Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАЗ"-"ОПЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАЗ"-"ОПЕ")

ОАЗИС

ОАЗИС - в античности в узком значении - О. Ливийской пустыни. Наиболее известные, уже в древности попавшие под контроль Египта, большой, или первый (юж.), О. к З. от Верх. Египта и малый, или второй (сев.), О. к З. от Ср. Египта. Заслуживает упоминания, кроме того, располож. далеко на З. О. Сайве («роща»), всегда занимавший особое положение благодаря находящ. в нем знаменитому оракулу и святилищу бога Аммона, к-рый посетил среди др. и Александр Македонский. Принадлежавшие Египту О. были поставщиками соли, зерна, вина и др. с.-х. продуктов, а также опорными пунктами караванной торговли с африканским Ю. О. служили местом ссылки уже в Др. Египте, в Рим.-визант. империи туда ссылали попавших в немилость епископов.

ОАННЕС

ОАННЕС - в шумеро-аккад. миф. первочеловек в образе полурыбы-получеловека, культурный герой (О. - грецизиров. форма его имени, приводимая историком Беросом, 4 - 3 вв. до н.э., шумерское или аккадское имя неизвестно; О. - возможно, от аккад. умману, «мастер»), эпитет бога Энки. Согл. Беросу (миф, лежащий в основе его рассказа, пока не обнаружен), люди жили, как животные, до тех пор, пока полурыба-получеловек по имени О. не вышел из моря и не научил жителей Вавилонии письму, наукам, стр-ву городов и храмов, земледелию и т.д. Судя по мифу об Инанне и Энки, традиция, указывающая на море как место, откуда началась цивилизация Двуречья, очень древняя. Возможно, этот рассказ связан с мифом об Энки и мировом порядке и с образом кулулу, а также с представлением об абгалях - обитающих в Абзу существах, подвластных богу Энки и считавш. основателями мн. городов Двуречья и носителями культуры в широком смысле (в аккад. традиции их семь; к ним причисляли Гильгамеша, Этану, Адапу и др.).

ОБЕЛИСК

ОБЕЛИСК - 1. У греков - железные или бронзовые вертела, использовавш. как средство обмена (натуральная форма денег).

2. Монолитные квадры тесаного камня, суживающ. кверху, с пирамидальным завершением, при помощи к-рых в свящ. обл. Египта отмечали самые высокие точки. О. часто при этом ставились парные, они, видимо, были символами солнца. Римляне вывозили О. как редкости, но также использовали их как стрелки в солнеч. часах или как поворотные знаки в цирках.

ОБОЛ

ОБОЛ - четырехгран. стержень; назв. восходит к тем временам, когда средством денеж. обращения были железные прутики, шесть штук к-рых, зажатых в горсть, составляли драхму.

1. Весовая единица; серебряная, а впослед. медная монета в Др. Греции (1/6 драхмы). Вес серебряного аттич. обола составлял ок. 0,73 г; чеканились также монеты достоинством в 2 О. (диобол), 3 О. (триобол), 4 О. (тетробол), 5 О. (пентобол) и 1,5 О. (тригемиобол). В свою очередь О. делился на восемь фракций: 3/4 О. (тритеморий = 1/8 драхмы), 1/2 О. (гемиобол = 1/12 драхмы и т.д.). О. клали в рот умершим для уплаты перевозчику Харону при переправе в подземное царство Аида. В переносном смысле - маленький денежный взнос.

2. Мелкая серебр. или медная монета многих европ. стран в эпоху средневековья. О. равнялся 1/2 денария, пенни - в Англии, пфеннинга - в Германии, денье - во Франции, денаро - в Италии, денария - в Польше и т.п. В Германии, Нидерландах и Скандинавии О. выступает под назв. шерф, а во Франции и Фландрии - зачастую под назв. май. Первонач. в 9 в. О. чеканился из серебра, позже появ. О. из меди.

ОБРЕЗАНИЕ

ОБРЕЗАНИЕ - религ.-магич. обряд отсечения крайней плоти муж. полового органа, широко распростр. у семитских народов. О. вызывало у древ. греков и римлян нескрываемую иронию по отношению к евреям, к-рые зачислялись в связи с этим в разряд «примитив. народов». Принимая и одобряя кастрацию по соображ. ее целесообразности, греки и римляне считали в то же время О. бессмысл. порчей тела. Изначальное, гигиенич. предназначение О. отвергалось.

ОБСЕКВЕНТ

ОБСЕКВЕНТ - рим. писатель 4 в. н.э. Ему принадлежит книга о чудесных знамениях и их отношении к ист. событиям с 249 по 12 до н.э. Источ. ему служил Тит Ливий. Сохран. фрагменты этого соч., относящ. к 190 - 12 до н.э.

ОБСИДИАН

ОБСИДИАН - стекловид. горная порода серого цвета, основной поделоч. материал эпохи неолита. В Греции добывался на Мелосе и Фере, откуда и экспортировался. Использовался для изготовл. небольших произв. глиптики и пластики.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ

ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ - у греков и римлян существовал офиц. порядок О. в., связанный с совершением ритуал. действий. У римлян эта обязанность была возложена на коллегию фециалов: из состава коллегии выбирался представитель, к-рый должен был бросить на землю неприятеля окровавл. копье.

ОВАЦИЯ

ОВАЦИЯ - в Др. Риме малый триумф. О. присужд. только магистратам; устраивалась в том случае, когда победителя нельзя было наградить полным триумфом. Отличалась от последнего меньшей торжественностью: полководцы, одетые в простую магистратскую одежду, с венком (не лавровым, а миртовым) на голове должны были вступать в Рим пешком или верхом, а не на колеснице; при жертвоприношении закалывался не бык, а овца.

ОВЕРНЬ

ОВЕРНЬ - ист. провинция во Франции. В древности О. - обл. арвернов, одного из наиболее сильных галльских племен. В 1 в. до н.э., несмотря на упорное сопротивл. местного населения (О. - цент. р-н восстания Верцингеторикса), была завоев. Римом, включена в состав провинции Аквитания и быстро подверглась романизации. В 457 н.э. была завоев. вестготами, в 507 - франками. Образовала графство в составе Франкского королевства, после распада последнего (сер. 8 в.) ставшее почти самостоятельным.

ОВИДИЙ

ОВИДИЙ - Публий Овидий Назон (20.03.43 до н.э. - 18 н.э.) - рим. поэт эпохи принципата Августа. В творчестве О. можно наметить три этапа: любовная поэзия (примерно до нач. н.э.; сб. «Любовные элегии», сб. «Герои-ды», или «Послания», поэма «Наука любви»); поэзия на учено-миф. темы (2 - 8 н.э.; поэма «Метаморфозы», содержащая ок. 250 миф. сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и т.д., и поэма «Фасты», посвящ. сказаниям, связанным с рим. календарем) и стихи времени изгнания (после 8 н.э.; «Тристии», или «Скорбные стихотворения», «Понтийские послания»). О. - блестящий мастер стиха и занимат. рассказчик; его поэзия лишена больших идейных проблем, однако за насмешливым тоном О. по отношению к богам, героям и современникам скрывалась оппозиция идеологич. политике. В кон. 8 н.э. О. был сослан на берег Черного м. в г. Томы (совр. Констанца), где и умер.

ОВЦА

ОВЦА - предполагают, что одомашнивание О. началось в Зап. Азии. Гомер описывает крупных баранов, зацепивш. за длинную шерсть к-рых Одиссей и его спутники спасались из пещеры циклопа. У римлян наибольшим спросом пользовалась апулийская шерсть, из к-рой изготовлялась верх. одежда. В нек-рых обл. Италии О. не стригли ножницами, а ощипывали.

ОГДОАДА

ОГДОАДА - в егип. миф. восемь изначальных богов г. Гермополя (егип. Хемену, букв. «восемь»). В О. входили четыре пары космич. божеств, из к-рых возник мир.

Боги изображ. с головами лягушек, а богини - с головами змей. Их имена известны из «Текстов саркофагов»: Нун и Наунет (водная стихия), Ху и Хаухет (бесконечность в пространстве), Кук и Каукет (мрак), Амон и Амаунет (сокрытое). Последняя пара, по-видимому, заменила богов Ниау и Ниаут (отрицание, ничто) и была внесена в О. фиванскими жрецами. С превращением в период Нового царства Амона в гл. бога Египта был создан миф о возникновении О. во главе с Амоном в Фивах. В птолемеевскую эпоху возник миф о путешествии Амона с целью утверждения О. из Фив вниз по Нилу и его возвращении (вместе с О.) в Фивы.

ОГИГИЯ

ОГИГИЯ - о-в нимфы Калипсо в «Одиссее» Гомера. Географич. локализация О. уже в древности была спорной.

ОГМА

ОГМА - Огмий - в кельт. миф. бог. Из соч. Лукиана (2 в.), к-рый сохранил традицию отожд. (чисто внешнего) галльск. Огмия с Гераклом, известно, что Огмий изображ. старцем, одетым в звериную шкуру, с палицей в руке; уши стоявших рядом с ним людей соед. с языком бога тонкими цепочками. В ирланд. традиции О. - один из Племен богини Дану (пал во второй битве при Мойтуре с фоморами). Назыв. «Сол-нечноликим», сочетал огромную физ. силу с провидч. даром и искушенностью в поэтич. ремесле. Традиция приписыв. ему изобретение так называемого огамич. письма (употреблялось кельтами и пиктами Британских о-вов).

ОГУЗЫ

ОГУЗЫ - группа тюркоязыч. племен. Племенной союз токуз-О. (букв. - девять О.), упомин. под этим назв. в орхоноенисейских надписях 8 в., возник в нач. 7 в. в составе Тюркского каганата; преобладающее положение в союзе занимали уйгуры, создавшие в 744 - 745, после разгрома Тюркского каганата собств. госуд. на терр. совр. Мон-голии.

ОД

ОД - в сканд. миф. бог, муж Фрейи, к-рая оплакивает золотыми слезами его отсутствие (он в дальних странствиях). «Од» этимологич. совпадает с Одином и, вероятно, представляет собой его ипостась.

ОДА

ОДА - первонач. всякая песня, затем - лирич. стихотворение, написанное в изыск. строфич. форме (алкеева, асклепиадова, сапфич. строфы). Темы одич. поэзии были разнообразны: мифология, человеч. жизнь, любовь, госуд., слава и т.п. Крупнейшие одич. поэты античности - Сапфо, Алкей, Пиндар, Гораций.

ОДЕЖДА

ОДЕЖДА - греч. мужская О. - хитон, обычно короткий, реже - длинный, с рукавами или без рукавов; хитон подпоясыв. и закрепляли на обоих плечах, или на одном (т.н. эксомида); верхняя О. - гиматий (плащ), к-рый могли носить и без хитона; полу гиматия перебрасывали обычно через левое плечо, а правое оставляли свободным. С 6 в. до н.э. верхней О. стала служить хламида - небольшой плащ, застегивавш. пряжкой на груди или правом плече. Женщины носили длинный хитон, с рукавами или без, в одном-двух местах перехвач. поясом; поверх него надевали гиматий. Пеплос в отличие от хитона оставался открытым с правой стороны, подпоясыв. под или же над апоптигмой или носился без пояса. На голову женщины надевали покрывало. Штаны считались варварской одеждой; это был типич. элемент наряда воинов инозем. происхождения и амазонок. Последние, судя по изображ., могли наде-вать поверх и короткий хитон. Ткани изготавливали из льна, шерсти; для женской О. использовали виссон, биссус, шелк и пр. волокнистые материалы.

Ткани могли быть и белыми, и цветными; в женской О. их часто украшали шитьем и вышивкой. Рим. мужская О. - туника (подобна греч. хитону); поверх надевалась тога (подобна греч. гиматию), к-рая изначально (вплоть до 1-й трети 1 в. до н.э.) была достаточно скромной, а позже стала украшаться множест-вом складок. Тога могла быть белой с пурпурной каймой или окраш. в пурпур - это определялось соц. положением носящего.

Паллий - разновидность верхней О., известная и у греков, и у римлян. Для защиты от непогоды надевали пенулу - короткий плащ из войлока. Рим. женщины носили повязку, поддерживавшую грудь; поверх простой сорочки (туники) надевали более длинную столу с рукавами и поясом, а поверх - паллу - широкое, длинное верх. платье.

ОДЕНАТ

ОДЕНАТ - Септимий (ум. в 267) - правитель (династ) Пальмиры в 3 в. н.э. В 260 нанес пораж. Шапуру I. В 262 - 267, командуя пальмирск. и рим. армиями, одержал ряд побед над персами. От рим. императоров получил высокие звания дукса и императора. Фактич. был независимым от Рима правителем, присвоил себе титул «царя царей».

ОДЕОН

ОДЕОН - в Др. Греции помещение, предназнач. для муз. выступлений и состяз. певцов. Около 440 до н.э. при Перикле был выстроен в Афинах, на юго-вост. склоне Акрополя, круглый О. (с крышей в виде перс. шатра) для муз. состязаний во время праздника Великих Панафиней. Здание использовалось также для философских диспутов и суд. заседаний. Сгорело в 86 до н.э. при взятии Афин Суллой; было восстановлено ок. 60 до н.э.

Сохран. развалины другого О., построен. Геродом Аттиком на юго-зап. склоне Акрополя вскоре после 160 н.э. Он имел форму рим. театра с невысокой, но глубокой сценой (под крышей) и местами для зрителей, занимающ. половину круга. В Риме первый О. был выстроен в 86 н.э.

ОДЕСС

ОДЕСС - милетская колония во Фракии (ныне Варна, Болгария), основана в нач. 6 в. до н.э., ок. 50 до н.э. захвачена и разрушена гетами. В период рим. владычества О. относился к пров. Ниж. Мезия. Сохран. антич. памятники, в т.ч. здание терм.

ОДИН

ОДИН - в сканд. миф. верхов. бог, соотв. зап.-герм. Водану (Вотану). Тацит (1 в. н.э.) описывает Водана под рим. им. Меркурия, тот же самый день недели связ. с его именем. К 6 - 8 вв. относятся надписи с именами О. и Водана в разных местах. Во Втором мерзебургском заклинании на охромение коня (записано в 10 в.) Водан выступает как основная фигура, как носитель магич. силы. Имеются свидет. почитания Водана герм. племенами - франками, саксами, англами, вандалами, готами. О. выступает под многочисл. именами и прозвищами: Альфедр («всеотец»), Хар («высокий»), Игг («страшный»), Гримнир («скрывающ. под маской»), Хрофт, Херьян («воитель», глава эйнхериев), Харбард («седая борода»), Хникар («сеятель раздоров») и др. (перечень имен О. дан в «Речах Гримнира», «Старшая Эдда»). О. часто меняет обличья (т.н. хамингья). Он живет в Асгарде в небесном, крытом серебром жилище, называемом Вальяскьяльв или Глядсхейм, восседая там на престоле Хлидскьяльв.

ОДИССЕЙ

ОДИССЕЙ - Улисс - в греч. миф. царь о-ва Итака, сын Лаэрта и Антиклеи. Генеалогия О. тесно связана с общим х-ром героя - умного и хитрого. по нек-рым вариантам мифа, О. - сын Сисифа, к-рый соблазнил Антиклею еще до ее брака с Лаэртом. Более того, отец Антиклеи Автолик - «великий клятвопреступник и вор» - был сыном Гермеса и помогал ему во всех хитростях, отсюда наследственные, идущие от Гермеса, ум, практицизм, ловкость. О. проявл. себя еще до того, как началась Троянская война. Находясь среди многочисл. женихов царицы Елены, О. предпочитает ее двоюродную сестру Пенелопу - племянницу Тиндарея - и берет ее в жены. Тем не менее после похищения Елены Парисом О. должен принять участие в походе под Трою. Не желая оставлять любимую супругу и только что род. сына Телемаха, О. притворяется безумным, но его изобличает в притворстве Паламед (за это впослед. погубленный О.), испытав О. на его любви к сыну. Под Трою О. отправляется с 12 кораблями. В свою очередь, он помогает грекам установить местонахожд. Ахилла, спрят. Фетидой на о-ве Скирос, и обнаруж. его среди служанок Деидамии, дочери царя Ликомеда. Затем О. поручается доставить в Авлиду обречен. на заклание Артемиде Ифигению. По его же совету греки оставл. на о-ве Лемнос раненого Филоктета (к-рого впослед., на десятом году войны, он привозит вместе с луком под Трою).

До нач. воен. действий О. вместе с Менелаем направл. в Трою, безуспешно пытаясь уладить дело миром. Во время осады города О. коварным способом мстит Паламеду, считая его своим врагом. В последний год войны О. вместе с Диомедом берут в плен троян. разведчика Долона и соверш. ноч. вылазку против только что прибывш. на помощь троянцам фракийск. царя Реса. После смерти Ахилла ему присужд. доспехи погибш. героя, на к-рые претендует также Аякс Теламонид. Захватив троян. прориц. Гелена, О. узнает от него, что одним из условий победы явл. облад. статуей Афины Паллады (палладием), наход. в ее храме в Трое.

Под видом нищего О. проникает в осажд. город и похищ. палладий. О. поручается доставить с о-ва Скирос Неоптолема; ему же принадлежит, по одной из версий, мысль о постройке дерев. коня. Авантюрно-сказоч. сюжеты биографии О. пронизаны драматич. мотивом страдания О. Он «многострадальный», и это знают боги. При постоянном своем благочестии О. попадает в такие ситуации, когда это благочестие нарушается либо им самим, либо его спутниками, и это приводит к новым страданиям и смертям. О. мирно умер в Этолии или Эпире, где почитался как герой, наделен. даром посмертного прорицания. Возможно, что здесь издавна существовал местный культ О., распростр. затем в Италии.

ОДИССЕЯ

ОДИССЕЯ - вторая др.-греч. эпич. поэма, приписы-ваемая Гомеру. Составлена, по-видимому, в 1-й пол. 7 в. до н.э. «О.» отличается от «Илиады» преобладанием фольк-лорных мотивов (возвращ. отсутств. героя, избиение его соперников, странствования в сказочных странах) и в то же время наличием множ. бытовых штрихов и сведений о соц.-экономич. отношениях. Нек-рые элементы описаний царских дворцов (гл. обр. самого Одиссея) отражают обстановку микенск. времени, т.е. до 12 в. до н.э.; в то же время частые упоминания о железе, сведения о финик. и тафийской работорговле, географич. представления о соседних странах напоминают обстановку кануна великой колонизации (сер. 8 в. до н.э.). В «О.», как и в «Илиаде», отсутст-вуют к.-л. данные, позволяющие судить о существ. госуд.

ОДОАКР

ОДОАКР (ок. 431 - 15.03.493) - предводитель одного из наемных герм. отрядов в армии императора Зап. Рим. империи. Происходил из герм. племени скиров. 22 или 23 авг. 476, низложив последнего имп. Зап. Рим. империи Ромула Августула, провозгл. себя правителем Италии. В 493 госуд. О. было завоевано остготами, а сам О. убит.

ОДРИСЫ

ОДРИСЫ - в древности одно из фракийских племен, живших в верховьях Гебра (совр. Марица). Ок. 430 до н.э. при царе одрисов Тересе фрак. племена были объед. в Одрисское царство (с гл. гг. Аполлония и Кипсела). Оно достигло наибольш. могущества в кон. 5 в. до н.э. при сыне Тереса - Ситалке, охватив всю терр. Фракии до Дуная. Просуществовав до 341 до н.э., Одрисское царство попало в зависимость от Македонии. В 46 н.э. обл., занимаемая О., была присоед. к рим. провинции Фракии.

ОЙКУМЕНА

ОЙКУМЕНА - эйкумена - термин для обознач. населенной человеком части земли. Впервые описание О. встречает-ся у Гекатея Милетского, включавш. в понятие О. Европу (кроме Сев.), М. и Переднюю Азию, Индию и Сев. Африку.

ОЙНЕЙ

ОЙНЕЙ - Эней - миф. царь Калидона, супруг Алфеи. Артемида, обойденная О. при жертвоприношении, наслала на Калидон вепря, опустошавш. страну. На него была устроена Калидонская охота, в к-рой приняли участие мн. герои, в т.ч. сын О. Мелеагр.

ОЙНОХОЯ

ОЙНОХОЯ - кувшин с одной ручкой, различ. формы, выполн. из обожж. глины, бронзы или др. материала; использовался как сосуд для разливания жидкостей, обыкновенно вина. Отличит. признаком О. явл. горлышко, имеющее три стока, что позволяло наливать вино сразу в три чаши.

ОКЕАН

ОКЕАН - в греч. миф. божест-во одноим. реки, омыв. землю. Титан, сын Урана и Геи, брат и супруг Тефиды, с к-рой он породил три тысячи дочерей - океанид и столько же сыновей - речных потоков. О . не участвовал в битве титанов против Зевса и сохранил свою власть, а также доверие олимпийцев. Он отец Метиды - мудрой супруги Зевса. Известен своим миролюбием и добротой (О. пытался безуспешно примирить Прометея с Зевсом). Он омывает на крайнем З. границы между миром жизни и смерти.

ОКН

ОКН - Окнос - в греч. миф. персонаж царства мертвых, старик, плетущий солом. канат, пожираемый с др. конца ослом. Символ бесконеч. работы. Такому наказанию О. подвергался за то, что никак не хотел умирать, отсюда и имя (греч. медлительный).

ОКНО

ОКНО - имеются на моделях домов (вотивных и урнах) в до - и раннеист. эпоху, позже - в остатках построек и рисунках (напр., в живописи); в эллинистич. и рим. архитектуре элементы, делящие стену и фасад. В рим. обл. практиковалось застекление окон слюдой, в императорское время известны стекл. окна в свинц. рамах.

ОКС

ОКС - др.-греч. наименов. р. Аму-Дарьи, явл. переделкой местного назв.

ОКСИРИНАХ

ОКСИРИНАХ - в древности город в Ср. Египте (ныне д. Эль-Бахнаса). В рим. и визант. время - крупный адм., торг.-ремесл. и культ.-религ. центр. Раскопками, начатыми в 1896, обнаружены папирусы (в осн. греч.), явл. важным источ. для изуч. рим. и визант. Египта, а также лит-ры и истории Др. Греции и раннего христианства.

ОКТАВИИ

ОКТАВИИ - др.-рим. патрицианский род:

1. Марк О., нар. трибун (133 до н.э.), вначале поддерживал Тиберия Гракха, к-рый был народ. трибуном в том же году, но потом боролся против его аграрной реформы. Гракх сумел добиться в нар. собрании отстранения Марка О. от должности.

2. Гай О., отец будущего имп. Августа, в 62 до н.э. уничтожил последних сторонников Катилины, вел войну за захват Фракии.

ОКТАВИЯ

ОКТАВИЯ - рим. жен. имя.

1. Сестра Августа (ок. 70 - 11 до н.э.). Ее сын от первого брака с Марком Клавдием Марцеллом, Марцелл, считался наследником Августа. В 40 до н.э. О. вышла замуж за триумвира Марка Антония ради его примирения с Августом и была посредницей между ними до Тарентского договора 37 до н.э. Однако Антоний в 32 развелся с О. и женился на Клеопатре, после чего О. жила в Риме, ни во что не вмешиваясь.

2. Клавдия О., дочь имп. Клавдия и Мессалины (ок. 40 - 62 н.э.). В 53 она вышла замуж за Нерона, к-рый развелся с ней в 62 и сослал ее, чтобы иметь возможность жениться на Поппее Сабине. В том же году Нерон приказал убить О. Ее жизнь стала сюжетом приписыв. Сенеке Младшему трагедии «Октавия». Это единств. дошедший до нас образец рим. драмы на ист. тему, однако написана она после смерти Сенеки.

ОКТОБОЛ

ОКТОБОЛ - греч. серебр. монета, к-рая составляла 1/3 афинской тетрадрахмы (монеты в 4 драхмы), или 4/6 драхмы, и весила ок. 5,5 г. О. встречается как в др.-греч., так и в эллинистич. периоды.

ОЛИВКИ

ОЛИВКИ - их обычно срывали руками, только в больших оливковых рощах плоды сбивали палками. О. ели маринован. с уксусом и солью или консервиров. сладкими с медом и винным суслом. Лучшее оливковое масло получали из зеленых плодов, но осн. часть масла давали полуспелые, коричневые О. Из созревших, иссиня-черных О. прежде всего удалялись косточки, к-рые не следовало размалывать, т.к. в этом случае масло получалось лучшего кач-ва. Косточки удаляли, топча О. на спец. площадке сандалиями на дерев. подошве. В 4 в. до н.э., когда увеличились площади оливковых посадок, для удаления косточек было изобретено спец. устройство, действовавшее как вальцовый агрегат. Масло получали при помощи прессов различ. конструкции, совершая две операции. Первая из них давала масло, к-рое шло в пищу, вторая - масло, использовавш. для умащения. Спрос на это масло был очень велик, но т.к. оно легко прогоркало, в него добавляли ароматич. вещества. Масло, ставшее несъедоб., употребляли для освещения.

ОЛИВКОВОДСТВО

ОЛИВКОВОДСТВО - в греч. мире, и прежде всего в Аттике, большое место в экономике принадлежало разведению олив. Поскольку оливковые деревья цветут лишь раз в два года, у нецветущих экземпляров старались вызвать цветение путем прививки соотв. отобран. привоя, чтобы предотвратить потери урожая. Сбор урожая оливок был обставлен не так торжественно, как сбор винограда. Однако оливковое дерево (в т.ч. дикорастущее) фигурирует в многочисл. культах, сказаниях и мифах. Как свящ. дерево, оливы охранялись законом, запрещавшим срубать их без разрешения властей. Оливы находились под особым покровит. Афины и Зевса (Минервы и Юпитера), но также были связаны с Аполлоном и Гермесом. Ветвь оливкового дерева была символом мира, победы на олимпийских состязаниях, радости и жизни. В Италии лучшие сорта олив производ. в обл. Венафра, мн. олив выращивалось в Истрии и Испании. Оливам уделялось мн. внимания в соч. рим. писателей, посвящ. земледелию; ок. 50 н.э. Герон описал технич. устройства, необходимые для переработки оливок.

ОЛИГАРХИЯ

ОЛИГАРХИЯ - гос. форма правления, при к-рой политич. и экономич. господство осуществл. небольшой группой аристократов или богачей. Термин «О.» впервые встречается у др.-греч. писателей (напр., у Аристотеля и Полибия) для обозначения такой формы гос. устройства, к-рая возникает в результате вырожд. аристократии.

ОЛИМП

ОЛИМП - 1. в греч. миф. гора в Фессалии, на к-рой обитают боги. Назв. О. догреч. происхожд. (возможна связь с индоевроп. корнем «вращать», т.е. указание на округлость вершин) и принадлежит ряду гор Греции и Малой Азии. На О. находятся дворцы Зевса и др. богов, построен. и украшенные Гефестом. Ворота О. открывают и закрывают горы, когда боги выезжают на золотых колесницах. О. мыслится символом верхов. власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов.

2. (ок. 750 до н.э.) - легенд. греч. музыкант из Мизии или Фригии, символ проникновения малоазийской музыки в Грецию, положивший начало сольной игре на авлосе и создавший древнейшие энгармонич. мелодии, исполнявш. при жертвоприношениях.

ОЛИМПИАДА

ОЛИМПИАДА - 1. (ок. 375 - ок. 315 до н.э.) - жена македон. царя Филиппа II, мать Александра Македонского. Честолюбивая и властная, О. вмешивалась в политич. жизнь; была, видимо, причастна к убийству мужа (336 до н.э.). После смерти Александра О. приняла активное участие в борьбе диадохов за власть, отстаивая права на престол своего внука Александра IV, сына Александра. О. подчинила своей власти всю Македонию и расправлялась со сторонниками диадоходов Кассандра и Антипатра. Однако Кассандр вскоре осадил столицу Македонии Пидну и вынудил О. к сдаче. По его приказу О. была убита.

2. у древ. греков четырехлетний период между двумя Олимпийск. играми. Счет времени по О. был введен ок. 264 до н.э. историком Тимеем. Началом первой О. считается 776 до н.э. (с этого времени велись списки победителей в Олимпийских играх). Хронологией по О. пользовались Полибий, Диодор Сицилийский, Дионисий Галикарнасский и др. историки.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ - древнейшие и наиболее популяр. общегреч. празднества и состязания. Устраивались в честь Зевса, происходили 1 раз в 4 года (согл. традиции, с 776 до н.э.) в Олимпии. На время О. и. объявл. обязат. для всех греков «свящ. мир», когда в Греции не велось воен. действий и дороги в Олимпию были безопасны.

Проходили О. и. в теч. 5 дней: первый и пятый дни были посвящены торжеств. процессиям, жертвопр. и церемониям, остальные - спорт. состяз. мужчин и мальчиков. В программу О. и. в классич. время входили состяз. в беге колесниц, пятиборье, кулачный бой и т.д. Выступать могли лишь полноправные граждане греч. полисов, позднее - также и римляне. Из-за обязательности длител. тренировок, содержания лошадей и др. участниками О. и. могли быть только зажиточ. греки, а в состязаниях в беге колесниц участвовали самые богатые граждане. Женщины не допускались к месту О. и. Победители соревн. - олимпионики - награжд. венком из веток оливкового дерева и пользовались в Греции почетом и уважением, иногда даже обожествл. В своих городах они обычно получали важные экономич. и политич. привилегии. Во время игр перед собравш. выступали поэты, философы, ораторы. Распорядителями и судья-ми игр были избираемые из граждан обл. Элида элленодики. О. и. были отменены с победой христианства рим. имп. Феодосием I в 394.

ОЛИМПИЙЦЫ

ОЛИМПИЙЦЫ - верхов. божества греч. пантеона, местом пребывания к-рых был Олимп. Эпитет «Олимпиец» по преимуществу относился к Зевсу. Назв. О. употреблялось также, чтобы подчеркнуть противоположность хтонич. божествам.

ОЛИМПИОДОР

ОЛИМПИОДОР - посланник (?) имп. Гонория. Благодаря составл. им в 5 в. н.э. реферативному труду «Александ-рийский философ Олимпиодор о Зосиме, Гермесе и философах» сохран. важные сведения по алхимии из утрач., не дошедших до нас соч.

ОЛИМПИЯ

ОЛИМПИЯ - др.-греч. город в Элиде (сев.-зап. часть Пелопоннеса), религ. центр, место культа Зевса и посвящ. ему Олимпийских игр; важнейший худож. центр Др. Греции, созданный в теч. веков усилиями большинства греч. городов. Архитект. ансамбль О. в основном сложился в 7 - 4 до н.э. Его центром был храм Зевса Олимпийского (построен арх. Либоном в 468 - 456 до н.э.), в к-ром находилась статуя Зевса, выполн. Фидием. На терр. Алтиса (свящ. рощи О.) находились также храм Геры (кон. 7 в. до н.э.), святилище Пелопса (восходит к кон. 2-го тыс. до н.э.), Метроон (1-я пол. 4 в. до н.э.), храм Матери богов, многочисл. алтари и жертвенники, тысячи статуй богов, героев, атлетов - победителей в Олимп. играх. Сохранились статуи Нике (ок. 455 или ок. 420 до н.э.) работы Пеония, Гермеса с младенцем Дионисом (ок. 340 до н.э.) Праксителя. По указанию Филиппа 2 в. 338 - 334 до н.э. было построено здание Филиппейона и во 2 в. н.э. Иродом Аттиком - экседра (полукруглая ниша). О. пришла в упадок с победой христианства, а в 426 была разгромлена рим. имп. Феодосием II.

ОЛИНФ

ОЛИНФ - др.-греч. город на п-ве Халкидика (ныне развалины, в 50 км к Ю. от Салоник). В 480 до н.э. завоеван персами, но вскоре освобожден. Входил в Архе Афинскую. С 432 до н.э. он стал центром союза халкидских городов, успешно противостоящих Афинам, Македонии и Спарте. В 382 до н.э. был подчинен Спарте. В 379 до н.э. добился независимости и вновь возглавил союз, но в 348 до н.э. был взят Филиппом II, разрушен, сожжен и больше не восстанавл.

ОЛИНФСКАЯ ВОЙНА

ОЛИНФСКАЯ ВОЙНА (осень 349 - осень 348 до н.э.) - война Филиппа II против Олинфа и его союзников - 32 городов п-ова Халкидика. В этой войне Македонская держава ставила целью подчинить себе Олинф, мешавший, благодаря своему экономич., политич. и стратегич. значению, ее захватнич. планам. Как формал. повод Македония выставила заключение оборонит. и наступат. союза между Олинфом и Афинами в 352 до н.э. и отказ Олинфа выдать Филиппу II его мятежных братьев. Овладев к 349 рядом городов Халкидики, Фессалии, разбив Фракию, пеонийцев и иллирийцев и изолировав т.о. Олинф, Филипп II весной 348 перешел к его осаде. На стороне Олинфа выступали Афины, но их помощь оказалась запоздавшей и недостаточно эффективной. Из-за неудачной воен. тактики олинфян и их созников, превосходства македон. армии, деятельности промакед. партий и прямого предательства (переход к македонянам олинфских нач. конницы Ласфена и Эвфикрата с 500 всадниками) Олинф был взят, разграблен, разрушен и сожжен. Большинство граждан продано в рабство на рудники, часть переселена колонистами во Фракию, немногие бежали в др. греч. города. Были также, по словам Демосфена, разрушены города, союзные с Олинфом; Афины вышли из войны, заключив позднее с Македонией Филократов мир 346 до н.э.

ОЛИСИПО

ОЛИСИПО - в древности назв. Лиссабона.

ОЛОВО

ОЛОВО - в эпоху классич. древности О. вывозилось из Британии либо мор. путем через Испанию, либо по суше через Галлию. Точное местополож. оловянных о-вов - Касситерид оставалось для географов неизвестным, видимо, потому, что сохранялось финикийцами в тайне. Однако им стали известны испанские месторожд. О., использовавш. вплоть до императорского времени.

ОЛОВЯННЫЕ ОСТРОВА

ОЛОВЯННЫЕ ОСТРОВА - скорее всего, Британия. Импорт олова приобрел огромное значение в эпоху бронзы, т.к. его месторожд. в отличие от месторожд. меди были весьма редки. Предположение греков о существовании отдал. О. о. на 3. Океана вполне объяснимо, если учесть существование месторожд. олова в Корнуолле и Девоне, к к-рым греки добирались мор. путем.

ОЛЬВИЯ

ОЛЬВИЯ - Борисфен - др.-греч. гор.-госуд. на Бугском лимане (остатки городища и могильника теперь близ. с. Парутино). Осн. переселенцами из Милета и др. ионийских городов в 1-й пол. 6 в. до н.э. В эпоху своего расцвета - 5 - 3 вв. до н.э. - О. достигла наибольших размеров - ок. 50 га, с населением в 12 - 15 т.ч., преим. греков. В 331 до н.э. город подвергся нападению 30 тыс. войска греч. полководца Зопириона. Во 2 и 1 вв. до н.э. О. переживает глубокий экономич. и соц. кризис. Во 2 в. до н.э. О. входила в Скифское госуд. Крыма и Ниж. Поднепровья, цари к-рого здесь чеканили монеты со своим изображ. (Скилур во 2 в. до н.э., Фарзой и Инисмей в 1 - 2 вв. н.э.). Вместе с тем она постоянно находилась под угрозой враждебно настроен. племен. В сер. 1 в. до н.э. город был разрушен гетами. В 1-й пол. 2 в. н.э. О. угрожали тавроскифы, ок. сер. 1 в. сюда вводится рим. гарнизон, находивш. там ок. 100 лет; О. была включена в рим. пров. Мезию. С сер. 3 в. О. снова вступила в полосу глубокого кризиса и в 4 в. прекратила свое существование.

ОМАР

ОМАР - 1. ибн-аль-Хаттаб (ок. 580 - 644) - араб. халиф 634 - 644. В правл. О. арабами были завоеваны Палестина, Сирия, Ирак, Зап. Персия, начато завоев. Египта. Захваченные обл. сост. основу владений араб. халифата.

2. ибн-аби-Рабия (ок. 643 - 712/719) - араб. поэт-лирик. Первый поэт-горожанин; в стихах О. отсутствуют мотивы и образы доислам. бедуинской поэзии.

ОМЕЙЯДЫ

ОМЕЙЯДЫ - династия араб. халифов, правившая в Дамасском халифате с 661 по 750. Происходила из курейшитского рода Омейи. Основана правителем Сирии Муавией, к-рый, опираясь на поддержку араб. родовой знати, добился низложения халифа Али (правил в 656 - 661), провозгл. себя халифом (правил в 661 - 680) и закрепил власть за своим родом. Столицей халифата при О. был Дамаск. В период правл. О. к владениям араб. халифата, состоявшим из Аравийского п-ва, Месопотамии, Палестины, Сирии, Персии, Египта, были присоед. Сев. Африка (кон. 7 - нач. 8 вв.), Пиренейский п-в (нач. 8 в.), Ср. Азия (2-я пол. 7 - нач. 8 вв.), нек-рые княжества С.-З. Индии, Армения, Азербайджан и часть Грузии. О. вели напряжен, борьбу с Византией. В 747 в Мерве началось восст. против О. под рук-вом Абу-Муслима. Оно привело к свержению О. (750) и переходу власти к новой династии - Аббасидов. Почти все члены рода О. были истреблены. Один из уцелевших О. - Абдаррахман (Абд-эр-Рахман), бежал в Испанию, где в 756 основал Кордовский эмират.

ОМЕЛА

ОМЕЛА - вечнозеленое растение, растущее на ветвях различ. деревьев, в различ. мифопоэтич. традициях выступает как символ жизни. Рим. писатели (Цезарь, Плиний Старший и др.) описывают окружен. таинственностью друидский ритуал собирания О. Вергилий в «Энеиде» сообщает о том, как Эней по совету Сивиллы добывает ветвь О. («золотую ветвь»), приносит ее в жертву Прозерпине и попадает в подзем. царство для свидания со своим отцом. В мифопоэтич. сознании О., вероятно, могла связ. и с солнцем; именно этой связью можно объяснить обычай срезать О. во время летнего и зимнего солнцестояний, соотносимых соотв. с жизнью и смертью. В этом контексте показательна и одна из эпиклес Аполлона - Иксиос, т.е. букв. «омеловый». Широко распростр. обычай целоваться под О. на рождество часто рассматр. как пережиток фаллич. ритуалов или отражение нек-рых архаич. свадебных обрядов (двойные листья или ягоды О. обычно символизируют высшую плодотворную потенцию и т.п., иногда небесных близнецов; кельтские друиды почитали ягоды О. как оплодотворяющую росу божеств. происхождения).

Добывание О. в канун рождества в ряде традиций и поныне явл. ритуалом, в определ. мере напоминающим друидский. Вместе с тем бытуют представл., что срезание ветви О. явл. опасным. Ветвями омелы украшают дома снаружи и внутри, ее ветки (или изготовл. из омелы фигурки) развешивают в помещениях для скота с целью изгнания злых духов и ведьм и т.п. Согл. многочисл. поверьям, «золотая ветвь» О. способна помочь отыскать золотой клад или открыть замок, а напиток из О. обеспечивает человеку неуязвимость. Широко известно использ. О. в магии и нар. медицине, где она относится к растениям Иоанна Крестителя и счит. всеисцеляющим средством.

ОМРИ

ОМРИ - израильский царь (878 - 871 до н.э.). Захватил власть в Израильском царстве. В результате переворота положил начало новой династии, правившей до 845 до н.э. О. основал Самарию, ставшую во 2-й пол. 9 в. столицей Израильск. царства, и покорил Моав. Ассир. летописцы 9 в. до н.э. называют Израильское царство «Домом О.» (Бит-Хумри).

ОМФАЛ

ОМФАЛ - древ. культовый объект в Дельфах, считавш. центром («пупом») Земли (имел вид монолитной глыбы и находился в целле храма Апол-лона).

ОМФАЛА

ОМФАЛА - в греч. миф. царица Лидии, вдова Тмола (сына Тантала), к к-рой по приказанию дельф. оракула в наказание за убийство Ифита был отдан в рабство Геракл на год. По прихоти О. Геракла наряжали в жен. одежды, и он вместе со служанками прял шерсть и выполнял домашние работы, сама же О. облачалась в львиную шкуру и носила палицу героя.

ОНАГР

ОНАГР - дикий осел.

1. Шумеры приручили О. и использовали его как тягловую силу раньше лошади. Позднее, в Риме, О. играли важную роль в выведении породы мулов. Тацит упоминает сирийских диких ослов. Их часто показывали в цирке.

2. Камнемет.

ОНАСАНДР

ОНАСАНДР (ок. 50 н.э.) - написал, подражая Ксенофонту, книгу о воен. иск-ве, содержащую практич. советы полководцу; это соч., популяр. в эпоху Возрождения, дошло до нас.

ОНЕЗИМ

ОНЕЗИМ - вазописец ок. 490 - 475 до н.э., положивш. начало новому стилю росписи краснофигурных ваз. Как правило, О. ограничивался изображ. одной фигуры на тулове сосуда, оставляя боковые поля свободными. Впервые анатомич. верно воспроизвел мускулатуру и ввел различие в изображ. ноги в движении и в покое.

ОНЕСИКРИТ

ОНЕСИКРИТ - ученик Диогена Синопского, принял участие в походе Александра Македонского в Индию. Совершил плавание по Гидаспу, Акесину и Инду вплоть до его устья; был гл. штурманом в экспедиции Неарха между устьями Инда и Евфрата. По образцу «Киропедии» Ксенофонта написал сохранивш. во фрагментах книгу, прославляющую Александра как кинич. героя и распространителя культуры. О. идеализировал инд. брахманов (гимнософистов), с к-рыми он, вероятно через переводчика, беседовал об инд. и греч. философии.

ОНУРИС

ОНУРИС - Анхур, Инхар - в егип. миф. бог охоты; почитался также как и бог войны. Центр О. - г. Тинис, где он считался творцом вселенной. Жена О. - Мехит, сын - отожд. с Гором Инмутеф. В мифах чаще всего выступает как солнеч. змееборец: помогает Ра в борьбе с Апопом, Гору Бехдетскому в битве с Сетом. Связан с мифом о возвращ. солнечного Ока Тефнут в Египет: по одному из вариантов, Ра посылает за ней в Нубию О. (отсюда эпитет О. - «тот, кто приводит издалека»). О. отожд. с Гором, Шу; у греков - с Аресом.

ОПЕКА

ОПЕКА - греч. праву была известна О. над несовершеннолет. женщинами. Опекун над детьми, как правило ближайший родственник муж. пола, назначался в соотв. с завещанием отца. В Афинах, в случае отсутствия ясно выраж. последней воли отца, опекуна мог назначать архонт-эпоним. О. продолжалась до достижения опекаемым совершеннолетия и занесения его имени в списки граждан и включала в себя воспитание, управл. имуществом и представит. в юридич. отношениях. Подавать жалобы о недобросовестности опекуна опекаемый имел право лишь до истеч. пятилетнего срока по окончании О. О. над женщинами продолжалась пожизненно или прекращалась с замужеством, после чего функции опекуна переходили к супругу. Опекун над женщиной выполнял задачи, сходные с О. над сиротами с тем отличием, что женщина имела право распоряжаться имуществом в огранич. объеме. Согл. рим. праву, законными опекунами над несовершеннолет. детьми и незамуж. женщинами явл. ближайшие родственники муж. пола в следующем порядке: братья, дядя с отцовской стороны и, наконец, дядя с материн. стороны. Однако уже в ранний период распростр. практика назначения опекуна по завещанию отца семейства и неск. позднее по постановлению гос. органа. С приобретением женщинами все большей правовой самостоят. О. над ними постепенно теряла значение. Осн. задача опекуна состояла в управл. имуществом.

Предыдущая страница Следующая страница