Отбил нападение Харши (ок. 620). Однако в войнах с Паллавами потерпел пораж. и погиб.

ПУЛАСТЬЯ

ПУЛАСТЬЯ - в индуист. миф. один из Праджапати. Потомками П. были ванары (обезьяны), киннары, ракшасы и среди них герои «Рамаяны» - Равана, Кумбхакарна, Шурпанакха и Вибхишана - дети Вишраваса, старшего сына П.

ПУНИЙЦЫ

ПУНИЙЦЫ - лат. назв. финикийцев, переселивш. в 9 - 8 вв. до н.э. в Зап. Средиземноморье и основавших колонии Карфаген, Гадес, Утика, Лептис-Магна и др. Язык П. - диалект финикийского яз.

ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ

ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ (264 - 146 до н.э. с перерывами) - войны между крупн. рабовлад. госуд. древности - Римом и Карфагеном - за господство в Зап. Средиземноморье, за захват новых терр. и приобретение рабов. Назв. войн происходит от слова пунийцы (так назыв. кафагенян римляне). 1-я Пуническая война (264 - 241 до н.э.) велась гл. обр. из-за богат. о-ва Сицилия, большая часть к-рого была захвачена Карфагеном к 70-м гг. 3 в. до н.э. Война началась с успеш. нападения римлян в 264 до н.э. на сицил. г. Массану, занятый отрядом карфаг. подководца Ганнона; в 263 до н.э. римляне разбили сикарузян, к-рым принадлежало вост. побережье Сицилии. Заключив союз с Сиракузами, римляне в 262 до н.э. захватили крепость Агригент и значит. часть владений Карфагена в Сицилии. Однако успехи римлян на суше парализовыв. операциями карфаг. флота, что побудило римлян создать флот. Это дало им возможность одержать победы при Милах (у Липарских о-вов, 260 до н.э.) и у мыса Экном (256 до н.э.), где произошел крупнейший в древности мор. бой с участием ок. 700 кораблей, а затем высадить десант на Африканском побережье ок. г. Клупеи. После первых успехов этот десант был разбит (255 до н.э.) и почти полностью уничтожен наемной карфаг. армией. Воен. действия вновь были перенесены в Сицилию. В 251 до н.э. карфаг. были разбиты у Панорма. Прибывш. в 247 до н.э. в Сицилию карфаг. полководцу Гамилькару Барке удалось укрепить положение карфагенян, удержавших два значит. порта - Лилибей и Дрепанум. Однако истощение матер. ресурсов Карфагена, а также мор. победа римлян при Эгадских о-вах (241 до н.э.) заставили Карфаген пойти на мир. По договору 241 римляне получили Сицилию (кроме Сиракуз с округом) и о-ва, лежащие между Италией и Сицилией. Карфагеняне должны были возвратить пленных и уплатить воен. контрибуцию. Пораж. Карфагена и рост соц. противоречий послужили причиной восстания наемников и рабов в Карфагене (241 - 238 до н.э.). Воспользовавш. ослаблением Карфагена во время этого восстания, Рим захватил в 238 до н.э. Сардинию и Корсику. 2-я Пуническая война (218 - 201 до н.э.) явилась попыткой реванша со стороны Карфагена. Готовясь к войне, карфагеняне в 237 до н.э. направили в Испанию войско во главе с Гамилькаром, к-рому удалось в упор. борьбе с испан. племенами расширить владения Карфагена. Сын Гамилькара - Ганнибал, в 219 до н.э. взял союзный римлянам греч. г. Сагунт. Это послужило поводом для войны, к-рая открылась смелым и неожид. для Рима походом Ганнибала с многотыс. армией в Италию (218 до н.э.). Римляне вынуждены были перейти к обороне. В Сев. Италии Ганнибал разбил римлян в трех сраж.: на рр. Тицине и Требии (218 до н.э.) и у Тразименского оз. (217 до н.э.). В 216 до н.э. в битве при Каннах рим. армия под команд. консулов Эмилия Павла и Варрона была окружена и уничтожена карфаг. армией. После разгрома римлян при Каннах на стороне Карфагена выступили Сиракузы и Македония. Римлянам пришлось распылить свои силы на неск. фронтах. Однако они овладели Сиракузами (211 до н.э.), помешали макед. царю Филиппу V оказать помощь Ганнибалу (1-я Македонская война) и повели удач. борьбу в Испании. В 209 до н.э. рим. полководец Публий Корнелий Сципион захватил гл. воен. базу карфагенян в Испании - Новый Карфаген. В 211 до н.э. римляне захватили примкнувшую к Карфагену Капую, а в 209 до н.э. - Тарент. Попытка брата Ганнибала Гасдрубала придти к нему на помощь из Испании со свежими силами окончилась пораж. Гасдрубала на р. Метавре (207 до н.э.). Эти победы римлян позволили Сципиону высадиться с большой армией у Карфагена. Карфаг. сенат отозвал Ганнибала из Италии. В битве при Заме (202 до н.э.) римляне нанесли сокруш. пораж. армии Ганнибала. По миру 201 до н.э. Карфаген выдавал Риму заложников, терял замор. владения, лишался флота, обязывался не вести воен. действий в Африке без разрешения Рима и выплатить огром. контрибуцию. Карфаген, ставший после 2-й П. в. второстеп. госуд. стремился избежать столкновения с могущ. Римом. Однако это ему не удалось. В 149 до н.э. Рим объявил 3-ю П. в. Карфагену. В теч. трех лет римляне безуспешно осаждали Карфаген. Население упорно защищало город. Только голод, блокада, осуществлен. рим. войсками под команд. Публия Корнелия Сципиона Эмилиана, привела к падению Карфагена в 146 до н.э. По приказу Рим. сената город был разрушен до основания. Оставш. в живых карфагеняне проданы в рабство. Значит. часть терр. Карфагена была превращена в провинцию Африку, другая часть отдана Нумидии.

ПУНТ

ПУНТ - др.-егип. назв. страны в Вост. Африке, располож. по-видимому, на побережье Аденского залива. Начиная с периода Др. царства (3-е тыс. до н.э.), егип. фараоны неоднократно снаряжали торг. и грабит. экспедиции в П. по Красному м. Гл. предметами вывоза из П. были мирровая смола и мирровые деревца, золото, черное дерево, слоновая кость, прируч. павианы и др. Из П. вывозились также рабы.

ПУРАНЫ

ПУРАНЫ - жанр др.-инд. лит-ры, собрания мифов и сказаний, трактующих о происхожд. мира и космологии, о генеалогии богов, мудрецов, героев и царских родов; они содержат также рассуждения религ.-филос. хар-ра и нек-рые сведения по различ. отраслям практич. знаний - праву, политике, астрономии и т.п. П. написаны на санскрите стихами и достигают больш. объема (мн. содержат тыс. страниц текста).

ПУРПУР

ПУРПУР - применение П. считается финикийским изобретением. Грекам было известно неск. пород пурпуроносных улиток. Аноним. собрания рецептов времени Рим. империи содержат множество данных о произ-ве естеств. и искусств. П. С этой целью толкли мелких улиток, из крупных выскребали пурпурсодерж. вещество, очищали массу и оставляли ее размеш. в воде до выпадения окраш. осадка. Иск-во состояло в том, чтобы красить дважды, чем достигался не только фиолет. оттенок, но и шелковый блеск, к-рый получался при абсорбц. обработке шерсти травил. веществом (мыльным корнем, квасцами).

Поскольку употреблялись различ. виды улиток, постольку получался П. различ. кач-ва. Его старались искусств. довести до желаемого «истинно тирского» пурпурн. цвета при помощи подмешивания примесей, напр., чернич. сока. С теч. времени было выявл. огромное кол-во пурпурных улиток. Близ Др. Сидона высились залежи миллионов использов. раковин, в др. местах их пережигали в известь. В Рим. империи произ-во П. было гос. монополией, т.к. госуд. было гл. его потребителем (для должностных знаков отличия). В наши дни П. заменен красителями живот. происхожд.

ПУСА

ПУСА - путисадо - в кит. буддизме святые, достигшие наивысш. прозрения, но не ставшие буддами, а посвятившие себя вспомоществованию и защите всех живущих, а также наставлению на путь.

ПУТЕОЛЫ

ПУТЕОЛЫ - рим. порт. город в Кампании (совр. Поц-цуоли) на месте др.-греч. колонии Дикеархия; наряду с Остией осн. рим. порт для торговли и сношений с Грецией и Востоком. В 194 до н.э. здесь была основана рим. колония с правом гражданства. У богатых римлян были в П. виллы.

ПУТЕШЕСТВИЯ

ПУТЕШЕСТВИЯ - в античности были распростр. дальние мор. и сухопут. П. пешком, верхом на лошадях, ослах и верблюдах, а также на повозках. Это относится как к воен. операциям и торг. П., так и к П. с образоват. и развлекат. целями, участивш. в эллинистич.-рим. эпоху. Поход Александра Македонского в Индию служил, помимо воен., и исследоват. целям. Возможность осуществл. крупных экспедиций появилась уже в микенское время (поход аргонавтов). Рим. чиновники пользовались правом бесплат. передвижения на транспорте гос. почты. Несомненно, уже в ту эпоху существовали дормезы на мягких рессорах. Имп. Адриан объехал весь В. и З. империи («император-путешественник»). Римляне создали небывало густую и хорошо организов. транспортную сеть как на суше, так и на море. Существовали путеводители для сухопут. (периэгеза) и мор. (перипл) П., самым известным из к-рых явл. дошедшее до нас «Описание Эллады» Павсания (2 в. н.э.). Сохран. карты дорог с указанием расст. (Певтингерова таблица) и мор. путей. Излюбл. целью П. в императорскую эпоху был Египет.

ПУЦЦОЛАНОВЫЙ ПЕСОК

ПУЦЦОЛАНОВЫЙ ПЕСОК - изнач. желто-красный пемзовый песок из Путеол схватывался в смеси с жидкостью и гашеной известью в твердый и устойч. к погод. условиям цемент. Римляне добывали П. п. в пемзовых каменоломнях, когда песка не хватало, они дробили туфовые глыбы. Туф применялся очень часто, поскольку, смоч., он обрабатывался топором и теслом так же легко, как дерево, но затем твердел и становился очень прочным. Туфовые каменоломни, к-рые поставляли строит. песок и камень, сохран. близ Рима и Неаполя, а также в Эйфеле. В рим. постройках в Рейнской обл. применен пуццолановый известк. раствор.

ПУШАН

ПУШАН - в др.-инд. миф. божество, связан. с солнцем, и плодородием. В ряде случаев отмечаются антропоморфные черты П. Портретные детали - топчущая нога, правая рука, взлохмач. волосы и борода, беззубость; его атрибуты - золотой топор, шило, стрекало, колесница, запряж. козлами вместо коней.

ПФЕННИГ

ПФЕННИГ - немецкое назв. ср.-век. денария, к-рое сохран. в Германии за разменной монетой до наших дней. В письменных источ. слово П. появл. в Скандинавии в 1070 г. До появл. гроша (8 в.) П. был фактич. единств. монетой в Польше.

ПЧЕЛОВОДСТВО

ПЧЕЛОВОДСТВО - стало возможн. только с развитием садоводства. Первонач. пчел разводили в лежачих колодах, т.е. толстых выдолбл. обрубках стволов деревьев. Этот способ сохран. и поныне в малолесистых местностях. Целенапр. П. возникло у греков во времена Гесиода. В гор.-госуд. оно играло заметную хоз. роль. В греч. мифах пчела как кормилица Зевса была награждена иск-вом запасать на зиму мед и воск. П. нашло отражение в рим. лит-ре: Варрон указывал на особый хар-р жизни пчел, Вергилий в своем труде «Георгики» давал советы по их разведению, Сенека Младший описал процесс получения меда. В антич. времена была уже известна роль матки в роеобразовании, однако функции трутней еще не были полностью понятны; известно было только, что трутни не способны жалить и что их убивают рабочие пчелы.

ПШЕНИЦА

ПШЕНИЦА - важнейшая зерновая культура древ. мира. В Месопотамии П. возделывалась уже ок. 5000 до н.э. В Греции П. была посвящена Деметре и, согл. мифам, появилась впервые на нивах Генны и Сицилии. Теофраст рассказывает о том, как из остистой яровой П. постепенно была выведена озимая П. Зерна П. иногда употребл. в пищу в сыром виде, но, как правило, перемалывались. До полного удовлетв. потребностей Греции в П. приходилось импортировать ее из Сицилии и городов Причерноморья. Взамен П. в эти обл. экспортировались керамич. изделия. Основным производителем П. в рим. державе вначале была сама Италия, позднее - Сицилия, а впослед. - Египет. Пшенич. хлеб считался в античности лучшим видом хлеба. Плиний Старший писал: «Ни одно растение не может сравниться с П. плодовитостью». В романских странах пшенич. хлеб продолжает цениться весьма высоко.

ПЫТКИ

ПЫТКИ - в Греции было правилом подвергать подозрев. в преступлении рабов допросу с пристрастием посредством пытки. Устрашающим орудием П. было колесо Иксиона, наносящее незажив. раны на теле. В комедиях упомин. сдавливающие трубы, нечто вроде «испанского сапога», но гл. инструментом оставалась ременная плеть, иногда утяжел. свинцом. В рамках самовол. пыток, к-рые хозяин применял к рабу в целях дознания или наказания, практиковалось подвешивание на лестнице с вывертыв. рук, вливание уксуса в ноздри и т.д. Обычай требовал присутствия друзей и родственников хозяина, к-рые умеряли бы его жестокость. У римлян П. регламентиров. как средство правосудия, их мера с сер. 2 в. определялась судьей, ведущим допрос, но не хозяином или обвинителем. П. совершались (не публично, но часто на месте преступления) судеб. помощниками. Во времена Республики П. были редки; во времена Тиберия, напротив, они применялись также и к свободным. Часто подвергались П. подозрев. в отравлении, нарушении супруж. верности или оскорблении величества. П. рабов не дозволялись в судеб. процессах против их владельцев. О целесообр. П. мнения юристов расходились.

ПЭН

ПЭН - в др.-кит. миф. гигантская птица, ее спина простирается на неск. тыс. ли (ли - ок. 0,5 км), крылья П. напоминают нависшие тучи. Сразу П. может пролететь 90 тыс. ли.

ПЭНЛАЙ

ПЭНЛАЙ - Пэнлайдо - в даосской кит. миф. один из о-вов бессмертных, вариант даосского рая. (Всего, по даосским верованиям, насчит. 36 небесных пещер и 72 счастл. страны, к-рые рассматр. как райская обитель). Среди них П. явл. самым знамен. местом обитания бессмертных.

ПЭН-ЦЗУ

ПЭН-ЦЗУ - в др.-кит. миф. знаменитый долгожитель, праправнук миф. государя Чжуань-сюя. Считается, что П.-ц. носил фамилию Цзянь и имя Кэн. Он жил будто бы во времена совершенномудр. правителя Яо (по традиц. хронологии, правил в 2356 - 2255 до н.э.), пережил легенд. династию Ся и дожил до конца династии Инь, т.е. до 12 - 11 вв. до н.э. По легенде он прожил более 700 лет (обычно указыв. 767).

ПЭОНИЙ

ПЭОНИЙ - др.-греч. скульптор сев.-ионийской школы 5 в. до н.э. Родился в г. Менде, в Халкидике. Известна одна его работа - статуя летящей Ники (Победы), найденная в Олимпии, сооруж. по заказу граждан Мессены и Навпакта. Дата памятника точно не установл. (ок. 20-х гг. 5 в. до н.э.).

ПЯТИБОРЬЕ

ПЯТИБОРЬЕ - спортив. соревнования, принятые в олимпийской программе в 708 до н.э. П. включало метание диска, прыжки в длину, метание копья, бег и борьбу. Во времена Гомера по всем дисциплинам, объед. в П., проводились отдел. соревнования. Соед. легкоатлетич. упражнений, бега и тяжелоатлетич. дисциплины в многоборье было в истории спорта важнейшим актом. От антич. пятиборцев требовались разносторон. и высокая результативность, что близко к требованиям, к-рые предъявл. к совр. десятиборью в легкой атлетике. Победитель П., по-видимому, определялся в следовавших друг за другом отбороч. соревнованиях.

ПЯТРА-РОШИЕ

ПЯТРА-РОШИЕ - дакийская крепость 1 в. до н.э. - нач. 2 в. н.э., располож. на вершине холма в Орэштие (на Ю.-З. Трансильвании, Румыния). Разрушена римлянами во время 2-й кампании против даков (105 - 106). Крепость входила в систему оборонит. сооружений, созд. при Буребисте.

Предыдущая страница Следующая страница